Чем отличается патефон от граммофона? История патефона

В 1877 году Т. Эдисоном был изобретен фонограф, имеющий цилиндры для записывания и воспроизведения звуков. В том же году Э. Берлинер несколько видоизменил изобретение и для записи-воспроизведения звуков диски. Так появился граммофон, где граммофонная игла прикреплялась к воспринимающей звуки пластинке и наносила на диске соответствующие спиральные углубления.

В США механический проигрыватель грампластинок имел термины графофон, фонограф или «говорящие машины» по причине «патентных войн» с Э. Берлинером.

Посредством часового механизма диск вращался и игла двигалась по спирали диска, вызывая соответствующие колебания вибрирующей пластинки. Таким способом весь комплекс записанных звуков воспроизводился с хорошей точностью.

Уже в 40-60-х годах, усовершенствование граммофона достигло достаточно чистой передачи звучания вокальных и инструментальных пьес. В Западной Европе изготовление граммофонов было мощной самостоятельной отраслью. Так же как и изготовление дисков (пластинок) разнообразного репертуара в исполнении выдающихся и музыкальных виртуозов обособилось в отдельную отрасль промышленности.

Но, как известно, совершенствованию нет предела…

Переносная версия

В первой половине 20-го века возникла идея о переносной версии граммофона. Так в 1913 году появилось механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок – патефон. Изобретение его принадлежит компании DECCA. Сам патефон был сконструирован и запатентован братьями Пате. От граммофона патефон отличался встроенным в корпус маленьким рупором и скомпонован он был в виде чемоданчика, который переносился за специальную ручку. Но главное его отличие было в методе формирования звуковой канавки. У патефона оно было глубинным, а не поперечным.

Идея «портативного граммофона» была предназначена для использования в полевых условиях для вооруженных сил Англии.

В патефоне в качестве привода использовался пружинный двигатель, звукоусиление же производилось при помощи раструба, который был сокрыт внутри корпуса. Звукосниматель имел мембрану и металлическую иглу. У двигателя был центробежный регулятор скорости и одного завода пружины было достаточно на проигрывание одной или двух сторон пластинки.

Громкость патефона достигала до 80-100 дБ, однако качество воспроизведения звука зависело от изношенности иглы и было отнюдь невысоким – хриплым и с сильными искажениями. С приходом патефона на смену стальным иглам, которые необходимо было менять после проигрывания одной пластинки, стали появляться иглы


Патефон - переносная версия граммофона, механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус.

Слово патефон образовалось из двух составляющих: Пате - известная французская фирма по производству патефонов. Фон в переводе на русский язык - звук.


Патефон портативный, "Артель Граммофон", вариант, г. Ленинград, СССР, 1930-40 гг.

Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.

Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона, который был стационарный. Звук с пластинки снимался посредством иглы. Иглу приходилось часто менять, да и пластинки изнашивались, бились, и т. д. и т. п. В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Иглы можно было покупать на вес и были дешевыми.

Патефон - это не переносная версия граммофона. Граммофон - предтеча патефона, но с внешней трубой - так же существует мнение, что граммофонные пластинки имели более крупную нарезку бороздок ввиду более тяжёлого звукоснимателя. Разница никак не в величине и размещении рупора и не в корпусе (чемодане). Патефон - неправильное название портативного граммофона, которое прижилось только в СССР неизвестно по каким причинам. На самом деле, даже "Граммофон" - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определенными фирмами.


Граммофон "Gramophone & Typewriter ltd", Россия, ХIХ век.

В Америке в принципе не было граммофонов, а были Графофоны, Фонографы, "Говорящие машины" и т.п., по причине "патентных войн" с Э.Берлинером, "отцом" граммофона. Настоящий патефон, "изобретенный" и запатентованный братьями Пате (и названный именно так в их честь), отличался от любых граммофонов не внешним видом (неважно, скрытый рупор или выносной), а методом записи - глубинным, а не поперечным, и, соответственно, адаптером.

При проигрывании патефонных пластинок применялась сапфировая игла, рассчитанная на многократное использование, в отличие от граммофонной стальной иглы (смена после 3-4 минут, т.е. проигрывание 1-й стороны грампластинки). И еще один момент - патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные - от края к центру. На настоящем патефоне НЕВОЗМОЖНО прослушать граммофонную пластинку (и наоборот). А название "патефон" - оно, конечно, является частью советской "культуры", и так же неистребимо, как название "ксерокс" для всех копиров, неважно Canon, Xerox, или еще какой фирмы.

Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись"). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.

Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.

Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.

Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой". Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.

Общеизвестно, что диски гарантируют более высокое качество звучания, чем магнитофонные записи. Сейчас выпускают чрезвычайно прочные пластинки, которые в диаметре имеют всего лишь 12,5 сантиметра, но каждая сторона играет в течение часа - записи на них весьма компактны. Отсюда и название современных пластинок - "компакт-диски". Звук на этих пластинках записан с помощью сложнейших электронных устройств.


Торт Ж. Зубовой.

Эти устройства сейчас можно повстречать либо в музеях, либо в старых фильмах - или в фильмах «о старой жизни». Они являются дальними предками современных аудиосистем, но питаются вовсе не электричеством, как привычные агрегаты. Старинные устройства всякий раз перед использованием заводили рукояткой, как механические часы.

Зачастую название некоей фирмы, очень популярной, превращается в имя нарицательное, и все мы знаем самый яркий пример с компанией «Ксерокс». Копировальные агрегаты от любого бренда зовут в народе «ксероксами», и неважно, какая фирма на самом деле была «родительницей» конкретного устройства. Продукция фирмы Кэнон, или любой другой, бездумно именуется «ксероксом». Нечто похожее произошло и с патефонами, хотя они - изначально, были граммофонами только одной торговой марки. Не очень грамотные люди считают, будто патефон и граммофон - синонимы. Но на деле это не так.

Сначала разберёмся, что представляет собой граммофон. Тот самый приборчик, который можно увидеть на лого довольно популярной музыкальной премии. Большинству из нас такой логотип знаком с давних пор. И граммофон с широким раструбом - тоже. Труба эта столь знаменита, что человек, не видевший никогда «живого», реального граммофона, как правило, знает, как она выглядит. Граммофон с трубой можно встретить в мультфильмах, в детских книжках, а любители старины могли встречаться с ним в музеях.

Но день рождения граммофона - известен ли он вам? В 1887 году, 26 сентября, патент на данное изобретение был получен Эмилем Берлинером. Получается, что граммофону уже почти 130 лет. Почтенный возраст, однако «активная жизнь» его продлилась лишь где-то до 1950-х годов, когда механические звуковоспроизводящие устройства вынуждены были уступить своё «место под солнцем» устройствам электрическим.

Классический граммофон (не патефон) выглядит, как ящик с диском, на котором крутится грампластинка. Сбоку из коробки торчит ручка, чтобы заводить ею устройство. А ещё у граммофона имеется забавный с виду звукосниматель с острой иголкой, он считывает информацию с пластинки. Ну, и знаменитая труба, которая по нынешним временам уже выглядит смешно. Она работает как усилитель звука. Честно скажем, не слишком-то эффективно. Звук у граммофонов был слабый. Особенно если сравнить с современными музыкальными центрами, орущими так, что соседи в постелях подскакивают.

Кстати, самый-самый первый граммофон приходилось приводить в действие вручную, вращая рукоятку и вместе с ней - грампластинку. То есть один человек обязательно был должен заниматься граммофоном, и ему не удавалось, например, потанцевать. К тому же следовало равномерно крутить ручку, а это получалось не у каждого. Пружина, которая сама крутила пластинку на диске, добавилась несколько позже.

Название «граммофон» произошло от двух греческих слов - буква (грамма) и звук (фон). Во время работы этого старинного агрегата пружинный механизм внутри него вращал по часовой стрелке диск с грампластинкой. Чтобы появился звук, на её звуковую дорожку опускали тонарм с острой иглой. Реагируя на форму канавок в диске грампластинки, игла совершала колебания, которые передавались мембране. А вибрации мембраны звучали как музыка или слова (смотря, что именно записано на диске).

Первые граммофоны, к сожалению, были очень громоздкими, давали слабое звучание, да к тому же и с низким качеством. А ещё слушатель был вынужден постоянно менять иглы - и, соответственно, постоянно покупать новые. С развитием технологий эти устройства становились несколько удобней, но всё-таки оставались пока примитивными. Хотя они, с другой стороны, по сравнению с фонографом уже были прорывом!

А потом был изобретён патефон - разновидность граммофона, от французской фирмы Пате. Он появился в 1907 году. Это портативный граммофон, более компактный, и без торчащего рупора. У него «рупор» скрыт внутри корпуса.

Подобные устройства были заметно удобней классических граммофонов, и оставались популярными в течение нескольких десятилетий. Прелесть их была, прежде всего, в их удобстве и компактности. Износ иголок преследовал их всё так же, хотя производитель старался использовать более долговечные материалы.

Звук тоже не был достаточно громким и качественным. Именно поэтому в середине ХХ века на смену им явились электрофоны - очень похожие на знакомые гурманам звука «проигрыватели винила». Запатентованы они были в 1925 году, причём, что интересно - всё тем же самым Берлинером. Он умер в 1929 году, и не застал расцвета последнего своего изобретения. Получается, что граммофонный век продлился примерно 60 лет. А у какого современного нововведения будет столь долгая жизнь?!

Устройство для проигрывания граммофонных пластинок , переносная версия граммофона . В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика , переносится в застёгнутом виде за специальную ручку.

Был широко распространён в первой половине XX века . С середины 50-х годов стал вытесняться электрофоном

Изобретение «портативного граммофона» в 1913 году принадлежит компании DECCA . Механизм был предназначен для применения в полевых условиях для вооружённых сил Англии. Особенной популярности конструкция портативных механизмов достигла в Англии к началу 1920-х годов и в течение последующего десятилетия, данные механизмы многими изготовителями рекламировались интенсивно, как идеал для использования на пикниках, кемпинге, и гребле. На верхнем фото данной статьи изображён английский портативный граммофон His Master’s Voice модели 102 (без круглой шахты для шеллака), который наряду с моделью 101 был прототипом конструкции портативных граммофонов, выпускаемых в Советском Союзе в последующие десятилетия.

Слово «патефон» употребляется для названия портативного граммофона, главным образом, в России (позже СССР), и происходило от названия фирмы-производителя - «Патэ » - которая первой начала поставки таких устройств в Россию. «Граммофон» - это тоже запатентованное название звуковоспроизводящих аппаратов, выпускаемых определёнными фирмами. Так, например, в США для обозначения механического проигрывателя грампластинок употреблялись такие термины как графофон , фонограф , «говорящие машины» и т. п., по причине «патентных войн» с Эмилем Берлинером , изобретателем граммофона.

Конструкция

У патефона в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба , скрытого внутри корпуса. Двигатель имел центробежный регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - реже двух сторон пластинки (78 оборотов в минуту, около трёх минут на сторону). Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. С появлением патефонов на смену стальным иглам, рассчитанным на проигрывание одной пластинки (3-4 минуты, затем следовало сменить иглу), стали приходить сапфировые иглы, рассчитанные на многократное использование.

СССР

В 1930-е - 50-е годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Громкость звука на выходе из раструба патефона достаточно велика и равняется 75-80 дБ. Громкость звучания патефона, как правило, не регулировалась.

Производители

  • Московский патефонный завод
  • Ленинградский патефонный завод
  • Московский "Тизприбор НКТП ВОТИ" (Народный комиссариат тяжелой промышленности. Всесоюзное объединение точной индустрии)
  • Казанский "Тизприбор НКТП ВОТИ" (эвакуирован из Москвы в октябре 1941 г.)
  • Владимирский патефонный завод , г. Владимир
  • Молотовский патефонный завод , г. Молотов (ныне г. Пермь) (преобразован из эвакуировавшегося в годы войны Владимирского завода)

Любители ретро еще помнят, чем отличается патефон от граммофона, но для большинства это звучит как разные названия одной музейной редкости. «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…» – мелодия знаменитого польского танго из фильма Никиты Михалкова, пожалуй, единственная ассоциация с почти уже старинным прибором, возникающая у современного человека.

Граммофон – устройство для воспроизведения звука с граммофонной пластинки.

Патефон – русское название портативного компактного граммофона, изначально поставляемого в Россию и СССР фирмой «Пате».

Как бывает с названиями зарубежных брендов, граммофон «Пате» породил эпоним «патефон»: изначально именно эта фирма поставляла свои аппараты в Россию и позже в СССР. Когда в 30-х гг. прошлого века в Союзе заработало собственное производство такого рода устройств, название их не изменилось.

Сравнение

Как выглядели популярные модели граммофонов в начале XX века? Небольшой ящик с огромным раструбом из металла, позволяющим воспроизводить звук с впечатляющей для того времени громкостью. Пластинка с записью размещалась в держателе, механический привод его раскручивал, и по спиральным дорожкам бежала игла, прикрепленная к звукоснимающей пластине.

Моделей было великое множество, производителям нельзя было отказать в фантазии, так что встречались граммофоны-шкафчики, граммофоны-ящики, граммофоны фигурные, граммофоны для детских комнат, граммофоны для публичных мест. Профессиональная музыка стала доступной для всех с развитием коммерческой звукозаписи. Популярность принесла новые запросы: люди хотели иметь возможность слушать записи когда и где захочется, а аппараты с огромной трубой можно было только перевозить.

На этих фотографиях вы сами можете увидеть основное отличие патефона от граммофона:

Братья Пате спрятали раструб под крышку, изменив форм-фактор граммофона на «чемоданчик» – так появился патефон. Его можно было переносить на любые расстояния, и прогресс дошел до буквально карманных моделей. Правда, выпускались они ограниченным тиражом. Но даже традиционные варианты позволяли меломанам почувствовать, в чем разница между патефоном и граммофоном, на себе: музыка теперь могла звучать отовсюду, громоздкая труба больше не мешала. Естественно, новые аппараты привлекли внимание оборонных ведомств, и автономность «чемоданчиков» позволила радовать служащих в полевых условиях.

Как обычно, компактность заставила идти на компромиссы, поэтому у патефонов звук получался менее чистым и менее громким, чем у граммофонов, но слушателей это не слишком смущало. Качество записи в те времена оставляло желать лучшего, однако помимо оперных арий и музыкальных пьес (как в начале эпохи грампластинок) популярной стала эстрада. В СССР замечательные аппараты использовались, кроме прочего, для воспроизведения агитационных материалов, и речи Ленина могли послушать даже в самых отдаленных селах. Значение портативности в этом случае сложно было переоценить.

Граммофоны на пике своей популярности были все же устройствами дорогими, хотя и более доступными, чем концерты и спектакли. Патефоны сменили их на прилавках магазинов, практически совсем вытеснив, и благополучно дожили до 50-х гг. XX в., когда появились электропроигрыватели. Стоимость «ящичков с музыкой» быстро снижалась, они стали доступны абсолютно всем, но электрический привод и значительно увеличившееся благодаря ему время прослушивания заставили потребителя сделать выбор в пользу прогресса.