Матрица tn va ips сравнение. Типы матриц телевизоров: отличия, преимущества, недостатки

Приветствую всех, уважаемые читатели блога сайт. Эта небольшая заметка будет ответом на вопрос о том, какая матрица для монитора лучше, TN или IPS, а может быть *VA? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо знать плюсы и минусы каждого из типов матриц. А у каждого типа матрицы они есть, эти плюсы и минусы, поэтому придется задать наводящий вопрос - "для каких целей вам необходим монитор?".

Если вам нужен монитор для игр, тогда идеально подойдет TN матрица , у нее наименьшее время отклика (задержка), что очень положительно сказывается на ощущениях от игрового процесса. Еще одним неоспоримым преимуществом таких матриц является их дешевизна, это самые дешевые из всех типов матриц и поэтому самые распространенные. Недостатками являются весьма скромные углы обзора, при которых изображение еще не инвертируется (выцветает), посредственная (по сравнению с IPS, *VA) цветопередача, невысокая контрастность, невозможность получения идеально черного цвета.

Если вы фотограф/дизайнер, занимаетесь видео-монтажом, просто любите естественные цвета при работе за компьютером - тогда IPS или *VA будут отличным выбором. Мониторы с такими матрицами стоят значительно дороже, но взамен вы получаете то, что не может дать ни одна TN матрица. IPS и матрицы семейства *VA (PVA или MVA) очень похожи, все они обладают высокими углами обзора и приличной цветопередачей, однако различия все же есть и они довольно существенные.

Начнем с того, что среднестатистический IPS обладает худшим временем отклика, по сравнению с *VA. Хотя и существуют разновидности, такие как: E-IPS (увеличены углы обзора, сокращено время отклика до 5 мс), AH-IPS (улучшена цветопередача и уменьшен минимально допустимый размер пикселя) и еще много других разновидностей. Еще одним недостатком IPS является невозможность получения реалистичного черного цвета, так же как и на TN, черный цвет в них больше похож на темно серый. Но несмотря на все это мониторы с IPS матрицами (и их разновидностями) подходят для игр и просмотра фильмов.

Что касается *VA матриц, они являются чем-то средним между TN и IPS, стоят они, как правило, дешевле IPS, но при этом могут похвастаться лучшим временем отклика, большей равномерностью подсветки на черном фоне, и черный цвет на *VA - действительно черный. Однако, не все так гладко. Углы обзора на таких матрицах похуже чем в IPS, как и цветопередача, но далеко не факт, что это различия будут заметны на глаз, по крайней мере не всем. Как в случае с IPS, у *VA тоже есть разновидности, в которых некоторые показатели улучшены, по сравнению с обычным *VA. Наиболее популярные из них: MVA (решена проблема с отображением цвета при просмотре видео под углом) и PVA (уменьшено время реакции пикселя). Мониторы с *VA тоже отлично подходят для игр и фильмов.

Модуль поиска не установлен.

Жидкокристаллические дисплеи(технологии IPS, MVA, PVA)

Сергей Ярошенко

При создании LCD-дисплеев используют три основные технологии: TN + film, IPS и MVA. Поскольку технология TN + film была подробно рассмотрена в предыдущей статье, то основное внимание уделим ее технологическим конкурентам.

Технология TN + film

Twisted Nematic + film (TN + film). Часть "film" в названии технологии означает дополнительный слой, применяемый для увеличения угла обзора (ориентировочно до 160°). Это самая простая и самая дешевая технология. Она существует достаточно давно и используется в большинстве проданных за последние несколько лет мониторов.

Достоинства технологии TN + film:
- низкая стоимость;
- минимальное время отклика пикселя на управляющее воздействие.

Недостатки технологии TN + film:
- средняя контрастность;
- проблемы с точной цветопередачей;
- сравнительно небольшие углы обзора.

Технология IPS

В 1995 году компанией Hitachi была разработана технология In-Plane Switching (IPS), предназначавшаяся для избавления от недостатков, присущих панелям, изготовленным по технологии TN + film. Маленькие углы обзора, весьма специфичные цвета и неприемлемое (на тот момент) время отклика подтолкнули компанию Hitachi к разработке новой технологии IPS, давшей хороший результат: приличные углы обзора и хорошую цветопередачу.

В IPS-матрицах кристаллы не образуют спираль, а поворачиваются при приложении электрического поля все вместе. Изменение ориентации кристаллов помогло добиться одного из основных преимуществ IPS-матриц - углы обзора удалось увеличить до 170° по горизонтали и вертикали. Если к матрице IPS не приложено напряжение, молекулы жидких кристаллов не поворачиваются. Второй поляризационный фильтр всегда повернут перпендикулярно первому, и свет через него не проходит. Отображение черного цвета является идеальным. При выходе из строя транзистора "битый" пиксель для панели IPS будет не белым, как для матрицы TN, а черным. При приложении напряжения молекулы жидких кристаллов поворачиваются перпендикулярно своему начальному положению параллельно основе и пропускают свет.


Первое что нужно решить, для каких именно целей, в большей мере, будет использоваться монитор. Здесь не обойтись без поверхностного ознакомления с существующими видами матриц жидкокристаллических мониторов. Существует как минимум три основных вида жидкокристаллических матриц мониторов.


Матрица - это массив пикселей, пропускающих и фильтрующих свет. Это основная часть ЖК-монитора и она определяет 90% его качества. Современные ЖК-мониторы оснащаются тремя различными типами матриц, каждый тип вне зависимости от конкретной модели имеет одинаковые достоинства и недостатки по отношению друг к другу, от конкретной модели зависит только выраженность этих качеств и недостатков.


1) TN - самый старый и дешевый в производстве тип матриц, для него характерно минимальное время отклика, относительно плохая цветоподача, маленькие углы обзора с заметным искажением цветов при изменении угла наблюдения (особенно по вертикали - «эффект негатива»), невысокая контрастность, серый «чёрный» цвет. Хорошо подходит для динамичных игр, если, конечно, цветоподача конкретной модели находится на приемлемом для виртуальных развлечений уровне.


2) VA (MVA, PVA и прочие названия с -VA) - время отклика пикселя большее, чем на TN, но при этом достаточно хорошая цветоподача, большие углы обзора без существенного искажения цветов при изменении угла наблюдения, высокая контрастность, по цене дороже TN. Можно сказать, золотая середина, подходит для всего и имеет относительно невысокую цену.


3) S-IPS - большее время реакции матрицы, чем на VA и, соответственно, TN, но при этом отличная цветоподача, почти идеальные углы обзора (практически без видимых искажений цветов при уменьшении угла наблюдения), хороший контраст, очень дорого. Наилучшим образом подходит для всего, где не важен быстрый отклик пикселя. Однако на рынке уже начинают появляться модели S-IPS-мониторов с относительно малым временем отклика, на которых применена технология overdrive, которые хоть и не способны конкурировать с TN и VA (на которых применён овердрайв) по параметру времени отклика, но уже позволяют комфортно использовать такой монитор и для требовательных областей применения (игр), правда, и за достаточно большую, порой неоправданно цену.

Использование монитора

1. Монитор для игр. Оптимальный вид матрицы – TN учитывая время отклика пикселя. Профессионально работать с графическими программами на нём не рекомендуется. Для игр (геймеров) такой параметр как «время отклика пикселя» является одним из основных. Если время отклика пикселя будет слишком большим, то мы будем видеть так называемый «шлейф», то есть размазывание картинки в динамических сценах (игры и просмотр фильмов). Минимально допустимая величина отклика пикселя для современных игр равна 7–8 миллисекундам, оптимальное 2–5 мс, то есть для игр, чем меньше это число, тем лучше. Соответственно чем меньше это число, тем монитор дороже. Хотя, не могу не сказать о том, что фактически наш глаз уже не воспринимает разницы между 2 мс и 5 мс, поэтому в этом случае можно задаться вопросом – зачем платить больше? Есть ещё один интересный нюанс, связанный с далеко необъективными параметрами указанными в тех паспорте. Дело в том, что время отклика может отличаться в зависимости от применённого стандарта. Любая фирма заинтересована продать свою продукцию подороже, указывая при этом максимальные параметры согласно выгодным стандартам. В результате мы получаем, что для игр и просмотра фильмов вполне достаточно 2–5 мс.

2. Монитор для работы с графическими программами (так же существует определение – монитор для «статики»). Данный вид монитора адаптирован в большей степени для работы со статическими объектами и в меньшей степени для просмотра фильмов и игр. В большинстве случаев его покупаю дизайнеры, художники, фотографы, люди работающие со статической графикой. Оптимальный вид матрицы - S-IPS (так же PVA, но в меньшей степени). Как уже упоминалось данный вид матрицы S-IPS самый медленный и вероятно, для игр и просмотра видео (тем более в BD и HD качестве) подходит хуже всего, так же это вид монитора самый дорогой.

3. Универсальный монитор может использоваться как для игр, так и для графической работы, но необходимо отметить, что оптимальную середину найти бывает достаточно сложно. Всё равно продеться чем-то жертвовать, решая, что важнее, хорошая игра и просмотр фильма высокого качества или работа с графикой. Оптимальный вид матрицы - VA (MVA, PVA и прочие названия с -VA).

Разделение мониторов на эти три вида условно, поскольку у каждой модели свои параметры от которых и следует отталкиваться при выборе монитора.

Основные технические показатели монитора.

1. Типы матриц - технология, по которой изготовлен ЖК-дисплей; основные – TN (TN+film), IPS, MVA/PVA.

2. Время отклика (время реакции матрицы) - минимальное время, необходимое пикселю для изменения своей яркости, чем оно меньше, тем лучше. Определяется в миллисекундах (мс).

3. Разрешение - горизонтальный и вертикальный размеры, выраженные в пикселях. В отличие от ЭЛТ-мониторов, ЖК имеют одно фиксированное разрешение, остальные достигаются интерполяцией.

4. Размер точки (размер пикселя) - расстояние между центрами соседних пикселей. Непосредственно связан с физическим разрешением.

5. Соотношение сторон экрана (пропорциональный формат) - отношение ширины к высоте (5:4, 4:3, 3:2 (15÷10), 8:5 (16÷10), 5:3 (15÷9), 16:9 и др.)

6. Контрастность - отношение яркостей самой светлой и самой тёмной точек при заданной яркости подсветки. В некоторых мониторах используется адаптивный уровень подсветки с использованием дополнительных ламп, приведённая для них цифра контрастности (так называемая динамическая) не относится к статическому изображению.

7. Яркость - количество света, излучаемое дисплеем, обычно измеряется в канделах на квадратный метр.

8. Угол обзора - это максимальный угол, с которого зритель способен различить четкое изображение на экране ЖК-монитора.

9. Диагональ монитора (размер) - это длина диагонали по внешним углам экрана. Определяется в дюймах - 1 дюйм = 2,54 см.

Статья будет дополняться.

01. 07.2018

Блог Дмитрия Вассиярова.

IPS или VA — взвешиваем все плюсы и минусы

Доброго времени суток моим подписчикам и новым читателям этого интересного блога. Тема жидкокристаллических мониторов требует обязательного освещения еще одного конкурентного противостояния, и сегодня я представлю вам информацию, которая поможет определить: что лучше IPS или VA матрица.

Хотя данная задача не из легких, ведь такого значительного отличия, как в случае вы здесь не обнаружите. Но обо всем по порядку, который у нас уже отработан и начинается с истории и продолжается технологическими нюансами.

Идея использовать свойство жидких нематических кристаллов под воздействием электричества изменять поляризацию светового потока сначала получила коммерческую реализацию в экранах с TN матрицей. В ней каждый луч, идущий от подсветки к RGB фильтрам пикселя, проходил через модуль, который состоял из двух поляризационных решеток (ориентированных перпендикулярно для блокировки света), электродов и расположенного внутри кристалла со скрученной структурой расположения молекул (Twisted Nematic — TN).

Безусловно, появление в конце 80-х годов конкурента в лице тонкого, плоского экрана и с высоким разрешением, отсутствием мерцания и с низким энергопотреблением являлось, по-сути, технологической революцией. Но, к сожалению, по самому главному критерию (качество изображения) ЖК панели существенно проигрывали с ЭЛТ дисплеям. Именно это заставило ведущие компании совершенствовать технологию активных TFT матриц.

Современные технологии с 20-и летней историей

Переломным стал 1996, когда сразу несколько компаний представили свои разработки:

  • Hitachi разместила оба электрода со стороны первого поляризационного фильтра и поменяла ориентацию молекул в кристалле, скоммутировав их в плоскости (In-Plane Switching). Технология получила соответствующее название .
  • Нечто аналогичное придумали специалисты из NEC, они не заморачивались с названием обозначив свою инновацию просто SFT — super fine TFT (возможно, поэтому формулировка Хитачи оказалась более живучей, и в дальнейшем стала обозначением целого класса матриц).
  • Fujitsu пошла другим путем, минимизировала размеры электродов и поменяла направление их силового поля. Это было необходимо для того чтобы эффективно управлять вертикально сориентированными (Vertical Alignment – ) молекулами кристалла, которые приходилось разворачивать намного сильнее чтобы полностью пропустить (или максимально перекрыть) луч света.

Новые технологии отличались от TN тем, что в неактивном положении луч света оставался блокированным. Визуально это проявлялось в том, что битый пиксель теперь выглядел не светлым, а темным. Но чтобы перейти к другим кардинальным изменениям в технологиях, стоит отметить, что инновации не были идеальными. IPS и VA матрицы дорабатывались и совершенствоваться с участием ведущих электронных корпораций.

Наибольшую активность в этом проявляют Sony, Panasonic, LG, Samsung и, конечно, сами компании-разработчики. Благодаря им мы имеем множество вариаций IPS (S-IPS, H-IPS, P-IPS IPS-Pro) и две основные модификации VA технологии (MVA и PVA), каждая из которых имеет свои особенности.

Достоинства, которые важнее недостатков

Об истории развития технологий необходимо было написать, чтобы вы понимали: рассматривать IPS и VA матрицы мы будем в их усовершенствованном варианте. Определять в чем разница между ними я буду по основным критериям к качеству изображения и по особенностям эксплуатации:

  • Усложнение процесса изменения ориентации молекул жидкого кристалла в IPS и, еще в большей степени, в VA матрице повлекло за собой увеличение времени отклика и повышение энергозатрат. По сравнению с TN технологией они обе стали «тормозить» в динамических сценах, что выразилось в появлении шлейфа или размытости. Это существенный минус для VA мониторов, но, справедливости ради, стоит отметить, что по времени отклика IPS не намного лучше;
  • В принципе, то же самое можно сказать и об энергопотреблении матрицы. Но если в целом рассматривать ЖК монитор, в котором 95% электроэнергии потребляется подсветкой, то разницы по этому показателю между VA и IPS вообще не существует;
  • Теперь перейдем к параметрам, которые удалось существенно улучшить после внесения изменений в технологию активной ЖК матрицы. И начнем с угла обзора, который стал существенным достоинством, особенно в IPS экранах (на уровне 175º). В VA мониторах, даже после существенных доработок удалось достичь величины 170º, и то, при боковом просмотре качество изображения падает: картина тускнет и пропадает детализация в тенях;

  • Контрастность это один из критериев, по которому выбирают для использования в освещенном помещении, и если вы не собираетесь вести исключительно ночной образ жизни, то на нее стоит обратить внимание. Вы не забыли о том, что молекулы жидкого кристалла в VA матрице способны плотнее перерывать свет? Вместе со специфической формой решетки пикселя это обеспечивает в них наиболее глубокий черный цвет, а вместе с ним и наилучшую контрастность из всех ЖК мониторов. В IPS экранах этот показатель немного хуже, но все равно они демонстрируют отличный результат по сравнению с TN технологией;

  • Аналогичная ситуация и с яркостью. Обе матрицы по данному критерию намного лучше, чем TN, но в личном соревновании явным лидером являются VA мониторы. Опять-таки, из-за способности кристалла обеспечивать лучу света максимальную пропускную способность;
  • И чтобы закончить сравнение на приятной нейтральной ноте я расскажу о цветопередаче. И в VA, и в IPS она просто великолепная. Все потому, что наряду с отличной контрастностью для получения оттенка используется красный, зеленый и синий пиксель, яркость которого может определяться 8-и (а в новых моделях и 10-и) битным кодированием. В итоге это позволяет в обеих технологиях получить более 1 млрд. оттенков и сравнение здесь неуместно.

Если вы успели заметить, я стараюсь не использовать ценовой критерий при определении лучшей матрицы. Все потому, что разница несущественна, а докупить нужную функцию невозможно. Тем более, вы сами знаете: есть разные бренды, имя которых явно влияет на ценник.

Теперь перейдем практике, ведь я надеюсь, что многие из вас читали эту статью с конкретной целью: выяснить, что лучше IPS или VA матрица и какой экран покупать? Учитывая вышеперечисленные плюсы и недостатки этих технологий можно сделать следующие выводы:

  • Оба типа матриц выдают отличную картинку и используются в топовых моделях мониторов и телевизоров;
  • Любителям поиграть в шуттеры и гонки стоит отдать предпочтение IPS технологии;
  • Если экран работает на улице или в освещенной комнате – берите VA;
  • Если экран просматривается с разных точек – выбор в пользу IPS;
  • Нужно четкое отображение деталей (офисные документы, чертежи, диспетчерские схемы) – возьмите VA монитор.

В реальности приходится учитывать несколько факторов, поэтому каждый делает свой выбор экрана по типу матрицы.

На этом мой затянувшийся рассказ подошел к концу.

Я буду рад, если предоставленная мной информация оказалась для вас полезной. На этом буду заканчивать.

До свиданья, всем удачи!

Мониторы с разными типами матриц

Сейчас настала эра жидкокристаллических моделей, которые (по заявлению производителей) «совершенно безопасны». Однако это не совсем так. Здесь все зависит от типа матрицы, которая используется в дисплее. Некоторые из них действительно обеспечивают качественную цветопередачу и почти не влияют на глаза юзера. Но есть и другие. Выбор монитора с правильной матрицей может положительно сказаться не только на общем комфорте, но и на здоровье человека. А значит, пренебрегать этим нельзя. Лучше немного переплатить, но получить качественный продукт.

Какие типы матриц бывают?

Читайте также: Мониторы со звуком: ТОП-15 моделей 2017 года

Матричный монитор

В годы засилья ЭЛТ ящиков не было таких «заморочек» по поводу матриц и прочего. Это потому, что в те времена даже не существовало понятия «матрица» . Но теперь все изменилось. И производители выпускают разнообразные модели с различной начинкой.

  • TN+Film. Самый популярный тип, который используется в подавляющем большинстве современных бюджетных дисплеев
  • IPS и его производные. Более качественные матрицы, которые широко используются профессионалами.
  • VA. Тип матриц, применяемых в дисплеях среднего ценового сегмента. Какими-то выделяющимися особенностями не отличается
  • PLS . Нечто похожее на IPS, но использующее более передовые технологии. Также успешно применяется дизайнерами и графиками
  • OLED . Самый крутой (но немного недоработанный) тип. Отличается превосходной цветопередачей и широкими углами обзора. Однако есть и серьезные недостатки (о них далее)

Все вышеперечисленные варианты являются основными. В продаже существуют и модификации существующих матриц, но они не заслуживают особого внимания, так как не сильно отличаются от оригиналов по характеристикам. А теперь подробнее о каждом типе.

TN+Film

Читайте также: АОС G2460PF монитор для настоящих геймеров. Обзор 2017 года + Отзывы

TN монитор

Эти матрицы появились первыми. Они пришли на смену устаревшим CRT технологиям (ЭЛТ). На данный момент они отличаются дешевизной, так как процесс производства таких матриц весьма прост (по сравнению с другими).

Отличительными особенностями TN являются малое время отклика матрицы и неплохие горизонтальные углы обзора. Вот с вертикальными – беда. Если неправильно повернуть монитор, то цвета даже могут инвертироваться.

Также не очень привлекателен в таких моделях цветовой охват. В дешевых матрицах он не составляет даже 70% sRGB. А это уже довольно серьезно. При такой цветопередаче нормально работать с изображениями не получится.

Максимальной яркости подсветки тоже недостаточно. Мониторы с такой матрицей могут успешно использоваться только в помещениях. Прямых солнечных лучей они не выдерживают. И это еще один минус.

Преимущества TN:

  • низкая стоимость
  • малое время отклика
  • возможность применения в сложных условиях
  • идеальный вариант для игр
  • хорошие углы обзора по горизонтали
  • долговечность
  • отличная контрастность

Недостатки TN:

  • никакая цветопередача
  • недостаточная яркость
  • плохие углы обзора по вертикали
  • устаревшая технология
  • недостаточная насыщенность черного цвета

Плюсов и минусов у этих матриц примерно одинаковое количество. Однако никто не будет опровергать тот факт, что данная технология уже устарела. Но такие мониторы прочно обосновались в сегменте продуктов для геймеров.

Профессионалам этим морально устаревшие матрицы ни к чему , а вот среднестатистические пользователи и профессиональные киберспортсмены до сих пор на них сидят. Но у последних модифицированные варианты. И цена на них начинается от 500 долларов.

IPS

Читайте также: IPS матрица: что это такое? Обзор технологии + Отзывы

IPS монитор

На данный момент IPS-мониторы широко распространены даже в бюджетном сегменте. Но на заре этой технологии такие устройства могли себе позволить только очень обеспеченные пользователи. Однако времена изменились.

VA монитор

Матрицы VA появились уже после IPS. В них производители постарались исправить недочеты предыдущих поколений, однако не все прошло гладко. В настоящее время VA мониторы составляют ничтожно малый процент на рынке и не пользуются большой популярностью.

Тем не менее, эти матрицы могут похвастаться изумительной контрастностью (черный выглядит так, как ему полагается), отличными углами обзора, хорошей цветопередачей и отсутствием вредного излучения.

Однако время отклика матрицы оставляет желать лучшего. Причем оно еще и динамическое: увеличивается в зависимости от начального и конечного состояния пикселя. Это делает такие дисплеи вовсе непригодными для игр и динамических сцен в фильмах.

Однако профессионалы, работающие с графикой, вполне довольны таким положением вещей. Именно они и являются основными покупателями мониторов на VA матрицах. Им главное – адекватный черный цвет. И он здесь есть.

Преимущества VA:

  • полная цветопередача
  • очень высокая контрастность
  • реалистичный черный цвет
  • отсутствие нагрузки на глаза
  • возможность применения в профессиональных сферах
  • отличные углы обзора (как горизонтальные, так и вертикальные)
  • высокая яркость
  • хорошая плотность пикселей на дюйм

PLS монитор

Матрицы типа PLS практически ничем не отличаются от IPS, хоть и были придуманы гораздо больше. За основу была взята именно эта технология. Поэтому и характеристики у обеих матриц примерно равные.

Главным отличием PLS от IPS является черный цвет. У PLS он намного насыщеннее. Это все из-за высокой контрастности. Но в остальном – это точная копия продукта десятилетней давности. Даже исследования матриц под микроскопом не выявили никаких отличий.

PLS мониторы активно скупаются дизайнерами, профессионалами в обработке видео и такими же пользователями. Они отлично подходят для обработки изображений, так как обладают отменной цветопередачей.

Справедливости ради стоит сказать, что эти дисплеи больше приспособлены к динамическим играм, чем IPS. Они с легкостью выдают качественную картинку даже при 120 кадрах в секунду. А это о многом говорит.

Преимущества PLS:

  • отличная цветопередача
  • высокая контрастность
  • реалистичный черный
  • широкие углы обзора
  • нормальная работа при отображении динамических сцен
  • яркая подсветка
  • приличное количество пикселей на дюйм (плотность PPI)

Недостатки PLS:

  • высокая цена
  • очень трудно найти в рознице
  • недолговечность

Трудно сказать, какое будущее ожидает PLS мониторы. С одной стороны, они немного лучше, чем те же IPS. Но стоят ощутимо дороже. Поэтому вряд ли они обретут высокую популярность. Особенно, если учесть тот факт, что в последнее время IPS дисплеи заметно подешевели.

Если стоит выбор между PLS и IPS , то лучше выбрать последний. У этой технологии есть будущее. А вот что будет в дальнейшем с PLS матрицами – неизвестно. Возможно, проект и вовсе свернут. Как не рентабельный.