Как получить огонь прометея и забыть про рекламу вк. Как работает умная лента, раздел «Рекомендации» и алгоритм «Прометей»: уникальная информация от команды ВК

Амзин: Это, по вашему делению - творцы?

Амзин: В дихотомии медиа и творцы - это творцы. Duran, то есть, это не медиа.

Паранько: Нет, это не медиа, это творец. Они получили возможность вещать на огромную аудиторию, на десятки миллионов человек. И в какой-то момент, когда поле было спокойным и не перенасыщенным информацией, этот социальный лифт работал. Люди могли делиться своим творчеством, находить поклонников и неплохо развиваться. Дальше это выходило в офлайновые активности. Заработала рекомендательная составляющая, основанная на пользовательских рекомендациях. Пользователи советовали друг другу - послушай, например, «Скриптонита».

Эта часть никуда не делась, но информационный шум, как ты прекрасно понимаешь, за последние годы только растет. В какой-то момент ты находишься на восьмом году жизни своей личной страницы, ты подписан на 400 пабликов, на часть из которых ты подписался восемь лет назад. Твои интересы поменялись, твой социальный граф поменялся, все эти сущности плодят контент. Контент от пользователей, пабликов, групп - ты начинаешь задыхаться в информационном потоке.

Год назад Андрей предоставил решение - как почистить информационное поле и дать человеку самое важное. Это первый столп, на котором стоит наша новая экосистема. Второй момент - когда мы запустили эту технологию, мы обнаружили, что с ее помощью можно наладить связь вещателя/издателя/автора/творца с любым членом нашей социальной сети, с любым пользователем.

Это открывает огромные возможности для нового творческого ренессанса, когда мы можем среди 100 миллионов пользователей найти те 5000, которые могут оценить тебя. В принципе, мы говорим о новой экономике цифр, когда тебе не нужно гнаться за миллионом просмотров, миллионом подписчиков. Да, если ты человек из мейнстрима, если твое творчество очень доступно и легко распространяется, то у тебя будет миллион. У тебя будет и пять, и десять.

Но если ты человек, который делает нишевую историю и хочет в ней оставаться, значит, шансов у тебя практически не было. Ты гиб в этом информационном шуме, нишам было очень сложно. Сейчас технологии, которые разработал Андрей, позволяют нам перелопачивать огромный массив информации для того, чтобы найти тех людей, которые будут интересоваться твоим творчеством.

Фактически, возникает философский вопрос - что такое творчество? Я разделяю созидание, когда ты фактически из ничего что-то производишь. Это процесс созидания. И творчество - момент, когда твоя работа, будь то трек, аудио, видео, текст, фото - преломляется в чьем-то сознании. Как только ты находишь человека, который готов оценить твое сообщение как нечто с добавленной стоимостью, появляется творчество.

De facto, если упрощать, есть две фазы любой записи, которую ты публикуешь в социальной сети. Первая - это сообщение, которое может быть никак не воспринято людьми. Что-то в ленте промелькнуло. И второй момент, когда мы точно можем найти людей - с помощью компьютерного зрения, с помощью алгоритмов, с помощью неочевидных сигналов и логики - и эти люди оценят. Здесь возникает момент творчества.

Амзин: Если заниматься словотворчеством, это твои «соконтекстники»?

Паранько: Очень хорошо, почему бы и нет. Наша задача - это связь. Позже я дополню о поддержке автора. И если говорить об экосистеме, которая живет, нельзя создать экосистему. Можно создать предпосылки к экосистеме, потому что экосистема - это то, что наполняет тебя. Собственно, у нас есть связь человека с подписчиками и человека с новой аудиторией, у нас есть деньги - об этом будет говорить Андрей [Новосельский], у нас есть понимание - как мы можем с помощью технологий другого Андрея поддержать автора. Об этом я скажу еще в конце.

Амзин: Давайте я пущу диктофон по кругу. Андрей?

Законов: Вопрос все тот же или новый?

Амзин: У меня вопрос обновился. Верно ли я понимаю, что тот прошлогодний продукт, о котором говорил Сергей - алгоритмическая лента ВК?

Законов: Да. Я думаю, сегодня интересно про два продукта сразу говорить. Про алгоритмическую ленту, которую запустили в 2016 году и - второй продукт - «Рекомендации».

Амзин: Он так и называется?

Законов: Да. Это раздел «Рекомендации». Лента - то, что соединяет автора с его подписчиками, появилась в далеком 2010 году. Лента новостей была простым понятным инструментом, который позволяет нам общаться, и все было классно. Со временем Лента стала ключевым разделом сайта для наших пользователей и для авторов.

Мы видим, что с каждым годом активность в Ленте у пользователей все больше и больше. Сейчас ежедневно просматривают 9 миллиардов записей. Это огромное число, больше 150 записей на каждого человека, если в среднем посчитать по аудитории. В Ленте стали проводить очень много времени, просматривать очень много контента. Но при всем при этом количество контента за эти годы выросло еще сильнее, прямо в несколько раз. Несмотря на то, что мы проводим больше времени в Ленте, мы просматриваем ее меньшую часть.

До недавнего времени возникала понятная проблема - мы пропускали то, что важно. Мы смотрели некоторое случайное подмножество постов и важные посты близких друзей и любимых сообществ могли легко пропустить.

В 2016 году с помощью алгоритмов искусственного интеллекта мы запустили новый режим формирования Ленты. Мы хорошо поработали над технологиями и научились показывать то, что важно - выше. Если есть буквально пара минут, чтобы проверить Ленту, как у нас часто бывает - по пути на работу или в очереди за кофе, этой пары минут нам точно хватит, чтобы узнать самое важное.

Амзин: Пиковое.

Законов: Да. Пиковое. Близкий друг что-то написал. Близкому другу как автору вот что важно: он уверен, что, если он написал пост, я узнал эту новую информацию. И с точки зрения авторов, тех, кто создает контент, если музыкант зарелизил новый трек на нашей платформе, а я слушаю этого музыканта, то я тоже это вижу, потому что это офигенная новость. Вот этих двух минут мне, в принципе, хватит.

Если у меня больше времени, я мог бы пойти дальше и прочитать все остальное. Это не значит, что все другие новости там…мы не делим новости на хорошие и плохие. Есть то, что действительно важно и точно не хочется пропустить. Если времени больше, просмотрим все остальное.

Амзин: Как оно узнаёт , что мне важно?

Законов: Это как раз интересная задача, которой мы занялись. Как нам понять, что важно. Мы хотим для каждого пользователя, 60 миллионов уникальных пользователей, у каждого свои уникальные интересы, и мы хотим понять - кому что важно. Один и тот же пост мне важен, а моему соседу совсем не важен. Это уникально.

Тут как раз начинается большая часть про алгоритмы. Для начала мы научили наши алгоритмы хорошо разбираться в контенте. Для этого у нас есть нейронная сеть, которая анализирует тексты. Мы под текстом понимаем тематику.

У нас есть технология компьютерного зрения, которая разбирает весь медиаконтент, который загружается. Определяет, какие объекты есть на изображениях, эти объекты становятся информацией, помогающей понять тематику.

Амзин: Можно пример?

Законов: Самое банальное. Есть пост, в нем нет никакого текста, но выложена красивая фотография машины. Технологией компьютерного зрения мы понимаем - окей, это машина. Если пользователь разглядывает эту фотку, сохранил ее себе, кому-то переслал, лайкнул - значит, он заинтересовался.

Если таких постов сотни, мы видим, что пользователю картинки с машинами нравятся больше. Это такой надуманный пример. Или есть фотография - футбольный матч. Понятно, это про спорт, это про футбол. Но на самом деле, чтоб понять тематику, мы смотрим на все. Мы смотрим на автора, потому что автор обычно…автор часто пишет в выделенную тематику. Мы смотрим на текст записи. Смотрим на загруженный медиаконтент. На ссылки, которые могут быть в записи. Все это, большое количество факторов, позволяет алгоритму понять тематики.

На деле есть сотни тематик, на которые мы поделили контент. И теперь для каждого контента знаем, в какой он тематике, для каждого пользователя знаем, какие тематики ему ближе.

Амзин: Но этот классификатор [тематик], очевидно, расширяется?

Законов: Конечно. Так как новые тематики постоянно появляются. Простой пример. Блокчейн в какой-то момент не особенно обсуждали и тут хоп! появляется новая тематика. Куча контента, тем, и тут наша задача - быстро обучиться. Если пользователь почитал первую, вторую ссылку про блокчейн, то мы понимаем - о, эта тематика интересна. И тут мы максимально быстро обучаемся, чтобы вы зашли завтра, а новостей про блокчейн еще больше.

Амзин: В связи с этим два вопроса. Первый вопрос про абстрактные жанры [медиаконтента]. Про веб-комиксы, например. Или про диаграммы, графики. Распознается ли это?

Законов: На самом деле, список тематик не составляется руками.

Амзин: Я понимаю.

Законов: [Наш классификатор] - это то, что выделяется автоматически. У нас есть сотни миллионов постов, мы превратили текст в машинное представление, мы распознали все эти объекты и дальше мы автоматически разбили на сотни кластеров, на сотни групп с похожим контентом. Похожим с точки зрения некоей математической модели.

Амзин: Нет, про тематические категории очевидно. Я имел в виду, что, очень условно, насколько я себе представляю контент с комиксами - Лентач , Образовач , xkcd, Oatmeal - мы можем как люди ожидать саркастических или научно-популярных вещей [присущих визуальному жанру]. Кажется очевидным, что пока вряд ли создана нейронная сеть, способная по прочтении понять сарказм веб-комикса и как-то его содержание тематически классифицировать. Есть тематики, а есть форматы. Меня интересуют форматы изображений/медиаконтента.

Законов: Ответа точного нет, так как я не знаю, какие у нас есть тематики, глазами их не просматриваю. Но я думаю, что алгоритмы сейчас на том уровне, что они в принципе способны понять - эти тексты с неким сарказмом. Понятно по тем же словам, сочетаниям слов. Все комиксы, для технологии компьютерного зрения напоминают друг друга. Есть хорошая вероятность, что саркастический текст и картинки похожие друг на друга образовали кластер.

И вторая часть, до которой мы пока не дошли, тоже отвечает на этот вопрос. Мы, в первую очередь, социальная сеть, и это наша сильная сторона. Мы знаем, кто что читает, кто на что подписан. Это нам очень помогает. Пользователи сами дают подсказки, какой контент похож. Если пользователь подписан на это сообщество, это и вот то, это сильный сигнал.

Паранько: Тут важно сказать вот что. Сами сущности -они непринципиальны. Принципиально то, как человек взаимодействует. И, это очень важно - как правильно доставить человеку контент, который он готов потребить. В какое время, в каком месте, в какой форме. Как раз нейронка в данном случае полностью закрывает этот вопрос.

Раньше (Сергей говорит о своем опыте на посту редакционного директора в Mail.ru - прим.ред.) ставили редакционные метрики, анализировали медиапотребление, говорили, что к обеду надо не выкладывать длинные видео или посты - и перестраивали редакционную политику. Сейчас то, что мы делаем для автора, для издателя - универсальная уникальная платформа, куда ты просто загружаешь свой контент. И уже технология Андрея решит, в какой момент тому или иному пользователю, основываясь на его предпочтениях, надо показать ту или иную штуку. Контент может догнать его и вечером, и утром, тематика может меняться. Днем тебя интересуют рабочие вопросы, вечером ты готов к другим темам, к теме своего хобби. Большие видео к тебе приедут вечером, короткие картинки - днем. В этом, собственно, смысл. Какой будет контент - каждый посылает свои сигналы…с художниками все в принципе хорошо, неплохо.

Амзин: Про сигналы как раз был мой второй вопрос, который я все порываюсь задать. Сейчас было названо два вида сигналов. На что человек подписан - его социальный граф. И его взаимодействие с контентом. Залайкал он что-то, расшарил и так далее.

Паранько и Законов: Там десятки взаимодействий.

Законов: А отсутствие взаимодействия это тоже сигнал, например. Если быстро или медленно промотать запись - это все [разные] сигналы.

Амзин: Это был один из основных компонентов моего вопроса. Учитывается ли время, которое я потратил на потребление даже без выраженного взаимодействия. Если я залип на какой-то картинке, это учитывается.

Законов: Да.

Паранько: Учитывается. Более того, учитывается тот факт, что ты кликнешь на картинку.

Амзин: Да, я понимаю, что это тоже взаимодействие.

Законов: И на самом деле, время как раз интересный фактор, потому что для его правильного учета надо учитывать платформу, с которой происходит просмотр, и, конечно же, формат. На картинку кому-то может быть достаточно одной секунды. Важен человек. У каждого человека есть некая своя скорость просмотра. Есть средняя скорость просмотра, так как у нас много данных и каждый день просматривается по 150 постов, можно понять [отклонение]. За год набирается много.

Мы [многое] знаем [про картинки]. Например, сколько текста. Про картинки понимаем -это фотография или изображение, где много текста. Если изображение с текстом, то одной секунды, наверное не хватит, чтобы прочесть пять предложений. Если это просто фотка, возможно, одной секунды вполне достаточно.

Амзин: Тут у меня внезапный вопрос ко второму Андрею, [Новосельскому]. Есть же отраслевые рекомендации по видимости рекламных объявлений, где требуется, в частности следующее. 50% рекламного объявления должно быть видно в течение двух последовательных секунд. Каким-то образом эти отраслевые стандарты сочетаются с тем, что разработали для рекомендаций? Это ведь тоже визуальный контент, а индустрия относительно коммерческого визуального контента уже пришла к консенсусу. Если я правильно понял, сейчас подобные расчеты можно делать на индивидуальном уровне - потребит ли тот или иной человек тот или иной контент за определенное время.

Новосельский: По сути то, что я делаю для рекламы со своими стандартами, в сильно измененном виде применяется для того, чтобы оценивать ваш интерес к тому или иному контенту. Там действительно сотни факторов, и лайки и даже время просмотра - это далеко не самый очевидный и важный фактор ранжирования. И не самый важный [для] понимания системой, интересен контент или нет.

Там есть разные штуки. Например, вы зашли в какую-то новую тематику, и она очевидно сейчас вам будет интересна. Если вы никогда не интересовались кулинарией и вдруг начали, то в этот момент вам, наверное, лучше показать больше про кулинарию, чем про журналистику, про которую вы все знаете уже. Так что да, это во многом похоже на стандарты, которые есть в рекламе, но, конечно, со своей спецификой огромной.

Амзин: Рекомендации как продукт предполагают, что в ленте рекомендованного будут появляться коммерциализированные объявления. В этом случае мы руководствуемся отраслевыми рекламными стандартами или стандартами, заданными нейронной сетью, изучившей данного пользователя?

Законов: Раз мы заговорили про рекламу…в целом надо понимать, что рекламный промопост это нативный формат. И если я вижу этот пост как рекламный, то подписчики этого сообщества могут увидеть его как просто пост. Это классная нативная часть, и если применить алгоритмы, чтобы эта часть была релевантной, то реклама внутри рекомендаций может быть достаточно гармоничной.

Амзин: Недавно [крупнейший в мире закупщик рекламы] GroupM ослабил свои требования к просматриваемости видео в социальных сетях. Теперь они считают допустимым автовоспроизведение таких видео, и это лучше повлияет на площадки. У вас же, если говорить научным языков, в гомогенной ленте постов мы можем не различать рекламу и рекомендации, потому что это будет одинаково интересно. Было бы здорово сделать следующий шаг и сказать, что применяются одни и те же метрики для учета потребления.

Законов: Возможно, Андрей Новосельский добавит, но мне кажется, что мы сейчас разделяем рекламные стандарты и свои. Мы у себя внутри хотим куда более точное деление получить. У нас нет формата «ноль/один» - заинтересовался или не заинтересовался. Мы хотим плавную [характеристику], процент интереса. У нас все сложнее и нам, чтобы все хорошо делать, надо уходить в куда более сложные критерии.

Амзин: Давайте подведем промежуточный итог. Как я вас всех понял. У нас есть некая будущая группа «Грибы» . Она выкатила свой альбом, запись или просто текст каких-нибудь сказок и благодаря рекомендациям нашла те пять, десять, сто тысяч человек, которые этим, безусловно, заинтересовались. Что им как авторам от этого?

Сейчас и уже очень давно популярность в социальных средах измеряют охватом, миллионами просмотров. СМИ для себя решают, что про новый клип Шнура надо написать после того как он собрал больше пяти миллионов просмотров и так далее.

Паранько: Ты сам ответил на свой вопрос. Каждому автору с его творчеством важны социальные поглаживания, выход к публике. Но это вторичная история. Первое - это, конечно, охват. Если ты ждешь поощрения, а это важно для любого творческого человека, то для тебя важно, сколько человек ты можешь охватить своим творчеством.

При этом по-хорошему тебя интересует, сколько релевантных человек ты охватишь творчеством. Это не все понимают. Чаще всего идет гонка за количеством просмотров и это как раз то, что убивает в итоге творчество. Потому что в старой парадигме SMM, когда ты четко знаешь, что надо в 9:58 опубликовать пост, он пойдет в ленты, где-то как-то кого-то достанет. Ты получаешь красивые цифры, но ты ими обманываешься, потому что это не те люди, с которыми ты общаешься.

Наше видение следующее. Ты находишь эту аудиторию, часть этих людей конвертируется в твои подписки и становится твоим сообществом. Маклюэн говорил, что медиа - это сообщение , а мы говорим, что медиа - это общение. Это сообщество, которое автор строит вокруг себя.

Что дальше делать с этим сообществом, любому автору, который хочет стать коммерческим, я думаю, в принципе, понятно. Даже если ты не хочешь быть коммерческим, не хочешь монетизировать…музыкант, например, говорит -я еду в ваш город с туром (мы ему поможем узнать в какой город). Художник рассказывает - я рисую портреты, рисую книгу.

Релевантную аудиторию ты можешь монетизировать. Например, донатами на автопродлении. Если у тебя всего лишь пять тысяч человек, это не всего лишь - это армия поклонников. И ты такой: ребята, я сейчас работаю на очень скучной работе, давайте вы будете 50 рублей в месяц мне по подписке скидывать, а я вам через год нарисую книгу.

Амзин: Кто из вас расскажет про подписку?

Паранько: Я не будут говорить тебе про подписку в целом, потому что это не то, о чем мы собираемся рассказывать завтра. Но у нас сейчас есть приложение доната ВКонтакте. Сообщество может его подлючить и собирать деньги с аудитории. Там нет сейчас автопролонгации, но it depends. Я сейчас не буду подписываться не под какие планы или сроки, но это то, куда идет в принципе цифровая экономика.

Автор решает несколько задач всегда. Первая - докричаться сквозь информационный шум. Окей, у меня есть мои тысячи подписчиков, но как с ними работать, как до них донести информацию? Второе - где мне найти новых людей? Все это будет монетизировано всеми кто как умеет - в офлайне, в онлайне, любыми методами. Но если у тебя есть те люди, которые заинтересованы в твоем творчестве, и ты построил сообщество… Если ты не делаешь сообщение, а делаешь общение, то эта история придет.

Была тема о том, что интернет поломал в принципе индустрию культурных развлечений. Он снизил порог вхождения, и это здорово. Он прибил армию gatekeeper’ов, которые не пускали никого и никуда, потому что ты недостаточно хорош, недостаточно популярен. Но при этом без механизмов связи с релевантной аудиторией все это выглядит как ярмарка. Ты туда пришел, вокруг люди, ты ходишь, кричишь клевую свою песню, а в ответ в тебя кидают помидоры или монетки.

Мы собираем тебе твою личную аудиторию, и тут уж все зависит от того, насколько ты в контексте или ты нишевый. Нет ничего плохого в том, чтобы быть нишевым. Наоборот, это разнообразие.

Более того, когда мы говорим «автор», я постоянно привожу эти примеры - художник, музыкант - потому что так привычно. Но автор - это что-то большее. Ты можешь днем быть маклером на бирже, а вечером разбирать экономическую повестку для обывателя и быть экономическим блогером. И послезавтра тебя какая-нибудь нейронка на бирже заменит, скорее всего, потому что они значительно быстрее. А вот рассказывать людям о том, почему курс рубля скаканул, ты еще можешь долго. Это как раз большая история, которую мы хотим создать.

Медиапотребление

Амзин: Хорошо. Тогда расскажите мне, пожалуйста, как рекомендации меняют саму схему потребления ВКонтакте. Если меня интересует журналистика, то по уму я в рекомендательной ленте должен увидеть не только то, что я нашел и на что подписался, но и…

Паранько: Ты в принципе не увидишь то, на что ты подписался. У рекомендаций, Андрей расскажет, есть очень клевый эффект. Они тебя выводят из информационного пузыря, в который ты сам себя загнал подпиской. И задача системы, которую спроектировал и развивает Андрей - в предсказывании, какой контент тебе понравится. И в нее заложена - Андрей, подтверди или опровергни - ошибиться. Рекомендация - это всегда попытка показать тебе, мол, смотри, есть что-то еще. Выйди за пределы. Если мы ошибаемся, это хороший результат, потому что ты четко говоришь - нет, это мне точно не нравится. Поэтому это всегда выход из информационного пузыря.

Амзин: Так вот, мой вопрос был - зачем мне нужны подписки в таком случае?

Паранько: Ну как зачем? Ты находишь клевого автора. У тебя в ленте сейчас те ребята, на которых ты подписался. Я, например, подписан на тебя, потому что хочу получать твои обновления. А в рекомендациях у тебя те ребята, на которых ты не подписался. Их постоянно много. Их, грубо, 60 миллионов аудитории, и хотя не каждый из них что-то производит, это огромное количество постов. В какой-то момент ты понимаешь, что это человек интересен и ты готов его зафолловить, чтобы следить за ним.

Амзин: Я примерно такой же вопрос задавал Яндекс.Дзену. Они тоже ввели кнопку подписки на канал. Я спросил, что она дает, если система настраивается по векторам интересов. Они сказали, что это просто существенно, но не со стопроцентной гарантией повышает вероятность, что этот источник появится в выдаче.

Паранько: Но у нас получается две точки входа. В одной всегда новое, а в другой ребята, которые нужны. Технология работала бы плохо, если бы в Ленте была бы хронология, например. Там было бы очень много шума. А так в Ленте ты получаешь адресно то, что тебе подходит. Что ты готов сейчас потребить, то, что тебе интересно. В Discovery (рекомендациях) ты получаешь общий контекст. Он плавающий. Он постоянно будет смотреть на новые тренды. Он будет видеть биткойны, будет предлагать.

Паранько: Я имею в виду тему «биткойны». Не бери, мой тебе совет. Не бери. Discover - это всегда сущность, которая меняется и ведет тебя за собой. Открывает тебе какие-то новые горизонты. И если ты сейчас заинтересован темой, то логично подписаться на того чувака, которого ты встретил, потому что есть шанс, что через 7 дней он начнет исчезать из сферы твоих интересов.

И теперь не страшно подписываться на кого бы ты ни захотел. Технология Андрея рассортирует 500 и 1000 страниц, на которые ты подпишешься. Она действительно сделает так, что ты не пропустишь чего-то важного и интересного.

Законов: Я бы добавил, что мы пока заранее не знаем, как поменяется потребление. Это новый продукт, мы его только запускаем. Как я для себя это вижу. Лента - это общение, это то, что позволяет мне общаться, читать тех авторов, которых я выбрал. Моих друзей. Я точно знаю, что эти люди мне интересны, эти авторы мне интересны. Этот музыкальный исполнитель создает классные треки, я хочу его слушать, я хочу его точно не пропустить.

В Ленте я не только читаю. Я общаюсь в комментариях, я сам пишу посты, и мои друзья со мною общаются. Это мой круг общения в социальном мире.

Рекомендации отвечают на другой вопрос: а что еще есть интересного? В какой-то момент есть наши интересы, наши выбранные авторы, иногда нам хочется чего-то еще. Процесс поиска долгий, сложный, подписка - это ответственный шаг, я впускаю в свою ленту новостей человека.

Амзин: Но все равно же, так как Лента алгоритмическая, при подписке нет стопроцентной вероятности, что человек, на которого я подпишусь, обязательно появится в моей Ленте. Что все его посты там появятся.

Законов: Он туда попадет, если все записи прочитаны. Если довести до крайности: если подписаться на 10 миллионов авторов, то в Ленте мы получили бы второй раздел Рекомендаций. Но это крайности. На деле Лента - это возможность явно указать, с кем я хочу общаться. Рекомендации -это когда я хочу повыбирать, и алгоритмы мне помогают.

Даже у раздела Рекомендаций может быть два разных паттерна использования. Один паттерн - когда я целенаправленно иду в Рекомендации, нахожу новых классных авторов, подписываюсь и продолжаю с ними взаимодействовать в Ленте. Может быть и другой паттерн - когда мне просто нравится процесс. Зайдя в Рекомендации, я ни на кого не собираюсь подписываться. Может быть, моя Лента только для моих друзей, я так решил.

Я думаю, есть два разных паттерна использования даже у тех же Рекомендаций. А может быть их будет больше - это то, что мы сейчас, заранее, предполагаем. Ну и задумка в том, что мы создаем продукт. У нас есть удобный продукт - Лента, у нас есть продукт рекомендаций, который классно будет все подбирать. А дальше каждый пользователь уже уникально будет выбирать тот вариант использования, который удобный.

Амзин: Окей. Следующий вопрос, как и про любую рекомендательную систему: как я скажу, что она плохо работает?

Паранько: Ей? Ты сообщишь.

Тираж и подбор аудитории

Законов: Там есть очевидный сигнал, можно для каждой записи сказать, что это не интересно. Это такой прямо очевидный, явный сигнал. Но в целом, мы в Ленте научились классно это понимать уже по куче неочевидных сигналов. Опять же, вот всё это время просмотра, переход в сообщество, открытие фотографий, там, повторный интерес к записи. То есть, если говорить про рекомендации, то мы, понятно, использовали всё, что было в Ленте, а это уже очень крутые технологии. Алгоритмы научились хорошо за год разбираться во всех этих вещах, но мы пошли дальше, и мы создали новый алгоритм - Прометей. Прометей - это нейронная сеть, которая подбирает классный контент именно с учетом специфики раздела рекомендаций. Можно выделить несколько таких важных новых факторов, которые он учитывает. Даже не новых, а именно которые для рекомендаций актуальны и важны.

Паранько: Интересных, которые привлекают внимание.

Законов: Да. Мы очень внимательно слушаем аудиторию, как подписчики реагируют на контент автора, насколько контент автора становится виральным, насколько он интересен новым пользователям. Если пользователи подписались, то очень важно – они продолжают читать автора или новый контент, который выходит, не соответствует ожиданиям, и они отписываются. Это все важные сигналы, по которым алгоритм понимает.

Амзин: То есть либо они отписываются, либо они не реагируют?

Законов: Или они отписываются, да, или начинают скипать в ленте - получается бессмысленная подписка. В какой-то момент я дал очень сильный сигнал «всё, хочу читать», а потом начинаю его скипать в ленте – значит, что, в общем-то, есть какие-то сложности. Это первое. Второе - мы как раз экспериментируем с тематиками. Этот алгоритм смотрит, чтобы рекомендации не были просто продолжением ленты. То есть если у меня уже вся лента про нейронные сети и технологии, то зайдя в рекомендации, я не хочу еще больше увидеть про нейронные сети и еще больше про технологии, нет. Интересно некоторое разнообразие, интересно предвосхищать интерес. У нас есть множество тематик.

Амзин: Можно пример?

Законов: Ну, например, иногда мы просто экспериментируем с новыми тематиками. Некий такой подход, когда мы пробуем и смотрим на реакцию. Можно предложить мне посты про путешествия. И посмотреть: если я увидел один-второй пост, проигнорировал их - ну, значит, это не моя тематика. А может быть я заинтересуюсь. Можно предложить более близкие мне посты, кейсы, если мне интересны нейронные кейсы, то вот блокчейн меня вполне может заинтересовать - это тоже технологии. Но главное - это смотреть на реакцию и быстро обучаться. Вся крутость алгоритмов в том, что они слушают пользователя и быстро учитывают его интерес. Нет заранее алгоритма, который расскажет по пользователю, что ему понравится, что - нет. У нас 60 миллионов уникальных пользователей, это в принципе невозможно. Но мы научили алгоритм слушать пользователя и обучаться.

Паранько: Это, кстати, важно. Когда я говорю, про выход из информационного пузыря, что у нас в рекомендациях заложена определенная возможность неправильно предугадать, это как раз то, о чем говорит Андрей. Мы пробуем, и видим, как человек реагирует, какие ему по новые темы.

Еще хотел добавить нюанс - ты спрашивал про то, как реагируют на контент пользователи. Это важная история, это важно для тех, кто создает. Но это типичная тема из наших классических с тобой медиа: у тебя есть редакционная политика, и ей нужно следовать. Грубо говоря, если бы журнал Wired завтра вышел полностью с контентом Плейбоя, все очень бы удивились, и, наверное, раскупили бы весь тираж; но если бы он продолжал выходить каждую неделю с контентом Плейбоя, вполне возможно, он бы потерял бы тиражи, и ребята бы выбрали Плейбой.

То же самое и у нас: ты можешь опубликовать какой-то сверхпровокативный, сверхстранный пост, который не относится никак к твоему сообществу - если это что-то простое, желтое, это всегда будет вызывать много реакции. Система, которая видела, что раньше на тебя реагировали умеренно и нормально, обращает внимание на огромный взлет, охват на каком-то странном посте - это норма, на самом-то деле. Другой вопрос, что мы при этом получаем огромное количество даже не каких-то скрытых сигналов, а огромное количество аудитории «что это, я отписываюсь». Ну, не отписываюсь, а просто – «скрыть этот пост». И эти сигналы приведут к тому, что твой тираж дальше не будут выкупать. Поэтому каждый человек, который ведет, собственно, что-то тематическое, должен себе отдавать отчет, что можно разово хайпануть, но это сильно ударит по продажам будущих тиражей. Хотя разовый хайп - абсолютно понятная, нормальная история, она взлетит, все очень удивятся, все клюнут. Но потом, скорее всего, ты получишь кучу негативного фидбека от пользователей.

Амзин: Хорошо. У меня еще два вопроса к вам двоим. Первое – высоко ли для… Как сказать… Сейчас, конечно, любые авторы, любые СМИ, любые кто угодно ориентируются именно на рост охвата, ну, вместе с engagement rate, но, в принципе, чем больше охват, тем круче. Сережа сказал правильную очень вещь, употребил несколько раз слово «тираж». Фактически с рекомендательной вот этой вот штукой мы переходим в парадигму тиража. То есть, есть некоторые лояльные читатели, которые оформили подписку, хоть и в системе символической оплаты и символической экономики.

Паранько: Время стоит дорого!

Амзин: Да, бесконечное количество денег оно стоит, потому что не возобновляется, естественно. Мой вопрос таков - первый - на что теперь ориентироваться нишевым авторам, которые раньше верили (безосновательно, надо сказать) в то, что они могут быть миллионщиками, а сейчас есть некий, так или иначе установленный вами стеклянный потолок. Ну, то есть, не знаю, какая-то пост-грандж-хип-хоп-этническая группа вряд ли наберет больше пяти тысяч человек.

Паранько: Ну да, у нее емкость какая-то. Я бы сказал, что это не потолок, мы, наоборот, дали ей эти пять тысяч. Скорее всего, пост-грандж-этническая группа в родном городе набрала бы человек сто и на этом ее путь бы закончился.

Амзин: Но когда она достигает чего-то…

Паранько: Да, безусловно у тебя есть емкость. Ты либо меняешь направление, либо… Я лично отвечу так: я считаю, что мы всегда должны ориентироваться на сообщество, в конечном итоге. Ты работаешь для людей. Конечно, ты творишь потому что у тебя есть внутренний порыв, может быть ты хочешь отдачи - в любом случае сообщество будет мерилом. Мерилом твоего творчества будет сообщество, и это самое главное. Ну и, в принципе, сама история из разряда «мне бы миллион подписчиков и миллион лайков» - она странная. Потому что просто для аналогии - сейчас все покупают таргетированную рекламу.

Когда ты покупаешь таргетированную рекламу ты не хочешь миллион подписчиков, ты: «А можно мне мои две с половиной тысячи, я готов за них заплатить!». Ты не разбрасываешься вокруг деньгами. Тогда что происходит, когда пытаешься набрать миллион подписчиков? Скорее всего, происходит следующее: у тебя там орава нерелевантных персонажей, которые очень сильно зашумляют своими сигналами эфир. И ты de facto теряешь свою аудиторию, до которой ты мог бы достучаться. Поэтому главное, на что ты должен смотреть, - это на сообщество. Работать с ним. Ну и, в принципе, это твое, мы даем тебе твоих людей - общайся с ними, дальше выстраивай с ними коммуникацию, они тебя еще и на зарплату примут в конечном итоге.

Амзин: То есть это как в знаменитом манифесте Анонимуса «Мы не твоя персональная армия» , а вы, наоборот, строите свою персональную армию. Окей.

Законов: Я бы еще на эту тему добавил. Я согласен с Сережей, но мы точно не создаем некий потолок. Мы слушаем пользователей. Окей, есть некое нишевое сообщество, проще всего представить какие-нибудь региональные новости. Очевидно, мы, в принципе, можем показать новости небольшого города на пятьсот тысяч жителей больше аудитории, но маловероятно, что пользователи заинтересуются.

Более того, на самом деле так внутри алгоритмы и обучаются. Изначально алгоритм не знает, кому этот пост интересен. Он про каких-то пользователей уверен - проанализировал пост, интересы пользователей, социальные графы, так далее, про каких-то пользователей он не знает. Алгоритм попробует - давайте попробуем показать. Нет, интереса эта новость не вызывает. И в таком случае как раз алгоритм находит эту нишу, эту емкость, которая есть. Но с другой стороны, если автор вдруг начнет рассказывать про новости своего города настолько интересно, что жителям Москвы тоже будет классно начать читать, может быть он так офигенно рассказывает, что там происходит, то мы тут как раз точно не становимся потолком. Если пользователи из Москвы начали его читать, если им кажется, что у него классный авторский стиль, у него офигенные иллюстрации - ну, супер, он вполне может выйти за пределы…

Паранько: Ну да, и новости Комсомольск-Камчатска тоже могут пригодиться здесь, если их рассказывать интересно.

Законов: И мне кажется, в социальных сетях есть такие примеры, когда люди пишут про Дальний Восток, но так офигенно пишут, что мы там, и такие офигенные иллюстрации выкладывают, рассказывают про природу и путешествия, когда мы в Петербурге подписываемся и начинаем читать, нам становится интересно.

Паранько: В общем, суммируя, потолок существует, но он устанавливается не нами. Это потолок емкости каждого автора.

Законов: Я бы сказал даже – контента, одного поста.

Паранько: Согласен.

Амзин: Совокупности интересов.

Паранько: Да. Если ты сегодня скажешь, что больше не будешь делать грандж, а начнешь делать поп, то скорее всего, твоя аудитория увеличится.

Амзин: Ну а другая отвалится – предыдущая.

Паранько: Да.

Деньги, слава и помощь

Амзин: Ну а второй вопрос – в самом-самом-самом начале нашей беседы прозвучало то, что я услышал, как чуть ли не «денежное стимулирование авторов». Можно ли про это?

Паранько: Ну, опять же, как я говорил, мы сейчас находимся в начале нашего пути. Потом, сегодня мы говорим о связи и о поддержке, вот. Но, в принципе, если посмотреть на то, как развивается интернет, то крауд - люди же давно поддерживают друг друга. Мы видим, не знаю, пример Kickstarter, Planeta.ru, Patreon, например, и сейчас аудитория… Авторы приводят аудиторию из каких-то своих социальных сервисов и дальше пытаются монетизировать. Мы пока не будем говорить, что мы собираемся взять на себя эту роль. Пока мы все же хотим обеспечить идеальную точечную связь. Но, грубо говоря, уже существует достаточно сервисов для того, чтобы ты свою аудиторию точечную, свое сообщество, мог попросить тебе помочь, на самом деле. Поэтому здесь самое главное, на самом деле, найти этих людей, которые готовы подписаться на твое творчество. А уж монетизация - сейчас такие сервисы есть. Поэтому пока мы выпилимся из этой беседы. Но в принципе меня этот вопрос интересует, я считаю, что там, где есть аудитория, можно добавить небольшой компонент подписки на творчество автора. Но это требует дополнительной разработки, дополнительного продумывания. Потому что автор должен что-то дать своей аудитории, своему сообществу интересного – взамен, понятное дело.

Амзин: Окей. Тогда у меня вопрос к Андрею номер два. С точки зрения разработки рекламных продуктов, каковы перспективы рекомендаций?

Новосельский: Шикарные перспективы.

Амзин: А конкретней?

Новосельский: Я не знаю точных чисел, но очевидно, что, когда вы смотрите [в Рекомендациях] какую-то новую информацию для вас, хорошо подобранную только для вас, уровень вовлеченности иногда выше, чем в вашей ленте, на которую вы сами подписывались.

Амзин: А почему это происходит? Ведь в Ленте я сам подписывался, я тоже дал большое количество данных о том, как я люблю читать.

Паранько: Так [ред]политика-то уехала у издания, например, - и все. Или ты другим стал.

Амзин: То есть это благодаря тому, что раньше я любил

Разработчики социальной сети Вконтакте добавляют новые функции и решения, которые помогают сделать пребывание более комфортным, интересным и удобным. Не исключением стало внедрение системы рекомендаций «Прометей» (Prometheus). Что это такое, зачем создавалось и как использовать в повседневной практике, читайте далее в статье.

Творите и получайте целевых подписчиков

В конце сентября официальные представители Вконтакте объявили о внедрении новой системы рекомендаций «Прометей». Сервис предполагает выделение талантливых авторов в сообществе, расширение целевой аудитории. Пользователям предоставляется возможность получения доступа к интересным группам и страничкам авторов.

Определить творца, получившего метку не трудно, достаточно посмотреть на профиль и найти иконку в виде огня. Действие повышения активности на страничке автора составляет 7 дней, а получить особый знак доступно неограниченное количество раз. Заметим, что сервис выстраивается на технологии нейросетей и позволяет решить следующие задачи:

  1. Предложить посетителям социальной сети творческих личностей по интересам. Увлечены рисованием или аниме? Тогда в рекомендациях ожидайте появление соответствующих представлений.
  2. Помочь авторам расширить аудиторию. Главное, публиковать уникальную и творческую информацию для подписчиков. Сервис сам отберёт целевых пользователей и предложит стать участником проекта.
  3. Расширение возможностей для монетизации, что является дополнительным плюсом для владельцев целевых страниц и разработчиков социальной сети.

Чтобы получить метку Прометей, необходимо соответствовать ряду требований. О них поговорим далее в статье.

Основные требования для получения метки Прометей


  1. Создание уникального контента различного назначения через новый редактор статей: комиксы, аудио, фотографии, тексты. Робот отслеживает появление интересных записей, готовых заинтересовать потенциального клиента. Информация не должна дублироваться, копипаст – причина провала.
  2. Качество оформления играет не последнюю роль. Чем лучше представлен материал, тем больше нравится подписчику. Лайки, репосты, статистические метрики – все это отслеживается и фиксируется роботом.
  3. Занимайтесь только тем, что вам по душе. Не нужно кидаться из одной области в другую. Вопрос ниши актуален, поэтому перед началом активности продумайте стратегию.

Если подытожить воедино все пункты, то получится следующее: будьте открыты, творите в знакомой отрасли и создавайте уникальный, интересный материал.

Монетизация: новая система рекламы в VK


В 2014 году социальная сеть Вконтаке ввела новую систему рекламы, которая с недавнего времени претерпела изменения. Объявления теперь показываются не только в специальных блоках, но и в сообществах. Осталось провести параллели и совместить рекламную сеть и рекомендации «Прометей».

Видимо, социальная сеть решила пойти по пути ЯндексДзен и создать собственную систему для авторов. Борьба за талантливых людей продолжится, а вместе с этим, появляются новые инструменты для монетизации. Насколько последнее будет эффективно, покажет лишь время. Поэтому запасаемся терпением и направляем усилия на создание лучшего материала.

Метка «Прометей» – прекрасная возможность для личностного роста. Тестируйте и проверяйте систему, достигайте новых высот и зарабатывайте вместе с социальной сетью Вконтакте.

В закладки

В сентябре 2017 года «ВКонтакте» алгоритм «Прометей», названный по имени титана из древнегреческой мифологии, принесшего человечеству огонь. Алгоритм добавляет в рекомендации публикации блогеров с необычным или популярным контентом. Это временно увеличивает охват и количество лайков к публикациям, а на странице отмеченного таким образом автора появляется иконка пламени.

По просьбе TJ представители «ВКонтакте» поделились списком популярных страниц, которые отметил «Прометей». Мы отобрали из них 12 примеров и проверили эффективность алгоритма.

Умеет ли «Прометей» отличать оригинальный контент

Отследить случаи, когда «Прометей» давал огонёк копипастерам, довольно сложно. Однако в октябре один из сотрудников «Комитета» случайно проверил теорию на себе: главный редактор DTF Вадим Елистратов опубликовал картинку группы у себя на странице, незадолго до этого получив метку пламени. Алгоритм не заподозрил подвоха и показал в общих рекомендациях пост Вадима, а не создателей авторского контента.

Какие страницы попадают в «Прометей»

Метку «пламени» получают не только крупные сообщества, количество подписчиков которых достигает 100 тысяч, но и небольшие группы или страницы. Почти все опрошенные TJ авторы одобрили работу алгоритма, так как он приносит дополнительный охват.

«Наблюдательная астрономия»

14 декабря 2017 года Рязанский благополучно приземлился в Казахстане, через пару дней космонавт встретился с женой и сыном. Судя по всему, после реабилитации он продолжит рассказывать о жизни на МКС. При желании о путешествии можно почитать с начала.

  • 27 тысяч подписчиков;
  • Эффект «Прометея»: +3 тысячи подписчиков, +12% лайков.

«Изнанка»

В группе публикуют интервью с людьми разных профессий: среди героев врач, геймдизайнер, переводчик кино, снайпер. Читатели могут предложить авторам собеседника - как говорится в описании сообщества, он должен быть необычным и непубличным. В конце некоторых интервью указаны ссылки на страницы героя в социальных сетях, но не всегда. Неизвестно, все ли герои проекта те, за кого себя выдают.

Руководитель сообщества Иван Фёдоров пояснил TJ, что перед интервью у собеседника просят видео или фото, подтверждающие, что он тот, за кого себя выдаёт. Для проверки редактор TJ связался с Пётром Шаповаловым , который фигурировал как работник скорой помощи. Он подтвердил, что общался с изданием. При этом Фёдоров признал, что однажды собеседник попытался выдать себя за другого человека, но его раскрыли.

  • 21 тысяча подписчиков;
  • Эффект «Прометея»: +1,2 тысячи подписчиков, точное количество лайков неизвестно.

Прометей — новый алгоритм Вконтакте, который обнаруживает уникальный и интересный контент и помечает его значком огня — .
Все это сделано для поддержки авторов, которые творят и генерируют новую информацию Вконтакте. «Огонь» могут получить как сообщества, так и отдельные пользователи.
Преимущества получения отметки состоят в том, что Вконтакте рекомендует ваш контент большему количеству пользователей, которые интересуются похожей информации, то есть у вас увеличиваются количество просмотров и вы становитесь популярнее. Ваша публикация попадает в ленту рекомендаций, что значительно увеличивает охват читателей. Метка выдается на 7 дней, однако ее можно получать неограниченное число раз. Данная функция реализована как в , так и в мобильных приложениях.

Как получить метку Прометея?

В общем стоит направить свои усилия на творчество и создание по настоящему крутых вещей. А алгоритм Прометей поможет найти людей с похожими интересами и предложит ваш контент.

Социальные сети открывают творческим людям прямой канал для связи с аудиторией. Канал без посредников. Современных талантов на большую эстраду несут на руках тысячи преданных фанов, а не продюсеры в деловых костюмах. В России молодые звёзды приходят из ВКонтакте. Художники Duran, Gudim и Покрас, музыкант Макс Корж, рэперы Face и Скриптонит. Для автора публиковать свои работы ВКонтакте — возможность завоевать популярность.

Чтобы связать автора с аудиторией мы используем технологии машинного обучения и нейронные сети, алгоритмы которых, лежат в основе таких продуктов как« умная лента новостей», раздел« Рекомендации» в мобильном приложении и механике поиска талантов« Прометей». Они появились во ВКонтакте в сентябре 2017 года.

Сейчас Рекомендации посещает каждый третий пользователь ВКонтакте. С момента запуска среднее количество просмотров записей на пользователя в рекомендациях выросло на 40%, а количество отметок« Мне нравится» — на 118%. Раздел Рекомендаций постоянно обучается. Чем больше пользователи взаимодействуют с сервисом, тем точнее алгоритмы угадывают их предпочтения.

Искусственный интеллект Прометей находит создателей интересного контента и следит за их достижениями. За публикации, отмеченные особым вниманием пользователей, автор или его сообщество получает знак огня и повышенные охваты в разделе Рекомендаций. Метка выдаётся на семь дней, столько же длится поддержка охватами. Получить« огонёк» можно неограниченное количество раз.

За время работы Прометей нашёл более 4000 авторов и помог им обрести сотни тысяч новых заинтересованных подписчиков.



Как и у древнегреческого тёзки, вокруг алгоритма« Прометей» собралось множество мифов. В этой статье мы обсудим самые популярные из них и выясним:

  • сколько нужно подписчиков, чтобы автора заметил Прометей;
  • чему должно быть посвящено его творчество;
  • от чего зависит прирост новых участников.

Миф первый: Прометей отмечает только крупные сообщества и популярных пользователей с большим количеством подписчиков

Как на самом деле?

Метку огня действительно получали такие гиганты, как вДудь, Duran, Bird Born, History Porn, поэт Ах Астахова и писатель Александр Полярный. Но только ли известные авторы могут претендовать на внимание алгоритма? Для ответа на этот вопрос, перейдём к примерам пользователей и сообществ, которых отмечал Прометей.







Вывод

Для того, чтобы автора заметил Прометей, необязательно иметь сотни-десятки тысяч поклонников. У алгоритма нет минимального порога — среди отмеченных огнём есть пользователи и сообщества, количество подписчиков которых не превышало и сотни. Так, например, у группы философа Маркий до знакомства с Прометеем было 32 участника, сейчас в сообществе больше 2000 подписчиков.

Миф второй : «Прометей» влияет на охваты, но не привлекает новых подписчиков

Как на самом деле?






  • Старый фонд — это коллекция дореволюционного Петербурга, скрытого от глаз простых прохожих. Интерьеры квартир, искалеченных коммунальным бытом и слоями краски, но не убитых евроремонтами. Изразцовые печи, камины, двустворчатые двери, высокие потолки и мраморные подоконники;
  • Количество подписчиков: 41 935;
  • За две недели Прометея + 5000 новых участников.


  • Сообщество космонавта-испытателя Сергея Рязанского рассказывает о рабочих буднях на борту МКС, об экзаменах, которые проходит экипаж перед отлётом, и о жизни в невесомости. Здесь можно полюбоваться на неповторимые ночные таймлапсы, фотографии песчаных штормов, вулканов и городов;
  • Количество подписчиков: 27 032;
  • За три недели Прометея + 7500 новых участников.



Вывод

Прирост новых подписчиков зависит от самого автора, его активности и качества публикуемого контента. Большой охват — это здорово, но если автор не сможет заинтересовать новых пользователей, количество подписчиков не увеличится.