Почему у кремля не работает навигатор. Почему Кремль во Внукове: Григорий Бакунов о московской беде GPS

Начиная с лета 2016 года владельцы устройств со встроенными GPS приемниками начали жаловаться на некорректное определение позиционирования в некоторых точках Москвы. Наиболее распространена и заметна эта проблема у пользователей Яндекс.Навигатора, поскольку с ним работают таксисты и просто водители. Впрочем, затронуты также все прочие картографические приложения, а также сервисы и игры, работа которых основана на геолокации. Проблема заключается в том, что после приближения к определенным местам города пользватель внезапно оказывается в аэропорту Внуково, а реже - в Домодедово. Такой сбой в работе геолокационных служб нельзя назвать критичным и блокирующим работу навигационных приложений, однако приятного все-таки мало. Чаще всего жалобы поступают на аномальное поведение смартфонов возле Кремля, реже у других важных государтсвенных учреждений. В конце концов, разобраться с этой проблемой и выстроить теории о возможных причинах решили директор по развитию технологий в Яндекс и ведущий подкаста «Радио-Т» Григорий Бакунов, известный под ником Bobuk, а также Дмитрий Дружбин, основатель компании The CLU.

«Аномалии эти возникают с июня и появляются без какой-либо системы» - начинает свой рассказ Григорий - «Есть простое объяснение: это спуфинг (попросту подмена) GPS». Чтобы проверить эту версию Григорий Бакунов отправился в центр Москвы к Кремлю, вооружившись несколькими разными GPS и GLONASS приемниками и анализатором частот. Красные области на картинке ниже - предполагаемая зона покрытия «ложным» сигналом, синие полосы - замеры на направление источника сигнала, а желтая звездочка - гипотеза о том, где же именно в момент замеров находился источник.

Григорий Бакунов (полный текст ):

Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.

Интересно то, что подмененный сигнал «пересылает» в центр аэропорта «Внуково». Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия - борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами, подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно. Другая теория - использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, «Внуково» - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.

Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого - иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.


Дмитрий Дружбин, в свою очередь, поделился мнением о проблеме после того, как во время обычной поездки по Хамовникам навигатор в очередной раз отправил его в московский аэропорт, в самый его центр. Дмитрий подтверждает, что проблема лежит вовсе не на уровне отдельных приложений. В момент сбоя само устройство и его операционная система уверены, что пользователь находится во Внуково или Домодедово. Можно подумать, что причина сбоя лежит в мобильных операторах, которые в рамках технологии Assisted GPS предоставляют устройствам список спутников, по которым должно осуществляется позиционирование. Однако понимание работы AGPS рушит эту теорию на корню - во многих мобильных устройствах для навигации используется сразу несколько различных технологий, к тому же при попадании «в аэропорт» отметка на карте находится строго в одном месте и не движется, что говорит об очень высокой точности и силе сигнала. Более правдоподобная версия заключается о том, что ФСБ подменяет сигнал GPS при помощи мощного передатчика, что согласуется с версией Григория Бакунова. Однако теорию «дефолтных значений» Дмитрий отвергает. Дело в том, что из разных районов Москвы (Росатом на Полянке, Академия генштаба в Хамовниках, Кремль) ложный сигнал отправляет пользователей не только во Внуково, но также в Домодедово.

Дмитрий Дружбин (

В середине октября в сети начали жаловаться на искажение сигналов GPS-навигаторов в Москве. Около Кремля гаджеты неправильно определяют местоположение и указывают, что это не Красная площадь, а аэропорт Внуково. Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов, известный в сети как блогер с ником Bobuk , провел собственный анализ ситуации и рассказал «Ленте.ру», кто и зачем подделывает GPS-сигналы, перенося москвичей, против их воли, в аэропорт.

Как все начиналось

С середины июля в Москве, в районе Кремля (и некоторых других), возникают аномалии, заставляющие все устройства с GPS думать, что они находятся в аэропорту Внуково. «Я решил разобраться, в чем дело. Ведь я постоянно езжу мимо Кремля: живу на Таганке, а работаю на "Парке культуры". И самая прямая дорога идет через Кремлевскую набережную», - говорит Бакунов.

«Эти аномалии с GPS совсем меня задолбали. И я положил в багажник несколько приборов, которые выклянчил у знакомых. Провел несколько экспериментов», - рассказывает он.

По словам блогера, когда он в очередной раз отправился на работу и обнаружил, что физически находится на Солянке, а GPS говорит: «вы во Внуково, здравствуйте», он нашел парковочное место, встал на сегвей и поехал снимать сигнал.

«Результаты моего исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к конкретному отрезку времени - с 9 утра до полудня. Кстати, три часа рассекать по городу на сегвее при температуре порядка двух градусов по Цельсию - то еще удовольствие», - отмечает Bobuk.

Следствие ведет Bobuk

В итоге блогер выяснил, что где-то внутри Кремля находится мощный передатчик. По его словам, именно этот аппарат имитирует работу GPS на частоте L1 (открытый для использования сигнал для GPS, передаваемый спутником - прим. «Ленты.ру» ).

«Что касается частот L2 и L5 (на три децибела мощнее гражданского сигнала, может использоваться в критических ситуациях, связанных с угрозой для жизни - прим. «Ленты.ру» ), то формально они считаются военными системами. По большому счету, обывателями используется L1, и именно на этой волне производится спуффинг. На L5, насколько я могу судить, даже никаких шумов нет. Скорее всего, в Кремле применяется уже готовая аппаратура, а готовой аппаратуре в качестве координат разработчиками указываются аэропорты, которые давно известны. Это одна из версий», - говорит Бакунов.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Вторая версия связана с тем, что аэропорт - это территория, над которой не летают дроны. И запрещено это не только на законодательном уровне. «Список координат аэропортов встроен во все без исключения серийно производящиеся квадрокоптеры. То есть, если вы попробуете запустить дрон в любом аэропорту мира, вам это не удастся - этим правилам следуют все производители беспилотников», - объясняет блогер.

Возможно, аппарат используется Кремлем для защиты от гражданских дронов. «Думаю, что причина здесь какая-то невинная, - считает Бакунов. - Это точно не защита от чего-то военного. Потому что военный GPS работает совершенно по-другому: на других частотах, и его, судя по всему, подделывать никто не собирается. Чисто гражданская история».

Кто виноват и что делать?

Как отмечает Бакунов, чтобы обмануть GPS на частоте L1, следует имитировать работу спутника, выдавая время и его положение в пространстве. Более того, сегодня даже есть готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. «Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - National Instruments . Их решение, на мой взгляд, самое целостное, - говорит Bobuk. - У них есть готовый комплекс, я его видел. Если порыться, можно найти у них на сайте. Довольно крупный. И он точно умеет подменять координаты. В России всего две-три компании занимаются подобными приборами».

«Пятно зашумления» простирается от Солянки до храма Христа Спасителя и от Охотного Ряда до Овчинниковской набережной.

По мнению блогера, в момент его расследования устройство находилось за стенами Кремля. Bobuk показал примерное место на карте. Однако, как выяснилось позже, аппарат, вероятно, установлен на машину и передвигается не только по территории Кремля. «У меня была точно такая же история, один в один, на Садовом кольце, в районе парка культуры (не метро, а именно парка). И я подумал, что, если сделать один такой автомобиль, то ничего не мешает сделать и десять. Они на самом деле недорогие: блоки от National Instruments стоят в районе 150 тысяч долларов. Это очень небольшая сумма для государства», - говорит Бокунов.

Сбои в работе GPS отмечаются не только в других районах Москвы, но и в других городах. «После того как я опубликовал тематическую заметку на Telergram-канале , мне посыпались сообщения, что такое происходило у метро «Динамо», и даже в Уфе тоже всех перебрасывало в аэропорт», - отмечает Bobuk.

На вопрос «Ленты.ру», что же делать, чтобы не страдать от проблем с навигацией и качества прогнозов пробок, блогер отвечает: «На Android можно отключить геолокацию, то есть непосредственно GPS. Тогда смартфон будет прокладывать маршрут с помощью сотовых вышек, Wi-Fi и прочего. Точность, конечно, не такая, как GPS, но выбирать не приходится. Для iOS такого способа я не нашел, потому что в Apple никто на такую ситуацию не рассчитывал».

Судя по всему, полностью избавиться от спуфинга GPS (подмена сигнала) не получится. Ведь в России беспилотники официально запрещены только в воздушных зонах аэропортов. А скажем, в США, в Калифорнии и Неваде, дронам запрещено летать над аэропортами, военными объектами и национальными парками (примерно над третью территорий обоих штатов). Как пояснил Бакунов, чтобы ознакомиться со списком подобных территорий, следует открыть карту No fly zone .

«Наверное, нам тоже можно было бы договориться, чтобы очертить зону Кремля, зону генштаба, зону еще чего-нибудь. Но если эта зона будет передвижной, то договориться - не вариант. Просто представьте себе, что требуется защита для кортежа, например. И что делать с беспилотниками? Запретить по всей Москве?» - резюмирует он.

О проблеме стало известно этим летом. Сначала на Красной площади и прилегающих территориях владельцам GPS-навигаторов показывало, что они находятся в аэропорту Домодедово, недавно навигаторы начали показывать аэропорт Внуково.

"Сегодняшнее утро я потратил на то, чтобы разобраться в странной и неприятной ситуации с GPS в Москве. В районе Кремля (и некоторых других) иногда возникают аномалии, которые заставляют все устройства с GPS думать, что они во Внуково. Аномалии эти возникают с июня и появляются без какой-либо системы. Есть простое объяснение: это спуфинг (попросту подмена) GPS. О гипотезах "зачем" мы поговорим чуть позднее. Дисклеймер: я не профессионал ни в GPS, ни в спуфинге, ни в журналистике, но я регулярно страдаю от сломанного сигнала GPS. Так как об этом все еще не написали профессионалы и мобильные аналитики, мне пришлось попытаться разобраться в происходящем самому.

Что я, собственно, сделал: я взял с собой несколько разных GPS и GLONASS приемников, анализатор частот и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра. Кстати, 3 часа рассекать по городу на сигвее при температуре порядка 2 градусов цельсия - то еще удовольствие.

Следующим постом будет картинка, на ней красные области - зона покрытия "ложным" сигналом (чем краснее - тем сильнее сигнал), синим - замеры на направление источника сигнала, а желтая звездочка - моя гипотеза о том, где же именно в момент замеров находился источник.

Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это "гражданский" диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Подробности о GPS читайте в Википедии.

Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. Скорее всего один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.

Обратите внимание, зона покрытия передатчика очень некруглая. Обычно это значит, что часть сигнала отражается и перекрывается зданиями вокруг. В силу этого "пятно зшумления" простирается от Солянки до ХХС и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Я также пытался понять более точное расположение источника сигнала. Очевидно, что это не спутник:) Точное расположение передатчика конечно же не было моей целью, но на картинке хорошо видно, где его можно поискать

Интересно то, что подмененный сигнал "пересылает" в центр аэропорта Внуково. Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия - борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно.

Другая теория - использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.

Еще одна загадка - почему подмена сигнала то включается, то выключается. Ответа у меня нет, единственное, что я могу придумать - систему еще только разрабатывают и внедряют. Или есть какие-то события, которые инициируют временное включение "глушилки".

Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого - иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.

В силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, и для разных устройств количество искажений разное. Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по wifi и триангуляции базовых станций. Но, безусловно, проблемы при навигации это создает всем. Страдают пользователи всех приложений с навигацией, страдает качество прогнозов и пробок. У всех поставщиков информации о заторах в районе Кремля регулярно образуется некоторая каша.

Что можно сделать, чтобы временно не страдать? Если у вас Андроид - выключить GPS. Если у вас iOS - смириться. Если у вас дрон от известных производителей - летать в других местах".

Аномалия, при которой устройства позиционируют себя во Внуково, начала возникать в июне 2016 года в районе Кремля и некоторых других местах, рассказал Бакунов. По его мнению, речь идет о спуфинге — подмене сигнала GPS.

«Сегодняшнее утро я потратил на то, чтобы разобраться в странной и неприятной ситуации с GPS в Москве. <…> Я взял с собой несколько разных GPS и GLONASS приемников, анализатор частот и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области — Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени — с 9 до 12 утра», — написал Бакунов.

«Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 — это "гражданский" диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации», — рассказал программист.

В зону, на которую распространяется ложный сигнал, входит район от Солянки и до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной. Бакунов опубликовал карту, на которой показал зону покрытия ложного сигнала (красный цвет), замеры на направление источника сигнала (синий цвет), а звездочкой отметил место, откуда, по его мнению, в момент замеров находился передатчик.

Программист выдвинул несколько теорий, почему ложный сигнал переадресует устройства во Внуково. По одной из них, так борются с видео-дронами, которым запрещены полеты над аэропортами. «Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно», — написал Бакунов.

«Другая теория — использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково — первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», — добавил он.

Из-за подмены сигнала GPS с проблемами сталкиваются пользователи многих приложений, использующих геолокацию. «У всех поставщиков информации о заторах в районе Кремля регулярно образуется некоторая каша», — добавил Бакунов.

В июне 2016 года с подменой сигнала GPS столкнулись многие участники Петербургского международного экономического форума, в том числе корреспондент «Сноба». В день, когда форум посетил президент России Владимир Путин, мобильные устройства позиционировали себя не на форуме, а на складе в отдаленном районе города.

Телепортация из Кремля во Внуково: почему GPS-навигация в центре Москвы работает со сбоями

Жители Москвы обратили внимание на сбои в работе GPS-навигации: при приближении к Кремлю некоторые устройства либо теряли связь со спутником, либо показывали, что их владельцы находятся в Московской области, преимущественно во Внуково. Странное поведение GPS вызывает трудности у водителей, клиентов такси, бегунов и фанатов игры Pokemon Go. В социальных сетях предполагают, что ответственные за охрану президента службы умышленно устраивают помехи возле Кремля. «Медуза» рассказывает, что известно о странных сбоях навигации.

Сбои GPS-навигации в центре Москвы начались летом 2016 года. Первые сообщения о неполадках появились в социальных сетях. Некоторые владельцы устройств сообщали о полном затухании сигнала, а другие говорили , что навигатор определяет их местоположение в нескольких десятках километров от реального - часто во Внуково или Домодедово. Как правило, GPS выходил из строя в окрестностях Кремля. Сбои продолжались от нескольких минут до нескольких часов в день. С тех пор на странную работу навигаторов жаловались достаточно часто. Например, участники Московского марафона, прошедшего 25 сентября 2016 года рассказывали , что у них «отрубился трекер».

Источник «Медузы» в крупной телекоммуникационной компании, анализировавший ситуацию с GPS, сообщил, что первые сбои были зафиксированы 22 июня 2016 года.

Вокруг Кремля второй раз за день не работает gps. Даже с выключенным wi-fi и сетью перекидывает во Внуково!
Как это? pic.twitter.com/QZi9dC7uKp

Сбои повторяются в среднем каждые десять дней. Об этом рассказал источник «Медузы» в телекоммуникационной компании. «Но бывает, что два дня подряд телепортирует. А бывает, что таких проблем не возникает долго - например, в августе был перерыв. „Телепорт“ обычно длится два-три часа, обычно во второй половине дня - в 15:00–16:00. Потом все восстанавливается», - рассказал собеседник «Медузы».

Он уточнил, что чаще всего сбои возникают в пределах Бульварного кольца (то есть не только в окрестностях Кремля), но в отдельные дни могут происходить и на юго-западных участках Третьего транспортного кольца (от пересечения с Варшавским шоссе до Шмитовского проезда). По словам источника, с техническими трудностями сталкиваются до 3% пользователей картографических сервисов.

Неполадки возникают и с GPS, и с ГЛОНАСС. Собеседник «Медузы» говорит, что сбои случается на самых разных моделях мобильных устройств. От системы навигации - GPS или ГЛОНАСС - тоже ничего не зависит.

Сбои навигации доставляют много разных неудобств. Люди, которые совершают пробежки в центре Москвы, жалуются, что из-за сбоев не могут отслеживать результаты своих занятий.

Вот так вблизи Кремля искажается сигнал GPS. А бежал вообще по набережным, сначала с одной стороны реки, потом - с другой.pic.twitter.com/jBdtpyO7Vi

Mamaev Alexander (@alxmamaev) July 14, 2016
Трудности в работе возникают и у водителей такси. «Вез вчера девушек с Таганки до Охотного за 199 р. Около Кремля глюканул GPS. Начал капать межгород. Оба гаджета считали, что мы во Внуково (!)», - пишет в твиттере один из таксистов.

В пресс-службе российского отделения такси-сервиса Uber «Медузе» сообщили, что компании известно об этих сбоях. «В случае такой ошибки клиент обращается в службу поддержки, которая делает ему пересчет. Проблема не носит массовый характер, никаких особых трудностей она нам не создала», - сообщила «Медузе» сотрудница пресс-службы Евгения Шипова. О причинах проблем с GPS Шипова не знает.

Лучше всего в сбоях разобрался директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов. 19 октября он рассказал в своем телеграм-канале, как попытался разобраться в причинах сбоев:

«Я взял с собой несколько разных GPS- и ГЛОНАСС-приемников, анализатор частот - и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра».



Григорий Бакунов
Программист предположил, что на территории Кремля находится источник радиоволн, который с помощью специальных программно-аппаратных комплексов имитирует работу спутника навигационных систем и отправляет сигналы на частотах, которые чаще всего используют бытовые навигаторы. Сделав замеры на направление источника сигнала (синие области на карте) в разных точках вокруг Кремля, Бакунов предположил, где конкретно может находиться «глушилка» (на карте обозначено звездой).

«Телепортация» во Внуково, по мнению Бакунова, связана с необходимостью задавать конкретные поддельные координаты, которые устройство будет сообщать навигатору: «Их можно ввести напрямую или выбрать из списка, который предлагает производитель. Так сложилось, что в списке для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», - пояснил Бакунов (Домодедово, очевидно, также находится в начале списка).

Самая популярная версия о причине сбоев - помехи спецслужб. Точного ответа на вопрос о том, из-за чего возле Кремля возникают трудности с навигацией, у нас нет. Многие считают, что службы вроде ФСО умышленно «глушат» GPS-навигацию - из соображений безопасности президента. Блогер Илья Варламов предположил, что это делается для того, чтобы пресечь полеты дронов с камерами над Кремлем: «Прямо за Петровской башней находится вертолетная площадка, которой регулярно пользуется Путин. Современные бытовые беспилотники без GPS обычно не летают. Кроме того, когда вы подойдете к Кремлю, то вас перекинет в Домодедово или Внуково. В большинстве современных дронов есть запрет на взлет около аэропортов, и он просто не взлетит в этой зоне».

Опрошенные «Медузой» специалисты по информационной безопасности отказались комментировать ситуацию. Один из них в разговоре с корреспондентом издания заявил: «Кто знает [в чем дело], тебе не скажет, а кто не знает - будет лапшу на уши вешать. И не надо поднимать этот вопрос». В пресс-службе Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе ГЛОНАСС также отказались дать оперативный комментарий. Связаться с пресс-службой ФСО «Медузе» не удалось.