Что значит return в java

Как мы знаем, язык Java является объектно-ориентированным языком программирования. То есть базовая концепция, т.к. сказать основа основ, заключается в том, что всё есть объект. Объекты описываются при помощи классов. В свою очередь у классов есть состояние и поведение. Например, банковский счёт может иметь состояние в виде количестве денег на счету и иметь поведения увеличение и уменьшение баланса. Поведение в Java реализуется при помощи методов. То, каким образом описывать методы, приводится в самом начале пути изучения Java. Например, в официальном tutorial от Oracle: «Defining Methods ». Тут можно выделить два важных аспекта:
  • Каждый метод имеет сигнатуру. Сигнатура состоит из имени метода и его входных параметров;
  • Для методов должно быть указан тип возвращаемого значения (return type);
  • Тип возвращаемого значения не входит в сигнатуру метода.
Опять же, это следствие того, что Java язык строго типизированный и компилятор хочет заранее понимать, какие типы и где используются на столько, на сколько это возможно. Опять же, чтобы уберечь нас от ошибок. В общем, всё во благо. Ну и нам это лишний раз прививает культуру обращения с данными, как мне кажется. Итак, для методов указывается тип значения. А чтобы вернуть это самое значение из методов используется ключевое слово return .

Ключевое слово оператор return в Java

Ключевое слово оператор return относится к выражениям «управления ходом выполнения», о чём указано в oracle tutorial «Control Flow Statements ». О том, как нужно возвращать значения можно так же прочитать в официальном tutorial: «Returning a Value from a Method ». Компилятор тщательно следит, на сколько у него хватает сил, за тем, чтобы возвращаемое из метода значение соответствовало указанному у метода типу возвращаемого значения. Воспользуемся для примера Online IDE от tutorialspoint. Посмотрим на изначальный пример: public class HelloWorld { public static void main (String args) { System. out. println ("Hello World" ) ; } } Как мы видим, здесь выполняется main метод, который является точкой входа в программу. Строчки кода выполняются сверху вниз. Наш main метод не может возвращать значения, иначе мы получим ошибку: « Error: Main method must return a value of type void ». Поэтому, метод просто выполнит вывод на экран. Давайте теперь вынесем получение строки в отдельный метод получения сообщения: public class HelloWorld { public static void main (String args) { System. out. println (getHelloMessage () ) ; } public static String getHelloMessage () { return "Hello World" ; } } Как мы видим, при помощи ключевого слова return мы указали возвращаемое значение, которое использовали далее в методе println . В описании (определении) метода getHelloMessage мы указали, что он вернёт нам String . Это позволяет компилятору проверить, что действия метода согласуются с тем, каким образом он объявлен. Естественно, тип возвращаемого значения, указанного в определении метода, может быть более широким чем тип возвращаемого из кода значения, т.е. главное чтобы типы приводились друг к другу. В противном случае мы получим ошибку во время компиляции: « error: incompatible types ». Кстати, наверно сразу появился вопрос: Почему return относится к операторам управления ходом выполнения программы. А потому, что он может нарушать обычный ход выполнения программы "сверху вниз". Например: public class HelloWorld { public static void main (String args) { if (args. length == 0 ) { return ; } for (String arg : args) { System. out. println (arg) ; } } } Как видно из примера, мы прерываем выполнение метода main в том случае, если java программа наша вызвана без параметров. Важно помнить, что если у вас после return есть код, он становится недоступным. И это заметит наш умный компилятор и не даст вам запустить такую программу. Например, данный код не скомпилируется: public static void main (String args) { System. out. println ("1" ) ; return ; System. out. println ("2" ) ; } Есть один «грязный хак» для обхода такого. Например, для целей отладки или ещё почему-то. Выше указанный код можно починить обернув return в if блок: if (2 == 2 ) { return ; }

Оператор Return при обработке ошибок

Есть одно очень хитрое обстоятельство – мы можем использовать return совместно с обработкой ошибок. Сразу хочется сказать, что использование return в catch блоке это очень и очень плохой тон, поэтому стоит этого избегать. Но нам ведь нужен пример? Вот он: public class HelloWorld { public static void main (String args) { System. out. println ("Value is: " + getIntValue () ) ; } public static int getIntValue () { int value = 1 ; try { System. out. println ("Something terrible happens" ) ; throw new Exception () ; } catch (Exception e) { System. out. println ("Catched value: " + value) ; return value; } finally { value++ ; System. out. println ("New value: " + value) ; } } } На первый взгляд кажется, что должно вернуться 2, ведь finally выполняется всегда. Но нет, значение будет 1, а изменение переменной в finally будет проигнорировано. Более того, если бы value содержала бы объект и мы в finally сказали бы value = null , то из catch вернулась бы всё равно ссылка на объект, а не null . А вот из блока finally оператор return сработал бы правильно. Коллеги за такой подарок явно не скажут спасибо.

Оператор return используется для выполнения явного возврата из метода. То есть он снова передает управление объекту, который вызвал данный метод. Как таковой этот оператор относится к операторам перехода. Хотя полное описание оператора return придется отложить до рассмотрения классов и их методов, все же кратко ознакомимся с его особенностями.

Оператор return предписывает интерпретатору Java остановить выполнение текущего метода. Если метод возвращает значение, оператор return сопровождается некоторым выражением. Значение этого выражения становится возвращаемым значением метода.

Некоторые методы объявляются как void , так как они не возвращают никакого значения. Интерпретатор Java выполняет такие методы путем последовательного выполнения операторов до тех пор, пока он не достигнет конца метода. Выполнив последний оператор, интерпретатор выполняет возврат. Однако иногда метод void должен завершиться, не дожидаясь выполнения последнего оператора. В этом случае можно использовать оператор return без выражения.

Теперь это все надо пояснить на примере, и хотя классы мы еще не проходили, я надеюсь что этот пример будет понятным, а если нет, то не страшно, путь этот материал отложится на подкорку.

Чтобы изобразить пример нам понадобятся два класса, один с методом main, другой просто класс с вызываемыми статическими методами. Если не понятно что такое статические методы, то не переживайте, это скажем ну просто вызываемые “подпрограммы”. И так код в студию:

Главная программа” (главный класс с методом main)

В строках 8 и 10 вызывается метод vReturn, который не возвращает ни каких значений, а просто вывод, в зависимости от переданного в него значения, то или иное сообщение.

В строках с 13 по 15 вызывается метод strReturn, который возвращает разные строки в зависимости от переданного в него значения.

Передаваемые в методы значения заключены в круглые скобки.

И вызываемая “подпрогорамма” (класс с вызываемыми статическими методами)

Метод vReturn не выводит ни какого сообщения если в него передано значение больше пяти, в ином случае он выводит сообщение.

Метод strReturn возвращает в виде значения строку, содержимое которой сообщает о том больше или равен переданный параметр пяти или же он меньше пяти.

В операторе if в строках 13 и 14 не использованы фигурные скобки, так как в них нет необходимости, хотя это и повысило бы читаемость кода.

В принципе, в коде этих классов нет ни чего сложного и не понятно. Но даже если это не понятно, то скоро мы уже перейдем к изучению классов и там все прояснится.

И надеюсь вывод, который генерируют данные классы, поможет понять как работает оператор return:

Первый вызов метода vReturn был сделан с параметром 3 и поскольку он меньше 5, то было напечатано сообщение из этого метода. Второй же вызов этого метода был сделан с параметром 7 и поэтому сразу же произошел возврат из метода, так как 7 больше 5 и данный метод ни чего не напечатал.

Метод strReturn возвращает строку в зависимости от переданного в нее параметра.

Java поддерживает три оператора перехода - break , continue и return . Они передают управление в другую часть вашей программы. Рассмотрим каждый из операторов подробно.

Использование оператора break

Оператор break в Java используется в трех случаях. Во-первых, как вы уже видели, он заканчивает последовательность операторов в ветвях оператора switch . Во-вторых, его можно использовать для выхода из цикла. В-третьих, он может применяться как "цивилизованная" форма оператора безусловного перехода goto . В этом разделе объясняются два последних случая. Использование break для выхода из цикла Используя break , вы можете форсировать немедленное завершение цикла, обходя условное выражение и любой остающийся код в теле цикла. Когда оператор break встречается внутри цикла, второй заканчивается и программное управление передается оператору, следующему за ним. Простой пример: // Использование break для выхода из цикла. public class BreakLoop { public static void main (String args) { for (int i = 0 ; i < 100 ; i++ ) { if (i == 4 ) { break ; // завершить цикл, если i = 4 } System. out. println ("i: " + i"Цикл завершен." ) ; } } i: 0 i: 1 i: 2 i: 3 Цикл завершен. Хотя цикл for разработан здесь для выполнения своих операторов от 0 до 99 раз, оператор break заставляет его завершиться раньше, когда i равно 4. Оператор break может использоваться с любым из циклов Java, включая преднамеренно бесконечные циклы. Например, ниже показана предыдущая программа, закодированная при помощи цикла while . Вывод этой программы такой же, как у ее предшественницы. // Использование break для выхода из while-цикла. public class BreakLoop2 { public static void main (String args) { int i = 0 ; while (i < 100 ) { if (i == 4 ) { break ; // закончить цикл, если i = 4 } System. out. println ("i: " + i) ; i++ ; } System. out. println ("Цикл завершен." ) ; } } При использовании внутри набора вложенных циклов оператор break будет выходить только из самого внутреннего цикла. Например: // Использование break во вложенных циклах. public class BreakLoop3 { public static void main (String args) { for (int i = 0 ; i < 3 ; i++ ) { System. out. print ("Итерация " + i + ": " ) ; for (int j = 0 ; j < 10 ; j++ ) { if (j == 4 ) { break ; // закончить цикл, если j = 4 } System. out. print (j + " " ) ; } System. out. println () ; } System. out. println ("Цикл завершен." ) ; } } Эта программа генерирует следующий вывод: Итерация 0 : 0 1 2 3 Итерация 1 : 0 1 2 3 Итерация 2 : 0 1 2 3 Цикл завершен. Как вы видите, оператор break во внутреннем цикле вызывает завершение только этого цикла. Внешний цикл не затрагивается. Сделаем еще два замечания относительно break . Во-первых, в цикле может появиться несколько операторов break . Однако будьте осторожны. Слишком большое их количество создает тенденцию к деструктуризации вашего кода. Во-вторых, break , который завершает оператор switch , воздействует только на данный switch -оператор (но не на включающие его циклы). Замечание: Break не проектировался в качестве нормального средства завершения цикла. Эту цель обслуживает условное выражение заголовка цикла. Оператор break следует использовать для прерывания цикла только тогда, когда возникают некоторые специальные ситуации.

Использование break как формы goto

В дополнение к применению в операторах switch и циклах break можно также использовать отдельно, в качестве "цивилизованной" формы оператора goto . Java не содержит оператора goto , потому что он выполняет переход произвольным и неструктурированным способом. Код, интенсивно использующий goto , обычно трудно понять и поддерживать. Он также отменяет некоторые оптимизации компилятора. Существует, однако, несколько мест в программе, где goto - ценная и законная конструкция управления потоком выполнения. Например, goto может быть полезен, когда вы выходите из глубоко вложенного набора циклов. Чтобы обрабатывать такие ситуации, Java определяет расширенную форму оператора break . Используя ее, вы можете выйти из одного или большего количества блоков кода. Этим блокам не нужно быть частью цикла или оператора switch . Это может быть любой блок. Далее, вы можете определить точно, где выполнение будет продолжено, потому что данная форма break работает с меткой и обеспечивает преимущества goto , минуя его проблемы. Оператор break с меткой имеет следующую общую форму: break label; Здесь label - имя метки, которая идентифицирует некоторый блок кода. Когда эта форма break выполняется, управление передается из именованного блока кода (чья метка указана в операторе break) на следующий за этим блоком оператор. Помеченный блок кода обязательно должен включать данный оператор break , но не требуется, чтобы это включение было непосредственным (т. е. break может включаться не прямо в блок со своей меткой, а во вложенный в него блок, возможно, тоже помеченный). Это означает, что вы можете использовать помеченный оператор break , чтобы выйти из набора вложенных блоков. Но вы не имеете возможности использовать break для передачи управления блоку кода, который не включает оператор break . Для именования блока поместите метку в его начале (перед открывающей блок фигурной скобкой). Метка - это любой допустимый идентификатор Java, за которым следует двоеточие. После маркировки блока, его метку можно использовать как аргумент оператора break . Это приведет к тому, что выполнение будет продолжено с конца помеченного блока. Например, следующая программа содержит три вложенных блока, причем каждый имеет свою собственную метку. Оператор break осуществляет переход вперед, за конец блока, маркированного меткой second , пропуская два оператора println() . // Использование break как цивилизованной формы goto. public class Break { public static void main (String args) { boolean t = true ; first: { second: { third: { System. out. println ("Перед оператором break." ) ; if (t) { break second; // выход из блока second } System. out. println ("Данный оператор никогда не выполнится" ) ; } System. out. println ("Данный оператор никогда не выполнится " ) ; } System. out. println ("Данный оператор размещен после блока second." ) ; } } } Выполнение этой программы генерирует следующий вывод: Перед оператором break . Данный оператор размещен после блока second. Одним из наиболее частых применений помеченного оператора break является выход из вложенных циклов. Например, в следующей программе внешний цикл выполняется только один раз: // Использование break для выхода из вложенных циклов. public class BreakLoop4 { public static void main (String args) { outer: for (int i = 0 ; i < 3 ; i++ ) { System. out. print ("Итерация " + i + ": " ) ; for (int j = 0 ; j < 100 ; j++ ) { if (j == 10 ) { break outer; // выйти из обоих циклов } System. out. print (j + " " ) ; } System. out. println ("Эта строка никогда не будет выведена" ) ; } System. out. println ("Цикл завершен." ) ; } } Программа генерирует следующий вывод: Итерация 0 : 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Цикл завершен. Нетрудно заметить, что при прерывании внутреннего цикла до конца внешнего заканчиваются оба цикла. Имейте в виду, что вы не можете сделать break -переход к любой метке, которая не определена для включающего блока. Например, следующая программа недопустима и не будет компилироваться: // Эта программа содержит ошибку. public class BreakErr { public static void main (String args) { one: for (int i = 0 ; i < 3 ; i++ ) { System. out. print ("Итерация " + i + ": " ) ; } for (int j = 0 ; j < 100 ; j++ ) { if (j == 10 ) { break one; //He верно! } System. out. print (j + " " ) ; } } } Так как цикл, помеченный как one, не включает оператор break , передать управление этому блоку невозможно.

Использование оператора continue

Иногда полезно начать очередную итерацию цикла пораньше. То есть нужно продолжить выполнение цикла, но прекратить обработку остатка кода в его теле для данной частной итерации. На самом деле это - goto -переход мимо следующих операций тела в конец блока цикла. Такое действие выполняет оператор continue . В циклах while и do while оператор continue вызывает передачу управления непосредственно условному выражению, которое управляет циклом. В цикле for управление переходит сначала к итерационной части оператора for и затем к условному выражению. Для всех трех циклов любой промежуточный код обходится. Пример программы, которая использует continue для печати двух чисел на каждой строке, приведен ниже: // Демонстрирует continue. public class Continue { public static void main (String args) { for (int i = 0 ; i < 10 ; i++ ) { System. out. print (i + " " ) ; if (i % 2 == 0 ) { continue ; } System. out. println ("" ) ; } } } Этот код использует операцию % (остаток по модулю), чтобы проверять, является ли i четным. Если это так, цикл продолжается без печати символа новой строки (newline). Вывод программы: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Как и в операторе break , в continue можно определить метку, указывающую, какой включающий цикл следует продолжить. Пример программы, которая использует continue для печати треугольной таблицы умножения от 0 до 9. // Использование continue с меткой. public class ContinueLabel { public static void main (String args) { outer: for (int i = 0 ; i < 10 ; i++ ) { for (int j = 0 ; j < 10 ; j++ ) { if (j > i) { System. out. println () ; continue outer; } System. out. print (" " + (i * j) ) ; } } System. out. println () ; } } Оператор continue в этом примере завершает цикл, вычисляющий j , и продолжает со следующей итерации цикла, управляемого i . Вывод этой программы: 0 0 1 0 2 4 0 3 6 9 0 4 8 12 16 0 5 10 15 20 25 0 6 12 18 24 30 36 0 7 14 21 28 35 42 49 0 8 16 24 32 40 48 56 64 0 9 18 27 36 45 54 63 72 81 В использовании continue полезен крайне редко. Одна из причин этого заключается в том, что Java обеспечивает богатый набор операторов цикла,которые устраивают большинство приложений. Однако, для тех специальных ситуаций, в которых необходимо досрочное прекращение итерации, оператор continue обеспечивает структурный способ выполнения этой задачи.

Оператор return

Последний оператор управления - return . Он используется для явного возврата из метода, т. е. передает программное управление обратно в вызывающую программу. Оператор return относят к категории операторов перехода. Хотя его полное обсуждение должно подождать до обсуждения методов, здесь представлен краткий обзор return . Оператор return можно использовать в любом месте метода для выполнения перехода обратно в вызывающую этот метод программу. Оператор return немедленно заканчивает выполнение метода, в котором он находится. Это иллюстрирует следующий пример: // Демонстрирует return. public class Return { public static void main (String args) { boolean t = true ; System. out. println ("Перед оператором return." ) ; if (t) { return ; // возврат в вызывающую программу } System. out. println ("Этот оператор никогда не выполнится." ) ; } } Здесь return выполняет возврат к Java-системе во время выполнения, т. к. именно эта система вызывает метод main() . Вывод этой программы: Перед оператором return . Можно заметить, что заключительный оператор println() не выполняется. В момент выполнения return управление передается обратно в вызывающую программу. И последнее замечание. В предыдущей программе оператор if (t) необходим. Без него Java-компилятор выдал бы ошибку "недостижимый код", потому что он знал бы, что последний оператор println() никогда не будет выполняться. Чтобы предотвратить указанную ошибку, как раз и используется оператор if (t)он обманывает компилятор ради данной демонстрации. Ссылка на перво

Управление в Java почти идентично средствам, используемым в С и C++.

Условные операторы

Они хорошо Вам знакомы, д авайте познакомимся с каждым из них в Java.

if-else

В обобщенной форме этот оператор записывается следующим образом:

if (логическое выражение) оператор1; [ else оператор2;]

Раздел else необязателен. На месте любого из операторов может сто­ять составной оператор, заключенный в фигурные скобки. Логическое выражение - это любое выражение, возвращающее значение типа boolean.

int bytesAvailable;

// ...

if (bytesAvailable > 0) {

ProcessData();

bytesAvailable -= n;

} else

waitForMoreData();

А вот полная программа, в которой для определения, к какому времени года относится тот или иной месяц, используются операторы if-else.

class IfElse {

public static void main(String args) { int month = 4;

String season;

if (month == 12 || month == 1 || month == 2) {

season = "Winter";

} else if (month ==3 || month == 4 || month == 5) {

season = "Spring";

} else if (month == 6 || month == 7 || month == 8) {

season = "Summer";

} else if (month == 9 || month == 10 || month == 11) {

season = "Autumn";

} else {

season = "Bogus Month";

}

System.out.println("April is in the " + season+ ".");

} }

После выполнения программы вы должны получить следующий ре­зультат:

С: \> java IfElse

April is in the Spring.

break

В языке Java отсутствует оператор goto. Для того, чтобы в некотор ых случаях заменять goto, в Java предусмотрен оператор break. Этот оператор сообщает исполняющей среде, что следует п рекратить выполнение именованного блока и пере­дать управление оператору, следующему за данным блоком. Для имено­вания блоков в языке Java используются метки. О ператор break при работе с циклами и в операторах switch может использоваться без метки. В таком случае подразумевается выход из текущего блока.

Например, в следующей программе имеется три вложенных блока, и у каждого своя уникальная метка. Оператор break, стоящий во внутреннем блоке, вызывает переход на оператор, следующий за бло­ком b. При этом пропускаются два оператора println.

class Break {

public static void main(String args) { boolean t = true;

a:{ b:{ c:{

System.out.println("Before the break"); // Перед break

if (t)

break b;

System.out.println("This won"t execute");// He будетвыполнено }

System.out.println("This won"t execute"); // He будетвыполнено }

System.out.println("This is after b"); //После b

} } }

В результате исполнения программы вы получитеследующий резуль­тат:

С:\> Java Break

Before the break

This is after b

ВНИМАНИЕ

Вы можете использовать оператор break только для перехода за один из текущих вложенных блоков. Это отличает break от оператора goto языка С, для которого возможны переходы на произвольные метки.

switch

Оператор switch обеспечивает ясный способ переключения между раз­личными частями программного кода в зависимости от значения одной переменной или выражения. Общая форма этого оператора такова:

switch (выражение) { case значение1:

break;

case значение2:

break;

case значением:

break;

default:

}

Результатом вычисления выражения может быть значение любого простого типа, при этом каждое из значений, указанных в операторах case, должно быть совместимо по типу с выражением в операторе switch. Все эти значения должны быть уникальными литералами. Если же вы укажете в двух операторах case одинаковые значения, транслятор выдаст сообщение об ошибке.

Если же значению выражения не соответ­ствует ни один из операторов case, управление передается коду, распо­ложенному после ключевого слова default. Отметим, что оператор default необязателен. В случае, когда ни один из операторов case не соответст­вует значению выражения и в switch отсутствует оператор default вы­полнение программы продолжается с оператора, следующего за операто­ром switch.

Внутри оператора switch (а также внутри циклических конструкций, но об этом - позже) break без метки при­водит к передаче управления на код, стоящий после оператора switch. Если break отсутствует, после текущего раздела case будет выполняться следующий. Иногда бы­вает удобно иметь в операторе switch несколько смежных разделов case, не разделенных оператором break.

class SwitchSeason { public static void main(String args) {

int month = 4;

String season;

switch (month) {

case 12: // FALLSTHROUGH

case 1: // FALLSTHROUGH

case 2:

season = "Winter";

break;

case 3: // FALLSTHROUGH

case 4: // FALLSTHROUGH

case 5:

season = "Spring";

break;

case 6: // FALLSTHROUGH

case 7: // FALLSTHROUGH

case 8:

season = "Summer";

break;

case 9: // FALLSTHROUGH

case 10: // FALLSTHROUGH

case 11:

season = "Autumn";

break;

default:

season = "Bogus Month";

}

System.out.println("April is in the " +season +".");

} }

Ниже приведен еще более полезный пример, где оператор switch ис­пользуется для передачи управления в соответствии с различными ко­дами символов во входной строке. Программа подсчитывает число строк, слов и символов в текстовой строке.

class WordCount {

static String text = "Now is the tifne\n" +

"for all good men\n" +

"to come to the aid\n" +

"of their country\n"+

"and pay their due taxes\n";

static int len = text.length();

boolean inWord = false;

int numChars = 0;

int numWords = 0;

int numLines = 0;

for (int i=0; i < len; i++) {

char с = text.charAt(i);

numChars++;

switch (с) {

case "\n": numLines++; // FALLSTHROUGH

case "\t": // FALLSTHROUGH

case " " : if (inWord) {

numWords++;

inWord = false;

}

break;

default: inWord = true;

}

}

System.out.println("\t" + numLines +"\t" + numWords + "\t" + numChars);

} }

В этой программе для подсчета слов использовано несколько концеп­ций, относящихся к обработке строк. Подробно эти вопросы будут рассмот­рены в главе 9 .

return

В следующей главе вы узнаете, что в Java для реализации процедур­ного интерфейса к объектам классов используется разновидность подпро­грамм, называемых методами. Подпрограмма main, которую мы исполь­зовали до сих пор - это статический метод соответствующего класса-примера. В любом месте программного кода метода можно поста­вить оператор return, который приведет к немедленному завершению ра­боты и передаче управления коду, вызвавшему этот метод. Ниже при­веден пример, иллюстрирующий использование оператора return для немедленного возврата управления, в данном случае - исполняющей среде Java.

class ReturnDemo {

public static void main(String args) {

boolean t = true;

System.out.println("Before the return"); //Перед оператором return

if (t) return;

System.out.println("This won"t execute"); //Это не будет выполнено

} }

Замечание

Зачем в этом примере использован оператор if (t)? Дело в том, небудь этого оператора, транслятор Java догадался бы, что последний оператор println никогда не будет выполнен. Такие случаи в Java считаются ошибками, поэтому без оператора if оттранслировать этот пример нам бы не удалось.

Циклы

Любой цикл можно разделить на 4 части - инициализацию, тело, итерацию и условие завершения . В Java есть три циклические конструкции: while (с пред-условием) , do-while (с пост-условием) и for (с параметровм) .

while

Этот цикл многократно выполняется до тех пор, пока значение логического выражения равно true. Ниже приведена общая форма оператора while:

[ инициализация; ]

while (завершение){

тело;

[итерация;] }

Инициализация и итерация необязательны. Ниже приведен пример цикла while для печати десяти строк «tick».

class WhileDemo {

public static void main(String args) {

int n = 10;

while (n > 0) {

n--;

}

} }

do-while

Иногда возникает потребность выполнить тело цикла по крайней мере один раз - даже в том случае, когда логическое выражение с самого на­чала принимает значение false. Для таких случаев в Java используется цикли­ческая конструкция do-while. Ее общая форма записи такова:

[ инициализация; ] do { тело; [итерация;] } while (завершение);

В следующем примере тело цикла выполняется до первой проверки условия завершения. Это позволяет совместить код итерации с условием завершения:

class DoWhile {

public static void main(String args) {

int n = 10;

do {

System.out.println("tick " + n);

} while (--n > 0);

} }

for

В этом операторе предусмотрены места для всех четырех частей цикла. Ниже приведена общая форма оператора записи for.

for (инициализация; завершение; итерация) тело;

Любой цикл, записанный с помо­щью оператора for, можно записать в виде цикла while, и наоборот. Если начальные условия таковы, что при входе в цикл условие за­вершения не выполнено, то операторы тела и итерации не выполняются ни одного раза. В каноническая форме цикла for происходит увеличение целого значения счетчика с минимального значения до определенного предела.

class ForDemo {

public static void main(String args) {

for (int i = 1; i <= 10; i++)

System.out.println("i = " + i);

} }

Следующий пример - вариант программы, ведущей обратный отсчет.

class ForTick {

public static void main(String args) {

for (int n = 10; n > 0; n--)

System.out.println("tick " + n);

} }

Обратите внимание - переменные можно объявлять внутри раздела инициализации оператора for. Переменная, объявленная внутри опера­тора for, действует в пределах этого оператора.

А вот - новая версия примера с временами года, в которой исполь­зуется оператор for.

class Months {

static String months = {

"January", "February", “March", "April", "May", "June", "July", "August", "September", "October", "November", "December" };

static int monthdays= { 31, 28,31, 30, 31,30, 31, 31, 30, 31, 30, 31 };

static String spring = "spring";

static String summer = "summer";

static String autumn = "autumn";

static String winter = "winter";

static String seasons= { winter, winter, spring, spring, spring, summer, summer, summer, autumn, autumn, autumn, winter };

public static void main(String args) {

for (int month = 0; month < 12; month++) {

System.out.println(months + " is a "+

seasons + " month with " + monthdays + " days.");

} } }

При выполнении эта программа выводит следующие строки:

С:\> Java Months

January is a winter month with 31 days.

February is a winter month with 28 days.

March is a spring month with 31 days.

April is a spring month with 30 days.

May is a spring month with 31 days.

June is a summer month with 30 days.

July is a summer month with 31 days.

August is a summer month with 31 days.

September is a autumn month with 30 days.

October is a autumn month with 31 days.

November is a autumn month with 30 days.

December a winter month with 31 days.

Оператор запятая

Иногда возникают ситуации, когда разделы инициализации или ите­рации цикла for требуют нескольких операторов. Поскольку составной оператор в фигурных скобках в заголовок цикла for вставлять нельзя, Java предоставляет альтернативный путь. Применение запятой (,) для разделения нескольких операторов допускается только внутри круглых скобок оператора for. Ниже приведен тривиальный пример цикла for, в котором в разделах инициализации и итерации стоит несколько операторов.

class Comma {

public static void main(String args) {

int a, b;

for (a = 1, b = 4; a < b; a++, b--) {

System.out.println("a = " + a);

System.out.println("b = " + b);

}

} }

Вывод этой программы показывает, что цикл выполняется всего два раза.

С: \> java Comma

а = 1

b = 4

а = 2

b = 3

continue

В некоторых ситуациях возникает потребность досрочно перейти к выполнению следующей итерации, проигнорировав часть операторов тела цикла, еще не выполненных в текущей итерации. Для этой цели в Java предус­мотрен оператор continue. Ниже приведен пример, в котором опера­тор continue используется для того, чтобы в каждой строке печатались два числа.

class ContinueDemo {

public static void main(String args) {

for (int i=0; i < 10; i++) {

System.out.print(i + " ");

if (i % 2 == 0) continue;

System.out.println("");

}

}}

Если индекс четный, цикл продолжается без вывода символа новой строки. Результат выполнения этой программы таков:

С: \> java ContinueDemo

0 1

2 3

4 5

5 7

8 9

Как и в случае оператора break, в операторе continue можно задавать метку, указывающую, в каком из вложенных циклов вы хотите досроч­но прекратить выполнение текущей итерации. Для иллюстрации служит программа, использующая оператор continue с меткой для вывода треугольной таблицы умножения для чисел от 0 до 9:

class ContinueLabel {

public static void main(String args) {

outer:for (int i=0; i < 10; i++) {

for (int j = 0; j < 10; j++) {

if (j > i) {

System.out.println("");

continue outer;

}

System.out.print(" " + (i * j));

}

}

}}

Оператор continue в этой программе приводит к завершению внутрен­него цикла со счетчиком j и переходу к очередной итерации внешнего цикла со счетчиком i. В процессе работы эта программа выводит сле­дующие строки:

С:\> Java ContinueLabel

0

0 1

0 2 4

0 3 6 9

0 4 8 12 16

0 5 10 15 20 25

0 6 12 18 24 30 36

0 7 14 21 28 35 42 49

0 8 16 24 32 40 48 56 64

0 9 18 27 36 45 54 63 72 81

Исключения

Последний способ вызвать передачу управления при выполнении кода - использование встроенного в Java механизма обработки исклю­чительных ситуаций. Для этой цели в языке предусмотрены операторы try, catch, throw и finally. Глава 10 целиком посвящена и зучению механизма обработки исключительных ситуаций.

Вниз по течению

В последних четырех главах вы узнали о Java довольно много. Если бы это была книга по Фортрану, курс обучения можно было считать закончен­ным. Однако по сравнению с Фортраном Java обладает дополнительными широкими возможностями. Поэтому давайте будем двигаться дальше и перейдем, наконец, к объектно-ориентированному программированию.

Оператор return используется для выполнения явного возврата из метода. То есть он снова передает управление объекту, который вызвал данный метод. Как таковой этот оператор относится к операторам перехода. Хотя полное описание оператора return придется отложить до рассмотрения классов и их методов, все же кратко ознакомимся с его особенностями.

Оператор return предписывает интерпретатору Java остановить выполнение текущего метода. Если метод возвращает значение, оператор return сопровождается некоторым выражением. Значение этого выражения становится возвращаемым значением метода.

Некоторые методы объявляются как void , так как они не возвращают никакого значения. Интерпретатор Java выполняет такие методы путем последовательного выполнения операторов до тех пор, пока он не достигнет конца метода. Выполнив последний оператор, интерпретатор выполняет возврат. Однако иногда метод void должен завершиться, не дожидаясь выполнения последнего оператора. В этом случае можно использовать оператор return без выражения.

Теперь это все надо пояснить на примере, и хотя классы мы еще не проходили, я надеюсь что этот пример будет понятным, а если нет, то не страшно, путь этот материал отложится на подкорку.

Чтобы изобразить пример нам понадобятся два класса, один с методом main, другой просто класс с вызываемыми статическими методами. Если не понятно что такое статические методы, то не переживайте, это скажем ну просто вызываемые “подпрограммы”. И так код в студию:

“Главная программа” (главный класс с методом main)

В строках 8 и 10 вызывается метод vReturn, который не возвращает ни каких значений, а просто вывод, в зависимости от переданного в него значения, то или иное сообщение.

В строках с 13 по 15 вызывается метод strReturn, который возвращает разные строки в зависимости от переданного в него значения.

Передаваемые в методы значения заключены в круглые скобки.

И вызываемая “подпрогорамма” (класс с вызываемыми статическими методами)

Метод vReturn не выводит ни какого сообщения если в него передано значение больше пяти, в ином случае он выводит сообщение.

Метод strReturn возвращает в виде значения строку, содержимое которой сообщает о том больше или равен переданный параметр пяти или же он меньше пяти.

В операторе if в строках 13 и 14 не использованы фигурные скобки, так как в них нет необходимости, хотя это и повысило бы читаемость кода.

В принципе, в коде этих классов нет ни чего сложного и не понятно. Но даже если это не понятно, то скоро мы уже перейдем к изучению классов и там все прояснится.

И надеюсь вывод, который генерируют данные классы, поможет понять как работает оператор return:

Первый вызов метода vReturn был сделан с параметром 3 и поскольку он меньше 5, то было напечатано сообщение из этого метода. Второй же вызов этого метода был сделан с параметром 7 и поэтому сразу же произошел возврат из метода, так как 7 больше 5 и данный метод ни чего не напечатал.

Метод strReturn возвращает строку в зависимости от переданного в нее параметра.