Калибровка яркости и контрастности монитора. Как откалибровать и настроить монитор в домашних условиях

Низкое качество матриц в мониторах массового сегмента мешает пользователям точно определять детали и цвета на снимках, печатных макетах или других изображениях. Но всё не так безнадежно. Вовсе не обязательно бежать в магазин за новым. Как настроить монитор, чтобы улучшить качество изображения?

В первую очередь, нужно учитывать, что мы говорим о потребительском подходе. Профессионалы руководствуются совершенно другими задачами и возможностями. Да и требования у них отличаются от бытовых. Решения профессионалов требуют серьезных затрат, которые вряд ли будут оправданы, если от качества изображения не зависит ваш заработок.

Зачем настраивать монитор?

Монитор может быть хорошим либо плохим, но чаще оказывается неправильно настроенным. Многие из нас замечали разницу цветов на своем телевизоре и у родителей либо друзей.

Также следует понимать – у человека индивидуальные особенности зрения, поэтому изображение у всех воспринимается по-разному. Помимо особенностей зрения самого человека, следует учитывать и настройки мониторов.

Настройки компьютера по умолчанию, стандартные драйверы, использование неподходящих цветовых профилей, стандартные шнуры либо неправильное расположение экрана – всё это имеет определенное значение. Поэтому не следует полагаться лишь на изображения в Интернете.

Фотографы часто показывают потенциальным клиентам портфолио на своих ноутбуках, на которых установлены подходящие настройки. Но на другом мониторе фотографии могут смотреться иначе. Поэтому не стоит ориентироваться на монитор для оценки качества снимков. Единственным способом для универсальной проверки качества можно считать печать фотографий.

Как правильно настроить монитор – с чего начать?

Перед настройкой монитора следует убрать возможные преграды для нормальной цветопередачи (с максимумом оттенков для этого монитора) и полноценного восприятия цвета. В первую очередь, следует разместить «моник» в месте, где не будет помехи в виде стороннего освещения. Осмотритесь в комнате – оптимально, чтобы в выбранном месте не было окон, не падал свет лампы напрямую либо под углом.

Дизайнеры также используют специальные шторки, которые позволяют ограничить блики и боковую засветку. Для обычных пользователей такие шторки могут оказаться излишеством, но можно хотя бы разместить на столе так, чтобы не попадал на экран свет.

Рассмотрим изображение, специально созданное для оценки качества картинки на мониторе. Такое изображение содержит 2 половинки – белая и черная. На каждой половине указаны цифры 1-5. Если матрица достаточно качественная и хорошо настроенная, можно увидеть все цифры из этого списка. Обладатели монитора среднего уровня могут увидеть цифры 1-3. Если видны лишь цифры 1-2, либо вовсе не удалось их заметить, проблему необходимо решать – для этого и предназначена наша статья.

Монитор не всегда идеально передает цвет. И не важно, дорогой он или из дешевых. Монитор нужно настраивать как и другие устройства, которые являются средствами отображения. Обычная регулировка состоит из стандартных настроек яркости, контрастности, четкости, насыщенности и так далее. Но существуют и другие параметры отображения, более тонкие. Если компьютер используется для простых задач в офисе, то это и необязательно. Но если требуется постоянно работать с графикой, то цветопередача должна соответствовать исходному материалу. Это важный параметр и калибровать дисплей, в таком случае, нужно обязательно.

  • Калибровать монитор нужно через 20 минут после включения, то есть, после полного прогрева.
  • Перед тем как начинать, нужно сбросить все параметры монитора на те, что были установлены на заводе. Если подобная функция не предусмотрена в мониторе, то потребуется программа wini2cddc . Она является пробной и 30 дневной. После сброса она не нужна и деинсталлируется.
  • Если были изменены параметры , то нужно заново проводить калибровку;
  • Если имеются автоматические подстройки контрастности и яркости следует отключить их;
  • Если калибратора нет и произошла неудачная калибровка при помощи программы, работая с изображениями, стоит сохранять их оригиналы .

Настройки и оценка качества изображения

Если дисплей обладает матрицей низкого качества, то часто могут быт ошибки , когда выбираются цвета при совершении обработки картинок, фотографий и на макетах для печати, при создании сайтов и ресурсов.

Есть специальная картинка, которая дает возможность оценить качество калибровки. На обеих ее сторонах есть цифры от 1 до 5. Так вот если калибровка более менее удачна , то должно быть видно от трех цифр, а если идеальная , то все пять сверху и снизу. Если настройки плохие , то 1-2.

Нужно запомнить сколько цифр видно и настраивать, пока не будет средний или высокий уровень. Также можно открыть картинку и настраивать по ней.

Чтобы хорошо было видно изображение, сначала хорошо протрите сам экран, дабы ничего не мешало и не портило картинку, а потом уже настраивайте.

Настраиваем яркость и контрастность

Яркость настраивается также по специальной картинке. На ней нужно следить, чтобы цвета костюма и рубашки, которые являются черными, не сливались . То есть, можно было различить где пиджак, а где рубашка. А также на заднем плане есть крест, его должно быть хорошо видно.

Подстройка контрастности делает так, чтобы были заметны светлые цвета, а также различимы их детали.

На изображении есть складки и пуговицы, так вот калибровку нужно выбирать так, чтобы их было четко видно. Лучше данный параметр установить в нулевое положение, а затем понемногу повышать . Если они станут пропадать, значит нужно убавить .

Гамма и настройка серого

Гамма – важный параметр. Однако, не каждый монитор позволяет настроить ее как следует. Но нужно стараться довести ее до идеала , то есть, как можно лучше. Если она будет настроена качественно , то в центре изображения не будут видны темные и светлые пятна.

Правильная калибровка серого цвета уберет те оттенки , которые делают изображение на дисплее хуже. Регулируются три цвета : красный, синий и зеленый. Если калибровка будет идеальной, то сторонних цветов на картинке не должно быть, только идеальный серый цвет .

Программы для настройки

Для этого есть масса различных приложений от самых простых до сложный, обладающих тонкими возможностями калибровки:

  • Atrise Software LUTCurve – лучшая утилита с большим количеством настроек.
  • Eberhard Werle QuickGamma – данная программа позволяет откорректировать цвета и гамму.
  • TFT Test 1.52 – в этой программе содержится 12 картинок для настройки и сравнения дисплеев.

источник изображения http://4k-monitor.ru

Хорошая и правильная настройка дисплея далеко не последняя задача, чтобы комфортно и качественно работать не только с изображениями, но и просто за компьютером. Заводские настройки мониторов всегда завышены по яркости и контрастности, производители не делают настройку вообще, а сами пользователи часто о ней просто не знают.

Замечу, что речь пойдет о самой простой настройке экранов, профессиональная калибровка намного сложнее.

Настраивать можно как программно (если ваш дисплей подключен к ПК с операционной системой, в которой есть средства для такой настройки), так и аппаратно. Подстройка с помощью кнопок меню мало чем отличается от подстройки картинки на современном телевизоре.

Аппаратная настройка

Начните с изучения кнопок на мониторе. Если ничего не понятно, то придется почитать инструкцию, либо использовать «метод ненаучного тыка» (не рекомендуется) . После того, как с кнопками управления девайса разобрались, можно переходить непосредственно к настройкам.

Важное замечание: обеспечьте грамотное освещение! Если в монитор напрямую бьёт солнце или лампочка на 200 Вт, никакие настройки не спасут. По-хорошему, это отдельная большая тема, но сейчас несколько основных рекомендаций:

  • Яркий источник света не должен напрямую освещать монитор;
  • Свет не должен бить в глаза;
  • Лучше использовать равномерную рассеянную подсветку, например, в виде светодиодной ленты.

Настройка и оценка качества изображения

При работе с монитором с матрицей низкого качества, часто происходят ошибки при выборе цветов при обработке изображений, фотографий и на макетах для печати, при создании сайтов и ресурсов.

Картинка ниже позволит оценить, насколько хорошо настроен монитор. На каждой половине картинки есть цифры 1 2 3 4 5

Если на обеих полосах вы видите все цифры, то монитор настроен хорошо. Средний уровень покажет вам цифры 3. При совсем плохой настройке видны только 1 и 2.

Запомните, сколько цифр у вас видно. С помощью этого после настройки вы сможете оценить качество проведенных улучшений.

Но, для начала, небольшой оффтоп «с бородой»:
«…Скачал программу „Очистка монитора от пыли“, посмеялся, установил, запустил. Монитор залило ровным грязно-серым цветом, клавиатура отключилась, клик мышкой не помогал.
Взял салфетку, протер монитор от пыли, увидел еле заметную кнопку „Спасибо, можно выйти из программы“. Вышел, задумался, глядя на чистый монитор…»

Поэтому сначала приводим в порядок саму поверхность, после чего переходим непосредственно к настройкам.

Яркость

Яркость следует настраивать так, чтобы на картинке черные цвета костюма и рубашки не сливались в единое целое и стал виден крест на заднем плане. Параметр яркости как раз и отвечает за различие деталей и темных цветов.


Контрастность

Отвечает за светлые цвета и их детали.

На изображении для настройки контраста следует выбрать такое качество, чтобы на белой рубашке складки и пуговицы были четко заметными. Установите контрастность в ноль и постепенно её повышайте. Как только эти детали начинают исчезать, стоит вернуться чуть назад.

Гамма

Следующий важный параметр - гамма. Точную идеальную настройку её можно выполнить далеко не на всех мониторах, но приблизиться к идеалу всё-таки стоит. О хорошей настройке гаммы будут свидетельствовать пропавшие пятна светлых и тёмных оттенков в центре тестового изображения.

Настройка серого

Избавляет от лишних оттенков, которые искажают цвета на дисплее. Либо программно, либо аппаратно это делается с помощью регулировки 3-х основных цветов (red, green, blue). В идеале картинка с серыми полосами не должна перебиваться посторонними оттенками. Только оттенки серого.



Идеал настройки серого.

Программная настройка

Программно запускаем средства калибровки (описано для Windows).

В Windows 7 следует нажать кнопку «Пуск» и в строке поиска написать слово «калибровка». Запустить. Вам будет предложен ряд тестов по настройке изображения. Их совсем немного. Пройдите их.

В Windows 10 в строке поиска надо ввести команду cttune , запустится ClearType, включить его и выбрать максимально удобные для ваших глаз отображения. Потом вводим команду dccw. Запустится калибровка цветов экрана, гаммы, яркости и контрастности. В тестах всё описано, читайте и следуйте советам.

Проверка результата

Теперь вернитесь в начало статьи и посмотрите на первое изображение с цифрами. В самом начале я просила их запомнить. Если вы улучшили настройки, то увидите как минимум на одну цифру больше.

Настройте правильно и в итоге вы будете приятно удивлены тем, что умеет ваш монитор!

Настроили монитор? За дело: профессия « ».

01.05.2015 27.01.2018

Независимо от причины их обработки - на продажу или для личного архива.

При переходе фотографии с фотопленки на цифру, произошло много изменений. Для просмотра и обработки фото, вместо фотолабораторий стали использовать персональные компьютеры.

Не буду здесь описывать, как ранее проводилась обработка фотопленок и печать фотографий. Это уже никому не нужно. А если кому интересно, можете задавать вопросы, отвечу - ни одно десятилетие провел в затемнённом помещении с фотоувеличителем и ванночками с химикатами.

Все фотографии безвозвратно стали цифровыми. И хранятся также на цифровых носителях.

Но, тем не менее, как и раньше для некоторой части изображений требуется обработка (редактирование, корректировка, исправление - кому как угодно, смысл почти одинаков). Практически каждая фотокамера строит изображение по-своему, плюс к тому же, не каждый способен выставить наиболее правильные настройки при съёмке того или иного объекта. Причем при смене освещения, также следует и смена настроек. Можно конечно проводить съемку и в автоматическом режиме, но это один из худших вариантов, для тех, кто знает, в чем отличия диафрагмы от выдержки.

Большая редкость, когда при правильно выставленных настройках фотокамеры не требуется коррекция фотографий.

Калибровка монитора

Одним из важных моментов при обработке фотографий, является, прежде всего, правильная настройка монитора. Яркость, контрастность, цвет, насыщенность, гамма. Многие мониторы имеют и геометрические искажения. Но об этом будет рассказано в другой статье.

Ни на одном мониторе при одинаковых настройках, изображение не будет одинаковым.

На это влияют драйвер монитора, тип установленной матрицы: TN, PVA, MVA, IPS и др. Монитор способен отобразить не более 65% цветов, видимых глазом человека. Тоже и с деталями в светлых и темных участках изображения.

Часть их искажается и теряется как в фотокамере, так и на мониторе. В результате чего на фото отображается не всё и немного не так, что и как видит человеческий глаз. Вот для более точного отображения информации на изображении (не говоря о печати) и требуется калибровка монитора.

Важно! Небольшое дополнение из личного опыта:

С начала работы на ПК (для личных нужд) сменил ни один монитор. И однажды просматривая фото, редактируемые ранее, на другом мониторе пришел в ужас от увиденного — цвета не те, деталей ни в тенях, ни в светах не заметно, контраст и яркость тоже. Понял, калибровка виновата. Хотя и перепробовал кучу программ. Тогда на глаз казалось всё нормально. После чего решил купить недорогой калибратор. Дома стоят 3 ПК, откалибровал все. Фото храню на внешних винчестерах. Теперь просматривая фото на любом из этих мониторов, картинка везде одинакова. Лишь на одном из них, на довольно старом мониторе Samsung (приобретен 8-10 лет назад), картинка почти в порядке, а цвет текста в документах в синеву отдает - матрица виновата, не поддерживает калибровку.

Причем настройка монитора на глаз для редактирования фото не подойдет. Иначе, другие люди, увидев фотографии, отредактированные на вашем мониторе, и просмотрев их на своём, так же как и я, возможно, ужаснутся. См. выше. Картинки блеклые, цвета не реальные, тона отсутствуют и т.п.

Более правильным, для настройки монитора будет использование программных или аппаратных средств. Лично я склоняюсь ко второму варианту.

До приобретения калибратора сначала, настройками монитора управлял с помощью панели управления драйвера видеокарты NVIDIA.

Позже использовал программы: Adobe Gamma, Atrise lutcurve, Samsung Natural Color Pro, QuickGammaV3EN, Monitor calibration wizard, Color Solutions basICColor Display и мн. др. Каждая из них показывала разные результаты, а добиться оптимального результата ни с одной из них не удалось.

Возможно, у многих возникнет вопрос: с чего я взял, что результат не оптимальный? В формате.png выпущено много тестовых таблиц в разном разрешении для калибровки монитора и дальнейшей его проверки. Таблицы можно скачать .

Рис. 1 - монитор до калибровки.

Рис. 2 - неверно настроена гамма.

Рис. 3 - монитор после калибровки, через 8 дней. Различимость деталей стала немного хуже, см. справа в черном и белом прямоугольниках, надпись justirovka.ru, менее заметна, чем при правильной калибровке.

Рис. 4 - монитор откалиброван правильно.

Я провожу её 1 раз в неделю, т.к. в моём случае, работая на мониторе Dell S2340L, цвета и гамма начинают уходить в сторону от нейтральных через 8-10 дней +/-. Таблицу нужного разрешения установил в качестве обоев рабочего стола, как рекомендовано, и теперь за всеми уровнями слежу по ней. Калибратор: Pantone Huey Pro V151, один из наиболее дешевых, купил года 3-4 назад за 4500руб.

Время калибровки - не более минуты. Всё довольно просто.

  • приступать к калибровке можно начинать после полного прогрева монитора, минут через 15-20 после включения,
  • перед началом калибровки, все значения регулировок сбросьте на заводские, для мониторов, не имеющих данной функции, используйте программу wini2cddc, можно скачать . (просьба сделать ссылку для скачивания приложенной программы). Программа триальная, полнофункционально работает 30 дней. Сброс настроек производится с первого раза, после чего ее можно удалить.
  • при изменении настроек, заново провести калибровку,
  • при наличии авторежимов контраста, яркости и пр. отключить их,
  • при отсутствии калибратора и неудачной программной калибровке, при редактировании фото, сохраняйте их оригиналы.

Понимание принципов калибровки монитора критично для любого фотографа, который хочет достичь точных и предсказуемых фотоотпечатков. Если ваш монитор некорректно воспроизводит тени и цвета, тогда всё время, потраченное на редактирование и пост-обработку изображения, может в действительности оказаться потраченным зря. Данная глава покрывает основы калибровки для обычного фотографа, в дополнение к использованию калибровки и профилирующих устройств для высокоточных результатов. Далее, предполагается, что выбросить старый монитор и купить новый не является решением.


Регулировка яркости и контраста

Простейший (но наименее точный) способ откалибровать ваш монитор - это отрегулировать его яркость и контраст. Этот метод не требует наличия профиля цветности для вашего монитора, а посему идеален для повседневного использования или для случая, когда вам нужно внести быстрые коррективы на чужом компьютере.

Нижеприведенные изображения разработаны с целью помочь вам выбрать оптимальную настройку яркости и контраста. Хорошо откалиброванный монитор должен быть способен пройти оба теста, но если он их не прошёл, вам придётся выбрать, какой из двух важнее. В любом случае, убедитесь, что монитору дали сперва прогреться в течение минимум 10-15 минут.

1) Полутона . Хорошо откалиброванные полутона зачастую являются задачей с наивысшим приоритетом. Монитор должен показать центральный квадрат как идентичный окружающему фону по яркости - при просмотре расфокусированным зрением или с расстояния. Левый и правый квадраты должны казаться темнее и ярче сплошного серого, соответственно.

© 2004-2011 Sean McHugh
Примечание: вышеприведенный тест подразумевает, что монитор настроен на гамму 2.2.

Если центральный квадрат ярче или темнее серого фона, вероятно, ваш монитор показывает изображения ярче или темнее, чем предполагается. Это будет также иметь заметное влияние на ваши печатные варианты, так что с этим следует разобраться.

Если вы используете ЖК-монитор, установите сперва для него стандартный контраст (скорее всего, или 100%, или 50%), после чего корректируйте яркость, пока центральный квадрат несольётся с фоном. Если вы используете ЭЛТ (большой «старомодный» тип), установить ему максимальный контраст. В любом случае убедитесь, что монитор настроен на гамму 2.2, если такая настройка у него есть (для большинства современных мониторов это стандартная настройка).

Примечание: чрезмерное повышение яркости вашего монитора может сократить срок его жизни. Вероятно, вам не понадобится максимальная яркость дисплея, если в комнате не слишком светло, если у монитора нет фоновой подсветки (например, окно на заднем плане) или если он не слишком стар.

2) Детали на свету и в тенях . Если вы выполнили калибровку на предыдущем этапе, в данный момент полутона на вашем мониторе будут отображены примерно требуемым уровнем яркости. Однако, это может также означать, что тени и свет окажутся слишком яркими или тёмными, и наоборот. На каждом из двух следующих изображений должны быть различимы 8 ступеней:

Две крайних ступени теней и света должны быть лишь слегка различимы. В противном случае вы, скорее всего, достигли предела возможностей настройки яркости и контраста. Иначе, если максимум деталей в тенях и на свету важнее, чем освещённость полутонов, можно игнорировать тест полутонов. В этом случае сперва используйте яркость, чтобы достичь требуемых деталей в тени, после чего используйте контраст, чтобы отрегулировать детали на свету (именно в таком порядке). Если яркость слишком велика, полностью чёрный станет серым, но если деталей в тенях недостаточно, несколько из приведенных 8 градаций тени покажутся одинаковыми.

Однако показанные выше примеры обеспечивают всего лишь грубую подстройку, которая охватывает лишь малую часть тонального диапазона и вообще не корректирует цветность. Существуют несколько более точные методы визуальной калибровки, однако в конечном счёте получение истинно точных результатов требует систематических и объективных измерений с использованием калибровочных приборов.

Обзор: калибровка и профилирование

Цвета и тени, которые воспроизводит монитор, зависят от типа монитора, производителя, параметров настройки и даже срока эксплуатации. К сожалению, в отличие от цифрового мира, одинаковые числа не дают одинаковые результаты, когда речь заходит о мониторах. В результате зелёный, например, может оказаться темнее, светлее или другой насыщенности, чем это было задано в числах:

Цифровое значение
зелёного
Монитор
«X»
Стандартный
цвет
200
150
100
50
← Цвет отличается →

примечание: в терминах данного примера «стандартный цвет» - это всего лишь
пример желаемого состояния, которое может быть чётко определено в терминах
универсальных параметров, таких как гамма, точка белого и яркость.

В идеале, ваш монитор должен был бы просто транслировать числа из файла в стандартный набор цветов. Однако это не всегда возможно, поэтому в действительности процесс калибровки монитора состоит из двух шагов: 1) калибровки и 2) профилирования.

1) Калибровка - это процесс приведения монитора в желаемое и чётко определённое состояние. Это обычно подразумевает изменение различных физических параметров монитора, таких как вышеупомянутая яркость, а также создание так называемой таблицы отображения (Look-Up Table - LUT).

LUT принимает входное значение, такое как зелёный=50 из вышеупомянутого примера, и затем говорит: «Я знаю, что монитор X показывает зелёный=50 темнее, чем стандартный, и если я преобразую 50 в 78, прежде чем послать его на монитор, полученный цвет будет таким, каким должен был быть зелёный=50. Таким образом LUT транслирует цифровые значения из файла в новые значения, которые эффективно компенсируют характеристики выбранного монитора:

Цифровое значение
зелёного
LUT Компенсированные
цифровые значения
Монитор
«X»
Стандартный
цвет
200 200
150 122
100 113
50 78
← цвета совпадают →

2) Профилирование - это процесс характеризации калиброванного состояния вашего монитора с использованием профиля цветности. Эти характеристики включают диапазон цветов, которые ваш монитор в состоянии отобразить («пространство цветности »), в дополнение к расположению промежуточных яркостей в пределах этого диапазона («гамма»). В профиль могут быть включены и другие свойства.

Профилирование важно, поскольку различные устройства не всегда в состоянии воспроизвести идентичный диапазон цветности и теней («разность гаммы»). Совершенное преобразование из цвета одного устройства в цвет другого, соответственно, не всегда возможно. Профили цветности позволяют программам, поддерживающим управление цветом, достичь разумного компромисса в процессе несовершенных преобразований:

Устройства для калибровки мониторов

применение калибратора

Устройство калибровки монитора решает задачи как калибровки, так и профилирования. Обычно оно выглядит похоже на компьютерную мышь и прикрепляется к экрану монитора. Затем специальная программа управляет монитором, так что он показывает под устройством калибровки широкий диапазон цветов и теней, которые последовательно измеряются и записываются.

К распространённым устройствам калибровки относятся, помимо прочих, X-Rite Eye-One Display, ColorVision Spyder, ColorEyes Display и ColorMunki Photo.

Прежде чем запустить калибровку, дайте своему монитору как минимум 10-15 минут на прогрев. Тем самым вы обеспечите стабильность и воспроизводимость яркости и баланса цветности.

Непосредственно перед началом процесса программа попросит вас задать несколько параметров, по которым будет осуществляться калибровка («целевую настройку»). В число этих параметров могут входить точка белого, гамма и яркость (мы рассмотрим их в следующем разделе). Во время процесса калибровки вас также попросят изменить различные параметры настройки экрана, включая яркость и контраст (и значения RGB, если вы используете ЭЛТ).

В результате получится матрица значений цвета и соответствующих им измерений. Сложные программные алгоритмы затем попытаются создать LUT, которая будет воспроизводить, во-первых, нейтральные, точные и соответствующим образом проградуированные оттенки серого, а во-вторых, точное соответствие тона и насыщенности цвета по всей гамме. Если они не могут быть совершенно точно переданы (а они никогда не могут), программа пытается расставить приоритеты так, чтобы неточности относились к тем разницам цветов и оттенков, которые наши глаза плохо различают.

Настройки калибровки

Точка белого . Этот параметр контролирует относительную теплоту или холодность наиболее светлого тона на экране в соответствии с «цветовой температурой». Более высокие цветовые температуры дадут более холодные тона, в то время как низкие температуры покажутся теплее (да, на первый взгляд это интуитивно непонятно).

Несмотря на то, что вышеприведенные образцы кажутся слегка холоднее и теплее, это происходит
потому, что они расположены рядом. Если поместить любой из них отдельно, так чтобы они оказались
самым ярким пятном на экране, глаз адаптируется, и вы назовёте каждый из них «белым»
Материалы по этой теме вы найдёте в главе о балансе белого .

Для мониторов ЭЛТ стандартной рекомендацией является цветовая температура дисплея порядка 6500K (называемая D65), то есть чуть холоднее, чем дневной свет. Однако для ЖК мониторов всё несколько более сложно. Несмотря на то, что у многих ЖК есть настройка цветовой температуры, их подсветка всегда имеет собственную цветовую температуру. Любое отклонение от неё ведёт к сужению гаммы вашего дисплея. По этой причине для ЖК мониторов обычно рекомендуется оставлять их стандартную цветовую температуру, если только у вас нет весомых причин её изменить. Ваш глаз адаптируется к цветовой температуре, и ни теплота, ни холодность тона не будут заметны, пока их не начнут непосредственно сравнивать.

Гамма . Этот параметр контролирует скорость, с которой яркость теней нарастает от чёрного к белому (для каждого из цифровых значений). Это заставляет изображение выглядеть светлее для больших и темнее для меньших значений гаммы, соответственно, но точки чёрного и белого при этом остаются неизменными. Также гамма сильно влияет на кажущуюся контрастность изображения:

Примечание: вышеприведенные изображения предполагают, что для вашего экрана задана гамма 2.2.
Старые компьютеры Mac некоторое время использовали значение гаммы 1.8,
но в настоящее время они также используют гамму 2.2.

Коэффициент гаммы 2.2 стал стандартом при редактировании и просмотре изображений, так что в общем рекомендуется использовать это значение. Кроме того, оно наилучшим образом коррелирует с тем, как мы воспринимаем вариации яркости, и ближе всего к стандартной настройке вашего дисплея.

Яркость . Этот параметр контролирует количество света, испускаемого вашим экраном.

В отличие от точки белого и коэффициента гаммы, оптимальная настройка яркости сильно зависит от яркости вашей рабочей среды. Большинство устанавливает яркость в районе 100-150 кд/м 2 , но яркие рабочие помещения обычно требуют более высоких значений. Максимальная достижимая яркость будет зависеть от типа и срока службы вашего монитора, и таким образом может кардинально ограничить допустимую яркость рабочей обстановки.

Однако более высокие значения яркости сократят срок службы монитора, так что всегда лучше несколько приглушить яркость монитора, если вы можете себе это позволить. Используйте наименьшую из возможных яркостей диапазона 100-150 кд/м 2 , в котором вы по-прежнему различаете все 8 теней на вышеприведенном образце.

Калибровка: таблица отображения

Таблица отображения (Look-Up Table - LUT) либо управляется вашей видеокартой, либо самим монитором, так что она будет использоваться вне зависимости от того, работает ли ваша программа с управлением цветом - в отличие от профиля цветности. LUT обычно загружается немедленно после загрузки операционной системы и используется вне зависимости от того, что отображается на мониторе.

Всегда, когда числа красного, зелёного и синего равны, точный монитор должен показывать это как нейтрально серый. Однако, вы будете удивлены тем, как часто это не так (см. ниже). Работа LUT* состоит в поддержании нейтрально серых тонов в корректной гамме.

*Примечание: это пример для простейшей линейной 8-битной LUT,
которая наиболее часто используется с мониторами ЭЛТ.


Входные
значения R,G,B
Монитор
«X»
Нейтрально
серый
200,200,200
159,159,159
100,100,100
50,50,50
← разница →

Пример LUT, которая исправляет отображение на мониторе «X», показан ниже. Она по сути применяет независимые тональные кривые для каждого из каналов цветности монитора:

Примечание: приведенная выше таблица является линейной и 8-битной; существуют
более сложные трёхмерные LUT, которые не обрабатывают каждый цвет независимо.
Однако, базовая концепция сохраняется неизменной.

Без вышеприведенной LUT ваша видеокарта посылает входное значение цвета 159 (из цифрового файла) непосредственно на монитор (неважно, какого именно цвета). Используя LUT, видеокарта подставляет значения красного, зелёного и синего с использованием тональных кривых. Входное значениеR,G,B=159,159,159 отправляется на монитор как 145,155,162 (которые теперь воспринимаются как нейтрально серый). Заметьте также, что более глубокая коррекция цвета соответствует большему отклонению тональной кривой от прямой диагонали.

Зачастую в цепи отображения присутствует несколько LUT - не только в видеокарте. Другая LUT, максимально соответствующая калибровке вашего монитора - это его встроенная LUT (как рассматривается ниже). Если ваш монитор поддерживает возможность изменения встроенной LUT (некоторые модели это позволяют), обычно тем самым достигается более чёткая калибровка, чем с использованием LUT видеокарты. Однако, если только калибровочная программа не была разработана специально для вашего монитора, она скорее всего будет использоавть LUT видеокарты.

Профилирование: профиль цветности

Профиль цветности задаёт на основе калибровки выходные параметры, такие как гамма, точка белого и яркость, в дополнение к калибровочным измерениям, таким как максимальные интенсивности красного, зелёного и синего, которые способен излучать ваш дисплей. Эти свойства в совокупности задают пространство цветности вашего монитора. В профиль также включена копия LUT, но непосредственно она не используется, поскольку она уже реализована в мониторе или видеокарте.

Профиль цветности используется для преобразования изображений, которое позволит позволит корректно их показать с учётом уникальных характеристик вашего монитора. В отличие от LUT, для использования профиля цветности при просмотре изображений потребуется программа, поддерживающая управление цветом . Это не составит проблемы, если вы используете новейшие операционные системы на компьютерах семейств PC или Mac, поскольку все они поддерживают управление цветом. В противном случае используйте Photoshop или любую другую распространённую программу редактирования изображений или преобразования файлов RAW.

Всякий раз, когда открывается цифровое изображение, которое содержит встроенный профиль цветности, ваша программа может сравнить этот профиль с профилем вашего монитора. Если монитор имеет тональный диапазон, аналогичный обозначенному в цифровом изображении, значения из файла будут непосредственно преобразованы с помощью LUT в значения, корректные для вашего монитора. Однако если пространства цветности отличаются (как это обычно и бывает), ваша программа осуществит более комплексное преобразование. Этот процесс называется преобразованием пространства цветности .

Тест калибровки монитора

Не думайте, что просто потому, что вы осуществили калибровку цветности, ваш монитор начнёт точно воспроизводить цвет безо всяких трудностей. Важно ещё и проверить качество этой калибровки. Если вы обнаружите, что ваше устройство калибровки не смогло устранить некоторые неточности, вы по крайней мере сможете принимать это во внимание при обработке изображений методами, влияющими на цвет.

Простейший и самый быстрый способ оценить качество калибровки цветности - это посмотреть большой чёрно-белый градиент в программе, которая поддерживает управление цветом. Субоптимальная калибровка монитора может отрисовать этот градиент с незначительными цветными полосками по вертикали или внезапными дискретными прыжками в тоне. Наведите курсор на следующий образец, чтобы увидеть, на что может быть похожа низкокачественная калибровка монитора :

Пример гладкого нейтрального градиента для диагностики качества калибровки монитора.
Такой градиент наилучшим образом подходит для диагностики при просмотре на полный экран и при включении иотключении профиля цветности. Photoshop позволяет достичь этого, если установить «Proof Colors» в «Monitor RGB»; CTRL+Y включает и отключает применение профиля монитора. Если «Monitor RGB» включен, это означает, что профиль цветности монитора не используется.

Если на градиенте заметны полосы цвета, это может означать, что ваш монитор требует новой калибровки. Обычно рекомендуется проводить её ежемесячно или что-то около того, в зависимости от того, насколько важна точность цветопередачи в вашей работе.

Иначе, цветопередача вашего монитора может быть настолько далека от оптимальной, что профиль цветности будет задавать экстремальную коррекцию. Это может быть вызвано используемой вами калибровкой монитора, а может и являться следствием его возраста. В последнем случае профиль цветности всё ещё будет большим плюсом по сравнению с его отсутствием - но цветопередача не станет безгрешной.

Ограничения калибровки монитора

К несчастью, существуют пределы точности калибровки. Для цифрового монитора, чем больше вам потребуется изменить параметры настройки монитора относительно стандартных, тем больше вы потеряете в количестве оттенков цвета и теней, которые он сможет показать . К счастью, разрядность встроенной LUT вашего монитора может повлиять на то, насколько хорошо он откалиброван, поскольку монитор с большей разрядностью LUT может использовать более широкую палитру цветов:

Примечание: повышенная разрядность встроенной LUT не означает, что монитор может показать больше оттенков цвета одновременно , поскольку количество входных значений остаётся неизменным. Вот почему повышение разрядности LUT видеокарты само по себе не позволит достичь более точной калибровки.

В малоразрядном примере, самый яркий (4) и тёмный (1) оттенки вынужденно переходят в белый (5) и чёрный (0), соответственно, поскольку в LUT происходит округление до ближайшего доступного выходного значения. С другой стороны, многоразрядная LUT может использовать дополнительные промежуточные значения. Это сильно снижает вероятность появления цветных полос и постеризации изображения - даже если монитор достаточно стар и существенно отклонился от исходной цветности.

Если у вас есть новый точный монитор с 8-битной LUT, вы наверняка получите хорошую калибровку; роль разрядности LUT начинает нарастать по мере старения монитора. В большинстве дисплеев используется 8-битная LUT, хотя у некоторых бывают 6-битные LUT, а у других 10-битные и более. Избегайте использовать ЖК-мониторы, предназначенные для игр, посокльку они зачастую приносят разрядность своих LUT (или другие аспекты) в жертву быстрой скорости обновления, которая не имеет никакого значения при просмотре неподвижных изображений.