Что такое Viewport, как он работает и для чего вообще нужен. Тег Viewport - что это такое

Нет сомнения, что вы используете мета тег viewport при работе с адаптивными шаблонами. Но знаете ли вы, что мета тег viewport может быть полезен и для неадаптивных шаблонов? Если у вас нет времени для конвертации шаблона своего проекта в адаптивный, то следует прочесть материалы данного урока, чтобы использовать мета тег viewport для улучшения вида вашего дизайна на мобильных устройствах.

Обычное использование мета тега viewport

Обычно мета тег viewport используется для установки ширины и начального масштаба для окна просмотра на мобильных устройствах. Вот пример.

Использование мета тега viewport в неадаптивном шаблоне

По умолчанию ширина окна просмотра на iPhone устанавливается равной 980px. Но ваш дизайн может плохо соответствовать данному диапазону. Значение может быть для шаблона слишком большим или маленьким. Ниже приводится два примера. которые используют мета тег viewport для улучшения внешнего вида неадаптивного шаблона на мобильных устройствах.

Пример

Посмотрите на сайт Themify с мобильного устройства.

Левый снимок экрана демонстрирует внешний вид сайта без использования мета тега viewport . Можно заметить, что страница касается обеих сторон экрана. Если добавить мета тег viewport с указанием ширины 1024px, то будет оставаться зазор слева и справа.

Другой пример

Если ваш дизайн слишком узкий, то он тоже будет выглядеть коряво. Допустим, ширина контейнера 700px и он не адаптируется. В таком случае внешний вид будет как ниже приведенном слева снимке экрана - широкая белая полоса слева.

Проблему легко устранить установив ширину окна просмотра 720px. Ширина дизайна не изменяется, но мобильное устройство будет масштабировать его до 720px.

Общая ошибка

Общая ошибка заключается в том, что разработчики часто используют значение initial-scale=1 для неадптивных шаблонов. Такая установка приводит к отрисовке 100% страницы без масштабирования. Если дизайн неадаптивный, то пользователю приходится либо много прокручивать, либо вручную устанавливать масштаб, чтобы увидеть всю страницу. Самый плохой случай - сочетание user-scalable=no или maximum-scale=1 с initial-scale=1 . Таким образом отключается возможность масштабирования на сайте. А без масштабирования нет возможности увидеть всю страницу. Если ваш шаблон не адаптивный,не отключайте масштабирование и не сбрасывайте начальный масштаб!

Создадим простую страничку с минимальной разметкой:

Hello world!

Hello world!

Теперь откроем эту страничку на мобильном устройстве. Открыв, увидим, что наша страница отобразится примерно таким образом:

Как видно, текст слишком мелкий для чтения, есть куча пустого пространства, и для того, чтобы прочесть этот текст, нам нужно его увеличивать приближением.

Почему же так происходит?

Проблема мобильных браузеров

При сравнении мобильных и десктопных браузеров наиболее очевидное различие - размер экрана . Мобильные браузеры по-умолчанию отображают сайты, созданные для обычных десктопных браузеров, гораздо хуже, чем могли бы: либо путем уменьшения масштаба, делая текст и другой контент слишком мелким и нечитаемым (как в нашем варианте), либо отображая лишь небольшую часть сайта, которая умещается на экране.

Если подумать логически, то в этом есть смысл: мобильный браузер видит страницу и предполагает, что она создана для десктопной версии браузера, что верно для подавляющего числа сайтов. Исходя из этого, этот браузер задает странице ширину 980px (Safari iPhone) и пытается оптимально уместить ее на экране смартфона, отобразив в максимально уменьшенном масштабе. Обычно ширина сайтов примерно такой и является, поэтому открыв среднестатистическую веб-страницу на мобильном устройстве, она растянется на всю свою ширину, но меньше в 2-3 раза своего оригинального размера.

Поэтому, если мы хотим оптимизировать сайт для смартфонов, этот вариант не катит. Нужно каким-нибудь образом сообщить браузеру, что наша страница предназначена для отображения на мобильных устройствах и задать правила для правильного поведения области просмотра.

И вот как раз для этого мы и будем использовать мета-тег viewport , который был введен компанией Apple и как обычно скопирован остальными.

Добавим в блок следующую строку:

И вот что получится в результате:

Совсем другое дело. Задав мета-тегу viewport значение “device-width” , мы говорим браузеру, что ширина области просмотра равняется ширине этого устройства, а не стандартной ширине в 980px, как он может предполагать по-умолчанию. На большом количестве смартфонов ширина экрана равняется 320px (в портретном режиме). Можно задать самостоятельно ширину в 320px, что даст тот же результат, но на некоторых смартфонах ширина экрана может быть другой, поэтому самый оптимальный вариант — использовать device-width.

Одним из самых распространенных вариантов определения области просмотра является следующий вариант:

который определяет ширину страницы и задает начальный масштаб.

Также, часто можно встретить такой вариант:

В таком случае странице задается ширина устройства, на котором она открыта, а также запрещается любое масштабирование — как начальное при загрузке, так и пользовательское — уже после загрузки. В таком режиме мобильная веб-страница функционирует как мобильное приложение, где пользователю доступен только вертикальный или горизонтальный скролл. Однако такую запись лучше не использовать слепо, ибо нельзя запрещать пользователю уменьшать и увеличивать масштаб по своему желанию, если того не требует дизайнерская задумка. К примеру, слишком малый шрифт ухудшает читабельность текста и в таком случае необходимо использовать приближение.

Мета-тег viewport — относительно новый, поэтому на данный момент поддерживается не всеми браузерами, особенно это касается старых моделей смартфонов. В таких случаях есть смысл использовать некоторые старые методы, которые позволяют браузеру идентифицировать страничку, как оптимизированную под мобильный веб. Это можно сделать, с помощью следующий мета-тегов:

Подробнее об этих и других специфических мобильных тегах можно почитать .

Возможные параметры для мета-тега viewport

Атрибут Возможное значение Описание
width
(от 200px — 10,000px)
или константа device-width.
Определяет ширину viewport.
Если ширине не указана, в мобильном Safari устанавливается значение 980px, в Opera - 850px, в Android WebKit - 800px, а в IE - 974px.
height Целое неотрицательное значение
(от 223px до 10,000px)
или константа deviceheight
Определяет высоту viewport. В большинстве случаев на этот атрибут можно не обращать внимание
initial-scale
Значение 1.0 - не масштабировать
Определяет начальный масштаб страницы. Чем больше число, тем выше масштаб.
user-scalable no или yes Определяет, может ли пользователь изменять масштаб в окне.
По-умолчанию “yes” в мобильном Safari.
minimum-scale Число с точкой (от 0.1 до 10).
1.0 - не масштабировать
Определяет минимальный масштаб viewport. По-умолчанию “0.25” в мобильном Safari.
maximum-scale Число с точкой (от 0.1 до 10).
1.0 - не масштабировать
Определяет максимальный масштаб viewport. По-умолчанию “1.6” в мобильном Safari.

Таблица совместимости с viewport

Два вьюпорта

Итак, допустим, что вьюпорт слишком узок для нашего CSS-шаблона. Очевидное решение - сделать вьюпорт шире. Однако, для начала разделим понятие вьюпорта на две части: визуальный вьюпорт и вьюпорт страницы.

Очень неплохо концепцию вьюпортов объясняет Джордж Камминс (George Cummins) на Stack Overflow :

Представьте вьюпорт страницы как большое изображение с неизменными размерами и формой. Теперь представьте меньшую по размеру рамку, через которую вы смотрите на это большое изображение. Эта рамка окружена непроницаемым материалом, который не дает вам увидеть большое изображение полностью, за исключением отдельных его частей. Часть большого изображения, которая видна через рамку, и будет визуальным вьюпортом. Если отойти с рамкой от большого изображения (zoom out, т.е. уменьшить масштаб), то можно увидеть сразу все изображение, или же подойти поближе (zoom in, увеличить масштаб), тогда можно будет рассмотреть только часть изображения. Также, можно поворачивая рамку менять ее ориентацию (на портретную или ландшафтную), при этом размер и форма большого изображения (вьюпорта страницы) всегда остается неизменной.

Визуальный вьюпорт - часть страницы, которая видна в данный момент на экране. Пользователь может воспользоваться прокруткой, чтобы изменить видимую часть страницы, или использовать масштабирование для изменения размеров визуального вьюпорта.

Разметка страницы, особенно если ее ширина задана в процентах, рассчитывается относительно вьюпорта страницы , который значительно шире визуального вьюпорта.

Таким образом, -элемент изначально принимает ширину вьюпорта страницы и дальше CSS ведет себя так, если бы экран был намного шире экрана телефона. Это обеспечивает сайту такое же поведение, как и в десктопном браузере.

Какой же ширины сам визуальный вьюпорт? Это зависит от браузера. Safari iPhone использует 980px, Opera - 850px, Android WebKit - 800px, а IE - 974px.

Некоторые браузеры ведут себя по-своему:

Symbian WebKit пытается приравнять вьюпорт страницы к визуальному вьюпорту, и это означает, что элементы с процентной шириной могут вести себя непредсказуемо. Однако, если страница не умещается в визуальном вьюпорте из-за абсолютных величин браузер растягивает вьюпорт страницы максимум до 850-ти пикселей.

Samsung WebKit делает вьюпорт страницы равным по ширине самого широкого элемента.

На BlackBerry при масштабе в 100% вьюпорт страницы равен будет визуальному вьюпорту при любых раскладах.

Масштабирование (Zooming)

Оба вьюпорта измеряются в CSS-пикселях. Однако, во время масштабирования размеры визуального вьюпорта меняются (при увеличении масштаба на экране умещается меньшее количество CSS-пикселей), в то время как размеры вьюпорта страницы остаются неизменными. (Если бы это было не так, браузер постоянно совершал бы reflow страницы из-за пересчета процентной ширины.)

Понимание вьюпорта страницы

Для лучшего понимания размеров вьюпорта страницы следует взглянуть на то, что происходит при наименьшем возможном масштабе страницы. Большинство мобильных браузеров по-умолчанию отображают любую страницу в наименьшем масштабе.

Дело в том, что размеры вьюпорта страницы браузеров полностью совпадают с экраном при максимально уменьшенном масштабе и поэтому равны визуальному вьюпрту.

Таким образом, ширина и высота вьюпорта страницы равна всему тому, что отображено на экране при наименьшем масштабе. При увеличении масштаба пользователем эти размеры остаются неизменными.

Ширина вьюпорта страницы всегда неизменна. Если изменить ориентацию экрана смартфона, визуальный вьюпорт изменится, но в то же время мобильный браузер приспособится к новой ориентации, немного увеличив масштаб таким образом, что вьюпорт страницы снова станет таким же по ширине, как и визуальный вьюпорт.


Это повлияло на высоту вьюпорта страницы, которая сейчас намного меньше, чем при портретной ориентации. Но для разработчиков больше важна ширина, а не высота.


Android и target-densitydpi

У устройств на платформе андроид есть свой атрибут для viewport, который выключает масштабирование для дисплеев с различным разрешением.

На устройствах с HDPI (240dpi) не будет масштабирования.

Такая запись означает, что не будет масштабирования ни на каком из устройств на Андроиде.

Материал взят с сайта:


Я уверен, что многие используют мета-тег Viewport для масштабирования дизайна, но знаете ли вы, что этот тег также может быть очень полезен для мобильных устройств? Если у вас нет времени, чтобы преобразовать ваш проект, тем не менее, вам следует прочитать эту статью о том, как использовать тег Viewport для улучшения внешнего вида вашего проекта на мобильных устройствах.

Главное использование тега Viewport

Viewport мета-тег, как правило, используется для масштабирования дизайна, чтобы установить ширину и высоту окна на мобильных устройствах. Ниже приведен пример тега Viewport.

< meta name = "viewport" content = "width=device-width, initial-scale=1.0" >

Использование тега Viewport для сайтов, не рассчитанных под мобильные устройства.

Как вы знаете, по умолчанию ширину окна просмотра на iPhone является 980px. Но ваш дизайн может не поместиться в этом диапазоне. Он может быть шире или уже. Ниже приведены два примера, где Вы можете использовать эти теги для улучшения отображения вашего сайта на мобильных устройствах.

Пример


На скриншоте слева показывается, как сайт будет выглядеть без тега. Как вы можете видеть, страница касается обеих сторон. Веб-мастер добавил Viewport тег, чтобы задать ширину окна 1024px, поэтому он оставляет некоторый запас пространства на левой и правой сторонах.

< meta name = "viewport" content = "width=1024" >

Другой пример.

Если ваш проект является слишком узким, это может также вызвать проблемы. Допустим, ширина контейнера вашего дизайна 700px, и это не правильно, это будет выглядеть как на скриншоте слева, где есть большое пустое пространство справа.

Вы можете просто исправить это, установив ширину окна в 720px. Ширина вашего дизайна не меняется, но iPhone будет масштабировать, чтобы поместиться в 720px.

< meta name = "viewport" content = "width=720" >

Распространенная ошибка

Распространенной ошибкой является то, что люди часто добавляют initial - scale = 1 на не отвечающий размерам дизайн. Это делает страницу в масштабе 100% без масштабирования. Если ваш проект не помещается на экран, пользователям придется уменьшить масштаб, чтобы увидеть полную страницу. Еще хуже, когда объединяют user - scalable = no или maximum - scale = 1 с initial - scale = 1 . Это будет отключать возможность масштабирования. Пользователи не имеют возможности уменьшить размер страницы, чтобы увидеть ее.

Нет сомнения, что вы используете мета тег viewport при работе с адаптивными шаблонами. Но знаете ли вы, что мета тег viewport может быть полезен и для неадаптивных шаблонов? Если у вас нет времени для конвертации шаблона своего проекта в адаптивный, то следует прочесть материалы данного урока, чтобы использовать мета тег viewport для улучшения вида вашего дизайна на мобильных устройствах.

Обычное использование мета тега viewport

Обычно мета тег viewport используется для установки ширины и начального масштаба для окна просмотра на мобильных устройствах. Вот пример.

Использование мета тега viewport в неадаптивном шаблоне

По умолчанию ширина окна просмотра на iPhone устанавливается равной 980px. Но ваш дизайн может плохо соответствовать данному диапазону. Значение может быть для шаблона слишком большим или маленьким. Ниже приводится два примера. которые используют мета тег viewport для улучшения внешнего вида неадаптивного шаблона на мобильных устройствах.

Пример

Посмотрите на сайт Themify с мобильного устройства.

Левый снимок экрана демонстрирует внешний вид сайта без использования мета тега viewport . Можно заметить, что страница касается обеих сторон экрана. Если добавить мета тег viewport с указанием ширины 1024px, то будет оставаться зазор слева и справа.

Другой пример

Если ваш дизайн слишком узкий, то он тоже будет выглядеть коряво. Допустим, ширина контейнера 700px и он не адаптируется. В таком случае внешний вид будет как ниже приведенном слева снимке экрана - широкая белая полоса слева.

Проблему легко устранить установив ширину окна просмотра 720px. Ширина дизайна не изменяется, но мобильное устройство будет масштабировать его до 720px.

Общая ошибка

Общая ошибка заключается в том, что разработчики часто используют значение initial-scale=1 для неадптивных шаблонов. Такая установка приводит к отрисовке 100% страницы без масштабирования. Если дизайн неадаптивный, то пользователю приходится либо много прокручивать, либо вручную устанавливать масштаб, чтобы увидеть всю страницу. Самый плохой случай - сочетание user-scalable=no или maximum-scale=1 с initial-scale=1 . Таким образом отключается возможность масштабирования на сайте. А без масштабирования нет возможности увидеть всю страницу. Если ваш шаблон не адаптивный,не отключайте масштабирование и не сбрасывайте начальный масштаб!

Довольно часто люди не понимают разницы между шириной (width) и шириной устройства (device-width) (и, более того, есть примеры с минимальной (min-device-width) и максимальной шириной устройства (max-device-width)), используя медиазапросы CSS. Это недопонимание приводит к написанию плохого кода и значительно большему количеству работы для разработчика. Этот вопрос очень часто встречается на форумах SitePoint, поэтому пришло время объяснить все подробнее. В этой статье будет затронута эта проблема, а также мы более подробно рассмотрим, какой вариант следует использовать, создавая отзывчивые сайты.

Основные определения

Давайте определимся, что мы имеем ввиду, когда говорим о медиазапросах, основанных на «ширине» и «ширине устройства». Нижеприведенные цитаты взяты из статьи MDN о медиазапросах, и там есть такое определение «ширины»:

Свойство среды «ширина» (width) описывает ширину отображаемой поверхности устройства вывода (например, ширину окна документа или ширину окна страницы на принтере)

А вот так MDN определяют «ширину устройства»:

Описывает ширину устройства вывода (означая полный экран или страницу, а не только область отображения, такую как окно документа)

Так что же это на самом деле значит? Простыми словами, «ширина» и «ширина устройства» относятся к ширине устройства, а не всей ширине области просмотра, которая может быть абсолютно другим понятием. Все, что вас должно интересовать – это ширина области просмотра, вне зависимости от ширины устройства.

При этом основным различием между шириной и шириной устройства является то, что ширина устройства не всегда соответствует области просмотра определенного устройства.

Большинство планшетов и мобильных устройств не всегда имеют 1 пиксель устройства на 1 пиксель CSS. Например, вам стоит знать, что у iPhone 4 стандартная область обзора экрана составляет 640×960. Это означает, что на данном примере device-width iPhone4 равна 320×480. Дело в том, что Apple понимают, что не каждый сайт создан отзывчивым и пытается сделать хорошо всем, предоставив ширину около 980px для отображения десктопного варианта сайта. Это значит, что если нет метатега области обзора, iPhone4 берет сайт и отображает его, как если бы он был 980px в ширину, при этом втискивая его в экран шириной 320px, в результате чего с точки зрения пользователя сайт будет отображаться уменьшенным.

Начинаем

Для начала, как и во всех случаях превращения сайтов в отзывчивые и использования медиазапросов, тег области обзора meta необходимо поместить в раздел вашего сайта. Базовая стандартная версия приведена ниже.

Как только на нашей странице появится этот сниппет, если мы будем просматривать страницу на разных устройствах, будут срабатывать разные медиазапросы. Без этого, при просмотре страницы на определенном устройстве, она будет отображаться просто как уменьшенная версия страницы; устройство будет пытаться вжать целый сайт в экран шириной 320px. И это не есть хорошо ни для вас, ни для ваших пользователей! Пользователи не любят увеличивать сайт, чтобы увидеть контент, и они точно не хотят скроллить его туда-сюда.

Например, давайте возьмем iPhone 4, у которого стандартная ширина области просмотра 980px. Без тега meta ваши попытки использовать медиазапросы не приведут ни к чему, и устройство будет неправильно обращаться к стандартной области просмотра. Большинство медиазапросов рассчитано на 500px или меньше. Это обычно выполняется с помощью простого медиазапроса max-width. Без тега meta вы не получите эффекта от этого запроса, так как iPhone 4 будет продолжать отображать версию сайта шириной 980px. Давайте рассмотрим приведенный ниже пример:

Body { background: white; } @media screen and (min-width: 980px) /* Desktop */ { body { background: red; } } @media screen and (max-width: 979px) /* Tablet */ { body { background: blue; } } @media screen and (max-width: 500px) /* Mobile */ { body { background: green; } }

Ниже прикреплены два скриншота, сделанные с помощью iPhone 4. На обеих страницах есть вышеуказанный CSS, но на одной используется тег области просмотра meta, а на другой нет.

Показанная выше страница не содержит тега meta, и, в результате, фон отображается красным и имитирует стандартную область просмотра шириной 980px, вместо того, чтобы использовать мобильный медиазапрос на 500px.

В этом случае метатег на месте и iOS корректно отображает страницу такой, какой мы хотим: она основана на ширине 320px и позволяет нашим медиазапросам работать таким образом, как мы ожидаем.

Почему следует выбирать device-width?

Честно говоря, заголовок этой статьи изначально подразумевает неиспользование device-width. Однако для device-width есть свое место. Если вы делаете сайт для определенных устройств, тогда да – вам следует использовать device-width.

С точки зрения CSS и RWD, хороший сайт – это тот, который на самом деле «агностичен к устройству» и не пытается потакать ширине каждого отдельного девайса. Таргетинг на отдельные контрольные точки для различных «типов» устройств (например, планшетов или мобильных телефонов) достигается путем фокусирования на то, как контент отображается на определенной ширине области просмотра, а потом путем внесения соответствующих изменений в медиазапросы. Поэтому не устройство диктует контрольные точки, а макет и контент, и в конечном итоге это может привести к оптимальным результатам, как с вашей точки зрения, так и с точки зрения пользователей.

Это может и быть той причиной, почему у стольких людей проблемы с созданием отзывчивого дизайна, и почему они жалуются, что это сложно. Но если они пытаются создавать дизайн под отдельные устройства, они ввязываются в заведомо проигрышную битву: количество устройств, которые необходимо учитывать (чтобы охватить всё), слишком огромное и просто сводит все к плохому коду. Также стоит упомянуть, что если вы решили использовать device-width, вы также должны задавать отдельные правила для ориентации (книжная или альбомная): ширина устройства не изменяется только из-за того, что вы повернули устройство на бок. Для этого нужно еще больше кода, а это означает еще больше головной боли.

Однако давайте посмотрим на другой возможный вариант

Что насчет “width”?

Я придерживаюсь мнения, как и многие опытные разработчики, что полностью отзывчивая страница, которая ведет себя так, как от нее ожидают, на всех возможных размерах экранов – это самый простой и наиболее выгодный способ получить наиболее эффективный для всех устройств макет.

Чтобы создать полностью отзывчивую и гибкую страницу, разработчик должен просто обеспечить, чтобы учитывались все области просмотра, а страница изменяла структуру и размер при необходимости в соответствии с контентом и дизайном.

Все что вам нужно для полностью отзывчивой страницы – это гибкий сайт и немного продуманных медиазапросов для таргетирования на стандартный ряд мобильных устройств, планшетов, компьютеров + области просмотра. Я предпочитаю использовать Foundation’s Media Queries, которые являются наиболее точными и охватывают все необходимые области просмотра.

Конечно, как и все в разработке, использование только запросов на основе ширины не является решением всех проблем с макетом. Это скорее необходимо для тестирования на мобильных устройствах в поисках различных багов и странностей отображения. Но, имея возможность видеть, как все будет отображаться на различных мобильных устройствах – это так же просто, как изменять размер окна вашего браузера.

Для тестирования я использую расширение для Chrome Responsive Web Design Tester. Оно позволяет выбирать определенное устройство. Вы увидите размер устройства и то, как ваша страница будет отображаться на таком устройстве.

Еще одно небольшое преимущество, которое хотелось бы упомянуть, это что использование запросов на базе ширины гарантирует, что будущие устройства будут отображать сайт полноценно. Это довольно перспективный подход, так как вы ориентируетесь на что-то более глобальное – общий размер области просмотра – а не на определенное устройство.

В заключение

Вы все еще планируете использовать device-width в медиазапросах? Приведенные аргументы оказались недостаточно убедительными? Использование обычной «ширины» и области просмотра устройства упрощает отзывчивый дизайн и в конечном итоге является лучшим вариантом, который следует использовать практически всегда.