Саид османов дагестанский борец в калмыкии. Неспортивное поведение или как удержать себя на ногах. Осквернение памятника было, утверждают очевидцы

Дагестанский борец Саид Османов, оказавшийся в апреле в центре межрелигиозного скандала, вернулся домой. О том, что же это всё-таки было и как удалось вытащить борца из СИЗО, нам рассказал адвокат Саида – Асад Джабиров.

– Прошло совсем немного времени с того момента, как ваш подзащитный вернулся домой, и, тем не менее, уже наверняка можно сделать выводы о том, что же случилось на самом деле и почему это событие наделало столько шума?

– По моему мнению, дело было предано огласке в первую очередь в связи с тем, что обвинения были обращены в сторону кавказского парня, тем более борца из Дагестана, по отношению к которому уже сложился определённый стереотип. Основную роль в раскрутке конфликта сыграл фальшивый вброс фотографии, где изображён другой человек. Волну возмущения вызвали сообщения о том, что он якобы вошёл в храм и надругался над статуей. Но, хотя это было ложью, волокита продолжилась… Мой адвокатский опыт подсказывает, что, когда дело касается уголовного преследования, то если дело уже возбуждено и правоохранители прошли точку невозврата – арестовали человека, то отыгрывать ситуацию, признавать арестованного невиновным они уже не хотят. Реабилитация задержанного для них – негативный исход. При этом правоохранители во время суда давили на то, что дело имеет общественный резонанс и задета честь народа, но никакого негатива народа мы не видели. Я не берусь утверждать, что была чья-то установка не отпускать Саида , но всё шло к тому, что они поставили себе цель держать его под стражей до последнего. Никто уже не смотрел ни на закон, ни на что-то другое, и у меня сложилось впечатление, будто законы РФ в Калмыкии просто не работают. Нами был отменён ряд судебных решений, 4 постановления суда, решения суда в нашу пользу исполнены не были.

Какую роль в возвращении Саида Османова домой сыграли представители руководства республики, чиновники, министры? Пробовал ли кто-то открыто или негласно вытащить Саида из Калмыкии?

– На первых порах помощь оказал депутат Госдумы Ризван Курбанов . Знаю, что какая-то делегация тоже отправлялась в Калмыкию на встречу с главой региона Алексеем Орловым . Что касается того, пытались ли его вытащить, то надо понимать, что судебная власть России по закону независима – официально повлиять на решение суда возможности ни у кого нет.

– Два года условно – это окончательный приговор? Будет ли предпринимать ответные действия сторона защиты Османова – попробуете его обжаловать?

– Конечно, мы будет стремиться обжаловать приговор. Наша изначальная позиция – Саид ни в чём не виновен. В ходе суда нами был заявлен ряд ходатайств, далее отклонённых. Мы консультировались со специалистами, с Саидом общались различные эксперты, и все они утверждают, что парень больше спортсмен, чем ученик. Простой дагестанский мальчик, не знающий некоторых фактов культуры, истории и так далее, не выезжавший практически никогда за пределы Дагестана, впервые посетивший Элисту. А преступление, которое ему вменили, должно быть совершено только с прямым умыслом. То есть нужно иметь неприязнь к буддистам и спланировать нанести оскорбление целому народу. Такого умысла у парня не было. Элиста – город, полный разных статуй. По документам статуя, о которой идёт речь, даже не относится к религиозным объектам – она лишь объект культурного наследия. К чему я это говорю? По закону эта статуя была на уровне обычных памятников. Если это был религиозный объект, он должен быть как-то ограждён. Мы были в буддистском храме – там везде таблички: «не трогать», «не подходить», «не фотографировать», «сакральный объект» и так далее. Ничего этого не было. Для Саида это была очередная статуя в городе и всё. Мы заявляли ходатайство о проведении психолого-психиатрической экспертизы, при которой можно было бы выявить ответ на вопрос, отдавал ли себе отчёт Османов, сказав оскорбительное слово, что он обращается к религиозному объекту. Мы понимаем, что ответ был бы отрицательным, поэтому нам было отказано в экспертизе. Но мы будем настаивать и просить о проведении этой экспертизы.

– Была ли, по-вашему, возможность избежать ситуации, при которой Саид Османов едва не получил серьёзный срок в общем-то за не самый серьёзный проступок?

– Всё зависит от ситуации. Но Саид понимает: если бы он вёл себя корректно, выезжая за пределы Дагестана, не ругался, этого не произошло бы. Нужно понимать, куда ты едешь, с чем ты столкнёшься там. Мы в Дагестане исторически уважаем гостей. Но, находясь в гостях, нужно так же уважать хозяев. Время непростое и требует внимательного отношения ко всему, что мы делаем, говорим.

– Как чувствует себя Саид после возвращения? Сильно ли повлияло на него случившееся?

– Всё в порядке – потихоньку адаптируется, приходит в себя. Саид – крепкий духом парень, который ни разу за всё это время не запаниковал, хотя причины были. Конечно, он переживал, особенно когда был освобождён по решению суда из-под стражи и тут же снова задержан и возвращён в ту же камеру, но проявил характер и не подал виду. Наверняка парень сделает для себя дальнейшие выводы, а наша задача, как его защиты, теперь довести дело до логического конца. В ближайшее время займёмся обжалованием приговора. От лица всей группы защиты Саида Османова хотел бы поблагодарить неравнодушный дагестанский народ, с помощью которого мы и смогли достичь его освобождения.

Дагестанские борцы сборной Азербайджана вне конкуренции на Гран-при в Дортмунде.

В этих соревнованиях, прошедших в минувшие выходные, приняли участие 77 борцов вольного стиля из 10 стран. На них лучше всех выступили азербайджанские борцы, завоевавшие четыре золотые медали. Свой вклад в командную победу сборной Азербайджана внесли дагестанские вольники Руслан Дибиргаджиев и Гамзат Османов.

Чемпиону Европы этого года Дибиргаджиеву не было равных в весе до 70 кг — воспитанник махачкалинской спортшколы имени Гамида Гамидова без особых проблем выиграл три схватки у австрийца, немца и румына и поднялся на высшую ступень пьедестала.

Гамзат Османов, также воспитанник этой школы, стал чемпионом в категории до 86 кг. По пути к золоту он досрочно выиграл у Ахмеда Айбуева из Франции, тушировал немца Михала Кауфмеля и со счетом 4:1 одолел еще одного хозяина ковра Габриеля Серегели. Последний, к слову, в четвертьфинале остановил финалиста Универсиады-2013 Штефана Георгиту. В схватке за золото Гамзат сломил сопротивление поляка Збигнева Барановски 6:2. Поляк в полуфинале был сильнее латышского друга дагестанских вольников Армандса Звирбулиса, который в итоге стал третьим призером.

Еще один дагестанец Азамат Нуриков (65 кг) представлял на турнире Белоруссию. Выиграв первую схватку у канадца Варанеса Гарсия, Азамат, затем уступил в полуфинале чемпиону мира и Европы Девиду Сафаряну из Армении и в итоге довольствовался бронзовой медалью. Победителем в этом весе стал чемпион Европы этого года в весе до 61 кг азербайджанец Гаджи Алиев. Этот борец, выступивший в непривычной для себя категории, на пути в финал одолел серба Ибру Саковича и крепкого румына Георге Букура. Схватку с титулованным армянином Гаджи завершил со счетом 7:2 в свою пользу.

В весе до 74 кг первенствовал финалист чемпионата Европы этого года Джабраил Гасанов из Азербайджана. В решающем поединке он сломил сопротивление хозяина ковра Жорджа Харта 13:0. До финала азербайджанец провел только одну схватку, в которой одолел француза Луку Ламписа

Стоит отметить также победу чемпиона мира-2011 Алексея Шемарова (125 кг). Титулованный белорус, недавно вернувшийся на большой ковер после долгого перерыва в карьере, в финале со счетом 13:2 одолел осетинского легионера сборной Словакии Сослана Гаглоева.

57 кг . 1. Бехбаяр Эрденебат; 2. Номин Батболд; 3. Цогтбаатар Дамдинбазар (все — Монголия) и Задех Аль-Куараки (Франция).
61 кг. 1. Кшиштоф Бьенковски (Польша); 2. Микола Болотнюк (Словакия); 3. Бела Немет (Венгрия).
65 кг. 1. Гаджи Алиев (Азербайджан); 2. Девид Сафарян (Армения); 3. Азамат Нуриков (Белоруссия) и Георг Букур (Румыния).
70 кг. 1. Руслан Дибиргаджиев (Азербайджан); 2. Ал Мойзе (Румыния); 3. Леннарт Виккел и Самет Дюльгер (оба — Германия).
74 кг. 1. Джабраил Гасанов (Азербайджан); 2. Жордж Харт (Германия); 3. Лука Лампис (Франция) и Якуб Ширавка (Словакия)
86 кг. 1. Гамзат Османов (Азербайджан); 2. Збигнев Барановски (Польша); 3. Армандс Звирбулис (Латвия) и Габриель Серегели (Германия).
97 кг. Радослав Баран (Польша); Имантс Лагодскис (Латвия); 3. Стефан Кехрер и Уильям Харт (оба — Германия)
125 кг. 1. Алексей Шемаров (Белоруссия); 2. Сослан Гаглоев (Словакия); 3. Ник Матюхин и Йохан Кессел (оба — Германия)

Неписанный кодекс восточных единоборств и боевых искусств гласит: применять полученные навыки следует исключительно на спортивных соревнованиях и спаррингах, что в априори исключает нанесение физического или морального вреда кому-либо, особенно тем, кто выглядит слабее. А как быть, если в соперниках оказывается статуя? Именно со статуей, в данном случае Сиддхартхи Гаутамы (Будды), был связан инцидент, произошедший 1 апреля в столице Калмыкии г. Элисте с участием дагестанского борца греко-римского стиля борьбы.

По официальной версии, на которой настаивают федеральные и региональные СМИ, наш борец Саид Османов осквернил храм Будды, собственно, как и самого Будду, особо почитаемого в соседней для нас Калмыкии, причем делал это в прямой трансляции Перископа. Узнав о содеянном, разъярённая толпа горячих калмыков тут же большим фронтом стянулась к гостинице, где была поселена наша команда. Собравшиеся выражали свое возмущение нецензурной лексикой и тренера Саида, пытавшегося принести публичные извинения, слушать не стали. Толпа желала только одного – «вызвать на ковёр» борца и услышать его сожаления о случившемся. Но извинений было мало, дагестанца вынудили встать на колени, что особенно болезненно воспринимается в нашей республике.

Удовлетворившись зрелищем, калмыки вернулись по домам. Инцидент тут же был осужден в верхах, состоялся телефонный разговор между главами Дагестана и Калмыкии, в срочном порядке в республику Калмыкию был делегирован Председатель Правительства А.М. Гамидов, свои заявления поочередно сделали пресс-служба Администрации Главы и Правительства РД, Миннац РД и Дагкомрелигии. Всё это можно почитать в официальной хронике. А что же за кулисами произошедшего? Что больше всего смущает во всей этой истории и какие уроки можно извлечь из неё?

В первую очередь необходимо отметить, что парень, изображённый на фото с высоко вытянутой ногой в стиле каратэ – далеко не Саид Османов . Это уже опровергнуто, в том числе ребятами, близко знакомыми с Саидом. Это вопрос к нашим региональным и федеральным СМИ, которые, не удостоверившись в правдивости данного изображения, опубликовали его на страницах своих изданий. Но, с другой стороны это говорит о том, что дагестанец уже имел дело с Буддой, причем не слишком приятное для его почитателей.

Вторая странность в возможном или вымышленном осквернении храма. Согласно заявлению друга Саида, они ни в какой храм не заходили , святотатством не занимались, а мирно прогуливались по парку, и единственное что соответствует действительности – нецензурная брань в адрес статуи Будды. Достоверность этих слов подтвердить уже невозможно, но учитывать это мнение, пожалуй, стоит. Однако больше всего смущает шумиха, подогреваемая различными провокационными вбросами с обеих сторон. Сеть была буквально наводнена призывами разобраться с обидчиками по-мужски. Можно даже не сомневаться, что за этими сообщениями стоят смутьяны, желающие раскачать обстановку и подорвать добрососедские отношения между нашими республиками.

Итак, резюмируя всё сказанное и ещё не сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. мусульманину непозволительно глумиться над историческими памятниками, культурой и обрядами других религиозных общин. В недвусмысленно говорится: «И не ругайте (о, верующие) тех, к которым они призывают (поклоняются) помимо Аллаха, а то они станут ругать Аллаха из вражды, без всякого знания ». (сура Аль-Анаам, 108);

2. не позволительно каким-либо путём принижать человеческое достоинство (в том числе ставить на колени, как в случае с Саидом);

3. запрещаются любые действия, которые даже полусловом могут привести к нагнетанию и так непростой ситуации. «Смута страшнее убийства »– сказано в Коране (сура Аль-Бакара», 191);

4. по данному делу всё ещё продолжаются следственные мероприятия. Презумпцию невиновности никто не отменял, как и надежду на объективность калмыцких следственных органов;

5. необходимо вдвое, а то и втрое усилить в спортивных школах и залах, в целом эта работа должна вестись во всех образовательных учреждениях;

6. инцидент с Саидом должен стать вечным назиданием, блокирующем надменное поведение, и бескультурье.

Хаджимурад Алиев

Дагестанский спортсмен в Элисте переведен в отдельную камеру

Участник дагестанской команды по греко-римской борьбе Саид Османов, задержанный по подозрению в осквернении статуи Будды в Элисте, переведен в отдельную камеру. От задержанного требуют признательных показаний, утверждают его родственники.

Спортсмены из Дагестана, прогуливаясь по Элисте 1 апреля, зашли в буддийский храм, где один из них справил нужду, а также ударил ногой статую Будды, передает "Дождь", отмечая, что, возможно, об инциденте никто и не узнал бы, если бы сами спортсмены не транслировали свои действия в приложение Periscope. Кадры, выложенные в Интернет, увидели жители Элисты и приехали разбираться с борцами в гостиницу, где остановилась команда. Драки удалось чудом избежать, однако дагестанцу пришлось на коленях просить разгневанных буддистов о прощении, передает телеканал. Примечательно, что в сети, в том числе и на площадке YouTube, размещены видео о событиях, последовавших за инцидентом в храме. В них транслируются лишь фото, как парень делает растяжку ногой к носу Будды.

Саид Османов ходатайствовал о предоставлении ему отдельной камеры в следственном изоляторе, сообщил уполномоченный по правам человека в Калмыкии Евгений Емельяненко . По его словам, ходатайство было удовлетворено, а условия содержания задержанного соответствуют всем необходимым стандартам, пишет РИА "Калмыкия".

Адвокат спортсмена также сообщил о содержании Саида Османова в отдельной камере, передает "Черновик".

Родственники: нет доказательств вины Саида Османова

От Саида Османова следственные органы требует написать признательные показания, так как других доказательств вины у них нет, заявил корреспонденту "Кавказского узла" дядя задержанного Абдулкадыр Османов . По его словам, в настоящее время на племянника оказывается давление, чтобы он признался в осквернении памятника. "У них нет никаких доказательств. Нет ни видео, ни фотодоказательств. И сейчас из него стараются под физическим давлением выбить признательные показания", - сказал он.

Абдулкадыр Османов отметил, что уговорить племянника просили и его, когда он ездил в Элисту, чтобы увидеться с Саидом. По его словам, разрешение на встречу полицейские так и не дали. Они наняли дагестанского адвоката, который только 7 апреля выехал в Калмыкию.

По словам родственников Османова, они встретились с молодым человеком, который был в тот вечер вместе с Саидом у статуи Будды. К сожалению, сам этот молодой человек не доступен для СМИ, так как спецслужбы запретили ему общаться с журналистами. Но родственники сняли видео со спины, где спортсмен рассказывает о происходившем в тот вечер 1 апреля. "Нас было трое. Мы гуляли по парку и увидели скульптуру. Мы вели трансляцию в Periscope. Мы не знали, что это за памятник. С Саидом мы подошли к ней, я стал светить на нее телефоном. Саид сказал одно, всего лишь одно матерное слово на нее, но я его перебил. Объяснил ему, что нас могут увидеть местные жители, и потом могут быть проблемы. И мы вернулись в гостиницу", - говорится в предоставленном родственниками Османова видео.

Что касается фото, растиражированного в Интернете, где молодой человек поднимает ногу на уровень лица статуи Будды, то это подделка, заявил корреспонденту "Кавказского узла" старший брат задержанного Гамид Османов . "Это, скорее всего, старое фото. И на нем явно видно, что это не Саид. У Саида кучерявые волосы. Незадолго до поездки он постригся коротко. А на фото человек с длинными прямыми волосами. Да и на фото видно, что у молодого парня щетина, а у Саида редкие волосы на лице", - рассказал Гамид Османов.

Абдулкадыр Османов 6 апреля направил обращение на имя президента России, главы Дагестана и премьер–министра Дагестана с просьбой проконтролировать ход уголовного дела, чтобы оно велось объективно и справедливо, без придания событию политической и религиозной окраски.

Напомним, что ранее , отметивший, что не был на месте инцидента.

Осквернение памятника было, утверждают очевидцы

Инцидент произошел поздно вечером 1 апреля, рассказал корреспонденту Кавказского узла" калмыцкий журналист Бадма Бюрчиев , ставший свидетелем событий. По его словам, дагестанские спортсмены прогуливались в центре Элисты неподалеку от здания правительства Калмыкии, когда увидели статую Будды Шакьямуни, которая располагается в сквере на веранде. Один из спортсменов, матерно обозвав изваяние, подошел к нему и справил нужду, утверждает Бюрчиев.

"Дагестанцы вели себя крайне вызывающе, говорят свидетели прогулки спортсменов. Один из них указал на Будду и громко спросил, что это за "п…", то есть мужчина нетрадиционной сексуальной ориентации. Прохожие делали замечания, но спортсменам было все равно", - рассказал Бюрчиев.

Происходящее снималось на камеру телефона и транслировалось в приложении Periscope, при этом записи инцидента не сохранилось. Бюрчиев утверждает, что сервис устроен таким образом, что после завершения трансляции видео не сохраняется, и для записи необходимы иные инструменты, которыми дагестанские спортсмены не воспользовались. "Записи действий дагестанцев нет – ни на Youtube, ни где-либо еще", - сказал Бюрчиев.

Он отметил, что тиражируемая в СМИ фотография, где некий мужчина делает растяжку ног и бьет ступней в голову Будды, была сделана задолго до инцидента и даже не в Элисте. "К сожалению, даже уважаемые издания распространили неверную информацию. Впоследствии это привело к огромному резонансу среди элистинцев", - сказал журналист.

Трансляцию прогулки дагестанцев в Periscope смотрело множество жителей Элисты, и им "не составило труда быстро списаться в социальных сетях и договориться о мести дагестанцам", сообщил Бюрчиев. Элистинцы выбрали место и время сбора, и туда на автомобилях приехали около 100 человек, часть из которых была вооружена битами, палками и арматуринами. К 23.00 толпа направилась к гостинице "Элиста" – самому крупному отелю города, где, по утверждению Бюрчиева, останавливаются все спортсмены.

"Толпа была настроена решительно, люди требовали выдать им обидчика. К гостинице подъехало несколько нарядов полиции, и только это остановило толпу от самосуда. Долгое время никто не выходил, но внезапно в дверях отеля появился мужчина – тот самый спортсмен, который ругался матом и справил нужду на статую. Мужчина крикнул: "Извините", но этого толпе было явно мало – все хотели физической расправы. Тогда спортсмен пошел на поводу у толпы, требовавшей встать на колени. Этого хватило, чтобы через несколько минут все разошлись", - прокомментировал Бюрчиев.

В определенный момент стало страшно, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" сотрудница гостиницы "Элиста", попросившая не называть ее имени. "Это было стихийно, бесконтрольно и бессознательно. Как будто в людях проснулись низшие инстинкты. В какой-то момент мы подумали, что полиция не сможет противостоять толпе, и люди ворвутся в отель. Толпу поддерживал каждый элистинец, не осталось ни одного равнодушного", - рассказала сотрудница отеля.

Бадмаев: действия дагестанцев оскорбляли и национальные чувства калмыков

Дагестанцы выкрикивали оскорбления в адрес калмыков, обещая "поставить их на колени", рассказал корреспонденту "Кавказского узла" главный редактор "Современной Калмыкии" Валерий Бадмаев . "Таким образом, дагестанцы оскорбили даже не буддистов, а калмыков. Возмущены все слои населения – вплоть до русских по национальности пенсионерок, которых, казалось бы, инцидент не затронул", - отметил Бадмаев.

Инцидент вызвал серьезный общественный резонанс среди всего населения Элисты. Увидев осквернение статуи, горожане звонили друзьям, возмущались, те в свою очередь сообщали об инциденте соседям, а они передавали информацию родственникам, сообщил Бадмаев. Он рассказал, что ему жалуются местные дагестанцы, что встав на колени, спортсмен "унизил весь дагестанский народ".

Культуролог: Саид Османов проявил неуважение к себе

Глава центра развития современной ойратской культуры "Тенгрин уйдл" Басан Захаров считает, что спортсмен мог среагировать по-другому и не поддаваться настроению толпы. "В этом плане дагестанские и калмыцкие культуры схожи – если мужчина встал на колени, это неуважение к себе. Не знаю, какая была мотивация. Это характеризует мужчину как крайне неустойчивого человека. В этом плане я дагестанцев понимаю. Тут два проступка – и перед калмыками, и перед дагестанцами", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Захаров. Сейчас население Калмыкии "успокоилось", утверждает Захаров. "После извинений премьер-министра Дагестана и муфтията удалось избежать межнациональных конфликтов", - сказал культуролог.

Политолог: калмыки показали способность к быстрой самоорганизации

Скорость, с которой элистинцам удалось скооперироваться, является следствием того, что калмыцкая столица – это "небольшой город, около 100 тысяч человек", где "любые новости распространяются быстро - тем более плохие", сказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель экспертного совета Фонда изучения электоральной политики Андрей Серенко . Также "калмыки способны к быстрой организации, когда речь идет о защите религиозных святынь", считает политолог.

"Происходящее транслировали через Интернет, а в Элисте немало продвинутых пользователей. Сам инцидент произошел в центре города, рядом со зданием республиканской администрации, где всегда есть люди. Свидетели лично наблюдали выходку молодого паршивца и помогли этой новости разойтись. Калмыки народ не агрессивный, но с чувством собственного достоинства, и способны за него постоять", - заявил Серенко.

09:38 — REGNUM Реакция дагестанцев на события, произошедшие в Элисте 1 апреля, первоначально сводилась к осуждению действий дагестанского спортсмена, предположительно осквернившего статую Будды. Но после того как события в Элисте обросли новыми подробностями, из Дагестана стали звучать требования беспристрастного расследования инцидента.

Парад извинений

Напомним, 1 апреля произошел резонансный случай, который стал главной темой в Дагестане в последние десять дней. Поехавший на турнир по вольной борьбе в Элисту спортсмен из Дагестана Саид Османов был задержан за осквернение статуи Будды в центре города. Против него возбуждено уголовное дело. Но перед задержанием толпа возмущенных граждан заставила его извиниться и встать на колени перед статуей.

Когда в СМИ и соцсетях появилась информация о том, что дагестанец осквернил статую Будды, руководство Дагестана отреагировало мгновенно. Уже 2 апреля, через несколько часов после произошедшего, в Элисту срочно выехал председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов и от имени всех жителей республики принес извинения калмыкскому народу. Гамидов заявил, что уже отстранен от работы тренер борца. Вслед за Гамидовым 4 апреля официальные извинения от имени дагестанцев принес и глава республики Рамазан Абдулатипов , при этом сообщив, что объявлен выговор министру физкультуры и спорта Дагестана Магомеду Магомедову за ненадлежащую воспитательную работу со спортсменами. А 6 апреля на расширенной коллегии Минспорта Дагестана с участием председателя правительства Абдусамада Гамидова, представителей правоохранительных органов и духовенства вновь осуждали поступок Саида Османова и говорили о необходимости не допускать ухудшения отношений между братскими народами.

Хотя на высшем уровне единогласно осуждали действия борца, дагестанские тренеры, чью работу раскритиковали власти и общественность, заявляли, что дело было не совсем так, как это было описано в федеральных СМИ. Первым высказался Анвар Магомедгаджиев — тренер спортивного клуба имени Гамида Гамидова, где тренируется Османов.

Как пишет газета «Новое дело», на коллегии министерства он заявил, что спортсмен хоть и виноват, но не совершал всего, что ему вменяют. Там же прозвучали мнения, что не стоило извиняться от имени всех дагестанцев за поступок одного человека. На это председатель правительства ответил, что в Калмыкии проживают 25 тысяч дагестанцев и что через территорию республики ежедневно транзитом проезжает большое количество дагестанцев. Гамидов подчеркнул, что извинения были сделаны, чтобы не допустить межнациональный конфликт.

Мысль о том, что извинения должны были быть принесены не от всех дагестанцев, а от конкретных виновных, высказывали и другие. Так, журналист Тимур Джафаров на своей странице в Facebook пишет: «Я не понимаю, почему извиняются «от лица дагестанского народа». Это значит и от меня лично… Я никого не оскорблял. Или у нас принцип коллективной ответственности?».

Кто ответит за самосуд?

На оценку случившегося дагестанским общественным мнением повлияли версии, высказанные друзьями и родственниками Саида Османова. По их словам, спортсмен не заходил в храм и не осквернял статую, а имела место только нецензурная брань, причем спортсмен и его товарищи не знали, что памятник является статуей Будды и калмыки ему поклоняются.

Дагестанская газета «Новое дело» провела собственное расследование произошедшего. По данным издания, изображенный на распространенном в сети фото молодой человек, коснувшийся ногой лица статуи, не является Саидом Османовым. Во всяком случае, как утверждает газета, фото, о котором идет речь, было опубликовано как минимум четыре месяца назад, задолго до этих событий. Кроме того, изображенное на фото происходит внутри помещения, а статуя Будды, с которой был связан скандальный инцидент, находится в парке.

Издание также обращает внимание на то, что на самом деле над Саидом Османовым был осуществлен самосуд с попустительства полицейских. Это заметно на видео, где Османов стоит на коленях перед толпой, его дергают люди в гражданском, а сотрудники полиции в форме просто стоят на месте. На официальный запрос редакции, будут ли предприняты меры в отношении полицейских за бездействие в этом эпизоде, МВД Калмыкии не ответило, утверждает «Новое дело».

После того, как стали известны все эти обстоятельства, в Дагестане стали раздаваться призывы судить спортсмена по закону, не идя на поводу у общественного мнения. С просьбой способствовать справедливой оценке действий спортсмена к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке обратился депутат Госдумы из Дагестана Умахан Умаханов . В письме генпрокурору он пишет, что фактически над виновником данного инцидента был совершен коллективный самосуд с моральным унижением достоинства гражданина.

«Считаю, что наше общее федеральное законодательство должно быть беспристрастным и одинаково должно применяться ко всем участникам названного конфликта. Не может остаться без правовой оценки бездействие сотрудников правоохранительных органов, позволивших толпе беспрепятственно унижать человеческое достоинство гражданина РФ. Правовую оценку должны получить все те, кто принял участие в коллективном самосуде над гражданином…», — говорится в письме.

Непростое прошлое

Некоторые дагестанские комментаторы утверждают, что руководство республики, активно отреагировавшее на случившееся 1 апреля, не проявляло должной активности в связи с другими событиями в Калмыкии. Так, в сети было много напоминаний о том, как в 2014 году в Элисте неизвестные кинули бутылку с зажигательной смесью в мусульманскую молельную комнату, и о том, что несколько десятков лет мусульмане Калмыкии не получали разрешения от властей на строительство мечети в Элисте. Дагестанцы вспоминают и инцидент, который произошел в 2001 году, когда был совершен акт хулиганства в мечети поселка Прикумский. Храм был закрыт после этого случая. В 2005 году в селе Садовое была разрушена практически построенная мечеть.

На отношения между двумя республиками влияют и споры вокруг 100 тысяч гектаров земли в Лаганском районе Калмыкии, которыми пользуются дагестанцы. В Калмыкии дагестанские хозяйства появились в 1954 году, когда калмыки находились в сибирской ссылке. Для 19 горных хозяйств Дагестана в Калмыкии были выделены земли отгонного животноводства. С 1957 году Калмыцкая АССР была восстановлена, но взаимоотношения республики с арендаторами земель — дагестанскими хозяйствами не были оформлены. Оформлять договоры с арендаторами земель стали лишь в начале 2000-х годов. Аренду пастбищ на территории Калмыкии продлевали межправительственными договорами и соглашениями между двумя республиками.

В 2011 году руководство Калмыкии решило вернуть республике «отгонные» земли, но дагестанское руководство настаивало на сохранении в силе правительственных актов, согласно которым, земля эта передавалась на бессрочное пользование горным хозяйствам. Бывший в то время президентом Дагестана Магомедсалам Магомедов в письме главе Калмыкии Алексею Орлову писал о постановлениях Совета министров СССР и Совета министров РСФСР от 1954 и 1955 годов, согласно которым сезонные пастбища госфонда переданы Дагестану в бессрочное пользование.

В итоге дагестанские хозяйства остались на территории Калмыкии. В 2012 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Республикой Калмыкия. Соглашением продлевается аренда «лаганских» земель. Однако руководство Калмыкии всячески отрекается от этого, заявляя, что в соглашении нет пункта о землях.

Чиновники Калмыкии периодически обращают внимание на нарушения дагестанцами так называемого «принципа отгонности», утверждая, что скот на пастбищах содержится круглый год, тогда как разрешено его держать там только с октября по май. На этих территориях также нельзя возводить стационарные капитальные строения, однако и этот запрет игнорируется дагестанскими животноводами, утверждают в Элисте.