Общие сведения. Как пользоваться компасом. Подробная инструкция

Азбука КОМПАС 3D V12

Информация, содержащаяся в данном документе, может быть из менена без предварительного уведомления.

Никакая часть данного документа не может быть воспроизведена или передана в любой форме и любыми способами в каких либо целях без письменного разрешения ЗАО АСКОН.

©2010 ЗАО АСКОН. С сохранением всех прав.

АСКОН, КОМПАС, логотипы АСКОН и КОМПАС являются зарегистрированными торговыми марками ЗАО АСКОН.

Остальные упомянутые в документе торговые марки являются собственностью их законных владельцев.

Добро пожаловать в систему КОМПАС 3D . . . . 10 Общие сведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Основные элементы интерфейса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Общие принципы моделирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Основные термины модели. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Эскизы и операции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Создание первой детали. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

1.1. Предварительная настройка системы. . . . . . . . 23 1.2. Создание файла детали. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.3. Определение свойств детали. . . . . . . . . . . . . . . 26 1.4. Сохранение файла модели. . . . . . . . . . . . . . . . . 28 1.5. Создание основания детали. Привязки. . . . . . . 29 1.6. Добавление материала к основанию. . . . . . . . . 38 1.7. Создание правой проушины. . . . . . . . . . . . . . . . 40 1.8. Добавление бобышки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 1.9. Добавление сквозного отверстия. . . . . . . . . . . . 45 1.10. Создание зеркального массива. . . . . . . . . . . . . 46 1.11. Добавление скруглений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 1.12. Изменение отображения модели. . . . . . . . . . . . 49 1.13. Скругление ребер основания. . . . . . . . . . . . . . . 50 1.14. Вращение модели мышью. . . . . . . . . . . . . . . . . 51 1.15. Создание конструктивной плоскости. . . . . . . . . 53 1.16. Выдавливание до ближайшей поверхности. . . 53 1.17. Использование характерных точек. . . . . . . . . . 55 1.18. Добавление глухого отверстия. . . . . . . . . . . . . . 57

Азбука КОМПАС 3D

1.19. Создание обозначения резьбы. . . . . . . . . . . . . . 58 1.20. Использование переменных и выражений. . . . 60

1.21. Создание массива по концентрической сетке. . . . . . . . . . . . . . . . . 64

1.22. Создание канавки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 1.23. Добавление фасок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 1.24. Создание массива канавок. . . . . . . . . . . . . . . . . 70 1.25. Скругление по касательным ребрам. . . . . . . . . 71 1.26. Расчет МЦХ детали. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

Создание рабочего чертежа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

2.1. Выбор главного вида. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 2.2. Создание и настройка чертежа. . . . . . . . . . . . . 76 2.3. Создание стандартных видов. . . . . . . . . . . . . . . 78 2.4. Создание разреза. Перемещение видов. . . . . . 80 2.5. Создание местного разреза. . . . . . . . . . . . . . . . 83 2.6. Создание выносного элемента. . . . . . . . . . . . . . 84 2.7. Простановка осевых линий. . . . . . . . . . . . . . . . . 85 2.8. Построение обозначений центров. . . . . . . . . . . 86 2.9. Оформление чертежа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

Создание сборок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92

Планирование сборки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92

Создание комплекта конструкторских документов. . . . . . . . . . . . . . . 93

Создание сборочной единицы. . . . . . . . . . . . . . . . . 96

3.1. Библиотека Материалы и Сортаменты. . . . . . . 96 3.2. Создание файла сборки. . . . . . . . . . . . . . . . . . 102

3.3. Добавление компонента из файла. . . . . . . . . . 103 3.4. Задание взаимного положения компонентов. 105 3.5. Сопряжение компонентов. . . . . . . . . . . . . . . . . 107

Создание сборки изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110

4.1. Создание файла сборки. . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 4.2. Добавление детали Ось. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 4.3. Добавление детали Планка. . . . . . . . . . . . . . . . 116 4.4. Создание объектов спецификации. . . . . . . . . 120 4.5. Добавление компонента Масленка. . . . . . . . . 122

Создание компонента на месте. . . . . . . . . . . . . . . .126

5.1. Проецирование объектов. . . . . . . . . . . . . . . . . 127 5.2. Добавление опорной площадки. . . . . . . . . . . . 128 5.3. Создание ребра жесткости. . . . . . . . . . . . . . . . 130 5.4. Редактирование компонента на месте. . . . . . . 134 5.5. Редактирование компонента в окне. . . . . . . . . 135

5.6. Построение отверстий с помощью Библиотеки Стандартные Изделия. . . . . . . . . . 136

5.7. Копирование элементов по сетке. . . . . . . . . . . 141 5.8. Завершение детали Кронштейн. . . . . . . . . . . . 144

Добавление стандартных изделий. . . . . . . . . . . .146

6.1. Добавление стопорных шайб. . . . . . . . . . . . . . 146 6.2. Добавление винтов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 6.3. Добавление набора элементов. . . . . . . . . . . . . 156 6.4. Создание массива по образцу. . . . . . . . . . . . . 160

Азбука КОМПАС 3D

Создание сборочного чертежа. . . . . . . . . . . . . . . . 164

Создание видов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как удалить вид. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как погасить вид. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как скрыть рамку погашенного вида. . . . . . . .

Как отключить проекционную связь. . . . . . . .

Простановка позиционных линий выносок. . .

Простановка обозначений посадок. . . . . . . . .

Простановка квалитетов

и предельных отклонений. . . . . . . . . . . . . . . .

Использование справочника

кодов и наименований. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

7.10. Заполнение графы Масштаб. . . . . . . . . . . . . .

Создание чертежа изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Создание чертежа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Как исключить компоненты

из разреза. Дерево чертежа. . . . . . . . . . . . . . .

Оформление вида Сверху. . . . . . . . . . . . . . . . .

Создание разреза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Создание местного вида. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Оформление вида Слева.

Создание выносного элемента. . . . . . . . . . . . .

Создание спецификаций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9.1. Создание файлов спецификаций. . . . . . . . . . . 194 9.2. Подключение сборочного чертежа. . . . . . . . . 198 9.3. Подключение позиционных линий выносок. . 200

Просмотр состава объектов спецификации. .

Подключение рабочих чертежей. . . . . . . . . . .

Просмотр и редактирование

подключенных документов. . . . . . . . . . . . . . . .

Создание раздела Документация. . . . . . . . . . .

Оформление основной надписи. . . . . . . . . . . .

Завершение создания

комплекта документов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Построение тел вращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214

10.1. Создание эскиза тела вращения. . . . . . . . . . . 214 10.2. Создание тела вращения. . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 10.3. Построение касательной плоскости. . . . . . . . . 217 10.4. Использование библиотеки эскизов. . . . . . . . 219 10.5. Работа с библиотекой канавок. . . . . . . . . . . . . 222 10.6. Создание центровых отверстий. . . . . . . . . . . . 226

Урок №11. Кинематические элементы

и пространственные кривые. . . . . . . . . . . . . . . . . . 228

11.1. Создание и сохранение сборки. . . . . . . . . . . . 230 11.2. Создание детали Труба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 11.3. Пространственные ломаные. . . . . . . . . . . . . . . 232 11.4. Редактирование ломаной. . . . . . . . . . . . . . . . . 237 11.5. Создание эскиза сечения. . . . . . . . . . . . . . . . . 241 11.6. Создание кинематического элемента. . . . . . . 243 11.7. Зеркальное отражение тела. . . . . . . . . . . . . . . 244 11.8. Создание детали Сиденье. . . . . . . . . . . . . . . . . 246 11.9. Создание второй Трубы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 254 11.10.Создание объектов спецификации. . . . . . . . . 262

Азбука КОМПАС 3D

11.11.Создание чертежа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 11.12. Спецификация на листе чертежа. . . . . . . . . . 266 11.13.Изменение структуры сборки. . . . . . . . . . . . . . 269 11.14.Исправление ошибок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272 11.15. Изменение спецификации. . . . . . . . . . . . . . . . 276

Построение элементов по сечениям. . . . . . . . . . 278

12.1. Создание смещенных плоскостей. . . . . . . . . . 278 12.2. Создание эскиза сечений. . . . . . . . . . . . . . . . . 280 12.3. Использование буфера обмена. . . . . . . . . . . . 282 12.4. Создание эскизов сечений. . . . . . . . . . . . . . . . 285 12.5. Создание основания. Элемент по сечениям. . 286 12.6. Построение паза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 12.7. Элемент по сечениям с осевой линией. . . . . . 289 12.8. Добавление третьего элемента. . . . . . . . . . . . 295 12.9. Завершение построения модели. . . . . . . . . . . 298

Моделирование листовых деталей. . . . . . . . . . . 300

13.1. Листовое тело и листовая деталь. . . . . . . . . . 301 13.2. Предварительная настройка листового тела. . 302 13.3. Создание листового тела. . . . . . . . . . . . . . . . . 303 13.4. Сгибы по эскизу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304

13.5. Сгибы по ребру. Смещение, размещение, освобождение сгибов. . . . . . . . . 307

13.6. Сгибы в подсечках. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 13.7. Управление углом сгибов. . . . . . . . . . . . . . . . . 313 13.8. Добавление сгибов с отступами. . . . . . . . . . . . 314 13.9. Управление боковыми сторонами сгибов. . . . 317

13.10.Построение вырезов.

Плоская параметрическая симметрия. . . . . . . 319 13.11.Создание штамповок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 13.12.Создание буртиков. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 13.13.Создание жалюзи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326 13.14.Создание пазов для крепления. . . . . . . . . . . . 328 13.15.Отображение детали в развернутом виде. . . . 330 13.16.Создание чертежа с развернутым видом. . . . 331

Добро пожаловать в систему КОМПАС 3D

В этом учебнике рассматриваются основные приемы трех мерного моделирования деталей и сборочных единиц в системе КОМПАС 3D с получением комплекта документов: сбо рочных чертежей, рабочих чертежей и спецификаций.

Если вы не знакомы с основными принципами трехмерного твердотельного моделирования, прочитайте раздел Общие сведения на с. 11.

Если вы ранее не работали в системе КОМПАС 3D, выпол ните Урок №1. Создание первой детали .

Урок №1. Создание первой детали с. 22

Урок №2. Создание рабочего чертежа, с. 74

Урок №3. Создание сборочной единицы, с. 96

Урок №4. Создание сборки изделия, с. 110

Урок №5. Создание компонента на месте, с. 126

Урок №6. Добавление стандартных изделий, с. 146

Урок №7. Создание сборочного чертежа, с. 164

Урок №8. Создание чертежа изделия, с. 182

Урок №9. Создание спецификаций, с. 194

Урок №10. Построение тел вращения, с. 214

Урок №11. Кинематические элементы и пространственные кривые, с. 228

Урок №12. Построение элементов по сечениям, с. 278

Урок №13. Моделирование листовых деталей, с. 300

Каждый урок содержит несколько упражнений. Описания действий для выполнения напечатаны крупным шрифтом, а до полнительная информация - определения, замечания, пояс нения и другие полезные сведения по данной теме - более мелким шрифтом.

Основные элементы интерфейса

Если в тексте упоминается какая либо кнопка, пиктограмма, курсор, то их изображения помещаются на внешнем поле абзаца.

Важные советы, замечания, подсказки или другие сведения, на которые следует обратить особое внимание, выделены гори зонтальными линейками и отмечены значком .

Общие сведения

В этом разделе приводятся самые общие сведения о моделиро вании в системе КОМПАС 3D, основные понятия и термино логия

В этом разделе рассматривается

Основные элементы интерфейса.

Общие принципы моделирования.

Основные термины модели.

Эскизы, контуры и операции. Файл - Создать », следует понимать выполнение последовательности действий: откройте менюФайл и вызовите из него командуСоздать .

Стандартная панель

Стандартная панель расположена в верхней части окна системы подГлавным меню . На этой панели расположены кнопки вызова стандартных команд операций с файлами и объ ектами.

Панель Вид

На панели Вид расположены кнопки, которые позволяют уп равлять изображением: изменять масштаб, перемещать и вращать изображение, изменять форму представления модели.

Панель Текущее состояние

Панель Текущее состояние находится в верхней части окна сразу над окном документа. Состав панели различен для разных режимов работы системы. Например, в режимах работы с чертежом, эскизом или фрагментом на ней распо ложены средства управления курсором, слоями, привязками и т.д.

Компактная панель

Компактная панель находится в левой части окна системы и со стоит из Панели переключения и инструментальных панелей. Каждой кнопке на Панели переключения соответствует одно именная инструментальная панель. Инструментальные панели содержат набор кнопок, сгруппированных по функцио нальному признаку. Состав панели зависит от типа активного документа.

В этом учебнике Компактная панель для удобства показана в горизонтальном положении.

Азбука КОМПАС 3D

Панель свойств, Панель специального управления и Строка сообщений

Панель свойств служит для управления процессом выполнения команды. На ней расположены одна или несколько вкладок и

Панель специального управления.

Строка сообщений располагается в нижней части програм много окна. В ней появляются различные сообщения и запросы системы. Это может быть: краткая информация о том элементе экрана, к которому подведен курсор; сообщение о том, ввода каких данных ожидает система в данный момент; краткая ин формация по текущему действию, выполняемому системой.

Внимательно следите за состоянием Строки сообщений. Это поможет правильно реагировать на запросы и сообщения сис темы и избежать ошибок при выполнении построений.

Контекстная панель

Контекстная панель отображается на экране при выделении объектов документа и содержит кнопки вызова наиболее часто используемых команд редактирования. Набор команд на панели зависит от типа выделенного объекта и типа документа.

Контекстное меню

Контекстное меню - меню, состав команд в котором зависит от совершаемого пользователем действия. В нем находятся те команды, выполнение которых возможно в данный момент. Вызов контекстного меню осуществляется щелчком правой кнопки мыши на поле документа, элементе модели или интер фейса системы в любой момент работы.

Основные элементы интерфейса

Дерево модели

Дерево модели - это графическое представление набора объ ектов, составляющих модель. Корневой объект Дерева - сама модель, т.е. деталь или сборка. Пиктограммы объектов автома тически возникают в Дереве модели сразу после создания этих объектов в модели. В окне Дерева отображается либо последо вательность построения модели (слева), либо ее структура (справа). Способом представления информации можно уп равлять с помощью кнопкиОтображение структуры модели на Панели управления Дерева модели.

Сегодня Компас 3D является одной из самых популярных программ, предназначенных для создания 2D чертежей и 3D моделей. Большинство инженеров используют именно ее для того, чтобы разрабатывать планы зданий и целых строительных площадок. Также она широко используется для инженерных расчетов и других подобных целей. В большинстве случаев первой программой для 3D моделирования, которую учит программист, инженер или строитель, является именно Компас 3D. А все потому, что пользоваться ей очень удобно.


Использование Компас 3D начинается с установки. Она не занимает много времени и является вполне стандартной. Одной из основных задач программы Компас 3D является самое обычное черчение в формате 2D – раньше все это делалось на Ватмане, а сейчас для этого есть Компас 3D. Если Вы хотите узнать, как чертить в Компасе 3D, прочитайте инструкцию. Там же описан процесс установки программы.

Ну а сегодня мы рассмотрим создание чертежей в Компас 3D.

Кроме полноценных чертежей, в Компасе 3D можно создавать отдельные фрагменты деталей также в формате 2D. От чертежа фрагмент отличается тем, что в нем нет шаблона для Ватмана и вообще он не предназначен для каких-то инженерных задач. Это, можно сказать, полигон или тренировочная площадка для того, чтобы пользователь мог попробовать чертить что-либо в Компасе 3D. Хотя фрагмент потом можно перенести на чертеж и использовать при решении инженерных задач.

Чтобы создать фрагмент, при запуске программы, необходимо нажать на кнопку «Создать новый документ» и в появившемся меню выбрать пункт под названием «Фрагмент». После этого следует нажать кнопку «ОК» в том же окне.

Для создания фрагментов, как и для чертежей, есть специальная панель инструментов. Она всегда располагается слева. Там есть следующие разделы:

  1. Геометрия. Отвечает за все геометрические объекты, которые в дальнейшем будут использоваться при создании фрагмента. Это всевозможные линии, округлости, ломанные и так далее.
  2. Размеры. Предназначен для измерения частей или всего фрагмента.
  3. Обозначения. Предназначен для вставки во фрагмент текста, таблицы, базы или других строительных обозначений. Внизу этого пункта распложен пункт под названием «Строительные обозначения». Этот пункт предназначен для работы с узлами. С его помощью можно вставить более узконаправленные обозначения, такие как обозначение узла, его номер, марку и другие особенности.
  4. Редактирование. Этот пункт позволяет сдвинуть какую-то часть фрагмента, повернуть ее, сделать большим или меньшим масштаб и так далее.
  5. Параметризация. При помощи этого пункта можно выровнять все точки по указанной линии, сделать параллельными какие-то отрезки, установить касание двух кривых, зафиксировать точку и так далее.
  6. Измерение (2D). Здесь можно измерить расстояние между двумя точками, между кривыми, узлами и другими элементами фрагмента, а также узнать координаты какой-то точки.
  7. Выделение. Этот пункт позволяет выделить какую-то часть фрагмента или же его весь.
  8. Спецификация. Этот пункт предназначен для тех, кто профессионально занимается инженерным делом. Он предназначен для установки связей с другими документами, добавления объекта спецификации и других подобных задач.
  9. Отчеты. Пользователь может в отчетах увидеть все свойства фрагмента или какой-то его части. Это может быть длина, координаты и другое.
  10. Вставка и макроэлементы. Здесь можно вставить другие фрагменты, создать локальный фрагмент и работать с макроэлементами.

Чтобы узнать, как работает каждый из этих элементов, нужно просто воспользоваться ним. В этом нет абсолютно ничего сложного, и если Вы учили в школе геометрию, сможете разобраться и с Компасом 3D.

А теперь попробуем создать какой-то фрагмент. Для этого воспользуемся пунктом «Геометрия» на панели инструментов. По нажатию на этот пункт внизу панели инструментов появится панель с элементами пункта «Геометрия». Выберем там, к примеру, обычную линию (отрезок). Чтобы ее начертить, нужно поставить начальную точку и конечную. От первой до второй будет проведен отрезок.

Как видим, при рисовании линии внизу появляется новая панель с параметрами этой самой линии. Там вручную можно указать длину, стиль и координаты точек линии. После того, как линия зафиксирована, можно нанести, к примеру, окружность касательно к этой линии. Для этого выберем пункт «Окружность касательная к 1 кривой». Чтобы это сделать, следует зажать левую кнопку мыши на пункте «Окружность» и в выпадающем меню выбрать нужный нам пункт.

После этого курсор изменится на квадрат, которым нужно указать прямую, касательно к которой будет проводиться окружность. После нажатия на нее пользователь увидит две окружности с двух сторон прямой. Нажав на одну из них, он зафиксирует ее.

Таким же образом можно нанести и другие объекты из пункта «Геометрия» панели инструментов Компас 3D. Теперь воспользуемся пунктом «Размеры» для измерения диаметра окружности. Хотя эту информацию можно узнать и если просто нажать на нее (внизу покажется вся информация о ней). Для этого выберем пункт «Размеры» и выберем «Линейный размер». После этого нужно указать две точки, расстояние между которыми будет измеряться.

Теперь вставим в наш фрагмент текст. Для этого выберем пункт «Обозначения» панели инструментов и выберем «Ввод текста». После этого курсором мыши нужно указать, где будет начинаться текст путем нажатия на нужном месте левой кнопки мыши. После этого останется просто ввести нужный текст.

Как видим, при вводе текста внизу тоже отображаются его свойства, такие как размер, стиль линии, шрифт и многое другое. После того, как фрагмент создан, его нужно сохранить. Для этого достаточно нажать кнопку сохранения на верхней панели программы.

Совет: При создании фрагмента или чертежа сразу же включите все привязки. Это удобно, ведь в противном случае курсор мыши не будет привязываться к какому-то объекту и пользователь просто не сможет сделать фрагмент с прямыми правильными линиями. Делается это на верхней панели по нажатию кнопки «Привязки».

Создание деталей

Для создания детали необходимо при открытии программы и нажатия на кнопку «Создать новый документ» выбрать пункт «Деталь».

Там пункты панели инструментов несколько отличаются от того, что есть при создании фрагмента или чертежа. Здесь мы можем видеть следующее:

  1. Редактирование детали. В этом разделе представлены все самые основные элементы, необходимые для создания детали, такие как деталь-заготовка, выдавливание, вырезание, скругление, отверстие, уклон и друге.
  2. Пространственные кривые. При помощи этого раздела можно провести линию, окружность или кривую точно так же, как это делалось в фрагменте.
  3. Поверхности. Здесь можно указать поверхность выдавливания, вращения, указав на существующую поверхность или создав ее из набора точек, сделать заплатку и другие подобные операции.
  4. Массивы. Пользователь получает возможность указать массив точек вдоль кривой, прямой, произвольно или другим способом. Затем этот массив можно использовать для указания поверхностей в предыдущем пункте меню или создавать по ним отчеты.
  5. Вспомогательная геометрия. Можно провести ось через две границы, создать смещенную плоскость относительно уже существующей, создать локальную систему координат или создать зону, в которой будут выполняться определенные действия.
  6. Измерения и диагностика. При помощи этого пункта можно измерить расстояние, угол, длину ребра, площадь, массо-центровочные и другие характеристики.
  7. Фильтры. Пользователь может отфильтровать тела, окружности, плоскости или другие элементы по определенным параметрам.
  8. Спецификация. То же самое, что и во фрагменте с некоторыми особенностями, предназначенными для 3D моделей.
  9. Отчеты. Тоже знакомый нам пункт.
  10. Элементы оформления. Это практически тот же пункт «Размеры», с которым мы познакомились при создании фрагмента. При помощи этого пункта можно узнать расстояние, угловой, радиальный, диаметральный и другие типы размеров.
  11. Элементы листового тела. Главным элементом здесь является создание листового тела путем перемещения эскиза в направлении, перпендикулярном его плоскости. Также здесь есть такие элементы, как обечайка, сгиб, сгиб по эскизу, подсечка, отверстие и многое другое.

Самое главное, что нужно понимать при создании детали – это то, что здесь мы работаем в трехмерном пространстве в трех плоскостях. Для этого нужно мыслить пространственно и сразу наглядно в уме представлять, как будет выглядеть будущая деталь. Кстати, практически такая же панель инструментов используется при создании сборки. Сборка состоит из нескольких деталей. К примеру, если в детали мы можем создать несколько домов, то в сборке мы можем нарисовать целую улицу с домами, созданными ранее. Но сначала лучше научиться делать отдельные детали.

Попробуем сделать какую-то простую деталь. Для этого сначала нужно выбрать плоскость, в которой мы нарисуем стартовый объект, от которого потом будем отталкиваться. Нажмите на нужную плоскость и в маленьком окне, которое появится после этого в виде подсказки, нажмите на пункт «Эскиз».

После этого мы увидим 2D изображение выбранной плоскости, а слева будут знакомые нам пункты панели инструментов, такие как «Геометрия», «Размеры» и так далее. Нарисуем какой-то прямоугольник. Для этого выберем пункт «Геометрия» и нажмем на «Прямоугольник». После этого нужно указать две точки, на которых он будет располагаться – верхнюю правую и нижнюю левую.

Теперь на верхней панели нужно нажать на «Эскиз», чтобы выйти из этого режима. При помощи нажатия на колесико мышки можно повернуть наши плоскости и увидеть, что теперь на одной из плоскостей есть прямоугольник. То же самое можно сделать, если нажать «Повернуть» на верхней панели инструментов.

Чтобы сделать из этого прямоугольника объемную фигуру, нужно воспользоваться операцией выдавливания из пункта «Редактирование детали» на панели инструментов. Нажмите на созданный прямоугольник и выберете эту операцию. Если Вы не видите этот пункт, зажмите левую кнопку мыши там, где показано на рисунке ниже и в выпадающем меню выберите нужную операцию. После того, как эта операция выбрана, внизу появятся ее параметры. Главными там являются направление (вперед, назад, в два направления) и тип (на расстояние, до вершины, до поверхности, через все, до ближайшей поверхности). После выбора всех параметров нужно нажать кнопку «Создать объект» в левой части этой же панели.

Теперь нам доступна первая объемная фигура. В отношении нее, к примеру, можно сделать скругление таким образом, чтобы все ее углы были круглыми. Для этого в пункте «Редактирование детали» выберем «Скругление». После этого нужно просто нажать на те грани, которые станут круглыми, а в нижней панели (параметров) выбрать радиус, и снова нажать кнопку «Создать объект».

Далее можно воспользоваться операцией «Вырезать выдавливанием» из того же пункта «Геометрия», чтобы сделать дырку в нашей детали. После выбора данного пункта следует нажать на поверхность, которая будет выдавливаться, выбрать внизу все параметры данной операции и нажать кнопку «Создать объект».

Теперь можно попытаться поставить на получившейся фигуре столб сверху. Для этого откроем ее верхнюю плоскость как эскиз, и нарисуем по центру круг.

Вернемся в трехмерную плоскость путем нажатия на кнопку «Эскиз», нажмем на созданном круге и выберем операцию «Операция выдавливания» в пункте «Геометрия» панели управления. Укажем расстояние и другие параметры в нижней части экрана нажмем кнопку «Создать объект».

После всего этого у нас получилась примерно такая фигура.

Важно: Если панели инструментов в Вашей версии расположены не так, как показано на скриншотах выше, необходимо самостоятельно вывести эти панели на экран. Для этого на верхней панели следует выбрать вкладку «Вид», затем «Панели инструментов» и поставить галочки напротив нужным нам панелей.

Приближается летняя пора, а это значит, отдых на природе, прогулки и походы в лес. Но, наслаждаясь природой, мы часто забываем об опасности . Чтобы избежать возможных неприятностей, необходимо уметь ориентироваться в природных условиях и находить правильный путь.

И лучший помощник в этом — знакомый всем компас. Есть, конечно, GPS-навигаторы, но время их работы ограничено зарядом батареи, а само устройство может сломаться от малейшего удара.

Обычный компас же — достаточно надежный прибор, который можно купить в любом спортивном магазине по цене от 100 рублей. Умея им пользоваться, вы всегда сможете определить, в каком направлении вам двигаться и не заблудитесь даже в незнакомом месте.

Подробная инструкция пользования компасом

Стрелки компаса

1.​ Поскольку стрелка компаса чувствительна к металлу, то никогда не пользуйтесь компасами, встроенными в металлические предметы (ножи, и т.п.). Даже иголка, поднесенная к компасу, заставляет его стрелку крутиться. Поэтому смотрите, чтобы рядом с компасом не было ничего металлического. Имейте в виду, что линии электропередач (ЛЭП) и железнодорожные пути тоже оказывают влияние на магнитную стрелку, поэтому от них надо отойти примерно на 40 метров.

2.​ При использовании, компас нужно положить на ровную поверхность (например, на ладонь) и не двигать. Исключение составляют специальные компасы, которыми можно пользоваться даже на бегу.

3.​ По периметру прибора вы можете видеть лимб — круговую шкалу с цифрами, которые означают угол от 0 до 360 градусов.

4.​ Теперь мы можем найти стороны света. Окрашенная стрелка компаса указывает, где находится Север. Чаще всего это красная стрелка, также она может иметь форму стрелы. Если одна стрелка синяя, а другая красная, то в таком случае синяя указывает на Север, а красная на Юг.

Север на компасе обозначается буквой N (от английского North) или С (от русского Север). Юг отмечен буквой S (от английского South) или Ю (от русского Юг). Запад — это буквы W или З, Восток — E или В.

Если вы встанете лицом на Север, то сзади будет Юг, слева Запад, справа Восток.

Иногда этого знания уже достаточно, чтоб не совершить одну из главных ошибок заблудившихся — идти в противоположную от выхода сторону.

Если вы вошли в лес, свернув с длинной прямой дороги, то достаточно запомнить, в каком направлении вы вошли и, при возвращении, придерживаться противоположного направления.

Например, вы вошли в лес, двигаясь на Север. Значит, для возвращения надо идти на Юг — и вы обязательно выйдете на свою дорогу.

Но обычно нам приходится идти не точно на Север или, скажем, точно на Запад, а в совершенно разных направлениях. И здесь нам очень пригодится понятие «Азимут».

Что такое Азимут

Из точки, где вы стоите, проведите мысленно линию, указывающую на Север. Затем из той же точки проведите линию, по которой вы идете вперед. Угол между этими линиями и есть Азимут.

1.​ Для определения Азимута, по которому вы идете, поверните компас таким образом, чтоб его северная стрелка указывала на обозначение Севера (то есть на нулевую отметку на шкале или букву N или С).

Из центра компаса мысленно проведите линию, по которой вы двигаетесь. Эта линия вместе с северной стрелкой образуют угол. Этот угол и есть Азимут. Отсчитывать его величину надо от северной стрелки (от нулевой отметки) по ходу движения часовой стрелки.

Можно просто посмотреть на шкале компаса число, которое пересекла ваша воображаемая линия. Оно показывает величину Азимута.

2.​ Если вам требуется идти по определенному Азимуту, то расположите компас таким образом, чтоб его северная стрелка указывала на обозначение Севера (нулевая отметка на шкале или буква N).

Затем отмерьте на шкале нужный угол (Азимут), считая по часовой стрелке от нулевой отметки (буквы N), или просто найдите нужную цифру на шкале. Далее проведите мысленную линию из центра компаса к этой цифре на шкале и идите по этому направлению.

3.​ Азимут, по которому вы идете вперед — это прямой Азимут. Для возвращения обратно вам нужно идти в противоположном направлении, то есть по обратному Азимуту, который рассчитывается следующим образом:

если прямой Азимут менее 180º, то
ОА=ПА+180º
если прямой азимут более 180º, то
ОА=ПА-180º
Где ОА — это обратный Азимут, ПА — это прямой Азимут.

Например, вы шли вперед по Азимуту 240º. Это прямой Азимут. Для возвращения обратно вам надо идти по обратному Азимуту, который равен 240º -180º =60º.

4.​ Однако постоянно делать такие расчеты довольно неудобно. Есть более простой способ найти обратный Азимут.

Для этого при возвращении обратно, нужно идти по тому же Азимуту, по которому вы шли вперед, только теперь рассматривать южную стрелку в качестве северной.

То есть, если вы шли вперед по Азимуту 270º, то возвращаетесь обратно тоже по Азимуту 270º, только при этом обращаетесь с южной стрелой так, как будто она северная.

Пример. Вы вошли в лес, двигаясь по Азимуту 270º.

  • Для выхода из леса установите компас таким образом, чтоб его южная (а не северная!) стрелка указывала на обозначение Севера (то есть на нулевую отметку на шкале или букву N).
  • Теперь мысленно отмерьте от нулевой отметки на шкале угол 270º (по часовой стрелке) или просто найдите цифру 270 на шкале.
  • Потом нарисуйте мысленно линию из центра компаса к этой цифре (270 градусов). Это и есть направление, по которому вам надо возвращаться обратно.

5.​ Прием, когда мы запоминаем только Азимут входа, а для выхода идем по обратному Азимуту, работает, если где-нибудь недалеко есть довольно длинный прямой ориентир (дорога, река, линии электропередач и т.п.). В таком случае, вам достаточно знать только Азимут входа. Далее вы можете бродить в любых направлениях, не запоминая их, так как потом, двигаясь по обратному Азимуту, вы обязательно выйдете на свой ориентир, только с некоторым смещением.

Поэтому очень полезно перед вылазкой на природу хотя бы мельком глянуть на карту и запомнить такие ориентиры, на которые впоследствии можно выйти.

6.​ Если длинных прямых ориентиров поблизости нет, то при движении необходимо фиксировать расстояние, пройденное в каждом направлении. То есть запоминать или записывать каждый Азимут и расстояние, которое вы прошли по нему. Для возвращения в исходную точку надо будет проделать тот же путь, только в обратном порядке.

Например, вы шли сначала 50 метров по Азимуту 80º, потом 100 метров по Азимуту 300º . Для возвращения в исходную точку вам надо будет идти 100 метров по обратному Азимуту 120º (300º -180º=120º), а потом 50 метров по обратному Азимуту 100º (180º -80º =100º). Или же просто поверните компас так, чтоб его южная стрелка указывала на обозначение Севера (то есть на нулевую отметку или букву N), отмерьте от нулевой отметки угол 300о и пройдите 100 метров в данном направлении. Потом отмерьте от нулевой отметки угол 80º и пройдите 50 метров в данном направлении.

Расстояние можно мерить, считая шаги

Правда, при сборе ягод и грибов довольно затруднительно отмерять и рассчитывать расстояние, пройденное после каждого поворота. В таких случаях можно запоминать (а лучше записывать в блокнотик) сколько шагов и в каком направлении вы прошли от одной полянки до другой.

Дойдя до понравившегося места, нужно положить на землю какой-нибудь заметный предмет (например, яркий пакет), обозначить рядом с ним направление, в котором вы шли (например, палкой), и собирать ягоды/грибы, держа этот предмет в поле зрения. При желании двигаться дальше возвращаемся к этому предмету, отмеряем и записываем новый Азимут движения и идем дальше, отмеряя расстояние.

7.​ Очень полезно потренироваться поработать с Азимутами дома. Походите из комнаты в комнату, записывая Азимут и пройденное расстояние (в шагах). Потом попробуйте пройти весь путь обратно, ориентируясь только на свои записи и определяя обратный Азимут.
Тогда вы легко поймете смысл прямого Азимута, обратного Азимута и увидите, как это работает.

Расчет азимута по магнитному склонению

Есть еще несколько важных моментов.

1. На всех картах подразумевается, что Север находится прямо вверху. Это географический Север, место, где сходятся меридианы.
Но ввиду особенностей магнитного поля Земли магнитная стрелка направлена не на географический, а на магнитный Север. Он слегка отклонен от географического. Величина этого отклонения называется магнитным склонением.

Если стрелка отклонена от географического Севера на восток (то есть вправо), то склонение является восточным (положительным), если стрелка отклонена на запад (то есть влево), то склонение западное (отрицательное).

В каждом регионе свое магнитное склонение. В районе Москвы оно положительное (восточное) и равняется примерно +11º, в районе Санкт-Петербурга — примерно +10º, а в Иркутске оно отрицательное (западное) и составляет примерно -3º. Существуют специальные карты и сайты в Интернете, где вы можете узнать магнитное склонение в вашем регионе.

2. Азимут, рассчитанный исходя из географического севера (по карте) – это истинный Азимут. Азимут, рассчитанный от магнитного севера (по компасу) — это магнитный Азимут.

Когда вы пользуетесь компасом вместе с картой, учитывайте этот момент и соответствующим образом корректируйте свое движение.

Например, вы планируете идти в соответствии с вашей картой по истинному Азимуту 30º. Магнитное склонение в вашем регионе положительное +10º. Значит, ориентируясь на компас, вам нужно будет идти по магнитному Азимуту 20º (30º -10º =20º).

Таким образом, немного потренировавшись и научившись пользоваться компасом, вы сможете ходить в походах сколь угодно далеко, и будете чувствовать себя уверенно на любой местности, так как всегда сможете найти дорогу обратно.

Если вы недавно приобрели принтер, но уже осознали, что печатать чужие модели вам неинтересно, то этот цикл статей для вас. В своих статьях я попробую научить вас создавать собственные модели.

КОМПАС-3D Home - это доступная даже ребёнку система трехмерного моделирования, обладающая полными возможностями профессиональных пакетов.
КОМПАС-3D Home разработана российской компанией АСКОН на основе профессиональной системы КОМПАС-3D, которая существует на рынке уже более 26 лет.
Система полностью русскоязычная, включая все мануалы и справки, что безусловно упростит вам дальнейшее изучение.

Для ознакомления вы можете скачать бесплатную 60-дневную версию КОМПАС-3D Home, сделать это можно на сайте kompas.ru

Заполнив несложную форму, мы получаем на электронную почту ссылку на архив. Скачиваем архив, не забываем распаковать его и устанавливаем программу. Надеюсь этот процесс не будет для вас затруднителен.

При первом запуске появляется окно Вид приложения - просто нажмите Ок. Настройка вам пока не понадобится.

После запуска программы мы видим стартовую страницу:

Создадим деталь - для этого просто кликните соответствующий значок на стартовой странице.

Эскиз - основа любой модели.

Основой любой операции является эскиз. Эскизы располагаются на плоскостях или гранях модели.

Для построения эскиза необходимо нажать кнопку Эскиз на панели Текущее состояние и выделить нужную плоскость.

После этого вы переходите в режим эскиза - изображение разворачивается на плоскость экрана. В правом углу появляется значок режима эскиза.

Создадим прямоугольник. Для этого выберите команду Прямоугольник в панели Геометрия.

Вы можете либо кликнуть в двух произвольных местах на экране, либо ввести значения с клавиатуры. Введем значение высоты 50 мм - нажмем Enter, затем введем значение ширины 50 мм - нажмем Enter. Кликните в любой точке для размещения получившегося квадрата.

Теперь можно выйти из режима эскиза.
Для этого либо снова кликните на кнопку эскиза на панели Текущее состояние, либо на значок режима эскиза в правом верхнем углу рабочего поля модели.

Операция выдавливания


Теперь у нас есть эскиз, и мы можем выполнить операцию. Запустите команду Операция выдавливания на панели Редактирование детали.

Вы можете либо потянуть за хот-точки в окне модели, либо ввести с клавиатуры значение 50 мм - нажмите Enter для ввода значения. Нажмите кнопку Создать объект или Ctrl+Enter с клавиатуры для создания операции.

У вас получился куб или параллелепипед, в зависимости от ваших действий.

Сейчас вполне доступны современные навигационные устройства, но не теряет популярности самый простой компас, который не подведет и поможет найти верный путь даже в глухом лесу. Для его работы не нужны батарейки или постоянные подзарядки. Главное – знать, как правильно пользоваться компасом, а для этого нужно ознакомиться с принципом его работы. Это навигационное устройство вы можете использовать даже в полевых условиях.

Виды компасов и инструкция по их применению

Если ваше путешествие проходит без карты, чтобы не заблудиться в походе, необходимо иметь при себе любое навигационное устройство. Лучшим вариантом считается компас. Он может быть магнитным, электромагнитным, спортивным, жидкостным, армейским, электронным или артиллерийским. В торговых точках есть также модели навигационных устройств на солнечных батарейках.

Как пользоваться туристическим компасом

Эта модель является магнитным прибором, который помогает ориентироваться на незнакомой местности. В таком компасе используется намагниченная стрелка, расположенная строго вдоль линии «север-юг». Главный плюс этой модели – понятный каждому интерфейс. Но перед походом стоит ознакомиться с принципом работы устройства:
  • расположите прибор в горизонтальном положении;
  • подождите, пока стрелка сама остановится;
  • повернув навигационное устройство определенным образом, вы сориентируете его (деление лимба 0 подводится под северную часть стрелочки);
  • по соответствующим делениям определяется восток, запад, север и юг.

Туристический компас состоит из простой коробки круглой формы. Магнитная стрелка располагается в центральной части прибора, и ее конец указывает на север. Вращающаяся шкала и цифровые обозначения градусов азимута расположены по краям коробки. Устройство может быть не герметичным либо герметичным. Существует большое количество разнообразных моделей данного навигационного прибора, главными отличиями которых являются размеры и другие дополнительные функции (к примеру, термометр, встроенный в ремешок).

Независимо от того, какая будет выбрана модель устройства, перед путешествием рекомендуется потренироваться в квартире. Инструкция как пользоваться компасом, поможет научиться самостоятельно ориентироваться в лесу, на незнакомой местности. Если есть вопросы по эксплуатации устройства, задайте их консультанту в магазине, где покупка должна быть проверена.

Самый точный и надежный навигационный прибор – военный. Для изготовления такого устройства, практически во всех случаях, используется металл. Зная, как правильно пользоваться компасом, каждый сможет определить направление и азимут. Корпус может быть герметичным либо простым, что должно подбираться с учетом условий, в которых будет использоваться устройство. Спецификация данной модели широка, ведь она может применяться как при выполнении стратегически важных заданий военными, так и во время туристических походов.

Эксплуатация этого навигационного устройства такая же, как и у туристического. Задаваясь вопросом, как правильно пользоваться военным компасом, необходимо внимательно изучить прилагаемую инструкцию. Эти устройства отличаются максимальной точностью и длительным сроком службы, могут использоваться в любых природных условиях (при сильной жаре или под проливным дождем).

Военный компас обладает характеристиками простого туристического устройства, но дополнительно оснащен линейкой. Есть специальная увеличительная линза и визирное приспособление. Военный компас максимально точно определяет направление и задает точный курс движения. Дополнительные характеристики делают это навигационное устройство самым востребованным.

Геологический

Этот вид компаса имеет определенное отличие от простого, которое заключается в делении шкалы, где расположение направления происходит не по часовой стрелке, а против нее. Устройство дополнительно оснащено полулимбом и клинометром. С их помощью определяются углы падения слоев пород. Принцип использования геологического прибора навигации такой же, как и простой модели.

Гироскопический

Этот сложный навигационный компас оснащен специальным устройством – гироскопом, который показывает не магнитный земной полюс, как другие модели, а настоящий. Данный вид устанавливается на самолеты, речные или морские суда. Достоинством прибора считается его высокая устойчивость. Он может использоваться в неблагоприятных погодных условиях, определяя даже при сильном раскачивании максимально точное направление.

Планшетный компас

Такой прибор состоит из колбы круглой формы и намагниченной стрелки, установленной на специальную прямоугольную основу, являющуюся планшетом. Расположенная на нем линейка помогает максимально точно определять расстояние на карте. Дополнительно установленное увеличительное стекло используется для рассмотрения разнообразных мелких деталей. Эта модель навигационного прибора самая простая в эксплуатации, может иметь зеркало.

При помощи шкалы отклонений пересекаемое место быстро соотносится с картой, что помогает максимально точно скорректировать перемещение. Вращающаяся капсула может зафиксировать определенное значение азимута, на шкале и стрелке находятся люминесцентные точки. Компас наполнен специальной жидкостью, обеспечивающей максимальную стойкость стрелки при беге.

Пользоваться планшетным прибором для навигации нужно по следующей инструкции:

  • Продольной кромкой устройства на карте соединяются начало и конец выбранного маршрута. Необходимо проследить, чтобы линии были направлены строго в сторону заданного направления.
  • Во время вращения обязательно совмещаются обозначения севера на карте и колбе прибора (2 ярких штриха). Все карты местности ориентированы только на север.
  • Держа прибор в руках, выполняется вращение вокруг его оси, сонаправляются конец стрелки (обозначен красным) и 2 светящиеся точки.
  • Стрелка обозначает направление выполняемого движения, а перемещаясь, необходимо периодически сверяться с компасом.

Часы с электронным компасом

Эти часы становятся просто незаменимым предметом для любителей путешествий и длительных туристических походов, для тех, кто плохо ориентируется по солнцу, мху на деревьях или звездам. Некоторые производители выпускают приборы для навигации, специально разработанные для использования в экстремальных условиях. Есть модели для альпинистов, водонепроницаемые – для дайверов. Для изготовления корпуса используется титан, сплавы алюминия, нержавеющая сталь, полимеры.

Программа компас на айфоне и андроиде

Самой популярной моделью телефона является смартфон, который есть практически у каждого путешественника. На него устанавливается специальное приложение, при помощи которого легко ориентироваться на местности. Планируя поездку в другую страну, позаботьтесь о том, как будете передвигаться в незнакомом городе. Имея на своем смартфоне или телефоне такое приложение, вы можете не бояться, что заблудитесь, осматривая достопримечательности.

Видео-урок: как ориентироваться в лесу по компасу и карте

Отдых, проведенный в лесу в компании друзей, оставит незабываемые впечатления, если не придется блудить на обратном пути. Не умея ориентироваться по звездам, расположению мха на дереве или применять солнечные часы, обладая плохой памятью и часто забывая дорогу, нужно обязательно взять с собой на отдых компас и карту. Если вы плохо понимаете, как ориентироваться на местности при помощи данных инструментов, изучите видео инструкцию ниже. В ней подробно рассказано, как научиться определять свое местоположение на карте и правильно пользоваться компасом.