На территории какого государства прорыт панамский канал. Панамский канал. История и факты

Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов, осуществлённых человечеством. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом в Западном полушарии и во всём мире, что обусловило его чрезвычайно высокое геополитическое значение. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. км до 9,5 тыс. км.

Узкий перешеек, соединяющий Северную и Южную Америку, ещё с 16-го века считался очень перспективным местом для создания кратчайшего пути между Атлантическим и Тихим океанами. В 19-м веке развитие технологий и необходимость в подобном пути достигли точки, в которой план создания канала через Панаму выглядел уже вполне реальным.

В 19-м веке развитие технологий и необходимость в подобном пути достигли точки, в которой план создания канала через Панаму выглядел уже вполне реальным.


1910 год. Карта планируемого канала.

Вдохновленная 10-летним строительством Суэцкого канала, международная компания La Société Internationale du Canal Interocéanique в 1879 году выкупила у инженера Уайза за 10 миллионов франков концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии, контролировавшего в то время Панаму.

Сбор средств для масштабного строительства возглавил Фердинанд Лессепс. Успех с Суэцким каналом помог ему собрать миллионы для нового проекта.

Вскоре после начала проектирования канала стало понятно, что реализовать это начинание будет гораздо труднее, чем выкопать канал на уровне моря через песчаную пустыню. Ведь предполагаемый маршрут прохождения, длиной 65 километров, проходил по каменистой и иногда гористой местности, при этом его пересекали мощные реки. И, самое главное, тропические болезни создавали огромные опасности для здоровья рабочих.

Тем не менее, оптимистичный план Лессепса предполагал строительство канала стоимостью 120 млн. долларов всего за 6 лет. 40-тысячный коллектив, почти полностью состоящий из работников из Вест-Индии, возглавили инженеры из Франции.


1885 год. Французские сотрудники Панамского канала позируют фотографу.

Строительство началось в 1881 году.


1885 год. Работники пришли получить заработную плату.

Опыт в Суэце был небольшой помощью. Вероятно, в долгосрочной перспективе было бы лучше, если бы в их прошлом не было Суэцкого канала.
Дэвид Маккалоу, «Путь между морями»


1885 год. Ямайские рабочие толкают тележку с землей вдоль узкоколейной железной дороги.

Проект обернулся катастрофой. Очень быстро стало очевидным, что постройка канала на уровне моря невозможна и что единственным работоспособным планом является строительство цепи шлюзов. При этом Лессепс упорно придерживался плана по постройке одноуровневого канала.


1900 год. Работники вручную ведут земляные работы.

Между тем работники и инженеры умирали от малярии, желтой лихорадки и дизентерии, а строительство прерывалось частыми наводнениями и оползнями. К тому времени, когда план со шлюзами был принят, было уже слишком поздно. По оценкам, умерли 22 тысячи рабочих. Строительство на годы отстало от графика, а его стоимость на сотни миллионов превысила бюджет.


1910 год. Брошенная французская техника в зоне канала.

Компания обанкротилась и рухнула, разрушив надежды 800 тысяч инвесторов. В 1893 году Лессепс был признан виновным в мошенничестве и плохом управлении и два года спустя умер в опале.


1906 год. Мужчина стоит рядом с заброшенным французским земснарядом.

В 1903 году, при тайной поддержке Соединенных Штатов, Панама отделилась от Колумбии и в ответ наградила США правами на канал. В следующем году США приобрели остатки французской компании и продолжили строительство.


1906 год. Президент Теодор Рузвельт сидит в кабине крана во время визита на строительную площадку канала.

Я взял зону канала и пусть конгресс дебатирует; а пока продолжаются дебаты, канал делает то же самое.
Теодор Рузвельт


1908 год. Американские инженеры, посланные президентом Рузвельтом.

Столкнувшись с той же проблемой болезней, что и французы, американцы приступили к агрессивной кампании по уничтожению комаров. (Тогда связь между малярией и комарами была еще очень новой теорией). Это резко снизило заболеваемость и повысило производительность труда.


1910 год. Дезинсектор комаров на работе в зоне канала.

Русло реки Чагрес перегородила плотина Гатун, создав озеро Гатун, самое большое искусственное озеро тех времен. Оно тянется через половину узкого перешейка.


Январь 1907 года. Земельные работы на месте шлюза Гатун.

С обоих концов канала на Атлантическом и Тихом океанах были построены массивные шлюзы. Эти сооружения шириной 33 метра позволили судам проходить через ряд камер с регулируемыми уровнями воды, поднимаясь до высоты озера Гатун и канала, 26 метров над уровнем моря.


1910 год.

Наиболее сложным было прохождение 13-километрового отрезка Кулебра через горный хребет, высотой 64 метра. 27 тысяч тонн динамита были использованы, чтобы взорвать почти 80 миллионов кубических метров земли, вывезенной паровыми экскаваторами и поездами.


1907 год. Землечерпалка убирает грунт после оползня на отрезке Кулебра.

В связи с неправильной оценкой состава геологических пластов, земляные работы постоянно страдали от непредсказуемых оползней, на борьбу с последствиями которых иногда требовалось несколько месяцев.


1910 год. Железная дорога, сместившаяся после оползня.


8 апреля 1910 года. Мужчина стоит на западном берегу рядом со строящимся шлюзом Педро-Мигель.


Ноябрь 1910 года. Президент Уильям Говард Тафт (слева) во время посещения шлюза Гатун с судьей Верховного суда Оливером Уэнделлом Холмсом (сидит справа) и главным инженером полковником Джорджом Геталсом (стоит справа).


10 ноября 1912 года. Строительство шлюза Мирафлорес.


Август 1912 года. Мужчина стоит в одном из шлюзов.


Июнь 1912 года. Вид на строительство отрезка Кулебра с западного берега.


6 августа 1912 года.


Ноябрь 1912 года. Вид с верха шлюза Гатун на север в сторону Атлантического океана.


Июнь 1913 года. Одна из самых глубоких точек отрезка Кулебра.


1913 год.


1913 год.


1913 год.


Ноябрь 1913 года. Работники борются с последствиями оползня.


1913 год. Работники во время перерыва на вершине шлюза.


1913 год. Поезд и кран пересеклись на шлюзе Педро-Мигель.


1913 год. Шлюз во время строительства.


1913 год. Инженеры стоят перед массивными шлюзовыми воротами канала.


8 августа 1913 года. Строительство шлюза Гатун между Атлантическим океаном и озером Гатун.


1 февраля 1914 года. Мужчины смотрят на работу землечерпалки по очистке последствий оползня в Кукараче.


1913 год. Водосброс плотины Гатун, которая отделяет искусственное озеро Гатун, главную часть канала.

10 декабря 1913 г. был, наконец, создан проходимый водный маршрут между двумя океанами. 7 января 1914 года французский плавучий кран Alexandre La Valley сделал первый проход через канал.


9 октября 1913 года. Взрыв у города Гамбоа открывает путь каналу к Тихому океану.


1913 год. Взрыв дамбы, отделявшей канал от Атлантического океана.

Сегодня через Панамский канал проходит 4% всей мировой торговли, около 15 тысяч судов в год. Разрабатываются планы построить дополнительный набор широких шлюзов, а также конкурирующий канал через Никарагуа.

Крупнейший платой за проход через канал является 142 тысячи для круизного судна. Наименьшим сбором стали 0,36 доллара, для искателя приключений Ричарда Халлибертона, переплывшего канал через шлюзы в 1928 году.


1913 год.


1914 год.


Октябрь 1913 года. Ворота шлюза Мирафлорес открываются для проверки.


26 сентября 1913 года. Буксир U.S. Gaton первым проходит по шлюзу Гатун.


29 апреля 1915 года. S.S. Kronland проходит по Панамскому каналу.

Картинка кликабельна

Когда суда шли из Атлантики в Тихий океан через мыс Горн, что на самом дальнем краю Южной Америки, им приходилось проделывать крюк в 7800 миль. Поэтому через перешеек Дарьей, затратив огромные средства, прорыли Панамский канал. Работы по его строительству шли с 1881 по 1914 год.

Канал пересек Американский континент в самом узком месте примерно посередине между южной и северной его частями и дал возможность судам проходить из Карибского моря в Тихий океан. На канале используется система затворов, или шлюзовых камер, которые поочередно наполняются водой и осушаются, чтобы дать возможность судам подняться и преодолеть гористый перешеек. Для этого задействованы еще и электровозы, которые с помощью носовых и кормовых линий протаскивают суда через каждый затвор.

Танкер входит в Панамский канал, где организовано двустороннее движение.

Шлюзовые камеры канала имеют бетонные стены толщиной 50 футов и массивные двустворчатые ворота V-образной формы. Вода поступает в камеру и откачивается из нее по системе труб и клапанов. Когда уровень воды в одном затворе сравняется с уровнем воды в другом, открываются стальные ворота и корабль переходит из камеры в камеру.

Экономия расстояния

Сокращение на 7800 миль. Канал протяженностью 51 миля начинается от Карибского моря и пересекает Панаму в юго-восточном направлении.

Шлюзовые камеры озера Гатун

Если корабль направляется в Тихий океан, то из Карибского моря по трем шлюзовым камерам Панамского канала он должен подняться в озеро Гатун. Перед этим насосы последовательно наполняют водой каждую из трех камер длиной 1000 футов и шириной 110 футов. Перед заходом в затворы Педро-Мигеля и Мирафлорес весь процесс будет повторен, но в обратном порядке. И тогда судно вновь окажется на уровне моря.

Строительство канала как мы помним начали французские компании, но им не удалось закончить проект по причине банкротства. Начатое строительство купили США, которые и заключили в 1903 году договор о передаче канала в вечное пользование. Кроме получения канала и земли вокруг в полное ведение, по этому договору США предоставлялось право на размещение своих войск в любое время в любом районе Панамы и, вообще, разрешалось чувствовать себя как дома. Цена договора составила 10 млн. долларов плюс ежегодная арендная плата в размере 250 тысяч долларов.

Интересный факт в истории Панамы. Как известно, Панама долгое время была колонией Испании, а с 1821 года вошла в состав федеративной Колумбии. Борьба за независимость здесь продолжалась на протяжении всей истории Панамы, где время от времени вспыхивали восстания и движения за свободу от Колумбии. Но, как ни странно, именно США помогли Панаме получить независимость. Конечно, намерения США были далеки от благородства, главной их целью был все-таки Панамский канал, и вот почему. Для подписания договора о передаче прав на канал необходимо было согласие как минимум двух сторон.

В то же время в Панаме к началу 20 века обострились сепаратистские настроения, что шло как раз на руку США. Но определенную угрозу несли с собой войска Колумбии, власти которой не хотели просто так отказываться от Панамы. Вот поэтому с целью обеспечения безопасности, да и вообще, самого факта заключения договора, США и заплатили Колумбии за независимость Панамы 25 миллионов долларов.

Колумбия согласилась «отпустить» Панаму в 1903 году, хотя о том, что Панама стала свободной, можно сказать лишь условно, поскольку она немедленно попала под фактическое управление США.

Панамский канал. По соглашению, заключённому в 1846 между США и Новой Гренадой (ставшей впоследствии республикой Колумбия), США было предоставлено право свободного транзита через Панамский перешеек по всем путям сообщения, существующим или могущим быть сооружёнными в будущем, взамен чего США гарантировали нейтралитет перешейка.



Американо-колумбийские договоры:


1) Американо-колумбийские договор 1846 о мире, дружбе, навигации и торговле - заключён в столице Колумбии Боготе 12. XII между США и Колумбией (тогда Новой Гренадой). Особенное значение имеет ст. XXXV договора относительно постройки межокеанского пути через Панамский перешеек. США получали по договору равные с Новой Гренадой права в эксплуатации проектировавшегося через Панамский перешеек транзитного пути (независимо от того, будет ли это железная дорога или канал). США гарантировали Новой Гренаде суверенитет над перешейком взамен обязательства, что этот путь будет открыт во всякое время для США. А. -к.д. 1846 явился первым звеном в длинной цепи последующих конвенций в связи с различными проектами межокеанского сообщения через Центральную Америку и борьбой США с Англией и Францией вокруг этого вопроса.

США спешили заключить Америко-Колумбийский договор, чтобы опередить Англию и Францию, которые в это время вели переговоры с Никарагуа о постройке межокеанского канала через территорию Никарагуа. Обострение дипломатической борьбы между США и Англией по вопросу о постройке канала завершилось в 1850 заключением компромиссного договора (см. <<Клейтон-Бульвера договор>>).


2) Американо-колумбийские договор 1921 - заключённый в Вашингтоне ещё в 1913, но ратифицированный с изменениями сенатом США лишь 20. IV 1921, урегулировал конфликт, возникший между США и Колумбией в связи с отделением Панамы от Колумбии в 1903. Соглашению предшествовали длительные дипломатические переговоры. Колумбия отказывалась признать независимость Панамы, требуя передать конфликт на арбитраж. Правительство США отклонило это требование, а в январе 1909, перед окончанием срока полномочий президента Т. Рузвельта, заключило соглашение с Колумбией, обещав ей денежную компенсацию и льготы при пользовании каналом в мирное и в военное время. Когда условия соглашения были опубликованы, колумбийское правительство было свергнуто, и колумбийский уполномоченный по ведению этих переговоров был вынужден эмигрировать из Колумбии.



В сентябре 1912 переговоры между США и Колумбией возобновились, и после прихода к власти Вильсона, сменившего в марте 1913 Тафта, новый государственный секретарь Брайан заключил с Колумбией А.-к. д., по которому США предоставляли Колумбии льготы в пользовании каналом и уплачивали ей 25 млн. долл. Колумбия со своей стороны обещала признать независимость Панамы, а также панамскую границу, установленную договором. Летом 191.4, когда договор поступил в сенат США на ратификацию, бывший президент Т. Рузвельт, по инициативе которого в 1903 произошло отторжение Панамы от Колумбии, поднял кампанию протеста. В результате этой кампании сенат смог ратифицировать договор лишь через 2 года после смерти Т. Рузвельта, когда сменившее Вильсона 4. III 1921 правительство Гардинга под влиянием нефтяных компаний, заинтересованных в колумбийской нефти, оказало давление на сенат. Договор вступил в силу 30.III 1922, после его ратификации Колумбией.

В 1849 представитель США в Гватемале без соответствующих полномочий своего правительства заключил с правительством Никарагуа конвенцию, согласно которой США получили исключительное право на сооружение транспортного пути между Караибским морем и Тихим океаном. На протяжении этого пути США могли возводить укрепления и содержать войска, а в случае участия США в войне закрыть канал для неприятельских военных и торговых судов.

Однако США воздержались от ратификации этой конвенции, опасаясь, что она может вызвать осложнения в отношениях с Великобританией, также стремившейся к сооружению под своим контролем канала в Никарагуа и принимавшей меры к тому, чтобы овладеть портами, которые должны были бы служить конечными пунктами канала при его сооружении.



В связи с этим содержание конвенции было изменено, и новая конвенция предусматривала для США лишь право свободного прохода через имеющий быть сооружённым канал, с обязательством США гарантировать нейтралитет канала и защиту суверенитета Никарагуа в отношении прилегающих к каналу территорий, а равно и портов, которые будут служить его конечными пунктами.

Конвенция содержала также оговорку о том, что те же права должны быть предоставлены и другим странам, поскольку они заключили бы аналогичные соглашения с Никарагуа. Но и эта конвенция не была ратифицирована США. В целях устранения продолжавшего нарастать обострения взаимоотношений между США и Великобританией в 1850 по инициативе США был заключён т. н. Клейтон-Бульвера договор (см.). Этот договор должен был определить международно-правовой режим будущего канала. Он обязывал каждое из договаривающихся государств не подчинять канал своему исключительному контролю. Условия пользования каналом должны были быть одинаковыми как для граждан США и Великобритании, так и для граждан других государств, принявших на себя аналогичные с ними обязательства.

В соответствии с договором Клейтон-Бульвера США в 1867 заключили с Никарагуа соглашение, в силу которого получили право свободного транзита с обязательством защиты нейтралитета канала и суверенитета Никарагуа. Тождественное по содержанию условие было ещё в 1860 включено в торговое соглашение между Никарагуа и Великобританией.

С другой стороны, положения, содержащиеся в договоре Клейтон-Бульвера, были воспроизведены в соглашениях, заключённых с Никарагуа Испанией в 1850, Францией в 1859 и Италией в 1868.

В дальнейшем, однако, дипломатическая активность США обратилась в сторону Панамского варианта сооружения канала. В 1869 и 1870 США в дополнение к соглашению 1846 предприняли попытки заключить соглашение с Колумбией, причём отличительная особенность проекта соглашения 1870 заключалась в том, что канал должен был оставаться постоянно открытым для военных судов лишь США и Колумбии, а военные суда государств, находящихся с ними в войне, не должны были допускаться в канал. В 1878 правительство Колумбии предоставило концессию на сооружение Панамского канала организованному во Франции обществу, во главе которого находился Лессепс, осуществивший сооружение Суэцкого канала.



В законе о предоставлении концессии декларировался нейтралитет канала, свободный проход торговых судов всех флагов даже во время войны, свободный проход военных судов США и Колумбии во всякое время, с закрытием, однако, канала для военных судов других государств на время войны, если только право прохода военных судов соответствующего государства во время войны не будет предусмотрено соглашением такого государства с Колумбией. Учитывая, что США в связи с этим могут столкнуться на Панамском канале с влиянием неамериканских государств, государственный департамент США в 1881 поручил своим послам в Лондоне, Париже, Берлине и Вене заявить соответствующим правительствам, что нейтралитет Панамского канала гарантирован США и что попытка установления дополнительной гарантии такого нейтралитета путём соглашения европейских государств между собой будет рассматриваться США как недружелюбная в отношении их акция. Последствием этого дипломатического выступления США явилось напоминание со стороны Великобритании о постановлениях договора Клейтон-Бульвера 1850. Начавшаяся затем дипломатическая переписка продолжалась до 1883, но не привела ни к каким результатам.

К вопросу об упомянутом договоре США вернулись вновь в 1899, после успешного окончания войны с Испанией, во время которой в США ещё более укрепилось мнение о том, что сооружённый канал должен находиться под исключительным контролем США. Первоначальное англо-американское соглашение, заключённое в 1900 и содержавшее в себе ссылку - в качестве базы - на положения конвенции 1888 относительно Суэцкого канала, не получило одобрения сената США, и в связи с этим в 1901 был заключён Гей-Паунсфота договор (см.), одобренный как США, так и Великобританией. В силу этого договора был отменён договор Клейтон-Бульвера и признаны права США на сооружение канала, его управление, эксплуатацию и обеспечение безопасности на всём его протяжении; с другой стороны, в соглашении было оговорено, что канал должен быть открытым для торговых и военных судов всех флагов, без указания, однако, на то, что обязательство держать канал открытым охватывает собой как мирное, так и военное время. Ещё задолго до заключения вышеупомянутого соглашения, а именно в 1888, произошло банкротство французского общества Панамского канала.

Новое общество, взявшее на себя продолжение работ по строительству канала, вступило в переговоры с США относительно передачи своей концессии и произведённого строительства, и в 1902 последовало заключение соответствующего соглашения, предусматривавшего уплату США обществу 40 млн. долл. Вслед за этим США оставалось урегулировать свои взаимоотношения с Колумбией, однако последняя в августе 1903 отказалась ратифицировать соглашение, подписанное её представителями с представителями США в начале того же года (см. <<Гей-Эррана договор>>).



Следствием этого отказа явилась т. н. "Панамская революция", в результате которой Панама при прямой поддержке США отделилась от Колумбии и провозгласила себя самостоятельной республикой, незамедлительно получившей признание со стороны США (см. Бюно-Варилья). 18. XI 1903 последовало заключение Гей - Бюно-Варильи договора (см.) между США и Панамской республикой, в силу которого последняя уступила США на вечные времена право сооружения и эксплуатации канала. Далее, для защиты канала США получили право применять свои вооружённые силы, а также возводить оборонительные укрепления.

Возможность беспрепятственного использования Панамского канала для судоходства дружественных стран была вновь подтверждена президентом США в 1904; 24. VIII 1912 был издан закон об открытии и эксплуатации канала и об управлении зоной канала, а 9. VII 1914 были изданы - в развитие закона 1912-правила о судоходстве по каналу и при подходах к нему. Самое же открытие канала состоялось 16. VIII 1914. Границы зоны канала подверглись уточнению по соглашению между США и Панамой от 2. IX 1914.

Во время первой мировой войны, до вступления в неё США, в силу прокламации, изданной США 13. XI 1914, допускался беспрепятственный проход через канал торговых и военных судов воюющих государств; после же вступления США в войну на основании прокламации от 23. V 1917 неприятельские торговые и военные суда были лишены права пользоваться каналом. Обеспечение безопасности Панамского канала было предусмотрено, далее, в договоре о дружбе и сотрудничестве, заключённом между США и Панамой в 1936, и в нотах, к нему приложенных. Начало второй мировой войны вызвало прокламацию от 5. IX 1939 относительно соблюдения нейтралитета в зоне Панамского канала и ряд постановлений (от 5. IX 1939, от 25. III 1940 и от 9. VII 1940), с этим связанных. В отношении прохода через канал судов, захваченных в качестве приза, заслуживает быть отмеченным проход через канал в конце 1939 германского судна "Дюссельдорф", имевшего на борту британскую призовую команду. Проход этого судна был осложнён тем, что со стороны немцев была сделана попытка высадить в зоне Панамского канала находившегося на судне морского агента под предлогом его болезни. Однако после установления в госпитале на территории Панамы симуляции болезни мнимый больной был передан, несмотря на протесты Германии, британскому вице-консулу и доставлен в Бермуду на канадском эсминце.



Условиями договора о передаче прав на Панамский канал правительству США фактически предоставлялось право вмешиваться во внутренние дела Панамы, контролировать внешнюю политику. И эта возможность была использована не один раз. Например, на протяжении всего 20 столетия в Панаме время от времени вспыхивали протесты против американского присутствия, дискриминации панамских рабочих, бедственного положения народа. Но власти Панамы особо не беспокоились по поводу таких протестов, ведь под боком всегда такой серьезный северный сосед, готовый прийти на помощь по усмирению братского народа. Так, с помощью американских военных были подавлены выступления 1916, 1918, 1921, 1923,1925, 1932, 1942, 1951, 1959, 1964 годов.

Время от времени договор 1903 года пересматривался, менялись размеры арендной платы, Панаме давали некоторые права по управлению каналом. Но это все было каплей в море. Ведь выгоду от использования Панамского канала США получали колоссальную: кроме того, что размеры прибылей достигали 100 млн. долларов в год, самым главным все же был тот факт, что в Центральной Америке размещались войска США, которые могли свободно перемещаться по стране и контролировать весь регион.

К слову сказать, договор 1903 года был подписан с множеством нарушений, не был переведен на испанский язык, да и под ним нет ни одной подписи гражданина Панамы. Конечно, под давлением панамской стороны условия договора периодически пересматривались, но такие пересмотры ничего не меняли по существу договора - американцы и дальше могли чувствовать себя хозяевами на панамской земле, что, в свою очередь, вызывало справедливое негодование панамцев. Например, американскому рабочему в Панаме платили на порядок выше, чем за тот же объем работы, выполненный панамцем, панамцам не разрешалось вести торговлю в зоне канала, американские граждане освобождались от налогообложения.



Историю Латинской Америки нельзя назвать ровной и спокойной, что в полной мере относиться и к Панаме. К власти несколько раз приходили представители олигархических кругов, при этом многие из них поднимали вопрос о принадлежности канала. Но большинство из них заботилось лишь о собственном достатке, поскольку канал приносил хорошие прибыли. Лишь некоторые видели в канале не источник своих доходов, а основу для прогрессивных преобразований в Панаме. Среди таких руководителей первое место принадлежит Омару Торрихосу. Именно по инициативе Торрихоса были проведены переговоры с США, результатом которых стало подписание, можно сказать, эпохального договора. Омару Торрихосу удалось достичь договоренности с бывшим тогда на посту президента США Джимми Картером. По договору, заключенному в сентябре 1977 года, в собственность Панамы переходило 65 % акций Панамского канала, остальные же 35 % оставались в ведении США до 2000 года.

На срок Переходного периода было решено создать комиссию по управлению каналом в составе 5 американцев и 4 панамцев. По договору с каждым годом сфера деятельности Панамы в управлении Панамским каналом должна была постоянно увеличиваться.

Таким образом, благодаря стараниям генерала Омара Торрихоса у Панамы появилась реальная возможность получить контроль над каналом. Что касается самого Омара Торрихоса, необходимо сказать, что после этого он стал национальным героем Панамы.



По его инициативе были проведены реформы в образовании (введено всеобщее начальное образование), принят новый трудовой кодекс, в соответствии с которым закреплялось право на минимальный уровень заработной платы, на забастовки, на нормальные условия труда. Также были национализированы некоторые предприятия, построены новые заводы. Реформы коснулись также и медицинского обслуживания: были проведены мероприятия, направленные на борьбу с опасными инфекционными заболеваниями, в том числе и с малярией. Также Торрихос был первым, кто пошел на сближение с коренным народом Латинской Америки - индейцами. Были внесены изменения в избирательную систему, по которой народ мог избрать не политическую "элиту", а представителя из региона, что было более демократично.

Реформы Торрихоса и его откровенно отрицательное отношение к США не могли оставить равнодушными Штаты. Периодически США делали попытки свергнуть Омара Торрихоса. В одну из поездок Торрихоса в Мексику в 1969 году военной хунтой при поддержке ЦРУ был подготовлен переворот, и генералу сообщили, что его возвращение на родину нежелательно, но Торрихос все же рискнул вернуться. Ему помог панамский народ, который выступил стотысячной демонстрацией во главе с майором Мануэлем Антонио Норьегой и попросту выгнал путчистов.

Таким образом, переворот 1969 года не состоялся, однако в последствии попытки свергнуть опасного противника продолжались. 31 августа 1981 года генерал Омар Торрихос погибает в авиакатастрофе. Самолет, в котором он летел, упал недалеко от аэродрома Коклесито. Официальная версия - "трагическая случайность", хотя выводы комиссии, расследовавшей обстоятельства падения, подтвердили, что самолет был в исправности, погода - без единого облака, а пилот на протяжении всего полета не извещал о каких-либо проблемах. К слову сказать, за лето 1981 года при невыясненных обстоятельствах погибло трое латиноамериканских лидеров.

Кстати, будучи уже после Торрихоса президентом Панамы Антонио Норьега также мешал американцам. Но теперь они не церемонились. Просто ввели войска, арестовали президента, вывезли в США, обвинили в коррупции и торговле наркотиками, и упрятали его в тюрьму, а вместо него поставили свою марионетку и возобновили контроль над Панамой.



3. Передача канала Панаме

Согласно договору, уже в 1979 году США передали Панаме в общей сложности 78 различных объектов в зоне канала, в том числе стратегически важный порт Кристобаль, железную дорогу, склады горючего, пожарные части.


Согласно договору, канал получает статус государственного предприятия. Управлять им будет Управление Панамским каналом (Autoridad del Canal de Panama) - совет из 11 членов во главе с министром по делам канала, назначаемым лично президентом республики. Бюджет канала будет независим от государственного бюджета Панамы. Канал остается вне политики, вне чьих-либо интересов, свободным для прохождения судами любой нации. Персоналу канала запрещено участвовать в забастовках и любых других действиях, способных помешать его функционированию.

Интересы сторон. Можно, конечно, долго рассуждать о том, кто и что теряет или приобретает с экономической точки зрения перехода канала во владение Панамы. Некоторые эксперты (в основном, американские), к примеру, утверждают, что панамцы не в состоянии будут эффективно управлять каналом, поскольку "не умеют". Поэтому им рано или поздно придется прибегнуть к помощи "чужаков". Правда, частично этот вопрос панамцы уже решили: еще в 1997 году панамские власти заключили соглашение с гонконгской компанией "Хатчинсон-Вампу лимитед" (Hutchinson Whampoa Ltd) о передаче фирме прав на управление двумя основными морскими портами Панамского канала - Бальбоа, расположенном на Тихом океане недалеко от столицы Панамы, и Кристобаль, расположенном на Атлантическом побережье. Порты и их коммуникации переданы компании в лизинг на 25 лет с правом продления договора на такой же срок. Это соглашение стало предметом "особой озабоченности" лидера республиканского большинства в сенате Трента Лотта, направившего осенью прошлого года письмо о росте китайского присутствия в зоне канала министру обороны США Уильяму Коэну. В письме Лотт, в частности, подчеркивал, что правительство США "позволяет, чтобы развивался сценарий, в котором жизненные интересы безопасности США не могут быть защищены без конфронтации с китайскими коммунистами".



Экономические интересы США с потерей канала задеты незначительно. Технически канал серьезно устарел, и для повышения его пропускной способности требуется значительная реконструкция. В частности, чтобы через канал могли проходить суда большей грузоподъемности, необходимо строительство еще одной серии шлюзов. А это, по оценкам экономистов, может стоить до 8 млрд. долларов. По мнению экспертов, по крайней мере, половина инженерных сооружений требует ремонта. Более того, канал, через который и так осуществляется лишь 4% мирового товарооборота, с ростом эффективности железнодорожных и авиаперевозок постепенно теряет свое значение как важный торговый путь в мировой системе товарооборота. Канал понемногу превращается в "местную", латиноамериканскую водную артерию.

А вот со стратегической точки зрения Соединенные Штаты теряют достаточно важный плацдарм своего военного присутствия на латиноамериканском континенте. На протяжении всего столетия - начиная с 1903 года - американцы держали в зоне Панамского канала солидный контингент военных (от 10 до 65 тысяч человек), занимавшихся отнюдь не только поддержанием и защитой этой торговой водной артерии. Зона была превращена практически в центр подготовки американских военных для службы в специфических условиях латиноамериканского континента (так, на военной базе Форт-Шерман (Fort Sherman) находился единственный центр по подготовке военных к ведению борьбы в условиях джунглей, через который прошло до 100 тысяч человек), в разведывательный центр и центр по ведению антиповстанческих операций. Вашингтон никогда не церемонился со своими южными соседями, беззастенчиво вмешиваясь в их "домашние" дела. Вспомним хотя бы разгон в 1964 году демонстрантов, выступавших за возврат канала Панаме и закрытие американских военных баз (тогда погибли 24 человека и более 600 были ранены) или историю свержения генерала Мануэля Антонио Норьеги, когда в 1989 году в Панаме высадился 20-тысячный десант американских морских пехотинцев. Кстати, именно тогда были распущены вооруженные силы Панамы, и теперь охрану канала обеспечивают лишь 1,5 тысячи полицейских.



Именно обеспокоенностью по поводу способностей панамских властей должным образом обеспечить защиту канала (согласно недавним опросам, более 70% панамцев не верит в то, что Панама собственными силами способна защищать канал и вообще границы страны) и опасностью превращения Панамы в перевалочный пункт для колумбийских наркоторговцев и объясняет Вашингтон стремление сохранить хотя бы в сильно урезанном виде свое военное присутствие в зоне канала.

Многолетнее военное присутствие американцев в зоне Панамского канала позволяло контролировать потоки контрабанды наркотиков из Южной Америки в Северную. Отсюда ежегодно осуществлялось до 15 тысяч вылетов разведывательных самолетов ВВС США для контроля за контрабандой наркотиков в регионе. Пару лет назад Вашингтон выступил с предложением открыть после передачи канала Панаме на территории военной базы Хауард, где располагалась штаб-квартира Южного командования ВС США, международный центр по борьбе с контрабандой наркотиков. Что означало бы, в частности, размещение там 2 тысяч американских солдат. Но длительные переговоры с панамскими властями в конце концов провалились. Панаму не устроило то, что Вашингтон настаивал на включении в соглашение о создании центра положения о праве использовать инфраструктуру базы Хауард не только в целях борьбы с нелегальной торговлей наркотиками и положения о предоставлении военным подразделениям, которые должны были быть дислоцированы на территории военной базы, права беспрепятственного и свободного от таможенного и полицейского досмотра передвижения по территории Панамы. Так что теперь, с уходом из зоны, американцы вынуждены переориентироваться на соседние страны. Вашингтон уже заключил соглашения о совместной "антинаркотической" борьбе с Эквадором, Арубой, Кюрасао. Эти страны обязались предоставлять свои аэропорты для спецрейдов и дозаправки военных самолетов США.

У панамских властей совсем иные виды на освобождающиеся территории и военные базы. Пока что правительство Панамы не намерено заключать какие-либо соглашения, предусматривающие постоянное военное присутствие американцев на территории страны. Более того, еще в середине октября президент Панамы Мирейя Москосо (кстати, вдова легендарного президента Панамы Арнульфо Ариаса, который трижды становился главой государства, и которого трижды свергали военные) прямо заявила, что военные отношения Панамы с США заканчиваются 31 декабря. "Нам больше не нужны военные базы на нашей территории. Более того, нам не нужны и центры по борьбе с контрабандой наркотиков".

Панамские власти намерены активно развивать зону канала, причем не только с точки зрения торговли и транспорта. Правительство надеется привлечь в зону канала инвестиции и туристов, превратить страну в латиноамериканский Сингапур.



Неплохой экономический потенциал и у военного аэродрома, расположенного между тремя базами Хауард, Коббе и Фарфан. Взлетно-посадочная полоса аэродрома - 2 485 метров - самая длинная во всей Латинской Америке. На территории этих трех баз (более 5 тысяч гектаров) расположено более 600 зданий различного назначения, 303.5 тысячи квадратных метров иных сооружений, в том числе более тысячи жилых помещений. Вообще, инфраструктура, которую американцы оставляют панамцам, весьма богата - каждая база представляет собой целый довольно благоустроенный военный городок с жилыми помещениями, школой, больницей, театром, пожарной станцией, площадками для игры в теннис, гольф, бассейном, гостиницей и т.д.

Тем не менее США загодя позаботились о том, чтобы иметь законодательный механизм, который позволял бы им осуществлять контроль за каналом. Речь идет о двух документах - договоре о полном нейтралитете Панамского канала, входящем составной частью в договор Картер-Торрихос, и т.н. поправка де Кончини (по имени сенатора, ее внесшего), добавленной позже к договору. Оба документа практически дают Вашингтону право в любой момент ввести свои войска на территорию Панамы без согласия на то панамских властей. "В соответствии с Договором о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала, Панама и США несут ответственность за то, чтобы Панамский канал был открытым и безопасным для судов всех наций. Это означает, что эти страны, в соответствии со своими конституционными нормами, будут защищать канал от любой угрозы режиму нейтралитета и будут иметь право действовать против любой агрессии или угрозы, направленной против режима мирного транзита судов через канал".

Согласно договору о полном нейтралитете канала, США получают право военного вмешательства "в случае возникновения угрозы межокеанскому транспортному пути". Формально договор направлен против возможных нападений на канал со стороны наркоторговцев и военизированных группировок соседней Колумбии. На деле же США, передавая панамским властям канал, практически лишь снимают с себя финансовое и техническое бремя его обслуживания, оставляя за собой стратегический контроль за каналом.



Напомним, что однажды - в 1989 году - США уже воспользовались этим "правом", практически вторгшись на территорию Панамы и свергнув генерала Норьегу. И ничего не помешает им и в следующий раз, когда политическая ситуация в Панаме или в Центральной Америке покажется Вашингтону "угрожающей национальным интересам США", ввести в зону Панамского канала многотысячный контингент истосковавшихся по настоящему делу американских солдат.

20-летний срок Переходного периода истек 31 декабря 1999 года. Вся территория Панамского канала перешла к панамцам, а США отдали последние базы и сооружения, предназначенные для обслуживания канала. К слову сказать, на момент передачи канала прибыли США от его канала составляли около 100 млн. долларов в год, в то время как аренда составляла 1,93 млн. в год.

Сразу же в начале 2000 года Панамой был объявлен тендер на управление каналом. Тендер выиграла китайская компания Hutchison Whampoa, которая фактически стала управлять каналом, но уже под контролем панамских властей.

В 2004 году президентом Панамы становиться Мартин Торрихос, сын Омара Таррихоса. Мартин Торрихос победил на президентских выборах 2004 года с лозунгом: «Да, можно!»: можно победить нищету, безработицу, коррупцию. Он является членом Революционно-демократической партии.

Уже достаточно давно возникла идея модернизации и расширения канала, что позволило бы пропускать через канал суда водоизмещением до 170 тысяч тонн, длиной до 440 метров и осадкой до 18 метров, в то время как на данный момент могут проходить суда водоизмещением до 65 тысяч тонн, длиной не более 294 метров и осадкой до 12 метров.



С этой целью по инициативе Мартина Торрихоса в 2006 году был проведен всенародный референдум, где народ Панамы должен был решить, хочет ли он расширения канала. 79 % граждан страны поддержали расширение канала и одобрили инициативу президента Торрихоса.

С 2006 года ведутся работы, направленные на расширение канала. В частности, самым главным вопросом остается вопрос денежных средств, которые необходимы на проведение таких грандиозных работ, а их необходимо немало - 5,2 млрд. долларов. Тем не менее, руководство Панамы пошло на такой риск и развернуло кампанию по аккумуляции денежных средств. Прежде всего, наиболее заинтересован в расширении и усовершенствовании канала Китай, который нуждается не только в рынках сбыта, но и быстрой и удобной доставке сырья, в частности нефти. Китай готов сотрудничать с Панамой и оказывать ей помощь в реализации проекта расширения канала. Вес Китая во всем мире оказывается достаточно серьезным, и Панама в его лице может найти себе серьезного партнера в экономических отношениях, что, соответственно, повлечет за собой и сотрудничество в политике.








Также, несмотря на кризис, в октябре 2008 года был проведен ряд переговоров с мировыми кредиторами по поводу привлечения денег для расширения Панамского канала. Например, среди кредиторов, готовых выделить средства, выделяются Японский банк международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation), который выделит 800 млн. долл., Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank) - 500 млн. долл., Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank) - 400 млн. долл., Андская корпорация развития (Andean Development Corporation) и Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation) - по 300 млн. долл. Это яркие свидетельства того, что на данный момент хорошо просматривается тенденция, направленная на укрепление позиций Панамы, прежде всего, за счет активного сотрудничества со странами Латинской Америки и Западной Европы, Китаем, Японией.

На церемонию передачи канала съехались главы государств и известные политики из Латинской Америки, США и Европы.


Последние годы Панамский канал был подобен любому устаревшему мосту или автомагистрали. Жизненно важная артерия с годами превратилась в узкое «бутылочное горлышко», приносящее множество проблем.

Потому то и родилось много проектов конкурирующих каналов например по территории Никарагуа или Колумбии.



Внимание! Полную версию поста - http://infoglaz.ru/?p=27313

Вспоминаем начало этой истории: какие существуют и сама

участок Корте Кулебра с мостом Двух Америк над ним

Вдоль трассы канала между городами Панама и Колон проходят автомобильная и железная дороги. Озеро Гатун с целой системой островов и углублённых русел водных путей обслуживает канал. Его воды используют для подъёма, провода и спуска судов, для заполнения резервуаров всей системы шлюзов, из которых вода поступает к их камерам. Запасные ёмкости в виде гигантских круглых контейнеров тоже заполнены водой и в нужный период по сложной системе переходов она поступает к шлюзам. Все дополнительные резервуары располагаются на некотором отдалении от системы шлюзов. Если ехать автобусом на север страны, то весь этот инженерный замысел можно созерцать из окна. Вспомогательное водоснабжение обеспечивается ещё одним водохранилищем — озером Алахуэла. Такие объёмы, такая мощь, да и сама гениальная мысль поражает каждого, кто впервые посещает Панамский канал.

В первой половине дня суда переправляют из Тихого океана в Карибское море, а после обеда корабли тянут из Атлантики в Тихий. Интересно то, что каждый день к вечеру вода на набережной Панама Сити прибывала, когда открывали шлюзы и спускали суда в Тихий океан, а утром почти оголялось дно. Именно так канал создаёт искусственные приливы и отливы в Панамской бухте. Просто представьте себе, каков водный потенциал этого сооружения!

Спустившись со смотровой площадки Мирафлорес на первый этаж, с интересом посмотрела фильм о строительстве канала и его героях, а героями там были все. Фильм произвёл на меня сильнейшее впечатление. То, чем сегодня я любовалась сверху, стало грандиозным испытанием, труднейшим периодом и смертоносным проектом для многих тысяч людей, соприкоснувшихся со временем постройки канала на рубеже 19-ого и 20-ого столетий.

Первая попытка строительства судоходного пути была предпринята французами в конце 19-ого века (1879 г.), в то время, как власти США ратовали за никарагуанский вариант канала. Задумка для Франции обернулась почти экономической катастрофой. Отведённых для строительства средств не хватило, только лишь на треть работ было затрачено в два раза больше предполагаемого. Огромные суммы уходили на панамских бюрократов и для оплаты всевозможных разрешений и концессий, сам проект оказался неправильным и был недооценен в своей стоимости. Но самым ужасным для рабочих стали тропические болезни — малярия и жёлтая лихорадка. Людей косила смерть. За девять лет погибли 20 000 работников. Стройка приобрела дурную славу, в газетах того времени писали, что некоторые группы рабочих привозили с собой из Франции собственные гробы. По всем этим причинам прекратились выплаты зарплат и работы были прекращены. Францию на два года захлестнул скандал и всевозможные суды над устроителями проекта. Лессепс был одним из выдающихся инженеров своего времени (ему принадлежал проект Суэцкого канала), в результате банкротства панамского замысла, а также знаменитый создатель Эйфелевой башни Александр Эйфель, были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, бездарном управлении кампанией и неправильном расходовании средств и приговорены к различным срокам тюремного заключения. Фердинанд Лессепс не пережил стресса и скончался.

Шестнадцать лет тишины, если можно так назвать период заброшенности грандиозной стройки. Но всё это время США всеми правдами и неправдами добивалось продолжения строительства теперь уже силами американцев. Снова подписывались договора, скупались всевозможные разрешения, выкупались земли и острова, которые в перспективе могли послужить каналу в плане охраны, безопасности, содержания и управления. У французов были выкуплены уже проделанные работы и нужная техника. По договору 1903 года Соединенные Штаты получали в вечное владение «зону земли и земли под водой для сооружения … канала». В результате американцы стали владельцами огромного пакета разрешительных документов и к сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 году. Панама фактически стала протекторатом США.

Для возобновления грандиозной стройки требовались рабочие. Был брошен клич. Со всего мира поехали люди. К тому моменту стало известно о источниках смертельных болезней жёлтой лихорадки и малярии. Американцы приложили максимум усилий для ещё одного проекта по уничтожению вредоносных насекомых. Вырубались леса, осушались болота и сжигалась трава в зоне предполагаемых работ. Территория поливалась специальным маслом против личинок комаров, и у них, представляете, получилось. Болезни перестали быть препятствующим фактором.

Что бы осуществить проект, понадобилось десять лет изнурительного труда. Люди рыли каналы, бурили скалы, взрывали холмы и перестраивали железную дорогу, по которой вывозили грунт.
Главным инженером канала стал Джон Фрэнк Стивенс. На этот раз был выбран правильный проект. На строительство ушло 10 лет, $400 млн и 70 тысяч рабочих, из которых, по американским данным, погибло всего около 5600 человек, что в сравнении с потерями французов оказалось почти в четыре раза меньше. Их ошибки послужили американцам хорошим уроком.
Официально канал открыт 12 июня 1920 года, хотя первое судно прошло через него в августе 1914 года. Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года, после чего был передан правительству Панамы.
Такова краткая история грандиозного объекта, соединившего два океана. Панамский канал стал величайшим инженерным подвигом в истории человечества.

На Мирафлорес я посетила ещё и музей, где из виртуальной капитанской рубки управляла контейнеровозом и вела его через шлюзы.

Длина панамского канала от глубокой до глубокой воды – 81,6 км, минимальная ширина – 150 м, гарантийная глубина – 12 м, размер камер парных шлюзов – 305 на 33,5 м. Водораздельный участок канала длиной 51 км лежит на высоте 25,9 м над у.м. Входя со стороны Атлантического океана, суда поднимаются через три ступени шлюзов Гатун в искусственное озеро Гатун, которое образовано плотиной Гатун через реку Чагрес и лежит на высоте 25,9 м над у.м. В 1935 объем водохранилища был увеличен за счет строительства плотины Мадден в верхнем течении Чагреса, что привело к появлению озера Мадден. Из озера Гатун суда проходят 12-километровую Кулебрскую выемку, через шлюзы Педро-Мигель спускаются в озеро Мирафлорес (16 м над у.м.), минуют двухступенчатые шлюзы Мирафлорес и выходят в Панамский залив. Среднее время прохождения судов через канал составляет 7–8 часов. Двустороннее движение невозможно только для крупнотоннажных судов на участке Кулебрской выемки.

Первым из европейцев Панамский перешеек пересек в 1513 испанский конкистадор Васко Нуньес де Бальбоа. В колониальную эпоху неоднократно возникали так и не реализованные планы строительства трансокеанского канала. Интерес США к идее строительства канала обозначился во время калифорнийской золотой лихорадки 1848. В 1850 США и Великобритания заключили договор Клейтона – Булвера, согласно которому стороны отказались приобретать исключительные права на будущий канал и обязались гарантировать его нейтралитет.

В 1878 Франция получила от Колумбии, куда до 1903 входила Панама, концессию на 99 лет для строительства канала. В 1879 была создана компания под руководством Фердинанда Лессепса, строителя Суэцкого канала, и спустя два года начались работы. Однако в 1887 компания обанкротилась из-за высоких цен, финансовых афер и высокой смертности рабочих. В то время США зондировали возможность прокладки трансокеанского канала через территорию Никарагуа, и специально созданная в 1899 комиссия через три года пришла к выводу, что этот вариант более рационален. Свободу действий США получили в 1901, когда заключили с Великобританией договор Хея – Паунсфорта, аннулировавший предыдущий договор. Французская компания опасалась потерять все капиталовложения в случае строительства канала через Никарагуа и предложила США все права и свою собственность в Панаме за 40 млн. долларов. Североамериканская комиссия рекомендовала принять эти условия, и в 1902 конгресс одобрил проект и начал переговоры с Колумбией.

В 1903 при президенте Рузвельте между США и Колумбией был подписан договор Хея – Эррана о строительстве канала. Однако сенат Колумбии отказался ратифицировать договор. Тогда США стали оказывать поддержку панамским сепаратистам и не позволили колумбийским войскам высадиться на перешейке, чтобы подавить восстание. В результате 3 ноября 1903 Панама провозгласила выход из состава Колумбии и свою независимость как отдельного государства.

Уже 18 ноября 1903 США и правительство новообразованной республики подписали договор Хея – Бюно-Варильи, согласно которому североамериканцы получали полный контроль над зоной шириной в 10 миль, проходящей полосою через весь перешеек. США заплатили Панаме 10 млн. долларов и обязались выплачивать еще 250 000 долларов ежегодно. При этом Панама фактически становилась протекторатом США. В 1914 США подписали с Колумбией договор Томпсона – Уррутии, обеспечивший за определенную компенсацию признание Колумбией независимости Панамы. Сенат США отложил ратификацию договора, и только в 1921 Колумбия получила обещанные 25 млн. долларов.

В 1905 назначенный президентом Рузвельтом экспертный совет рекомендовал построить безшлюзовый канал, однако конгресс принял проект шлюзового канала. Вначале работы велись под руководством гражданских инженеров, но с 1907 строительство взяло на себя военное министерство. В его ведении находился и врачебный контроль над санитарными условиями и лечением тропических болезней. Французы, начинавшие строительство, осуществили выемку 23 млн. куб. м земли по маршруту канала; североамериканцам оставалось вынуть еще 208 млн. куб. м. Первое судно прошло через панамский перешеек 15 августа 1914, но фактически канал вступил в строй после официального открытия 12 июня 1920. По правительственным источникам, сооружение канала обошлось в 380 млн. долларов.

Зона Панамского канала.

Договор Хея – Бюно-Варильи 1903 отдавал во владение США в общей сложности 1432 кв. км панамской территории, включая озера Гатун и Алахуэла, позже переименованное в озеро Мадден. Вплоть до 1979 управление зоной канала было тесно связано с администрацией самого канала. Губернатором зоны был генерал инженерного корпуса армии США, а в зоне функционировали собственные полицейские и пожарные части, суд, почта, медицинские учреждения и школы с преподаванием на английском языке.

Панамский канал в международных отношениях.

В дипломатических отношениях Панамы и США на передний план всегда выходили проблемы, связанные с зоной канала. Панама стремилась расширить свое участие в управлении каналом, увеличить свою долю прибыли, протестовала против дискриминации работавших в зоне панамцев. По договору Хьюлла – Альфаро 1936 были отменены и пересмотрены некоторые кабальные положения договора 1903. В частности, США отказались от права военного вмешательства во внутренние дела Панамы и от монополии на коммуникации через перешеек, предоставляли панамцам право торговли в зоне канала и увеличили ежегодные выплаты до 430 тыс. долларов.

Договор Эйзенхауэра – Ремона 1955 передавал Панаме собственность США вне зоны канала стоимостью в 24 млн. долларов, увеличивал ежегодную арендную плату до 1 млн. 930 тыс. долларов, обязывал США построить мост через канал (завершен в 1962) и наладить водоснабжение городов Колон и Панама, лишал ряда льгот североамериканских предпринимателей, ограничил дискриминацию панамцев, занятых в зоне канала, предоставил правительству Панамы право взимать налоги со своих граждан, работающих в зоне, и с иностранцев (кроме американцев), работающих вне зоны.

В 1959 в зоне канала произошли стычки панамцев с полицией США. После переговоров 1960 США согласились вывесить на границе зоны флаги двух государств – США и Панамы. По дальнейшим договоренностям 1962 США позволили проносить панамский флаг через зону и согласились продолжить дискуссии по другим вопросам, в том числе о равной оплате труда в зоне канала для американцев и панамцев. В январе 1964, после того как американские студенты отказались нести панамский флаг вместе со своим флагом, произошли новые беспорядки, которые привели к разрыву дипломатических отношений. Панама вновь потребовала пересмотреть условия договора 1903. В апреле 1964 дипломатические отношения были восстановлены.

В 1967 был разработан проект договора о суверенитете Панамы над зоной канала и создании объединенного управления каналом, но в 1970 Панама отвергла этот проект. Переговоры, возобновившиеся в 1971, привели к подписанию в 1977 двух соглашений, согласно которым 1 октября 1979 зона канала переходила под юрисдикцию Панамы, а к 2000 США обязались передать Панаме сам канал. Впрочем, североамериканцы оставили за собой право военного вмешательства при необходимости защиты канала и сохранения его нейтралитета. Согласно договоренностям, для эксплуатации канала создана комиссия Панамского канала. До 1990 во главе Комиссии стоял гражданин США, назначаемый президентом США, после 1990 и вплоть до передачи канала в декабре 1999 ее возглавлял гражданин Панамы, также назначавшийся президентом США.