Гаджеты в школе: плюсы и минусы. Гаджеты в школе: зло или средство обучения

Каждый родитель задумывался над вопросом: какой планшет выбрать для ребёнка. Но не все спрашивают себя, с какого возраста можно начинать им пользоваться. Приобщение детей к смартфону или планшету в наше время естественно, но должно быть рациональным и дозированным. Гаджеты являются, с одной стороны, игрушкой, а с другой - средством развития. И дети развиваются в том направлении, которое им предлагают разработчики интерактивных приложений.

Почему планшеты так привлекают детей?

Планшеты привлекательны, поскольку в них заложено удовлетворение потребности в игре. Яркие визуализации, выразительные образы, смена декораций, подвижность предметов, возможность взаимодействовать с героями и образными моделями увлекают малыша и стимулируют познавательную активность. Мышление в период дошкольного детства является наглядно-практическим и только потом переходит к наглядно-образному.

В каком возрасте начинать ими пользоваться?

Начинать пользоваться планшетом лучше с 4-5 лет, хотя многие современные дети знакомятся с ним гораздо раньше. Это не страшно, если взаимодействие с устройством регламентировано взрослыми. Прежде чем дать планшет ребёнку в руки, нужно несколько раз подумать, с какой целью мы это делаем. Родители должны самостоятельно решить, с какого времени позволить ребёнку пользоваться гаджетом, зачем и как долго. Очень важно, чтобы существовало полное согласие между всеми членами семьи насчёт этих правил.

Ни в коем случае нельзя совать гаджет ребенку для того, чтобы он не мешал. Нерегулируемое пользование гаджетами наносит вред. Ребёнок на подсознательном уровне будет ощущать собственную ненужность для родителей. И тогда планшет ему их заменит.

Это самый опасный сценарий, который вырабатывает у ребёнка зависимость.

Даже если вы дали гаджет ребенку в руки, общайтесь с ним!

Интересуйтесь, что он смотрит, во что играет, почему ему нравится та или иная игра, что именно ему в этой игре нравится и т. д. Старайтесь подбирать и рекомендовать образовательный контент. Ну, и конечно, планшет не должен занимать все свободное время ребенка. Любому гаджету в качестве альтернативы должны предлагаться и другие виды активностей.

Для детей постарше смартфоны играют более значимую роль. Они помогают адаптироваться в обществе через социальные сети и мессенджеры. Но, опять же, взрослый должен советовать ребёнку то, что ему полезно, и будет помогать в учебе, развитии интеллекта и личностных качеств.

Детей нужно учить писать смс, обращаться к собеседнику в вежливой форме, учитывать статус, пол, возраст собеседника и условия той ситуации, в которой происходит общение.

Почему важно не запрещать, а объяснять?

Мне понравился случай, который я недавно наблюдала в самолете. Отец рассказывал сыновьям, двойняшкам лет десяти, о правильном использовании смартфона и его альтернативах. Мальчики сказали, что они будут лететь в самолёте и играть в игры.

Отец им ответил, что, во-первых, нельзя на взлёте включать электронное оборудование, а во-вторых, лучше бы им почитать книжку. Чтение лучше развивает интеллект, поскольку задействует другие мозговые структуры, развитие которых потом более позитивно скажется на учёбе. Так отец попытался объяснить детям, что мыслительные процессы, которые активизируются при чтении книги, в данный момент приоритетнее, чем игра на планшете.

Я впервые услышала, чтобы родители объясняли ребёнку, что при чтении мозг выполняет совершенно другие операции, отличные от тех, которые он совершает во время игр.

Это было вполне доступное объяснение. И дети ему вняли. Тут нужно добавить, что чтение книги - несомненно полезное занятие, но и некоторые интерактивные образовательные программы, разработанные с учебными, развивающими целями и осваиваемые только с помощью техники, также позитивно влияют на ребёнка.

Если родители всё время разговаривают с детьми и стараются объяснять свои поступки, то к их мнению прислушиваются. В дальнейшем дети в ситуации выбора сами спрашивают: почему так лучше, почему выгоднее или выигрышнее поступить именно так?

К чему приводит полный запрет гаджетов для ребёнка?

Чем больше запрещаем, тем больше хочется. Разумное объяснение и внятный ответ на вопрос «почему нельзя?» являются лучшими средствами в борьбе с запретами. Многие родители вообще не задумываются над тем, что ребёнка необходимо побуждать самостоятельно отвечать на вопрос «почему нельзя?». Родители часто действуют по принципу «Нельзя. И точка!». А толкового объяснения дети не получают.

«Почему нельзя? Другому можно, а мне нет...»

Родители должны уметь находить такие слова, которые бы действительно запали ребёнку в душу и отложились в памяти. Ребёнок в процессе объяснения поймёт, что родитель не просто так запрещает, а беспокоится о его развитии, желает ему блага в дальнейшей жизни.

Сотрудничество с ребёнком - наиболее эффективный способ управления его поведением.

Самый действенный метод - когда родители просят ребёнка у самого себя спросить, почему ему что-то запрещают. «Как бы ты сам ответил на этот вопрос?» Это и есть искусство разговаривать с ребенком. Так возникает беседа. Если ребенок чувствует неравнодушное отношение к себе, на подсознательном уровне он делает вывод: «Обо мне заботятся, меня любят, я нужен своим родителям, им интересно со мной».

Сколько времени ребёнок может проводить с планшетом?

К сожалению, существует не так много исследований, которые бы показали точный процент положительного и отрицательного влияния электронных устройств на развитие и здоровье детей разных возрастов. Планшеты используются ежедневно во всём мире и, если бы они были действительно опасны, их бы давно запретили.

Если обратиться к самым строгим российским санитарно-эпидемиологическим нормам, которые прописаны для дошкольных образовательных организаций, то в них статьи по использованию электронных продуктов для самых маленьких нет. Но мы знаем, что уже в детских садах педагоги используют компьютер, интерактивную доску, мультимедиа-проектор.

Будем надеяться, что в следующей редакции СанПиНов для дошкольников такие нормы всё же появятся.

Что касается начальной школы, то в СанПиНах 2010 года указано, сколько времени ребенок может взаимодействовать с электронными продуктами. Ответ - не более 15-20 минут непрерывно. А вот сколько раз за урок можно пользоваться этими предметами с перерывом - на усмотрение преподавателя. Поэтому главный совет - делать регулярные перерывы и следить за усталостью ребёнка.

Какая польза от планшетов и смартфонов?

Гаджеты полезны, если «начинка» оказывает на ребенка развивающее и воспитательное влияние. То, что закладывается внутрь (игры, обучающие программы, книги), оказывает положительное влияние на развитие мышления ребенка, развивает зрительную и образную память, слуховую память, эмоциональную сферу так же, как обычные книги и настольные игры.

Преимущества гаджетов в том, что всё в них ярко, образно, динамично, увлекательно. Часто ребенок чувствует себя непосредственно героем событий, происходящих на экране, он верит в то, что происходит, как когда-то мы верили в волшебные сказки из книг. И психологически это оправданно.

Однако нужно учитывать, что высокая подвижность и сменяемость событий иногда может оказывать и негативное влияние.

Например - раздражать, вызывать негативные эмоции, пробуждать страхи. Психика детей ещё не окрепла, поэтому мы всегда говорим о дозированности использования устройств. Осторожно нужно давать планшеты детям с особенностями развития: детям с синдромом гиперактивности, детям с ослабленным здоровьем, которые склонны быстро утомляться.

Замечу, что гаджеты не всегда способствуют развитию системного мышления у детей. Быстрое перескакивание с кнопки на кнопку, переключение с одного фрагмента на другой формирует так называемое фрагментарное или «кнопочное мышление» - его ещё называют дискретным. Но, когда речь заходит о взаимодействии с образовательными продуктами, тут, наоборот, без системного мышления не обойтись.

Как платформа Учи.ру развивает мышление ребёнка?

Интерактивные курсы «Учи.ру» выстраиваются по учебной программе, которая относится к Федеральному образовательному государственному стандарту. В ней заложен плавный переход от образного к абстрактно-логическому мышлению.

Сначала ребёнок учится математическим действиям на предметах, которые окружают его в жизни. Затем вместо предметов используются предметы-заменители - кубики, шарики, бусины. Всё это помогает наглядно представить математическую ситуацию или математическую задачу. На более высоком уровне абстракции появляются знаки, символы, которые воплощаются в цифрах, формулах, графиках, диаграммах, схемах и чертежах.

Когда ребёнок обозначил, например, четыре шарика цифрой 4 - это первый переход к абстракции.

Помните, как у Мальвины и Буратино? Мальвина ему говорит: «Представьте, что некто дал вам два яблока». А Буратино отвечает: «А мне никто два яблока не давал!». Это пример конкретного мышления. Буратино ещё не способен представить ситуацию мысленно. Первоклассники тоже с трудом это делают. Поэтому сначала их учат считать на конфетах и яблоках, потом на кубиках, счетных палочках. И только потом знакомят с цифрами, математическим выражением и знаками сравнения.

По исследованию психологов, переход от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому начинается около 6-7 лет, в то время, когда ребенок приходит в школу. Это наиболее комфортное время для знакомства с обучающими программами и интерактивной платформой «Учи.ру».

Пусть на планшете ваш ребёнок займется изучением математики, русского языка или окружающего мира. Так он получит больше пользы, чем от сомнительной агрессивной игры.

В нашем веке информационных технологий образовательным учреждениям все чаще и чаще приходится обращаться к современным техническим штучкам. Сейчас, когда компьютеры и интерактивные доски уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса, появляется все больше и больше гаджетов, которые могут помочь или помешать детям во время учебы. Но возникает другая проблема - под прикрытием учебы дети сидят в социальных сетях, играют и смотрят сериалы прямо во время занятий. Служба сайт решила выяснить мнение педагогов - как они относятся к гаджетам, которыми дети пользуются на уроках (телефоны, планшеты, электронные книги и т.д.) Насколько они полезны для образовательного процесса и помогают ли (или, наоборот, мешают?) школьникам и студентам в обучении?

К гаджетам отношусь положительно, если они используются для образовательных, познавательных целей. Современный ученик - мобилен, способен схватывать "на лету". Важным для педагога сейчас становится: визуализация материала, курирование самостоятельной работы, в этом ему как раз помогают современные гаджеты и девайсы. Проблема заключается в том, что ребенок чаще всего использует все мобильные средства для развлечений.

Алена, преподаватель в колледже

К гаджетам отношусь отрицательно, потому что ученики на уроках только и сидят, уткнувшись в них и ничего не делают. Я считаю, что они только мешают. Хотя, знаю, что некоторые коллеги пытаются использовать их в учебном процессе.

Надежда, учитель истории

Если бы дети использовали электронные книги и смартфоны для чтения - это была бы просто сказка. Но они, в основном, используют дорогущие, купленные родителями гаджеты для селфи и игр, так что я отношусь к ним скорее отрицательно, хорошо, что у меня в их возрасте гаджетов не было!

Марина, учитель русского языка

Если использование гаджетов имеет место быть на экзамене или зачете, то я отношусь к этому отрицательно. А так они все время либо с телефонами, либо с планшетами сидят. Вообще, это больше мешает преподавателю. Неприятно, когда студент не лекцию слушает, а в телефоне зависает. Я не уверена, что преподаватели имеют право отбирать на время пары гаджеты, хотя некоторые так делают. Есть отдельная категория студентов, которые считают, что планшет/телефон делает их более умными. Они каждый факт, сказанный преподавателем, проверяют в Интернете.

Наталья, преподаватель в ВУЗе

Я думаю, что все гаджеты, которые необходимы в работе, школа должна предоставлять в учебном процессе, остальное же должно находится вне кабинета. Не случайно школы закупаются паками, интерактивными досками и т.п. Современные телефоны, планшеты, электронные книги столь многофункциональны, что учитель больше тратит время на отслеживание, не залез ли ребенок в социальную сеть или не рассматривает ли снова фотографии с прошлой вечеринки. На занятиях по литературе электроника как один из способов ношения с собой текстов не оправдывает себя: детям сложно найти нужное место, они не могут задать параметры поиска, зрительная память, если читал с экрана, не работает, там нет каких-то шероховатостей страниц, загнутых уголков, пометок карандаша, которые бы намекнули, куда надо смотреть. В общем, гаджеты, принадлежащие самим детям, пусть остаются дома для подготовки и игр, с собой же пусть носят только результаты.

Анна, учитель русского и литературы

Я отношусь к таким штучкам положительно. Это носители информации, если их использовать рационально, а не для игрушек, это благо!

Яна, учитель культуры речи

Если они используются в учебных целях (калькулятор, текст книги), то вполне могут быть полезны. Во всех остальных случаях я отношусь к использованию гаджетов отрицательно, так как нарушается дисциплина, теряется внимание к уроку.

Юлия, преподаватель в колледже

Особенность современных гаджетов в их многофункциональности и высоких технических характеристиках. Это же создаёт и проблемы в их использовании при обучении. Детям гораздо интереснее использовать ресурс смартфонов и планшетов для игр, Интернет для общения в соцсетях и просмотра видео. Поэтому персональные гаджеты скорее мешают образовательному процессу. Для использования на уроке подошли бы специальные устройства с ограниченными возможностями доступа к определенным ресурсам и установки приложений, но возможность предоставить такие устройства всем учащимся есть пока далеко не во всех школах.

Сергей, учитель английского языка

Странно было бы протестовать против использования гаджетов. Единственное - чтение с телефона - это большая нагрузка на глаза, поэтому я против. Остальное - нормально, там есть разные функции - подчеркивание, закладки, метки на полях, очень удобно изучать литературу. А это для нас, в общем-то, главное.

Лиля, преподаватель в ВУЗе

Электронная книга не работает на практике, когда нужно что-то искать в тексте. Дети сидят с текстами и ничего в них не видят, искать неудобно. А телефоны-планшеты, это минимум информации, когда нужны какие-то факты. Больше помощи от них и нет, только отвлекают.

Илья, преподаватель в ВУЗе

Считаю, что использование гаджетов на уроках очень сильно отвлекает детей. Ученики, как правило, объясняют использование телефонов и планшетов тем, что в них находится необходимая им информация (для доклада, самостоятельной работы, непосредственно домашняя работа и т.д.), однако на практике в 90% случаев используют их для развлечений. К сожалению, на данный момент убеждать учеников и их родителей в том, что использование гаджетов на уроках нужно сократить, практически бесполезно, ни один родитель не лишит своего ребенка телефона, например. Хотя и те, что не разрешают приносить детям в школу планшеты, тоже, конечно встречаются. В данном случае все зависит от лояльности педагога и ответственности самого ребенка.

Полина, учитель русского языка и литературы

Служба «сайт»

В современном мире компьютерные технологии развиваются очень быстро, портативные устройства и всевозможные гаджеты в виде смартфонов, планшетов и других устройств активно входят в нашу жизнь и становятся ее неотъемлемой частью. Сейчас практически каждый ребенок имеет сотовый телефон и свободно владеет компьютером. В настоящее время эффективный образовательный процесс очень затруднителен без использования информационных ресурсов, а доступ к компьютерным технологиям значительно облегчает усвоение изучаемого материала, вызывает большую заинтересованность предметом у учеников и сокращает затраты сил и времени у учителя.

В данной работе я рассматриваю самый доступный большинству и учителей и учеников вид информационных технологий, который не требует наличие в классах дополнительного оборудования и имеется в том или ином виде практически у каждого, это портативные электронные устройства, такие как всевозможные смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д. В данных устройствах имеется огромное количество функций и всевозможных мобильных приложений, которые значительно облегчают ведение урока.

Итак, рассмотрим, как же нам может помочь обычный гаджет в виде смартфона или планшета на уроке музыки. В качестве примера я использовала смартфон на операционной системе Android. Начнем со стандартных функций и приложений, имеющихся в телефоне и не требующих дополнительной установки.

Практически каждый современный телефон имеет фотокамеру с возможностью записи видео. Иметь при себе карманную видеокамеру, пусть даже и любительского качества, это огромный плюс, о котором еще не так давно можно было только мечтать. Это возможность записать игру ученика перед важным выступлением или экзаменом, даже просто во время изучения музыкального произведения, ученик может увидеть и услышать себя со стороны. Прямо во время урока ученик сам имеет возможность при просмотре записи своей игры оценить ее качество, услышать все недочеты, которые он может не замечать во время исполнения произведения, проконтролировать красиво ли он стоит (или сидит), правильность постановки корпуса, рук, осанку и прочее. Похожие функции может выполнять диктофон, также имеющийся в большинстве телефонов, в данном случае ребенок сможет себя только услышать, что тоже во многих случаях очень помогает исправить большинство ошибок и улучшить самоконтроль ученика.

Еще одно замечательное достоинство современных гаджетов это возможность выхода в интернет. Прямо во время урока, учитель имеет возможность найти и показать ученику любую видео или аудио запись изучаемого произведения, найти интересующую информацию о музыкальном материале, композиторах, исполнителях и многих других интересных и познавательных вещах. Что делает урок более продуктивным, красочным и запоминающимся.

Также существует множество полезных приложений, которые отдельно устанавливаются на телефон/планшет и очень облегчают ведение урока. Далее я приведу краткий обзор используемых мною приложений, установленных с Play Маркета для операционной системы Android (такие же приложения существуют на различных операционных системах). Хочу отметить, что здесь рассматриваются только бесплатные приложения, не требующие дополнительных затрат, которые доступны абсолютно всем, как взрослым, так и детям.

Начну с простого, но полезного приложения «My Piano». В основном приложение полезно при отсутствии рядом фортепиано, например для построения интервалов, или проверки слуха при определении звуковысотности.

Приложение «Музыкальные термины». Большое достоинство данного приложения заключается в том, что огромное множество терминов находится сразу в телефоне. Для того чтобы найти перевод нужного термина не обязательно бежать за музыкальным словариком и перелистывать множество листов бумаги, достаточно просто ввести интересующее нас слово в поисковик приложения, и подробный перевод с кратким описанием и даже исторической справкой будет готов.

Приложение «Абсолютный слух». Приложение более рассчитано на учеников, но иногда в рамках урока или просто для того, чтобы освежить свои знания может быть полезно и для учителей. Включает в себя упражнения, направленные на улучшение навыков, необходимых любому музыканту, такие как диктанты, упражнения на слух, работу с интервалами, гаммами и аккордами, упражнения на ритм, статьи по теории и многое другое.

«Тюнер» или «Камертон». Данное приложение помогает настроить инструмент, очень полезно для преподавателей ансамбля, оркестра, любых духовых и струнных инструментов.

Одно из самых моих любимых и часто используемых приложений это «Мобильный метроном». Его несомненное преимущество перед оригинальным устройством является возможность регулировать громкость, менять звук самого метронома, настраивать любой ритм, выделять сильные или слабые доли, также в нем имеются все темпы от Lento assai до Prestissimo, что сильно облегчает работу над произведением.

Все вышеперечисленные мобильные приложения имеют множество аналогичных разновидностей на любой вкус и цвет, что позволяет удовлетворить потребности большинства пользователей.

На мой взгляд, самое большое преимущество всех мобильных приложений, это наличие их всех на одном устройстве.

Еще каких-то 10-15 лет назад, чтобы найти и послушать нужную запись, посмотреть полезное видео или найти ту или иную информацию, приходилось обходить кучу фонотек, библиотек, музыкальных и книжных магазинов, переписывать нужные записи на CD-диски у знакомых, и то все эти действия не давали гарантии нахождения конкретного материала. Приходилось носить с собой множество громоздких приспособлений, таких как метроном, тюнер, плеер, словари, книги и многое другое, можно перечислять до бесконечности. Сейчас все это можно поместить на одно устройство и использовать в любое удобное время, что значительно облегчает нашу жизнь.

Для измерений

В компании Variable рассчитывают, что приложение Node скоро найдёт своё место в каждой квартире, классе и офисе. С его помощью можно измерять явления и предметы в любых науках: от археологии до дизайна. Работает Node в нескольких режимах. Базовый предполагает обыденные измерения, необходимые в физике, в климатическом режиме можно узнать скорость ветра или влажность воздуха, а режим «терма» позволяет узнать температуру предмета, даже не касаясь его. Если просто навести Node на предмет, программа подскажет код цвета в RGB, CMYK или Lab.

История Node началась на Kickstarter в 2012 году - американскому предпринимателю Джорджу Ю удалось собрать $76 350 при цели в $50 000.

Для мониторинга окружающей среды

Единственный гаджет в подборке, созданный российскими создателями - Вадиком Мармеладовым и Сергеем Филипповым. «Лапка» присоединяется к iPhone и умеет измерять температуру, влажность и уровень радиации, показывать, сколько химических добавок в любом предмете или веществе. Это устройство создано для мониторинга окружающей среды, поэтому в конце дня вся информация, собранная сенсором, через инфографику показывает, насколько экологически безопасным был день.

По признанию самих основателей, всё, что cоздаёт «Лапка», можно было использовать и до неё, но в этом случае упор делается на форму. Не нужно внедрять процессоры, мониторы или батареи в каждый сенсор, потому что всё есть в телефоне. «Лапка» позволяет получать информацию удобнее и приятнее.

Для сканирования учебников

В Гонконге придумали мышь, которая помогает быстро оцифровать учебники, документы и изображения. Любой текст или фото мгновенно появляются на экране. Сканер поддерживает распознавание 64 языков. После сканирования документ можно отредактировать: сделать ближе, дальше, установить нужную яркость и контрастность. Не забыли и социальную часть: документами и учебниками теперь можно делиться в Facebook.

Химическая лаборатория

Ещё один предмет, подаренный нам Kickstarter. C его помощью можно создать собственную химическую лабораторию. В устройстве находятся 20 сенсоров, которые помогут понять, какой газ выделился во время химической реакции, подобрать значения RGB или измерить артериальное давление, если во время эксперимента вдруг почувствовали сбой. Благодаря тому что гаджет может легко превратиться в метеостанцию, он будет полезен на уроках природоведения. Впервые компания была запущена ещё в 2004 году для помощи R&D американской армии, но затем перезапущена в 2011 уже для обычных пользователей и школ. СМИ называли Sensordone первым настоящим

На прошлой неделе уполномоченный по правам детей Павел Астахов школьникам использовать гаджеты с возможностью выхода в интернет, чтобы оградить их от вредоносной информации. Интересно не только то, что заявление прозвучало в 2016 году, когда невозможно представить жизнь без технологий. Но и то, что с 1 сентября 2015 года власти обязали издательства выпускать к каждому бумажному учебнику электронную версию.

По данным опроса, проведенного в ноябре 2015 года сообществом учителей «Образовательная галактика Intel », больше половины педагогов, которые ознакомились с электронными учебниками, остались ими довольны. 57 процентов учителей считают, что они повышает эффективность обучения, 56 процентов - что способствуют созданию развивающей образовательной среды, 62 процентов - что повышают мотивацию учеников.

67 процентов назвали основным преимуществом цифровых пособий доступ к учебным материалам в школе и вне школы. 25 процентов считают, что электронные учебники помогают в коммуникации родитель-учитель-ученик. При этом только для 40 процентов учителей оказалось важным соответствие цифрового пособия бумажной версии учебника.

47 процентов хотели бы использовать их в своей работе, но для этого у их школы нет технических возможностей. По данным Intel, около 45 процентов родителей планируют купить своим детям планшеты для работы с электронными учебниками, а 10 процентов выступают против такого приобретения.

Где пользуются электронными учебниками

Пока что не так много школ перешли на электронные учебники - от 30 до 200 в каждом регионе, по данным, поясняют в объединенной издательской группе «Дрофа» — «Вентана-Граф». Причем это необязательно школы крупных городов.

«Мои учащиеся живут от школы на расстоянии до 3 километров. Подвоз организован только дальних деревень. Дети ходили в школу пешком с сумками, где лежало 5–6 учебников», - пишет директор сельской школы, которая начала использовать электронные учебники, на сайте efu.drofa.ru .

Один из экспериментальных регионов, где электронные учебники стали внедрять еще в 2012–2013 году, - это Ивановская область. По словам проректора по учебно-методической работе регионального Института развития образования Виолетты Медведевой, пионерами по внедрению электронных пособий стали 67 и 33 лицеи города Иванова.

В 2013 году в 11 школах области внедрили электронные учебники по четырем предметам - русскому языку, литературе, биологии, истории и обществознанию. В классах установили планшеты, с помощью которых дети занимались по электронным учебникам в школе. Они также могли скачать их на свои устройства. Во всех этих школах эксперимент был признан удачным. Вслед за ними электронными учебниками стали пользоваться и другие образовательные учреждения.

Виолетта Медведева

проректор по учебно-методической работе регионального Института развития образования

«Мы проводим ежегодные конференции с приглашением ведущих издательств, так как увеличивается количество электронных учебников и совершенствуется их качество. Издательства „Просвещение“, „Дрофа“ ежегодно приезжают и делятся своими новыми разработками. В соответствии с законом „Об образовании“, сейчас у всех учебников есть электронные версии. Школы приобретают их в дополнение к печатной версии. В учебниках по истории есть видеозаписи документальных фильмов, интерактивные презентации и задания. Но пока что электронный учебник не отменяет бумажную версию, хотя со временем, через много лет, это, наверное, произойдет. Электронная книга по эргономичности удобнее - не надо носить много учебников, все есть на одном устройстве. С другой стороны, в бумажной версии удобнее листать, возвращаться, открыть несколько страниц. И учителя к ним привыкли»

Как устроен электронный учебник

Самыми востребованными электронными учебниками являются пособия по биологии, географии, физике и русскому языку. В каждом из них содержится примерно по 70 интерактивных объектов, поясняют в «Дрофе».

Замдиректора по интеграционным решениям издательства «Дрофа» Олег Молочков рассказал, как устроены электронные версии учебников.

Такое пособие включает полную версию бумажного учебника, а также интерактивные, тестовые и контролирующие задания, а также плюс дополнительную информацию, которая расширяет содержание учебника. Дополнительные ресурсы подобраны так, чтобы они помогали ученикам закреплять пройденное и работать над новыми темами.

В учебниках по истории есть интерактивные карты, которые наглядно показывают, как проходили эпизоды крупных сражений. Их создает картографическая редакция, у которой есть соответствующая лицензия. Есть также звукозаписывающая студия, которая озвучивает анимированные карты, и техническая студия, которая сводит все эти материалы в электронный образовательный ресурс.

В пособиях по географии есть политические и географические карты, в которых изображение нанесено слоями. Сложные большие коллажи переработаны в слайд-шоу: на одном экране можно пролистать набор иллюстраций.
В учебниках по химии и физике есть съемки опытов и экспериментов. Это особенно полезно для тех школ, где нет лабораторий.

Электронные учебники крупнейших издательств школьной литературы работают на всех основных мобильных платформах, таких как Android, iOS и Windows. Школьники могут настраивать кегль шрифта, выбирать фон и цвета, выполнять контекстовый поиск, делать заметки и закладки учебниках, увеличивать иллюстрации. Механизм закладок помогает учителям и учащимся создавать на полях учебника заметки со своими комментариями и вопросами. Иллюстрации в электронных учебниках увеличиваются динамически, на всю ширину экрана.

Олег Молочков

Замдиректора по интеграционным решениям издательства «Дрофа»

«Мы достаточно тесно работаем с органами, которые формируют документацию в области санитарно-эпидемиологического законодательства, и знаем, что устройства с диагональю меньше 9 дюймов не будут рекомендованы в школах. Однако нам приходится считаться с тем, что есть сегодня в семьях. Используя современные технические средства, мы модифицировали учебники так, чтобы школьнику было удобно ими пользоваться, даже если экран маленький»

Молочков также сообщил, что издательство бесплатно предоставляет электронные версии учебников всем, кто купил бумажные. «Чтобы все - учителя, ученики, родители - могли познакомиться с проектом и высказать свои предложения».

Замдиректора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева тоже подчеркивает, что электронный учебник - это не просто компьютерная версия бумажной книги. Это интерактивный мультимедийный ресурс.

Светлана Авдеева

Замдиректора Национального фонда подготовки кадров

«Электронный образовательный контент нужен и необходим, за ним будущее, но он должен быть мультимедийным. Его нельзя сравнить с бумажным. К бумажному учебнику прилагается еще множество материалов - учебно-методический комплект. Электронный учебник потенциально является таким комплексом, за этим будущее. Есть разные учебники, есть вполне удачные подходы. Но нужно понимать, что если бумажный учебник пишется не один год, то и на электронные учебники нужно время»

Можно ли отказаться от гаджетов

Замдиректора «Дрофы» по интеграционным решениям считает, что сегодня невозможно отказаться от гаджетов в школах, так как дети все равно видят их и пользуются ими дома.

«Возникнет диссонанс, если дети будут видеть в школе один технический уровень, а домой - другой», - заявил Молочков.

Светлана Авдеева считает, что детям необходимо учиться работать с современными технологиями и искать информацию, а также общаться в интернете. По ее мнению, нужно не запрещать гаджеты с интернетом, а устанавливать специальные программы, которые ограничивают доступ к сайтам с нежелательной информацией.

Но все же я с ними стараюсь при любой возможности быть вместе. Первое время строго следила, они привыкли. Сейчас они понимают, что часто доставать гаджеты нельзя, и делают это меньше. Я пришла к выводу, что такие вещи, как планшет, невозможно запретить - это тоже самое, что ручки. Когда-то было перо, и пользоваться ручками тоже запрещали.


Сейчас время техники, электроники, это невозможно запретить, важно научить ими правильно пользоваться. Надо работать с детьми и объяснять им, как грамотно пользоваться планшетом».