Почему постиндустриальное общество называют информационным. Постиндустриальное и информационное общество

Стратегия развития предполагает некий позитивный образ будущего. Знакомство с моделями будущего, к которым стремятся все быстро развивающиеся общества, показывает, что эти модели во многом схожи. Они имеют ряд общих принципиально важных параметров. Все быстро развивающиеся общества гарантируют своим членам по крайней мере следующее: возможность достижения высокого благосостояния; гарантию для каждого свободы и прав человека; социальную защиту, доступность образования (профессиональной подготовки); наработку интеллектуального и технологического потенциала, обеспечивающего дальнейшее экономическое движение; экологически здоровую среду обитания.

Все такие общества называют открытыми, а в технократическом смысле – постиндустриальными или информационными. Богатство Запада обеспечивается ныне не только частной собственностью, капиталом, рынком, но и их соединением с колоссальными ресурсами самых разнообразных и общедоступных знаний, с информационными технологиями. Такое соединение дает постиндустриальное (информационное) общество. Ее основными характеристиками являются следующие:

Открытость информации и доступ к ней для любого нуждающегося в любое время и в любом месте;

Наличие технологических систем, гарантирующих эту открытость;

Наличие национального интеллектуального потенциала;

Автоматизация, роботизация и технологизация любых систем в любой области деятельности;

Подключенность к мировым информационным каналам.

Современная информационная революция связана с изобретением интеллектуальных технологий, основанных на гигантских скоростях обработки информации. Она дает колоссальное (в миллионы, миллиарды раз) увеличение циркулирующей в обществе информации, что позволяет эффективно решать экономические, социальные, культурные, политические и другие проблемы.

Однако именно по этим технологиям Россия сегодня катастрофически отстает от ведущих стран Запада, и в первую очередь США. При всех наших невзгодах самый страшный дефицит – это дефицит информации. Наше общество – общество чудовищной неинформированности, что и предопределяет его отсталость. Поэтому нашей прагматической целью должно быть построение постиндустриального (информационного) общества – общества высоких технологий или общества, основанного на знаниях («экономики знаний»). Это, разумеется, не самоцель, а средство: современные информационные технологии в условиях эффективного открытого общества открывают доступ практически ко всем материальным и духовным благам подавляющему большинству населения, умножают интеллектуальный ресурс, а следовательно, и все другие ресурсы, способствуя развитию. Постиндустриальное (информационное) общество – средство достижения общенационального благополучия, понимаемое как достаток, комфорт, духовное и интеллектуальное богатство, психическое и телесное здоровье, свобода, справедливость, защищенность.

Конечно, рывок к информационному обществу, в котором большинство трудоспособного населения занято в сфере услуг и информации, наиболее развитые страны Запада Япония начали в несопоставимо более благоприятных условиях, чем Россия. И промышленность была более развитой, и население более квалифицированным, и обвального финансового и производственного кризиса к началу рывка там не было. И все же структурная перестройка в нашей экономике и социальной сфере происходит. Парадоксально, но факт: именно в период обвала прежних политических тоталитарных механизмов и экономических структур и формирования открытого общества, новых форм собственности зарождаются глубинные процессы, ведущие нас к принципиально новому этапу в нашем цивилизационном развитии – к постиндустриальному (информационному) обществу. Эта реорганизация, происходящая на базе хотя и отсталого, но все же мощного урбанистического и промышленного общества, ведет нас (пока стихийно) в объективно правильном направлении. Чем скорее Россия выработает свою собственную модель современного общества, способного синтезировать наши национальные традиции, культуру с достижениями высоких технологий, науки и рыночной экономики, тем легче ей будет выйти из непомерно затянувшегося кризиса.

Без информационных технологий нельзя поднять экономику, повысить уровень образования и квалификацию населения, создать современную кредитно-финансовую систему, наладить рациональное управление общественными процессами, равно как и улучшить быт граждан. В конечном счете, национальные, социальные и политические и иные конфликты и кризисы, неизбежно сопровождающие любую крупную историческую реформу, любой цивилизационный сдвиг, протекают легче и завершаются скорее, если в обществе выше уровень благополучия, образования, культуры и информированности. Вот почему модель постиндустриального общества как некоего общего исторического и социального образа будущего России, и притом не отдаленного, – совсем не фантазия. Скорее, это насущная необходимость, к сожалению, еще не понятая и не прочувствованной нашими интеллектуальными и административными элитами.

США и Япония вполне соответствуют критериям информационного общества. Так, в США около 80 процентов трудящихся заняты в сфере услуг и производства информации. 17 процентов – в сфере промышленного производства и около трех процентов – в сельском хозяйстве. При высочайшем технологическом оснащении и рациональной организации производства и управления эти 20 процентов трудящихся способны обеспечить всему населению один из самых высоких уровней потребления на планете. В модели общественного устройства, к которой следовало бы стремиться России, следует соединить такие элементы, как защита прав человека, равные возможности для самореализации, инициатива и предприимчивость в сочетании с социальной защитой тех, кто не может о себе позаботиться. Это должно быть общество высоких технологий, но вместе с тем и общество, где робот будет служить человеку, а не порабощать его. Это должно быть общество информационное, построенное на знаниях, общество высокой культуры, считающее достоинство человека величайшей ценностью. В таком обществе принципы нравственности должны дополняться высоким профессиональным уровнем специалистов, а экономическое, материальное благополучие должно создавать оптимальные условия для духовно-культурного многообразия, обеспечивать самореализацию каждого человека. Такому обществу соответствуют по крайней мере четыре идеала: идеал экологического благополучия; идеал стабилизации; идеал «демократии участия»; идеал технологической республики как средства развития.

С окончанием «холодной войны» в России и в других странах происходит отток финансовых средств и кадров из сферы «чистой науки» в различные области прикладного знания и прежде всего в компьютеризацию и информатику, а также банковско-финансовую деятельность. Развивается «наука корпораций», поле исследований которой носит достаточно конъюнктурный и закрытый характер.

В этих условиях особое значение приобретает огромный научный и научно-технический потенциал ряда стран, который был аккумулирован в течение ХХ века. И, прежде всего тех стран, которые сумели создать самостоятельное, динамичное научное сообщество, реализовать в промышленных масштабах высокотехнологичное производство. К числу членов данного элитарного клуба относится и Россия, для которой открываются реальные перспективы интеграции в мировое инновационное экономическое пространство и, соответственно, шансы на полнокровное участие в создании и перераспределении базового товара, товара пользующегося все большим спросом на мировом рынке, – знаний и технологий. Основа этого направления деятельности – не столько финансовый, сколько творческий, человеческий капитал, которым Россия (несмотря на интенсивную внешнюю и «внутреннюю» эмиграцию десятков тысяч ученых и специалистов) все еще располагает.

Что же касается финансовых инвестиций, то и они уже сделаны и в данном случае присутствуют, пусть и в неявной форме, в виде определенного наследства. И к тому же весьма масштабного, приобретающего в свете актуальных тенденций развития мировой экономики повышенную ценность. Это созданная в стране общая и специальная системы образования. Это многочисленные квалифицированные научные, инженерные и рабочие кадры (до сих пор обеспечивающие преимущество в ряде оборонных проектов). Это острова высокотехнологичного производства и его инфраструктуры. Это налаженное производство передовых технологий и разработок. Это значительный интеллектуально-инновационный потенциал общества. В общем, все то, что кардинально отличает российскую экономику от сырьевых государств Юга и является ее специфическим колоссальным ресурсом.

В России ХХ века практически все эти преимущества были сконцентрированы в системе военно-промышленного комплекса. Отсюда насущная задача – рационально выстроить новую конфигурацию экономики и, в частности, провести трансформацию ВПК в научно-технологический комплекс, наладить устойчивое производство инновационного ресурса и разумно организовать экспорт научных достижений и технологий, а также отдельных, избранных категорий наукоемкой продукции. Новейшие парадигмы развития России должны выстраиваться в контексте долговременного глобального развития при опоре на глубинные характеристики национального сознания. В этом контексте наиболее ценными достижениями постиндустриальной модели являются ее информационная и инновационная составляющие, полностью соответствующие этим характеристикам.

Вопрос 01. Определите содержание понятия «информационное общество». Почему его называют также «постиндустриальным»?

Ответ. По мысли его теоретиков, информационное общество – следующая стадия развития после индустриального, потому другое его название – постиндустриальное. Это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.

Вопрос 02. Что такое рынок знаний (информации)? Почему производство знаний стало выгодной сферой вложения капитала?

Ответ. В информационном обществе знания (прежде всего, новые технологии) становятся товаром (то есть имеют свою цену), более того – самым ценным товаром. А любой товар котируется на определённом рынке. Вложение в самый ценный товар выгодно. В данном случае такие вложения позволяют первому иметь доступ к новой технологии и получить сверхприбыль, пока технология не стала общедоступной.

Вопрос 03. Почему в обществе, достигшем информационной стадии развития, постоянно ускоряются темпы научно-технического прогресса?

Ответ. Каждая научно-техническая революция в ХХ веке есть в основном не отрицание предыдущих научных теорий, а резкое увеличение суммы знаний. Увеличение суммы знаний ведёт к ускорению темпов исследования и ускорению темпов накопления знаний. Вскоре, как говориться, количество переходит в качество: накопление знаний приводит к новой научно-технической революции.

Вопрос 04. Как возникновение Интернета повлияло на развитие мировой цивилизации, человека?

Ответ. Появление Интернета ведёт к постепенному возникновению единого информационного пространства (на сегодняшний день оно разделено по языкам, но уже не по государствам, границы которых не играют в Интернете практически никакой роли).

Вопрос 05. Охарактеризуйте процесс изменения социальной структуры общества развитых стран к концу XX в.

Ответ. В процессе перехода к информационному обществу уменьшается число бедняков, также как и число сверхбогатых людей. Большую часть общества начинает составлять так называемый средний класс. Бедняки и даже бездомные присутствуют в обществе, но их не столь значительное число, чтобы стать источником социальной напряжённости. В целом это общество, где удовлетворены базовые человеческие потребности подавляющего большинства его членов.

Вопрос 06. Раскройте понятие «средний класс». Какую роль он играет в общественно-политической жизни?

Ответ. Средний класс состоит из обеспеченных, имеющих больше необходимого минимума, но не живущих в роскоши людей. Обычно большая часть среднего класса работает в сфере обслуживания. В современных развитых государствам он составляет основной источник налоговых сборов, основной электорат, в целом является лицом общества.

«Кто владеет информацией, то владеет миром», - сегодня мы часто слышим эту фразу. В наши дни эта фраза все более популярная и все более четко показывает состояния общества с точки зрения социологии и экономики. А сказал бы кто-нибудь эту фразу лет так 100 назад, то тогда бы люди в лучшем случаи не поняли, о чем идет речь. А вообще лет 100 назад над человеком, который сказал бы такую фразу, стали бы смеяться, считать его ненормальным.

Действительно, если посмотреть на историю человечества с точки зрения социологии и экономии, то общество никогда не стояло на одном месте. Оно постоянно развивалось. Оно прошло этапы от первобытного строя до наших дней. Все мы из истории учили, как в первоначальные времена люди охотились на животных для того, чтобы добыть себе пищу. Сегодня же не только нет никаких племен, но нет даже лука со стрелами, которым когда-то охотились. Стрельба с лука стала только видом спорта, а сама охота, рыбалка вместо способа выживания стала способом развлечения или отдыха.

У истории развития общества есть несколько этапов. Разные ученые дают разную классификацию развития общества, но любой человек может четко определить этапы становления человечества общества.

Все помнят из истории, из каких самых примитивных видов труда начиналась история человечества. Потом была ручная обработка различных материалов. Потом было изобретение первых машин и автоматического оборудования, промышленный переворот, автоматизация всех технологий. И вот все дошло до наших времен. Что же сейчас за время?

Сейчас время информации, время знаний. Теперешнее общество называют постиндустриальным или информационным . Когда говорят словосочетание «информационное общество», то тогда более-менее понятно, о чем идет речь. Теперешний способ жизни - это способ, который базируется на знаниях человека, на той информации, которой он владеет. Сразу нужно сказать, что в нынешнем обществе той информации, которую дает человеку школа и университет, далеко недостаточно. Конечно, нельзя сказать, что школьные и университетские знания - это капля в море, это не так. Эти два вида знаний скорее похожи на несколько элементов в большом конструкторе. Вроде и небольшие элементы, но конструктор без них собрать сложнее (конечно, те знания, которые мы получаем в заведениях образования, являются очень важными, но эти знания - это лишь небольшой кусочек большого мира информации).

Чтобы держаться на плаву в нынешнем обществе, одним университетскими знаниями невозможно ограничиваться. Нужно постоянно пополнять свой информационный багаж. И это не только тот багаж, который дают заведения образования. Нельзя ограничиваться только одной теорией. Сегодня очень часто нужно быть проявлять креативность, показывать свои практические знания. Информация - это тот рычаг, который руководит сегодня миром (даже больше, чем деньги). Почему же сейчас информация так важна? Это можно понять только тогда, когда разобраться, почему нынешнее информационное общество еще называют постиндустриальным.

Формальная человеческая логика подсказывает, что если сейчас постиндустриальное общество, то перед ним было индустриальное. Это был тот период, когда автоматизация производства дополняла человеческий труд и делала его более эффективным и качественным. Хотя бы вспомнить времена Союза: тогда большинство граждан работало на различных фабриках, заводах. Вообще почти 80 % населения работало в промышленности, а на работе в сельском хозяйстве осталось только 10 % населения. Экономика же целиком контролировалась государством, а о приватизации не могло быть и речи. Основным приоритетом были переработка природных ресурсов.

В постиндустриальном обществе происходят кардинальные изменения по сравнению с индустриальным обществом. С появлением компьютерных технологий физический труд человека отходит на второй план, так как его заменяют электронные машины. Об этом ясно говорит статистика: только 20 % людей работает в сфере производства (вместо 80 % во время индустриализации). Большинство людей (примерно 70-75 процентов) работает в сфере услуг.

В теперешнем обществе очень важную роль играет человеческий фактор. Это и есть те знания, та информация, которой владеет человек. Именно человек управляет всеми механизмами в обществе. Именно человек с помощью информации, которой он владеет, руководит всем, чем только можно. Именно информация и знания сейчас ценятся, поскольку чтобы в чем-либо участвовать или чем-то управлять, нужно знать, как это делать. Если посмотреть на нынешнее состояние экономики, то уверенно можно сказать, что информация имеет огромное влияние на экономику. Ибо только тот, кто владеет информацией об экономике, может сказать, когда будет обвал акций, когда и при каких условиях будет рост цен и как этого избежать. Таких примеров можно рассказать много, но суть их всех сводится к одному: именно наши знания и информация влияют на нашу жизнь.

Информация - ключевое звено нашего общества. Поэтому нужно быть в курсе всего, что происходит, а также понимать, почему это происходит, что нужно сделать, чтобы от этого не пострадать. Нельзя полагаться только на один вид знаний или на информацию только одного направления. Нужно оглянуться вокруг и понять, что для того, чтобы достойно жить, нужно обладать всеми видами знаний.