Что предпочесть: MIDI-клавиатуру или синтезатор? Что лучше для работы, миди клавиатура или синтезатор

ЧТО ВЫБРАТЬ: MIDI КЛАВИАТУРА ИЛИ СИНТЕЗАТОР?

Синтезаторы и MIDI-клавиатуры - устройства для создания и, разумеется, записи музыки, пользующиеся популярностью как у профессионалов, так и у обычных любителей музыки. На первый взгляд, они крайне схожи, однако данные инструменты друг от друга отличает ряд ключевых особенностей.

Если вы не знаете, какое из устройств вам нужно, постарайтесь определить, чего именно вы ждете от инструмента, что конкретно вам необходимо для удовлетворения своих музыкальных предпочтений.

Синтезатор предназначен, прежде всего, для изменения аудиозаписи внутри устройства. То есть музыкант использует предустановленные аудиопараметры (например, эффекты, генераторы или фильтры), чтобы получать определенные звуки. В отличие от синтезаторов, MIDI-клавиатуры лишены возможности модифицировать аудиозаписи подобным образом, поэтому выбор пользователя ограничен библиотекой имеющихся звуков.

MIDI-клавиатуры бывают только цифровыми, а синтезаторы как цифровыми, так и аналоговыми. Функции цифровых инструментов очень похожи между собой. К примеру, они имеют возможность подключения периферийных устройств (синтезатор можно подключать к ПК и применять в качестве полноценной MIDI-клавиатуры). А вот с аналоговым синтезатором подобное проделать не удастся.

Главные функции синтезатора - проигрывание и запись звука. Да, MIDI-клавиатуры также способны воспроизводить звук, однако в основном они используются как контроллеры. Подключив данное устройство к компьютеру, при помощи специальной программы вы можете выбрать звук любого предложенного музыкального инструмента. Таким образом, используя лишь MIDI-клавиатуру и обычный компьютер, можно получить качественную имитацию звуков скрипки или барабанов. Принцип работы схож с обычной клавиатурой: при нажатии определенных клавиш MIDI-клавиатура сообщает информацию о нотах, звучание которых должен воспроизвести компьютер. На такое способны и некоторые модели синтезаторов. Но MIDI-клавиатура работает не только с компьютером: ее также можно подключить к любому цифровому устройству, обладающему способностью распознавать нужные команды. В пример можно привести специальный синтезаторный модуль.

MIDI-клавиатура имеет более сложную и совершенную механику клавиш. Это делает ее крайне востребованной в среде профессиональных музыкантов. Данный фактор и является причиной крайне высокой (по сравнению с качественными синтезаторами) стоимости.

Синтезатор-«самоиграйка», в свою очередь, по многим параметрам проигрывает MIDI-клавиатуре, однако в нем предустановлено множество различных звуков и аккомпанементов. Вот почему синтезаторы используются в основном только новичками.

Подключение MIDI-клавиатуры к ПК происходит посредством специального MIDI-кабеля (необходима звуковая карта с MIDI-портом) или с помощью USB. Стоимость профессиональной и качественной звуковой карты от фирмы "M-Audio" - около 2000 рублей. Помимо всего прочего, MIDI-клавиатура и синтезатор поддерживают такую функцию, как подключение специальных педалей sustain или педали громкости, которые позволяют удерживать звучание определенных клавиш или увеличивать громкость соответственно.

Программный MIDI-синтезатор для Windows, который работает как VSTi-плагин. Поддерживает расширения Yamaha XG и Roland GS, что является уникальной особенностью S-YXG50. Основан на пробной версии из пакета Yamaha SOL2. Yamaha так и не выпустила полную версию данного VSTi, прекратив поддержку всех своих программных синтезаторов в 2003 году. К счастью, пробная версия содержит полную версию движка S-YXG50, что позволило создать полноценную версию S-YXG50 VSTi своими силами. Помимо снятых ограничений пробной версии, этот патч предлагает полную переносимость (не требуется установка и ключи в реестре), а также использует зашитую в ресурсы DLL-файла 4MB-версию официального wavetable, лучше которого для S-YXG50 не выпускалось.

Что нового в этом патче?

  • Не требуется установка. SYXG50.DLL теперь всегда читает файлы из своей директории.
  • Файлы таблиц звуковых данных расшифрованы и сохранены в ресурсах DLL-файла.
  • Если же их удалить из ресурсов, то VSTi будет искать их в своей директории (SXGBIN41.TBL, SXGWAVE4.TBL).
  • Полностью удалён антиотладочный код, код проверки серийного номера и код trial-режима.
  • Скрытые настройки читаются из ini-файла с именем, аналогичным имени dll-файла, но с расширением ini.
  • По умолчанию лимит полифонии равен 128.
  • Более частые обновления информации в GUI.
  • Кнопка Help будет спрятана, если нет файла SYXG.CHM.
  • Мета-информация VST находится в ресурсах (String Table), поэтому при необходимости её можно легко изменить.
  • GUI может быть выключено и ресурсы GUI могут быть удалены, в результате чего этот VSTi будет работать как SGP.DLL.

Как использовать

Для проигрывания MIDI при помощи этого синтезатора необходимо настроить какой-нибудь VST-хост. В качестве него может выступать ваш любимый плеер, только нужно найти соответствующий плагин. В качестве примера ниже приведено несколько инструкций. Для проверки корректности настройки послушайте (35KB) - он должен звучать идентично записи (2.0MB).

VST MIDI Driver (как системный MIDI-синтезатор)

VST MIDI Driver позволяет использовать любой VSTi как глобальный системный MIDI-синтезатор. В данном случае каждая игра или MIDI-плеер, которые используют стандартный системный MIDI-синтезатор, будут использовать Yamaha S-YXG50 VSTi.

  1. Скачайте и установите VST MIDI Driver .
  2. Скопируйте syxg50.dll из в любой каталог.
  3. Откройте настройки VST MIDI Driver, нажмите кнопку Load VSTi и выберите syxg50.dll.
  4. Во вкладке Advanced выберите VST MIDI synth в выпадающем списке Default MIDI synth.
  5. Готово! Сейчас Yamaha S-YXG50 VSTi будет использоваться как системный MIDI-синтезатор по умолчанию.

Yamaha S-YXG50 WDM (официальный драйвер только для Windows XP)

VST MIDI Driver поддерживает Windows XP/Vista/7+, но на Windows XP лучше использовать официальный Yamaha S-YXG50 WDM-драйвер, который можно скачать с серверов Microsoft Windows Update: 4MB-версия (лучше качество, расходует больше ресурсов), 2MB-версия (хуже качество, расходует меньше ресурсов). Установка этого WDM-драйвера производится вручную при помощи мастера установки оборудования в панели управления. Не забудьте выбрать Yamaha S-YXG50 как синтезатор MIDI по умолчанию в системных настройках звука. Когда используется Yamaha S-YXG50 WDM, в VSTi версии этого синтезатора нет необходимости.

foobar2000 (лучший плеер для тех, кто влюблён в музыку)

Astemir , есть такой вариант, как если просто удвоить ямаху) то есть написать её так, чтоб она подгружалась как две и воспринималась как каналы 1-8 part 1 и каналы 9-16 part 2... в теории это удваивает нагрузку на ЦП, а так же одним ударом удваивает полифонию до 256) , а вот с размером банка... а впрочем почему он должен быть одним файлом? Можно порезать на части например Pianos , Guitars , Drums и так далее) проверьте, что будет если подключить например 3 банка по 1 ГБ например)

DLSWAVE.wav аналогичен стандартному набору звуков в GM.dls

Тут идея в чём когда я предлагаю порезать банк на несколько...
Можно обучить ямаху подгружать только требуемые секции и опционально ввести задержку на вывод чтоб она успевала подрузить ещё что нибудь... типа CoolSoftVirtualMIDISynth когда он не грузит весь банк, а грузит по частям)

И что касается полифонии, я не случайно её упомянул причём много раз. Вот посмотрите что может случиться с полифонией если просто поменять банк. Синтезатор один и тот же. У ямахи может случиться если она будет иметь 128 голосую полифонию захлёб и утопание в звуках: https://yadi.sk/i/JT0TDJYd3P8mU7

  • захлёб и утопание в звуках

    Захлеба не будет, теперь про утопание:

    S-YXG50 имеет 16-частную мультитембральность, это означает, что он может воспроизводить до 16 различных инструментов (по одному на каждый из 16 MIDI-каналов), каждый из которых имеет свой собственный тембр. То есть, одновременно может воспроизводиться до 16 разных тембров.

    Ямаха в синтезаторах использует HADSR огибающую https://yadi.sk/i/7oOdCqvV3PAR2v для простоты рассмотрим в %, на примере удара медиатором по струне гитары:
    H - Hold (удержание) - медиатор коснулся струны своей нижней частью и движется по струне (звук ш-ш-ш - медиатор оттягивает струну)
    А - Attack (атака) - медиатор оторвался от струны (идет набор струной максимальной амплитуды 100% в противоположную сторону от движения медиатора)
    D - Decay (спад) - спад максимальной амплитуды (возврат струны в сторону движения медиатора 90%, и биение с понижающейся амплитудой 80%-70%-60%)
    S - Sustain (поддержка) - (стабильное положение струны, с биением относительно него 50% +-5%)
    R - Release (затухание) - окончание биения струны 4%-3%-2%-1%-0

    Всегда, когда мы извлекаем новый звук - он начинается с атаки, а как мы помним это максимальная амплитуда.
    Так же мы помним (пост #1278) про психоакустику и маскировку звука (временная, частотная),
    что громкие звуки маскируют тихие, басы маскируют высокие, и маскируются схожие по частоте,
    и что при одновременном звучании разных звуков мы будем слышать только те, что громче и значимо отличаются по частоте.

    Исключение - звук с нарастающей громкостью, например, какой-нибудь пэд. И то не забываем про смену аккорда, а для этого нужно звук прервать.
    И даже если представить, что у нас музыка на одном аккорде, и мы взяли аккорд на пэде и громкость на нем очень медленно нарастает до конца песни, то у Ямахи и для этого есть решение.

    Так как у S-YXG50 есть -

    Приоритет каналов:
    Каждая из 16 частей S-YXG50 соответствует каждому из 16 MIDI-каналов (1-16).
    Если входящие данные Note превышают максимальную полифонию, S-YXG50 будет расставлять приоритеты на то, какие части будут воспроизведены сначала, в следующем порядке, от более высокого приоритета до нижнего:
    сначала Канал 10 (Часть барабана), потом 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16 каналы.
    Поэтому, рекомендуется назначать наиболее важные части (например, мелодию и бас) для более высокоприоритетных MIDI-каналов (т. е. на более низкие номера MIDI-каналов),
    чтобы сохранить целостность композиции. Не забываем, что в GM System Level 1, ударные всегда назначаются 10-му MIDI-каналу, а в XG возможно назначение на любой канал.

    Резервирование нот:
    S-YXG50 так же имеет функцию резервирования, которая позволяет зарезервировать определенное количество нот для определенных частей (каналов), чтобы предотвратить захват нот другими каналами, если входящие данные MIDI Note превышают максимально допустимую полифонию.
    Например, если указать значение запаса элемента «10» для канала 1, тогда 1 канал всегда будет резервировать 10 элементов для себя.
    Значения резерва элемента устанавливаются с помощью сообщений MIDI System Exclusive.

    Другими словами, если пропадет (выпадет из-за нехватки полифонии) рабочий на ударнике или бас, мы на это конечно обратим внимание, вот для этого и существует приоритетность и резервирование.
    Поэтому располагаем ударник на 10 канале (для совместимости с GM), а бас на 1 канале (для приоритетности).
    А так как на ударной установке играет человек (2 руки, 2 ноги), то есть, на 10 канале одновременно может прозвучать только 4 звука. На 1 миди канале бас, бас это солирующий инструмент - одновременно звучит 1 звук.
    То потом (если все еще страшно) можно зарезервировать за 10 каналом 4 звука и за 1 каналом один звук - и быть уверенным, что ударник и бас мы не потеряем.
    А если где то и выпадет полуугасшая нота из нонаккорда на каком-нибудь подкладе - мы вряд ли это заметим.

  • Astemir , я не совсем понял вашу арифметику) вот смотрите) у нас 10 пальцев и мы в общем-то можем исполнить композицию так, что на каждом канале будет нажато по 10 но сразу... таким образом получается, что гипотетический предел который можно получить 160 голосов... это если по одному инструменту на канал и нажимая на клавиатуре по 10 клавиш... я не буду рассматривать что это будет за музыка такая и приятно ли такое слушать или нет и вообще быает ли такое в природе вообще или нет. Но тем не менее получается вот так. И это при условии, что каждый инструмент состоит только из одного сэмпла... таким образом да, 160 голосов получается.
    А теперь давайте предположим, что мы играем всё тоже самое и не важно что это не приятно слушать в общем-то, но тем не менее... мы можем взять инсртрументы которые составные из двух, например если вы почитаете инструацию на Roland MT-32 и на Roland SCVA , то вы увидите, что у первого инструменты могут содержать как 1 часть, так и до 4-ёх... таким образом выходит что если инструмент содержит 4 составные части он выглядит как игра одной рукой на четырёх инструментах сразу. Я не знаю, как в этом плане у ямахи, но я почти уверен что у неё есть составные инструменты которые требуют удвоения или даже учетверения полифонии.

    Движок S-YXG50 VSTi поддерживает двухслойные инструменты, 16-частную мультитембральность и полифонию 128 нот.
    Теоретический предел (на данный момент) это 16 каналов * на 128 виртуальных клавиш * на 2 слоя = 4096 звуков.
    Полифония в 512 нот была доступна еще в WDM версии S-YXG50 для Windows XP https://yadi.sk/i/2UeKdl0t3PBHGh
    То есть, здесь она ограничена программно, и вопрос о ее расширении рассматривается, просто он не приоритетен.

    В посте #1296 был выложен пример звучания GrandPiano с тремя настройками YmF New О / YmF New A / YmF New В,
    какой из них более интересен? (Гитары из поста #1298 скорее всего будут заменены).

    Два слоя на инструмент позволяют или сделать инструмент в стерео (например GrandPiano), или создать инструмент из двух, например флейта со скрипкой, при этом при создании можно назначить, например, одному слою флейте рандом панорамы, а второй скрипка оставить по центру; или развести их поканально, например, скрипка 80R, флейта 80L, то будет стерео скрипки и флейты и при двух слоях.

    Количество слоев так же планируется расширить.

    1) YMF New к YMF-724 - синт YMF New только гитары (треки 3-5, 11-16), синт YMF-724 остальные треки (1, 2, 6-10)
    https://yadi.sk/d/Bc4cHDJP3PBffk

    2) RockGtr r7Fc7F к YMF-724 88 - синт RockGtr r7Fc7F только соло гитары (треки 15, 16), синт YMF-724 88 остальные треки (1-14)
    https://yadi.sk/d/_x9u6V7D3PBfKn

    В этих двух примерах можно услышать, как звучат все гитары (ритм и соло) но новом синте YMF New - пример 1,
    и как звучат ритм гитары на старом синте YMF-724 16 88200, и соло на новой гитаре RockGtr r7Fc7F - пример 2.

    В примере 1 - звук соло Ovrdrive гитара. Соло звучит примерно со 2-ой минуты.

    Вот эта же композиция записанная в MIDI Format 1 с тем же инструментом.

    Candy Dulfer & Dave Stewart - Lily was here, Ария - Волонтер, Браво - 7000, Чайф - 5.0 https://yadi.sk/d/JS7gzwnr3PFhvw

    YAMAHA User

    к сожалению, задачат не 128x16 , а 128:16 и того 8 нот на каждом канале при условии что инструмент не составной из нескольких слоёв.

    Это почему еще? Какая причина?

    Alexys , а потому что указываетя полфония всего синтезатора на все каналы, а не на каждый канал. Иначе такого как в видео с Roland-ом не возникало бы) у SC-88 Pro полифония в сумме 64 гоолса причём это при учёте что задействуется два порта то есть на порт 32 голоса... если считать пов ашей схеме, получается 32x16=512 , а он намертво виснет при восспроизведении на нём этой композиции и причём так, что звуки теряются. Это потому что вот эти 32 надо считать не как 32x16 , а как 32:16 и того в сумме по всем каналам может быть зажато по две калавиши с инструментами из одного слоя. Или по одной с двухслойными.

    Попробуем последний раз про полифонию на наглядных примерах и хватит уже об этом)))
    Все слышали поговорку - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать - она возникла не на пустом месте.
    И правильнее она бы звучала - чем тысячу раз.

    Зрение
    В сетчатке находится около 7 млн. колбочек и 130 млн. палочек.
    Механизм цветовосприятия.
    Колбочки позволяют воспринимать цвета при дневном освещении.
    Колбочки бывают трех типов, каждый из которых обладает спектральной чувствительностью к красному, зеленому или синему цвету.
    Механизм световосприятия.
    Палочки воспринимают сумеречный свет, не различая цвета предметов.

    Слух
    Внутреннее ухо представляет собой систему полостей и каналов.
    Одна из перепонок - основная мембрана, состоит из соединительной ткани, которая включает 24 тыс. тонких волокон различной длины.
    На этих волокнах в пять рядов располагаются звукочувствительные волосковые клетки.
    В совокупности эти элементы образуют рецепторный аппарат слухового анализатора - кортиевый орган.

    То есть, у зрения 137 млн чувствительных элементов, а у слуха только 120 тысяч.
    А теперь вспомните про любой обман зрения, можно и на примере, ты видишь суслика - нет, а он есть)
    Другими словами, если так легко обмануть орган у которого 137 млн чувствительных элементов, то, что говорить про тот, у которого только 120 тысяч.
    Продолжая пример со зрением, если зажечь свечу и рядом с ней включить прожектор, то, глядя на включенный прожектор, мы не увидим рядом этой свечи, хотя она там есть.
    А теперь с точки зрения синтезатора, какой смысл продолжать удерживать ноту, если ее уже никто не слышит.

    Вот наглядно, как выглядит частотная маскировка звука - звучит 18 нот, но услышим только 3, и не потому "что ямаха не может все воспроизвести", а потому что так устроен слуховой аппарат.
    При воздействии звука с одной частотной составляющей (чистый тон) и уровнем интенсивности 100 дБ человек услышит вторую гармонику, если она будет с уровнем интенсивности 88 дБ, третью - с уровнем 74 дБ и т. д.
    А тон частотой 1000 Гц и уровнем интенсивности 40 дБ, при маскировке его белым шумом с уровнем интенсивности всего 25 дБ, уже слышен не будет.
    Не забываем и про нелинейность кривых равной громкости, которые показывают на сколько на каждой частоте нужно изменить громкость звука,
    чтобы он воспринимался ухом в равной степени по громкости (что частоты в районе 3 кГц воспринимаются громче остальных и тд.)

    Так что ваш синтезатор более простой и честный, а ямаха более умный и правильный. Но честный и правильный это неоднокореные слова, и правильный из них определяющее.
    Можно честно что то сделать, но будет ли это правильно? Почему ямаху любят, потому что она правильно звучит. Почему она правильно звучит, потому что в ней правильно подобраны тембра.
    Почему правильно подобраны тембра, потому что людьми были правильно учтены частотные характеристики инструментов, психоакустика и тд.
    Я уже писал, что Ямаха занималась разработками звука совместно со Стэнфордским университетом, и свой штат специалистов у нее тоже хороший (Ямаха богатая компания - она может себе это позволить).
    Остальные же, Корги, Роланды и тд, собирают крохи с барского стола (значительно меньшие продажи инструментов). Ямаха в синтезаторах - это Тойота в автомобилях.
    Тойота занимает 7-е место в Fortune Global 500 - рейтинге 500 крупнейших мировых компаний, критерием которого служит выручка компании,
    а ее модель Corolla занесен в Книгу рекордов Гиннесса, как самая продаваемая в мире.
    Врачи, прежде чем поставить диагноз, отправляют больного на обследование. А зачем?
    Ведь можно выслушать жалобы больного и на основе жалоб и собственного опыта поставить диагноз.
    Но здесь ошибки чреваты последствиями, поэтому врачам нужны данные анализов, чтобы убедиться в правильности диагноза и затем назначит правильное лечение.
    Вот чем отличается сведение просто «на слух» от сведения при помощи анализаторов.
    Ямаха подготавливает звуки для своего синтезатора при помощи анализаторов, а банки sf2 составляются любителями на их непрофессиональных слух.
    То же самое с миди, миди написанное Ямахой, с правильными длительностями нот, параметрами эффектов, и разложением по частотному диапазону (по аккордам) с полифонией в 64 ноты,
    прозвучит лучше, чем тоже самое миди, подобранное пользователем на слух, со 128 полифонией.
    Для непрофессиональных пользователей Ямаха даже сделала String Ensemble Voices и Humanize, чтобы и их аранжировки более правильно! звучали (чтобы их можно было слушать:)
    Эта функция (Ensemble Voice) обеспечивает истинное звучание ансамбля. Например, тембр Brass Quartet использует семплы четырех исполнителей,
    если сыграть две ноты, то получится восемь исполнителей, что даст больше звука, но не является реалистичным).
    С этой функцией количество исполнителей остается неизменным, потому что в синтезатор вложены знания профессионального музыкального аранжировщика.
    И если сыграть две ноты с квартетом медных духовых Brass Quartet Ensemble Voice, то синтезатор отправит трубы в верхние ноты, а тромбон на нижние ноты – и это будет реалистичное звучание.
    А функция Humanize использует параметры, которые оживляют исполнение, воспроизводя небольшие отклонения по времени между инструментами, как у настоящего ансамбля.
    Это всё и обеспечивает правильное звучание, словно играет группа реальных музыкантов, и позволяет наслаждаться звучанием инструментального квартета.
    Везде есть ограничения, и в музыке в том числе. К ограничениям в музыке относятся так же: невозможность звучания закрытого и открытого хай-хета у ударных, музыкальных инструментов за их диапазоном - для гитары это 4 октавы с Е3 по Е7 и другие.

    Возвращаясь к полифонии, полифония полифонии рознь. Полифония это грубая сила.
    Полифония в одном синтезаторе не равна полифонии в другом, ведь главное не количество голосов, а как работать с этими голосами, то как устроены тон-генератор, эффект-процессор, работа с семплами конкретного синтезатора.
    Можно наращивать до бесконечности полифонию в синте, а можно научить синт правильно работать со 128 полифонией.
    Кто может - учит, остальным остается наращивать. Ямаха может. Поэтому я изначально и расматривал только сам момент звукоизвлечения, как самый критичный для полифонии.
    Потому что именно в этот момент синтезатор должен их все воспроизвести, а потом он решает (по прописаным алгоритмам), стоит ли удерживать определенные ноты.
    Вы часто слышите аранжировки с одновременным вступлением 128 звуков? - я лично нет...
    Ударные и бас это обязательные атрибуты полнооркестровой аранжировки, а занимает ударник 4 голоса максимум, и бас 1 голос,
    и для 14 каналов остается 123 голоса, пианино это максимум 10 голосов, 12-струнная гитара 12 голосов, остальные инструменты еще меньше.
    И при втором ударе по струнам 12-струнной гитары - мы не получим еще 12 голосов полифонии к первым 12,
    а получим 12 всего - вторых, потому что первые за ними нам будут не слышны, а раз мы их не слышим, то и синтезатору нет смысла их удерживать.
    Ямаха по сути ромплер, и лишь от части синтезатор, звук после генератора огибающей (или считывания семпла) отправляется в процессор эффектов, это отдельный блок, и генератор огибающей опять свободен.
    В момент считывания 128 процесов (нот), после считывания (микросекунды) опять свободен (полифония освободилась),
    то есть, клавишу нажал, семпл считался, отпустил - будет читаться до тех пор, пока обработка (релиз, и т.п.) его не перестанет требовать), а эффект процессы, можно сколько угодно создать. И тд...

    На данный момент более актуальна тема не с полифонией, а со звучанием инструментов, предлагаю обсуждать ее.
    А чтобы было, что обсуждать, вот и предмет обсуждений - заказывали

    временно выкладывать бета-версии, чтоб и сами могли пощупать синт своими руками

  • Если Вы пытаетесь объяснить, что резерверование не значит ограничение и должно освобождать полифонию в зависимости от АЧХ, то что станет со старыми нотами, если новые ноты прозвучат КОРОЧЕ?
    Вообще, ударник на фоне ямаховских тембров различить гораздо проще, даже если полифония зашкаливает.
    И вполе реально различить, какой том или какая тарелка "знікла", после одновременного удара по 2 низким томам и 2 тарелкам (сплэш и крэш, особенно когда они по панораме разбросаны) сразу же стукнуть по бочке и закрытом хай-хэте (такую комбинацию может даже неумелый сыграть на живых барабанах)! В таком случае ямаха будет вынуждена заглушить какой-нибудь другой звук на другом канале, но только не ударник, даже если зарезервировано для него всего 4 элемента (Ведь АЧХ-то разные!)! А если она всё же заглушит что-нибудь на канале ударника, то сразу после кика с хэтом пропадёт ощущение СТЕРЕО: либо пропадут низкие частоты (Томы) либо верха (тарелки), или наперекось, что аж можно рефлекторно голову свернуть.
    А ещё, если не послать Note Off, то можно получить "эффект хоруса", если повторно послать эту ноту (звук этой же самой ноты будет накладываться на звук старой, что задействует в полифонии два звука, хотя нота-то всего одна! А ведь некоторые умудрялись такое использовать (видимо только для специальных банков). Кстати, удвоение баса тоже где-то было (т.е. одна и та же нота с определённой задержкой включалась, создав при этом особое звучание).

    Послушал сравнение софтсинтов Ямахи и Роланда на NylonGuitar и TenorSax с PSR-3000 https://yadi.sk/d/Y7C9jJus3PHisN и вот какие выводы:
    С нейлоном у синта YmF-New нужно что-то делать - звучит хуже всех синтов. Более правильно к нейлону звук у Roland Sound Canvas VA, почти такой должен быть (само звучание этого инструмента у Рола немного глуховато, и в конце - пара звуков - появляется металл, как у стил гитары, но его может и не быть, потому что у PSR-3000 в этом месте прописаны флажолеты, а Рол их проигрывает, как обычные звуки).
    И вообще само сравнение получилось немного некорректное, PSR-3000 играет с прописанными настройками эффектов и не GM голосами, а инструментами из групп Sweet и Live, а остальные синты играют с настройками по умолчанию - ревер 40, хорус 0 и звуками GM, которые берутся из Bank 0 XG.
    Далее, по звучанию: S-YXG50 - звук, "знакомый с детства")), у YmF-724 чуть больше верхней середины, и кажется, что чуть подкручены эффекты (из-за 88200 добавилась детализация, некий объем и более длинные концы), S-YXG2006LE звучит на удивление хорошо - в нейлон гитаре перед флажолетом даже басы слышны (что сама гитара непохожа на нейлон не берем во внимание, так здесь у всех рассматриваемых ямах), YmF-New гитара ужасна - нужно если не заменить, то подстроить звук в ближайшем обновлении, PSR-3000 звук не нейлона, а подушатанной steel гитары, с подсевшими струнами, Edirol VSC-88 Pro - как звук примитивного синтезатора, про Roland Sound Canvas VA написал выше, в целом - самый похожий.
    По саксу - у 50, 724 и 2006 - один и тот же патч, странно, что в 2006 его не заменили (так как нейлон у нее другой), немного все три отличаются по середине, 724 самая резкая, 50 помягче и 2006 самая мягкая, PSR-3000 звук совсем другой, очень воздушный, а Ролы это уже легкий гроул сакс)) У 2006 настройки выходного эквалайзера не так задушены, как у 50 и 724 - у них очень скомпресированный звук (без динамики), и оставлена только середина (без верхних и нижних частот), у 2006 уже есть некая динамика и высокие, и низкие, жаль не у всех инструментов.
    В общем, хотелось бы, по возможности, более подробных отзывов, в таком ключе...)))

    резервирование не значит ограничение и должно освобождать полифонию

    Полифония (128 нот) является динамически распределяемой между 16 каналами - это хорошо, и правильно. Резервирование не освобождает полифонию, а наоборот, позволяет ей быстрее потратиться (если неразумно подходить к резервированию), цель же резервирования другая - недопущения захвата нот другими каналами у указанных приоритетных каналов (если они указаны). По умолчанию эта функция (резервирования) не включена. Резервирование используется, как исключение, для правила - приоритет последней ноты.

    В таком случае ямаха будет вынуждена заглушить какой-нибудь другой звук на другом канале

    В случае нехватки полифонии, Ямаха заглушит не какой-нибудь звук, а самый ранее сыгранный на 16-ом (и по убывающей нумерации) канале.

    но только не ударник, даже если зарезервировано для него всего 4 элемента

    Справедливо, если весь ударник прописан на 10 канале, а в XG канал ударных может быть любой.
    Пример: Вы решили прописать поканально ударную установку (для последущей обработки в аудиоредакторе), 10 канал - бочка, 11 рабочий, 12 хай-хэт, 13-14-15 каналы - томы, 16 крэш. А 9 каналов у Вас уже с плотной арранжировкой, и на 9-ом из них находится подклад.
    При нехватке полифонии, S-YXG50 ищет ранее сыгранный звук, начиная с 16 канала, и им может оказаться звук с 9 канала. А потерять звук в фоне, более явно слышно, чем звук в ритм-гитаре. Поэтому для 9 канала можно зарезервировать 3 звука для аккорда подклада, а для 11-16 каналов по одному звуку, и тогда Ямаха (в случае нехватки) будет выбирать из 8-1 канала. На счет удвоения баса - 1 нота, это как частный случай солирования, возможное же количество нот равно количеству струн, 4 струный бас - 4 ноты, 6 струнный 6 нот. Больше не получиться, тк чтобы взять новую, нужно заглушить предыдущую.

    Ketron SD7 - примеры стилей с него в mp3, можно слушать, не скачивая:) https://yadi.sk/d/5ZuDiSGo3LWj8h

    Работа с полифонией на примере синтезаторов Yamaha S-YXG50 (2003) и Roland Sound Canvas VA (2015) https://yadi.sk/d/QJymKO3z3Pf26d

    Миди файл весом 9 Мб - 31 дорожка (15 каналов пианино (30 дорожек) + 1 канал скрипка)

    Софт-синты: S-YXG50, YmF724, Roland VA

    Пример 1 - Полифония менее 128, вступает скрипка, затем полифония, сильно превышающая 128 и...
    1.1 Roland VA - после вступления скрипки, при первом же звуке с максимальной полифонией, что происходит дальше Вы слышите..
    1.2 YmF724 - скрипка продолжает звучать, синт продолжает играть

    Пример 2 - Полифония менее 128, вступает скрипка, затем полифония, немного превышающая 128 и...
    2.1 Roland VA - после вступления скрипки - она затихает, и при этом слышно, как неуютно синту с максимальной полифонией (почти сразу начинаются потрескивания, знакомые по примеру 1)
    2.2 S-YXG50 - скрипка продолжает звучать на своей громкости, синт продолжает играть

    PS
    Удалось замучить) и Ямаху - наблюдается интересное поведение

    Пример 3 - Полифония менее 128, вступает скрипка, затем полифония, очень сильно превышающая 128 и...
    3.1 Roland VA - примера нет потому, что Roland VA сразу вырубал хост SONAR Platinum (программа без предупреждения закрывалась)
    3.2 S-YXG50 - после вступления скрипки, и максимальной полифонии, синт пытается всё это тащить, замедляясь и опять разгоняясь (ощущение будто меняется темп), хотя темп тот же, что и в Примере 1.2

    PPS
    Осталось выяснить, с чем это связано - с ограничениями в движке S-YXG50 или с пропускной способностью самого миди интерфейса.
    Всё тестировалось на i7-2600, 8Gb, SSD. Кто хочет, может провести свои тесты (подобных рисованных миди в интернете полно), возможно, результаты будут другими.

    А всех, интересующихся дальнейшим развитием проектов YmF New, YmF 724, приглашаем в группу вКонтакте

    Как выбрать MIDI–клавиатуру? Что лучше купить - просто «клаву» или синтезатор с MIDI-выходом? Какие еще бывают контроллеры?

    Какая минимальная конфигурация домашней студии для начинающих музыкантов? Приведите пару примеров конфигурации студии для более серьезных задач.

    Постараюсь удовлетворить ваше естественное любопытство…

    MIDI–клавиатуры я бы условно разделил на три категории навороченности, или, говоря иначе, «группы сложности». Первая - совсем учебная «клава», четыре октавы (или даже меньше) с маленькими клавишами, подключаемая к MIDI-Game порту на звуковой карте. Приобретать ее имеет смысл либо при очень ограниченном бюджете, либо для помещения, где очень мало места. Эта штука для исполнения музыки только слегка удобнее компьютерного кейборда. Цена - примерно до 70…90 у.е. Следите за прайс-листами.

    Вторая - четыре-пять октав клавиш «синтезаторного размера» (это чуть меньше фортепианных) с двумя колесами, по умолчанию регулирующими высоту звука и глубину модуляции (вариант - вибратор, совмещающий функции колес pitch bend и modulation). Такая клавиатура должна поддерживать как минимум параметр velocity (скорость нажатия) и передачу команды program change (переход к другому тембру). Очень желательно, чтобы поддерживался и channel aftertouch - давление послекасания. Все-таки дополнительная пальцевая динамика. Поддержка key aftertouch, когда давление определяется не для MIDI канала в целом, а для каждой клавиши в отдельности - штука более редкая, она скорее встретится в дорогом студийном синтезаторе, чем в простой юзерской клаве. Такой девайс обойдется в 150…400 у.е. В зависимости от дополнительных функций, качества механики и степени раскрученности торговой марки.

    Третья - студийная. Пять-шесть-семь октав фортепианного размера, кроме двух традиционных колес могут наличествовать дополнительные контроллеры (ползунки или «крутилки»), количество MIDI-портов увеличено до двух-трех, а клавиатура делится на 4-8 частей, каждая из которых передает команды по своему каналу. Такая «клава» стоит достаточно дорого, смысл ее приобретения в том, чтобы работать со звуковой картой и тремя-четырьмя звуковыми модулями без постоянных переключений MIDI-кабелей и дополнительных задержек сигнала, возникающих при последовательном соединении всего этого хозяйства через MIDI Thru (транзит). Розничная цена - «не питай, чому в мене сумні очі»… Но если ваша студия уверенно приносит доход - можно поинтересоваться.

    Выбирая клавиатуру, в первую очередь доверяйте собственным пальцевым ощущениям. Клавиши от «левых» брендов оказываются либо слишком мягкими, либо слишком тугими, признак самой крайней «левизны» - когда они нажимаются с заметно разным усилием. Кстати, фирменная клава тоже со временем начинает страдать этим недостатком, особенно если на ней пару лет поиграл три любимых аккорда профессиональный молотобоец. Оптимальная жесткость и вес клавиш - штука очень индивидуальная. Я знаю много людей, предпочитающих тяжелые, как в концертном рояле, но сам больше люблю синтезаторные. Кстати, играя на той же самой клавиатуре, можно выбрать разные кривые зависимости уровня velocity от реальной скорости нажатия. С какой вам удобнее… Эта опция чаще задается синтезаторным либо самплерным звуковым движком, но иногда встречается и в самой клаве.

    Вариант приобретения за очень мелкие деньги старой «самограйки» или (за чуть большие) подержанного цифрового синтезатора тоже возможен. В этом случае внимательно ознакомьтесь с MIDI-спецификацией (какие параметры передаются и принимаются портом), и еще внимательнее проверьте степень механической «убитости» клавиш и кнопок. Если в этом девайсе есть хотя бы один тембр, который вы не можете получить с помощью своей звуковой карточки, а клавиши и колеса явно целые - мои поздравления. Двадцатикилобайтная «флейточка» или «пианинка» вряд ли поможет написать гениальную музыку, а двенадцатибитные конверторы - это на сегодняшний день либо концептуальный Lo Fi и ретро (золотые 80), либо (скорее) ликероводочные страдания для дешевого кабака.
    Один из самых известных производителей клавиатур и других контроллеров - Studiologic Fatar. На сайте вы найдете самые разные девайсы, от стандартных до совсем экзотических. Например, двухоктавную ножную клавиатуру. Она делает примерно тоже, что органная, только управляет звуком с помощью MIDI-команд.
    Новый инструмент, который может претендовать на гордое звание профессионального цифрового синтезатора, стоит примерно столько, сколько приличный комп и средняя MIDI-клавиатура вместе. При этом у него очень маленький дисплей, на нем очень сложно завести «Аську», а «Квака» и «Герои» бегать и вовсе отказываются. Вот если вы перейдете из любителей музыки в профессионалы… Тогда к компу и клавиатуре желательно добавить пару звуковых модулей ценой от 500 до 2000 у.е. Вариант: сразу ориентируйтесь на комплект из компьютера и концертного клавишного инструмента, который в домашних условиях выполнит функции MIDI-клавиатуры, а во время выступления позволит играть под воспроизводящийся из встроенного секвенсора файл. Вы ведь любите живой звук? Я тоже. Исключительно живой.

    Да, раз уж мы заговорили о MIDI-контроллерах. Есть их великое множество. Когда-то производители синтезаторов очень старались пересадить за свои инструменты духовиков и сделали «электронную дудку», вместо акустического сигнала выдающую note number, velocity и pressure. Сейчас эти девайсы (контроллеры к модулям серии Akai EWI и их примерные аналоги от Yamaha) выпускаются малым тиражом, и пользуются определенной популярностью в очень узких кругах. Джазмены вполне справедливо предпочитают саксофон, а электронные авангардисты - модульный синтезатор.

    MIDI-датчики для гитар и других струнных инструментов известны достаточно давно, но позволяют исполнять только очень специфические партии. Если вы любите блюз, панк-рок или фламенко, сначала забудьте все, что играли раньше, и только затем (возможно) сможете извлечь из MIDI-гитары или баса сколько-нибудь осмысленную последовательность звуков. По-моему, лучше уже пойти более традиционным путем - поставить рядом с бывшим гитаристом клаву и «бутерброд» из процессоров и синтезаторных модулей. А еще лучше - выкрутить взрослый гитарный звук на комбике и педалях. Использовать свой почтенный струнный инструмент как контроллер для тех же «флейточек» - пустая трата времени.

    Вспомним и о самом древнем синтезаторе в современном исполнении. Вот он какой, терменвокс от Роберта Муга - http://www.bigbriar.com. Очень дорогой и, конечно, оборудованный MIDI-портом. Впрочем, там вы найдете и варианты попроще - для домашнего музицирования. Для фанов древних аналоговых клавиш: лично я очень порадовался, узнав о возобновлении производства Moog Voyager. По архитектуре он слегка отличается от своего знаменитого братца из ранних 70-х, но «папа» у этой клавиши тот же. Будем надеяться, что когда-нибудь это чудо враждебной техники можно будет услышать в Украине. А ведь когда-то в Житомире и Херсоне тоже выпускали настоящие аналоговые синтезаторы…

    Вариант от немецких разработчиков - www.doepfer.com. Здесь есть и контроллеры, и модульные синтезаторы, и их отдельные блоки, включая ту же антенну терменвокса или преобразователи MIDI-команд в управляющее напряжение.

    Еще одно важное изобретение г-на Термена - датчики, каждый из которых запускает воспроизведение определенного звука. Наибольшей популярностью они пользуются среди барабанщиков. Для записи ударных «в акустике» годится далеко не каждое помещение, не каждый сет микрофонов, и не каждый инженер звукозаписи. Но иногда можно сделать проще. Ставите перед собой электронные «блины» в количестве, нужном для нормальной игры, включаете их через специальный модуль в любое устройство с MIDI-входом, и… играете «Лунную сонату» фортепианным тембром. Если вас с друзьями перестало переть от металла и индустриального рока.

    Уровень шума в помещении - ниже, чем на улице; звук качественно снимается без помощи микрофонов. А вашу партию, как любой другой MIDI-трек, можно писать в секвенсор и там редактировать. От ритм-машинки результат будет отличаться очень сильно. Даешь «живые» барабаны!

    И, наконец, один из очень популярных в последнее время девайсов - ползунковый контроллер. Каждый ползунок управляет своим параметром в реальном времени. Задержка? Меньше, чем при игре пальцами на рояле. Если вы больше любите крутилки, есть и такая версия MIDI-контроллера. Их выпускают все те же Fatar и Doepfer, а так же ряд других, менее известных фирм.

    Выбирайте способы воздействия на звук самостоятельно. Это для музыканта важен процесс создания музыки, а для слушателя - результат, проистекающий из колонок. Вы можете добиться этого результата с помощью DOS-трекера и компьютерной клавы, но это сложнее и отнимает больше усилий, причем тратятся они на процессы, слабо связанные с творчеством.

    Многие любители музицирования используют такие устройства, как миди-клавиатуры и синтезаторы. Считается, что они очень похожи. Для чего предназначен каждый девайс?

    Что представляет собой миди-клавиатура?

    Стоит отметить, что миди-клавиатуры - это целая группа устройств, многие из которых весьма несхожи с другими, несмотря на то, что классифицируются как один и тот же тип девайсов.

    Так, есть устройства соответствующего типа, оснащенные минимальным количеством элементов управления. Их дополняют собственно клавиши, с помощью которых играется музыка. Есть устройства, классифицируемые как контроллеры, - на них есть основные клавиши, но также в большом количестве имеются различные инструменты управления. Существуют девайсы, занимающие промежуточное положение между двумя первыми типами устройств.

    Большинство типов миди-клавиатур требуют подключения к внешнему устройству: дело в том, что звук, создаваемый с помощью рассматриваемых девайсов, воспроизводится обычно только при условии вывода MIDI-сигнала на внешнее устройство. Чаще всего это аудиокарта компьютера, поэтому рассматриваемые девайсы подключаются, как правило, к ПК. Миди-клавиатура - инструмент, генерирующий звук, который подлежит, таким образом, дальнейшей программной обработке.

    Что представляет собой синтезатор?

    Устройства соответствующего типа, как и миди-клавиатуры, классифицируются на большое количество категорий.

    К примеру, есть синтезаторы , в которых реализовано множество функций, облегчающих музыканту проигрывание музыки - таких как, например, модули для воспроизведения аппаратных семплов (готовых к воспроизведению мелодий). На продвинутых синтезаторах имеются автоаккомпанементы, усилители.

    Есть интерактивные девайсы рассматриваемого типа. Они характеризуются большим количеством функций, оснащены секвенсорами, автоматическими аранжировщиками, теми же аппаратными элементами для воспроизведения семплов. Они к тому же отличаются от других типов девайсов лучшим качеством звука и более широким спектром имитируемых инструментов.

    Существуют цифровые фортепиано - выглядящие именно как традиционные клавишные инструменты, но воспроизводящие звук с помощью электронных компонентов.

    Есть синтезаторы и аналоговые - генерирующие звук посредством аппаратных элементов, без обращения к электронным компонентам, которые образуют цифровые мелодии.

    Синтезаторы могут полноценно функционировать без подключения к ПК: в них имеются встроенные аудиокарты, динамики, необходимые интерфейсы для качественного воспроизведения звука. Синтезатор генерирует мелодии, не требующие обязательной программной обработки - даже если речь идет о цифровом звуке.

    Сравнение

    Главное отличие миди-клавиатуры от синтезатора в том, что первого типа девайс, как правило, менее функционален и к тому же требует подключения к ПК - для воспроизведения генерируемого звука. Синтезатор - автономное устройство и в большинстве случаев существенно более функциональное.

    Отметим, что многие современные модели синтезаторов фактически включают функционал миди-клавиатур - то есть могут подключаться к ПК, использовать ресурсы его аудиокарты, а при необходимости обеспечивать запись генерируемого звука в файл, размещаемый на компьютере. Правда, аналоговые синтезаторы, как правило, не обладают подобными возможностями, поскольку для вывода на ПК звук должен быть в цифровом формате.

    Стоит отметить, что разница в качестве звуков, воспроизводимых на синтезаторах и миди-клавиатурах, не всегда очевидна. Экономичные модели девайсов первого типа часто значительно уступают по данному параметру продвинутым модификациям миди-клавиатур - которые, как и синтезаторы, могут эффективно имитировать широкий спектр музыкальных инструментов.

    Определив, в чем разница между миди-клавиатурой и синтезатором, отразим выводы в таблице.

    Н а различных музыкальных и околокомпьютерномузыкальных форумов практически каждую неделю встречается животрепещущий вопрос от новичков: какой же инструмент им выбрать для творчества? Начинаются тучи советов, пестрят названия приборов, от которых у неподготовленного человека просто глаза разбегаются. Но четкого и вразумительного ответа практически никогда не попадается. В этой статье мы попытаемся разъяснить некоторые моменты, которые почти всегда упускаются из виду при такого рода советах.

    Прежде всего, данный вопрос о выборе между "синтезатором" и "миди-клавиатурой" некорректен по своей сути, и новички этого часто не понимают. Некорректен по той причине, что как одного, так и другого вида устройства существуют в нескольких вариантах.

    Для начала проясню моменты относительно MIDI-клавиатур. Наверняка вы встречались с тем, что MIDI-клавиатуры часто называют "MIDI-контроллеры". Ничего в этом удивительного нет, так как, вопреки до сих пор существующему заблуждению среди новичков, по MIDI-клавиатуре звук не передается. Это именно контроллер. Разделить их можно условно на три типа:

    Подключение таких устройств идет либо по USB, либо по порту MIDI (еще можно использовать game-port на звуковой плате - подключать MIDI-клавиатуры нужно при помощи специального кабеля).

    Выбирать MIDI-клавиатуру стоит в следующих случаях:

    1. У вас ограниченный бюджет (простейшие контроллеры первого типа можно найти в цене от 50$)
    2. Вы планируете заниматься музыкой только на компьютере.
    3. Вам удобнее иметь одну клавиатуру и много звуковых модулей.

    Если дочитав до этого места, вы твердо решили выбрать себе MIDI-клавиатуру, решите тогда для себя, что именно вы будете на ней играть, так как от этого зависят параметры выбора:

    1. Число октав . На этот вопрос нелишне взглянуть с трех сторон: можно купить клавиатуру с 25 клавишами, но с большим количеством ручек и кнопок . Можно купить полноразмерную клавиатуру с фортепианной механикой . А можно выбрать недорогой компромиссный вариант в 5 октав с умеренным числом доп. контроллеров . Все зависит от того, что вы планируете играть на ней.

    2. Чувствительность к скорости/силе нажатия . Не надо объяснять, что чем сильнее удар по клавише фортепиано, тем громче звук. Клавиатуры, способные передавать динамику нажатия, обычно называют активными. Однако этот термин не совсем точен, поскольку можно выделить два типа "активности": чувствительность к скорости нажатия (velocity sensitivity) и к силе давления на клавишу (aftertouch, "послекасание"). Первая соответствует динамике обычной фортепианной клавиатуры ("сильнее - громче"), вторая отвечает за длительность сигнала.

    3. Тип механики . Этот вопрос вскользь поднимался в первом пункте, здесь же опишу его подробней. От типа механики клавиш зависит в немалой степени и цена изделия. Принято различать три типа механики:

      синтезаторную (synth action),

      фортепианную (piano action) и

      молоточковую (hammer action).

    Кроме того, внутри каждого типа выделяют несколько степеней нагрузки клавиш:

      невзвешенные клавиши (non-weighted),

      полувзвешенные (semi-weighted) и

      взвешенные (weighted).

    Клавиатуры с синтезаторной механикой самые простые и дешевые. Клавиши, как правило, полые, более короткие, чем у фортепиано, имеют пружинную механику и в зависимости от жесткости пружины могут быть "тяжелыми" или "легкими", то есть взвешенными или невзвешенными.

    Клавиатуры второго типа с полноразмерными (и в ширину, и в длину) клавишами имитируют фортепиано, однако нагрузка клавиш по-прежнему "пружинная", поэтому такие "доски" больше похожи на фортепиано по виду, чем на ощупь.
    Клавиатуры с молоточковой механикой используют не пружины (вернее, не только пружины), а молоточки и на ощупь практически неотличимы от настоящего рояля. Но они ощутимо дороже (в среднем от $600), так как большая часть работы при сборке молоточковых клавиатур производится вручную. Выбор типа механики опять-таки за вами.

    Что касается синтезаторов, то тут все еще сложнее. Во-первых, для начала определимся, что считать синтезатором? Так как (формально!) синтезатор - это устройство, синтезирующее звук. Но не буду вас слишком загружать, и перейду к сути дела. Обычно в таких вопросах под синтезатором понимается одно из следующих устройств:

    1. «Самоиграйки». Клавишные синтезаторы с автоаккомпаниментом и встроенной звуковоспроизводящей и усилительной системой . Такие инструменты в большом ходу у попсовой и шансонной сцены - музыки там особо никакой не надо, три ноты и автоаккомпанимент - вот и готов хит. Часто самоиграйки используются для легкого домашнего музицирования или обучения детей музыки. Цена вопроса - от $100 за самый примитивный вариант.

    Лирическое отступление. Прошлой осенью на одном из семинаров выставки Музыка-Москва педагоги одной из детских музыкальных школ демонстрировали достижения учеников в деле овладевания самоиграйками. Что сказать? Это было ужасно. Мало того, что инструменты были дешевые (самоиграйки от Casio по праву считаются одними из худших), что подразумевает собой совершенно кошмарные по качеству звуки, так еще и сам факт, что детей учат музыке на мертвых самоиграйках, а не на живом рояле, по-моему, просто убивает в детях задатки музыкантов - они привыкают, что все за них делает инструмент. Но вернемся к нашим баранам...

    2. Интерактивные клавишные рабочие станции (workstation) . Это инструменты вида "все в одном", то есть содержат как полные банки звуков, так и сэмплер, секвенсор, автоаранжировщик (не путать с автоаккомпаниментом!). Это серьезные инструменты, предназначенные как для полного и законченного написания композиции, так и "живых" выступлений, обладающие большим количеством контроллеров. Ценовой диапазон тут очень широк от нескольких сотен до тысяч долларов.

    3. Синтезаторы псевдоаналогового моделирования . Такие устройства имитируют старые аналоговые синтезаторы (и не только) и предназначены, говоря по-простому, для генерации совершенно разнообразных звуков. Можно условно считать разновидностью workstation.

    4. Цифровые фортепиано . Это нечто вроде домашнего фортепиано, но гораздо более компактного варианта и их можно условно отнести к пункту 1.

    Помимо этого, рабочие станции и псевдоаналоговые синтезаторы выпускаются в так называемом модульном (или рэковом ) варианте. Это значит, что там просто нет клавиш, а все регулировки доступны на поверхности большого железного ящика:) Нужно также отметить, что практически все синтезаторы имеют MIDI-входы и выходы, так что вы и можете использовать в качестве MIDI-клавиатуры. Но не наоборот.

    Синтезатор стоит выбрать в одном из следующих случаях:

    1. Если вы готовы потратить на него приличную сумму.
    2. Если вам претит использование компьютера для творчества, и вы хотите его использовать только для записи готового творения.
    3. Если вам безумно нравится какая-то конкретная модель синтезатора и совершенно не устраивает ее виртуальный аналог - если он, конечно, есть.
    4. Если вам нужен инструмент для "живых" выступлений.

    Какие-то конкретные советы по выбору того или иного синтезатора дать невозможно, по той простой причине, что каждый из них в чем-то уникален. Единственное, что можно тут посоветовать - это читать обзоры и мнения людей на форумах, и обязательно "пощупать" инструмент самому.

    С некоторой точки зрения предпочтительней использовать синтезаторы, а не MIDI-клавиатуры. Почему? По одной простой причине: ни один компьютер с мышкой и клавиатурой не сравнится с удобством использования синтезатора, в котором можно крутить ручки и нажимать кнопки. И даже дорогостоящие VST-инструменты и плагины не могут лично для меня заменить их "железные" прототипы - и даже MIDI-контроллеры тут не помогут.

    p.s. И напоследок хочется всех предостеречь: ни в коем случае не берите клавиатуры с уменьшенным размером клавиш! Даже для детей. Поскольку потом будет очень сложно переучить ребенка на нормальные клавиши, потому что он, ребенок, привыкает к таким детским размерам...