Какие каналы социальной мобильности вам известны. Социальная мобильность: суть, типы, каналы

Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса. Согласно определению П. Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида… от одной социальной позиции к другой».

Различают горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная социальная мобильность означает изменение социальной позиции без изменения ранга (человек работал учителем в одной школе, но перешел в другую). Вертикальная мобильность означает изменение своего статуса с изменением ранга: учитель становится директором школы, директор становится депутатом и др. Вертикальная социальная мобильность может быть восходящей и нисходящей.

Различают также внутрипоколенную и межпоколенную социальную мобильность. При внутригтоколенной мобильности изменение, социального положения происходит в пределах одной человеческой жизни, при межпоколенной - речь идет об изменении социального положения детей по сравнению с их родителями. Если такого изменения нет, то можно сделать вывод о ригидности (устойчивости, инертности) стратификационной структуры.

Интенсивность социальной мобильности зависит от проницаемости границ между стратами и классами общества. Если эти границы непроницаемы (закрытая структура), то социальная мобильность минимальна, в обществе преобладают предписанные статусы. Если границы между классами проницаемы (открытая структура), то социальная мобильность весьма интенсивна, преобладают достигаемые статусы. Надо отметить, что не существует абсолютно закрытых или абсолютно открытых систем, можно говорить лишь о большей или меньшей степени того или другого.

Наиболее ярким примером общества, близкого к закрытому типу, служит Древняя Индия с ее жесткой системой каст, когда принадлежность к касте наследовалась, освящалась религиозными верованиями и изменению не подлежало, а общение между членами каст ограничивалось. В современной Индии каст тысячи и они по-прежнему влияют на поведение людей. В частности браки представителей разных каст осуждаются.

Стратификационная система средневековых европейских обществ также была близка к закрытой. Рыцарем, аристократом также как и крестьянином человек был от рождения. Однако крестьянин мог стать ремесленником, монахом, торговцем. Феодал также мог стать клириком. В средневековых университетах Европы могли учиться представители почти всех сословий. Т.е. несмотря на трудность изменения социального положения и на то, что такое изменение своего статуса часто осуждалось, возможность для него все же существовала, а значит, система не была абсолютно закрытой.


К варианту абсолютной открытости приближается современное общество. Факт изменения своего положения скорее правило, чем исключение. Однако мы не можем сказать, что современное общество предоставляет всем равные шансы для социального роста. Таких шансов гораздо больше у сына богатых родителей, чем у сына родителей не очень зажиточных, у выпускника престижного ВУЗа больше, чем у выпускника провинциального института, у мужчины до сих пор больше, чем у женщины, у жителя крупного города больше, чем у жителя деревни и т.д. Это говорит о том, что одним людям проще изменить свой социальный статус, чем другим, а также о существовании чего-то подобного средневековым привилегиям. Т.о. и современное общество равных возможностей и всеобщей открытости тоже не является обществом с полностью открытой социальной структурой.

В любом структурированном обществе существуют определенные каналы социальной мобильности, т.е. пути, следуя которым индивид может изменить свой социальный статус. П. Сорокин выделил несколько таких каналов:

1) Образование - с древности и вплоть до сего дня овладение знанием давало шанс повысить свой статус. Поэтому доступ к образованию всегда был затруднен, предполагал достаточно жесткий отбор кандидатов. В принципе, даже в современном обществе при всей доступности образования, существуют элитные образовательные учреждения, доступ в которые ограничен.

2) Армия, или участие в военных действиях (на закате Римской империи преторианцы имели шанс не только выбирать императоров, но и самим становится императорами). Наполеон и де Голль также получили власть благодаря военным действиям. В современных обществах этот путь не самый распространенный. Однако он по-прежнему актуален в обществах, где военные – главная политическая сила.

3) Фаворитизм – близость к тем, кто имеет власть и влияние. Такой путь возвышения наиболее характерен для патриархальных обществ с закрытой структурой стратификации, а к таковым можно отнести все доиндустриальные общества. В современном обществе существует в виде «знакомств», неофициальных протекций и т.д.

4) Экономическая деятельность. В случае успеха приводит к богатству, которое дает возможность для дальнейшего социального восхождения.

5) Удачный брак, то есть брак с представителем более высокого класса.

К этим каналам можно добавить также характерный для современного демократического общества:

6) Участие в политических движениях и партиях. Надо отметить, что в качестве таких каналов могут выступать фактически все социальные институты, а также работа в разного рода бюрократических организациях, структуре которых присуща четкая иерархия уровней, восхождение по которым означает повышение статуса.

В обществе могут существовать и «обходные пути» для социальной мобильности. Это обусловлено тем, что легальные каналы доступны не всем и не в одинаковой мере. Наиболее известным нелегальным каналом является организованная преступность.

Коллективная (групповая) социальная мобильность

Групповая мобильность имеет место тогда, когда свое социальное положение меняет группа, слой или класс. Реформы Российского общества, проводимые с середины 80-х годов, привели к тому, что ряд групп утратил свое положение или существенно понизил свой статус (парт номенклатура, инженерно-технические работники, преподаватели школ и ВУЗов, представители военно-промышленного комплекса и др.). В то же время возникли новые группы и новые элиты в разных сферах деятельности (хотя новые элиты включили и многих наиболее активных представителей старых элит, той же партийной номенклатуры).

Коллективная мобильность характерна именно для обществ, переживающих коренные реформы или революции. Европейская буржуазия, чтобы закрепить свое экономическое господство, прошла через ряд революций, давших ей и политическую власть, оттеснив представителей наследственной аристократии. Российская революция 1917 года привела не только к подавлению, но фактически к полному физическому уничтожению прежний господствующий класс - дворянство, что может служить примером нисходящей групповой мобильности.

Коллективная социальная мобильность сопровождается как правило масштабными изменениями, в системе ценностей данного общества На смену преобладающей культуре прежних элит приходят ценности и нормы новых «хозяев жизни». Приход к власти класса буржуазии, что означало становление нового типа общества – капиталистического, привел к тому, что прежние аристократические ценности (честь рода, щедрость вплоть до расточительности, воинская доблесть, культ прекрасного и т.д.) сменились буржуазными добродетелями (трудолюбие, бережливость, простота и чистота нравов, скромность, расчетливость). В конце 60-х – начале 70-х годов нашего столетия переоценке подверглись и эти буржуазные добродетели. После молодежных бунтов, охвативших в этот период европейские страны и США, получили распространение новые ценности – гедонизм, потакание собственным желаниям, свободное отношение к моральным нормам, ориентация на развитие собственной индивидуальности. Эти ценности лежат в основе современного западного общества потребления и современной массовой культуры, создавая определенные трудности. Трудности заключаются в том, что подобные ценности сложно совместить с социальными обязательствами, долгом и ответственностью, без которых общество существовать не может.

Коллективная мобильность распространена в обществах, где индивидуальная мобильность сведена к минимуму. Примером такого общества служит Индия, где время от времени происходят изменения в положении отдельных каст. Индивиды же остаются прочно «привязанными» к своим кастам.

Произвольный выбор критериев для определения социальных классов и слоев обусловлен целым комплексом процессов в современных обществах, сглаживающих классовые различия. Мы вновь обратимся к данной проблеме в завершение темы № 6, в коротком эссе «Конец общества больших групп?»

§ 5. Что такое маргинальность ?

Маргинальность – это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределен­ного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам вы­падающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответст­вия), испытывающих большое психологическое напряжение и пережива­ющих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.

Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологиче­ской школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассма­тривал проблемы социального де­классирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начина­ется тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую соци­альную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям – ре­волюциям или реформам.

С именем Вебера связана более глубокая трактовка маргинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, которые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отб­росов» – индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выб­ранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безусловную связь между возникнове­нием массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) социальных связей, и процессом формиро­вания новых общностей: негэнтропийные тенденции и в человеческих сообществах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упоря­дочен». (Именно подобные процессы происходят в современном рос­сийском обществе.)

С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строи­тельство «параллельных социальных структур» людьми, чья общест­венная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выг­лядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной.

Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рам­ках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределаходного типа социальности при его серьезных деформа­циях.

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом забо­ты социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями; поли­тические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономичес­кие маргиналы традиционного типа (безработные) и так на­зываемые «новые бедные»; религиозные маргиналы – стоящие вне ко­нфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, нако­нец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей ста­тус в социальной структуре не определен.

Классическим примером социомаргинала-мигранта можно назвать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Да­нелия, 1974 г.).

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому одним из важных механизмов социальной стратификации является социальная мобильность . Впервые теория социальной мобильности была разработана и введена в научный оборот П.А.Сорокиным.

Социальная мобильность определяется как изменение индивидом, семьей, социальной группой места в социальной структуре общества. По существу это все перемещения личности, семьи, социальной группы в системе социальных связей.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная , и два основных типа - вертикальная и горизонтальная . Они в свою очередь распадаются на подвиды и подтипы.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Например, сын рабочего становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Например, токарь становится инженером, затем начальником цеха, директором завода и т.д.

Вертикальная мобильность - это перемещение индивидов, социальных групп из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, при котором существенно меняется их социальное положение. Если при этом происходит подъем по социальной лестнице, имеет место восходящая мобильность, если же социальный спуск, скольжение вниз - нисходящая мобильность. Повышение в должности - пример восходящей, а разжалование - нисходящей мобильности.

Горизонтальная мобильность - переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне. Примером может быть переход из одной профессии в другую, при котором не происходит существенное изменение социального положения.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает простое перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Однако если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию .

Кроме того, различают индивидуальную и групповую мобильность . Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. По мнению П.А.Сорокина, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные и гражданские войны; военные перевороты и смена политических режимов; замена старой конституции новой; крестьянские восстания; междоусобная борьба аристократических родов; создание империи.

Индивидуальная мобильность имеет место тогда, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у отдельного человека независимо от других .

Каналы социальной мобильности . Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникают проблемы вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. все должно соответствовать новому, более высокому статусу.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть.

4.Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя.

Такие социальные институты как армия, церковь, школа, семья, собственность используются в качестве каналов вертикальной мобильности.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сыном плотника. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт.

Самое полное для своего времени описание каналов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет каналами вертикальной циркуляции. Он считает, что поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные отверстия, лифты, мембраны, но которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты – армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (рис. 13.6).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Рис. 13.6.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII – сын плотника. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего, церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе социальный лифт движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР – самый яркий пример того, как можно добиться впечатляющих успехов, стать великими индустриальными державами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.

Британия представляет другой полюс, на котором привилегированные школы доступны только высшим слоям населения. Социальный лифт короткий – он движется только по верхним этажам социального здания.

Социологический практикум

Каким образом школа или университет могут выполнять функцию социального лифта? Приведите несколько примеров из окружающей жизни.

Пример "длинного лифта" представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному "механизму". Образовательный тест играл роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результате служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV–XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% – банкира и биржевика, в 12% – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, по титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в Античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюдения они установили, что у умных родителей чаще рождаются умные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное положение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возник институт наследования социального статуса родителей детьми – рожденный в семье с высоким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Любому обществу нужны гарантии. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Социологический практикум

А в вашей семье как родители заботятся о наилучшем воспитании детей? Расскажите об этом.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них одновременно и школа, и центр профессиональной подготовки, и производственное объединение, и многое другое. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье, только пока они несовершеннолетние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше начинают оценивать не по их семейному происхождению, а по личным качествам.

Кроме перечисленных, каналами вертикальной циркуляции выступают политические партии и профессиональные группы.

Социальная мобильность - это процесс изменения че­ловеком своего общественного статуса.

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин. Он называл социальной мобильностью переход индивида из одного социального положения в другое. Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая (социальный спуск, движение вниз). Как правило, восхождение - явление добровольное, а нисхождение - принудительное.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность, подразумевающая не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Различают индивидуальную мобильность - перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность - перемещения происходят коллективно.

Выделяют также организованную мобильность и структурную мобильность. Организованной мобильность является, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: а) с согласия самих людей, б) без их согласия.

Структурная мобильность вызвана изменениями в структуре обществаи происходит помимо воли отдельных индивидов.

Виды (типы, формы) мобильности могут быть главные и неглавные.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим.

Вертикальная социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей: дистанция мобильности и объем мобильности.

Дистанция мобильности - количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция - неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объемами мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Объем, исчисляемый количеством переместившихся индивидов, называется абсолютным, а отношением этого количества по всему населению - относительным объемом и указывается в процентах. Совокупный объем, или масштаб мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный - по отдельным стратам, слоям, классам.

Групповая мобильность наблюдается там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.

Причинами групповой мобильности чаще всего выступают следующие факторы:

Социальные революции,

Иностранные интервенции, нашествия,

Гражданские войны,

Военные перевороты,

Смена политических режимов,

Замена старой конституции новой,

Крестьянские восстания,

Междоусобная борьба аристократических родов,

Создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

На социальную мобильность наибольшее влияние оказывают не профессия и образование родителей, а собственные достижения в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. Большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед.

Средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

Факторы восходящей индивидуальной мобильности, т. е. причины, позволяющие одному человеку достичь больших успехов, чем другому:

Социальный статус семьи,

Уровень полученного образования,

Национальность,

Физические и умственные способности, внешние данные,

Полученное воспитание,

Место жительства,

Выгодный брак.

Во всех индустриально развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине. Часто женщины повышают свой социальный статус благодаря выгодному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, они выбирают такие профессии, где вероятнее всего найти «подходящего мужчину».

В индустриальном обществе мобильность определяется структурой народного хозяйства. На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения.

Молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Молодым свойственна профессиональная, взрослым - экономическая, пожилым - политическая мобильность.

Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

Каналы вертикальной мобильности.

Между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

В качестве каналов социальной мобильности используются социальные институты.

Армия функционирует в качестве канала особенно эффективно в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из нижних чинов. Солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Помимо восходящей мобильности церковь была каналом и нисходящей. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены.

Институт образования, какую бы конкретную форму он ни приобретал, во все века служил мощным каналом социальной мобильности.

Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных слоев. В античности по римским законам свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (групповой замкнутостью).

В молодом быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идет очень интенсивно. Выходцы из низших классов благодаря счастливым обстоятельствам, трудолюбию или изворотливости быстро продвигаются наверх, где для них уготовано множество вакансий. Места заполняются, движение вверх замедляется. Новый класс богачей отгораживается от общества множеством социальных барьеров. Попасть в него теперь неимоверно сложно. Социальная группа закрылась.

В процессе социальной мобильности в обществе неизбежно формируются особые страты людей, которые утрачивают важные социальные статусы и ролии какое-то время не приобретают адекватные им статусы и роли.

Такие социальные страты ученые называют маргиналами.

Под маргиналами понимаются индивиды, их группы и общности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур, в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.

Среди маргиналов могут быть

этномаргиналы, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;

биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;

социомаргиналы, например, группы находящихся в процессе незавершенного социального перемещения;

возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;

политичеcкие маргиналы, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;

экономические маргиналы традиционного (безработные) и нового типа - так называемые «новые безработные»;

религиозные маргиналы - стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними;

криминальные маргиналы, а также те, чей статус в социальной структуре не определен.

«Люмпенами» называются все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие).

Люмпен - это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути, или каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильности или социальным лифтом .

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Факторами социальной мобильности на микроуровне являются непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, а на макроуровне – состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности – число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности – количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Задание № 10052

Назовите любые три канала социальной мобильности, не упомянутых в тексте, и проиллюстрируйте применительно к современному обществу возможность перемещения индивида посредством каждого из них (сначала укажите канал, затем приведите соответствующий пример).


Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты... Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются... профессиональные организации... Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие учёные, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актёры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоёв, достигших ещё более высоких социальных позиций. Среди 829 британских гениев, исследованных X. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшимися до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу... В США из 1000 писателей, по крайней мере, 187 достигли известности благодаря этому каналу. 4% наиболее известных учёных России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды. Здесь должна быть упомянута печать, особенно газеты, как специфический вид профессиональных институтов, как важный канал вертикальной циркуляции. В настоящее время роль прессы в этом отношении значительно увеличилась. Она может обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Прямо или косвенно она выполняет громадную роль «социального лифта». «Известность» - это то, без чего сейчас быстрое продвижение чрезвычайно затруднено. Она приносит славу часто на пустом месте, она открывает или губит талант, она может «преобразовать» средние способности в гениальные, может она и задушить истинного гения. Поэтому те социальные группы, которые контролируют прессу, играют большую роль в социальной циркуляции, ибо она представляет собой один из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции.

(П. А. Сорокин )

Пояснение

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие каналы социальной мобильности:

1) бизнес: начинающий дизайнер Н., открыв индивидуальное предприятие, занимающееся изготовлением печатной продукции, за несколько лет расширил производство, стал руководителем фирмы «Полиграф» и достиг более высокого экономического положения;

2) образование: сотрудница банка Л., успешно завершив обучение

в магистратуре, была переведена на более высокую должность;

3) армия: гражданин В., начавший службу по контракту, был рекомендован командованием части к обучению в военном училище, после окончания которого В. получил офицерское звание и возможность дальнейшего продвижения по службе.

Могут быть названы другие каналы, приведены другие примеры.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно на­зва­ны три ре­зуль­та­та социализации, к каж­до­му при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры. 3
Правильно на­зва­ны два-три ре­зуль­та­та социализации, к двум из них при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры. 2
Правильно на­зва­ны один–три ре­зуль­та­та социализации, к од­но­му из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы). 1
Правильно на­зва­ны толь­ко один–три ре­зуль­та­та социализации.

Приведены толь­ко один–три примера.

Приведены рас­суж­де­ния об­ще­го характера, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию задания.

Ответ неправильный.

0
Максимальный балл 3

Пример 1.

Правильно названы и проиллюстрированы три канала, не упомянутые в тексте.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Правильно названы и проиллюстрированы два канала, не упомянутые в тексте.