Как прописать скрипты. Сервисы обучения в реальном времени. Подход к написанию скрипта продаж

Каким бы простым ни был графический интерфейс в Linux и сколько бы там ни было функций, все равно есть задачи, которые удобнее решать через терминал. Во-первых, потому что это быстрее, во-вторых - не на всех машинах есть графический интерфейс, например, на серверах все действия выполняются через терминал, в целях экономии вычислительных ресурсов.

Если вы уже более опытный пользователь, то, наверное, часто выполняете различные задачи через терминал. Часто встречаются задачи, для которых нужно выполнять несколько команд по очереди, например, для обновления системы необходимо сначала выполнить обновление репозиториев, а уже затем скачать новые версии пакетов. Это только пример и таких действий очень много, даже взять резервное копирование и загрузку скопированных файлов на удаленный сервер. Поэтому, чтобы не набирать одни и те же команды несколько раз можно использовать скрипты. В этой статье мы рассмотрим написание скриптов на Bash, рассмотрим основные операторы, а также то как они работают, так сказать, bash скрипты с нуля.

Скрипт или как его еще называют - сценарий, это последовательность команд, которые по очереди считывает и выполняет программа-интерпретатор, в нашем случае это программа командной строки - bash.

Скрипт - это обычный текстовый файл, в котором перечислены обычные команды, которые мы привыкли вводить вручную, а также указанна программа, которая будет их выполнять. Загрузчик, который будет выполнять скрипт не умеет работать с переменными окружения, поэтому ему нужно передать точный путь к программе, которую нужно запустить. А дальше он уже передаст ваш скрипт этой программе и начнется выполнение.

Простейший пример скрипта для командной оболочки Bash:

!/bin/bash
echo "Hello world"

Утилита echo выводит строку, переданную ей в параметре на экран. Первая строка особая, она задает программу, которая будет выполнять команды. Вообще говоря, мы можем создать скрипт на любом другом языке программирования и указать нужный интерпретатор, например, на python:

!/usr/bin/env python
print("Hello world")

Или на PHP:

!/usr/bin/env php
echo "Hello world";

В первом случае мы прямо указали на программу, которая будет выполнять команды, в двух следующих мы не знаем точный адрес программы, поэтому просим утилиту env найти ее по имени и запустить. Такой подход используется во многих скриптах. Но это еще не все. В системе Linux, чтобы система могла выполнить скрипт, нужно установить на файл с ним флаг исполняемый.

Этот флаг ничего не меняет в самом файле, только говорит системе, что это не просто текстовый файл, а программа и ее нужно выполнять, открыть файл, узнать интерпретатор и выполнить. Если интерпретатор не указан, будет по умолчанию использоваться интерпретатор пользователя. Но поскольку не все используют bash, нужно указывать это явно.

Чтобы выполните:

chmod ugo+x файл_скрипта

Теперь выполняем нашу небольшую первую программу:

./файл_скрипта

Все работает. Вы уже знаете как написать маленький скрипт, скажем для обновления. Как видите, скрипты содержат те же команды, что и выполняются в терминале, их писать очень просто. Но теперь мы немного усложним задачу. Поскольку скрипт, это программа, ему нужно самому принимать некоторые решения, хранить результаты выполнения команд и выполнять циклы. Все это позволяет делать оболочка Bash. Правда, тут все намного сложнее. Начнем с простого.

Переменные в скриптах

Написание скриптов на Bash редко обходится без сохранения временных данных, а значит создания переменных. Без переменных не обходится ни один язык программирования и наш примитивный язык командной оболочки тоже.

Возможно, вы уже раньше встречались с переменными окружения. Так вот, это те же самые переменные и работают они также само.

Например, объявим переменную string:

string="Hello world"

Значение нашей строки в кавычках. Но на самом деле кавычки не всегда нужны. Здесь сохраняется главный принцип bash - пробел - это специальный символ, разделитель, поэтому если не использовать кавычки world уже будет считаться отдельной командой, по той же причине мы не ставим пробелов перед и после знака равно.

Чтобы вывести значение переменной используется символ $. Например:

Модифицируем наш скрипт:

!/bin/bash
string1="hello "
string2=world
string=$string1$string2
echo $string

И проверяем:

Bash не различает типов переменных так, как языки высокого уровня, например, С++, вы можете присвоить переменной как число, так и строку. Одинаково все это будет считаться строкой. Оболочка поддерживает только слияние строк, для этого просто запишите имена переменных подряд:

!/bin/bash
string1="hello "
string2=world
string=$string1$string2\ and\ me
string3=$string1$string2" and me"
echo $string3

Проверяем:

Обратите внимание, что как я и говорил, кавычки необязательны если в строке нет спецсимволов. Присмотритесь к обоим способам слияния строк, здесь тоже демонстрируется роль кавычек. Если же вам нужны более сложные способы обработки строк или арифметические операции, это не входит в возможности оболочки, для этого используются обычные утилиты.

Переменные и вывод команд

Переменные не были бы настолько полезны, если бы в них невозможно было записать результат выполнения утилит. Для этого используется такой синтаксис:

$(команда )

С помощью этой конструкции вывод команды будет перенаправлен прямо туда, откуда она была вызвана, а не на экран. Например, утилита date возвращает текущую дату. Эти команды эквивалентны:

Понимаете? Напишем скрипт, где будет выводиться hello world и дата:

string1="hello world "
string2=$(date)

string=$string1$string2

Теперь вы знаете достаточно о переменных, и готовы создать bash скрипт, но это еще далеко не все. Дальше мы рассмотрим параметры и управляющие конструкции. Напомню, что это все обычные команды bash, и вам необязательно сохранять их в файле, можно выполнять сразу же на ходу.

Параметры скрипта

Не всегда можно создать bash скрипт, который не зависит от ввода пользователя. В большинстве случаев нужно спросить у пользователя какое действие предпринять или какой файл использовать. При вызове скрипта мы можем передавать ему параметры. Все эти параметры доступны в виде переменных с именами в виде номеров.

Переменная с именем 1 содержит значение первого параметра, переменная 2, второго и так далее. Этот bash скрипт выведет значение первого параметра:

!/bin/bash
echo $1

Управляющие конструкции в скриптах

Создание bash скрипта было бы не настолько полезным без возможности анализировать определенные факторы, и выполнять в ответ на них нужные действия. Это довольно-таки сложная тема, но она очень важна для того, чтобы создать bash скрипт.

В Bash для проверки условий есть команда Синтаксис ее такой:

if команда_условие
then
команда
else
команда
fi

Эта команда проверяет код завершения команды условия, и если 0 (успех) то выполняет команду или несколько команд после слова then, если код завершения 1 выполняется блок else, fi означает завершение блока команд.

Но поскольку нам чаще всего нас интересует не код возврата команды, а сравнение строк и чисел, то была введена команда [[, которая позволяет выполнять различные сравнения и выдавать код возврата зависящий от результата сравнения. Ее синтаксис:

[[ параметр1 оператор параметр2 ]]

Для сравнения используются уже привычные нам операторы ,=,!= и т д. Если выражение верно, команда вернет 0, если нет - 1. Вы можете немного протестировать ее поведение в терминале. Код возврата последней команды хранится в переменной $?:

Теперь объединением все это и получим скрипт с условным выражением:

!/bin/bash
if [[ $1 > 2 ]]
then
echo $1" больше 2"
else
echo $1" меньше 2 или 2"
fi

Конечно, у этой конструкции более мощные возможности, но это слишком сложно чтобы рассматривать их в этой статье. Возможно, я напишу об этом потом. А пока перейдем к циклам.

Циклы в скриптах

Преимущество программ в том, что мы можем в несколько строчек указать какие действия нужно выполнить несколько раз. Например, возможно написание скриптов на bash, которые состоят всего из нескольких строчек, а выполняются часами, анализируя параметры и выполняя нужные действия.

Первым рассмотрим цикл for. Вот его синтаксис:

for переменная in список
do
команда
done

Перебирает весь список, и присваивает по очереди переменной значение из списка, после каждого присваивания выполняет команды, расположенные между do и done.

Например, переберем пять цифр:

for index in 1 2 3 4 5
do
echo $index
done

Или вы можете перечислить все файлы из текущей директории:

for file in $(ls -l); do echo "$file"; done

Как вы понимаете, можно не только выводить имена, но и выполнять нужные действия, это очень полезно когда выполняется создание bash скрипта.

Второй цикл, который мы рассмотрим - это цикл while, он выполняется пока команда условия возвращает код 0, успех. Рассмотрим синтаксис:

while команда условие
do
команда
done

Рассмотрим пример:

!/bin/bash
index=1
while [[ $index < 5 ]]
do
echo $index
let "index=index+1"
done

Как видите, все выполняется, команда let просто выполняет указанную математическую операцию, в нашем случае увеличивает значение переменной на единицу.

Хотелось бы отметить еще кое-что. Такие конструкции, как while, for, if рассчитаны на запись в несколько строк, и если вы попытаетесь их записать в одну строку, то получите ошибку. Но тем не менее это возможно, для этого там, где должен быть перевод строки ставьте точку с комой ";". Например, предыдущий цикл можно было выполнить в виде одной строки:

index=1; while [[ $index < 5 ]]; do echo $index; let "index=index+1"; done;

Все очень просто я пытался не усложнять статью дополнительными терминами и возможностями bash, только самое основное. В некоторых случаях, возможно, вам понадобиться сделать gui для bash скрипта , тогда вы можете использовать такие программы как zenity или kdialog, с помощью них очень удобно выводить сообщения пользователю и даже запрашивать у него информацию.

Выводы

Теперь вы понимаете основы создания скрипта в linux и можете написать нужный вам скрипт, например, для резервного копирования. Я пытался рассматривать bash скрипты с нуля. Поэтому далеко не все аспекты были рассмотрены. Возможно, мы еще вернемся к этой теме в одной из следующих статей.

Скрипт - это программа, создающая определенный «сценарий» или последовательность событий, которые произойдут в ответ на какое-либо действие пользователя или команду сервера. Скрипты позволяют значительно сэкономить время на создание программы, приложения или веб-сайта, однако могут незначительно замедлять их работу.

В этой статье мы расскажем, как писать скрипты на базе одном из самых популярных сейчас языков программирования JQuery, а также напишем о том, как использовать скрипты в ASP. NET.

JQuery

JQuery - самый лаконичный и краткий язык программирования на базе JavaScript, который упрощает работу с HTML-документами: с событиями, анимацией, а также с асинхронным JavaScript и XML. Его принципиально новый подход к веб-программированию, который позволяет значительно сократить время на изготовление сайта, уже полюбился многим программистам и его популярность продолжает расти.

Чтобы начать работать с данным языком программирования, вам необходимо будет вначале скачать библиотеку JQuery с официального сайта. Затем можно приступать к созданию скриптов. Например, создадим скрипт, который будет в браузере отображать фразу "Hello World":

  • jQuery Hello World
  • $(document). ready(function(){
  • $("#msgid"). html("This is Hello World by JQuery");
  • This is Hello World by HTML

При открытии данного скрипта в браузере у вас отобразиться веб-страница с названием самого документа из заголовка jQuery Hello World, в котором будет отображен текст двух прописанных скриптов This is Hello World by JQuery и This is Hello World by HTML. Строчка src="jquery-1. 2. 6. min. js"> используется для подключения самой библиотеки, но будьте внимательны, так как ваша версия файла может отличаться. Чтобы правильно прописать имя файла, зайдите в соответствующий каталог сайта: public_html/javascript/JQuery/имя_файла. js.

ASP. NET

ASP. NET - это технология веб-программирования от компании Microsoft, которая позволяет использовать в своей работе коды, написанные на любом из языков программирования, выполненном на программной платформе. NET Framework от Microsoft.

Руководства, как написать скрипт в ASP. NET, нет и быть не может, т. к. данное приложение использует уже готовые библиотеки скриптов MicrosoftAjax. js и MicrosoftMvcAjax. js или скрипты, написанные на других языках программирования. Чтобы создать ссылку на библиотеку скриптов, необходимо сделать следующее:

  • В обозревателе решений откройте папку Views, а затем Shared.
  • Двойным щелчком откройте Site. Master.
  • В конце Head добавьте следующий фрагмент кода:.
  • Информацию о скриптах на других языках программирования вы найдете в статье .

    Любой начинающий системный администратор Linux рано или поздно сталкивается с таким понятием, как “скрипт ”, будь то один из загрузочных скриптов вроде /etc/rc.d/rc или написанный разработчиком ПО скрипт конфигурирования configure . В данной статье я постараюсь показать, что написание скриптов на shell не является чем-то из ряда вон выходящим и вполне под силу даже новичку в мире Linux.

    Начнем с того, что разберем, что же скрывается за английскими терминами shell и скрипт . Shell , или оболочка, как этот термин иногда переводят - это командный интерпретатор, интерфейс между пользователем и операционной системой, ее ядром. Но, кроме этого, это еще и мощный язык программирования и написания сценариев. Он содержит свои служебные слова и управляющие конструкции и позволяет писать на нем программы. Такая программа на языке сценариев, называемая скриптом , может объединять в себе системные вызовы и команды операционной системы, а также внешние утилиты, создавая мощный инструмент для системного администрирования.

    Одной из задач системного администрирования является резервное копирование важной информации. Поэтому давайте рассмотрим пример скрипта, реализующего back-up информации.

    Начало начал

    Итак, прежде всего, нам необходимо разобраться в структуре скрипта. Она не представляет собой ничего сложного. По большому счету, простейший скрипт - просто перечисление системных команд. Например:

    Echo This is just example
    whoami
    uname -a

    Эти команды объединены в одном файле. Но shell должен знать, что он должен этот файл обработать, а не просто прочесть его содержимое. Для этого служит специальная конструкция: #!

    Эта конструкция называется «sha-bang ». Вообще-то, # задает комментарий, но в данном случает sha-bang означает, что после нее пойдет путь к обработчику скрипта. Напрмер:

    #!/bin/bash
    #!/bin/sh
    #!/usr/bin/perl

    Мы остановимся на Bash, Bourne-Again shell. Это shell устанавливается по умолчанию практически во всех Linux-системах, и /bin/sh ссылается на него. Об окончании скрипта говорит служебное слово exit.

    Вооружившись этими знаниями, напишем наш первый скрипт:

    #!/bin/bash
    echo Простой скрипт # Команда echo выводит сообщение на экран
    echo Вы:
    whoami # whoami показывает имя зарегистрированного пользователя
    echo Ваша система стартовала
    uptime # uptime показывает время включения машины
    echo Сегодня
    date # date показывает текущую дату и время
    echo Пока все
    exit

    Сохраним этот файл под именем tutor1.sh. Выполним команду чтобы сделать скрипт исполняемым.

    Chmod +rx tutor1.sh

    Результатом выполнения скрипта будет:

    Voland@superstar:~/Doc/Open Source$ ./tutor1.sh
    Простой скрипт
    Вы:
    voland
    Ваша система стартовала
    14:38:46 up 1:48, 2 users, load average: 0.47, 0.43, 0.41
    Сегодня
    Вск Фев 26 14:38:46 MSK 2006
    Пока все

    Переходим к более серьезному.

    Теперь, когда мы научились писать простейшие скрипты, самое время перейти к серьезным вещам: написанию скрипта для резервного копирования.

    Перво-наперво, необходимо определить - резервную копию чего мы будем делать. Поэтому наш скрипт должен уметь работать с командной строкой. Аргументы командной строки задаются после имени скрипта через пробел: somescript arg1 arg2 arg3. Скрипт воспринимает аргументы по номерам их следования, поэтому мы будем использовать конструкции вида $номер_аргумента, т.е. $1, $2, $3. $ - это символ подстановки, который нам понадобится и при работе с переменными. Переменные в скрипте задаются в виде имя_переменной=значение. Мы будем использовать переменные MAXPARAMS для определения максимального количества параметров командной строки, BACKUPFILE для задания имени архива, BACKUPDIR для папки, резервную копию которой мы будем делать и ARCHIVEDIR для папки, куды мы поместим архив. Самой главной частью скрипта будут команды поиска и архивации всех найденных файлов и папок в указанной:

    Find . -type f -print0 | xargs -0 tar rvf "$archive.tar" > /dev/null
    gzip $archive.tar

    Давайте разберемся, что же эти команды делают. find ищет в текущем каталоге (об этом говорит первый аргумент ".") все файлы и выдает полный путь к ним (print0). Эти пути перенаправляюся команде tar, которая собирает все файлы в один. Затем командой gzip мы архивируем получившийся tar-файл. Команда > /dev/null удобна, если вы архивируете большое количество файлов. В этом случае их имена и полный путь к ним не выводятся на консоль.

    Следующий шаг должен предусмотреть подсказки пользователю как пользоваться скриптом, если он допустит какие-то ошибки.

    Например, эта конструкция

    If [ $# -lt "$MAXPARAMS" ];
    then
    echo

    echo
    exit 0
    fi

    подскажет, что пользователь указал недостаточное количество аргументов командной строки. If [условие]...fi задает условную конструкцию. $# -lt "$MAXPARAMS" проверяет введенное количество параметров и если это число окажется меньше MAXPARAMS, то пользователю будет выдано сообщение об ошибочном вводе. Exit 0 заставит скрипт прекратить работу без указания кода ошибки. Аналогично проверяется превышение допустимого числа параметров, только вместо ls (less then - меньше, чем), необходимо указать gt (greater then - больше, чем). Теперь, когда основные моменты скрипта разъяснены, можно переходить к полной его версии:

    #!/bin/bash
    # Описание:
    #+ Делает резервную копию всех файлов в указанной директории
    #+ в "tarball" (архив tar.gz).
    #+ Использование:
    #+ sh backup.sh имя_архива папка-источник папка-назначение
    #+

    # Максимальное количество параметров командной строки
    MAXPARAMS=3

    if [ $# -lt "$MAXPARAMS" ];
    then
    echo
    echo "Использование: sh `basename $0` имя_архива папка-источник папка-назначение"
    echo
    exit 0
    fi

    if [ $# -gt "$MAXPARAMS" ];
    then
    echo
    echo "Для этого скрипта нужно только $MAXPARAMS аргументов командной строки!"
    echo
    exit 0
    fi

    # Переменные, которые мы используем в скрипте
    BACKUPFILE=$1-backup-$(date +%m-%d-%Y)
    archive=$BACKUPFILE
    BACKUPDIR=$2
    ARCHIVEDIR=$3

    # Проверяем, есть ли папка-источник и папка-назначение
    if [ ! -e $BACKUPDIR ];
    then
    echo
    echo "\"$BACKUPDIR\" не существует!"
    echo
    exit 0
    fi

    if [ ! -e $ARCHIVEDIR ];
    then
    echo
    echo "\"$ARCHIVEDIR\" не существует, создаем..."
    mkdir $ARCHIVEDIR
    echo "Готово."
    fi

    # Проверяем, есть ли архивы в источнике и назначении.
    cd $ARCHIVEDIR
    if [ -e $archive.tar.gz ];
    then rm $archive.tar.gz
    fi

    cd $BACKUPDIR
    if [ -e $archive.tar.gz ];
    then rm $archive.tar.gz
    fi

    # Главная часть скрипта...
    echo "Делаем резервную копию \"$BACKUPDIR\" в файл \"$archive.tar.gz\"..."
    find . -type f -print0 | xargs -0 tar rvf "$archive.tar" > /dev/null
    gzip $archive.tar
    echo "\"$BACKUPDIR\" была успешно заархивирована в файл \"$archive.tar.gz\"."

    # Перемещаем архив в папку ARCHIVEDIR
    echo "Перемещаем архив \"$archive.tar.gz\" в папку \"$ARCHIVEDIR\"."
    mv $archive.tar.gz $ARCHIVEDIR/$archive.tar.gz
    echo "Готово."

    Надеюсь, основные моменты я прокомментировал достаточно подробно. Если у вас возникли какие-либо вопросы, то вы можете связаться со мной по адресу [email protected] Рекомендую также замечательную книгу Advanced Bash-Scripting Guide Менделя Купера (Mendel Cooper), которая очень помогла мне в свое время, когда я только знакомился со скриптами. Удачного программирования.

    P.S. Большое спасибо mar за ее замечания и советы.

    Многие начинающие веб-программисты знакомятся с языком посредством книг. Книга бесспорно очень важна и нужна, но в ней приводятся примеры (для начинающих), которые по своей сути не являются правильными с точки зрения устойчивости и переносимости скрипта. Под устойчивостью понимается возможность возникновения ошибок различного вида, под переносимостью – тоже самое, но при переносе скрипта с домашней локальной машины на сервер хостнг-провайдера.

    Ниже я бы хотел сразу показать начинающим веб-разработчикам как надо учиться сразу писать скрипты, чтобы затем не испытывать лишних проблем и не «ловить» непонятно откуда вылезающие ошибки.

    Сразу скажу, что я сам с этим столкнулся, так что все это прошло через мои мучения….

    Рассматривать я буду следующие моменты:


    2. Где зарыта «@»?
    3. register_globals = Off и никак иначе.
    4. Основные аспекты синтаксиса. Литерал ор нот литерал…

    1. Настройка PHP для локальной машины и на сервере.

    Почему я именно с этой главы начинаю. Дело в том, что многие на локальной машине сразу отключают показ всех ошибок. Это – НЕ правильно. Вместо того чтобы тупо смотреть в монитор и искать, где, как окажется, не хватает точки с запятой, можно по ошибке, выдаваемой PHP сразу понять, в чем дело.

    Но сначала хочу сделать небольшое лирическое отступление по части того, как настраивать PHP, как Apache modul или fast-CGI.
    Самый оптимальный вариант – настраивать, как модуль веб-сервера. Для этого в конфигурационном файле httpd.conf веб-сервера Apache пишем следующие строчки:

    LoadModule php4_module D:/bin/php/sapi/php4apache2.dll AddType application/x-httpd-php .php .phtml .php4 .php

    Отличие от FastCGI – следующие. Первое. При FastCGI php.ini будет подгружаться в память веб-сервера приблизительно каждый второй раз при запуске скрипта, при установке, как модуля Apache загрузка конфигурации PHP будет осуществляться только при загрузке или рестарте веб-севрера, само собой быстродействие и нагрузка на сервер будет меньше. Помимо этого, при установке как fastCGI недоступны определенные функции. Начинающему программисту они не понадобятся., но при разработке крупного Интернет-приложения вы можете столкнуться с проблемами. А проблемы лучше предотвращать.

    Теперь перейдем к конфигурации самого PHP. В конфигурационном файле php.ini в обязательном порядке устанавливаем следующие директивы с ниже написанными значениями:

    error_reporting = E_ALL display_errors = On display_startup_errors = On

    Писать или не писать ошибки в лог файлы – это уже на ваше усмотрение.
    На сервере в хостиг-компании, обязательно, выключайте все эти директивы в целях безопасности, дабы потенциальный злоумышленник не мог узнать пути, где лежат ваши скрипты. Но по хорошему, когда вы уже публикуете свой скрипт в глобальной сети, он не должен выдавать никаких ошибок.
    Помимо этого

    short_open_tag = Off Для того, чтобы нельзя было использовать