Информатика — наука деловая. Информационная перегрузка. Информационный взрыв. Неэффективное мышление. Скорая помощь

Сорок пять лет назад футурологи предрекали, что к 2000 году человечество испытает застой в научном развитии, что приведет к краху цивилизации. Причиной столь невеселого прогноза стал назревающий "информационный взрыв".

Муравьи, ежедневно заглатывающие слона

Впервые об угрозе "информационного взрыва” ученые заговорили в 60-х годах XX века. Было подсчитано, что каждые десять лет в науке происходит удвоение новых результатов, в связи с чем поток информации каждые три-четыре года увеличивается вдвое - и в информационном перепроизводстве мы вскоре попросту утонем, будучи не в силах освоить поток новых сведений. А это неизбежно приведет к застою в научном развитии и в итоге - к краху цивилизации.

В научной среде издавна бытует шутка, что "человек есть существо, чьей самой лакомой пищей является информация". С этих позиций нашего современника можно сравнить с муравьем, которому приходится ежедневно заглатывать слона. Но 2000 год давно позади, и, если верить исследованиям, способная взорвать мир "критическая информационная масса" к моменту, когда мы читаем этот материал, уже увеличилась вчетверо. Где же кошмарные последствия "информационного взрыва", в эпицентре которого мы продолжаем жить? Неужели прогнозы оказались ошибочными?

Не будем спешить с выводами. Ведь и среди ученых сегодня нет общего мнения на этот счет. Одни утверждают, что проблемы лишь отодвинулись на некоторое время, а другие - что бедствие как раз в данный момент и происходит, просто мы еще не можем в полной мере оценить его печальных последствий. Кто прав?

Макулатурный фактор

Наша психика при всех ее уникальных возможностях имеет ограничения. Экспериментально доказано, что мозг обычного человека способен воспринимать и безошибочно обрабатывать информацию со скоростью не более 25 бит в секунду (в одном слове средней длины содержится как раз 25 бит). При такой скорости поглощения информации человек за жизнь может прочитать не более трех тысяч книг. И то при условии, что будет ежедневно осваивать по 50 страниц.
Самым упорным такая скорость когда-то позволяла освоить накопленные человечеством основные знания примерно к середине жизни. Сегодня это, увы, уже невозможно. Еще несколько десятилетий назад новое открытие или литературное произведение тут же привлекало внимание общественности. Теперь же только в научной сфере ежегодно появляется несколько миллионов книг. И даже если изучать исключительно свежую литературу, то на каждую прочитанную страницу будет приходиться 10 тысяч других, осилить которые нереально. Специалисты даже ввели определение "макулатурный фактор" - для литературы, пользующейся нулевым спросом (речь идет не только о художественных произведениях). Немецкие исследователи провели в одной из берлинских библиотек изучение спроса на находящиеся в ней 45 тысяч научных и технических изданий. И выяснилось, что "макулатурный фактор" сработал для 90 процентов этих книг! Это означает, что миллионы страниц, хранящих новейшие технические знания, никем так и не были прочитаны.

Словом, мы успеваем изучить лишь малую толику из постоянно накапливающейся информации - и это еще полбеды. Проблема в том, что полученная нами информация имеет свойство быстро устаревать и требует замены.

Период полураспада актуальных знании

Именно этот шутливый, но вполне научный термин обозначает промежуток времени, за который половина усвоенных нами сведений утрачивает ценность. И он становится все короче. Сегодня в области высшего образования этот период составляет примерно семь - десять лет, а в некоторых областях (например, в компьютерных технологиях) сократился до года. Это означает, что если вы в течение 12 месяцев будете учиться на компьютерных курсах, то к их окончанию половина полученной вами информации окажется бесполезной: она устареет. Все это напоминает ситуацию, когда человек карабкается вверх по опускающемуся эскалатору: лишь немногим, да и то ценой неимоверного напряжения, удается поддерживать необходимый "уровень", но стоит чуть сбавить темп - и...

Сегодня в лавине обрушивающейся на нас информации может ориентироваться лишь "энциклопедически полуобразованный человек", знающий обо всем, но не слишком глубоко, - и таких очень немного. В основном, желая не оказаться "на нижней ступеньке эскалатора", люди ищут спасение в "узкой специализации" - чем "уже", тем легче поддерживать уровень. В итоге все большее число людей живет все меньшими знаниями о мире...

В мире столько ерунды, что в голове не укладывается

Если мозг перенапряжен, он отбрасывает то, в чем нет насущной необходимости. Кто может похвастаться, что помнит логарифмы, законы Фарадея, химическую формулу целлюлозы или точную дату правления Владимира II Мономаха? А ведь мы все это учили в школе! Учили, но забыли - то есть вновь не знаем. Ситуацию усугубляет появление техники, рассчитанной "на дураков". Устройства, действующие по принципу "нажми на кнопку - получишь результат", создают иллюзию соответствия требованиям времени. Мы легко пользуемся техническими новинками, но подсознательное нежелание принимать новую информацию проявляется в своеобразном психологическом казусе: выбирая самый "навороченный" агрегат, редко кто пытается изучить все его возможности. В итоге новинка эксплуатируется в лучшем случае вполсилы...
Не знаю, заметили ли вы, что в передовых школах и институтах стала меняться психология преподавания? Раньше учеников и студентов заставляли все заучивать наизусть. Сегодня на это уже не нажимают столь рьяно - прекрасно, если человек помнит формулу или дату, но если он легко оперирует материалом, в котором ее можно найти, - это тоже очень неплохо. В таком подходе видится некое решение проблемы "информационного взрыва" (не говоря уже о спасении здоровья наших перегруженных детей): не обязательно все помнить, достаточно научиться логике мышления в разных областях знаний и умению быстро находить нужное, когда оно понадобится.

Ученые предлагают решения информационных проблем одно фантастичнее другого. Например, вживлять а мозг компьютерные микрочипы, которые могли бы хранить колоссальные объемы информации. Впрочем, такая ли уж это фантастика? С помощью вживленных микрочипов врачи уже сумели вернуть подвижность нескольким парализованным больным. Так что, не исключено, что и микрочипы с дополнительной памятью - дело не столь уж далекого будущего. Но что бы там ни придумали ученые, резервы нашего мозга все равно не безграничны.

Не исключено, что повальная алкоголизация - одно из последствий информационного стресса, который сегодня испытывает человечество. Об этом говорят результаты исследований, проведенных в НИИ мозга РАМН. Ученые пришли к выводу, что угроза алкоголизма подстерегает прежде всего тех, чей мозг подвергается информационным перезагрузкам.

Эксперименты, проводившиеся на крысах, показали, что зверьки, которым приходилось искать пищу в особо сложном лабиринте, в итоге предпочитали воде алкоголь... Над этим стоит задуматься.

Отбор естественный и... неестественный

Чтобы создать энциклопедию, которая способна охватить все знания человечества на каждый момент времени, ее "необходимо будет переиздавать как минимум ежегодно, каждый раз удваивая объем материала. И даже если "всем миром" решить эту задачу, то кто будет в силах прочитать все, что написано в такой книге?

Специалисты видят выход в жестком отборе и отсеве информации - и это уже происходит во всех областях знаний. Действительно, такой процесс до поры до времени в определенной степени смягчает последствия "информационного взрыва". Но кто сможет подсчитать, сколько бесценных фактов уже забыто и отброшено лишь потому, что они показались кому-то лишними? А главное, кто "заведует истиной"? Не следует забывать, что судьями в данном случае выступают обычные люди – в меру развитые, в меру ограниченные, со своими личными и ведомственными интересами...

Одновременно с таким искусственным отбором информации происходит процесс "естественного отбора". На смену культуре приходит поп-культура. На рынок выбрасываются Библия в комиксах и сокращенные варианты классических произведений. На телевидении появляется негласный запрет - не говорить ничего умного, выходящего за пределы знаний "среднего" зрителя. Тонкий юмор сменяется "хохмами", поэзия романсов - дешевыми "джаги-джаги", изысканная речь - сленгом. А радио- и телеведущие очень естественно поддерживают общий низкий уровень, путая падежи и теряя нить разговора...

Быть может, все это и назвали концом нашей цивилизации футурологи 60-х годов прошлого столетия?

В последнее время много говорят об "информационной революции", "информационном взрыве", о переходе земной цивилизации к "информационному обществу". Что же вкладывают специалисты в эти и многие подобные понятия и термины, своей необычностью, непривычностью звучания и яркостью в буквальном смысле слова захлестнувшие страницы газет и журналов, а также электронные средства массовой информации? Всё дело в том, что они теснейшим образом взаимосвязаны с проблемами обеспечения информационно-психологической безопасности России и русского народа, являющегося базовым компонентом государства. Сегодня уже никто не удивляется обилию разнообразной техники, заполонившей многочисленные офисы фирм и компаний, органов власти и управления. Компьютеры, принтеры, сканеры, мобильные телефоны, пейджеры и другие средства получения и обработки информации используются во многих областях человеческой деятельности, и количество сфер применения будет постоянно расти. Кроме того, уже и в системе среднего образования вводятся новые специальности для учителей, например, так называемые "тьюторы" будут готовить учеников школ для работы в глобальных компьютерных сетях, в том числе и в Интернете. Научно-технический прогресс нельзя остановить. Надо реагировать на происходящие в мире (в том числе и в информационной сфере) изменения адекватно. Если рассматривать данную проблему именно под таким углом зрения, то для русской глубинки государственными структурами должны быть разработаны и введены в практическое использование соответствующие программы государственной поддержки тех регионов, которые нуждаются в дотационных вливаниях. Кроме этого, наконец-то, должен быть ликвидирован дисбаланс в правомочиях субъектов Российской Федерации. Нормативные акты всех регионов России в законодательном плане не должны расходиться с норма-ми Федерального центра, с Конституцией России. Имеется масса отличных документов, принятых и утверждённых высшими должностными лицами России. Среди них и Доктрина информационной безопасности России, утверждённая Президентом страны В.В. Путиным в сентябре 2000 года. Данный документ смело можно назвать программным актом государственных структур в информационной сфере. России предстоит искать и находить ответы на постоянно возникающие вызовы времени, давать возможность роста молодому поколению, способному служить на пользу своей Родине. В самом термине "информационно-психологическая безопасность" видно тесное переплетение различных сфер - информационной, психологической и других. На самом деле проблема, скрываемая за названием, ещё более глубокая и важная: защита национальных интересов от вредоносных, несанкционированных, враждебных информационно-психологических воздействий. Что можно отнести к таким воздействиям? Их спектр охватывает не только названные в разделе сферы. Рассмотрим простейший пример - рекламное воздействие на массовое сознание. Здесь мы сталкиваемся с так называемым "25-ым кадром", когда влиянию самой тематикой рекламных роликов подвергается подсознание человека. Одна из задач торговой сферы - сбыт продукции. Одна из важных задач государства - защита собственного населения от недобросовестной или ложной рекламы. Здесь надо приходить к взаимовыгодному решению накопившихся вопросов. Именно сегодня очень мощному внешнему воздействию подвергается и духовная сфера российского общества, или, говоря языком официальных документов, "сфера духовной жизни". Нет ли в ней сегодня проблем? - можно задать такой вопрос и сразу же на него ответить - конечно, есть. И эти проблемы надо решать. Детская беспризорность, наркомания, пьянство, безработица, выталкивающая за ворота предприятий многих, заставляя их менять сферы деятельности, насаждаемые в некоторых СМИ чуждые для жителей России ценностные ориентиры заставляют предположить, что не всё благополучно в нашем общем доме. Одна из задач органов власти и управления - решение названных проблем. Возвращаясь к проблематике статьи, надо отметить следующее. Для того, чтобы научить подавляющее большинство населения грамотной работе с информацией, надо создавать специальные подготовительные центры. Иначе прогрессивно нарастающая лавина разноплановой информации может захлестнуть своими потоками неподготовленных людей. Поэтому и психологическую сферу (психосферу) человека следует готовить к работе в условиях информационных перегрузок постепенно. Одна из особенностей человеческой психики как таковой - медлительность изменений. И это, на самом деле, очень хорошо. Человек, пропуская через свой внутренний мир определённые внешние перемены, успевает к ним адаптироваться. Но всё равно это связано с возникновением разнообразных перегрузок. А то, что такие перегрузки будут увеличиваться и разрастаться, скоро заметят (если ещё не заметили) многие. В связи с этим и в школьные программы, и в курсы подготовки специалистов с высшим образованием сегодня вводятся новые дисциплины.

Одна из проблем многообразия профессий - количество затрачиваемого на подготовку специалиста времени и качество подготовленного специалиста. Вопрос: можно ли научить человека работе на компьютере за несколько занятий? Ответ: да, вполне возможно. Вопрос: будет ли такой специалист разбираться в премудростях структуры персонального компьютера, сможет ли он заниматься, как говорят специалисты, "железом" (начинкой)? Ответ на данный вопрос также лежит на поверхности: нет, не сможет. Поэтому наряду с краткосрочными курсами повышения квалификации должны существовать базовые образовательные системы, в ходе освоения которых люди получат фундаментальную подготовку по широчайшему кругу вопросов. Такие специалисты всегда высоко котируются на профессиональных рынках. Они окажутся тем "золотым фондом" русского народа, который и будет вести Россию в XXI веке. Что касается предотвращения перегрузок по информации, то одна из задач центров, которые можно было бы создать в данной области, должна быть адаптация и обучение людей поиску объективной, достоверной и своевременной информации. Если частично рассмотреть зарубежный опыт, то очень любопытные примеры дает нам Япония. Безусловно, это очень информатизированная и компьютеризированная страна.

На некоторых предприятиях там сталкиваются с проблемой информационных перегрузок. Симптомы тесно связаны с общей стрессовой усталостью. Называют сами японцы данное заболевание "кароши". Последствия его достаточно трагичны, вплоть до смертельных исходов. Как свидетельствуют сухие цифры статистической отчётности, в середине девяностых годов от таких перегрузок на японских предприятиях и в учреждениях ежегодно погибало на рабочих местах до десяти тысяч человек(!). Данная статистика свидетельствует о серьёзности возникающей проблемы. Ещё не так давно шёл извечный спор между "физиками" и "лириками" о приоритетах образования. Предметом дискуссий была проблема так называемого гуманитарного и технического образования. Сегодня на повестке дня оказывается универсальность образовательных систем и переплетение образовательных программ. А это всё напрямую связано с вопросами получения, обработки и использования информации.

Если русский народ сможет адекватно среагировать на быстро происходящие изменения мирового уровня (в том числе и на так называемую "глобализацию"), сохранив при этом свою душу и самобытность, значит, уже в скором времени все почувствуют и увидят позитивные тенденции. Но для этого нужно много и кропотливо работать, налаживать системы поиска и отбора талантливой молодёжи, допуска их к ресурсным базам, обучения и использования на передовых рубежах для защиты национальных интересов нашего народа. Завершая данную статью, хотелось бы выделить следующее.

Для решения многочисленных проблем, поднятых в материале, предстоит очень много трудиться, не покладая рук. Задача общественности, средств массовой информации - поднимать вопросы, если они существуют, предлагать свои (возможно, и авторские) варианты решения накопившихся проблем, а задача властных структур - находить мостки для реализации на практике принимаемых решений, чтобы они работали на благо личности, общества и государства, защищая жизненно-важные интересы триединого целого в самых разных сферах жизнедеятельности, в том числе и в информационной как одной из важнейших составляющих современного общества.

Новых функционально-поведенческих отличительных признаков в виде полезных навыков информационного взаимодействия. a - население Земли 7 млрд; b - грамотность; c - чтение-печатание - доступность всем грамотным; d - получение радио-, телевизионной информации (кол-во приёмников); e - информационная связь через телефоны, компьютеры, интернет (кол-во телефонов, компьютеров, пользователей Интернет)

Информационный взрыв - постоянное увеличение скорости и объёмов публикаций (объёма информации) в масштабах планеты . Лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе получило название «информационного взрыва» в 1975 году (Урсул А. Д.) [ ] . Станислав Лем описал эту проблему и вызываемую ей инфляцию культуры в книге «Сумма технологии » (1964) , повторяя позже неоднократно (например, сатирически - в «Перикалипсисе» из сборника «Абсолютная пустота », 1971).

Цивилизационные тренды развития информационного общества характеризуются тем, что в г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт). За пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт .

По статистике, объём цифровой информации удваивается каждые восемнадцать месяцев. По большей части (до 95 %) этот поток состоит из неструктурированных данных (лишь 5 % составляют различные базы данных - тем или иным образом структурированная информация).

Исследования вопроса

Развиваются: методология и статистика измерений в обществе информации и информационных нагрузок , регламентация федеральным законодательством безопасного содержания информации.

Информационный взрыв таит в себе не меньшую опасность, чем демографический . По Мальтусу , человечество как производитель отстаёт от себя же как потребителя, то есть речь идёт о соотношении совокупной биологической массы и совокупного экономического продукта человечества. Но в состязании с самим собой у человечества всё же гораздо лучшие шансы, чем у индивида в состязании со всем человечеством. Как выясняется к началу третьего тысячелетия, основные ресурсы общества - не промышленные или сельскохозяйственные, но информационные. Если материальное производство человечества отстаёт от его же материальных потребностей, то ещё более отстаёт информационное потребление индивида от информационного производства человечества. Это кризис не перенаселённости, а недопонимания, кризис родовой идентичности. Человечество может себя прокормить - но может ли оно себя понять, охватить разумом индивида то, что создано видовым разумом? Хватит ли человеку биологически отмеренного срока жизни, чтобы стать человеком?

1 260


Информационная перегрузка. Информационный взрыв. Неэффективное мышление. Скорая помощь.

«Лучше меньше, да лучше» — это лучшее высказывание, что можно привести про информацию сейчас. Её так много, что голова идет кругом. Объем информации удваивается каждые 18 мес. В 2002 г. человечеством было произведено информации 18∙10 18 байт (18 Эксабайт) или чуть более 18 миллиардов гигабайтов.

В этом коротком посте хочу обратить внимание на синдромы информационной перегрузки и меры предосторожности при обращении с информацией. Есть еще одно крылатое выражение Н.М. Родштльда: «Кто владеет информацией, тот владеет Миром». Он, конечно, имел в виду мир внешний. Мы же будем рассматривать мир внутренний. Бесспорно вы согласитесь, что в своей голове нужно иметь своего царя, если, конечно, нет желания, чтобы вами владели всякие Родшельды.

Что такое информационная перегрузка

Определение инфоперегрузки (Information Overload) впервые было дано профессором информационных наук лондонского городского университета Дэвидом Боуденом (David Bawden) в исследовании 2008 года, названном «Темная сторона информации: перегрузка, тревожность и другие парадоксы и патологии» (The dark side of information: overload, anxiety and other paradoxes and pathologies). Соавтором его выступила коллега Боудена по университету — доктор информатики Лин Робинсон (Lyn Robinson), изучающая влияние получаемой информации на поведение человека.

Боуден и Робинсон определили информационную перегрузку как «состояние цивилизации, при котором объем потенциально полезной и актуальной информации, превышает возможность ее обработки средним человеком и становиться помехой, а не подспорьем». Простой пример. Человеку нужно построить дом, но он его не строит, потому что безнадежно застрял на этапе изучения информации о том, как строить дом.

Виды информационной перегрузки

1. Информационный вампиризм — зависимость от информации, получаемой через Интернет или телевидение. Человек не отрывается от телевизора или не вылезает из глобальной сети, что по сути приобретает форму бегства от личных проблем и компенсации жизненной неустроенности. Это похоже на любую химическую зависимость — алкоголизм, наркоманию и прочие зависимости.

2. Многозадачность — необходимость заниматься несколькими делами одновременно. Но, как уже не раз доказано опытным путём, в один момент времени человек может заниматься лишь одним делом, держа в кратковременной памяти от 5 до 7 элементов. В такой атмосфере человек тратит гораздо больше энергии на переключение внимание между объектами концентрации, чем на саму работу, потому что каждый раз при переключении приходится, как бы, освежать память. Это похоже на работу оперативной памяти компьютера или телефона, когда переключаясь между приложениями происходит их частое обновление. О таком виде инфоперегрузки можно сказать, что человек только «делает вид, что работает», так как его продуктивность невелика.

3. Добывание фактов — ситуация, в которой на пути к полезным и ценным сведениям нужно «перелопатить» огромный массив информации, и факты накапливаются, но не усваиваются. Это «куркульный» подход также опасен, так как неизбежно превращает всю потенциально полезную информацию в бесполезный хлам (не применённую).

Информационный взрыв.

Информация в современном мире накапливается угрожающими темпами — согласно словам Эрика Шмидта (Eric Schmidt), бывшего CEO Google, «От начала цивилизации и до 2003 года было создано около 5 Экзабайт (5 000 000 000 Гб) информации. Теперь человечество создает столько данных всего за 2 дня».

Цифровая Вселенная растет быстрее, чем предполагалось в самых смелых прогнозах: специалисты из аналитической фирмы International Data Corporation (IDC) предполагали, что к началу 2011 года человечество накопит до 1,8 Зб информации, однако масштабное исследование корпорации ICANN выявило наличие 2,56 Зеттабайта цифровых данных в мире уже в сентябре того же года. Заметим, что гораздо более ранее исследование Бона и Шорта, указавших объем потребления информации в 3,6 Зеттабайта только для США, учитывало неоднократное обращение пользователя к одному и тому же источнику трафика (например, к серверам многопользовательских игр).

Объём информации в мире возрастает ежегодно на 30%. В среднем на человека в год в мире производится 2,5∙10 8 байт.

Медитация — пожалуй, самый эффективный из методов эмо-инфочистки и скорая помощь при переживании острого иноформационно-эмоционального перегруза. Перейдите, скачайте, сделайте. Будет еще много полезного, если подпишитесь на рассылку. Никакого спама.

Кстати, полезно будет знать, что в устройстве нашего организма есть система самозащиты от сверх эмоционального раздражения. Она называется «ступор». Если сравнить психику с автомобилем, то ступор будет соответствовать торможению «с полной блокировкой колес». Менее выраженная форма ступора — «легкое притормаживание» — это полюбившаяся многим депрессия. Депрессия — менее выраженная реакция на инфоперегруз.

Вот несколько советов, которые могут помочь в поддержании текущего порядка в голове.

  • Собирайте только полезную информацию. Не пытайтесь узнать все обо всем: при нынешних темпах производства информации это невозможно.
  • Будьте честны с самим собой. Если вас что-то беспокоит, не стоит «топить» свою тревогу в море ненужной информации.
  • Не хватайтесь за несколько дел сразу, работайте над своими задачами поочередно.
  • Планируйте свое время, выделяйте важные и второстепенные, срочные и не срочные задачи.
  • Соблюдайте баланс между работой и отдыхом, высыпайтесь и отдыхайте (это самое сложное).
  • Пользуйтесь прекрасной свойством мозга — забывать все лишнее и само-очищаться.

Ну и напоследок еще несколько любопытных фактов:

По данным экспертов, около 1 петабайта текстовой информации во всем Интернете, а также всё написанное человеком, статьи, книги, учебники и т. д. При этом объем памяти мозга по разным оценкам составляет порядка зетабайта. Однако человека нельзя рассматривать как устройство запоминания, типа как флешку, ведь он может создавать информацию самостоятельно, быть её источником. Флешки и компьютеры на такое не способны, поэтому это сравнение неприемлемо. И вообще, все информация существует по причине существования человека. Он центр, источник, пользователь.

  • информационная перегрузка вызывает серьезный стресс и ведет к общему ухудшению здоровья,
  • а чрезмерное использование социальных медиа может даже привести к потере кратковременной памяти!

По мере возможности избегайте информационной перегрузки. Предупрежден — вооружен.

Тема 1. Введение. Современное информационное общество. Информационные ресурсы.

Сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Применительно к обработке данных на компьютерах - произвольная последовательность символов, несущих смысловую нагрузку.

1. Информационно-поисковая система.

2. Информация.

3. Каталог (директория, папка).

4. Интернет.

Общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации называется

1. современным;

2. прогрессивным;

3. информационным;

4. гуманным.

Термин “информатизация общества” обозначает:

1. увеличение количества избыточной информации, циркулирующей в обществе;

2. целенаправленное и эффективное использования информации во всех областях человеческой деятельности, достигаемое за счет массового применения современных информационных и коммуникационных технологий;

3. увеличение роли средств массовой информации;

4. массовое использование компьютеров.

Информационные ресурсы – это продукт деятельности,

1. программистов

2. практически всех основных профессиональных групп

3. инженеров

4. программистов и инженеров

Основные ресурсы страны,

1. материалы и энергия

2. материалы и информация

3. материалы, энергия, информация

4. энергия и информация

Отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информацион­ных системах) называются

1. информационными базами данных;

2. информационными ресурсами;

3. информационными данными;

4. базами данных.

Именованная совокупность любых данных, размещенная на внешнем запоминающем устройстве и хранимая, пересылаемая и обрабатываемая как единое целое. Может содержать программу, числовые данные, текст, закодированное изображение и др.

2. Каталог (директория, папка)

4. Переменная

Тема 2.Информационные процессы.

Назовите процессы, относящиеся к информационным:

1. передача и хранение информации;

2. хранение и обработка инфор­мации;

3. сбор, передача, хранение и обработка инфор­мации;

4. получение и хранение информации.

Информационная технология – это

1. процесс, включающий совокупность способов хранения, обработки и передачи инфор­мации на основе применения средств вычислительной техники.

2. процесс, включающий совокупность способов сбора, хранения и передачи инфор­мации на основе применения средств вычислительной техники.

3. процесс, включающий совокупность способов сбора, хранения, обработки и передачи инфор­мации на основе применения средств вычислительной техники.

4. процесс, включающий совокупность способов сбора, хранения, обработки инфор­мации на основе применения средств вычислительной техники.

Что такое информационный взрыв?

1. ежедневные новости из горячих точек;

2. бурный рост потоков и объемов информации;

3. возросшее количество газет и журналов;

4. общение через Интернет.

Инструментариями информационной технологии могут быть:

1. текстовый процессор, электронные таблицы, системы управления базами данных, издательские системы;

2. системы управления базами данных, издательские системы, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркетинговые и пр.);

3. текстовый процессор, электронные таблицы, системы управления базами данных, издательские системы, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркетинговые и пр.), экспертные системы;

4. текстовый процессор, электронные таблицы;

Выберите события, которые можно отнести к информационным процессам:

1. упражнение на спортивном снаряде;

2. водопад;

3. перекличка присутствующих на занятии;

4. катание на карусели.

Примером процесса хранения информации может служить:

1. процесс ограничения доступа к информации лицам, не имеющим на это права;

2. процесс несанкционированного использования информации;

3. последовательность действий человека, направленных на сохранение структуры данных и их значений, представленных в той или иной форме на материальном носителе информации (бумаге, бересте, МЛ, МД и пр.);

4. процесс создания компьютерных банков данных и баз знаний.

Под поиском информации понимают:

1. передачу информации на большие расстояния с помощью компьютерных систем;

2. чтение художественной литературы;

3. получение нужной информации посредством наблюдения за реальной действительностью, использование каталогов, архивов, справочных систем, компьютерных сетей, баз данных и баз знаний и т.д.;

4. сортировку информации.

Слово “интерактивный” (от английского interaction - взаимодействие) означает:

1. возможность третьим лицам вмешиваться в процесс общения;

2. возможность изменять тему общения;

3. возможность активно вмешиваться в процесс общения, изменять его в ту или иную сторону, направлять в нужное русло;

4. отсутствие возможности вмешиваться в процесс общения.

Тема 3. Свойства информации. Виды и формы представления информации.

Информацию, не зависящую от личного мнения или суждения, можно назвать:

1. актуальной;

2. полезной;

3. объективной;

4. понятной.

Информацию, отражающую истинное положение дел, называют:

1. понятной;

2. объективной;

3. достоверной;

4. полезной.

Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют:

1. полезной;

2. объективной;

3. полной.

4. актуальной;

1. полезной;

2. актуальной;

3. понятной.

4. полной;

Информацию, достаточную для решения поставленной задачи, называют:

1. полезной;

2. актуальной;

3. полной;

4. понятной.

Информацию, изложенную на доступном для получателя языке, называют:

1. полной;

2. полезной;

3. достоверной.

4. понятной;

По способу восприятия информации человеком различают следующие виды информации:

1. текстовую, числовую, графическую, табличную и пр.;

2. научную, социальную, политическую, экономическую, религиозную и пр.;

3. визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;

4. математическую, биологическую, медицинскую, психологическую и пр.

Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством:

1. органами осязания (кожей);

2. органом обоняния;

3. органов зрения;

4. органами восприятия вкуса.

Аудиоинформацией называют информацию, которая воспринимается посредством:

1. органов зрения;

2. органами осязания (кожей);

3. органами слуха;

4. органами восприятия вкуса.

По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:

1. социальную, политическую, экономическую, техническую, религиозную и пр.;

2. обыденную, научную, производственную, управленческую;

3. текстовую, числовую, символьную, графическую, табличную и пр.;

4. визуальную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую.

Примером текстовой информации может служить:

1. правило в учебнике родного языка;

2. иллюстрация в книге;

3. таблица умножения на обложке школьной тетради;

4. музыкальное произведение.

Примером хранения числовой информации может служить:

1. разговор по телефону;

2. иллюстрация в книге;

3. таблица значений тригонометрических функций;

4. текст песни.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12