Функции JavaScript. JavaScript: функция в функции. Язык программирования JS

Идеи динамичного формирования контента на web-ресуре стали нормой. Статические страницы и шаблонное сайтостроение окончательно завершили свою миссию.

Однако современный web-ресурс не обязательно должен быть представлен набором страниц, формируемых сервером и обновляемых браузером (JS+AJAX).

Web-ресурс в момент прихода посетителя может представлять собой пару заголовков для протокола, немного текста в «head», несколько строк кода в «body» и все. Остальное «додумается » в процессе работы посетителя - это идеальный сайт или стремящийся быть таковым.

Место описания и сущность функций

JavaScript - это опыт, наработаный многими десятилетиями. Он имеет значимую историю развития, современную квалифицированную команду создателей-разработчиков. Язык отлично продуман, надежен, красив и дает настоящую возможность разработчикам писать приличный код и самосовершенствоваться.

Понятие алгоритма вне функции здесь отсутствует в принципе. Разумеется, разработчик может в любом месте страницы вставить скрипт, поместить в него код и он будет исполнен. Но какой смысл в коде, который исполняется только раз: при загрузке (перегрузке) страницы? Разве что можно установить начальные значения каких-нибудь малозначимых переменных.

Скрипт - это место описания нужных переменных и функций, нежели добрый кусок кода, написанный ради самого себя. Именно набор функций является существенным и значимым, возможно - их взаимная непосредственная связь, но чаще бывает все иначе. Место описания функции и место ее применения вовсе не одно и тоже.

Совершенно не обязательно, что функция будет вызывать другую функцию непосредственно, она это можно сделать опосредствованно через динамичное формирование кода. Посетитель принимает решение в рамках этого кода и срабатывает совсем другая система функций.

Функциональная динамика

Функциональная динамика - это вовсе не только и не столько обработчики, назначенные элементам страницы, это функции, формирующие элементы страницы, ну и непосредственные обработчики тоже могут меняться.

Действие на странице разворачивается в зависимости от ее элементов и поведения посетителя на ней. Движения мышки, кнопки клавиатуры, клики, события элементов и другие обстоятельства приводят к запуску нужных функций.

Изначально здесь нет никакой последовательности и нет никакой параллельности. Здесь есть адекватная реакция web-ресурса на события. Насколько быстро JavaScript отработает ту или иную функцию, зависит от многих технических (компьютер, линии связи) и семантических (логика алгоритма, предметная область, смысл задачи) факторов.

По факту можно утверждать, что что-то сработало параллельно, а что-то исполнится после чего-то, но смысла в этом особого нет. Важно, что функции JavaScript - это возможность создавать адекватную реакцию на действия посетителя.

Это новое мышление в разработке: распределенная обработка информации в недрах отдельно взятого браузера!

Синтаксис переменных и функций

JavaScript-переменные размещаются как в теге «script», так и в теле функции. Функции определяются так же. Особого смысла писать внутри функции еще одну функцию нет, но это может быть необходимо по различным и вполне обоснованным причинам.

Описание функции в общем случае начинается с ключевого слова «function», за которым следует ее имя, список аргументов в круглых скобках через запятую и тело функции в фигурных скобках.

В данном примере описаны две функции, обеспечивающие AJAX-обмен между страницей и сервером. Переменная scXHR описана выше, потому доступна как в InitXML, так и внутри WaitReplySC.

Имя функции и парамет «функция»

Здесь был представлен асинхронный вариант, когда JavaScript-функция в функции вызывается после ответа сервера. При этом, получив ответ от сервера, WaitReplySC обращается к тегам страницы, заполняет их полученной информацией и вызывает другие функции, которые вполне могут инициировать следующий запрос к серверу.

Здесь важно также отметить, что WaitReplySC - это функция. Но в строке scXHR.onreadystatechange = WaitReplySC она передается как параметр. Это общее правило передачи функций в другие функции в качестве параметров. Указал скобки и передал в них ее параметр (параметры) - функция исполнится немедленно. Передал только имя, ну и что с того. Вызов функции сделает тот, кто получил ее имя.

Функциональность, реализуемая через AJAX, позволяет выполнить вызов функции JavaScript через данные, полученные от сервера. Фактически, посылая запрос на сервер, та или иная функция может вовсе и не «знать», к какой функции она обращается и с какой информацией.

Выход из функции и ее результат

В теле функции можно писать любые операторы языка, который, собственно, для этого и предназначен. Внутри функции доступны переменные, описанные внутри и вне ее, но не те, что описаны в других функциях.

Если требуется, чтобы функция возвращала результат, можно воспользоваться оператором возврата JavaScript: return. В теле функции может быть достаточное количество операторов возврата. Совершенно не обязательно, что все они будут возвращать результат одного и того же типа.

Обычно разработчики очень чтут эту возможность и, в зависимости от ситуации, принимают решение о выходе из функции, как только это становится возможным.

Вовсе не обязательно пробегать весь алгоритм функции, когда можно выйти раньше.

Аргументы функций

Аргументы в функцию передаются списком через запятую, заключаются в круглые скобки и находятся сразу после ее имени. В качестве аргументов используются имена переменных, но можно передавать и непосредственно значения. Чтобы на JavaScript передать функцию в функцию, нужно просто указать ее имя без скобок.

Внутри функции доступна переменная arguments, имеющая свойство length. Можно обращаться к любому аргументу функции через arguments , arguments , ... до последнего arguments .

Изменение аргумента функции действительно внутри функции, но не вне ее. Для того чтобы что-то изменить вне функции, нужно воспользоваться оператором JavaScript return, через который передать необходимое значение наружу.

После того как функция завершит работу, все, что было связано с ее исполнением, будет уничтожено. Во время выполнения функция может изменять внешние переменные, кроме тех, что описаны в других функциях, в том числе и во внутренних.

У arguments есть свойство callee, которое предназначено для вызова функции, что выполняется в данный момент времени. Если вызвать саму себя, то вариант JavaScript функция в функции позволит реализовать рекурсию.

Использование функций

Основная забота функций - обслуживать события браузера. Для этого практически в каждом теге есть возможность указать имя события и функцию, его обрабатывающую. Можно указывать несколько событий, но на каждое событие указывается только одна функция.

Одна функция может обслуживать несколько элементов страницы и несколько событий. Посредством параметра «this» можно передать функции информацию, откуда она была вызвана.

Классическое использование JS-функций - обработчики событий на элементах. В данном примере в форме входа/выхода посетителя будет вызвана функция scfWecomeGo() или scfWelcomeCancel(), а при выборе режима работы scfMenuItemClick(this).

В последнем случае передается параметр «this», который позволяет чудесным образом узнать, из какого именно дива произошел вызов. Вообще, JavaScript настолько качественно имплантирован в DOM и он так удобно позволяет перемещаться по его элементам, собирать нужную информацию, что динамика страницы может быть просто непредсказуемой.

Функция не обязательно должна возвращать строку символов, число или другую функцию. Она может вернуть полноценный HTML-элемент, причем в котором будет необходимое количество элементов, со своими обработчиками своих событий.

Размещая такой элемент на странице, разработчик создает новую функциональность, что хорошо в части решения задачи и удовлетворения интересов посетителей, но достаточно сложно в части реализации.

Начиная такую полнофункциональную разработку, легко запутаться в собственном коде, в вызовах функций, в моментах, когда формируется то или иное содержимое той или иной части страницы. Прежде чем принять такое направление разработки, не помешает хорошо все взвесить.

О распределенном мышлении

Разработчику приходится мыслить на уровне всех элементов страницы, на уровне всех событий и иметь в ясном представлении, как все происходит на самом деле. Это сложно, но эта работа стоит того.

В JavaScript выполнение функции может быть отложено до какого-либо события, а таких функций может быть много, да и события имеют свойство распространяться и попадать в «сферу видимости» различных обработчиков.

В данном примере где-то ранее была вызвана функция, которая инициировала создание элемента меню навигации по файлам. Предполагается страничная организация, то есть в окошке всего семь файлов, которые можно удалять и обрабатывать. Перемещаться можно как по клику на строке файла, так и стрелками на клавиатуре, так и блоками по семь строк.

В каждом случае есть свои функции. Иначе говоря, в таком простом примере необходимо написать пару десятков функций, которые будут реагировать на различные события, а некоторые из этих функций будут обрабатывать различные варианты и ситуации, которые к событиям вовсе не относятся.

Например, при удалении строки нижние должны сместиться вверх. Для этого потребуется либо сделать новую выборку, что банально и емко по ресурсам, либо пересчитать строчки, использовать на javascript функции массивов и элегантно достигнуть цели.

Аргументы и результаты функций

JavaScript позволяет привести код к «полнофункциональному» состоянию. Нормально, когда аргументом функции является функция. Допускается вариант, когда функция возвращает функцию. JavaScript относится к этому совершенно спокойно.

Это хороший механизм, но достаточно сложный в отношении реализации. Технически все допустимо, семантически обеспечить логику передачи «функционала» под силу только квалифицированному разработчику.

Когда в JavaScript функция в функции - куда ни шло, но когда функция порождает функцию, а та еще одну, то уследить логику достаточно сложно. По сути дела, вопрос не в том, чтобы применить квалификацию, вопрос в том, чтобы получить безопасный и правильный результат.

Забота разработчика понятна и проста. Есть задача, нужно решение, а не ошибка вроде «JavaScript error the operation is insecure», чистый экран или остановка всего движка браузера.

Если аргументом является функция, значит разработчик передает переменную с особыми свойствами, то есть это не число, не строка, не объект. Но использование такого аргумента может привести к тому, что изменятся внешние переменные и будет результат исполнения функции. В зависимости от того, что переданы будут адекватные изменения.

Исполнение сформированного кода

Реализовать исполнение кода, сформированного в процессе работы другого кода, можно посредством «eval». Это не считается отличным решением, но часто можно не усложнять код излишними функциями, а ограничиться банальным формированием строки JavaScript кода и попросту исполнить ее.

В данном примере формируется строчка вставки в действующий див некоторой информации. Номер дива и содержание информации различны для различных позиций, потому такое решение в данной ситуации гарантированно не обеспечит ситуацию «javascript error the operation is insecure», но надежно даст нужный эффект.

Нюанс парадигмы JavaScript «функция в функции»

Если есть возможность обойтись без излишеств, лучше им воспользоваться. Все перечисленные варианты хороши. Безусловно, во многих случаях это единственное решение.

Классический пример рекурсии: вычисление факториала. Тут достаточно трудно написать алгоритм, который зациклится, но очень просто можно выйти за границы значения. Факториал растет слишком быстро.

Однако и рекурсия, и функция, вызывающая другую функцию, которая может сделать обоснованный обратный вызов - норма вещей.

Например, обычная таблица. В таблице могут быть и другие таблицы. Вложенность нельзя ограничивать. Писать для каждой таблицы свой набор функций - слишком большая роскошь.

Таких примеров можно привести множество, и все это будут реальные и насущные задачи, вовсе не из области программирования. Именно поэтому проблема заключается именно в том, что без излишеств не обойтись, созданная система функций, точнее ее отладка и последующая надежная работа становится заботой не JavaScript, а разработчика.

Functions are one of the fundamental building blocks in JavaScript. A function is a JavaScript procedure-a set of statements that performs a task or calculates a value. To use a function, you must define it somewhere in the scope from which you wish to call it.

A method is a function that is a property of an object. Read more about objects and methods in Working with objects .

Calling functions

Defining a function does not execute it. Defining the function simply names the function and specifies what to do when the function is called. Calling the function actually performs the specified actions with the indicated parameters. For example, if you define the function square , you could call it as follows:

Square(5);

The preceding statement calls the function with an argument of 5. The function executes its statements and returns the value 25.

Functions must be in scope when they are called, but the function declaration can be hoisted (appear below the call in the code), as in this example:

Console.log(square(5)); /* ... */ function square(n) { return n * n; }

The scope of a function is the function in which it is declared, or the entire program if it is declared at the top level.

Note: This works only when defining the function using the above syntax (i.e. function funcName(){}). The code below will not work. That means, function hoisting only works with function declaration and not with function expression.

Console.log(square); // square is hoisted with an initial value undefined. console.log(square(5)); // TypeError: square is not a function var square = function(n) { return n * n; }

The arguments of a function are not limited to strings and numbers. You can pass whole objects to a function. The show_props() function (defined in ) is an example of a function that takes an object as an argument.

A function can call itself. For example, here is a function that computes factorials recursively:

Function factorial(n) { if ((n === 0) || (n === 1)) return 1; else return (n * factorial(n - 1)); }

You could then compute the factorials of one through five as follows:

Var a, b, c, d, e; a = factorial(1); // a gets the value 1 b = factorial(2); // b gets the value 2 c = factorial(3); // c gets the value 6 d = factorial(4); // d gets the value 24 e = factorial(5); // e gets the value 120

There are other ways to call functions. There are often cases where a function needs to be called dynamically, or the number of arguments to a function vary, or in which the context of the function call needs to be set to a specific object determined at runtime. It turns out that functions are, themselves, objects, and these objects in turn have methods (see the Function object). One of these, the apply() method, can be used to achieve this goal.

Function scope

Variables defined inside a function cannot be accessed from anywhere outside the function, because the variable is defined only in the scope of the function. However, a function can access all variables and functions defined inside the scope in which it is defined. In other words, a function defined in the global scope can access all variables defined in the global scope. A function defined inside another function can also access all variables defined in its parent function and any other variable to which the parent function has access.

// The following variables are defined in the global scope var num1 = 20, num2 = 3, name = "Chamahk"; // This function is defined in the global scope function multiply() { return num1 * num2; } multiply(); // Returns 60 // A nested function example function getScore() { var num1 = 2, num2 = 3; function add() { return name + " scored " + (num1 + num2); } return add(); } getScore(); // Returns "Chamahk scored 5"

Scope and the function stack Recursion

A function can refer to and call itself. There are three ways for a function to refer to itself:

  • the function"s name
  • an in-scope variable that refers to the function
  • For example, consider the following function definition:

    Var foo = function bar() { // statements go here };

    Within the function body, the following are all equivalent:

  • bar()
  • arguments.callee()
  • foo()
  • A function that calls itself is called a recursive function . In some ways, recursion is analogous to a loop. Both execute the same code multiple times, and both require a condition (to avoid an infinite loop, or rather, infinite recursion in this case). For example, the following loop:

    Var x = 0; while (x < 10) { // "x < 10" is the loop condition // do stuff x++; }

    can be converted into a recursive function and a call to that function:

    Function loop(x) { if (x >= 10) // "x >= 10" is the exit condition (equivalent to "!(x < 10)") return; // do stuff loop(x + 1); // the recursive call } loop(0);

    However, some algorithms cannot be simple iterative loops. For example, getting all the nodes of a tree structure (e.g. the DOM) is more easily done using recursion:

    Function walkTree(node) { if (node == null) // return; // do something with node for (var i = 0; i < node.childNodes.length; i++) { walkTree(node.childNodes[i]); } }

    Compared to the function loop , each recursive call itself makes many recursive calls here.

    It is possible to convert any recursive algorithm to a non-recursive one, but often the logic is much more complex and doing so requires the use of a stack. In fact, recursion itself uses a stack: the function stack.

    The stack-like behavior can be seen in the following example:

    Function foo(i) { if (i < 0) return; console.log("begin: " + i); foo(i - 1); console.log("end: " + i); } foo(3); // Output: // begin: 3 // begin: 2 // begin: 1 // begin: 0 // end: 0 // end: 1 // end: 2 // end: 3

    Nested functions and closures

    You can nest a function within a function. The nested (inner) function is private to its containing (outer) function. It also forms a closure . A closure is an expression (typically a function) that can have free variables together with an environment that binds those variables (that "closes" the expression).

    Since a nested function is a closure, this means that a nested function can "inherit" the arguments and variables of its containing function. In other words, the inner function contains the scope of the outer function.

    • The inner function can be accessed only from statements in the outer function.
    • The inner function forms a closure: the inner function can use the arguments and variables of the outer function, while the outer function cannot use the arguments and variables of the inner function.

    The following example shows nested functions:

    Function addSquares(a, b) { function square(x) { return x * x; } return square(a) + square(b); } a = addSquares(2, 3); // returns 13 b = addSquares(3, 4); // returns 25 c = addSquares(4, 5); // returns 41

    Since the inner function forms a closure, you can call the outer function and specify arguments for both the outer and inner function:

    Function outside(x) { function inside(y) { return x + y; } return inside; } fn_inside = outside(3); // Think of it like: give me a function that adds 3 to whatever you give // it result = fn_inside(5); // returns 8 result1 = outside(3)(5); // returns 8

    Preservation of variables

    Notice how x is preserved when inside is returned. A closure must preserve the arguments and variables in all scopes it references. Since each call provides potentially different arguments, a new closure is created for each call to outside. The memory can be freed only when the returned inside is no longer accessible.

    This is not different from storing references in other objects, but is often less obvious because one does not set the references directly and cannot inspect them.

    Multiply-nested functions

    Functions can be multiply-nested, i.e. a function (A) containing a function (B) containing a function (C). Both functions B and C form closures here, so B can access A and C can access B. In addition, since C can access B which can access A, C can also access A. Thus, the closures can contain multiple scopes; they recursively contain the scope of the functions containing it. This is called scope chaining . (Why it is called "chaining" will be explained later.)

    Consider the following example:

    Function A(x) { function B(y) { function C(z) { console.log(x + y + z); } C(3); } B(2); } A(1); // logs 6 (1 + 2 + 3)

    In this example, C accesses B "s y and A "s x . This can be done because:

  • B forms a closure including A , i.e. B can access A "s arguments and variables.
  • C forms a closure including B .
  • Because B "s closure includes A , C "s closure includes A , C can access both B and A "s arguments and variables. In other words, C chains the scopes of B and A in that order.
  • The reverse, however, is not true. A cannot access C , because A cannot access any argument or variable of B , which C is a variable of. Thus, C remains private to only B .

    Name conflicts

    When two arguments or variables in the scopes of a closure have the same name, there is a name conflict . More inner scopes take precedence, so the inner-most scope takes the highest precedence, while the outer-most scope takes the lowest. This is the scope chain. The first on the chain is the inner-most scope, and the last is the outer-most scope. Consider the following:

    Function outside() { var x = 5; function inside(x) { return x * 2; } return inside; } outside()(10); // returns 20 instead of 10

    The name conflict happens at the statement return x and is between inside "s parameter x and outside "s variable x . The scope chain here is { inside , outside , global object}. Therefore inside "s x takes precedences over outside "s x , and 20 (inside "s x) is returned instead of 10 (outside "s x).

    Closures

    Closures are one of the most powerful features of JavaScript. JavaScript allows for the nesting of functions and grants the inner function full access to all the variables and functions defined inside the outer function (and all other variables and functions that the outer function has access to). However, the outer function does not have access to the variables and functions defined inside the inner function. This provides a sort of encapsulation for the variables of the inner function. Also, since the inner function has access to the scope of the outer function, the variables and functions defined in the outer function will live longer than the duration of the outer function execution, if the inner function manages to survive beyond the life of the outer function. A closure is created when the inner function is somehow made available to any scope outside the outer function.

    Var pet = function(name) { // The outer function defines a variable called "name" var getName = function() { return name; // The inner function has access to the "name" variable of the outer //function } return getName; // Return the inner function, thereby exposing it to outer scopes } myPet = pet("Vivie"); myPet(); // Returns "Vivie"

    It can be much more complex than the code above. An object containing methods for manipulating the inner variables of the outer function can be returned.

    Var createPet = function(name) { var sex; return { setName: function(newName) { name = newName; }, getName: function() { return name; }, getSex: function() { return sex; }, setSex: function(newSex) { if(typeof newSex === "string" && (newSex.toLowerCase() === "male" || newSex.toLowerCase() === "female")) { sex = newSex; } } } } var pet = createPet("Vivie"); pet.getName(); // Vivie pet.setName("Oliver"); pet.setSex("male"); pet.getSex(); // male pet.getName(); // Oliver

    In the code above, the name variable of the outer function is accessible to the inner functions, and there is no other way to access the inner variables except through the inner functions. The inner variables of the inner functions act as safe stores for the outer arguments and variables. They hold "persistent" and "encapsulated" data for the inner functions to work with. The functions do not even have to be assigned to a variable, or have a name.

    Var getCode = (function() { var apiCode = "0]Eal(eh&2"; // A code we do not want outsiders to be able to modify... return function() { return apiCode; }; })(); getCode(); // Returns the apiCode

    There are, however, a number of pitfalls to watch out for when using closures. If an enclosed function defines a variable with the same name as the name of a variable in the outer scope, there is no way to refer to the variable in the outer scope again.

    Var createPet = function(name) { // The outer function defines a variable called "name". return { setName: function(name) { // The enclosed function also defines a variable called "name". name = name; // How do we access the "name" defined by the outer function? } } }

    Using the arguments object

    The arguments of a function are maintained in an array-like object. Within a function, you can address the arguments passed to it as follows:

    Arguments[i]

    where i is the ordinal number of the argument, starting at zero. So, the first argument passed to a function would be arguments . The total number of arguments is indicated by arguments.length .

    Using the arguments object, you can call a function with more arguments than it is formally declared to accept. This is often useful if you don"t know in advance how many arguments will be passed to the function. You can use arguments.length to determine the number of arguments actually passed to the function, and then access each argument using the arguments object.

    For example, consider a function that concatenates several strings. The only formal argument for the function is a string that specifies the characters that separate the items to concatenate. The function is defined as follows:

    Function myConcat(separator) { var result = ""; // initialize list var i; // iterate through arguments for (i = 1; i < arguments.length; i++) { result += arguments[i] + separator; } return result; }

    You can pass any number of arguments to this function, and it concatenates each argument into a string "list":

    // returns "red, orange, blue, " myConcat(", ", "red", "orange", "blue"); // returns "elephant; giraffe; lion; cheetah; " myConcat("; ", "elephant", "giraffe", "lion", "cheetah"); // returns "sage. basil. oregano. pepper. parsley. " myConcat(". ", "sage", "basil", "oregano", "pepper", "parsley");

    Note: The arguments variable is "array-like", but not an array. It is array-like in that it has a numbered index and a length property. However, it does not possess all of the array-manipulation methods.

    Two factors influenced the introduction of arrow functions: shorter functions and non-binding of this .

    Shorter functions

    In some functional patterns, shorter functions are welcome. Compare:

    Var a = [ "Hydrogen", "Helium", "Lithium", "Beryllium" ]; var a2 = a.map(function(s) { return s.length; }); console.log(a2); // logs var a3 = a.map(s => s.length); console.log(a3); // logs

    No separate this

    Until arrow functions, every new function defined its own value (a new object in the case of a constructor, undefined in function calls, the base object if the function is called as an "object method", etc.). This proved to be less than ideal with an object-oriented style of programming.

    Function Person() { // The Person() constructor defines `this` as itself. this.age = 0; setInterval(function growUp() { // In nonstrict mode, the growUp() function defines `this` // as the global object, which is different from the `this` // defined by the Person() constructor. this.age++; }, 1000); } var p = new Person();

    In ECMAScript 3/5, this issue was fixed by assigning the value in this to a variable that could be closed over.

    Function Person() { var self = this; // Some choose `that` instead of `self`. // Choose one and be consistent. self.age = 0; setInterval(function growUp() { // The callback refers to the `self` variable of which // the value is the expected object. self.age++; }, 1000); }

    Статья в разработке!

    Статья, в которой рассмотрим, что такое функция, а также традиционный (классический) вариант работы с ней. Кроме этого, разберем, что такое аргументы (параметры) функции и оператор return.

    Что такое функция?

    Функция - это некоторый набор инструкций , которому можно дать имя , а затем обратиться к нему по этому имени из любого места программы.

    Классический пример использования функции. На веб-странице имеется код JavaScript, некоторый фрагмент в котором повторяется несколько раз . Чтобы этого избежать можно оформить этот фрагмент в виде функции , а затем вызывать его в нужных местах кода по имени этой функции . Вызов этой функции будет обозначать выполнение инструкций , находящихся в ней.

    Как организовать выполнение некоторой задачи в JavaScript с использованием функций? Чтобы это выполнить обычно поступают так:

    • разбивают задачу на составные части (подзадачи);
    • подзадачи оформляют через функции;
    • разрабатывают основной код с использованием вызова созданных функций.

    В результате такая программа становится более структурированной. В неё более просто вносить различные изменения и добавлять новые возможности.

    Объявление и вызов функции

    Операции с функцией в JavaScript можно разделить на 2 шага:

    • объявление (создание) функции.
    • вызов (выполнение) этой функции.

    Объявление функции. Создание функции в JavaScript начинается с написания ключевого слова function , далее указывается имя функции, затем в круглых скобка х при необходимости перечисляются параметры , после этого указываются инструкции , которые заключаются в фигурные скобки .

    // объявление функции someName function someName() { alert("Вы вызвали функцию someName!"); } JavaScript - Синтаксис объявления функции

    Функции такого вида в JavaScript называются function declaration statement . Кроме этого вида в JavaScript ещё различают функции function definition expression и arrow function expression .

    Составление имени функции выполняется по тем же правилам, что и имя переменной. Т.е. оно может содержать буквы, цифры (0-9), знаки «$» и «_». В качестве букв рекомендуется использовать только буквы английского алфавита (a-z, A-Z). Имя функции, также как и имя переменной не может начинаться с цифры.

    Параметров у функции может быть сколько угодно много или не быть вообще. Круглые скобки в любом случае указываются. Если параметров несколько, то их между собой необходимо разделить с помощью запятой . Обращение к параметрам функции осуществляется по их имени.

    Набор инструкций , заключенный в фигурные скобки - это код функции , который будет выполнен при её вызове .

    Вызов функции. Объявленная функция сама по себе выполняться не будет . Для того чтобы её запустить , её необходимо вызвать . Вызов функции осуществляется посредством указания её имени и двух круглых скобок. Внутри скобок при необходимости указываются аргументы.

    // вызов функции, приведённой в предыдущем примере someName(); JavaScript - Синтаксис вызова функции

    Является ли функция в JavaScript объектом?

    Функции в JavaScript являются объектами. В JavaScript вообще всё является объектами, кроме шести примитивных типов данных. А если функция является объектом, то ссылку на неё можно сохранить в переменную.

    // объявление функции someName function someName() { alert("Вы вызвали функцию someName!"); } var reference = someName;

    После этого вызвать функцию можно будет так:

    Reference();

    Параметры и аргументы функции

    Аргументы функции - это значения, которые передаются функции на этапе её вызова. Отделяются аргументы друг от друга с помощью запятой.

    // вызов функции sayWelcome с передачей ей двух аргументов sayWelcome("Иван", "Иванов"); // ещё один вызов функции sayWelcome с двумя аргументами sayWelcome("Петр", "Петров");

    Параметры функции – это один из способов в JavaScript, посредством которого можно обратиться к аргументам внутри функции. Описываются параметры функции на этапе её объявления в круглых скобках.

    Другими словами параметры функции - это локальные переменные, которые создаются автоматически на этапе запуска функции. В качестве значений параметры получают соответствующие аргументы, переданные функции во время её вызова. Обратиться к параметрам можно только внутри этой функции, вне её они не существуют.

    // объявление функции sayWelcome, которая имеет два параметра function sayWelcome (userFirstName, userLastName) { // инструкция, выводящая в консоль значения параметров «userFirstName» и «userLastName» console.log("Добро пожаловать, " + userLastName + " " + userFirstName); }

    В языке JavaScript при вызове функции количество аргументов не обязательно должно совпадать с количеством параметров . Параметры, которым при вызове, не было установлено значение, будут равны undefined .

    Например , вызовем функцию из примера, приведённого выше, без указания одного и двух параметров:

    // вызов функции sayWelcome и передача ей одного аргумента sayWelcome("Петр"); // Добро пожаловать, undefined Петр // вызов функции sayWelcome без передачи ей аргументов sayWelcome(); // Добро пожаловать, undefined undefined

    Пример функции, которая будет просто выводить переданные ей аргументы в консоль браузера:

    // объявление функции function outputParam(param1, param2, param3) { console.log(param1 + "; " + param2 + "; " + param3); } // вызовы функции outputParam с передачей ей разного количества параметров outputParam("Дождь","Снег","Туман"); // Дождь; Снег; Туман outputParam(17); // 17; undefined; undefined outputParam(24,33); // 24; 33; undefined outputParam(); // undefined; undefined; undefined

    Другой способ обратиться к аргументам внутри функции – это использовать специальный объект arguments . Доступ к аргументам через arguments выполняется точно также как к элементам обычного массива, т.е. по их порядковым номерам. Таким образом, argument - позволит получить первый аргумент, arguments – второй аргумент и т.д.

    // объявление функции sum function sum(num1, num2) { /* num1 или arguments – получить значение 1 аргумента num2 или arguments – получить значение 2 аргумента */ var sum1 = num1 + num2, sum2 = arguments + arguments; return "Сумма, полученная 1 способом равна " + sum1 + "; сумма, полученная 2 способом равна " + sum2; } /* выведем результат функции sum в консоль 7 - первый аргумент (к нему можно обратиться как по имени num1, так и с помощью arguments) 4 - второй аргумент (к нему можно обратиться как по имени num2, так и с помощью arguments) */ console.log(sum(7,4));

    Основное отличие между этими способами заключается в том, что первый из них позволяет обратиться только к тем аргументам, которым на этапе объявления функции были дали имена. Второй же способ позволяет получить значение любого аргумента, даже если у него нет имени (по порядковому номеру). Это возможность языка JavaScript позволяет создавать универсальные гибкие функции.

    Кроме получения аргументов, объект arguments позволяет также узнать их количество. Выполняется это с помощью свойства length.

    Перебрать аргументы , переданные функции, можно, например, с помощью цикла for или for...of .

    // объявление функции sum function sum() { var i = 0; console.log("Вывод всех аргументов с помощью цикла for"); for (i; i < arguments.length; i++) { console.log(i + 1 + " аргумент равен " + arguments[i]); } console.log("Вывод всех аргументов с помощью цикла for...of"); for (arg of arguments) { console.log(arg); } } // вызов функции sum sum(7, 4, 3, 1);

    Функция, выводящая в консоль все переданные ей аргументы и их количество:

    // объявление функции function myFunction () { var i; console.log("Количество переданных параметров = " + arguments.length); // переберём все параметры с помощью цикла for for (i = 0; i < arguments.length; i++) { console.log(i + " параметр = " + arguments[i]); } } // вызовы функции myFunction myFunction(3, 7, 27, "JavaScript"); myFunction(); myFunction("Яблоки", "Груши", "Апельсины");

    Функция, выполняющая сложение все переданных ей аргументов (их количество заранее неизвестно):

    // объявление функции var myCalc = function() { // переберём все параметры с помощью цикла for var i, sum = 0; for (i = 0; i lt; arguments.length; i++) { sum += arguments[i]; } // возвратим в качестве результата сумму return sum; } //вызов функции (вывод в консоль) console.log(myCalc(4, 20, 17, -6));

    В результате, посредством объекта arguments можно реализовать в теле функции:

    • проверку количества переданных аргументов;
    • обработку какого угодного количества параметров.

    Кроме самой функции, доступ к аргументам, которые передаются ей на этапе вызова, имеют также другие функции, находящиеся в ней.

    Function mainF(p1, p2) { function childF() { console.log("p1 = " + p1 + "; p2 = " + p2); } childF(); } mainF(3, 5); // p1 = 3; p2 = 5 mainF(4, 7); // p1 = 4; p2 = 7

    Значение параметров по умолчанию

    Начиная с версии ECMAScript 2015 (6) параметру функции можно задать значение, которое он будет иметь по умолчанию.

    Например , установим параметру «color» значение по умолчанию, равное «#009688»:

    Function setBGColor(color = "#009688") { document.body.style.backgroundColor = color; } setBGColor(); // цвет фона будет равен #009688 setBGColor("red"); // цвет фона будет равен red

    До ECMAScript 2015 задать параметру значение по умолчанию можно, например, было так:

    Function setBGColor(color) { color = color !== undefined ? color: "#009688"; // устанавливаем color значение по умолчанию, равное "#009688" document.body.style.backgroundColor = color; }

    Оставшиеся параметры (rest parameters)

    Если при вызове функции ей передать аргументов больше, чем у неё есть параметров, то получить оставшиеся можно с помощью, так называемых оставшихся параметров (rest patameters) . Данная возможность в языке появилась, начиная с ECMAScript 2015.

    // ...nums - оставшиеся параметры, к которым можно обратиться в данном случае по имени nums function doMath(mathAction, ...nums) { var result = 0; nums.forEach(function(value) { switch (mathAction) { case "sum": result += value; break; case "sumCube": result += value**3; break; case "sumSquare": result += value**2; break; deafult: result = 0; } }) return result; } console.log(doMath("sum", 3, 4, 21, -4)); // 24 (3 + 4 + 21 + (-4)) console.log(doMath("sumSquare", 1, 4)); // 17 (1^2 + 4^2) console.log(doMath("sumCube", 3, 2, 4)); // 99 (3^3 + 2^3 + 4^3)

    Оператор return

    Оператор return предназначен для возвращения значения или результата вычисления выражения текущей функции. Значение или выражение должно быть отделено от return посредством пробела. Кроме этого, оператор return прекращает выполнение функции, т.е. все инструкции, идущие после него, исполнены не будут.

    Функция в JavaScript всегда возвращает результат в вне зависимости от того, используется ли оператор return или нет.

    // функция, возвращающая результат function sayWelcome (userFirstName, userLastName) { if ((!userFirstName) || (!userLastName)) return "Добро пожаловать, анонимный пользователь"; else return "Добро пожаловать, " + userLastName + " " + userFirstName; } // объявление переменной person var person; // присвоить переменной person результат функции sayWelcome person = sayWelcome("Иван","Иванов"); // вывести значение переменной в консоль console.log(person); //Инструкция, которая выведит в консоль результат работы функции sayWelcome console.log(sayWelcome("Петр","Петров")); //Инструкция, которая выведит в консоль результат работы функции sayWelcome console.log(sayWelcome("Сидоров")); JavaScript - Функция с проверкой параметров

    Функция в JavaScript в результате своего выполнения всегда возвращает результат, даже если он явно не определён с помощью оператора return. Этот результат значение undefined.

    // 1. функция, не возвращающая никакого результата function sayWelcome (userFirstName, userLastName) { console.log("Добро пожаловать, " + userLastName + " " + userFirstName); } // попробуем получить результат у функции, которая ничего не возвращает console.log(sayWelcome ("Иван", "Иванов")); // 2. функция, содержащая оператор return без значения function sayDay (day) { day = "Сегодня, " + day; return; //эта инструкция не выполнится, т.к. она идёт после оператора return console.log(day); } // попробуем получить результат у функции, которая содержит оператор return без значения console.log(sayDay("21 февраля 2016г.")); JavaScript - Получить значение у функции, которая ничего не возвращает

    Такой же результат будет получен, если для оператора return не указать возвращаемое значение.

    Перегрузка функций в JavaScript

    Перегрузка функций в программировании – это возможность объявлять несколько функций с одинаковыми именами в одной области видимости. Отличаются такие функции друг от друга типом и числом аргументов. Каждая функция имеет свою программную логику. Используется перегрузка функций для того, чтобы с помощью одного имени функции можно было выполнять близкие действия.

    Язык JavaScript не поддерживает перегрузку функций в том виде, как это реализовано, например, в Си подобных языках. Т.е. в JavaScript нельзя создать несколько функций с одинаковыми именами, находящихся в одной области видимости.

    Подобную функциональность можно реализовать в JavaScript используя следующие действия:

    • Для того чтобы проверить передан аргумент или нет, используйте условие с проверкой его значения на undefined .
    • Для проверки количества переданных аргументов функции используйте свойство объекта arguments length .
    • Чтобы узнать тип переданного значения аргумента используйте операторы typeof или instanceof .
    • Для работы с переменным числом аргументов, используйте объект arguments .
    • Начиная с версии ECMAScript6, Вы можете указывать значения по умолчанию для аргументов.

    Например, создадим функцию, при вызове которой можно указывать один или два аргумента:

    //объявление функции, которая изменяет цвет заднего фона элементов function setBgColor(bgColor,elements) { //если параметр elements при вызове не указан if (elements=== undefined) { //то приравнять его значение "div" elements = "div"; } //получить все элементы elements = $(elements); //перебрать все элементы и установить им указанный цвет заднего фона elements.each(function(){ $(this).css("background-color",bgColor); }); } /*Вызвать функцию setBgColor, указав один параметр. Т.к. 2 параметр не указан, то данная фукция изменит цвет заднего фона у всех элементов div.*/ setBgColor("green"); /*Вызвать функцию setBgColor, указав 2 параметра. Т.к. 2 параметр задан, то данная функция изменит цвет заднего фона только элементов button.*/ setBgColor("#ff0000","button");

    Произведём некоторые изменения в вышепредставленном коде. А именно, укажем для второго параметра значение по умолчанию:

    //объявление функции, которая изменяет цвет заднего фона элементов //параметр elements имеет значение "div" по умолчанию function setBgColor(bgColor,elements = "div") { //получить все элементы elements = $(elements); //перебрать все элементы и установить им указанный цвет заднего фона elements.each(function(){ $(this).css("background-color",bgColor); }); } //вызвать функцию setBgColor, указав один параметр setBgColor("green"); //вызвать функцию setBgColor, указав 2 параметра setBgColor("#ff0000","button");

    Пример, как в JavaScript можно реализовать «перегруженную» функцию, вычисляющую количество калорий, которых необходимо человеку в день:

    // описание функции function countCal(sex, height) { // параметры: sex (пол) и height (рост) var result; if ((sex === 0) || (sex === "man")) { result = (height - 100) * 20; } else if ((sex === 1) || (sex === "woman")) { result = (height - 105) * 19; } if (result) { // arguments - уровень активности if (arguments) { result *= arguments; } console.log("Количество ккал для нормальной жизнедеятельности: " + result); } else { console.log("Неверно указаны параметры"); } } /* вызов функции и передаче ей 2 аргументов (1 - "man", к нему можно обратиться с помощью имени sex и arguments; 2 - значение 185, к нему можно обратиться с помощью имени sex и arguments) */ countCal("man", 185); /* вызов функции и передаче ей 3 параметров, хотя в описании функции присутствуют только 2 (получить значение 3 параметра в данном случае можно только как arguments) */ countCal(0, 185, 2);

    Рекурсия

    Рекурсия – это вызов внутри тела некоторой функции самой себя.

    Вызов функции обычно осуществляется в зависимости от способа её объявления по имени или посредством переменной, содержащей ссылку на эту функцию.

    Function fact(n) { if (n === 1) { return 1; } return fact(n-1) * n; } console.log(fact(5)); // 120

    Вызвать функцию внутри её тела можно не только по имени, но также с помощью свойства callee объекта arguments. Но данное свойство лучше не использовать, т.к. оно является устаревшим. Кроме этого в строгом режиме оно вообще не работает.

    Что такое встроенные (стандартные) функции?

    В JavaScript имеется огромный набор встроенных (стандартных) функций. Данные функции уже описаны в самом движке браузера. Практически все они являются методами того или иного объекта.

    Например, для того чтобы вызвать встроенную функцию (метод) alert, её не надо предварительно объявлять. Она уже описана в браузере. Вызов метода alert осуществляется посредством указания имени, круглых скобок и аргумента внутри них. Данный метод предназначен для вывода сообщения на экран в форме диалогового окна. Текстовое сообщение берётся из значения параметра данной функции.

    // вызов функции alert alert("Некоторый текст"); JavaScript - Вызов функции alert

    Another essential concept in coding is functions , which allow you to store a piece of code that does a single task inside a defined block, and then call that code whenever you need it using a single short command - rather than having to type out the same code multiple times. In this article we"ll explore fundamental concepts behind functions such as basic syntax, how to invoke and define them, scope, and parameters.

    Prerequisites: Objective:
    Basic computer literacy, a basic understanding of HTML and CSS, JavaScript first steps .
    To understand the fundamental concepts behind JavaScript functions.
    Where do I find functions?

    In JavaScript, you"ll find functions everywhere. In fact, we"ve been using functions all the way through the course so far; we"ve just not been talking about them very much. Now is the time, however, for us to start talking about functions explicitly, and really exploring their syntax.

    Pretty much anytime you make use of a JavaScript structure that features a pair of parentheses - () - and you"re not using a common built-in language structure like a for loop , while or do...while loop , or if...else statement , you are making use of a function.

    Built-in browser functions

    We"ve made use of functions built in to the browser a lot in this course. Every time we manipulated a text string, for example:

    Var myText = "I am a string"; var newString = myText.replace("string", "sausage"); console.log(newString); // the replace() string function takes a string, // replaces one substring with another, and returns // a new string with the replacement made

    Or every time we manipulated an array:

    Var myArray = ["I", "love", "chocolate", "frogs"]; var madeAString = myArray.join(" "); console.log(madeAString); // the join() function takes an array, joins // all the array items together into a single // string, and returns this new string

    Or every time we generated a random number:

    Var myNumber = Math.random(); // the random() function generates a random // number between 0 and 1, and returns that // number

    We were using a function!

    Note : Feel free to enter these lines into your browser"s JavaScript console to re-familiarize yourself with their functionality, if needed.

    The JavaScript language has many built-in functions to allow you to do useful things without having to write all that code yourself. In fact, some of the code you are calling when you invoke (a fancy word for run, or execute) a built in browser function couldn"t be written in JavaScript - many of these functions are calling parts of the background browser code, which is written largely in low-level system languages like C++, not web languages like JavaScript.

    Bear in mind that some built-in browser functions are not part of the core JavaScript language - some are defined as part of browser APIs, which build on top of the default language to provide even more functionality (refer to this early section of our course for more descriptions). We"ll look at using browser APIs in more detail in a later module.

    Functions versus methods

    One thing we need to clear up before we move on - technically speaking, built in browser functions are not functions - they are methods . This sounds a bit scary and confusing, but don"t worry - the words function and method are largely interchangeable, at least for our purposes, at this stage in your learning.

    The distinction is that methods are functions defined inside objects. Built-in browser functions (methods) and variables (which are called properties ) are stored inside structured objects, to make the code more efficient and easier to handle.

    You don"t need to learn about the inner workings of structured JavaScript objects yet - you can wait until our later module that will teach you all about the inner workings of objects, and how to create your own. For now, we just wanted to clear up any possible confusion of method versus function - you are likely to meet both terms as you look at the available related resources across the Web.

    Custom functions

    You"ve also seen a lot of custom functions in the course so far - functions defined in your code, not inside the browser. Anytime you saw a custom name with parentheses straight after it, you were using a custom function. In our random-canvas-circles.html example (see also the full ) from our loops article , we included a custom draw() function that looked like this:

    Function draw() { ctx.clearRect(0,0,WIDTH,HEIGHT); for (var i = 0; i < 100; i++) { ctx.beginPath(); ctx.fillStyle = "rgba(255,0,0,0.5)"; ctx.arc(random(WIDTH), random(HEIGHT), random(50), 0, 2 * Math.PI); ctx.fill(); } }

    This function draws 100 random circles inside an element. Every time we want to do that, we can just invoke the function with this

    rather than having to write all that code out again every time we want to repeat it. And functions can contain whatever code you like - you can even call other functions from inside functions. The above function for example calls the random() function three times, which is defined by the following code:

    Function random(number) { return Math.floor(Math.random()*number); }

    We needed this function because the browser"s built-in Math.random() function only generates a random decimal number between 0 and 1. We wanted a random whole number between 0 and a specified number.

    Invoking functions

    You are probably clear on this by now, but just in case ... to actually use a function after it has been defined, you"ve got to run - or invoke - it. This is done by including the name of the function in the code somewhere, followed by parentheses.

    Function myFunction() { alert("hello"); } myFunction() // calls the function once

    Anonymous functions

    You may see functions defined and invoked in slightly different ways. So far we have just created a function like so:

    Function myFunction() { alert("hello"); }

    But you can also create a function that doesn"t have a name:

    Function() { alert("hello"); }

    This is called an anonymous function - it has no name! It also won"t do anything on its own. You generally use an anonymous function along with an event handler, for example the following would run the code inside the function whenever the associated button is clicked:

    Var myButton = document.querySelector("button"); myButton.onclick = function() { alert("hello"); }

    The above example would require there to be a element available on the page to select and click. You"ve already seen this structure a few times throughout the course, and you"ll learn more about and see it in use in the next article.

    You can also assign an anonymous function to be the value of a variable, for example:

    Var myGreeting = function() { alert("hello"); }

    This function could now be invoked using:

    MyGreeting();

    This effectively gives the function a name; you can also assign the function to be the value of multiple variables, for example:

    Var anotherGreeting = function() { alert("hello"); }

    This function could now be invoked using either of

    MyGreeting(); anotherGreeting();

    But this would just be confusing, so don"t do it! When creating functions, it is better to just stick to this form:

    Function myGreeting() { alert("hello"); }

    You will mainly use anonymous functions to just run a load of code in response to an event firing - like a button being clicked - using an event handler. Again, this looks something like this:

    MyButton.onclick = function() { alert("hello"); // I can put as much code // inside here as I want }

    Function parameters

    Some functions require parameters to be specified when you are invoking them - these are values that need to be included inside the function parentheses, which it needs to do its job properly.

    Note : Parameters are sometimes called arguments, properties, or even attributes.

    As an example, the browser"s built-in Math.random() function doesn"t require any parameters. When called, it always returns a random number between 0 and 1:

    Var myNumber = Math.random();

    The browser"s built-in string replace() function however needs two parameters - the substring to find in the main string, and the substring to replace that string with:

    Var myText = "I am a string"; var newString = myText.replace("string", "sausage");

    Note : When you need to specify multiple parameters, they are separated by commas.

    It should also be noted that sometimes parameters are optional - you don"t have to specify them. If you don"t, the function will generally adopt some kind of default behavior. As an example, the array join() function"s parameter is optional:

    Var myArray = ["I", "love", "chocolate", "frogs"]; var madeAString = myArray.join(" "); // returns "I love chocolate frogs" var madeAString = myArray.join(); // returns "I,love,chocolate,frogs"

    If no parameter is included to specify a joining/delimiting character, a comma is used by default.

    Function scope and conflicts

    Let"s talk a bit about scope - a very important concept when dealing with functions. When you create a function, the variables and other things defined inside the function are inside their own separate scope , meaning that they are locked away in their own separate compartments, unreachable from inside other functions or from code outside the functions.

    The top level outside all your functions is called the global scope . Values defined in the global scope are accessible from everywhere in the code.

    JavaScript is set up like this for various reasons - but mainly because of security and organization. Sometimes you don"t want variables to be accessible from everywhere in the code - external scripts that you call in from elsewhere could start to mess with your code and cause problems because they happen to be using the same variable names as other parts of the code, causing conflicts. This might be done maliciously, or just by accident.

    For example, say you have an HTML file that is calling in two external JavaScript files, and both of them have a variable and a function defined that use the same name:

    greeting(); // first.js var name = "Chris"; function greeting() { alert("Hello " + name + ": welcome to our company."); } // second.js var name = "Zaptec"; function greeting() { alert("Our company is called " + name + "."); }

    Both functions you want to call are called greeting() , but you can only ever access the second.js file"s greeting() function - it is applied to the HTML later on in the source code, so its variable and function overwrite the ones in first.js .

    Keeping parts of your code locked away in functions avoids such problems, and is considered best practice.

    It is a bit like a zoo. The lions, zebras, tigers, and penguins are kept in their own enclosures, and only have access to the things inside their enclosures - in the same manner as the function scopes. If they were able to get into other enclosures, problems would occur. At best, different animals would feel really uncomfortable inside unfamiliar habitats - a lion or tiger would feel terrible inside the penguins" watery, icy domain. At worst, the lions and tigers might try to eat the penguins!

    The zoo keeper is like the global scope - he or she has the keys to access every enclosure, to restock food, tend to sick animals, etc.

    Active learning: Playing with scope

    Let"s look at a real example to demonstrate scoping.

  • First, make a local copy of our function-scope.html example. This contains two functions called a() and b() , and three variables - x , y , and z - two of which are defined inside the functions, and one in the global scope. It also contains a third function called output() , which takes a single parameter and outputs it in a paragraph on the page.
  • Open the example up in a browser and in your text editor.
  • Open the JavaScript console in your browser developer tools. In the JavaScript console, enter the following command: output(x); You should see the value of variable x output to the screen.
  • Now try entering the following in your console output(y); output(z); Both of these should return an error along the lines of "ReferenceError: y is not defined ". Why is that? Because of function scope - y and z are locked inside the a() and b() functions, so output() can"t access them when called from the global scope.
  • However, what about when it"s called from inside another function? Try editing a() and b() so they look like this: function a() { var y = 2; output(y); } function b() { var z = 3; output(z); } Save the code and reload it in your browser, then try calling the a() and b() functions from the JavaScript console: a(); b(); You should see the y and z values output in the page. This works fine, as the output() function is being called inside the other functions - in the same scope as the variables it is printing are defined in, in each case. output() itself is available from anywhere, as it is defined in the global scope.
  • Now try updating your code like this: function a() { var y = 2; output(x); } function b() { var z = 3; output(x); } Save and reload again, and try this again in your JavaScript console:
  • a(); b(); Both the a() and b() call should output the value of x - 1. These work fine because even though the output() calls are not in the same scope as x is defined in, x is a global variable so is available inside all code, everywhere.
  • Finally, try updating your code like this: function a() { var y = 2; output(z); } function b() { var z = 3; output(y); } Save and reload again, and try this again in your JavaScript console:
  • a(); b(); This time the a() and b() calls will both return that annoying "
  • Люди считают, что компьютерные науки – это искусство для гениев. В реальности всё наоборот – просто множество людей делают вещи, которые стоят друг на друге, будто составляя стену из маленьких камушков.

    Дональд Кнут

    Вы уже видели вызовы функций, таких как alert . Функции – это хлеб с маслом программирования на JavaScript. Идея оборачивания куска программы и вызова её как переменной очень востребована. Это инструмент для структурирования больших программ, уменьшения повторений, назначения имён подпрограммам, и изолирование подпрограмм друг от друга.

    Самое очевидное использование функций – создание нового словаря. Придумывать слова для обычной человеческой прозы – дурной тон. В языке программирования это необходимо.

    Средний взрослый русскоговорящий человек знает примерно 10000 слов. Редкий язык программирования содержит 10000 встроенных команд. И словарь языка программирования определён чётче, поэтому он менее гибок, чем человеческий. Поэтому нам обычно приходится добавлять в него свои слова, чтобы избежать излишних повторений.

    Определение функции Определение функции – обычное определение переменной, где значение, которое получает переменная, является функцией. Например, следующий код определяет переменную square, которая ссылается на функцию, подсчитывающую квадрат заданного числа:

    Var square = function(x) { return x * x; }; console.log(square(12)); // → 144

    Функция создаётся выражением, начинающимся с ключевого слова function . У функций есть набор параметров (в данном случае, только x), и тело, содержащее инструкции, которые необходимо выполнить при вызове функции. Тело функции всегда заключают в фигурные скобки, даже если оно состоит из одной инструкции.

    У функции может быть несколько параметров, или вообще их не быть. В следующем примере makeNoise не имеет списка параметров, а у power их целых два:

    Var makeNoise = function() { console.log("Хрясь!"); }; makeNoise(); // → Хрясь! var power = function(base, exponent) { var result = 1; for (var count = 0; count < exponent; count++) result *= base; return result; }; console.log(power(2, 10)); // → 1024

    Некоторые функции возвращают значение, как power и square, другие не возвращают, как makeNoise, которая производит только побочный эффект. Инструкция return определяет значение, возвращаемое функцией. Когда обработка программы доходит до этой инструкции, она сразу же выходит из функции, и возвращает это значение в то место кода, откуда была вызвана функция. return без выражения возвращает значение undefined .

    Параметры и область видимости Параметры функции – такие же переменные, но их начальные значения задаются при вызове функции, а не в её коде.

    Важное свойство функций в том, что переменные, созданные внутри функции (включая параметры), локальны внутри этой функции. Это означает, что в примере с power переменная result будет создаваться каждый раз при вызове функции, и эти отдельные её инкарнации никак друг с другом не связаны.

    Эта локальность переменных применяется только к параметрам и созданным внутри функций переменным. Переменные, заданные снаружи какой бы то ни было функции, называются глобальными, поскольку они видны на протяжении всей программы. Получить доступ к таким переменным можно и внутри функции, если только вы не объявили локальную переменную с тем же именем.

    Следующий код иллюстрирует это. Он определяет и вызывает две функции, которые присваивают значение переменной x. Первая объявляет её как локальную, тем самым меняя только локальную переменную. Вторая не объявляет, поэтому работа с x внутри функции относится к глобальной переменной x, заданной в начале примера.

    Var x = "outside"; var f1 = function() { var x = "inside f1"; }; f1(); console.log(x); // → outside var f2 = function() { x = "inside f2"; }; f2(); console.log(x); // → inside f2

    Такое поведение помогает предотвратить случайное взаимодействие между функциями. Если бы все переменные использовались в любом месте программы, было бы очень трудно убедиться, что одна переменная не используется по разным назначениям. А если бы вы использовали переменную повторно, вы бы столкнулись со странными эффектами, когда сторонний код портит значения вашей переменной. Относясь к локальным для функций переменным так, что они существуют только внутри функции, язык делает возможным работу с функциями будто с отдельными маленькими вселенными, что позволяет не волноваться про весь код целиком.

    Вложенные области видимости JavaScript различает не только глобальные и локальные переменные. Функции можно задавать внутри функций, что приводит к нескольким уровням локальности.

    К примеру, следующая довольно бессмысленная функция содержит внутри ещё две:

    Var landscape = function() { var result = ""; var flat = function(size) { for (var count = 0; count < size; count++) result += "_"; }; var mountain = function(size) { result += "/"; for (var count = 0; count < size; count++) result += """; result += "\\"; }; flat(3); mountain(4); flat(6); mountain(1); flat(1); return result; }; console.log(landscape()); // → ___/""""\______/"\_

    Функции flat и mountain видят переменную result, потому что они находятся внутри функции, в которой она определена. Но они не могут видеть переменные count друг друга, потому что переменные одной функции находятся вне области видимости другой. А окружение снаружи функции landscape не видит ни одной из переменных, определённых внутри этой функции.

    Короче говоря, в каждой локальной области видимости можно увидеть все области, которые её содержат. Набор переменных, доступных внутри функции, определяется местом, где эта функция описана в программе. Все переменные из блоков, окружающих определение функции, видны – включая и те, что определены на верхнем уровне в основной программе. Этот подход к областям видимости называется лексическим.

    Люди, изучавшие другие языки программирования, могут подумать, что любой блок, заключённый в фигурные скобки, создаёт своё локальное окружение. Но в JavaScript область видимости создают только функции. Вы можете использовать отдельно стоящие блоки:

    Var something = 1; { var something = 2; // Делаем что-либо с переменной something... } // Вышли из блока...

    Но something внутри блока – это та же переменная, что и снаружи. Хотя такие блоки и разрешены, имеет смысл использовать их только для команды if и циклов.

    Если это кажется вам странным – так кажется не только вам. В версии JavaScript 1.7 появилось ключевое слово let, которое работает как var, но создаёт переменные, локальные для любого данного блока, а не только для функции.

    Функции как значения Имена функций обычно используют как имя для кусочка программы. Такая переменная однажды задаётся и не меняется. Так что легко перепутать функцию и её имя.

    Но это – две разные вещи. Вызов функции можно использовать, как простую переменную – например, использовать их в любых выражениях. Возможно хранить вызов функции в новой переменной, передавать её как параметр другой функции, и так далее. Также переменная, хранящая вызов функции, остаётся обычной переменной и её значение можно поменять:

    Var launchMissiles = function(value) { missileSystem.launch("пли!"); }; if (safeMode) launchMissiles = function(value) {/* отбой */};

    В главе 5 мы обсудим чудесные вещи, которые возможно сделать, передавая вызовы функций другим функциям.

    Объявление функций Есть более короткая версия выражения “var square = function…”. Ключевое слово function можно использовать в начале инструкции:

    Function square(x) { return x * x; }

    Это объявление функции. Инструкция определяет переменную square и присваивает ей заданную функцию. Пока всё ок. Есть только один подводный камень в таком определении.

    Console.log("The future says:", future()); function future() { return "We STILL have no flying cars."; }

    Такой код работает, хотя функция объявляется ниже того кода, который её использует. Это происходит оттого, что объявления функций не являются частью обычного исполнения программ сверху вниз. Они «перемещаются» наверх их области видимости и могут быть вызваны в любом коде в этой области. Иногда это удобно, потому что вы можете писать код в таком порядке, который выглядит наиболее осмысленно, не беспокоясь по поводу необходимости определять все функции выше того места, где они используются.

    А что будет, если мы поместим объявление функции внутрь условного блока или цикла? Не надо так делать. Исторически разные платформы для запуска JavaScript обрабатывали такие случаи по разному, а текущий стандарт языка запрещает так делать. Если вы хотите, чтобы ваши программы работали последовательно, используйте объявления функций только внутри других функций или основной программы.

    Function example() { function a() {} // Нормуль if (something) { function b() {} // Ай-яй-яй! } }

    Стек вызовов Полезным будет присмотреться к тому, как порядок выполнения работает с функциями. Вот простая программа с несколькими вызовами функций:

    Function greet(who) { console.log("Привет, " + who); } greet("Семён"); console.log("Покеда");

    Обрабатывается она примерно так: вызов greet заставляет проход прыгнуть на начало функции. Он вызывает встроенную функцию console.log, которая перехватывает контроль, делает своё дело и возвращает контроль. Потом он доходит до конца greet, и возвращается к месту, откуда его вызвали. Следующая строчка опять вызывает console.log.

    Схематично это можно показать так:

    Top greet console.log greet top console.log top

    Поскольку функция должна вернуться на то место, откуда её вызвали, компьютер должен запомнить контекст, из которого была вызвана функция. В одном случае, console.log должна вернуться обратно в greet. В другом, она возвращается в конец программы.

    Место, где компьютер запоминает контекст, называется стеком. Каждый раз при вызове функции, текущий контекст помещается наверх стека. Когда функция возвращается, она забирает верхний контекст из стека и использует его для продолжения работы.

    Хранение стека требует места в памяти. Когда стек слишком сильно разрастается, компьютер прекращает выполнение и выдаёт что-то вроде “stack overflow” или “ too much recursion”. Следующий код это демонстрирует – он задаёт компьютеру очень сложный вопрос, который приводит к бесконечным прыжкам между двумя функциями. Точнее, это были бы бесконечные прыжки, если бы у компьютера был бесконечный стек. В реальности стек переполняется.

    Function chicken() { return egg(); } function egg() { return chicken(); } console.log(chicken() + " came first."); // → ??

    Необязательные аргументы Следующий код вполне разрешён и выполняется без проблем:

    Alert("Здрасьте", "Добрый вечер", "Всем привет!");

    Официально функция принимает один аргумент. Однако, при таком вызове она не жалуется. Она игнорирует остальные аргументы и показывает «Здрасьте».

    JavaScript очень лоялен по поводу количества аргументов, передаваемых функции. Если вы передадите слишком много, лишние будут проигнорированы. Слишком мало – отсутствующим будет назначено значение undefined.

    Минус этого подхода в том, что возможно,- и даже вероятно,- передать функции неправильное количество аргументов, и вам никто на это не пожалуется.

    Плюс в том, что вы можете создавать функции, принимающие необязательные аргументы. К примеру, в следующей версии функции power её можно вызывать как с двумя, так и с одним аргументом,- в последнем случае экспонента будет равна двум, и функция работает как квадрат.

    Function power(base, exponent) { if (exponent == undefined) exponent = 2; var result = 1; for (var count = 0; count < exponent; count++) result *= base; return result; } console.log(power(4)); // → 16 console.log(power(4, 3)); // → 64

    В следующей главе мы увидим, как в теле функции можно узнать точное число переданных ей аргументов. Это полезно, т.к. позволяет создавать функцию, принимающую любое количество аргументов. К примеру, console.log использует это свойство, и выводит все переданные ему аргументы:

    Console.log("R", 2, "D", 2); // → R 2 D 2

    Замыкания Возможность использовать вызовы функций как переменные вкупе с тем фактом, что локальные переменные каждый раз при вызове функции создаются заново, приводит нас к интересному вопросу. Что происходит с локальными переменными, когда функция перестаёт работать?

    Следующий пример иллюстрирует этот вопрос. В нём объявляется функция wrapValue, которая создаёт локальную переменную. Затем она возвращает функцию, которая читает эту локальную переменную и возвращает её значение.

    Function wrapValue(n) { var localVariable = n; return function() { return localVariable; }; } var wrap1 = wrapValue(1); var wrap2 = wrapValue(2); console.log(wrap1()); // → 1 console.log(wrap2()); // → 2

    Это допустимо и работает так, как должно – доступ к переменной остаётся. Более того, в одно и то же время могут существовать несколько экземпляров одной и той же переменной, что ещё раз подтверждает тот факт, что с каждым вызовом функции локальные переменные пересоздаются.

    Эта возможность работать со ссылкой на какой-то экземпляр локальной переменной называется замыканием. Функция, замыкающая локальные переменные, называется замыкающей. Она не только освобождает вас от забот, связанных с временем жизни переменных, но и позволяет творчески использовать функции.

    С небольшим изменением мы превращаем наш пример в функцию, умножающую числа на любое заданное число.

    Function multiplier(factor) { return function(number) { return number * factor; }; } var twice = multiplier(2); console.log(twice(5)); // → 10

    Отдельная переменная вроде localVariable из примера с wrapValue уже не нужна. Так как параметр – сам по себе локальная переменная.

    Потребуется практика, чтобы начать мыслить подобным образом. Хороший вариант мысленной модели – представлять, что функция замораживает код в своём теле и обёртывает его в упаковку. Когда вы видите return function(...) {...}, представляйте, что это пульт управления куском кода, замороженным для употребления позже.

    В нашем примере multiplier возвращает замороженный кусок кода, который мы сохраняем в переменной twice. Последняя строка вызывает функцию, заключённую в переменной, в связи с чем активируется сохранённый код (return number * factor;). У него всё ещё есть доступ к переменной factor, которая определялась при вызове multiplier, к тому же у него есть доступ к аргументу, переданному во время разморозки (5) в качестве числового параметра.

    Рекурсия Функция вполне может вызывать сама себя, если она заботится о том, чтобы не переполнить стек. Такая функция называется рекурсивной. Вот пример альтернативной реализации возведения в степень:

    Function power(base, exponent) { if (exponent == 0) return 1; else return base * power(base, exponent - 1); } console.log(power(2, 3)); // → 8

    Примерно так математики определяют возведение в степень, и, возможно, это описывает концепцию более элегантно, чем цикл. Функция вызывает себя много раз с разными аргументами для достижения многократного умножения.

    Однако, у такой реализации есть проблема – в обычной среде JavaScript она раз в 10 медленнее, чем версия с циклом. Проход по циклу выходит дешевле, чем вызов функции.

    Дилемма «скорость против элегантности» довольно интересна. Есть некий промежуток между удобством для человека и удобством для машины. Любую программу можно ускорить, сделав её больше и замысловатее. От программиста требуется находить подходящий баланс.

    В случае с первым возведением в степень, неэлегантный цикл довольно прост и понятен. Не имеет смысла заменять его рекурсией. Часто, однако, программы работают с такими сложными концепциями, что хочется уменьшить эффективность путём повышения читаемости.

    Основное правило, которое уже не раз повторяли, и с которым я полностью согласен – не беспокойтесь насчёт быстродействия, пока вы точно не уверены, что программа тормозит. Если так, найдите те части, которые работают дольше всех, и меняйте там элегантность на эффективность.

    Конечно, мы не должны сразу же полностью игнорировать быстродействие. Во многих случаях, как с возведением в степень, особой простоты от элегантных решений мы не получаем. Иногда опытный программист сразу видит, что простой подход никогда не будет достаточно быстрым.

    Я заостряю на этом внимание оттого, что слишком много начинающих программистов хватаются за эффективность даже в мелочах. Результат получается больше, сложнее и часто не без ошибок. Такие программы дольше писать, а работают они часто не сильно быстрее.

    Но рекурсия не всегда лишь менее эффективная альтернатива циклам. Некоторые задачи проще решить рекурсией. Чаще всего это обход нескольких веток дерева, каждая из которых может ветвиться.

    Вот вам загадка: можно получить бесконечное количество чисел, начиная с числа 1, и потом либо добавляя 5, либо умножая на 3. Как нам написать функцию, которая, получив число, пытается найти последовательность таких сложений и умножений, которые приводят к заданному числу? К примеру, число 13 можно получить, сначала умножив 1 на 3, а затем добавив 5 два раза. А число 15 вообще нельзя так получить.

    Рекурсивное решение:

    Function findSolution(target) { function find(start, history) { if (start == target) return history; else if (start > target) return null; else return find(start + 5, "(" + history + " + 5)") || find(start * 3, "(" + history + " * 3)"); } return find(1, "1"); } console.log(findSolution(24)); // → (((1 * 3) + 5) * 3)

    Этот пример не обязательно находит самое короткое решение – он удовлетворяется любым. Не ожидаю, что вы сразу поймёте, как программа работает. Но давайте разбираться в этом отличном упражнении на рекурсивное мышление.

    Внутренняя функция find занимается рекурсией. Она принимает два аргумента – текущее число и строку, которая содержит запись того, как мы пришли к этому номеру. И возвращает либо строчку, показывающую нашу последовательность шагов, либо null.

    Для этого функция выполняет одно из трёх действий. Если заданное число равно цели, то текущая история как раз и является способом её достижения, поэтому она и возвращается. Если заданное число больше цели, продолжать умножения и сложения смысла нет, потому что так оно будет только увеличиваться. А если мы ещё не достигли цели, функция пробует оба возможных пути, начинающихся с заданного числа. Она дважды вызывает себя, один раз с каждым из способов. Если первый вызов возвращает не null, он возвращается. В другом случае возвращается второй.

    Чтобы лучше понять, как функция достигает нужного эффекта, давайте просмотрим её вызовы, которые происходят в поисках решения для числа 13.

    Find(1, "1") find(6, "(1 + 5)") find(11, "((1 + 5) + 5)") find(16, "(((1 + 5) + 5) + 5)") too big find(33, "(((1 + 5) + 5) * 3)") too big find(18, "((1 + 5) * 3)") too big find(3, "(1 * 3)") find(8, "((1 * 3) + 5)") find(13, "(((1 * 3) + 5) + 5)") found!

    Отступ показывает глубину стека вызовов. В первый раз функция find вызывает сама себя дважды, чтобы проверить решения, начинающиеся с (1 + 5) и (1 * 3). Первый вызов ищет решение, начинающееся с (1 + 5), и при помощи рекурсии проверяет все решения, выдающие число, меньшее или равное требуемому. Не находит, и возвращает null. Тогда-то оператор || и переходит к вызову функции, который исследует вариант (1 * 3). Здесь нас ждёт удача, потому что в третьем рекурсивном вызове мы получаем 13. Этот вызов возвращает строку, и каждый из операторов || по пути передаёт эту строку выше, в результате возвращая решение.

    Выращиваем функции Существует два более-менее естественных способа ввода функций в программу.

    Первый – вы пишете схожий код несколько раз. Этого нужно избегать – больше кода означает больше места для ошибок и больше материала для чтения тех, кто пытается понять программу. Так что мы берём повторяющуюся функциональность, подбираем ей хорошее имя и помещаем её в функцию.

    Второй способ – вы обнаруживаете потребность в некоей новой функциональности, которая достойна помещения в отдельную функцию. Вы начинаете с названия функции, и затем пишете её тело. Можно даже начинать с написания кода, использующего функцию, до того, как сама функция будет определена.

    То, насколько сложно вам подобрать имя для функции, показывает, как хорошо вы представляете себе её функциональность. Возьмём пример. Нам нужно написать программу, выводящую два числа, количество коров и куриц на ферме, за которыми идут слова «коров» и «куриц». К числам нужно спереди добавить нули так, чтобы каждое занимало ровно три позиции.

    007 Коров 011 Куриц

    Очевидно, что нам понадобится функция с двумя аргументами. Начинаем кодить.
    // вывестиИнвентаризациюФермы function printFarmInventory(cows, chickens) { var cowString = String(cows); while (cowString.length < 3) cowString = "0" + cowString; console.log(cowString + " Коров"); var chickenString = String(chickens); while (chickenString.length < 3) chickenString = "0" + chickenString; console.log(chickenString + " Куриц"); } printFarmInventory(7, 11);

    Если мы добавим к строке.length, мы получим её длину. Получается, что циклы while добавляют нули спереди к числам, пока не получат строчку в 3 символа.

    Готово! Но только мы собрались отправить фермеру код (вместе с изрядным чеком, разумеется), он звонит и говорит нам, что у него в хозяйстве появились свиньи, и не могли бы мы добавить в программу вывод количества свиней?

    Можно, конечно. Но когда мы начинаем копировать и вставлять код из этих четырёх строчек, мы понимаем, что надо остановиться и подумать. Должен быть способ лучше. Пытаемся улучшить программу:

    // выводСДобавлениемНулейИМеткой function printZeroPaddedWithLabel(number, label) { var numberString = String(number); while (numberString.length < 3) numberString = "0" + numberString; console.log(numberString + " " + label); } // вывестиИнвентаризациюФермы function printFarmInventory(cows, chickens, pigs) { printZeroPaddedWithLabel(cows, "Коров"); printZeroPaddedWithLabel(chickens, "Куриц"); printZeroPaddedWithLabel(pigs, "Свиней"); } printFarmInventory(7, 11, 3);

    Работает! Но название printZeroPaddedWithLabel немного странное. Оно объединяет три вещи – вывод, добавление нулей и метку – в одну функцию. Вместо того, чтобы вставлять в функцию весь повторяющийся фрагмент, давайте выделим одну концепцию:

    // добавитьНулей function zeroPad(number, width) { var string = String(number); while (string.length < width) string = "0" + string; return string; } // вывестиИнвентаризациюФермы function printFarmInventory(cows, chickens, pigs) { console.log(zeroPad(cows, 3) + " Коров"); console.log(zeroPad(chickens, 3) + " Куриц"); console.log(zeroPad(pigs, 3) + " Свиней"); } printFarmInventory(7, 16, 3);

    Функция с хорошим, понятным именем zeroPad облегчает понимание кода. И её можно использовать во многих ситуациях, не только в нашем случае. К примеру, для вывода отформатированных таблиц с числами.

    Насколько умными и универсальными должны быть функции? Мы можем написать как простейшую функцию, которая дополняет число нулями до трёх позиций, так и навороченную функцию общего назначения для форматирования номеров, поддерживающую дроби, отрицательные числа, выравнивание по точкам, дополнение разными символами, и т.п.

    Хорошее правило – добавляйте только ту функциональность, которая вам точно пригодится. Иногда появляется искушение создавать фреймворки общего назначения для каждой небольшой потребности. Сопротивляйтесь ему. Вы никогда не закончите работу, а просто напишете кучу кода, который никто не будет использовать.

    Функции и побочные эффекты Функции можно грубо разделить на те, что вызываются из-за своих побочных эффектов, и те, что вызываются для получения некоторого значения. Конечно, возможно и объединение этих свойств в одной функции.

    Первая вспомогательная функция в примере с фермой, printZeroPaddedWithLabel, вызывается из-за побочного эффекта: она выводит строку. Вторая, zeroPad, из-за возвращаемого значения. И это не совпадение, что вторая функция пригождается чаще первой. Функции, возвращающие значения, легче комбинировать друг с другом, чем функции, создающие побочные эффекты.

    Чистая функция – особый вид функции, возвращающей значения, которая не только не имеет побочных эффектов, но и не зависит от побочных эффектов остального кода – к примеру, не работает с глобальными переменными, которые могут быть случайно изменены где-то ещё. Чистая функция, будучи вызванной с одними и теми же аргументами, возвращает один и тот же результат (и больше ничего не делает) – что довольно приятно. С ней просто работать. Вызов такой функции можно мысленно заменять результатом её работы, без изменения смысла кода. Когда вы хотите проверить такую функцию, вы можете просто вызвать её, и быть уверенным, что если она работает в данном контексте, она будет работать в любом. Не такие чистые функции могут возвращать разные результаты в зависимости от многих факторов, и иметь побочные эффекты, которые сложно проверять и учитывать.

    Однако, не надо стесняться писать не совсем чистые функции, или начинать священную чистку кода от таких функций. Побочные эффекты часто полезны. Нет способа написать чистую версию функции console.log, и эта функция весьма полезна. Некоторые операции легче выразить, используя побочные эффекты.

    Итог Эта глава показала вам, как писать собственные функции. Когда ключевое слово function используется в виде выражения, возвращает указатель на вызов функции. Когда оно используется как инструкция, вы можете объявлять переменную, назначая ей вызов функции.

    Ключевой момент в понимании функций – локальные области видимости. Параметры и переменные, объявленные внутри функции, локальны для неё, пересоздаются каждый раз при её вызове, и не видны снаружи. Функции, объявленные внутри другой функции, имеют доступ к её области видимости.

    Очень полезно разделять разные задачи, выполняемые программой, на функции. Вам не придётся повторяться, функции делают код более читаемым, разделяя его на смысловые части, так же, как главы и секции книги помогают в организации обычного текста.

    УпражненияМинимум В предыдущей главе была упомянута функция Math.min, возвращающая самый маленький из аргументов. Теперь мы можем написать такую функцию сами. Напишите функцию min, принимающую два аргумента, и возвращающую минимальный из них.

    Console.log(min(0, 10)); // → 0 console.log(min(0, -10)); // → -10

    Рекурсия Мы видели, что оператор % (остаток от деления) может использоваться для определения того, чётное ли число (% 2). А вот ещё один способ определения:

    Ноль чётный.
    Единица нечётная.
    У любого числа N чётность такая же, как у N-2.

    Напишите рекурсивную функцию isEven согласно этим правилам. Она должна принимать число и возвращать булевское значение.

    Потестируйте её на 50 и 75. Попробуйте задать ей -1. Почему она ведёт себя таким образом? Можно ли её как-то исправить?

    Test it on 50 and 75. See how it behaves on -1. Why? Can you think of a way to fix this?

    Console.log(isEven(50)); // → true console.log(isEven(75)); // → false console.log(isEven(-1)); // → ??

    Считаем бобы.

    Символ номер N строки можно получить, добавив к ней.charAt(N) (“строчка”.charAt(5)) – схожим образом с получением длины строки при помощи.length. Возвращаемое значение будет строковым, состоящим из одного символа (к примеру, “к”). У первого символа строки позиция 0, что означает, что у последнего символа позиция будет string.length – 1. Другими словами, у строки из двух символов длина 2, а позиции её символов будут 0 и 1.

    Напишите функцию countBs, которая принимает строку в качестве аргумента, и возвращает количество символов “B”, содержащихся в строке.

    Затем напишите функцию countChar, которая работает примерно как countBs, только принимает второй параметр - символ, который мы будем искать в строке (вместо того, чтобы просто считать количество символов “B”). Для этого переделайте функцию countBs.