Как сохранить файл в лайтруме. Экспорт из Lightroom

Андрей Мишаченко: а как вы сохраняете в ЛР? вот в ФШ есть хороший режим-для web, а тут есть нечто подобное? или просто регулируется качеством?

Понимание экспорта в Lightroom вообще и для вэб в частности требует отдельных статей. Технически это делается не сложно через диалог Export программы, а вот зачем и в каких случаях устанавливать определенные параметры — вопрос намного более объемный, чем просто перечисление полей этого блока. Пока что я еще не делал подробного описания, но в планах обязательно будет.

Вернемся к короткому диалогу с Андреем.

Геннадий Кондратьев: В LR можно устанавливать любые параметры при экспорте в джипег, в том числе и осмысленные для вэб. Я обычно делаю такие параметры: Resize to fit: Long Edge 800-1000 pixels в зависимости от потребностей Resojution: 72 pixels per inch Sharpen For: Sreen Amount: Standart ...

Андрей Мишаченко: я сравниваю-при одинаковых условиях экспрта фотографии с ресайзом до 900 допустим, ФШ по всем параметрам бьет ЛР при сохранении для «web и устройств»...поэтому. однозначно, нужно сохранять в ФШ...

Мой личный опыт говорит немного другое — ФШ не делает фотографии для вэб лучше. Ну а если принять во внимание, что «Save for web...» в Photoshop работает только с одним изображением, а в Lightroom можно сразу сохранить хоть тысячу... Да еще и для вэб очень желательно делать дополнительный шарпинг оригинала перед сохранением, так как резкость в таких размерах фото падает довольно сильно, и в ЛР это делается одной галочкой, а в ФШ значительно сложнее...

А давайте действительно сравним, тем более сделать это просто — ведь блог мы все смотрим именно в вэбе...))

Вот скриншоты двух установок сохранения одного и того же tiff-файла из Lightroom 3 и Photoshop CS5. Фотографию я выбрал такую, чтобы и насыщенный цвет был, и мелкие детали, и градиентные переходы...

Должен сразу сказать, что у меня сейчас временно стоит не мой компьютер, поэтому никаких пресетов экспорта в LR тут нет и PS русский...

Lightroom 3 Для чистоты эксперимента тут я выключил настройку Sharpen For, так как в фотошопе для достижения такого результата нужно применять дополнительные настройки резкости перед сохранением в вэб.

Photoshop CS5

И вот результат (для начала я хотел вообще не говорить, что и откуда — но потом передумал, не хочется заниматься гаданием, просто посмотрите, что получается):

Lightroom 3

Photoshop CS5

Сравнивать можно во всплывающем окне просмотра фотографии, наживая слева и справа на PREV и NEXT. Как ваше мнение? Кто тут кого «бьет» и по каким параметрам?

--------------------
В комментариях прозвучало мнение, что при уменьшении качества для получения размера в районе 250Кб джипег из Lightroom становится неудобоваримым. Поставил в Export Лайтрума галочку напротив Limit File Size To, значение 250К и получил размер файла 238Кб вместо 383Кб варианта из Lightroom выше. Мое мнение — результат все равно на хорошем уровне:

А если еще Sharpen For поставить в Satandart , как это и нужно для вэб-сохранения, то вообще хорошо получается:

Я остался при своем мнении — а вы?

Вот мы и добрались до завершающего этапа обработки - экспорта изображений. Как вы помните, в соответствии с концепцией неразрушающего редактирования Lightroom оставляет оригиналы изображений неизменными, а все выполненные коррекции сохраняет в своей базе данных. Чтобы получить файлы изображений со всеми изменениями, которые можно отнести на печать в лабораторию, отдать заказчику или просто положить в архив, снимки нужно экспортировать.

Экспорт файлов на диск

При экспорте изображений на диск вы получаете копии обработанных файлов в требуемом формате и разрешении. Например, если вы планируете отдавать заказчикам две копии файлов (для печати и для веб), то экспортировать снимки придется дважды - с разными настройками: разрешением, подписями и т.д. Для экспорта необходимо перейти в модуль Library (Библиотека).

Выделите требуемые файлы для экспорта в ленте или в таблице. Если для отбора снимков вы пользовались флагами, установите фильтр «Отобранные и без флага». Если в ленте оказалось слишком много файлов, можно ужесточить отбор с помощь рейтингов, например, выделив снимки с 3 и более звездами. Когда в ленте будут только нужные файлы, выделите их комбинацией клавиш Ctrl+A.

Нажмите кнопку Export… в нижней части левой группы панелей (можно также воспользоваться командой меню File > Export или комбинацией клавиш Ctrl+Shift+E). Откроется диалог экспорта, в котором вам нужно один раз выставить требуемые настройки (для каждого вида экспорта), а затем сохранить их как пресет и больше к ним не возвращаться.

Диалог экспорта

Первая секция Export Location определяет, куда будут сохранены изображения. В списке Export To выберем, где будут размещены снимки. Логичный вариант - сохранять их в папку с оригиналами снимков (Same folder as original photos). Также установим флажок Put in Subfolder (Поместить в подпапку), чтобы создать в папке с оригиналами еще одну папку, куда и будут помещены снимки. Имя папки задается в строке рядом, например папку для печати логично назвать «Печать» или «Print».

В списке Existing Files (Существующие файлы) нужно указать, как поступать, если в папке назначения уже будет файл с таким же именем. В данном случае нам подойдет вариант Overwrite WITHOUT WARNING (Перезаписать без предупреждения), на случай, если мы захотим повторить экспорт: но будьте осторожны, чтобы не перезаписать нужные файлы.

Вторая секция File Naming управляет именованием экспортируемых файлов. Имеет смысл переименовать снимки, чтобы у заказчика не возникало вопросов, куда делись пять кадров между DSC1210.jpg и DSC1216.jpg и что же там было снято. Один из простых и удобных вариантов именования - Custom Name – Sequence. В этом случае у файлов будет общая часть имени, которая вводится в поле Custom Text, и уникальный порядковый номер. Можно задать нейтральную часть имени вроде «Image», «Изображение» или «Свадьба», а можно - индивидуальную, вроде «Дмитрий и Татьяна». Но в этом случае вам придется не забывать вводить новые имена при каждом новом экспорте.

В секции File Settings задаются параметры экспортируемых файлов. Выбираем формат JPEG. Цветовой профиль - sRGB, поскольку он гарантированно поддерживается всеми устройствами, включая печатные машины, и является стандартом де-факто для публикации изображений в Интернете. Значение качества файла (регулятор Quality) установите на значение не меньше 80 для печати и не меньше 70 для просмотра на экране - это гарантирует отсутствие каких-либо видимых артефактов от сжатия.

Настройки секции Image Sizing (Изменение размеров изображения) позволяет масштабировать экспортируемые снимки. Будет логично, если все снимки после экспорта будут иметь одинаковые размеры - несмотря на кадрирование и, возможно, разный размер исходников. Чтобы задать размеры снимков, установите флажок Resize to Fit (Изменить размер) и выберите из списка вариант задания размера. Оптимальным будет вариант Long Edge, когда вы задаете размер только длинной стороны изображения, а размер короткой стороны определяется автоматически, или Dimensions, когда вы задаете длину и ширину изображения, а оно масштабируется так, чтобы не выходить за эти пределы (пропорции, естественно, сохраняются). Если вы задаете размеры изображения не в пикселях, а в сантиметрах (cm) или в дюймах (in), следует также заполнить поле Resolution (Разрешение).

Для печати снимков в большинстве случаев будет достаточно снимков 3000…3600 пикселей по длинной стороне - этого хватит, чтобы напечатать снимок 20х30 с разрешением 300 dpi. Для просмотра и загрузки в Интернет разрешение должно быть меньше - около 800 пикселей по длинной стороне.

Флажок Don’t Enlarge (Не увеличивать) лучше не устанавливать, чтобы сильно кадрированные снимки также были приведены к общему размеру.

В секции Output Sharpening задаются параметры повышения резкости при экспорте. Как вы знаете, снимки для печати должны быть более резкими, чем для экрана. Выберите из списка, как будут использоваться экспортируемые снимки: Screen (Просмотр на экране), Matte Paper (Печать на матовой бумаге) или Glossy Paper (Печать на глянцевой бумаге). Из списка Amount (Эффект) можно выбрать уровень повышения резкости. Требуемые настройки лучше определить экспериментально, отпечатав один раз образцы, но практика показывает, что Lightroom повышает резкость довольно деликатно, и если вы не повышали резкость при обработке, имеет смысл выбирать максимальное (High) повышение резкости.

В секции Metadata (Метаданные) можно определить, какие метаданные будут внедряться в экспортируемое изображение. Имеет смысл установить флажок Minimize Embedded Metadata - при этом в изображение будет внедрена только информация об авторских правах на снимок.

Наконец, в секции Watermarking можно нанести на снимки произвольные надписи. Как правило, они содержат имя фотографа, его контактную информацию и, возможно, какие-то другие сведения.
Стоит ли наносить водяные знаки на снимки, решать вам, однако на снимках для печати они едва ли будут уместны, а вот на изображениях для Интернета их присутствие может быть оправданным. В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с заказчиком.

Для управления водяными знаками в параметрах экспорта имеется секция Watermarking (Водяные знаки). Установите флажок Watermark (Водяной знак) и выберите его тип из списка. Вариант Simple Copyright Watermark (Простой знак с авторскими правами) означает, что в левом нижнем углу снимка будет надпись с информацией из поля Copyright метаданных изображения. Если это поле не заполнено, то и водяной знак не появится.

Более интересный вариант - создать свой произвольный водяной знак, выбрав Edit Watermarks (Редактировать водяные знаки). В диалоге Watermark Editor (Редактор водяных знаков) можно весьма тонко настроить создаваемую надпись.

Редактор водяных знаков

В верхней части указывается стиль водяного знака: текстовый или графический. Если выбрать текстовый водяной знак (как в нашем примере), нужно будет ввести текст в поле под миниатюрой изображения. Если выбрать графический, нужно будет указать файл с изображением: можно использовать файлы формата JPEG и PNG (в PNG-изображениях можно использовать прозрачность, чтобы водяной знак хорошо смотрелся на любых снимках).

Далее нужно настроить параметры водяного знака: мы не будем подробно останавливаться на них, т.к. они очевидны. Важно, что размер водяного знака задается в процентах от размера изображения, т.е. он увеличивается или уменьшается в зависимости от размера экспортируемого изображения. Водяной знак также можно сохранить как пресет, чтобы быстро использовать его в дальнейшем.
Теперь, когда все настройки экспорта выполнены, нужно сохранить их как пресет, нажав кнопку Add в левой части диалогового окна. Сохраненный пресет появится в группе пользовательских пресетов. Таким образом, вам потребуется создать несколько предустановок для разных задач экспорта - для печати, загрузки Интернет, использования в слайд-шоу и т.д.

После того, как вы нажмете кнопку Export, начнется длительный процесс экспорта снимков. Запаситесь терпением - для экспорта тысячи снимков на компьютере средней мощности потребуется не меньше полутора часов.

Печать изображений

Про печать изображений можно было бы вообще не упоминать, если бы не одно обстоятельство: в Lightroom можно подготавливать макеты страниц и затем сохранять их в файл для последующей печати в лаборатории. Это позволяет быстро создавать индексные отпечатки и подготавливать снимки к печати нужным форматом. Все эти действия выполняются в модуле Print.
Примечание. Чтобы сохранить настройки печати на будущее, нужно поместить изображения в выходную коллекцию. В модуле печати, на панели Collections в левой группе панелей нажмите кнопку (+) справа от заголовка панели, а из открывшегося меню выберите Create Print (Создать коллекцию для печати). Затем введите имя коллекции и нажмите Create. Поместить в нее снимки можно в модуле библиотеки, просто перетаскивая их на строчку с именем коллекции. К каждому новому снимку в коллекции сразу применяются установленные параметры печати.

Для быстрого оформления макета печати можно использовать один из шаблонов с панели Template Browser - вы можете изучить их самостоятельно.

Макет печати оформляется одним из трех стилей: Simple Image/Contact Sheet - для печати одного снимка на листе или индексных отпечатков - этот стиль мы и будем использовать. Стиль Picture Package нужен для печати набора одинаковых изображений произвольного формата на листе (он больше подойдет для печати фото на документы, а не для свадебных снимков). Custom Package - для печати различных изображений произвольного формата (теоретически с помощью данного стиля можно создать макет фотокниги, но лучше в таком случае использовать специализированные инструменты).
Настройки печати в общем-то элементарны, поэтому мы просто рассмотрим два случая: печать индексного листа и печать снимков заданного формата.

Первым делом нам нужно задать формат печати: это делается на панели Print Job. Обратите внимание, что в списке Print to у вас должна быть выбрана строка JPEG File, иначе вы не сможете создать макет без полей.

Далее задаем разрешение печати, потом устанавливаем флажок Custom File Dimensions и задаем размер изображения - в зависимости от желаемого формата печати, например, 15х21 см. Если вы видите другие единицы измерения, измените их на панели Layout.

Настройка параметров печати

Выбор единиц измерения

Теперь перейдем к настройкам изображений. На панели Image Settings нужно установить флажки Zoom to Fill - в этом случае изображение займет всю область печати, в противном случае на странице могут остаться белые поля; и Rotate to Fit, - чтобы изображения и книжной, и альбомной ориентации размещались на листе оптимально. Можно также оформить снимки рамочкой (флажок Stroke Border) - это может быть актуально, например, для индексных отпечатков.

Настройки изображения

На вкладке Layout можно настроить вид макета. В секции Margins задаются поля, для JPEG-файла их можно сделать нулевыми.

Если в секции Page Grid задать количество строк и столбцов, равное единице, то получим один снимок на страницу. Если несколько - получим индексный отпечаток. Далее настраиваются расстояния между ячеек и их размеры.

А теперь, собственно, осталось сделать самое главное, ради чего все и затевалось. Скорее всего, формат изображений в Lightroom не совпадает с форматом отпечатка, поэтому нужно просмотреть все снимки по очереди и перетащить их в макете так, чтобы обрезка минимально влияла на сюжетно-важные части.

Перемещая изображения в макете, вы можете выбрать оптимальный вариант размещения снимка на листе.

Теперь все готово к «печати». Нажимаем кнопку Print to File внизу правой панели, вводим имя папки, в которую будут помещены «листы», нажимаем Сохранить и ждем окончания процесса.

Настройки Lightroom

Настройки Lightroom не имеют прямого отношения к обработке изображений, однако они позволят сделать вашу работу более комфортной и повысить производительность системы.
Основные настройки сосредоточены в меню Edit — Preferences.

На вкладке Presets рекомендую сбросить флажки Apply auto tone adjustments и Apply auto mix when first converting to black and white, установленные по умолчанию: тогда Lightroom не будет применять к снимкам автоматическую тоновую коррекцию и автоматически настраивать параметры перевода в черно-белый.

Настройки Lightroom - вкладка Presets

На вкладке External Editing задаются параметры передачи файлов во внешние редакторы. Если вы не планируете выполнять серьезной коррекции цвета во внешнем редакторе, можно уменьшить глубину цвета с 16 бит до 8, значительно повысив тем самым скорость работы.

Вкладка File Handling содержит важную для нас настройку кэша модуля Camera Raw. Вы можете выбрать его размещение (если поместить его на отдельный диск, это увеличит производительность) и задать его максимальный размер. В кэше хранятся метаданные и миниатюры обрабатываемых снимков, и если размер кэша будет недостаточен, то Lightroom придется подолгу заново генерировать изображения для просмотра.

Примерно определить подходящий размер кэша можно так: подсчитайте, какой объем снимков вы приносите с одной свадьбы и увеличьте это число в полтора раза. И не забывайте следить, чтобы на диске, где находится кэш, было достаточно свободного места.

Настройки Lightroom - вкладка File Handling

Настройки каталога собраны в другом диалоге - Edit > Catalog Settings. На вкладке General, кроме статистики каталога, есть уже знакомые вам настройки резервного копирования. Я настоятельно не рекомендую отключать резервное копирование еще и потому, что в ходе его выполнения проводится оптимизация каталога Lightroom, что положительно влияет на скорость работы.
На вкладке File Handling задается размер стандартного изображения (полноэкранного). Имеет смысл задать размер равным или большим, чем размер вашего монитора.

Наконец, на вкладке Metadata есть важная настройка Automatically write changes into XMP. Если установить этот флажок, то Lightroom будет сохранять информацию об обработке снимков не в свою базу данных, а в файл-компаньон с расширением XMP, который будет храниться рядом с оригиналом. С одной стороны, это облегчит перенос данных с одного компьютера на другой: достаточно только скопировать каталог с оригиналами; с другой стороны, это ощутимо замедлит работу. Лучше данную настройку отключить, а сохранять метаданные в файл вручную (команда Metadata > Save settings to file).

Повышение производительности Lightroom

Понятно, что наиболее простой и эффективный способ повысить производительность Lightroom - приобрести компьютер с мощным процессором, большим объемом оперативной памяти и высокоскоростным диском. Но Lightroom можно «разогнать» и на имеющемся железе.

По возможности надо разнести операционную систему, каталог Lightroom и папку с оригиналами на разные физические диски. Наиболее высокопроизводительный диск (например, SSD-накопитель) нужно отвести под каталог.

Регулярно выполняйте дефрагментацию диска и оптимизацию каталога.

Если у вас 4 Гб или больше оперативной памяти, используйте 64-разрядную операционную систему и такую же версию Lightroom.
Не пытайтесь хранить все снимки в одном огромном каталоге, создавайте новые по мере необходимости.

Заключение

Наш курс завершен, и я искренне надеюсь, что он оказался вам полезен. Я старался не перегружать его стандартными рецептами, а сделать упор на системный подход к обработке изображений. Теперь, когда основа рабочего процесса выстроена, вы можете изменять его по своему усмотрению, адаптируя под собственные нужды и задачи. Накапливая практический опыт, вы постепенно сможете увеличить скорость обработки не в ущерб качеству. Успехов!

Получился красивый кадр? Обойдите конкурентов! Подайте работу на соискание премии «Лучший фотограф». Теперь у вас появилось больше возможностей. Категория «Свадебная фотография» поделена на несколько подкатегорий: «Love Story», «Детали», «Портрет», «Церемония», «Эмоции». И в каждой из них будет определен победитель.

Принять участие сейчас

Иногда после обработки фотографий в Lightroom или Photoshop у некоторых пользователей фотографии отличаются по цветам и контрасту при сохранении и загрузке их в интернет, просмотре в другом графическом редакторе или просто на компьютере. Выглядят не так, как в фотошопе или лайтруме.

Например, наша афиша выглядит в фотошопе как на первой картинке, а при сохранении превращается во вторую картинку:

Чтобы ваши фотографии одинаково правильно отображались после сохранения и сохранили свой цвет и контраст, нужно правильно настроить программы, фотошоп и лайтрум.

Интернет, практически все мониторы и экраны телефонов работают в режиме передачи цветов sRGB, следовательно, нам нужно настроить программы так, чтобы они сохраняли и показывали нам на мониторе изображение в sRGB.

Adobe Lightroom

Начнем с лайтрума. Тут достаточно установить правильные параметры экспорта фотографий. После обработки фотографии мы нажимаем «экспорт» и в появившемся окошке проверяем, чтобы в разделе «формат файла» было указано «цветовое пространство» sRGB . Вот и все!

А также, если вы сохраняете фотографии для публикации в интернете, в соцсетях или на форумах, нужно заранее подготовить фотографии, чтобы при загрузке на соответствующий ресурс они не теряли качество и насыщенность.

Формат файла



Размер изображения. Социальные сети и форумы имеют ограничение на размер загружаемой фотографии, и если фотография больше допустимого предела, то она автоматически сжимается. Ну а автоматические алгоритмы интерполяции только испортят качество вашей фотографии. Чтобы этого избежать, нужно заранее ее уменьшить. Размер фотографии стоит выбирать исходя из простой логики, чтобы при просмотре и с мобильного телефона, и с компьютера она сохранила свою резкость. Оптимальным размером для интернета сейчас являются значения от 1400 пикселей по длинной стороне, до 2100. В частности для «ВКонтакте» идеальным будет 1680 пикселей по длинной стороне.

Резкость вывода. Для интернета – чем больше, тем лучше. В разумных пределах. В лайтруме ставим «сильная».

После этих настроек ваша фотография готова к публикации в интернете.

Adobe Photoshop

Для того, чтобы настроить правильную цветопредачу в фотошоп, заходим в «редактирование», «настройка цветов».

И в появившемся окне выбрать настройки «универсальные настройки для Европы 3».

Если в вашем фотошопе нет предустановок для Европы, то просто выставите в поле RGB – «sRGB IEC61966-2.1», там всегда будет один профиль sRGB.

«Просмотр» – «варианты цветопробы» – и ставим интернет-стандарт sRGB.

А также при открытии RAW-файла в фотошопе обратите внимание и выставите профиль sRGB.

Теперь ваш фотошоп правильно воспроизводит и сохраняет все цвета фотографии.

Сохранение фотографии для интернета в Adobe Photoshop

Подготовить фотографию для экспорта в интернет можно и в фотошопе. Для этого нужно сначала ее уменьшить, потом добавить резкости.

Уменьшаем через «изображение» – «размер изображения»:

Выставляем единицу измерения «пиксели» и в поле «ширина» указываем необходимый нам размер. Ресамплинг оставляем автоматический или ставим «бикубическая (с уменьшением)».

После уменьшения нужно добавить резкости на фотографию. Для этого отлично подойдет «умная резкость».

Обязательно делаем новый слой и заходим в «фильтр» – «усиление резкости» – «умная резкость».

Уменьшение шума ставим на 0. Радиус для уменьшенной фотографии находим в диапазоне от 0,3 до 1. Для фотографии размером 1680 пикселей по длинной стороне подойдет радиус 0,4 – 0,5. Эффект также находим в диапазоне от 70 до 150.

Так как мы сделали новый слой, то можно выставить сильный «эффект резкости», например 180, и потом, уменьшая непрозрачность слоя с резкостью, добиться правильной резкости фотографии.

Значения резкости подбираются на глаз, но для интернета лучше делать больше резкости. Фотография будет смотреться на экране намного выразительнее.

1712

Полина Масленкова

Для всех тех, кто на море, мы составили подборку лучших советов по съемке морских пейзажей. Берите на вооружение и не забудьте взять с собой в отпуск фотоаппарат (а еще штатив, пару фильтров и вдохновение, куда же без него:)

рубрика: Идеи Обучение 20.09.2017

Олег Насытко

Как применять самый любимый режим фотографов-портретистов, играться с глубиной резкости и красиво размывать фон, мы расскажем в этой статье.

рубрика: Инструкция Совет Фототехника 05.04.2018

Артур Шах-Гусейнов

Это были два невероятных дня, насыщенных съемками молодоженов в интересных локациях города и Подгорецкого замка в окрестностях Львова.

рубрика: Фотоотчет Фототур 09.04.2018

Полина Масленкова

Даже фотографы иногда фотографируются. А как выбрать фотографа для себя, если ты сам фотограф и планка качества задрана достаточно высоко?

рубрика: Выбор 29.08.2018

Полина Масленкова

Поговорили с нашим преподавателем фуд-фотографии в Минске и основ фотографии в Витебске о том, как это ежегодно снимать в 100 городах света и иметь более 60 тысяч подписчиков в инстаграм. Полина Масленкова

Выпускной у группы 2607 Андрея Барило прошел блестяще!

Из нашего фотоотчета вы увидите, как проходит последнее занятие в нашей фотошколе и какие работы приносят выпускники основ фотографии на диплом.

рубрика: Диплом Фотоотчет 05.09.2018

Олег Насытко

В субботу состоялось последнее занятие в группе по основам фотографии – первый выпуск Андрея Барило! Ребята представили свои лучшие работы и получили сертификаты. Как это было, смотрите в фоторепортаже.

рубрика: Диплом Фотоотчет 08.06.2018

Я люблю Adobe Lightroom. Но это не значит, что я хочу тратить много времени на его использование. Я лучше займусь съемкой или буду давать уроки Lightroom, поэтому мне нужно быстро обрабатывать свои фото в Lightroom.

Как обрабатывать фотографии в Lightroom быстрее

1. Используйте Caps Lock для Автосмены

Когда нужно быстро работать в модуле Библиотека (Library), мой любимый трюк - нажать Caps Lock на клавиатуре.

С включенным Caps Lock можно использовать клавиатурные сокращения для добавления метаданных изображению и автоматического перехода к следующему.

  • P , чтобы отметить снимок как выбранный
  • U , чтобы снять флажок с изображения или пропустить текущее
  • Цифры 1-5 используются для соответствующей оценки в звездах
  • 1-6 используются для цветного ярлыка

Я не могу рекомендовать Автосмену (Auto Advance) как быстрый и простой трюк, но при этом он очень эффективен. С ним можно быстро перемещаться по снимку, при этом держа пальцы на быстрых кнопках, что указаны выше.

Если не хотите использовать Caps Lock, можете активировать режим через меню Фото > Автосмена (Photo > Auto Advance).

2. Редактируйте при помощи смарт-превью

Смарт-превью (Smart Preview) - это как магия. Lightroom может создать меньшие версии ваших снимков внутри каталога, чтобы вы могли продолжить редактирование, если отключитесь.

Это очень полезно для владельцев ноутбуков с огромными фотоколлекциями на внешнем жестком диске. Когда пора оставлять жесткий диск дома и отправляться в путь, вы сможете продолжить редактирование благодаря Смарт-превью .

Ещё одна ключевая функция для Смарт-превью: можно редактировать с их помощью и наслаждаться повышенной производительностью. Вот как это работает: файлы смарт-превью меньше, чем RAW. С ними можно работать быстрее, чем с оригиналами, даже когда есть доступ к полному разрешению. Мы можем заставить Lightroom использовать Смарт-превью вместо оригиналов во время редактирования.

Чтобы работать со Смарт-превью, перейдите в окно Параметров (Preferences) Lightroom и выберите вкладку Производительность (Performance). Поставьте галочку Использовать Смарт-превью вместо оригиналов для редактирования (Use Smart Previews instead of Originals for image editing), чтобы активировать функцию.

3. Отключенная подсветка поможет сфокусироваться на снимке

Иногда мне нужно сфокусироваться на снимке, с которым я работаю, а не интерфейсе Lightroom. Именно здесь приходит на помощь режим Отключенная подсветка (Lights Out) .

Чтобы активировать этот режим, нажмите L , находясь в окне Библиотеки (Library). Пространство вокруг снимка затемняется, и он выглядит ярким и четким. Снова нажмите клавишу и пространство станет совершенно черным. Очередное нажатие L возвращает исходный вид.

Отключенная подсветка отлично работает как при просмотре одной фотографии, так и при работе с сеткой. Ключевая функция - интерфейс затемняется, чтобы вы могли фокусироваться на фотографии.

4. Добавьте свое лого в Lightroom

Давайте придадим немного персональности с новой функцией Lightroom - Личная надпись (Identity Plate). С ее помощью можно добавить свой собственный логотип или изображение в верхний левый угол Adobe Lightroom.

Перейдите в меню Lightroom > Настройка личной надписи (Lightroom > Identity Plate Setup). В выпадающем меню выберите Персональный (Personalized).

Есть два варианта для личной подписи:

Галочка Текстовая личная надпись (Use a styled text identity plate) позволит использовать системные шрифты, чтобы написать свое имя или бренд.

Галочка Графическая личная надпись (Use a graphical identity plate) позволяет использовать прозрачный PNG файл в качестве логотипа.

Личная подпись - идеальный вариант, если вы хотите использовать Lightroom для демонстрации снимков клиентам. Эта долька персональности придает Lightroom вид брендовой студийной программы.

5. Остерегайтесь клиппинга!

Клиппинг относится к потере деталей света или тени. По существу, когда во время постобработки вы переусердствуете, яркие участки будут пересвечены или тени потеряют важные детали.

Это может произойти и при съемке, если неправильно экспонировать снимок, но также встречается на этапе обработки.

Такой проблемы можно избежать, если нажать клавишу J на клавиатуре, находясь в модуле Обработка (Develop). Либо кликните на маленькие треугольники в верхних углах Гистограммы (Histogram), включив функцию.

Красные участки показывают засвеченные места, а синие - потерю деталей в тени. Перетяните слайдеры назад в их диапазон, если хотите избежать неправильного экспонирования.

6. Перетаскивайте и организовывайте пресеты

Я люблю пресеты Lightroom. Это настройки, активируемые в один клик и используемые для стилизации или коррекции изображений. Если ваш каталог Lightroom такой же как у меня, со временем вы наверняка накопили слишком много пресетов и неплохо было бы их почистить.

Элементы панели пресетов можно перетаскивать, чтобы изменить их порядок и организовать по папкам.

Нужна новая папка? Просто кликните правой кнопкой мыши по панели пресетов и выберите Новая папка (New Folder). Дайте ей имя и получите еще одну группу, куда можно организовать необходимые пресеты.

7. Улучшите производительность

Если Lightroom работает медленно, могу предложить три способа то исправить:

  1. На вкладке Параметры > Производительность (Preferences > Performance) снимите галочку Использовать графический процессор (Use Graphics Processor).
  2. На вкладке Параметры > Обработка Файлов (Preferences > File Handling) увеличьте размер в поле Настройки кэша RAW файлов (Camera Raw Cache). Себе я установил 30 Гб.
  3. Периодически запускайте Файл > Оптимизировать каталог (File > Optimize Catalog).

8. Креативно кадрируйте

Вы наверняка знаете, что можно войти в режим обрезки, нажав клавишу R в модуле Обработка (Develop).

Однако, вы могли не знать о разнообразных сетках, которые можно расположить поверх снимка во время обрезки.

Этот скриншот демонстрирует различные сетки обрезки. Опробуйте их для более креативного кадрирования.

Находясь в режиме обрезки, нажмите клавишу O , прокручивая разные варианты. Они могут предложить отличные идеи, как необычно обрезать ваши снимки. Попробуйте разместить ключевые части фотографии на пересечении линий, чтобы привлечь взгляд.

9. Ослабьте действие пресетов

Мы уже говорили об организации пресетов, но вот отличный совет, как поменять их использование.

Есть пресеты, которые я люблю, но я хочу слабее их применять. Вместо полной силы эффекта, было бы неплохо иметь возможность наложить его как слой в Photoshop и сократить непрозрачность.

Именно для этого был придуман плагин The Fader . Скачайте его, а затем перейдите в меню Файл > Менеджер плагинов (File > Plug-In Manager) для установки.

После установки перейдите в меню Файл > Подключить дополнительные устройства > The Fader (File > Plug-in Extras > The Fader), начав использовать новый плагин. В выпадающем списке можно выбрать пресет и применить его. Сократите слайдер Непрозрачность (Opacity), отрегулировав силу эффекта.

10. Автоматически скрывайте панели

Я выполняю большую часть работы по редактированию на крошечном экране ноутбука, поэтому свободное место - это постоянная проблема. Трудно предоставлять достаточно пространства снимку со всеми контрольными панелями, которые есть у Lightroom.

Кликните правой кнопкой мыши по ленте фотографий, а также по левой и правой панели, выбрав Автоматически скрывать и отображать (Auto Hide & Show). Это скроет панели, оставив больше места для ваших снимков. Когда панель понадобится, достаточно просто навести на нужный угол и она появится.

Я пользуюсь несколькими версиями Лайтрума, одновременно установленными у меня на компьютере под управлением ОС Window. Разные версии имеют немного отличающийся функционал, либо разные методы реализации одних и тех же функций. В зависимости от ситуации, я выбираю нужную мне версию. Здесь показаны скрины на основе довольно старой версии Lightroom 3.7. Все версии Лайтрума у меня без русификации, так как для меня это не важно.

За долгое время работы с программой я выработал свой алгоритм работы в Лайтрум, который применяю почти всегда. Мои 5 простых советов максимально помогут только тем, кто снимает в формате RAW и проявляет фотографии пакетно.

Для вдумчивой проявки каждой фотографии в формате RAW по отдельности я рекомендую использовать оригинальное (т.е. родное) ПО. Например, для системы Nikon это .

0 (нулевой пункт). Импортирую RAW файлы.

Суть действия: подготовить рабочее пространство для дальнейших манипуляций с файлами.

Это нулевой, дополнительный пункт, с которого всегда начинается работа с Лайтрум. Чтобы начать обработку фотографий — их нужно сначала импортировать в программу. Я использую быструю и примитивную загрузку: просто перетаскиваю мышью все файлы в окошко Лайтрума и жму кнопку ‘Import’. Импорт я всегда провожу с каталога, размещенного на жестком диске. Если импорт проводить с флешки, то процесс импорта затянется, так как программа, скорее всего, сначала скопирует все исходные файлы в свой специальный каталог.

С импортом есть свои особенности. Когда фотографии импортируются в Лайтрум, можно порой заметить, как картинка предварительного просмотра (превьюшка) меняет свой цвет, насыщенность, экспозицию. Связано это с тем, что каждый RAW файл несет в себе не только исходную информацию о снимке, но и множество других дополнительных данных. Одни из таких данных — это превьюшки фотографий для быстрого просмотра. Если говорить грубо, то в RAW файл встроена миниатюра в формате , которая служит для быстрого просмотра снятой фотографии на дисплее камеры. Эта JPEG-миниатюра построена на основе настроек, заданных фотоаппаратом. Во время импорта фотографий в Лайтрум, программа показывает JPEG-миниатюры, выковырянные из RAW-файла. После попытки просмотреть фотографию ближе, Лайтрум строит (рендерит) новое изображение непосредственно с исходных сырых данных, пользуясь своими собственными предустановками. Предустановки Лайтрума и JPEG-миниатюры не совпадают, из-за чего первоначальная картинка меняется на глазах.

К сожалению, добиться от Лайтрума точного повторения всех настроек фотоаппарата очень и очень сложно. На самом деле повторить все настройки фотоаппарата — невозможно. Только родное ПО может отображать RAW-изображение на компьютере в полном соответствии тому, которое можно увидеть на дисплее фотоаппарата. Но чтобы максимально снизить различия между тем, как снимок выглядит на дисплее фотоаппарата и в окне программы — я рекомендую отключить в фотоаппарате все дополнительные функции , которые улучшают изображение. Для системы Nikon в первую очередь это касается функции Active .

Все улучшения должны быть выполнены с помощью Лайтрума . Пользоваться накамерными функциями для улучшения изображения имеет смысл только при съемке в формате , либо, если RAW-файлы будут обрабатываться с помощью родного ПО.

После импорта можно добавить теги, метки, правильно каталогизировать серии снимков, настроить сортировку фотографий в ленте.

Также, импортировать можно сразу с применением определенного пресета, в который можно записать настройки, указанные ниже.

1. Задаю профиль камеры.

Суть действия: базовая настройка для максимально правильного/красивого рендеринга исходного RAW-файла.

Настройка находится по адресу Develop -> Camera Calibration -> Profile -> выбрать нужный профиль

Чтобы изображение, формируемое в Лайтрум, было максимально похожим на то, которое отображается на дисплее фотоаппарата, Лайтруму нужно указать правильный профиль фотоаппарата. Если говорить коротко, то профиль фотоаппарата (Camera Profile) — это режим управления снимками, который задается на фотоаппарате (нейтральный, насыщенный, монохромный и т.д.).

Это ключевой момент. Правильный профиль фотоаппарата позволяет в разы улучшить визуальное восприятие снимка. Найти хороший профиль под конкретный фотоаппарат — очень и очень сложно.

Обычно Лайтрум имеет набор базовых профилей: нейтральный, насыщенный, портрет и т.д. Эти профили очень слабо соответствуют похожим профилям, которые задаются на фотоаппарате.

Поисками профиля под свой конкретный фотоаппарат можете заняться сами. Обычно созданием профилями занимаются сторонние разработчики. Я уверен, что для большого количества фотоаппаратов найти хороший профиль не получится. В таком случае нужно будет выбрать профиль, который максимально Вам нравится.

Уже существующий профиль можно доработать, а именно настроить цветовое смещение в тенях, смещение и насыщенность каждого из трех основных каналов. После чего, можно создать пользовательский пресет, записав в него только изменения, касающиеся Camera Calibration (при создании пресета следует выбрать только галочку ‘Калибровка’).

2. Задаю профиль объектива.

Суть действия: избавиться от недостатков объектива.

Функция задается следующим образом Develop -> Lens Corrections -> Profile -> Enable Profile Corrections

Здесь все просто. Выбрав профиль объектива можно полностью избавиться от некоторых недостатков объектива. В общем случае данная настройка позволяет полностью вылечить и . Также, здесь же лечатся объектива. Лайтрум имеет обширную базу по объективам, с помощью которой можно «вылечить» любой из них.

Если используемого объектива нет в списке, то можно сделать коррекцию данных параметров вручную, а потом записать результат в пресет, который можно применить ко всем фотографиям.

После данной настройки должны нивелироваться искажения вносимые объективом.

В дальнейшем профиль объектива будет применен к каждой фотографии.

3. Оптимизирую и расширяю возможности камеры и объектива.

Суть действия: сделать максимально красивое/требуемое изображение посредством базовых манипуляций с экспозицией и цветом.

Здесь все очень просто. Обычно я выбираю одну ключевую фотографию из серии или даже из целой съемки и настраиваю ее по основным параметрам:

  • Повышедие ДД — восстановление светов и теней (Highlight recovery, Fill light, Dark)
  • Донастройка красочности (Vibrance)
  • Повышение насыщенности (Saturation)
  • Повышение четкости (Clarity)
  • Повышение резкости (Sharpening)
  • Устранение шума (Noise reduction)

Здесь главное не переборщить . Я стараюсь сделать фотографию «нейтрально-позитивной» чтобы все дальнейшие манипуляции уже отталкивались от исходного «нормального» изображения.

Важно: уровень той или иной настройки сильно зависит от используемого фотоаппарата и непосредственно снятых кадров. Например, я четко знаю и понимаю как сильно влияет тот или иной ползунок в Лайтрум на RAW-файлы моих камер, а к новому фотоаппарату и обработке его RAW-файлов нужно подолгу привыкать.

В дальнейшем эти настройки будут применены к каждой фотографии.

4. Синхронизирую все изображения по одной ключевой фотографии.

Суть действия: привести все изображения под один базовый вид.

После всех предыдущих манипуляций я синхронизирую все фотографии с измененными настройками. Делается это очень просто. В разделе ‘Develop’ выбираются все фотографии в ленте (CTRL+A) и нажимается кнопка ‘Sync’. В меню синхронизации я нажимаю кнопку ‘Check All’ (Выбрать Все), после чего снимаю галочки ‘White Balance’ (), ‘Crop’ (Кадрирование), ‘Spot Removal’ (Точечная коррекция). Снятые параметры не должны быть синхронизированны, так как каждая фотография имеет свой индивидуальный , кадрирование и точечную коррекцию/восстановление.

Синхронизация является частью пакетной обработки. По ее окончании все фотографии подгоняются под похожие настройки.

После этой манипуляции в ленте Лайтрума все фотографии уже более-менее приведены к нормальному виду. Предыдущих четыре пункта позволяет «вывести изображения в ноль» — избавить его от недостатков объектива, фотоаппарата и до предела выжать возможности RAW-файла. После проведения этих четырех манипуляций уже можно начинать настоящую тонкую обработку и готовить изображение к финальной стадии, которую увидит клиент.

5. Кадрирую все фотографии.

Суть действия: исправить недостатки кадрирования — выровнять горизонт, обрезать фото с правильным расположением деталей в кадре, вырезать ключевые части фотографии.

К сожалению, откадрировать одну фотографию, и применить кадрирование ко всем фотографиям ленты не получиться. После синхронизации базовых настроек я выполняю кадрирование всех фотографий . Во время проведения операции кадрирования я также выборочно удаляю с ленты Лайтрума неудачные снимки.

Важно: я настоятельно рекомендую кадрировать фотографии с зафиксированными пропорциями кадра. Пропорции классического кадра составляют 3:2. После проведения кадрирования все фотографии имеют одинаковые пропорции кадра и ничем не отличаются во время просмотра. Если этого не сделать, то после кадрирования могут получиться фотографии-квадратики, сильно вытянутые полосы. Это не соответствует общей стилистике ленты фотографий. К тому же, во время сдачи на печать со 100% вероятностью части кадра будут обрезаться либо заполняться белым пространством. Обычно печатают на стандартных размерах, которые также соответствуют пропорциям 3:2. Практически для каждой съемки я печатаю фотографии, либо монтирую фотокнигу, для меня очень важно соблюдения пропорций после кадрирования. Чтобы сохранить пропорции кадрирования в Лайтруме, достаточно нажать на иконку навесного замка.

После кадрирования и удаление неудачных кадров у меня в ленте получается «вылизанный» набор фотографий, с которыми можно проводить дальнейшие манипуляции.

Важно: я называю все указанные действие ‘Выйти В Ноль’ , так как эти простые манипуляции позволяют взглянуть на изображение, лишенное базовых недостатков, сырое, нейтральное, как чистый лист, глядя на который уже можно проводить дальнейшую тонкую обработку.

Я считаю, что указанные манипуляции позволяют на 30% улучшить качество исходного изображения. Остальные 60% — это доработка изображения посредством Adobe Photoshop (Фотошопом, а не Лайтрумом).

В моей практике часто случается так, что после выполнения всего лишь этих пяти пунктов уже можно получить вариант изображения, которое может удовлетворить и меня и моих клиентов. Чаще всего обработка ограничивается всего лишь этими пятью пунктами, если не нужно проводить ретушь фотографий (устранение недостатков кожи, работа с пластикой, художественная цветокоррекция и прочее).

Для меня самое сложное в обработке — это после приведения всех фотографий из серии/съемки в удобоваримый вид — выбрать лучшие для тонкой их доработки.

6. Экспортирую все фотографии (бонусный пункт)

Суть действия: получить готовый результат, который сможет просмотреть любой пользователь/клиент на любом устройстве.

В данном случае экспорт — это процесс экспортирования фотографий из RAW-формта в формат, который подойдет для дальнейшей обработки, либо просмотра. Если я планирую больше ничего не делать, то я экспортирую в попсовый формат . Если я в дальнейшем планирую дорабатывать фотографии в Adobe Photoshop, то я использую формат ‘TIFF’ или ‘DNG’. В последнее время на меня напала лень, я не использую TIFF и все фотографии экспортирую сразу в .

В итоге мой техпроцесс обработки фотографий делится на два этапа: обработка в Лайтрум и обработка в Фотошоп. Лайтрум — для базовых настроек, восстановление «запоротых» снимков, пакетной обработки ленты фотографий. Фотошоп — для финального «допиливания» фотографий, ретуши, манипуляций со слоями, масками и прочим.

Философия

Я убежден, что у фотографа должен быть выработан четкий план действий, четкая концепция, продуманная методология с пошаговыми действия обработки фотографий. Отработанный технологический процесс очень сильно ускоряет и упрощает обработку и сдачу готового материала клиенту.

Итог. Мой базовый процесс обработки построен следующим образом: импорт -> задание профиля фотоаппарата -> задание профиля объектива -> расширение возможностей камеры/объектива -> синхронизация выбранных настроек -> кадрирование -> экспорт . Повторюсь — это базовый процесс, основа с которой начинается моя обработка.

Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.