Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности

Организационное и правовое
обеспечение информационной
безопасности
Доцент кафедры БИТ
к.т.н.
Струков Владимир Ильич

ВВЕДЕНИЕ
Цель, задачи и содержание курса
1. Объект защиты
Применять средства защиты информации можно только к физическим
объектам, поэтому защищаются материальные носители информации:
-персонал,
-документы,
-технические средства.
2. Средства защиты
В основе комплексной системы защиты лежат следующие методы защиты:
правовые, организационные и технические.
2

Методы защиты информации
Правовые
-Международное
право
-Государственные,
-местные,
-ведомственные,
-внутрифирменные
правовые акты
3
Организационные
-Создание СБ
-Введение режима ЗИ
-Подготовка и
переподготовка кадров
-Системы лицензирования
и сертификации в
области ЗИ
Технические
-Программные,
-Аппаратные
-Криптографические
средства
-Физические
препятствия

Цель курса:
Получение необходимых знаний по организационно-правовым
вопросам защиты информации юридических и физических лиц.
Задачи курса:
-знакомство с действующей в РФ законодательной базой в области
ЗИ;
-получение знаний о применении организационных и технических
методов защиты экономической информации на предприятии;
-выработка умения самостоятельно анализировать содержание
законодательных актов и эффективно применять методы защиты
информации.
4

Содержание курса (1 сем)
1. Структура и состав информационного законодательства
2. Правовые основы пользования информационными ресурсами
3. Защита информации ограниченного доступа
4. Основы использования организационных методов защиты
информации
5. Основы использования технических методов защиты
информации
6. Лицензирование и сертификация в области ЗИ
7. Система юридической ответственности за нарушение норм ЗИ
Всего по плану 1 семестра аудиторных занятий 72 часов, в том числе
лекции, практические и лабораторные работы (компьютерные тесты).
По окончании –зачет.
5

Учебная и учебно-методическая литература
1. Копылов В.А. Информационное право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2003. –
512.
2. Городов О.А. Информационное право: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2007. – 248 с.
3. Ярочкин В.И. Система безопасности фирмы. - М.: Ось-89, 1997.
4. Вехов В.Е. Компьютерные преступления: Способы совершения и раскрытия. М.: Право и Закон, 1996.
5. Шаваев А.Г. Криминологическая безопасность негосударственных объектов
экономики. - М.: ИНФРА-М, 1995.
6. Струков В.И. Правовое обеспечение защиты информации. Методическое
пособие, часть 1 и 2. (№4196) и (№4196-2) (на цифровом кампусе

7. Электронный учебник по курсу ПОИБ (на сайте http://bit.tsure.ru/).
8. Струков В.И. Презентации лекций по курсам ПЗИ и Методические указания к
выполнению лабораторных работ (№3563) (на цифровом кампусе
http://incampus.ru/campus.aspx?module=dashboard).
Периодические издания
Журналы: «Защита информации» - Инсайд; БИТ, БДИ и др.
6

Правовые документы
1. Закон РФ “Об информации, информационных технологиях и о
защите информации” от 27.07.2006г. № 149-Ф3.
2. Закон РФ “О государственной тайне” от 21.07.93г. №5485-1 (ред.
11.11.2003г. №153).
3. Закон РФ “О коммерческой тайне”, от 29.07.2004г. №98-ФЗ.
4. Закон РФ “О персональных данных” от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ.
5. Закон РФ "Об электронной подписи" от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ
6. Закон РФ “Об архивном деле в РФ” от 22.10.2004 г. №125-ФЗ.
7. Закон РФ “О федеральной фельдъегерской связи” от
17.12.1994г. № 67-ФЗ (ред. от 20.04.2006 г.).
8. Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др. кодексы.
9. Закон РФ “О лицензировании отдельных видов деятельности”,
от 8.08.2001г. №128 (ред. от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ).
7

Тема 1
Структура и состав информационного законодательства
1.1. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений
Нормативно-правовое регулирование отношений в области защиты
информации осуществляется информационным правом,
которое является одним из составляющих существующей
системы права.
В юриспруденции представлены много таких составляющих, которых
объединяет одна общая научная дисциплина - теория
государства и права. Она изучает закономерности
возникновения, развития, назначения и функционирования
государства и права.
Основы этих знаний рассматриваются в курсе «Правоведение».
(Самостоятельно повторить разделы: Структура правового отношения;
Юридическая ответственность; Состав правонарушения.)
8

Классификация нормативно-правовых актов.
По юридической силе.
По субъектам, их издающим.
По субъектам их издающим правовые акты подразделяются на
акты законодательной власти (законы);
акты исполнительной власти (подзаконные акты);
акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на
законы,
подзаконные акты.
9

10.

Признаки закона:
-законы принимаются высшими законодательными органами государства
(Федеральное собрание – Государственная Дума и Совет Федерации) ;
-принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии:
внесение законопроекта в законодательный орган;
обсуждение законопроекта;
принятие закона;
его опубликование в течении 7 дней после подписания Президентом.
(Неопубликованные законы не применяются. Конституция ст. 15).
Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования,
-законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо
другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены
только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный
суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным,
однако отменить его может только законодательный орган.
10

11.

Подзаконные нормативно-правовые акты подразделяются на
Указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей
юридической силой и издаются на основе и в развитие законов (вступают
в силу по истечении 7 дней после их опубликования).
Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты,
принимаемые в контексте с указами президента (вступают в силу по
истечении 7 дней после их опубликования).
Местные акты. Это нормативно-правовые акты органов законодательной и
исполнительной власти на местах. Действие этих актов ограничено
подвластной им территорией.
Ведомственные (приказы, инструкции). Это нормативно-правовые акты
общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную
сферу общественных отношений (таможенные, банковские,
транспортные, государственно-кредитные и другие).
Внутриорганизационные. Это такие нормативно-правовые акты, которые
издаются различными организациями для регламентации своих
внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.
11

12.

Иерархия правовых актов РФ
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы РФ
Федеральные законы РФ
Указы и распоряжения Президента РФ
Законодательные акты субъектов РФ
Постановления и распоряжения
Правительства РФ
Нормативные правовые акты высших
органов исполнительной власти
субъектов РФ
Нормативные правовые акты
федеральных органов
исполнительной власти
Нормативные правовые акты органов
исполнительной власти
субъектов РФ
Правовые акты органов местного самоуправления
12

13.

Юридическая ответственность подразделяется по отраслевому признаку:
Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений и
устанавливается только уголовным законом.
Административно-правовая ответственность наступает за совершение
административных проступков. Меры административного принуждения предупреждение, штраф, лишение специального права, административный
арест.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных
обязательств имущественного характера или за причинение имущественного
внедоговорного вреда. (Возмещение убытков, выплата неустойки).
Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения
дисциплинарных проступков. Меры дисциплинарной ответственности выговор, строгий выговор, отстранение от занимаемой должности и т.п.
Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный
предприятию, учреждению. Размер возмещаемого ущерба определяется в
процентах к заработной плате (1/3, 2/3 месячного заработка).
13

14.

1.2. Система и строение права
Система права это совокупность всех нормативно-правовых актов.
Внутреннее строение права можно представить по вертикали и горизонтали.
Вертикальное строение права - это совокупность следующих элементов:
Отрасль права - охватывает сферу общественных отношений. Например,
имущественные отношения - гражданское право, управленческие отношения административное право, и т.п.
Подотрасль права - охватывает область общественных отношений. Многие
отрасли права имеют подотрасли. Например, в гражданском праве
выделяются подотрасли - авторское и наследственное право.
Институт права - охватывает вид общественных отношений. В трудовом
праве - институт трудового договора.
Субинститут права - охватывает разновидность общественных отношений.
Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности
делится на субинституты преступлений против жизни, против здоровья и
преступлений против достоинства личности.
Норма права - это обязательное правило поведения, охраняемое силой
государственного принуждения.
Правовое предписание - это часть нормы права, логически завершенная и
обособленная. Размер алиментов, взыскиваемых на одного ребенка (25 %
заработка), на двух (33 %), на трех и более (50 %).
14

15.

Горизонтальное строение права показывает все отрасли, его составляющие.
Выделяют две группы отраслей регулятивные и охранительные.
Регулятивные отрасли устанавливают права и обязанности участников
правоотношений. Это следующие отрасли:
- конституционное право закрепляет основы государственного и
общественного строя страны.
Главным нормативным актом отрасли является Конституция;
- административное право регулирует общественные отношения,
возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности
органов государства;
- гражданское право регулирует различные имущественные отношения.
Основной нормативный акт - Гражданский кодекс (ГК);
- финансовое право регулирует доходы и расходы государства.
Основные акты: Федеральный закон о государственном бюджете, законы о
налогах;
- банковское право. Создание банков, принципы их деятельности, и т.д.
регулирует Закон о банках и банковской деятельности;
15

16.

Регулятивные отрасли (продолжение)
- предпринимательское право регулирует экономические рыночные
отношения. Основные нормативные акты - ГК, Законы об АО и ООО;
- трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с
применением труда. Основной нормативный акт – Трудовой Кодекс (ТК);
- природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и
распоряжения природными ресурсами: землей (Земельный кодекс), недрами
(Закон о недрах), водой (Водный кодекс), воздушным пространством
(Воздушный кодекс), лесными богатствами (Лесной кодекс);
- экологическое право регулирует защиту природных объектов и всей
окружающей среды. Нормы экологического права рассредоточены по многим
нормативным актам (УК, КоАП, ГК и др.);
- информационное право регулирует комплекс общественных отношений,
связанных с информацией, защитой информации, защитой прав
собственников информационных ресурсов, формирования различных
институтов тайн (государственной, служебной, банковской, коммерческой,
личной и т.п.).
16

17.

Охранительные отрасли права (защита правоотношений):
- уголовное право – устанавливает общественно опасные деяния
(преступления) и наказание за их совершение.
Основной нормативный документ - Уголовный кодекс (УК);
- уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие
порядок проведения предварительного следствия, дознания, порядок
ведения судебного разбирательства, назначения наказания.
Основной нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс (УПК);
- уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер
уголовного наказания.
Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс (УИК);
- гражданско-процессуальное право регулирует порядок рассмотрения
споров (трудовые, жилищные, наследственные и др.), в которых хотя бы
одной из сторон выступает гражданин.
Основной нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс;
- арбитражно-процессуальное право регулирует порядок рассмотрения
гражданско-правовых споров между юридическими лицами.
Основной нормативный акт - Арбитражно-процессуальный кодекс.
17

18.

Международное право –
система норм, регулирующих отношения между государствами
- международное публичное право
и государства с иностранными лицами
- международное частное право.
18

19.

1.3. Структура информационного законодательства
Первые правовые документы в области информационного права в
России, с которых началось формирование информационного
законодательства:
“Концепция правовой информатизации России”
утверждена Указом Президента РФ от 28.06.93 г. №966.
Гражданский кодекса РФ принят в 1994г.
Закон РФ “Об информации, информатизации и защите
информации” принят в 1995г.
19

20.

Сравнение свойств материального объекта и информации
Свойства обычного товара
Свойства информации
Цена
Потребительские свойства
Жизненный цикл товара (ЖЦТ)
информации
Цена
Потребительские свойства
Жизненный цикл
Нематериальность
Неисчерпаемость
Сохраняемость
20

21.

Информационное законодательство - это совокупность норм
права, регулирующих общественные отношения в
информационной сфере.
Предмет правового регулирования в информационной сфере:
-создание и распространение информации;
-формирование информационных ресурсов;
-реализация права на поиск, получение, передачу и
потребление информации;
-создание и применение информационных систем и
технологий;
-создание и применение средств информационной
безопасности.
21

22.

Структура информационного законодательства РФ.
Международные акты информационного законодательства, начиная
с
Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948г.
Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др. кодексы.
Законы РФ:
“Об информации, информационных технологиях и о защите
информации”, “О государственной тайне”, “О коммерческой
тайне”, “О персональных данных”, “Об электронной подписи”
и др.
(всего около 80 законов)
Указы и Распоряжения Президента РФ. Постановления
Правительства РФ.
Местные, ведомственные и внутриорганизационные подзаконные
акты.
Совокупность вышеперечисленных документов составляет правовую
базу в информационной сфере.

23.

3
Контрольные вопросы
1. Цель изучения курса «Организационное и правовое обеспечение
информационной безопасности».
2. Какие методы используются при создании комплексной системы
информационной безопасности объекта?
3. Классификация нормативно-правовых актов.
4. Юридическая ответственность за нарушения правовых норм.
5. Место информационного права в системе права.
6. Назовите свойства информационного товара.
7. Что является предметом правового регулирования в
информационной сфере?
8. Какова структура информационного законодательства в РФ?

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 05.04.2013) О персональных данных

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Оператор персональных данных (согласно закону О персональных данных) государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

Информационная система персональных данных - информационная система, представляющая собой совокупность персональных данных, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств;

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

1) определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;

2) применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;

3) применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;

4) оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;

5) учетом машинных носителей персональных данных;

6) обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;

7) восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;

8) установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;

9) контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.

Для целей настоящей статьи

под угрозами безопасности персональных данных понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность несанкционированного, в том числе случайного, доступа к персональным данным, результатом которого могут стать уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение персональных данных, а также иные неправомерные действия при их обработке в информационной системе персональных данных.

Под уровнем защищенности персональных данных понимается комплексный показатель, характеризующий требования, исполнение которых обеспечивает нейтрализацию определенных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.

Пакет документов по защите персональных данных

Положение о защите персональных данных;

Положение о подразделении по защите информации;

Приказ о назначении лиц, ответственных за обработку ПДн;

Концепция информационной безопасности;

Политика информационной безопасности;

Перечень персональных данных, подлежащих защите;

Приказ о проведении внутренней проверки;

Отчет о результатах проведения внутренней проверки;

Акт классификации информационной системы персональных данных;

Положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым персональным данным;

Модель угроз безопасности персональных данных;

План мероприятий по защите ПДн;

Порядок резервирования технических средств и программного обеспечения, баз данных и средств защиты информации;

План внутренних проверок;

Журнал учета мероприятий по контролю безопасности ПДн;

Журнал учета обращений субъектов ПДн о выполнении их законных прав;

Инструкция администратора информационной системы персональных данных;

Инструкция пользователя информационной системы персональных данных;

Инструкция администратора безопасности информационной системы персональных данных;

Инструкция пользователя по обеспечению безопасности обработки ПДн при возникновении внештатных ситуаций;

Перечень по учету применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним;

Типовое Техническое задание на разработку системы обеспечения безопасности информации объекта вычислительной техники;

Эскизный проект на создание системы обеспечения безопасности информации объекта вычислительной техники;

Положение об Электронном журнале обращений пользователей информационных систем персональных данных (проект приказа);

Этапы работ. Таким образом, организация защиты персональных данных должна производиться в несколько этапов:

Инвентаризация информационных ресурсов.

Ограничение доступа работников к персональным данным.

Документальное регламентирование работы с персональными данными.

Формирование модели угроз безопасности персональных данных.

Классификация информационных систем персональных данных (ИСПДн) образовательных учреждений.

Составление и отправка в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных.

Приведение системы защиты персональных данных в соответствие с требованиями регуляторов.

Создание подсистемы информационной безопасности ИСПДн и ее аттестация (сертификация) для ИСПДн классов К1, К2.

Организация эксплуатации и контроля безопасности ИСПДн.

1. Инвентаризация информационных ресурсов

Инвентаризация информационных ресурсов - это выявление присутствия и осуществления обработки персональных данных во всех эксплуатируемых в организации информационных системах и традиционных хранилищах данных.

На данном этапе следует: утвердить положение о защите персональных данных,сформировать концепцию и определить политику информационной безопасности и составить перечень персональных данных, подлежащих защите.

2. Ограничение доступа работников к персональным данным

Допуск к обработке персональных данных должен быть только у тех сотрудников, которым это необходимо для выполнения служебных (трудовых) обязанностей.

На данном этапе следует: в необходимой мере ограничить как электронный, так и физический доступ к персональным данным

3. Документальное регламентирование работы с персональными данными

Согласно статье 86 Трудового кодекса РФ, работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с теми документами работодателя, которые устанавливают порядок обработки персональных данных работников, а также их права и обязанности в этой области.

Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос их передачи кому-либо, оформляя свое намерение документально.

На данном этапе следует: собрать согласия на обработку персональных данных, издать приказ о назначении лиц, ответственных за обработку ПДн и положение о разграничении прав доступа к обрабатываемым ПДн, составить инструкции администратора ИСПДн, пользователя ИСПДн и администратора безопасности ИСПДн.

4. Формирование модели угроз безопасности персональных данных

Частная модель угроз безопасности персональных данных, хранящихся в информационной системе, формируется на основании следующих документов, утвержденных Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК):

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн;

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в ИСПДн;

На данном этапе следует сформировать модель угроз безопасности персональных данных, обрабатываемых и хранящихся в образовательном учреждении.

5. Классификация ИСПДн см. вопрос № 18

6. С оставление и отправка в уполномоченный орган уведомления

Уведомление об обработке персональных данных оформляется на бланке оператора и направляется в территориальный орган Роскомнадзора Министерства связи и массовых коммуникаций РФ на бумажном носителе или в форме электронного документа с подписью уполномоченного лица.В форме указываются данные об обработчике, цель обработки, категории данных, категории субъектов, данные которых обрабатываются, правовое основание обработки, дата ее начала, срок (условие) ее прекращения и прочее.

7. Приведение системы в соответствие с требованиями регуляторов

На данном этапе следует: создать перечень по учету применяемых средств защиты информации, эксплуатационной и технической документации к ним; положение о подразделении по защите информации; методические рекомендации для организации защиты информации при обработке персональных данных; инструкцию пользователя по обеспечению безопасности обработки ПД при возникновении внештатных ситуаций, а также утвердить план мероприятий по защите ПДн.

8 . Аттестация (сертификация) ИСПДн

Для обеспечения безопасности ИСПДн требуется проводить мероприятия по организации и техническому сопровождению защиты обрабатываемых персональных данных. В качестве оценки соответствия ИСПДн 1 и 2 классов требованиям к безопасности ПДн используется обязательная сертификация (аттестация).

Обязательной аттестации подлежат следующие объекты информатизации:

Автоматизированные системы различного уровня и назначения.

Системы связи, приема, обработки и передачи данных.

Системы отображения и размножения.

Помещения, предназначенные для ведения конфиденциальных переговоров.

9. Организация эксплуатации ИСПДн и контроля за безопасностью

Мероприятия по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах включают в себя:

контроль за соблюдением условий использования средств защиты информации, предусмотренных эксплуатационной и технической документацией;

разбирательство и составление заключений по фактам несоблюдения условий хранения носителей ПДн, использования средств защиты информации, которые могут привести к нарушению конфиденциальности ПДн.

Ответственность за нарушение ФЗ №152 О персональных данных

Административная ответственность: штраф или штраф с конфискацией несертифицированных средств обеспечения безопасности и шифровальных средств. Административный кодекс, ст. 13.11, 13.12, 13.14

Дисциплинарная ответственность: увольнение провинившегося работника. Трудовой кодекс РФ, ст. 81 и 90

Уголовная ответственность: от исправительных работ и лишения права тзанимать определенные должности до ареста. Уголовныйкодекс, ст. 137, 140, 272

Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие Петров Сергей Викторович

Глава 4 ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРАВОВОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации

4.1. Конституция РФ и Доктрина информационной безопасности РФ о правовом обеспечении информационной сферы

Проблема правового регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности является для России одной из важнейших. От ее решения во многом зависит сохранение, приумножение и защита информационных ресурсов, становление международного авторитета и снижение криминальной напряженности в стране, защита прав, свобод и безопасности человека в системе информационных отношений.

Конституционные нормы о защите информационной сферы

Одной из важнейших задач государственной политики по обеспечению информационной безопасности граждан является реализация конституционных норм в сфере информации. Конституция РФ предусматривает право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, п. 4). Конституция гарантирует свободу массовой информации и запрещает ее цензуру (ст. 29, п. 5).

Она же наделяет каждого гражданина правом на неприкосновенность частной жизни, сохранность личной и семейной тайны (ст. 23, п.1). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24, п.1). Согласно Конституции, каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29, п. 1), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ст. 44, п. 1).

Положения Конституции РФ прямо или косвенно обязывают органы государственной власти и местного самоуправления, соответствующих должностных лиц обеспечить каждому гражданину РФ возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Однако декларация информационных прав и свобод не означает отказ государства от защиты информационных ресурсов. Правовое обеспечение информационной безопасности формируется на основе поддержания баланса интересов граждан, общества, государства, что особенно важно в условиях существования различных форм собственности. Поэтому Конституцией определены и основания для ограничения информационных прав и свобод граждан. К их числу относятся: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 17, п. 3, ст. 55, п. 3). Основным законом предусмотрена также возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и сроков их действия (ст. 56).

Соответствующие статьи Конституции РФ направлены на пресечение распространения следующих видов информации:

информации, рассчитанной на разжигание ненависти, вражды и насилия в отношениях между людьми и народами;

непристойной и ложной информации, включая заведомо ложную рекламу;

информации, посягающей на честь и достоинство граждан, оказывающей негативное воздействие на здоровье людей и их духовно-нравственное состояние;

информации, изменяющей память о прошлом, фальсифицирующей историю страны, нарушающей связь поколений и подрывающей единство российского народа;

информации, способной инициировать процессы разрушительного свойства – от техногенных и природных катастроф до всевозможных социальных, демографических, экономических потрясений, кризисов, конфликтов.

Вместе с тем, как указывается в Доктрине информационной безопасности РФ, закрепленные Конституцией РФ права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки в практическом отношении не имеют достаточного правового, организационного и технического обеспечения. Неудовлетворительно организована защита собираемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления данных о физических лицах (персональных данных).

В итоге необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

Доктрина информационной безопасности РФ о состоянии и совершенствовании правовых отношений в информационной сфере

Напомним (см. гл. 2), что Доктрина представляет собой документ, содержащий официально принятую в России систему взглядов на проблемы обеспечения информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества, государства в информационной сфере.

Доктрина указывает на наличие ряда недостатков, связанных с противоречивостью и неразвитостью правового регулирования отношений в информационной сфере и приводящих к серьезным негативным последствиям в деле обеспечения информационной безопасности. Они рассмотрены выше, в гл. 2.

Согласно Доктрине, совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Работа в этом направлении предполагает:

оценку эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;

создание организационно-правовых механизмов обеспечения информацион ной безопасности;

определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства РФ в данной сфере;

создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности РФ, а также о последствиях их осуществления;

разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство РФ о государственной службе;

совершенствование системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности РФ.

Государственная политика в деле обеспечения информационной безопасности РФ, согласно Доктрине, основывается на следующих основных принципах:

соблюдение Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности (принцип законности);

обеспечение правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (принцип баланса интересов граждан, общества и государства).

Принцип законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Принцип баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности Доктриной относится разработка и неуклонная реализация требований нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ.

Наиболее важными направлениями деятельности по совершенствованию системы правового обеспечения информационной безопасности в Доктрине названы:

внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, конкретизация правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области информационной безопасности РФ;

законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;

совершенствование правовых актов, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;

уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;

Рис. 4.1. Правовое обеспечение информационной безопасности

законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;

определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории РФ, и правовое регулирование деятельности этих организаций;

создание правовой базы для формирования в РФ региональных структур обеспечения информационной безопасности;

разработка механизмов правового обеспечения информационной безопас ности России.

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

2.3. Правовое обеспечение безопасности женщин Правовые гарантии безопасности женщин, в том числе в личной и семейной жизни обеспечены множеством статей Семейного, Административного, Жилищного, Уголовного, Уголовно-исполнительного, иных кодексов, законов и подзаконных

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

2.4. Правовое обеспечение безопасности молодежи Еще до рождения ребенок находится под защитой многочисленных правоохранительных, социальных, образовательных, лечебных и иных органов, организаций, учреждений. Практически во всех кодексах установлены дополнительные меры

Из книги Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах [Пособие для изучения и подготовки к проверке знаний] автора Красник Валентин Викторович

Глава 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОПАГАНДИСТСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Из книги Информационная безопасность. Курс лекций автора Артемов А. В.

8.4. Техническое обеспечение иных видов безопасности Техническое обеспечение личной безопасности работников ОУ, учащихся и членов их семей может включать в себя также средства радиоэлектронной защиты, используемые для следующих целей:для защиты конфиденциальной

Из книги автора

Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационные процессы пронизывают все акты функционирования живой материи. Информация пронизывает все поры жизни людей и общества. Академик А. И.

Из книги автора

Глава 2 ПРОБЛЕМЫ И УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Доктрина информационной

Из книги автора

2.2. Вилы и источники угроз информационной безопасности Угрозы информационной безопасности – это использование различных видов информации против того или иного социального (экономического, военного, научно-технического и т. д.) объекта с целью изменения его

Из книги автора

2.3. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России В современном мире информационная безопасность становится жизненно необходимым условием обеспечения интересов человека, общества и государства и важнейшим, стержневым, звеном всей

Из книги автора

Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской

Из книги автора

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

Из книги автора

4.1. Конституция РФ и Доктрина информационной безопасности РФ о правовом обеспечении информационной сферы Проблема правового регулирования отношений в сфере обеспечения информационной безопасности является для России одной из важнейших. От ее решения во многом зависит

Из книги автора

4.2. Федеральное законодательство в сфере информационной безопасности Последовательное развитие законодательства в сфере информационной безопасности определяется необходимостью комплексного подхода к формированию и разработке единой концепции ее правового

Из книги автора

Глава 7 «ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» И ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Все прогрессы реакционны, если рушится человек. Андрей

Из книги автора

Обеспечение безопасности, защитные мероприятия Вопрос. Каковы требования Правил к обеспечению безопасности электроприводов?Ответ. Электроприводы должны удовлетворять общим требованиям к электро– и пожаробезопасности, изложенным в главах 4.3, 5.3 Правил (5.4.60).Шкафы

Из книги автора

Вопрос 1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России: понятие, структура и содержание Информатизация социально-политической, экономической и военной деятельности страны и, как следствие, бурное развитие информационных систем

Из книги автора

Вопрос 1. Особенности информационной безопасности банков Со времени своего появления банки неизменно вызывали преступный интерес. И этот интерес был связан не только с хранением в кредитных организациях денежных средств, но и с тем, что в банках сосредотачивалась важная


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Вопросы защиты информационных ресурсов самым тесным образом связаны не только с решением научно-технических проблем, но и с вопросами правового регулирования отношений в процесс с информатизации. Необходимость организационно-правового обеспечения защиты информации вытекает из факта признания за информацией статуса товара, продукта общественного производства, установления в законодательном порядке права собственности на информацию.

Такая постановка вопроса приобретает особый смысл и характер в условиях демократизации общества, формирования рыночной экономики, включения нашего государства в мировое экономическое сообщество. Если решение вопросов развития производственной базы создания средств информатики в какой-то мере можно осуществить с использованием рыночных структур и отношений, то разработка и внедрение законодательной базы информатизации невозможны без активной государственной информационной политики, направленной на построение по единому замыслу организационно-правового механизма управления информационными процессами» увязанного с научно-технической базой информатизации.

Организационно-правовое обеспечение является многоаспектным понятием, включающим законы, решения, нормативы и правила. Причем, применительно к защите информации, обрабатываемой в автоматизированной системе, оно имеет ряд принципиальных специфических особенностей, обусловленных следующими обстоятельствами:

Представлением информации в непривычной и неудобочитаемой для человека двоичной форме;

Использованием носителей информации, записи на которых недоступны для простого визуального просмотри

Возможностью многократного копирования информации без оставления каких-либо следов;

Легкостью изменения любых элементов информации без оставления следов типа подчисток-, исправления и т.п.;

Невозможностью традиционного скрепления документов традиционными подписями со всеми нормативно-правовыми аспектами этих подписей;

Наличием большого числа нетрадиционных дестабилизирующих факторов, оказывающих влияние на защищенность информации.

Исходя из приведенных обстоятельств, комплекс вопросов, решаемых организационно-правовым обеспечением, может быть сгруппирован в три класса:

Организационно-правовая основа защиты информации в АС;

Технико-математические аспекты организационно-правового обеспечения;

Юридические аспекты организационно-правового обеспечения защиты.

Из практических соображений ясно, что организационно-правовая основа защиты информации должна включать:

Определение подразделений и лиц, ответственных за организацию защиты информации;

Нормативно-правовые, руководящие и методические материалы (документы) по защите информации;

Меры ответственности за нарушение правил защиты;

Порядок разрешения спорных и конфликтных ситуаций по вопросам защиты информации.

Под технико-математическими аспектами организационно-правового обеспечения понимается совокупность технических средств, математических методов, моделей, алгоритмов и программ, с помощью которых ь АС могут быть соблюдены все условия, необходимые для юридического разграничения прав и ответственности относительно регламентов обращения с защищаемой информацией. Основными из этих условий являются следующие:

Фиксация на документе персональных идентификаторов ("подписей") лиц, изготовивших документ и (или) несущих ответственность за него;

Фиксация (при любой необходимости) на документе персональных идентификаторов (подписей) лиц, ознакомившихся с содержанием соответствующей информации;

Невозможность незаметного (без оставления следов) изменения содержания информации даже липами, имеющими санкции на доступ к ней,

Т.е. фиксация фактов любого (как санкционированного, так и несанкционированного) изменения информации;

Фиксация факта любого (как несанкционированного, так и санкционированного) копирования защищаемой информации.

Под юридическими аспектами организационно-правового обеспечения защиты информации в АС понимается совокупность законов и других нормативно-правовых актов, с помощью которых достигаются следующие цели;

Устанавливается обязательность соблюдения всеми лицами, имеющими отношение к АС всех правил защиты информации;

Узакониваются меры ответственности за нарушение правил защиты;

Узакониваются (приобретаю! юридическую силу) технико-математические решения вопросов организационно-правового обеспечения защиты информации;

Узакониваются процессуальные процедуры разрешения ситуаций. складывающихся в процесс: функционирования систем защиты.

Таким образом, вся совокупность вопросов, возникающих при решении проблем организационно-правового обеспечения, может быть представлена в виде схемы, приведенной на рис.1.

^ Организационно-правовое обеспечение защиты информации

Организационно-правовая основа

Технико-математические аспекты

Юридические аспекты

Подразделения и лица,

Ответственные

за защиту

Фиксация подписи под документом

Узаконивание правил защиты информации

Нормативно-правовые, руководящие и методические материалы

Фиксация фактов ознакомления с информацией

Узаконивание мер ответственности за нарушения

Меры ответственности за нарушения

Фиксация фактов изменения информации

Узаконивание технико-математических решений

Порядок разрешения спорных ситуаций

Фиксация фактов копирования информации

Узаконивание процессуальных процедур

^ Анализ зарубежного и отечественного опыта организационно-правового обеспечения защиты информации

В ведущих зарубежных странах к настоящему времени накоплен значительный опыт решения обсуждаемых здесь проблем. Существенным при этом является разносторонность разрабатываемых и применяемых мер, которые не сводятся к одним только нормативным и правовым актам, хотя их значение и является превалирующим. С этой точки зрения можно выделить следующие аспекты решения вопросов организационно-правового обеспечения зашиты информации:

Информирование широких масс населения и заинтересованны[ специалистов о существе проблемы защиты информации, необходимости и путях се решения;

Выработка единообразия в определении и интерпретации основных понятий, относящихся к проблеме защиты;

Развитие технико-математических основ, необходимых для решения вопросов организационно-правового обеспечения защиты информации;

Разработка и утверждение стандартов в области защиты информации; - создание законодательной основы, необходимой для обеспечения зашиты информации.

Рассмотрим более подробно суть выделенных аспектов.

^ Информирование о существе проблемы защиты, необходимости и путях ее решения. В зарубежной печати (особенно в США) вопросы обеспечения безопасности информации в информационно-вычислительных системах и сетях освещаются давно, интенсивно и широкомасштабно. Достаточно сказать, что первые публикации по рассматриваемым проблемам появились около *0 пел тому назад они стали уже историей? общее их число в настоящее время измеряется тысячами. Ежегодно проводятся специализированные конференции и семинары, на которых обсуждаются различные теорез ические и практические вопросы защиты информации. В программы подготовки всех специалистов по вычислительной технике и ее использованию непременно входят разделы, относящиеся к защите информации-

Следует отметить, что зарубежные публикации сыграли заметную роль в информировании и отечественных специалистов о существе проблемы и путях ее решения, особенно если учесть, что у нас до недавнего времени все работы по защите информации были закрытыми. Среди зарубежных работ последнего времени выделяется монография "Защита вычислительных машин и сетей. Стратегия 90-х годов". Иными словами, это не просто очередная публикация, а программно-перспективная разработка.

Знакомство с указанной книгой дает достаточные основания для ряда важных выводов, а именно: во-первых, зарубежные специалисты относят проблему защиты информации в вычислительных системах и сетях к числу наиболее актуальных проблем развития и эффективного использования вычислительной техники, во-вторых, зарубежные специалисты относят проблему защиты к числу комплексных и многоаспектных проблем; в-третьих, зарубежные специалисты не удовлетворены нынешним состоянием решения рассматриваемой проблемы, причем наиболее важными направлениями работ на 90-е годы признаются работы системно-организующего плана.

Если говорить об отечественных публикациях в области защиты информации, то начало им было положено серией статей в журнале "Зарубежная радиоэлектроника" за 1975-1976 гт. Статьи носили обзорный характер (по данным зарубежной печати), были объединены тематически и давали общее представление о всей совокупности проблем защиты информации и о подходах к их решению. Они вызвали большой резонанс в среде специалистов и сыграли роль детонатора, инициировав существенное повышение интереса к проблеме, ее исследованиям и разработкам. Появились публикации монографического характера и специализированные журналы.

^ Выработка единообразия в терминологии по проблемам защиты.

При решении любой новой проблемы первостепенное значение имеет обеспечение терминологического единства, т.е. формирование возможно более полного перечня терминов, необходимых для отображения всех основных аспектов проблемы, их определение и интерпретация с тем, чтобы обеспечивалось однозначное понимание каждого из терминов. О сложности и трудоемкости этой проблемы говорит хотя бы тот факт, что у нас в стране данная работа до настоящего времени в полном объеме не выполнена. Необходимо обратить внимание читателей на словарь терминов, подготовленный и изданный в США еще в 1987 г.. В словаре объемом 428 с. содержится около 3000 терминов Несомненным достоинством словаря является также то, что наиболее важные термины не просто определены, а достаточно подробно истолкованы и иллюстрированы схемами и рисунками.

Наличие словаря терминов создает предпосылки для целенаправленного развития всех работ по защите информации, поэтому создание и широкое распространение подобного словаря в России является одной из основных организационных предпосылок реализации системы управления зашитой информации.

^ Развитие технико-математических основ, необходимых для решения вопросов организационно-правового обеспечения защиты информации. Как и следует из рис.1, центральной задачей создания технико-математической базы является разработка эффективных и надежных методов фиксации в памяти ЭВМ такого аналога подписи человека, который, с одной стороны, сравнительно легко мог бы быть реализован современными средствами вычислительной техники, а с другой - выполнял бы все основные функции собственноручной росписи. К настоящему времени практически всеми специалистами признано, что наиболее обнадеживающим путем решения данной задачи является использование специальных методов криптографического преобразования информации, которые чаще всего называют системами цифровой подписи.

Анализируя развитие указанных работ за рубежом, уместным будет отметить, что в ведущих странах, (и особенно в США) работы в области криптографии, предназначенной для всеобщего применения (т.е. не для специальных целей) и удовлетворения всеобщего интереса, ведутся давно и весьма интенсивно. Для подтверждения сказанного приведем хотя бы тот факт, что списки литературы, прилагаемые к журнальным статьям по этой проблеме, нередко содержат до 150 названий совершенно открытых источников. Российские читатели могут составить достаточно объективное представление о характере и уровне разработок по переводу на русский язык тематического выпуска трудов института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике.

Из сказанного однозначно вытекает важность и необходимость всемерного развития работ по созданию технико-математических основ организационного обеспечения защиты информации, причем на сегодняшний день особенно для систем коммерческого применения.

^ Разработка и утверждение стандартов в области защиты информации. И за рубежом, и у нас в стране этому вопросу уделяется большее внимание Широко известен, например, национальный стандарт США криптографического закрытия информации DES. Причем здесь в качестве стандарта утвержден не только сам алгоритм шифрования, но также средства его реализации и способы использования. Вопросами стандартизации в области защиты данных занимается целый ряд различных организаций США и европейских стран, а для рассмотрения разработанных стандартов создан специальный подкомитет ТС/8С20 Международной организации по стандартизации.

У нас в стране государственные нормативные документы по направлению зашиты информации, обрабатываемой средствами вычислительной техники и связи, начали создаваться еще в 60-е годы, однако общегосударственный характер они приобрели с образованием Гостехкомиссии СССР в 1973 году.

К настоящему времени разработаны и введены в действие руководящие документы Гостехкомиссии по защите от несанкционированного доступа средств вычислительной техники и автоматизированных систем, описанный в четвертой главе стандарт на алгоритм криптографического преобразования, стандарт на цифровую подпись и хеш-функцию.

^ Создание законодательной основы, необходимой для обеспечения защиты информации. Абсолютная необходимость создания законодательной основы очевидна, поэтому в ведущих западных странах, а теперь и в России этому вопросу уделяется достаточно большое внимание.

Проблема законодательного регулирования процессов обработки информации начала впервые обсуждаться за рубежом в 60-е годы и, в частности, в США в связи с предложением создать общенациональный банк данных. В настоящее время на международном уровне сформировалась устойчивая система взглядов на информацию как на ценнейший ресурс жизнеобеспечения общества, правовое регулирование в сфере которого должно идти по следующим трем направлениям.

^ ЗАЩИТА ПРАВ ЛИЧНОСТИ НА ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ Этот аспект не является новым для мирового сообщества. Основные принципы установления пределов вмешательства в частную жизнь со стороны государства и других субъектов определены основополагающими нормами ООН, а именно Декларацией прав человека. К концу 70-х годов сформулированы два принципа, нашедших впоследствии отражение в национальных законодательствах по информатике ряда стран Запада:

Установление пределов вмешательства в частную жизнь с использованием компьютерных систем;

Введение административных механизмов зашиты граждан от такого вмешательства.

Примерами документов, относящихся к этому направлению являются резолюция Европарламента "О защите прав личности в связи с прогрсссом информатики" (1979 г.) и Конвенция ЕС "О защите лиц при автоматизированной обработке данных персонального характера" (1 980 г.).

^ ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ. Проблема решается с помощью достаточно разработанных национальных законодательств, определяющих национальные приоритеты в этой области. Интеграция стран -членов ЕС потребовала координации усилий в данной области, в результате чего общие принципы засекречивания информации отражены в Конвенции ЕС по защите секретности.

^ ЗАЩИТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Данный аспект проблемы решается путем создания законодательного механизма, определяющего понятие "коммерческая тайна" и устанавливающего условия для осуществления добросовестной конкуренции, квалификации промышленного шпионажа как элемента недобросовестной конкуренции.

К этому же направлению можно отнести создание механизмов защиты авторских прав, в частности прав авторов программной продукции. Последний аспект отражен в директиве ЕС "О защите программ для ЭВМ и баз данных" (1990 г.).

Разработанные на международном уровне концептуальные основы и принципы защиты информации нашли отражение в национальных законодательствах ведущих стран Запада. Ниже приведены некоторые примеры действующих в них законодательных актов:

Великобритания - Биль о надзоре за данными (1969 г.). Закон о защите информации (1984 г.);

Франция - Закон об информатике, картотеках и свободах (1978 г.);

ФРГ - Закон о защите данных персонального характера от злоупотреблений при обработке данных (1977 г). Закон о защите информации (1978 г.);

США - Закон о тайне частной информации (1974 г.). Акт о злоупотреблениях в использовании ЭВМ (1986 г.), Закон о безопасности компьютерных систем (1987 г.);

Канада Закон о компьютерных и информационных преступлениях (1985 г.).

Наиболее развитое законодательство в этой сфере действует в США (свыше сотни различных законодательных актов). Законодательство США охватывает:

Определение и закрепление государственной политики в области информатизации,

Обеспечение развитого производства, технологий;

Борьбу с монополизмом и стимуляцию приоритетных направлений;

Организацию информационных систем;

Защиту прав потребителя, особенно прав граждан на информацию, защиту информации о гражданах;

Регулирование прав разработчиков программ для ЭВМ.

В большинстве стран в законодательствах установлена ответственность за нарушение порядка обработки и использования персональных данных; компьютерные преступления расцениваются как преступления, представляющие особую опасность для граждан, общества и государства, и влекут значительно более жесткие меры наказания, нежели аналогичные преступления, совершенные без применения компьютерной техники как преступления рассматриваются также действия, создающие угрозу нанесения ущерба, например, попытка проникновения в систему, внедрение программы-вируса и т.п.

Говоря об отечественном опыте правового обеспечения информатизации и защиты информации, мы должны отметить, что вопрос этот был впервые поставлен в нашей стране в 70-х годах в связи с развитием АСУ различных уровней. Однако, нормативная основа в ту пору не вышла за рамки ведомственных актов, нескольких постановлений правительства и аналогичных актов республиканского уровня. Поэтому законодательное регулирование процессов информатизации к: началу 90-х годов нельзя было назвать удовлетворительным. Необходимо было срочно создать правовую основу информатизации России, законодательно обеспечить эффективное использование информационного ресурса общества, урегулировать правоотношения на всех стадиях и этапах информатизации, защитить права личности в условиях информатизации сформировать механизм обеспечения информационной безопасности.

1991 г. может быть отмечен как начало активной законотворческой деятельности в этом направлении. Законодатели при этом справедливо сконцентрировали свое внимание на следующих наиболее острых для России проблемах:

Проблеме права на информацию;

Проблеме собственности на некоторые виды информации;

Проблеме признания информации объектом товарного характера.

На сегодняшний день в "Декларации прав и свобод человека и гражданина", принятой Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 22 ноября 1991 года, и в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году» закреплено общее право граждан на информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях

Охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.

Принят базовый закон Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", а также специальные законы "О государственной тайне", "О правовой охране программ ЭВМ и баз данных", "О правовой охране топологий интегральных микросхем", «О международном информационном обмене». Вопросы правового обеспечения защиты информации нашли отражение и в законе Российской Федерации "О безопасности", принятом в марте 1992 года.

В Государственной Думе Российской Федерации продолжаются работу кал законодательством в области защиты перекальных дачных. Реальным шагом в направлении укрепления правовой основы предпринимательской деятельности явится законодательное закрепление в России института коммерческой тайны. Одной из целей Закона Российской Федерации "О коммерческой тайне", первое слушание которого в Государственной Думе уже состоялось, является создание со стороны государства необходимых гарантий защиты субъектов путем предоставления им права засекречивать ценную информацию в качестве коммерческой тайны для защиты ее владельца от промышленного шпионажа и недобросовестной конкуренции.

^ Основные подходы к разработке организационно-правового обеспечения Организационно-правовая основа зашиты информации в АС

В качестве центрального звена, реализующего содержание организационно-правовой основы (см. рис.1), выступает специально создаваемая в составе АС служба защиты (безопасности) информации. Организация таких служб предусмотрена как Законом "Об информации, информатизации и защите информации", так и Законом Российской Федерации "О безопасности", где в статье 27 записано:

"... для практической реализации требований и правил по защите информации поддержанию информационных систем в защищенном со стоянии, эксплуатации специальных программно-технических и обеспечению организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах могут создаваться службы безопасности информации.... Предприятия, организации и учреждения, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, являющуюся собственностью государства, создают службы безопасности информации в обязательном порядке."

Исходя из приведенных задач службы зашиты информации, могут быть сформулированы ее основные функции:

Формирование требований к системе защиты в процессе создания АС;

Участие в проектировании системы защиты;

Участие в испытаниях и приемке системы защиты и составляющих ее элементов;

Планирование, организация и обеспечение функционирования системы защиты информации в процессе функционирования АС;

Распределение между пользователями необходимых реквизитов защиты: паролей, дополнительной идентифицирующей информации, ключей защиты и т.п.;

Организация генерирования и установки кодов-идентификаторов технических средств;

Организация и введение в память АС служебных массивов системы защиты;

Наблюдение за функционированием системы защиты и ее элементов;

Организация превентивных проверок надежности функционирования системы защиты;

Обучение пользователей и персонала АС правилам обработки защищаемой информации;

Контроль за соблюдением пользователями и персоналом АС правил обращения с защищаемой информацией в процессе ее автоматизированной обработки;

Принятие мер при попытках несанкционированного доступа к информации и при нарушениях правил функционирования системы защиты.

Второй по значимости проблемой создания организационно-правовой основы является комплектование системы руководящих и методических документов по защите информации. Здесь с практической точки зрения можно было бы руководствоваться следующим;

Все существующие в стране документы, регламентирующие правила обращения с информацией, имеющей ограничительный гриф, в полном объеме распространяются также и на информацию, циркулирующую в процессе функционирования АС;

С целью учета специфических особенностей накопления, хранения и обработки данных в АС разрабатываются и утверждаются специальные руководящие и методические материалы, которые должны иметь юридическую силу;

С целью интерпретации и детализации положений и требований указанных материалов применительно к конкретным условиям в каждой АС должны быть разработаны и в установленном порядке утверждены

Инструкции пользователям, операторам АС, дежурным сменам администрации банка данных, службе защиты, а также техническая документация системы защиты.

При решении вопроса об ответственности за нарушение правил защиты прежде всего следует установить, привело ли оно к утечке защищаемых данных. В этом случае виновные несут ответственность в соответствии с существующими законами. За нарушение правил защиты, не повлекших за собою утечку данных, устанавливаются административные меры ответственности, предусмотренные трудовым законодательством.

Разрешение спорных и конфликтных ситуаций, связанных с вопросами распределения и использования реквизитов системы защиты {паролей, ключей и т.п.), должно входить в компетенции: службы защиты информации, а ситуаций, связанных с интерпретацией документов по защите, - в компетенцию органов и лиц, утвердивших соответствующие документы.

^ Технико-математические аспекты. Проведенные исследования показывают, что все проблемы, связанные с решением рассматриваемых задач фиксации различных фактов взаимодействия с защищаемой информацией (как санкционированного, так и несанкционированного), могут быть разделены на две группы - общие и специфические. При этом под общими понимаются такие проблемы, решение которых может быть осуществлено общими средствами разграничения доступа. К специфическим же относятся проблемы фиксации подписи под документом, представленным в АС в электронном виде. Такая подпись получила название электронной или цифровой.

Углубленные исследования данной проблемы как у нас в стране, так и за рубежом показывают, что наиболее перспективным способом реализации электронной (цифровой) подписи является использование криптографических методов преобразования данных. Область применения цифровой подписи чрезвычайно широка - от проведения финансовых и банковских безбумажных операций до контроля за выполнением международных договоров и охраны авторских прав.

Особо важное значение имеет проблема подписи при передаче сообщений по телекоммуникационным сетям. При этом потенциально возможными являются следующие злонамеренные действия: отказ, когда абонент-отправитель по прошествии времени отказывается от переданного сообщения; фальсификация, когда абонент-получатель подделывает сообщение; изменение когда абонент-получатель вносит изменения в сообщение; маскировка, когда абонент-отправитель маскируется под другого абонента. В этих условиях обеспечение защиты каждой из сторон, участвующих в обмене, осуществляется с помощью ведения специальных протоколов. Для верификации сообщения протокол должен содержать следующие обязательные положения:

Отправитель вносит в передаваемое сообщение свою цифровую подпись, представляющую собой дополнительную информацию, зависящую от передаваемых данных, имени получателя сообщения и некоторой закрытой информации, которой обладает только отправитель;

Получатель должен иметь возможность удостовериться, что полученная в составе сообщения подпись есть правильная подпись отправителя;

Получение правильной подписи отправителя возможно только при использовании закрытой информации, которой обладает отправитель;

Для исключения возможности повторного использования устаревших сообщений подпись должна зависеть от времени.

^ Юридические аспекты. Правовое обеспечение защиты информации охватывает отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации, при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, при защите прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Основой построения концепции правового обеспечения является подразделение всех информационных ресурсов на категории открытого и ограниченного доступа, причем информация ограниченного доступа по условиям ее правового режима в свою очередь подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.

В системе правового обеспечения безопасности информации вид-нос место занимает правоохранительное законодательство, включающее нормы об ответственности за нарушения в области информатизации и логически завершающее комплекс организационно-правовых и технических мер и средств зашиты информации и систем ее обработки. Оно должно быть направлено не только и не столько на наказание за преступные посягательства на информацию и информационные системы скот ко на их предупреждение.

В целях комплексного подхода к формированию законодательства по проблемам информации и информатизации в России в апреле 1992 г. была утверждена "Программа подготовки законодательного и нормативного обеспечения работ в области информатизации". В соответствии с этой Программой была намечена разработка базового Закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", а также специальных законов "О государственной тайне", "О коммерческой тайне", "Об ответственности за злоупотребления при работе с информацией" и др.

Базовый Закон "Об информации, информатизации и защите информации" занимает центральное место во всей системе правового обеспечения безопасности информации. Закон впервые в законодательной практике Росс ни.

Определяет обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации, основные направления государственной политики в этой сфере;

Закрепляет права граждан, организаций, государства на информацию;

Устанавливает правовой режим информационных ресурсов на основе применения в этой области порядка документирования, права собственности на документы и массивы документов к информационных системах, деления информации по признаку доступа на открытую и с ограниченным доступом порядка правовой зашиты информации;

Развивает правовой режим признания за документами, полученными из автоматизированной информационной системы, юридической силы, в том числе на основе подтверждения электронной цифровой подписью;

Определяет информационные ресурсы как элемент состава имущества и объект права собственности;

Устанавливает основные права и обязанности государства, организаций, граждан в процессе создания информационных систем, создания и развития научно технической. производственной базы информатизации, формирования рынка информационной продукции, услуг в этой сфере;

Разграничивает права собственности и права авторства на информационные системы, технологии и средства их обеспечения;

Устанавливает правила и общие требования ответственности за нарушение норм законодательства в области информатизации и защиты информации в системах ее обработки гарантии субъектов в процессе реализации права на информацию, гарантии безопасности в области информатизации.

В Законе предусмотрена специальная глава, посвященная защите информации. В этой главе устанавливается, что защите подлежит вся документированная информация, обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу. Режим защиты устанавливается:

в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

в отношении конфиденциальной документированной информации собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего закона;

в отношении персональных данных - отдельным федеральным законом.

На официальном уровне государственная система защиты информации в России была сформирована в 1973 г. в рамках действия государственной ко­миссии СССР по противодействию иностранным техническим разведкам. На­чиная с 1992 г., проблемы информационной безопасности в новых экономиче­ских и правовых условиях вышли из круга оборонной тематики и обусловили тем самым создание в общегосударственном масштабе более совершенной сис­темы информационной безопасности. Создание такой системы, прежде всего, потребовало разработать необходимую нормативно-правовую базу: Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, Доктрину информацион­ной безопасности Российской Федерации и ряд других документов.

^ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации

Указом Президента от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия нацио­нальной безопасности Российской Федерации (Стратегия) до 2020 года.

В связи с этим признана утратившей силу прежняя Концепция нацио­нальной безопасности Российской Федерации, утвержденная в декабре 1997 г. и модифицированная в январе 2000 г.

Стратегия национальной безопасности - это система взглядов на обеспе­чение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в экономической, политической, социальной, международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной, экологической сферах, а также в сфере науки и образования.

Национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных нрав и свобод граждан в области получения ин­формации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанк­ционированного доступа.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организа­ции государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация общества и криминализация общественных отноше­ний, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений соз­дают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности нашей страны.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информа­ционной сфере проявляются в стремлении ряда стран к доминированию в ми­ровом пространстве, вытеснению с внешнего и внутреннего информационного рынка; в разработке рядом государств концепции информационных войн, пре­дусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; в нарушении нормального функционирования ин­формационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности инфор­мационных ресурсов путем получения несанкционированного доступа к ним.

В ходе реализации настоящей Стратегии угрозы информационной безо­пасности предотвращаются за счет совершенствования безопасности функцио­нирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Рос­сийской Федерации, повышения уровня защищенности корпоративных и инди­видуальных информационных систем, создания единой системы информацион­но-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения националь­ной безопасности.

Важнейшими задачами в области обеспечения информационной безопас­ности Российской Федерации являются:

Реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Феде­рации в сфере информационной деятельности;

Совершенствование и защита отечественной информационной инфра­структуры, интеграция России в мировое информационное пространство;

Противодействие угрозе развя

Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности, Полякова Т.А., Стрельцов А.А., 2016.

Информационная безопасность в информационном обществе. Обеспечение информационной безопасности.
Понятие «информационная безопасность» получило широкое распространение как в международных, так и в национальных политических документах и правовых нормативных актах.
Впервые понятие «информационная безопасность» в национальном законодательстве и политических документах появилось в ст. 2 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», где «информационная безопасность» была выделена в качестве одной из составляющих безопасности Российской Федерации. В то же время было введено понятие «национальная безопасность Российской Федерации», под которой понималась «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». Впервые в России оно было определено в 1997 г. в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В новой редакции Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» термины «безопасность» и «национальная безопасность» используются в качестве синонимов.

В проекте концепции информационной безопасности Российской Федерации (1997 г.) национальные интересы России в информационной сфере охватывали три основных аспекта:
- соблюдение конституционных прав и свобод граждан;
- развитие современных телекоммуникационных технологий;
- защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Отдельно были выделены национальные интересы в духовной сфере, которые включали сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. Данные трактовки понятия «национальная безопасность» и содержания национальных интересов в информационной сфере получили развитие в Доктрине информационной безопасности. В этом документе понятие «информационная безопасность Российской Федерации» было раскрыто как «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства».

Оглавление
Авторский коллектив
Предисловие
Принятые сокращения
Глава 1. Обеспечение информационной безопасности в условиях глобализации информационного пространства
1.1. Информационная безопасность в информационном обществе
1.2. Современное информационное противоборство и обеспечение информационной безопасности

Задания для самоподготовки
Глава 2. Теоретические и методологические вопросы организационного и правового обеспечения информационной безопасности
2.1. Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации
2.2. базовые принципы обеспечения информационной безопасности
2.3. Правовое регулирование информационной безопасности в системе российского информационного права
2.4. Правовые средства обеспечения безопасности информационной инфраструктуры Российской Федерации
2.5. Правовые средства обеспечения безопасности информации
2.6. Организационное обеспечение информационной безопасности Российской Федерации
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 3. Организационно-правовые проблемы международной информационной безопасности
3.1. Между народные правовые акты в области обеспечения информационной безопасности
3.2. Зарубежный опыт правового обеспечения информационной безопасности
3.3. Продвижение российских инициатив в области обеспечения международной информационной безопасности
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 4. Правовые режимы обеспечения безопасности информации ограниченного доступа
4.1. Ограничение доступа к информации в целях защиты интересов личности, общества и государства
4.2. Правовые режимы тайн в системе организационного и правового обеспечение безопасности информации ограниченного доступа
4.3. Правовой режим защиты государственной тайны
4.4. Правовой режим коммерческой тайны
4.5. Правовой режим обеспечения безопасности персональных данных
4.6. Актуальные вопросы режима служебной тайны
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 5. Актуальные проблемы правового и организационного обеспечения информационной безопасности
5.1. Противодействие экстремистской деятельности в информационной сфере
5.2. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
5.3. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности в сети Интернет
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 6. Особенности организационно-правового обеспечения защиты информационных систем
6.1. Особенности организационно-правового обеспечения процессов создания автоматизированных систем в защищенном исполнении
6.2. Особенности организационно-правового обеспечения защиты информационных систем в сфере судопроизводства
6.3. Практика разработки и реализации политики информационной безопасности корпоративных информационных систем
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Глава 7. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере
7.1. Понятие и виды юридической ответственности в области обеспечения информационной безопасности. Субъекты и объекты правоотношений в области обеспечения информационной безопасности
7.2. Преступность в информационной сфере как угроза информационной безопасности при формировании информационного общества и условиях глобализации
7.3. Проблемы уголовно-правовой ответственности за информационные преступления
7.4. Проблемы международного сотрудничества и зарубежный опыт противодействия преступлениям в информационной сфере
Вопросы и задания для самоконтроля
Задания для самоподготовки
Рекомендуемая литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности, Полякова Т.А., Стрельцов А.А., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - pdf - Яндекс.Диск.