Самые известные трюки гарри гудини. Главные секреты фокусов гарри гудини

«В 1908 году Гудини придумал новый трюк, который пользовался колоссальной популярностью и приумножил славу Гарри как фокусника номер один. Речь о трюке с освобождением из молочного бидона.

Перед началом фокуса рабочие выносили на сцену заполненный водой (иногда и молоком) стандартный 80-литровый молочный бидон. Гарри заковывали в наручники. Затем он вставал ногами вовнутрь бидона и... садился, с головой скрываясь в этой металлической фляге из-под молока. При этом часть воды, естественно, выливалась на пол.

Крышка бидона завинчивалась и запиралась на замок. Затем Бесс (жена - Прим. И.Л. Викентьева) набрасывала на бидон непрозрачную накидку (иногда заслоняла его от взглядов зрителей небольшой ширмой - фокус со временем видоизменялся). Через пару минут накидка сдергивалась. И рядом с бидоном появлялся... улыбающийся Гудини, который держал в руках разомкнутые наручники! Этот фокус Гудини исполнял четыре года подряд. К 1912 году он уже прятался не в металлическом бидоне, а в кованом ящике - ящик зрительно выглядел меньше, чем фляга цилиндрической формы.

Секрет же был в двойных стенках бидона. Пространство между стенками заполнялось водой, а в крышке были воздушные клапаны, позволяющие Гарри дышать. После Гудини этот фокус исполнял его брат Теодор. Иногда этот же трюк демонстрируют современные иллюзионисты - несмотря на то что секрет этого фокуса известен, в исполнении профессионала он выглядит потрясающе.

К 1912 году Гудини вдруг обнаружил, что трюк с молочной флягой исполняется всеми, кому не лень. Вокруг сверхпопулярной фигуры Гарри развелось огромное количество имитаторов, спешащих сделать карьеру на славе Гудини. И Гарри закрыл этот номер, придумав вместо него другой, гораздо более сложный.

Выглядел этот эффектный фокус следующим образом. На сцене устанавливался огромный куб со стеклянными стенками и решетками. Внутри куба была вода. Гарри опутывали цепями ноги, заковывали в наручники руки и подвешивали вниз головой над кубом. Затем медленно - очень медленно! - опускали в воду до тех пор, пока Гудини не погружался в неё по грудь. Затем накрывали накидкой, а когда через несколько минут ее срывали, Гарри был свободен... Первый вариант трюка показался Гарри слишком простым. И тогда он его усложнил - Гудини сначала помешали в узкую клетку из металлических прутьев, в которой он не мог повернуться, затем уже в этой клетке погружали в заполненный водой куб.

Удивительно: в этом кубе не было двойных стенок. Зрители могли видеть, что голова Гарри находится под водой - из его рта вырывались пузыри воздуха, а волосы развевались в воде. Этот трюк назывался «китайской пыткой водой» и очень напоминал настоящее орудие пыток, применяемое китайцами в древности.

Секрет этого фокуса Гудини до сих пор остаётся неразгаданным.

[....] Как ни странно, но фокусник Гудини, сама суть профессии которого строится на остроумном обмане зрителя, в жизни был абсолютно прямодушным человеком с обострённым чувством правды. И это не просто слова! Гудини ужасно раздражался, когда коллеги-иллюзионисты начинали рассказывать о своих связях с потусторонними силами, о чёрной и белой магии, о диалогах с инопланетянами. Гарри же заявлял, что все фокусы - не более чем результат упорных тренировок и тщательной проработки трюка.

В своих книгах он не переставал раскрывать секреты самых популярных фокусов. Коллеги по цеху обвиняли Гудини в том, что раскрытые секреты лишают их куска хлеба, на что Гарри говорил - придумывайте новые трюки, как придумываю их я... И снова был прав. Бесконечное топтание на месте, эксплуатация одних и тех же приёмов низводят профессию иллюзиониста до уровня примитивного балагана. Что было бы, если в спорте участники соревнований не стремились бы улучшить свои рекорды? Что осталось бы от самого спорта?

И, в конце концов, Гудини поверили. В 1917 году Гарри возглавил Общество американских магов. И занимал пост председателя до самой смерти в 1926 году, став в начале 1900-х самым высокооплачиваемым иллюзионистом Америки (и мира в целом). В 1917 году Гудини стал ещё и самым авторитетным профессионалом в своей области. Это ли ни пример того, чего может добиться талант, подкреплённый трудолюбием?»

Надеждин Н.Я., Гарри Гудини: «Просто волшебник», М., «Майор», 2010 г., с. 114. 116 и 128.

Гарри Гудини по праву входит в десятку наиболее знаменитых фокусников мира. Первые свои фокусы мальчик, настоящее имя которого Эрих Вейс, начал показывать в 1884 году. Ему тогда было всего 10 лет.

Сперва вместе со своим братом Тео, а потом и самостоятельно он придумывал и показывал фокусы, которые прочно вошли в копилку лучших трюков за всю историю человечества. Многие их этих фокусов в наши дни демонстрируются всего несколькими иллюзионистами на планете. Некоторые не разгаданы до сих пор.

Освобождение от наручников стало одним из первых трюков, которые молодой Гудини стал показывать на публике. Первыми его зрителями стали полицейские, которым он предлагал пари, сможет ли он освободиться от предназначенных для преступников оков, или же нет. Этот фокус исполнялся им настолько виртуозно, что за молодым артистом навсегда закрепилось прозвище «король цепей».

Разгадка этого фокуса довольно проста, хотя повторить его сможет далеко не каждый. Еще в детстве он виртуозно научился вскрывать замки с помощью подручных средств, и даже полицейские кандалы не были для него серьезной проблемой.

Еще одним умением, помогавшим фокуснику почти во всех представлениях с освобождениями, был навык «надувать» мышцы, из-за чего любые оковы оказывались, в итоге, чуть свободнее, чем этого ожидали «пленители».

Туз Гудини

Ни один уважающий себя иллюзионист не пройдет мимо фокусов с картами. Не был исключением и Гарри Гудини. На своих выступлениях он демонстрировал публике обычную игральную карту, в центре которой было проделано отверстие. Карта эта помещалась в конверт, и конверт заклеивался. Получившаяся «бандероль» прошивалась насквозь длинной лентой. Спустя несколько минут фокусник открывал конверт и легко, словно лента совсем не мешала ему, доставал карту. После этого зрители могли осмотреть ее и убедиться, что никаких разрезов, кроме уже имевшегося отверстия в центре, на ней нет.

Трюк этот выглядит загадочно и интригующе, однако вы легко можете повторить его на домашнем празднике или в гостях у своих друзей.

Для этого вам понадобится:

  • Карта;
  • тонкая лента длиной около метра;
  • конверт;
  • канцелярский нож.

Секрет фокуса с тузом Гудини заключается в конверте: одна сторона его заранее аккуратно подрезана, и иллюзионист, вкладывая карту в конверт, осторожно вдвигает ее в приготовленную щель. Рука, держащая конверт, полностью скрывает ее. Лента, продевающаяся в отверстие, проходит над картой, и после ее можно осторожно вдвинуть обратно. Главное, не натягивать ленту, чтобы она обходила карту по кругу и не препятствовала ее возвращению на законное место.

Это важно! «Туз Гудини» будет успешным лишь в том случае, если все зрители расположены лицом к фокуснику, и никто не стоит сзади или по бокам. В противном случае выдвинутая карта, прикрытая ладонью, будет отлично видна.

Метаморфозы

Трюк, хорошо известный современной публике, впервые стал широко использоваться братьями Гудини. Одному из фокусников связывали руки и укладывали в деревянный ящик. Второй брат становился на крышку ящика, отсекая, таким образом, возможность выбраться из него, и задергивал шторку. Несколько томительных секунд – и, когда штора вновь отдергивалась, снаружи стоял уже другой брат, в то время как другой лежал связанным на его месте.

Разгадка этого необычного фокуса заключается в особой конструкции ящика. Задняя, не видная из зала, стенка представляла собой потайную дверцу. Как только штора скрывала артистов от глаз публики, связанный фокусник избавлялся от веревок и выбирался наружу, а его место занимал второй из братьев.

Этот нехитрый, казалось бы, фокус исполняется не слишком большим числом иллюзионистов и, как правило, в облегченном варианте. Ведь, кроме фальшивого «гроба», значительная часть успеха зависела и от талантов молодых фокусников, умеющих быстро освобождаться от связывающих их веревок.

Освобождение из бидона

Еще более шокирующим было представление, названное «освобождение из бидона». В ходе его на сцену выносился гигантский бидон для молока, заполненный водой вровень с краями. Гарри Гудини, скованный по рукам, садился в него, погружаясь под воду с головой и расплескивая часть воды на сцену. После этого крышку сосуда плотно закрывали и набрасывали сверху непрозрачную ткань.

У Гудини было всего несколько минут на то, чтобы выбраться на свободу. Спустя несколько минут, когда встревоженные зрители уже начинали кричать, чтобы иллюзиониста выпустили, пока он не захлебнулся, ткань сдергивали… И все видели фокусника, спокойно стоящего рядом с разомкнутыми наручниками в руках.

Секрет этого трюка заключался в необычной конструкции бидона. Стенки его двойные, что, конечно, не видно снаружи, а в крышку вмонтированы специальные клапаны, позволяющие дышать. Главное же – в боковой части бидона находилась потайная дверца, сквозь которую фокусник выходил сразу же, как только избавлялся от наручников.

Этот принцип быстро взяли на вооружение другие иллюзионисты, и в настоящее время большая часть всех фокусов с освобождением из запертых ящиков и аквариумов построена именно на методе Гудини.

Кольцо Гудини

Всем известно – наиболее эффектно выглядят фокусы, в которых зрители сами могут почувствовать себя участниками. Трюк с кольцом, проходящим сквозь веревку, не исключение.

Знаменитый иллюзионист демонстрировал публике шнур, показывая, что он целый и достаточно прочный. После чего просил у кого-нибудь из зрителей кольцо, складывал шнур вдвое и надевал его на кольцо, захлестывая петлей. Концы шнура завязывались на узел. Казалось бы, снять теперь с него кольцо невозможно, не распутав узлов. Однако Гудини проделывал это с легкостью: небрежное движение, и кольцо оставалось в его руке, свободное от веревки.

Единственным секретом этого необычного трюка является ловкость и знакомство со способами закрепления веревок. Продемонстрировать фокус с кольцом и шнуром может любой человек: для этого достаточно лишь сдвинуть петлю, обернутую вокруг кольца, таким образом, чтобы она прошла вокруг наружной части ободка. После этого она легко соскользнет с колечка.

В подробностях это можно увидеть на расположенном ниже видео:

Фокусы Гудини, по большей части, были постановочными. Повторить их, не имея специального реквизита и, достаточно часто, обученных ассистентов, невозможно. Тем не менее, трюки эти вызывают восторг публики и по сей день, а многие изобретения взяты на вооружение фокусниками уже нашего времени. Некоторые из трюков, наоборот, не имели иного секрета, кроме ловкости иллюзиониста и его тренированных мышц. Так, именно к этой группе можно отнести знаменитое освобождение из смирительной рубашки. Гарри Гудини, подвешенный вниз головой на высоте 30 метров и закутанный в плотный брезент, всего за несколько минут ловкими движениями ослаблял узлы, после чего снять «рубашку» окончательно и избавиться от цепей и вовсе пустяком.

Великий фокусник, иллюзионист 20 века, ловкий трюкач и мастер побега, которому подчинялись любые замки, человек-загадка.

Его звали Эрих Вайс, но мир знал его как Гарри Гудини. Почти как Гудвин-волшебник Изумрудного города. Ведь недаром ему и впрямь приписывали сверхъестественные способности. Это по большей части, веселило его. Он и сам любил подзадорить своих поклонников, окружая себя и свое искусство ореолом таинственности.

Смерть волшебника

Гудини умер 31 октября 1926 года на Хэллоуин. Словно в шутку над теми, кто и впрямь считал его магом, выбрав для своего ухода именно этот мистический праздник - День всех святых.

Что же произошло на самом деле? Спустя почти век его смерть оставляет много загадок, как в прочем и он сам. Была ли это случайность, несчастный случай или же убийство по сговору. Или может, быть волшебник просто устал от мира обычный людей и ускользнул, куда-то в свое тайное измерение, откуда черпал всегда свои силы?

Монреаль. Последние гастроли. Гудини блестяще отыграл свою новую программу, которая включала в себя самые сложные номера мастера.

В гримерную, где отдыхал иллюзионист, в то время как двое студентов художников работали над его портретом, постучались. Это был крепкий молодой человек по имени Гордон Уайтхэд - начинающий боксер, как выяснилось много позже. В гримерку он пришел не ради автографа. К фокуснику его привел спортивный интерес, в буквальном смысле слова.

Правда ли, что Великий Гудини обладает стальным прессом и способен выдержать любой удар?

Фокусник не стал отрицать этот слух, да и не слух это был вовсе. И тогда парень нанес ему три точных удара в грудь, еще прежде, чем Гудини успел подготовиться к демонстрации своих сил. Фокусник согнулся от нестерпимой боли. Но, все же скоро приведя себя в порядок, он отнюдь не выгнал прочь нетерпеливого наглеца, а напротив, попросил у него немного времени, чтобы сосредоточиться. Усмирив боль, он выпрямился и отдав команду принял на себя еще два удара. Фокус удался. Уайтхэд вывихнул кисть о стальной пресс волшебника.

Отыграв французские гастроли, Гудини вернулся домой в Америку, скрывая ото всех свое недомогание, которое усиливалось с каждым днем и перерастало в серьезную форму.

Трюк с освобождением из смирительной рубашки стал его последним выступлением на публике. Гудини стало плохо еще во время представления и его доставили в больницу города Детройт с сильнейшим жаром в полуобморочном состоянии.

Диагноз был неутешителен - перитонит и разрыв аппендикса, последнее как результат знакомства с Уайтхэдом. Вопреки заключению опытных врачей, отсчитавших Гудини всего сутки, волшебник (тут уж никак не иначе) продержался дольше, еще несколько дней. Все закончилось 31 октября в ночь на Хэллоуин.

Но закончилось ли?

Все вышеописанное только лишь официальная версия событий. И действительно ли она привела к такой трагической развязке?

Уже в наше время потомок Гудини, его внучатый племянник Джордж Хардин заинтересовался в эксгумации тела великого фокусника и проведении надлежащей экспертизы. Ведь, тогда в 1926, после смерти, вскрытие не было сделано. Почему же?

Версии о заговоре с целью убийства, возможно даже отравлении, предложили в своей книге «Тайная жизнь Гудини» двое ее авторов - Уильям Калуш и Ларри Слоуман. Их рукопись и побудила Хардина взяться за расследование.

Если верить книге, в ходе написания которой, авторы пользовались дневниками британского разведчика Уильяма Мелвила, Гарри Гудини неоднократно оказывал посильную помощь как Скотленд-Ярду так и спецслужбам, в частности. Месть представителей криминального мира здесь была бы вполне очевидной.

Кроме того, зуб на фокусника имели и поклонники спиритизма, высмеивать и разоблачать, которых в шарлатанстве он весьма любил. Выдавая себя за полисмена, Гудини частенько организовывал, такие себе, облавы на их «шабаши».

Занятный факт, что перед смертью, фокусник якобы оставил своей жене секретный код, без которого его «дух» нельзя будет призвать на спиритических сеансах.

Когда мифы порождают новые мифы добраться до истины становиться очень сложно. Откроет ли волшебник Гудини когда-нибудь свои секреты? Спрятаны ли они в бронзовой гробнице Нью Йоркского кладбища или же Великий волшебник надежно спрятав их в кармане своего сюртука унес в свое следующее измерение. Туда где его новые поклонники, под оглушительный гром аплодисментов ждут его выход на сцену. Кто знает…



В мировом сообществе фокусников имеется одно табу, нарушение которого равнозначно прямому оскорблению. Это раскрытие секрета фокуса без согласия того, кто его придумал.

Потому, когда какие-то тайны магических трюков великого фокусника Гудини были обнародованы, многие иллюзионисты негодовали и расценивали это действие как пренебрежение профессиональной этикой. Ведь кое-кто пользовался этими трюками и в своих представлениях.

Хотя сейчас, в современной эпохе, сложно обнаружить фокусника, который все еще применяет устаревшие секреты Гудини. И все же, раскрытие тайн легендарных трюков мастера магии всегда волновало общественность. Давайте приоткроем завесу.

«Радио-фокус»

Трюк был придуман Гудини в 1925 году. Состоит операция в том, что на столешницу устанавливали громадное радио двухметровой длины и метровой высоты. У объекта имелись регулирующиеся ручки-рычаги и двойные двери.

Показав пустоту внутри предмета, фокусник устанавливал на шкале определенную радиостанцию, и из радио вылезала девушка. А Гудини выкрикивал: «Настройте требуемую Вам волну и получите девушку мечты!».

Показ трюка с «живым» радио

А секрет очень прост: у стола с расположившемся сверху радио, имелась удвоенная столешница. Верхний её слой имел отверстие-люк. Когда громадину ставили на стол, красавица была в аппарате. Потом девушка быстро пряталась через столешничный люк, пока Гудини демонстрировал пустой ящик радио, а потом возвращалась на место.

Трюк «Метаморфоза»

«Метаморфоза» не является прямым детищем Гудини. Он лишь модернизировал предыдущие версии этого фокуса и показывал его в дуэте с женой. «Метаморфоза» была достаточно сложна. Гудини связывали за спиной кисти рук и усаживали в завязывающийся мешок.

Его же помещали в сундук, после запирающийся, обвязывали канатом и отправляли в шкаф. И после следовал занавес. Жена фокусника залезала в шкаф, прикрываясь занавесом. Спустя 3 хлопка в ладошки, занавес открывался, но за ним представал Гудини. Жену же обнаруживали заточенной в сундук и мешок.

Демонстрация «метаморфозного» трюка

А тайна фокуса кроется в изнурительной, настойчивой практике. Гудини был гением, когда дело касалось узлов, плетений, канатов и веревок. Когда мешок завязывался, мастер уже успевал освободиться. А в момент помещения его в сундук, фокусник расслаблял веревки.

Как только низ занавеса касался пола, фокусник вылезал из сундука через съемную заднюю стенку. И подавал знак – хлопки в ладоши – осуществлял уже сам Гудини, а не его жена. Она же в то время успевала залезть в сундук. Когда Гудини распутывал и вскрывал сундук, жена забиралась в мешок и вставляла руки в расслабленные мужем веревки.

Гарри и Бесси Гудини настолько отточили трюк, что могли поменяться местами за несколько секунды!

Фокус с высвобождением завязанного в смирительную рубашку и подвешенного человека

У Великого Гудини имелся младший брат Хардин, который не отставал от Гарри и тоже практиковал магию фокусов. Оба брата показывали трюк с освобождением из смирительной рубашки.

Но Гарри сделал фокус еще более сложным. Его заключали не только в одежду для неуравновешенных, но и связывали канатами лодыжки, а затем подвешивали на высоту крана.

Секрет фокуса Гудини отрыл лично в издании «Освобождение из наручников». А состояла тайна в легком ослаблении рубашки. При перекрещивании рук, правая всегда оставалась сверху. Во время затягивания рубашки Гудини глубоко вдыхал, чтобы потом на выдохе одежда была свободнее.

Благодаря такому образовавшемуся зазору фокусник мог освободить руки, затем он развязывал ноги. Порой фокуснику приходилось идти на жертвы – в этом трюке случались вывихи плеча.

Гудини так четко отработал технику исполнения, что смог сократить длительность фокуса с высвобождением из псих-рубашки с 30 получаса до 3-4 минут.

Хождение сквозь кирпичную стену

Этот фокус поворачивался магом только пару раз в 1914-ом, в Нью-Йорке. Но это не препятсвовало превратиться ему в сенсацию. Для трюка строилась трехметровая по высоте стена. Она устанавливалась перпендикулярно публике, чтобы последняя могла видеть пространство с обеих сторон постройки.

Стена возводилась на ковре. Гудини вызывал зрителей из зала, чтобы они убедились в том, что стена настоящая с помощью молотка. После чего фокусник вставал перед стеной, а пространство с обеих сторон на несколько секунд стены прикрывались шторами. Потом шторы убирались, а Гудини уже располагался по другую сторону стены.

А тайна скрывалась в ковре. Под ним прятали лаз, проложенный под стеной. Иногда же под стену помещали стекло, чтобы зрители исключили возможность лаза. Тогда Гудини просто менялся местами с помощниками во время «зашторивания» и переходил на противоположную сторону.

Избавление от наручников

Этот трюк – в числе первых у фокусника. Благодаря его ошеломительному успеху фокуса, Гудини был предложен контракт с театром.

Для избавления от оков Гудини применял не один секрет. Во-первых, Гудини очень долго изучал информацию о замках и их устройствах. Фокусник обладал поистине огромными знаниями об этом. Он мог с ходу сказать, какой ключ сочетается с пазом той или иной замочной скважины.

Позже Гудини придумал специальный стальной гнущийся пояс, способный вращаться и скрывающий отсеки со спрятанными ключами.

Еще одна мистерия в том, что не все замки требовали применение ключа. Некоторым хватало лишь постукивания о прочную поверхность. Были и такие устройства, которые вскрывались особыми проволочными петельками и отмычками.

Фокус с молочным бидоном

В 1901-ом Гудини впервые показал освобождение из наполненного водой бидона. Этот трюк известен во всем мире.

Перед проведением фокуса зрители могли осмотреть, изучить бидон. Емкость была высотой в 1 метр, горловина имела 6 запоров, закрывающих бидон намертво. Гудини залезал в бидон с водой, часть жидкости, разумеется, выплескивалась.

После этого емкость запирали, это осуществлялось в течение минуты. Потом емкость накрывали тканью. В прошествии пары минут занавес открывали, а рядом с запертым бидоном стоял промокший Гудини.

Оказывается, у бидона были особые запоры, которые фиксировали крышку. Снаружи емкости вскрыть их не отпирая было невозможно, а вот изнутри – легко. А запоры оставались в сохранности.

Высвобождение из погруженного в водоем ящика

Трюки-высвобождения из замкнутых пространств оказались «фишкой» Гудини. Впервые фокусник вылез из ящика на публике в Нью-Йорке, погруженный в реку «Ист-Ривер».

Гудини заключили в наручники, потом — в ящик, который тоже закрыли, заколотили и обвили цепями. Ну и сбросили в реку. По истечении 2,5 минут фокусник выплыл.

Для этого трюка использовался ящик с особенной конструкцией. Он имел несколько отверстий, позволяющих дышать фокуснику во время заколачивания ящика. За то время, пока его еще не опустили в воду, Гудини успевал снять наручники.

Еще один момент – одна из сторон ящика имела 2 неприбитые доски. Они могли отодвигаться. Сдвинуть доски нужно было прежде, чем ящик погрузится на дно реки. Ведь был риск, что упадет объект именно на эту сторону.

Исчезновение слона

Трюк считается наиболее зрелищным. Гудини заводил слона в огромный ящик, а через несколько секунд слон в ящике исчез. Из-за утери ящика и одноразового показа фокуса, секрет его никак не могли раскрыть. Но имеются некоторые догадки…

Тайна скрывалась, во-первых, в самом театре, где показывался трюк. Места зрителей располагались так, что ясно видеть слона в ящике было сложно. Из-за полукруглых тройных ярусов рассаживания.

Другая идея – это оптическая иллюзия, создаваемая особым освещением и занавесом, идентичным сценическим шторам. В один момент Гудини для отвлечения делал выстрел, из-за которого публика моргала (инстинкт). В это мгновение маскирующий занавес резко поднимался.

Китайская водная камера пыток

Эта камера все еще существует. Гудини она обошлась в 10 000 $. Она похожа на аквариум, обитый красной древесиной, со стальным никелевым каркасом. Детали выполнены из меди. Весом эта камера 3 000 кг, а воды в нее входит 950 л.

При выполнении фокуса Гудини одевали наручники, ноги запутывали цепями. Потом фокусника опускали в камеру с водой вниз головой. Камеру прикрывали занавесом, из-за которого через некоторое время выходил фокусник.

Для выполнения трюка важны 2 вещи. Первое — особые элементы конструкции и само тело образовывали воздушный карман в закрытой камере. Во-вторых, мастерское, отработанное избавление от наручников – этим навыком Гудини овладел в высшей степени.

Это лишь 9 секретов из множества мастерски выполненных трюков Гудини. И в прошествии стольких лет эти фокусы по-прежнему кажутся невероятными, а их исполнитель неизменно остается мировой легендой.

Скоро Новый Год и если Вы планируете пойти на какое-нибудь мероприятие, то поищите карнавальные костюмы новый год . Практически любую Вашу фантазию можно воплотить в реальность. И да, Вы можете предстать перед всеми в образе самого Гудини, о котором мы сегодня поговорим.

Среди иллюзионистов давно существует неписаное правило: никогда не раскрывать секреты трюков перед зрителями. В 2004 году в музее города Аплтон (штат Висконсин) состоялась выставка, на которой всем желающим поведали тайны создания фокусов великого Гарри Гудини. Иллюзионисты со всего мира были возмущены этим до невозможности. Дэвид Копперфильд, как и большая часть его коллег, решил бойкотировать выставку, назвав её прямым нарушением «магического протокола». Многие утверждали, что до сих пор используют трюки Гудини в своих выступлениях.

Со смерти великого иллюзиониста и мастера исчезновений прошло почти 90 лет. Вопреки всея заявлениям, в действительности мало кто из современных фокусников обращается к его устаревшим техникам при создании собственных шоу-номеров. Более того, секреты Гарри Гудини были раскрыты ещё за несколько десятилетий до того, как в музее города Аплтон состоялась выставка, вызвавшая большой резонанс среди любопытных посетителей и недовольных иллюзионистов. Не успело пройти и года со смерти Гудини, как его команда начала налево и направо выдавать тайны фокусника, прославившегося на весь мир.

В этой статье представлен список величайших секретов Гарри Гудини. Тем, кто не хочет их знать, читать то, что написано ниже, вовсе не обязательно.

1. «Радио 1950 года»

«Радио 1950 года» – трюк, который Гарри Гудини разработал для своих вечерних выступлений незадолго до собственной смерти.

По словам Дороти Янг, помощницы Гудини, фокус начинался с того, что великий маг демонстрировал зрителям большой стол, накрытый скатертью, края которой не доходили до пола на пару десятков сантиметров. После этого его ассистенты помещали на стол огромное радио (около двух метров длиной, высотой почти в метр и такой же шириной). На передней панели радио, помимо всего прочего, располагались двухстворчатые дверцы. Распахнув их, Гудини показывал зрителям, что внутри, кроме катушек, трансформаторов и вакуумных трубок, больше ничего не было.

Затем он закрывал дверцы и принимался настраивать радио. «А сейчас, – произнёс голос диктора, – Дороти Янг исполнит для вас танец Чарльстон». В этот момент открывалась верхняя панель радио, и оттуда появлялась красивая молодая помощница, которая спрыгивала на сцену и пускалась в энергичный пляс.

«На каждой радиоволне – разная девушка, – говорил Гудини. – Нет, господа, это не продаётся».

Секрет:

Весь секрет крылся в столе, дизайн которого предполагал наличие двух прямоугольных столешниц. В верхней столешнице имелась небольшая потайная дверца, которая открывалась наружу.

Когда помощники Гудини выносили на сцену радио, Дороти Янг уже была внутри него. Как только оно оказывалось на столе, девушка открывала потайную дверцу, пряталась между двумя столешницами и ждала, пока великий маг убедит зрителей в том, что внутри радио никого нет. Когда Гудини якобы искал нужную волну, Янг перебиралась обратно в радио.

На фотографии выше вы видите младшего брата Гудини, Теодора Хардина, демонстрирующего трюк «Радио 1950 года» вместе со своей ассистенткой Глэдис Хардин.

2. «Метаморфоза»

«Метаморфоза» – трюк, с которого Гарри Гудини начинал свою карьеру иллюзиониста в 1894 году. Выполнял он его вместе со своей женой Бесси. Фокус вызвал настоящий фурор среди зрителей. Именно благодаря «Метаморфозе» Цирк братьев Уэлш заметил Гудини и пригласил его на гастроли в 1895 году.

Трюк был достаточно сложным в исполнении. Гудини завязывали руки за спиной, надевали на него плотный мешок, обматывали его верёвкой, и сажали в большой деревянный ящик, который закрывали на несколько замков и прятали позади тонкой занавески. За ней исчезала и жена Гудини. Она громко хлопала три раза в ладоши, после чего занавеска отдёргивалась в сторону, и перед зрителями появлялся Гудини. Бесси за ней уже не было. Она оказывалась в мешке внутри запертого ящика, где до этого сидел её муж.

Секрет:

Секрет трюка «Метаморфоза» на удивление прост: основательная практика. Гарри Гудини был экспертом по верёвкам и узлам. Ему удавалось освободить свои руки ещё до того, как его голова исчезала в мешке, по верхнему краю которого располагались небольшие отверстия, позволявшие ослаблять и затягивать верёвку изнутри.

Пока Бесси закрывала ящик на замки, Гудини успевал выбраться из мешка. Когда занавеска закрывалась, он вылезал из ящика через заднюю панель и начинал хлопать в ладоши. В это время Бесси проделывала всё с точностью до наоборот. После третьего хлопка Гудини открывал занавеску…

Чтобы поменяться местами, Гарри и Бесси хватало трёх секунд. Это невероятно!

3. «Освобождение из смирительной рубашки в подвешенном состоянии»

Младший брат Гудини, Теодор Хардин, также был известным иллюзионистом. Самым популярным трюком из его арсенала стало освобождение из смирительной рубашки, которое, как правило, происходило за экраном. Однажды зрители попросили его исполнить данный фокус у них на глазах; он с удовольствием подчинился их просьбе, за что впоследствии получил высочайшие похвалы и громкие овации стоя. Гудини, узнав об этом, решил любым способом превзойти собственного брата и разработал трюк «Освобождение из смирительной рубашки в подвешенном состоянии», который часто выполнял перед своими вечерними выступлениями для того, чтобы привлечь на них больше людей.

Секрет:

Секрет данного трюка был раскрыт в книге «Освобождение от наручников» (1910 год), написанной самим же Гудини. Заключался он в небольших уловках, которыми пользовался великий иллюзионист при надевании смирительной рубашки.

Когда смирительная рубашка оказывалась на теле Гудини, он скрещивал руки на груди (причём правая всегда была сверху левой) и старался не дать затянуть рукава слишком туго. Как только наступал момент завязывания смирительной рубашки, иллюзионист делал глубокий вдох, послабляя тем самым ткань и оставляя спереди приличный зазор.

После того как Гудини оказывался подвешенным в воздухе, он, прилагая некоторые усилия, сначала освобождал левую руку, а после – правую, перекидывая её через голову. Последнее он легко мог сделать благодаря тому, что висел вверх ногами.

Чтобы высвободиться из смирительной рубашки, изначально Гудини требовалось, как минимум, полчаса, при этом он не раз получал вывих плеча. Впоследствии ему удалось сократить данное время до трёх минут.

4. Древний индийский трюк с иглами

Впервые данный трюк Гарри Гудини исполнил в 1899 году. С тех пор он стал «изюминкой» его выступлений.

Перед выполнением трюка великий иллюзионист предлагал кому-нибудь из зрителей осмотреть его рот и внимательно изучить инвентарь – 50-100 штук иголок и нить длиной 18 метров. Затем он у всех на виду глотал эти предметы и запивал их водой. Через несколько секунд из его рта появлялась «цепочка» из тех же самых иголок, но только уже нанизанных на нитку.

Секрет:

Секрет трюка с иголками был раскрыт спустя три года после смерти Гарри Гудини.

Перед началом выступления иллюзионист помещал между щекой и зубами маленький квадратный кусочек плотного картона, на которой была аккуратно намотана «цепочка» из иголок, нанизанных на нить. Друг от друга они отделялись небольшими узелками.

Когда Гудини показывал зрителю свой рот, он как бы невзначай прикрывал одним из пальцев то место, где располагалась игольная «цепочка».

Затем иллюзионист брал обычные иголки и нитку, клал их на язык и делал вид, что проглатывал всё вместе с водой. На самом деле он осторожно выплёвывал эти предметы в стакан, где ещё оставалось немного воды (благодаря чему они казались невидимыми), и быстро отдавал его своей помощнице, после чего принимался осторожно доставать изо рта спрятанную «цепочку» из иголок.

5. «Прохождение сквозь кирпичную стену»

За всю свою карьеру этот трюк Гудини исполнил всего несколько раз. Он вызвал настоящий фурор среди поклонников легендарного иллюзиониста.

Пока Гудини развлекал публику своими трюками, каменщики тем временем занимались возведением на сцене стены высотой и шириной около трёх метров. Она располагалась перпендикулярно к залу, что позволяло зрителям видеть обе её стороны. Стена была построена на огромном ковре из муслина, чтобы исключить возможность использования потайной двери. Когда каменщики закончили свою работу, Гудини предложил зрителям попробовать стену на прочность, ударив по ней молотком.

Как только все вернулись на свои места, великий иллюзионист занял позицию у одной стороны стены. В следующее мгновение на сцене появились два ассистента с ширмами на колёсиках. Буквально на несколько секунд они закрыли обзор обеих сторон стены, после чего тут же удалились. Публика ахнула от удивления, увидев, что Гудини стоит уже у противоположной стороны стены.

Секрет:

Секрет прост: ковёр. Под ним находился продолговатый, узкий лаз V-образной формы, проходящий под стеной.

Гудини также исполнял трюк прохождения сквозь кирпичную стену в другой вариации. На этот раз под стеной находился не ковёр, а цельный лист стекла, что действительно сделало невозможным использование потайной двери или лаза. Однако Гудини всё же нашёл способ, который помог ему «пройти сквозь стену».

После того как на сцене появились несколько ассистентов с передвижной ширмой и закрыли одну сторону стены, Гудини быстро переоделся в ту же самую рабочую одежду, что была на них, и, обойдя стену с задней стороны, вместе с ними направился за другой ширмой. Как только вторая сторона стены была скрыта от посторонних глаз, он обратно надел свой костюм и стал ждать, когда ассистенты уберут ширмы. Меж тем, за первой ширмой зрителям махала механическая рука, заставляя их думать, что Гудини находится ещё там. Когда помощники убрали ширмы, зал взорвался бурными аплодисментами, ведь великому иллюзионисту каким-то «магическим» образом удалось совершить прохождение сквозь каменную стену.

6. «Освобождение от наручников»

Гарри Гудини голословно утверждал, что способен освободиться от любых наручников, которые ему предоставят зрители либо представители местной полиции. Трюк «Освобождение от наручников» впечатлил театрального менеджера Мартина Бека, который в 1899 году пригласил Гудини выступать на сцене варьете «Орфеум».

Секрет:

Гудини обладал энциклопедическими знаниями о замках и наручниках. Он мог с первого взгляда определить, какой именно ключ ему был нужен, чтобы открыть тот или иной замок. Поначалу иллюзионист искусно прятал миниатюрные ключи и отмычки на теле, а после изобрёл специальный пояс из гибкой стали, который вращался (на шарикоподшипниках) по кругу лёгким движением локтя. Он имел несколько отсеков, внутри которых находились различные ключи и отмычки.

В 1902 году Гудини обнаружил, что некоторые наручники можно открывать и вовсе без ключа. Достаточно было просто постучать ими о твёрдую поверхность.

Иногда Гудини приходилось иметь дело с нестандартными наручниками, к которым подходил всего один-единственный ключ. В таких случаях иллюзионист просил дать ему пару минут на то, чтобы проверить, как работает ключ. Пока он возился с наручниками, его помощник в это время за кулисами искал похожий по внешнему виду ключ. Гудини возвращал поддельный ключ, который ему незаметно передавал ассистент, владельцу наручников, а себе оставлял настоящий.

За всю свою карьеру Гудини пришлось дважды столкнуться с «упрямыми» наручниками. Первый раз это случилось во время его выступления в городе Блэкберн (Англия). Будущий писатель Уильям Ходжсон настолько умело заковал иллюзиониста в наручники, что освободиться от них он смог лишь спустя час и сорок минут. После этого на руках у него остались кровавые рубцы.

Второй случай произошёл в Лондоне, где Гудини был брошен вызов одним из репортёров газеты "The Daily Mirror". Он подготовился к встрече с иллюзионистом заранее.

Репортёр нашёл самого лучшего в стране кузнеца, потратившего пять лет на то, чтобы сделать наручники, которые невозможно было открыть посторонним ключом или вскрыть отмычками. На то, чтобы освободиться от них, Гудини потратил один час и десять минут. Многие считали, что этот трюк был спланирован иллюзионистом заранее.

7. «Освобождение из молочного бидона»

Это был один из самых лёгких и захватывающих трюков в арсенале Гудини. Впервые он исполнил его в 1901 году.

Всё начиналось с того, что Гудини предлагал зрителям внимательно осмотреть молочный бидон и проверить его на прочность, ударив по нему несколько раз ногой. Высота бидона была около одного метра. Сверху он плотно накрывался крышкой, фиксируемой шестью запорами с пробоями для висячих замков. Пока Гудини за кулисами переодевался в купальный костюм, зрители тем временем наполняли бидон водой. Затем иллюзионист возвращался и, с улыбкой спросив у зала, на сколько времени они способны задержать дыхание, погружался в молочный бидон с головой, вытесняя излишки воды. До того момента как крышка была полностью зафиксирована и закрыта на замки, которые зрители иногда приносили с собой, Гудини уже находился под водой, по меньшей мере, 60 секунд. После бидон исчезал за передвижной ширмой, которую убирали через пару минут, и перед зрителями представал Гудини в купальном костюме, мокрый и запыхавшийся. При этом замки на крышке молочного бидона оставались нетронутыми.

Секрет:

Секрет трюка был раскрыт другом Гудини спустя несколько лет после его смерти. На самом деле верхняя часть молочного бидона не была припаяна к цилиндрическому корпусу, который снаружи благодаря хитрой маскировке казался цельным. Она крепилась к нему при помощи специальных заклёпок, располагавшихся внутри, поэтому зрители не смогли бы её снять, даже приложив особые усилия.

8. «Освобождение из ящика, находящегося под водой»

Впервые этот трюк великий иллюзионист исполнил в 1912 году на одной из барж в проливе Ист-Ривер (Нью-Йорк).

Гудини надели на руки наручники и поместили в небольшой деревянный ящик, который заколотили гвоздями, обмотали железными цепями с замком и погрузили в воду. Спустя две с половиной минуты зрители могли увидеть, как недалеко от того места на поверхности появился легендарный иллюзионист. Во всех газетах на следующий день писали, что «это был самый потрясающий трюк, который когда-либо исполнял Гарри Гудини».

Секрет:

Секрет этого трюка, конечно же, заключался в конструкции деревянного ящика. Во-первых, в нём были проделаны мелкие отверстия, позволявшие Гудини дышать, когда он ждал, пока ящик заколотят гвоздями, обмотают цепями и опустят в воду. Во-вторых, на одной из боковых сторон ящика две нижние доски не были прибиты к обрешётке; они крепились к ней при помощи защёлки.

Гудини успевал снять наручники ещё до того, как ящик начинали обматывать железными цепями. Как только ящик оказывался в воде, он открывал защёлку и плыл к поверхности.

Однажды во время исполнению трюка Гудини решил не открывать «потайную дверцу» из досок до тех пор, пока деревянный ящик не опустится на дно реки. Однако получилось так, что он упал на дно той стороной, где как раз находились две неприбитые доски. Выход из ящика оказался заблокированным. Приложив определённые усилия, Гудини всё же смог выбраться из ловушки. С тех пор он решил больше не рисковать и открывал защёлку до того, как ящик успевал достичь дна.

9. «Исчезновение слона»

Этот трюк Гарри Гудини за всю свою карьеру исполнил всего лишь один раз – 7 января 1918 года в нью-йоркском театре «Ипподром», на самой большой сцене в мире. «Исчезновение слона» стало вторым самым знаменитым фокусом легендарного иллюзиониста, уступив первое место номеру под названием «Китайская водяная камера пыток». Гудини завёл слона в большой ящик, и через мгновение животное исчезло, а вместе с ним и разгадка трюка.

Ящик, куда Гудини заводил слона, был утерян, а поскольку данный фокус выполнялся всего один раз, то секрет, который он таил в себе, знали лишь избранные. Годами считалось, что разгадка «Исчезновения слона» навсегда потеряна для истории…

Секрет:

Итак, начнём со сцены «Ипподрома». Самого театра уже давно нет, однако, судя по сохранившимся фотографиям, в нём было около 5700 мест, которые располагались в три полукруглых яруса. Зрители не могли хорошо видеть ящик и слона, которые находились далековато от края сцены.

Согласно одной из версий, ящик представлял собой обычный каркас, похожий на клетку. В его передней части был спрятан рулон ткани, идентичной той, из которой шился сценический занавес. В определённый момент Гудини делал выстрел из пистолета. Когда зрители на мгновение зажмуривались от страха, он быстро опускал маскирующее полотнище, которое скрывало слона и заставляло всех думать, что животное исчезло на самом деле.

Также существует и другая версия, объясняющая суть трюка «Исчезновение слона». Согласно ей, ящик, куда Гудини заводил слона, передвигался на колёсиках, был продолговатой формы, имел двойные дверцы с круглым отверстием посередине (обеспечивало ограниченное освещение внутри ящика) на одной стороне и огромный занавес на другой. После того как слон и Гудини оказывались в ящике, опускался занавес, и ассистенты начинали медленно вращать его по кругу. Тем временем, иллюзионист подводил животное ближе к задней стенке ящика, которую после задёргивал чёрным полотнищем. Когда Гудини поднимал занавес, он снова начинал вращать якобы пустой ящик для того, чтобы никто в зале не имел возможности рассмотреть его затемнённый интерьер.

10. «Китайская водяная камера пыток»

Китайскую водяную камеру пыток Гудини делал под заказ за 10 тысяч долларов. Впоследствии он оформил на неё патент.

Выглядела камера как продолговатый аквариум, перевёрнутый на бок. Её рама была сделана из красного дерева и никелированной стали, а мелкие детали – из латуни. Камера имела следующие параметры: ширина – 67 сантиметров, высота – 1,5 метра, вес – 3000 килограмм и объём – 950 литров. Её передняя панель была изготовлена из закалённого стекла толщиной 1,5 сантиметра. С собой великий иллюзионист всегда возил запасную камеру – на тот случай, если с первой что-то случится.

Трюк начинался с того, что Гудини устанавливал камеру в том месте, на которое указывал любой человек из зала. Затем он просил этого же зрителя внимательно осмотреть камеру и заявлял, что даст ему одну тысячу долларов, если тот докажет наличие в камере каких-либо отверстий или специальных приспособлений для дыхания.

Затем иллюзионист ложился на спину, и ассистенты принимались надевать ему на ноги деревянные колодки. После этого его подвешивали вниз головой и в таком положении опускали в резервуар с водой. Колодки в данном случае выполняли роль крышки, которая фиксировалась четырьмя запорами с пробоями и закрывалась на висячие замки.

Когда всё было готово, спереди камеры опускался занавес, за которым оставался один из помощников Гудини с топором в руках, готовый в любую минуту разбить стекло резервуара, если что-то пойдёт не по плану. Оркестр начинал играть музыку. Спустя буквально пару минут поднимался занавес, и перед зрителями представал Гудини рядом с камерой, крышка и замки которой оставались нетронутыми.

Секрет:

Здесь ключевую роль играли две вещи. Во-первых, колодки были сконструированы таким образом, что когда Гудини погружали в резервуар, часть воды из него вытеснялась, оставляя под крышкой небольшой воздушный карман.

Во-вторых, после того как помощники Гудини опускали запоры, прорези между деревянными досками, обхватывавшими лодыжки иллюзиониста, становились немного шире. Когда опускался занавес, Гудини усилиями высвобождал ноги из колодок, подтягивал их к груди и переворачивал своё тело. Теперь его голова оказывалась возле крышки, и он спокойно мог дышать.

Крышка с колодками была сделана таким образом, что её можно было легко открыть изнутри. На то, чтобы выбраться из камеры, у Гудини уходило буквально пару минут.

Согласно одной из городских легенд, Гудини утонул, выполняя трюк «Китайская водяная камера пыток». Однако это не правда. Он умер на больничной койке от инфекции, вызванной перфоративным аппендицитом.

Материал подготовила Rosemarina - по материалу сайта