Особенности жанра народной лирической песни. Типы и жанры народных песен

На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества - лирической песней.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы.

Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств - словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

  1. народные сказки
  2. предание
  3. обрядовые песни
  4. пословицы
  5. поговорки
  6. загадки
  7. былины

Свойства фольклора

  1. Анонимность (отсутствие автора).
  2. Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).
  3. Неотъемлемая связь с жизнью народа.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанром «лирическая песня». Прочитаем некоторые из них и отметим основные художественные приемы, присущие этому жанру.

«Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...» Эти слова принадлежат Максиму Горькому.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней (рис. 1).

Рис. 1. В. Васнецов «Царевна-лягушка» ()

Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о покорении человеком природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, о богатырях и народных героях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, любовь к природе, трудолюбие.

Жанры народной песни

  1. исторические
  2. семейно-бытовые
  3. любовные
  4. обрядовые
  5. календарные
  6. колыбельные
  7. плясовые
  8. военные
  9. разбойничьи
  10. трудовые
  11. частушки

Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Они отражают душу народа. Русский поэт С. Есенин писал: «Сколько песен у России - Сколько во поле цветов!».

Многие популярные народные песни имеют многовековую историю. Удивительно, что они до сих пор любимы. Так, например, известна еще с XVIII века песня «Вдоль по улице метелица метет» (рис. 2).

Вдоль по улице метелица метёт,
За метелицей мой миленький идёт.


Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра молодца, меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

Рис. 2. Иллюстрация к песне «Вдоль по улице метелица метет» ()

Это песня о любви. Как и многие народные песни, она построена на диалоге. Первые две строки пропеваются от лица девицы-красавицы, которая на улице встретила своего милого. Остальная часть песни поется от лица молодого человека, влюбленного в девушку. Она иссушила и измучила его, однако он не теряет надежды. Именно поэтому песня проникнута задорным и игривым настроением.

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения. В нашей песне это оптимизм и жизнелюбие. Но не всегда только радостные настроения встречаются в песнях. Зачастую песни печальны.

Следующая песня, с которой мы познакомимся, как раз и проникнута таким настроением. Она рассказывает о судьбе несчастной и безродной сироты, которая потеряла всех близких и любимых (рис. 3).

Уж ты ночка, ночка тёмная,
Темна ноченька осенняя,
Нет у ноченьки светлого месяца,
Светлого месяца, не ясных звёздочек.
Нет у девицы родного батюшки,
Нет ни батюшки, да нет ни матушки,
Нет ни братца, ни родной сестры,
Нет ни рода, нет ни племени.

Печаль на душе, девица печальна,
Никто её кручинушки не знает.
А уж как-то был у ней мил, сердечный друг,
Да и тот теперь далеко живёт…

Рис. 3. Изображение к песне «Уж ты ночка» ()

Песня обрывается, будто ее прервали рыдания. Нам остается только догадываться, где же он, сердечный друг. Может его забрали в солдаты, может, продали, поскольку крепостных в то время могли продать, подарить или женить без их согласия.

А возможно, ее милый умер и его нет среди живых. Теперь попробуйте найти в тексте песни художественные приемы, присущие фольклору. Обратите внимание: в тексте девушка сравнивается с темной ночью. Такое сравнение усиливает трагичность образа, подчеркивает безысходность положения героини. Протяжные, напевные интонации создаются с помощью гласных. Прочитаем любые две строчки из песни, например:

Светлого месяца, не ясных звёздочек.

Такой фонетический прием (повтор гласных) называется ассонансом.

Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя), и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

Виды поэтических повторов

2. Параллелизм

3. Анафора (единоначатие)

4. Эпифора (одинаково заканчиваются строки)

5. Стык (подхват)

Например:

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы:

Весом та чара полтора пуда,

Мерой-то чара полтора ведра.

Мы видим, что рифма отсутствует и в каждой строке по четыре ударных слога.

Рекрутская повинность - способ комплектования русской имперской армии и флота до 1874 года. (Рис. 4.)

Рис. 4. И.Е. Репин. Проводы новобранца ()

Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году, когда перед войной со шведами повелено было произвести первый набор 32 тысяч на новых началах. В России термин «рекрут» был узаконен в 1705 году. Изначально срок рекрутской службы был пожизненный, потом его сократили до 25 лет, в дальнейшем этот срок был уменьшен.

Мы с вами прочитали и проанализировали две песни, совершенно противоположные по настроению. Это говорит о том, что в песне отражается вся жизнь народа, со всеми печалями и радостями. В песнях отражается душа народа, и именно поэтому они переживают столетия, хранятся в народной памяти и передаются из поколения в поколение.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Литература, 8 класс. Учебник в двух частях. - 2009.
  2. Костина А.В. Молодёжная культура и фольклор // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - М.: МосГУ, 2009. - № 4 - Культурология
  3. Жирмунский В. М. Фольклор Запад и Восток. Сравнительно-исторические очерки - М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2004. - 464 с. - ISBN 5-94282-179-8
  1. Fan-5.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Pesnya.yaxy.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитать песню «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!» и охарактеризовать ее тематику, героев, художественное своеобразие.
  2. Нарисовать иллюстрацию к выбранной по желанию народной лирической песне.
  3. Согласитесь ли вы с тем, что лирические песни выражают эмоциональное состояние человека? Прокомментируйте слова ученых: «она выражает собою душевное состояние поющего, поется всегда и везде. Она поется в минуты отдыха и за работой, поется в одиночку и хором, поется в бурлацкой лямке и солдатском походе» (В.П. Аникин); «цель песни - раскрыть чувство» (В.Я. Пропп); «основное назначение народной песни - выражать мысли, чувства и настроения» (С.Г. Лазутин).

Министерство образования Российской Федерации

Курский государственный педагогический университет

Кафедра литературы

КУРСОВАЯ РАБОТА

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

ВЫПОЛНЕНА Черниковой Ольгой,

студенткой 41 группы

филологического факультета

ОЗО

ПРОВЕРИЛА Гридина Лидия Андреевна,

старший преподаватель кафедры литературы

Курск - 2001


П Л А Н

ВВЕДЕНИЕ
СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ:
а) особенности композиции;
б) основные мотивы сюжета;
в) основные герои;
г) поэтика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В В Е Д Е Н И Е

Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувств высокие воспитывают.

М. Ломоносов

Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни? Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье. Такие песни могли родиться только у народа великой души – в мятеже, в тоске по правде и справедливости.

М. Горький

Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. «Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. При этом в самом начале пути, то есть в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые» /Выходцев 1990: 7/.

В данной работе мы остановимся на лирической песне. Почему? Потому что, на наш взгляд, именно лирическая песня , позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение.

На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика – намного позже.

Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. Большинство лирических песен – любовной или семейной тематики, «раскрывающей социально-бытовую жизнь народа и объясняющей тематическое своеобразие лирических обрядовых песен при их сравнении с необрядовыми» /Круглов 1982: 133/. В связи с этим у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных, его «манила трепещущая тайна леса, седые камни точно вырастали из земли. Все это, казалось, старо, давно жило и правилось, довлея самому себе, тогда как человек только что начинал устраиваться, распознавая и борясь; за ним лежали более древние, сложившиеся культуры, но он сам пошел от них, потому что везде он видел или подозревал веяние той же жизни. И он представлял себе, что его праотцы выросли из камней, пошли от зверей, зародились от деревьев и растений» /Веселовский 1989: 102/. Человек невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, «вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль» /Сидельников 1959: 13/. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.

Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. «Древний синкретизм удалялся перед расчленяющими подвигами знания: уравнение молния – птица, человек – дерево сменились сравнениями : молния, как птица, человек, что дерево, и т.п.» /Веселовский 1989: 106/. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая . Магическое начало утрачивается, разрушается.

«Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к XVI-XVII векам» /Лазутин 1965: 12/.

Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.

Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что «в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах» /Сидельников 1959: 3/. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.

Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня – «это народная история, ­– писал Гоголь, – живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» / Цит. по: Сидельников 1959: 5/.

Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают «краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам» /Сидельников 1959: 11/.

Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Песня воодушевляла русских композиторов, обогащая их музыку различными мелодическими оборотами. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодия, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.

Песня живет своей жизнью, и от исполнительского мастерства певца зависит и понимание песни людьми. «Талантливые певцы всегда поют «с душой». В их исполнении чувствуется искренность и непосредственность переживаний. С огромным поэтическим мастерством и художественным вкусом они передают все оттенки человеческих переживаний» /Сидельников 1959: 18/. Народные певцы имеют не только богатую поэтическую и музыкальную одаренность, но и полную «коробку с песнями» (как сказано одной латышской песенницей). Имея богатый материал, они изменяют, соединяют, расширяют его, складывая тем самым все новые и новые песни. Они наполняют песни великолепными поэтическими сравнениями и образами, взятыми из окружающей природы, соединяют воедино слово и чувство. Искусные певцы ставят задачей не показ своих «певческих способностей», а прежде всего – «знакомство слушателей с песней, с ее художественным богатством» /Сидельников 1959: 19/.

Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит. «Показывая теневые стороны народной жизни, песня… указывала на истоки, породившие их. Песня способствовала разрушению старых феодальных порядков, домостроевщины в быту, помогала подрывать основы крепостничества и капиталистического строя» /Сидельников 1959: 15/.

Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

Роль песни в народной жизни четко охарактеризовал Гоголь: «Я не распространяюсь о важности народных песне. Это народная история, живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа… Кто не проникнул в них глубоко, тот ничего не узнает о прошедшем быте России» /Лирические песни 1990: 5/.


СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о классификации этого жанра. В науке этот вопрос долгое время остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка зрения. Большинство ученых в основу песенной классификации положили тематический принцип.

Специфика жанра. Жизненная и поэтическая функции. Принципы классификации лирических песен. Основные типы. Композиционные принципы. Традиционные художественные средства изобразительности. Средства внутреннего раскрытия образа человека. Символика, ее основные тематические виды. Художественный параллелизм, метафора, эпитеты, звукопись.

Песня – это произведение словесно-музыкального искусства, в котором текст и мелодия выступают в единстве, причем один и тот же текст может иметь разное музыкальное оформление, и на одну и ту же мелодию могут исполняться разные песенные тексты. Народные лирические песни относятся к лирическому роду поэзии, так как в них рассказывается не столько о самих событиях, сколько выражается отношение к разным жизненным ситуациям.

Былина – тоже песня, но песня эпическая, там изображается ряд последовательных событий, составляющих сюжет. Герои былины постоянно совершают какие-то действия, подвиги. В лирической песне действующие лица могут не совершать никаких действий и поступков, события не играют важной роли, они лишь помогают раскрыть внутренний мир человека, являются средством передачи его чувств, мыслей и переживаний.

В науке нет пока определенного ответа на вопрос о времени возникновения народных лирических песен. Можно предположить, что они достаточно древние, могли появиться уже к IX-X вв., так как для них характерна та же поэтическая стилистика, что и для песен обрядовых. Есть другое предположение: что лирические песни как фольклорный жанр сформировались к XVI в.

Среди народных лирических песен можно увидеть несколько исторических слоев. Наиболее древними и многочисленными являются песни, возникшие в крестьянской среде, которые в науке принято называть традиционными народными лирическими песнями. С развитием капитализма появляются рабочие песни, отразившие жизнь, труд и быт рабочих.

Рост городов и возникновение в них таких социальных прослоек как мещанство, ремесленники, прислуга, привело к созданию городских песен. В XVIII – XX вв. на основе стихотворений известных и малоизвестных поэтов в фольклоре появился новый слой – песни литературного происхождения.

После революции возникают советские песни. Каждый из перечисленных песенных слоев имеет свои особенности содержания и поэтической формы, и в то же время сохраняет традиции предшествующих периодов. Традиционные народные лирические песни как самые древние представляют наибольший интерес и с точки зрения поэтики, поэтому мы остановимся на их анализе.

В лирических песнях очень широко используется символика, в основе которой лежат образы из мира природы, обладающие устойчивым иносказательным значением. Символом молодца в песнях являются сокол, голубок, зеленый дубочек, хмель, виноград. Символом девицы – белая лебедушка, сизая голубушка, белая березонька, сладкая вишенка.

Символом мужа и жены – селезень с уточкой, одинокой женщины – кукушечка, лютой свекрови – полынь горькая. Хмель, виноград, сладкие ягоды, чистые быстрые воды, яркое солнце, цветущие растения являются символами радости и веселья. А полынь, осина, рябина, высокие непроходимые горы, мутные стоячие воды, засыхающие деревья и травы означают печаль, горе, разлуку.

Совместная работа, собирание ягод, купание, качание на качелях, угощение, касание означают любовное единение, переход с одного берега на другой – преодоление препятствий в любви. «Машечка орешечки щелкала, шелушиночки в жменечку сбирала, Ванечке в кудерцы бросала» – эти слова надо понимать не в прямом смысле: Маня бросила в Ваню ореховой шелухой и попала ему в голову. Смысл песни: Манечка любит Ванечку и дает ему понять это. Символы помогают образно выразить человеческие чувства и переживания.

В отличие от былин, где гипербола употребляется для изображения физической силы богатыря, в лирических песнях она служит для раскрытия силы чувств и переживаний лирического героя. Например, в песне «По шелковой по муравушке» на могиле любимого девушка «земляничку со клубничкою поливает все слезой своей», и ягоды от этого быстро растут.

В песнях широко используются эпитеты, метафоры и сравнения, а также часто встречаются уменьшительно – ласкательные суффиксы, которые служат эмоциональным средством для выражения любви, ласки и нежности. В основе языка традиционных песен лежит живая разговорная речь народа, лексика носит бытовой характер.

Народная лирическая песня выработала множество выразительных средств композиции, помогающих глубже и ярче передать мысли и чувства лирического героя. Различаются три композиционные формы: монолог, диалог и описание. Песня- монолог прямо выражает чувства лирического героя от первого лица. Песня- диалог передает содержание в форме разговора персонажей. Чаще всего диалог строится в форме вопроса-ответа. Но большинство лирических песен чаще бывает построено по следующей схеме: описание – повествование + монолог или диалог. При этом основное содержание выражается в монологе или диалоге, а описательно-повествовательное вступление показывает те обстоятельства, которые вызвали переживания героев.

В песнях часто используются следующие композиционные приемы внутренней организации материала. Художественный параллелизм- это прием, который заключается в том, что сначала дается картина из мира природы, а затем – соответствующая ей картина из жизни человека. Вместе взятые эти две картины представляют собой одно художественное целое. Реже используется прием цепочного построения. Сущность его заключается в том, что отдельные картины песни связываются между собой как бы цепочно, посредством образа, который входит в две рядом стоящие картины. С последнего образа предыдущей картины начинается последующая картина.

Характерен также прием ступенчатого сужения образов, когда образы ступенчато следуют друг за другом в нисходящем порядке от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким объемом содержания. Последний, самый «суженный» образ, является наиболее важным, с точки зрения художественного задания песни. На нем и фиксируется внимание. Этот прием обычно используется в начале песни.

Например, в начале песни «Долина, долина да ты зеленая» дается экспозиция – эмоционально- лирическая развернутая пейзажная зарисовка, представляющая собой классическое сужение образа:

Долина, долина, да ты зеленая!

По тебе, долина, – дорожка широкая,

Дорожка широкая, реченька быстрая,

Реченька быстрая, круты бережочки.

На них желтые песочки.

На желтеньких песочках стоят три садочка.

Как во первом во садочке кукушка кукует,

А во третьем во садочке мать с сыном гуляет.

Представленная в песне картина напоминает кинематографический прием, когда камера от панорамы постепенно переходит к крупному плану, останавливаясь на главном. Попутно обратим внимание на то, что пейзаж дан в цвете, размере при помощи изобразительных эпитетов.

Тематика русских народных лирических песен довольно разнообразна. Самую большую группу составляют любовные песни. В песнях о счастливой любви (их меньше) содержится признание в любви, которое высказывается не прямо, а иносказательно, или рассказ о том, как хорош милый или милая. Красивая девушка, по народным понятиям, – круглолица, белолица, «щечки алы, как цветочек, брови черны – во шнурочек».

Красота и моральные качества стоят в этих песнях на первом месте, соображения выгоды и богатства не играют роли. В песнях часто подчеркивается, что возлюбленный беден, но весел, любимая бедна, но красива, мила сердцу. Песни о несчастливой любви (их больше) рассказывают о разлуке девушки с милым. В одной из песен говорится о том, что, проводив любимого, она не спала всю ночь, ее подушка «потонула в слезах». Много песен об измене, о женитьбе на другой.

Семейно – бытовые песни чаще всего грустны, унылы. В них обычно рассказывается о несчастливой семейной жизни. Большинство семейных песен – женские. В них часто противопоставляются дом родительский и дом мужа, «девичья воля и бабья неволя». В песнях рассказывается о бедности, с которой подчас женщина сталкивалась в семье мужа: ее посылают за водой «и разутую, и раздетую, и холодную, и голодную». Многие песни повествуют о трудных отношениях со свекровью или о варварском обращении мужа с женой.

Во многих семейно-бытовых песнях говорится о возрастном неравенстве. Женщина мечтала даже не о том, чтобы выйти замуж за любимого, а о том, чтобы иметь мужем «ровнюшку», то есть одних с ней лет, но не старого и не «недоростка». В жизни бывало и так, ибо сын или дочь были в полном подчинении у родителей и не могли пойти против их воли. Чувства молодых в расчет не брались, так как родители по-своему понимали счастье своих детей и стремились обеспечить дочери или сыну жизнь в достатке и благополучии. Поэтому так характерны для семейных песен жалобы на постылого мужа, нелюбимую или любящую другого жену.

Лирические песни создавали не только крестьяне-земледельцы, но и те слои деревенского люда, которые на короткое или длительное время уходили из дома, жили вне деревни. Бытовые рекрутские и солдатские песни рисуют картины тяжелой многолетней службы, надолго отрывавшей молодых крестьян от родных мест. Солдат вспоминает о доме, жене и детях, тоскует о родных. Он живет в холодных казармах, плохо питается.

Песни рассказывают также о гибели солдата, о его безымянной могиле и верном друге, вороном коне. Солдатские песни очень метафоричны. Поле боя называется «пашней», вспаханной не сохами, а «лошадиными копытами». Засеяно поле не зернами, а «головами казацкими». В солдатских песнях преобладают грустные мотивы, хотя нельзя сказать, что русские солдаты не пели веселых песен. Отвага и чувство юмора, бодрость и стремление преодолеть все невзгоды военной жизни звучат в песне «Солдатушки, бравы ребятушки».

Песни разбойничьи рассказывают об удалых разбойниках, беглых вольных людях, объединившихся в шайки и занимающихся разбоем. Разбойничество было уродливой, порой жестокой формой народного бунта против социального неравенства. Разбойник терял семью, отрывался от родного дома, становился одиноким, так как рано или поздно шайки распадались, разбойников ловили и наказывали как опасных преступников. Во многих песнях звучат жалобы «добра молодца, удала разбойничка» на то, что, родив, мать не дала ему счастья. Однако эмоциональный тон многих разбойничьих песен – удалой и светлый, человек упивается обретенной волей: «они веслами гребли да пели песенки», любуется природой, которая в песнях соответствует настроению лирического героя.

Интересны ямщицкие песни, созданные ямщиками, – крестьянами, занимавшимися нелегким трудом – перевозом почты и пассажиров. Иногда им приходилось надолго покидать родное село, подолгу не видеть жену, детей и близких, поэтому так печальны протяжные ямщицкие песни. В пути их ожидали опасности и лишения, они нередко заболевали, особенно зимой, и без медицинской помощи умирали, не доходя до родного дома. Об этом сложена знаменитая песня «Степь да степь кругом».

Среди традиционных лирических песен большинство – протяжные, грустные, но есть так называемые частые, исполняющиеся быстро, энергично, веселые и жизнерадостные песни. Тематика в них та же, что и в протяжных, но подход к изображаемым событиям иной. Обычно частые песни подразделяют на плясовые, шуточные и сатирические. В плясовых песнях, под которые обычно плясали на гуляниях, главную роль играет музыкальный плясовой ритм, в них нет особой глубины в содержании и обрисовке персонажей. В шуточных и сатирических песнях, напротив, важно содержание. Многие из них связаны с любовной тематикой, с жизнью крестьян, их нравами и семейными отношениями. В них много юмора и иронии.

Лирические народные песни принято разделять на обрядовые и необрядовые .

Все важные события в жизни человека в давние времена сопровождались обрядами, которые соответствовали временам года и главным календарным датам: Рождеству, Новому году, Ивану Купале, праздникам: Пасхе, Троице, Масленице, а также семейным и народным событиям: свадьбе, жатве.

Песни, которые исполнялись при совершении обрядов, получили название обрядовых . Например, обряд встречи весны, лета, осени сопровождался песнями с просьбами к природе о хорошем урожае, благодатном лете, богатой осени.

В таких песнях отразилась вера людей и возможность прямого общения с природой, вера в её помощь:

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Необрядовые (бытовые) лирические песни возникли как самостоятельный жанр в XV XVI вв. Их пели на посиделках, вечеринках и просто для удовольствия. Главное их назначение — передать переживания людей в разные моменты жизни: в минуты печали или радости, тяжкой работы или отдыха, домашнего семейного досуга или путешествия...

За века народом создано очень много необрядовых песен. Исходя из содержания, песни подразделяют на бытовые (любовные, семейные, шуточные), песни социального содержания (разбойничьи, «удалые», солдатские) и отходнические (бурлацкие, ямщицкие, чумацкие).

Особенности лирических народных песен

Независимо от темы все лирические народные песни создавались по одним правилам. Обычно их исполняли от первого лица. Главное в лирической песне — мысли и чувства ее героя. Поэтому она имела форму монолога или диалога героев.

Для того, чтобы полнее выразить душевный мир героя, лирическая народная песня обращалась к природе. Картины природы оттеняли или выражали состояние человеческой души. Установление аналогии между миром природы и внутренним миром человека называется параллелизмом .

Параллелизм, или «искание человека в природе», позволял в малой форме и в немногих словах выразить всю полноту чувств человека в разные моменты его жизни. Грусть молодого рекрута в солдатской песне выражена так:

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушко в зелёном саду громко свищет —

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет,

Обливается добрый молодец горючими слезами...

Ощущение тоски и одиночества героя здесь усиливается образом кукушки. Кукушка в фольклорной лирической песне — это символ одиночества.

В лирических песнях использовалось много символов, например, символы девушки «белая лебёдушка», «ягодка», «красная калина». Символы молодца «зелёный дуб», «селезень», «соловей», «ясный месяц», «сизый орёл». Выразительность лирической песни усиливают напевная мелодия, повторы, лирические обращения («Я скажу тебе...»), постоянные эпитеты («добрый конь», «тугой лук»). Обычно песня слагалась фольклорным стихом, не имеющим, как правило, рифмы. В литературе нерифмованный стих называется белым стихом. Название произошло от того, что его окончания, где обычно помещается рифма, остаются незаполненными («белыми»).

Основные черты лирических песен :

  • словесно-музыкальный жанр фольклора;
  • разделение на обрядовые и необрядовые;
  • стихотворная форма, обычно без рифмы;
  • форма: монолог, реже диалог;
  • разговорный язык;
  • использование тропов, символов, параллелизмов и т. п.;
  • мелодичность и напевность;
  • выражение внутреннего состояния лирического героя;
  • сольное и хоровое исполнение.

​ ​

"Своеобразие лирических песен"

Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами».Ещё в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни - обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые.

Лирическая песня позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка.

На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика - более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика- намного позже.

Лирическая песня была тесно связана с обрядами - древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. В связи с этим у песни была своя особенность - преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных. Он невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.

Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция - эстетическая.

Магическое начало утрачивается, разрушается.

Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к 16-17 векам. Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.

Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.

Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня - «это народная история, - писал Гоголь, - живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» . Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам.

Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодии, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.

Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит.

Таким образом, русская лирическая песня - яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

Лирические песни делятся на:

1. Семейно-бытовая песня . Сюда можно отнести песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни . К данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие ; б) чумацкие ; в) ямщицкие . В данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим: а) разбойничьи ; б) каторги и ссылки ; в) тюремные .

5. Отдельно выделяют шуточные , сатирические , хороводные .

6. В особую группу относят песни литературного происхождения .

Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно- выразительных средств.

Особенности композиции

Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев.

Наиболее распространенным типом лирической семейно- бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. Это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.». Нередко песня- монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.

Мысли мои, мысли, мысли дорогие,

Скажите вы, мысли, про мое несчастье:

Долго ли нам жити в печали-напасти?

Печальное сердце беспрестанно тужить,

Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…

Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. Они имеют характерную для лирических песен особенность: всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. Второй тип композиции песни - диалог. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:

Нет ли де здесь таковых-то людей,

Кто бы распорол мою белую грудь

И кто бы посмотрел ретивое сердце?

«На что пороть твою белую грудь,

На что смотреть ретивое сердце…»

Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.

В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии.

Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер.

Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.

Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.

Над ней вился млад ясен сокол;

Он ушиб-убил лебедь белую…

По улицам воробушек попархивает,

Красных девушек молодушек засматривает…

Садилася птичка-ласточка

Красной девке на окошечко,

Слушала-выслушивала…

Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог).

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

Сосенка, сосенушка зелененькая!

Чего ты, сосенушка, не зеленая?

Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?..

Из-за лесу, лесу темнаго,

Из-за садику зеленаго

Выходила туча грозная…

«Ты лети-ка, мой соловьюшко,

На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкой поклон…

Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики.

Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда отдельные картины песни связываются между собой цепочно, то есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины - первым образом третьей и т.д.:

Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,

От чего же ты, хмель, зарождаешься?

Зарождалася хмель от сырой земли,

Подымалася хмель по точиночке вверх…

Важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог.

Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.

Основные мотивы сюжета

Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по- разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа.

Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку.. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя.

В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.

В конце 19 века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, дается яркая характеристика социально- экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином.

Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину.

Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.

Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.

Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе.

Основные герои

Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. Лирический герой народной песни - это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец - удалой разбойник. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни.

Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.

В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев: Суворова,Платова и Кутузова.

Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом.

Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. В песнях показан также и образ хозяина фабрики - угнетателя рабочих масс.

Лирическая песня внесла огромный вклад в сокровищницу русской и мировой литературы. Она никогда не утратит своей злободневности, своей прелести, своей значимости.