Преобразование изображения RGB или в градациях серого в режим индексированных цветов

И в начале этой лекции, GIF-изображения и много другой графики, предназначенной для игр и мультимедиа, сохраняется в режиме Indexed Color. Файлы таких изображений занимают мало места (почти как изображения в режиме grayscale), они часто допускают высокую степень сжатия и они прекрасно подходят для старых 8-битовых мониторов, которые еще используются некоторыми пользователями.

Ранее мы говорили, что старый подход, предусматривающий преобразование изображений в режим Indexed Color до их сохранения в GIF-файлах, устарел, поскольку более удобно оставлять изображение в режиме RGB и использовать диалоговое окно Save For Web , чтобы преобразовывать его в ходе процесса. Однако многим пользователям все еще требуется работать в Photoshop с изображениями, имеющими индексированные цвета, и эта программа содержит два средства, помогающих справляться с этим процессом: диалоговое окно Indexed Color и диалоговое окно Color Table . Существует также несколько способов получения Web-устойчивых ("интернетовских") цветов и работы с ними, которые мы рассмотрим в следующем разделе.

Вы можете преобразовывать RGB- или grayscale-изображение в индексированные цвета с помощью команды Image > Mode > Indexed Color . В результате появляется диалоговое окно Indexed Color (см. рис. 18.17). Многие параметры здесь действуют точно так же, как и в диалоговом окне Save For Web (см. раздел "Формат GIF" выше в этой лекции). Однако, имеется несколько специальных средств, о которых нужно говорить отдельно.


Рис. 18.17.

  • Preview (Превью) . Когда была выпущена версия Photoshop 5.5, мы обрадовались, что фирма Adobe наконец-то включила флажок Preview в диалоговое окно Indexed Color , позволяющий заранее видеть, что будет происходить с изображением. Существует очень немного случаев, когда нужно отключать этот флажок.
  • Palette (Палитра) . Во всплывающем меню Palette содержится ряд различных возможностей, включая методы снижения количества цветов Perceptual (По восприятию), Selective (Выборочный) и Adaptive (Адаптивный) в двух версиях – "Local" и "Master". Мы имеем основания говорить, что нет никакого смысла использовать в Photoshop версию Master: это раздражающий пережиток из ImageReady. Если вы хотите использовать мастер-палитры (применяемые сразу к нескольким изображениям), то лучше это делать в ImageReady. И снова повторим, что мы обычно используем вариант Perceptual для сканированных фотографических изображений и вариант Selective для "синтетических" изображений с резкими краями.
  • Transparency (Прозрачность) . Любые прозрачные пикселы вашего изображения могут также сохранять прозрачность и в конечном изображении с индексированным цветом. Но если в изображении нет прозрачных пикселов, отключите флажок Transparency в диалоговом окне Indexed Color , иначе Photoshop добавит цветовой образец к вашей таблице цветов и укажет, что этот образец является прозрачным цветом (взяв образец, который было бы лучше использовать для какого-то цвета).

    Конечно, документы с индексированным цветом не могут содержать частично-прозрачных пикселов, поэтому всплывающий список Matte позволяет вам сгладить эти пикселы с каким-то другим цветом (поверх которого будет в дальнейшем помещено изображение). Если выбрать в списке Matte вариант None , то Photoshop создаст границу с жесткими краями. Считается, что это плохо, и действительно, изображения без сглаживания границы выглядят "зубчатыми" в Photoshop, но если их поместить на цветной или узорчатый фон, то зубчатость часто становится незаметной (и даже если она видна, это все-таки лучше, чем ореол вокруг изображения, см. рис. 18.18).

    Объекты со сглаженными и несглаженными краями


    Рис. 18.18.
  • Forced (Принудительно) . Всплывающий список Forced позволяет вам принудительно включать определенные цвета в цветовую палитру изображения. Например, если выбрать вариант по умолчанию Black and White (Черный и белый) , то Photoshop гарантирует присутствие этих двух цветов в палитре. Это особенно важно, если вы используете очень небольшое количество цветов или хотите фиксировать в палитре определенный цвет и не изменять его. Кроме Black and White , в список Forced включены варианты Primaries (основные цвета; в палитру принудительно включаются красный, зеленый, синий, голубой, пурпурный, желтый, черный и белый), Web (что гарантирует включение в палитру всех 216 Web-устойчивых цветов) и Custom (заказной, что позволяет указывать ваши собственные цвета, которые обязательно должны быть в палитре конечного изображения).

Подсказка. Приоритетные цвета . В некоторых случаях ваши с Photoshop взгляды на приоритетность цветов могут не совпадать. Возьмем, например, портрет на синем фоне. Синий здесь для вас совершенно не важен – лучше бы Photoshop включил в палитру побольше телесных тонов. Вы можете заставить Photoshop подобрать желаемые цвета, выделив область, которая их содержит, и преобразовав изображение в режим Indexed Colors . Правда, цвета могут слегка измениться, поэтому для устойчивой цветопередачи в Internet этот способ не особенно удачен.

Подсказка. Сохранение палитр . После преобразования изображения в индексированный цвет, вы можете просмотреть палитру с помощью команды Image > Mode > Color Table . Более важно то, что в этом окне вы можете сохранить эту палитру на диске, чтобы использовать ее для других преобразований (щелкните на кнопке Save ). Это позволяет стандартизовать несколько изображений, используя одну палитру. Кроме того, нестандартные палитры, сохраняемые на диске из Photoshop, можно также использовать в некоторых программах мультимедиа. Отметим, что палитру нужно сохранить с расширением имени ".aco", если вы хотите, чтобы она действовала в Windows и на межплатформных машинах.

Подсказка. Определение размеров картинок для HTML-меток . Если HTML-код вы будете писать сами, то в метке изображения-источника желательно указывать его ширину и высоту. Например: . Если размеров не указать, Web-браузер вынужден будет загружать все изображение, а потом размещать его на странице согласно макету. Чтобы увидеть эти значения в Photoshop, достаточно установить курсор в поле размеров в левом нижнем углу документа и, удерживая (Option) , нажать кнопку мыши (см. рис. 18.19).


Рис. 18.19.

Редактирование цветов . Каждому пикселу в изображении индексированных цветов назначается номер от 0 до 255. А сам цвет придается по результатам сравнения номера пиксела с номерами цветовой таблицы преобразования ( clut ). Программа выполняет все это автоматически, не требуя вашего участия. Один из доводов в пользу преобразования в режим Indexed Colors сводится к тому, что здесь можно изменять изображения путем редактирования таблицы clut . Вызовите ее командой Image > Mode > Color Table , щелкните на любом из цветовых образцов и отредактируйте его. При больших таблицах, включающих более 16 цветов, процесс этот довольно громоздок, но в некоторых случаях редактирование таблицы цветов дает очень хороший эффект (см. подсказку "Замена индексированных цветов" далее в этой лекции).

Описание изображения в целом может состоять из описаний цветов всех его элементов (точек). Это - самый простой и практически очевидный способ описания всего изображения. Однако здесь возникает задача создания компактного описания, чтобы сэкономить требуемую для его хранения память компьютера. В настоящее время применяются различные методы создания компактных описаний. Остановимся пока лишь на одном, называемом Indexed Color (индексированный цвет).

На практике изображения часто содержат не все воспринимаемые глазом цвета, а лишь небольшое их подмножество. Например, плакаты обычно раскрашены не более чем десятью цветами. Представим себе некоторую картинку. Разделим все различимые на ней цвета на несколько классов. Например, близкие цвета можно отнести к одному и тому же классу, а существенно различные - к разным. Совокупность всех таких классов образует палитру цветов данной картинки. Элементы палитры (классы цветов) можно пронумеровать или, иначе говоря, проиндексировать. Далее, составим таблицу, в которой каждому индексу сопоставим цвет из палитры (например, RGB-код). Тогда описание картинки должно содержать эту таблицу и последовательность индексов, соответствующих каждой точке картинки. Если элементов палитры меньше, чем исходных цветов, то при таком описании происходит потеря исходной графической информации. Если элементов палитры столько же, сколько исходных цветов, то описание точно передает исходную графическую информацию.

На практике довольно широко используются палитры, содержащие 256 цветов каждый цвет представляется одним байтом или восемью битами). Иногда используются 16-цветные (4-битные) палитры. Часто используется 16-битное представление цвета, называемое High Color. Его палитра содержит 2 16 = 65 536 цветов. По существу, это- индексированные RGB-цвета. Индексированные цвета используются в графических файлах формата GIF, а этот формат чрезвычайно популярен в Web-дизайне.

В Photoshop исходное изображение должно быть представлено в режиме RGB, чтобы его можно было преобразовать в систему индексированных цветов. Следует отметить, что после индексирования большинство функций редактирования в Fhotoshop не будут доступны. Если вам все же необходимо отредактировать такое изображение, то сначала переведите его в режим RGB (Image>Mode>RGB) (Изображение>Режим>RGB ). После редактирования можно будет вернуться в режим индексированных цветов.

Команда Image>Mode>Indexed Color (Изображение>Режим>Индексирован-ый) открывает окно, в котором можно задать параметры представления изобра-ения в режиме индексированных цветов.

Раскрывающийся список Palette (Палитра) позволяет выбрать либо уже гото-/ю палитру, либо способ вычисления цветов для создания палитры на основе ветов, имеющихся в изображени. Возможны следующие варианты.

Рис. 28. Окно установки параметров преобразования в индексированные цвета

Exact (Точная). Если исходное изображение содержит меньше 256 цветов, то это значение устанавливается по умолчанию. Данный вариант хорошо подходит для высококонтрастных и черно-белых изображений.

System (Системная). Возможны два варианта этого параметра, используемых для операционных систем Windows и Mac OS. Обычно применяется при создании фоновых узоров.

Web. Браузеры Web-страниц имеют собственные 216-цветные палитры. При выводе изображения на монитор, настроенный на отображение 256 цветов, браузер автоматически преобразует все цвета изображения к палитре Web.

Uniform (Универсальная). Эта палитра представляет равномерное распределение цветов спектра.

Adaptive (Адаптивная). В палитру отбираются наиболее часто используемые цвета. Возможны два варианта этого параметра - Local (Локальный) и Master (Мастер). Вариант Local позволяет учитывать цвета только в текущем изображении, а Master - в нескольких изображениях. При использовании варианта Local можно выделить на изображении некоторый участок, чтобы при построении палитры было отдано предпочтение цветам этого участка. Параметр Adaptive используется чаще других.

Perceptual (Восприимчивая) и Selective (Выборочная). Являются некоторыми вариациями параметра Adaptive . Perceptual обычно используется для фотографий, когда точность передачи важнее количества цветов. Selective лучше подходит для ярких и четких изображений. Как и и случае параметра Adaptive , параметры Perceptual и Selective имеют два варианта - Local (Локальный) и Master (Мастер).

Custom (Заказ). Позволяет загрузить цветовую палитру из файла с расширением act, а также сохранить ее в файле. Впрочем, этот же инструмент для изображения с индексированными цветами можно вызвать с помощью команды lmage>Mode>Color Table (Изображение>Режим>Палитра).

Previous (Предшествующая). Установка этого переключателя позволяет использовать последнюю цветовую палитру, созданную с помощью команды Image>Mode>Indexed Color (Изображение>Режим>Индексированный). Обычно используется в случае создания нескольких высококонтрастных изображений, которые должны выглядеть в цветовом отношении однородными. Параметр доступен, если вы хотя бы раз в текущем сеансе работы использовали команду Image>Mode>Indexed Color (Изображение>Режим>Индексированный).

Поле Colors (Цвета) позволяет задать количество (от 2 до 256) цветов в палитре. Чем меньше это число, тем меньшим по объему будет файл. Если флажок Preview (Предпросмотр) установлен, то можно наблюдать, как влияет на качество изображения выбор того или иного количества цветов в палитре. Старайтесь выбирать наименьшее значение, при котором качество изображения вас устраивает.

Раскрывающийся список Forced (Неестественный) позволяет заблокировать некоторые цвета, чтобы они остались неизменными при индексации. В раскрывающемся списке можно выбрать следующие значения:
Black and White (Черный и Белый). Сохраняет черный и белый цвета в исходном изображении.

Primaries (Изначальный). Сохраняет 8 цветов: белый, красный, зеленый, синий, голубой, темно-красный, желтый и черный.

Web. Сохраняет 216 цветов Web-палитры.

Custom (Заказ). Позволяет указать, какие цвета следует сохранить. При выборе этого варианта открывается окно Forced Colors (Принудительные цвета), в котором можно увидеть образец для каждого заблокированного цвета. Для добавления нового образца, щелкните на пустой клетке и выберите цвет в открывшемся окне Color Picker (Сборшик цветов). Чтобы разблокировать цвет, щелкните на его образце при нажатой клавише .

None (Нет). Ни один из цветов не блокируется.

Флажок Transparency (Прозрачность) позволяет сохранить прозрачные области.
Раскрывающийся список Matte (Матовость) служит для выбора цвета раскраски полупрозрачных пикселов изображения. Этот параметр используется совместно с параметром Transparency (Прозрачность); если изображение не содержит прозрачных участков, то параметр Matte недоступен. Если флажок Transparency установлен, то список Matte позволяет указать цвет полупрозрачных пикселов изображения. Если флажок Transparency снят, то выбранный в списке Matte цвет заполнит как полупрозрачные, так и прозрачные пикселы. В Web-цизайне с помощью списка Matte выбирают цвет, совпадающий с цветом фона Web-страницы.
Раскрывающийся список Dither (Размытие) позволяет указать способ передачи цветовых оттенков с целью повысить качество изображения, содержащего не-эольшое количество цветов. Возможны следующие значения:

None (Нет). Каждый цвет изображения, пиксел за пикселом, отображается в Злижайший цвет палитры. Это может привести к резким переходам цвета.
Diffusion (Диффузия). Создает эффект естественного цвета.
Pattern (Шаблон). Доступен только для палитры Mac OS (Системная). Специалисты не рекомендуют использовать это значение.
Noise (Шум). Пикселы накладываются по всему изображению.

Поле Amount (Количество) позволяет устанавливать уровень обработки изображения способом, указанным в списке Dither (Размытие). Небольшие значения уменьшают количество используемых цветов.

Флажок Preserve Exact Colors (Сохранить верный цвет) позволяет включить в цветовую палитру точные цвета исходного изображения. Этот параметр доступен, только если в списке Dither (Размытие) выбрано значение Diffusion (Диффузия). Если флажок установлен, то выключается размытие цвета в областях, цвет которых совпадает с цветом текущей палитры.

Цвета в изображении с индексированными цветами можно редактировать. Вы можете перекрасить все пикселы изображения, имеющие один цвет, в другой цвет. Для этого необходимо отредактировать палитру цветов. Выполните команду Image>Mode>Color Table (Изображение>Режим>Палитра). Откроется окно Color Table (Таблица цветов).

*

Рис. 29. Окно Color Table для редактирования индексированных цветов

Чтобы изменить какой-либо цвет в таблице цветов, щелкните на нем. Откроется окно Color Picker (Сборщик цветов), в котором можно выбрать нужный цвет.
Окно Color Table (Таблица цветов) позволяет загрузить/сохранить палитру из файла/в файле с расширением act. Кроме того, оно дает возможность выбрать предопределенную палитру в раскрывающемся списке Table (Таблица).

Инструмент Eyedropper (Пипетка) позволяет сделать пикселы, окрашенные в тот или иной цвет, прозрачными. Для этого сначала щелкните на квадратике с изображением пипетки, а затем на образце цвета в палитре. В изображении все пикселы, окрашенные в этот цвет, станут прозрачными. Прозрачные участки изображения будут представлены в виде шахматной доски.

Рис. 30. Инструмент Eyedropper позволяет указать, какого цвета пикселы должны быть прозрачными. Прозрачные области на изображении отображаются в виде шахматной доски


Для представления графики в Internet широко используются индексированные изображения. Они, как вы помните, позволяют передавать до 256 фиксированных цветов. Набор цветов изображения (палитра) хранится в файле вместе с изображением и используется браузером для демонстрации.

Изображения с индексированным цветом получают из полноцветных изображений путем уменьшения количества цветов. Как же передать 16 млн цветов полноцветного изображения 256-ю цветами индексированного? Для этого существует операция, называемая сглаживанием (dithering). Сглаживание построено на том же обмане зрения, что и типографская печать: несколько расположенных рядом точек разных цветов, будучи достаточно мелкими, производят впечатление точки "суммарного" цвета. Отличие изображения после типографской печати от индексированного только в том, что в первом случае используются четыре краски, а во втором - 256. Photo-shop в диалоговом окне Indexed Color, которое появляется после выполнения команды Image/Mode/Indexed Color... позволяет выбрать один из трех (рис. 9.2) вариантов сглаживания (или настройки цветов):

Pattern. Каждому из 16 млн. цветов сопоставляется определенная комбинация пикселов, имеющихся в палитре индексированного изображения. При пристальном рассматривании такая имитация выглядит как узор из цветных точек.

Diffusion. При таком алгоритме сглаживания происходит поочередное перекодирование каждого пиксела. После того, как выбрана подходящая комбинация индексированных цветов для представления первого пиксела, анализируется следующий. Вместо него добавляются пикселы, цвет которых вместе с цветом предыдущих даст требуемый. Эта операция проделывается со всеми пикселами изображения. Применение данного способа дает более привлекательный результат, поскольку не создает назойливо повторяющегося узора.

Noise. Как и Diffusion, дает случайное распределение пикселов, но гарантирует от проявления "узоров" в плавных градиентных переходах и погрешностей по краям изображения.

None. Этот метод сглаживания суть отсутствие сглаживания. В этом варианте для каждого цвета просто подбирается наиболее близкий из имеющейся палитры цветов. Это неминуемо приводит к сильному искажению цветов и применяется только в тех случаях, когда их количество лишь немного превышает 256.

Рис. 9.2. Способы сглаживания при индексации цветов

1. Откройте файл plane l.tif.

2. Создайте копию файла командой Duplicate... меню Image.

3. Выберите режим Indexed Color... из списка Mode, находящемся в меню Image.

4. Перед вами диалоговое окно Indexed Color. Здесь вам необходимо выбрать палитру изображения, глубину цвета, метод сглаживания, качество сглаживания и точность цветопередачи. В списке палитр выберите палитру Web.

5. В списке Dither выберите вариант Diffusion. Как уже упоминалось, наиболее приемлемый вариант.

6. Переключатель Color Matching переведите в положение Best и установите флажок Preserve Exact Colors, чтобы достичь максимального качества.

7. Нажмите кнопку ОК.

8. Проделайте шаги 3-8 с дубликатом изображения, только на шаге 4 выберите палитру Adaptive. Сравните получившиеся индексированные изображения (чтобы различия были очевидны, увеличьте масштаб отображения документов).

9. Несомненно, адаптированная палитра дает намного более качественный результат. Особенно это сказывается на изображениях с большим количеством оттенков нескольких цветов, поскольку в палитре Web много цветов, но мало оттенков. Убедитесь в этом, открыв палитру командой Color Table... того же списка Mode меню Image.

10. Закройте оба изображения не сохраняя.

Особенно удачно использование индексированных изображений для отображения текстовой информации и рисунков. В этом случае 256 цветов даже излишни - можно обойтись и меньшим их количеством. Индексированные форматы предоставляют вам такую возможность. Photoshop автоматически вычисляет количество цветов в индексированном изображении и округляет его до ближайшей степени двойки: 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128. Меньшее количество цветов позволяет создавать графические файлы меньшего размера.

Индексированный цвет

Монохромные, полутоновые и полноцветные изображения широко используются при изготовлении оригинал-макетов, предназначенных для тиражирования любыми способами. Кроме перечисленных, существует еще один тип цветных изображений, который до недавнего времени имел сугубо историческое значение. До широкого распространения видеоадаптеров с большим объемом видеопамяти и мониторов SVGA, большинство компьютеров были способны отображать на экране не более 256 цветов одновременно. Более старые мониторы ограничивали это количество до 64-х или 16-ти. Наиболее рациональным способом кодировки в таких условиях являлось их индексирование. При индексировании каждому из цветов изображения присваивался порядковый номер, который использовался для описания всех пикселов, имеющих этот цвет. Поскольку для разных изображений набор цветов отличался, он хранился в памяти компьютера вместе с изображением. Набор цветов, использованных в изображении, получил название палитры (цветовой таблицы), а способ кодирования цвета - индексированный цвет (indexedcolor ). С развитием компьютерных видеосистем индексированные цвета перестали использоваться столь широко. Даже современные офисные компьютеры способны отображать на экране 65 536 (режим High Color ) или 16,8 млн цветов (режим TrueColor ).

Глубина цвета индексированных изображений зависит от количества элементов в его цветовой таблице и может находиться в диапазоне от 2 до 8 бит. Для описания 64 цветов нужно б бит, для 16 цветов - 4 бита. Для изображения, состоящего из 256 цветов, требуется 1 байт (восемь бит). Соответственно меняется и объем памяти, занимаемый индексированным изображением. Для изображения с палитрой из 256 цветов требуется столько же памяти, сколько и для полутонового. При меньшей цветовой таблице объем занимаемой памяти будет еще ниже. Заметьте, что изображение является цветным при весьма малых размерах файла. Именно это обстоятельство дало вторую жизнь индексированным изображениям с развитием Web-дизайна, поскольку для передачи по сети размеры файлов критичны. Сейчас индексированные форматы широко используются при подготовке изображений для электронного распространения.


Рис. 2.16. Диалоговое окно IndexedColor

Индексированные изображения обычно получают из полноцветных сокращением количества цветов. В Photoshop для этого служит команда Indexed Color (Индексированный цвет) списка Mode (Режим) меню Image (Изображение). Она открывает диалоговое окно, в котором задаются параметры перевода изображения в индексированный цвет (рис. 2.16).

В первую очередь это палитра (цветовая таблица), число цветов, дополнительные цвета и прозрачность. Ниже, в группе Options (Параметры), задается способ обработки полупрозрачных областей и параметры сглаживания.

В списке палитр Palette (Палитра) на выбор предлагается несколько вариантов. Их можно разделить на фиксированные и алгоритмические. Первые представляют собой строго определенный набор цветов. Как правило, это цвета, использующиеся какой-либо программой просмотра или устройством (например, палитра Web, стандартная для браузеров, палитра Uniform - для VGA-мониторов, Windows - системная палитра Windows.

Алгоритмические палитры Photoshop генерирует индивидуально для каждого изображения. Такие палитры обеспечивают наиболее адекватную передачу. Предлагается несколько альтернативных алгоритмов редуцирования цветов. К ним относятся палитры Selective (Селективная), Adaptive (Адаптивная) и Perceptual (Перцептивная). Во всех случаях Photoshop автоматически подбирает в таблицу максимум цветов изображения, но делает это по разным алгоритмам. Палитра Adaptive (Адаптивная) - это просто выбор наиболее частых цветов. Selective (Селективная) отдает предпочтение тем цветам, которыми залиты наибольшие области изображения плюс цвета из Web-палитры, a Perceptual (Перцептивная) ориентируется на особенности восприятия, сохраняя цвета той части спектра, где глаз наиболее чувствителен к деталям.

Наконец, пункт Previous (Предыдущий) означает, что программа использует таблицу, определенную для предыдущего индексированного в этом сеансе файла.

Список Colors (Цвета) задает количество цветов в индексированном изображении, иными словами, размер палитры. Этот параметр имеет смысл только для алгоритмических палитр, т. к. в фиксированных палитрах он задан жестко. Чем меньше цветов использовано в изображении, тем меньше его размер, но хуже цветопередача.

В поле Forced (Принудительно) задаются наборы цветов, вводимые в таблицу "принудительно". Это могут быть черный и белый цвета, Primaries (Базовые) (синий, красный, зеленый, пурпурный, желтый, голубой, черный и белый) или другие. Выберите вариант Primaries (Базовые) и проследите, как меняется изображение.

Примечание
Изображения в индексированном формате могут содержать прозрачные участки. Режим сохранения прозрачности включается флажком Transparency (Прозрачность). Способ обработки полупрозрачных областей регулируется в списке Matte (Кайма). Поскольку в нашем изображении прозрачных участков нет, мы отложим обсуждение этой темы до главы 11, посвященной подготовке графики для Web. Там же описаны способы сглаживания цветов изображений.

Ограниченное количество цветов в палитре подходит только для рисованных изображений. Если в индексированный формат переводится фотография (рис. 2.17, а), она станет похожа на плакат с резкими границами цветных областей (рис. 2.17, б). Для имитации переходных цветов используются алгоритмы сглаживания (dithering). Расположив рядом пикселы более темного и более светлого оттенков одного цвета, можно передать отсутствующий промежуточный цвет. Сглаживание индексированных изображений может проводиться разными способами, определенными в списке Dither (Сглаживание).

Алгоритм Pattern (Узор) представляет цвета, отсутствующие в палитре, в виде набора смежных пикселов близких цветов. В результате получается своеобразный узор из пикселов (рис. 2.17, в). Бросающийся в глаза узор плохо выглядит на фотографических изображениях. Для них лучше воспользоваться алгоритмом Diffusion (Диффузия), основанном на "рассеянии ошибки". Идея алгоритма заключается в том, что каждому пикселу изображения присваивается цвет, дающий наилучшее соответствие оригиналу вместе с предыдущим пикселом. В результате ошибка в передаче цветов пикселов рассеивается по всему изображению и практически не создает характерного узора (рис. 2.17, г). Тем не менее, в некоторых случаях (например, в длинных градиентных заливках) и этот алгоритм не гарантирует от возникновения узоров. В таких случаях лучше прибегнуть к алгоритму Noise (Шум) (рис. 2.17, д).

В поле Amount (Сила) вводят силу сглаживания. Варьируя этот параметр, вы сможете менять внешний вид индексированного изображения от "плакатного" до практически точного соответствующего оригиналу. Учтите, что чем сильнее сглаживание, тем больший размер имеет файл изображения.

Описание изображения в целом может состоять из описаний цветов всех его элементов (точек). Это - самый простой и практически очевидный способ описания всего изображения. Однако здесь возникает задача создания компактного описания, чтобы сэкономить требуемую для его хранения память компьютера. В настоящее время применяются различные методы создания компактных описаний. Остановимся пока лишь на одном, называемом Indexed Color (индексированный цвет).

На практике изображения часто содержат не все воспринимаемые глазом цвета, а лишь небольшое их подмножество. Например, плакаты обычно раскрашены не более чем десятью цветами. Представим себе некоторую картинку. Разделим все различимые на ней цвета на несколько классов. Например, близкие цвета можно отнести к одному и тому же классу, а существенно различные - к разным. Совокупность всех таких классов образует палитру цветов данной картинки. Элементы палитры (классы цветов) можно пронумеровать или, иначе говоря, проиндексировать. Далее, составим таблицу, в которой каждому индексу сопоставим цвет из палитры (например, RGB-код). Тогда описание картинки должно содержать эту таблицу и последовательность индексов, соответствующих каждой точке картинки. Если элементов палитры меньше, чем исходных цветов, то при таком описании происходит потеря исходной графической информации. Если элементов палитры столько же, сколько исходных цветов, то описание точно передает исходную графическую информацию.

На практике довольно широко используются палитры, содержащие 256 цветов каждый цвет представляется одним байтом или восемью битами). Иногда используются 16-цветные (4-битные) палитры. Часто используется 16-битное представление цвета, называемое High Color . Его палитра содержит 2 16 = 65 536 цветов. По существу, это- индексированные RGB-цвета. Индексированные цвета используются в графических файлах формата GIF, а этот формат чрезвычайно популярен в Web-дизайне.

В Photoshop исходное изображение должно быть представлено в режиме RGB, чтобы его можно было преобразовать в систему индексированных цветов. Следует отметить, что после индексирования большинство функций редактирования в Fhotoshop не будут доступны. Если вам все же необходимо отредактировать такое изображение, то сначала переведите его в режим RGB (Image › Mode › RGB) (Изображение › Режим › RGB). После редактирования можно будет вернуться в режим индексированных цветов.

Команда Image › Mode › Indexed Color (Изображение › Режим › Индексированный) открывает окно, в котором можно задать параметры представления изображения в режиме индексированных цветов.

Раскрывающийся список Palette (Палитра) позволяет выбрать либо уже готовую палитру, либо способ вычисления цветов для создания палитры на основе ветов, имеющихся в изображении. Возможны следующие варианты.

Рис. 28 . Окно установки параметров преобразования в индексированные цвета

  • Exact (Точная). Если исходное изображение содержит меньше 256 цветов, то это значение устанавливается по умолчанию. Данный вариант хорошо подходит для высококонтрастных и черно-белых изображений.
  • System (Системная). Возможны два варианта этого параметра, используемых для операционных систем Windows и Mac OS. Обычно применяется при создании фоновых узоров.
  • Web . Браузеры Web-страниц имеют собственные 216-цветные палитры. При выводе изображения на монитор, настроенный на отображение 256 цветов, браузер автоматически преобразует все цвета изображения к палитре Web.
  • Uniform (Универсальная). Эта палитра представляет равномерное распределение цветов спектра.
  • Adaptive (Адаптивная). В палитру отбираются наиболее часто используемые цвета. Возможны два варианта этого параметра - Local (Локальный) и Master (Мастер). Вариант Local позволяет учитывать цвета только в текущем изображении, а Master - в нескольких изображениях. При использовании варианта Local можно выделить на изображении некоторый участок, чтобы при построении палитры было отдано предпочтение цветам этого участка. Параметр Adaptive используется чаще других.
  • Perceptual (Восприимчивая) и Selective (Выборочная). Являются некоторыми вариациями параметра Adaptive. Perceptual обычно используется для фотографий, когда точность передачи важнее количества цветов. Selective лучше подходит для ярких и четких изображений. Как и и случае параметра Adaptive , параметры Perceptual и Selective имеют два варианта - Local (Локальный) и Master (Мастер).
  • Custom (Заказ). Позволяет загрузить цветовую палитру из файла с расширением.act, а также сохранить ее в файле. Впрочем, этот же инструмент для изображения с индексированными цветами можно вызвать с помощью команды lmage › Mode › Color Table (Изображение › Режим › Палитра).
  • Previous (Предшествующая). Установка этого переключателя позволяет использовать последнюю цветовую палитру, созданную с помощью команды Image › Mode › Indexed Color (Изображение › Режим › Индексированный). Обычно используется в случае создания нескольких высококонтрастных изображений, которые должны выглядеть в цветовом отношении однородными. Параметр доступен, если вы хотя бы раз в текущем сеансе работы использовали команду Image › Mode › Indexed Color (Изображение › Режим › Индексированный).

Поле Colors (Цвета) позволяет задать количество (от 2 до 256) цветов в палитре. Чем меньше это число, тем меньшим по объему будет файл. Если флажок Preview (Предпросмотр) установлен, то можно наблюдать, как влияет на качество изображения выбор того или иного количества цветов в палитре. Старайтесь выбирать наименьшее значение, при котором качество изображения вас устраивает.

Раскрывающийся список Forced (Неестественный) позволяет заблокировать некоторые цвета, чтобы они остались неизменными при индексации. В раскрывающемся списке можно выбрать следующие значения:

  • Black and White (Черный и Белый). Сохраняет черный и белый цвета в исходном изображении.
  • Primaries (Изначальный). Сохраняет 8 цветов: белый, красный, зеленый, синий, голубой, темно-красный, желтый и черный.
  • Web . Сохраняет 216 цветов Web-палитры.
  • Custom (Заказ) . Позволяет указать, какие цвета следует сохранить. При выборе этого варианта открывается окно Forced Colors (Принудительные цвета), в котором можно увидеть образец для каждого заблокированного цвета. Для добавления нового образца, щелкните на пустой клетке и выберите цвет в открывшемся окне Color Picker (Сборщик цветов). Чтобы разблокировать цвет, щелкните на его образце при нажатой клавише CTRL .
  • None (Нет). Ни один из цветов не блокируется.

Флажок Transparency (Прозрачность) позволяет сохранить прозрачные области.

Раскрывающийся список Matte (Матовость) служит для выбора цвета раскраски полупрозрачных пикселов изображения. Этот параметр используется совместно с параметром Transparency (Прозрачность); если изображение не содержит прозрачных участков, то параметр Matte недоступен. Если флажок Transparency установлен, то список Matte позволяет указать цвет полупрозрачных пикселов изображения. Если флажок Transparency снят, то выбранный в списке Matte цвет заполнит как полупрозрачные, так и прозрачные пикселы. В Web-дизайне с помощью списка Matte выбирают цвет, совпадающий с цветом фона Web-страницы.