Нади – энергетические каналы. Ида и пингала

| Учение о каналах (нади), узлах (грантхи) и ветрах (праны)

Учение о каналах (нади), узлах (грантхи) и ветрах (праны)

Сеть каналов

(нади)

"Тогда Шандилья так вопрошал Атхарвана: "Как очищаются каналы (нади)? Сколько их? Как они возникают? Какие жизненные ветры (вайю) находятся в них? Где они находятся? Каковы их функции? Пожалуйста, поведай мне все, что следует знать о теле".

В ответ Атхарван отвечал: "Длина этого тела - девяносто шесть пальцев. Прана простирается на двенадцать пальцев за пределы тела. Тот, кто занимаясь йогой укорачивает свою прану внутри своего тела, делая ее равной или не меньшей огню в нем, становится величайшим из йогов.

У людей область огня, которая имеет форму треугольника и сияет как жидкое золото, расположена в середине тела. У животных с четырьмя ногами эта область (огонь) имеет форму четырехугольника. У птиц она имеет форму шара. В области этого жизненного центра находится очищающее благотворное тонкое пламя.

На два пальца выше ануса и на два пальца ниже полового органа находится центр тела у мужчин. У животных с четырьмя ногами он находится в середине сердца. У птиц он находится в середине тела.

В девяти пальцах выше центра тела расположена овальная форма, занимающая четыре пальца в длину и ширину. В ее середине - пупок. В нем расположена чакра с двенадцатью лучами. В середине чакры странствует сознание существа, направляемое своими хорошими и плохими деяниями. Как паук движется в разных направлениях внутри паутины из тонких нитей, так и прана перемещается здесь. В этом теле сознание перемещается на пране.

Кундалини обитает в середине пупка и над ним. Кундалини -Шакти имеет форму восьми пракрити (материй), и она свернута восемь раз. Движение ветров (жизненных энергий) проверяет должным образом пищу и напитки повсюду вокруг скандхи. Она закрывает своей головой отверстие брахмарандры и благодаря йоге пробуждается как огонь. Тогда она сияет как безграничное величие и мудрость в пространстве сердца.

Существует четырнадцать главных нади, связанных с Кундалини, расположенной в центре. Их названия - ида, пингала, сушумна, сарасвати, варуни, пуша, хастиджихва, яшасвини, вишвадхари, куху, шанкхини, паясвини, аламбуша и гандхари.

Из них сушумна считается поддерживающей вселенную и ведущей к Освобождению. Расположенная в задней части ануса, она связана с позвоночником и простирается до макушки головы, будучи невидимой, тонкой и сияющей. Слева от сушумны находится ида, а справа - пингала.

Луна движется в иде, а солнце - в пингале. Луна имеет природу тамаса, а солнце - раджаса. Солнце источает яд, а луна - нектар. Они направляют время, а сушумна поглощает его.

Позади и рядом с сушумной находятся сарасвати и куху соответствен но. Между яшасвини и куху находится варуни. Между пушей и сарасвати находится паясвини. Между гандхари и сарасвати находится яшасвини. В центре пупка - аламбуша. Перед сушумной находится куху, который простирается на длину генитального органа. Выше и ниже Кундалини находится варуни, который простирается повсюду. Яшасвини, которая прекрасна, доходит до больших пальцев ног. Пингала идет вверх к правой ноздре. Паясвини идет к правому уху. Сарасвати идет к верхней части языка, шанкхини - к левому уху, а гандхари начинается позади иды и идет к левому глазу. Аламбуша идет вверх и вниз из корня ануса.

От этих четырнадцати нади простираются другие малые нади; от них, в свою очередь, простираются другие нади, а от них все остальные; так это следует понимать. Как лист фикуса и других деревьев пронизан тончайшими волокнами, так и это тело пронизано нади".

"Шандилья упанишада" (1.15)


"Из семидесяти двух тысяч нади тела две - ида и пингала - важные, остальные бесполезные. Лишь сушумна содержит шамбхави-шакти".

"Хатха-йога-прадипика" (4.18)


Человеческое тело опутывает тонкая сеть невидимых энергетических каналов - нади. Корень "над" означает "поток". Нади пронизывают и питают праной физическое тело от пальцев ног до макушки. Согласно "Хатха-йога-прадипике" и "Горакша паддхати" число нади семьдесят две тысячи. Главные из них - ида, пингала и сушумна.

Каналы "десяти ворот"

Сушумна, ида, пингала, гандхари, хастиджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, называют каналами "десяти ворот". Они относятся к каналам астрального тела (манаваха-нади).

Канда

"Ниже пупка и выше мужского органа находится канда-йони, по форме подобная яйцу птицы. Там начало семидесяти двух тысяч нади".

Махасиддх Горакшанатх "Горакшашатака" (1.25)



Канда ("корень") располагается над основанием промежности, перед анусом. Ее высота - с длину ладони (около 20 см), ее ширина - четыре пальца. Она белая и мягкая, будто обернута куском материи.

В физическом теле увидеть ее нельзя, духовным же зрением она видится сразу над муладхарой, там, где соединяются сушумна и муладхара, в виде яйца, корня или клубня растения с корешками. Канда - это изначальный источник, из которого выходят все каналы (нади) тела. Это место называют грантхистхана, т.е. "основание всех узлов". Лепестки муладхара-чакры выходят из краев основания канды.

Если мы рассмотрим позвоночник, то на уровне нижней части спины спинной мозг сужается, продолжаясь в виде длинных шелковистых нитей, нервных окончаний ("конский хвост" - кауда эквина). Эти нити, тонкие волокна нисходят от основания этого "хвоста" и продолжаются до основания позвоночного столба. Считается, что они соответствуют канде в физическом теле.


"Кундалини-Шакти обвита восемь раз вокруг канды. Для йогина - это дар к Освобождению, и рабская зависимость для непосвященного".

Махасиддх Горакшанатх "Горакшашатака" (1.56)


"Пранава, гуданала, налини, сарпини, ванковали, кшая, саури и кундали - таковы восемь витков Кундалини*".

Махасиддх Матсиендранатх "Йогавишая Минанатха" (22)


*Восемь витков Кундалини соответствуют восьми состояниям энергии (пракрити) в ее изначальном (скрытом) состоянии, которые переживаются при ее пробуждении:

~ первичная Сфера (Бинду),

~ изначальное Семя (Биджа),

~ космическая Вибрация (Нада),

~ пять танматр: звучание, осязаемость, способность видеть, вкус и запах.

Из первичной Сферы рождается знание (джняна), из изначального Семени рождается воля (иччха), из космической Вибрации (Нада) рождается действие (крийя).

Узлы

(грантхи)

"Узел Брахмы находится в самом низком месте, узел Вишну - в сердце, а узел Рудры - в центре между бровями. Эти три освобождают".

Махасиддха Матсиендранатх "Йогавишая Минанатха" (17)

Грантхи - преграды для тонкой праны, это переплетения каналов, в которых кармические ветры действуют наиболее сильно. Для полного открытия сушумны йогин должен очистить каналы в этих местах и развязать узлы для того, чтобы энергия ветра могла подняться вверх до макушки.

Узел Брахмы

(Брахма-грантхи)

Узел Брахмы находится в муладхара-чакре. Если он не пройден, йогин испытывает сильные грубые желания и клеши (тупость, эгоизм, стяжательство). На более высоком уровне узел Брахмы проявляется как захваченность блаженством.

Практики для развязывания узла Брахмы: яма, нияма, аскетизм, пратьяхара, ашвини-мудра, мула-бандха, нади-шодхана.

Узел Вишну

(Вишну-грантхи)

Узел Вишну находится в области груди (анахата-чакра). Узел Вишну связан с чувством эго, личности, с астральным телом. Пока узел не пройден, йогин подвержен двойственным состояниям: вовне - привязанности, ревности, гордости, чувству собственной важности; внутри - чувству вины и нерешительности. На более высоких уровнях узел Вишну проявляется как привязанность к традициям, форме бога.

Для развязывания узла Вишну применяется практика бхастрика-пранаямы.

Узел Рудры

(Рудра-грантхи)

Узел Рудры находится в межбровье (аджна-чакра). Пока узел в аджне не развязан, йогин находится в плену двойственных мыслей, не может подняться выше концепций, не понимает принципа осознанности вне мыслей. На более высоком уровне рудра-грантхи проявляется как привязанность к мистическим видениям, сиддхам, тонкая привязанность к "я", захваченность Пустотой.

Практики развязывания узла Рудры: анулома-вилома, сахита-кумбхака, концентрация на точке в межбровье (аджна-чакра), медитация Пустоты.

Развязывая узел Рудры, йогин утверждается в каузальном теле, освобождается от влияния пяти элементов.

Как развязать три узла

"Эта задержка, называемая бхастрика, дает возможность развязать три грантхи, поэтому йогин должен выполнять бхастрику".

"Хатха-йога-прадипика" (2.67)


Для развязывания трех основных узлов используется бхастрика-пранаяма. Энергия, генерируемая с помощью бхастрики, раскрывает эти узлы, давая возможность двигаться Кундалини далее. Если у йогина есть ограничения на выполнение бхастрика-пранаямы, он должен усердно упражняться в Шат-чакра-йоге, сосредотачиваясь на точках, соответствующих узлам.

Ветры

(праны)

"Прана, апана, самана, удана, вьяна, нага, курма, крикара, девадатта и дхананджая - эти десять вайю (жизненных потоков) перемещаются во всех нади.

Прана перемещается в ноздрях, горле, пупке, двух больших пальцах ног, в нижних и верхних частях Кундалини. Вьяна перемещается в ухе, глазе, пояснице, лодыжках, носе, горле и ягодицах. Апана перемещается в анусе, гениталиях, бедрах, коленях, желудке, семени, пояснице, икрах, пупке. Удана находится во всех суставах, а также в руках и ногах.

Самана пронизывает все части тела, наряду с огнем она обеспечивает распространение в теле принимаемой пищи и жидкости. Она перемещается по семидесяти двум тысячам нади. Огонь вайю, начинающийся с наги, идет к коже, костям и т.д. Находящаяся в пупке прана разделяет находящиеся там пищу и жидкость и порождает расы (соки) и др. Помещая воду над огнем и пищу над водой (или в ней), она идет к апане и наряду с ней раздувает огонь в центре тела.

Огонь, раздуваемый таким образом апаной, постепенно увеличивается в яркости в середине тела. Затем он порождает своим пламенем воду, которая направляется в кишечник праной для разогревания.

Огонь с водой заставляет пищу и вышеупомянутые элементы перевариваться до надлежащей степени. Затем прана разделяет их на пот, мочу, воду, кровь, семя, фекалии и т.д. И, наряду с саманой, она переносит сок (или сущность) по всем нади и перемещается в теле в форме дыхания.

Вайю выводит урину, фекалии и т.д. через девять отверстий в теле, которые связаны с внешним воздухом. Функции праны - вдох, выдох и кашель. [Функции] апаны - выведение фекалий и мочи. [Функции] вьяны - [такие действия как] предоставление и взятие. [Функции] уданы - поддержание тела прямым и т.д.

[Функции] саманы - питание тела. [Функции] наги - рвота и т.д.; [функции] курмы - движение век; [функции] крикары - вызов чувства голода и т.д.; [функции] девадатты - вызов лени и т.д.; [функции] дхананджаи - порождение мокроты.

Обретя, таким образом полное знание о местопребывании нади и вайю с их функциями, необходимо приступить к очищению нади".

Прана и состояние сознания

Люди - в основном существа бодрственного поверхностного сознания. В бодрствовании (джаграт) функции праны активизируют физическое тело, оживляют органы чувств и создают настройку на видимый физический мир.

В состоянии сна со сновидениями (свапна) прана активна в астральном теле, проецируя сновидения и создавая иллюзию реальности, воздействуя на тонкие чувства астрального тела.

В глубоком сне (сушупти) прана сосредоточена на чистом светящемся сознании "Я"-субъекта, за пределами чувств, в это время поверхностный ум не функционирует.

Прана-вайю и апана-вайю в основном переживаются и доминируют в состоянии бодрствования и во сне. Самана-вайю переживается и доминирует во сне без сновидений. Удана-вайю переживается и доминирует в состоянии осознавания за пределами сна без сновидений (турья). Вьяна-вайю переживается в состоянии трансцендентального единства с Ясным Светом (турьятита).

Функции основных пран

"Жизненные силы тела - это прана (воздух дыхания), апана (воздух прямой кишки), самана (воздух пищеварения), удана (воздух в горле), вьяна (воздух, циркулирующий по телу), нага (воздух отрыжки), курма (воздух моргания), крикара (воздух чихания), девадатта (воздух зевания) и дхананджая.

Прана всегда находится в груди (сердце), апана - в области прямой кишки, самана - в области пупка, удана двигается посредине горла. Вьяна наполняет все тело. Сказано, что пять воздухов, начиная с праны, есть главные".


"Прана, апана, самана, удана и вьяна вместе с [пятью] силами действия составляют совокупность крийя-шакти".

Махасиддх Матсиендранатх "Йогавишая Минанатха" (13)


Роды, оргазм, выделения, которые происходят через мочеиспускательный канал, половые органы - это функция апаны. Накопление энергии связано с функцией праны в груди. Переваривание пищи - функция саманы. Мимика лица, движение в горле - функция удана-вайю. Кровообращение - функция вьяна-вайю.


"Огонь саманы есть высшая форма вьяны, а между ними - образование уданы. То, что поднимает или опускает то, что было выпито и съедено, есть удана".


Для йогов наиболее важными являются самана-вайю и вьяна-вайю. Эти два ветра связаны с сушумной. Прана-вайю связана с идой. Апана-вайю связана с пингалой. Подъем Кундалини связан с удана-вайю.

Йогин стимулирует самана-вайю за счет объединения прана-вайю и апана-вайю. Когда они смешиваются в области саманы, самана-вайю очищается и пробуждается.

ОЧИЩЕНИЕ трёх каналов энергии: Ида, Пингала и Сушумна и ПРОСВЕТЛЕНИЕ.

В нашем теле находятся три важных канала, по которым проходит энергия. Это - каналы Ида, Пингала и Сушумна. Один из них начинается с правой стороны копчика, проходит через все чакры, пересекаясь в каждой из них с двумя другими каналами, и, наконец, достигает правой стороны Аджня-чакры. Это канал Пингала (Солнечный канал Ян энергии). Канал Ида (Лунный канал Инь энергии) начинается с левой стороны копчика и доходит до левой стороны Аджня-чакры, проходя через каждую чакру аналогичным образом. А в центре находится канал Сушумна.

Через эти три канала проходит энергия стрессов сексуального характера, энергия сил гнева и энергия сил невежества, включающих аппетит. Канал Сушумна (Центральный Канал) - наиболее важный из каналов.

Первый канал, Пингала, переносит энергию гнева. Далее, энергия невежества, которая останавливает наше движение и отупляет нас, проходит через канал Ида. Энергия привязанности, или то, к чему привязано наше сознание, проходит через канал Сушумна.

Предположим, что какая-то часть канала Пингала перекрыта и энергия гнева не может протекать по нему, в то время как энергия невежества проходит через канал Ида. Что касается физических симптомов, ваша правая ноздря, в отличие от левой, будет заложена. Это означает, что вы попали в плен невежества.

Невежество делает человека медлительным и ленивым. Оно заставляет думать: "Мне что-то не хочется этого делать, я хочу заниматься только духовной практикой". Но даже если дать ему прекрасные возможности для духовной практики, он не сможет заниматься ей, а будет тратить время на ленивый сон.

Такова природа канала Ида, природа невежества. "Мне нет нужды делать что-либо еще, поскольку я смогу прожить и сегодняшним днем". "Завтра будет видно". Такие мысли иллюстрируют природу канала Ида.

Напротив, если заложена только левая ноздря, в канале невежества Ида есть препятствия для прохода энергии, а канал гнева Пингала открыт. В этом случае ваше тело ощущает жар, и вы легко сердитесь. Так проявляется природа канала Пингала. Очевидно, что если оба канала, Ида и Пингала, открыты, то появляются как невежество, так и гнев.

Рассмотрим случай, когда перекрыт канал Сушумна. По этому каналу движется энергия привязанности. Энергия таких стрессовых сил, как сексуальные желания и голод, проходит через этот канал, превращаясь в Кундалини, и поднимается вверх. Так что, если канал Сушумна не очищен, подъема Кундалини не происходит. В сутрах говорится, что это вызывает привязанность. Если вы хотите избавиться от привязанности, нет другого способа, кроме очищения канала Сушумны.

Если канал Сушумна очищен, привязанность исчезает.

Что касается каналов Ида и Пингала, проблема заключается в том, что если они очищены, энергии невежества и гнева свободно протекают по ним, и вы страдаете как от невежества, так и от гнева. Можно подумать, что было бы лучше, если бы оба канала были перекрыты (энергия не протекала бы по ним). Это не так. Забитость каналов - самое плохое, что может быть. Дело в том, что это означает, что невежество и гнев находятся в самом низком своем качестве. Если энергия гнева останавливается в Свадхистана-чакре (второй чакре снизу, расположенной немного выше половых органов), гнев получает сексуальную окраску.

Если энергия останавливается несколько выше, в Манипура-чакре (третьей чакре снизу, расположенной в области желудка), гнев проецируется на талант и способности к обучению. Таким образом, чем выше чакра, где останавливается энергия, тем выше "качество" проявляющегося гнева. Когда канал Пингала полностью очищен, гнев, достигший Аджня-чакры, направлен не против отдельных людей, а против общества. Похоже, что плохо, если энергия беспрепятственно протекает по каналу Ида и Пингала, но также плохо, если эти каналы забиты. Что же делать?

На определенном этапе практики следует полностью очистить каналы Ида и Пингала и поднять гнев с невежеством на высокий качественный уровень. После этого следует переместить эту энергию (гнева и невежества в каналах Пингала и Ида) в канал Сушумна и преобразовать ее в энергию привязанности. Тогда каналы Ида и Пингала очистятся. На этом этапе рождается стрессовая энергия привязанности. Она превращается в энергию Кундалини и поднимается вверх. Итак, по мере уничтожения гнева и невежества, то есть тогда, когда энергии гнева и невежества перемещаются в канал Сушумна, рождается привязанность. Поэтому привязанность - последнее, за что мы пытаемся зацепиться.

Рассмотрим пример. Для того, чтобы отвлечься от одиночества, некоторые заводят множество знакомств среди лиц противоположного пола. Про кого-то могут сказать: "Она близка к Освобождению, потому что у нее нет фиксированных идей". Но на самом деле это происходит из-за невежества. Вдобавок к невежеству такая женщина имеет сексуальное влечение низкого уровня из-за энергии, которая только что перешла из канала Ида в канал Сушумна. Это все равно, что есть все без разбору при чувстве голода.

С другой стороны, пусть человек испытывает влечение только к одному или одной и даже не смотрит на других. Это - уровень Анахата-чакры (более высокий уровень привязанности), а именно, привязанность как чувство любви.

Итак, существуют три канала, а именно: Ида, Пингала и Сушумна - которые могут быть очищены благодаря духовной практике. После завершения очищения каналов Ида и Пингала последним очищается канал Сушумна - это то, чему учил Будда Шакьямуни.

В соответствии с этим, как в процессе Освобождения, так и в процессе Просветления, очищение трех каналов является необходимым условием.

Однако если вы не достигли Просветления, вы не можете считывать данные, посылаемые Свыше. Это происходит потому, что ваши фиксированные идеи, как и в случае простого телепатического сеанса, искажают и отрицают информацию, специально посылаемую нам (Свыше). Вследствие предубеждений и привязанностей вашей души (ложного я) вы не можете воспринять эти данные точно. Чистая вода отражает все в точности, как оно есть. Практикующим необходимо привести душу в состояние, подобное чистой воде.

Очищение души подразумевает возвращение Истинного Я в его действительное состояние, то есть спасение Истинного ЭГО (Я) Сверхсознания Души-Духа от заблуждений и иллюзий (личности и ложного "я"). В этом и заключается процесс Просветления.

Отбросьте обе крайности.

Например, мы часто видим гордых людей. Предположим, что госпожа А - гордая женщина. Она хочет, чтобы каждый знал: "Вот мой путь, и вот как я живу!". Конечно, она полна желаний. Например, завоевать всеобщее уважение и любовь. Если появится человек, который будет задевать ее чувство гордости, А. будет настойчиво бороться против него. Она поступает так потому, что ее гордость очень сильна.

Однако гордость мешает Просветлению. Например, госпожа А. наверняка смотрит на все свысока. По этой причине она не может воспринимать явления такими, как они есть. Если она лишь тешит свою гордость, то не может думать о самосовершенствовании; в конечном счете, она даже не может стать на путь Просветления.

С другой стороны, что произойдет, если ее гордость будет разрушена? Если гордость уязвлена, она станет сердиться. Однако если ее гордость разрушена полностью, то, скорее всего, эта женщина будет чувствовать себя подавленной. Будучи подавленной, А. начнет смотреть на все снизу вверх. Кроме того, станет пассивной. Итак, в этом случае она также не сможет воспринимать явления такими, какие они есть. Естественно, тем самым она отдалится от Просветления.

Таким образом, нельзя впадать ни в гордость, ни в самоунижение.

Поднимитесь выше привязанностей.

Привязанность - это одна из помех, от которых необходимо избавиться, если вы стремитесь к Просветлению. Рассмотрим в качестве примера привязанность к человеку. Предположим, человек, обладающий привязанностью, управляет какой-либо организацией. В таком случае он нанимает в нее людей, которые ему нравятся. Для него не имеют значения их способности и таланты. И, наоборот, он игнорирует людей, к которым не имеет привязанности, даже если работник талантлив и необходим для его организации.

В результате организация, которая может и должна развиваться, не развивается. Руководитель, конечно, будет доволен собой, но нельзя сказать, что он хорошо выполняет свои обязанности.

Рассмотрим противоположность привязанности. Давайте подумаем о человеке, который не способен никого полюбить. Он очень холоден, ни во что не верит и все отрицает. Это - противоположность привязанности. Предположим, что он управляет какой-либо организацией. Конечно, он может иметь способность четко видеть ситуацию. Он думает: "У господина А. хороший характер, но он некомпетентен. Господин Б. не обладает хорошим характером, но он необходим для этой организации. Госпожа А. красива, но ее красота не имеет значения в данном случае. Хотя госпожа Б. некрасива, в данном случае мне следует повысить ее в должности". И так далее. Так?

Однако кого бы он не решил нанять на работу, ни один из них не пойдет к нему, - ни А, ни Б. Во-первых, поскольку в нем нет любви, они будут ощущать холодность в каждом его слове. Во-вторых, слыша неприятные слова, они будут подавлены: в их души проникнет холод. Естественно, и А, и Б. уйдут от такого холодного руководителя.

Оба типа людей, - с сильной привязанностью и холодным характером очень далеки от Просветления, поскольку, когда человек становится Просветленным, он способен любить каждого и видеть все в истинном свете. Итак, вы видите, что Просветление гарантирует счастье не только в следующей жизни, но и в этой. Способность любить каждого и точно оценивать явления является условием быстрого достижения счастья.

Пять столпов.

Поразмышляем о необходимых условиях для достижения Просветления. Главные моменты состоят в следующем: 1) разбейте застывшие идеи; 2) отбросьте привязанности; 3) любите каждого человека; 4) преодолейте гордость.

Порядок этих четырех условий не имеет значения. Все они в равной степени важны. Добавим еще одно условие: 5) нельзя поддаваться гневу.

Гнев препятствует правильному рассмотрению и правильной оценке явлений.

Условия становления Истинным Победителем.

Если вы решили идти путем Бодхисаттвы (Путём Просветления), вам необходимо обрести сверхъестественные способности и, в конечном итоге, достичь Освобождения. Однако этого не достаточно, необходимо также достичь Просветления. Вы становитесь Истинным Победителем, когда достигаете и Просветления, и Освобождения.

Сверхъестественные способности необходимы для правильного видения явлений в их истинном свете. Но их недостаточно, потому что с помощью одних лишь сверхъестественных способностей человек не может правильно понять то, что он увидел. Поэтому необходимо также и Просветление. Только соединив Освобождение и Просветление, можно спасать других. Привести людей в мир истинной свободы, истинного счастья, истинной радости - вот в чем состоит спасение.


* Источник -

| Ида и пингала

Ида и Пингала

«Из 72 000 нади тела, две - ида и пингала, важные, остальные бесполезные. Лишь сушумна содержит Самбхави-Шакти». Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.18)


Существует четырнадцать главных нади, связанных с Кундалини, расположенной в центре. Их названия — ида, пингала, сарасвати, варуни, пуша, хастиджихва, яшасвини, вишвадхари, куху, шанкхини, паясвини, аламбуша и гандхари.


Из них считается поддерживающей вселенную и ведущей к Освобождению. Расположенная в задней части ануса, она связана с позвоночником и простирается до макушки головы, будучи невидимой, тонкой и сияющей. Слева от сушумны находится ида, а справа — пингала .


Луна движется в иде, а солнце — в пингале. Луна имеет природу тамаса, а солнце — раджаса. Солнце источает яд, а луна — нектар. Они направляют время, а сушумна поглощает его.

Позади и рядом с сушумной находятся сарасвати и куху соответствен но. Между яшасвини и куху находится варуни. Между пушей и сарасвати находится паясвини. Между гандхари и сарасвати находится яшасвини. В центре пупка — аламбуша.

Перед сушумной находится куху, который простирается на длину генитального органа. Выше и ниже Кундалини находится варуни, который простирается повсюду. Яшасвини, которая прекрасна, доходит до больших пальцев ног.

Пингала идет вверх к правой ноздре. Паясвини идет к правому уху. Сарасвати идет к верхней части языка, шанкхини — к левому уху, а гандхари начинается позади иды и идет к левому глазу. Аламбуша идет вверх и вниз из корня ануса.


От этих четырнадцати нади простираются другие малые нади; от них, в свою очередь, простираются другие нади, а от них все остальные; так это следует понимать. Как лист фикуса и других деревьев пронизан тончайшими волокнами, так и это тело пронизано нади».
«Шандилья упанишада» (1.15)

Человеческое тело опутывает тонкая сеть невидимых энергетических каналов — нади. Корень «над» означает «поток». Нади пронизывают и питают праной физическое тело от пальцев ног до макушки. Согласно «Хатха-йога-прадипике» и «Горакша паддхати» число нади семьдесят две тысячи. Главные из них — ида, пингала и сушумна.


Сушумна, ида, пингала, гандхари, хастиджихва, яшасвини, пуша, аламбуша, куху, шанкхини, называют каналами «десяти ворот». Они относятся к каналам астрального тела (манаваха-нади).


Солнечный и лунный потоки () находятся справа и слева от центрального канала. Поднимаясь из , они пересекаются с сушумной в точках чакр, соединяясь в (в месте, именуемом «мукта-тривени»). От аджна-чакры идут к ноздрям и заканчиваются там (см. рисунок).

«Слева — ида. Обвиваясь вокруг сушумны, она идет к правой ноздре.

Справа — пингала. Обвивая вокруг сушумну, она идет к левой ноздре».

«Шива Самхита» (2.25 — 26)

«Три потока встречаются у рта брахмарандры. Омовением в этом месте йогин достигает Освобождения». «Шива Самхита» (5.131)

Насколько ветры двигаются по боковым каналам, настолько человек ограничен телом, пространством и временем.

«Солнечная энергия пронизывает солнечную нади, а лунная — лунную нади. Тот, кто овладел этим процессом, властвует над тремя мирами».

«Шива Свародайя» (67)

Каналы ида и пингала являются проекциями двух фундаментальных энергий вселенной в человеческом теле.

«Чандра или лунный поток олицетворяет женский принцип, а сурья или солнечный поток — мужской принцип. Знайте, что луна — это Шакти, а солнце — Шива. Когда активна ида, лучше совершать спокойную работу».

«Шива Свародайя» (60)

Левый канал является воплощением женской энергии луны, правый воплощает собой мужскую энергию солнца.

«Когда активна пингала, совершайте грубую и тяжелую работу, но когда активна сушумна, благоприятно совершать действия, ведущие к бхакти (преданности) и мукти (Освобождению)».

«Шива Свародайя» (61)

Во время активной пингалы следует выполнять практики с опорой на усилие. Когда активна ида, благоприятна практика самоотдачи, устранения усилия, безусильного созерцания.

«В течение первых трех дней двух светлых недель активизируются лунные потоки нади. Затем происходит чередование, и в первые три дня темных двух недель активизируются солнечные потоки нади. И опять чередование. Вам необходимо знать время возрастания свары». «Шива Свародайя» (62)

Работа левого и правого каналов строго связана с лунными фазами.

Ида

«Левая нади подобна нектару, питающему целый мир. Поток левой нади дарит сиддхи». «Шива Свародайя» (57, 58)


Ида — это канал силы ума (манас-шакти).


Тусклого цвета, подобного луне, ида начинается в левом яичке и заканчивается в правой ноздре. Женский лунный канал ида очищает и насыщает тело животворной энергией, поэтому во всех пранаямах (кроме сурья-бхеды-пранаямы) вдох всегда начинают с левой ноздри. Нектар белой бинду, падающий вниз из сома-чакры, разделяется на две части. Первая идет по лунному каналу, вторая — по центральному каналу, солнце (красная капля) в пупке поглощает этот нектар.

Согласно свара-шастрам, йогин в светлое время суток должен держать иду активной для равновесия с пингалой . По левому каналу движется мягкая саттвичная кармическая прана, поэтому во время активности иды благоприятно занятие созерцанием. Ида активна на растущей луне во время восхода и заката в течение девяти дней. Божество иды — Луна.

Пингала

«Правая нади, обладающая свойством движения, всегда творит мир».

«Шива Свародайя» (57)

Пингала — это канал активной энергии (прана-шакти). Пингала красного цвета, подобного солнцу, содержит в себе яд, грубую нечистую энергию (клеша-прану). Божество правого канала — Солнце.


Йогин должен сохранять пингалу активной ночью для долголетия и здоровья. Пингала — активный раджасический канал. Пингала проявляется как манаваха-нади и пранаваха-нади.

Пингала
доминирует на убывающей луне девять дней во время восхода и заката.


Корень пингалы — в , она выходит с правой стороны и поднимается по спирали вверх вдоль позвоночника, пересекаясь с идой в чакрах и заканчиваясь в корне левой ноздри. Управляет правой стороной тела.

Энергетические каналы человека (нади) – это внутренние каналы в человеке, по которым движется энергия. Количество этих каналов по разным источникам отличается. И на самом деле, наверное, никто их никогда не считал. И вообще, вряд ли это возможно.

Для нас на данном этапе это не принципиально. Если вы уйдете с головой в йогу и будете докапываться до сути, тщательно изучая всю литературу по этой теме, то это очень хорошо. И тогда вы более глубоко исследуете эту тему.

Вот вам пара статей для начинающих в йоге:

Энергетические каналы человека. Два взгляда.

Здесь существуют противоречия и разногласия, которые можно объяснить как неверными переводами древних санскритских писаний, так и видением мира переводчика. То есть, если переводчик связан с медициной, то в некоторой степени он будет искать смысл йогических текстов именно в своей науке.

Медицина является более прагматичной наукой, которая объясняет то, что ВИДИТ . В то время, как йога – это в большей степени самонаблюдение и контроль своих ОЩУЩЕНИЙ . И они очень часто говорят совсем о разном, но проводятся аналогии и сопоставляются не сопоставимые вещи и определения.

Нади, согласно многих источников, – это энергетические каналы человека, которые можно отождествлять с нервами, артериями, венами, трубками внутри нашего тела (). По ним движется кровь, воздух вода, другие питательные вещества.

Это один взгляд.

Другой взгляд. Нади – это ни в коем случае не нервы, вены и все материальные и видимые нити и связи , по которым передается вещество. Это каналы, по которым движется жизненная энергия.

Жизненная энергия прана — о ней . Об энергии кундалини — .

Четкое определение нади дать не получится. Как говорят йоги, нади – это то, что можно почувствовать и узнать только на практике . Вообще йога не та наука, которая стремится к четким ярлыкам и определениям.

Это свойственно медицине. Возможно, отсюда и возникают вопросы. Вероятно, для более точного объяснения понятий, описанных в древних текстах по йоге, проводится ассоциация их с понятиями, которые известны и понятны медицине и обычному человеку.

Но вопрос в том, нужно ли понимать то, что записано на древнем санскрите в йогических текстах, обычному непросвещенному человеку. Возможно, что по-настоящему понять их может только тот, кто осознал и почувствовал на себе то, о чем там написано. Человек, понимающий и подготовленный практикой йоги.

Каналы нади. Основная информация.

Энергетические каналы человека (нади) – это каналы, по которым течет энергия. Она может быть различной, в разных формах. Но движется она по нади. Это проводники энергии .

Нади пронизывают все наше тело, от пяток до макушки головы.

Также считается, что нади присутствуют во всех наших телах: в физическом, тонком и причинном . Медицина знает только о физическом (плотном) теле, в то время как тонкое и причинное абсолютно не изучены.

Проводники не всегда бывают чистыми и проводящими на «полную мощность». Каналы могут засоряться и забиваться, что вызывает как физические, так и психические болезни. Одна из задач йоги в очищении и нормализации проведения энергии по нади .

Согласно литературе по йоге, нади начинаются в точках сразу под пупком и в сердце. Оттуда они выходят и разветвляются по всем направлениям.

Пять энергий текут по нади: это прана, апана, удана, вьяна, самна. Если существует гармония между этими энергиями и каналами, по которым они движутся, то это невероятное состояние тела и души. Такой человек никогда не болеет, он абсолютно гармоничен и счастлив. Как пишется в книгах, его тело становится «небесами на земле». Если такого баланса нет, то человек будет болеть.

Основные каналы нади.

Среди всех нади основными считаются десять каналов . Это Сушумна, Ида, Пингала, Гандхари, Хасти, Джихва, Пуша, Яшасвини, Аламбуша, Куху и Шанкини.

Из этих десяти три считаются самыми главными: Сушумна, Ида и Пингала . Это пранические каналы , по ним движется жизненная энергия «прана ».

Сушумна – это центральный канал, проходящий через позвоночник . Начинается она в анусе, поднимается вверх и заканчивается в в макушке головы. Она проходит через все основные чакры человека (Вот статьи по , и ). По этому каналу йоги поднимают пробужденную кундалини-энергию вверх к высшему энергетическому центру.

Этот энергетический канал ассоциируют с огнем. Так обозначается та божественная энергия, которая спит в нас, но которую можно разбудить и поднимать, словно огонь, вверх вдоль позвоночника. Сегодня чаще встречается слово «кундалини» при обозначении этой энергии. Также творческая энергия, шакти.

Ида – это нади, энергетический канал, который начинается в левой ноздре, далее идет к макушке головы и опускается вниз к началу позвоночника.

Пингала – Этот нади начинается в правой ноздре, далее через макушку головы к низшей точке позвоночника.

Пингала – это солнце, по нему течет солнечная, горячая, согревающая энергия.

Ида – это Луна, по нему течет лунная, холодная, охлаждающая энергия.

По пути эти каналы переплетаются в основных узлах – чакрах, но при этом абсолютно независимы и один не может быть заменен другим. Каждый необходим. Поэтому здоровая работа каждой из ноздрей нашего носа чрезвычайно важна.

Если заложена левая ноздря, то нади Ида не работает.

Когда мы дышим, происходит автоматическое чередование активных ноздрей. Иногда работают одновременно две.

Наше тело само регулирует баланс энергий. Но если нос заложен, то этого не происходит, что очень пагубно сказывается на здоровье.

Очень важно, чтобы обе ноздри были одинаково в рабочем состоянии, а нос был здоровым и носовые пазухе не были заложены.

Как очистить нади и носовые пазухи?

Для очищения ноздрей и самих каналов Ида и Пингала, отлично подходит практика поочередного дыхания, которая подробно .

При регулярных занятиях пранаямой проблемы с носом покинут вас, в этом не сомневайтесь. У йогов не бывает насморка.

Итак, энергетические каналы человека, три главных:

  1. Сушумна , которая представляет собой течение божественной силы;
  2. Ида – лунная энергия;
  3. Пингала – солнечная энергия.

Какой праздник символизирует три энергетических канала: Ида, Пингала и Сушумна?

Существует праздник, который посвящен этим нади. Он называется Кубха-мела и проходит раз в двенадцать лет. Это праздник трех рек, Ганги, Ямуны и Сарасвати, которые ассоциируют с тремя главными энергетическими каналами человека.

Ганга и Ямуна – это обычные реки, которые постоянно и непрерывно текут. Сарасвати — это подземная река, которая раз в двенадцать лет в связи с особенным расположением планет выходит на поверхность и соединяется с водами рек Ганги и Ямуны, что символизирует единение и единство энергий.

Миллионы паломников, в основном индусов, приезжают туда, чтобы окунутся в воды священных рек и очистить свою карму.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет - не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель - сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Не поленись уделить 5 минут своего времени, чтобы ознакомиться. Возможно, именно эти 5 минут изменят всю твою жизнь.

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!

Нади - энергетические реки нашего тела November 26th, 2015

Йога и каналы энергии нади

У индийского мудреца однажды спросили: «Где Бог?» И ответ его был одновременно простым и сложным: «Он живет в дыхании внутри каждого вдоха».


Чтобы понять всю глубину этого высказывания, нужно смотреть дальше, чем просто дыхание на физическом уровне (кислород, углекислый газ и другие вещества, которые мы вдыхаем и выдыхаем). За пределами каждого вдоха, но при этом внутри него, находится прана, жизненная энергия, которая является в буквальном смысле основой жизни.

Одна из целей занятий йогой - управление этой энергией, ее использование для нашего физического, умственного и духовного развития. Чтобы научиться перенаправлять прану, давайте обратимся к более глубоким уровням сознания и тонкого тела.

К счастью, этот внутренний мир уже был исследован до нас первыми последователями тантры, которые смогли визуально отобразить многочисленные способы циркуляции энергии внутри человеческого тела. Те, кто достиг совершенства в практике тантры смогли обнаружить систему энергетических каналов, правильное функционирование которой делает человека энергичным, целостным и просветленным .

Санскритское слово «нади» имеет корень «над», означающий «поток», «движение», «вибрация». В самом слове отражается природа нади: течь подобно воде, искать путь наименьшего сопротивления и подпитывать энергией все на своем пути. Нади - это наша энергетическая оросительная система; по сути дела , мы и существуем лишь благодаря каналам нади.

В литературе имеются разные сведения о количестве каналов нади. Согласно многим тантрическим текстам, в теле человека содержатся 72000 нади, которые направляют прану в каждую клеточку организма (по другим источникам, их 300000 и больше). Одни каналы широкие, с интенсивным потоком энергии, а другие подобны тонкой нити . Когда энергия в каналах течет свободно и беспрепятственно, мы здоровы и энергичны, но если она ослабевает или блокируется , мы начинаем болеть на ментальном и физическом уровне. Для усиления движения праны эффективны занятия хатха-йогой, которые помогают активизировать поток энергии и устранить препятствия, мешающие его свободному движению.

Поскольку нади нельзя увидеть в микроскоп (впрочем, как и чакры - психоэнергетические центры, и прану, и другие элементы тонкого тела), современная медицина не относится к ним серьезно. Но классическая йога основана на реальности тонкого тела, работа с которым так же ваажн , как и развитие физического тела. К сожалению, сейчас делается акцент именно на гимнастический аспект йоги.

Ночь и день

У йогов вызывают особый интерес три нади: первый из них - сушумна (самый главный восходящий канал) - большая «река», текущая от основания позвоночника к макушке и последовательно проходящая все семь чакр. По этому каналу поднимается энергия кундалини шакти («сила спящей змеи»), а вместе с ней и высшее духовное сознание, которое она питает. Ее движение начинается у муладхары (корневой чакры) и заканчивается в ее истинной обители - в чакре сахасрара («тысячелепестковом лотосе»), в макушке головы. На тонко-энергетическом уровне сушумна-нади - это путь к просветлению.


Второй канал называют ида-нади, а третий - пингала-нади. Эти два канала (ида - левосторонний, а пингала - правосторонний) движутся по спирали вокруг сушумны подобно двойной спирали ДНК, пересекаясь друг с другом на каждой чакре. Если представить себе кадуцей, символ современной медицины, он имеет некоторое визуальное сходство со взаимодействием иды, пингалы и сушумны. В итоге все три центра сходятся в аджна-чакре («чакре управления»), которая расположена посередине лба между бровями.

Канал ида начинается и заканчивается слева от сушумны. Его называют еще «лунным каналом»; он прохладен и отвечает за эмоции и прошлое, и соотносится больше с женскими качествами человека. Для обозначения тонкой вибрационной природы ида-нади используется белый цвет.

Пингала-нади еще называют «солнечным каналом»; он начинается и заканчивается справа от сушумны. Этот канал теплый и стимулирующий, он контролирует все жизненно важные соматические процессы и соотносится с мужскими аспектами человеческой природы. Вибрационные качества пингала-нади обозначаются красным цветом.

Взаимодействие между ида-нади и пингала-нади можно сравнить с незримым парным танцем интуиции и разума, сознания и жизненной силы, левого и правого полушарий. В обычной повседневной жизни один из каналов нади всегда преобладает над другим. Каналы доминируют по очереди, но один из них обычно преобладает дольше и интенсивнее, чем другой. Свойства и проблемы характера, поведения и здоровья человека можно разбить на две группы: по типу ида-нади и по типу пингала-нади.

Люди с типом ида имеют «лунные» качества; они эмоциональны и заботливы, но им может не хватать упорства для прохождения интенсивной практики йоги. Такие люди могут обладать большим потенциалом, но они не проявят его в полной мере в земных делах или в духовном развитии, пока не разовьют свои качества пингала-нади. У людей пингала-типа больше развиты солнечные качества: они обладают задатками лидера, энергичностью и способностями к творчеству. Но если они не развивают свою ида-сторону, им может не хватать умиротворенности, способности к самосозерцанию и чувствительности, необходимых для духовного пробуждения.

Достижение баланса ида и пингала

Главная цель хатха-йоги - привести в равновесие энергию ида и пингала. Эта задача настолько важна, что само слово «хатха» символизирует этот баланс энергий. Его буквальное значение на санскрите - «мощный», но при этом оно состоит из двух слогов «ха» и «тха», которые являются семенными мантрами (биджа-мантрами) с тайным смыслом и силой. «Ха» обозначает солнечные качества, жизненную силу - пингала; «тха»- разум и лунные качества ида-нади. Уравновешивание солнца и луны, пингала и ида способствует пробуждению и подъему кундалини, а вместе с ней - и развитию высшего сознания. Более того, некоторые направления йоги считают, что до тех пор, пока есть преобладание одной из энергий - ида или пингала, канал сушумна остается закрытым, а энергия кундалини продолжает оставаться в спящем состоянии.

Самым эффективным методом уравновешивания ида и пингала является Нади Шодхана (буквальный перевод с санскрита - «очищение нади»), практика дыхания через нос с чередованием ноздрей. В основе этого метода лежит прямая связь ида-нади с левой ноздрей, а пингала-нади - с правой.

Отличный способ восстановления баланса между двумя нади - сделать несколько циклов пранаямы после практики асан, на тот случай, если во время асан вы непреднамеренно нарушили баланс энергий.

Практика Нади Шодхана - очищения энергетических каналов.

Примите удобную медитативную позу. Сожмите в кулак правую руку, затем отставьте в сторону безымянный палец и мизинец. Положите подушечку большого пальца на правую ноздрю, а подушечки безымянного пальца и мизинца - на левую. Зажмите безымянным пальцем и мизинцем левую ноздрю, а правой ноздрей сделайте полный выдох. Затем сделайте полный вдох, закройте правую ноздрю большим пальцем, откройте левую ноздрю и сделайте через нее полный выдох. После этого сделайте вдох, закройте левую ноздрю пальцами, откройте правую ноздрю и выдохните через нее. На этом заканчивается один цикл Нади Шодхана.

Помимо использования Нади Шодхана, для баланса ида и пингала можно делать некоторые асаны. В начале занятия сядьте и понаблюдайте за своим дыханием, чтобы определить, какая ноздря и, соответственно, нади является доминирующей. Если вам трудно это определить, сделайте несколько циклов дыхания с чередованием ноздрей - так вам будет сразу понятно, в какой стороне дыхание более свободное и в какой - затрудненное. Если доминирует левая ноздря, то «включена» энергия ида, и для активизации пингала-нади есть смысл сосредоточиться на энергичных, бодрящих асанах: прогибах назад, скручиваниях, перевернутых позах и асанах, выполняющихся стоя. Если доминирует правая ноздря, то рекомендуется заняться сидячими асанами и наклонами вперед: их спокойная, охлаждающая энергия усилит ида-нади.

По сути, контролировать энергии ида и пингала можно в каждом занятии йогой : в перерыве между позами понаблюдайте над тем, какая энергия преобладает в вашем дыхании. Также наблюдайте за своим настроением; вы заметите, что его перемены тоже тесно связаны с преобладающей энергией нади.

Вы активны и взволнованы (пингала-нади) или спокойны и внимательны (ида-нади)? Путем такого наблюдения вы поймете, какие позы активируют тот или иной вид энергии нади, и какие из них наиболее эффективны для вас в достижении физического и эмоционального равновесия. Со временем вы сможете лучше разбираться в своем состоянии, добьетесь прогресса в практике йоги и создадите основу для духовного роста.