Первое цветное телевидение. Как появились первые в мире телевизоры: эволюция от механики к электронным лучам. Появление телевизора в ссср

Ну, так на чем мы там.

Ага, мы спросили Жанну, как она сама думает, по какой причине в обществе столь сильны негативные настроения по отношению к цыганам? Почему они так не любят работать?

— Ну, понятное дело, по какой! Воруют, обманывают… Не знаю. Так уже исторически сложилось — если цыган, то что-то уже нечисто, верить нельзя. Когда цыгане кочевали, как они могли учиться, работать? Где еще было брать деньги, чтобы прокормить детей. Они и воровали ровно столько, сколько нужно было на еду. Богатыми же они не были никогда. А ты бы ребенку не украла?

— Обмануть — это стыдно или достойно?

— Обмануть не достойно, стыдно. Но за это ругаем только внутри семьи, старейшины, по привычке, наверное, за такие мелочи не ругают. Это еще долго вытравливать нужно. Просто другие от цыган в этом, по-моему, уже мало чем отличаются.

— А цыган может украсть у своих?

— Боже упаси! Его выгонят, накажут.

— Ну, а почему, все-таки, цыгане воруют? Почему не работают?

— ….
Мой дед рассказывал, как они попали в колхоз. Одно время создавали цыганские колхозы и всех кочевых ловили и заставляли работать. Эти хозяйства просуществовали года три. Ну, что за работники цыгане, когда вообще ничего не умеют делать? Максимум, кузнец мог хороший получиться из цыгана. И все. Оседлые же смогли и выучиться, и работу найти, и даже стать известными. Для этого нужно, чтобы не одно поколение прожило цивилизованно. Всегда как на дикарей смотрели. И в школах, и в садиках. Своих детей на расстоянии держали. А сейчас вот мои — лучшие в школе. У цыганских детей — гибкий ум, редко дураками рождаются. В крови уже с детства — думать, как изловчиться, прожить. Так же и у евреев, думаю, умных больше, чем дураков, они же тоже — малочисленная народность, а может, и нация вымирающая…

— Как они относятся к «ряженым» цыганам (театр, рестораны, обслуживание свадеб), по их мнению это все равно цыгане или уже нет?

— Нормально. Обычная работа, молодцы. Каждый зарабатывает, как умеет. Уважаем.

— Попросите рассказать о их вероисповедании.

— Мы православные. Но есть и иудеи, и мусульмане, знаю… наверное, с верой дела обстоят так же, как и у других. Ничего особенного. Атеистов цыган не знаю. Дети с малолетства ходят в церковь, знают молитвы. Просим Бога о том же, что и все люди, — здоровья родителям, детям и себе, и благополучия просим.

— Где их родина?
(Ну, об этом знает каждый цыган и на вопрос отвечает с гордостью. Вот и у Жанны загорелись глаза, как у красавицы -- главной героини какого-нибудь разноцветного индийского фильма).

— Мы из Индии. Наверное, потому и одежда такая разноцветная и веселая у цыган, и песни — танцы оттуда.

— Почему на поминках своих соплеменников радуются, танцуют, поют и сие «торжество» длится по 2−3 дня?

— Это встречается только у цыган некоторых племен на территории, знаю, Латвии и Литвы, Финляндии. Они объясняют это тем, что большой радостью является избавление от мучений земных и переселение в мир иной. Вот и радуются. Но все остальные цыгане их осуждают, не принимают этого и не понимают.

— Может ли цыган, предположим, московский, понять речь латвийского жителя цыганской национальности?

Ну, московский цыган латвийского поймет, хотя уже и тяжеловато. А, допустим, венгерских, румынских мы совсем не поймем. Они для нас — иностранцы. Сильно язык отличается уже. И законы, и обычаи.

— Существует ли мода на одежду? У нас молодые цыганочки давно уж в мини-юбках и в джинсах щеголяют.

В мини-юбках, может, только в Москве и можно. У нас только девочкам-подросткам все прощается. У нас не принято. Нельзя. И в брюках цыганку пока не увидишь.

— Имеет ли власть барон или это пережитки? Если возрастной ценз, получения звания барона или он передается по наследству?

Барон — да, это пережитки. Нет сейчас баронов. Были, когда кочевали. Да и то, силы такой уж большой, больше, чем совет старейшин, не имели. Просто заведовали кассой, назовем ее взаимопомощью.

Сейчас баронов нет, это сказки для русских. Есть глава цыганской диаспоры. Его, безусловно, все цыгане уважают и даже слушаются, но реально властью большой он не обладает. Он скорее — посредник между местными цыганами и местной властью.

А кассы нет, но взаимопомощь существует. Когда нужно помочь бедной семье (пожар, похороны и т. п.), складываемся, кто сколько может, и отдаем им.

— Расскажите о ваших планах на жизнь.

— Просто жить хорошо, детей вырастить, устроить в жизни. Вот и все планы.

— Есть ли хоть немного правды в сериале «Кармелита»?

— Такое же вранье, что и в других сериалах, нецыганских. Для русских фильм. Мы не смотрим мыльные оперы.

— Такой обычай: на второй день после родов переспать с мужем. Больно???

— Ужас какой! Ну, точно чудо-юдо. Не знаю такого. На второй день, вообще-то, роженица в роддоме … как это… зачем?

— Каким образом вам удается воздействовать на людей, заставить их отдать деньги, вещи, украшения?

— Ну, вообще-то, это правда, что цыгане часто и гадать умеют хорошо, и ясновидением занимаются, и даже гипнозом владеют. Но не все, далеко не все. Такие способности обычно передаются по наследству, таких людей очень мало. Может, одна из ста-двухсот цыганок умеет это делать. Конечно, цыган таких больше, чем, например, русских, но это же легко объяснить — цыгане этому учатся с детства и всю жизнь. Те, кто хочет этим заниматься. Если бы тебя учили с пеленок гадать, колдовать, и ты бы сейчас хорошей цыганкой стала! (смеется ).

— Правду ли говорят о том, что цыганки умеют предсказывать будущее?

— Некоторые умеют.

— Существует ли среди цыган равноправие женщин и мужчин? Может ли современная цыганка выйти замуж за нецыгана?
Как и у всех. Чем цивилизованнее семья, тем больше равноправия. У нас — равноправие.
Может и цыганка замуж выйти за кого хочет, и цыган жениться. Но жить придется по цыганским законам, соблюдать обычаи, обеспечивать семью. Редко мужчины русские этому соответствуют. Цыган, например, пьющих не бывает. А женщины русские очень легко вживаются в цыганскую семью. Мужья цыгане обычно хорошие. И отцы.

— Сколько местной молодёжи необходимо посадить на иглу, чтобы отгрохать себе трёхэтажный особняк?

(Вопрос не задавала. Не по адресу. Да и у меня дом больше в два раза, чем у моих цыган. Кстати, у них одноэтажный, из трех комнат. А на иглу я, например, для этого никого не сажала).

— Что вы думаете о криминализации цыган, о кланах, занимающихся вымогательством денег или наркобизнесом? Видите ли вы какое-то решение этой проблемы?

Увидев, что Жанна пришла в замешательство и заглядывает в гостиную, где сидит ее муж с детьми на полу перед телевизором, я предложила на сегодня на этой «веселой» ноте и закончить, тем более, что чайник давно уже свистел…

Зайду завтра для , пока мне не сказали вежливое The End… Осталось еще пара вопросиков, ответы на которые мне самой не придумать.

Мы уже не ходим в национальных одеждах. Во-вторых, мы забыли многие слова из цыганского словаря. И в
нашей речи уже присутствует русский язык. Ведь у нас нет школ или даже отдельных классов по изучению нашей истории, культуры, танца. На это, с одной стороны, нет денег, с другой - нет преподавательских кадров. Хотя всех детей в семьях учат двум языкам - русскому и цыганскому.

А в плане обрядовой стороны праздников?

Цыганские обряды не многим отличаются от русских. Единственное условие - девушка должна быть чистой. Это номер один,
и простыня показывается всем.

Это сохранилось до сих пор или это просто формальность?

Это сохранилось до сих пор и обязательно на каждой свадьбе. Только песни и танцы цыганские. Все без исключения цыгане
поют, особенно, когда выпьют. И еще у нас мужчины сидят отдельно, а женщины отдельно.

Мужчина есть мужчина, а женщина - это женщина. О чем ты можешь разговаривать за столом с женщинами? Ты с мужчинами
должен общаться. Дома для жены есть время.

Брак цыгана и нецыганки не приветствуется…

Растворение крови. Если такое происходит, она должна принять цыганские законы целиком и полностью и жить по цыганским
обычаям. Женщины у нас не ходят в брюках. Женщина не говорит, когда говорит мужчина. Когда к цыгану в гости приезжают цыгане,
женщина только подает угощение, она не имеет право сидеть за столом. Мужу она подчиняется душой и телом.

Женщина отлучается от общества, если она изменила. Чаще всего она уезжает в другой город, где ее не знают.

А как с женским образованием?

На нижайшем уровне. Если ребята сейчас начинают поступать в учебные заведения, то девочек совсем мало. Отношение примерно
один к девяти.

И вот ваша организация выступает за повышение уровня образования цыган с одной стороны, а с другой вы обязаны подчиняться
национальным законам, по которым женщина не может противоречить мужу…

Да, есть такой парадокс. Вот нам такая европейская организация Центр по защите прав цыган говорит: вы не имеете права
женить детей в пятнадцать-шестнадцать лет, это противоречит демократии. А как же мы не имеем права, если это входит в наши
законы? Что может решить девушка в шестнадцать-семнадцать лет? За кого ей выйти замуж, решают ее родители, и в 90 процентах
без ее согласия.

А зачем девушку так рано отдавать замуж?

Чем раньше это произойдет, тем лучше, тем быстрее она привыкнет. А когда ей 20-25, у нее уже сформированы какие-то
увлечения, которые могут завести не в ту сторону, мы от этого оберегаемся. Бывает, что молодые, которые полюбили друг
друга, убегают. Потом возвращаются, но что ж уже сделать - приходится их женить. Но это не приветствуется.

А детям, может, по каким-то правилам даются имена?

Нет, имена нам даются православные. Правда, лет 30-40 назад была мода называть детей как в индийских фильмах - Артуры,
Раджи. На самом деле я немного знаю цыганских имен - пять-шесть. Мерикла от слова «бусы», Патрина от слова «картина»,
мужские Забаро, Лачо, Гожо. Мы их сейчас редко применяем, потому что нет их в церковном словаре, чтобы крестить ребенка.

Чаще всего цыганский народ ассоциируется с гаданием…

Гадание - исконно народное цыганское занятие, несмотря на то, что по христианским законам узнавать будущее - это грех.
Секреты гадания передаются из поколения в поколение по женской линии. Это у нас в крови. И ведь в большинстве своем цыганки
угадывают многое. А насчет гадалок на улице… Женщин чаще всего подводит собственное любопытство и желание кого-нибудь
приворожить.

А какие черты характера Вы можете назвать национальными?

Номер один - цыган в доме хозяин. Из этого следует наша устойчивая семейная жизнь, и меньше от этого разводов. А в целом,
можно сказать, что цыгане - горячий народ.

«Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение », - говорил один из героев фильма «Москва слезам не верит». К большому счастью, его прогноз не оправдался. Люди до сих пор читают газеты и книги, ходят в кино и театры. Но часто смотрят телевидение.

Телевидению не принадлежит ни настоящее, ни будущее, вовсе нет. И вряд ли когда-нибудь так станет. Однако телевидение уже давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Да, теперь уже не в каждом доме можно встретить телевизор - многие предпочитают смотреть фильмы и программы при помощи Интернета. Однако это вовсе не означает, что развитие телевидения остановилось. Телекоммуникационные операторы отчаянно стараются продвигать новые технологии и улучшать уже существующую функциональность.

Если брать за точку отсчета 1931 год, когда в Москве начало свое вещание так называемое механическое телевидение, то история развития отечественного ТВ насчитывает уже более 80 лет. Мы решили больше не обходить стороной столь интересную тему. Сегодня мы расскажем о ключевых моментах становления телевидения в СССР.

Телебашня «Останкино» - символ нашего телевидения

О первых телевизионных технологиях

Однако прежде чем приступить к рассказу о первых советских телевизорах, необходимо заглянуть еще в более далекое прошлое - конец XIX века. В то время начали появляться изобретения, которые впоследствии и легли в основу первых телевизионных устройств.

Самой значимой из ранних разработок стала система немецкого студента-инженера Пауля Нипкова. В 1884 году он создал специальный механизм для сканирования и воспроизведения изображения, который получил название «диск Нипкова». Как же он был устроен?

Диск Нипкова представлял собой простой вращающийся диск, выполненный из любого непрозрачного материала (чаще всего в этой роли выступал обычный картон или даже плотная бумага, реже - алюминий) и имеющий определенное число отверстий, расположенных по спирали на равном угловом расстоянии друг от друга.

С помощью этого диска появилась возможность преобразовывать изображение в электрические импульсы. Для этого за диском устанавливался фотоэлемент, который оценивал яркость каждой точки изображения. Чувствительность фотоэлементов того времени была очень низка, поэтому иногда для улучшения качества изображения лица дикторов гримировали фиолетовой краской. На «принимающей стороне» телезрители смотрели через диск Нипкова на источник света - как правило, это была неоновая лампа. Ее яркость зависела от поступающих показаний фотоэлементов. В результате прокрутки диска Нипкова формировалось изображение. Кстати, в движение диск чаще всего приводил небольшой электромотор, однако некоторые предпочитали крутить диск вручную. Поскольку на диске могло быть лишь ограниченное число отверстий, разрешение полученной картинки, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Тогдашнее разрешение измерялось в количестве строк развертки, и их число редко превышало 30 штук. Вдобавок к столь маленькому разрешению размер изображения также был более чем скромным: по габаритам картинку можно было сравнить с почтовой маркой, поэтому зачастую перед диском устанавливалась увеличивающая линза.

Схематичное изображение принципа работы «диска Нипкова»

Роль диска Нипкова в развитии телевидения заключается в том, что в 30-х годах XX века он стал основой для так называемого механического телевидения. Отличительной чертой технологии было использование электромеханических устройств. В электронном телевидении, которое пришло на смену механическому лишь в 40-х годах, вместо «электромеханики» использовались электронно-лучевые трубки и полупроводниковые приборы. Несмотря на то, что диск Нипкова был запатентован в 1884 году, первая работоспособная телевизионная система была создана лишь спустя 40 лет. В 1924 году шотландский инженер Джон Бэрд представил устройство механического ТВ, способное передавать и отображать движущееся изображение. Вообще, США и Великобританию можно было назвать лидерами в сфере развития телевидения. А как же обстояли дела в Советском Союзе?

Русские ученые также внесли огромный вклад в развитие телевидения во всем мире, придумав множество интересных изобретений. Так, еще в 1900 году инженер-технолог Александр Полумордвинов предложил идею системы цветного телевидения, которая была основана на трехкомпонентной теории цвета. Чуть позже, в 1911 году, русский ученый Борис Розинг провел в Санкт-Петербурге первую публичную демонстрацию электронного воспроизведения телевизионного изображения. С помощью разработанной им системы удалось получить изображение, состоящее из четырех белых полос на темном фоне. За это ученый был награжден золотой медалью Русского технического общества. На протяжении следующих двадцати лет Розинг продолжал свою изобретательскую деятельность. В начале 20-х годов он провел серию опытов, которые еще раз подтвердили работоспособность его телевизионной системы. Кто знает, каких вершин смог бы достичь Розинг, если бы не репрессия учёного в 1931 году.

Борис Розинг

Первой в СССР системой, использующей диск Нипкова, стала разработка изобретателя и инженера-электрика Ованеса Адамяна. Появилась она в 1925 году - почти одновременно с аналогичным устройством Джона Бэрда. Главной особенностью системы Адамяна стало то, что его установка могла работать с цветным изображением.

Промежуточным итогом многочисленных советских разработок в области телевидения стала первая экспериментальная трансляция механического ТВ 1 мая 1931 года. Во время экспериментальной трансляции была передана всего лишь одна небольшая фотография. В течение нескольких следующих месяцев состоялись еще несколько тестовых трансляций, но ни одна из них пока что не поддерживала звуковое сопровождение.

В пробном режиме телевидение пробыло не так долго - и уже с 1 октября 1931 года начались регулярные передачи механического ТВ из Москвы в диапазоне средних волн. Вот что писала газета «Известия» по поводу запуска телевещания: «С 1 октября 1931 г. в Москве впервые в СССР, начинаются регулярные передачи движущихся изображений (телевидения) по радио. Передачи организованы Московским радиовещательным узлом НКПиТ под руководством ВЭИ и будут происходить через радиостанцию МОСПС (волна 379 м) ежедневно с 24.00 до 0.30 мин… »

А с 1934 года механическое телевидение получило поддержку звука. Так, первая звуковая передача малострочного телевидения состоялась 15 ноября 1934 года: транслировался эстрадный концерт, во время которого артист И.М. Москвин прочитал стихотворение А.П. Чехова «Злоумышленник». Во время концерта также выступили певица и балетная пара.

Что касается технической стороны, то первое время в Советском Союзе использовался немецкий стандарт механического телевидения, который предусматривал разложение на 30 строк и частоту 12,5 кадров в секунду. Соотношение сторон кадра составляло 4:3.

При этом изображение нужно было не только передавать: конечно же, зрителям были необходимы устройства для просмотра телепередач. Первым серийным советским телевизором стала модель Б-2, выпускаемая силами ленинградского завода имени Козицкого. Первый телевизор сошел с конвейера в 1933 году. Он представлял собой устройство, в основе которого лежал диск Нипкова. Диск изготавливался из плотной бумаги и был максимально облегчен для того, чтобы использовать простой маломощный мотор. Б-2 воспроизводил изображение размером 16x12 мм, но благодаря встроенной увеличивающей линзе картинка увеличивалась до 4х3 см.

Б-2 был совсем непохож на современные телевизоры

Корпус телевизора был полностью деревянным. На нем располагались три регулятора, которые отвечали за обороты мотора диска Нипкова, частоту импульсов синхронизации и их амплитуду. Сам телевизор имел не самые большие размеры - 230х216х160 мм.

Б-2 работал посредством подключения к обычному радиоприемнику. При этом он не умел воспроизводить звук - для приема звукового сопровождения требовалось наличие еще одного радиоприемника, настроенного на другую частоту.

Телевизор производился вплоть до 1936 года. За это время было выпущено около трех тысяч Б-2, причем небольшой процент от них составляли наборы для самостоятельной сборки. Стоимость телевизора составляла 235 рублей, что на то время было довольно большой суммой. Тем не менее, проблем с реализацией Б-2 не было, телевизоры быстро раскупались.

В середине 30-х годов началось активное развитие электронного телевидения. На смену электромеханическим системам постепенно пришли электронно-лучевые трубки. Конструкция первой отечественной электронно-лучевой трубки была предложена в 1933 году ученым Семеном Катаевым. А еще через три года инженеры П.В. Тимофеев и П.В. Шмаков получили свидетельство на электронно-лучевую трубку с переносом изображения. Патент по сути стал большим шагом в развитии телевидения.

П.В. Тимофеев (слева) внес большой вклад в развитие электронного телевидения

Успехи телевидения потребовали определенной упорядоченности своей работы, поэтому в 1938 году в Москве и Ленинграде были созданы первые телевизионные центры. Это также позволило повысить качество передаваемой картинки. Так, разрешение изображения в Москве составляло 343 строки, а в Ленинграде - 240. Вместе с разрешением увеличилось частота кадров - теперь она составляла 25 кадров в секунду вместо прежних 12,5.

В том же 1938 году начался серийный выпуск консольных приемников на 343 строки под названием ТК-1, которые пришли на смену модели Б-2. ТК-1 производился на мощностях все того же ленинградского завода имени Козицкого, однако он был не собственной разработкой и выпускался по лицензии американской компании RCA. Так же, как и корпус Б-2, ТК-1 был полностью выполнен из дерева и предназначался для установки на пол. Особое внимание привлекало зеркало, установленное на верхней части корпуса. Оно было необходимо для просмотра изображения, поскольку сам экран «смотрел вверх». Такое расположение экрана было вынужденной мерой: производитель стремился увеличить размеры отображаемой картинки (у ТК-1 они равнялись 14х18 см), а это, в свою очередь, привело к тому, что кинескоп телевизора получился очень длинным. Его пришлось поместить в корпус вертикально, а для просмотра использовать зеркало.

Телевизор ТК-1 и его знаменитое зеркало

Конструкция ТК-1 в целом была намного сложнее, чем у Б-2. Внутри телевизора располагались 33 радиолампы, а чтобы его правильно настроить, требовались определенные навыки. По этой причине ТК-1 чаще всего обслуживались инженерами телецентров.

Окончательный переход от механического телевидения к электронному ознаменовало создание нового телецентра на улице Шаболовке. В марте 1939 года с его помощью было налажено регулярное телевещание. Первой телепередачей нового центра стал документальный фильм об открытии XVIII съезда Всесоюзной коммунистической партии большевиков. В дальнейшем вещание осуществлялось четыре раза в неделю по два часа. Однако в 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны телевидение было отключено. Трансляции возобновились лишь в 1945 году.

Развитие телевидения в послевоенное время

Советский Союз стал первой страной, которая возобновила телевещание в послевоенное время. Телецентр на Шаболовке заработал в тестовом режиме уже 7 мая 1945 года, а регулярные трансляции телепередач начались 15 декабря того же года.

Стоит отметить, что в СССР очень серьезно относились к развитию телевидения - даже в трудное послевоенное время. Например, телевизионные центры упоминались в Законе «О плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на период 1946–1950 гг.», который был утвержден Верховным Советом СССР в марте 1946 года. В частности, там говорилось: «Восстановить и технически переоборудовать Телевизионный центр в Москве и построить новые телевизионные центры в Ленинграде, Киеве, Свердловске… » Помимо этого, в том же 1946 году был утвержден новый стандарт телевизионного разложения с разрешением 625 строк, который значительно улучшил качество передаваемого изображения.

Первым телевизором, поддерживающим новый стандарт, стал Москвич-Т1. Он был выпущен в 1946 году. Конструкция телевизора включала в себя встроенный УКВ-ЧМ приемник, который позволял принимать радиовещательные программы с частотной модуляцией. Также он имел гнездо для подключения адаптера для проигрывания граммофонных пластинок. Тем не менее, Москвич-Т1 так и не прижился в советских домах. Причина этого кроется в очень высокой стоимости телевизора, а также его ненадежности. Например, кинескоп выходил из строя уже через 4-5 месяцев после начала эксплуатации. Производство телевизора было свернуто в начале 1949 года.

Телевизор Москвич-Т1

В том же году на смену Москвичу-Т1 пришел знаменитый КВН-49. Производился телевизор силами Александровского завода, а несколько позже выпуск был налажен на многих других советских заводах, расположенных в разных уголках страны. В сравнении с Москвичом-Т1 конструкция КВН-49 была намного проще: в нем использовались всего 16 радиоламп. КВН-49 был рассчитан на прием трех ТВ-каналов. Размеры экрана телевизора составляли скромные 105х140 мм, поэтому для увеличения изображения выпускалась отдельная приставная увеличительная стеклянная линза, которая наполнялась дистиллированной водой и устанавливалась перед экраном. Как и в случае с Москвичом-Т1, главным недостатком КВН-49 стала его «ломучесть». Подавляющее большинство выпущенных телевизоров были отремонтированы в гарантийный период, в связи с чем в простонародье аббревиатуру КВН начали расшифровывать как «Купил-Включил-Не работает». Также телевизор «отличался» низким качеством звука. Тем не менее, это не помешало телевизору стать поистине народным. Поговаривают, КВН-49 был и у Иосифа Виссарионовича Сталина.

Телевизор КВН-49

Что касается телевещания, то 22 марта 1951 года была создана Центральная студия телевидения. Программа не имела четко выраженной тематики. По ней транслировались новостные передачи, музыкальные программы, кинофильмы и мультфильмы студии «Союзмультфильм». Первое время программа транслировалась лишь несколько раз в неделю, но с 1 января 1955 года она была переведена в режим ежедневного вещания. Вторая московская программа вышла в эфир в феврале 1956 года.

Вообще на середину 50-х годов пришелся «бум» развития советского телевидения. Если в 1953 году работали всего лишь 3 телецентра, то к 1960 году их уже насчитывалось около 100, причем в это число входили лишь крупные телевизионные станции. Кроме них, по всей стране располагались около 170 ретрансляционных станций малой мощности. Чуть забегая вперед, нужно отметить, что к 1970 году количество мощных телевизионных станций составляло 300 штук, а число малых и вовсе перевалило за тысячу.

Центральная студия телевидения

Также в 50-х годах были проведены первые опыты по внедрению цветного телевидения. Тестирование проводилось с применением телеприемников «Радуга». По своей сути телевизор «Радуга» был черно-белым. Добавление цвета осуществлялось механически с помощью светофильтров красного, синего и зеленого цветов, объединенных на диске с электромотором, который устанавливался перед экраном внутри телевизора. В Москве были организованы специальные просмотры для демонстрации возможностей цветного телевидения.

Телевизор «Рекорд»

К 1957 году количество телевизоров в СССР превысило отметку в 1 млн. Набирали популярность такие устройства, как «Рекорд» и «Старт». Первый сменил на конвейере устаревший КВН-49. В отличие от своего предшественника, он мог принимать уже 5 каналов. Кстати, телевизор удостоился «Большой золотой медали» на международной выставке в Брюсселе. По статистике, к середине 60-х годов каждый пятый телевизор в советских домах был именно «Рекорд». Стоит сказать, что ассортимент телевизоров возрастал с каждым годом. В продаже появились модели «Рубин» и «Темп», отличительной особенностью которых стал размер экрана по диагонали 43 см. К примеру, размер диагонали в «Рекорде» составлял лишь 35 см. Иногда в продажу поступали и телевизоры «Янтарь» с 53-сантиметровой диагональю. Все модели пока что оставались черно-белыми.

Телевидение в 1960-1980-х годах

В 1957 году вышло постановление Совета Министров СССР по вопросам цветного телевидения. В нем поручалось запустить опытное вещание уже в 1958 году, однако тестирование немного затянулось. В итоге только в 1960 году состоялась первая передача цветного телевидения с опытной станции Ленинградского электротехнического института связи.

На протяжении следующих нескольких лет испытывались многие системы цветного телевидения. Как итог, в 1965 году между СССР и Францией было подписано соглашении о сотрудничестве в области цветного телевидения на основе системы SECAM (фр. Sequentiel couleur avec memoire - последовательный цвет с памятью). SECAM была разработана во Франции еще в конце 50-х годов. А после подписания соглашения о сотрудничестве совместными усилиями французских и советских инженеров она была модифицирована и впоследствии стала первым европейским стандартом цветного телевидения. Первые цветные трансляции в СССР начались в октябре 1967 года.

Когда в России СССР появились первые телевизоры?

  1. Регулярное телевещание в России (СССР) началось 10 марта 1939 года.

    Первый советский телевизор (приставка - собственного громкоговорителя телевизор не имел и подключался к радиовещательному приемнику) по системе с диском Нипкова был создан на ленинградском заводе Коминтерн (ныне завод им. Козицкого) в апреле 1932 года. Это была марка Б-2, с размером экрана 3x4 см. В 1933-1936 гг. завод выпустил около 3 тыс. этих телевизоров. В 1938 году завод Коминтерн выпустил телевизоры ТК-1, это была сложная модель на 33 радиолампах и изготавливался он по американской лицензии и с использованием их документации. К концу года было выпущено около 200 телевизоров. К началу Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 шт. Примерно столько же было изготовлено телевизоров модели ВРК (Всесоюзный радиокомитет) .

    Работы же по созданию упрощенного телепримника, рассчитанного на массового потребителя, велась на другом ленинградском предприятии - заводе Радист (именно на него пришли ведущие специалисты из ВНИИТа и с завода им. Козицкого) . И в 1940 году в лабораториях Радиста был создан серийный настольный телевизор 17ТН-1 с экраном диаметром 17 см. До войны завод успел выпустить не более 2 тыс. телевизоров этой марки. Перед войной Александровский завод выпустил первый советский телевизор, который по качеству превосходил американские RCA - АТП-1. Но по-настоящему первым советским телевизором считается КВН-49, его смотрел даже Сталин. Стоили первые телевизоры более 900 рублей (несколько месячных зарплат) .

    Московский телевизионный завод (ныне Рубин) , был создан в 1951 году, а выпустил первые телевизоры Север в 1953 г. Александровский радиозавод Рекорд начал производить телевизоры с 1957 года. Поскольку послевоенный парк телевизоров в СССР был невелик, то в 1951-55 гг. была предпринята попытка создания системы последовательного цветного телевидения (имеющей некоторые преимущества, но несовместимой с чрно-белой, а потому ранее отвергнутой в Америке) . Был выбран стандарт 525 строк при 50 кадрах (25 полей) в секунду, в передающей камере перед трубкой вращался диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращался перед экраном кинескопа в телевизоре (при красных светофильтрах передавались красные детали изображения, при зеленом - зеленые, при синем - синие) . Велось опытное вещание с Опытной станции цветного телевидения, ОСЦТ-1. На ленинградском заводе им. Козицкого было выпущено несколько сот цветных телевизоров Радуга с кинескопом диаметром 18 см (с повышенной яркостью - чтобы компенсировать потери света в светофильтрах).

  2. В 1950-х годах телепримники "КВН"
  3. В начале 60-х годов прошлого века
  4. У нас в доме телевизор появился в 1954 году - это был первый телевизор на нашей улице! Передачи шли 2 раза в неделю по 3-4 часа! Набивалась полная комната народу, смотрели через окна!
    Марка телевизора "Ленинград-Т2".
  5. Первый массовый отечественный телевизор КВН-49 gt;
    Одним из первых массовых серийных советских телевизоров была модель КВН-49. Телевизор был разработан на Александровском радиозаводе ещ в 1947 году, однако серийно стал выпускаться с весны 1949 года. Название КВН произошло от первых букв фамилий разработчиков: Кенигсона В. К. , Варшавского Н. М. и Николаевского И. А. , а 49 это год начала выпуска.
    Аппарат предназначен для прима программ телевизионных центров, работающих в 1, 2 и 3-м телевизионных каналах. Он оформлен в деревянном полированном ящике, с габаритами 380#215;450 #215; 490 мм. Его масса 29 кг. Питается от электросети 110, 127 или 220 Вт. При окончании передач ТВ автоматически отключался от сети.

    Для увеличения изображения на экране использовали специальные линзы с глицерином или же перезаправляемые водой. Размер изображения на экране при этом визуально увеличивался, но угол обзора из-за искажений был ограничен. ТВ КВН-49 практически одновременно производили несколько заводов центральной части страны. Это были Александровский, Воронежский, Ленинградский и Бакинский заводы. Воронежский радиозавод Электросигнал выпускал ТВ КВН-49 сразу вместе с увеличительной линзой на глицерине. Всего телевизоров под маркой КВН-49 включая и все его модификации всеми выпускающими заводами Советского Союза было произведено около одного миллиона 300 тысяч штук.

    Телевизор КВН-49 был тщательно испытан и принят для крупносерийного производства Межведомственной комиссией во главе с главным инженером МТЦ С. В. Новаковским. В 1949 г. к его массовому выпуску приступил Александровский радиозавод (АРЗ, Владимирская обл.) под руководством директора завода М. М. Жулева. Телевизор КВН-49 представлял собой приемник прямого усиления и был предназначен для приема ТВ программ по трем радиоканалам: 48,5...56,5 МГц (волны 6,15...5,31 м) ; 58,0...66,0 МГц (волны 5,17...4,55 м) и 76,0...84,0 МГц (волны 3,95...3,57 м) .

    В телевизоре использовался кинескоп 18ЛК1Б с круглым экраном без ионной ловушки; фокусировка и отклонение электронного луча осуществлялись магнитными полями. Фокусирующе-отклоняющая система (ФОС) состояла из трех катушек (строчных, кадровых, фокусирующей) . Размер изображения на экране кинескопа составлял 105х140 мм, формат кадра 4:3. Выходная звуковая мощность равнялась 1 Вт. Для увеличения размеров изображения завод выпускал отдельную приставную увеличительную пластмассовую линзу, наполненную дистиллированной водой. Потребляемая телевизором от сети мощность составляла 220 Вт. Габариты телевизора 380х490х400 мм, масса - 29 кг.

    Схема телевизора состояла из тракта обработки сигнала (из четырех каскадов УВЧ на лампах 6Ж4, видеодетектора (6Х6С) , двух каскадов видеоусилителя (6Ж4 и 6П9), каскада восстановления постоянной составляющей видеосигнала (6Х6С) , амплитудного селектора (6Н8С) , усилителя и ограничителя синхроимпульсов (6Н8С)) ; генератора строчной развертки (задающий генератор (6Н8С) , разрядная лампа (6Н8С) , выходной каскад (Г-807), демпфер (6Н7С) , высоковольтный выпрямитель (1Ц1С)) ; генератора кадровой развертки (задающий генератор (6Н8С) и выходной каскад (6Н8С)) ; звукового тракта (усилитель и амплитудный ограничитель (6Ж8), частотный детектор (6Х6С) , усилитель низкой частоты (6П9))

  6. С середины 50-х появились в некоторых семьях смешные телевизорики "КВН"
  7. начиная с 1961 года где то массово
  8. В середине 50 -ых годов прошлого века у партийной элиты, спекулянтов и т. д. В начале 60-ых стали появлятся у простых граждан, кто хорошо зарабатывал

Кажется, что телевизоры существуют целую вечность. Когда появились первые цветные ТВ-устройства, передовые стандарты передачи сигнала и цветное вещание — вы узнаете обо всем из нашей статьи.

Долгий путь: сколько лет цветному телевизору?

История развития телевидения началась в XIX веке и в ней пока рано ставить точку.

В 1884 году Пауль Нипков запатентовал «Электрический телескоп» ­ один из первых в мире. Цветная пленка известна с 1896 года.

В 1938 году Вернер Флехзиг запатентовал принцип работы цветного кинескопа, а метод передачи цветного изображения был разработан Гильермо Гонсалесом Камареной в 1940 году.

В европейских кинотеатрах цветные фильмы появились в 1941 , первыми из них были «Женщины все же лучшие дипломаты» и фильм Ганса Альбера «Мюнхгаузен».

В 1953 году в США был расширен стандарт NTSC для черно-белого телевещания — он получил возможность передачи цвета, а именно в «яркость» была добавлена «цветность».


30 августа 1953 года канал NBC впервые в истории в тестовом режиме показал цветную передачу «Кукла, Фрэн и Олли» («Kukla, Fran and Ollie») через стандарт NTSC. Первой полноценной цветной передачей стала опера «Кармен», показанная 31 октября 1953 года.

Только в 1962 году был запатентован европейский стандарт PAL, который стали использовать с 1967 года. В нем применяется модель передачи цветов YUV, где Y ­ — это яркость, которую могут воспроизводить в том числе черно-белые , а UV ­ — сигналы цвета.

В 1956 году началось развитие французского стандарта SECAM, который дебютировал в начале 1960 -х годов.

Разработка многих стандартов не была результатом отсутствия научных связей между государствами, а стала частью политики: Франция хотела защитить себя от импорта во всех сферах и развивать свой собственный культурный ландшафт. А в Советском Союзе была введена альтернативная система SECAM, лишь условно совместимая с французской, чтобы свести к минимуму политическое и техническое влияние со стороны Запада.

Когда цветные телевизоры появились в наших домах?


Модель «Рубин-401»

В СССР цветные телевизоры поступили в серийное производство в 1967 году – это были легендарные «Рубин-401» и «Рубин-714». 7 ноября 1967 года на советском телевидении показали первую цветную передачу — парад на Красной Площади в Москве . Массовое распространение цветные модели получили только к концу 1990-х.

Пик продаж цветных телевизоров в Европе пришелся на Олимпийские Игры 1972 года и Чемпионат мира по футболу 1974 года. К этому времени около 90% всех телевизионных передач были в цвете, а примерно у пятидесяти процентов европейских семей был дома цветной телевизор.

Введение цветного телевещания было субсидировано GEZ (Центральная служба по взысканию сбора за пользование теле- и радиоканалами).

История развития цветного телевидения вовсе не закончилась, ведь в природе существует больше цветов, чем может показать современный телевизор. Некоторые устройства и форматы расширяют отображаемое . Самые актуальные тенденции развития на рынке телевизионной техники: передача картинки с более высоким разрешением (4K и 8K) и звука с эффектом полного присутствия (Auro-3D, Dolby Atmos, Higher-Order Ambisonics, или NHK 22.2).

Другие направления развития: «умное» телевидение с приложениями ­ Smart TV, IPTV, интерактивное телевидение (iTV), Pay-per-View (Система платных телетрансляций) и Video on Demand (Видео по запросу). Однако производители ТВ-устройств не собираются останавливаться, и это замечательно.