Пользуемся Яндекс.Навигатором на Андроид. Как устроен «Яндекс.Навигатор

Яндекс.Карты — самая популярная, на сегодняшний день, русскоязычная поисково-информационная картографическая служба. Аудитория ресурса — около 20 миллионов пользователей, и она постоянно растет. Это неудивительно, ведь карты от Яндекса дополнены большим количеством удобных функций, таких как поиск по организациям, просмотр панорам улиц, изображений с веб-камер, мониторинг автодорожных заторов и др. Кроме того, сервис функционирует на 4 языках и регулярно (раз в две недели) обновляется разработчиками из Yandex. К сожалению, как и в любом другом приложении, в Яндекс.Карты встречаются ошибки, не позволяющие воспользоваться какими-либо элементами ресурса или им целиком. Потому предлагаю подробнее рассмотреть причины, по которым Яндекс.Карты не работают и попытаться исправить проблему.

Яндекс.Карты — самый популярный русскоязычный картографический сервис. С ним, как и любыми другими ресурсами, могут возникать проблемы, чаще всего, программного характера. В статье мы рассмотрим основные причины сбоя данного сервиса и способы решения данной проблемы.

Причины, по которым Яндекс.Карты не работают и способы устранения данной проблемы

Существует несколько причин, ввиду которых перестают работать карты от Yandex. Связаны они как с ошибками в самом браузере или плагине, так и со сбоями в работе видеокарты. Давайте рассмотрим причины отказа работы Яндекс.Карты подробнее:

  1. В используемом вами браузере отсутствует интеграция с сервисами Yandex. К сожалению, не все обозреватели могут работать с ресурсом Yandex Maps. Существует 5 веб-серферов, поддерживающих данный сервис: Google Chrome, Яндекс Браузер, Opera, Mozilla Firefox, Internet Explorer (версия 9 и выше).
  2. У вас дезактивированы JavaScript сценарии. Тут поможет их включение в настройках браузера.
  3. Проблемы с видеокартой. У некоторых пользователей сбои в работе данного сервиса могут появиться в результате некорректной работы видеокарты. Особенно высока вероятность актуальности данной причины в том случае, если у вас включено так называемое аппаратное ускорение, то есть выполнение сложных операций и сценариев с использованием аппаратных ресурсов компьютера. В нашем случае, это обработка сценариев и изображений, а тут работает именно видеокарта ПК. Таким образом, следует отключить аппаратное ускорение, если оно активировано, а также обновить драйвера видеокарты.

Касательно первой причины, тут поможет только использование одного из перечисленных в списке браузеров. Потому предлагаю подробно рассмотреть способы решения других, перечисленных выше проблем.

Включаем JavaScript для включения Yandex Maps

Итак, рассмотрим на примере браузера Yandex то, как можно включить поддержку JavaScript сценариев, если перестали работать Яндекс Карты. В остальных перечисленных браузерах это делается аналогичным образом, так как интерфейс этих обозревателей схож, ведь все они работают на основе Chromium:


Здесь мы переводим кнопку в положение «Разрешить JavaScript на всех сайтах»

Нелишним будет проверить и раздел «Управление исключениями», находящийся под элементом «Запретить JavaScript на всех сайтах» — если вы увидите в списке исключений Яндекс.Карты, откройте список вариантов действия с исключением, расположенный справа от него и нажмите «Разрешить».

Исправляем некорректную работу видеокарты

Как уже оговаривалось выше, неправильное функционирование видеоадаптера может стать причиной отказа работы Yandex Maps. Поэтому, для начала советую отключить аппаратное ускорение, которое использует ресурсы GPU (графического процессора видеокарты) для загрузки и обработки сложных элементов карт от Yandex. Итак, для дезактивации аппаратного ускорения необходимо:
Перейти в раздел экспериментальных функций Flags, набрав в адресной строке:

  • Для Яндекс.Браузер — browser://flags;
  • Для Google Chrome — chrome://flags;
  • Для Opera = opera://flags;
  • Для IE — about://flags;

Для Mozilla Firefox необходимо скачивание специальной утилиты TestPilot: подробнее об этом рассказывается в данном видеоролике:

  1. В пустом окне нажимаем сочетание клавиш «Ctrl + F» и в открывшуюся форму поиска вставляем «Override software rendering list» — эта функция отвечает за аппаратное ускорение;
  2. Под найденной по запросу опцией расположена вкладка с включением/отключением функции — если она у вас активирована, то жмем «Отключить», перезагружаем браузер, готово.

В разделе flags жмем сочетание клавиш «Ctrl + F» и вставляем названием функции, отвечающей за аппаратное ускорение, после чего отключаем ее

Обновляем драйвера видеоадаптера

Для того, чтобы обновить драйвера видеокарты, рекомендую воспользоваться стандартными средствами Windows, так как большинство утилит, предоставляющих такую возможность, являются платными. В условно-бесплатных же версиях, как правило, производится лишь поиск устаревших драйверов. Кроме того, большинство таких программ в своих БД содержат некорректные версии драйверов.

Чтобы обновить дрова видеокарты стандартными средствами Win (а это нужно сделать если не работают карты от Яндекса) необходимо:


Заключение

Мы рассмотрели наиболее актуальные решения проблем, связанных с работой сервиса Яндекс.Карты. Стоит отметить, что перечисленные выше способы хотя и помогают в большинстве случаев, связанных с неправильной работой Yandex Maps, но являются общими для любых ПК и систем. Существует также индивидуальный момент касательно сбоев в функционировании карт от Yandex. К примеру, около 4 лет назад некоторые пользователи не могли просматривать панорамы улиц в Яндекс.Карты. Виновником оказался плагин Noscript, запрещающий функционирование JavaScript сценариев на небезопасных, по его мнению ресурсах, в число которых попали и карты. Решением оказалось добавление данного сервиса в исключения плагина. Поэтому, пишите в комментариях, если вышеперечисленные способы не помогли запустить Яндекс.Карты, я постараюсь вам помочь.

Вконтакте

Еще относительно недавно рынок навигационных программ предлагал пользователям лишь дорогостоящие решения от компаний, специализирующихся на выпуске такой продукции. Однако, после того как приложения от Google появились в свободном доступе, конкурентам также пришлось пойти на кое-какие уступки. Таким образом, пользователи узнали о бесплатном Яндекс.Навигаторе, который в наше время способен успешно работать даже без Интернета.

Яндекс.Навигатор – описание

Яндекс.Навигатор – это прорыв в области навигационных приложений, который помогает водителям добраться с точки «А» в точку «В» за значительно меньший промежуток времени. Программа сама рассчитает, как вам лучше доехать до нужного места, а также примет во внимание пробки и дорожные события (ДТП и аварии), ремонт дорог и их перекрытие. Водителю всегда предлагается несколько вариантов (до трех) преодоления определенного отрезка пути, причем первым значится самый быстрый. В том случае, когда маршрут будет проходить по платной дороге, вас предупредят и об этом.

Когда автомобиль находится в движении, на экране используемого устройства будет отображаться остаток пути, измеряемый не только в километрах, но и в минутах. Чтобы лишний раз не отвлекать вас от дорожной обстановки, разработчики также позаботились о голосовом сопровождении.

Внешний вид

Внешний вид Яндекс.Навигатора (пользовательский интерфейс) является одной из сильных сторон данного приложения. На главном экране имеется три вкладки: «Поиск» , «Карта» и «Избранное» . В свою очередь, на карту нанесены полупрозрачные кнопки для изменения масштаба (увеличения или уменьшения) и возврата к отображению текущего положения. Также здесь имеется компас и индикатор загруженности дорог, где информация предоставляется в баллах. Нажав на этот индикатор, вы сможете отключить отображение информации о «пробках».

Интересным дизайнерским решением является и разноцветная раскраска линии отмеченного маршрута. Выбор цвета (от красного до зеленого) зависит от интенсивности движения автомобилей на конкретном участке дороги, а сам график загруженности представлен в виде тонкой разноцветной строки, размещенной над картой. Благодаря такой особенности вы можете оценить продолжительность езды по оставшемуся участку пути с учетом всех возможных препятствий. Время, оставшееся до конечной точки, также отображается на карте, однако информация о текущей скорости и других параметрах поездки остается скрытой.

Функции

Среди основных функций Яндекс.Навигатора выделяют следующие:

построение маршрутов на карте (более детально о том, как вбить координаты в Яндекс.Навигатор, мы расскажем чуть позже);

выполнение голосовых команд водителя, то есть проложить маршрут или отметить на карте аварию можно, просто сказав о ней вслух. Водитель обращается к Яндекс.Навигатору и, дождавшись соответствующего звукового сигнала, дает команду: например, «Яндекс, поехали на вокзал!».

Возможность загрузки карт в кэш и их дальнейшее использование без доступа к Интернету. Эта функция выгодно отличает приложение от других аналогичных.

Как пользоваться программой

Использование Яндекс.Навигатора обычно не вызывает каких-либо трудностей в установке и эксплуатации, но кое-какие особенности все же имеются.

Как установить Яндекс.Навигатор

Прежде всего, следует отметить, что приложение может успешно работать только вместе с устройствами на базе iOS или Android. Это значит, что скачать Яндекс.Навигатор можно из AppStore или PlayMarket. После скачивания приложения и подтверждения всех разрешений, начнется установка.


Отдельно от приложения карты скачивать не надо, так как они сами подтягиваются из Интернета (конечно, если подключение к сети активно) и по мере необходимости сохраняются в кэше памяти устройства. Также стоит помнить, что скачать карту целиком, как это происходит в «Яндекс.Картах», тут не получится.

Каких-то особенных настроек Яндекс.Навигатор не требует. Для определения местоположения применяется системный Location API, который, помимо спутников GPS, может работать и через базовые станции или Wi-Fi (функция активируется в настройках операционной системы). Как только вы установите приложение на свой смартфон, можете начинать пользоваться Яндекс.Навигатором.

Как настроить навигатор

Ознакомившись с настройками Яндекс.Навигатора, вы заметите, что они позволяют включить/отключить автоматический переход в ночной режим отображения карты, выбирать категории выводящихся на экране пользовательских точек, а также предоставляют возможность изменения голоса подсказок (мужской, женский) или его отключения. В настройках отображается и объем памяти, которая используется для кэширования карт (позволяет избежать необходимости постоянной загрузки).

Для настройки внешнего вида карты необходимо выполнить несколько последовательных действий:

1. Нажмите на нижнюю часть экрана;

2. Нажмите кнопку «Меню»;

3. В этом разделе выберите:

«Вид карты» (используется для включения режимов «Схема», «Спутник» или «Народная карта»).

Настройки → Карты:

Ночной режим - активирует щадящий режим экрана при использовании приложения в темное время суток. Если водитель захочет управлять режимом вручную, нужно выбрать кнопку «Включить» или «Выключить». Для автоматического переключения режима – нажмите «Авто».


Кроме того, в настройках присутствуют и некоторые другие режимы:

3D-режим - включает объемное отображение карты.

Автомасштаб - помогает автоматически менять масштаб карты придвижении транспортного средства.

«Север всегда наверху» - фиксирует карту относительно сторон света.

Ничего сложного в настройках нет, а значит, остается только разобраться с тем, как правильно пользоваться Яндекс.Навигатором.

Как проложить маршрут

Когда водитель задает маршрут, система автоматически предлагает ему два альтернативных варианта осуществления проезда – самый быстрый и наиболее короткий. Информацию о длине и времени прохождения отрезка пути можно увидеть на двух вкладках, расположенных в верхней части экрана. Также на карте видны и сами проложенные маршруты.

После выбора маршрут будет проложен только один раз и при движении никак не изменится. Даже если водитель отклонится от заданного пути, он все равно останется прежним, все также отображаясь на карте. Как же в Яндекс.Навигаторе построить новый маршрут? На самом деле нужно просто заново использовать поиск, задав в нем название конечной точки. Ваше месторасположение определяется автоматически.


Можно задать маршрут и другим способом – звуковой командой. Однако, в этом случае, говорить нужно четко и внятно, иначе приложение не сможет распознать команду. Голосовые подсказки лучше сразу отключить, так как программа иногда путает «право» и «лево».

Как пользоваться Яндекс.Навигатором без интернета

Бывают ситуации, когда подключение к интернету отсутствует, и в дороге искать его негде. В таком случае следует заранее позаботиться об указателях и скачать нужные карты на свой смартфон.

Какие устройства подойдут

Первые версии приложения Яндекс.Навигатора отличались необходимостью в постоянном подключении к сети. Несмотря на то, что объем передаваемых данных не так уж и велик, но все равно встречаются места, где мобильный интернет полностью отсутствует.

Хорошо, что последнее обновление приложения уже частично позволяет пользоваться Яндекс Навигатором без Интернета, и владельцы устройств, работающих на базе Android или iOS (включая не только смартфоны, но и iPad"ы и Android-планшеты), получили возможность скачивания векторной карты интересующего региона в специальном разделе настроек. Новая версия Яндекс.Навигатора уже доступна для скачивания в AppStore и Google Play.

Как включить функцию

Чтобы активировать работу приложения без подключения к сети интернет, нужно:

1. Зайти в приложение Яндекс.Навигатор, установленное на используемое устройство (смартфон или планшет).

2. Перейти в раздел «Меню».

3. Нажать кнопку «Загрузка карт» и выбрать из списка доступных регионов, тот, который подходит именно вам (найти нужную местность можно как путем пролистывания списка, так и посредством поиска).


4. Выбрать один из возможных типов закачки: к примеру, «Обзорная» или «Полная».

Таким образом, вы можете скачать карты заранее (когда интернет есть), а использовать их в любом месте, пусть там и нет сети.

Обратите внимание! Если используемое вами устройство оснащено GPS-модулем, то вы сможете увидеть на схеме свое текущее местоположение и даже без навигации определить, куда именно вам направляться.

Рядом с типом карты всегда указывается размер скачиваемого файла, и нужно отметить, что иногда он бывает достаточно значительным. Именно поэтому лучше производить загрузку по Wi-Fi. При дальнейшем использовании можно будет просматривать карты без подключения к сети, хотя построение маршрута в дороге все же потребует выхода в интернет. То есть назвать такое решение полностью автономным нельзя. Скачанные векторные карты лишь уменьшают объем передаваемых данных, но даже это является существенным преимуществом, а в некоторых случаях оказывается настоящим спасением для водителей, оказавшихся в зоне без покрытия мобильных операторов.

Напомним, узнать, как работает Яндекс.Навигатор в режиме офлайн, вы сможете только после обновления текущей версии (если она не обновилась автоматически).

Плюсы и минусы офлайн режима

Положительных моментов использования новой возможности несколько:

Во-первых , если интернет совсем отсутствует, вы все равно сможете просматривать скачанную ранее карту, а в том случае, когда используемое устройство еще и модуль GPS имеет (что для современных смартфонов и планшетов не новость), есть возможность увидеть и свое местоположение.

Во-вторых , даже при работающем мобильном интернете, карты будут загружаться гораздо быстрее, и не важно, хотите ли вы просто просмотреть их или задаете маршрут. Трафик при этом не расходуется.

В-третьих , плюсом обновленной версии Яндекс.Навигатора, которая позволяет использовать приложение в режиме «офлайн», является векторная карта с более качественным внешним видом и четким изображением. Ее объем меньше, чем растровой, а значит, и места в телефоне потребуется меньше. Более того, все здания в обновленной версии – трехмерные.

К сожалению, одними преимуществами дело здесь не ограничилось, и недостатки обновленной версии Яндекс.Навигатора также заметны. К наиболее существенным из них следует отнести невозможность построения маршрута без подключения к сети интернет. Однако, если вы заранее проложили маршрут при активном Интернете, то он сохранится на карте (наличие GPS-модуля позволит вам увидеть свое перемещение по карте). Также не стоит забывать, что при сворачивании с заданного маршрута новый прокладываться не будет.

В любом случае, как и на устройствах с операционной системой Android, пользоваться Яндекс Навигатором на iРhone – одно удовольствие, ведь путешествие с таким «помощником» проходит намного приятнее.

Подписывайтесь на наши ленты в

В современном мире движение является неотъемлемой частью повседневной жизни. Наличие автомобилей и дорог постепенно ускоряет и без того быстрый ритм. Внедрение инновационных технологий в процесс движения позволило значительно упростить реализацию перемещения.

Программные комплексы, помогающие водителю быстро разобраться с маршрутом, обрели большую популярность. В нашей стране наибольшее предпочтение пользователи отдают автоматизированной системе «Яндекс.Навигатор», отзывы о которой красноречиво отражают мнение пользователей по этому поводу. А бесплатное распространение и беспрепятственная установка на любое доступное устройство лишь увеличивают этот эффект.

«Яндекс.Навигатор»: краткий обзор

«Яндекс.Навигатор» представлен на всех популярных на сегодняшний день платформах — "Андроид", iOS, Windows Phone. Главная задача этого программного продукта — расчёт и прокладывание оптимального маршрута для движения. Система является бесплатной.

Помимо основных своих задач, навигатор показывает наличие на пути следования пробок, аварий и просто дорожных событий, отображение которых, кстати, можно формировать силами самих пользователей, так как функционал это позволяет. В последних версиях реализована оплата штрафов через «Яндекс.Навигатор». Отзывы многочисленных пользователей разнятся, но из общей картины можно понять, что приложение действительно надёжное и нужное. К тому же разработчики быстро реагируют на отклики владельцев и исправляют появляющиеся ошибки.

Интерфейс приложения

Интерфейс приложения представляет собой по сути сервис «Яндекс.Карты», оптимизированный для расчёта прокладывания маршрута. Для удобства слежения за текущим местоположением в настройках можно перейти в режим 3D, который слегка наклонит камеру, немного приоткрывая обзор в нужном направлении.

Карта способна отображать текущие события на дороге, например ДТП, пробки или дорожные работы. Их показ можно включить, используя специальный фильтр.

Функция управления голосом может оказаться весьма удобным решением для использования навигатора при движении. Хотя возможность выбора пункта назначения вручную тоже присутствует. Их даже две — в виде рубрикатора и текстовой строки с подсказками.

Для актуальной и стабильной работы карты требуется постоянное подключение к интернету.

Инструкция по использованию

В зависимости от имеющейся платформы, перед тем как начать использовать «Яндекс.Навигатор», нужно его установить. Он бесплатно представлен в магазинах приложений соответствующего бренда — Android, iOS или Windows.

После первого запуска приложения стоит дождаться определения точного местоположения средствами GPS или на основе сотовых вышек. Система найдёт устройство и отобразит его на карте в виде зелёной отметки.

По касанию в нижней части экрана отобразится панель с управляющими элементами. В зависимости от текущего состояния их назначение может быть разным. Но перед началом движения они будут иметь такой функционал:

  1. "Поиск". Переводит в меню определения пункта назначения.
  2. "Карта". Данный режим служит для перехода непосредственно к карте из других меню.
  3. "Мои места". В этот пункт можно добавлять часто используемые маршруты.
  4. "Меню". Содержит основные настройки программы.

Конфигурация приложения

Перейдя с основного экрана по кнопке «Меню» в режим настроек, можно установить необходимые параметры по своему вкусу. Функций на самом деле много. Здесь можно определить, как будет выглядеть карта, выбрать ночной или дневной режим, загрузить полные комплекты карт.

Что касается звукового оповещения, то здесь же можно настроить язык и выбрать голос диктора. Текущая версия позволяет установить один из 4 вариантов: Дима, Оксана, Уткин и Фёдор Бондарчук, добавленные в одном из последних обновлений приложения «Яндекс.Навигатор». Отзывы, кстати, пестрят сообщениями пользователей о том, что их гаджет теперь говорит голосом известного режиссёра.

Дополнительно можно настроить, о каких событиях нужно оповещать, например о превышении скорости. Среди остальных настроек доступны обновления, события и синхронизация.

Также из меню можно просмотреть в режиме онлайн имеющиеся штрафы и тут же их оплатить. Для этого достаточно ввести номер водительского удостоверения, свидетельство о регистрации и свои имя и фамилию.

Пункт «Мои поездки» даёт возможность просмотреть статистику перемещений. Правда, для этого нужно будет авторизоваться в сервисе «Яндекса».

Если в дороге приключилась беда, и автомобиль оказался сломан, то из меню можно вызвать эвакуатор. Также доступен запрос о помощи в запуске машины, доставке топлива или замене колеса.

Построение маршрута

Чтобы построить маршрут до пункта назначения, нужно дождаться определения местоположения устройства. Затем коснуться экрана для отображения всплывающего меню. В нем необходимо выбрать кнопку «Поиск». Если по данному маршруту уже совершалось движение с помощью навигатора, то он сохранился во вкладке «История». Если же нужен новый, то создать его можно тремя способами.

В тех случаях, когда пункт назначения принадлежит к местам частого посещения, таким как кафе, рестораны, заправки, кино и прочие, то простым методом будет использование рубрикатора. Найдя категорию и нажав на неё, можно увидеть проставленные на карте отметки всех мест, принадлежащих данному типу. При выборе одной из них будет предложено проложить маршрут с помощью кнопки «Сюда».

Также определение точки назначения можно ввести вручную с клавиатуры или посредством голоса. После произнесения нужного адреса система распознает и предложит наиболее подходящий вариант. В списке также выбирается цель и производится расчёт маршрута.

Движение

После того как на карте отобразится полоса, по которой нужно производить перемещение, достаточно нажать на кнопку «Поехали», чтобы начать движение. Стоит отметить, что «Яндекс.Навигатор» может предложить несколько вариантов маршрута, в описании которых будет указано примерное время в пути.

После нахождения пункта назначения на карте он отобразится синей меткой. При нажатии на неё появится контекстное меню, через которое и производится начало расчёта маршрута. Если же вместо кнопки «Сюда» нажать на верхнюю часть меню, то отобразится панель со сведениями о данной точке, телефон, режим работы и другие сведения. Здесь же можно переместить данный пункт в категорию «Мои места» для того, чтобы посетить его позднее, или позвонить прямо из приложения, активировав пункт со строкой номера телефона.

В процессе движения навигатор будет периодически уведомлять водителя о необходимости повернуть в нужном направлении выбранным голосом. Причём цвет полосы маршрута может быть разным в зависимости от загруженности дорог. Например, зелёный говорит о том, что путь свободен, а красный — имеется затор или движение затруднено. На карте также отображаются камеры контроля скорости, что очень удобно.

«Яндекс.Навигатор»: отзывы пользователей

Навигатор прочно вошёл в жизнь многих водителей. К примеру, из Google Play приложение было скачано более 10 млн раз. «Яндекс.Навигатор» для Android, отзывы о котором весьма разнообразны, занимает лидирующие позиции среди других навигационных программ в этом магазине.

Пользователи отмечают, что приложение доступное, но имеются некоторые недочёты. Кто-то хотел бы видеть на карте вместе с иконками АЗС также и отображение типа топлива. Многие жалобы направлены на то, что навигатор не всегда выстраивает точный маршрут либо рассчитывает его без учёта обходных путей и короткой дороги.

Пользователей также позабавил голос Федора Бондарчука, добавленный несколько обновлений назад в «Яндекс.Навигатор» для «Андроид». Отзывы пользователей тут же оповестили об этом. Речь режиссёра звучит именно так, как все и привыкли, с характерными фразами и оборотами.

В целом можно заключить, что пользователи довольны приложением и охотно ставять на «Андроид» «Яндекс.Навигатор». Отзывы в большинстве случаев положительные. К тому же группа разработчиков очень оперативно отвечает на них.

По данным самой компании, «Яндекс.Навигатором» пользуются 13 миллионов пользователей. Недавно навигатор заговорил голосом Василия Уткина и Оптимуса Прайма, но пользователи все равно недовольны: кто-то считает, что навигатор строит неоптимальные маршруты, ведет прямо по пробке или часто сбивается с траектории. В апреле появилась новость о том, что вскоре сервис станет частично платным, а в июне в навигаторе стал доступен поиск свободных мест на парковках. The Village попросил Михаила Высоковского из «Яндекс.Навигатора» рассказать о том, как сервис строит маршрут, откуда берется прогноз пробок и каких нововведений ждать.

Михаил Высоковский

руководитель сервиса «Яндекс.Навигатор»

Откуда навигатор берет данные

Открывая навигатор, мы видим, как стрелочка красиво движется по линии дороги. Но на самом деле сигнал GPS вообще не такой - это что-то, что постоянно скачет: пять метров налево, 20 метров направо. Поэтому точно показывать местоположение и вести человека по маршруту - большая задача для любого навигатора.

Навигатор получает информацию о местоположении от мобильного устройства: сначала смартфон должен понять свою географическую координату и сообщить интернет-сервису. Например, у айфона есть несколько сенсоров: GPS, ГЛОНАСС, данные базовых станций сотовой сети и Wi-Fi. Айфон это автоматически анализирует и выдает приложению конкретную координату, условно говоря: «Друг, я точно знаю, что твои координаты такие». Как именно их определило устройство - по GPS, ГЛОНАСС или сотовой сети, - остается на усмотрение операционной системы. С Android чуть проще: можно узнать, откуда исходит сигнал.

После того, как координаты от устройства получены, нужно понять куда на самом деле движется автомобиль, по какой дороге он едет. Данные об этом навигатор получает каждые несколько секунд. Это непростая задача, особенно если пользователь находится на сложной развязке. Алгоритм делает ряд предположений о том, где пользователь находится на самом деле. Если пришло несколько сигналов, что человек едет ближе к дублеру, чем к основной дороге, то навигатор перекидывает его на дублер. В какой-то момент, проанализировав все предыдущие сигналы, система может поменять решение - тогда стрелочка окажется на основной дороге. В каждый момент времени это принятие решения на основании маршрута пользователя, предыдущих сигналов и новых, которые поступают.

«Яндекс.Карты» и «Яндекс.Навигатор» используют идентичные алгоритмы. Иногда их прогнозы и выбор маршрутов расходятся: так может случиться, потому что даже рядом лежащие устройства могут получить немного разные координаты или построить маршрут с разницей в несколько секунд. Притом что платформа единая, в «Яндексе» над геосервисами работают разные команды. Команда «Навигатора» отвечает за всю автомобильную тему и маршрутизацию - так проще синхронизироваться.

Как навигатор строит маршрут

В то время как пользователь строит маршрут из точки А в точку Б, система рассматривает большое количество альтернатив и выбирает оптимальные варианты маршрута. Есть граф дорог - это информация карты, где отмечены маневры: куда можно поворачивать и куда нельзя. Система перебирает разные варианты сочетания маневров, отдавая преимущество оптимальному по времени, и предлагает этот маршрут, но с учетом пробок и текущих перекрытий. Помимо этого, навигатор обычно предлагает два других маршрута, они должны содержательно отличаться - мы не будем предлагать точно такой же маршрут, но с заездом на заправку, чтобы сэкономить 30 секунд.

Сейчас «Яндекс.Навигатор» предлагает максимум три варианта маршрута. Мы можем предложить и 50 разных маршрутов, а пользователь пусть думает, что с ними делать. Но результаты юзабилити-тестирования свидетельствуют: когда человеку выдается огромное количество маршрутов, понять, какой из них нужно выбрать на самом деле, довольно трудно.

Во время движения каждые две минуты навигатор проверяет, нет ли маршрута быстрее. При этом есть некое ограничение на то, когда этот маршрут можно предложить. Ситуация в городе быстро меняется, и, если навигатор будет все время говорить: «Найден маршрут на 30 секунд быстрее», будет довольно тяжело. Сейчас система предлагает альтернативу, если экономия времени составляет больше пяти минут, когда до маневра есть немного времени. При этом, если человеку важны даже 30 секунд, он может запросить поиск быстрого маршрута самостоятельно, зайдя в «Обзор» на панели приложения.

Сейчас алгоритм устроен так, что он оптимизирует время для каждого конкретного пользователя, то есть строит маршрут конкретно для вас. И не учитывает общественное благосостояние, пытаясь развести потоки. (В интернете появлялись предположения , что «Яндекс.Навигатор» пытается глобально влиять на транспортную ситуацию в Москве. - Прим. ред.) Но, так как пользователей много, мы неизбежно влияем на ситуацию на дорогах. Несколько лет назад навигатор был таким элитным клубом - была небольшая доля людей, которая пользовалась навигатором, и остальные москвичи. Тогда пользователи видели: здесь пробки, а тут нет пробок - и навигатор на ситуацию на дорогах никак не влиял. Сейчас, когда миллионы пользователей каждый день строят маршруты с навигатором, а мы им говорим, что здесь нет пробки, - все едут сюда, и, наверное, пробка может появиться в том числе из-за этого.

Как навигатор учитывает пробки

Каждый раз, когда пользователи едут с приложением «Яндекс.Карты» или «Яндекс.Навигатор», они передают анонимную информацию о своих перемещениях. Всего в России нашим навигатором пользуются 13 миллионов человек.

Получая эти данные, мы автоматически анализируем их на сервере и понимаем, что на определенной дороге, если люди едут медленнее, скорее всего, образовалась пробка. Эту информацию мы учитываем и доводим до пользователей двумя способами. Первое - это цветовой показатель в приложении, второе - пробки учитываются во времени, которое прогнозирует навигатор. Это полностью автоматическая система: данные обновляются каждую минуту.

Некоторое время назад мы строили маршрут, учитывая только текущие пробки. Хотя на самом деле ситуация постоянно меняется, и часы пик - это тяжелое время для всех навигаторов. Трафик хаотично вырастает, а навигатор, когда строит маршрут по текущим пробкам, не учитывает новые, и из-за этого врет во времени. Поэтому сейчас мы в экспериментальном режиме учитываем прогноз пробок на ближайший час. Для такого прогноза у нас есть два фактора: первый - ситуация на прошлых неделях в этот день недели и в это время, а второй - обстановка на дорогах на данную минуту.

После того как мы спрогнозировали пробки, мы анализируем, насколько качественно это сделали. Если человек доехал с навигатором до конца, мы знаем, за сколько времени он это сделал, и можем сравнить с обещанием навигатора. Вторая наша метрика называется «Яндекс врет». Люди часто жалуются на то, как ведет себя навигатор, в «Разговорчиках». Мы считаем долю разговорчиков, в которых ругают «Яндекс», по ключевым словам «врет», «говорит неправду» и всяким другим ругательствам. Когда мы отображаем что-то неточно, то видим резкий взлет таких разговорчиков - получается достаточно чувствительный инструмент.

Почему навигатор барахлит около Кремля

Навигатор, как и другие приложения с геолокацией, получает информацию о текущем местоположении от устройства. И не может определить, насколько они достоверны. Устройство при этом не сообщает, что это плохие координаты, оно ведет себя стандартным образом - только координаты находятся не на Кремлевской набережной, а где-то в другом месте.

Простым способом навигатор с изменением сигнала GPS ничего сделать не может. Он ведет себя по принципу «что устройство сказало, то я и делаю». Когда в конце прошлого года мы поняли, что ситуация на Кремлевской набережной - не разовая история, а регулярная проблема, то придумали новый алгоритм. Теперь, если навигатор видит, что координата очень быстро меняется (например, пользователь будто перелетел со скоростью 200 километров в час из одной точки в другую), система блокирует это перемещение. Стрелочка навигатора никуда не перемещается: в этот момент не работает ведение по маршруту и не определяется точная позиция, но человек хотя бы может ориентироваться по карте, куда ехать, а не обнаружить себя в серой зоне Внукова. Это работает, когда происходит «телепортация». К сожалению, есть и более сложные схемы. Иногда координату может перебросить не на десятки километров, а на соседнюю улицу, потом еще чуть-чуть и еще. В этом случае навигатор не может понять, ложный это переброс или нужно доверять последнему значению.

Как изменения в городе влияют на работу навигатора

На самом деле алгоритмы нуждаются в постоянном улучшении. Казалось бы, сделал - и все должно работать бесконечно. В целом так бы оно и было, но мир постоянно меняется. Кроме истории с Кремлевской набережной, есть и другие кейсы. Например, год назад в Москве появилось очень много выделенных полос для общественного транспорта: по ним ездят такси, но еще ездят нарушители. В этом случае мы видим, что часть сигналов намертво стоит в жуткой пробке, а часть сигналов проезжает спокойно. Алгоритм автоматически определял это как пробку и выделял желтым - получалась глупость. Мы научились выявлять сигналы, которые отличаются от основного потока. А вот программу «Моя улица» достаточно сложно учесть, потому что ситуация каждый день меняется. Сегодня здесь ремонт, а завтра на соседней улице. Ее мы учитываем стандартными способами - отмечаем и проверяем все сообщения о перекрытиях.

Как навигатор ищет свободные парковки

Как-то раз я ехал в театр. Представьте ситуацию. Спектакль начинается в 19:00, после третьего звонка входить плохо. Я посмотрел состояние пробок и решил поехать на машине. Подъехал к конечному пункту, навигатор отчитался, что мы приехали, только на самом деле я никуда не приехал: я все еще за рулем машины, вижу театр справа, но это мне никак не помогает. Дальше вижу, что слева есть парковка, подъезжаю ближе и обнаруживаю знак «Только для инвалидов». Справа тоже есть парковка, но она стоит 200 рублей. Я вроде и хочу припарковаться, но надеюсь найти место подешевле. Пока думаю, куда ехать, оказывается, что стою на пешеходном переходе, а еще мне бибикают сзади. Возникает куча проблем. Дальше я сворачиваю в ближайший переулок и оказываюсь черт знает где. В итоге я худо-бедно оставляю машину и добегаю до театра, но это супернекомфортная история.

Мы поняли, что парковки - это новые пробки. Если раньше основной проблемой для москвичей были пробки, то сейчас они все равно остаются проблемой, но при этом навигаторы научились их предсказывать. С парковками ни один навигатор раньше не помогал. Мы сделали пять вещей. Первое - начали при подъезде к пункту назначения показывать, где разрешено и запрещено парковаться. В этот момент человек находится в стрессе и часто не видит знаков, и если все стоят, то это совершенно не значит, что здесь разрешена парковка - может, они номера бумажками закрыли. Следующее - когда человек понял, где можно парковаться, ему хочется припарковаться не за 200 рублей. Поэтому мы начали показывать, где и за сколько можно оставить машину. Третье - при подъезде к пункту назначения навигатор предлагает специальный маршрут, чтобы пользователь проехал по соседним переулкам и с большой вероятностью нашел парковку, не уходя далеко от пункта назначения. Иначе можно повернуть в односторонний переулок, а потом на Третьем кольце оказаться.

Но в идеале пользователь должен видеть, где на самом деле свободно. И это очень сложная история. Таких данных просто нет. Мы пытаемся своими алгоритмами задетектить, что место освободилось. Сейчас навигатор на Android в фоновом режиме предоставляет нам информацию - мы фиксируем, что человек изменил способ передвижения с автомобильного на пешеходный и наоборот. Делаем вывод, что он, скорее всего, оставил или забрал машину. Мы накладываем эти данные на карту парковок и показываем свободные точки в течение пять минут. Но сейчас мы не гарантируем, что там действительно свободно: место может быть занято и за 30 секунд. При этом вероятность найти свободное место все равно высока. Эта функция уже доступна пользователям: можно включить слой парковок и увидеть зеленые точки. После того как человек припарковался, ему еще нужно оплатить парковку - мы сделали интеграцию с платежным сервисом и тестируем функцию оплаты.

Данные о парковках мы ищем разными способами. Есть открытые данные от департамента транспорта, но часто они бывают устаревшими и из-за реконструкции в центре постоянно меняются. Мы их перепроверяем. Данные про другие парковки, например при торговых центрах, мы собираем вручную при помощи справочника организаций.

Будет ли навигатор платным

Мы чувствуем, что навигатор не должен делать все всем одинаково. Сейчас работаем над тем, чтобы предложить профессиональным пользователям навигатора особенные решения. Например, таксистам навигатор должен показывать дорожную ситуацию на выделенных полосах, а дальнобойщикам - строить маршруты с учетом того, где им разрешено ехать, и показывать нагрузку на ось. Сейчас у многих логистических и транспортных компаний есть приложения, из которых автоматически запускается наш навигатор. Раньше мы не знали, что это за компании и чего они хотят. Может быть, для курьерской компании надо вывести на карту 50 точек и показать оптимальный маршрут между ними. Мы попросили их зарегистрироваться в системе и сейчас пытаемся понять, на что есть спрос. Ближайшее, что появится, - навигация для таксистов по выделенным полосам. Для обычных пользователей «Яндекс.Навигатор» останется бесплатным.

Каких нововведений ждать

Сидя в комнате, можно сколько угодно рассуждать о том, как навигатор полезен или не полезен. Но за рулем ситуация меняется. Поэтому мы регулярно тестируем систему, делая заезды с пользователями и смотря, где навигатор хорошо работает, а где нет. Помимо этого, много читаем отзывы - через службу поддержки, в сторах и социальных сетях. Если какая-то проблема выходит на первый план, делаем прототип функции, устраиваем заезды, а потом тестируем на части пользователей.

Недавно стало возможным построить маршрут полностью голосом, без использования рук. Есть статистика, которая утверждает, что пользование смартфоном во время движения в 24 раза повышает вероятность аварий. Сейчас, садясь за руль, можно сказать: «Слушай, „Яндекс“, поехали домой».

Только появляется поиск по подъездам. Навигация на последней миле, когда надо понять, с какой именно стороны дома подъехать, где есть шлагбаум, а где нет, раньше была довольно трудной. Сейчас в «Народной карте» - в специальном редакторе, где пользователи могут самостоятельно наносить на карты дополнительную информацию, - мы объявили неделю подъездов. Если подъезд внесли на эту карту, то навигатор уже сейчас сможет его найти. Когда данных станет много, мы добавим более удобный способ поиска.

В России пользователи часто жалуются на плохую связь. Сейчас можно только скачать в навигаторе карты, и мы активно работаем над тем, чтобы можно было построить маршрут офлайн.

Мы хотим быть не просто сухим инструментом, который ведет сквозь пробки. Поэтому в навигаторе появляются новые озвучки: раньше были стандартные голоса Оксаны и Дмитрия, потом появились Василий Уткин и Федор Бондарчук, Оптимус Прайм и Бамблби из «Трансформеров». Запись голосов звезд длилась несколько часов. Когда навигатор говорит: «Через 200 метров поверните направо», на самом деле это пять склеенных кусочков. Сейчас доступен и синтезированный машинный голос: он отличается от обычных голосов тем, что может произносить гораздо больше фраз, например названия улиц. Будут появляться новые голоса для разных аудиторий.

Сейчас из приложения «Навигатор» можно вызвать эвакуатор. Это не связанная с навигатором напрямую вещь. Но мы собираемся развиваться в этом направлении. Возникла проблема с машиной? Иди в «Навигатор». Нужно оплатить парковку? Иди в «Навигатор». Не знаешь, что делать? Иди в «Навигатор».