Систематизированные сведения. Систематизация и хранение информации. Расширение Pocket для браузера. Эффективная работа в ACCESS. Учебно-методический комплекс

В книге «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» Д. Аллен дает очень ценные советы по обработке и систематизации информации.

Итак, систематизация информации включает в себя:

  • избавление от всего ненужного;
  • выполнение всех действий, занимающих менее двух минут;
  • передача другим людям все задач, которые можно переложить на них;
  • упорядочение собственной системы организации, ведение напоминаний о делах, на которые требуется более двух минут;
  • составление списка более серьезных задач и проектов.

«Те, кто бессмысленно расходуют свое время, чаще всего жалуются на его недостаток». Жан де Ла Брюйер

Обрабатывайте проблемы по порядку.

Обрабатывайте проблемы по одной.

Никогда не возвращайте ничего в корзину.

Сосредоточение на единственной задаче позволяет уделить ей надлежащее внимание и принять верное решение.

Смысл древней пословицы, которая советует "только раз обращаться к каждому делу" в том, что нужно отказаться от вредной привычки постоянно доставать предметы из корзины и класть их обратно, так и не решив, что с ними делать.

Ключевой вопрос в процессе обработки информации : "Каковы дальнейшие действия?"

Есть два рабочих варианта:

Поместить их в список "когда-нибудь/может быть".

Занести их в календарь или картотеку. Идея всех этих процедур состоит в том, что они позволяют выбросить проблемы из головы и четко знать, что какое-нибудь напоминание о дальнейших действиях всплывет в нужное время.

Определите, что нужно сделать, чтобы принять решение.

Когда вы определили, в чем именно состоит первоочередной шаг в рамках решения проблемы, у вас есть три варианта поведения:

Совершить необходимое действие (если оно занимает меньше двух минут).

Передать задачу кому-то другому (если вы не являетесь главным субъектом совершения действия).

Отложить дело - поместить его в организационную систему как вариант работы, которой можно заняться позднее.

Записывайте задачи, которые вы будете передавать другим людям, а затем - отслеживать, в блокнот или вкладывайте папку с отдельными листами. Можете также составить перечень в категории "Ожиданий" на вашем компьютере. Важно датировать все документы, которые вы передаете другим.

Последний шаг на пути ко дну корзины предполагает перенос внимания с отдельных действий на общую картину, т.е. на ваши проекты. "Проект" - любой результат, в достижении которого вы заинтересованы, требующий от вас более одного активного действия.

Существует семь основных типов материала, который требуется отслеживать и контролировать с организационной точки зрения:

  1. Список проектов.
  2. Сопутствующие материалы по проектам.
  3. Действия и сведения, занесенные в календарь.
  4. Списки "Первоочередные шаги".
  5. Список "Ожидания".
  6. Справочные материалы.
  7. Список "Когда-нибудь/может быть".

Очень важно провести четкие границы между категориями. Категории должны быть разделены: визуально, физически и психологически.

В папках (электронных или традиционных) можно хранить справочный материал и вспомогательную информацию по текущим проектам.

Несколько из следующих заглавий списков, вам хорошо знакомы

  • Звонки.
  • Компьютер.
  • Выезды.
  • Офисные дела (В офисе (разное)).
  • Дома.
  • Повестки дня (для людей и для деловых встреч).
  • Прочесть/просмотреть.

Хорошо подумайте, где и как вы можете совершить определенные действия или не можете их совершить, и составьте списки дел соответствующим образом.

Напоминания следует разделить на отдельные категории, в зависимости от требуемых дальнейших действий. Например, для путешествия создать две папки: одну озаглаввить "Прочесть/просмотреть", другую - "Ввод данных". Можно создать отдельную папку для сообщений, обработка которых занимает более двух минут.

Опустошение папки "входящие" не означает решение всех хранящихся в ней проблем. Процесс требует от вас УДАЛЕНИЯ всего, что можно удалить, СОРТИРОВКИ сведений, которые вы решите сохранить и не предполагающих активных шагов, ВЫПОЛНЕНИЯ действий, занимающих менее двух минут и требующих переноса в папки с напоминаниями всех ожиданий и сообщений, которые обязывают вас что-то предпринять.

Психологическая проблема, с которой сталкивается большинство людей, имеющих дело с рутиной, состоит в том, что она остается "рутиной": они не могут решить, что требует от них активных действий, а что - нет.

Если вы еще не создали список "Когда-нибудь/может быть" в той организационной системе, которую выбрали, сделайте это. Заполняйте список всевозможными проблемами подобного рода, о которых сможете вспомнить, - этот процесс вызовет у вас прилив разнообразных творческих идей. Категория "Когда-нибудь/может быть" теряет свою ценность, если периодически сознательно не возвращаться к ней.

Обобщенная памятная книжка представляет собой простую систему папок, позволяющую рассортировать бумаги и другие физические напоминания таким образом, чтобы информация, которая нужна вам на конкретную дату в будущем, "автоматически" оказывалась в корзине в назначенный день.

Таким образом, в течение рабочей недели вы будете извлекать и просматривать папку, посвященную соответствующей дате. Чтобы система работала, ее нужно ежедневно обновлять.

Самые непривычные ситуации требуют наиболее жесткого контроля. Составление списков по мере надобности - это одна из самых мощных и в то же время самых элегантных и простых процедур, которые вы можете внедрить в свою жизнь.

Золотым ключиком к постоянной эффективности процесса является еженедельный обзор проблем.

Cтраница 1


Систематизированные сведения о внутренних и зарубежных заказчиках, подрядчиках, потребителях, покупателях, спонсорах, посредниках, клиентах, контрагентах и других партнерах деловых отношений НК, а также о его конкурентах, которые не содержатся в открытых источниках информации.  

Систематизированные сведения об изотопном составе редких элементов приводятся в отдельной таблице, помещенной ниже.  

Наиболее полные и систематизированные сведения о состоянии рус. России под руководством известного рус.  

Справочник содержит систематизированные сведения о приборах и авторегуляторах, выпускаемых отечественной промышленностью и применяемых в энергетическом хозяйстве электростанций.  

Справочник содержит систематизированные сведения по расчету и конструированию точных приборов, механизмов и их элементов, В справочник включены следующие разделы приборостроения: материалы; покрытия; допуски и посадки; разъемные и неразъемные соединения; механизмы, узлы и детали приборов; механические чувствительные элементы; опоры и направляющие для вращательного н поступательного движения. Даны расчеты собственных вибраций и шума механизмов и приборов, их точности и надежности, а также описаны нестандартные методы испытания приборов.  

Справочник содержит систематизированные сведения о токарных станках, обрабатываемых материалах, приспособлениях и инструментах, применяемых при токарной обработке. В нем в краткой форме излагаются вопросы рационального резания металлов и практические рекомендации, необходимые при выполнении различных токарных работ. Приводятся нормативные таблицы по выбору припусков на обработку, режимов резания и данные о построении и оформлении технологических процессов.  

Книга содержит систематизированные сведения о распространенных в промышленности методах измерения расхода и количества жидкости, газа и пара, содержит описание принципов действия и теоретических основ применяемых для этой цели приборов, сведения о правилах их монтажа и эксплуатации. В книге приведены данные, необходимые для проведения элементарных проверочных расчетов расходомеров переменного перепада давлений. В книге дано также описание способов измерения расхода, не получивших еще широкого промышленного применения.  

Книга содержит систематизированные сведения о построении и чтении машиностроительных чертежей. В соответствии с их общей структурой подробно и в наглядной форме излагаются вопросы чтения изображений, размеров и технических указаний. На этой основе рассматриваются построение и чтение типовых чертежей деталей и сборочных единиц, классифицированных по группам.  

Справочник содержит систематизированные сведения о приборах теплового контроля и автоматического регулирования, выпускаемых отечественной промышленностью для энергетического хозяйства электростанций и промышленных котельных.  

Книга содержит систематизированные сведения о построении и чтении машиностроительных чертежей. В соответствии с их общей структурой подробно и в наглядной форме излагаются вопросы чтения изображений, размеров и технических указаний. На этой основе рассматриваются построение и чтение типовых чертежей деталей и сборочных единиц, классифицированных по группам, а также схем.  

Учебное пособие содержит систематизированные сведения и положения трибофизики конструкционных и инструментальных материалов, включая сведения о материалах трнбосистем и триботехнологиях, строении и свойствах обработанных новерхносгей, контактном взаимодействии, физике и основных видах изнашивания материалов. Рассмотрены физические основы структурной модификации, структурно-фазовые превращения и изменения триботехнических свойств стали, цветных и твердых сплавов, полимерных материалов при традиционных и новых методах высокоэнергетической модификации материалов. Описаны технологии и технологическое оборудование ионной, электронной, лазерной и комплексной обработок, обеспечивающих существенное повышение износостойкости модифицируемых материалов.  

Учебное пособие содержит систематизированные сведения и положения трибофизики конструкционных и и негру ментальных материалов, включая сведения о материалах трибосистем и триботехнологиях, строении и свойствах обработанных поверхностей, контактном взаимодействии, физике и основных видах изнашивания материалов. Рассмотрены физические основы структурной модификации, структурно-фазовые превращения и изменения триботсхнических свойств стали, цветных и твердых сплавов, полимерных материалов при традиционных и новых методах высокоэнергстической модификации материалов. Описаны технологии и технологическое оборудование ионной, электронной, лазерной и комплексной обработок, обеспечивающих существенное пот.  

Настоящий Справочник содержит систематизированные сведения о приборах теплового контроля и автоматических регуляторах тепловых процессов, которые применяются на электрических станциях.  

В учебнике изложены систематизированные сведения об основных типах технологического оборудования, применяемого в цехах электрохимических покрытий; даны рекомендации по выбору материалов для изготовления и футеровки оборудования; рассмотрена аппаратура для автоматизации процессов нанесения защитных покрытий и контроля их качества.  

Настоящий справочник содержит систематизированные сведения по монтажу приборов и средств автоматизации. Излагаются вопросы организации, подготовки и производства монтажных работ прогрессивными индустриальными методами на основании многолетнего опыта организаций Главмонтажавтоматики Минмонтажспецстроя СССР.  

Приступая к работе с информацией, необходимо определить (поставить) цель этой работы. Цель определяет направления поиска, источники информации и методы ее получения, формы ее представления и способы распространения.

Цель информационной работы всегда состоит в приобретении и (или) распространении сведений, необходимых для осуществления кон кретных действий, изменения поведения людей, принятия решений.

То, для каких действий или решений необходима информация, опре деляет, какие информационные материалы понадобятся, какого характера информация должна быть получена, каким способом и из каких источников. Определение на ранних этапах проекта его основных параметров сэкономит ресурсы, сделает усилия более эффективными.

  1. Сбор информации

Этот процесс может включать как собственно сбор уже имеющейся, так и создание новой, дополнительной информации.

Для того, чтобы сориентироваться в информации без дополнительных временных затрат, полезно наметить общее направление сбора в соответствии с целью работы. Цель помогает определить основные параметры нужной информации: "широту" требуемой информации, степень детализации и глубину проработки.

Существует множество путей получения информации, среди которых:

  • работа с литературным материалом;
  • запросы в организации-держатели информации (государственные и общественные образовательные организации);
  • привлечение к работе консультантов или экспертов;
  • поиск информации в автоматизированных информационных системах;
  • поиск в ресурсах компьютерных сетей;
  • собственные наблюдения.

Информационный поиск может быть

  • адресный (по формальным признакам);
  • семантический (по смыслу, содержанию);
  • документальный; фактографический и др.

Исходя из представления о желаемой информации, следует опреде лить, какими методами и из каких источников может быть получена такая информация. К источникам педагогической информации можно отнести огромное количество книг, статей, специализированных автоматизирован ных информационных систем, электронных баз данных и т.п., данные образовательных организаций различных типов, информацию различных категорий педагогических работников.

Планируя информационный поиск, важно иметь в виду следующий принцип: тип источника должен быть адекватен характеру требуемой информации. Для некоторых практических применений существенным оказывается "статус" источника информации.

Свойства источника информации:

  • Достоверность - подразумевает, что информация, содержащаяся в источнике, должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.
  • Полнота - означает, что источник информации должен отражать все существенные стороны проблемы, значимые факты. При этом требования к полноте источника определяются целью его подготовки, и определение "существенные" означает "существенные с точки зрения поставлен ной цели".
  • Ссылки и обоснования. Информация либо берется из другого источника, либо создается. Информация может создаваться, с одной стороны, в результате собственных наблюдений или измерений, с другой стороны - путем вычислений или выводов на основе некоторой исходной информации. При этом новая информация, как правило, создается с использованием определенных методик. Сведения о происхождении приводимой информации важны для правильного ее понимания и оценки, эффективной работы с материалом. Наличие таких сведений в источнике информации позволяет оценить его достоверность и, в некоторой мере, степень его полноты.
  • Отсутствие неоднозначности, неопределенности.
  • Современность источника информации - предполагает оперативность и своевременность получаемых из данного источника не устаревшей информации.
  • Избыточность - если используется только один метод, один источник для получения информации, сведения могут оказаться односторонними, неполными или попросту недостоверными. Информацию следует собирать и анализировать с некоторым запасом, с превышением того объема, который непосредственно нужен для описания проблемы. Такой подход предоставит необходимую свободу при дальнейшей работе с информацией, позволит быть готовым к освещению незапланированных частных вопросов, адекватно отреагировать на внезапно возникающие предложения оппонентов или партнеров. Мера такого превышения определяется конкретной ситуацией.
  • Разумная достаточность - сбор информации необходимо ограни чивать "в ширину" - с точки зрения круга источников или методов, и "в глубину" - с точки зрения степени детализации, глубины проработки во проса. Успешность информационной работы существенным образом зависит от нахождения правильного баланса между принципами избыточности и разумной достаточности.

Средства автоматизации процессов информационного поиска

Автоматизированный поиск информации является многоступенча тым процессом, связанным с нахождением определенных ресурсов компьютерной сети, абонентской системы, требуемой Базы Данных (БД) либо Базы Знаний (БЗ), нужного информационного файла и т.д., содержащих необходимые сведения.

Для поиска информации в базах данных создаются информационно-поисковые системы (ИПС). Они осуществляют поиск по заявкам пользователей. Нередко этот поиск происходит по индексам и ключевым словам.

По характеру выдаваемой информации ИПС делятся на два типа.

Документальная система по заданию пользователя выдает необхо димые ему документы (книги, статьи, законы, отчеты и т.д.). В задании могут указываться сведения об искомых документах: автор, наименование, время издания, издательство и другие реквизиты.

Более сложной является фактографическая ИПС. Ее задача - поиск в документах интересующих пользователя сведений (фактов). Поиск информации осуществляется на естественном языке. Для этих целей осуще ствляется индексирование документов.

  1. Обработка и систематизация

Подходы к обработке информации специфичны для конкретных ее типов и видов. Применяемые методы обработки могут предъявлять определенные требования к предыдущему этапу - сбору информации. Например, для применения статистических методов может оказаться необходимым определенное количество исходных данных. Обработка может также выявить ошибки, допущенные при сборе информации.

Техническая обработка

Некоторые типы информации требуют специальных процедур ее обработки (наиболее характерный пример - статистическая обработка количественных данных). Данные, которые возникают в результате обработки, являются исходными для последующей интерпретации.

Научная обработка

Научная обработка информации включает:

  • аналитико-синтетическую обработку сообщений (см. "Некоторые подходы к проектированию информационно-педагогических модулей");
  • структурирование информации;
  • свертывание (оценка социальной значимости информационного материала с одновременным снижением объема, при этом потери информативности должны быть минимальны);
  • альтернативное, справочное или рекомендательное аннотирова ние (краткое сжатое изложение того, чему посвящена данная работа, каков основной достигнутый результат, используемые подходы и методы, применение результатов);
  • реферирование (краткая передача содержания документа с включением приведенных в документе данных фактографического и фактологического характера по структуре: аналитическое описание, текст (чему посвящен материал, основные результаты в синтетическом виде, наиболее интересные и существенные данные, выводы, аналитическая характеристика автора));
  • составление библиографических, реферативных, аналитических обзоров (макро-свертывание множества информационных объектов).

Систематизация информации

Систематизация информации - организация информации в виде, удобном для работы, хранения и последующего обращения к ней. Это может быть компьютерная база данных, систематически организованная подборка первоисточников или просто таблица, содержащая результаты исследования. В результате этого этапа информация должна быть организована таким образом, чтобы обратиться к ней можно было через некоторое, возможно, весьма продолжительное время. Там, где это возможно, систематизация должна начинаться параллельно со сбором информации.

Эффективная систематизация информации особенно важна в случае создания информационных ресурсов открытого доступа, которые будут использоваться широкой аудиторией в разнообразных целях (см. "Новые способы обработки педагогической информации").

  1. Интерпретация информации

Интерпретация представляет собой заключительную стадию собственно информационного исследования. Задача интерпретации - установить смысл, значение собранной - информации фактов, цифр, документов. Без этого информация не может служить основой для принятия решений, практических действий. Любой отдельный факт - лишь фрагмент общей картины, а осмысленные решения, как правило, могут приниматься на основании картины в целом. Именно на этапе интерпретации ранее собранные фрагменты должны сложиться воедино. Для этого необходимо правильно соотнести собранные сведения и, возможно, понять, какой еще информации не хватает.

Содержанием интерпретации может быть, в частности, сравнение, классификация, обобщение (установление закономерностей на основе собранных фактов, выявление причинно-следственных связей между явлениями). Эта стадия информационной работы наиболее трудно поддается формализации. Именно здесь требуется творческая работа, привлечение знаний и опыта, накопленных в ходе предшествующей работы (см. "Новые способы обработки педагогической информации").

В большинстве случаев в ходе интерпретации требуется сопостав лять разнородную информацию, например, научную, социальную информацию, относящуюся к исследуемой проблеме, нормативные документы.

Процесс интерпретации, являясь центральным, узловым моментом информационной работы, нередко заставляет возвращаться к этапам сбора и обработки информации, чтобы добавить недостающую информацию.

  1. Представление и распространение информации

Представление информации - подготовка на ее основе конкретных материалов для определенной аудитории и распространения информации.

Одним из важнейших принципов представления и распространения информации является то, что разным категориям специалистов одну и ту же информацию следует сообщать по-разному. Кроме того, для разных категорий могут быть значимы или интересны разные аспекты одной и той же проблемы. Поэтому в большинстве случаев оправдана подготовка нескольких информационных материалов, рассчитанных на различные типы аудитории. Это и составляет содержание этапа представления информации.

Каналы распространения информации

Необходимо определить, каким методом донести до аудитории информацию, какие каналы распространения использовать. Точный выбор этих каналов должен позволить донести информацию до адресата как можно более эффективно, с наименьшими затратами ресурсов. Выбор каналов распространения информации, так же как и форм ее представления, определяется, в первую очередь, тем, с какими целевыми группами необходимо работать.

Характеристики, которые необходимо принимать во внимание при выборе различных каналов распространения информации:

  • размер аудитории;
  • качественный состав аудитории (профессиональный, социальный, по степени интереса к проблеме и т.д.);
  • срок доставки информации;
  • ресурсы, необходимые для распространения информации по данному каналу.

Эти характеристики полезно учитывать, определяя приоритетные каналы распространения информации для целевой аудитории. В свою очередь, сам канал распространения информации предъявляет дополнительные требования и к содержанию, и к оформлению материала.

Средства телекоммуникации выступают достойной альтернативой традиционным средствам распространения информации. В этом процессе активно привлекаются такие возможности и сервисы телекоммуникаций, как электронная почта, электронные телеконференции, информационные серверы и т.д.

  1. Обратная связь

Особенно богатый материал для оценки и комплектования информационных фондов способен дать этап распространения информации - именно на этом этапе материалы встречаются с той аудиторией, для которой они предназначены. Хорошо организованный процесс распространения информации является процессом двусторонней коммуникации с аудиторией, которая позволяет узнать, как аудитория воспринимает материалы, являются ли они убедительными, есть ли в них ответы на вопросы, интересующие ее. Возможно, после этого этапа понадобится корректировка материалы или возврат к предыдущим этапам информационной работы.

Учебное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.

Функциональное назначение учебных изданий обеспечение процесса обучения, содействие усвоению знаний в условиях определенной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Они частично выполняют также воспитательную функцию.

По читательскому назначению Классификация учебных изданий учебные издания для общеобразовательной школы (началь ной и старшей школы), учебные издания для средних специ альных заведений, учебные издания для высших учебных заведений

По роли в учебном учебники процессе учебные пособия (относятся также хрестоматии, кни ги для чтения, таблицы, атласы, отдельно изданные части курса, учебные наглядные пособия) практикумы: сборник задач упражнений практических заданий лабораторный практикум программно методические издания: учеб ная программа учебно методическое пособие методические рекомендации

Учебник издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Для него характерна строгость и точность отбора и изложения материала, четкая структура, преемственность, тематическое и методическое единство. Учебники одновременно выполняют функции обучающие, воспитательные и развивающие. В них предусмотрены компоненты, рассчитанные на закрепление пройденного материала.

Учебное пособие издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Разница между учебником и учебным пособием состоит в том, что в учебнике теоретические основы курса излагаются в строгом соответствии с программой, а в учебном пособии - без учета таковой.

К учебным пособиям относятся также хрестоматии, кни гидля чтения, таблицы, атласы, отдельно изданные части курса, учебные наглядные пособия. Хрестоматия - учебное пособие, содержащее литератур но художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Она помогает развитию аналитических способ ностей, приобретению навыков анализа.

Практикум - учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению теоретиче ских знаний. Он содействует приобретению практических на выков, умению использовать знания для решения практиче ских задач, закреплению пройденного материала (сборник задач, упражнений, практических заданий, лабораторный практикум).

Учебное наглядное пособие - изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию и воспитанию. Оно помогает наглядно представить изучаемые объекты и явления, лучше понять их суть.

Учебная программа - это учебное издание, определяющее содержание, объем, а также Программно порядок изучения и методические преподавания какой либо издания учебной дисциплины (ее раздела, части). Она помогает управлять учебным процессом, упорядочить его.

Учебно методическое пособие - издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или методике воспитания. Оно помогает научиться работать самостоятельно. Отражает произведения, в которых излагается методика освоения всего курса, отдельных его разделов, частей, тем или выполнение практических заданий.

Методические рекомендации (указания) - издание, со держащее разъяснения по определенной теме, разделу или вопросу учебной дисциплины, определяющее методику выполнения определенных заданий, определенного вида работ (семинарских, практических).

Особенности текста и оформления Особенность характера информации УИ широкий те матический диапазон, обусловленный номенклатурой учеб ных дисциплин, изучаемых во всех типах учебных заведе ний. Изда ются. УИ, полностью охватывающие курс, и учебные пособия по отдельным разделам.

Предметы УИ - это научные и прикладные сведения, но не во всем объеме, а в виде основных законов и выводов, которые составляют основу науки или прикладных знаний. Объем материала определяется программой обучения.

Особенности текста и оформления Оформление учебных изданий зависит от того, для какого типа учебных заведений они предназначены и к какому виду относятся. В учебниках и практикумах для общеобразова тельной школы применяются шрифты разнообразного кегля от кг 16 14 в книгах 1 4 кл. , до кг 10 в книгах для старших классов. Система рубрикации в них отличается дроб ностью и графической яркостью. Применяется большое ко личество разнообразных внутренних выделений, шрифтовых наборных, цветовых. В учебных изданиях для общеобразова тельной школы иллюстрации занимают до 20% площади набора, для старших классов – 12 15%. Иллюстрации час то даются и на переплетах, и на форзацах. Преобладают мно гоцветные иллюстрации.

Учебники, учебные пособия, практикумы для высших и средних учеб ныхзаведений отлича ютсябольшими объемами. Особенности текста и оформления Внутритекстовые выделения оформ ляются редко, в основном сменой начертания шрифта. Ил люстрации сопровождают основной текст учебников, преоб ладают схематические изображения, чаще однокрасочные. Общим для учебников, учебных пособий и практикумов для всех типов школ является добротное оформление. Их печатают на прочных сортах бумаги, покрывают составными или цельнокрытыми тканевыми переплетами. Учебные про граммы и учебно методические пособия это большей час тью брошюры, покрытые текстовыми обложками. В програм мах отсутствуют иллюстрации.

Важной чертой эффективной работы является быстрый доступ к необходимым ресурсам. Если работа требует информационного оснащения, то необходимо предусмотреть легкий, быстрый поиск информации, а также систематизацию новой информации.

Первичным и важнейшим этапом многих бизнес-процессов, происходящих в любой организации, является систематизация информации . Благодаря тщательно проведённой систематизации информации удаётся достичь высоких результатов в процессе оптимизации делопроизводства, а также в экономии средств компании и рабочего времени сотрудников. Без предварительной систематизации информации невозможно представить такие важнейшие бизнес-процессы, как документооборот, делопроизводство, создание материального и электронного архива, создание различных баз данных.

Систематизация информации включает:

Методы поиска и накопления информации;

Классификацию и индексирование информации;

Способы доступа к информации;

Способы представления информации;

Обработку запросов на поиск информации.

Информация может быть организована одним из двух основных способов:

Под структурированием понимается последовательная систематизация информации. Для этого используются стандартные форматы. Формат – это пустая форма, в которую заносится информация. Информация может быть записана на бумаге или в текстовом редакторе, или в виде входных данных может быть размещена в программе базы данных.

Стандартный формат составлен из разделов информации, называемых полями . Результатом заполненного формата является запись .

База данных – это собрание записей, организованных таким способом, чтобы облегчить поиск определенной записи или ряда взаимосвязанных записей, или определенной информации, содержащейся в этих записях. Еще одна характеристика хорошей базы данных – возможность выдавать ранее зафиксированные данные в различном виде: в отношении содержания (от минимального набора до исчерпывающей информации) и в отношении формы, в которой будут представлены выходные данные.

Под систематизацией информации подразумевается своего рода классификация всех документов организации по различным группам. Каждая компания выбирает для себя наиболее удобный метод систематизации информации, тот или иной тип классификации (или совокупность таких типов). Чаще всего вся документация фирмы распределяется в соответствии с номинальной, предметной, тематической, хронологической, авторской и архивной классификацией. Номинальная систематизация – распределение документов по их типу (счета, договоры, приказы и т.п.); предметная – по принадлежности документа к какому-либо конкретному делу; тематическая – по общей тематике; хронологическая систематизация информации – распределение документов по дате их создания; авторская – по имени автора документа; архивная – по срокам хранения документации.

Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.

Выделяется три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:

  1. установление соотношения фигуры и фона;
  2. завершение образов;
  3. установление сходства и приблизительности.

При установлении соотношения фигуры и фона в общей "картине" информации выделяется то, что является "фигурой", т. е. смыслом картины, ее образом. Соответственно то, что не является фигурой, превращается в фон. Часто фигура выделяется однозначно. Однако бывают ситуации, когда фон может быть воспринят как фигура, а фигура рассматриваться фоном. В этом случае обработанная информация может превратиться в совсем другой образ и обрести совсем другой смысл.

Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной информации. Часто этот процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпретации поведения других, а также порождать неверную интерпретацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со стороны организационного окружения.

Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по отдельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, имеющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обработки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные группы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.

Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ - это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам "люблю - не люблю", "нравится - не нравится", "хорошо - плохо", "лучше - хуже", "приемлемо - неприемлемо" и т.п.

Восприятие - очень сложный, многогранный и быстротекущий процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. Поиск решений может быть основан на информации различных типов. Для удобства пользования важно предусмотреть различные варианты подачи информации, или, формы представления информации.

Рассмотрим несколько типичных видов систематизации информации.

Номинальная систематизация представляет собой распределение информации по типу документа – договоры, счета, акты, приказы и т.п.

Предметная систематизация – распределение информации по содержанию документов: например, в одну папку отправляются документы, связанные со строительством объекта №., а в другую – со строительством объекта №2.

Хронологическая систематизация информации группирует документы в соответствии с определенными временными рамками – например, в «данной» папке хранится вся бухгалтерская документация за 2008 год. Довольно востребованным видом систематизации является классификация документов по автору или коллективу авторов. Обязательной к применению в архивах является экспертная систематизация информации, распределяющая документы по срокам их хранения. После проведения процесса систематизации информации, составляется номенклатура дел – перечень наименований документов, своеобразный справочник. Затем все документы индексируются.

Систематизация информации применяется как к материальным (бумажным) документам, так и к электронным. Составление классификации бумажных документов, последующее создание номенклатуры дел и индексирование – трудоёмкие процессы, требующие специальных навыков, выполнение которых стоит предоставить профессионалам. В компьютерных программах – «Электронных архивах» - процесс систематизации информации происходит автоматически, по заданным параметрам, но также требует предельной внимательности и аккуратности.

Систематизация документов осуществляется для того, чтобы предоставить пользователям возможность более легкого поиска нужных документов. В документационных центрах на этой стадии выполняется два основных действия – каталогизация и физическое хранение документов. Каталогизация, в свою очередь, также состоит из нескольких шагов:

  • библиографическое описание
  • описание содержания документа
  • назначение документу указателя местоположения

Каталогизация

Каталог – это упорядоченный набор ссылок об отдельных единицах хранения в коллекции. Другими словами, каталог – это список. Но при этом, больше, чем просто список, каждый пункт в этом списке является отдельной записью, содержащей различные части информации, такие как название, имя автора и описание содержания. Каталог может быть представлен в виде списка или набора небольших вторичных документов (например, учетных карточек) расположенных в определенном порядке. Карточный каталог – это такой список, в котором каждая отдельная запись или ссылка записана на отдельной карточке.

Хорошо организованный документационный центр должен хранить записи, описывающие все материалы в его коллекции. Под каталогизацией понимается создание короткой записи о документе с последующим включением записи в список, используемый при поиске. Короткие записи содержат необходимую информацию, помогающую пользователям отыскивать основные документы.

Раньше, наиболее распространенный метод каталогизации состоял в создании карточек каталога. Информация о каждом документе копировалась на несколько карточек, одна карточка – для каждого основания поиска. Основание поиска – это заголовок наверху каждой карточки, который может быть именем автора, названием или любым термином из использованных для описания темы документа. Все карточки с одним основанием поиска, например все содержащие имя автора, группируются вместе и затем выстраиваются в алфавитном порядке. Таким образом, пользователь может искать карточку по автору, названию или теме.

Другим общепринятым методом является представление каталога в виде печатного тома с разделами, в которых записи перечисляются по названию, по авторам и по темам. Этот метод имеет серьезные ограничения, поскольку добавление каждого нового материала в библиотеку влечет за собой отпечатку нового каталога.

Более эффективным методом каталогизации, практикуемым в настоящее время, является использование стандартных библиографических форматов с помощью компьютера, когда для каждой единицы хранения (например, книги, главы в книге или статьи) создается всего одна запись, а соответствующие компьютерные программы предоставляют возможность поиска.

Каждая запись каталога, в виде ли карточки каталога, элемента ли в списке или записи в стандартном библиографическом формате, обязательно должна включать несколько типов информации. Это библиографическое описание, информация о содержании и указатель на соответствующее местонахождение документа. Каждый из этих типов информации обсуждается в следующих разделах.

Набор правил, например (Англо-американские правила каталогизации), дает основные указания на то, как вводить информацию в каталог, включая правила расположения и использования пунктуации, особенно в случае с карточками каталога. Anglo-American Cataloguing Rules (Англо-американские правила каталогизации) были адаптированы и упрощены HURIDOCS’ом, и опубликованы под названием HURIDOCS Standard Formats for the Recording and Exchange of Bibliographic Information concerning Human Rights (Стандартные форматы HURIDOCS’а для записи и обмена библиографической информации в области прав человека). (подробнее см. в библиографии)