Отключение парковки головок на жестком диске hitachi. Отключение парковки на HDD Seagate

Некоторые модели винчестеров Seagate отличаются тем, что имеют неадекватно низкое время ожидания перед переключением в режим энергосбережения, при котором считывающие головки переходят в припаркованное состояние. Такой переход сопровождается характерным треско-свисто-скрипом и в случае, когда жесткий диск не является системным, такое может происходить каждые несколько минут. Стоит ли говорить, что, помимо риска выхода из строя от чрезмерно частой парковки, это также и просто раздражает своим чиркающим звуком?

Не вызывает особого удивления, что специалисты Seagate не желают предоставлять пользователям своей продукции никакого способа перманентного отключения автопарковки на многих моделях своих жестких дисков. Нам снова предстоит изобретать велосипед.

Убедиться в наличии проблемы можно по быстро растущему значению параметра Load/Unload Cycle Count в S.M.A.R.T такого накопителя. Если значение данного параметра в сотни или тысячи раз отличается от параметра Start/Stop Count , то, очевидно, ваш винчестер подвержен данной проблеме.

Для насильственного отключения парковки в системе, работающей под управлением ОС Windows, воспользуемся портированной версией Linux-утилиты hdparm и стандартным Windows-планировщиком.

Скачать сборку hdparm для Windows можно в нашем архиве.

Для начала необходимо выяснить, как в терминологии linux называется препарируемый диск. Запускаем командную строку (cmd.exe ) с правами администратора и через нее вызываем hdparm.exe -i /dev/sdX :

C:\>"c:\Program Files (x86)\Tools\hdparm\hdparm.exe" -i /dev/sda /dev/sda: Model=ST1000DM003-1CH162 , FwRev=CC49, SerialNo= S1D85MBP Config={ HardSect NotMFM HdSw>15uSec Fixed DTR>10Mbs RotSpdTol>.5% } RawCHS=16383/16/63, TrkSize=0, SectSize=0, ECCbytes=4 BuffType=unknown, BuffSize=0kB, MaxMultSect=16, MultSect=off CurCHS=16383/16/63, CurSects=16514064, LBA=yes, LBAsects=268435455

Итак, в нашем случае диск Seagate обозначен через /dev/sda . Если бы он являлся вторым в системе, то его обозначение было бы /dev/sdb , если третьим – /dev/sdc , и т.д.

Теперь открываем Планировщик заданий (taskschd.msc ) и создаем новую задачу. На первой странице указываем произвольное название задачи, выбираем пользователя SYSTEM и указываем, что задача должна выполняться с максимальными правами доступа:

На закладке триггеров создаем триггер для выполнения задачи при загрузке системы:

Кроме того, нам понадобится создать еще один триггер для выполнения задачи при пробуждении компьютера из состояния сна, т.к. отключение парковки собьется также и при переходе компьютера в сон или гибернацию:

Затем переходим на закладку действий и добавляем запуск hdparm.exe с ключом -B 255 /dev/sda , который отключит парковку на диске sda:

На этом настройка завершена – сохраняем созданную задачу и для проверки вручную запускаем ее из библиотеки заданий планировщика. Затем нажимаем на F5 для обновления библиотеки – если все прошло успешно, то в столбце с результатом последнего запуска нашего задания будет указан код “0x0″ .

Теперь можем открыть какую-либо утилиту мониторинга состояния диска – например, CrystalDisk Info – и убеждаемся, что APM на выбранном винчестере отключен. Данная задача будет запускаться при каждом включении компьютера или выходе его из режима сна, и, тем самым, поддерживать автопарковку отключенной.

ЗЫ: Пользуясь случаем, передаем большой привет прошивкописателям Seagate. Чтоб вам там всем икалось.

Винчестеры Hitachi Travelstar очень популярны среди пользователей персональных компьютеров. Однако у последних моделей дисков от HGST есть одна проблема, которая может за 1 год привести к поломке жесткого диска! Эта проблема - постоянная парковка головок диска при его работе. Казалось бы, что тут страшного? Ведь технология парковки головок экономит ресурс жесткого диска и электроэнергию при простаивании жесткого диска без работы.

Однако данные парковки у линейки жестких дисков HGST Hitachi Travelstar очень частые и за минуту может происходить до 10-15 парковок. Это явно неправильная работа винчестера!

Для примера, за 6 месяцев работы мой HDD Hitachi Travelstar 7K1000 припарковался 174856 раз, что видно из показателей S.M.A.R.T. жесткого диска. Ещё около года и этот показатель перевалит за 500 тысяч парковок и система S.M.A.R.T. жесткого диска сообщит, что жесткий диск имеет S.M.A.R.T. Status BAD .

Причины частых парковок головок является система , по-русски "Расширенное Энергосбережение ", которая призвана экономить энергию при простоях. Расширенное энергосбережение факультативно появилось в жестких дисках уже довольно давно. В настройках работы диска эту систему можно регулировать одним параметром. Изменение его значения от 1 до 254 позволяет регулировать производительность жесткого диска и тем самым экономить энергию источников питания. Значение меньше 128 разрешает жесткому диску остановку шпиндельного двигателя при отсутствии команд в течение определенного времени, что позволяет максимально экономить энергию источника питания, но приводит к повышенному износу кинематики и задержке при пробуждении, вызванной ожиданием раскрутки магнитных дисков до необходимой скорости. Работа расширенного энергосбережения, реализованного в жестких дисках, не зависит от таймера "сна" операционной системы.

Изначально, с завода, все винчестеры Hitachi Travelstar идут с установленным параметром APM равным 128 . Для отключения парковок головок, или для увеличения времени между возможными парковками, нам необходимо увеличить этот параметр. Я бы рекомендовал установить от 200 до 254. Установка параметра равное 254 отключает APM и соответственно парковку головок, т.е головки не будут парковаться при простое винчестера.

Так в чём же проблема? Меняем этот параметр и радуемся! Не всё так просто. Данный параметр умеет менять программа от Hitachi - Hitachi Feature Tools . Однако не стоит искать эту программу на сайте Hitachi. Она там есть, но она не поддерживает изменение параметра APM (Advanced Power Management) на последних, самых новых, винчестерах Hitachi.

Но не стоит отчаиваться. Умельцы уже выпустили модифицированную версию Hitachi Feature Tools v2.17b2 ( FT217b2.rar) для новейших винчестеров от HGST.

Среди поддерживаемых моделей HDD HGST Hitachi Travelstar:

  • 5K500.B
  • 7K500
  • 5K750
  • 7K750
  • 5K1000
  • Z5K320
  • Z7K320
  • Z5K500
  • Z7K500

В списке не оказалось моей модели Hitachi Travelstar 7K1000 , но как оказалось позже, программа смогла работать и с ней.

Внимание! Всё, что Вы будете делать дальше, делается Вами на свой страх и риск. Это может привести как к потере информации, так и поломке самого жесткого диска!

Итак. Порядок работы:

  • Создаем загрузочный USB диск, грузимся с него в MSDOS, автоматически запускается утилитка от Hitachi (немного модифицированная, неофициальная).
  • Выбираем в списке найденных жестких дисков необходимый.
  • Нажимаем F10 переходим в меню. Отключаем APM (Выставляем APM в 254).

Теперь подробнее опишу алгоритм действий по созданию флэшки.

Для Windows XP, Vista и Windows 7 подойдёт этот вариант:

  • С помощью HP USB Disk Storage Format Tool ( HP_USB_Disk_Storage_Format_Tool_and_MSDOS.rar) создаём загрузочную флэшку с досом (отмечаем галочкой "using DOS system files located at:" и выбираем прилагающийся каталог "dos", нажимаем "Start");
  • В корень флэшки забрасываем содержимое каталога "FT217b2" ( FT217b2.rar);
  • Перезагружаемся, загрузка с флэхи (изменить соответствующие настройки в биосе);
  • Дальше всё интуитивно понятно. В меню программы выбираете в списке найденных жестких дисков свой диск (HGST HTS..) и нажимаете F10 для перехода в меню. Затем в меню выбираете Advanced Power Management (APM) и двигаете (ползунком) до значения в 254, сохраняете настройки (saves) и выходим (Exit), парковка головок отключена;
  • Радуемся и говорим спасибо автору в комментариях, а также человеку допилвшему программу от Hitachi, чтобы мы могли доколхозить хитачевские криводелки.
Вывод автомобиля из заноса на льду (19.12.2011). →

Интересная эта вещь: жесткий диск, настоящее чудо техники. В статье показываю лишь только одну техническую особенность данного устройства, а всего их - не сосчитать. Да, жесткие диски с развитием SSD уйдут из обращения, но это будет лишь потом.

Механизм парковки головок жесткого диска следующий. В жестком диске есть считывающие головки, перемещаются по поверхности вращающихся блинов (магнитными пластинами кличут). При этом головки не касаются блинов, несмотря на то, что жестких фиксаторов для них не предусмотрено. Они позиционируются и удерживаются в рабочем положении за счет взаимодействия магнитных полей подвижной катушки.

Теперь моделируем ситуацию: вы выключаете компьютер или гаснет свет. Магнитное поле исчезает, головки падают прямо на блины; а скорость вращения блинов составляет 5400-15000 оборотов в минуту. И, несмотря на гладкость головок, они начинают царапать дорожки, повреждая жесткий диск.

Плохо? Не то слово. Производителю нужно было срочно искать выход, и он нашёл его! При выключении питания, двигатель шпинделя вращается по инерции ещё какое-то время. А что если перевести его в режим генератора? Сказано - сделано. Это позволило обеспечить питанием плату электроники на время, необходимое для корректного завершения работы. Также это питание подается на обмотки привода головок, толкая их к центру диска. Дойдя до парковочной зоны, привод головок защелкивается магнитным фиксатором еще до того, как головки успеют коснуться поверхности диска.
Но и этого производителям оказалось мало! Они пришли к выводу, что если установить между генератором/шпинделем и катушкой позиционирования головки обычный параметрический стабилизатор тока, то можно будет регулировать электромагнитную силу, и соответственно время парковки головок. Осталось только написать сервисную инструкцию и разместить её на диске.

В этом и состоит суть автопарковки - любой исправный накопитель всегда запаркует головки, как бы внезапно не было выключено питание. Однако, если в этот момент происходила запись, то последствия могут быть печальными из-за недописанных данных или управляющих структур файловой системы. На помощь приходит chkdsk.

А вот при включении питания диски раскручиваются до необходимой скорости, после чего головки "слетают" с площадки на поверхность блинов, которые крутятся уже с достаточно большой скоростью, чтобы не допустить касания головками себя.

Теперь к чему вся эта демагогия. В ноутбуках иногда встречается проблема, когда жесткий диск каждые 10-20 секунд издает щелчок . Щелчок - это ни что иное как парковка головок жесткого диска.
Исходя из других ресурсов интернета продвинутый пользователь решает, что частая парковка приводит к износу механики головок жесткого диска. Это верно. А далее он делает то действие, за которое ему приходится потом расплачиваться деньгами. Он отключает парковку при помощи сервисных программ производителя. Как следствие, жесткий диск неспешно сыпется меньше чем за год. Пользователь думает, что щелчки были связаны с неисправностью жесткого диска, и вот он через год и умер. Покупает следующий. И в цикле.
Ищите решение этой проблемы в самой ОС , которую вы поставили; залезать во внутрннее содержимое контроллера жесткого диска противопоказано.

В частности о возможности использования компактных дисков 2.5 дюйма в настольных системах, где практически всегда применяются «взрослые» диски типоразмера 3.5 дюйма.

В моей предыдущей системы долгие годы работали 2 винчестера Western Digital, если быть точнее, WD Caviar Blue (WD5000AAKS) и WD Caviar Green (WD5000AADS) – оба по 500 ГБ. Для системы я использовал OCZ Agility 3 на 60 ГБ, в то время как HDD использовались для хранения файлов.

Основная проблема больших 3.5-дюймовых дисков – уровень шума. Пожалуй, это одна из немногих проблем, с которой бороться сложнее всего. Всё дело в том, что диски создают низкочастотную вибрацию, которая передается самому корпусу. И это при том, что на старшей модели WD Blue был активен AAM (Automatic Acoustic Management).

Чуть ниже вы можете увидеть уровень производительности Caviar Blue и Caviar Green соответственно, измеренный при помощи CrystalDiskMark 5.2.1.



Как видим, максимальная скорость чтения и записи не превышает 100 Мбайт/сек. По меркам тех лет, когда были выпущены оба диска (7-8 лет назад), показатель довольно хороший.

На первый взгляд может даже показаться что Green быстрее, нежели Blue, но пускай вас не обманывает результат тестов, давайте взглянем на результаты, полученные в Victoria и HD Tune.








Как видно, Caviar Blue обеспечивает более быстрый доступ и производительность IOPS. Ну да ладно, сейчас не об этом.

При сборке новой системы было решено отказаться от двух стареньких 3.5-дюймовых дисков по 500 ГБ в пользу одного на 1 ТБ форм-фактора 2.5 дюймов.

После нескольких дней поисков оптимального варианта, я остановился на диске Hitachi (HGST) Travelstar 7K1000 1TB 7200rpm 32МB. Только вот не задача, диск предлагается в двух версия: HTS721010A9E630_0J22423 и HTE721010A9E630_0J30573.

На момент покупки за HTS721010A9E630_0J22423 продавцы просили 1599 грн (60.84$), за HTE721010A9E630_0J30573 – 1915 грн (72.87$).

По факту оба диска абсолютно идентичны в плане конструктивного исполнения, различия кроются в настройках самого диска, а именно в настройках. Первая модель относится к «Standard Models», вторая – к «Enhanced Availability Models», т.е. с улучшенным доступом.

Просто взгляните на сравнительную таблицу.




Для стандартной модели «Power on Hours (POH) Per Month» не указан, в то время как для улучшенной указано 730 часов, что обозначает возможность круглосуточной работы. Для тех, у кого есть вопросы: 365 дней в году по 24 часа дают 8760 часов. При делении на 12 месяцев и получается в среднем 730 часов в месяц. Собственно чуть нижу для улучшенной модели в параметре «Availability (hrs/day x days/wk)» так и указано – 24x7 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю).

Стандартная модель может работать в режиме энергосбережения (Low Power), при котором потребляется в среднем всего 0.8 Вт (Idle) при простое и 1 Вт (Active Idle) при активности. Для старшей модели энергопотребление постоянное составляет 1.8 Вт.

За все эти отличия отвечает всего один параметр – APM (Advanced Power Management). Не стоит путать APM с AAM (Automatic Acoustic Management), т.к. последний по факту управляет акустическим шумом, путем изменения скорости перемещения головки. Пользователь может выбирать между тишиной и производительностью. Обратите внимание, AAM не влияет на скорость вращения диска, посему линейная скорость чтении/записи остается практически неизменной, меняется только время случайного доступа, хотя на фоне таких оптимизаций как NCQ разница по скорости не так заметна, как изменение уровня шума.



В случае с APM (Advanced Power Management), диск управляет энергопотреблением путем остановки двигателя и парковки головок (режим Standby). Во-первых, остановка двигателя означает, что при обращении к диску будет задержка, связанная с необходимостью раскрутки дисков. Во-вторых, диск не может производить парковку бесконечно, а сам процесс приводит к постепенному износу диска. Некоторые производители заявляют для своих дисков 300 тыс. парковок, некоторые 600 тыс., некоторые еще больше. Диски большинства производителей паркуются довольно редко (несколько раз в час), другие же как Travelstar 7K1000 за полтора года эксплуатации могут «запарковаться» более 500 тыс. раз (менее 1 тыс. в день / примерно 500-800 в зависимости от условий и времени работы). Как результат, по данным S.M.A.R.T. такой диск быстро изменит статус на «Bad».

Так вот, в стандартной версии диска, APM имеет значение 128, в улучшенной – 254 (отключено). У вас закономерно должен возникнуть вопрос, а как вообще парковка головок экономит электроэнергию и ресурс батареи? Дело в том, что противоположный конец головки оснащен катушкой. При подаче «правильного» питания на катушку, она генерирует электромагнитное поле, что позволяет ей перемещаться между двух мощных постоянных магнитов (перемещая при этом противоположный конец).

Что интересно, значение APM можно изменить самостоятельно. При использовании в ноутбуках полностью отключать парковку не рекомендуется, т.к. ноутбук это переносной компьютер, а одна из возможностей APM – ­парковка головок, которая в свою очередь защищает поверхность диска от повреждений при перемещении ноутбука (тряска, сильные вибрации, удары, ускорение). В случае со стационарным ПК парковку во время работы можно отключать, или же установить значение 250-253. Не стоит бояться, что диск перестанет парковать вообще, при отключении как и ранее, будет выполняться парковка головок в безопасную зону.

Отключаем парковку головок при простое

Лично я, как и тысячи других людей, решил продлить срок службы диска и не переплачивать 12 у.е. за версию с отключенным APM.

С завода HTS721010A9E630_0J22423 идет с APM=128. Диапазон значений APM колеблется от 1 до 254. При установке значения ниже 128, диску будет разрешено останавливать шпиндель (двигатель). Для некоторых дисков отключение производится при значении APM=0 (0x00), но в случае с Travelstar 7K1000 такой возможности нет.

Итак, что нам потребуется?

    флеш-накопитель (USB);

  • Hitachi Feature Tools
  • HP USB Disk Storage Format Tool
  • MSDOS

Не спешите скачивать Hitachi Feature Tools с официального сайта HGST, там представлена старая версия FT 2.15 без поддержки новых дисков.

Вместо этого необходимо скачивать версию Hitachi Feature Tools v2.17b2, которая поддерживает новые диски Travelstar 5K500.B, 7K500, 5K750, 7K750, 5K1000, Z5K320, Z7K320, Z5K500, Z7K500 и наш 7K1000.

(cкачиваний: 1058)


Первым делом устанавливаем HP USB Disk Storage Format Tool из папки 1_HP_USB_Disk_Storage_Format_Tool . Для Windows 7 и выше, запускать утилиту HPUSBFW необходимо с правами администратора.

В меню утилиты выбираем свой флеш-накопитель (выпадающее меню Device), в качестве файловой системы (File system) необходимо указать FAT32, метка диска (Volume label) может быть любой, это не принципиально.

Далее для быстрого форматирования отмечаем опцию «Quick Format », чуть ниже также активируем «Create a DOS startup disk » (создать загрузочный диск с DOS) и переключаем радиобокс на пункт «using DOS system files located at », для которого указываем путь к папке 2_MSDOS из архива. Нажимаем Start, после чего необходимо подтвердить форматирования диска (все имеющиеся на диске данные будут уничтожены).




Дожидаемся завершения процедуры, после чего в корень накопителя копируем все файлы из папки 3_FT217b2 . Если у вас скрыты системные файлы, накопитель будет отображаться как пустой, но при копировании файлов у вас появится запрос о замене файлов (заменяем файлы).


Процесс создания загрузочной флешки завершен. Теперь необходимо с неё загрузится, на каждой системе делается это по-разному. На некоторых системах, для загрузки с диска необходимо менять параметры в BIOS (часто F2, Delete, F12), на других есть специальное меню (часто F12).

При запуске Hitachi Feature Tools потребуется несколько раз нажать любую клавишу. Система вас предупредит о том, что данная версия HFT является неофициальной и основана на официальной версии Hitachi Feature Tools 2.16 M2, выпущенной в 2011-м году. Также вы получите предупреждение о том, что FT217b2 предназначена исключительно для изменения параметра APM в новых дисках Travelstar (5K500.B, 7K500, 5K750, 7K750, 5K1000, Z5K320, Z7K320, Z5K500, Z7K500), не предназначена для изменения других параметров или изменения параметров в других моделях, которых нет в списке.

Как всегда, всё предоставляется «как есть» (as is), т.е. вы используете программу на свой страх и риск, ни разработчики, ни я не несем ответственности за возможные последствия, в том числе потерю данных и/или выход из строя жесткого диска. Перед изменением параметров обязательно копируйте данные (делайте бэкап).


После выбора диска из спика, необходимо зайти в верхнее меню «Features» и выбрать «Change Advanced Power Mode», либо нажать комбинацию Alt + P. В появившемся меню настраиваете параметр APM согласно своим предпочтениям.


Лично я установил значение 254. Изменения вносятся в прошивку диска, поэтому переустановка ОС или использование на другой аппаратной платформе никаким образом не влияет на установленный параметр. Это значит, что параметр для диска необходимо менять всего один раз, например, сразу после покупки. Если диск не определяется программой, значит ваш ПК на базе несовместимой системной логики Intel ICH9M, либо необходимо переключить SATA из AHCI в режим Native IDE. Диски, установленные во внешний карман определяться также не будут.


Ну и напоследок, новый маленький диск по скорости абсолютно не уступает предыдущим полноразмерным дискам. Удачных вам апгрейдов!

P.S. Дополнительно в настройках планов электропитания Windows можно запретить отключение диска («отключать диск при простое» – 0/нет).

Несмотря на относительно большой объем материалов по Mikrotik в этом блоге, он не перекрывает и десятой части основных возможностей применения RouterOS и Mikrotik для домашних и офисных целей.

Помимо изложенных материалов, настоятельно рекомендую ознакомиться с основами сетевых технологий (basic), в будущем это здорово упростит вам жизнь при работе с оборудованием Mikrotik или любого другого вендора. Кто внимательный, тот наверняка заметил, что в верхней части сайта размещен большой горизонтальный банер, в котором предлагается пройти аналог курса по MTCNA. Если вы новичок, перед тем, как приступать к изучению материалов, направленных на сдачу экзамена MTCNA, я бы порекомендовал изучить краткий курс по основам сетевых технологий от того же автора.

Если вы хоть раз использовали самоподписные сертификаты на Mikrotik (пункт #5), тогда точно сталкивались с тем, что современные браузеры откажутся принимать такой сертификат, выдавая ошибку.

В сети предприятия, такой сертификат все же лучше, чем его отсутствие. Сегодня мы поговорим о том, как установить полноценный сертификат для WebFig и/или HotSpot. Для того, чтобы браузеры «не ругались» на сертификат, он должен быть валидным, необходимо соблюсти ряд условий.


Не успели на рынке появиться первые решения с поддержкой стандарта 802.11ad, как вслед за ними Qualcomm представил чипы с поддержкой новейшего стандарта 802.11ay.

Как вы помните, в середине 2017-го нам стало известно о тесном сотрудничестве Qualcomm и Mikrotik при внедрении стандарта 802.11ad. Все эти полтора года в Mikrotik активно работали над совершенствованием своих решений 60 ГГц. Как видим, в этом направлении идет достаточно активная работа. Буквально на днях мне на глаза попался интересный пресс-релиз компании Qualcomm, в котором идет речь о выпуске чипов с поддержкой стандарта 802.11ay.


Не успели Mikrotik анонсировать Newsletter 86 , как уже представлен 87-й релиз. В то же время, анонсированный ранее PWR-Line AP еще даже не поступил в розницу, на этом фоне 87-й релиз вызывает некоторое негодование.

Как показывают предыдущие анонсы и отдельные темы на официальном форуме, в Mikrotik всерьёз занялись за выпуск решений с поддержкой скоростей 10 Гбит/сек. То ли в компании решили не отставать от Ubiquiti с их решениями XG, то ли рынок действительно подрос уже и готов к внедрению скоростей 10 Гбит.