Как отключить парковку головок жесткого диска seagate. Ремонт HDD Hitachi Travelstar. Отключение частой парковки головок. ⇡ О парковке головок и встроенном электрогенераторе

Жесткий диск — один из самых удивительных компонентов современного компьютера. Только представьте себе, что мы все еще храним данные с помощью магнитно-механической технологии, которая существует с 50-х годов ХХ века и успела повидать ламповую электронику и грампластинки. Представьте, что мы живем в альтернативной Вселенной, где жесткий диск никогда не был изобретен и все данные записываются на Flash-память или другие твердотельные носители. Тогда что вы скажете на предложение сохранять информацию в виде намагниченных участков на вращающемся диске, где записывающая головка сможет точно позиционироваться на дорожках, расстояние между которыми сопоставимо по размеру с транзисторами, создаваемыми в интегральных схемах с помощью фотолитографии? Это невозможно, слишком сложно, ненадежно и недолговечно? Нет, это реальность, которую мы принимаем как нечто само собой разумеющееся. Пример технологии, доведенной до изначально непредсказуемого, даже абсурдного уровня.

Хотя в основе технологии HDD лежат простые принципы, для того чтобы она достигла таких высот, потребовались десятки лет разработки и научных исследований, огромное количество сложных, нетривиальных, подчас остроумных и невероятных решений, о которых немного известно за пределами круга людей, по профессии связанных с производством жестких дисков. Мы побеседовали именно с таким человеком — ему можно задать все вопросы, приходящие в голову по поводу технологий жестких дисков, которые применяются сейчас и будут внедряться в будущем. Знакомьтесь: Алекс Блеквелл (Alex Blackwell), главный инженер компании Western Digital в регионе EMEA.

Блеквелл часто общается с компьютерной прессой, но это явно не тот случай, к которому подошло бы казенное «по долгу службы часто приходится общаться». Чувствуется, что ему действительно нравится рассказывать людям о технологиях. Алекс говорит так увлеченно и ярко, что двухчасовое интервью с ним пролетело на одном дыхании. Это, в общем-то, и было мало похоже на интервью. У Алекса не пришлось ничего «выспрашивать», и на один вопрос он выдавал гораздо больше интереснейшей информации, чем мы изначально рассчитывали получить. Получилась фактически полноформатная лекция об интересных и неочевидных фактах, касающихся жестких дисков.

Составляя список вопросов, мы постарались сократить банальности из разряда «как у WD дела сейчас и каковы планы на будущее?» и узнать больше о жестких дисках в целом, не боясь в чем-то показаться наивными и невежественными. Алекс с удовольствием позволяет собеседнику быть жадным до знаний «почемучкой».

А еще у Блэквелла очень яркая речь, насыщенная метафорами и юмором. Попытаемся передать это в тексте, сделав его максимально близким к «непричесанной» стенограмме. Тем не менее, поскольку разговор постоянно крутился вокруг одних и тех же вопросов, мы именно так его и скомпонуем — в виде конспекта нескольких главных тем. Никакого единого сюжета, просто сборник увлекательных историй про жесткие диски. Вся речь идет от лица Алекса Блеквелла, вопросы и комментарии автора — курсивом.

⇡ О парковке головок и встроенном электрогенераторе

3DNews : Мы не так давно узнали, что жесткий диск использует электрический генератор, чтобы можно было завершить запись сектора в случае аварийного отключения. Можно рассказать об этом поподробнее?

Алекс Блеквелл: Когда внезапно пропадает электропитание, первое и самое важное для безопасности привода — запарковать головки. Потому что если они приземлятся на магнитный носитель, то они просто прилипнут, и больше не смогут подняться (в работе головка фактически летит над поверхностью за счет потока воздуха. — прим. автора ) . Это конец. Настолько гладкие у них поверхности. Представьте себе два абсолютно гладких листа стекла, прижатые друг к другу. Сколько силы нужно, чтобы разорвать их! Если вы включите привод после того как головки прилипли к диску, то вращение шпинделя просто оторвет кончик актуатора. Поэтому для парковки мы поднимаем головки и относим их на отдельную пластиковую площадку. Вернее, опускаем актуатор, а сами головки на кончике висят в воздухе.

Кончик актуатора «упал» на пластину (фото c Wikimedia Commons)

На парковку головок при обрыве питания у нас всегда есть немного свободного времени. Эта операция осуществляется с помощью электрического генератора. Но генератора как отдельного устройства в жестком диске нет. Двигатель просто используется в «реверсе», что можно сделать с любым электрическим мотором.

Так обстоят дела в течение последних 15-20 лет. Диски более старых типов парковали головки прямо на поверхность диска, у внутреннего края. Там был магнитный замок, который удерживал актуатор на месте. Если вы помните, то, выключая такой старый привод, вы слышали щелчок. Это актуатор приближался к магниту и защелкивался там. Для Western Digital производство таких дисков закончилось в 2005-2006-м, может, даже в 2007 году.

Парковать головки прямо на диске можно было потому, что изначально поверхность была не столь гладкой и головки были крупнее. Вообще, тогда все было проще. Потом поверхность потребовалось сделать очень гладкой, чтобы головка летала очень близко (сейчас зазор между головкой и поверхностью диска составляет единицы нанометров. — прим. автора ) . И однажды она стала слишком гладкой, чтобы можно было взлететь с нее после парковки. Тогда мы начали использовать лазер, чтобы создать текстуру на поверхности диска в парковочной зоне. Теперь, с 2007 года, парковочная зона находится вне поверхности диска, на пластиковой площадке. То есть принцип парковки головок пережил всего три этапа развития, но, несмотря на это, в данной области задействовано очень много тонких технологий.

Однако вернемся к ситуации обрыва питания. Помимо того, чтобы запарковать головки, вторая задача — спасти настолько много пользовательских данных, насколько возможно. Нужно передать на носитель фрагмент информации, который записывается в данный момент, завершить запись текущего сектора. Для этого мы просто используем остаточное вращение носителя.

⇡ Некоторые впечатляющие цифры и двухступенчатый актуатор

Первый жесткий диск появился в 1956 году. Вспомните другие технологии из 1950-х. Например, радиолампы. С тех пор у нас появились транзисторы, затем первые интегральные схемы, а затем — LSI (Large Scale Integration, микросхемы с сотнями тысяч транзисторов) . Или возьмем аудиозапись. Большую часть времени мы использовали пластинки со скоростью вращения 78 об/мин. Сначала с пластиковыми иглами, потом с алмазными, потом появилась магнитная лента, CD, MP3. Некоторые технологии просто прыгнули вперед, но дисковые приводы все еще работают так же, как встарь. Есть вращающийся диск и актуатор, движущийся вдоль него, магнитная поверхность с индуктивным принципом записи и чтения. Разве что автомобили остались такими же, как в то время.

Но представьте себе первый жесткий диск от IBM. Допустим, размер одного бита на этом диске 50-х годов сопоставим со стадионом «Спартак». Насколько же тогда велик бит на современном диске? Размером с этот стол? Размером с эту комнату? Размером с мой большой палец? Правильно, именно палец! Площади, занимаемые одним битом сейчас и тогда, соотносятся в масштабе 10 8 . То есть 10 4 в каждом направлении.

IBM 350 (1956 г.) — самый первый жесткий диск. Предназначался для компьютера IBM 305 RAMAC (фото с Wikimedia Commons)

Геометрия жесткого диска постоянно сжимается. Сейчас дорожки на носителе находятся на расстоянии 50-60 нм друг от друга. А теперь вспомните микропроцессоры Intel, которые для производства по норме 28 нм используют фотолитографию, фабрики с гигантским оборудованием. А у нас в то же время есть вращающийся диск, и мы можем позиционировать головку в центре одной из дорожек, которые разделяют всего 60 нм, с точностью около 10 нм. Это настоящий хай-тек.

Вы знаете, что такое двухступенчатый актуатор (Dual Stage Actuator) ? Представьте, что моя рука — это акутатор с головками на конце. Вот поворотная точка в плечевом суставе. И если вам требуется улучшить позиционирование руки, то можно обратить внимание на сустав пальца. На двухступенчатом актуаторе есть своего рода дополнительный маленький актуатор, который может перемещаться всего на несколько дорожек влево и вправо. За счет этого мы можем повысить точность позиционирования. Мы используем эту технологию уже около двух лет в корпоративных продуктах (серия RE3), а в 2012 году внедрили в некоторых потребительских моделях. В терабайтном диске серии Green, нескольких Blue, всей линейке Red, а теперь и в Black.

Схема двухступенчатого актуатора (из патента United States Patent 6624983)

⇡ WD Black и терабайтные пластины

3DNews : Расскажите, почему диски серии WD Black показывают такую впечатляющую производительность, в особенности — в тестах произвольного доступа?

Алекс Блеквелл: Одна из основ высокой производительности — скорость вращения шпинделя. Вторая основа — быстрый актуатор, за счет которого уменьшается время поиска дорожки. В дисках серии WD Black и RE в двигателе актуатора используются два больших магнита. Более сильный магнит позволяет быстрее двигать головки. В других сериях, Blue и Green, устанавливают более компактный одинарный магнит, поэтому Black опережает Blue по скорости произвольного доступа, хотя последние тоже работают на 7200 об/мин.

3DNews : А когда же появятся диски WD Black с пластинами объемом 1 Тбайт?

Алекс Блеквелл: Это вопрос приоритетов. Нет технологической причины, по которой мы не можем этого сделать. Терабайтные пластины уже применяются в «зеленой» серии при объеме 1-3 Тбайт, в «синей». Понимаете, когда ты проектируешь жесткий диск и хочешь продать его с прибылью, то нужно сочетать много параметров: производительность, объем, выход годных компонентов при производстве и множество других. Важно сочетание факторов, а не просто обладание определенной технологией. Я полагаю, что для WD Black терабайтные пластины просто еще не пришли в зону оптимального сочетания характеристик.

⇡ Как устроены головки

3DNews : Что собой представляют головки типа GPP / GMR (Perpendicular to Plane / Giant Magnetoresistance), которые сегодня используются в жестких дисках? Как они работают?

Алекс Блеквелл: Оригинальный жесткий диск IBM и все последующие диски вплоть до 1996-1997 годов имели единые головки чтения/записи. Такая головка представляет собой разорванное кольцо с проволокой, накрученной сверху. Когда на проволоку подается ток, возникает магнитное поле, которое «вытекает» через разрыв в кольце. Если поднести разрыв к чему-то, что может быть намагничено, оно намагничивается. Что и происходит с поверхностью пластины в жестком диске: возникают участки, имеющие магнитные полюса — северный и южный. В то же время, если не подавать на головку напряжение, а просто провести вдоль намагниченного участка, в ней возникает ток.


Актуатор и его кончик под микроскопом (за фото спасибо Andrew Hazelden, www.andrewhazelden.com)

Со временем стало очевидно, что единое устройство представляет собой компромисс. Что хорошо для записи, может быть неоптимальным для чтения. Тогда нашла применение идея магниторезистивности. В качестве считывающей головки стали использовать резистор, который меняет сопротивление в присутствии магнитного поля. А в качестве записывающей головки — отдельную индуктивную часть. И больше никакого компромисса. Позже появилось второе поколение этой технологии — GMR (Giant Magnetoresistance), где Giant указывает на величину напряжения, которое позволяет развить резистивный элемент. Он просто стал более чувствительным. А на будущее после GMR у нас есть вот какая штука: TuMR — Tunneling Magnetoresistance, которая еще больше повысит эффективность головки.

Теперь о записи. Катушка с разрывом в середине, о которой я говорил изначально, используется для так называемой продольной магнитной записи. Намагниченные участки на пластине образуются в продольной ориентации. Подобно тому, как машины паркуются на улице.

Продольная и перпендикулярная запись

Но теперь мы берем и устанавливаем эти магнитики вертикально. Получается перпендикулярная запись. Не зная технологии, трудно себе представить, как это делается. На самом деле, нужно добавить к магнитной пластине еще один слой, который как бы отражает один из полюсов катушки и создает слабый магнитный эффект, распределенный по большой площади. Вот как работает перпендикулярная запись. Для машин также было бы лучше, чтобы они парковались вертикально, особенно в Москве. Главное — не забыть убрать кофе из подстаканника.

Винчестеры Hitachi Travelstar очень популярны среди пользователей персональных компьютеров. Однако у последних моделей дисков от HGST есть одна проблема, которая может за 1 год привести к поломке жесткого диска! Эта проблема - постоянная парковка головок диска при его работе. Казалось бы, что тут страшного? Ведь технология парковки головок экономит ресурс жесткого диска и электроэнергию при простаивании жесткого диска без работы.

Однако данные парковки у линейки жестких дисков HGST Hitachi Travelstar очень частые и за минуту может происходить до 10-15 парковок. Это явно неправильная работа винчестера!

Для примера, за 6 месяцев работы мой HDD Hitachi Travelstar 7K1000 припарковался 174856 раз, что видно из показателей S.M.A.R.T. жесткого диска. Ещё около года и этот показатель перевалит за 500 тысяч парковок и система S.M.A.R.T. жесткого диска сообщит, что жесткий диск имеет S.M.A.R.T. Status BAD .

Причины частых парковок головок является система , по-русски "Расширенное Энергосбережение ", которая призвана экономить энергию при простоях. Расширенное энергосбережение факультативно появилось в жестких дисках уже довольно давно. В настройках работы диска эту систему можно регулировать одним параметром. Изменение его значения от 1 до 254 позволяет регулировать производительность жесткого диска и тем самым экономить энергию источников питания. Значение меньше 128 разрешает жесткому диску остановку шпиндельного двигателя при отсутствии команд в течение определенного времени, что позволяет максимально экономить энергию источника питания, но приводит к повышенному износу кинематики и задержке при пробуждении, вызванной ожиданием раскрутки магнитных дисков до необходимой скорости. Работа расширенного энергосбережения, реализованного в жестких дисках, не зависит от таймера "сна" операционной системы.

Изначально, с завода, все винчестеры Hitachi Travelstar идут с установленным параметром APM равным 128 . Для отключения парковок головок, или для увеличения времени между возможными парковками, нам необходимо увеличить этот параметр. Я бы рекомендовал установить от 200 до 254. Установка параметра равное 254 отключает APM и соответственно парковку головок, т.е головки не будут парковаться при простое винчестера.

Так в чём же проблема? Меняем этот параметр и радуемся! Не всё так просто. Данный параметр умеет менять программа от Hitachi - Hitachi Feature Tools . Однако не стоит искать эту программу на сайте Hitachi. Она там есть, но она не поддерживает изменение параметра APM (Advanced Power Management) на последних, самых новых, винчестерах Hitachi.

Но не стоит отчаиваться. Умельцы уже выпустили модифицированную версию Hitachi Feature Tools v2.17b2 ( FT217b2.rar) для новейших винчестеров от HGST.

Среди поддерживаемых моделей HDD HGST Hitachi Travelstar:

  • 5K500.B
  • 7K500
  • 5K750
  • 7K750
  • 5K1000
  • Z5K320
  • Z7K320
  • Z5K500
  • Z7K500

В списке не оказалось моей модели Hitachi Travelstar 7K1000 , но как оказалось позже, программа смогла работать и с ней.

Внимание! Всё, что Вы будете делать дальше, делается Вами на свой страх и риск. Это может привести как к потере информации, так и поломке самого жесткого диска!

Итак. Порядок работы:

  • Создаем загрузочный USB диск, грузимся с него в MSDOS, автоматически запускается утилитка от Hitachi (немного модифицированная, неофициальная).
  • Выбираем в списке найденных жестких дисков необходимый.
  • Нажимаем F10 переходим в меню. Отключаем APM (Выставляем APM в 254).

Теперь подробнее опишу алгоритм действий по созданию флэшки.

Для Windows XP, Vista и Windows 7 подойдёт этот вариант:

  • С помощью HP USB Disk Storage Format Tool ( HP_USB_Disk_Storage_Format_Tool_and_MSDOS.rar) создаём загрузочную флэшку с досом (отмечаем галочкой "using DOS system files located at:" и выбираем прилагающийся каталог "dos", нажимаем "Start");
  • В корень флэшки забрасываем содержимое каталога "FT217b2" ( FT217b2.rar);
  • Перезагружаемся, загрузка с флэхи (изменить соответствующие настройки в биосе);
  • Дальше всё интуитивно понятно. В меню программы выбираете в списке найденных жестких дисков свой диск (HGST HTS..) и нажимаете F10 для перехода в меню. Затем в меню выбираете Advanced Power Management (APM) и двигаете (ползунком) до значения в 254, сохраняете настройки (saves) и выходим (Exit), парковка головок отключена;
  • Радуемся и говорим спасибо автору в комментариях, а также человеку допилвшему программу от Hitachi, чтобы мы могли доколхозить хитачевские криводелки.

Несмотря на относительно большой объем материалов по Mikrotik в этом блоге, он не перекрывает и десятой части основных возможностей применения RouterOS и Mikrotik для домашних и офисных целей.

Помимо изложенных материалов, настоятельно рекомендую ознакомиться с основами сетевых технологий (basic), в будущем это здорово упростит вам жизнь при работе с оборудованием Mikrotik или любого другого вендора. Кто внимательный, тот наверняка заметил, что в верхней части сайта размещен большой горизонтальный банер, в котором предлагается пройти аналог курса по MTCNA. Если вы новичок, перед тем, как приступать к изучению материалов, направленных на сдачу экзамена MTCNA, я бы порекомендовал изучить краткий курс по основам сетевых технологий от того же автора.

Если вы хоть раз использовали самоподписные сертификаты на Mikrotik (пункт #5), тогда точно сталкивались с тем, что современные браузеры откажутся принимать такой сертификат, выдавая ошибку.

В сети предприятия, такой сертификат все же лучше, чем его отсутствие. Сегодня мы поговорим о том, как установить полноценный сертификат для WebFig и/или HotSpot. Для того, чтобы браузеры «не ругались» на сертификат, он должен быть валидным, необходимо соблюсти ряд условий.


Не успели на рынке появиться первые решения с поддержкой стандарта 802.11ad, как вслед за ними Qualcomm представил чипы с поддержкой новейшего стандарта 802.11ay.

Как вы помните, в середине 2017-го нам стало известно о тесном сотрудничестве Qualcomm и Mikrotik при внедрении стандарта 802.11ad. Все эти полтора года в Mikrotik активно работали над совершенствованием своих решений 60 ГГц. Как видим, в этом направлении идет достаточно активная работа. Буквально на днях мне на глаза попался интересный пресс-релиз компании Qualcomm, в котором идет речь о выпуске чипов с поддержкой стандарта 802.11ay.


Не успели Mikrotik анонсировать Newsletter 86 , как уже представлен 87-й релиз. В то же время, анонсированный ранее PWR-Line AP еще даже не поступил в розницу, на этом фоне 87-й релиз вызывает некоторое негодование.

Как показывают предыдущие анонсы и отдельные темы на официальном форуме, в Mikrotik всерьёз занялись за выпуск решений с поддержкой скоростей 10 Гбит/сек. То ли в компании решили не отставать от Ubiquiti с их решениями XG, то ли рынок действительно подрос уже и готов к внедрению скоростей 10 Гбит.

Современные производители ноутбуков идут на разные ухищрение ради того, чтобы выгадать лишние минутки автономной работы. Зачастую, иногда весьма сомнительными мерами. Например, установкой жестких дисков с агрессивной политикой энергосбережения. Например, такая модель установлена в моем новом ноутбуке .

Конечно, это временная мера. В ближайшей перспективе я установлю в ноутбук SSD и жесткий диск будет использоваться лишь для хранения данных. Но сути вопроса это не отменяет. При работе от батареи диск слишком часто отключается, что не есть хорошо. Во-первых, это замедление работы системы. А во-вторых, снижение ресурса диска. Да, может небольшое, но снижение. Поэтому, наша задача заставить его работать всегда. Возможно, это снизит автономность, но не думаю, что настолько чтобы сожалеть об этом.

Самый простейший путь — использование настроек энергопитания в Windows. Но это не всегда работает. Например, в моем случае.

Будем решать эту проблему радикально, раз и навсегда. Для этого нам понадобится утилита hdparm . Ее надо скачать (исходя из битности вашей системы) и установить. Данная утилита хороша тем, что она универсальная и работает со всеми моделями дисков всех производителей. Затем идем в папку c:\Program Files (x86)\hdparm\ и настраиваем совместимость для hdparm.exe.

Затем где-нибудь в укромном месте сохраняем bat-файл следующего содержимого. Если надо применить настройку ко второму диску — замените hda на hdb. К третьему — замените hdb на hdc и т.д.

MS DOS

@echo off cd c:\Program Files (x86)\hdparm\ hdparm -B 255 hda exit

@echo off

cd c: \ ProgramFiles(x86) \ hdparm\

hdparm -B 255hda

exit

И файл с расширением vbs.

Visual Basic

Set WshShell = CreateObject("WScript.Shell") WshShell.Run chr(34) & "D:\alex\!!System\NoAPM.bat" & Chr(34), 0 Set WshShell = Nothing

Set WshShell = CreateObject ("WScript.Shell" )

WshShell . Run chr (34 ) & "D:\alex\!!System\NoAPM.bat" & Chr (34 ) , 0

Set WshShell = Nothing

После этого предполагается, что у нас получится два файла с именами NoAPM.bat и NoAPM.vbs. Обратите внимание, что в файле vbs надо указать актуальный путь к файлу с расширением bat!

Что же мы сделали? А мы сделали первый шаг к решению проблемы частых парковок головки жесткого диска. Утилита hdparm переключает режим APM (Advanced Power Management) жестокого диска в режим минимальной экономии и отключает пресловутую парковку при каждом случае. Теперь нам надо автоматизировать процесс применения данной настройки при загрузке компьютера и при выходе из спящего режима или гибернации. Тут все просто, используем встроенный в Windows планировщик.

Создаем задачу с настройками как на скриншоте.

Важно обратить внимание на несколько нюансов. На самой первой вкладке надо поставить галку «Выполнить с наивысшими правами». На вкладке с триггерами добавить два триггера: первый на активацию задачи при входе в систему любого пользователя, второй при событии в журнале «Система». Источник события указываем Power-Troubleshooter, а в качестве кода события 1. Действие у нас — запуск того самого vbs-файла. Это избавит от назойливого окна командной строки, который будет появляться на секунду при загрузке или выходе из сна. Теперь на вкладке «Условия» надо снять галку на пункте «Запускать только при работе от электросети». И наконец на последней вкладке снять галку «Останавливать задачу, выполняемую дольше».

Вот и все. Наша проблема решена. Теперь при запуске системы и входе любого пользователя будет принудительно отключаться энергосбережение у жесткого диска раз и навсегда. Аналогично после сна и/или гибернации. Проверить это можно, например, после загрузки, сна или гибернации вот так через утилиту CrystalDiskInfo.

P.S. Не забудьте отключить автозапуск hdparm в настройках Windows!

Достался мне по случаю винчестер Toshiba MQ01ABD050 (AX002K), который стал использоваться в небольшом стационарном персональном компьютере безвентиляторного исполнения.


Однако через некоторое время на слух стали восприниматься щелчки. Как показало "следствие", ситуация соответствовала описанному ниже.

В ноутбуках иногда встречается проблема, когда жесткий диск каждые 10-20 секунд издает щелчок. Щелчок – это ни что иное как парковка головок жесткого диска.

В некоторых моделях лаптопов происходит периодическая парковка головок жёсткого диска. Наблюдается на разных моделях лаптопов и жёстких дисков в них. Периодичность этого явления зависит от режима работы. При работе от батарей парковка происходит один раз в 10 минут. При работе от сети - 2 раза в минуту. Диски большинства производителей паркуются довольно редко (несколько раз в час). Теоретически, проиводители жёстких дисков дают гарантию, что устройство может выполнить ль 300 до 600 тысяч циклов парковки. Если пересчитать на часы работы жёсткого диска, то это составит явно меньше ожидаемого срока работы ноутбука в целом. Кроме того, в полной тишине звук парковки отчётливо слышен и действует на нервы. Описать звук сложно, он зависит от модели жёсткого диска. Например, его сравнивают со звуком карандаша, падающего плашмя на деревянный стол или как звук ломающейся тонкой стеклянной палочки. Каждый, кто слышал этот звук, не спутает его уже больше ни с чем. Можно не полагаться на слух, а проверить наличие (или отсутствие) этого явления инструментально.

В стандартной версии диска, APM имеет значение 128, в улучшенной – 254 (отключено). У вас закономерно должен возникнуть вопрос, а как вообще парковка головок экономит электроэнергию и ресурс батареи? Дело в том, что противоположный конец головки оснащен катушкой. При подаче "правильного" питания на катушку, она генерирует электромагнитное поле, что позволяет ей перемещаться между двух мощных постоянных магнитов (перемещая при этом противоположный конец). Что интересно, значение APM можно изменить самостоятельно. При использовании в ноутбуках полностью отключать парковку не рекомендуется, т.к. ноутбук это переносной компьютер, а одна из возможностей APM – парковка головок, которая в свою очередь защищает поверхность диска от повреждений при перемещении ноутбука (тряска, сильные вибрации, удары, ускорение). В случае со стационарным ПК парковку во время работы можно отключать, или же установить значение 250-253. Не стоит бояться, что диск перестанет парковать вообще, при отключении как и ранее, будет выполняться парковка головок в безопасную зону.


Проверка состояния настроек параметров привода показала, что тайм-аут перехода в режим ожидания и дополнительное управление электропитания (APM) отключены, так как мой безвентиляторный компьютер является не ноутбуком, а именно десктопом.

При просмотре состояния SMART выявлено, что значение параметра 193, соответствующее количеству циклов позиционирования пишущей головки в зону парковки, постоянно растёт.

Так как какой-либо сервисной утилиты отключения парковок у меня не было, да и сайт www.bad-good.ru категорически не рекомендовал этого делать, пришлось, как было на нём указано, искать другой путь.

Исходя из других ресурсов интернета продвинутый пользователь решает, что частая парковка приводит к износу механики головок жесткого диска. Это верно. А далее он делает то действие, за которое ему приходится потом расплачиваться деньгами. Он отключает парковку при помощи сервисных программ производителя. Как следствие, жесткий диск неспешно сыпется меньше чем за год. Пользователь думает, что щелчки были связаны с неисправностью жесткого диска, и вот он через год и умер. Покупает следующий. И в цикле. Ищите решение этой проблемы в самой ОС, которую вы поставили; залезать во внутреннее содержимое контроллера жесткого диска противопоказано.

Не секрет, что в настоящее время "толковую" информацию найти зачастую найти тяжело. Было найдено 4 варианта решения. На системе Runtu сработал 1-й вариант.

Так как мой компьютер не использует ни ждущего, ни спящего режимов (они ), то было решено осуществить "Persistent configuration using udev rule".

Если у Вас отсутствуте пакет hdparm, то его можно найти через менеджер пакетов Synaptic. В Linux Mint он установлен изначально, а в Runtu – отсутствует.


После были выполнены запросы к состоянию электропитания винчестера (через терминал).

Sudo hdparm -B /dev/sda
/dev/sda: APM_level = 128

Sudo hdparm -S /dev/sda
-S: bad/missing standby-interval value (0..255)

Sudo hdparm -M /dev/sda
/dev/sda: acoustic = not supported

Cоздать файл 95hdparm-apm в каталоге /etc/pm/power.d с содержанием:

#!/bin/sh
hdparm -B 254 /dev/sda

Уставить на созданный файл права на исполнение:

Sudo chmod u+rwx,g+rx,o+rx /etc/pm/power.d/95hdparm-apm

После перезагрузки проверить полученный результат командой терминала:

Sudo hdparm -I /dev/sda | grep -i "Advanced power management level"

Изменить файл /etc/hdparm.conf, вписав в него следующее:

/dev/sda {
apm = 254
apm_battery = 254
}

4-й вариант. (источник не помню)

Создать в /etc/init.d скрипт под именем hdparm_park (имя дано для примера, можно указать своё):

#!/bin/bash
hdparm -B 255 /dev/sda
hdparm -S 0 /dev/sda

Сделать его исполняемым:

Sudo chmod +x /etc/init.d/hdparm_park

Добавить его к автозагрузке:

Sudo update-rc.d hdparm_park defaults 90

Что означают цифры 128, 254, 255 ? (взято с англоязычных источников)

Для параметра -B

0 ... 127 – позволяют задействовать функцию винчестера spin-down;

128 ... 254 – не позволяют функции spin-down влиять на работу винчестера;

255 – полностью деактивирует функцию Advanced Power Management.

Для параметра -S

0 соответствует "выключено";

1 ... 240 – значение, умноженное на 5, определяет интервал от 5 секунд до 20 минут;

241 ... 251 – определяющие интервалы значений 11 до 30 задают шаг в 30 минут для определения значений интервала: 30 минут... 5,5 часов;

252 – соответствует значениям таймаутов 21 минут;

253 – значение таймаута определяется вендором;

255 – интерпретируется как 21 минута + 15 секунд.

Цитата с "древней" публикации (2010 г.): "Если значение APM установлено в диапазоне от 254 - 192 то HDD будет потреблять "по максимуму". Если в диапазоне 192 - 128 то при отсутствии обращений к диску (Hitachi) в течении 2 - 6 минут, будет произведено обесточивание соленоида актуатора, головки запаркуются на рампу, обороты шпинделя останутся на прежнем уровне. Если в диапазоне 128 - 1, то при уже обесточенном соленоиде и запаркованных головках нет обращений к диску 5 - 10 минут то скорость шпинделя снизится до 5400 об/м."

В дополнение для ноутбуков найдено ещё (было указанно для Arch, публикация давняя):

" ... лучше установить tlp и в /etc/default/tlp в строчке DISK_APM_LEVEL_ON_BAT= вместо 128 128 поставить 254 254 (обязательно включив службу systemctl enable tlp, или не знаю, какая система инициализации там у вас...

Когда в последний раз писал мануал на эту тему, нужно было поставить параметр CONTROL_HD_POWERMGMT=1 в файле /etc/laptop-mode/laptop-mode.conf