Как по аватарке составить психологический портрет человека. Социальные сети как инструмент изучения психологического портрета потребителя

"Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом,..."

Ответы на вопросы журналистов о киберпсихологии

1. Можно ли судить о человеке по его аватарке?

Аватара - это своеобразный проективный психологический тест. Пользователи выбирают изображение, которое максимально соответствует их внутреннему состоянию. Нужно лишь психологически расшифровать результат такого выбора - аватару. Такая расшифровка равнозначна составлению психологического портрета пользователя. В мою книгу «Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и Сетью» включен целый словарь, содержащий психологические толкования основных типов аватар.

2. На сколько аватар с реальным фото человека может рассказать о его психотипе в настоящей жизни?

Аватара, созданная на основе реалистичной фотографии пользователя, безусловно, менее информативна, чем символическое изображение. Это объясняется тем, что символ можно интерпретировать подобно тому, как толкуются образы сновидений. Тем не менее анализ фотографии способен дать кое-какую информацию о личности человека. Например, на основании того, в какой позе и с какими жестами он изображен на фото.

3. Какие аватарки, по вашему мнению, более располагают к общению с человеком?

Естественно, те, которые отражают внутренние состояния, максимально соответствующие настроениям других пользователей. И, конечно же, такими аватарами являются образы, которые не агрессивны, не спесивы, не демонстрируют свою обособленность и избранность. Общение подразумевает равноправие, открытость и честность. Только при этих условиях люди получат удовлетворение от общения.

4. Если человек никогда не ставит на аватарку своё фото - у него есть какие-то отклонения в психике?

Вовсе нет. Такой пользователь просто использует вместо своей фотографии своеобразную символическую презентацию своего "Я" - аватару. Так поступают тысячи пользователей всемирной "паутины", и в этом нет никакой психопатологии.

5. Можно ли сказать, что у молодого парня или девушки есть проблемы сексуального характера, если на аве стоит фото полуобнажённой\ого, обнажённой/ого?

Скорее присутствует заинтересованность вполне определенного рода. Демонстрация через аватару своей сексуальности подобным способом – это призыв к тем, кто интересует человека в качестве объекта для сексуальных отношений. Вот, дескать, какой я – сильный и брутальный, великолепный любовник, богатый спонсор и защитник от врагов. Одним словом, настоящий мачо. Как же не польститься на такого?

6. Человек, который ставит на аватарку неживой предмет, ассоциирует его с собой?

Как живой, так и неживой предмет, а также природный ландшафт, морская перспектива, вид здание и т.д., символизирует внутренний мир человека, его наклонности, ценности и цели. Неживые предметы (оружие, оргтехника, канцелярские принадлежности, оборудование для работы, музыкальные инструменты, книги, посуда, автомашины и прочее) – это своего рода герб или визуальный девиз человека, рассказывающий о нем на языке символов. Так было во все времена. Такое же положение сохраняется и сегодня. Меняется лишь антураж и облик неживых предметов, что обусловлено течением времени.

7. Люди воспринимают аватарку, как средство защиты от внешнего мира?

Точно замечено, в том числе,. Это – оберег, магическое изображение, защищающее человека от внешних опасностей.

8. Почему на аватарке мы стремимся быть идеальными?

Быть идеальным - это изначальное стремление человека. Каждый хочет быть бессмертным, всесильным и всемогущим. Такое описание заставляет вспомнить о вполне определенном образе. Это - образ Бога. Такие глубинные закономерности переносятся в киберпространство и, вполне естественно, сказываются на выборе аватар.

9. Прокомментируйте пожалуйста случаи, когда мужчины ставили на аватар женские фотографии и наоборот…

Значит, в глубине души такой мужчина не прочь перевоплотиться в женщину. Это - повод задуматься о сексуальных наклонностях такого пользователя. Впрочем, это лишь отражение общемировых трендов: мужчины становятся женственными (не зря появился новый термин - метросексуал), а женщины - мужественными.

10. Если человек очень часто меняет свои аватарки - это говорит о его неуравновешенности, нестабильности?

Вполне резонное замечание. Но более точным будет следующее определение – такой пользователь испытывает повышенную потребность в свежих впечатлениях. Из таких людей получаются путешественники, художники, артисты и просто бродяги.

11. Зачастую на аватарках пользователей социальных сетей можно увидеть знаменитостей. Можно ли это назвать комплексом неполноценности?

Отчасти, да. Дело в том, что человек, обладающий нормальной (не завышенной или, наоборот, заниженной) самооценкой, не будет стремиться к "перевоплощению" в знаменитость. Его устраивает собственная повседневная жизнь, он ощущает свою уникальность и самодостаточность, получает удовлетворение от повседневных свершений. Для чего же тогда ему отождествлять себя с представителями коммерческой массовой культуры?

12. Есть ли разница между аватарами на форумах, в соц.сетях, программах ip-телефонии(skype)...

По моим наблюдениям, особой разницы нет. Расшифровываются такие символы по общим правилам. Хотя, конечно, определенные различия все же есть. На форумах и в блогах аватары изначально адресованы к значительно более широкой аудитории. В "скайпе" такая аудитория фактически сводится до одного человека, с которым пользователь общается в данный момент. В последнем случае доверительности и честности значительно больше.

13. На сайтах, где можно скачать аватарки больше всего АНИМЭ картинок. С чем это связано?

Поклонники этого изобразительного направления живут переживаниями и приключениями своих мультипликационных героев. Поэтому именно такие пользователи являются основными поставщиками анимэ-аватар. Отсюда - их явное численное преобладание среди других аватар, созданных представителями других, менее эмоциональных художественных направлений.

14. Изучив не одну статью и не одно мнение психологов можно узнать, что аватар всё же отражает черты характера пользователя. Но, как это вяжется с тем, что зачастую беспомощные и слабые в жизни люди размещают юзерпики олицетворяющие силу и величие человека?

Это - бессознательное стремление быть таковым. Оно носит компенсаторный характер, поскольку призвано сгладить то чувство ущербности, которое не дает покоя пользователю. Противоречия здесь никакого нет. Фантазии, делающие человека сильнее и сексуальнее хотя бы в мыслях (прав Фрейд) являются неотъемлемой частью личности. Именно они нередко становятся для нее некой сверхцелью. Знаете, как в восточной философии: черное и белое - оно всегда вместе, рядом с человеком, неотделимо друг от друга. Точно по таким же законам живет человек.

15. Слово «аватара» в индуизме означает существо, воплощающее бога. Многие подростки ставят себе на аватару изображения героев компьютерных игр. Можно ли на основании этого выявлять компьютернозависимых молодых людей?

Думаю, что нет. Играми интересуются многие подростки, однако далеко не все они являются интернет- и компьютерозависимыми. Зависимость прежде всего определяется нарушением социальных функций. Это - когда кто-то играет в какую-нибудь онлайновую игру примерно восемь-десять часов в день, ничем, больше, кроме игры не интересуется, не успевает в учебе, почти не общается с людьми из оффлайна. Примерно так.

16. Какие аватары вы считаете самыми опасными (какие наиболее сильно влияют на психику человека)?

Злые, агрессивные образы, содержащие садистические мотивы. Образы, дегуманизирующие отдельные человеческие переживания и самого человека в целом, опасны, что называется по определению.

Среди них – анонимность пользователя (может представиться кем угодно и даже сменить пол), выхолощенность получаемых впечатлений (чувственный поток ограничен иллюстративным, текстовым и музыкальным контентом), нереалистичность восприятия (определяющими для личности являются фантазии), необычное поведение, которое проявляется лишь в условиях нахождения в сети (склонность к словесной агрессии или излишней эротичности, проявляемое в чате или форуме).

Анонимность участника сетевых интеракций приводит к тому, что все его скрытые психологические комплексы раскрываются и являются окружающим во всей своей первозданной красе. А это, как известно, лишь многократно усиливает власть иррационального над психикой.

Думаю, понятен и тот эффект, которым сопровождается выхолощенность впечатлений. О каком раскрытии внутреннего мира и взаимном доверии может идти речь, например, при межличностных контактах в чате, которые осуществляются исключительно при помощи текста и набора примитивных картинок? Каким способом партнеры смогут обменяться бессловесной информацией друг о друге, передаваемой в реальном мире жестами, речевыми интонациями, выражением лиц? А ведь достаточно часто неосознаваемое взаимное недоверие становится причиной затяжного истощающего стресса.

Нереалистичность восприятия есть в данном случае не только прямое следствие ограниченности личностной информации, относящейся к собеседнику, но и результат перегруженности Web-страниц специфическими визуальными материалами. Чувственно яркий образ внекомпьютерной действительности замещается ее графическим аналогом, который к тому же был деформирован по причине модернистских воззрений его творца. Это качество, собственно, и становится базовой составляющей психики, которая была подвергнута массивному воздействию со стороны виртуального пространства.

Необычное поведение в таком контексте нужно рассматривать лишь в качестве вторичного поведенческого симптома, непосредственно вытекающего из трех предыдущих характеристик. Этот признак указывает на изоляцию, в которой оказался пользователь во время долгих странствий по просторам всемирной телекоммуникационной сети.

Погружается ли человечество в массовые галлюцинации?

Создается впечатление, что виртуализация сознания – это защитная реакция, направленная против перенаселенности планеты. Возможно, подобным способом природа пытается снизить уровень активности Homo Sapients, потерявшего всякое чувство меры по отношению к своим действиям, направленным на технологическое порабощение окружающей среды.

Во всех случаях, которые можно назвать виртуализацией сознания, объектом атаки со стороны "потусторонних" зон бытия становится функция мозга, которая называется "тестирования реальности" (reality testing). В "Критическом словаре психоанализа", автором которого является Ч.Райкрофт, это словосочетание определено как "способность различать психические образы и внешние объекты, фантазию и внешнюю реальность, способность корректировать субъективные впечатления путем сопоставления с внешними фактами".

При нарушении правильного функционирования этого психического механизма возникает состояние психоза. Субъект погружается в галлюцинаторную действительность. Стираются границы между горячечным "сном" и явью. Нарушается критическое отношение к самому себе и своим поступкам. Поведение утрачивает свою рациональность и целенаправленность.

Как мы видим, виртуализация сознания порождается длительным взаимодействием человека с компьютерной техникой и телекоммуникационными сетями. В свою очередь психологическое размывание чувства реальности приводит к тому, что человек все больше зависит от устройств, призванных компенсировать его природное несовершенство. Соответственно увеличивается и время, отдаваемое таким занятиям. Круг замкнулся. Человечество постепенно сползает в галлюцинаторную действительность. И чем совершеннее становятся технологии ее конструирования, тем интенсивнее протекают процессы разрушения коллективного мировосприятия.

Но если все население Земли постепенно погружается в некую техногенную галлюцинацию, не означает ли это, что нормой для человеческого разума становится состояние психотического кризиса? И не приведет ли в конечном счете этот массовый психоз к эволюционному краху всего человечества как биологического вида?

Едва ли в обозримом будущем будет найдено приемлемое решение этой проблемы. Однако следует помнить, что такие преобразования необратимы, поскольку именно они лежат в основе человеческой эволюции, во многом зависящей от изменения условий, определяющих нашу повседневную деятельность.

Люди постоянно говорят одно, а показывают другое. И никто этого не замечает, потому что вас учили не смотреть прямо в лицо. Или, даже если вы и смотрите, это не взгляд осознанности, не взгляд внимания.
Ошо

Общение в интернете в этом плане интересный феномен - ты пытаешься увидеть человека, не видя его лица. И тут существует много путей.
Что видно глазу в интернете, какие следы оставляет человек? Никнейм, аватара, либо фотография, сообщение (о себе, либо адресованное Вам) и иногда могут быть видны интересы человека и его творчество.
Для полноты картины, нам остаётся ориентироваться по всем элементам сразу. Хотя, каждый, в меру своих способностей и особенностей восприятия отдаёт больше внимания тому, что ему ближе и эффективно собирает информацию с тех элементов, с которых умеет.

Рассмотрим информационное содержание отдельных элементов, составляющих образ.
Удачный никнейм обладает своей притягательной силой как эффективный заголовок статьи. На http://www.seonews.ru, я нашла такую статью: "Десять приемов маркетинга, которым я научился у стриптизерш". Название само по себе привлекательное. Ну и одним из приёмов маркетинга был отмечен "брэндинг" - автор не знал ни одной стриптизёрши по имени Нина, Анна или Алла. Вместо этого, Вы могли иметь дело с Анджел или Кенди. Это запоминается, это привлекает, это работает. Помножим это на интернет. ://http://www.seonews.ru, я нашла таку...о на интернет.

Поскольку в Интернете партнеры по коммуникации не видят друг друга и не встречались в реальности, исчезает целый ряд социальных барьеров общения, обусловленных внешнем обликом, полом, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью. Отсюда возможность привлекать определённую аудиторию по своему выбору.

"Из ников можно составить целую портретную галерею. Есть здесь литературные персонажи (Папа Карло, Муми-Тролль, Саруман, Маг, Винни-Пух...), есть откровенно панковские (Псих, Мразь, Прикол, Вандал), есть богатый животный мир (Коза, Собака, Овчарка, Микроб), есть социальные статусы (Бонвиван, Эмигрант, Магнат, Сержант), есть символика техники (РСТ38бис, int21h, Холодильник), есть продукты словотворчества (Виртрезвитель, Самородина, Мел с Гипсом, Похмелеон, Хэ Мин Гуэй)... Разумеется, преобладают имена собственные и производные от них клички: Димоны, Олеги и Олежки, Максы, Максимы и Максики, Ирочки, Ирины и Иришки.

Целевая аудитория - это дело выбора каждого. Лично я добровольно попалась на ник "Понравлюсь" и сознательно обхожу стороной ники, попахивающие нелюбовью к себе или - к другим.
Что ещё составляет ключевую функцию ника - это его звучание. Во времена, когда человек ещё не был так хорошо защищён от опасностей городами и стенами как сейчас, он различал огромное множество звуков. И некоторые звуки говорили о приближающейся опасности, поэтому ухо постоянно должно было быть начеку. Ухо было натренировано и воспринимало большое количество информации. Есть мнение, что звуки, которые издавал первобытный человек, постепенно превратились в речь, которая несла определенный смысл, и человек больше стал следить за смыслом слов, чем за их звучанием. Звучание стало лишь дополнять речь, тем не менее, какие-то примитивные, слабые ассоциации на звучание слов остались, и считается, что человек реагирует на слова двояко: с одной стороны на их смысл, и, с другой стороны, на их звучание. Слова складываются из звуков, и есть звуки, которые человека радуют, а есть звуки, от которых холодеет в груди и трясутся поджилки.

Определение: Может быть как фотографией, так и некой картинкой, которая отражает суть пользователя и помогает максимально правильно создать первое впечатление у собеседника. Также аватарами называются персонажи трехмерных миров, персонажи игр и т. п. образы игрока или пользователя Интернет ресурсов.
Интересно, что Аватар, аватара - [санскр. - «нисхождение» (бога)], в индуизме воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и пр., совершающих подвиги на земле. Индийские боги считались аватарами (воплощениями) Вишну. В мифах наиболее известны 10-я Аватара Вишну.
Англоязычная статья на странице рассматривает с психологической точки зрения, почему мы выбираем ту или иную картинку, представляя себя на форуме.

Например, всем знакомы распространённые в нэте злые аватары. У каждого есть тёмная сторона личности. А определение "зла" варьируется у разных людей, хотя часто - имеет что-то общее с злыми, агрессивными фантазиями и/или чувством вины. Такие аватары можно сравнить с костюмами для Хэллоуин. Как вид подавления, злые костюмы позволяют людям безопасно и даже креативно выражать свою тёмную сторону. Пока одни "одевают" такой аватар в качестве фасада на вечер, другие могут мельком вставить его в сообщение кому-то. На некоторых сайтах, смена обычного аватара на злобный является предупреждением о том, что кто-то утомлён/раздражён и может Вас вырубить. Иногда люди выбирают агрессивные/злые аватары, чтобы (сознательно или подсознательно) отдалять, отталкивать других людей. Это может быть показателем их боязни близости или близких отношений и говорить об уязвимости и ранимости.

Аватары животного мира. Некоторые люди выходят под видом своих питомцев. Потому что животные символизируют определённые характерные черты как в мифах, так и в народной культуре (напр., силу, преданность, изящество, сообразительность, независимость, превосходство). Животное, выбранное для аватары, вероятно, несёт психологическую важность персоне - возможно, представляя какой-то реальный аспект его идентичности, или качество, которым он восхищается. Есть смысл вспомнить такое понятие, как "тотем" - символ неотъемлемой сущности или потенциала.

Мультяшные аватары. Разработчики мультяшного окружения чувствуют лёгкость, с которой люди готовы отождествлять себя с такой атмосферой. Кроме того, мультяшная среда побуждает к шутливой регрессии между участниками. В то время, как более юные пользователи могут быть более склонны одеваться в мультяшные костюмы, старшие участники тоже частенько ими пользуются. Психологическая составляющая мультипликационного героя влияет на выбор, осуществляемый пользователем. Люди выбирают героев, с которыми они себя отождествляют или которыми восхищаются. Некоторые мультяшные герои несут в себе очень специфическую культурную многозначительность и могут даже олицетворять исходные типы личности (напр. Джинн Алладина - как могущественный, но великодушный друг, Bugs Bunny - как уверенный обманщик). Некоторые взрослые вместо того, чтобы полагаться на героев детских мультфильмов, скорее пользуются мультяшными аватарами более утончённого стиля - некоторые из них классифицируются как "анимэ". Психологический характер этих аватар стремится к большей соблазнительности, эксцентричности и таинственности.

Аватары настоящего лица. Большинство пользователей не используют свои фотографии в качестве основной аватары. Люди предпочитают частичную анонимность, выражая определенные аспекты своей личности с помощью образа. Или они просто наслаждаются творческим экспериментом с идентичностью. В редких случаях, участники находят использвание аватары реального лица разобщающим, некомфортным. Один из волшебников делился опытом, что он находит это несколько беспокоящим сидеть себе дома и видеть себя говорящим мыльными пузырями в не-реальности.
Когда пользователи показывают фотографии своего реального лица, это может быть жестом открытости и/или интимности - знаком дружбы, или даже - романтических отношений. На тот период времени, когда интимность и дружба достигают такого уровня, что люди хотят снять свои маски и выйти из анонимности, они хотят быть настолько реальными, насколько возможно.

Звёздные аватары. Аватары со звёздами имеют тенденцию следовать направлениям в популярной культуре. И как газетные заметки в популярной культуре, они быстро могут стать эпидемией, а потом - исчезнуть. За пользованием такими аватарами может быть целый ряд мотивов. Люди могут использовать их для выражения качествтв личности или общественных ценностей, ассоциируемых с образом знаменитости (чувственность, мятежность, мощь, сообразительность, порочность и т.д.). С этими атрибутами пользователь может идентифицировать себя, желать их или подшучивать над ними. Может надеяться поддерживать своё самоуважение и тождественность свойствам знаменитости через установление с ней отношения. Он может иметь желание просто отобразить своё знание текущих событий в поп-культуре. Аватары со знаменитостями также могут рекламировать чьи-то специфические интересы в развлечениях, чтобы найти пользователей, придерживающихся такого же мнения. "Эй, мне нравится Seinfeld! Кому-нибудь ещё здесь нравится Seinfeld?"

Уникальные аватары. Эти аватары становятся ассоциируемыми с особыми участниками - почти как будто это торговая марка субъекта. В некоторых случаях, аватар может быть очень необычным или творческим. Иногда - довольно простым. Однако, ассоциация такого аватара с конкретным человеком настолько сильна, что другие связывают её именно с этой персоной. В то время, как обмен аватарами - обычная практика, обладатель уникальной аватары в редком случае откажется от неё. Он уважает её нетронутость. Если кто-то крадёт и предпринимает попытки носить уникальную аватару, он, должно быть, хочет покончить с критикой друзей её владельца.

Аватары власти. Аватары власти - это символы... ну... власти. У многих, если не всех людей есть сознательные или подсознательные фантазии о всемогуществе. Этот тип аватар больше распространён среди юношей подросткового возраста. В некоторых случаях, тема власти добрая. Иногда - нет, что может быть вариацией "злой" аватары. Потому, что соревнование неизменно сопровождает демонстрация власти, кажется, что участники соперничают друг с другом в создании самой устрашающей властной аватары. Такое состязание более распространено среди подростковых пользователей. Участники, неуклонно выставляющие аватары власти, могут быть обеспокоены лежащими в основе чувствами безвыходности и небезопасности.

Позиционные Аватары. Эти аватары создаются самим участником для расположения в в особенном месте на странице. Аватара может быть подогнана под определённое окружение (напр., водная ав. или ав. неба), или рассчитана на специфическую точку зрения в пределах страницы (напр., любимый стул). Такие аватары - признак статуса. Располагая их, участник демонстрирует тонкое знание "дворцовой" окружающей среды, как и технического вопроса "знать-как-сделать".

Соблазнительные аватары. Торцовая нагота, включая непокрытую грудь, не разрешена на сайтах.. Учитывая все эти правила, некоторые пользователи создают аватары с частично обнажёнными или едва одетыми фигурами. Озорники иногда пытаются выйти за границы возможного, используя аватары, которые переходят всякие границы, играя на двусмысленностях правил. Верховный суд переживал тяжёлые времена, определяя что является порнографическим. И несмотря на то, что правила касательно того, какие части тела могут и какие - не могут быть видимы на аватарах, стали предельно уточнёнными, пограничные случаи всегда выскакивают.

Женские соблазнительные аватары имеют тенденцию быть более распространёнными, чем мужские. Фактически, судя по общему впечатлению участников, - мужчинам более свойственно возникать под видом женщин, особенно соблазнительных женщин, чем женщинам принимать вид мужчин.

Обычно участники одевают соблазнительные аватары, чтобы привлечь к себе внимание. Это хорошо работает. Пользователи мужского пола, особенно гости, быстро стекаются на сексуальные женские формы. Обладатель может быть заинтересован в безобидном флирте или (реже) рекламировать свою способность к киберсексу. Секрет того, почему мужчины могут воспользоваться женским соблазнительным аватаром заключается в том, что сексуальность не только привлекает к тебе внимание. Она также даёт тебе власть и возможность контролировать других.
Некоторые люди, носящие соблазнительные аватары, хотят, чтобы восхищались их привлекательностью и сексуальной индивидуальностью, без того, чтобы быть обязательно заинтересованными в флирте или киберсексе.

Другие аватары. Как пишет автор этой статьи: "Где бы мы,- социальные научные исследователи,- ни брались за категоризацию вещей, мы всегда заканчиваем категорией "Смешанное" или - "Разное"." Существует такое разнообразие аватар, что невозможно чётко их все классифицировать. То же правдиво относительно типов личности (что является корнем бутафории). Ниже будут кратко описаны только несколько других типов аватар.

Странные/шокирующие аватары - пожалуй, обличают людей, которые любят удивлять, разыгрывать, или даже пугать и возмущать других. Действительно ненормальные картинки могут навести Вас на мысль о недостатке личности в соц. пригодности или даже о психическом здоровье. Такие очень необычные аватары более популярны среди подростков, для которых экстремальное поведение - способ выразить свою независимость и индивидуальность и испытать границы.

Абстрактные аватары могут быть используемы людьми, которые наслаждаются симметрией, являются хорошими абстрактными мыслителями и/или склонны к зрительным артистическим усилиям.

Биллборные аватары - это уведомления какого-либо рода: политические, философские, личные. Используются теми, кому есть что сказать и кому не лень выразить свои мысли в прибыльном типографском книжном формате.

Аватары образа жизни, которые довольно распространены и различны, отражают какой-то значимый аспект жизни человека - обычно имеет дело с занятием, хобби или личной привычкой. Это может быть способом привлечения людей со схожими убеждениями.

Парные аватары предназначены для аккомпанирования друг другу и обозначения взаимоотношения и связи между парой участников. Значительные художественные и технические умения понадобятся для создания таких аватар.

Клановые аватары - их носят члены одной социальной группы, кто-то даже скажет "банды". Они идентичны в базовой конструкции с небольшими отклонениями для различения каждого участника от других. Как таковой, каждый участник провозглашает о своей верности клану принятием его коллективного внешнего вида, также сохраняя некоторую меру индивидуальности. Клановые аватары принадлежат почти исключительно подросткам, для которых принадлежность к членам группы и приспособлелие к её стандартам - это эволюционный признак.

Анимированные аватары содержат в себе движение, такое как: плач глаза, полёт птицы или развивание флага. Визуально отображая "поведение", они могут выразить широкий утончённый ряд психологических смыслов. Стуча пальцем, моргая глазом, стуча головой об стену, остаётся множество выразительных возможностей. Движение обычно циклично и повторно, что, в зависимости от типа аватары, может передавать чувства настойчивости, решительности, бессмысленности или ритмичной миролюбивости.

Аватарка может быть вашим талисманом. Такая маленькая картинка мечты. Вы концентрируетесь на ней и вкладываете положительные эмоции - Вам в ней что-то нравится. А Ваше подсознание постепенно воплощает её в реальность.

Сочетание никнейма с аватарой, так же, как и оба эти элемента, взятые по отдельности, могут быть очень красноречивыми. Кто-то сочетает противоположности (напр., ник Мальвина со "злым" аватаром или наоборот - злой ник и "ангельский" аватарчик) и этим сообщает о своей любви к юмору. А кто-то говорит о любви к принципу дополнительноти, сочетаемости и вообще - умелому дизайну (напр., ник Ботаник и аватар с руками, держащими листик). В любом случае - интересно, когда элементы идентификации осознанно выбираются на более глубоком уровне.

Экология познания: В ходе исследований ученые доказали, что с помощью профиля соцсетей и предпочтений, индексируемых «лайками», возможно получить портрет потребителя: его расовую принадлежность, политические взгляды и многое другое, что напрямую не указано в его профиле.

В ходе исследований ученые доказали, что с помощью профиля соцсетей и предпочтений, индексируемых «лайками», возможно получить портрет потребителя: его расовую принадлежность, политические взгляды и многое другое, что напрямую не указано в его профиле.

Этой весной новость из Кембриджа буквально облетела весь мир: «Современные компьютерные программы позволяют выудить личную информацию о пользователях из соцсетей и проанализировать данные». В ходе этих исследований ученые доказали, что с помощью профиля и предпочтений, индексируемых «лайками», возможно получить некий портрет потребителя: его расовую принадлежность, политические взгляды и многое другое, что напрямую не указано в его профиле.

С приходом интернета в быт человека его жизнь радикальным образом изменилась. Появилась возможность некой сублимации реалий, выраженной в виртуальном пространстве. Человек, оставшись наедине с компьютером, мог вообразить себя кем угодно, создать себе любой образ, скомпилировав его из найденных в интернете фотографий, подсмотренных цитат, чужих мыслей и имен. Одно остается всегда неизменным - поведение самого пользователя. Подделать предпочтения практически невозможно.

Исследования психологии интернет-пользователя до сего момента были разрозненными и использовались ранее с целью раскрытия криминальных случаев в Глобальной сети - в основном, скам-профайлов пользователей, выдававших себя за больных, за бедных красавиц, сирот, нигерийцев и так далее. Психологи-криминалисты без труда узнавали в текстах писем несоответствие лексики уровню образования респондента, диссонанс между половой принадлежностью автора и текстом сообщения и прочие нюансы, заметные только профессионалам.

Социальные сети, получившие широкое распространение сегодня, дали полный простор человеческим фантазиям. Вымышленные профили стали заполнять практически все известные соцсети - от Classmate.com до китайской QZone. Для противостояния этому создателям соцсетей пришлось включить защитные механизмы и создать идентификацию по реальным именам с помощью загрузки копии паспорта, водительских прав либо любого другого ID-пользователя.С одной стороны, это создает неудобство для держателя эккаунта в социальных сетях, с другой стороны - соцсеть получает достоверные данные о пользовательских профилях.

Таким образом, производитель товаров или услуг может составить абсолютно ясный портрет своей аудитории. Единожды «лайкнувший» на страницу любимого бренда или ресторана человек становится доступным для бренда-владельца страницы или группы.

В нашей практике есть примеры работы с компаниями лицом к лицу со своим потребителем, продавая ему товары длительного пользования, такие как автомобили. Оценивая свою целевую аудиторию до результатов исследования, клиент очертил ее несколькими социально-демографическими параметрами: более 50% - мужчины, возраст 30+, высокий уровень доходов. Проанализировав «лайки» на страницу компании, мы поняли, что аудитория не столь однородна, какой кажется на первый взгляд. Среди «лайкнувших» была и «золотая молодежь», и состоявшиеся одинокие женщины, и домохозяйки, и любители автомобильной раритетной классики, и взрослые бритоголовые мужчины спортивного телосложения.

Дальше в область наших исследований попали форумы, где любители этой марки делились впечатлениями. Оказалось, что владельцы одной модели этого автомобильного бренда не приемлют на своих мероприятиях владельцев другой модели, всячески пренебрегают дружбой с ними. Получилось, что аудитория разделилась еще и по личностным предпочтениям, культурному и образовательному уровню. Семейные владельцы марки предпочитали свои собрания модным тусовкам. Таким образом, мы смогли выстроить программу мероприятий, рассчитанных на каждую аудиторию в отдельности: семейный отдых, плейсмент автомобиля в модных клубах, ралли для крепких духом мужчин, «девичники» - мини-клубы по интересам. Предложили программы лояльности, основанные на данных, полученных о пользователях, что позволило свести к минимуму отток клиентов в другие конкурирующие центры.

В идеале, конечно, следовало бы улучшить CRM-систему компании и интегрировать в ее интерфейс пользовательские профили из соцсетей. Вовлеченные в деятельность страницы дилерского центра пользователи открывают свои данные: фото, данные о семье, хобби, путешествиях, предпочтениях, которые мы можем использовать для более успешной работы с клиентом. Сейчас такие разработки уже ведет компания SAP в решениях для менеджеров продаж, помогая своим клиентам сузить «воронку» и прицеливаться точно в «своего клиента» при реализации своих услуг или продукта.

По мнению знаменитого маркетолога Ф. Котлера, современный рынок напоминает водоем, окруженный по берегу множеством рыбаков, однако количество рыбы в нем ограничено. Наиболее ценный улов получает тот рыбак, который хорошо знаком с повадками рыбы.

Понимание важности клиентоориентированного подхода должно пронизывать все уровни организации компании - начиная от директоров и заканчивая сотрудниками; в подобном случае маркетинговая стратегия разрабатывается с учетом ценности клиента на протяжении всего цикла обслуживания. (Зачастую компании ориентированы на привлечение новых клиентов, забывая о тех, кто уже сотрудничает с ними, в итоге значительный процент существующих клиентов может обратиться к конкурирующим брендам.)

Суть этой метафоры заключается в том, что на сегодняшний день в дефиците находятся потребители, а не предлагаемые товары или услуги. Завоевание потребителя должно стать одним из ключевых моментов в деятельности компании. Это необходимо понимать, так как если компания не позаботится о своих клиентах, то это сделает кто-то другой.

Успех предприятия напрямую зависит от того, насколько клиент удовлетворен взаимоотношениями с компанией. Его необходимо воспринимать не как потребителя, а прежде всего как друга - со своими потребностями, желаниями, эмоциями и мотивами. Клиентам необходимо делать такие предложения, которые позволили бы улучшить их жизнь, поскольку при избытке конкурентов ничто другое не будет работать столь же эффективно.

Улучшать жизнь клиента стоит не только в материальном, но и в духовном плане, а именно создавать у него положительные эмоции и приятное впечатление. То, насколько мы сможем «осчастливить» клиента, напрямую зависит от информированности о его личностных характеристиках: общих сведений о его социально-демографическом, экономическом и географическом положении, на которые ориентируется большинство маркетологов, уже недостаточно. Необходимо делать акцент на изучении каждого клиента в отдельности, его индивидуально-психологических особенностей, таких как тип личности, характер, интересы, установки, ценностные ориентации. Все это лежит в основе мотивационных основ поведения. А приобретение товаров или услуг также является поведением.

Особый вид психологических исследований по профилю пользователя в социальных сетях - это портрет личности, принимающей решения в компании по ключевым вопросам; подготовка к переговорам на основе аналитики данных о персоналии-оппоненте, полученных из социальных сетей. В перспективе, мы думаем, исследования в социальных сетях преобразуются в отдельную ветвь психологии.

Таким образом, зная особенности личности клиента, мы будем больше знать о его потребностях, желаниях и тревогах, а следовательно, сможем разработать индивидуальный подход к нему. Наличие индивидуального подхода должно являться неотъемлемым атрибутом бизнеса как прямых, так и массовых продаж, основанного на непосредственной коммуникации с потребителями. С появлением социальных сетей построение эффективной коммуникации во многом облегчает труд маркетолога, продуктивно использующего психологический портрет своего потребителя на благо бизнеса своей компании. опубликовано