Икт в индивидуальной работе с дошкольниками. «Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях работы с детьми дошкольного возраста. Использование икт с детьми дошкольного возраста

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей образовательного, коррекционного и воспитательного процессов.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить дошкольников большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в старшем дошкольном возрасте – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Как же ИКТ могут помочь педагогу в работе с детьми старшего дошкольного возраста? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта педагогов нашего учреждения.

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления информационно-стендового материала для родителей (сканирование, Интернет; принтер, презентация). Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет), знакомство конспектами занятий, праздников, конкурсов и развлечений.

2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками педагогов, ученых России и зарубежья. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Интерес для педагогов представляют электронная версия журнала «Начальная школа» http://nsc.1september.ru/index.php , подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" – http://festival.1september.ru , бесплатный школьный портал « ПроШколу.ру» http://www.proshkolu.ru/ . У нашего учреждения есть свой собственный сайт http://malysh-shkola3.ru/ , на котором расположена разнообразная информация.

3. Оформление карт обследования, документации. Компьютер позволяет не писать постоянно карты обследования, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Помогает в составлении всевозможных планов, вести индивидуальный дневник учащегося в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось на реализации принципа наглядности – одного их основных принципов педагогики.

Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в учеьно-образовательном процессе.

По сравнению с традиционными формами обучения компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

Компьютер позволяет самостоятельно исправить ошибки.

При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у старших дошкольников необходимо учитывать следующие факторы :

1. Состав и структуру нарушенных функций детей.

2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов.

3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы.

4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений.

5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.

Сложная структура нарушений при функциональных расстройствах зрения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.

Компьютер же предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация предметов в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание и материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. Это не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Компьютерные технологии применяют с целью коррекции нарушений и общего развития детей. Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения. Дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.

Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у школьников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 5-7 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.

Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с имеет следующие достоинства:

– осуществление полисенсорного восприятия материала;

– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

– объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для занятий со старшими дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у школьников живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций по математике, ознакомлении с окружающим миром, обучению грамоте обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, музыкальные физминутки. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Танец утят", "Тренажер Базарного", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Диски с презентациями воспитанники получают и для выполнения упражнений дома. В "Рекомендациях" мы помещаем тексты описания выполняемых упражнений, адресовали их родителям, дедушкам и бабушкам для проведения упражнений в целях профилактики и коррекции зрительных нарушений в домашних условиях. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс обучения младших школьников с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества учащихся, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателю и учителям-логопедам новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и старших дошкольников.


Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду становится очень актуальной проблемой современного дошкольного образования, и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации. Современные инновации способствуют повысить качество обучения и образования и позволяют каждому ребёнку успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование информационно-коммуникативных технологий в условиях работы с детьми дошкольного возраста»

Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом. Человечество вступило в новую эпоху нового развития, которая получила название «информационное общество». Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. В системе дошкольного образования происходят большие перемены. Новые стандарты образования, внедряются федеральные государственные требования, новые Законы «Об образовании», принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества, реализуется программа «Электронная Россия». Процесс информационных технологий в дошкольном образовании обусловлен социальными потребностями в повышении качества обучения и развития детей дошкольного возраста, требованиями современного общества.

Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду становится очень актуальной проблемой современного дошкольного образования, и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации. Современные инновации способствуют повысить качество обучения и образования и позволяют каждому ребёнку успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. Использование информационно-коммуникативных технологий способствуют не только достигнуть максимально нового качества образования среди дошкольников, развивает логическое мышление детей, но повышают мотивацию детей к получению новых знаний, знакомят детей с социальным миром, создают новые средства воспитательного воздействия.

Каждый педагог должен использовать инновационные технологии, так как использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, так как современное общество – это век всеобщей компьютеризации. Надо идти в ногу со временем.

Каждый специалист и педагог, который работает в детском саду, должен свободно пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, создавать свои образовательные ресурсы и активно использовать их в своей педагогической деятельности.

В педагогической деятельности можно использовать различные средства: компьютер, ноутбук, интерактивную доску, принтер, сканер, телевизор, видео, DVD, CD, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамеру. Применение в работе различных средств в обучении и развитии дошкольников предоставляют широкие возможности для коммуникации и получении разнообразной современной информации.

Информационно-коммуникативные технологии применяются во взаимодействии работы всех педагогов, специалистов детского сада (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и родителей. Важно помнить, что компьютерная программа не может заменить высококвалифицированного специалиста. Вся работа должна проводиться в комплексе и используется как вспомогательный обучающий материал.

Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в работе с дошкольниками требуют соблюдение определённых дидактических принципов:

Принцип активности (новизна, динамичность, реальность, стимуляция познавательной деятельности);

Принцип научности, использование анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, не искажённые информационные материалы – звукозапись, фотографии, картинки);

Принцип доступности (материал соответствует уровню возрастной группы, учитывается специфика детей и их диагнозы);

Принцип систематичности и последовательности (материал и информация предоставляется в определённом порядке в соответствии с планированием деятельности с детьми;

Принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).

Использование в педагогической деятельности инновационных технологий даже и не новинка, а необходимость для работы с дошкольниками, с родителями, со специалистами детского сада, в методической, экспериментальной и инновационной деятельности и, наконец, помощь в самообразовании педагога. Создаётся единое информационное пространство в образовательном учреждении. Педагог имеет возможность знакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет и педагог может воспользоваться необходимыми материалами по назначению. Используя в работе информационно-коммуникативные технологии педагог осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инновации. ИКТ - средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний.

Использование компьютера и ноутбука с целью приобщения детей к современным средствам передачи и хранения различной информации осуществляется в различных игровых технологиях. Использование компьютерных игр разного направления и содержания:

Развлекательные;

Развивающие;

Диагностические;

Сетевые.

Можно использовать в работе с дошкольниками развивающие и обучающие игры, например, «Планета Земля», «Полезные ископаемые», «Игра на музыкальных инструментах», «Послушный карандаш», «Изучаем алфавит», «Мир растений», «Красная книга России», «Редкие животные», «Остров математики» и так далее. Можно знакомиться с миром музыки, прослушивать классическую музыку. Накопленные фото- и видеоматериал можно использовать в мультимедийных презентациях. Интернет позволяет широко использовать и тексты художественных произведений, просмотр мультфильмов или определённых фрагментов.

С использованием средств информационно-коммуникативных технологий дети могут совершать различные путешествия на море, в другие города, планеты, острова. Имеют возможность прослушивать голоса животных и звуки мира природы, наслаждаться красотой родного края и любоваться красотой водопада и слушать журчание ручейка или пение птиц.

Большую роль играют использование ИКТ и для самих педагогов. Сокращается работа педагога с бумажными носителями, меньше требуется времени для подготовки наглядно-дидактического материала к непосредственно образовательной деятельности, подбирает дополнительный познавательный материал. Педагог может оформить свою документацию, отчёты, диагностику, стендовые доклады. Можно составить, оформить красочные буклеты, брошюры и листовки. Подобрать необходимые картинки, иллюстрации, как для непосредственной деятельности, так и для оформления стендов, информационных уголков, ширм. Можно при помощи сканера отсканировать творческие детские работы и отправить на различные конкурсы и ждать результаты. Необходимый материал можно распечатать в нескольких вариантах и выпустить необходимое количество экземпляров для работы с детьми (раскрашивание, нарисовать недостающие фигуры или детали, готовые шаблоны, составление узоров и так далее).

Велико использование мультимедиа – проектора, который повышает уровень наглядности в работе педагога, так как можно одновременно применить совокупность всех видов информаций (графическая, видео, звуковая).

Детская природа требует наглядности. Изготовление необходимого материала для деятельности своими руками отнимает много времени и подбора материала для изготовления пособия. Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками открывает возможность подготовки дидактического материала красочного, эстетического. Материал может быть самым разнообразным: презентации, слайды, анкеты, консультации, конспекты непосредственно образовательной деятельности, досуги и развлечения. Процесс подачи знаний в развитии ребёнка становится более современным, разнообразным, насыщенным. Информация подаётся живо и быстро.

Можно фотографировать и снимать художественное творчество и продуктивную деятельность детей, интересные мероприятия, развлечения, целевые прогулки и наблюдения, интересные случаи из жизни воспитанников группы, а затем устраивать совместный просмотр таких мероприятий, организовать фотовыставку. Правильно подобранная информация вызывает только положительные эмоции и огромный интерес. У дошкольников повышается мотивация к познавательной деятельности, происходит активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка и формируется активная позиция субъекта обучения. Самое главное, что каждый ребёнок приобретает уверенность в себе и своих возможностях, проявить свой талант. Успешность решения задач можно достичь только при высоком уровне профессионализма педагогических работников. Важно не допускать ошибки при использовании информационно-коммуникативных технологий, а именно:

Правильно использовать назначение материала;

Не перегружать обучение материалами;

Соблюдать определённые требования к использованию технических средств (определённые

дни для обучения, не нарушать режим проведения прогулки и дневного сна, обучение детей

правилам поведения, соблюдение правил безопасности, комплектация медицинской

аптечки, гигиенические мероприятия);

Основная деятельность – игровая;

Не забывать воспитательное и развивающее значение книги в жизни дошкольника.

Созданный сайт в детском саду открывает возможность знакомить родителей с жизнью дошкольников в детском саду. На сайте освещаются вопросы воспитания и развития детей. Родители могут общаться с педагогами и специалистами, получать необходимые консультации на интересующие вопросы, также делиться своим опытом по воспитанию детей. На сайтах публикуются различные материалы и статьи. Вместе с ребёнком могут заглянуть на сайт группы и посмотреть вместе новые фотоснимки, видеофрагменты, посмотреть записи праздников, мероприятий, узнать новости детского сада.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании способствует повышению качества образовательного и воспитательного процесса. Дошкольники получают современные знания, учатся пользоваться современным оборудованием.

Педагоги имеют возможность накапливать материал, профессионально общаться в сети Интернета, делиться своим опытом, повышать самообразование, использовать работу сайта группы для взаимодействия работы с родителями.

Применение инновационных технологий во взаимодействии всех специалистов детского сада, педагогов и родителей позволяет добиться положительных результатов в работе:

1. Повышается эффективность процесса воспитания и развития дошкольников.

2. Расширяется возможность доступа к информационным ресурсам.

3. Помогают развивать определённые навыки работы на компьютере.

4. Способствуют повышать творческую фантазию и воображение.

5. Повышается активность и любознательность дошкольников.

6. Повышается уровень психолого-педагогической компетентности родителей.

7. Родители принимают активное участие в воспитательно-образовательной деятельности.


Использование ИКТ в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ при проведении непосредственной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Введение информационных технологий в программу воспитания и обучения в детском саду является одним мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

Использование ИКТ в дошкольном образовании должно носить динамический характер, что собственно и обусловлено их свойствами, позволяющими отображать и анализировать огромные объемы информации. Особенностью данных технологий на современном уровне является работа с образами предметов. Это соответствует физиологически обусловленному, для старших дошкольников, переходу от наглядно-предметной к наглядно-образной форме мышления.

Настоящее время характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека, изменением роли и места персональных компьютеров в современном обществе.

Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с дошкольного возраста. Именно поэтому процессы информатизации в российских школах начинаются с дошкольного образования, которое сегодня приобретает особую значимость.

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления наглядной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в компьютерные программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.

Непосредственная образовательная деятельность детей с использованием компьютерных технологий включают четыре взаимосвязанных компонента:

  • Активное познание детьми окружающего мира.
  • Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения игровых задач.
  • Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.
  • Активизирующее общение ребенка со взрослыми и другими детьми.

Компьютер также является средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности. Известно, что к основным мотивам старших дошкольников относится установление и поддержание положительных отношений со взрослыми и сверстниками.

Использование ИКТ в образовательной деятельности вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети с удовольствием работают с компьютером, а неудача игры побуждает часть из них обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.

Согласно психологическим аспектам теории развития личности, в зависимости от доминанты механизма мышления (правого и левого полушария), информационные технологии способствуют созданию условий для одновременной работы обоих полушарий, что приводит к развитию координации, художественно-образному развитию, сбалансированности, эффективного развития мыслительных операций у ребенка, его физических качеств.

Использование компьютерных развивающих программ при проведении непосредственной образовательной деятельности не только увеличивает скорость передачи информации обучающимся, и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как образное мышление. Развивающий эффект зависит от дизайна программы, простого и понятного интерфейса, соответствия заданий уровню развития ребенка. Развивающие компьютерные программы позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность – игру.

При выборе компьютерных развивающих программ нужно учитывать не только педагогические, технологические, но психологические аспекты развития ребенка. Потому программные продукты, проходят комплексную проверку воспитателя и дошкольного психолога. Применяемые программные продукты направлены на развитие:

  • координации движения, глазомера, навыки владения манипулятором «мышь»;
  • панорамного внимания;
  • основных психических функций;
  • логического мышления;
  • информационной культуры.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходит непосредственная образовательная деятельность.

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ может проводиться лишь в присутствии воспитателя или педагога, который несёт ответственность за безопасность ребёнка. Для проведения такого рода образовательной деятельности необходим специальный кабинет. Общая продолжительность непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25–30 минут. Из них 5–7 минут дети могут находиться за компьютером.

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к непосредственной образовательной деятельности, так и во время ее проведения:

  1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих дошкольников.
  2. У воспитателей недостаточно времени для подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ.
  3. Не хватает компьютерного времени на всех.
  4. Обеспеченность дошкольных образовательных учреждений современными средствами ИКТ.
  5. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ в непосредственной образовательной деятельности, педагог перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л.Н., Волосовец Т.В., Веракса Н.Е., Дорофеева Э.М., Алиева Т.И., Белая К.Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Но опыт показывает, что дозированное использование ИКТ не отражается на психофизиологическом здоровье детей.

Целесообразность использования информационных технологий в развитии мыслительных операций старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством
Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году были разработаны теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться компьютерные программы для дошкольников. Педагоги, изучающие использование пользовательских сред в ДОУ с целью математического развития (Г.А. Репина, Л.А. Парамонова), высказывают мнение, что они являются фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач:

  • развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация);
  • обогащение кругозора;
  • оказание помощи в освоении социальной роли;
  • формирование учебной мотивации;
  • развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
  • формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация).

Применение компьютера в дошкольном образовании необходимо, так как способствует повышению интереса к обучению, его эффективности и является тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и всестороннего развития дошкольника. Обучающие компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование современных информационных технологий является эффективным средством развития творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы старших дошкольников. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса с применением компьютерных развивающих программ для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

"Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту" (Глен Доман)

Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Априори, что современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка .

Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.

Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.

Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.

Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;

ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе , в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Области применения ИКТ для развития дошкольников

Использование компьютера для обучения и развития детей раннего возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

1. Опосредованное обучение и развитие

а)Использование глобальной сети Интернет

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета. Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конференции становятся составной частью современного образования. В Интернете можно найти информацию по проблемам раннего обучения и развития, о новаторских школах и детских садах, зарубежных институтах раннего развития, наладить контакты с ведущими специалистами в области образования.

Поэтому в последние годы наблюдается массовое внедрение Интернет не только в школьное, но и дошкольное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем направлениям обучения и развития детей.

Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и новых дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Интерес для воспитателей может представлять электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" - http://dob.1september.ru/ . Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей раннего возраста. Среди рубрик на сайте интересны: детский мир; родительская консультация; мастерская; игротека; будь здоров, расти большой; книжный шкаф; школа природы; психологическая школа и др.

Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей , проводимым Издательским домом "Первое сентября" - http://festival.1september.ru/ , где воспитатели и учителя со всех уголков России делятся своими педагогическими находками. В этом году материалы за все предыдущие годы размещены на одном сайте, что облегчает и ускоряет поиск. Правда внутри странички "Дошкольное образование" материал расположен не по рубрикам, что ускоряло бы поиск, а в алфавитном порядке.

Помощником для развития дошкольников может служить сайт http://bukvar.edu.ru

Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей старшего дошкольного возраста и сюжетные альбомы.

Иллюстрированный словарь для развития речи - ресурс, адресованный как к педагогам, готовящим детей старшего дошкольного возраста к школе, так и к самим дошкольникам. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактические материалы при обучении детей чтению.

Иллюстрированный словарь может предоставлять педагогу следующие возможности:

  • подбор иллюстраций к заданной теме,
  • подбор иллюстраций к словам, содержащим конкретную букву в начале, в середине или в конце слова,
  • просмотр отобранных иллюстраций и скачивание их на персональный компьютер.

Сюжетные альбомы для развития речи предназначены для развития связной речи детей.

Электронные альбомы предоставляют педагогу следующие возможности:

  • отбор иллюстраций для скачивания (для распечатки),
  • просмотр отобранного,
  • набор и сохранение текстов рассказов, составленных по картинкам.

Электронные учебные пособия предназначены специально для детей дошкольного возраста. Они помогут выучить начертание букв и научиться читать. Данные разработки в полном объеме учитывают психические и культурно-социальные особенности постижения детьми такого феномена культуры, как слово и словосложение.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам раннего развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

б) Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и "продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребенка . Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Немаловажный аспект использования компьютера - это ведение базы данных по книгам . На сегодня появилось очень большое количество книг по воспитанию и развитию детей, многие книги отражают комплексные подходы в обучении, другие отражают развитие какого-то определенного качества, дифференцируя возрастные категории и др. Без базы данных трудно ориентироваться в литературе.

2. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для

ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.

Американские специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

  • исследовательский характер,
  • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
  • развитие широкого спектра навыков и представлений,
  • высокий технический уровень,
  • возрастное соответствие,
  • занимательность.

Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:

1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.

3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

4. Игры-путешествия, "бродилки".

5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.

Для развития дошкольников можно использовать серию программ "Несерьезные уроки", выпускаемую фирмой "Новый диск".

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

б) Использование мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

3. Сохранение здоровья детей при работе с компьютером.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут), поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Вывод

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.

Литература

  1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение, 1992г.
  2. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.
  4. Зубрилин А.А. "Игровой компонент в обучении информатики". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 3, с. 3 - 16.
  5. Ибука М. После трех уже поздно. - М.: Знание, 1992.
  6. Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39 - 41.
  7. Макасер И.Л. "Игра как элемент обучения". Информатика в начальном образовании. 2001г., № 2, с. 71 - 73.
  8. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11, с. 53 - 57.
  9. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997г.
  10. Петрова Е. "Развивающие компьютерные игры". Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 68.
  11. Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Актуальность исследования:

Информатизация образования - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ.

Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, города, района, страны; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование интернет в образовании.

Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный системой образования.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно - образовательного процесса.

Проблемой исследования является процесс оптимизации развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий.

Актуальность проблемы исследования связана с разрешением противоречий между современными подходами, т.е. использованием информационных технологий в развитии математических представлений и недостаточным уровнем их реализации в работе дошкольного учреждения.

Исходя из актуальности проблемы мы определили тему исследования: «Использование современных образовательных технологий в математическом развитии детей дошкольного возраста: ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)».

Цель исследования: определить комплекс педагогических условий, способствующих оптимальному развитию математических представлений у детей дошкольного возраста посредством информационных технологий.

Объект исследования: процесс развития математических представлений у дошкольников.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность развития математических представлений у дошкольников посредством информационных технологий.

Задачи исследования:

* Выявить сущность понятия «информационные технологии»;

* Выявить уровень развития математических представлений у детей дошкольного возраста;

* Анализ литературы и практики по проблеме исследования;

* Разработать и апробировать серию занятий по развитию количественных представлений у дошкольников посредством информационных технологий, с учётом заявленных в гипотезе условий.

Методы исследования: методы теоретического исследования (анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала); методы работы с литературой.

Практическая значимость исследования: разработанные в исследовании методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности процесса развития математических представлений посредством информационных технологий. образовательный дошкольный компьютер коммуникационный

Структура работы: состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы включающего 20 источников. Объем работы 30 страниц.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в ДОУ и компьютерные среды в познавательном развитии дошкольников

Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной, компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Сам по себе компьютер не играет никакой роли без общей концепции его применения в дошкольном образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности.

Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Средства ИКТ в детском саду:

* Компьютер;

* Мультимедийный проектор;

* Принтер;

* Видеомагнитофон;

* Телевизор;

* Магнитофон;

* Фотоаппарат;

* Видеокамера.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

* Исследовательский характер;

* Легкость для самостоятельных занятий детей;

* Развитие широкого спектра навыков и представлений;

* Возрастное соответствие;

* Занимательность.

Классификация программ:

* Развитие воображения, мышления, памяти;

* Говорящие словари иностранных языков;

* Простейшие графические редакторы;

* Игры-путешествия;

* Обучение чтению, математике;

* Использование мультимедийных презентаций.

Ошибки при использовании ИКТ:

* Недостаточная методическая подготовленность педагога

* Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

* Бесплановость, случайность применения ИКТ

* Перегруженность занятия демонстрацией.

Широкое применение ПК стало возможным с появлением современных мультимедийных компьютеров, которые работают со следующими видами информации: число; текст (буквы, слова, предложения); звук (звуки, речь, музыка); графика и видео (чертежи, рисунки, картинки, видеофильмы).

Наиболее важными целями информатизации дошкольного уровня образования в России можно считать:

* повышение эффективности воспитания гармонично развитой личности дошкольника средствами информационных технологий;

* определение эргономических и медико-биологических требований к организации и использованию компьютерных комплексов в детском саду;

* создание для дошкольников системы развивающих компьютерных игр;

* разработка методики применения игровых компьютерных программ для ДОУ, активное внедрение их на практике.

Уже созданы несколько серий программ для дошкольников, которые условно, в зависимости от педагогической направленности, можно разделить на следующие группы:

* обучающие - имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены;

* развивающие - побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи;

* диагностические - позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка.

В определенном смысле любую компьютерную программу можно считать развивающей, если она способствует совершенствованию восприятия, памяти, воображения, мышления.

2. Влияние компьютера на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста

Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребенка и компьютера можно достичь положительного результата. То, какие цели ставит перед собой воспитатель, какими путями добивается их решения, определяет характер воздействия, которое оказывает компьютер на ребенка.

В связи с компьютеризацией обучения возникло множество проблем как общих, так и специфических, связанных с особенностями взаимодействия организма учащегося и компьютера. Среди них ведущая роль принадлежит физиолого - гигиенической проблеме, связанной с охраной здоровья пользователей компьютеров, профилактикой снижения их работоспособности, с предупреждением переутомления. Эта проблема постепенно решается, но до сих пор не утрачивает своей актуальности, поскольку возраст пользователей компьютеров неуклонно снижается: компьютеры стали активно применяться не только в начальной школе, но в процессе дошкольного воспитания. Все шире они используются и в домашних условиях.

Медицинские ограничения по взаимодействию ребенка с компьютером связаны с возможным негативным влиянием на зрение, на осанку, на общее здоровье, реагирующее на некоторые виды излучений от экрана и корпуса, с развитие гиподинамических процессов.

Педагогические ограничения связаны с отбором компьютерных программ. Большинство программ не соответствует возрасту по форме, объему, качеству предоставляемой информации.

Очень важный и малоизученный аспект контактов «ребенок-компьютер» - психологический. Нельзя забывать то, что компьютер создан взрослыми людьми. Ребенок, неокрепший и неопытный, окунается во взрослый, часто враждебный и непонятный мир. Любые несоответствия в этом плане могут привести к нежелательным психологическим воздействиям.

Еще один важный фактор - нервно-эмоциональное напряжение. Не секрет, что общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Даже кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает своеобразный эмоциональный стресс.

В целях предупреждения переутомления следует ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место, использовать только качественные программы, соответствующие возрасту ребенка.

Это очень важно: как показали исследования, беспокойство, рассеянность, усталость начинают проявляться уже на 14-ой минуте работы ребенка на компьютере, а после 20 минут у 25% детей были зафиксированы «сбои», как со стороны центральной нервной системы, так и со стороны зрительного аппарата.

Дошкольники более чувствительны к воздействию различных факторов среды, поскольку их организм находится в состоянии интенсивного развития. Именно в возрасте 5-6 лет формируется нормальная рефракция глаза, происходит переход физиологической дальнозоркой рефракции в нормальную - или близорукую, если к этому имеются генетические предпосылки или условия зрительной работы не соответствуют гигиеническим требованиям (низкий уровень освещенности, напряженная длительная зрительная работа на близком расстоянии, неразборчиво напечатанные текст и рисунки, неудобная поза и т.д.).

Интенсивно развивается костно-мышечная система, совершенствуется работа внутренних органов и коры головного мозга, формируются произвольное внимание и многие другие функции, определяющие общее развитие ребенка. Поэтому очень важно, чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье.

Таким образом: компьютер в детском саду является элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение новых информационных технологий приобретает гуманитарный развивающий характер.

Компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого - гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, то есть стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

И самое главное! Не надо принуждать ребенка, занятия с компьютером должны проводиться в виде игры.

3. Использование современных образовательных технологий математическом развитии детей дошкольного возраста

Хорошо продуманное оформление программы, яркие краски, знакомые предметы, оценочная система вызывают интерес детей и желание работать. Малышам в этом возрасте трудно мыслить абстрактно, поэтому наглядно-образное представление задач позволяет всем легко справляться с ними.

На занятиях математикой выполнение арифметических вычислений на первых порах вызывает у детей много трудностей. На «уроках информатики» дети могут закреплять знания, полученные во время уроков математики, используя игровой компьютерный материал.

Много проблем возникает у дошкольников при закреплении знаний состава числа, во время решения примеров на различные действия. Часто дети с трудом считают, а количество выполненных примеров определяет качество усвоения материала. И здесь на помощь приходит компьютер. Несколько программ тренажерного характера позволяют ученикам совершенствовать вычислительные навыки. Эти программы учитывают возрастные и психологические особенности обучаемых, имеют разные уровни сложности, содержат игровые приемы, повышающие мотивационную деятельность детей.

Графические средства ПК помогают знакомить детей с разными геометрическими понятиями. Ребята учатся строить на экране монитора прямые и наклонные линии, закрепляют понятие "отрезок, луч". В детском саду и в 1 классе дети конструируют на экране предметы из геометрических фигур по заданию учителя и создают свои фигуры, запоминая их, определяя сходства и различия.

Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей.

Основная цель педагога -- не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. Каждая компьютерная математическая игра проводится с учетом основных компонентов комплексного метода. От педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно «оживить», расширить, закрепить полученный детьми опыт. Игровые проблемные ситуации, связанные с содержанием игровых задач, могут быть созданы посредством незначительных изменений в содержании математических игр.

Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

* дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

* глубже постигаются понятия числа и множества;

* быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

* тренируется элективность внимания и память;

* раньше овладевают чтением и письмом;

* активно пополняется словарный запас;

* развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

* уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

* воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

* развивается воображение и творческие способности;

* развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. По-нашему мнению, одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях.

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» -- способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметных моделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходит путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения.

Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные, педагогами для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру.

Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления.

Следует отметить, что в детских садиках педагоги разрабатывают проекты, серии занятий, мультимедийные презентации. Разработанные материалы по использованию компьютера в обучении старших дошкольников могут быть использованы в практике воспитателей детских дошкольных учреждений.

Развитие математических представлений посредством информационных технологий осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Выбор метода зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия.

Основным методом развития математических представлений посредством компьютера является комплексный метод развития игры.

Комплексный метод руководства игрой предполагает естественную связь разных видов деятельности детей, побуждает их к познавательной активности, творческой постановке и выполнению игровых задач всё усложняющимися способами и включает четыре взаимосвязанных компонента:

2. Обучающая игра на компьютере.

3. Проблемное общение с каждым воспитанником по ходу игры.

4. Реализация вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей в игровом зале, а также в условиях детского сада и семьи в разных видах игр: самостоятельных, творческих, сюжетно - ролевых, дидактических и т.д.; в разных видах деятельности детей - в общении со взрослыми и сверстниками, изобразительной, конструктивной, трудовой.

Ведущим методом обучения является метод показа и объяснения. Метод показа - один из важных в обучении дошкольников. Показ и объяснение используются для того, чтобы дети поняли как необходимо работать с программой, игрой.

Используются и словесные методы и приёмы (беседа, объяснение, вопросы, поощрения, художественное слово).

Особое место в руководстве занятием по развитию дошкольников посредством компьютера занимают игровые приёмы. Игра пронизывает всё занятие. В каждом занятии имеется сюжетная линия, которая в процессе занятия плавно переходит от одного компонента в другой.

В процессе обучения детей посредством компьютера на занятии применяется: индивидуальная и подгрупповая формы организации обучения. - индивидуальная форма организации обучения заключает в себя много положительных факторов, педагог имеет возможность определить задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка. - подгрупповая форма организации обучения, предполагает не более шести человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но не в коем случае не совпадение в уровнях развития.

Важнейшим условием является индивидуальные особенности детей.

У всех детей разный уровень интеллектуальной активности, поэтому некоторые дети могут затрудняться в решении компьютерных игровых задач. В этом случае педагогу компьютерно - игрового комплекса необходимо оказывать ребенку помощь в преодолении затруднений, подбирая необходимый вид помощи:

* стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребёнка для преодоления затруднений;

* эмоционально - регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого);

* направляющая помощь (исполнительская часть умственной деятельности осуществляется ребёнком, а планирование и контроль - взрослым, причём планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы и оценка правильности выполнения производится самим ребёнком);

* обучающая помощь (т. е. научение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).

Исследования показывают, что компьютеры могут помогать в развитии математических представлений даже очень маленьких детей -- при условии, что педагоги способны подбирать среды и инструменты, подходящие для изучения математических понятий и отношений, и использовать их так, чтобы они поддерживали и развивали мышление детей раннего возраста, особенно их метакогнитивные навыки.

Например, такие продукты и способы их применения должны:

* позволять детям создавать, изменять, сохранять и находить идеи;

* стимулировать рефлексию и мотивацию;

* показывать, как сопоставлять понятия из разных областей, например из математики и искусства;

* формировать ситуации с четко определенной изменяемой и измеримой структурой, а также задавать обратную связь,

* результаты которой учащиеся могут интерпретировать самостоятельно.

Итак, инструменты и способы их применения должны позволять детям серьезно взаимодействовать с идеями, думать о них, играть с ними, в некоторых случаях даже с ограниченным участием взрослых. Хотя образовательные преимущества включения детей в деятельность по решению задач общеизвестны, эффективная организация таких занятий часто вызывает трудности у педагогов, в частности:

* чтобы решение задач было серьезным делом, они должны быть достаточно трудными, поэтому дети часто нуждаются в весьма существенной помощи квалифицированного педагога;

* подходы детей к решению задачи естественным образом различаются, а большим разнообразием направлений и необходимых действий весьма трудно управлять, сложно обеспечивать их ресурсами;

* решение открытых задач трудно вписать в четкие временные рамки; время, необходимое детям для выполнения конкретных задач, может колебаться непредсказуемо;

* решение задачи зачастую требует проверки идей на практике; из-за недостатка опыта дети иногда могут в течение долгого времени настаивать на реализации первоначальной, не работающей идеи, а затем испытывать острое разочарование;

* решение задач требует от детей напряженной работы и заинтересованности этим делом, поэтому для того, чтобы процесс решения был эффективным, за- дачи должны занимать воображение детей; в итоге простые задачи с очевидными решениями часто проигрывают при столкновении со спонтанными «реальными» проблемами, которые, в свою очередь, требуют от педагогов больших организационных и творческих усилий.

ИКТ создают гораздо более широкий и насыщенный контекст для решения детьми открытых математических задач, работы над проектами, интегрирующими математические навыки и эксперименты. Новые технологии также полезны для расширения школьной математики, выхода за рамки арифметики и простенькой геометрии в сторону математического мышления, коммуникации, той математики, которая применяется в компьютерных дисциплинах. Такую математику детям можно давать в визуальных и осязаемых формах, используя возможности объектов, демонстрируемых на экране, манипуляции с ними, процессы и микромиры. В целом ИКТ значительно расширяют возможности дошкольников учиться современной математике, предлагая им учебную деятельность в визуальных математических микромирах.

Таким образом, все вышеперечисленные условия развития математических представлений посредством информационных технологий эффективны не сами по себе, а во взаимосвязи. Их создание вполне по силам любому педагогу. Элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную активность.

Заключение

Формирование информационной культуры в дошкольном образовании происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе ничего. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. Применение ИКТ на занятиях по ФЭМП усиливает:

Положительную мотивацию обучения

Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность;

Привлекает большое количество дидактического материала;

Повышает объём выполняемой работы на занятии в 1,5 - 2 раза;

Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

Расширяет возможность самостоятельной деятельности;

Формирует навык исследовательской деятельности;

Сделать занятие эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

Сокращению времени для контроля и проверки знаний детей;

Обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

А в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

Дошкольники характеризуются психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

Занятия с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего возраста, в частности длительное преобладание наглядно - образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На занятиях по ФЭМП при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством воспитателя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.

При разработке занятия с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Занятия включают в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки книг (учебников). Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях: повышает качество знаний продвигает ребенка в общем развитии помогает преодолеть трудности вносит радость в жизнь ребенка позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и детей и их сотрудничества в учебном процессе.

Итак, подводя итог можно сделать следующие выводы:

1. В педагогической теории проблема оптимизации развития математических представлений посредством информационных технологий в условиях современного дошкольно образовательного учреждения, несмотря на достигнутые успехи, остаётся до сих пор недостаточно решённой.

2. Создавать в детских учреждениях педагогических условий: учёт возрастных особенностей при подборе компьютерной игры; использовать различные формы и методы; развивать интерес у детей; учитывать индивидуальные особенности детей.

3. На основе теоретического анализа литературы по проблеме оптимизации развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий, решать следующие задачи:

Выявлять сущность понятия «новые информационные технологии»;

Изучать особенности формирования элементарных математических представлений у детей пяти - семи лет;

Теоретически обосновывать и раскрывать педагогические условия развития математических представлений посредством информационных технологий.

Список литературы

1. Березина Р.Л. [и др.] Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - м.: «просвещение», 1988. - 303 с.

2. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. - «феникс», 2005. - 256 с.

3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - м.: Гуманит. изд. центр владос, 2003. - 400 с.

4. Введение в психодиагностику: учеб. пособие для студ. учеб. заведений./Акимова М.К. [и др.]; под ред. Гуревича К.М., Борисовой Е.М. - 2-е издание, стереотип. - м.: Издательский центр«академия», 1998. - 192 с.

5. Глушкова Е., Леонова Л. Компьютер в детском саду/ Глушкова Е., Леонова Л.// Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с. 44-49.

6. Горвиц Ю.М. [и др.] Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - м.: Линка-пресс, 1998. - 328 с.

7. Григорович Л.А. педагогика и психология: уч. пособие для вузов. - м: гардарики, 2001.

8. Горвиц Ю.М. Компьютер и дети / Горвиц Ю.М.// Помоги себе сам. - 1996. - №9. - с. 2.

9. Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто/ Горвиц Ю.М.//Очаг. - 1995. - №3. - с. 80-81.

10. Данилова В.В. [и др.] Обучение математике в детском саду: практические, семинарские и лабораторные занятия. - 3-е издание, стереотип. - м.:.: Издательский центр «академия», 1998. -160с.

11. Житникова Л.М. Учите детей запоминать:пособие для воспитателей детского сада. - 2-е издание, дополненное. - м.: «просвещение»,1978. - 96 с

12. Зворыгина Е.В. Психолого - педагогические основы использования программно - педагогической системы «кид/малыш»/ Зворыгина Е.В.// Информатика и образование. - 1996. - №2. - с. 43-51.

13. Каптелинин В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности/ Каптелинин В.Н.// Вопросы психологии. - 1986. - №5.- С.54 - 65.

14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - изд. центр «академия», 1998. - 432с.

15. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - м.: Просвещение, 1984. - 231 с.

16. Новоселова С.Л. Проблемы информатизации дошкольного образования / Новоселова С.Л. // информатика и образование. - 1990. №2. - с. 91-92.

17. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе / Плужникова Л. // дошкольное воспитание. - 2000. - №4. С.16.

18. Соловьёва Е. планирование занятий по математике / Соловьёва Е. // дошкольное воспитание. - 1999. - №3. - с. 14.

19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - 3-е издание, стереотип.- М.: Издательский центр «академия», 1998. - 336 с.

20. Шатров А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования./ Шатров А., Цевенков Б.// Информатика и образование. - 1986. - №5. - с. 5.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Информационно-аналитическое обеспечение школы. Характеристика технологических процессов сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Современные информационно-коммуникационные технологии и их влияние на развитие новых возможностей в управлении школой.

    отчет по практике , добавлен 25.05.2014

    Проблема формирования познавательного интереса младших школьников при обучении. Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий. Разработка учебных занятий и методического обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2011

    Возможности и проблемы использования компьютера в учебном процессе. Потенциальные возможности основных информационно-дидактических (компьютерных) средств в обучении географии. Методики преподавания учебного материала с использованием обучающих программ.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Современное состояние практической компьютеризации процесса обучения. Методы организации обучения с применением персонального компьютера. ПК как средство обучения. Дистанционное обучение. Технолого-экономические аспекты дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 29.06.2003

    Разновозрастная группа в контексте научно-педагогических идей. Особенности разновозрастных детских объединений и их роль в развитии детей. Реализация разновозрастного подхода при организации образовательного процесса в дошкольных учебных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2014

    Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, возрастные особенности их развития. Характеристика средств физического воспитания, его основные методы и приемы. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2014

    Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (начальная школа). Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. Воспитание информационной культуры в общеобразовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2008

    Современные образовательные технологии. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Инновационная технология Step by Step – путь к демократизации общества. Организация работы в ориентированной на ребенка группе.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2008

    Современные образовательные технологии в аспекте личностно-ориентированного подхода в обучении. Контроль знаний: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Средства реализации принципа наглядности в дидактике.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2011

    Принципы и подходы к формированию системы рационального питания в детском дошкольном учреждении. Оценка и анализ влияния данной системы физическое развитие детей, их работоспособность, состояние иммунологической реактивности, уровень заболеваемости.