Музыкальное сопровождение. Планируемые метапредметные результаты. Необходимые основы для подбора аккомпанемента

Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение мелодии. Аккомпанемент появился вместе с барабанами и бубнами. Ритмичные удары, были первой формой музыкального сопровождения. Позже, за аккомпанемент отвечали древние струнные инструменты.

Музыкальное сопровождение бывает нескольких видов. Гармоническое, аккордами, контрапунктическое, то есть наравне с сопровождаемой мелодией, партии сохраняют самостоятельность.

Для акустической гитары характерен аккомпанемент , состоящий из аккордов для шестиструнной гитары или любой другой. Как раз, обучиться такому аккомпанементу можно, по самоучителю игры на гитаре выложенному на сайте.

Зачастую все начинающие гитаристы начинают осваивать акустическую гитару с аккомпанемента, потому что музыкальное сопровождение освоить относительно легче.

Большинство текстов песен с аккордами, представленные в Интернете, подходят как раз, для аккомпанемента. Это могут быть упрощенные варианты или различные аранжировки . А для качественного исполнения песен, необходимо несколько музыкальных инструментов.

Но учиться можно и по таким вариантам песен.

Следует заметить, что аккомпанемент существенно отличается от игры ансамбля. Так как в ансамбле каждый музыкальный инструмент играет свою партию, а аккомпанемент один для всех.

Также, исполнять музыкальное сопровождение могут несколько инструментов одновременно.

Музыкальное сопровождение и аккомпанемент

Многие композиторы, пишут музыку, специально для исполнения с аккомпанементом.

Поэтому, получается интересное переплетение музыкального сопровождения и мелодии. Они то спорят между собой, то сливаются воедино, то дополняют друг друга.

Музыкальное сопровождение не является фоном, в простом смысле. Аккомпанемент помогает полностью раскрыть произведению. Музыкальное сопровождение и мелодия друг без друга не могут показать всего того, что задумал автор произведения.

Иногда аккомпанемент очевиден, и его легко выписать и исполнить, а бывает, аккомпанемент настолько тесно переплетается с мелодией, что отличить, где музыкальное сопровождение, а где соло, без опыта очень трудно.

Поэтому, относятся к аккомпанементу очень серьезно.

При всем вышесказанном, музыкальное сопровождение все же, имеет роль второго плана.

Урок музыки. 2 класс.

Тема урока: «Мелодия и сопровождение в песне».

Цель: дать понятие о единстве, взаимосвязи и различиях мелодии и сопровождения в песне.

Ø Познакомить с термином «мелодия», его содержанием, особенностями песенной мелодии, ее отличием от сопровождения;

Ø Дать понятие о значении мелодии и сопровождения в песне, научить отличать мелодию от сопровождения;

Ø Продолжить работу над песней «Савка и Гришка», чистотой интонирования, выравниванием звучания;

Ø Повторить пройденный теоретический материал о песне как музыкальном жанре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КУ «Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа 8 вида».

Урок музыки и пения.

«Мелодия и сопровождение в песне»

2 класс.

Подготовила:

Учитель музыки

Туева О.Ю.

2013г.

Урок музыки. 2 класс.

Тема урока: «Мелодия и сопровождение в песне».

Цель: дать понятие о единстве, взаимосвязи и различиях мелодии и сопровождения в песне.

Задачи:

  • Познакомить с термином «мелодия», его содержанием, особенностями песенной мелодии, ее отличием от сопровождения;
  • Дать понятие о значении мелодии и сопровождения в песне, научить отличать мелодию от сопровождения;
  • Продолжить работу над песней «Савка и Гришка», чистотой интонирования, выравниванием звучания;
  • Повторить пройденный теоретический материал о песне как музыкальном жанре.

Ход урока.

  1. Музыкальное приветствие: «Колокольчик нам поет,

На урок нас всех зовет,

Значит, нам пора начать урок».

  1. Подготовка голосового аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

  • Упражнения для челюсти, губ, языка.
  • Медленное с постепенным ускорением опускание нижней челюсти;
  • Боковые движения челюсти;
  • Упражнения для губ: «трубочка - улыбка», «удивление- радость»;
  • Упражнения для языка: «иголочка», «часики», «качели», «сладкое варенье», «постучись»;
  • Чистоговорки: «У водопада водопой»

« Не бывает улова у ленивого рыболова»

«В воротах вратарь, на воротах ворона

Ну и ворона- вратарь».

  • Распевки: «Скок-скок», «Барашеньки»- нисходящий квартовый звукоряд поступенно вверх.
  1. Пение. Продолжение работы над песней «Савка и Гришка».

Повторение 1 куплета песни – работа над дикцией, унисоном, чистотой интонирования, ритмической организацией.

Разучивание 2 куплета песни – прослушивание, начало разучивания.

Пение знакомых песен. «Веселые путешественники»- работа над четкой артикуляцией.

  1. Повторение.
  1. Новая тема.

Самое важное в песне - это мелодия. «Душой музыкального произведения назвал мелодию Д.Д.Шостакович. Как «самую существенную сторону музыки» определил ее С.С.Прокофьев.

Греческое слово MELODIA означает пение песни. В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передавать различные образы, чувства и настроения. Есть музыкальные произведения (народные песни), которые состоят из одной только мелодии. Характерные особенности мелодии – простота в мелодическом и ритмическом плане, возможность исполнить мелодию без музыкального сопровождения. В профессиональной музыке мелодию дополняют другие компоненты - гармония, инструментовка. Это музыкальное сопровождение называется аккомпанемент, т.е. аккомпанемент- это все сопровождающие голоса в песне или другом произведении с ведущей ролью мелодии.

  1. Слушание музыки.

Прослушивание народной песни «Во поле береза стояла» в сольном исполнении, в сопровождении вокального ансамбля, в сопровождении оркестра народных инструментов. Прослушивание детских песен в одноголосном инструментальном исполнении (мелодия) и с инструментальным сопровождением (с аккомпанементом). Определение приоритетности мелодии по отношению к аккомпанементу.

  1. Подведение итогов урока. Оценки.

Любую песню будет петь, если исполнителю предложить поддержку в виде аккомпанирующего инструментального сопровождения. Что называется аккомпанементом? Аккомпанемент – это гармоническое сопровождение песни или инструментальной мелодии. В статье мы поговорим о том, как подобрать аккомпанемент к песне .

Для того чтобы подобрать аккомпанемент, необходимо руководствоваться двумя основными правилами-принципами, которые используются при написании музыки. Первое: абсолютно любое произведение подчиняется определённым музыкальным закономерностям. И второе: эти закономерности с лёгкостью могут быть нарушены.

Необходимые основы для подбора аккомпанемента

Что нам понадобится, если мы решили подобрать аккомпанемент к песне? Во-первых, сама вокальная мелодия песни – она должна быть записана нотами, или, по крайней мере, нужно научиться хорошо её проигрывать на инструменте. Эту самую мелодию придётся проанализировать и в первую очередь разобраться, в какой тональности она написана. , как правило, точнее всего определяется по последнему аккорду или ноте, заключающей песню, также почти всегда тональность песни можно установить уже по самым первым звукам её мелодии.

Как подобрать аккомпанемент к песне?

Непосредственно, перед тем как подобрать аккомпанемент к песне, необходимо несколько раз прослушать её полностью и разбить на части, то есть, например, на куплет, припев и, может быть, проигрыш. Эти части хорошо отделяются друг от друга, потому как образуют некие гармонические циклы.

Гармоническая основа современных песен в большинстве случаев однотипна и проста. В основе её структуры обычно лежит цепочка повторяющихся отрезков, называемых «квадратами» (то есть ряды повторяющихся аккордов).

Следующий шаг подбора заключается в том, чтобы выявить эти самые повторяющиеся цепочки аккордов сначала в куплете, затем в припеве. Определить тональность песни, опираясь на основной тон, то есть ноту, от которой строится аккорд. Затем следует найти её на инструменте в низких звуках (басах), чтобы сливалась с аккордом в подбираемой песне. От найденной ноты следует строить всё созвучие. Данный этап не должен вызвать трудностей, так, например, основным тоном была определена нота «До», то аккорд будет либо минорным, либо мажорным.

Итак, с тональностью всё решено, теперь пригодятся знания об этих самых тональностях. Следует выписать все её ноты, и, опираясь на них построить аккорды. Прослушивая песню далее, определяем момент смены первого созвучия и, меняя поочерёдно нашей тональности, подбираем подходящий. Следуя данной тактике, подбираем дальше. В какой-то момент можно заметить, что аккорды начинают повторяться, так что подбор пойдет гораздо быстрее.

В некоторых случаях авторы музыки меняют тональность в одном из куплетов, не стоит пугаться, в основном это понижение на тон или полтона. Так что следует также определить басовую ноту и от неё построить созвучие. А последующие аккорды следует транспонировать в нужную тональность. Дойдя до припева, руководствуясь той же самой схемой подбора , решаем поставленную задачу. Второй и последующие куплеты, скорее всего, будут исполняться теми же аккордами, что и первый.

Как проверить подобранный аккомпанемент?

По окончании подбора аккордов, следует проиграть произведение от начала до конца одновременно с записью. Если где то слышится ошибочный аккорд, отметить место, не останавливая игру, и вернуться к этому месту после завершения произведения. Подобрав нужное созвучие, вновь проиграть произведение, пока игра не будет звучать идентично оригиналу.

Вопрос, как подобрать аккомпанемент к песне, не будет вызывать осложнения, если время от времени повышать свою музыкальную грамотность: научиться, не только читать ноты, но и разобраться с тем, какие бывают аккорды, тональности и т.д. Постоянно нужно стараться тренировать слуховую память, посредством игры известных произведений и подбора новых, начиная от простых и заканчивая подбором сложных композиций. Все это в определённый момент позволит достичь серьёзных результатов.

Если внимательно вслушиваться в музыкальное произведение, можно легко различить присутствие двух компонентов – мелодии и аккомпанемента. Мелодия выступает в роли бесспорного лидера, яркого бриллианта, а фоновые аккорды, которые её сопровождают – в роли оправы. Красивый аккомпанемент обеспечивает гармоническое и ритмичное обрамление основного мотива, делает звучание глубоким и выразительным.

Важно уметь выделять сопровождающую часть, как при прослушивании современных эстрадных песен, так и классических пьес – это развивает слух и учит понимать построение произведения. Хороший эффект даёт исполнение составных элементов по отдельности: аккомпанемента - левой рукой, мелодии – правой.

Виды аккомпанемента на фортепиано

По роли в композиции, музыканты и профессиональные преподаватели выделяют следующие варианты аккомпанемента на пианино:

  • Опорный для исполнителя в ритмико-гармоническом плане;
  • Равноправный в сопоставлении с мелодией;
  • Необязательный (его можно опустить без ущерба музыке);

Если рассматривается сама фактура произведения, то по отношению к ней различают такие стили аккомпанемента на фортепиано, как:

  • Аккордовый – состоящий из аккордов, т. е. последовательностей звуков разной высоты. Может быть образован минорными, мажорными, уменьшенными аккордами, связанными между собой с помощью обращений. Этот, на первый взгляд, простейший аккомпанемент весьма многолик – его легко разнообразить, используя разные комбинации нот.
  • Остинато (с итал. «упрямый, упорный») – в основе лежит повторяющаяся с усиливающейся звучностью ритмическая фигура или мелодический оборот. Такие приемы, как остинато, отлично передают состояние нагнетаемой тревоги, напряжения, однако могут использоваться и с комической целью.
  • Арпеджио или разложенные аккорды – техника этого аккомпанемента предполагает исполнение аккордов на клавишных таким образом, что каждая нота в них звучит по очереди.

Как подобрать аккомпанемент к мелодии на фортепиано?

Многих начинающих музыкантов, недавно начавших брать уроки синтезатора или пианино, интересуют правила, по которым строится аккомпанемент песни.

  1. Определитесь с ладом, «настроением» композиции – бодрый и весёлый мажор или грустный, меланхоличный минор.
  2. Определите диапазон произведения – в какой тональности его играть.
  3. Подберите мелодию. Этот этап подойдёт для распевок: пропойте отчётливо каждую ноту мелодии, это позволит правильно подобрать её, не сфальшивив. К тому же, такой способ – отличная тренировка для голоса. Необязательно играть песню с самого начала, допускается выбрать наиболее лёгкую для подбора на слух часть – например, припев. Разложив рефрен «по полочкам», найти нужные аккорды аккомпанемента значительно проще.
  4. Следующий шаг – подбор сопровождения. Вам понадобятся знание разных аккордовых последовательностей. Вот одна из наиболее распространённых - тоника-субдоминанта-доминанта. Вообще, конкретному музыкальному стилю (джазу, фолку) соответствуют свои базовые аккордовые сочетания.
  5. Выберите фактуру и ритм аккомпанемента. Ориентируйтесь на характер произведения, его содержание. Если исполняете лёгкую, весёлую песню, целесообразно выбрать энергичное отрывистое стаккато. Если думаете, как играть сопровождение к лиричной грустной мелодии, остановитесь на мягко звучащем, переливчатом арпеджио.