Информационно измерительная система самолета. Бортовые информационные системы летательных аппаратов. Литература для курсового проектирования

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 В. А. ПРИЛЕПСКИЙ АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И ИНФОРМАЦИОННО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ САМАРА

2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АЕЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЕОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕЕО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ РОСУ ДАРС ТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С.П. КОРОЛЕВА» УДК 681.2: (075.8) ББК И 76 И нновационная образовательная программа "Развитие центра компетенции и подготовка специалистов мирового уровня в области аэро космических и геоинформационных технологий П К и 1 оя ^ Рецензенты: д-р техн. наук, проф. И. Н Г у с е в д-р техн. наук, проф. Л. М. Л о г в и н о в В. А. ПРИЛЕПСКИЙ АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И ИНФОРМАЦИОННО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ Книга 1 Р еком ендовано П резидиум ом С овет а УМ О для м е ж вузо вс к о го и сп о льзо ва н и я И 76 Прилепский В.А. Авиационные приборы и информационно измерительные системы. Книга 1: учеб. пособие / В.А. Прилепский. - Самара: Изд-во Самар, гос. аэрокосм, ун-та, с.: ил. ISBN Кратко изложены основы, принципы измерений, построений и состав авиационных приборов и информационно-измерительных систем воздушных судов гражданской авиации. Особое внимание уделено методам измерения пилотажно-навигационных параметров и принципам работы приборов и систем. Пособие состоит из двух книг. Книга 1 посвящается в основном приборам и системам анало гового типа. Книга 2 посвящена информационному обмену в стан дартах ARINC и др., цифровым измерительным системам и пило тажно-навигационным комплексам современных отечественных и зарубежных воздушных судов. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обу чающихся по специальности "Техническая эксплуатация авиацион ных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов". УДК 681.2: (075.8) ББК ISBN САМАРА Издательство СГАУ 2007 В. А. Прилепский, 2007 Самарский государственный аэрокосмический университет,

3 Оглавление Предисловие 7 Введение 8 1 Принципы построения авиационных приборов и информационноизмерительных систем Назначение и классификация авиационных приборов и информационно-измерительных систем (АПиИИС) Основные характеристики авиационных приборов и информационно-измерительных систем Установившиеся отклонения подвижной части Неустановившееся отклонение подвижной части Погрешности Типовые измерительные схемы Особенности информационных каналов 48 2 Авиационные приборы Манометры Деформационные манометры, погрешности и способы их компенсации Электромеханические манометры Частотные преобразователи давления Авиационные термометры Электрические термометры сопротивления Термоэлектрические термометры Погрешности термометров Биметаллические термометры Авиационные измерители частоты вращения (тахометры) Магнитоиндукционные тахометры Погрешности магнито индукционных тахометров Тахогенераторы постоянного и переменного тока 77 3 Информационно-измерительные системы Топливо меры (масло меры) Поплавковые электромеханические топливомеры Поплавковый электромеханический топливо мер с герконами Электроёмкостные топливомеры Система программного управления и измерения топлива СПУТ Схема измерения суммарного запаса топлива Система управления и измерения топлива СУИТ Топливомеры с вычислителем Автоматы выравнивания (центровки) Системы программного управления расходом топлива Погрешности электроёмкостных ТИС Измерение расхода топлива Турбинный преобразователь расхода топлива Система измерения расхода топлива СИРТ1-2Т Погрешности расходомеров и счетчиков количества топлива Измерители вибрации Погрешности измерителей вибрации Указатели заданного положения Измерители высоты полета. Общая теория Механические высотомеры Электромеханические высотомеры Корректор - задатчик высоты типа КЗВ Измерители индикаторной скорости Измерители истинной воздушной скорости и числа М Измерители вертикальной скорости Измерители углов атаки и скольжения Приёмники воздушных давлений Комплексные измерители высотно-скоростных параметров Системы воздушных сигналов. Общие сведения Системы СВС с вычислительными устройствами, совмещенными с указателями Комбинированный указатель числа М и скорости V (УМС) Указатель температуры Т наружного воздуха 138 4

4 4.5 Погрешности и особенности технического обслуживания аналоговых СВ С Системы СВС с цифровым вычислителем Приборное оборудование сигнализации критических режимов полета Автомат углов атаки и перегрузок (АУАСП) Система сигнализации опасной скорости Vb кр сближения самолета с землей (ССОС - рис. 4.10) Информационные комплексы высотно-скоростных параметров (ИКВСП) Одноканальный комплекс высотно-скоростных параметров (рис. 4.11) Информационный комплекс высотно-скоростных параметров с тремя СВС (рис. 4.12) Гироскоп Основы прикладной теории гироскопа Элементы гироскопических приборов и систем Корректирующие устройства Кинематическая схема горизонтальной коррекции главной оси трехстепенного гироскопа Кинематическая схема коррекции по направлению вертикали места Индукционный датчик Схема коррекции трехстепенного гироскопа в плоскости магнитного меридиана Демпфирующие устройства Устройства для съема результатов измерений Арретирующие устройства Демпфирующие гироскопы Выключатели коррекции Приборы и датчики углов крена, тангажа и курса Авиагоризонты на основе трёхстепенного гироскопа Гировертикали с силовой гироскопической стабилизацией Одноосный силовой гиростабилизатор Центральная гировертикаль (ЦГВ) Малогабаритная гировертикаль (МГВ) Измерители курса Магнитные компасы Индукционные датчики магнитного курса Гирополукомпасы Астрономические компасы Курсовые системы Принципы комплексирования Работа курсовой системы в режиме ГПК Режим магнитной коррекции Курсовая система ТКС-П в режиме МК Режим астрономической коррекции (АК) Погрешности курсовых систем Точная курсовая система типа ТКС-П Базовая система курса и вертикали (БСКВ) Навигационные системы счисления Методы навигации Алгоритмы работы систем счисления пути Структура и функциональные схемы навигационных систем счисления пути Аэрометрическая система счисления пути Доплеровская система счисления пути Воздушно-доплеровская система счисления пути Датчики линейных ускорений Инерциальные системы Физические принципы инерциальной навигации Принципы действия и основные структурные схемы инерциальных навигационных систем ИНС Погрешности ИНС 229 Литература 230 6

5 ПРЕДИСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЕ Учебное пособие написано в соответствии с программой курса "Авиационные приборы и информационно-измерительные системы", составленной на основании образовательных государственных стандартов направления "Испытание и эксплуатация авиационной и ракетнокосмической техники" и учебных планов специальности Пособие состоит из двух книг. Первая посвящена основам построения авиационных приборов и информационно-измерительных систем, основам теории принципов измерения, действия, состава и особенностей технического обслуживания авиационных приборов и пилотажно-навигационных комплексов воздушных судов отечественной и зарубежной гражданской авиации. Содержание второй книги посвящено информационному обмену в стандарте ARINC-429, цифровым измерительным системам и пилотажно-навигационным комплексам современных воздушных судов. Целью настоящего пособия является оказание помощи студентам, изучающим данный курс по очной форме обучения. 7 Увеличивающая сложность авиационных систем, их интеллектуализация, и в том числе на уровне датчиков и исполнительных механизмов, требуют нового подхода к изучению всего комплекса авиационного оборудования с учетом переработки методических материалов в соответствии с новыми требованиями образовательных государственных стандартов и учебных планов. Авиационные приборы и информационно-измерительные системы являются средством взаимодействия всего комплекса бортового оборудования и обеспечивают измерительной информацией, формируя и поставляя непрерывно тысячи параметров пилотажно-навигационному комплексу, исполнительным механизмам, следящим системам и др. потребителям, включая приборное оборудование и системы электронной индикации кабины экипажа ВС. "Наука начинается с тех пор, как начинают измерять... Точная наука немыслима без меры" - говорил русский ученый Д.И. М енделеев. Современное состояние авиационной измерительной техники характеризуется широким применением цифровых методов обработки информации, хотя датчики и первичные преобразователи взаимодействуют с аналоговыми величинами различной физической природы. Поэтому в первой книге большое внимание уделяется первичным датчикам и преобразователям различных аналоговых величин в электрические, точность измерения и преобразования в которых существенно зависит от метода, способа и средства достижения требуемых метрологических характеристик. Преобразование сигнала аналоговой измерительной информации в цифровой

6 код и передача его по информационным каналам до потребителя практически не имеет искажений, поэтому особое внимание уделено анализу методических и инструментальных погрешностей аналоговых систем. В первой книге кратко, но в соответствии с учебном планом специальности "Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов", рассмотрены все разделы рабочей программы этой специальности; вторая книга дополняет разделы первой книги на основе изучения современных цифровых систем передачи и об работки информации, протоколов обмена информацией и способов управления исполнительными механизмами, а также подробно рассмотрены вопросы электронных средств комплексной индикации навигационной обстановки. 1 Принципы построения авиационных приборов и информационно - измерительных систем 1.1 Назначение и классификация авиационных приборов и информационно - измерительных систем (АПиИИС) АПиИИС являются техническими средствами для дистанционного ввода сигналов измерительной информации от датчиков различного назначения в навигационно-вычислительные приборы, приборы управления и визуальной индикации и обеспечивают измерение большого числа параметров, характеризуя общий режим полета самолета, а также контроль режимов работы силовых установок, параметров окружающей среды и т.п. Движение самолета в пространстве состоит из поступательного движения и углового движения. Поступательное движение самолета относительно заданной системы отсчета OoX0YoZ0 определяется линейными координатами: Н - высотой полета, L - пройденным расстоянием, Z - боковым отклонением. Высоты различают как абсолютную (Н) - отсчитывается от уровня моря, относительную (Н отн) - отсчитывается от выбранного уровня (от места взлета или посадки) и истинную (Н ист) - отсчитывается от места, где находится самолет в текущий момент времени. На рис. 1.1 изображена система координат (1.\"у)(у/у. которая движется поступательно с центром масс самолета относительно системы отсчета OoXoYgZo- 9 10

7 Го угол и - между осью О Х и горизонтальной плоскостью называется углом тангажа. угол у - между плоскостью симметрии самолета X O Y и вертикальной плоскостью, проходящей через связанную ось ОХ, называется углом крена. Направление полета самолета относительно земной системы координат определяется курсом щ самолета: это угол, отсчитывается по часовой стрелки между направлением меридиана и проекцией продольной оси самолета на плоскость горизонта. Z l Рис Система координат Угловое положение самолета в пространстве определяется угловыми координатами Лщ, и, у. При этом вводится связанная система координат ОХ) "/, в которой ось О Х направлена по продольной оси самолета, O Y - вертикально вверх, O Z - в сторону правого крыла (рис. 1.2). Рис Система координат Рис Система координат Лщ, и, у - углы Эйлера. угол Лщ - между осью ОХд и проекцией связанной оси О Х на горизонтальную плоскость Х д ()/д называется углом рыскания. 11 щ - истинный курс (географический); щм - магнитный курс (отличается от истинного на величину магнитного склонения Д,); цгк - компасный курс (отличается от магнитного на величину магнитной девиации Лк). Кроме линейных (II. /.. /) и угловых (Лщ и, у щ) координат используется скоростная система координат O XaYaZ a связанная с вектором V скорости движения самолета относительно воздушной среды, называемой истинной воздушной скоростью. 12

8 Ось ОХа скоростной системы координат совпадает с направлением вектора F (рис. 1.4). Положение скоростной системы координат OXaYaZ a по отношению к связанной О ХУ/, определяется углами а и Д В ряде случаев для управления движением по траектории необходимо измерять производные линейных и угловых координат: угловые скорости и ускорения относительно связанных осей (юх, cov, z, юх, а \, ю,). Режим работы двигателей характеризуется комплексом параметров, определяющих тягу Р т, удельный расход топлива Оу.т. давление Р р воздуха и газов и т.д. Наименование измеряемых параметров, их обозначение и применяемые приборы для измерения сведем в таблицу и будем их применять в дальнейшем для изучения данного курса. Таблица 1 ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ Рис Система координат Угол а между проекцией вектора истиной воздушной скорости на плоскость симметрии самолета X O Y и связанной осью О Х называется углом атаки. Угол р между вектором истиной воздушной скорости и плоскостью симметрии самолета Л"ОГ называется углом скольжения. Кроме того, используются такие скорости полета, как индикаторная (приборная), путевая и вертикальная. Индикаторная Г, - это истинная воздушная скорость, приведенная к нормальной плотности воздуха. Путевая V - это горизонтальная составляющая скорости самолета относительно земли. При наличии ветра путевая скорость равна геометрической сумме горизонтальных составляющих истинной воздушной скорости и скорости ветра. Вертикальная скорость - это вертикальная составляющая скорости движения самолета относительно земли. Наименование параметра Обозначение Применяемый измеритель Углы: - рыскания А\ / Гирополукомпас, курсовая система - тангажа о Авиагоризонт, гировертикаль - крена Y Авиагоризонт, гировертикаль - курса У, Ум, Гироиндукционный компас, курсовая Ук,Уо система Истинная воздушная V Измеритель скорости, система воздушных скорость сигналов Индикаторная скорость V Измеритель скорости, система воздушных сигналов Число Маха м Система воздушных сигналов Путевая скорость Vn Доплеровский измеритель скорости и угла сноса Высота полета Н, Нпст, Корректор задатчик высоты, система Паш воздушных сигналов Боковое отклонение Z Автоматическое навигационное устройство, навигационное вычислительное устройство Пройденное расстояние L Вертикальная скорость Vb Вариометр, дифференцирующее устройство 13 14

9 Угол атаки а Датчик угла атаки скольжения Р Датчик угла скольжения Угловая скорость со Датчик угловой скорости Продолжение таблицы 1 Угловое ускорение со Дифференцирующее устройство Линейное ускорение j Датчик линейных ускорений Угол сноса рс Доплеровский измеритель скорости и угла сноса Перегрузка Пп Датчик перегрузок ПАРАМЕТРЫ РЕЖИМОВ РАБОТЫ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК Частота вращения Температура в двигателе: - перед турбиной Т3 - за турбиной т 4 - масла Тм - воздуха Тв Давление в двигателе: - топлива Рт - масла Рм - за компрессором Рк - в воздухозаборнике Рвр п Измеритель частоты вращения (тахометр) Термометры Манометры Перепад давления на турбине 8Т Дифманометр Расход топлива: - основного GT - форсажного о ф Количество топлива в баках: - объемное VT - весовое Qt Расходомеры Топливомеры Крутящий момент МКР Манометр Тяга двигателя РТ Измеритель тяги Амплитуда вибрации ав Частота вибрации /в 15 Аппаратура для измерения параметров вибрации ПАРАМЕТРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Продолжение таблицы 1 Параметры атмосферы: - плотность Р - относительная плотность Ап Плотномеры - температура Т Термометр - давление Р Манометр (барометр) - влажность X Гигрометр - скорость ветра W Измеритель скорости АПиИИС можно классифицировать по назначению, принципу действия, дистанционности и способу воспроизведения измеряемой величины. - приборы контроля за работой отдельных систем и агрегатов самолета. По назначению АПиИИС подразделяет на: - пилотажно-навигационные приборы и системы; - приборы контроля работы силовых установок; - приборы для измерения параметров окружающей среды; По принципу действия приборы могут быть механическими, электрическими, пневматическими, гидравлическими, оптическими, а также комбинированными, например, электромеханическими. По способу управления приборы разделяется на дистанционные и не дистанционные. Для дистанционных приборов характерно наличие каналов связи, со единяющих разнесенные на некоторое расстояние датчик и индикатор. На современных самолетах применяются цифровые каналы связи с коммутаторами и вычислительными комплексами. Линии связи также могут быть механическими, электрическими, гидравлическими, пневматическими. быть: По способу воспроизведения измеряемой величины приборы могут - с непосредственной выдачей информации; - регистрирующими; - с измерительными преобразователями. 16

10 Приборы с непосредственной выдачей информации подразделяются на: - приборы с индикацией информации в виде цифровых и аналоговых данных; - приборы с выдачей изображения в виде силуэта самолета, карты расположения наблюдаемых объектов и т.п.; - приборы, выдающие информацию в виде световых табло с надписями; - приборы, выдающие информацию в виде светового сигнала. Регистрирующие приборы фиксируют информацию непрерывно на бумаге, магнитных лентах или дискретно, с помощью печатающего устройства. Измерительный преобразователь обеспечивает преобразование некоторой входной величины x(t) в выходную величину v(t) другого вида, более удобную для дальнейшего использования и обработки. Значительную часть информационно - измерительных систем составляют приборы, датчики и системы угловых и линейных перемещений, так например, измерения и передача угловых величин от гирочувствительных агрегатов, датчиков магнитного курса, органов управления летчика и от выходных поворотных элементов цифро-аналоговых устройств, приборов управления, а также от датчиков связей рулевых приводов. В связи с многообразием информационно - измерительных систем целесообразно классифицировать их по следующим признакам: - диапазон изменения входной величины; - количество проводов и вид канала связи; - вид электрического сигнала и его параметра, являющегося носителем измерительной информации. АПиИИС в процессе летной эксплуатации подвергаются значительным внешним воздействиям: изменению температуры от +60 С до -6 0 С; давления окружающей среды от 41 до 855 мм.рт.ст: механическим ударам с ускорением до g при длительности удара до 2 0 м с с частотой до 80 ударов в минуту; вибрации до Гц. при этом вибрационная пере 17 грузка пв, т.е. отношение максимального ускорения при вибрации к ускорению свободного падения в отдельных случаях достигает до 1 0 ; влажности до %, а также воздействию сетевых радиопомех, магнитных и электростатических полей, радиационного излучения, морского тумана, плесневых грибов, и т.д. При проектировании и эксплуатации ВС его тактико-технические параметры, приборы и информационные измерительные системы ориентируют на стандартную атмосферу (рис. 1.5, табл. 2). Высота, км ГА Тропосфера 9 б 3 Плотность 0 Уровень _7() _б0 _ю _40 _30 _20 _w q дю ** ря Температ ура, С I I Цавление, Па I Плот ност ь в Н о т плот ност и Рис. 1.5 Стандартная атмосфера Тяжелые условия эксплуатации АПиИИС накладывают особые требования к надежности и точности их функционирования. 18 Таблица 2

11 Ft Высота h км Параметры стандартной атмосферы Температура Давление Плотность t Т N/m2 mbar kg/m3 С К Ра h Ра -0,2 16,30 289,51 1,2487-0,1 15,65 288,32 1,00 288,25 1,1 14,35 287,29 1,2133 0,2 13,70 286,S ,45 1,2017 0,3 13,05 286,73 1,1901 0,4 12,40 285,11 1,1787 0,5 11,75 284,61 1,1673 0,6 11,10 284,22 1,1560 0,7 10,45 283,94 1,1448 0,8 9,80 282,76 1,1337 0,9 9,15 282,70 1,0 8,50 281,74 1,2 7,20 280,15 1,0900 1,4 5,90 278,99 1,0686 1,6 4,60 277,23 1,0476 1,8 3,30 276,89 1,0269 2,0 2,00 275,95 1,0065 2,2 0,70 273,41 0,9864 2,4-0,60 272,26 0,9666 2,6-1,90 271,49 0,9472 2,8-3,20 269,10 0,9280 3,0-4,50 268,08 0,9091 3,2-5,80 267,44 0,8905 3,4-7,10 266,15 0,8723 3,6-8,40 264,22 0,8543 3,8-9,70 263,64 0,8366 4,0-11,00 262,40 0,25-17,50-20,75-24,00 258,91 255,66 252,41 249, Продолжение таблицы 2 577,28 540,20 505,07 471,81 0,7768 0,7361 0,6971 0,6597 6,5-27,25 245,35 0,6239 7,0-30,50 242,61 0,5895 7,5-33,75 239,51 0,0-37,00 236,00 0,5252 8,5-40,35 232,99 0,4951 9,0-43,50 229,42 0,4663 9,5-46,75 226,23 0,0-50,00 223,36 0,5-53,25 219,74 0,0-56,50 216,32 0,0-56,50 216,30 0,0-56,50 216,10 0,0-56,50 216,02 0,0-56,50 216,45 0,0-56,50 216,87 0,0-56,50 216,87 0,0-56,50 216,05 0,0-56,50 216,10 0,0-56,50 216,75 0, Основные характеристики авиационных приборов и информационно - измерительных систем Авиационные приборы и измерительные системы состоят из элементов, имеющих самое различное назначение, однако характерными из них являются функциональные элементы (ФЭ), определяющие их как средство измерения. Измерительные устройства могут состоять из следующих функциональных элементов: - ОУ - отчетное устройство;

12 - ПЧ - подвижная часть; - ПМВ - передаточно-множительный выпрямляющий механизм; - СХ - измерительная схема; - Пр - преобразователь измерительного устройства - датчика; - П - приемник, часть измерительного устройства, не имеющая ПЧ; - Д - двигатель. Показание А 0 ут.е. значение измеряемой величины, определяемое по отчетному устройству, ведется по шкале и по отклонению указателя: ^ ОУ ~ dш к ~ a o y ~ f(a), (1-1) где а - цена деления - разность значений величины, соответствующих двум соседним отметкам шкалы; d - отклонение указателя в делениях шкалы; а оу - отклонение указателя в единицах угловых (линейных) перемещений. Зависимость а оу = f(a), называется характеристикой шкалы. Диапазон измерений - область значений измеряемой величины, для которой нормированы допускаемые погрешности. Диапазон показаний - область значений шкалы, ограниченная начальным и конечным значениями шкалы. Предел измерений - наибольшее или наименьшее значение диапазона измерений. Для взаимозаменяемых ОУ должно быть совпадение диапазона показаний, цены деления и характеристики шкалы. Подвижная часть - характеризуется созданием и взаимодействием двух моментов (сил) - движу щего и противодействующего, при котором все детали измерительного механизма, участвующие в создании движущего и противодействующего моментов, обеспечивают получение зависимости отклонения ПЧ от измеряемой величины. Движущий момент (сила) зависит от измеряемой величины, т.е. 21 м дв / д (Апч) ~ f (А) 1 Р,Дв = (А п ч) «П А) J" Зависимость М дв = f д (А) называется уравнением принципа действия прибора или датчика. Противодействующий момент (сила) зависит от отклонения П Ч, т.е.: М = / м {ап ч) - Р = / р {ап ч). (L3> В положении равновесия, соответствующего отсчету по шкале моменты равны: М дв = М, т.е. / -Д(А) = / Д (а пч), отсюда а пч = f (A), определяет характеристический параметр ПЧ. Передаточно - множительный выпрямляющий механизм передает движение от П Ч к О У или преобразователю П р и характеризуется передаточным отношением, определяемым коэффициентами К }, К 2. Для прибора отклонение равно: а О У = к 1к 2 а П Ч (1"5) Для датчика отклонение равно: ос ^ П Р К К ос iv ; iv 2 U 77t/ (1.6) где К] - постоянный передаточный коэффициент; К 2 - переменный передаточный коэффициент, который может изменяться при регулировки и подгонки ПМВ механизма. В приборах, в которых перемещение ПЧ достаточно для осуществления отсчета ПМВ может не быть. 22

13 Измерительная схема охватывает все звенья электрической схемы, которые участвуют в воспроизведении сигнала, связанного с измеряемой величиной и дающею величину АПЧ, необходимую для создания движу щего момента. Выходной параметр схемы П сх является величиной, определяющей перемещение П Ч Псх ~ АПЧ ~ fc x (А) В общем случае П с х = / (П п,п Пр) = т, А 3,...), С1-7) где IIцр. П п - выходные параметры ФЭ преобразователя и приемника; А и Лг... - физические величины, влияющие на результат измерения. Преобразователь измерительного устройства (датчика), содержит все элементы, участвующие в преобразовании перемещения подвижной детали П Ч в сигнал, пригодный для дистанционного измерения или управления (потенциометр и щетка, катушка индуктивности и сердечник и т.д.). В общем случае выходной параметр преобразователя равен: Ппр HjjpCLjjp f (НПЧ) f (Ар) : (1.8) где Кш- - постоянный коэффициент, определяющий конструктивные особенности преобразователя в зависимости от типа; апр - перемещение подвижной детали преобразователя, связанное с входным параметром Пр. Приемник - это часть измерительного устройства, не имеющая ПЧ, в котором происходит преобразование одного вида энергии в другой. Приемник характеризуется выходным параметром: Пп =/п(а). Приемники делятся на две группы: (L9) 1. Параметрические приемники, в которых измеряемая величина вызывает изменение свойств или электрических параметров, для измерения 23 которых требуется источник тока (терморезисторы, фоторезисторы, тен- зорезисторы). 2. Генераторные приемники, в которых измеряемая величина создает ЭДС (термопары, фотоэлементы, пьезоэлементы), к этой же группе относятся приемники механического принципа действия, в которых происходит преобразование одного параметра в другой (например, вращения в перемещение). Двигатель - типовой, но в измерительных системах работает в схемах с обратными связями. При изменении измеряемой величины от значения A j до. 1,. появляется разность. 1, которая посредством других функциональных элементов ФЭ, воспроизводится в виде сигнала управления, подаваемого на двигатель. Ротор двигателя вращается и перемещает ФЭ П р, при этом обороты двигателя носят зависимость: nm = f (A i+1 - A i) = f (A). 1.3 Установившиеся отклонения подвижной части (1Л) При отклонении П Ч от положения равновесия на нее действует устанавливающий момент: М = М - М (1-11) 1У1уст дв 1V1? где М дв = [д (А) - движущий момент; М = f m(a) - противодействующий момент. При М дв = М наступает равновесие, что соответствует отсчету a= f(a). Зависимость f(a) определяет статическую характеристику измерительного устройства (рис. 1.6): 24

14 a Чувствительность измерительной схемы: о =. о = М - 0 /-ТТЛ. V СХ 1j r СХ 1л dn danp Качество подвижной части П Ч характеризует удельный устанавливающий момент: Ai Рис Статическая характеристика измерительного устройства Чувствительностью измерительного устройства S называется предел отношения приращений выходной А а, и входной 1.1 величин при стремлении последней к нулю: Х = / ^ = ^, е т = ^. ДА та da где у - угол наклона касательной к характеристике; та, та - масштабы графика по осям а и А. A (1. 12) Порог чувствительности - минимальное приращение измеряемой величины А, при котором выходная величина а начнет изменяться. Чувствительность подвижной части согласно формуле (1.12) будет: d a da Чувствительность приемника аналогично: dll S n = da Чувствительность преобразователя: dylr Ч 1р S m = - da 25 ДМ м LУ УСТ -. уст А а В общем случае: А А Ш (1 Л З) 1У1УУСТ 7 7 d a d a Для повышения качества П Ч необходимо при создании и эксплуатации измерительных устройств уменьшать моменты трения в опорах движущихся частей. 1.4 Неустановившееся отклонение подвижной части Чтобы выяснить влияние отдельных параметров на характер движения ПЧ необходимо исследовать ее движение в неустановившемся переходном режиме. Как известно, уравнение моментов имеет вид: Td 2a da (1.14) J +С;$±А/Г М пк dt2 dt 1 т дв где J - момент инерции ПЧ, учитывающий совокупное действие всех инерционных масс, приведенных к оси вращения П Ч; К - коэффициент демпфирования; С] - приведенная угловая жесткость; М т- момент трения в опорах ПЧ; 26

15 М дв=/д(а,а) - движущий момент; rd 2a J характеризует динамику реагирования (ускорения) П Ч на dt воздействия измеряемой величины; К - момент демпфирования, характеризует способность успоdt коения П Ч в переходной период; (- характеризует крутизну характеристики в переходный период; М т- момент трения постоянный, не зависящий от а, поэтому им можно пренебречь. Так кякм дв=ка -А, получим: J ^ r + K + CIa = K AA = M (1Л5) dt dt 1 л дв Отсюда: а = M de J d а К d a (i 1 5) С, Сj d t2 С1 dt В установившемся режиме: МДВ а =- С, При движении динамическая погрешность равна: J d 2a K d a () ДШ ~ C jdt2 C jdt т.е.адина зависит от J, К, С). 27 Для исследования поведения измерительного устройства при воздействии измеряемого параметра необходимо знать передаточные функции ФЭ. А(Р) 1. Подвижная часть ПЧ. w (.р) = ^ ,7 А (Р) J p 2 + K p + C j" 2. Приемник П: Wn (P) = п п (Р) А (Р) 3. Преобразователь Пр\ Wup(P) = ^ = К п р- а Пр(Р) 4. П М В механизм: W IJM B (Р) = ~ Ш М ^ Г = К 1К 2 " а п ч (Р) 5. Схема Сх: WC (P) = А А Р) п сл Р) W(P) Передаточные функции Рассмотрим характер движения П Ч для случая, когда она подходит к положению равновесия после отклонения на угол ас. При этом М дв=0 и уравнение (1.14) примет вид: 28

16 называемую степенью успокоения, получим три вида возможных пе реходны х процессов: а его характеристическое уравнение: Р > 1 - апериодический характер движения; Р < 1 - колебательный характер движения; J x 2 + К х + С2 = 0. Р = 1 - апериодический, критический характер движения. Для приборов и датчиков наиболее благоприятная величина степени успокоения Р < 1. Графики этих переходных процессов имеют вид (рис.1.7): а а 1.5 Погрешности С -А - - Погрешность измерительного устройства - это разность между показанием и истинным значением измеряемой величины. Погрешности измерительных устройств имеют разнообразный характер и могут быть вызваны: - непостоянством условий измерения; - недостатками измерительных устройств и применяемых мето дов измерения; Рис Графики переходных процессов 1235т- апериодический; колебательный; апериодический (критический); допустимая зона измерений; время в течении которого ПЧ достигнет положения равновесия. - несовершенством органов чувств наблюдателя; - неправильными действиями наблюдателя. Погрешности могут быть основными и дополнительными. Основная - это погрешность средства нормальных условиях (P=\()()KI 1.\± ± 5 Т ". влажность 65± 15%. рабо чее положение прибора и т.д.). Дополнительная Решая это уравнение, и введя величину измерения, используемого в - это изменение погрешности, вызванное отклонением от нормальных условий при измерении параметра. В зависимости от размерности погрешности различают: абсолютные, относительные, приведенные относительные. Абсолютная погрешность - это разность Да меж ду показанием А 0у прибора и истинным значением А измеряемой величины: 30

17 Относительная погрешность - это отношение абсолютной погрешности измерительного прибора к текущему значению измеряемой величины. Приведенная относительная погрешность - это отношение абсолютной погрешности измерительного прибора к его нормирующему значению (верхнему пределу измерений, диапазону измерений, длине шкалы). Класс точности приборов устанавливается по основной приведенной относительной погрешности, выраженной в процентах, и вместе с тем удовлетворяет соответствующим требованиям в отношении допустимых дополнительных погрешностей. В зависимости от величины погрешности средствам измерения присваиваются классы точности, выбираемые из ряда К = 10й, где п = 1 ; 0 ; - 1 ; - 2 ;... В зависимости от режима измерения погрешности могут быть статическими и динамическими. Статическая погрешность - это погрешность средства измерений, используемого для измерения постоянной величины. Динамическая погрешность - разность между общей погрешностью средства измерений в динамическом режиме работы и его статической погрешностью, соответствующей значению измеряемой величины в данный момент времени. По закономерности появления погрешности могут быть случайными и систематическими. Случайная погрешность - это составляющая погрешности, изменяющаяся случайным образом. Случайные погрешности оцениваются на основе методов теории вероятностей. В эксплуатации для оценки средств измерений пользуются средними значениями А и средними квадратичными отклонениями о(д) случайных погрешностей: д = ^ > п м где п - число опытов при определении А; 31 (1Л9) - /-я реализация (отсчет) по ОУ. где т - количество средств измерения, использованных при оценке погрешности; А, - значение величины А для / - экземпляра средства измерения; 1 т М [Д ] = X Д(- математическое ожидание. т Случайные погрешности рассчитываются при разработке средств измерения. Их можно вычислить для измерительной системы в целом, применяя правила суммирования случайных величин. Систематическая погрешность - постоянная или закономерно изменяющаяся составляющая погрешности. Они поддаются учету и могут быть скомпенсированы. В зависимости от причин, вызывающих погрешность различают методические и инструментальные погрешности. - сложность точного воспроизведения уравнений принципа действий; Методические погрешности возникают по следующим причинам: - несовершенство метода измерения; - не учет других внешних факторов, не связанных с конструкцией, но влияющих на показание прибора. В уравнении принципа действия движущий момент является функцией измеряемой величины А, при этом необходимо учитывать ряд параметров (Д С,...,7V) характеризующих воздействие внешних условий. М ДБ = f fl(a,d,c,...n) = f M (a), откуда: С1-21) а = f a (A,D,C,...N). (L22) 32

18 Если в методе измерения и в построении прибора не учесть изменений AD, АС,..., A N внешних параметров!). С,..., N, воздействующих на 114. то произойдет изменение момента Мдв. При достаточно малых значениях отклонений AD, AC... A N по сравнению с величинами 1). С,... N, она может быть определена как: A u a = AD + AC+...+ A N. м D С N (L23) Методическая погрешность зависит не только от величины приращений, но и от характера зависимости функции / а от параметров, т.е.: С. с...с d D d C 3N " Наиболее общим методом уменьшения методических погрешностей, также широко применяемым и для компенсации других погрешностей, является введение в измерительный прибор устройств, подающих дополнительные корректирующие сигналы, пропорциональные величинам AD, АС,... AN: - K da D ; - К с АС;... ~ K n A N. (L24) При введении таких корректирующих сигналов отклонение ПЧ равно: а ТОчн = f(a, D0, С0,... N,0) + { -КD1 D D +... \ D) (1.25) ~ Kc j DC+i ^ j DN> где D 0, С0,...N 0 - нормальные постоянные внешние параметры. Для полной компенсации методической погрешности необходимо удовлетворить условиям: К D = ^ ~, К с =,... ^ = (L26) D dd с дс Для схемных решений применяют два метода компенсации методической погрешности: - автоматическое введение корректирующих сигналов; - неавтоматическое введение корректирующего сигнала, путем вычисления величины сигнала и ввода его через механический корректор в кинематическую схему. Другим методом уменьшения методической погрешности является поддержание эксплуатационных условий, при которых погрешность минимальна. Инструментальные погрешности возникают в результате взаимодействия моментов М дв и М, которые зависят от параметров, связанных с конструкцией: «= fa {М д в,м) = fa (A,B,L,T,P,E,G,...),

19 1.6 Типовые измерительные схемы 1. Последовательное включение преобразователя с измерительным прибором (рис. 1.8). Характеристический параметр: П Пр = К Пр = R ok, где КПр - сопротивление пропорциональное перемещению щетки преобразователя; R 0 - общ ее сопротивление преобразователя; где К и - коэффициент, учитывающий конструктивные параметры прибора; С] - коэффициент жесткости пружины. Таким образом, показания прибора зависят не только от изменения R np, но и от Uп, Кл, Rn. Т.е. для уменьшения погрешности необходимо стабилизировать Un и (Кл + R n) <

20 + 0 a K n r K n U

21 R np R n i2 R np + R n R -Пр (R 0 ~ R n p) + R n (R o - R n p)-r n R o ~ R np R np + R n (1.34) 1 Rm (R 0 ~ R n p)+ R n Поделим все выражение на R. и подставляя значения К = R Пр Rn, полу- Rn чим: v 4 X -0 U 0- Rm Ro { Ro >1 1 1 (Ro ^ R np Ro 1 3 l Ro (Ro R np) (R np! R n 1 [ Ro Ro j I Ro «Рис Схема делителя тока с включением логометра Ro j Для увеличения чувствительности следует выполнить условие Rn:> R o~ то гда Сопротивление одного из плеч моста (Rnp) изменяется пропорцио нально измеряемой величине. К С (1.36) 1 -К Ток в диагонали моста равен: Отношение токов в катушках логометра обратно пропорционально отношению сопротивления этих цепей: Для увеличения чувствительности следует выполнить условие R n ) + R n R 0 -(1 - K) + R n R np + R n R np + R n 39 (1.37) 40 (1.38)

22 Отклонение П Ч гальванометра равно: а пч = C J P, (1.41) где Рп - мощность, рассеиваемая в рамке. Ртса будет тогда, когда: R n Рис Мостовая схема постоянного тока При выполнении равенства R jr np = R 2R 3 ток в диагонали моста равен нулю. При изменении Р Пр ток in изменяется пропорционально RnP. При изменении напряжения U пропорционально изменяется ток в диагонали моста, что часто используется для складывания или вычитания двух зависимых величин, например, при компенсации погрешностей возникающих от изменения температуры, плотности, давления и т.п. Чувствительность мостовых схем по току равна: R R& R j+ R 2 R 3 + R np В приборах часто применяется симметричные мосты, когда: Ri=R2,R3=Rnp ; Ri= R 3,R2=Rnp; R r R 2 = R 3 = R n P На рисунке 1.14 представлена схема моста с логометром. (1.42) А/" AR R n Пр Пр По напряжению: \ у (1.39) Ri/i теля. S = A i R A U AR Пр V RnP J AR где е =- R -Пр Пр (1.40) - относительное изменение сопротивления преобразова- 41 Рис Схема моста с логометром При изменении РПр изменяется сила тока лишь в рамке /С. В зависимости от отношения токов в рамках, угол отклонения ПЧ логометра равен: Л- А а п ч = f = / ir А/ (1.43) где /, i6 - токи в рамках при начальном значении РПр, 42

23 Дis - изменение тока, соответствующее изменению сопротивлению AR n В этой схеме показания логометра очень слабо зависят от изменения напряжения U. Чтобы увеличить чувствительность моста применяют схему, в которой при изменении сопротивления КПр изменяются токи в обеих рамках с разными знаками (рис. 1.15). Также для повышения чувствительности моста применяют схему двойного моста (рис.1.16): R n R 7 1 R 72 Riii R.71 R.72 Riii Рис Схема моста со встречным включением обмоток логометра При R 5 = R6 и Rj R, имеем отношение токов протекающих через рамки логометра: i5 _ R 1R 5 ~ R I7p R 7 + R 2 (R 5 + R7 + R ]) (1.44) h R1R6 ~ R2R7 + R-Пр (R 5 + R-7 + R-l) По этому отношению токов определяется угол отклонения П Ч логометра. Сопротивление R7 = Rn + R72 определяется из условия компенсации температурной погрешности. Рис Схема двойного моста Для уяснения работы такого моста будем считать условно, что одна из обмоток, например R6, отсутствует. При условии равновесия моста Rj = R 3 и Rj R jjp м о с т будет разбалансирован, т.к. R- Ф 0 (ток потечет по обмотке R 5), а при отсутствии R 5 в другую сторону ток потечет по обмотке R 6. При изменении R np ток в одной обмотке приблизится к минимальному, а в другой к максимальному значению. Таким образом достигается повышенная чувствительность моста. Температурная компенсация осуществляется резисторами R12 и R 72, при этом R12 компенсирует изменение тока в обмотке R6 из-за изменения I окружающей среды, а сопротивление ЛЦ - в обмотке R

24 6. Схема уравновешенного моста с линейной характеристикой представлена на рис R 2 R ег RnP2 т.е. перемещение щетки линеино зависит от изменения сопротивления измерительного плеча моста. 7. Схема уравновешенного моста с нелинейной характеристикой (рис.1.18). 1& RnPi Рис Схема уравновешенного моста с линейной характеристикой R i RnP2 R 3 Рис Схема уравновешенного моста с нелинейной характеристикой Уравнение равновесия имеет вид: Режим компенсации достигается за счет перемещения щетки потенциометра для получения равновесия моста. Уравнение равновесия при условии, что щетка RnV2 находится в крайнем левом положении, имеет вид: RnPA = R 2{RnP2+Rs)- (L45) Пусть Rnpl уменьшается при изменении измеряемой величины. Мост разбалансируется, и двигатель будет перемещать щетку R np до наступления равновесия. { R U p l - k R - I l p l + A R n P2) R 4 = R 2 (R 3 + R n P2 ~ A R H p2) Из уравнения (1.45) выразим R 3: Rs = R n p l R 4 R, R 2 R Up2 и, подставив в уравнение (1.46), получим: - R 4A.Rnpi +ARnp2R R 2ARnp2, (1.46) R npl { R S + R HP2) = R lr 4- (L 4 8) При изменении R n i и R npl: (-R llp l + ^) (R3 + Rnp2 - ^) = R 4 {R1 + ^ Пр2). (L49) Из уравнения (1.48) выразим Rf. n R n Pl R 3 + R n p l R n P2, л /у = и, подставив в уравнение (1.49), получим: R 4 откуда: R, ^ П р 2 { R n p l + R 4 + ПР1) = A R n p l (R 3 + R n P2) > откуда: 46

25 R 3+ R A R ^ = ARn m npl R 4 + Rnpl+ ARnpl Зависимость ARnp2 = f,с. 170-197;,с. 7-9;,с. 50-55.

–  –  –

1. Структурная схема СВС-ПН. Назначение элементов. Основные функциональные зависимости для вычисления скорости, высоты, числа М.

2. Система СВС с вычислительными устройствами, совмещёнными с указателями. Реализация потенциометрической схемы вычитания в канале индикации высоты.

3. Система СВС с вычислительными устройствами, совмещёнными с указателями. Реализация потенциометрической схемы деления в канале индикации числа М.

4. Система СВС с вычислительными устройствами, совмещёнными с указателями. Реализация реостатной мостовой схемы умножения в канале индикации скорости.

5. Функциональная схема СВС с цифровым вычислителем. Назначение основных блоков.

6. Функциональная схема СВС на базе микропроцессоров с каналом информационного обмена. Преимущества. Назначение основных блоков.

7. Функциональная схема ИКВСП с тремя СВС. Принцип действия.

–  –  –

Физические основы гироскопических явлений. Уравнения движения гироскопа с тремя степенями свободы. Основные свойства и характеристики гироскопов с тремя степенями свободы. Особенности технической реализации гироскопов.

–  –  –

Изучение гироскопа следует начать с определения кориолисова ускорения и вывода уравнения гироскопического момента. Затем необходимо изучить уравнения движения гироскопа с тремя степенями свободы и рассмотреть его движение под действием импульса момента и под действием постоянно действующих моментов внешних сил. На основе этих выводов определить основные свойства гироскопа с тремя степенями свободы.

–  –  –

1. Дать понятие кориолисова ускорения и гироскопического момента.

2. Привести вывод уравнений движения гироскопа с тремя степенями свободы.

3. Определить движение гироскопа под действием импульса момента.

4. Определить движение гироскопа под действием постоянно действующего момента внешних сил.

5. Определить основные свойства гироскопа с тремя степенями свободы.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1. Исследование дифференциального индуктивного манометра типа ДИМ.

2. Исследование магнитоиндукционного тахометра ИТЭ.

3. Исследование термометра сопротивления ТУЭ-48.

4. Исследование барометрического высотомера ВЭМ-72.

5. Исследование системы воздушных сигналов СВС-85

6. Исследование трехстепенного астатического гироскопа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ

–  –  –

Курсовое проектирование выполняется с целью приобретения инженерных навыков по выполнению самостоятельной расчетно-конструкторской работы.

В процессе проектирования студенты используют материал, полученный при изучении общетехнических и специальных дисциплин, а также применяют справочную и учебную литературу для расчета и конструирования авиационного приборного оборудования с учетом особенностей эксплуатации в ГА..

Объём и содержание курсового проекта

Номер задания и вариант исходных данных курсового проекта студентами заочной формы обучения выбираются в соответствии с двумя последними цифрами номера зачётной книжки. При этом номер задания выбирается по последней цифре номера зачётной книжки, а номер варианта исходных данных – по предпоследней цифре. Студенты, у которых номер зачётной книжки заканчивается на цифры 1, 3, 5, 7, 9, выполняют курсовой проект по заданию № 1 на тему «Датчик угловых скоростей с электрической пружиной», а студенты, у которых номер зачетной книжки заканчивается на цифры 0, 2, 4, 6, 8, выполняют курсовой проект по заданию № 2 на тему «Маятниковый компенсационный акселерометр».

По согласованию с заведующим кафедрой может быть выдано индивидуальное задание по тематике научно-исследовательской работы кафедры, по модернизации лабораторной базы кафедры или в соответствии с профилем работы студента.

Курсовой проект состоит из пояснительной записки и конструкторскографической разработки. Расчетная часть излагается в пояснительной записке, которая должна быть выполнена в машинописном виде или рукописном виде черными или синими чернилами (пастой) на одной стороне листа формата А4 (210297). По содержанию она должна соответствовать заданию на проект и иметь нумерацию страниц, нумерованные ссылки на литературные источники.

Пояснительная записка включает:

1. Технические данные проектируемого прибора (датчика).

2. Выбор, обоснование и описание принципа действия и конструкции прибора (датчика).

3. Согласно заданию на проект, выполненные расчеты. В записке должны быть определены погрешности, оговоренные в задании, и показано, что проектируемый прибор (датчик) удовлетворяет техническим требованиям. Сложные расчеты целесообразно проводить на ПЭВМ.

4. Анализ вопросов, включённых в задание на курсовой проект.

5. Выводы (заключение).

6. Список литературы.

Графическая часть курсового проекта выполняется на одном листе формата А1 в полном соответствии с ЕСКД. На первой половине листа – сборочный чертеж формата А2 разрабатываемого прибора (датчика), на второй половине листа – сборочный чертеж формата А3 наиболее ответственного узла и чертежи двух деталей формата А4, входящих в состав узла. Структурная и принципиальные схемы прибора (датчика) приводятся в пояснительной записке.

Защита курсового проекта

Выполненный курсовой проект, подписанный студентом и допущенный руководителем к защите, представляется на рассмотрение комиссии, в состав которой входит не менее двух преподавателей. Студент докладывает о проделанной работе и отвечает на вопросы членов комиссии.

Критерием выставляемой оценки является знание материала по проектируемому прибору (датчику), оригинальность принятых решений, качество оформления пояснительной записки и графической части, а также правильность и полнота ответов.

После защиты курсового проекта чертеж складывается «гармоникой» согласно требованиям ГОСТ 2.501–88, чтобы основная надпись чертежа оказалась на лицевой стороне сложенного листа в правом нижнем углу.

–  –  –

Номер задания 2 Тема проекта Маятниковый компенсационный акселерометр.

Технические дан- Представлены в табл.5.

ные Время переходного процесса не более 0,01 с.

Перерегулирование не более 20 %.

Конструктивная Разработать конструкцию маятникового компенсациончасть ного акселерометра.

Анализ Проанализировать пути повышения точности и характерные неисправности маятникового компенсационного акселерометра.

Литература , , , , .

–  –  –

ВВЕДЕНИЕ

Задачи изучения дисциплины

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

ЛИТЕРАТУРА

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Раздел 1. Принципы построения и основы теории АПиИИС

Раздел 2. Приборы контроля работы авиадвигателей и агрегатов ВС.

8 Раздел 3. Высотное и кислородное оборудование ВС

Раздел 4. Измерители барометрической высоты полета

Раздел 5. Измерители скорости полёта и числа М

Раздел 6. Информационно-измерительные системы и комплексы высотноскоростных параметров

Раздел 7. Основы прикладной теории гироскопа

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ.... 19

Цель курсового проектирования

Защита курсового проекта

Задания на курсовой проект

ПРИЛОЖЕНИЕ

Похожие работы:

««NAUKARASTUDENT.RU» Электронный научно-практический журнал График выхода: ежемесячно Языки: русский, английский, немецкий, французский ISSN: 2311-8814 ЭЛ № ФС 77 57839 от 25 апреля 2014 года Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны Издатель: ИП Козлов П.Е. Учредитель: Соколова А.С. Место издания: г. Уфа, Российская Федерация Прием статей по e-mail: [email protected] Место издания: г. Уфа, Российская Федерация Каххаров А.А. Особенности преподавания начертательной...»

« «Тамбовский государственный технический университет» В. В. Быковский, Е. В. Быковская, И. В. Редькин СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ Рекомендовано Научно-техническим советом ФГБОУ ВПО «ТГТУ» в качестве монографии Тамбов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ» УДК 620.9:33(470).326 ББК У305.142 Б95...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» В. В. ЛЕДЕНЁВ СТРОИТЕЛЬСТВО И МЕХАНИКА Утверждено Учёным советом университета в качестве краткого справочника для аспирантов, магистрантов и студентов Тамбов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ» 1 УДК 624.04(075.8) ББК Н581.1я73 Л39 Р е це н зе н ты: Доктор технических наук, профессор,...»

«УДК316 Станиславский Петр Владимирович соискатель кафедры социологии и психологии Южно-Российского государственного политехнического университета имени М.И. Платова [email protected] Pyotr V. Stanislavsky competitor of department of sociology and psychology The southern Russian state polytechnical university of M. I. Platov [email protected] Безопасность молодой семьи в контексте преодоления рисков демографического развития России Safety of a young family in the context of overcoming of risks...»

«СПРАВКА о материально-техническом обеспечении образовательного центра «RепетитоR» Адрес Назначение Собственность Полное Документ Кадастровый Номер Реквизиты N п/п (местоположение) оснащенных или иное наименование (или условный) записи заключений, здания, строения, зданий, строений, вещное право собственника основание номер объекта регистраци выданных сооружения, сооружений, (оперативное (арендодателя, возникнов недвижимости и органами, помещения помещений управление, ссудодателя) ения в Едином...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» К а ф е д р а «Общетеоретические дисциплины» С.Н. КОСИНОВА А.Е. ЛУКЬЯНОВ А.П. ЧУРИКОВ ФИЗИКА Сборник задач для заочников Самара Самарский государственный технический университет Печатается по решению редакционно-издательского совета СамГТУ УДК 530 К Косинова С.Н., Лукьянов А.Е., Чуриков...»

«Краткий отчет о деятельности технологической платформы «Развитие российских светодиодных технологий» в 2011 году Раздел 1.Формирование состава участников технологической платформы. Технологическая платформа «Развитие российских светодиодных технологий» была создана в соответствии с Протоколом президиума Правительственной комиссии по инновациям от 3 марта 2011 года. Целью функционирования Платформы является развитие в России нового направления промышленности, основанного на нанотехнологиях:...»

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Н АЦ И О Н АЛ ЬН Ы Й ГОСТ Р С Т АН Д АР Т 56830 – Р О С СИ Й СК О Й 2015 Ф Е ДЕ Р АЦ И И Нефтяная и газовая промышленность УСТАНОВКИ СКВАЖИННЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДНЫХ ЛОПАСТНЫХ НАСОСОВ Общие технические требования Издание официальное Москва Стандартинформ ГОСТ Р 56830 – 2015 Предисловие 1 РАЗРАБОТАН рабочей группой, состоящей из членов Экспертного совета по механизированной добыче нефти при поддержке ООО «Нефтегазовая вертикаль», ЗАО...»

«Иркутский государственный технический университет Научно-техническая библиотека Автоматизированная система книгообеспеченности учебного процесса Рекомендуемая литература по учебной дисциплине Теория автоматического управления № п/п Краткое библиографическое описание Электронный Гриф Полочный Кол-во экз. индекс 1) Автоматизация технологических и производственных процессов в 658.0 18 экз. машиностроении: учеб. для студентов вузов по направлению А22 Конструкторско-технологическое обеспечение...»

«УДК 372.874 СЕНСИТИВНЫЕ УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В РИСОВАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аникина А.П. ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова», Москва, Россия, Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного центр развития ребенка – детский сад № 26 «Незабудка», [email protected] Для полноценного изображения человека детьми старшего...»

«ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ Москва Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана УДК 681.2+621.791 ББК 30.14+30.82 Д44 Авторы: Г.А. Бигус, Ю.Ф. Даниев, Н.А. Быстрова, Д.И. Галкин Рецензенты: академик Н.П. Алешин; доктор технических наук В.С. Котельников Диагностика технических устройств / [Г. А. Бигус, Д44 Ю. Ф. Даниев, Н. А. Быстрова, Д. И. Галкин]. – M. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014 – 615, с. : ил. ISBN 978-5-7038-3925-6 В монографии приведены основные понятия технической диагностики -...»

«ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА о служебной деятельности подразделений Тыла ГУ МВД России по Ростовской области за 9 месяцев 2014 года Сведения о финансировании из средств федерального бюджета В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 года №3 – ФЗ «О полиции» финансовое обеспечение деятельности полиции, включая гарантии социальной защиты сотрудников полиции, выплат и компенсаций, предоставляемых (выплачиваемых) сотрудникам полиции, членам их семей и лицам,...»

« Якушенков Виктор Васильевич Тарасов – доктор технических наук, профессор, генеральный директор ОАО «ЦНИИ «Циклон». Хорошо известны его работы в области создания высокочувствительных матричных приемников излучения на основе микроболометрических чувствительных слоев, структур с множественными квантовыми ямами и сверхрешеток типа II. Пионерскими...»

«БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ КНИГ, ПОСТУПИВШИХ В БИБЛИОТЕКУ в июне – сентябре 2014 г. БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО (02) 1. 025 Б 59 Библиотечно-библиографическая классификация: средние таблицы: практическое пособие, Вып. 6: 3 Ж/О Техника. Технические науки / гл. ред. Э. Р. Сукиасян. – М. : Пашков дом, 2013. – 784 с. Экземпляры: всего:1 обр(1) ВОЕННОЕ ДЕЛО (ББК 68) ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ 2. 68.5/7 Р 30 Рдултовские чтения 2012: материалы Третьей Всероссийской науч.-техн. конференции, 10-12 октября...»

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ № 16-ФБ от 07.08.2013г «Разработка проекта правил использования Заинского водохранилища». Шифр П-13-79. Этап 7. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Ограничения эксплуатации Заинского водохранилища и мероприятия по поддержанию его надлежащего санитарного и технического состояния 1.1. Постоянные ограничения 1.2 Временные сезонные ограничения 1.3. Мероприятия по поддержанию надлежащего санитарного состояния водохранилища 1.4 Мероприятия по предотвращению заиления водохранилища 1.5....»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

На своей основной работе занимаюсь разработкой бортовых информационных систем для летательных аппаратов. Тема очень интересная, но слишком обширная для одного топика. Так что я начну с самых основ и первую свою статью на хабре посвящу общему описанию бортовой аппаратуры воздушного транспорта.

Системы сбора данных

  • система измерения параметров двигателей;
  • барометрические и радиолокационные высотомеры;
  • измерители воздушной скорости;
  • датчики температуры и давления;
  • инерциальная навигационная система;
  • и т.п.
В задачи систем сбора данных (ССД) входит измерение различных сигналов и физических величин, характеризующих состояние летательного аппарата (ЛА). Как правило такая система состоит из одного или нескольких датчиков подключенных к вычислительным блокам. Каждый вычислительный блок представляет из себя небольшую маломощную ЭВМ, в которой данные от датчиков фильтруются, обрабатываются и преобразуются к стандартизованному коду (например, ГОСТ 18977-79).

Системы отображения информации

  • комплексный пилотажный индикатор;
  • комплексный индикатор навигационной информации;
  • пульт управления;
  • индикатор на лобовом стекле;
  • нашлемная система индикации;
  • и т.п.
Системы отображения информации (СОИ) выдают членам экипажа пилотажную и навигационную информацию, данные от радионавигационных систем, систем автоматического пилотирования и т.п. Также они обеспечивают двусторонний обмен данными между бортовыми информационными системами ЛА и членами экипажа.
В современных летательных аппаратах устанавливаются индикаторы на основе цветных жидкокристаллических матриц, специальным образом доработанных для возможности применения в жестких климатических условиях и при прямой солнечной засветке. В состав индикаторов также входят процессорный модуль, графический контроллер и разнообразные интерфейсы связи - по сути это полноценный компьютер с собственным дисплеем, а часто и клавиатурой в виде кнопочного обрамления.
Пульт управления отличается от индикатора расширенной клавиатурой и довольно скромным дисплеем.
Индикатор на лобовом стекле и нашлемная система индикации являются первыми в истории системами дополненной реальности. Их функции схожи с жидкокристаллическими индикаторами, отличается лишь сам принцип отображения - картинка рисуется на почти прозрачных экранах проекционным методом.

Системы радионавигации

Неавтономные системы радионавигации
  • радиотехническая система ближней навигации;
  • система посадки;
  • спутниковая навигационная система;
  • система предупрежения столкновений;
  • и т.п.
Основными функциями неавтономных радионавигационных систем является вождение летательных аппаратов по курсу, привод на аэродром, помошь при заходе на посадку. Такие системы состоят из двух частей: системы радиомаяков на земле (также на борту других ЛА или КА) и приёмников на борту ЛА, который по параметрам принятого от радиомаяка сигнала, определяет направление на данный радиомаяк. Радиомаяки ведут вещание на немного разных частотах в пределах четко фиксированных диапазонов, что даёт возможность настроиться на конкретный радиомаяк.
Автономные системы радионавигации
  • автоматический радиокомпас;
  • радиовысотомер;
  • доплеровский измеритель скорости и угла сноса;
  • метеонавигационная РЛС;
  • и т.п.
Автономные системы радионавигации, в отличае от неавтономных не требуют для своей работы внешних источников сигнала. Передатчики и приёмники таких систем находятся на одном и том же ЛА. Их задача - определение характеристик полёта воздушного судна радиолокационным методом.

Системы радиосвязи

  • система дальней радиосвязи;
  • система ближней радиосвязи;
  • система внутренней связи между членами экипажа;
  • радиолокационный ответчик системы управления воздушным движением;
  • система спутниковой связи;
  • система аварийной связи.
Для связи в пределах прямой видимости применяется СВЧ-радиостанции. Для дальней связи (от 300 до 3000 км) применяется ВЧ-радиостанция, также в ВЧ диапазоне работает и система аварийной связи. Общение между членами экипажа ЛА осуществляется по проводной связи.
Радиолокационный ответчик УВД предназначен для передачи информации о местоположении ЛА службам управления воздушным движением. Он состоит из двух приёмопередатчиков работающих на верхние и нижние килевые антенны. При приёме запроса от наземных служб, ответчик формирует и отправляет информационное слово состоящее из текущих координат ЛА, высоте полета, скорости, а в отечественных системах ещё и об остатке топлива на борту ЛА.

Системы автоматического пилотирования

  • автоматическая система повышения устойчивости и управляемости;
  • вычислительная система управления полётом;
  • вычислительная система управления тягой;
  • вычислительная система самолетовождения.
Системы автоматического пилотирования предназначены для повышения безопасности полета ЛА. Данные системы уменьшают колебания ЛА по всем осям, автоматически балансируют ЛА, согласовывают отклонение управляющих плоскостей, снижают влияние турбулентности, а также снижает нагрузку на рычагах управления. Также в задачи данных систем входит авоматический полёт ЛА по маршруту, автоматическая посадка, а в режиме ручного полёта - прокладывание оптимального маршрута движения ЛА.

В зависимости от типа ЛА, на нём может присутствовать специфическое для него оборудование. Например на гражданских пассажирских ЛА имеется система громкой связи и развлекательная мультимедийная система. На военных ЛА можно обнаружить систему управления вооружением, прицельные и разведывательные комплексы, радиолокационные станции, специфические пилотажно-навигационные системы.

Надеюсь тема окажется интересна хабрасообществу. В дальнейшем планирую написать подробнее по каждой из систем, в особенности по системам отображения, а также описать основные тенденции в развитии отечественной и зарубежной авионики.

Литература

1. «Радиотехнические системы» Казаринов Ю.М., Москва, 1990
2. «Авиационные приборы и системы» Клюев Г.И., Ульяновск, УлГТУ, 2000
3. «Справочник пилота и штурмана гражданской авиации» Васин И.Ф., Москва, 1990

UPD: Вставил красивую картинку (найдена на просторах интернета)
UPD2: Добавил метеолокатор (спасибо

1. Характеристика высотно-скоростных параметров.

Ответ:К высотно скоростным параметрам относятся: вертикальная скорость, воздушная скорость (истинная,приборная), число М, температура наружного воздуха углы атаки и скольжения, давление

Барометрическая высота - относительная высота полёта, измеряемая от условного уровня (уровень аэродрома или осреднённый уровень моря изобарическая поверхность, соответствующая давлению 101325 Па) с помощью барометрического высотомера

Истинной воздушной скоростью называется скорость перемещения ВС относительно воздушной массы. Истинная скорость Vист используется экипажем в целях самолетовождения. Приборная скорость Vпр используется летчиком для пилотирования.

Приборная скорость - скорость ВС без учёта движения воздушных масс

Для измерения высотно-скоростных параметров используются различные датчики, к примеру КУС-730\1100, ВБЭ-2, ВАР-30, УВИД, УМ-1 и т.д.

Наряду с приборами и датчиками на самолётах применяют системы воздушных сигналов (СВС), которые называют также централями скорости и высоты. Они прдназначены для комплексного измерения этих параметров и централизованного снабжения ими различных потребителей. Система СВС-ПН с бесконтактным вычислителем решаются расчётные формулы относительно высоты, скорости истиной, и числа М.(порядок получения формул описан на стр.172 учебника Габца). Так же имеются СВС с вычислительным устройством, совмещенными с указателями. В основу устройств положенны мостовые схемы. Для определения числа М используется потенциометрическая схема деления, для нахождения температуры наружного воздуха и срокости – реостатные мостовые схемы умножения, для вычисления высоты Нотн потенциометрическая схема вычитания. Во всех этих схемах на вход усилителя поступает сигнал рассогласования с задающих и отрабатывающих потенциометров, который после усиления приводит во вращение ротор двигателя. Двигатель через редуктор перемещает щетки потенциометра отработки и выходных потонциометров(подвижные элементы СКТ), а так же стрелку визуального отсчёта.(подробное описание стр.181 учебника Габца). (Информация о всех скоростях находится на странице 148 того же учебника).

2. Дайте характеристику критическим режимам полета и определите параметры, их определяющие.

Характеристики устойчивости и управляемости самолета зависят от скорости Vи, числа М, угла атаки а, перегрузки. На углах атаки, превышающих критические значения, наблюдается срыв воздушного потока, что приводит к поперечной и продольной неустойчивости самолета. Повышенные перегрузки отрицательно воздействуют на организм человека, конструкцию самолета, на работу отдельных агрегатов и силовой установки. В зависимости от высоты полета превышение вертикальной скоростью ее критических значений Vвкр может привести к происшествию.

В связи с отмеченным современные самолеты имеют ограничения по скоростям Vи, Vв, числу М , углу атаки и перегрузке. Эти ограничения зависят от типа самолета, высоты полета, режима работы силовых установок и т.д. Для указанных целей на самолетах используют различные устройства и системы. Примером являются автоматы углов атаки и перегрузок (АУАСП), а также системы сигнализации опасной скорости сближения самолета с Землей (ССОС).

Автомат АУАСП. Он измеряет и выдает сигналы, пропорциональные местным текущим углам атаки, критическим углам атаки и вертикальным перегрузкам . Автомат сигнализирует также о акр, предельных перегрузках.

Принцип действия автомата основан на непрерывной отработке в схемах самобалансирующихся мостов напряжений, пропорциональных параметрам атек, акр, пу.

Электрические напряжения, пропорциональные этим параметрам, выдаются (рис. 14.17) датчиками углов атаки ДУА , критических углов ДКУ и перегрузок ДП.

АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ, ИНФОРМАЦИОННО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЬЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ стр191 (бумажный 189)

3. Дайте характеристику параметрам, на основе которых определяется сближение самолета с Землей.

(Глухов - Авиационные приборы, информационно-измерительные системы и комплексы, стр.191)

4. Определите основные пилотажные параметры, характеризующие положение самолета в пространстве.

(“Авиационные приборы, информационно-измерительные системы и комплексы ”, В.Г.Воробьев, В.В.Глухов, И.К.Кадышев, стр.4)

Пилотажные параметры – это перемещение с-та относительно его центра масс. Для определения углового положения самолета в пространстве вводится связанная система координат OXYZ. Угловое положение самолета определяется тремя углами Эйлера: Угол между осью OX д НСК проекции продольной оси OX ССК на горизонтальную плоскость OX д Z д НСК отсчитывается по оси OX д называется углом рысканья. Угол между связанной осью OX и горизонтальной плоскостью называется углом тангажа. Угол между плоскостью симметрии самолета XOY и вертикальной плоскостью, проходящей через связанную ось OX, называется углом крена.

5. Определите курсы самолета.

Курсом самолета называется угол в горизонтальной плоскости, заключенный между направлением, принятым за начало отсчета, и продольной осью самолета. В зависимости от меридиана, относительно которого ведут отсчет, различают истинный, магнитный, компасный и условный курсы

Истинный курс – это угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана и продольной осью самолета; отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Магнитный курс – это угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и продольной осью самолета; отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Компасный курс – это угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана и продольной осью самолета; отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Условный курс – это угол, заключенный между условным направлением (меридианом) и продольной осью самолета.

(В учебниках не нашел, определение взял из Самолетовождения, стр. 20, прилагаю. Можно найти немного в уч. Воробьев, Глухов, Кадышев, Авиационные приборы, стр. 261)

6. Какие основные навигационные параметры определяют положение самолета в пространстве?

7. Определите навигационную задачу и обоснуйте необходимость ее автоматического решения

Учебник АПИиСК стр 297

8. Как осуществляется измерение высотно-скоростных параметров? Какие приборы и системы решают эту задачу?

9. Как осуществляется сигнализация о критических режимах полета? Какие системы решают эту задачу?

Характеристики устойчивости и управляемости самолета зависят от скорости V и, числа М, угла атаки, перегрузки. На углах атаки, превышающих критические значения, наблюдается срыв воздушного потока, что приводит к поперечной и продольной неустойчивости самолета. Повышенные перегрузки отрицательно воздействуют на организм человека, конструкцию самолета, на работу отдельных агрегатов и силовой установки. В зависимости от высоты полета превышение вертикальной скорости ее критических значений может привести к происшествию.

В связи с этим самолеты имеют ограничения по истиной воздушной скорости, вертикальной скорости, числу М, углу атаки и перегрузки. Для указанных целей на самолетах используются различные устройства и системы. Примерами являются АУАСП, ССОС, ИКВСП, СППЗ (EGPWS).

Автомат АУАСП. Он измеряет и выдает сигналы, пропорциональные местным текущим углам атаки, критическим углам атаки и вертикальной перегрузки. Автомат также сигнализирует о критических углах атаки и предельных перегрузках.

Принцип действия автомата основан на непрерывной отработки схемах самобалансирующих мостов напряжений, пропорциональных параметрам текущего угла атаки, критического угла атаки и вертикальной перегрузки.

Электрическое напряжения, пропорциональные этим параметрам, выдаются датчиками угла атаки ДУА, датчиками критических углов ДКУ и датчиком перегрузки ДП. Эти напряжения поступают через блок коммутации БК на указатель углов атаки и перегрузки УАП.