AutoCAD Architecture. Полезные дополнения

Блок — это набор примитивов, сгруппированных в один элемент и работающих как единое целое. Объединение объектов в блоки облегчает повторное использование их как внутри одного чертежа, так и в других чертежах.

В AutoCAD по умолчанию есть набор блоков, которые разработчики вставили как пример. Они располагаются на инструментальной палитре, которая находятся на вкладке «Вид» → панель «Палитры». На данной панели располагаются все палитры, которые есть в программе. С одной из них мы уже познакомились — это палитра «Свойства» (Ctrl+1).

Любую палитру можно перемещать по экрану, а можно закрепить, перемещая ее мышкой к какому-либо краю графического пространства. Но наиболее удобный вариант — свернуть панель. Для этого надо нажать ПКМ на краю панели и в появившемся контекстном меню выбрать «Закрепить слева» (или справа), как показано на рис.:

Как видите, блок — это не что иное, как сгруппированный набор примитивов, которые представляют собой единый цельный объект. Если его выделить и потянуть за ручки, то размеры объекта изменяться в реальном времени. Это, так называемое свойство динамики, а сам блок называется динамическим. Блоки могут состоять из объектов, изначально находившихся на различных слоях и имевших различные свойства.

Для создания определения блока в текущем чертеже необходимо:

1. Перейти на вкладку «Вставка» → панель «Определение блока» → «Создать блок» или в командной строке прописать псевдоним команды «БЛОК» — «б» и нажать Enter.

Откроется диалоговое окно «Определение блока».

2. Указать имя блока (в нашем случае — «Окно»). В любом случае, имя должно быть уникальным и отображать суть создаваемого элемента чертежа.

3. Задать базовую точку. В качестве базовой точки блока рекомендуется указывать какую-либо его характерную точку на самом объекте. Во-первых, вам будет удобнее потом вставлять блок, а во-вторых, именно в базовой точке появляется «ручка» при выделении блока к которой будут срабатывать объектные привязки.

4. Выбрать объекты, которые должны войти в блок. Ниже есть группа переключателей, которые определяют, что делать с выделенным набором объектов после объединения их в блок:

Оставить — после создания блока объекты будут сохранены на чертеже в том виде, в котором они были до создания блока.

Преобразовать в блок — после создания блока исходный набор объектов будет заменен на созданный блок. Эта установка используется по умолчанию и подходит для большинства случаев. Воспользуемся именное ей.

Удалить — после создания блока исходные объекты будут удалены.


В результате, исходные объекты преобразуются в блок и будут выглядеть следующим образом:

Давайте рассмотрим очень важную особенность блоков . Представим ситуацию: с помощью блока создали элемент, вхождение которого на чертеже повторятся очень большое количество раз (например, окна на фасаде многоэтажного здания). После завершения проекта, по просьбе заказчика, возникла необходимость изменить внешний вид данного элемента.

Так вот, самым большим преимуществом блоков является то, что достаточно отредактировать только лишь одно определение блока (т.е. основное описание блока), и все остальные вхождения (элементы, которые присутствуют на чертеже) автоматически изменяться. В противном случае, пришлось бы редактировать каждый объект отдельно или вносить изменения для одного объекта и далее копировать его и заново вставлять.

Что бы добраться до основного вхождения необходимо попасть в «Редактор блоков» (см. п.5.2), где можно вносить изменения в исходный объект, работая с отдельными примитивами, из которых состоит блок. Можно также выполнять построения, используя команды вкладки «Рисование» и «Редактирование», точно также, как и в пространстве Модели. После окончания редактирования нужно сохранить все внесенные изменения и закрыть «Редактор блоков». После этого, все объекты, которые были в пространстве Модели изменятся.

Таким образом, можно коллективно управлять свойствами блоков. Блоки на чертеже — это всего лишь графические ссылки в область данных файла, где лежит само описание блока. Попадая в редактор мы переходим в описание блока, где можем его изменять.

Предыдущая1234567891011Следующая

Уроки Autocad. Самоучитель по программе Автокад для начинающих новичков

Сейчас уже мало кто представляет труд инженера без использования компьютера. А основной программой для черчения большинство пользователей считает именно AutoCAD (или Автокад, как ее часто называют в России), хотя кроме 2d черчения в программе доступны и базовые приемы по 3d моделированию. Практически, эта система автоматизированного проектирования (САПР) стала на многие годы стандартом для остальных.

Автокад, пожалуй, самая популярная в мире программа для черчения. Она используется при проектировании в машиностроении, электротехнике и электронике, в строительстве и во многих других сферах. Для этих целей применяются такие специализированные пакеты программ на базе AutoCAD как:
AutoCAD Mechanical
AutoCAD Electrical
AutoCAD Architecture

На сайте Autocad-uroki.com размещаются уроки по созданию чертежей в AutoCAD.

AutoCAD Architecture

Они рассчитаны на начинающих пользователей данной программы. Сначала мы узнаем где скачать официальные русские версии AutoCAD, затем установим AutoCAD себе на компьютер и познакомимся с интерфейсом программы, командами, панелями инструментов и меню. Затем, в качестве примера, который позволяет быстро освоить основные навыки работы в программе, создадим за несколько уроков чертеж вала, переведя его в электронный вид.

Может быть даже где-то построение мы будем вести не совсем правильно (где-то даже намеренно сделаем ошибки, чтобы потом их исправить), но постараемся ознакомиться с максимальным количеством основных команд, используемых для создания и редактирования чертежа.

Помимо уроков работы в AutoCAD на сайте также вы можете найти примеры чертежей, созданных в программе — в разделе Чертежи .
В разделе Видеоуроки – видеоролики по работе в программе, примеры выполненных работ.
Где и как скачать программы, шаблоны, дополнения и просто полезные утилиты к Autocad можно узнать на странице Скачать .

AutoCAD Architecture — AutoCAD для архитекторов.

Специализированные архитектурные инструменты (такие как стены, двери, окна, колонны, балки, перекрытия, крыша и пр.) помогают повысить эффективность проектирования и создания рабочей документации.

AutoCAD Architecture 2014

Автоматизация рутинных операций позволяет сократить количество ошибок.

Знакомая среда AutoCAD помогает добиться мгновенного роста производительности, а также позволяет изучать незнакомые функции в удобном для пользователя темпе. Обмен данными с другими участниками проектного коллектива упрощается благодаря использованию технологии DWG. Встроенные средства рендеринга позволяют ускорить процесс проверки и утверждения проектов благодаря реалистичной визуализации. AutoCAD Architecture обеспечивает более быстрые темпы работы архитекторов, знакомых с AutoCAD.

Основные возможности Autodesk AutoCAD Architecture

Разрезы и фасады

При внесении изменений в проект AutoCAD Architecture обновляет разрезы и фасады. При этом сохраняются заданные слои, цвета, типы линий и прочие свойства.

Стены, двери и окна

Рабочая документация создается с использованием стен, дверей и окон, которые имитируют реальные архитектурные объекты.

Стены и их свойства редактируются на уровне компонентов, что позволяет усовершенствовать работу с такими типами стен, как наклонные, угловые и пересекающиеся огнестойкие. Более точным стало управление размещением окон и дверей в архитектурных чертежах. При перемещении стены автоматически обновляются все примыкания к ней других стен. При этом используются знакомые команды Autodesk AutoCAD, например «Сопряжение» и «Фаска».

Создание чертежей узлов и пояснений

Для более быстрого формирования рабочей документации в архитектурных проектах и нанесения пояснений предлагаются обширная библиотека компонентов узлов и мощные средства работы с ключевыми заметками.

С их помощью ускоряется создание таких элементов оформления, как надписи, легенды и ссылки на узлы. После создания узлов легенда размещается на чертеже всего несколькими щелчками мыши.

Удобный пользовательский интерфейс

Новый интерфейс архитектурной САПР AutoCAD Architecture , основанной на платформе AutoCAD, характеризуется оптимальной организацией, большей площадью графической области, а также быстрым доступом к инструментам и командам. Пользователи получают удобный доступ к привычным инструментам, могут более эффективно находить редко используемые команды и осваивать новые функции. Усовершенствованный интерфейс используется во многих продуктах Autodesk.

Встроенные средства визуализации

Проекты, выполненные клиентами ЗАО «СиСофт» с использованием AutoCAD Architecture : интерьер и экстерьер коттеджа. Архитектор - Наталья Абрамова (Проектная группа ADEC).

С помощью встроенных средств визуализации можно подготовить для заказчика эффектную презентацию на любой стадии архитектурного проекта.

Возможности визуализации полностью интегрированы в среду AutoCAD Architecture . Программа позволяет быстро передавать проекты на проверку и утверждение путем публикации в форматы DWF и DWFx.

Размеры стен

В AutoCAD Architecture для стен и всех их компонентов применяются AEC-размеры. При нанесении размеров учитываются разнообразные варианты привязки: к осевым линиям стен, их наружным поверхностям и т.п. При изменениях в проекте не требуется ручного обновления ассоциативных размеров, т.к. они пересчитываются автоматически.

Составление спецификаций

Стили спецификаций легко подстраиваются под стандарты предприятия. Можно создавать новые стили спецификаций, которые будут содержать необходимые данные. Данные спецификаций динамически связаны с объектами чертежей и обновляются при изменении любого элемента. Поддерживаются объединение, форматирование и подведение промежуточных итогов по сходным данным на разных уровнях, а также экспорт спецификаций в Microsoft Excel.

Маркировка помещений и документация

Маркировка помещений и их площадей осуществляется автоматически. При изменении граничных элементов соответствующие помещения обновляются автоматически. Эта возможность экономит время и обеспечивает точность документации. Помещения можно создавать при помощи смещений от граничных элементов на основе стандартных или пользовательских правил. Расчет площадей выполняется в соответствии с такими общепринятыми стандартами, как BOMA, DIN и SIS.

Документация по помещениям

Функция Roombook позволяет задавать для поверхностей различные виды отделки. Расчет площадей поверхностей стен, полов и потолков, а также периметров комнат и элементов мебели повышает качество рабочей документации. Детальные спецификации по каждой поверхности можно экспортировать в таблицы Excel или в файлы DWF для расчета смет в Autodesk Quantity Takeoff.

Реконструкция зданий

Инструменты, предназначенные для создания проектов реконструкции, помогают проектировщикам работать с высокой производительностью. Сохраняемые, новые и подлежащие сносу элементы здания выделяются на видах графическим способом. Все виды в комплекте рабочих чертежей координируются между собой.

Поддержка облаков точек

Можно осуществлять моделирование на основе результатов 3D-сканирования. Это позволяет оптимизировать трудоемкие проекты реконструкции и реставрации. Благодаря поддержке до 2 миллиардов точек можно быстро визуализировать поверхности сканированных объектов и выполнять привязку к ним прямо в рабочем пространстве для моделирования. В AutoCAD Architecture появилась возможность отображать больше точек на экране и выделять образуемые ими формы. Также улучшен API-интерфейс программирования.

Что нового

Резервная копия файла с информацией о проекте

Наличие резервной копии файла с информацией о проекте в AutoCAD Architecture позволяет избежать трудоемкой процедуры восстановления этого файла в случае его повреждения. Резервная копия файла с информацией о проекте (*.apj) может быть в любой момент восстановлена в качестве основной.

Масштабирование аннотаций и единиц измерения

При изменении единиц чертежа ярлыки объектов, текстовые надписи и другие масштабируемые аннотации сохраняют свой прежний внешний вид и размеры. Кроме того, при изменении единиц корректно себя ведут многие другие параметры AutoCAD, в том числе масштаб типа линий.

Блок крутого откоса

Новый блок крутого откоса позволяет быстро формировать графику, иллюстрирующую изменения уклона, избавляя от необходимости создавать такую сложную графику вручную.

Послойный порядок отображения

Порядок вывода слоев с объектами на экран устанавливается с помощью списка.

Предварительный просмотр позволяет убедиться, что изменения дадут правильный результат.

Перенос на слой 0

Все объекты чертежа могут быть перенесены на слой 0 одним щелчком мыши. Это бывает необходимо, например, при подчистке чертежей, в которых имеются объекты на неиспользуемых слоях.

Замена блоков

При модификации проекта стало удобнее заменять в нем компоненты. Связывать вхождения блоков с другими описаниями можно, не создавая блоки заново.

Улучшенная работа с дверями, окнами и проемами

Процесс размещения дверей, окон и проемов оптимизирован. Команда вставки проемов со смещением относительно стены стала более удобной благодаря автоматической привязке к позиции курсора. Множественная вставка проемов с определением их количества, расстояния между ними и способа привязки позволяет быстро сформировать поэтажные планы.

Разрезы и фасады

Двумерные разрезы и фасады формируются непосредственно из планов.

Версия программы: 2018 Build 8.0.44.0 (2018.0.2 Build O.72.0.0)
Официальный сайт: autodesk.ru
Автор сборки : m0nkrus
Язык интерфейса: Русский / Английский
Лечение: в комплекте
Тип лекарства: патч-кейген

Системные требования:
- 32-разрядная или 64-разрядная версия Microsoft Windows 7 SP1, Windows 8.1 с обновлением KB2919355, Windows 10 (только 64-разрядная)
- 32-разрядный (x86) или 64-разрядный (x64) процессор с тактовой частотой 1 ГГц или выше
- Для 32-разрядной версии: 2 ГБ ОЗУ (рекомендуется 3 ГБ); для 64-разрядной версии: 4 ГБ ОЗУ (рекомендуется 8 ГБ)
- Видеоадаптер с разрешением 1360x768 (рекомендуется 1920x1080 или выше), обеспечивающий режим полноцветной палитры (True Color) и поддержкой DirectX 9 (рекомендуется DirectX 11). На 64-разрядных редакциях Windows 10 поддерживаются разрешения до 3840x2160
- 10 ГБ свободного места на диске для установки
- Цифровой преобразователь с поддержкой WINTAB
- Microsoft Internet Explorer 11.0 или более поздней версии
- Adobe Flash Player 22 или более поздней версии
- .NET Framework 4.6

Дополнительно для 3D-моделирования и больших объемов данных
- 8 ГБ ОЗУ или больше
- 6 ГБ свободного места на диске, без учета места, необходимого для установки
- Видеоадаптер с разрешением 1920x1080, обеспечивающий режим полноцветной палитры (True Color), с объемом памяти не менее 128 МБ, Pixel Shader 3.0 или более поздней версии, видеокарта класса рабочих станций с поддержкой Direct3D

Описание :
AutoCAD Architecture – это AutoCAD для архитекторов. Специализированные функции для архитектурного проектирования и черчения, а также привычная рабочая среда повышают эффективность выпуска проектов и рабочей документации. Рост производительности работы пользователей в AutoCAD Architecture по сравнению с традиционными САПР наблюдается уже с первой минуты, а новые функции продукта проектировщики изучают в удобном для себя темпе.

В AutoCAD Architecture, который представляет собой AutoCAD для архитекторов, инструменты архитектурного проектирования объединены с привычной средой AutoCAD. Это повышает эффективность работы и улучшает координацию действий со смежниками.

  • Реконструкция зданий
  • Предварительный просмотр стилей архитектурных объектов
  • Стены, двери и окна
  • Встроенные средства визуализации
  • Изменения сопряжения/фаски в реальном времени
  • Технология TrustedDWG
  • Выдача файлов в Диспетчере структуры проекта
  • Возврат файлов в Диспетчер структуры проекта
  • Поддержка формата IFC (Industry Foundation Class)
  • Поддержка формата PDF
  • Разрезы и фасады
  • Цветовые обозначения при сравнении версий
  • Автоматизированные описания наборов характеристик
  • Нанесение размеров стен
  • Маркировка помещений и документация
  • Документация по помещениям
  • Создание архитектурных чертежей и нанесение аннотаций
  • Масштабирование аннотаций и единиц измерения
  • Удобный доступ к стилям
  • Удобный пользовательский интерфейс
  • Настраиваемые спецификации
  • Простое изменение экземпляров блоков
  • Послойный порядок отображения
  • Произведено объединение четырех оригинальных дистрибутивов в один: английский х64, английский х86, русский х64, русский х86.
  • В инсталлер добавлена возможность установки локальной справки как для английской, так и для русской версии программы.
  • В инсталлер добавлена возможность установки модуля поддержки VBA-макросов.
  • В инсталлер добавлена возможность установки модуля SPDS Extension 6.0 позволяющего оформлять чертежи согласно требованиям ГОСТ 21.1101-2009 (см. скриншоты 3 и 7).
  • Так как в AutoCAD 2018 по умолчанию отсутствовал так называемый "классический интерфейс", я посчитал возможным его восстановить для страждущих (см. скриншот 8).
  • В установочный пакет AutoCAD Architecture 2018 x86 произведена интеграция AutoCAD 2018.0.2 Update .
  • В установочный пакет AutoCAD Architecture 2018 x64 произведена интеграция AutoCAD 2018.0.2 Update .
  • Утилита Autodesk Desktop App обновлена с версии 7.0.4.332 до версии 7.0.5.154.
  • Утилита Autodesk Licensing Manager обновлена с версии 5.1.4 до версии 5.1.5 HotFix 1.
  • Используемый в оригинальных дистрибутивах пакет.NET Framework 4.6 заменен на переработанный вариант из проекта .NET Framework 4.6.2 Full x86/x64 , со встроенными обновлениями по состоянию на 8 августа 2016 года.
  • Добавлена возможность отказа от установки утилиты Autodesk Desktop App.
  • Сборка избавлена от возникающей у некоторых проблемы, когда при подключении образа через виртуальный привод, установщик иногда требовал другой диск.
  • Объединенный инсталлер оптимизирован так, что потерял в весе ~2,6 Гб без потери функционала.
  • Все необходимое для лечения, включая подробную инструкцию, находится внутри образа в папке Crack.

23 мая 2017 года компания Autodesk выпустила заявление , которое в переводе на русский означает примерно следующее: если у вас установлен любой продукт линейки AutoCAD 2018, имеющий "на борту" обновление "AutoCAD 2018.0.1 Update" то вам необходимо до 1 июня 2017 года установить обновление "AutoCAD 2018.0.2 Update". В противном случае программа перестанет запускаться, сообщая об истечении времени пользования предварительной версией.

Что это, новая политика Autodesk или же банальная ошибка программистов, неизвестно. Хотя я склоняюсь к последнему.

Всвязи с этим, я оперативно перевыпустил все сборки линейки AutoCAD 2018, куда мной было встроено обновление "AutoCAD 2018.0.1 Update". Так как версия основного продукта (в данном случае Architecture) не меняется, а отличать новую сборку от предыдущей надо - в название новой сборки включен шильдик SE (Special Edition).

  • Установите AutoCAD Architecture 2018, выбрав желаемые компоненты.
  • Скопируйте необходимый вам кейген (32-битный или 64-битный) из папки Crack на жесткий диск. Если вы этого не сделаете, он не будет корректно работать.
  • Запустите программу. Откроется окно с предложением ввести серийный номер или использовать сетевую лицензию. Выберите "Использовать серийный номер" (Enter a Serial Number). Согласитесь с заявлением о конфиденциальности. В открывшемся окне лицензирования нажмите "Активировать" (Activate). В следующем окне используйте 111-11111111 185J1 в качестве кода продукта, после чего нажмите "Далее" (Next).
  • В открывшемся окне вас уведомят, что ваш серийный номер недействителен. Нажмите "Закрыть" (Close) и подтвердите отмену выполнения операции. Повторно откроется окно лицензирования, где опять нужно будет нажать "Активировать" (Activate). В следующем окне используйте 111-11111111 , 222-22222222 или 333-33333333 в качестве серийного номера и 185J1 в качестве кода продукта, и нажмите "Далее" (Next). В открывшемся окне выберите "У меня есть код активации Autodesk" (I have an activation code from Autodesk).
  • От имени администратора запустите кейген на жестком диске (правой кнопкой мыши по файлу и выбрать в выпадающем меню "Запуск от имени администратора") и нажмите в окне кейгена кнопку Patch. Должно появиться окно с сообщением "Successfully patched".
  • В поле Request кейгена скопируйте Код Запроса (Request Code) из окна лицензирования Autodesk, заменив им надпись "Paste Request here". После этого нажмите кнопку Generate и полученный результат из поля Activation кейгена перенесите в поле Код Активации (Activation Code) окна лицензирования Autodesk. Нажмите кнопку "Далее" (Next). Должно появиться сообщение об успешной активации продукта.
    ВНИМАНИЕ! Генерируемый Код Активации несколько длиннее, чем выделенное под него поле в кейгене. Постарайтесь не потерять часть символов при копировании. Но, также, хочу отметить, что этот код короче, чем выделенное под него место в окне лицензирования Autodesk. Шестнадцатое поле остается незаполненным, а пятнадцатое содержит лишь один символ - букву Z . Активации это не препятствует.
  • Наслаждайтесь зарегистрированной версией продукта!
  • AutoCAD Architecture. Полезные дополнения

    Инна Минеева

    Сейчас, наверное, уже никого не удивишь трехмерным проектированием. Уходят времена, когда проектировщики создавали проекты, используя только линии, кружочки и другие двумерные объекты, — по сути, чертили плоские виды, как привыкли это делать при работе на кульмане. С появлением первых компьютеров и программ, предназначенных для черчения, ребром встал вопрос о трехмерном проектировании и создании трехмерных моделей. Многие проектировщики пытались приспособить для этих целей «Автокад». Я знаю инженера-технолога, который в 90-е годы, применяя только трехмерные примитивы «Автокада», выполнял трассировку трубопроводов. Я сама, будучи инженером-строителем, свою первую трехмерную модель создала в «чистом» «Автокаде», без использования программ-приложений. Заказчику нужна была «птичка» — вид на объект с высоты птичьего полета, а рисовать обычными линиями было лень. Вот и пришлось немного поупражняться с 3D-телами — расставить в определенном порядке кубики, цилиндры, призмы и пр.

    Сейчас, конечно, всё изменилось: компьютеры стали более мощными, появилось много программ, ускоряющих работу проектировщика, широко внедряется трехмерное проектирование. На вертикальные решения сегодня переходят многие архитекторы и инженеры. Основой 3D-проектирования является модель. Она удобна тем, что на ее основе можно создать любое количество плоских видов — горизонтальных, вертикальных или произвольно ориентированных в пространстве. Из модели можно взять информацию о том, из каких конструктивных элементов она состоит, и исходя из этого создать ведомости и спецификации, необходимые при оформлении проекта. Кроме того, модель можно показать заказчику (который, как правило, плохо разбирается в чертежах), чтобы он мог наглядно представить, как, к примеру, будет выглядеть его будущий дом. Создание нескольких моделей обеспечит выбор для заказчика.

    Одной из специализированных программ, предназначенных для трехмерного проектирования, является AutoCAD Architecture (первая версия появилась в 1998 году и называлась тогда AutoCAD Architectural Desktop — сокращенно ADT). Она была основана на совершенно новой, не имевшей аналогов технологии объектного концептуального моделирования. Появление этой программы сделало процесс архитектурно-строительного проектирования гораздо проще. В то время уже существовали как зарубежные, так и отечественные программы, предназначенные для автоматизации работы архитекторов и проектировщиков-строителей, но в AutoCAD Architectural Desktop впервые появились «умные», «интеллектуальные» объекты. Так, при перемещении одной из стен расположенные рядом стены «подстраивались» под нее (укорачивались или удлинялись) или при изменении размеров окна менялся размер проема в стене. Впервые стало возможно отображать один и тот же объект в модели с различной степенью подробности (например, дверь можно было отобразить схематично — одной линией, а можно было показать дверную коробку, отделку дверного полотна и даже дверную ручку), была реализована логическая двусторонняя связь модели и спецификации (то есть при изменениях в модели автоматически выполнялись изменения в спецификациях и наоборот).

    Впервые я познакомилась с этой программой в 2004 году — к тому моменту у меня уже был опыт работы с аналогичными отечественными программами — «АРКО» и «Маэстро». Программа ADT понравилась: сразу обратили на себя внимание достоинства, которых не было в наших программах («интеллектуальность» объектов, связь модели и спецификации и пр.). Но в то же время обнаружился и серьезный недостаток, характерный для всех зарубежных программ, — отсутствие адаптации к российским стандартам. Уже с первых дней работы в программе возникло много вопросов: как создать базу данных, элементы которой несут в себе информацию, необходимую для получения спецификаций; как быстро выполнить маркировку элементов; как создать формы спецификаций, соответствующие нашим ГОСТам, и др. Думаю, подобные вопросы возникают у всех проектировщиков, начинающих работать в программах зарубежного производства. В итоге появилась идея разработать собственные дополнения к программе. Так, благодаря инициативе и усилиям ГК «Русский САПР», появились два приложения к AutoCAD Architecture — адаптационные модули «Окна и двери» и «Полы и отделка».

    В модуль «Окна и двери» включена база данных на окна и двери практически по всем ГОСТам, применяемым в России. В случае необходимости базу данных можно дополнять. Кроме того, средствами этого модуля можно создавать индивидуальные окна и двери, что особенно актуально в наше время, когда широко распространены индивидуальные металлопластиковые окна и двери. Для созданных средствами модуля элементов выполняется автоматическая маркировка, а также формирование спецификаций и схем заполнения оконных и дверных проемов. Можно создать либо отдельно спецификации на окна или двери, либо общую спецификацию на все элементы. Также в модуле разработана форма спецификации — «Ведомость проемов ворот и дверей». Если окна или двери были созданы командами основного ядра AutoCAD Architecture, то эти элементы также можно замаркировать и сформировать на них спецификацию, используя функционал модуля «Окна и двери», но предварительно необходимо вручную добавить к этим элементам информацию, которая будет отображаться в графах спецификации «Обозначение» и «Наименование». Все спецификации ассоциативно связаны с моделью и автоматически обновляются при изменении модели (например, при добавлении или удалении элементов). Можно также изменять спецификацию (например, менять номер позиции элемента) — все изменения сразу же отображаются в модели. На рис. 1 приведен пример диалогового окна ввода данных для дверей, а на рис. 2 — пример спецификации на двери и схема заполнения дверных проемов.

    Модуль «Полы и отделка» позволяет автоматизировать операции, связанные с помещениями. Прежде всего это ввод данных о помещениях (номер, наименование, категория пожароопасности) с последующей маркировкой помещений и созданием «Экспликации помещений». С помощью команд модуля можно также вводить данные о составе полов и отделке помещений (отделка стен, потолков, дверей, окон и т.д.). Ввод информации абсолютно идентичен, и даже диалоговое окно для ввода данных о составе пола и отделке помещений (рис. 3) единое (с двумя вкладками — для полов и для отделки). Данные о составе слоев пола и об отделке (например, материал для пола или тип отделки стен) выбираются из базы данных, которую легко можно пополнить силами проектировщиков и применять в последующей работе. На основании этих данных создаются «Экспликация полов» и «Ведомость отделки помещений». В этих отчетах (рис. 4) автоматически выполняется подсчет всех необходимых площадей (полов, стен и потолков), а при создании «Экспликации полов» одновременно осуществяется вставка схемы (эскиза) пола. На рис. 5 приведен пример диалогового окна ввода данных для полов, а на рис. 6 — пример экспликации полов. Средствами модуля также можно создавать различные элементы пола (компенсаторы, решетки, закладные детали и т.д.) с последующей генерацией «Спецификации элементов пола», также обновляемой при изменении модели.

    Применение адаптационных модулей позволяет не только замаркировать элементы и получить отчетную документацию, оформленную по российским стандартам (рис. 7). Благодаря совместному использованию функционала основного ядра AutoCAD Architecture и адаптационных модулей практически исключаются ошибки проектирования, связанные с человеческим фактором, — прежде всего по невнимательности, когда, например, в процессе работы было добавлено окно (или изменена марка окна), а спецификацию отредактировать забыли. В результате на стройплощадку поставляется меньшее количество окон или окна не тех марок. Другая ситуация (то ли комическая, то ли трагическая): архитектор запроектировал дверные проемы в стенах одного размера, а двери — другого. Когда уже во время строительства обнаружилось, что двери не входят в проемы, начальник пообещал архитектору, что в ближайшее время зарплата будет ему выплачиваться только этими дверями... При использовании описанной нами технологии проектирования подобные ошибки сводятся к нулю. В итоге сокращаются сроки и стоимость строительства.

    В 2011 году вышла новая версия адаптаций — AutoCAD Architecture Adaptation, принципиально отличающаяся от предшествующих. В связи с тем что в современных версиях AutoCAD Architecture не поддерживается язык программирования Visaul Basic for Applications, модули были переведены на другую программную платформу — язык программирования СИ. Кроме того, сейчас адаптации работают как на 32-, так и на 64-разрядных операционных системах, а также на Windows XP, Windows Vista и Windows 7. Данные адаптации разработаны для AutoCAD Architecture версий 2010, 2011 и 2012. В новой версии адаптаций реализована возможность как однопользовательской, так и сетевой работы программы. При сетевой работе единая база данных располагается на сервере. Изменения, вносимые в базу данных, сразу видят все проектировщики, пользующиеся программой. В новой версии адаптаций вновь появилась возможность создавать ведомость отделки помещений (отсутствовавшая с 2007 года, когда разработчики основного ядра AutoCAD Architecture заменили некоторые объекты, связанные с помещениями). Также хочется отметить улучшенный интерфейс новых адаптаций — диалоговые окна стали более удобными и компактными.

    Надеюсь, использование программы AutoCAD Architecture совместно с адаптациями ГК «Русский САПР» понравится архитекторам и проектировщикам, которые занимаются архитектурно-строительным проектированием, будет способствовать повышению производительности труда, сокращению сроков проектирования и, как следствие, увеличению заработной платы.

    В линейке продуктов от Autodesk, кроме базового AutoCAD, существует много специализированных продуктов, оптимизированных под различные сферы проектирования. Одним из таких продуктов является AutoCAD Architecture. Как и под AutoCAD, для AutoCAD Architecture возможно написание плагинов на.NET. Кроме библиотек от Autodesk для работы с объектами AutoCAD Architecture можно пользоваться C++ библиотекой Teigha for Architecture, которая позволяет загружать, отрисовывать и манипулировать такими объектами.

    Изначально я хотел написать серию tutorial-ов, демонстрирующих работу с архитектурными объектами с помощью.NET и Teigha for Architecture, но введение в серию этих tutorial-ов выросло в отдельную статью, которая доступна под катом.

    В статье ниже нет ничего про программирование. Она была написано с целью дать поверхностное представление о том что такое AutoCAD Architecture, какие объекты в нем реализованы и в чем их особенности.

    Введение

    AutoCAD Architecture (аббревиатура ACA) - это специализированное приложение на основе AutoCAD, флагманского продукта компании Autodesk, созданное для нужд архитектурного проектирования. Первая версия ACA была выпущена в 1998 году и с тех пор обновляется примерно раз в год. На данный момент последняя версия ACA называется AutoCAD Architecture 2016.

    Почему возникла необходимость создания такого продукта?

    Рассмотрим несколько архитектурных чертежей, выполненных с помощью ACA:

    Обычно архитектурные чертежи содержат здания или части зданий, которые состоят из таких частей как стены, окна, двери, крыши, лестницы и т.д.

    В AutoCAD (базовом продукте компании AutoDesk) примитивами черчения являются линии, полилинии, блоки, круги, арки, выноски, текст и т.д. Дверь в AutoCAD приходилось рисовать линиями и сохранять в отдельный файл (для повторного использования).

    Если объект имеет разную геометрию в 2D и 3D представлениях (или вообще зависит от view direction), то все эти варианты приходилось рисовать вручную и размещать в нужном. Поглядев на первый чертеж, можно предположить, насколько трудоемко прорисовывать каждое представление объекта.

    Кроме этого, в реальных задачах чертежи часто модифицируются. Например, если бы на чертеже #1 при использовании AutoCAD возникла необходимость переместить окно, то понадобилось бы согласованно изменить и 2D, и 3D представления.

    Чтобы передвинуть окно на плане нужно подвинуть само окно, восстановить стену на его месте, а на новом – начертить проем. А потом сделать тоже для 3D модели. Если видов больше, то правки придется делать в каждом виде. При таких изменениях легко допустить ошибки или несогласованность между видами.

    В ACA реализованы специальные инструменты и библиотеки объектов, облегчающие и ускоряющие архитектурное проектирование. В AutoCAD Architecture «окно» и «стена» - это объекты, имеющие связи и поведение. Окно “знает”, что оно прикреплена к стене, а стена знает о существовании окна. При движении окна стена автоматически изменит свою геометрию, создав дырку в новой позиции двери и убрав дырку на старой позиции. При движении стены дверь будет двигаться вместе со стеной. Если удалить стену, то все окна и двери, которые были в этой стене, тоже удалятся:

    Модель чертежа едина. Чтобы сделать двумерный plan view необходимо только переключить вид. Редактируя любой view, редактируется вся модель:

    Все сечения и поэтажные планы, связанные с данной моделью, автоматически обновляются при изменении модели, что уменьшает возможность появления ошибок и нестыковок в архитектурных чертежах, а также значительно ускоряет их создание.

    Объекты ACA поддерживают связь с конструкторской документацией. Изменения в чертеже автоматически изменяют документацию, что позволяет избежать ошибок в ней:

    Типы примитивов в ACA

    Кроме стандартных примитивов AutoCAD, ACA имеет следующие базовые примитивы (англ):

    1) Стены (Walls)

    2) Витражи (Curtain walls). Витражи состоят из одной или нескольких сеток. Каждая сетка в витражу делится на ячейки по горизонтали или по вертикали, но сетки можно объединять методом вложения с целью получения разнообразных комбинаций, от самых простых до весьма сложных.

    3) Двери, окна, проемы, дверные и оконные сборки (Doors, Windows, Openings, DWA):

    4) Лестницы и перила (Stairs and Railings):

    5) Крыши, перекрытия и скаты крыш (Roofs, Slabs and Roof Slabs):

    6) Несущие элементы (Structural Members). Несущий элемент - это объект, который может представлять собой на чертеже балку, раскос или колонну. Все создаваемые балки, раскосы и колонны являются подтипами одного и того же объекта - несущего элемента.

    7) Вспомогательные примитивы: AD-полигоны, масс-элементы, 2D профили

    Что такое примитивы ACA?

    Объекты ACA - это custom-объекты AutoCAD, реализованные в группе отдельных библиотек, называемых ACA enablers. Для сохранения и загрузки объектов ACA используется DWG формат, но для отображения и работы с такими объектами необходимо наличие этих библиотек.

    По сути объект ACA это C++ класс. Геометрия объекта вычисляется при отрисовке и зависит от его настроек (а не задана заранее).
    Например, на скриншоте ниже можно увидеть некоторые параметры дверей в диалоговом окне: ширину, высоту, подъем, выравнивание, стиль и тд. Двери на скриншоте отличаются только шириной и углом открытия, но на основании этих данных разница в геометрии получилась значительная.

    Основные особенности объектов ACA

    Не углубляясь во взаимосвязи и детали, рассмотрим основные особенности относящиеся к объектам ACA:
    1. Объектам ACA назначен стиль, который определяет внешний вид (и частично поведение).
    2. Объекты ACA viewport dependent. Они рисуют разное представление себя в разных view. Под представлением имеется в виду геометрия. Например, стена в изометрии обычно отрисуется как 3D модель, а в top-view – как прямоугольник.
    3. Геометрия объектов ACA состоит из отдельных компонентов. Каждое представление объекта имеет свой набор компонентов.
    Объектам ACA назначен стиль, который определяет внешний вид объекта
    Например, ниже показаны две двери. Они ведут себя как двери в том смысле, что могут быть вставлены в стену, добавлены в документацию, при движении стены они тоже подвинутся. Но выглядят они по-разному, так как им назначен разный стиль.

    Стили объектов могут быть очень сложными. Например, ниже – это тоже двери (и окна).

    Стиль надо создать только раз, а затем можно добавлять любое количество дверей такого стиля. Изменение стиля повлечет изменение всех дверей, у которых установлен данный стиль.

    Геометрия объектов ACA зависит от view
    На рисунке ниже представлена одна и та же модель. Изменяется только view – направление, под которым камера «смотрит» на объект. В зависимости от настроек и направления камеры объекты ACA отрисовывают разную геометрию. Геометрия объекта в каждом вью отражает логику данного представления и не связана с геометрией на других view.

    В AutoCAD приходилось рисовать каждое представление вручную. Более того, если в здании несколько типов дверей, то приходилось прорисовывать каждый из них для всех случаев использования.

    Библиотеки архитектурных объектов ACA уже содержат большой выбор готовых стилей. Например, на чертеже ниже изображены некоторые виды дверей со стилями из библиотеки:

    Геометрия объектов ACA состоит из компонентов
    Геометрия объекта ACA состоит из нескольких отдельных компонентов. Геометрия обычно делится на компоненты в соответствии с логикой физического мира. Так у окна компонентами могут быть рама, стекло, створки и так далее.

    Для примера рассмотрим дверь в 3D. В открытом списке видны компоненты, из которых состоит нарисованная дверь. У каждого компонента можно изменить его свойства (цвет, тип линий и тд), а также показать или сделать невидимым.

    В разных представлениях объект имеет разные компоненты. Дверь в top view (plan representation) имеет другую геометрию и, соответственно, другой набор компонентов, из которых она состоит.

    Объекты документирования

    Для создания документации в АСА существуют следующие «примитивы»:
    2d sections
    Dimensions
    Schedule tables
    Spaces

    Объекты документирования также спроектированы для работы с архитектурными объектами и обладают дополнительной логикой. Для примера рассмотрим размерные линии (dimensions):

    При работе с ACA-dimensions нет необходимости вручную прорисовывать размеры каждого объекта. Когда мы прикрепляем объект dimension к стене, размеры окон, дверей и проемов проставятся автоматически. При движении проемов линии размерности автоматически перерисуются, чтобы отражать текущее состояние чертежа. Если мы передвинем стену, то линии размерности автоматически сдвинутся за стеной. При удалении объектов удалятся и части размерных линий, которые к этим объектам относились.

    Заключение

    Выше я попытался дать поверхностное представление об АСА и объектах, которые являются в нем «примитивами». Работа с архитектурным чертежем в АСА заключается в том, что мы чертим здание не низкоуровневыми примитивами AutoCAD (линии, круги, арки и т.д.), а с помощью более высокоуровневых примитивов, таких как стены, окна, двери, крыши. Когда модель создана, на её основе можно автоматически сгенерировать документацию, 2D проекции, поэтажные планы, сечения. Наличие поведения у объектов облегчает задачу дальнейшего модифицирования чертежа и позволяет поддерживать документацию в актуальном состоянии.