Главные секреты фокусов гарри гудини. Гарри Гудини: биография и фото короля иллюзий

31 октября 1874 года не стало одного из величайших мировых фокусников Гарри Гудини (его настоящее имя Эрик Вайс). За всю свою карьеру Гудини продемонстрировал множество феерических трюков, некоторые из них до сих пор поражают публику.

Впрочем, сам фокусник несколько раз раскрывал тайны своих «чудес», чтобы зрители не поддавались влиянию модного в то время спиритизма и не посчитали его магом. Все его трюки основывались исключительно на логике и ловкости.

В память маэстро мы решили также рассекретить некоторые из его известных фокусов.

Исчезновение всадника

Итак, представьте: Гудини в голубом костюме не спеша выезжает на сцену на белой лошади, не спеша проезжает мимо выстроившихся в шеренгу помощников, одетых в белоснежное . Вспышка взрыва! Легкий дымок вьется вокруг лошади и фокусника! Но, оказывается, последнего уже нет в седле. Куда же он пропал? Никуда на самом деле.

Во время броской вспышки Гудини срывал голубую форму, сделанную из бумаги, и оставался в белоснежном костюме посреди ассистентов... А кто из зрителей, завороженных явлением белоснежной лошади, считал их количество?

Освобождение из мешка

Фокусник залезал в картонный мешок больше людского роста. Чтобы мешок нельзя было подменить, часть зрителей оставляла на нем автографы. Потом они загибали край мешка и старательно его заклеивали...

А потом за ширмой Гудини разрезал бритвой мешок, вылезал и заклеивал его вновь. Оркестр заглушал звук разрезаемой бумаги, а кисточка и клей всегда были наготове в потайном кармашке ширмы. Конечно же, никому и в голову не приходило выяснять длину вновь приобретенного на проверку мешка.

За ширмой Гудини разрезал бритвой мешок, вылезал и заклеивал его вновь.

Исчезновение живого слона

Один из самых зрелищных и в при этом очень простой фокус.

Слон стоял на фоне черного бархатного занавеса; ассистенты накрывали его белым покрывалом, под которым было другое, из черного бархата . По знаку иллюзиониста белое покрывало сдергивали, а слон, накрытый черным покрывалом, оказывался невидимым на черном фоне.

Распиливание ассистентки

Ассистентка помещалась в деревянный ящик , который поднимался над ареной так, чтобы никто не мог ни войти в него, ни выйти. Гудини открывал один конец ящика и показывал публике голову женщины, затем второй — и показывал ноги. После этого ящик распиливался пополам, однако женщина оставалась целой и невредимой.

Основная часть фокуса выполнялась еще до того, как ящик отрывался от арены. Он устанавливался точно над люком в полу арены, и, как только публика, осмотрев ящик, убеждалась, что он пустой, одна женщина залезала в него сверху на виду у публики, а другая — снизу, через люк, невидимо для зрителей. Голова и ноги, которые Гудини показывал после того, как ящик подвешивался над полом, принадлежали уже двум женщинам, между которыми проходила пила во время исполнения номера.

Ящик распиливался пополам, однако, женщина оставалась целой и невредимой.

Метаморфоза

Это был один из самых известных фокусов Гудини. Его заковывали в наручники, помещали в мешок, а потом запирали в сундук. Через три минуты маэстро был на свободе. Сам сэр Артур Конан Дойл после этого зрелища был убежден в паранормальных способностях Гудини.

Но его разгадка невероятно проста. Одна из стенок сундука отодвигалась, и фокусник менялся местами с ассистентом.

Проход через стену

Однажды маг прошел сквозь стену в Нью-Йорке. Прямо на сцене рабочие выстроили стену толщиной 30 см, по бокам встали добровольцы из публики. Гудини, заслоненный холщовым экраном, время от времени говорил: «Прохожу, прохожу!» Наконец произнес: «Вот и я» — и возник с другой стороны сцены. Этот номер так поразил зрителей, что самая известная книга о Гудини называется «Человек, который проходит сквозь стену».

В чем же секрет? Когда настоящие каменщики строили стену , им «помогали» ассистенты Гудини, которые подложили еще один тяжелый камень в конструкцию. Этот камень был полый, и на каждой его стороне имелась потайная дверка, хотя снизу к нему присоединен другой камень, чтобы одурачить каменщиков.

Лишь только экран был поставлен на место, скрывая фокусника и стену, Гудини открыл потайные дверки в фальшивом камне, протиснулся через него, закрыл потайную дверку снаружи и вышел к зрителям поклониться.

(настоящее имя - Эрих Вайс)

(1874-1926) американский фокусник

Сегодня имя этого выдающегося человека стало нарицательным, оно превратилось в легенду и стало символом человека, который может легко выпутаться из любого, даже самого затруднительного положения. А ведь прошло совсем немного времени с тех пор, как этот человек жил, выступал и был необычайно популярен в народе, хотя из всех наград был удостоен всего лишь права называться президентом Американской ассоциации фокусников.

Судьба Гарри Гудини довольно необычна. Он был старшим сыном в многодетной семье Мейера Самуэля Вайса и Сесилии Стейнер, выходцев из Венгрии, поселившихся в городке Эпплтон в штате Висконсин. В двенадцать лет Эрих убежал из дома.

Свою карьеру в цирке он начал в качестве гимнаста на трапециях, а затем начал выступать как фокусник. Вначале его партнером был младший брат Теодор, а потом жена. Любопытно, что своих детей у семейной пары не было, хотя они и писали друг другу письма, где рассказывали о своем сыне.

Определившись со своим выбором, Вайс решил придумать себе псевдоним. Тогда-то он и превратился в Гарри Гудини, назвавшись так в память о фокуснике, которому он поклонялся. Новый Гудини начал изобретать фокусы, которые в основном сводились к тому, что он попадал в разные ловушки из веревок, цепочек, кандалов, наручников и очень ловко распутывал их. Он стал артистом-эскапистом (от англ. escape - бежать), т.е. демонстрировал трюки, суть которых состояла в том, чтобы любым хитроумным способом освободиться от всевозможных запоров и выйти из закрытых помещений - тюремных камер, резервуаров с водой, сундуков и т.д.

Самым известным его трюком считалась «китайская камера пыток», в которой артист находился в висячем положении, с лодыжками, зажатыми в деревянные колодки. Сохранилась фотография, где Гарри Гудини стоит в кандалах в лодке, перед тем как очутиться в сундуке, который потом скрепляли стальной лентой и опускали в воды залива Беттери в Нью-Йорке.

В предвкушении потрясающего зрелища, зрители могли заранее познакомиться со всеми приспособлениями, в которые будет закован и завязан Гарри Гудини во время представления. Для этого перед выступлениями артиста выпускалась специальная афиша с надписью: «Гудини. Чемпион мира по освобождению из наручников и тюремных камер». И зрители валом валили на его представления, тем более что о нем рассказывали самые невероятные истории: например, о том, как, заключив пари, он каким-то образом умудрился совершить побег из нескольких тюрем, а оказавшись в Великобритании, сумел убежать даже из знаменитого Скотланд-Ярда.

Среди других трюков, у Гарри Гудини были фокусы, которые никак нельзя объяснить по-другому, кроме как мистикой. Очевидцы рассказывали, как он заставлял слона исчезнуть в кирпичной стене, при этом не разрушая ее.

Известно, что даже самые хитроумные фокусы объясняются совсем просто. У каждого фокусника есть набор приемов, с помощью которых он и демонстрирует различные чудеса. Однако фокусы Гарри Гудини выходили за рамки обычных представлений о ловкости рук и мастерстве артиста, хотя он не обладал никакими сверхъестественными способностями.

Секрет выдающегося артиста заключался в том, что он хорошо знал не только возможности человеческого организма, но и особенности человеческой психики. Гудини не делал тайны из своей работы. Он написал несколько книг, в которых рассказывал о том, как он делает чудеса. Первая его книга «Разоблачение Роберта Гудини» вышла в 1908 году, в 1920 году появилась книга «Торговцы чудесами и их методы», потом следующая - «Фокусник среди духов». Но тем не менее и для своих современников, и для следующих поколений работа артиста представлялась таинственной. Так, даже спустя почти три десятилетия после его смерти, появилась новая книга под названием «Гудини о магии», в которой раскрывались секреты его лучших фокусов с использованием магии.

Оказывается, Гарри Гудини всю свою жизнь интересовался магией и собирал книги об этом явлении. Его библиотека по магии до сих пор не имеет себе равных. Согласно завещанию мастера, она была передана вместе с его собранием театральных афиш в Библиотеку Конгресса.

Название же книги «Фокусник среди духов» было выбрано не случайно. Гарри Гудини увлекался и спиритизмом. Он настолько верил в существование потустороннего мира, что однажды даже разработал специальный код и сказал, что если позволят обстоятельства, то он передаст послание потомкам через десять лет после своей смерти. Потом многие пытались во время спиритических сеансов связаться с духом Гудини, но из этого так ничего и не вышло.

И все-таки вера людей в магические способности фокусника казалась беспредельной. Даже великая французская актриса Сара Бернар после ампутации ноги надеялась, что Гудини каким-то образом сумеет вернуть ей ее. В свою очередь, Артур Конан Дойль полагал, что Гудини был наделен способностью дематериализовываться в пространстве. Прославленный писатель даже приехал в Америку, чтобы вызвать дух Гарри Гудини. Однако сведений о том, что во время своих спиритических сеансов писателю удалось пообщаться с духом великого фокусника, не сохранилось.

О смерти Гарри Гудини рассказывают разное. Некоторые полагают, что он погиб на дне Гудзонова залива. Однако большее распространение получила другая версия. Говорят, что однажды к Гудини подошел человек и ударил его в живот. Это было так неожиданно, что Гудини не сумел напрячь брюшные мускулы и умер на месте.

Он был похоронен в гробу, который использовал во время своего трюка «похороны живьем». Во время похорон Гарри Гудини, Чарльз Диллингман и Флоренс Зигфрид готовы были побиться об заклад, что фокусник уже успел выскочить из гроба, который они несли, и в очередной раз одурачить присутствующих.

После смерти Гарри Гудини его имя стало нарицательным, и в этом качестве оно оказалось не менее популярным, чем раньше. «Гудини в Белом доме» называли президента Франклина Рузвельта за его умение выкручиваться из самых щекотливых ситуаций. Похожего прозвища - «Гудини американской политики» - был удостоен и другой президент - Р. Никсон, которого называли так за политическую ловкость и авантюризм, проявившиеся в деятельности президента еще до пресловутого уотергейтского скандала.

Любопытно, что внешне Гарри Гудини не представлял собой ничего особенного. У него были кривые ноги (вероятно, вследствие перенесенного в детстве рахита), а рост составлял всего 167 см. Сейчас его внешность можно представить себе не только по описаниям людей, знавших артиста. Облик Гарри Гудини запечатлен на фотографиях, с участием артиста вышло также три кинофильма. Так что современники Гудини нисколько не грешат против истины, описывая неказистую внешность выдающегося фокусника. Да и характер Гарри Гудини оставлял желать лучшего: в нем соединялись агрессивность и сентиментальность. К тому же он был несколько скуповат и не любил расплачиваться по счетам.

И все-таки для многочисленных поклонников, которые были у Гудини во всем мире, он остался великим магом, чародеем, приемы которого старалось перенять не одно поколение артистов. В настоящее время об этом человеке написано очень много книг и воспоминаний, в которых его близкие и знакомые приводят разные забавные случаи из жизни мастера и своего с ним общения. Так, например, оказывается, что известный актер Бастер Китон своим сценическим именем «Бастер», то есть «крепкая спина», тоже обязан Гудини. Однажды тот оказался свидетелем небольшого происшествия, когда шестилетний мальчик по имени Джозеф Френсис упал с высокой лестницы и не получил ни одной царапины. После этого Гарри Гудини и подарил ему прозвище, которое Френсис, став артистом, сделал своим псевдонимом. Очень многое в воспоминаниях о Гарри Гудини связано также с его занятиями магией и спиритизмом.

Может быть, он имел в виду именно такую, живую память о себе, когда обещал вернуться к потомкам с того света.

В мировом сообществе фокусников имеется одно табу, нарушение которого равнозначно прямому оскорблению. Это раскрытие секрета фокуса без согласия того, кто его придумал.

Потому, когда какие-то тайны магических трюков великого фокусника Гудини были обнародованы, многие иллюзионисты негодовали и расценивали это действие как пренебрежение профессиональной этикой. Ведь кое-кто пользовался этими трюками и в своих представлениях.

Хотя сейчас, в современной эпохе, сложно обнаружить фокусника, который все еще применяет устаревшие секреты Гудини. И все же, раскрытие тайн легендарных трюков мастера магии всегда волновало общественность. Давайте приоткроем завесу.

«Радио-фокус»

Трюк был придуман Гудини в 1925 году. Состоит операция в том, что на столешницу устанавливали громадное радио двухметровой длины и метровой высоты. У объекта имелись регулирующиеся ручки-рычаги и двойные двери.

Показав пустоту внутри предмета, фокусник устанавливал на шкале определенную радиостанцию, и из радио вылезала девушка. А Гудини выкрикивал: «Настройте требуемую Вам волну и получите девушку мечты!».

Показ трюка с «живым» радио

А секрет очень прост: у стола с расположившемся сверху радио, имелась удвоенная столешница. Верхний её слой имел отверстие-люк. Когда громадину ставили на стол, красавица была в аппарате. Потом девушка быстро пряталась через столешничный люк, пока Гудини демонстрировал пустой ящик радио, а потом возвращалась на место.

Трюк «Метаморфоза»

«Метаморфоза» не является прямым детищем Гудини. Он лишь модернизировал предыдущие версии этого фокуса и показывал его в дуэте с женой. «Метаморфоза» была достаточно сложна. Гудини связывали за спиной кисти рук и усаживали в завязывающийся мешок.

Его же помещали в сундук, после запирающийся, обвязывали канатом и отправляли в шкаф. И после следовал занавес. Жена фокусника залезала в шкаф, прикрываясь занавесом. Спустя 3 хлопка в ладошки, занавес открывался, но за ним представал Гудини. Жену же обнаруживали заточенной в сундук и мешок.

Демонстрация «метаморфозного» трюка

А тайна фокуса кроется в изнурительной, настойчивой практике. Гудини был гением, когда дело касалось узлов, плетений, канатов и веревок. Когда мешок завязывался, мастер уже успевал освободиться. А в момент помещения его в сундук, фокусник расслаблял веревки.

Как только низ занавеса касался пола, фокусник вылезал из сундука через съемную заднюю стенку. И подавал знак – хлопки в ладоши – осуществлял уже сам Гудини, а не его жена. Она же в то время успевала залезть в сундук. Когда Гудини распутывал и вскрывал сундук, жена забиралась в мешок и вставляла руки в расслабленные мужем веревки.

Гарри и Бесси Гудини настолько отточили трюк, что могли поменяться местами за несколько секунды!

Фокус с высвобождением завязанного в смирительную рубашку и подвешенного человека

У Великого Гудини имелся младший брат Хардин, который не отставал от Гарри и тоже практиковал магию фокусов. Оба брата показывали трюк с освобождением из смирительной рубашки.

Но Гарри сделал фокус еще более сложным. Его заключали не только в одежду для неуравновешенных, но и связывали канатами лодыжки, а затем подвешивали на высоту крана.

Секрет фокуса Гудини отрыл лично в издании «Освобождение из наручников». А состояла тайна в легком ослаблении рубашки. При перекрещивании рук, правая всегда оставалась сверху. Во время затягивания рубашки Гудини глубоко вдыхал, чтобы потом на выдохе одежда была свободнее.

Благодаря такому образовавшемуся зазору фокусник мог освободить руки, затем он развязывал ноги. Порой фокуснику приходилось идти на жертвы – в этом трюке случались вывихи плеча.

Гудини так четко отработал технику исполнения, что смог сократить длительность фокуса с высвобождением из псих-рубашки с 30 получаса до 3-4 минут.

Хождение сквозь кирпичную стену

Этот фокус поворачивался магом только пару раз в 1914-ом, в Нью-Йорке. Но это не препятсвовало превратиться ему в сенсацию. Для трюка строилась трехметровая по высоте стена. Она устанавливалась перпендикулярно публике, чтобы последняя могла видеть пространство с обеих сторон постройки.

Стена возводилась на ковре. Гудини вызывал зрителей из зала, чтобы они убедились в том, что стена настоящая с помощью молотка. После чего фокусник вставал перед стеной, а пространство с обеих сторон на несколько секунд стены прикрывались шторами. Потом шторы убирались, а Гудини уже располагался по другую сторону стены.

А тайна скрывалась в ковре. Под ним прятали лаз, проложенный под стеной. Иногда же под стену помещали стекло, чтобы зрители исключили возможность лаза. Тогда Гудини просто менялся местами с помощниками во время «зашторивания» и переходил на противоположную сторону.

Избавление от наручников

Этот трюк – в числе первых у фокусника. Благодаря его ошеломительному успеху фокуса, Гудини был предложен контракт с театром.

Для избавления от оков Гудини применял не один секрет. Во-первых, Гудини очень долго изучал информацию о замках и их устройствах. Фокусник обладал поистине огромными знаниями об этом. Он мог с ходу сказать, какой ключ сочетается с пазом той или иной замочной скважины.

Позже Гудини придумал специальный стальной гнущийся пояс, способный вращаться и скрывающий отсеки со спрятанными ключами.

Еще одна мистерия в том, что не все замки требовали применение ключа. Некоторым хватало лишь постукивания о прочную поверхность. Были и такие устройства, которые вскрывались особыми проволочными петельками и отмычками.

Фокус с молочным бидоном

В 1901-ом Гудини впервые показал освобождение из наполненного водой бидона. Этот трюк известен во всем мире.

Перед проведением фокуса зрители могли осмотреть, изучить бидон. Емкость была высотой в 1 метр, горловина имела 6 запоров, закрывающих бидон намертво. Гудини залезал в бидон с водой, часть жидкости, разумеется, выплескивалась.

После этого емкость запирали, это осуществлялось в течение минуты. Потом емкость накрывали тканью. В прошествии пары минут занавес открывали, а рядом с запертым бидоном стоял промокший Гудини.

Оказывается, у бидона были особые запоры, которые фиксировали крышку. Снаружи емкости вскрыть их не отпирая было невозможно, а вот изнутри – легко. А запоры оставались в сохранности.

Высвобождение из погруженного в водоем ящика

Трюки-высвобождения из замкнутых пространств оказались «фишкой» Гудини. Впервые фокусник вылез из ящика на публике в Нью-Йорке, погруженный в реку «Ист-Ривер».

Гудини заключили в наручники, потом — в ящик, который тоже закрыли, заколотили и обвили цепями. Ну и сбросили в реку. По истечении 2,5 минут фокусник выплыл.

Для этого трюка использовался ящик с особенной конструкцией. Он имел несколько отверстий, позволяющих дышать фокуснику во время заколачивания ящика. За то время, пока его еще не опустили в воду, Гудини успевал снять наручники.

Еще один момент – одна из сторон ящика имела 2 неприбитые доски. Они могли отодвигаться. Сдвинуть доски нужно было прежде, чем ящик погрузится на дно реки. Ведь был риск, что упадет объект именно на эту сторону.

Исчезновение слона

Трюк считается наиболее зрелищным. Гудини заводил слона в огромный ящик, а через несколько секунд слон в ящике исчез. Из-за утери ящика и одноразового показа фокуса, секрет его никак не могли раскрыть. Но имеются некоторые догадки…

Тайна скрывалась, во-первых, в самом театре, где показывался трюк. Места зрителей располагались так, что ясно видеть слона в ящике было сложно. Из-за полукруглых тройных ярусов рассаживания.

Другая идея – это оптическая иллюзия, создаваемая особым освещением и занавесом, идентичным сценическим шторам. В один момент Гудини для отвлечения делал выстрел, из-за которого публика моргала (инстинкт). В это мгновение маскирующий занавес резко поднимался.

Китайская водная камера пыток

Эта камера все еще существует. Гудини она обошлась в 10 000 $. Она похожа на аквариум, обитый красной древесиной, со стальным никелевым каркасом. Детали выполнены из меди. Весом эта камера 3 000 кг, а воды в нее входит 950 л.

При выполнении фокуса Гудини одевали наручники, ноги запутывали цепями. Потом фокусника опускали в камеру с водой вниз головой. Камеру прикрывали занавесом, из-за которого через некоторое время выходил фокусник.

Для выполнения трюка важны 2 вещи. Первое — особые элементы конструкции и само тело образовывали воздушный карман в закрытой камере. Во-вторых, мастерское, отработанное избавление от наручников – этим навыком Гудини овладел в высшей степени.

Это лишь 9 секретов из множества мастерски выполненных трюков Гудини. И в прошествии стольких лет эти фокусы по-прежнему кажутся невероятными, а их исполнитель неизменно остается мировой легендой.

Его называли гением освобождений и королем иллюзий, он мог проходить сквозь стены и восставать из могилы, но погиб из-за случайности.

Еще при жизни его имя стало легендой. Иллюзиониста Гарри Гудини всерьез считали магом и чародеем. Он мог проходить сквозь стены, вскрыть любой сейф, освободиться от оков в ледяной пучине, совершить побег из Бутырской тюрьмы и выйти на свет божий из могилы. Однако сам Гарри слухи о своих сверхъестественных способностях упорно опровергал, раскрывал секреты многих фокусов, чем приводил в ярость коллег. А еще боролся с так называемыми медиумами и экстрасенсами, считая их мошенниками. В результате такая позиция стоила ему дружбы, а возможно, и жизни.

Благодаря ему даже появился термин «гудинайз», определяющий способность выбраться из любых, даже самых затруднительных ситуаций. Гудини называли гением освобождений. Действительно, вся его жизнь - побег. От себя самого, от своих корней, беспросветной нищеты. Уже будучи прославленным артистом и зарабатывая больше американского президента, Гудини очень бережно относился к деньгам. При этом щедро жертвовал бездомным и обездоленным.

Эрик Вайс (настоящее имя короля иллюзии) родился 24 марта 1874 года в Будапеште, в семье раввина Мейера Самуэля Вайса. В тот день по какому-то странному совпадению умерли двое его старших братьев, и отец решил, что на мальчике лежит проклятие. Впрочем, это не особо повлияло на его отношение к сыну: Мейер был одинаково холоден со всеми своими отпрысками. Когда Эрику исполнилось четыре года, семья переехала в США, в небольшой городок Эпплгейт, штат Висконсин. Вайс получил здесь должность раввина реформистской синагоги. Довольно скоро его угрюмый нрав и нежелание разговаривать на каком-либо другом языке, кроме идиш, сыграли свою негативную роль. Прихожане вежливо, но твердо попросили Мейера оставить пост. Позже Гудини утверждал, что именно Висконсин и является его настоящей родиной, но документы это опровергают.

RU.WIKIPEDIA.ORG

В отличие от своего отца Эрик обладал характером веселым, легким и умом пытливым. В раннем возрасте он донимал родителей и старших братьев вопросом: «А что там внутри?», пытаясь разобрать заинтересовавшую его игрушку. Потом в ход пошли вещи посложнее. Например, настенные часы, которые он разбирал и собирал снова и снова. Самое интересное, что после всех экспериментов они продолжали ходить. Мальчик был жутким сластеной, и никакие замки на буфете, которые отец менял с завидной регулярностью, не могли его остановить. Конфеты продолжали исчезать. Впрочем, как позже вспоминал Гудини, дело было не столько в сладостях, сколько в восхищении публики - братьев и сестер. Когда маленьким зрителям надоели фокусы с замками, он перешел на карты и монеты. Вообще, самыми счастливыми днями в жизни мальчугана были те, когда в город приезжал бродячий цирк. Однажды он даже сам показал свой собственный фокус во время представления - собирал иголки с помощью ресниц - довольно рискованное занятие. Овации зрителей и куча мелких монет, которые он принес матери, убедили Эрика в том, что он на верном пути. Когда в возрасте тринадцати лет он объявил, что уезжает на гастроли с цирком, никто особо не возражал - одним голодным ртом в семье стало меньше. В шестнадцать лет начинающий артист купил у букиниста толстенный растрепанный том под названием «Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанные им самим». Эта книга стала для него своего рода Библией. Он даже взял себе созвучный творческий псевдоним.

Первые шаги великого Гудини в цирковом мире были достаточно скромными. Вместе с младшим братом Теодором (сценическое имя Дэш) он выступал с бродячими труппами на провинциальных ярмарках, выставках, благотворительных вечерах. Во время одного из представлений и познакомился с той, которая стала его женой и верной соратницей на всю жизнь.

Жена волшебника

Юная Вильгельмина Беатрис Ранер (позже известная как его ассистентка Бесс) была похожа на ангела: маленького роста, хрупкая, стройная, с задумчивыми голубыми глазами. Платье, на которое Гудини случайно плеснул содержимым из «волшебной чаши» - кислотой, оказалось безнадежно испорчено. Но восхищенная девушка приняла искренние извинения. Гарри пообещал, что его мать сошьет ей новый наряд - гораздо красивее прежнего. В тот же вечер они отправились на свидание на Кони-Айленд. А спустя еще три недели поженились. Отныне молодожены показывали собственный номер под названием «Супруги Гудини».

О личной жизни именитого иллюзиониста ходили легенды. Поговаривали, что оба артиста обладали вспыльчивым нравом и иногда ссорились так, что искры летели. Чтобы дело не дошло до кровопролития, Гудини и его жена разработали свою систему знаков. Приподнятая правая бровь указывала на то, что фокусник взбешен до предела и его благоверной лучше немедленно закрыть рот. Иногда Гарри уходил из дома, чтобы проветриться, а возвращаясь, кидал свою шляпу в открытое окно или дверь. Если шляпа не возвращалась обратно, значит, жена успокоилась и гроза миновала.

RU.WIKIPEDIA.ORG

При этом они очень любили друг друга. Иногда Гарри писал супруге нежные письма, даже если она находилась в соседней комнате. К сожалению, у этой яркой пары не было детей. Поговаривали, что причиной бесплодия маэстро стали эксперименты его родного брата Леопольда. Тот числился одним из самых передовых рентгенологов Нью-Йорка. А Гарри часто выступал в качестве его подопытного кролика. Видимо, чрезмерное облучение сыграло роковую роль. Но желание иметь ребенка было столь велико, что Гудини придумали себе воображаемого сына, которого назвали Меер Сэмюэль. По их мнению, он должен был стать будущим президентом США…

Второй случай был не менее драматичным. Во время гастролей в Лос-Анджелесе иллюзионисту предложили пари на то, что он не сможет выбраться из могилы с шестифутовой глубины закованным в наручники. Позже он признавался, что приступ паники едва не стоил ему жизни. Находясь в могиле, Гарри попытался позвать на помощь, теряя остатки воздуха и едва не забив рот песком. В конце концов, инстинкт подсказал ему путь к спасению: подобно кроту, осторожно, дюйм за дюймом он пробирался к поверхности. А оказавшись наружи, от бессилия даже не мог стоять на ногах.

RU.WIKIPEDIA.ORG

Все это время Бесс молила бога, чтобы благоверный не погиб. Откровенно говоря, ее жизнь сложно назвать безоблачной. Экстрим хорош в молодости, но потом начинает утомлять. Постоянные переезды лишали жену волшебника возможности обустроить собственное гнездышко. Несмотря на то что Гудини приобрел большой особняк в Бруклине, супружеская чета останавливалась в нем нечасто. В основном в роскошном доме жила мать Гуддини, Сесилия. Последнюю он просто боготворил - так, что порой Бесс даже приходилось ревновать.

Еврейская мама

С детства она была его ангелом-хранителем, той, что всегда защищала и поддерживала, верила в него. Когда-то, будучи ребенком, Гарри пообещал маме, что озолотит ее, и исполнил свое обещание. В 1912 году иллюзионист зарабатывал безумные деньги, показывая на Бродвее трюк с освобождением из веревок - его привязывали к балке на высоте двадцатого этажа. В конце первой недели он попросил директора театра заплатить ему не банкнотами, а золотом. Принес сумку с гонораром в гримерную, где помощники ждали его с ветошью и абразивной пастой, и принялся полировать монеты, чтобы они ярко заблестели. Потом поехал к матери: «Помнишь, как перед смертью папа взял с меня слово заботиться о тебе? А теперь подставляй подол!» - и высыпал блестящие доллары прямо ей на колени. Позже Гарри говорил, что это был самый счастливый миг в его жизни.

Сесилия чувствовала себя настоящей королевой, когда сын устроил в родном Будапеште представление в ее честь. Он снял лучший зал в городе с пальмовым садом под стеклянной крышей и ложей, в которой она восседала, подобно царственной особе. На ней было платье, сшитое для самой королевы Виктории. Гудини увидел его в лондонском магазине и убедил владельца продать, у мамы был тот же размер одежды.

Когда ее не стало, он обезумел от горя. Уезжая на гастроли в Гамбург, словно предчувствовал беду, никак не мог разжать руки, обнимая мать. Она попросила его привезти меховые тапочки. Эти тапочки он потом положил в ее гроб… Целые дни иллюзионист проводил на кладбище, разговаривая с умершей, и поползли слухи, что Гудини сошел с ума. Трагедия заставила его обратиться к тем персонажам, которых он всегда недолюбливал и относился к ним с большим недоверием. А именно - к медиумам. Так он надеялся выйти на контакт с усопшей.

Надо сказать, что в те времена спиритические сеансы были, что называется, модным трендом. Люди обращались к миру духов в надежде узнать будущее, получить ответ на интересующий вопрос или же пообщаться с умершими родственниками. На одном из таких собраний Гудини познакомился с сэром Артуром Конан Дойлом. Любопытно, что человек, обладавший острым логическим умом и создавший автора дедуктивного метода Шерлока Холмса , сам становился наивен как ребенок, когда речь шла о потусторонних мирах. Возможно, потому что жена писателя, леди Джин Элизабет, якобы обладала даром медиума.

RU.WIKIPEDIA.ORG

Семьи Гудини и Дойлов сблизились. Как-то раз они вместе проводили выходные в Атлантик-Сити (Нью-Джерси), в Ambassador Hotel. К вечеру воскресенья Конан Дойл объявил, что хотел бы сделать другу подарок - устроить сеанс спиритической связи с его умершей матерью. В номере зашторили окна, и Джин выступила в качестве проводника. Она довольно быстро вступила в контакт с духом, схватила карандаш и начала быстро записывать послание. На пятнадцати страницах мать говорила Гарри слова любви и поддержки, напомнила о привычке сына прижиматься ухом к ее груди, чтобы слушать биение сердца, и сообщила, что занята хлопотами по подготовке дома, где они воссоединятся вновь. Сказать, что Гудини был горько разочарован и разгневан, не сказать ничего. Ведь Сесилия была еврейкой, говорила только на идиш и не стала бы рукой медиума чертить христианские кресты. Кроме того, она вряд ли бы забыла о своем дне рождения, который, по случайности, пришелся на сеанс связи. Недоверия добавило и то, что накануне Джин весьма подробно расспрашивала Бесс о привычках ее свекрови. В тот вечер Гудини ничего не сказал друзьям, но впоследствии обрушился с разоблачениями на медиумов и экстрасенсов.

Охотник за привидениями

Однажды, будучи в трех кварталах от дома Гудини, Конан Дойл написал на листке бумаги: «Мене, текел, фарес» - слова, согласно Библии, появившиеся на стене дворца Валтасара. Через час в доме иллюзиониста писатель увидел, как обмазанный белилами пробковый шарик самопроизвольно вывел эти слова на грифельной доске. Конан Дойл потерял дар речи и признал друга величайшим медиумом. Но тот заявил, что работал над трюком почти всю зиму и это не более чем ловкость рук в соединении с некоторыми техническими устройствами. Увы, Конан Дойла нелегко было переубедить. Уже после смерти Гудини в 1926 году сэр Артур выпустил книгу «Грань неведомого» (The Edge of the Unknown), где описывал свой опыт отношений с экстрасенсами. Целую главу он посвятил Гудини - по его мнению, тот лишь притворялся обычным человеком, а на самом деле обладал сверхспособностями.

Безусловно, Гудини трудно отнести к разряду среднестатистических граждан. Та выносливость, с которой он тренировал свое тело, сделав его инструментом для выполнения сложнейших трюков, заслуживает уважения. Он мог складываться пополам, значительно увеличивать или уменьшать объем мышц и даже смещать кости в суставах. В его доме была приспособлена специальная глубокая ванна, где маэстро тренировал задержку дыхания. В каждую свободную минуту он повторял и оттачивал трюки с игральными картами и ежедневно развязывал не менее сотни веревочных узлов пальцами ног. Он в совершенстве знал особенности устройства различных замков и делал миниатюрные отмычки, которые прятал в неожиданных местах. Например, привязывал капсулу к зубу. А во время визита в Бутырскую тюрьму отмычку ему передала жена Бесс - во время поцелуя.

Никакой тайны из своей работы Гудини не делал, наоборот, его безумно раздражали спекуляции коллег-иллюзионистов, которые намекали на свои мистические способности. Он написал несколько книг, в которых рассказывал о том, как он делает чудеса. Первая его книга «Разоблачение Роберта Гудини» вышла в 1908 году, в 1920 году появились «Торговцы чудесами и их методы», потом - «Фокусник среди духов».

КАДР ИЗ СЕРИАЛА «ГУДИНИ»

С легкой руки газетчиков Гудини окрестили охотником за привидениями. Судебные разбирательства над медиумами, в которых он также принимал участие, превращались в своего рода представления. В присутствии присяжных, судьи и множества зрителей иллюзионист легко передвигал предметы, задавал вопросы шарам, которые ему отвечали, задувал свечи на расстоянии и изображал все то, чем занимались медиумы. В конце же он объяснял суть трюков и покидал зал под аплодисменты. «Есть только два вида медиумов: умственно неполноценные, которых должны наблюдать врачи, и вполне здравомыслящие мошенники», - заявил он на заседании парламента. Его поддержала и полиция - так, в Калифорнии руководство Национальной независимой спиритуалистической ассоциации обвинили в мошенничестве. В общем, медиумы запаниковали. Подобные разоблачения не только лишали их заработ-ков, но и могли стоить свободы.

До сих пор некоторые исследователи считают, что смерть Гудини не была результатом несчастного случая, он пал жертвой заговора. Якобы те, кто причислял себя к экстрасенсам и медиумам, решили устранить неудобного коллегу. Двадцать девятого октября 1926 года в Канаде после выступления в гримерку артиста зашли трое местных студентов и спросили, правда ли то, что он может выдержать любые удары в живот. Гудини рассеянно кивнул. И тут же без предупреждения один из визитеров, Гордон Уайтхед, чемпион колледжа по боксу, трижды ударил его в живот. От неожиданности иллюзионист не успел напрячь мышцы пресса. А спустя два дня лопнувший аппендикс привел к развитию гнойного перитонита. Великий и ужасный Гудини скончался - по какому-то мистическому совпадению, как раз на Хэллоуин. Спустя годы высказывалась версия, что его отравили недоброжелатели, ведь вскрытие тела не проводилось. Она не была ни подтверждена, ни опровергнута.

А Бесс еще в течение десяти лет проводила спиритические сеансы, чтобы вызвать дух Гарри. При жизни они договорились, что кодовым словом его присутствия будет фраза из их любимой песни «Rosabelle believe». Но, увы, контакта не состоялось. Последний сеанс был проведен на крыше отеля «Никербокер». Поставив свечу рядом с фотографией мужа, Бесс заявила: «Десять лет ожиданий - достаточно долгий срок для любого человека». Она умерла в 1943 году в поезде по дороге в Нью-Йорк. Незадолго до этого она дала интервью: «Мне нравится идея встретить Гарри в раю… Но я скептик. Никому еще не удалось доказать существование потустороннего мира».

(1874 - 1926)

Родился маг и иллюзионист, Гарри Гудини, настоящее имя которого Эрих Вайс, 24 марта 1874 года в Будапеште, в семье, которая состояла из семи детей. Отец Гудини был еврейским раввином. Будучи еще ребенком, Эрих Вайс переехал со своей семьей в Эпплтон, штат Висконсин, где он впоследствии утверждал, что он был рожден. Когда ему было 13, Эрих переехал с отцом в Нью-Йорк, работав на всевозможных работах и живя в пансионате. Именно там Гарри Гудини начал интересоваться искусством трапеции.

В 1894 году, Эрих Вайс начал карьеру профессионального мага и взял себе псевдоним Гарри Гудини. Первая часть псевдонима произошла от его детской клички “Гарри”, а вторая - дань великому французскому магу, Жану Эжену Роберу-Гудину. Хотя его магия не увенчались большим успехом, он быстро привлек внимание своими освобождениями от наручников. В 1893 году Гудини женился на Вильгельмине Беатрис Ранер, которая служила в качестве помощника на протяжении всей жизни Гарри Гудини.

В 1899 году, выступления Гудини привлекли внимание Мартина Бека, менеджера по развлечениям. Вскоре Гарри Гудини отправился в тур по Европе. В свою шоу-программу Гарри привлекал местную полицию, которая связывала его, одевала наручники, закрывала в тюрьмах и др. Это шоу стало сенсацией, вскоре он стал самым высокооплачиваемым исполнителем в американских водевилях.

Гарри Гудини продолжал выступать и показывать свои фокусы в США и в начал 1900- х, постепенно повышая свой профессиональный уровень. Вместо наручников и смирительных рубашек Гудини использовал наполненые водой емкости, которые были заперты со всех сторон. В 1912 году, он показал свой знаменитый номер, “Освобождение из китайской клетки для пыток водой”. Этот было апогеем в его карьере. В этом номере, Гудини был привязан за ноги и опущен вниз головой в закрытый стекляный резервуар с водой, от него требовалось задержать дыхание более чем на три минуты, чтобы выбраться. Выступление было настолько популярным и собирало такие толпы поклонников, что оно оставалось в его репертуаре вплоть до смерти в 1926 году. Ходили слухи, что Гарри умер во время этого выступления, но это не больше чем выдумка.

Состояние Гудини позволило ему заниматься другими своими пристрастиями, такими как авиация и кино. Гарри купил свой первый самолет в 1909 году и стал первым человеком, который пролетел над Австралией в 1910 году. В этом же году Гарри Гудини поставил номер по освобождению из пушки за мгновение до того, как сработает запал. Кроме того, гудини начал карьеру в кино, выпустив свой первый художественный фильм в 1901 году, документальнй фильм о его побегах. Он снялся в нескольких последующих фильмах, в том числе “The Master Mystery ”, “The Grim Game ” и “Terror Island ”. В Нью-Йорке, он основал свою собственную продюсерскую компанию Houdini Picture Corporation, а также студию фильмов под названием ”The Film Development Corporation”, которая не увенчалась успехом. В 1923 году Гудини стал президентом “Martinka & Co”, самая старая компания магов в Америке.

Будучи президентом американского сообщества магов, Гарри Гудини активно боролся против фальсификации. В частности, он развенчал, известного на то время, медиума Мину Крандон, более известного как Марджери. Из-за этого Гудини поссорился со своим другом, сэром Артуром Конаном Дойлем, который глубоко верил в спиритизм и магические способности Марджери.

Существуют разные версии причины смерти Гудини, но на самом деле, Гарри страдал от боли в аппендиците, правда, до сих пор не известна причина этой боли. Может конкуренты отравили его ядом, может еще что-то… Известно точно, что Гарри Гудини умер 31 октября 1926 года в возрасте 52 лет, в результате разрыва аппендицита.

После смерти Гарри Гудини, его реквизит был использован его братом Теодор Хардином, который в итоге продал все магу и коллекционеру Сидни Раднеру. Большая часть коллекции находилась в Музее Гудини в Эпплтоне, штате Висконсин, (где, между прочим, раскрываються некоторые секреты фокусов Гарри Гудини) пока Раднер аукцион не продал ее на аукционе в 2004 году. Большинство ценных предметов, в том числе пытки знаменитая клетка для пыток водой была продана магу и иллюзионисту, Дэвиду Копперфилду.