Квантовый компьютер характеристики. Квантовые компьютеры - что это такое? Принцип работы и фото квантового компьютера. Квантовый компьютер в России

В результате изучения главы студент должен:

  • знать понятие, структуру, принципы конституционно-правового статуса личности; международные и российские нормативные правовые акты, закрепляющие принципы конституционно-правового статуса личности; значение принципов конституционно-правового статуса личности для правового регулирования конституционных прав, свобод и обязанностей личности;
  • – уметь разграничить конституционно-правовой и правовой статусы личности; применять конституционные нормы при характеристике принципов конституционно-правового статуса личности; решать задачи в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими права и свободы личности;
  • владеть способностью восполнять пробелы конституционно-правового регулирования принципов конституционно-правового статуса личности путем применения аналогии закона и аналогии права; выделять основные проблемы в регулировании принципов конституционно-правового статуса личности, предлагать пути и способы их разрешения; анализировать решения Конституционного Суда РФ и демонстрировать навыки их интерпретации и применения в соответствующей правовой ситуации.

Понятие и структура конституционно-правового статуса личности

Глава 2 Конституции РФ называется "Права и свободы человека и гражданина". Однако содержание этой главы не сводится только к перечню прав и свобод человека и гражданина. Оно значительно шире и помимо конституционных прав и свобод человека и гражданина включает характеристику гражданства Российской Федерации, принципов правового статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, Конституция РФ, хотя и не использует термин "конституционный статус личности", но фактически закрепляет его. Термины "конституционный статус личности" и "конституционное положение личности" равнозначны. Конституционный статус личности является ядром правового положения личности.

Правовое положение личности – это закрепленное нормами российского права ее положение, место в политической, социальной, экономической и культурной сферах жизни общества и государства, а также в сфере личной жизни и индивидуальной безопасности человека и гражданина. Политические, социальные, культурные отношения, а также отношения в сфере личной жизни и индивидуальной безопасности регулируются нормами всех отраслей российского права, в том числе и в первую очередь нормами конституционного права России. Они, и прежде всего нормы гл. 2 Конституции РФ, вследствие своего общерегулятивного характера закрепляют наиболее существенные, коренные, принципиальные отношения между личностью и государством в связи с их участием в управлении общественными и государственными делами, а также в социальной, экономической и культурной сферах жизни общества. Более подробно последние отношения регулируются нормами других отраслей российского права. Именно поэтому нормы Конституции РФ устанавливают конституционное положение личности хотя и в целом, но не во всей полноте и разнообразии, закрепляя лишь его основы.

Конституционные нормы, закрепляющие статус личности, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Совокупность норм Конституции РФ и развивающих их других норм конституционного права в сфере взаимоотношений личности, общества и государства можно подразделить на ряд конституционно-правовых институтов, являющихся элементами, структурными подразделениями конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. Каждый из таких институтов, будучи составным элементом конституционно-правового статуса личности, дает представление лишь о какой-то одной его стороне, а все вместе они составляют конституционно-правовой статус личности в обществе, государстве и коллективе.

Конституционно-правовой статус личности в России существует либо в силу принадлежности данного лица к гражданству Российской Федерации, либо в силу проживания на территории России в качестве иностранца или лица без гражданства. Полным объемом прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами конституционного права, обладают только граждане России. Следовательно, наличие гражданства является предпосылкой приобретения конституционно-правового статуса гражданина в полном объеме.

Другим элементом конституционно-правового статуса личности является правосубъектность, которая включает правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность означает способность иметь права и нести обязанности. Она органически связана с гражданством, вытекает из него, служит его логическим продолжением, конкретизацией его содержания. И гражданство, и правоспособность означают устойчивую связь между Российским государством и каждым его гражданином. Гражданство устанавливает правовую связь между государством и конкретным лицом в самом общем виде. Правоспособность конкретизирует правовое состояние, закрепленное институтом гражданства. Она означает, что гражданин Российской Федерации обладает всеми правами и несет все обязанности, которые вытекают из Конституции РФ и развивающих ее нормы российских законов. Правоспособность возникает с рождения человека и прекращается его смертью. Ее ограничение возможно в случаях и порядке, предусмотренных российским законодательством. В силу этого правоспособность как элемент правового статуса граждан делает более определенным место лица в правовом общении, а следовательно, и его положение в обществе и государстве.

Дееспособность личности означает способность своими действиями реализовывать свои права и выполнять обязанности. Она наступает:

  • 1) по достижении определенного возраста, который различен для разных конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Так, право избирать предоставляется гражданам Российской Федерации по достижении 18 лет, право быть избранным депутатом Государственной Думы гражданам Российской Федерации, достигшим 21 года. Президентом России может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет;
  • 2) при наличии определенных обстоятельств. Так, болезнь, потеря кормильца дают право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ). Наличие трудового договора гарантирует право на отдых, установленную федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ). Условиями получения активного избирательного права являются: наличие гражданства Российской Федерации; отсутствие недееспособности, установленной судом; отсутствие обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.

Деликтоспособность есть способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушения. В зависимости от вида юридической ответственности деликтоспособность наступает с разного возраста. Так, полная гражданско-правовая ответственность наступает с 18 лет. Исключение из этого правила составляют лица, вступившие в брак до совершеннолетия или эмансипированные лица. Суть эмансипации в том, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда. Административная ответственность наступает с 16 лет, уголовная по всем видам преступлений – с 16 лет, а по отдельным видам преступлений (убийство, разбой, грабеж, кража и т.д.) – с 14 лет.

Ядром конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации являются конституционные права, свободы и обязанности. Именно они характеризуют наибольший объем отношений, возникающих между личностью, обществом и государством в различных сферах общественной и государственной жизни. Конституционные права, свободы и обязанности выражают наиболее важные отношения между человеком, с одной стороны, государством, обществом и коллективом – с другой. В силу этого они закреплены в Конституции РФ, ее Основном Законе. Содержание и объем конституционных прав, свобод и обязанностей у граждан Российской Федерации одинаков и постоянен. Они являются неотъемлемыми, неотчуждаемыми, принадлежат каждому от рождения и не погашаются их неоднократным осуществлением.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Важнейшим элементом конституционно-правового статуса личности являются принципы, т.е. руководящие начала, идеи, пронизывающие его содержание, выражающие сущность всех составных институтов конституционного строя. Принципы конституционно-правового статуса личности отражают коренные отношения между личностью, с одной стороны, государством, обществом, коллективом – с другой.

К числу принципов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации можно отнести:

  • конституционное признание основных прав и свобод человека неотчуждаемыми;
  • принцип равенства всех перед законом и судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрет любых форм ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности;
  • принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина и их признание непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемыми правосудием;
  • принцип сочетания частных и публичных интересов.

Реальность конституционно-правового статуса личности в обществе и государстве как в целом, так и в виде его отдельных элементов обеспечивается гарантиями. Под гарантиями принято понимать условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека и гражданина.

Основной смысл и назначение гарантий заключается в том, чтобы не допускать препятствий для осуществления прав, свобод и обязанностей и устранять эти препятствия в случае их возникновения. Гарантии конституционно- правового статуса личности условно можно подразделить на две основные группы – общие и специальные. Общие гарантии могут быть как правовыми, так и неправовыми (см. подробнее гл. 14 настоящего учебника).

Личность человека

Человек, его права и свободы - высшая ценность. Если ранее на передний план выдвигались интересы общества, государства, коллектива, то сейчас - интересы личности. Уважение к личности, защита ее прав и свобод вменяются в обязанность государства.

Права и свободы личности должны защищаться государством с помощью всех юридических средств, а не только с помощью судебных органов, которым в этом деле отводится основное место. Но, пожалуй, не менее, а более важное значение имеет создание государством условий - экономических, политических, социальных - для реализации личностью закрепленных в Конституции прав и свобод.

Структура конституционного статуса личности

В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

· конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.).

· конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т.п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других.

· конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество).

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина.Федеральное собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления.



Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам.

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

1. Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т.п.

2. Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

3. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

Личные (гражданские) права и свободы

Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Связаны эти права с его индивидуальной, частной жизнью. Остановимся на рассмотрении наиболее важных из них. Право на жизнь (ст. 20). В Конституции 1993 г. оно было закреплено впервые. Что значит право на жизнь? Вероятно, оно означает не просто физическое бытие или прозябание человека на земле, а право вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнь. И государство обязано создавать для этого соответствующие условия, как-то: обеспечить четкую работу государственных и общественных структур, которые бы позволили удовлетворять необходимые потребности личности, проводить мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды обитания, осуществлять политику, направленную на отказ от войн, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленно бороться с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: диспансеризация, т. е. профилактический осмотр и своевременное выявление болезней, надлежащее медицинское обслуживание, служба «Скорой помощи», борьба с алкоголизмом и наркоманией и т. д.

В Конституции оговаривается вопрос о смертной казни. Это действительно очень сложная проблема. В самом деле, не государство дает человеку жизнь, оно и не вправе ее отнимать. Кроме того, одной из целей любого наказания должно быть перевоспитание осужденного. В случае применения смертной казни перевоспитание оказывается невозможным и цель не достигается. Все же смертная казнь легализуется Конституцией, но возможности ее применения резко сужаются:

a. она сохраняется временно;

b. может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры наказания;

c. назначается только за особо тяжкие преступления против жизни;

d. связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его деласудом с участием присяжных заседателей.

Право на охрану государством достоинства личности (ст. 21).

Достоинство, отмечал И. Кант, - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице. Достоинство может быть нравственным, интеллектуальным и др. Для признания факта умаления достоинства и защиты его государством необходимо прежде всего не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона достоинства). Если вор возмущается тем, что его назвали негодяем и подонком, то вряд ли он получит защиту. Уважение к личности, ее достоинство должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов граждан, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, особое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях. И, уж конечно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам.

Право на неприкосновенность личности (ст. 22). Человек вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь при этом никаким ограничениям. Лицо имеет право как на физическую, так и на духовную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, а до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Основания и порядок ареста предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, которое, кроме того, содержит развернутую систему гарантий от необоснованного ареста.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждый человек имеет право знать, какая информация о нем и его жизни имеется в органах государства, и контролировать эту информацию. Для сбора информации о частной жизни лица, как правило, необходимо его согласие, так как возможны злоупотребления владением данной информацией. Это правило распространяется на всех. Каждый человек также вправе самостоятельно выбирать себе круг знакомых, определять характер и меру общения с ними, в том числе и в интимных отношениях. Если должностные лица государственных органов и других организаций, где обычно аккумулируются сведения о частной жизни людей (нотариусы, работники органов загса, врачи и др.), располагают определенными сведениями, они должны хранить тайну. Граждане имеют также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На учреждения возлагается обязанность хранить эту тайну. Ограничение этого права допускается только по решению суда. Для зашиты доброго имени установлен судебный порядок. Суд может потребовать устранить нарушения и возместить убытки и моральный вред.

Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Под жилищем понимается не только место жительства, но и место пребывания (гостиница, дом отдыха, больница и т.п.). К жилищу не принадлежат надворные постройки, гаражи, погреба и другие помещения, не используемые для проживания людей. Доступ в жилище посторонних лиц возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих в нем граждан, поскольку каждый человек имеет право на уединение в занимаемом им и его близкими помещении. Кроме того, там могут находиться личные бумаги, вещи и т. д., что может быть связано с оглаской частной жизни человека. Лицо, полагающее, что должностные лица, или государственные органы, или юридические лица, или граждане нарушили его право на неприкосновенность жилища, вправе обжаловать их действия. При этом пострадавший может требовать возмещения ущерба, причиненного этими незаконными действиями.

Существуют законодательно установленные ограничения этого права. Так, допускается проникновение в помещение без согласия его владельца:

a. если имеется санкция прокурора или постановление суда о разрешении провести соответствующее оперативно-следственное действие;

b. налоговой полиции, если помещение используется для предпринимательской деятельности;

c. работникам милиции, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается или совершено преступление или имеет местонесчастный случай;

d. судебному приставу для наложения ареста на имущество или для выселения проживающих в помещении в силу судебного решения.

Нарушение данного права квалифицируется как преступление (ст. 136 УК РФ).

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27). Свобода касается как возможности передвижения лица внутри страны, так и его права покидать свою страну и возвращаться в нее. Прибыв на новое место жительства, гражданин в течение 7 дней должен зарегистрироваться в милиции, предъявив паспорт и документ, являющийся основанием для вселения (ордер, договор и т. п.). Выезд за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Ограничения на его выдачу установлены законом, и, в частности, отказ может быть получен по причине владения человеком сведениями, составляющими государственную тайну.

Свобода совести, вероисповедания (ст. 28). Каждый человек может свободно действовать в соответствии со своими убеждениями. Лицо вправе вступать в существующие религиозные объединения, принимать или не принимать веру, осуществлять культовые обряды, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В официальных анкетах запрещено фиксировать наличие или отсутствие религиозных убеждений. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Статья провозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу - свободу идей, мнений, убеждений. Мысли человека, его убеждения, мнения относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его со-гласия никто вторгаться не может. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Инакомыслие, т. е. мысли и мнения, идущие вразрез с господствующей идеологией, у нас теперь не наказывается, да, впрочем, пока и не ясно, какая же сейчас идеология является господствующей. Мысль не может быть свободной, если она не сопровождается признанием свободы слова. Она означает беспрепятственное и безусловное право человека делать свои мысли достоянием других. Не только в устной, но и в печатной форме. Цензура запрещена.

Право на информацию (ст. 29). Это статья предполагает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом, в частности если информация не составляет государственную тайну. Ранее эта норма не была обеспечена механизмом реализации. Сейчас действует Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», но проблема с реализацией данного права не снята. Порой даже журналисты, специалисты в области получения и распространения информации, не могут воспользоваться этим правом.

Политические права и свободы

В отличие от личных прав, которые неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, политические права связаны с наличием гражданства, т. е. устойчивой политико-правовой связью человека с государством, в частности Российской Федерацией. Они в принципе неотчуждаемы (правда, имеются исключения) и естественны, так же как естественно право народа в демократическом обществе, а следовательно, каждого гражданина, быть источником государственной власти. Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности. Наиболее важными из них являются следующие.

Право на участие в управлении делами государства (ст. 32). Данное право может осуществляться в различных формах: непосредственно и через представителей. В этой же статье перечислен ряд дополнительных прав, конкретизирующих рассматриваемое право, носящее общий характер. К ним относятся: право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранным в эти органы, право участвовать в референдуме.

Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в решении вопросов формирования государственных органов, обязательных для государства, должностных лиц и граждан. Отдавая свое предпочтение программе той или иной партии, независимому ли кандидату, избиратели определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших должностных лиц. Право быть избранным означает возможность осуществлять деятельность в составе органов государственной власти. Как правило, его осуществление связано с признанием избирателями определенных профессиональных и моральных достоинств кандидата.

Каждый гражданин, указано в Конституции, имеет равный доступ к государственной службе без каких-либо ограничений. Значение имеют лишь способности и профессиональная подготовка. Граждане имеют право участвовать и в отправлении правосудия (быть судьей или присяжным заседателем). И наконец, конституционно закреплено право граждан обращаться лично в государственные органы и органы местного самоуправления, а также направлять туда индивидуальные и коллективные обращения.

Право на объединение (ст. 30). Речь идет о создании и участии в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях. Это право дает гражданам возможность объединять усилия для организованной общественной деятельности. Общественные объединения позволяют выразить интересы общественных слоев и довести их до сведения органов власти, а также дают возможность удовлетворить различные потребности. Вступление в общественное объединение - дело добровольное.

Но вступив в него, гражданин приобретает все права и несет все обязанности, предусмотренные в уставе этого объединения. Можно быть участником нескольких объединений. Общественные объединения обеспечивают гражданину возможность участвовать в выработке решений органов власти, они могут выступать с инициативами, защищать интересы своих членов. Конечно, наиболее значимой формой влияния общественных объединений является их участие в избирательных кампаниях.

Право на митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). Мирные публичные мероприятия и встречи позволяют публично выразить гражданам требования и интересы, осуществить свободу мысли и слова. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, помимо тех, которые устанавливаются законом в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.

Собираться можно лишь при условии предварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти. Проводить мероприятия разрешается без оружия. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны.

Экономические права и свободы

В своей основе они связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34). В советские времена предпринимательская деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция установила возможность свободно использовать свои способности и имущество в целях регулярного получения прибыли (именно такая деятельность, согласно ГК РФ, и называется предпринимательской).

Переход к рынку невозможен без развития конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т.е. вестись честными и законными методами. В противном случае она приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным положением.

Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право. Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность, т. е. собственность на вещи, приобретенные на трудовые доходы и используемые для домашнего обихода и личного потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, мебель и т.п.). Сегодня все ограничения по объектам собственности и по возможностям использования имущества отменены.

Право частной собственности лежит в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида использовать свое имущество для любых, не запрещенных законом целей, например, для создания юридического лица. Как правило, имущество юридического лица является его собственностью, а, значит, также относится к частной форме собственности.

Каждый может иметь на праве частной собственности любое имущество, в отношении оборотоспособностй которого государством не установлены ограничения. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как порешению суда. Принудительное отчуждение возможно лишь по решению суда и только в предусмотренных законом случаях (например, в случае конфискации за совершенное преступление, реквизиции для государственных нужд). Собственность наследуется, и это право гарантируется государством.

Право иметь в частной собственности землю и иные природные ресурсы специально оговорено в Конституции. Статья 36 не устанавливает каких-либо предварительных условий для его осуществления. Учитывая важность данного права для граждан, Конституция не допускает установления каких-либо условий для его возникновения, например условий его сельскохозяйственного использования. Другое дело, что последующее использование земли должно соответствовать ее категории и целевому назначению. Так, не допускается строительство промышленных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.

Возможности собственника земли и других природных ресурсов не безграничны. Статья 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать, права и законные интересы иных лиц.

Социальные права

Эти права сформировались позже других - в течение XX в. - и, как правило, затрагивают область наемного труда. К ним можно причислить следующие.

Право на труд (ст. 37). Это довольно многогранное право, включающее несколько элементов, к числу которых относятся:

a. право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Здесь речь идет главным образом о реализации права на труд по найму, т.е. на работу, выполняемую на основании трудового договора между работником и предприятием. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, из УК РФ давно исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство. Принудительный труд запрещен;

b. право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

c. право получать вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

d. право на защиту от безработицы (бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве Федеральной службы занятости России, бесплатное обучение новой профессии, получение пособия по безработице и др.);

e. право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Право на отдых (ч. 6 ст. 37). Это право тесно связано с правом на труд. Право на отдых позволяет работнику восстановить затраченные в труде усилия и сохранить здоровье, которое является социальной ценностью. Кроме того, здесь большую роль играет и деятельность самого работника, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха и совершенствовать свои физические, интеллектуальные, организаторские и деловые качества. Функции же государства в этой сфере заключаются в установлении в законодательстве разумной продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Право на материнство и детство (ст. 38). По существу, в данной статье сформировано два права, но одно касается родителей, а другое - детей. Обеспечивается это право развитой системой гарантий, предусмотренных в федеральном законодательстве: пособия, денежные и другие выплаты, связанные с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и др. Конституция определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание возлагаются на обоих родителей, но и трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Право на социальное обеспечение (ст. 39). Оно возникает при достижении определенного возраста, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения детей и др. Формы осуществления данного права разнообразны: получение пособий, пенсий, добровольное социальное страхование и др.

Право на жилище (ст. 40). Это одно из фундаментальных прав. Это право может быть сведено к трем юридическим возможностям:

a. стабильное постоянное пользование жилым помещением;

b. улучшение жилищных условий;

c. обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.

В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль, чем раньше. Оно, как правило, не обеспечивает (не наделяет) жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а лишь в различных формах содействует гражданам в осуществлении их права на жилище (например, поощряет жилищное строительство, выделяет кредиты, компенсации и др.).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается бесплатно за счет средств госбюджета. Но дополнительно существует частная система здравоохранения, развитию которой способствует государство.

Право на образование (ст. 43). Под этим правом понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, обществам государства. Образование у нас общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и среднее профессиональное). Бесплатно, но на конкурсной основе и высшее образование. В настоящее время параллельно развивается сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, институты, академии). Помимо этого образование может иметь форму семейного самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые государственные образовательные стандарты.

Конституционные обязанности

Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, нежели прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем обойтись без закрепления основных обязанностей индивидов не представляется возможным, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства. В них обобщены те наиболее концентрированно выраженные требования, в исполнении которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение его к государственным и общественным интересам.

Особенностью конституционных обязанностей является то, что ответственность за их неисполнение предусмотрена не Конституцией, а целой системой норм, относящихся к различным отраслям законодательства (налогового, уголовного и т.п.).

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Исполнение этой обязанности заключается как в соблюдении требования не нарушать законы, так и в том, чтобы своей деятельностью, образом жизни стараться содействовать претворению в жизнь принципов, основ норм жизни, заложенных в Конституции и других законах.

Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57). Это сравнительно новая для нас обязанность, поскольку при советской власти налоговая система не использовалась, а применялась система индивидуальных, а затем нормативных (постоянно изменяемых госорганами) платежей в бюджет. В конечном счетегосударство брало платежей столько, сколько считало нужным. Налогисуществуют в любом государстве, вопрос только в их размере. Они используются для содержания госаппарата, армии, на нужды образования, культуры, медицины, на обеспечение социальной защищенности пенсионеров, детей, студентов и т.п. И поэтому индивида, уклоняющегося от уплаты налогов, можно рассматривать как человека, желающего поживиться за чужой, счет. Вполне обоснованно к нему, согласно действующему законодательству, применяются санкции.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Установление указанной обязанности - это результат недавнего осознания того, что деградация природы в связи с хозяйственной деятельностью человека может сделать жизнь на Земленевозможной. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы. В последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Исполнение данной конституционной обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушению со стороны других лиц.

Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Получение основного общего образования (девятилетнего) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми потому, что человек, не имеющий основного образования, выпадает из современной жизни, его возможности обеспечить себя и свою семью резко снижаются. Как правило, он не может выполнять никакую работу, кроме самой простой. Это вызывает напряженность в обществе, рост преступности. Поэтому государство возлагает на родителей обязанность обеспечить получение их детьми основного общего образования. Обязательность основного общего образования относится лишь к детям, не достигшим 15 лет. Получение общего образования взрослым человеком - дело добровольное.

Правовое положение, правовой и конституционный статус личности (рис. 2.1).Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей.

Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую отрасль законодательства. Поэтому конституционное право выполняет специфическую роль в закреплении правового статуса человека и гражданина. Оно закрепляет основы правового статуса личности, определяющие ее положение в государстве и обществе, тогда как другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах жизни: имущественной, трудовой, семейной и т. п.

Рис. 2.1. Соотношение правового статуса, конституционного статуса
и правового положения личности

Конституционный статус включает в себя относительно небольшую, но самую важную часть всех прав и свобод.

Но в жизни человек пользуется далеко не всеми правами и свободами, установленными в законодательстве. Различен и объем возлагаемых на людей юридических обязанностей. Так, закоренелый холостяк, принципиально не желающий создавать семью, не будет нести семейные обязанности. Или человек, считающий себя патриотом города (деревни) и не испытывающий потребности ездить по стране или выезжать за рубеж, не в полной мере использует принадлежащую ему свободу передвижения. Большинство людей не реализуют уголовно-правовые нормы: сами воздерживаются от совершения преступлений и не попадают в ситуации, в которых они могут стать жертвами преступных деяний (потерпевшими).



Оно всегда отличается от правового статуса, в частности оно меньше по объему. Конституционный статус также может быть реализован человеком не в полной мере (в жизни именно так часто и случается).

Конституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу: Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием (2/3 голосов), либо путем всенародного голосования.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

  1. человек, его права и свободы - высшая ценность;
  2. все граждане имеют права и свободы от рождения;
  3. граждане имеют равные права;
  4. основные права и свободы граждан неотчуждаемы;
  5. осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;
  6. основные права и свободы гарантированы государством.

Структура конституционного статуса личности. В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.).

конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т.п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других.

конституционные обязанности - это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть.

Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции , нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.

Гарантии конституционного статуса личности. Гарантии - это те условия и средства, с помощью которых обеспечиваются реализация и защита основных прав и свобод граждан.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции. Так, ст. 80 закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное

Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляет их гарантии посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека Российской Федерации. В этом же направлении должны работать Правительство, органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Сам человек, наконец, вправе защищать свои права и обязанности всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (Европейскую комиссию и Европейский суд по правам человека в Страсбурге), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 46). Особая роль в деле защиты прав и свобод личности принадлежит правоохранительным органам и прежде всего судебным органам .

Различают социально-экономические, политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.

1. Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т.п.

2. Политические гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет достигнут необходимый уровень политической культуры.

3. Юридические гарантии - это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.).

Уважение к человеку, признание его достоинства и самоценности ныне становятся главной предпосылкой развития российского общества. Сущность правового положения личности в современном обществе определяется не только официально провозглашенными правами, но и их гарантированностью.

Под гарантиями прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности понимаются те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию, охрану и защиту.

Общие гарантии – это совокупность экономических, политических и других условий, делающих права реальными.

Экономические гарантии создают объективные условия, при которых личность получает все более широкие материальные возможности для свободного осуществления своих прав и свобод: развивающаяся рыночная экономика, неуклонное возрастание материальных и культурных благ общества, рост национального дохода, а также рост производственно-технического потенциала, производительности труда; единство экономического пространства, беспрепятственное перемещение товаров, финансов и услуг; добросовестная конкуренция в экономической деятельности, отказ от глобального огосударствления экономики, признание частной и иных форм собственности.

Социальные гарантии прав, свобод и обязанностей личности охватывают отношения труда и капитала, здравоохранения, социального обеспечения, брака и семьи, рождаемости и смертности. Их развитие направлено на обеспечение каждому достойного уровня жизни. Социальные гарантии прав, свобод и обязанностей определяются и отношениями между социальными слоями, нациями и народностями, коллективами в производственной сфере, в иных областях жизнедеятельности гражданского общества на основе сочетания и единения интересов, на принципах партнерства и социальной солидарности.

Политические гарантии прав, свобод и обязанностей личности – соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: демократия, развитость ее институтов и форм, политическая система общества как организационная форма эффективного функционирования гражданского общества, идеологий и политического плюрализма, все более активное участие личности в государственной и общественной жизни.

Идеологические (духовные) гарантии использования прав и исполнения обязанностей - это деятельность государства и общества, направленная на создание и поддержание условий, посредством которых устанавливается свобода мировоззрения личности, осуществляется выбор духовных и нравственных ориентиров. В качестве особого гаранта Конституция РФ признает в России идеологическое многообразие и в то же время однозначно запрещает разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

Экономические, социальные, политические и духовные гарантии обеспечивают реальность правового статуса в целом, рождают заинтересованность каждого лица в наиболее полной реализации прав, законных интересов, исполнении юридических обязанностей, в их защите.

Юридические гарантии, в отличие от общих, могут существовать только в рамках определенных правил, процедур, придающих им четкий, упорядоченный характер. Основной принцип построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина основан на всеобщности защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, не противоречащими закону.

Юридические гарантии охраны и защиты прав, обязанностей и законных интересов составляют самостоятельный вид юридических гарантий правового статуса личности, обеспечивают возможность каждому человеку самому либо с помощью органов публичной власти найти необходимую защиту своих прав и свобод, восстановить их в случае нарушения, наказать виновников правонарушений.

Правовая охрана - понятие объемное, широкое. Она предполагает, прежде всего, регулирование нормального, обычного поведения участников правоотношений. Она заключается в регулятивном потенциале всей совокупности существующих норм, которая не обязательно связана с их нарушением или оспариванием. О защите же мы можем говорить лишь в случае ущемления, создания препятствий на пути реализации прав, свобод и законных интересов, при обращении заинтересованного субъекта в компетентный орган. Таким образом, защита в некотором роде производна от их охраны.

Охрана прав и интересов существует в целях недопущения их нарушений, и ее эффективность будет заключаться в беспрепятственной возможности реализации субъектом своих разумных потребностей. К защите участники правоотношений вынуждены прибегать в случае нарушения или при его угрозе. Эффективность защиты проявляется в способах и формах устранения препятствий на пути реализации охраняемых законом интересов и восстановлении нарушенных прав.

Механизм защиты субъективных прав - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективного права. Средства, обеспечивающие охрану прав и интересов лица, - это меры предупредительного, профилактического характера.

Меры, как охраны, так и защиты тесно связаны с юридической ответственностью. Однако если охрана лишь потенциально заключает в себе юридическую ответственность, то защита непосредственно оперирует правоохранительным и правообеспечительным механизмом, возлагая на виновную в нарушении чьих-либо прав и интересов сторону ответственность, имеющую различные формы своего выражения в зависимости от характера реализуемых прав и интересов, сопутствующих обстоятельств и многих других условий.

В число юридических гарантий охраны и защиты прав, свобод и обязанностей личности входят следующие закрепленные законом меры (средства, способы):

· меры профилактики и предупреждения правонарушений: общая профилактика, включающая широкую систему мер экономического, социального, политического и идеологического характера, призванных предотвращать правонарушения, устранять возможность их совершения; специальные, принудительные меры предупреждения и устранения причин, порождающих правонарушение со стороны конкретного лица;

· меры пресечения и другие правообеспечительные меры , направленные на принудительное прекращение противоправных действий. К числу мер пресечения можно отнести удаление пассажиров с различных видов транспорта за безбилетный проезд или нарушение установленного порядка проезда, отстранение от работы за нарушение установленных правил, подписка о невыезде, личное поручительство, заключение под стражу и другие;

· меры правовой защиты - средства правового воздействия в отношении обязанных лиц с целью восстановления в полном объеме нарушенных прав и точного исполнения обязанностей. Потребность в использовании защиты возникает в тех случаях, когда без вмешательства компетентных органов и должностных лиц не представляется возможным обеспечить интересы управомоченного лица. К мерам правовой защиты следует отнести все процессуальные средства (иски, жалобы, обращения, запросы и др.), при помощи которых потерпевший может возбудить юрисдикционный процесс, направленный на восстановление его нарушенных прав, свобод и законных интересов, наказание правонарушителей;

· меры юридической ответственности - средства правового воздействия, во-первых, имеющие целью восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов и, во-вторых, носящие штрафной характер и направленные на личность правонарушителя в целях его наказания. К восстановительно-компенсационным мерам относятся: отмена неконституционных и иных неправомерных актов, решений и действий, принудительное исполнение невыполненной обязанности, возмещение причиненного ущерба, устранение препятствий, возникших при осуществлении прав и свобод, в гражданском праве - это принудительный возврат собственнику имущества, полученного другим лицом без правового основания, принудительное изъятие вещи на основе виндикационного иска и др. Карательно-штрафные меры юридической ответственности - это различные виды наказаний, которые, по своему характеру, могут быть конституционно-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми, дисциплинарными, гражданско-правовыми, при помощи которых достигается общая и частичная превенция правонарушений, осуществляются задачи перевоспитания граждан, сознательно отступивших от требований норм права. Возложению лишений либо ограничений штрафного характера предшествует оценка поведения правонарушителя и его осуждение;

· меры надзора и контроля за правомерностью поведения субъектов права с целью выявления случаев правонарушений. Надзорно-контрольные меры направлены на выявление нарушений прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, на установление фактов правонарушений. К ним относятся: конституционный контроль, контроль судебных органов, прокурорский надзор, внутриведомственный и общественный контроль. Органы, осуществляющие контроль и надзор, проводят профилактическую работу, принимают меры к пресечению и устранению правонарушений, к восстановлению нарушенных прав, в границах своей компетенции принимают меры воздействия на виновных в правонарушениях либо ставят перед компетентными органами вопрос о привлечении их к карательно-штрафной ответственности, обеспечивают точное и полное исполнение судебных решений по применению мер юридической ответственности. Прокуратура призвана охранять права, обязанности и законные интересы личности. В этих целях она опротестовывает неконституционные и незаконные правовые акты органов, учреждений и организаций, нарушающие права личности, участвует в охране прав граждан во всех видах судопроизводства, привлекает виновных в нарушении прав к уголовной и иным видам юридической ответственности;

· процессуально-процедурные формы реализации вышеназванных мер. Потребность в охране права или обязанности, как уже отмечалось, возникает всякий раз, когда последние оказываются нарушенными либо когда при их реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д. В этих случаях индивид сам использует дозволенные законом средства принудительного воздействия на правонарушителя (самозащита права) или обращается к компетентным органам за защитой нарушенного права. Осуществление такой защиты происходит в определенном процессуально-процедурном порядке, как правило, с вынесением акта применения. Процессуально-процедурная форма охраны прав и обязанностей граждан складывается, таким образом, из следующих действий: инициатива заявителя, вынесение акта применения и фактическое его исполнение.

В случаях, особо предусмотренных законом, защита прав и обязанностей граждан осуществляется органами исполнительной власти - в административном порядке. В таком порядке отменяются незаконные, необоснованные решения, нарушающие права граждан, возвращаются неправильно взысканные суммы и т.д.

Судебная форма защиты объективно наиболее приспособлена к защите прав и обязанностей, вытекающих из отношений публичного и частного права. Она применяется в случаях, когда лицо отказывается выполнить лежащую на нем обязанность либо не в состоянии само восстановить нарушенное право, а также в случаях спора о том или ином праве. Правосудие обеспечивает максимально эффективную защиту прав, свобод и законных интересов личности. Оно основывается на началах открытости, равенства граждан перед законом и судом, устности, гласности, состязательности и равноправия сторон. Большое значение при этом имеет строго определенный, детально регламентированный процессуальный порядок деятельности суда, который обеспечивает сторонам возможность предоставлять суду все необходимые материалы в защиту своих прав, знакомиться со всеми документами и т.п. Поэтому правосудие в форме гражданского и уголовного процесса рассматривается в качестве высшей юридической гарантии защиты прав, свобод и законных интересов личности. Через суд можно значительно быстрее и эффективнее добиться исполнения юридической обязанности, восстановления нарушенного права.

В условиях укрепления гражданского общества и формирования правового государства одним из показателей этого процесса является установление взаимной ответственности личности и государства. Поскольку личность и государство находятся в правовых отношениях, не только граждане имеют обязанности перед государством, но и государство несет ответственность перед ними.

Можно выделить несколько видов ответственности государства перед личностью:

· за обеспечение возмещения вреда, причиненного потерпевшему преступлением;

· ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка разрешения обращений граждан, как это предусмотрено в ст. 33 Конституции РФ;

· ответственность за нарушение избирательного законодательства, лишающих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

· ответственность государственных правоохранительных органов за причинение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В этих и других случаях государство несет также ответственность за компенсацию морального вреда.

· экологическая ответственность государства перед гражданами, поскольку она имеет важное значение для жизни и здоровья людей.

Конституционное закрепление обязанности Российского государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека стало правовой основой для формирования единого механизма охраны и защиты правового статуса личности. Этот механизм представляет собой образованную на основе единых, законодательно закрепленных принципов систему государственных и муниципальных органов, а также негосударственных и международных организаций.

Особое место в правозащитной системе занимает Президент Российской Федерации. В соответствии с Конституцией России он является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). Для этой цели он располагает специальными конституционными средствами: выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности; осуществляет правотворческую деятельность, которая заключается в издании указов, направленных на защиту как прав и свобод всего населения, так и отдельных социальных групп, вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти, в частности, нарушающих права и свободы.

Отдельное место в механизме защиты прав человека занимают Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. К совместному ведению федерального Центра и субъектов Российской Федерации отнесены защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств. Деятельность законодательных органов в рассматриваемой сфере сводится к принятию необходимых нормативных правовых актов.

Следующий орган в числе конституционных элементов защиты прав человека - Правительство РФ. Оно также располагает необходимым набором соответствующих инструментов. В основном это, конечно, правоприменительная деятельность, направленная на реализацию различных социальных программ, проведение разумной экономической политики. С другой стороны, Правительство РФ вправе принимать постановления и распоряжения, направленные, в том числе на защиту прав и свобод человека.

Особое внимание необходимо уделить Уполномоченному по правам человека. Уполномоченный по правам человека в РФ рассматривает жалобы граждан, возбуждает производство в соответствующих государственных органах в интересах заявителя, анализирует состояние дел в правозащитной области, разрабатывает предложения по устранению нарушений прав и свобод человека; готовит ежегодные и специальные доклады о результатах своей деятельности; знакомится с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, и с прекращенными производствами и материалами; выступает на очередных заседаниях Государственной Думы с целью доведения до сведения депутатов информации о грубых или массовых нарушениях прав и свобод.

Одним из наиболее действенных средств конституционной защиты прав и свобод личности признается судебная система. Деятельность судебной системы направлена на защиту любых нарушений прав и свобод со стороны как государственных органов, так и частных лиц. Защита конституционных прав и свобод - основополагающая задача Верховного Суда Российской Федерации. Он вправе рассматривать уголовные и гражданские дела в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. Верховный Суд России активно защищает избирательные права граждан. Основная нагрузка по защите прав и свобод граждан лежит на районных судах, в которых рассматривается большинство дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан.

Особое место в национальном механизме защиты прав человека принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Конституционный Суд РФ имеет особый правовой статус; осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина в особой процессуальной форме деятельности - конституционном судопроизводстве; наделен особыми полномочиями в целях защиты прав и свобод личности (проверка конституционности законов и иных нормативных актов уровня Федерации (ее субъектов), толкование Конституции РФ и др.); имеет специфические средства воздействия для восстановления нарушенных прав человека и гражданина; решения его являются окончательными и обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов, в том числе для Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, высших и иных судебных органов и других субъектов права. Решения Конституционного Суда действуют непосредственно и не требуют подтверждения со стороны других органов.

Названные правозащитные механизмы дополняются правоохранительными органами, уполномоченными осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).

Следующий элемент в конституционном механизме защиты прав и свобод человека - органы местного самоуправления, которые имеют достаточные полномочия в области обеспечения и защиты трудовых, жилищных, социальных и других прав и свобод.

Достижение желаемого качества защищенности прав человека связывают с деятельностью правозащитных общественных объединений. Как отмечают специалисты, большое количество подобного рода организаций свидетельствует о высоком уровне развития общества, его способности к саморегулированию и самоуправлению на основе свободной инициативы граждан и их объединений в целях обеспечения прав и свобод каждого члена общества.

Относительно самозащиты отметим, что граждане России имеют право самостоятельно защищать свои законные права и интересы, используя для этого разнообразные правовые средства. Самозащита прав и свобод человека и гражданина выражается в подаче жалоб, заявлений и предложений, обращений в СМИ; в публичных выступлениях граждан; в гражданско-правовой и уголовно-правовой защите; в обращении в межгосударственные органы по защите прав человека.

Россия является участником многих важнейших международных соглашений в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы и других. Гражданам России доступны как универсальный механизм защиты прав человека, существующий в рамках системы ООН, так и региональный, созданный в рамках Совета Европы.

Реализация правового статуса не возможна без активного участия в этом процессе самой личности. При этом, нисколько не умаляя роль личной активности каждого человека в реализации и отстаивании своих прав, свобод и законных интересов, все же надо признать определяющую роль государства, призванного создавать необходимые предпосылки и условия, обеспечивая при этом необходимый баланс общественных и личных интересов.

Контрольные вопросы:

1. Правовой статус личности, понятие и содержание.

2. Гражданство и подданство.

3. Правовое положение личности, общее понятие.

4. Права человека как социальная и юридическая категория.

5. Понятие законного интереса.

6. Субъективное право и условия его реализации. Субъективные права и юридическая ответственность.

7. Пределы свободы личности.

8. Государство и личность. Суверенитет личности. Обеспечение государством прав и свобод личности.

9. Взаимная ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

10. Юридическая безопасность личности.

11. Обеспечение прав и свобод личности в различных типах государства. Международная защита прав человека.

1. Амельчаков И.Ф., Прудникова С.А. Соотношение правовых категорий «охрана», «обеспечение», «защита» // Закон и право. 2001. - № 5. С.16-18.

2. Бадирян Г.М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право. 2006. № 8. С.54-61.

3. Баранникова Т.С. Юридические конфликты: причины возникновения и степень воздействия на общественное правосознание // История государства и права. 2008. № 21. С. 15-17.

4. Баранов В.М. Теневое право. Н.Новгород, 2002.

5. Богданова Н.А. Современный каталог основных прав человека: международный и национальный пути наполнения // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2010. № 1. С. 41-57.

6. Бывальцева С. Защита прав и свобод человека // Законность.2008. № 9. С. 20-22.

7. Варламова Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации // Государство и право. 2009. № 2. С. 24-29.

8. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008.

9. Воеводин Л.Р. Юридический статус личности в России. М., 1997.

10. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование // Государство и право. 2008. N 5. С. 11-20.

11. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000.

12. Данилова Л.А. Правовое государство и соблюдение принципов правового статуса человека // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 6. С. 23-24.

13. Зиновьев А.В. Проблемы теории и практики прав человека // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2008. № 6. С. 6-16.

14. Исаева Н.В. Права человека в дискурсе правовой идентичности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 6. С. 15-19.

15. Клименко А.И. Система источников прав человека // История государства и права. 2008. № 3. С.3-6.

16. Козлов М.А. Субъективное право и охраняемы законом интерес как предметы судебной защиты // Журнал российского права. 2008. № 3. С.69-77.

17. Коломейченко Е.А. К вопросу о понятии «личности» в правоведении (теоретические и практические аспекты) // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1. С. 91-93.

18. Лазарев В.В. Ограничение прав и свобод как теоретическая и практическая проблема // Журнал российского права. 2009. № 9. С. 35-47.

19. Лысенко В. В.Механизмы защиты прав человека: некоторые внутригосударственные и международные аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2008.№ 16. С. 15-20.

20. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

21. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.

22. Невинский В.В. Правовой статус личности: сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека // Российский юридический журнал. 2009. № 5. С. 75-82.

23. Орлова О.В. О роли права в самореализации личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. N 6. С. 106-109.

24. Пирбудагова Д.Ш. Единое правовое пространство и проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 18. С. 3-6.

25. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. № 5. С.89-100.

26. Соколова Н.В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан // История государства и права. 2009. № 2. С. 9-12.

27. Субочев В.В. Законные интересы: основы теории // Государство и право. 2009. № 5. С. 15-22.

28. Тер-Акопов А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации (основы концепции) // Государство и право. 2001. № 9. С.11-18.

29. Тишаев Б.Б. Основные подходы к классификации экономико-правового статуса индивида // История государства и права. 2008.№ 18. С. 13-15.

30. Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. 2010. № 7. С. 9-12.

31. Фомин А.А. Юридическая безопасность – особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика // Государство и право. 2006. № 2. С.72-80.

32. Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 11. С. 23-27.

33. Якимов Г.А. Правовой статус личности: проблемы природы и элементного состава // Российский юридический журнал. 2008. № 2. С. 62-67.

ПРАКТИКУМ

Задания для эссе-рассуждения и дискуссии:

1. Проанализируйте предложенные ниже высказывания, сформулируйте и обоснуйте свою точку зрения:

а) В. Гессен: «Как гражданин каждый индивид является правовым субъектом, субъектом публичных обязанностей и прав».

б) Б.И. Чичерин: «Правом определяется область свободы человека, возможность реализацию его целей совместить со свободою других».

в) Флорентин: « Liberatas est naturalis facultas eius, quod cuique facere libet, nisi si quid vi aut iure prohibetur» (Свобода это естественная возможность каждого делать, что он хочет, но не прибегая к насилию и не нарушая закон).

г) «Nulla regula sine exceptione» (нет правила без исключения).

3. Прокомментируйте следующие нормативные положения:

а) Конституция РФ ст.2: «Человек. Его права и свободы являются высшей ценностью. Признание. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

б) Всеобщая декларация прав человека 1948г. (ст.2): «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете».

Заполните таблицы:

Таблица № 1 .«Поколения прав человека»

Таблица № 2. «Вида правового статуса личности»

Поверьте свои знания:

1. В структуру правового статуса личности входит:

а) национальность; б) религиозная принадлежность;

в) законный интерес; г) место жительства

2. Студент» относится к … (?) правовому статусу личности:

а) общему; б) профессиональному; в) отраслевому; г) специальному

3. Содержанием юридической обязанности является:

a) удовлетворение материальных и духовных благ;

б) мера возможного поведения;

в) мера должного поведения;

г) защита своего интереса

4. Установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения называется:

а) профессиональным правовым статусом; б) субъективным правом;

в) правовым статусом личности; г) юридической обязанностью

5. Пол, возраст, семейное положение и иные характеристики фиксирует … (?) правовой статус личности.

а) конституционный; б) общий; в) родовой; г) индивидуальный

6. Взаимная ответственность государства и личности характерна для:

а) правового государства; б) рабовладельческого государства;

в) правового статуса личности; г) местного самоуправления

7. Юридически закрепленное положение личности в обществе – это:

а) дееспособность; б) правовой статус;

в) правоспособность; г) правосубъектность

8. Элементы, не относящиеся к общим гарантиям правового статуса личности:

а) экономические; б) силовые; в) социальные; г) политические.

9. Правовой статус личности – это:

а) юридически закрепленное положение субъекта в обществе;

б) признанные законодательством права субъекта;

в) полномочия государственных органов и должностных лиц;

г) гражданство субъекта;

д) презумпция невиновности

10 . Основные виды правового статуса личности:

а) статус физических лиц, статус юридических лиц, статус депутата;

б) индивидуальный статус, гражданско-правовой статус;

в) конституционный статус, специальный статус, индивидуальный статус;

г) статус лиц без гражданства, беженцев, статус российских граждан, находящихся за рубежом;

д) общий статус, профессиональный статус, должностной статус.

11. В чем выражается взаимная ответственность государства и личности:

а) ограничение политической власти;

б) ответственность Правительства перед представительными органами;

в) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц;

г) импичмент президента;

д) во всем вышеперечисленном.

12. Положение о правах человека могут существовать во внутригосударственном законодательстве в виде:

а) декларация прав и свобод; б) раздела (главы) конституции;

в) положение отрасли законодательства, отдельных законодательных актов;

г) во всех перечисленных видах.

13. Основное положение прав человека в российском законодательстве отражены:

а) в Конституции России; б) в Декларации прав человека и гражданина;

в) в Меморандуме о правах человека; г) в Кодексе прав человека.

14. Основное значение Всеобщей декларации прав человека состоит:

а) в уточнении исторических документов о правах человека;

б) в формулировке прав и свобод человека, которые рассматриваются как универсальные образцы, стандарты для народов мира;

в) в систематизации идей о правах и свободах человека;

г) в закреплении руководящей роли государства.

15. Права человека - это:

а) исключительная льгота, предоставляемая кому-либо в отличие от других;

б) узаконенная возможность что-то делать, удовлетворять свои потребности;

в) отсутствие каких-либо ограничений.

16. Укажите правовые документы, закрепляющие права I поколения:

а) Французская Декларация 1789;

б) Конституция России 1993;

в) Всеобщая декларация прав человека.

17. Укажите документы, закрепляющие права II поколения:

а) Конституция СССР 1936;

б) Конституция штата Верджиния;

в) Международный пакт о социальных и экономических правах.

18. Появление III поколения прав человека связано с:

а) борьбой буржуазии за личную свободу;

б) борьбой широких народных масс за возможности удовлетворения индивидуальных интересов;

в) с падением мировой колониальной системы.

19. Универсальные, стандартные права человека являются результатом деятельности:

а) ООН; б) Совет Европы; в) Содружеств различных государств.

20. Субъектом коллективных прав человека является:

а) человек; б) общность (социальная); в) государство.