Что такое диптих, триптих? Триптих, полиптих, диптих картины

photolab_photo wrote in October 11th, 2015

Идейный подход

Текст Владимир НЕСКОРОМНЫЙ

Довольно редкий прием, доступный действительно продвинутым фотографам, которые понимают его не как механическое объединение двух фотографий, но как оригинальное авторское средство для выражения задуманного. Причем замысел фотографа должен быть понятен при первом взгляде на диптих, иначе теряется весь смысл обращения к визуальному языку. Последующее вербальное объяснение лишь укажет на недостаток работы. Как объединять изображения? В чем смысл диптиха? Маленькая фотоистория, драматургический поворот, дополнительный ракурс — единая стилистика. В диптихе нет первой и второй фотографии — все они первые или все они вторые, а точнее, каждая из них является частью целого. Сюжет воспринимается именно при взгляде на оба изображения. Все ли фотографы способны мыслить настолько объемно, чтобы им требовалось не одно изображение, но два? Диптих хорош именно своей исключительностью, редкостью. И он рождается, когда у автора возникает в нем потребность, когда мысль раскладывается на две визуальные составляющие.
Главное, чтобы были идеи, — фотография вторична.

Конкурс «Диптих» журнала Фото и Видео:

1

Первое место — Виктор Макурин, Барановичи, Белоруссия

«Places II»

«Иногда я совмещаю кадры одного и того же момента с минимальным изменением градуса съемки, чтобы достичь "выпуклости" образа трехмерного объекта. Однако тут я использую фрагменты одного кадра, и диптих становится, с одной стороны, средством реконструкции композиции поврежденной фотографии, с другой — шагом назад в процессе распада изображенного места, т.е. инструментом манипуляции образом. Фотография для меня — исследование мира, но не видимой его части, а скрытых алгоритмов. Я вношу физические повреждения в файлы, что приводит к непредсказуемым визуальным эффектам».

2

Второе место — Михаил Малышев, Ростов-на-Дону

«Саша "Фэнди" . Возраст: 25. Род занятий: экс-офис-менеджер, временно безработная. Хобби: рисование, пение, английский» Из проекта «Иные»

Nikon D300, AF-S Micro-Nikkor 60/2.8G ED, студийный свет; 1/250, f/8, ISO 100; ретушь в Adobe Photoshop CS3;

«Для меня диптих — удивительный шанс рассказать историю более полно, подчеркнуть контраст, показать альфу и омегу. Наверное, диптих — это самый лучший способ продемонстрировать, что было и как стало. Идея проекта "Иные" возникла неожиданно. На одном из фестивалей я встретил очень много ярких и эпатажных фриков. И подумал: интересно, а как они выглядят на фото в паспорте? Над серией я работал больше года. Для меня эти фотографии — способ показать сложность взаимоотношений гражданина и государства. Не всегда ведь осознаешь, что готы, панки и эмо, ребята с пирсингом, тату и невообразимыми прическами остаются гражданами Российской Федерации. Столкновение фотографии из паспорта и яркого имиджа создает новое видение вопроса "отцов и детей"».

3

Третье место - Анастасия Андреева, С.-Петербург

«Тревожное ожидание»

Canon EOS 40D, Canon EF-S 17-55/2.8 IS USM; 1/8, f/2,8, ISO 800; доработка в Adobe Photoshop CS4 (подавление шума, резкость)

«Диптих — это серия из двух фотографий, не просто связанных единым замыслом: дополняя друг друга, они помогают глубже раскрыть смысл. Эти фотографии сделаны во время путешествия на вулкан Бромо (Индонезия, о. Ява). 27 января 2011 года вулкан Бромо, известный как самая красивая огненная гора Индонезии, выбросил в воздух большое облако пепла, которое распространилось на 5500 метров в юго-восточном направлении. Были отменены рейсы нескольких авиакомпаний. Центр вулканологии и снижения геологических рисков Индонезии поднял уровень тревоги со второго до четвертого, минуя третий, и запретил приближаться к кратеру на расстояние ближе трех километров. Первый кадр был сделан вечером, а второй — на рассвете, вместе они раскрывают тревожное ожидание природы и людей вблизи проснувшегося вулкана. Фотография помогает мне присоединиться к окружающему миру и ощутить себя частью целого».

4

Наталья Чобану, Кишинев, Молдова

«Цветочная»

Olympus E-420, Olympus Zuiko Digital 14—42/3.5—5.6 ED, галогеновый прожектор 500 Вт; 1/10, f/6.3, ISO 100, f=42 мм;

Canon Rebel XTi, Canon EF 50/1.8 II (слева), Lensbaby Muse (справа); 1/1600, f/2, ISO 100; доработка в Adobe Photoshop CS2 (перевод в ч/ б, контраст);

«Создание хорошего диптиха — достаточно сложная задача. Две фотографии объединяются сюжетом или идеей. Но и этого мало: они обязательно дополняют друг друга, рассказывают одну историю или же показывают два разных взгляда на нее. Однако самое главное: обе фотографии должны быть достаточно хорошими, чтобы существовать поодиночке. Только в таком случае получится действительно интересный диптих. Эта работа стала одним из первых моих диптихов. Мне важно было уловить сочетание света и тени, тем самым отразив силу и хрупкость Надежды (модель)».

5

Екатерина Сытник, С.-Петербург

«Беседа»

«Зенит-ET», Helios 44-2, Foma Fomapan 400, штатив, освещение от торшера; 1,5 мин, f/4;

«Этот диптих — о состоянии внутреннего диалога. Диалога с самим собой, диалога с другим собой; диалога, суть которого — всегда монолог. Равно как автопортрет — жанр одиночества. Для меня принципиально важно было раздвоить изображение именно одного и того же человека. Эфемерные фигуры, застывшие в итоге друг рядом с другом и друг напротив друга, невозможны, но существуют. Точнее, есть один человек и нет другого. Видимого. Но я проявляю эту невидимую сторону своего персонажа. Фотограф — проводник невидимой энергии, существующей вокруг».

6

Юлия Борисова, С.-Петербург

«Мужское и женское»

Nikon D5000, AF-S Zoom-Nikkor 18-55/3.5-5.6G DX VR, 1/40, f/7.1, ISO 400 (слева); AF-S Nikkor 35/1.8G DX, 1/80, f/2.5, ISO 400 (справа);

«Если рядом находятся две фотографии, сразу же непроизвольно начинаешь их сравнивать, думать о том, почему они рядом, есть ли между ними что-то общее. Каждое изображение само по себе имеет какое-либо значение, и, составляя диптих, можно увеличить силу воздействия одной фотографии путем сопоставления ее с другой, добиться этим сочетанием новых смысловых связей и глубинных значений. Первую из этих работ я сделала во время турнира по боям без правил. Девушки (их называют ring girls) ждали своего выхода на ринг, чтобы вынести табличку с номером следующего раунда. На правой фотографии — молодые ребята, которые ждут своей очереди у кабинета врача во время весеннего призыва. Соединить эти кадры вместе меня побудило желание задуматься о женственности и мужественности, о силе и слабости, о том, что делает нас — мужчин и женщин, такими разными и в то же время объединяет».

7

Ирина Воронченко, Челябинск

«Крылья»

Canon EOS 3000, MC Pentacon 50/1.8, Konica Centuria 200, естественное освещение;

«Распечатав небольшого размера кадры с пленки, я раскидала их по полу и начала искать то, что зацепит. Можно было объяснить, почему некоторые мне нравятся, но существовали они отдельно друг от друга. Мне нужны были не они. Интересовало то, что я не могу объяснить себе, то, что я могу еще долго читать. Я искала гармонию двух. Тех, что будут создавать единое целое, при этом в меру различных и в меру похожих. Личная драма каждой по обе стороны и общая тоска от перемен внутри. Я окончила Технологический колледж сервиса по специальности "фотограф", в настоящее время пишу диплом в Академии культуры и искусств по специальности "художник"».


* * *

8

Татьяна Петрухина, Москва

Без названия

Canon EOS 50D, Canon EF 50/1.4 USM, один прибор постоянного света; 1/60, f/3.5, ISO 800; доработка в Adobe Photoshop Lightroom 2 (конвертация RAW-файла, цветокоррекция, яркость)

«Диптих — это маленькая история, состоящая всего из двух фотографий. Они должны быть сделаны в единой стилистике и обязательно связаны между собой идеей съемки. Эта работа создана в непростой период моей жизни — в тот момент я испытывала сильные душевные переживания. Для меня фотография всегда была отражением личного отношения к окружающему миру. Я всегда стараюсь передать настроение. Считаю, что фотография должна вызывать у зрителя эмоции, переживания вместе с автором множества чувств, от грусти до радости. Занимаюсь фотографией более углубленно всего пару лет, хотя начинала еще в юности с пленочной камеры и самостоятельной печати. Самое большое влияние на меня как фотографа оказал преподаватель и фотограф Андрей Рогозин».


* * *

9

Андрей Пуштаев, Москва

«Квартал 910»

Nokia N82, съемка с рук; обработка в Adobe Photoshop Elements 6 (слияние снимков, повышение резкости)

«Главное для меня в диптихе — чтобы снимки дополняли друг друга, раскрывали воображение, соединяли не связанное между собой цветом, деталями, антуражем и т.д. Данные работы объединили уличный быт, и почему-то все это воображается у меня в будущем. Съемка велась на проспекте Буденного в Москве, на автостоянке».

10

Если картина стоит тысячи слов, сколько тогда будет стоить диптих фото? Фотография, как вид визуальной коммуникации позволяет обмениваться историями, идеями и чувствами, через образы. Диптих из двух изображений или двух частей одного изображения - впечатляющий инструмент для рассказывания истории. Рассмотрим тематические, композиционные и другие визуальные взаимодействия, которые позволят вашим диптихам воздействовать на зрителя сильнее, чем отдельные его части. Для примера приведем работы диптихов Михайловой Марианы.

Создать диптих в фотографиях можно в любом стиле и направлении - будь то натюрморт, портрет или пейзаж. Вот некоторые основные отличительные характеристики для диптиха:

Комбинируйте широкий угол и зум.
Используя телеобъектив или просто обрезая большую фотографию, вы можете сопоставить вместе изображения с разным фокусным расстоянием. Это можно использовать, чтобы закончить историю, поставив точку или предупредить вопрос зрителя "что тут происходит?", последний приём часто применяют свадебные фотографы, сначала показывая пару, а затем их руки вместе с кольцами на пальцах. Или как на этой фотографии где маленький мальчик ковыряется в земле, а на второй фотографии вы видите в его руках желуди. Будь эти фотографии отдельно друг от друга, вы сочли бы их обычными. Еще с помощью зума вы можете акцентировать внимание зрителя на каком-то объекте.

Используйте приём "было" и "стало".
В диптихе вы можете сопоставить две фотографии, сделанные с одного ракурса в разное время года или одного предмета сфотографированного в разное время. Такой прием можно использовать для развития сюжета. Например, простое фото ботинка сделанного во время покупки и второе, когда его выбросили. Когда вы соедините их вместе они рассказывают историю или пара влюблённых, сидящая по разным сторонам скамейки и затем целующаяся по середине. Глаз воспринимает стоящие рядом фотографии как фильм и мозг додумывает историю, которая произошла между двумя этими кадрами.

Ищите что-то общее.
Кроме кадров, связанных между собой историей, в диптихе можно использовать фотографии, на первый взгляд совершенно разные, но объединенные общей композицией, линиями симметрии, идеей. Например, буйство фанатов и спокойный сон человека в один день, или разные дороги, имеющие одинаковый изгиб, разные люди одного клуба.

Вот это работа биолога и фотохудожника Григория Пожванова.

Сегментирование
Сейчас становится модным еще один прием, разбитие одной картинки на части. Это можно сделать, когда на фотографии есть несколько смысловых центров. Сегментирование позволит акцентировать внимание на каждом в отдельности, но в то же время держать в поле зрения всю картину целиком. Или показать какую-то трагедию картины, разлом, самый простой пример — разбитое сердце.

Продумайте расположение кадров.
Здесь у вас бесконечное поле деятельности, поиграйте кадрами, их расположением и размерами. Если диптих планируется показывать на компьютере — предпочтительнее использовать горизонтальную компоновку, чтобы зрителю не пришлось прокручивать изображение и терять зрительную связь. При печати на бумаге или в журнале это не так важно.

Надеемся, ваше знакомство со столь интересным приёмом фотографии не ограничится прочтением данной статьи, а в альбомах появятся новые фотографии или комбинации старых.

Диптих первый в ряду полиптихов. Первое, что приходит в голову, когда хочется создать композицию это собрать два сюжета в единое произведение. Это касается как классических диптихов, так и модульных картин, состоящих из двух частей. Хотя число 2 не такое универсальное, как 3, оно не лишено романтики и символизма. Диптих допускает как симметрию и сбалансированность, так асимметрию. Асимметричный диптих скорее будет выражаться в оформлении и размере, нежели в содержании. Если два произведения собираются в симметричный, классический диптих, то, скорее всего, они будут равновесные по содержанию, композиции, сюжету.

Среди модульных картин диптихи не такие популярные, но они занимают достойное, а порой и незаменимое место. Ассиметричное расположение двух квадратов, иных форматов или их смещение их относительно друг-друга это наиболее распространенные варианты для модульных фотокартин – диптихов. Понятно, что это тот случай, когда в основу ложится одно произведение, которое разбивается на две части. Интересным решением может оказаться обесцвечивание одной из них.

Классические, симметричные варианты хорошо слагаются из двух квадратов, особенно если они имеют достойное оформление, каковым в случае фотографий являются багет и паспарту. И как уже было сказано, сюжеты в этом случае побираются равновесные и единые по смыслу и цветовому решению. Стоит обратить внимание не только на горизонтальное размещение диптиха, но и вертикальное.

Естественно, что целью подбора диптиха является размещение его в интерьере. Это один вариантов декора интерьера и, причем, довольно выразительных.

— что это Вы узнаете из нашей статьи))

Итак, архаичная книжка усовершенствовалась в картину

Дизайнеры стараются разнообразить декорированием жилые помещения, офисы.

На сегодня актуальный элемент в интерьере – полотна, состоящие из нескольких частей сливающихся в один сюжет. Такой неповторимый жанр в искусстве придает легкость картине, несмотря на ее большие размеры и целостность при фактической разъединенности. Этот вид картин носит название – , что в переводе означает – «сложенный вдвое». Греки и римляне так называли специальные, соединенные друг с другом таблички, которые были архаичными записными книгами. Изготавливали их из дерева, металлических пластинок и других материалов. Внутренние стороны служили для записей, внешние – покрывали различными украшениями. Эти книжки также содержали дополнительные листы, от количества которых, менялось название, три листа – , пять и более – .

В настоящее время – усовершенствовались в оригинальные картины. Их полотна изготавливают без рам, галерейным способом холст натягивают на подрамник, что выглядит красиво и эффектно. Такие составные картины не только предмет живописи, но и предмет интерьерного искусства. Решив купить картину из двух сегментов, интерьер вашего офиса, квартиры или рабочего кабинета станет более современным. Диптихи также отлично подходят для оформления не больших помещений – гостиной, кухни и прихожей. Такие произведения искусства изысканно смотрятся, а палитра их цветов удовлетворит любого ценителя.

Триптих – это композиция из трех рисунков, картин или гравюр разных по форме, но объединенных общей идеей, тематикой и цветовой гаммой. Обычно составляющие триптихи равных размеров, если же нет, тогда среднюю наибольшую работу располагают по центру, а две меньшие по бокам. Вешают их на расстоянии от 3 до 10 см друг от друга. Такой настенный декор существенно преобразит интерьер и передаст тонкость вкуса ее обладателя.

Удачным подарком для близкого человека станет квадриптих – это своего рода, так называемый хит в искусстве. Он состоит из четырех разных по размеру и форме сегментов, заказать картину в таком исполнении не сложно. Такое полотно усовершенствует каждый дом или офис. Чаще всего квадриптих используется в усадьбах и кабинетах. Ведь очаровательные , плавно переходят с плоскости одной картины на другую.

Среди настоящих ценителей изобразительного искусства, пользуются популярностью картины в стиле . Это полотно из пяти и более составляющих, также связанных одним замыслом и цветовой гаммой. Получается своеобразная фото история в результате комбинации разных снимков, собранных в одну картинку.

Благодаря своей уникальности, эти композиции картин смогут придать дому красоту, тепло и уют. Интересный ритм, динамика и цветовые решения станут недостающим акцентом. Ведь лишь собственными усилиями можно превратить дом в замечательное и уютное место.

Диптих tey51 пишет в 2 октября, 2015

Поговорим о диптихе.

Диптих состоит из двух различных изображений или из двух частей одного изображения. В любом случае он дает дополнительные возможности для выражения смысловых нагрузок и эмоций. Нагрузки эти могут нести тематическую, композиционную, цветовую или иную направленность . Но в любом случае существование диптиха должно быть оправдано тем, что его воздействие на зрителя становится сильнее, чем воздействие отдельных его частей.

Не так много фотохудожников уделяют внимание этой возможности самовыражения. С трудом находятся в сети достойные работы, на которые хочется ориентироваться.
Но, как мне кажется, они хоть и не многочисленны, но довольно интересны.

Ральф Гибсон
“При правильном настрое объекты вокруг нас издают тихий низкочастотный гул, вокруг простейших вещей проявляются ореолы… Если я фотографирую, находясь не в таком состоянии, то я не вижу вещи, как должен. Я считаю, что объекты, которых коснулся глаз художника, оживают. Такое касание очищает физическую реальность”.
Ральф Гибсон

Вот известный фотограф Ральф Гибсон (Ralph Gibson) из США. Известен он своим неординарным отношением к визуальному ряду. Для него изображение - продолжение музыки, текста, мыслей, жизни. Не просто застывшая форма, а передача знаков, смыслов линиями,тонами,полутонами.

Для меня это хорошее классическое кино. Даже не так, скорее авторское кино, когда не замечаешь, как считываешь настроение по визуальному ряду.
Для кого то что то иное, свое, созвучное именно ему.

Интересно, что у Ральфа Гибсона издана книга "Диптих" Cygnet Фонд, Нью-Йорк в 2011 году. В интернете я ее не нашла, конечно. А жаль. Но нашла его сайт.
http://www.ralphgibson.com/

И что характерно.
Вот, например, если зайти на страницу архива "Квадранты" , то все представленные там работы прекрасно рифмуются по парам, из них получаются замечательные диптихи. Такое впечатление, что они созданы для усиления взаимного эффекта.

Алексей Жаринов

Очень понравились мне четыре диптиха, обнаруженные на сайте клуба foto.ru

Следом катится, к борту ластится,
Всюду шлет волна привет.
Только мне все время кажется -
Это ты бежишь вослед!

Проведя некоторые изыскания, удалось обнаружить сайт автора. Это Жаринов Алексей.
Далее, поизучав фликр автора, нашла я и альбом, в котором были представлены и некоторые из этих диптихов. И чутье меня не подвело.
Альбом называется "Кронштадт" .
Не знаю, как у вас, а у меня при просмотре этих диптихов даже сердце замирает, ветер дует в лицо, брызги волн долетают...
И вот еще парочка диптихов из этого альбома:

Качают палубу соленые шторма,
И к облакам летит отчаянно корма.

Там, между прочим, нет поблизости земли.
Крутые волны пляшут рядом и вдали.

Таинственный 71Jackk

Диптих не обязательно представляется в виде двух одинаковых половинок в горизонтальной ориентации. И геометрически части могут быть смещены, и располагаться они могут друг над другом.
В них могут быть отражены некие ассоциативные связи, а могут быть просто выделены и подчеркнуты детали.

Григорий Пожванов

Вот как рассказывает сама Мариана Михайлова о том, почему она начала работать в этом направлении:

" Серия моих диптихов возникла спонтанно, я просто хотела передать как вкусно вижу я абрикосы и клубнику в лучах майского солнца. Cорвав веточку цветущей яблони, я разложила на солнечном подоконнике все необходимое и сделала первую карточку. Потом еще пару тройку фотографий и тогда уже я решила делать большую серию, которая делается и сейчас ."

Я намеренно подобрала совершенно различные работы. Диптих возможен в любом фотографическом жанре. Вы можете снять пейзаж или натюрморт, портрет или жанровую сценку. Главное, помните, что обе части композиции вместе должны быть сильнее по воздействию, чем каждая по одиночке.

Страница "30 Day Photo" на