Информационное общество, его ценности и способы функционирования. Особенности трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества: этико-философский анализ Ситкевич, Наталья Вячеславовна

В настоящее время человеческое общество переживает специфический этап своего развития - постиндустриальный или информационный. Формирование указанного типа цивилизации сопровождается переоценкой ценностей, выстраиванием новой ценностной иерархии, возникновением принципиально новых ценностей, переосмыслением ценностей традиционных.

Трансформация аксиологической системы во многом обусловлена изменениями во всех сферах общества. В экономической подсистеме происходит переориентация на развитие информационных технологий и высокотехнологичных производств, развивается рынок информационных продуктов и услуг. В политической сфере формируется так называемая элита знаний и компетентности - меритократия, то есть главенствующую роль приобретают личности и группы, владеющие информацией. Трансформируется социальная структура общества: возникают новые профессиональные группы, осуществляющие деятельность в информационной сфере. Не является исключением и духовная сфера общества, где формируется принципиально новый тип культуры - информационный, зарождаются новые аксиологические и этические феномены.

В новом обществе появляется новый тип человека - Homo iformaticus - человек информационный, который отличается от homo sapiens, в том числе, и ценностными ориентациями. Для нomo iformaticus владение информационно-аналитическими технологиями является базовой стратегией информационно безопасного социального поведения, в соответствии с которой он мог бы анализировать поступающую к нему информацию, адекватно оценивать ее и выстраивать свое поведение в зависимости от результатов указанного анализа.

Homo iformaticus осуществляет значительный объем своей деятельности в виртуальной реальности. Следовательно, главными ценностями для него являются своевременное быстрое получение широкого спектра информации, возможность мгновенного оперирования информационными ресурсами и потоками, возможность осуществления процессов коммуникации в режиме on-line, то есть в реальном времени, здесь и сейчас. Осуществлять жизнедеятельность в виртуальной реальности человеку позволяют инфокоммуникационные технологии, которые сами по себе, как таковые, приобретают для индивида аксиологическую значимость. Упомянутые выше технологии формируют поведенческую стратегию как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни, поскольку для многих людей являются своеобразным, а иногда и единственным «окном в мир».

Современная личность, занимающая активную жизненную позицию, не мыслит себя без так называемых «гаджетов» - телефона, смартфона, компьютера. Они позволяют осуществлять связь с внешней средой (получать знания, проводить досуг, вести деловые переговоры, общаться с друзьями и близкими) независимо от времени суток и местонахождения коммуникантов. Подобная постоянная связь не позволяет человеку экзисцировать, погружаться в собственное «Я», остро переживать свое одиночество даже будучи, по какой-либо причине, оторванным от социума. Она дает возможность ощущать себя «в гуще событий», наблюдать объекты и процессы, оценивать их, искать решение проблем в реальном времени. Более того, указанная возможность превращается в необходимость по следующим причинам. Во-первых: в связи с требованием внешнего мира соответствовать передовым тенденциям и критерию оперативности. Во вторых: под влиянием субъективных факторов, таких как желание личности не упустить ничего интересного и важного, быть в курсе всех событий, представляться окружающим осведомленной о происходящих процессах и явлениях.

Но виртуальное существование человека, не способно избавить его от одиночества в реальном мире, поскольку «жизнь в киберпространстве - это в высшей степени индивидуализированный опыт: невозможно "бродить по просторам" Интернета вдвоем или группой. Обеспечивая доступ к огромным информационным ресурсам, облегчая общение …, Интернет в то же время имеет разъединяющий эффект и приводит к дальнейшему усугублению индивидуализма» . Человек обособляется, удаляется от реального общества себе подобных, где общение приносит не только удовольствие, но и является трудом по построению реальных отношений, перестроить, исправить которые значительно труднее, чем виртуальные.

Виртуальная жизнь в реальном времени воспринимается большинством обывателей как несомненное достоинство современной цивилизации, как безоговорочное благо для человека. Однако, здесь кроется еще одна серьезная проблема: существование on-line, является одним из факторов, детерминирующих ускорение социального времени. У человека остается все меньше времени для осмысления различных событий, принятия решений, осознание их последствий и ощущение самой жизни. Будучи постоянно включенным в процесс коммуникации, стремясь к максимально активной деятельности, «торопясь жить», индивид перестает ценить одиночество как возможность для самосозерцания и самопознания, забывает о том, что познание мира начинается с познания себя, понимание внешних событий и их причин невозможно без понимания внутренних диалектических взаимосвязей и мотивов своей деятельности.

Инфокоммуникационные технологии позволяют человеку расширять круг общения, преодолевать географические преграды и государственные границы, так сказать, не выходя из дома. Ведя виртуальный диалог, коммуникант далеко не всегда может зрительно контактировать со своим визави, а, значит, знать, кто находится на «другом конце провода». То есть, общение могут осуществлять вымышленные, искусственно сконструированные, реально не существующие личности. Подобный вымысел имеет место по ряду психологических причин и чреват риском подмены реальной личности на выдуманную. Наиболее часто подобная ситуация наблюдается в социальных сетях, где для коммуникантов важно «казаться», а не «быть», где легко скрыть (а не решить!) свои комплексы и проблемы за «аватаром». В итоге человек вживается в свой вымышленный образ, подавляя настоящее «Я», принимает кажимость за действительность, а глубинные желания, истинные потребности и реальные стремления остаются нереализованными, периодически напоминая о себе глубокими депрессиями и потерей смысла жизни.

Перемещение межличностного общения в сферу Internet, особенно среди подрастающего поколения, влечет за собой проблему неумения грамотно строить устную и письменную речь. Дело в том, что в процессе on-line общения человек, как правило, использует разговорные обороты, не заботится о соблюдении правил орфографии и пунктуации. В результате не вырабатывается навык грамотного письма. Кроме того, необходимость выражать мысли в четкой письменной форме, по наблюдениям специалистов, дисциплинирует мышление, поскольку в этом случае отсутствует возможность в любой момент перефразировать предложение, без потери смыслового содержания как это допустимо в устной речи.

Еще один аксиологический аспект on-line коммуникации состоит в следующем.

С развитием сети Internet, очные контакты становятся, так сказать, не модными. Стремясь дистанционно общаться, люди экономят время, но теряют романтику ожидания, предвкушения встречи, которые сами по себе весьма ценны и доставляют массу приятных эмоций. Необходимо отметить, что при дистанционной коммуникации невозможно передать ни тонкие оттенки чувств, что в реальности осуществляется при помощи невербальных символов (интонации, жестов, взглядов), ни простое человеческое тепло. О всегда так необходимо: способно поддержать, утешить, выразить любовь и дружбу, а «смайлик» в конце печатной фразы его передать не в состоянии.

Итак, для информационного человека на первый план выходит виртуальная коммуникация, осуществляемая посредством телекоммуникационных систем, к которым кроме компьютерной техники относят и телефонную связь. По этой причине происходит отмирание литературного эпистолярного жанра. Реальное межличностное общение, соответственно, отходит на второй план.

Упомянутое выше обесценивание чтения представляет весьма сложную проблему современного общества. Информационная цивилизация предоставляет человеку массу возможностей получения разного уровня информации об окружающем мире. Но такие актуальные в наши дни источники знаний как телевидение и Internet не способны полностью заменить литературу, поскольку они не выполняют ее основных функций - гуманитарной и воспитательной. А наиболее «рейтинговая» и злободневная информация, которой изобилуют указанные источники, имеет обратное действие - дегуманизирует личность.

В XXI веке особую актуальность приобретает вопрос ценности естественного интеллекта. Это связано с широким распространением искусственного разума. Таковым ученые именуют не только сложнейшую технику, имитирующую мыслительные процессы, происходящие в мозгу человека, но и простые электронно-вычислительные машины, такие как персональный компьютер, смартфон. Обесценивание человеческого разума, а зачастую и его ослабевание вызвано тем, что вычислительная техника и технологии различного уровня сложности берут на себя часть функций интеллекта личности (например, выполняют за нас расчеты, проверяют правописание, напоминают о важных событиях и т.д.). В силу этого разум «расслабляется», утрачивает стимул и потенциал развития, а в некоторых случаях и деградирует.

Не менее важны в условиях информационной цивилизации и социальные ценности, главной из которых является равенство. В данном контексте речь идет о равенстве доступа к информационным ресурсам и технологиям как граждан различных регионов одного государства, так и представителей стран с разным уровнем развития. Поэтому одним из важнейших аспектов деятельности любого государства является осуществление политики, направленной на установление указанного равенства, являющееся в наше время неотъемлемым аспектом социальной справедливости. Без соблюдения этого аспекта весьма сложно обеспечить равенство стартовых возможностей граждан, равенство доступа к образовательным, медицинским и государственным услугам.

Современная информационная цивилизация претендует на звание «общества равных возможностей». Обеспечению подобного статуса способствуют следующие факторы. Во-первых: развитие и широкое распространение инфокоммуникационных технологий, дистанционного образования, занятости, получения услуг; во-вторых: гуманизация общества, которая должна стать главной целью государственной политики и самого социума. В негуманном обществе невозможно достойное существование личности как в физическом, так и в социальном, и в духовном ее проявлениях, поскольку технический и технологический прогресс не имеет смысла без развития культуры.

Аксиологические перемены затрагивают и сферу экономики: идеология упорного добросовестного труда заменяется ценностями финансового успеха. Подобная ситуация имеет место быть и в сфере производства информации: более высокий социальный статус, обеспеченный властными полномочиями и материальным благосостоянием имеют обладатели информации (и прав на ее использование), которые далеко не всегда являются производителями знаний и технологий, а последние занимают более низкие социальные позиции.

Еще одной важной аксиологической проблемой является статус религиозного и художественного познания. Данные виды познания ориентированы на идеальные объекты и феномены, без которых жизнь духовно развитой личности представляется неполноценной, поскольку именно они воспитывают в человеке способность к сочувствию и уважению к ближнему, любовь к прекрасному и возвышенному. Без их немыслимо комплексное и всестороннее освоение окружающей нас действительности. Тем не менее, эти виды знания все более обесцениваются, а владеет ими все меньшее число людей.

Следует отметить, что обесценивается и сам феномен знания как такового. Наибольшей значимостью наделяется не факт знания, а способность его приобрести, найти в информационной системе в нужном объеме в конкретный момент времени, когда возникает потребность. Дальнейшее сохранение этого знания в мозгу человека (а не на жестком диске компьютера или сервера) не только не имеет смысла, но и представляется излишним многим членам нашего общества. Соответственно, эрудированная, энциклопедически образованная личность утрачивает статус уважаемой, интересной и, что важно, востребованной в социуме, зачастую превращаясь в своеобразный атавизм. Об этом свидетельствуют и последние тенденции в сфере российского высшего образования: появление направлений подготовки «прикладной бакалавриат», упразднение специалитета, уменьшение количества гуманитарных дисциплин как по выбору, так и обязательных для изучения. Хотя именно социально-гуманитарный блок имеет направленность на развитие лучших духовных качеств личности, ее гражданской позиции, способности широко и свободно мыслить, что так важно в современном прогрессивном социуме и государстве.

Становление информационного общества вызывает к жизни принципиально новый аксиологический феномен - консьюмеризм и связанные с ним ценности потребления. Современный тип цивилизации достиг достаточного уровня развития в информационно-коммуникационном плане для того, чтобы тиражировать идеи необходимости неограниченного потребления, высвобождать личное время для реализации указанной необходимости; технико-технологическом и экономическом аспектах, что позволяет расширить масштабы производства для обеспечения потребления. Согласно идеологии консьюмеризма, благополучен в социальном, культурном и интеллектуальном аспектах тот, кто озабочен «перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения» . Здесь мы можем наблюдать еще один результат развития, но развития регрессивного homo sapiens - homo consumens - человека потребляющего. Если человек разумный стремится к творчеству, к самореализации через созидание, то человек потребляющий видит единственный способ реализовать себя в идолопоклонстве - поклонении вещам, вещизме.

Происходит смена мировоззрения общества, граничащая с культурной революцией: музеи, выставки, галереи и театры уступают место шопингу, ночным клубам, социальным сетям и компьютерным играм. Человек все в большей степени стремится посвящать свой досуг не духовному и интеллектуальному развитию, а удовлетворению физических потребностей и примитивных желаний. Наступает эра консьюмеризма - стремления человека через приобретение материальных ценностей ощутить определенное социальное превосходство и приобщиться к какой-либо общественной прослойке. «Религия конца XX века», - называет данное направление С. Майлс , подчеркивая надиндивидуальность этого феномена, его общественную значимость и закрепленность не только в сознании личности, но и в общественном сознании.

В идеологии консьюмеризма, захлестнувшей развивающееся информационное общество, по-новому воспринимаются и оцениваются обычное человеческое общение, взаимодействие. «Такие универсальные формы человеческих отношений, как любовь и секс, также все в больших масштабах приобретают форму рыночных услуг, превращаются в формы потребления. Проституция как древнейшая профессия не только сохраняется в обществе потребления, но приобретает новые масштабы и формы. Ее суть - предложение секса как рыночной услуги. В современных условиях такая услуга удовлетворяет потребности людей, испытывающих дефицит времени и обычных форм общения» .

Итак, в современном консьюмеристском мире происходит замена возвышенных ценностей духовно развитой личности на сугубо утилитарную потребительскую идеологию. А бо́льшим уважением зачастую пользуется тот человек, у которого более современный смартфон, компьютер и т.д., а не тот, кто лучше образован, имеет широкий кругозор, культурен и способен к творчеству. Состоявшейся личностью признается та, которая соответствует некоторым внешним критериям успешности, благополучности и престижности, а не является таковой в действительности.

Таким образом, в период становления и развития информационной цивилизации происходит трансформация системы ценностей человека и общества.

Утрачивают свое значение ценности живого общения, реального знания, религиозного и художественного познания, самостоятельного свободного мышления; на их место приходят ценности потребления; доступа к инфокоммуникационным технологиям и информационным ресурсам; адаптации к виртуальной реальности; категория равенства переносится в информационную сферу. Новый вид человека - homo iformaticus - во главу угла часто ставит не духовную сферу, а материальную; он стремится не столько к идеалу, сколько к потреблению; заменяет реальную жизнь игрой, а личностные отношения - виртуальными.

Современные общества, имеющие статус информационных, к сожалению, не всегда достойны именоваться гуманистическими. Иллюстрацией данного утверждения могут служить такие печальные события, как стрельба в московской школе и аналогичные прецеденты на западе, которые спровоцированы, по мнению многих психологов, жестокими виртуальными играми и банальным невниманием к реальной человеческой личности.

Базовые для передового общества гуманистические ценности должны укреплять свои позиции в условиях технически и технологически развитой цивилизации. Указанная необходимость обусловлена тем, что прогресс материальной и информационной сфер бытия социума является лишь внешней стороной развития общества, фактором, облегчающим, упрощающим человеческое существование и жизнедеятельность. Истинный прогресс человечества состоит в совершенствовании самой личности, развитии ее сознания, интеллекта и духовных качеств. Высокоразвитым можно назвать только такое общество, где воплощается в реальность хрестоматийный тезис Л. Фейербаха: «человек человеку - Бог», где «быть» важнее чем «казаться», а категорический императив И. Канта действительно имеет статус всеобщего законодательства.

Ссылки на источники
1. Леонтович О. А. Проблемы виртуального общения // Электронный журнал «Полемика». - Выпуск №7. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irex.ru/press/pub/polemika/07/leo . - [Дата обращения: 25.01.2014].
2. Маклюэн. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М., 2003. 464 с.
3. Miles S. Consumerism - as a Way of Life. London et al.: SAGE Publications, 1998. 174 р.
4. Ильин В. И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. - 2005. - Т. XIV. - № 2. - С. 3-40.

Информационное общество (постиндустриальное общество) ­­ общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и
реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Отличительные черты:
1. увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
2. возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг;
3. возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
4. нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; 5. cоздание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей,
(б) их доступ к мировым информационным ресурсам,
(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Информационное общество в трудах философов XX века:
Истоки термина «постиндустриальное общество» не могут быть названы достаточно однозначно. Традиционно считается, что это понятие было введено в научный оборот американском социологом Д.Рисменом, который в 1958 году применил его в заглавии одной из своих статей. Между тем, пусть и не так широко, известно, что еще в 1917 году А.Пенти, один из теоретиков английского либерального социализма, использовал это понятие, вынеся его даже в заглавие одной из своих книг. И совсем забытым остается тот факт, что сам А.Пенти отдавал приоритет в применении данного термина А.Кумарасвами, автору ряда работ по доиндустриальному развитию азиатских стран. (из Иноземцева “Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире”)
В XX в. у философов и социологов появились работы, в которых говорилось о закате западной индустриальной цивилизации (Шпенглер).
В 40­е годы австралийский социолог Кларк прогнозировал наступление общества информации и услуг с новыми информационными технологиями.
В 50­е гг. экономист Фриц Махлуп выдвинул идею общества информационной экономики - информация станет важнейшим товаром. В дальнейшем - развито в работах Ёнэдзи Масуды (японский социолог, 1905­1995), американского социолога Дэниэла Белла.
К концу 60­х годов данная проблематика стала одной из наиболее актуально обсуждавшихся западными социологами. Приблизительно с 70­х годов в западной литературе знание и информация воспринимались не как некая субстанция, воплощённая в средствах производства, а как самостоятельная производственная сила. Таким образом, новое информационное или постиндустриальное общество (в котором информация и знание являются основной производственной силой) противопоставляется обществу индустриальному и доиндустриальному. В экономической сфере информация превращается в самостоятельную производственную силу, значит, часть населения оказывается задействованной в сфере получения и передачи информации. Новый этап в развитии теории был открыт выходом в 1973 году книги Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество», вызвавшей взрыв интереса. В течение этого и следующего десятилетий появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество. (из Иноземцева)
Идея постиндустриального общества остается сегодня весьма популярной, а соответствующий термин широко применяется в философских, социологических и экономических работах. Между тем основой концепции постиндустриального общества остается оценка нового социума как резко отличающегося от общества, господствовавшего на протяжении последних столетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры. (из
Иноземцева)
Д. Белл пишет: «Постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений… во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания… Постиндустриальное общество… предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов». (из Иноземцева)
Естественно, что определить хронологические рамки подобного социума оказывается достаточно сложно. Обычно утверждается, что новые тенденции стали нарастать после второй мировой войны, хотя зачастую это происходило в формах, дававших, казалось бы, возможность говорить об экспансии индустриализма. В случае применения в качестве критерия степени развитости третичного сектора (сферы услуг, остальные 2 ­­ первичный (сельхоз и добывающая промышленность), вторичный - обрабатывающая промышленность) своеобразной критической точкой считается середина 50­х годов, когда в США количество работников сферы услуг превысило количество занятых в материальном производстве. Однако реальные изменения, заставившие подавляющее большинство западных футурологов говорить о современных развитых обществах как о постиндустриальных, относятся к середине и концу 70­х годов и включают радикальное ускорение технического прогресса, быстрое изменение структуры занятости, становление нового менталитета у значительной части населения, а также возникновение ряда ситуаций, необъяснимых с точки зрения традиционной экономической науки. (из Иноземцева)
Постиндустриалисты разграничивают этапы общественной эволюции
революционными переходами; подобная периодизация осуществляется ими на основании трёх критериев. Постиндустриальное общество противопоставляется доиндустриальному и индустриальному по следующим важнейшим направлениям: основному производственному ресурсу, которым выступает информация, тогда как в доиндустриальном и индустриальном обществе таковым являлись, соответственно, сырье и энергия; характеру производственной деятельности, который квалифицируется как обработка в противоположность добыче и изготовлению; и технологии, называемой наукоемкой, в то время как первые две стадии характеризовались трудоемкой и капиталоемкой технологиями. (из Иноземцева)

Для людей, обладающих свободой выбора, этические проблемы неизбежны. Имея перед собой множество вариантов действий, они вынуждены решать, какой из вариантов является правильным с моральной точки зрения, а это предполагает знание характеристик «этического выбора».

Для характеристики проблемы этического выбора используются несколько базовых понятий.

Ответственность -- характеристика людей и ключевой элемент этичных действий. Ответственность означает, что вы принимаете на себя потенциальные издержки, долги и обязательства за ваши решения.

Подотчетность -- характеристика систем и социальных институтов. Подотчетность означает, что существует механизм для определения, кто предпринимает те или иные действия и кто несет ответственность за них. ИС и организации, в которых невозможно выявить, кто предпринимает действия и какие именно, нельзя подвергнуть этическому анализу.

Обязанности расширяют понятие ответственности и переносят его в законодательную область. Обязанность -- характеристика общественных систем, в которых предусмотрено возмещение индивидам вреда, причиненного людьми, предприятиями или организациями.

Введенные понятия создают основу этического анализа ИС и действий людей, которые ими управляют.

Сталкиваясь с ситуациями, в которых возникают этические вопросы, нужно уметь анализировать причины их возникновения. Для этого можно использовать следующую процедуру.

1. Выявите и явно опишите факты. Выясните, кто, что делает, для кого, где, когда и как. Нередко первоначальные сообщения бывают ошибочными, и зачастую простое упорядочение фактов помогает найти решение. Это также способствует достижению согласия с оппозиционной стороной, вовлеченной в этическую дилемму.

2. Сформулируйте причины конфликта или дилеммы и договоритесь о ценностях, которые должны лечь в основу решения. Этические, социальные и политические вопросы всегда связаны с определенными ценностями. Стороны в споре должны установить ценности более высокого порядка (свободу, право на конфиденциальность, защиту частной собственности и свободные предпринимательские системы), которые соответствуют ситуации конфликта.

3. Выявите заинтересованные стороны. В решение каждого этического, социального или политического вопроса вовлечены стороны, которые заинтересованы в том или ином результате. Необходимо выяснить, что это за группы и чего они хотят. Это обязательно принесет пользу впоследствии, когда будет обсуждаться выход из ситуации.

4. Обобщите мнения, которые разумно учесть. Вы можете обнаружить, что ни один выбор не удовлетворяет все заинтересованные стороны и что некоторые варианты все же лучше других. Хорошее и этичное решение не всегда одинаково выгодно для всех заинтересованных сторон.

5. Оцените потенциальные последствия принимаемого решения. Некоторый вариант решения может быть этично корректным, но неудовлетворительным с других точек зрения. Определенный вариант выбора может быть приемлем в одной ситуации, но его нельзя обобщать на другие случаи. Всегда спрашивайте себя: «Что будет, если я стану выбирать такой вариант постоянно?»

Как только анализ завершен, подумайте, какие этические принципы и правила нужно учесть, чтобы принять решение. Какие ценности высокого порядка используются в обосновании решения?

При решении вопроса, каким этическим принципам следовать и каким из них отдать предпочтение, полезно рассмотреть те принципы, которые прошли исторический отбор.

1. Ведите себя с другими так, как вам хотелось бы, чтобы они вели себя с вами (Золотое правило). Поставьте себя в ситуацию других и подумайте о себе как об объекте решения -- это поможет вам понять, насколько «справедливо» ваше решение.

2. Если действие не должен предпринимать один человек, тогда его не должен предпринимать и никто другой (императив Иммануила Канта). Спросите себя: «Если кто-то будет поступать так, может ли организация или общество выжить?»

3. Если действие нельзя повторять неоднократно, тогда его нельзя предпринимать ни разу. (Правило Декарта). Некоторое действие может создать изменения, которые сейчас приемлемы, но его повторение могло бы привести в долгосрочной перспективе к неприемлемым последствиям. Это может означать, что «вступив на ненадежный путь, вам невозможно остановиться».

4. Предпринимайте действия, которые помогают достигать более высоких ценностей (Принцип полезности). Это правило означает, что у вас есть определяющие приоритеты и вы способны оценить последствия различных стратегий.

5. Отдавайте предпочтение действиям, которые ведут к наименьшему злу или наименьшим издержкам. (Принцип неприятия риска). Некоторые действия обладают недопустимо высокой стоимостью неудачи при очень низкой ее вероятности (постройка ядерной электростанции в городской черте), или высокой «стоимостью» неудачи при умеренной вероятности (увеличение скорости -- автомобильные аварии). Избегайте действий, которые могут вызвать большие издержки, особенно если вероятность такого рода последствий достаточна высока.

6. Предположите, что кто-то фактически владеет какими-то материальными и нематериальными объектами, хотя возможно, что это и не так. (Этическое правило «Нет бесплатного завтрака»). Если нечто, созданное другим полезно и для вас, значит это «нечто» имеет ценность, и вам следует предположить, что его владелец захочет получить компенсацию за свою работу.

Этические правила носят общий характер и у них так много исключений, что нельзя считать их абсолютным руководством к действию. Тем не менее, мероприятиям, которые не проходят через сито этих правил, следует уделить повышенное внимание, поскольку даже отдаленное сходство с неэтичным поведением может принести вашему предприятию столько же ущерба, как и само такое поведение.

Когда группа людей претендует на то, чтобы называться профессионалами, они придерживаются определенных правил и берут на себя обязательства, базирующиеся на знаниях, осмотрительности и ответственному отношению к своему делу. Соответствующие кодексы поведения создаются профессиональными ассоциациями, которые берут на себя ответственность за регулирование деятельности своих коллег, определяя квалификацию и компетенцию для вступления в ассоциацию. Кодексы этики гарантируют, что профессионалы осуществляют свою деятельность в интересах всего общества, в свою очередь, они получают высокую оплату и уважение к их статусу.

Помимо этих моральных императивов, профессионалы должны учитывать право на частную жизнь, здоровье и благополучие людей при выполнении своей работы и выражать нанимателям свое мнение относительно любых негативных последствий их решений для коллектива и для общества в целом.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

    увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества

    возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте

    нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ

    создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

(а) эффективное информационное взаимодействие людей

(б) их доступ к мировым информационным ресурсам

(в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах

    развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей

2. Информация и ее виды. Информационный ресурс.

Информация (от лат. informatio - осведомление, разъяснение, изложение) - в широком смысле абстрактное понятие, имеющее множество значений, в зависимости от контекста. В узком смысле этого слова - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация - совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

В то же время никак нельзя называть произведения искусства информацией. Эстетическое, культурологическое понимание термина информация в корне отличается от понимания информации в кибернетике, физике, биологии и т. д.

Органами чувств (приемниками информации) мы принимаем информацию об окружающем мире, в том числе и информацию о произведениях искусства. Но произведения искусства в связи с этим не становятся чистой информацией. Это мы при помощи органов чувств видя произведения искусства воспринимаем информацию о произведениях искусства.

Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы - по законодательству РФ - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем.

3. Представление информации: сигнал, сообщение, данные, формы представления, количество информации.

Сигнал (в теории информации и связи) - материальный носитель информации, используемый для передачи сообщений в системе связи. Сигнал может генерироваться, но его приём не обязателен, в отличие от сообщения, которое рассчитано на принятие принимающей стороной, иначе оно не является сообщением. Сигналом может быть любой физический процесс, параметры которого изменяются в соответствии с передаваемым сообщением.

Сигнал, детерминированный или случайный, описывают математической моделью, функцией, характеризующей изменение параметров сигнала. Математическая модель представления сигнала, как функции времени, является основополагающей концепцией теоретической радиотехники, оказавшейся плодотворной как для анализа, так и для синтеза радиотехнических устройств и систем. В радиотехнике альтернативой сигналу, который несёт полезную информацию, является шум - обычно случайная функция времени, взаимодействующая (например, путём сложения) с сигналом и искажающая его. Основной задачей теоретической радиотехники является извлечение полезной информации из сигнала с обязательным учётом шума.

Информацию, фиксированную в определенной форме, называют сообщением. Сообщение может иметь самое различное содержание, но независимо от этого всегда отображается в виде сигнала (электрического, звукового, светового и др.). Сообщение - это форма представления информации.

Количество информации можно рассматривать как меру уменьшения неопределенности знания при получении информационных сообщений.

Существует формула, которая связывает между собой количество возможных информационных сообщений N и количество информации I, которое несет полученное сообщение:

Бит. За единицу количества информации принимается такое количество информации, которое содержится в информационном сообщении, уменьшающем неопределенность знания в два раза. Такая единица названа битом.

Производные единицы измерения количества информации. Минимальной единицей измерения количества информации является бит, а следующей по величине единицей - байт, причем:

1 байт = 8 битов = 23 битов.

В информатике система образования кратных единиц измерения несколько отличается от принятых в большинстве наук. Традиционные метрические системы единиц, например Международная система единиц СИ, в качестве множителей кратных единиц используют коэффициент 10n, где n = 3, 6, 9 и т. д., что соответствует десятичным приставкам "Кило" (103), "Мега" (106), "Гига" (109) и т. д.

В компьютере информация кодируется с помощью двоичной знаковой системы, и поэтому в кратных единицах измерения количества информации используется коэффициент 2n

Так, кратные байту единицы измерения количества информации вводятся следующим образом:

1 килобайт (Кбайт) = 210 байт = 1024 байт;

1 мегабайт (Мбайт) = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 гигабайт (Гбайт) = 210 Мбайт = 1024 Мбайт.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ситкевич, Наталья Вячеславовна. Особенности трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества: этико-философский анализ: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.05 / Ситкевич Наталья Вячеславовна; [Место защиты: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого].- Новомосковск, 2011.- 139 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/43

Введение

Глава первая. Ценностные ориентации человека в информационном обществе

1. Мировоззренческие предпосылки и основания информационной трансформации нравственных ценностей

2. Проблема нравственной идентификации человека в информационном обществ

3. Ценностные конфликты и коллизии информационного общества... 50

Глава вторая. Основные тенденции изменения нравственных ценностей в информационном обществе

1. Место нравственных ценностей в аксиологическом пространстве информационного общества

2. Функционирование нравственных ценностей в системе средств массовой информации

3. Нравственные ценности и права человека в ситуации новых информационно-коммуникационных технологий

Заключение 122

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется ускорением темпов развития техники, созданием новых интеллектуальных продуктов, превращением информации в важнейший глобальный ресурс человечества. Исследователи связывают происходящие изменения с информатизацией, все более ощутимо заявляющей о себе во всех сферах. Они констатируют процесс перехода глобальной цивилизации
в новое качественное состояние – информационное общество.

Несмотря на разнообразие подходов, оценок и прогнозов становления информационного общества, они оказались выстроенными в основном по одной схеме: современные средства связи и информационные технологии создали новую ситуацию, в которой, с одной стороны, имеются дополнительные возможности для прогресса и, в том числе решения мировоззренческих противоречий, а с другой стороны, возникает все большее количество обостряющихся проблем, которые авторы относят то
к помехам на пути к новому обществу, то к его неизбежным следствиям. Проявлениями информационного общества не без оснований принято считать утверждение информационной картины мира, изменение жизнедеятельности и социального мироустройства на основе активного
и полного использования знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности, осознание единства законов функционирования информации в природе и обществе, практическое их применение, создание индустрии производства и переработки информации.

Переход общества к новой эпохе способствует вводу в философский дискурс понятий «информация», «информационное общество», «общество знаний». Наряду с материей и энергией, информация, превращаясь
в важнейший глобальный ресурс человечества, стала рассматриваться как одна из трех не сводимых друг к другу составляющих окружающего мира. Новая информационная среда нацеливает на формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии
с которыми изменяются и воспроизводятся нравственные характеристики информационного общества. Из имманентного ему оперирования идеями, образами, интеллектом, знаниями возникает исследовательский интерес
к изучению символических реальностей и их этических копий. Актуализируется также вопрос о влиянии подобных реальностей на сознание как индивидуальное, так и общественное, а кроме того, формирование персональной картины мира человека, его мировоззрения. В связи, с чем появляется возможность интерпретации динамики развития нравственных ценностей, сопровождающей мировоззренческие трансформации.

Степень научной разработанности проблемы. Фундаментальные положения, характеризующие качественно новую цивилизацию информационного типа, были выдвинуты в трудах известных западных философов, в числе которых Т. Адорно, М. Вебер, X. Ортега-и-Гассет,
А. Тойнби, М. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, К. Ясперс и др.

Сама идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов XX века. Термин «информационное общество» ввел профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши. Исследователями и разработчиками теории информационного общества стали М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Д. Мартин,
Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д. Белл, З. Бжезинский, А. Кинг, Д. Несбит,
А. Турен, П. Дракер, М. Маклюэн и др.

Одним из первых исследователей, попытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор И. Масуда, уделивший особое внимание трансформации человеческих ценностей
в информационном обществе и выдвинувший утопическую концепцию
о бесконфликтности данного вида общественного устройства (см.: Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. World Future Society. – 1981).

Изучение социально-философских аспектов становления информационного общества продолжилось исследованиями Дж. Барлоу,
Д. Белла, Д. Келлнера, М. Маклюэна, Л. Мановича, Б. Петерса, Т. О`Рейли,
Г. Рейнгольда, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера, Ф. Фукуямы, Т. Хариссона, а также российских специалистов И.Ю. Алексеевой, Д.В. Иванова, А.И. Ракитова, Л.В. Скворцова, М.Ю. Тихонова и др.

Проблемам мировоззренческой и духовной трансформации общества
в новой стадии развития – информационной цивилизации, особое внимание было уделено Д. Беллом, М. Кастельсом, Н. Луманом, Т. Парсонсом,
Э. Тоффлером, Ф. Уэбстером, а также отечественными авторами –
Р.Ф. Абдеевым, В.Л. Иноземцевым, Н.Н. Моисеевым, В.Б. Симоненко,
А.И. Ракитовым и др.

Определенный вклад в развитие данной проблематики внесла саратовская философская школа в лице таких ее представителей, как
В.Б. Устьянцев, О.Ф. Филимонова, А.Ю. Шеховцев и др.

Виртуальные и симулятивные аспекты новой информационной реальности были рассмотрены в трудах классиков постмодернизма
Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ф. Гваттари. В отечественной философии проблемы виртуалистики нашли свое отражение в работах
Э.А. Бирюковой, Д.В. Иванова, Н.А. Носова, В.П. Котенко, Ю.Т. Яценко и др.

Аксиологической составляющей проведенного исследования, определяющей сравнительный этико-философский анализ традиционного
и информационного типов ценностей, являются этические труды Н. Гартмана,
Д. фон Гильдебранда, М. Шелера, а также работы современных отечественных авторов в области философской и прикладной этики –
Р.Г. Апресяна, В.И. Бакштановского, А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко,
О.Г. Дробницкого, П.Е. Матвеева, В.Н. Назарова и др.

Вместе с тем существует ограниченное число работ, посвященных специальному этико-философскому анализу проблем информационного общества и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Особое место среди них занимают Материалы Европейской региональной конференции «Этика и права человека в информационном обществе», организованной Комиссией Франции по делам ЮНЕСКО и Советом Европы (Страсбург, 13–14 сентября 2007 г.), а также аналитический обзор «Этические аспекты новых технологий» в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех», подготовленный Мэри Рандл и Крис Конли (см.: русский перевод «Этические аспекты новых технологий. Обзор». М., 2007), сыгравшие важную роль в разработке авторской концепции нравственных ценностей информационного общества.

Анализ, имеющейся литературы показывает, что на данный момент
в гуманитарной науке накопился значительный пласт исследований, посвященных информационному обществу в целом и отдельным аспектам информационной этики в частности. Однако, они не дают целостного представления о состоянии и характере трансформации нравственных ценностей информационного общества, особенно в контексте их сравнительного анализа с традиционными нравственными ценностями. Данное исследование является попыткой систематизировать и обобщить представления о характере и механизмах развития и изменения нравственных ценностей информационного общества, что является существенным основанием для прогнозирования нравственных и этико-правовых последствий информационной революции в обществе, а также необходимой предпосылкой для построения не только прикладной, но и фундаментальной теории информационной этики.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы на основе этико-философского анализа исследовать механизмы изменения и процесс трансформации нравственных ценностей в условиях информационного общества и новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Для достижения намеченной цели сформулированы следующие задачи :

– выявить нравственно-философские основания мировоззренческих трансформаций в информационном обществе;

– определить границы и возможности нравственной идентификации личности в новой информационной среде и коммуникационном пространстве;

– описать и проанализировать нравственные конфликты и коллизии информационного общества;

– определить основные тенденции изменения нравственных ценностей
в информационном обществе;

– дать сравнительный анализ традиционной (классической) структуры ценностей, основанной на аристотелевской таблице соотношения добродетелей и пороков, и информационной, медийной структуры нравственных ценностей;

– показать механизмы функционирования нравственных ценностей
в системе средств массовой информации (СМИ);

– проанализировать влияние новых информационно-коммуникационных технологий на изменение традиционных нравственных ценностей
в современном мире.

Объект исследования – мировоззренческие и аксиологические аспекты становления информационного общества.

Предмет исследования – нравственные ценности информационного общества как совокупность этических принципов, нравственных норм социума, нравственных качеств личности (добродетелей и пороков)
в процессе их трансформации.

Методология исследования. В качестве методологических оснований исследования выбраны:

– системный подход, позволяющий установить взаимную обусловленность мировоззренческих, антропологических, аксиологических и собственно нравственных компонентов информационного общества;

– метод сравнительного анализа, способствующий выявлению особенностей нравственных ценностей информационного общества на основе их сопоставления с традиционными, классическими нравственными ценностями;

– аксиологический метод, позволяющий проанализировать и выстроить ценностный срез мировоззрения современного информационного общества, и определить иерархию принятых в нем ценностей, структурное соотношение элементов ценностной системы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

– определены границы и возможности нравственной идентификации личности в новой информационной среде и коммуникационном пространстве;

– выявлены и проанализированы причины и особенности нравственных конфликтов и коллизий информационного общества;

– проведен сравнительный анализ традиционной (классической) структуры ценностей, основанной на аристотелевской таблице соотношения добродетелей и пороков, и информационной, медийной структуры нравственных ценностей; доказан инверсированный характер последней;

– проанализированы особенности трансформации нравственных ценностей в системе средств массовой информации на основе ключевых дилемм медиаэтики;

– рассмотрено влияние новых информационно-коммуникационных технологий на изменение традиционных нравственных ценностей
в современном мире в их соотношении с правами человека.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззренческие трансформации в информационном обществе определяют основные тенденции изменения нравственных ценностей. Главными из них являются: перемещение интересов субъекта с духовной, интеллектуальной сферы в материальную, телесно-вещную; превращение культа знания и просвещения в культ удовольствия и естественности; освобождение от стремления к нравственному идеалу и ориентация на нормы гедонизма
и утилитаризма; подмена творчества – потреблением, жизни – игрой, реальных отношений – виртуальными. Это, в свою очередь, обуславливает и виртуальное (иллюзорное по содержанию) поведение субъекта – активность без возможности ответственности за принятое решение.

2. В информационном обществе существуют два основных типа идентичности: ipse-идентичность (ощущение собственной личности) и idem-идентичность (формальный тип идентичности, зависящий от виртуальной ситуации). Создание компьютерных профилей, формирует, прежде всего, idem-идентичность пользователя, которая подменяет его ipse-идентичность. Это оказывает существенное влияние на позитивную свободу и моральный выбор индивида, поскольку мир, с которым он взаимодействует, навязывается ему и выбирается за него. Нравственно мотивированный подход заключается в том, чтобы информационное общество защищало ipse–идентичность в качестве исходной точки для idem-идентичности. Это должно способствовать стимулированию ответственности, как результата признания ценности самого индивида, а не его профилей. Необходимой предпосылкой для этого должны стать контроль и защита человеком личных данных.

3. Ценностные конфликты и коллизии в информационном обществе во многом провоцируются некачественной, ложной и иллюзорной информацией, создаваемой для замещения базовых фактов артефактами. Данный информационный феномен получил в научной литературе название «инфологема». Инфологемы появляются как результат неосознаваемых заблуждений или сознательных, целенаправленных манипулятивных воздействий, нравственный вред которых определяется тем, что у человека - объекта манипулирования - создается впечатление, что он сам управляет своим поведением, осуществляя осознанный выбор на основе рационального анализа ситуации. Инфологемы формируют устойчивые стереотипы индивидуального и социального поведения. Значительная часть ценностных инфологем имеет в своей основе единство двух присущих человеку стереотипов: ксенофобии – ненависти к иному (чужому) и стремление найти врага – виновника всех бед.

4. Сравнение классической системы ценностей с системой ценностей информационного общества позволяет говорить о перевернутости, инверсированности последней. Высший ряд занимают здесь ценности приятного и неприятного, основанные на ощущении наслаждения
и страдания, удовольствия и боли. Они детерминируют другие ценностные ряды, в том числе ряд нравственных ценностей, принимающих в силу этого универсальную гедонистическую и утилитаристскую окраску. При этом имеет место не только изменение структуры ценностей, снижение или возвышение их в иерархическом ряду, но главным образом их субъективная трансформация, сужение ценностного смысла, ограничение рамками информационного пространства.

5. Современные медийные средства оказывают трансформирующее влияние на психику и сознание человека, что приводит к радикальным сдвигам в структуре морального сознания и к качественному изменению традиционных моральных реакций. При этом эффект трансформации возникает в силу ряда причин: онтологической двусмысленности телевизионного изображения (эффект фантома); рассеянности восприятия (индивидуум как дивизум); возникновения обывательской ограниченности; утраты пропорций; отношения к новости как к решению; прививки лжи; восприятия мира как матрицы (шаблонизация опыта); превращения телевизионной передачи в товар.

6. Особенностью трансформации нравственных ценностей в условиях новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), к которым относятся управление цифровой идентичностью и биометрия, радиочастотная идентификация, геопространственная сеть и сети с ячеистой структурой и др., является их преломление через естественно-правовую культуру общества, через права человека, что позволяет ввести их в новый глобальный этико-правовой контекст. Поскольку выбор вариантов исполнения и использования таких технологий влечет за собой моральные последствия и оказывает прямое влияние на характер трансформации нравственных ценностей, эти технологии создают значимые инфоэтические проблемы, главными их которых являются соблюдение прав человека
и основных свобод в киберпространстве, а также содействие большей доступности информации и средств коммуникации.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит
в том, что его результаты могут стать стимулом для дальнейшего изучения процессов развития и трансформации нравственных ценностей
в современном информационном обществе, способствовать становлению
и развитию информационной этики в качестве прикладной и фундаментальной дисциплины знания. Представленные в работе материалы и выводы могут быть использованы в преподавании вузовских курсов по дисциплинам «Философия», «Социология», «Культурология», «Культурные ценности мировых цивилизаций»; при чтении спецкурсов для студентов и аспирантов, специализирующихся в области профессиональной и прикладной этики.

Апробация диссертации.

Положения и выводы диссертационного исследования получили апробацию в научных докладах и выступлениях на 15 конференциях:
I Международном симпозиуме «Социальная теория и проблемы информационного общества» (Ижевск, 30–31 октября 2009 г.), международной научно-практической конференции «Экономика, социология, философия, право: пути созидания и развития» (Саратов, 21 декабря 2009 г.), VII международной научно-практической конференции «Пси-фактор: психологические факторы жизнедеятельности» (Новомосковск, февраль 2010), всероссийской методической конференции «Информатизация образования – Поволжье-2010» (Пенза, 2010 г.), XII научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов (Новомосковск, 2010 г.), международной научно-практическая конференции «Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право» (Саратов, 22 марта 2010 г.), межвузовской конференции преподавателей
и студентов «Россия: дни боевых побед и трудовых подвигов», посвященной 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (Новомосковск, 2010 г.), международной научно-практической конференции «Модернизация и перспективы развития современного общества (экономический, философский, социальный, философский, правовой аспекты)» (Саратов, 30 июня 2010 г.), седьмой научно-практической конференции «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (Новомосковск, 24–25 сентября 2010 г.), межвузовской конференции преподавателей и студентов «Россия: прорыв через тернии к звездам», посвященная 50-летней годовщине первого в мире полета в околоземное пространство советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (Новомосковск, 2011), всероссийской научной конференции: Двенадцатые Петровские чтения (Санкт-Петерсбург, 17–18 ноября 2010 г.), XIII научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов (Новомосковск, 2011), восьмой научно-практической конференции «Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития» (Новомосковск, 24–25 сентября 2011 г.), международной научно-практической конференции «Перспективы и тенденции развития современного инновационного общества в эпоху перемен (экономика, социология, философия, право)» (Саратов, 24 июня 2011 г.), XXVIII научной конференции профессорско-преподавательского состава и сотрудников НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева (Новомосковск, 2011).

По теме диссертации опубликовано 25 научных работ (в том числе
3 статьи в журналах из списка ВАК) общим объемом 5,58 п.л. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры «История, философия и культурология» ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева» Новомосковский институт (филиал) (НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения и списка литературы. Структура
и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования.

Проблема нравственной идентификации человека в информационном обществ

Данный параграф посвящен рассмотрению нравственных аспектов мировоззренческих трансформаций, сопровождающих становление информационного общества. В нем исследуется динамика нравственных ценностей, обусловленная возрастающими темпами информатизации, и связанная с этим процессом виртуализация общества, способствующая формированию информационного сознания, изменяющего нравственно-философские приоритеты в мировоззрении.

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания и характеристики качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.

Информационное общество характеризуется следующими чертами:

1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений.

2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность.

3. Информация становится предметом массового потребления через систему средств массовой информации (СМИ). Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации, что гарантируется законом и техническими возможностями. Вырабатываются правовые основы информационного общества.

4. Формируется новое мировоззрение, в рамках которого -существенное место занимают виртуальные ценности. Это ведёт к трансформации традиционных нравственных норм запретного и разрешительного характера, к возникновению нравственных конфликтов и коллизий, оказывающих существенное влияние на духовно-нравственный мир человека, его самоидентификацию.

5. Деловая активность и культура общения в целом переносятся в информационно-коммуникативную среду, вследствие чего в обществе формируются виртуальные сферы жизни (экономика, политика, образование, право и т.п.), порождающие новый тип виртуального мировоззрения, которое определяет специфическую систему нравственных ценностей символическо симулятивного характера.

Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х -начале 70-х годов XX века. Термин «информационное общество» ввел Ю. Хаяши, профессор Токийского технологического института. Исследователями и разработчиками теории информационного общества явились М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Д. Мартин, Г. Молитор, Э. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Кинг, Д. Несбит, А. Турен, П. Дракер, М. Маклюэн и др.

Одним из первых исследователей, попытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был японский профессор И.Масуда, уделивший специальное внимание трансформации человеческих ценностей в информационном обществе и выдвинувший утопическую концепцию о бесконфликтности данного вида общественного устройства (см.: Masuda Y. The Information Society as Post-Industrial Society / Y. Masuda. - Washington, dc:. World Future Society, 1981). М. Постер высказывает мысль, что для адекватного понимания социальных отношений и мировоззренческих трансформаций в эпоху информационного общества необходимо исследование изменений в структуре коммуникационного опыта. Постер вводит понятие «способа информации»,- выражающего трансформации языковой культуры, связанной с электронным письмом, базами данных, компьютерными сетями и т.п.

Автор теории «цифровой цивилизации» Д. Тапскотт, подчеркивает, что информационное общество - это общество знаний, производящее интеллектуальные предметы на основе цифровой формы представления объектов. Вследствие преобразования информации в цифровую форму, на смену физическим предметам приходят объекты виртуальной природы. Компьютерные технологии являются новым средством опосредования деятельности, а сама компьютеризированная деятельность выступает средством опосредования внутреннего мира человека: его мировосприятия и мироощущения, что находит отражение в формировании своего рода «компьютерного сознания», обладающего специфической мировоззренческой и ценностной ориентированностью. Компьютерные технологии изменяют мировоззренческие и нравственно-психологические характеристики личности, как на уровне субъекта деятельности, так и на уровне субъекта познания и субъекта общения, вызывая различного рода трансформации в познавательной, мотивационной, эмоциональной сферах личности.

В информационном обществе изменятся уклад жизни, система ценностей индивидов и социальных групп, возрастает значимость информационных ценностей по отношению к материальным. Это влечет за собой повышение удельного веса нравственных ценностей и их виртуальную трансформацию.

Ценностные конфликты и коллизии информационного общества

Что касается этических категорий, то для зрелого индустриального общества было характерно доминирование понятий, имеющих коллективную окраску. Мораль информационного" общества выражается не только в доминировании «Я» над сверхличностными общественными ценностями, но и объединение последних в одно понятие - «стиль» («имидж»), как нечто внешнее, прикладное, легко меняющееся в зависимости от среды пребывания личности. Люди меняют собственные мировоззренческие установки так же легко, как и костюмы, вследствие чего этический релятивизм переносит индивида в мир без базовых ценностей и идей.

Однако утерянные моральные установки требуют замещения, и исследователи обычно отмечают несколько способов восстановления общих ценностей в мировоззренческой системе, и чаще всего ими выступают агрессия, игра с иллюзиями, телоцентризм. Подобный набор объясняется следующими моментами. Усиление агрессии связано с тем, что в то время как универсальные ценности утрачиваются, происходит универсализация насилия как явления максимально избавленного от ценностей. «Человек, вступая в информационное общество, обнаружил и свою уязвимость и даже беззащитность перед потоком идей, индуцирующих массовые психозы... [Все это] не только дестабилизирует психику населения, но часто приводит и к кровавым жестоким преступлениям» . Что же касается смерти, то современный человек, утратив надежду объяснить ее (чтобы смирится с ее существованием), пытается просто забыть о ней. Благодаря большому количеству телевизионных документальных, художественных и развлекательных программ с образами смерти, эта тема оказалась настолько привычной, что перестала быть глубоко личностной проблемой.

Минюшев Ф.И. Социальная антропология. - М., 1997. С. 165. Информационное общество становится похожим на виртуальную реальность и может описываться с помощью ее характеристик. Виртуализация в данном случае - это любое замещение реальности ее симуляцией/образом с применением логики виртуальной реальности. Результатом подобного ретуширования границ деятельностного ареала человека становится эмоциональная нестабильность, стремление прикрыться игрой, отрицанием иерархий, беззаботным весельем. Кроме того, происходит смещение центра внутреннего духовного мира в сторону культа тела как самой очевидной и неустранимой ценности. Для телоцентризма оказывается характерным переход от слова к телу, от интеллектуальности и духовности к телесности, от вербальности к зрительному образу, от рациональности к "новой архаике", когда в центре ментальносте оказывается тело, плоть. Также возникает повышенное внимание к катастрофам, сюжетам Конца Света - всему тому, что может разрушить тело и ко всему тому, что доставляет плотское удовольствие. Сексуальная свобода, наркотики, развлечения, ведущие к смене ощущений. Современные рекламные технологии лишь усиливают подобные интенции, активно эксплуатируя и культивируя изображения и практики тела41.

В современном мире важнейшим объективным обстоятельством становления человека оказывается информационная доступность, которая трактуется как всеобщая информационная прозрачность, максимальная информационная насыщенность, интенсивность информационных потоков и фантастически скоротечная их смена. В информационном обществе все люди выступают потребителями массовой информации - сейчас практически каждый подключен к информационным сетям так же, как к жилищно-хозяйственным коммуникациям; радио, телевидение, газеты, телефон,

Дети, как показывают исследования бюджета времени населения, проводят перед телевизором столько же времени, сколько в школе (5-6 часов)42. Потребитель информации превращается порой в ненасытного поглотителя информации.

Индивидуальное, групповое и массовое сознание все в большей степени подвергается агрессивным информационным воздействиям, наносящим ущерб психологическому и нравственному здоровью населения, разрушающим моральные нормы жизни и приводящие к дестабилизации социальной ситуации. Получаемая человеком информация часто оказывает непосредственное воздействие на его эмоциональное состояние, вызывает ответную реакцию и побуждает к определенным действиям. Для группового сознания особенно важны общие интересы группы, принятые и осознаваемые членами группы и отраженные в их индивидуальном сознании - правила поведения, их способность к удовлетворению своих интересов, достижению поставленных целей и готовность к противодействию. В массовом сознании важнейшими являются его консервативная и динамическая составляющие. Консервативная составляющая массового сознания образуется совокупностью: общих интересов масс (социальных групп или классов, национальных образований, этносов, населения страны в целом); признаваемых ими культурных, нравственных и социальных ценностей, усиливающих общественно допустимые правила поведения и образа жизни; готовность различного рода объединений, ассоциаций к противодействию существующим угрозам своим интересам, ценностям, традициям и нравам. Динамическая составляющая массового сознания образуется совокупностью отражений информации о социально важных событиях и вызывает соответствующую эмоциональную оценку этих событий.

Функционирование нравственных ценностей в системе средств массовой информации

Что представляет собой информационное средство и каковы его этико-философские характеристики? Этимологически понятие информационного средства восходит к латинскому слову medium, что означает буквально «находиться в середине», «средний». Это указывает на его функцию осуществлять посредничество, быть передатчиком и носителем информации и в частности транслировать нравственные ценности. Вместе с тем это говорит также о технической организации информационного средства.

Организация информационных средств никогда не может считаться законченной. В своем развитии она каждый раз стремится ликвидировать недостатки существующих информационных средств, а также собственной организации. Так письменность преодолела временную и локальную привязанность речи, электронные средства - относительную инертность и недостаточную накопительную способность печатных средств; визуальные средства - недостаточность абстрактности письма и т.д. Все это оказывало непосредственное воздействие на культуру нравственного общения и способы функционирования нравственных ценностей и периодически приводило к информационным кризисам и перестройкам морали.

В чем же выражается особенность информационного средства, прежде всего, в плане его влияния на моральное сознание человека?

Информационное средство не может существовать без своего материального носителя, точно также как его не существует и без формального, т.е. идеального компонента. Эта его особенность вполне соответствует сущности «материальной этики ценностей», развитой в трудах Макса Шелера и Николая Гартмана, и представляющей собой синтез идеальности нравственного закона и материальности целей и благ.

Информационное средство устраняет непосредственное телесное присутствие и открывает новые реальности, которые мы не можем достичь из-за нашей собственной пространственной и временной ограниченности. К ним относятся в частности представления об иных культурах, с которыми мы не можем встретиться непосредственно, а также представления о прошедших эпохах. Без медийного трансцендирования не было бы практически никакой передачи из поколения в поколение исторических и культурно-научных традиций. И, прежде всего, была бы невозможна трансляция нравственного опыта.

С одной стороны, информационное средство устраняет пространство и время непосредственного телесного присутствия, однако, с другой - создает место и время для новых форм коллективного присутствия и собрания лиц в медийно обусловленном месте. Так театр с самого начала оказывается местом совместного восприятия и переживания людей, которые вне данного пространства могут быть не связаны какими-либо социальными отношениями или нравственными обязательствами.

Несмотря на то, что основной задачей информационного средства является преодоление пространственно-временной ограниченности, оно одновременно создает новый вид дистанции к изображаемому предмету, который предстает перед нами не сам по себе, а в форме проекции или перспективы. Даже самое лучшее информационное средство не способно дать сам предмет. Следовательно, информационное средство является не только инстанцией передачи и представления, но и инстанцией дистанцирования. Материальный состав информационного средства как бы отстраняет нас от предмета и задает его идеальную перспективу. В какой-то степени это соответствует специфике морального сознания, ценностное содержание которого является идеальной проекцией материальных механизмов поведения.

Медийная близость определяется расширением пространственно-временных границ и увеличением скорости передачи. Однако это порождает серьезную проблему. Современные информационные средства сводят жизненный опыт к отношениям близости и одновременности, что приводят к утрате чувства перспективы и способности к дальнодействию. Там, где все одинаково близко, для ориентирования необходимо искусственно воссоздавать горизонт и иллюзию дальности, что открывает возможности манипулирования моральным сознанием и поведением человека.

Оценивая в целом особенности информационного средства необходимо в заключении указать на характер его конкретного влияния на этику и моральное сознание в современном мире. Современные медийные средства (телевидение, Интернет и др.) оказывают трансформирующее влияние на психику и сознание человека, что приводит к радикальным сдвигам в структуре морального сознания и к качественному изменению традиционных моральных реакций. Как показал Г. Андерс в своем исследовании о влиянии аудиовизуальных средств на поведение человека, эффект трансформации возникает в силу следующих причин:

Нравственные ценности и права человека в ситуации новых информационно-коммуникационных технологий

Итак, реконструировав перечень основных дилемм информационной этики в области защиты прав человека при использовании информационно-коммуникационных технологий, проанализируем их влияние на изменение традиционных нравственных ценностей.

В первом параграфе второй главы данного исследования был проведен обзор иерархии нравственных ценностей по М.Шелеру, в результате чего был сделан вывод, что информационное общество формирует определенные ценности потребления информации, которые условно можно отнести к низшему (по Шелеру) ряду ценностей, что выражается в информационном обществе в ориентации лишь на получение удовольствия или утилитаристское отношение к информации; знания получаются с целью удовольствия; интересы при получении знаний вращаются в материальной, а не в духовной сфере; творчество превращается в потребление; реальные отношения уступают место виртуальным; жизнь подменяется игрой. Несмотря на то, что у М. Шелера вышеперечисленные ценности относятся к низшему ряду, в современном информационном обществе они детерминируют другие ценностные ряды, придавая им ярко выраженную гедонистическую и утилитаристскую окраску. В данной ситуации, права человека могут играть роль некого нравственного минимума, ориентира, помогающего при принятии решений в рамках информационной этики, при разборе конфликтов ценностей. Нравственные ценности информационной этики имеют свою специфику, по сравнению с традиционными нравственными ценностями, обусловленную как самой сферой их применения (ИКТ), так и спецификой прикладной этики в целом:

тенденция к глобализации общества требует ориентацию на создание неких универсальных этических правил, в основании которых должен лежать ряд базисных нравственных ценностей. На данном этапе такими правилами является Всеобщая декларация прав человека. История прав человека началась с концепции английского конституционализма, в основании которого лежали идеи Т. Гоббса и Дж. Локка65. Предпосылкой этой концепции является эгоистическая форма мотивации; закон и гражданская ответственность представляются как единственный безопасный способ общения между людьми, каждый из которых по природе своей является эгоистом, заинтересованным лишь в соблюдении своих личных интересов. Таким образом, отношения человека с государством (соблюдение законов и интересов целого общества) являются разумным гарантированным способом сохранения благополучия и безопасности человека. Впоследствии Декларации прав человека были пронизаны утилитаристским духом этой идеи, несмотря на то, что базисные ценности со временем несколько изменялись, в соответствии с исторической, социальной и культурной ситуацией. Понимание «естественных прав» в истории философии не всегда было однозначным. Так, в философии Нового времени, идея естественных прав человека исходила из теории «разумного эгоизма» - личной безопасности и общественного договора (Т. Гоббс). Содержание естественных прав представлялось по-разному в разных философских концепциях и политических документах: так, они представлялись как «жизнь, свобода, собственность (Дж. Локк)»; как «безопасность, свобода, право на жизнь (Г. Спенсер, который в своей концепции естественных прав придерживался классического представления о правах)»; «жизнь, свобода, стремление к счастью» (Американская Декларация независимости Т. Джефферсона, который считал, что право собственности не является естественным правом человека); «свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению» (Французская Декларация независимости, где идея свободы, тем не менее, господствовала над идеей собственности). И. Кант полагал, что единственным естественным правом является только право человека на свободу66.

В соответствии с духом времени, в XX веке, после двух мировых войн, революций, конфликтов, во время которых массово нарушались естественные права человека, такие, как право на жизнь и право на свободу, основной идеей всеобщего блага, нашедшей свое выражение в Декларации прав человека, стала триада целей - мир, свобода, справедливость. Эти три цели можно обозначить, как базисные нравственные ценности современного общества, лежащие в основании прав человека. В рамках информационной этики ценность свободы, например, может конкретизироваться в принцип свободы убеждений, мнений, совести, доступности информации; справедливость - в принципе равного и полного доступа к информации; мир - в праве на участие в управлении своей страной и так далее.

2. Каждая сфера прикладной этики (биомедицинская этика, этика науки, политическая этика, экономическая этика и проч.) характеризуется набором характерных дилемм, разрешение которых никогда не бывает однозначным, и рассматривается ситуативно. Тем не менее, инструментом при разборе любой из таких ситуаций являются основные традиционные нравственные ценности, применяемые с учетом специфики определенной сферы прикладной этики. С одной стороны, в таком случае, ценности универсализируются и упрощаются; с другой стороны в каждой из прикладных этик - конкретизируются, кодифицируются, усложняются, приобретая правовую окраску, формируя специфические нравственные принципы и