Применение каналов с обратной связью. Системы связи с обратной связью

Разли­чают следующие алгоритмы работы системы с информационной обратной связью: с ожиданием (ИОС-ОЖ), с непрерывной пе­редачей (ИОС-НП) и с адресным повторением (ИОС-АП). Эти алгоритмы аналогичны алгоритмам соответствующих систем с РОС, но решение о выдаче информации ПС или ее стирании и необходимости повторной передачи в системах с ИОС принима­ется передатчиком системы. Наиболее широко применяются системы с ИОС-ОЖ, которые рассматриваются ниже. Структурная схема системы с ИОС-ОЖ представлена на рис. 2.15, а ее алгоритм – на рис. 2.16.

На рис. 2.16 представлено: Al – запрос очередного кадра; А2 – запись очередного кадра (информационной части) в Н пер; A3 – формирование комбина-ции передачи (СС плюс информационная часть); А4 – пе­редача по ПК; А5 – прием из ПК; А6 – дешифрирование СС; А7 – выдача предыдущего информационного кадра из Н пр к ПС; A8 – запись очередного принятого информационного кадра в Н пр; А9 – кодирование записанного в Н пр кадра; А10 – формирование r -разрядной комбинации из прове­рочных разрядов; A11 – запре­щение выдачи кадра из Н пер ПС; А12 – передача по обратному каналу: А13 – прием из обратного канала: А14 – срав­нение с УС; А15 – стирание предыдущего информационного кадра из Н пер и формирование сигнала подтверждения; А16 – блоки­ровка ИС, формирование сиг­нала стирания и повторение передачи информационного кадра из Н пер.

Рисунок 2.15 – Структурная схема системы ПД с ИОС-ОЖ (укороченная ИОС): УС – устройство сравнения; СС – служебный сигнал

Временная диаграмма работы системы ПД с ИОС-ОЖ приведена ниже на рис. 2.17.

Система работает следующим образом. По команде готовности УУ пер ст. А ИС передает в прямой канал информационный кадр из k разрядов. Этот кадр одновременно запомина­ется в накопителе Н пер (Al...A4).

На приеме принятый информационный кадр записывается в накопитель Н пр и одновременно поступает в кодер для получения r провероч­ных разрядов (А6, А8, А9). Сформированная из r проверочных разрядов комбинация по сигналу УУ пр передается по обратному каналу (А10). Принятая на ст. А по обратному каналу r - разрядная комби­нация поступает на один из входов устройства сравнивания (УС).

На второй вход УС из кодера передатчика поступает соответст­вующая r -разрядная комбинация как результат кодирования кадра, хранящегося в Н пер. Таким образом, УС сравнивает поразрядно две r -разрядные комбинации, соответствующие одной и той же информационной k -разрядной последовательности. Если в результате сравнения окажется, что ошибка не обнаружена, то РУ пер выдает соответствующий сигнал УУ пер, которое, в свою оче­редь, дает команду шифратору служебного сигнала СС передать в сторону приемника сигнал подтверждения. После этого УУ пер разрешает ИС выдать очередной информационный кадр для передачи в прямой канал и стирает предыдущий кадр в Н пер.

Получив подтверждение с выхода дешифратора СС, УУ пр вы­дает команду на выдачу ПС информационного кадра, хранящего­ся в Н пр, и приступает к приему следующего информационного кадра, по­ступающего вслед за сигналом подтверждения (А7, А10, ..., А15).

Если же при сравнении в УС обнаружится ошибка, то РУ пер даст соответствующий сигнал УУ пер, которое выдаст команду шифратору СС на передачу в сторону приемника служебного сигнала стирания, вслед за которым из Н пер будет повторяться передача предыдущего кадра (А16). Источнику сообщений поступает запрет на передачу очередного информационного кадра (см. пере­дачу информационного кадра 2 на рис. 2.17). Получив сигнал стирания, при­емник с помощью УУ пр блокирует поступление информации к ПС и стирает хранящуюся в Н пр информацию, записывая туда же информационный кадр, поступивший вторично вслед за сигналом стирания. Опять производится кодирование, формируется и передается r -разрядная комбинация по обратному каналу и т. д. И так будет продолжаться до тех пор, пока не поступит в приемник сигнал подтверждения.

При полной ИОС в приемнике и передатчике отсутствуют ко­деры и по обратному каналу на УС поступает вся информация, принятая приемником.

Рисунок 2.16 – Алгоритм системы ПД с укороченной ИОС-ОЖ

Очевидно, что при полной ИОС обратный канал должен иметь такую же пропускную способность, что и прямой. Из рис. 2.17 видно, что минимальное время ожидания

t ож = t р + t ан + t r + t р + t а r = t r + 2t р + t ан + t а r ,

где t r – длительность r -разрядной комбинации, передаваемой по обратному каналу; t a r время анализа r -разрядной комбинации.

Рисунок 2.17 – Временная диаграмма работы системы ПД с ИОС-ОЖ

При полной ИОС t r = t бл , тогда

t ож = t бл + t ан + 2t р + t ан = t бл + 2(t р + t ан).

Таким образом, эффективность использования канала передачи данных в системе с ИОС-ОЖ ухудшается при увеличении длины инфор­мационного кадра (t бл или t r ) и протяженности (времени рас­пространения) линии связи (t p).

Для увеличения эффективности использования канала передачи данных в систе­мах с ИОС возможно использование непрерывной передачи и ад­ресного переспроса. Однако широкого практического применения эти системы не имеют.

Текущая скорость передачи в системе с полной ИОС может быть рас­считана по формуле

а вероятность ошибочного приема комбинации – по формуле

,

где p п k вероятность правильного приема информационного кадра из k эле­ментов; р з1k – вероятность приема информационного кадра из k b = b, b контрольные r -разрядные последователь­ности соответственно приемника и передатчика; р з2k – вероятность приема информа-ционного кадра из k элементов с ошибкой, при которой b b; р п r – вероятность правильного приема комбинации из r элементов по каналу ОС; p з1 r – вероятность приема комбинации из r b = b; р з2 r вероятность приема комбинации из r элементов с ошибкой, после которой на передатчике b = b.

Выдача ПС ошибочного кадра в системе с ИОС и ретранс­ляцией происходит только в тех случаях, когда при ошибке в прямом канале в обратном происходит трансформация ошибоч­ного кадра в правильный (зеркальная ошибка). Если ошибки, вносимые каналом, не коррелированы и возникают в прямом и обратном каналах независимо с вероятностью р, то вероятность одиночной ошибки составит р 2 . В случае значительного группиро­вания ошибок верность передачи сообщений резко увеличивает­ся, так как вероятность возникновения в одной и той же комби­нации одинаковой многократной ошибки в прямом и обратном каналах значительно меньше, чем вероятность двукратного сбоя одиночного символа.

В этом отношении система с ИОС противоположна по своим свойствам системе с РОС, где вероятность необнаруженной ошиб­ки тем выше, чем больше их корреляция. Поэтому и в случае r = k с целью повышения верности передачи в системах с ИОС це­лесообразнее в качестве контрольной последовательности исполь­зовать не информационные комбинации (b" а ), а образовывать контрольные последовательности по правилам линейных систе­матических кодов.

Применение кода позволит обнаруживать ошибки с суммарной кратностью менее кодового расстояния, в то время как в случае (b" = а ) не обнаруживаются однократные зер­кальные ошибки. Ретрансляционную ИОС целесообразно исполь­зовать в системах, имеющих вероятность ошибок в каналахОС,значительно меньшую, чем в прямом канале.

1

Статья посвящена психологическим и социальным аспектам обратных связей в сфере массовой коммуникации. В ней рассматриваются виды обратных связей, классифицирует системы опосредованного общения в зависимости от степени выраженности и скорости получения обратной связи, определяет психологическую модель речевого общения в сфере масс-медиа. Автор обращается к данным социологии, лингвистики, общей теории информации. Коммуникация при межличностном общении именуется аксиальной (от лат. axis - ось) Учитывая, что тексты масс-медиа направлены множеству аудиторий одновременно, такая коммуникация называется ретиальной (от лат. rete - сеть). Если в печати преобладает линейный вид передачи информации, то на радио и на ТВ преобладает структурный способ («способ фенестрации»), когда одновременно передаются знаки разной семиотической природы. Среда масс-медиа обнаруживает максимальное число звеньев опосредования по сравнению с прямым межличностным речевым общением.

коммуникация

масс-медиа

модели речевой деятельности

семиотические аспекты общения

информационная обратная связь

1. Брудный А. А. Коммуникация и семантика // Вопр. философии. - 1972. - №4. - С. 40-47.

2. Винер Н. Кибернетика. - М.: Наука, 1983. - С. 183-186.

3. Забродин Ю. М., Харитонов А. М. Психологические аспекты передачи информации через каналы коммуникации // Психологические исследо­вания общения: сб. науч. тр. - М., 1985. ─ С. 300-311.

4. Леонтьев А. А. Психология общения. - Тарту: [Тартусский ун-т], 1974. ─ 219 с.

5. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М.: Наука, 1974. - 246 с.

6. Философский энциклопедический словарь. ─ М.: Советская энциклопедия, 1983. - С. 447.

Какой вид речевого общения существует в сфере печатных и электронных масс-медиа? В противоположность прямому (межлично-стному или межгрупповому) непосредственному диалогу с явно выра-женной обратной связью и постоянной взаимной сменой ролей между коммуникатором и адресатом общение в сфере масс-медиа является косвенным, опосредованным, в полной мере социальным.

При межличностном общений текст (сообщение) передается строго определенным единичным получателям; такая коммуникация получила название аксиальной (от лат. axis - ось). Тексты масс-медиа направлены множеству аудиторий одновременно, анонимным адреса-там, для которых сообщаемая информация является семантически значимой; такая коммуникация называется ретиальной (от лат. rete - сеть, невод) .

Вопреки распространенному заблуждению, что степень влияния средств массовой информации будто бы зависит от их технической специфики, их эффективность связана прежде всего со спецификой ре-тиальной коммуникации как таковой.

Поскольку ретиальная коммуникация является (в терминах пси-хологии) социально ориентированным общением, тексты масс-медиа не только информируют личность, но и социально ориентируют ее.

Диалектика общения вообще, а речевого ретиального общения в сфере масс-медиа в особенности, делает неадекватным его рассмотре-ние в терминах только одной науки, например, психологии. Поэтому придется в рамках данной работы обращаться к данным социологии, лингвистики, общей теории информации. С другой стороны, именно проблемы эффективности воздействия, связанные с обратной связью (точнее: с отсутствием явно выраженной обратной связи) в масс-медиа с необходимостью обязывают нас строго различать психологический и социологический аспекты анализа.

Следует четко различать психологические (семиотические) эффекты и социальную эффективность деятельности институтов массовой коммуникации. Психологические аспекты текстов масс-медиа, в пер-вую очередь, являются средствами достижения «инструментальных» целей - сохранения и увеличения аудитории, повышения авторитета и популярности отдельных коммуникаторов, каналов, программ и т.п. «Инструментальные» эффекты выражаются в конкретных актах комму-никации в виде непосредственных реакций аудитории на конкретно воспринятые сообщения. Как учесть и измерить эти реакции? Вряд ли современная система подсчета рейтинговых очков каждой передачи да-ет нам адекватное решение обсуждаемой сложной проблемы. Ниже мы пытаемся обосновать неадекватность (суррогатность) рейтинговой сис-темы подсчета в области обратной связи.

Социологическая трактовка системы масс-медиа стремится вый-ти из замкнутой цепи модели «коммуникатор - канал связи - сооб-щение - адресат», определяя масс-медиа как часть системы социаль-ной регуляции общества, как интегрирующий фактор общественного развития и его катализатор. Метод контент-анализа и другие экспери-ментальные методы социологии помогают выделить максимально ин-вариантную структуру информационных и ценностно-нормативных компонентов всего потока текстов масс-медиа, «модель мира», форми-рующую в течение определенного времени представления, убеждения, стереотипы, критерии оценки и эталоны поведения большого числа людей.

Однако социальная эффективность текстов масс-медиа не явля-ется непосредственно управляемой со стороны органов масс-медиа. Она является следствием длительной реализации реальных функций потока сообщений как целостной системы и реализуется, в конечном счете, вне процесса массовой коммуникации в более широкой системе социальной деятельности через механизмы межличностного, группово-го общения и массового поведения.

Еще одно отличие ретиальной коммуникации состоит в резком сокращении диапазона обратных связей, увеличении времени прохож-дения обратной информации; это привело к необходимости организа-ции адекватной сети обратных связей как наиболее актуальной пробле-ме, решение которой как будто бы обеспечит как психологическую, так и социальную эффективность всей текстовой деятельности масс-медиа. Строгая дифференциация психологических и социальных аспектов анализа общения в масс-медиа (о которой шла речь выше) - пер-вое условие решения указанной проблемы.

Другое условие имеет объективный характер: надо преодолеть неоднозначную трактовку самого понятия «обратная связь», возник-шую вследствие перенесения этого понятия в социальные сферы из терминологии технических устройств общей теории информации.

Обратная связь в теории информации понимается как непосред-ственное «обратное воздействие результатов процесса на его протека-ние или управляемого процесса на управляющий орган» . Такой об-ратной связи в масс-медиа не существует, ибо она отсрочена и на сам коммуникативный акт влиять не может. Для таких сложных социаль-ных систем, какой является система масс-медиа, выделить типы обрат-ной связи оказывается нелегко. Возможно, именно по этой причине многие продолжают при анализе общения в сфере масс-медиа пользо-ваться терминологией теории информации. Так поступал А. А. Леонтьев в своих широко известных работах по психологии общения . Он по-лагал, что «почти любое общение» «не является однонаправленным ни с точки зрения структуры коммуникативной сети, ни с точки зрения структуры самого процесса общения» . А. А. Леонтьев рассмат-ривал два вида обратной связи: один - «это скрытая обратная связь», то есть «внутренняя мера» коммуникатора, позволяющая строить фор-му сообщения с учетом предполагаемых и возможных реакций аудито-рии; второй - «специальные каналы» обратной связи, такие, как пись-ма зрителей/слушателей, звонки на радио/теле-студию во время пере-дачи и т.п. Однако сам А. А. Леонтьев, вероятно, уже ощущал иллюзор-ность второго вида обратной связи с точки зрения структуры коммуни-кативной сети, явную нерепрезентативность звонков на студию по от-ношению ко всей массовой аудитории, когда писал далее об отсутствии «специального канала для обратной связи» в масс-медиа . Существование же «скрытой обратной связи» вообще оказывается только гипотетичным для многих типов радио-/теле-передач, например, так называемых «полуподготовленных» и «бестекстовых» в жанре уст-ного прямого (спонтанного) репортажа, интервью и др.

В то же время в модели речевой деятельности, созданной А. А. Леонтьевым, вслед за фазами ориентировки, реализации плана сообще-ния идет обязательная фаза эффективности сообщения, где должна «установиться обратная связь, сигнализирующая говорящему о том, что выбранное им содержание и способы достигли своей цели» . В рамках терминологии теории информации, которой пользуется А. А. Леонтьев, здесь явное противоречие: каким образом «сигнализация» поступает говорящему, если для нее нет «специального канала»? Обратная связь в последней фазе модели речевой деятельности А. А. Леон-тьева вопреки схеме автора не устанавливается именно в психологиче-ском плане, а сама модель для сферы масс-медиа оказывается неадек-ватной.

Так из-за временной, пространственной разорванности акта об-щения психологические реакции аудитории масс-медиа не могут быть учтены коммуникатором во время самого процесса общения (в боль-шинстве случаев). Психологически адресат может воздействовать на речь коммуникатора в пределах протекающего акта общения только потенциально, преимущественно в фазе ориентировки и планирования. Но даже потенциальное приспособление текста к ожидаемым реакциям аудитории в сфере масс-медиа затруднено из-за анонимности аудито-рии и спонтанности устной речи в некоторых видах радио- и телепере-дач. Можно назвать такую форму влияния аудитории на коммуникатора «внутренней», «скрытой», «потенциальной» обратной связью. На пси-хологическом уровне анализа в масс-медиа такой тип обратной связи является единственно возможным.

Психологи Ю. М. Забродин и А. Н. Харитонов когда-то высказали интересную мысль об управлении обратной связью при опосредован-ном общении путем «контролируемого изменения характеристики ме-диаторов» (то есть технических приспособлений и устройств, опосре-дующих общение) . Наличие «медиатора» создает у реципиента принципиальную возможность управления каналом передачи сообще-ния: можно в любой момент прервать чтение, выключить радиоприем-ник или телевизор и т.п. В общении же «лицом к лицу» в обычных ус-ловиях невозможно мгновенно прервать беседу, тем более «выклю-чить» собеседника. Возникает задача классификации медиаторов по их возможности в реализации обратной связи. За точку отсчета принима-ется возможность получения ответа во временных пределах, сравнимых с временем нормальной реакции человека на реплику собеседника в «живом» диалоге.

По степени выраженности и скорости получения обратной связи можно классифицировать системы опосредованного общения следующим образом:

  1. системы, обеспечивающие обратную связь без выраженной за-держки во времени (телефон, видеотелефон, телетайп в варианте дуп-лексной связи);
  2. системы отсроченного общения (почта, телеграф, космическая коммуникация на межпланетные расстояния); обеспечивают обратную связь с четко выраженной задержкой во времени;
  3. системы непрямого общения (литература, кинематограф, изобразительное искусство и пр.); в принципе не рассчитаны на обрат-ную связь, хотя и имеют ее чаще всего в виде оценки; обратная связь может быть значительно (на многие годы) отсрочена во времени.

Система средств масс-медиа занимает в этой классификации особое место. Она использует аппарат обратной связи, обеспечиваемый системами первых двух типов (телефон, почта), а также получает ин-формацию оценочного типа, касающуюся своей деятельности, подобно системам третьего типа. Однако обратная связь в явном виде не высту-пает в качестве основной характеристики системы массовой информа-ции.

Теперь несколько замечаний по поводу обратной связи на со-циологическом уровне анализа. Здесь функционирует так называемая «информационная обратная связь», то есть информация о протекании процесса, на основе которой вырабатывается то или иное управляющее воздействие , но действующая очень медленно. Подобные системы обратной связи существуют в организме высших животных и челове-ка, они характеризуются Н. Винером как гомеостазы . Информаци-онная гомеостатическая обратная связь, отсроченная во времени, - обя-зательное условие оптимального функционирования системы масс-медиа, обеспечения ее социальной эффективности.

В заключение кратко определим психологическую модель рече-вого общения в сфере масс-медиа по четырем группам параметров, на-меченных в свое время А. А. Леонтьевым (см. его работу «Психология общения» - Тарту, 1974): ориентация общения, психологическая дина-мика общения, семиотическая специализация, степень социальной опо-средованности.

По первому параметру: речевое общение в масс-медиа является социально ориентированным по преимуществу, но элементы личност-ной ориентации также присутствуют.

По второму параметру: коммуникатор в масс-медиа учитывает прежде всего социальные роли адресата (ролевое общение). Кроме то-го, автор опирается на институциональный имидж того общественного института (органа печати, программы или канала радио и ТВ), от имени и в структуре которого он выступает.

Что касается семиотического аспекта, то здесь виды масс-медиа сильно отличаются: если в печати преобладает линейный вид передачи информации, то на радио и особенно на ТВ мы имеем дело со струк-турным способом представления информации (в общей теории комму-никации он называется «способ фенестрации», от лат. fenestra - окно), когда одновременно передаются знаки разной семиотической природы - звуки, письменные знаки, изображение. Наконец, среда масс-медиа обнаруживает максимальное число ступеней опосредования по сравне-нию с прямым межличностным речевым общением.

Рецензенты:

  • Щебланова Вероника Вячеславовна, доктор социологических наук, профессор кафедры «Социология, социальная антропология и социальная работа» Саратовского государственного технического университета им. Ю. А.Гагарина, г. Саратов.
  • Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, профессор кафедры психологии образования, г. Саратов.

Библиографическая ссылка

Зильберт Б.А. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ МАСС-МЕДИА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6425 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Обратная связь – это инструмент управления персоналом и повышения эффективности бизнес-процессов, который должен учитываться в каждом аспекте любой организации.Это мощный инструмент влияния, с помощью которого осуществляется информационный обмен между руководителем и подчиненными, и позволяет руководителю получать актуальную информацию о последствиях управленческих решений, корректировать работу отдельных сотрудников и целых подразделений.

Опытный руководитель использует обратную связь для того, чтобы добиться максимальной эффективности взаимодействия и результативности работы своих подчиненных: направляет их усилия, выявляет причины сбоев и низкой мотивации сотрудников, подстегивает и воодушевляет. Обратная связь позволяет сотрудникам вносить необходимые корректировки в процесс выполнения работы, а также выступает мощным фактором мотивации, способствуя проявлению удовлетворенности результатами труда.

Как показывает практика, многие руководители не придают большого значе­ния тому, как именно они предоставляют обратную связь подчиненным, зачастую делая это на лету. И зачастую руководителями становятся высококлассные эксперты в своей профессии, но не имеющие управленческих знаний и навыков. Таким менеджерам бывает сложно грамотно выстроить общение с подчиненными.

А ведь обратная связь должна быть естественным рабочим инструментом ежедневной работы.

ЦЕННОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Обратная связь – это информирование партнера по взаимодействию о восприятии его деятельности другими, реакции на нее, результатах и последствиях этой деятельности; это передача оценочной или поправочной информации о действии, событии или процессе исходному или управляющему источнику.

Потребность в обратной связи естественна для любого человека, будь то топ-менеджер или рядовой сотрудник. Делаю ли то, что нужно компании? Правильно или не очень? Признают ли мои усилия? Отсутствие обратной связи, равно как и грубое нарушение правил её подачи, лишает человека ориентиров в организации и снижает его желание работать.

Для руководителя обратная связь это инструмент, который позволяет:

    Выразить признание сотруднику и поддержать его высокую мотивацию;

    Изменить ожидания, оценку и самооценку сотрудника;

    Повысить продуктивность и результативность работы;

    Прояснить цели и уточнить задачи, стоящие перед сотрудником;

    Понять причины нежелательного поведения сотрудника;

    Скорректировать поведение сотрудника и ожидания с целью более рационального использования возможностей ситуации;

    Нацелить сотрудника на развитие в конкретном направлении;

    Развить взаимопонимание и взаимное доверие;

    Поддерживать положительную атмосферу в организации;

    Развить сплоченность и сработанность сотрудников, формируя командный подход к работе;

    Выявить, что какой-либо процесс или инструмент не обеспечивает нужный результат;

    Выявить сферы, требующие модернизации, изменения или развития, чтобы обеспечить устойчивый рост и прогресс организации;

    Выявить уровень удовлетворенности сотрудника работой в компании, коллективе.

В результате обратной связи руководитель получает информацию о ходе выполнения заданий, позволяющую ему своевременно выявлять и решать возникающие организационные проблемы. Он может судить о подчиненных (их настроениях, ожиданиях, способностях, мотивации, планах на ближайшее и отдаленное будущее, оценках и тд.) и о том, как они оценивают стиль и качество управления, личный вклад менеджеров, их авторитет и влияние на организационные и бизнес-процессы.

Для поддержания обратной связи руководителю требуется определенные опыт и навыки конструктивного использования полученной информации; внедрение соответствующих организационных процедур и установления норм; выделение времени на поддержание обратной связи и осмысление ее результатов; проведение изменений по итогам обратной связи.

Распространенные ошибки обратной связи

При предоставлении обратной связи руководителю следует избегать следующих ошибок:

    Неконструктивная критика. Грубое и агрессивное осуждение действий подчиненного, излишняя эмоциональность, которая проявляется в виде сарказма, высокомерия, неуважительное отношение может пошатнуть уверенность сотрудника в себе и подорвать его моральный дух. К примеру, если руководитель поручил подчиненному составить отчет и остался недоволен результатом, в этом случае вместо прямой критики («в этом отчете нет нужной мне информации», «это нужно полностью переделать») следует спросить, в чем, по его мнению, заключалась цель задания, удалось ли сотруднику ее достичь, как можно улучшить результат. Прежде чем перейти к предмету критики, признайте определенные достоинства подчиненного, его положительный вклад и достижения, начните с похвалы.

    Переход на личности. Руководитель должен следить за тем, чтобы обратная связь, которую он предоставляет подчиненным, касалась исключительно их действий, а не личных качеств. Менеджер, дающий негативную оценку характеру сотрудника (скажем, «вы слишком резки»), вызывает у этого человека желание защищаться и мысленно противоречить. Критикуйте поступки человека, а не его самого. Одно дело сказать «Ты толковый, мыслящий человек, а поступил не предусмотрительно», другое «Ты идиот, сделал такую глупость!».

    Использование только общих фраз . Руководитель, который предоставляет сотруднику обратную связь в форме («вы хороший лидер», «вы проделали серьезную работу» и т.п.), может не достигнуть необходимого результата. Возможно, подчиненный будет польщен комплиментом, но это не даст ему полезной информации о том, что именно он сделал правильно, а что нужно улучшить.

ПРАВИЛА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Чтобы обратная связь была эффективной, не стоит прибегать к ней, если Вы не подгото­вились к встрече, если у Вас плохое настроение, либо нет свободного времени.

Прежде, чем давать обратную связь, необходимо понять какой результат Вы хотите получить от разговора с сотрудником. Тогда будет значительно легче правильно построить беседу. Вне зависимости от цели разговора полезно соблюдать следующие правила:

    Изучите всю информацию о вопросе и подготовьтесь к предоставлению обратной связи по следующему алгоритму . Таблица 1.

Таблица 1. Подготовка к предоставлению обратной связи

Вопрос

Ответ (заполняется до встречи с сотрудником)

Замечания (заполняется по ходу и после встречи)

Чего Вы намерены добиться, предоставляя обратную связь?

Что именно в действиях сотрудников Вы бы желали улучшить?

1….

2….

На какие вопросы Вы хотите получить ответ от подчиненного?

1…..

2….

Какие сложности могут возникнуть в ходе встречи и как с ними справиться?

1…..

2….

Сколько времени понадобиться для встречи?

    Обратная связь должна осуществляться в подходящих условиях, доброжелательной обстановке и без внешних помех. По возможности п редотвратите прерывания, телефонные звонки и т.д.

    Обратная связь должна быть конструктивной. Говорите сначала о том, что хорошо, что и почему плохо и как это надо исправить. Обратная связь в идеале должна содержать выделение сильных сторон в деятельности, поведении сотрудника и слабых сторон - мест, требующих коррекции, резервов в совершенствовании сотрудника. Говорите о том, что можно изменить/добавить на уровне действий, для достижения результата близкого идеалу.

    Обратная связь должна быть своевременной и основанной на фактах.
    Давайте обратную связь вскоре после события, которое Вы обсуждаете с сотрудником. Не стоит проводить "Разбор полетов" двух-трехмесячной давности, это вызовет оборонительную реакцию подчиненного. Говорите о конкретном событии. Например: Ты сегодня появился на работе в 10:45. Это уже второй раз за неделю, давай обсудим? А не так: Ты вечно спишь до одиннадцати и постоянно опаздываешь?

    Обратная связь должна быть конкретна, четко выражена и понятна Вашему собеседнику. Она должна содержать примеры поведения, а не описывать его общие модели. Не изъясняйтесь общими фразами и не используйте намеки.

    Обсуждайте события и действия. Не личность.

    Соблюдайте баланс между положительной и отрицательной оценкой. Начинать следует с "хорошей" части.

    Вовлекайте сотрудника в обсуждение, дайте высказаться. Вам важно знать его мнение! Просите подчиненного дать свои предложения. Как ты думаешь, что будет делать Клиент, который хотел сделать срочный заказ, но не смог дозвониться до нас в 9:30? Что можно сделать, чтобы исключить повторение таких ситуаций?

    Ясно формулируйте выводы и зафиксируйте письменно достигнутое соглашение.

    Регулярно проверяйте, выполняются ли договоренности.

    Немедленно поддерживайте любые позитивные изменения. Добейтесь их закрепления.

    Не забывайте давать обратную связь не только по результату выполнения задания, но и в ходе деятельности.

Ваши встречи с сотрудниками будут более продуктивными, если вы начнете пользоваться этими правилами.

Итак, развитие навыков предоставления и получения обратной связи помогает руководителю создавать атмосферу взаимного доверия и открытости, что способствует конструктивным изменениям в работе.

Руководитель должен помнить, что при наличии эффективной коммуникации и постоянной обратной связи появляется неограниченный потенциал для совершенствования во всех сферах бизнеса и управления людьми.

Если сообще­ние передается в виде непомехозащищенного кода, то в кодирующем устройстве данный код может быть преобразован в помехозащищенный. Однако, поскольку в этом обычно нет необходимости, кодирующее устрой­ство представляет собой регистр для превращения простого параллель­ного кода в последовательный. Одновременно с передачей по прямому каналу сообщение запоминается в накопителе на передатчике. На контролируемом пункте принятое сообщение декодируется и также запоминается в накопителе. Однако получателю сообщение передается не сразу: сначала оно поступает через обратный канал на пункт управления. В схеме сравнения ПУ происходит сравнение приня­того сообщения с переданным. Если сообщения совпадают, то формиру­ется сигнал «Подтверждение» и происходит передача последующих сообщений. При несовпадении сообщений, что свидетельствует об ошибке, формируется сигнал «Стирание». Этот сигнал запирает ключ для прекращения передачи очередного сообщения и посылается на КП для уничтожения записанного в накопителе сообщения. После этого с ПУ производится повторная передача сообщения, записанного в накопи­теле.

Имеются различные варианты передачи с ИОС. Так, существуют системы с ИОС, в которых передача сигналов происходит непрерывно и прекращается лишь при обнаружении ошибки: передатчик посылает сигнал «Стирание» и повто­ряет передачу. Системы с ИОС, в которых по обратному каналу пере­дается вся информация, переданная на КП, называются системами с ретрансляционной обратной связью. В некоторых системах с ИОС передается не вся информация, а только некоторые характерные сведения о ней (квитанции). Например, по прямому каналу передаются информационные, а по обратному каналу - контроль­ные символы, которые будут сравниваться на передатчике с предвари­тельно записанными контрольными символами. Имеется вариант, в кото­ром после проверки принятого по обратному каналу сообщения и обна­ружения ошибки передатчик может либо повторить его (дублирование сообщения), либо послать дополнительную информацию, необходимую для исправления (корректирующая информация). Число повторений может быть ограниченным или неограниченным.

Обратный канал используют для того, чтобы определить, необходима ли повторная передача информации. В системах с ИОС повышение досто­верности передачи достигается путем повторения информации только при наличии ошибки, тогда как в системах без обратной связи (при передаче с накоплением) повторение осуществляется независимо от искажения сообщения. Поэтому в системах с ИОС избыточность информации значительно меньше, чем в системах с ПБОС: она минимальна при отсут­ствии искажений и увеличивается при ошибках. В системах с ИОС ка­чество обратного канала должно быть не хуже качества прямого во избежание искажений, которые могут увеличить число повторений.

Нередко встречаются случаи, когда информация может передаваться не только от одного корреспондента к другому, но и в обратном направлении. В таких условиях появляется возможность использовать обратный поток информации для существенного повышения верности сообщений, переданных в прямом направлении. При этом не исключено, что по обоим каналам (прямому и обратному) в основном непосредственно передаются сообщения в двух направлениях ("дуплексная связь") и только часть пропускной способности каждого из каналов используют для передачи дополнительных данных, предназначенных для повышения верности.

Возможны различные способы использования системы с обратной связью в дискретном канале. Обычно их подразделяют на два типа: системы с информационной обратной связью и системы с управляющей обратной связью. Системами с информационной обратной связью называются такие, в которых с приемного устройства на передающее поступает информация о том, в каком виде принято сообщение. На основании этой информации передающее устройство может вносить те или иные изменения в процесс передачи сообщения: например, повторить ошибочно принятые отрезки сообщения, изменить применяемый код (передав предварительно соответствующий условный сигнал и убедившись в том, что он принят) либо вообще прекратить передачу при плохом состоянии канала до его улучшения.

В системах с управляющей обратной связью приемное устройство на основании анализа принятого сигнала само принимает решение о необходимости повторения, изменения способа передачи, временного перерыва связи и передает об этом приказание передающему устройству. Возможны и смешанные методы использования обратной связи, когда в некоторых случаях решение принимается на приемном устройстве, а в других случаях на передающем устройстве на основании полученной по обратному каналу информации.

Простейшим по идее методом информационной обратной связи является метод полной обратной проверки и повторения (ОПП). При этом принятый сигнал полностью ретранслируется на передающее устройство, где каждая принятая кодовая комбинация сверяется с переданной. В случае их несовпадения передающее устройство передает сигнал для стирания неправильно принятой комбинации, а затем повторяет нужную комбинацию. В качестве сигнала для стирания применяют специальную кодовую комбинацию, не используемую при передаче сообщения.

Функциональная схема такой системы показана на рис. 5.L Передаваемое сообщение, закодированное примитивным кодом, посылают в канал и одновременно записывают в запоминающем устройстве (накопителе). Принятая кодовая комбинация сразу не декодируется, а запоминается в приемном накопителе и возвращается по обратному каналу на передающий конец, где она сравнивается с переданной комбинацией. Если они совпадают, то передается следующая кодовая комбинация, в противном случае - сигнал стирания.

При этом методе окончательный ошибочный прием кодовой комбинации возможен лишь тогда, когда ошибки в принятой комбинации компенсируются ошибками, возникающими в канале обратной связи. Другими словами, для того чтобы некоторый символ в переданной кодовой комбинации был окончательно принят ошибочно, необходимо и достаточно, чтобы, во-первых, произошла ошибка в прямом канале и, во-вторых, при ретрансляции произошла такая ошибка, которая изменит неправильный ретранслируемый символ на действительно переданный. Это позволяет сразу вычислить вероятность не обнаруженной, а следовательно, и неисправленной ошибки (в расчете на один символ):

р н.о = p 1 p 2 (5.33)

где p 1 - вероятность ошибки в прямом канале; р 2 - вероятность противоположной ошибки в канале обратной связи.

Следовательно, если p 1 и р 2 велики, то система с полной ретрансляцией дает неудовлетворительные результаты. Практически данный метод имеет смысл в тех случаях, когда канал обратной связи обеспечивает весьма высокую верность (например, при передаче сообщений на спутник с Земли), а прямой канал имеет низкую верность (например, при передаче сообщений спутника на Землю ввиду того, что мощность передатчика на спутнике мала). Существенным недостатком системы с полной ретрансляцией является большая загрузка канала обратной связи. Существуют и более сложные системы с информационной обратной связью, в которых используются помехоустойчивые коды.

Наиболее распространены системы с управляющей обратной связью (УОС) при использовании избыточных кодов для обнаружения ошибок (рис. 5.2). Такие системы часто называют системами с переспросом, или с автоматическим запросом ошибок, или с решающей обратной связью (РОС).

В большинстве случаев это системы дуплексные, т. е. информация в них передается в обоих направлениях. В кодере передаваемое сообщение кодируется кодом, позволяющим с большой вероятностью обнаруживать возникающие в канале ошибки. Принятый кодовый блок декодируется с обнаружением ошибок. Если ошибки не обнаружены, то декодированный отрезок сообщения поступает к получателю. При обнаружении ошибок блок бракуется и по обратному каналу передается специальный "сигнал переспроса". В большинстве систем этот сигнал представляет собой специальную кодовую комбинацию, на время передачи которой прерывается поток информации, идущей по обратному каналу. Прием сигнала переспроса вызывает повторение забракованного блока, который для этого хранится в накопителе-повторителе до тех пор, пока по обратному каналу не будет принята очередная кодовая комбинация, не содержащая переспроса.

Система с управляющей обратной связью оказывается весьма эффективной в каналах с переменной вероятностью ошибки р (например, в каналах с замираниями). Когда величина р становится близкой к 1/2, т. е. пропускная способность канала падает почти до нуля, система находится в режиме постоянного переспроса, однако при хорошем коде ложная информация на выход практически не поступает. При уменьшении вероятности ошибки скорость передачи увеличивается, а верность продолжает оставаться на заданном уровне. Таким образом, система УОС как бы адаптируется (приспосабливается) к состоянию канала, используя канал настолько, насколько это оказывается возможным в каждом из его состояний.

В заключение отметим следующий факт, доказываемый в теории информации: в каналах без памяти наличие любой обратной связи не увеличивает пропускной способности прямого канала. Следовательно, если допустимо использование длинных кодов, то обратная связь не даст преимуществ. Однако, как уже указывалось, длинные коды требуют весьма сложных устройств декодирования, которые часто практически не реализуемы. Именно в этом случае может помочь обратная связь, позволяющая реализовать ту же пропускную способность более простыми средствами.

Вопросы к главе 5

  1. По каким признакам можно классифицировать коды?
  2. Источник независимых сообщений имеет в своем алфавите восемь сообщений с вероятностями Р(А) = 0,3; Р(Б) = Р(В) = 0,2; Р(Г) = 0,15; Р(Д) = 0,1; Р(Е) = 0,03; Р(Ж) = Р(И) = 0,01. Вычислите энтропию сообщений, постройте неравномерный код по методу Фено и определите, насколько он близок к оптимальному. Сравните необходимые скорости передачи в канале при коде Фено и при равномерном коде.
  3. Почему короткие помехоустойчивые коды не обеспечивают большой эффективности?
  4. Может ли один и тот же помехоустойчивый код использоваться в системе с обнаружением и в системе с исправлением ошибок?
  5. В двоичном стирающем канале без памяти (см. гл. 3, рис. 3.7) вероятность ошибки p = 0, а вероятность стирания р с >0. Докажите, что код с d > 1 позволяет исправлять в таком канале все стертые символы, если кратность стираний q c Пусть некоторый код А длины n имеет нечетное значение d. Построим новый код В длины n+1, добавив к прежнему коду проверочный символ, равный сумме (по модулю 2) всех остальных символов. Покажите, что при этом d увеличивается на 1.
  6. Покажите, что код В длины n+1, построенный в предыдущей задаче, позволяет исправлять ошибки кратностью q≤d/2-1, т. е. те же, которые исправлял код А и одновременно обнаруживать ошибки кратностью d/2, где d - четное минимальное расстояние кода В.
  7. Какой код является двойственным простейшему коду (n, n-1) с одной проверкой на четность и d = 2? Чему равно d для двойственного кода?
  8. При использовании кода Хэмминга (7,4) с проверочной матрицей (5.24) принята последовательность 1100111. Как она должна быть декодирована по алгоритму Хэмминга? Тот же вопрос, если принята последовательность 1100110? А если 1010001?
  9. Код Хэмминга (3,1) содержит всего две комбинации: 000 и 111. Определите эквивалентную вероятность ошибки при использовании этого кода в симметричном канале с независимыми ошибками, происходящими с вероятностью р.
  10. Тот же код (3,1) используется в несимметричном канале, в котором Р(1→0) = р, Р(0→1) = 0. Предложите разумное правило декодирования и вычислите эквивалентную вероятность ошибки.
  11. В формуле (5.28) выписаны четыре "проверки для символа эквидистантного кода (7,3). Учитывая, что этот код циклический, запишите проверки для b 2 и b 3 и определите, как будут декодированы по мажоритарному алгоритму принятые последовательности 0100110, 0110111, 0101010?
  12. Для двух кодов (6,5) и (4,3) с d = 2 у каждого, составлен итеративный код. Найдите для него n, k и d и покажите, каким образом он позволяет "справлять и обнаруживать ошибки?
  13. * В двоичной системе с информационной обратной связью (ОПП) ошибки независимы и их вероятность в прямом канале pi = 0,l, а в обратном канале р 2 = 10 -5 . Используются 5-разрядные кодовые комбинации. Определите вероятность не обнаруженной ошибки и оцените степень замедления передачи за счет обнаруженных ошибок.
  14. * В условиях вопроса 13 p 1 = 0,5 (т. е. связь по прямому каналу отсутствует), а p 2 = 0. Возможна ли передача информации в этом случае? По формуле (5.33) вероятность не обнаруженной ошибки р н.о = 0. С другой стороны, интуиция подсказывает, что передача информации здесь невозможна. Как объяснить такое противоречие?