Соотношение сторон при фотосъемке пейзажа. Какое соотношение сторон изображения вам нужно

29.09.2016

Форматом кадра называют соотношение ширины и высоты фотоснимка. На этот параметр влияет размер матрицы фотокамеры или пленки. Так, обычные цифровые фотоаппараты имеют формат кадра 4:3, а зеркальные камеры с неполнокадровой и полнокадровой матрицей - 3:2, среднеформатные фотокамеры - 6:6 и 6:9

Почти все фотоаппараты применяют один или два формата. 3:2, как правило, используют цифровые фотокамеры 35 мм, а 4:3 применяют микрокамеры и небольшие фотоаппараты.

Поклонники пленочных фотоаппаратов обладают более широким выбором из-за наличия среднеформатных, крупноформатных и панорамных фотокамер.

Горизонтальный формат кадра

Наилучшим образом для восприятия человеческих глаз подходит такой формат, в котором мы видим окружающий мир:от одного направления к другому.Такой формат нам привычен, он позволяет нам расслабится.Его нередко применяют для пейзажей или предметов, заключенных в большие пространства, где главный предмет располагается в определенном времени и месте.

Эти параметры применяются для панорамных фотоснимков и презентаций с помощью цифровых устройств, потому что экраны, как правило, имеют горизонтальную форму. Горизонтальный формат 16:9 позволяет внести в снимок динамику. Если объект фотоснимка запечатлен с помощью горизонтального формата, то для человеческого зрительного восприятия будет привычнее, когда он будет находиться немного дальше от середины, ближе к одному из краев кадра.

Вертикальный формат кадра

Он более резкий и безапелляционный.Природное человеческое зрение блокируется перпендикулярным предметом и требует изучить снимок сверху вниз, что вынуждает проявить к нему особый интерес.

Эти параметры применяются для портретной съемки, разрешая нам изучить все особенности внешности, кроме того, их применяют, чтобы акцентировать внимание на каком-то конкретном предмете, выделить его из окружающей обстановки. Так, на снимке водопада в вертикальном формате можно дать оценку величине падения воды на фоне неподвижной стены.

Квадратный формат

Только некоторые фотоаппараты дают действительно квадратный формат, однако всегда можно подрезать фотоснимок в процессе обработки.Для данных параметров снимка характерны нереальные, весьма индивидуальные свойства, которые углубляют язык фотохудожника, они делают фотографию более статичной и сбалансированной.

Данный формат дает возможность делать симметричные композиции, абстрактные мотивы легче, чем остальные параметры. Строения, портреты, цветочные композиции и натюрморты, абстрактные объекты, а также отдельные ландшафтные композиции могут неплохо смотреться в квадратном формате. Большая часть предметов, которые удачно смотрятся в квадратном формате отлично выглядят на черно-белых снимках.

Интересные публикации на сайте

Формат кадра характеризуется размерами (высотой и шириной), отношением сторон, ориентацией (горизонтальная или вертикальная). Размер кадра является одним их основных характеристик, определяющих тип фотоаппарата, его назначение, габаритные размеры, массу, требования к расчёту оптической схемы объектива, информационной ёмкости, качеству фотоматериала и т.д.

Форматы 13×17 и 8×10,5 мм используются в микроформатных (миниатюрных) фотоаппаратах, рассчитанных на плёнку шириной 16 и 8 мм , соответственно. Формат 13×17 мм был предложен в начале 1970-х годов при разработке фотоаппаратов с патронной зарядкой плёнки, имеющей односторонюю перфорацию (плёнка формата ).

Малоформатными называются фотоаппараты, имеющие форматы кадра 18×24, 24×24, 24×32 и 24×36 мм . Наиболее распространённым является формат 24×36 мм , получаемый на 35-мм перфорированной киноплёнке (тип ), стандартизированной ещё в 1925 году. Кадр 18×24 мм иначе называется полуформатным (встречались разновидности полуформатного кадра: 17×24 мм и 18×23 мм ).
В цифровой фототехнике размер кадра 24×36 мм называют «полным кадром» (англ.: full frame ). Соответственно, фотокамеры, имеющие матрицы с геометрическими размерами поля изображения близкими к 24×36 мм называются «полноформатными ».

В среднеформатных фотоаппаратах на катушечную неперфорированную фотоплёнку (типов и ), а также в камерах, использующих 70-мм катушечную плёнку с двухсторонней перфорацией, применяются форматы 45×60, 60×60, 60×70, 60×90 мм . При этом обеспечиваются меньшие размеры поля изображения, например для формата 45×60 размеры поля изображения: 40-42×55,5-57,5 мм ; 60×90 — 55,5-57,5×86-88 мм .

В крупноформатных фотоаппаратах (павильонных, репродукционных и других специального назначения) используется плоская листовая фотоплёнка или стеклянные фотопластинки, с размерами: 9×12, 10×15, 18×24, 24×30 и 30×40 сантиметров и др.

Соотношения форматов


Масштабные соотношения форматов кадра

Формат кадра, мм Диагональ, мм Отношения сторон формата Ориентация в фотоаппарате Ширина плёнки, мм Тип плёнки
13×17 21,4 1:1,31 горизонтальная 16 110
18×24 30,0 1:1,33 вертикальная 35 135
28×28 39,6 1:1 -- 35 126
24×36 43,27 1:1,5 горизонтальная 35 135
45×60 75,0 1:1,33 горизонтальная 61,5 120, 220
60×60 84,85 1:1 -- 61,5 120, 220
60×70 92,2 1:1,17 горизонтальная 61,5 120, 220
60×90 108,17 1:1,5 горизонтальная 61,5 120, 220

Красногорским заводом в основном выпускалась малоформатная любительская фотоаппаратура под тип плёнки и формат кадра 24×36 мм , за исключением нескольких полуформатных камер.
В фотоаппаратах линий Москва и Искра использовалась фотоплёнка типа и форматы кадра 6×9 и 6×6 см .

В фотоаппарате ЗЕНИТ-35 использовалась неперфорированная 35-мм фотоплёнка, размер кадра составлял 32×48 мм . Данный, нестандартный, формат — промежуточный между малым и средним (диагональ 57,69 мм ; соотношение сторон 1:1,5). По аналогии с полуформатным кадром его можно было назвать — полусреднеформатным .

В фотоаппарате Нарцисс с форматом кадра 14×21 мм (диагональ 25,24 мм ; соотношение сторон 1:1,5), применялась 16-мм неперфорированная киноплёнка, помещенная в специальные кассеты.

Многочисленные проекты камер использовали и другие типы плёнок. Последний из подобных проектов — проект 1996 года «ЗЕНИТ-APS» под одноимённую фотосистему.

Нумерация типов плёнок

Основным новатором и законодателем в типах и форматах пленок была фирма Eastman Kodak (основатель — Джордж Истмен).
В начале кодаковские плёнки не имели номеров и маркировались названиями камер, для которых они были предназначены. Такая идентификация была неудобной и запутанной, поэтому с 1908 года применяемые фирмой плёнки получили свои цифровые коды, начиная с номера «101», которым был назван первый тип плёнки, применяемый фирмой ещё с 1895 года (для фотокамеры Bullet No.2).
Первоначально кодировка использовалась исключительно в технологических целях и стала упоминаться в прейскурантах фирмы Kodak только с 1913 года. Первые номера шли строго по-порядку, возрастая на единицу. Однако, в последствии понятность индекса стала главным критерием в номере.

Джордж Истмен, 1890 год

Так, тип плёнки 220, появившийся в 1965 году, предсталяет собой удлинённую вдвое по отношению к типу 120 плёнку (которая выпускается с 1901 года), намотанную на такую же катушку. Номер новой плёнки получился «говорящим» и легко запоминающимся. Увеличение длины удалось достичь за счёт того, что бумажный защитный ракорд располагается не по всей длине плёнки, а только в её начале и на конце, что уменьшает общую толщину плёнки, позволяя разместить большее её количество в том же объёме на катушке. Данный тип плёнки не применим в старых фотоаппаратах с индикационным окошком на задней крышке, в котором видны номера кадров, напечатанные на бумажном ракорде плёнки 120.

В 1934 году стандартная 35-мм киноплёнка , помещённая в кассеты и предназначенная для фотокамеры Kodak-Retina, получила странный на первый взгляд индекс «135». Но дело в том, что эта была не первая фотоплёнка шириной 35-мм — неперфорированная типа «35» использовалась ещё с 1916 года. Увеличение индекса на сотню позволило отличить новую плёнку от старого варианта, не потеряв понятности номера. Существуют и другие фотоварианты 35-мм киноплёнки: 235, 335 и 435, но они остались малоизвестны. 335-й тип, например, — это специальная модификация для стереокамер. На одну плёнку помещалось 20 стереопар.

В 1963 появилась камера Kodak Instamatic, в которой применялись с плёнкой форматом кадра 28×28 мм , но реальные полезные размеры кадра были несколько меньше: 26,5×26,5 мм . Этот тип плёнки получил номер 126.
Для фотоплёнки, предназначенной для камер Kodak Pocket Instamatic, появившихся в 1972 году, был использован легко запоминающийся номер 110, меньший чем 126, чтобы подчеркнуть уменьшенный размер кадра (ширина плёнки 16 мм , а точнее — от 0,6265 до 0,6295 дюйма).

Номера 110 и 126 у Кодака формально уже были заняты, но они использовались с 1898 по 1929 год — 110-й, а 126-й тип появился первый раз в 1906 году. Тогда он был форматом кадра четыре с четвертью на шесть с половиной дюйма. За давностью лет они оба были успешно забыты.

Последний тип плёнки от фирмы Кодак носит номер 240. Так маркирована плёнка для Advanced Photo System (APS), премьера которой состоялась в 1996 году. Ширина этой плёнки 24 мм .

В итоге, от всего разнообразия фотоплёнок осталось только два типа, получивших наибольшее распространение: 120-й (с вариацией: 220) и 135-й типы и два наиболее применяемых формата кадра: 24×36 мм и 6×6 см . Система APS (тип 240), которая планировалась как «могильщик» 135-го типа, так и не оправдала надежд её разработчиков, равно и как все предыдущие многочисленные попытки заменить или хотя бы потеснить фотовариант 35-мм киноплёнки.

С учётом стремительного развития цифровой фототехники , такое положение вещей уже не изменится.

Длина фотоплёнки типа 135

Длина среднеформатных фотоплёнок

В вышеприведенных таблицах размеры пересчитаны с дюймовой системы в метрическую. Использовались исходные данные фирмы Kodak.

Примечания:

Основные источники:
Фотография. Энциклопедический справочник — «Беларуская Энцыклапедыя» имени Петруся Бровки, Минск, 1992 г.
Материалы фирмы Eastman Kodak .
Материалы сайта «Photographic Filters, Light Conversions, and More», автор: Thom Bell (http://www.geocities.com/thombell/).
— Фотография Фреда Черча (Frederick Church) — «George Eastman on Board the S.S. Gallia, February 1890» взята из экспозиции 8-й международной культурной программы фирмы Кодак на выставке Photokina в 1988 году: 8th International Kodak Culture Program at Photokina"88; You press the button — we do the rest. The Beginnings of Snapshot Photography. Cologne Kunstverein.
Джордж Истмен сфотографирован с бокс-фотокамерой «Kodak» (патент США 388,850 1888 года).

35-мм киноплёнка была заказана В. Диксоном (W. K. L. Dickson), помощником Томаса Эдисона (Thomas Alva Edison), у фирмы Eastman Kodak для системы Kinetophonograph (1894-1895 гг.). Плёнка представляла собой разрезанную пополам 70-мм неперфорированную фотоплёнку, используемую фирмой Кодак в своих фотоаппаратах. Для возможности кинематографической протяжки и синхронизации со звуковой системой была введена перфорация — по четыре отверстия на высоту кадра с каждой стороны.

Сегодня в комментариях мне один деятель написал, что именно по причине 4:3 он никому не советует Олимпусы (надо полагать, что заодно он не рекомендует вообще все, что работает на сенсоре 4/3). Однобокость и ограниченность мышления я не люблю. И мог бы просто послать товарища. Но на такие высказывания я все чаще смотрю с улыбкой.
Но раз уж возник информационный повод…

Поясню, я ни в коем случае не пропагандирую тот или иной формат кадра. И никогда не привожу соотношения сторон фотографии как довод за или против покупки той или иной камеры. Уже как-то раз я , почему формат 4:3 лично для меня удобнее и практичнее, чем 3:2. Но захотелось после того комментария развернуть эту тему более детально.

На 3:2 я снимал практически всю сознательную жизнь - примерно с 1999 по 2012 год. Правда там эпизодически бывал средний формат (именно не был, а бывал, как в известном анекдоте:)). Но особой погоды он не сделал. Тем не менее, в 3:2 я всегда чувствовал себя немного не в своей тарелке. В горизонтали не хватало неба. Вертикаль казалась слишком долговязой.

Хотя “панорамный” 3:2 вообще неплохо принимает в себя например горизонтальные пейзажи (хотя это конечно зависит от сюжета), вертикальные кадры с такой пропорцией выглядят для меня узковатыми. А вот стоячий 4:3 в пейзаже, на мой взгляд, смотрится как-то более эстетично. Горизонтальный же 4:3 очень напоминает мне по пропорции самые популярные форматы СФ и БФ.

В портрете вертикальный и горизонтальный 4:3 тоже выглядит более аккуратно и гармонично. Хотя это не мешает многим фотографам любить “панорамные” портреты в пропорции 3:2, где много места отдается фону и жанровому окружению. Дело вкуса, конечно!

Если в пейзаже и портрете доводы в пользу той или иной пропорции скорее относятся к личным пристрастиям, ко вкусовщине, то в предметке доводы более конкретные - при формате 4:3 фактически намного более эффективно используется площадь кадра, меньше остается пустых полей, больше масштаб съемки, значит, выше фактическая детализация при одном и том же разрешении носителя.

Некоторые апеллируют к “киношности” пропорции 3:2, но напомню, что больше половины 20-го века кинематограф и телевидение существовали исключительно в формате вывода 4:3. Начиная с братьев Люмьер и заканчивая IMAX - все это 4:3 или очень близкие соотношения.

Вообще исторически пропорция 4:3 имеет очень солидный “послужной список”.

Узкая пленка:

Half-frame 18 х 24 - очень популярный полукадровый формат (существовало огромное количество компактных камер, в т.ч. со сменной оптикой).

Средний формат:

6 х 4.5 (огромная армия камер 645)
6 х 8
6 х 7 - близкая пропорция, более популярный формат с почти “квадратной” пропорцией, но еще не квадрат. Самый крупный размер из среднего формата.

Большой формат (листовая пленка и стекло):

9 х 12 см
4” х 5” - близкая пропорция
13 х 18 см
18 х 24 см

Кинопленка:

Cinematographe Братьев Люмьер - 0.980” x 0.735”

Academy format (1932) - 0.868” × 0.631” - близкая пропорция

8 mm и 16 mm от Eastman Kodak - 0.192" x 0.145” и 0.404" x 0.295” - популярнейшие любительские форматы, близкие пропорции

Super 8 - 0.245" x 0.166” - популярнейший любительский формат с близкой пропорцией

IMAX HD - 2.772" x 2.072” - очень близкая пропорция

Телевидение:

4:3 (1.33:1) - общепринятый стандарт аналогового телевещания, начиная с первых серийных образцов телеприемников и до сегодняшнего дня.

Компьютерные мониторы:

EGA, VGA, XGA, QVGA, SVGA, XGA, SXGA, UXGA, QXGA, Mac Colour, - разные форматы с квадратным и прямоугольным пикселем, конечная пропорция изображения на выходе - 4:3

Есть о чем задуматься, не правда ли, любители 3:2? :)
Хотя конечно здесь все еще во многом вопрос личных пристрастий. Мне вот очень комфортно в пропорции 4:3. То есть я использую площадь кадра намного более эффективно, чем в 3:2. Практически не обрезаю фотографии. А при необходимости они легко и с минимальными потерями превращаются и в квадрат, и в панораму. То есть формат очень универсален сам по себе. Но, опять же, есть любители квадрата, любители панорам. Я всегда был где-то посередине. Как образцовый псих и опытный шизофреник:)

Наиболее распространённые соотношения

1,33:1 (4:3)

2,55:1

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55». Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954 года , когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

2,6:1

Чтобы приблизить форму кадра к естественному полю зрения человека (и, следовательно, усилить восприятие фильма), кинокомпанией «Синерама» была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1 . Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35-миллиметровой синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями , расположенными вокруг зрителей.

Первый фильм снятый по системе «Синерама» - документально-видовой (англ. travelogue ) «Это „Синерама“» (англ. «This Is Cinerama» ) был впервые показан публике в 1952 году в специально построенном и оборудованном кинотеатре. Успех фильма был настолько велик, что он не сходил с экранов в течение двух лет. Несмотря на сложность и громоздкость системы «Синерама» были созданы ещё 7 фильмов, включая три художественных фильма: «Как был завоёван Запад » (англ. «How the West Was Won» ) и «Удивительный мир братьев Гримм» (англ. «The Wonderful World Of Brothers Grimm» ) (оба в г.) и «Повелитель ветров: Путешествие Кристиана Радика» (англ. «Windjammer: The Voyage of Christian Radich» - съёмки по системе «Синеми́рэкл» (англ. «Cinemiracle» , , прокат в залах и по системе «Синерама»). Советская система «Кинопанора́ма» была разработана на основе и с учётом ошибок «Синерамы». Её основным отличием являются улучшенная конструкция панорамной кинокамеры и использование девятиканальной стереофонической фонограммы.

2,75:1

В 1959 году «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM . В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.

Иные соотношения сторон

Существуют киноаттракционы с иным соотношением сторон экрана (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это призвано погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от просмотра.

См. также

Примечания

Литература

  • Б. Н. Коноплев Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства. - 2-е изд. - М .: Искусство, 1975. - С. 32. - 448 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. - М.,: «Искусство», 1979. - С. 7-67. - 440 с.

Ссылки

Существует множество аспектов в искусстве построения композиции кадра, но вы наверняка никогда не задумывались о соотношении его сторон. Формат - это термин, используемый для описания соотношения между шириной и высотой изображения. Причина, по которой фотографы часто не думают о формате, очень проста: этот параметр зависит от камеры, поэтому многие склонны воспринимать формат как нечто неизменяемое.

Технологии изменили ход дела. Современные цифровые камеры дают фотографу возможность выбрать формат из нескольких вариантов, каждый из которых имеет свои характеристики. Изображение также можно обрезать в ходе последующей обработки.

Знание характеристик форматов конкретной камеры помогает фотографу правильнее компоновать кадр, а также учит видеть, когда обрезка фотографии в другой формат позволит улучшить композицию изображения.

Как уже было упомянуто, формат - это соотношение ширины и высоты. Обычно он показывает, насколько квадратным (1:1) или вытянутым (16:9) является изображение. Выражают формат формулой ширина: высота (параметр ширина всегда идет первым). Формат 35 мм камер - 3:2. Цифровые камеры fx или dx, независимо от количества мегапикселей и размера сенсора, применяют формат 3:2. Это значит, что ширина изображения в полтора раза больше, чем его высота (и наоборот, если взять вертикальный или «портретный» формат). Фотографии выше сделаны на цифровую зеркальную фотокамеру 35мм, их соотношение сторон составляет 2:3 при вертикальной ориентации.

Форматы

Большинство камер, за редким исключением, используют один или два формата. 3:2 обычно бывает у 35мм цифровых камер, а 4:3 используют компактные фотоаппараты и микрокамеры. Если вы посмотрите на фото выше, вы увидите, оно сделано в формате 4:3 и больше обрезано. Мне больше нравится вариант 4:3, так как осталось меньше лишнего пространства вокруг белого цветка. Мы поговорим об этом подробнее чуть позже.

Любители пленочных камер имеют больше вариантов на выбор благодаря существованию среднеформатных, крупноформатных и панорамных фотоаппаратов.

Ниже представлен краткий обзор существующих сегодня форматов. После я объясню, как соотношение сторон влияет на композицию.

3:2

Формат 35 мм цифровых и пленочных камер, а также некоторых камер Leica среднего формата, беззеркальных фотоаппаратов и компактов класса «high end». Это соотношение сторон применяется еще с тех времен, когда Оскар Барнак выбрал его для камер Leica.

4:3

Применяется в микрокамерах, в большинстве компактных камер, в некоторых цифровых среднеформатных цифровых и пленочных камерах, которые применяют формат 6x4,5см. Также используется в мониторах и неширокоэкранных телевизорах.

7:6

Применяется в некоторых среднеформатных камерах, таких как серия пленочных фотоаппаратов Pentax 67. Такие камеры создают негативы или слайды размером 6x7 см. Некоторые среднеформатные дальномерные фотоаппараты используют это соотношение сторон.

1:1 (или 6:6)

Традиционный квадратный формат. Применяется в основном в среднеформатных пленочных камерах, например, марок Hasselblads, Rolleiflexes и Pentacon Six TL. Также используется в фотоаппаратах типа «toy camera»(марки Holga, Diana). Несколько производителей создали 35мм камеры с квадратным соотношением сторон кадра в тридцатых и сороковых годах (размер негатива 24x24), однако идея не прижилась. Единственными 35 мм фотоаппаратами с квадратным форматом изображения являются пластиковые камеры марки Lomo и забавные фотоаппараты Blackbird 35mm twin lens reflex.

5:4

Используется крупноформатными камерами, которые работают с плоской пленкой размером 5x4 или 10x8 дюймов. Больший формат 10x8 вышел из употребления, и фотографы в основном работают с пленкой 5x4дюйма.

16:9

Панорамный формат, применяемый в среднеформатных панорамных пленочных камерах. Некоторые ранние модели компактных камер Panasonic имели этот формат. Он также используется при широкоэкранном видеозахвате.

12:6 (или 2:1)

Сверхширокий панорамный формат, используется в панорамных пленочных камерах среднего формата, например, в серии Linhof Technorama (Linhof выпускают фотоаппарат серии Technorama формата 17:6).

Соотношение сторон в композиции

На сегодняшний день формат 3:2 в 35 мм камерах остается самым широко используемым. Причины, по которым именно его выбрал Оскар Барнак для Leica, не зафиксированы; возможно, он выбран потому, что такое соотношение сторон почти совпадает с размерами золотого прямоугольника.

История Золотого прямоугольника берет начало в Древней Греции; он эстетически привлекателен для применения в фотографии, в рисунке, живописи, архитектуре. Фотограф Анри Картье-Брессон, который славился своим мастерством в композиции, использовал теорию золотого прямоугольника в кадре 35мм. Схема выше показывает относительные размеры золотого прямоугольника (красный цвет) и 35мм кадра (желтый), который лишь немного больше.

Правило третей, известное также как закон композиции, является упрощением некоторых идей идеальной композиции внутри золотого прямоугольника.

Проблема 35мм

Кадр 35мм (или золотой прямоугольник) работает хорошо, если камера в панорамном формате, но не так хорош в вертикальном положении. Прямоугольник слишком вытянутый, его трудно заполнить красиво и правильно.

Я называю эту особенность «проблемой 35мм». Она может вызвать затруднения при работе с любой темой, но особенно с пейзажной фотографией: получается слишком много неба, если формат вертикальный (портретный). По этой причине большинство своих фотографий этого жанра я делаю горизонтальными.

На двух фотографиях выше хорошо заметно различие. Первая слишком «высокая», и кадр становится значительно лучше после обрезки до меньшего прямоугольника. Этот пример показывает разницу между соотношением сторон 2:3(не забывайте, что параметр ширина всегда указывается первым) и 4:5, применяемый в широкоформатных камерах 5x4 дюйма.

Эта проблема стала одной из причин, по которым многие ландшафтные фотографы работали со средне- или широкоформатными пленочными фотоаппаратами в те времена, когда цифровые зеркальные камеры еще не стали нормой. Форматы 4:3, 7:6 и 5:4 представляют собой прямоугольники «короче» в вертикальном положении, поэтому в них легче строить композицию. Эти «короткие» прямоугольники лучше соответствуют журнальной и книжной странице, чем формат 35мм. Такие фотографии нужно меньше обрезать, чтобы уместить на всей странице.

Формат цифрового века

Теперь, когда большинство фотографов пользуются цифровыми камерами 35мм, «проблема 35мм» уже не так страшна: легко обрезать фотографию при последующей обработке. Однако я советую обрезать не произвольно, а до определенного соотношения сторон (например, до 7:6, 4:3 или 5:4). У каждого формата свои особые характеристики, и это научит вас «видеть» образ в кадре. Со временем вы сможете распознавать, когда композиция сюжета выиграет от обрезки.

Микро 4:3

Из-за «проблемы 35мм» такие производители как Panasonic и Olympus утвердили формат 4:3. Эти камеры идеальны в отношении композиции: вам не нужно беспокоиться о проблемах, которые вызывает более длинный кадр.

Предпросмотр в реальном времени и электронные видоискатели

Если у вашего фотоаппарата есть режим просмотра фотографий или электронный видоискатель, стоит посмотреть в руководстве пользователя, есть ли возможность менять формат. Если она есть, то в режиме просмотра та часть фотографии, которая будет обрезана, обозначается серым цветом. Если у вашей камеры есть видоискатель, в нем может быть функция отображения в измененном формате при поиске кадра. Таким образом, компоновать кадр в разных форматах становится очень просто.

Квадратный формат

Заслуживает особого внимания. Это один из моих любимых форматов. Несмотря на то, что на рынке в данный момент нет цифровых камер с квадратным форматом кадра, он все еще очень популярен благодаря пленочным камерам и пост-обработке. Больше о нем вы можете прочитать в уроке .

Форматы и печать

Есть одна практическая область, где можно наткнуться на проблему форматов - это печать. Если у вас 35 мм камера, вы знаете: большинство видов бумаги для печати не подходят для ваших фотографий (за исключением размеров бумаги 6x4дюйма). Это справедливо независимо от используемого вами формата, хотя в некоторых случаях придется меньше обрезать фотографии. Это одна из причин, по которым многие фотографы предпочитают широкоформатные камеры: формат 5:4 подходит именно к стандартным размерам фотобумаги (5:4 дюйма, 10:8, 16:20 и т.д.)

Бумага для струйных принтеров отличается от фотобумаги, так как изготавливается в соответствии со стандартами Международной Организации по Стандартизации. Этот стандарт пользуется соотношением 1:1,4142 (квадратный корень из двух) и определяет размеры А2, А3, А4, А5 и другие размеры бумаги.

Решение проблемы печати очень простое: печатайте фотографии, оставляя белую рамку. Это красиво выглядит, а также упрощает выбор формата печати. Изображение выше показывает, как выглядит на бумаге размера А3 или А4 фотография, сделанная на камеру 35 мм.

Как обрезать фотографию

Обрезать фотографию легко в программе Lightroom, в Photoshop CS - немного сложнее. Здесь я приведу краткую инструкцию, как это сделать в обеих программах, в остальных программах методы похожи.

Lightroom

Перейдите в модуль Develop, нажмите на иконку Crop. Кликните стрелку рядом со словом Original справа и выберите новый формат из меню или Enter custom для создания собственного формата.

Photoshop CS

Если вы редактируете в Jpeg или Tiff в программе Photoshop CS (а не в Adobe Camera Raw, которая похожа на Lightroom), необходимо сделать некоторые вычисления, чтобы обрезать фотографию до определенного формата. Проще всего выбрать Crop Tool, ввести размеры, до которых нужно обрезать, в полях ширины и высоты. Высота (или ширина в вертикальном формате) должна совпадать с высотой вашего фото в пикселях, затем можно ввести ширину, необходимую для определенного формата.

Например, если фотография в высоту составляет 3888 пикселей, а вы хотите обрезать ее до соотношения сторон 4:3, нужно задать ширину в 5184 пикселя.

Заключение

Надеюсь, это введение поможет вам понять связь размеров кадра и композиции. Используете ли вы камеру 35мм, микрокамеру, квадратный формат, широкий формат или панорамную камеру, пропорции кадра вносят разницу в композицию изображения. В прошлом формат сильно зависел от используемой камеры. Сейчас фотоаппараты дают возможность экспериментировать с форматами, которые вы предпочитаете.

Поделитесь публикацией

Правовая информация

Переведено с сайта photo.tutsplus.com , автор перевода указан в начале публикации.