Статические методы и переменные. Что такое static

Переменное число параметров метода

Иногда число аргументов, которые будут переданы методу, неизвестно до периода выполнения. Например, вам нужен класс, который чертит на графике линию, заданную последовательностями х- и у-координат. Этот класс должен содержать методом, принимающим единственный аргумент - объект типа Point, представляющий значения обеих координат х и у. Этот метод должен сохранять каждый объект типа Point в связанном списке или в элементах массива, пока вызывающая программа не даст команду на вывод всей последовательности точек. Однако такое решение может быть не очень эффективным потому, что оно требует наличия в классе связанного списка. Но ведь можно было бы использовать единственный метод - DrawLine, которому этот список может и не потребоваться. Эту проблему эффективно решает метод с переменным количеством аргументов.

Такому методу можно задать переменное число аргументов через ключевое слово params в видемассива. Рассмотрим пример класса Chart, написанного на C#, позволяющего пользователю одним вызовом получить и вывести произвольное число объектов Point:

using System;

class Point //Класс точки

public Point(int x, int y) { this.x = x; this.у = у; }

public int x; public int y;

class Chart //Класс рисовальщика

public void DrawLine(Graphics g, params Point p)

Console.WriteLine("\пЭтот метод позволяет нарисовать линию " +

"по следующим точкам:");

for (int i = 0; i < p.GetLength(0); i++)

{ Console.WriteLine("{0), {1}". p[i].x, p[i].y); }

class ChartApp

public static void Main()

Point p1 = new Point(5,10);

Point p2 = new Point(5, 15);

Point p3 = new Point(5, 20);

Chart chart = new Chart();

chart.DrawLine(p1, p2, p3);

Метод DrawLine сообщает компилятору C#, что он может принимать переменное число объектов типа Point. Затем в период выполнения метод использует простой цикл for для прохода по всем объектам Point и вывода всех точек.

Статическим называется метод, который существует в классе как в таковом, а не в отдельных его экземплярах. Как и в случае других статических членов, главное преимущество статических методов в том, что они расположены вне конкретных экземпляров класса, не засоряя глобальное пространство приложения. При этом они и не нарушают принципов ООП, поскольку ассоциированы с определенным классом.

Определить метод как статический позволяет ключевое слово static. Затем для вызова метода пользователь применяет синтаксис вида Класс. Метод. Этот синтаксис необходим, даже если у пользователя есть ссылка на экземпляр класса.


Статические (static ) методы, или методы класса, можно вызывать, не создавая экземпляр объекта. Именно таким образом используется метод Main .

public class Sample

public static int a;

public int b;

public static void DoubleA(){ a *= 2; }

public void SetB(){ b = a; }

public class Application

public static void Main()

Sample sc1 = new Sample(), sc2 = new Sample();

Sample.a = 1;

sc1.SetB();

Sample.a = 2;

sc2.SetB();

Console.WriteLine("sc1.b = {0}, sc2.b = {1}", sc1.b, sc2.b);

Последним моментом, касающимся статических методов, является правило, определяющее, к каким членам класса можно обращаться из статического метода. Как вы можно догадаться, статический метод может обращаться к любому статическому члену в пределах класса, но не может обращаться к члену экземпляра.

То мы можем получить к ним доступ напрямую через имя класса и оператор разрешения области видимости. Но что, если статические переменные-члены являются закрытыми? Рассмотрим следующий код:

В этом случае мы не можем напрямую получить доступ к Anything::s_value из main(), так как этот член является private. Обычно доступ к закрытым членам класса осуществляется через методы public. Хотя мы могли бы создать обычный метод для получения доступа к s_value, но нам тогда бы пришлось создавать объект этого класса для использования метода! Есть вариант получше – мы можем сделать метод статическим.

Подобно статическим переменным-членам, статические методы не привязаны к какому-либо одному объекту класса. Вот пример выше, но уже со статическим методом:

class Anything { private: static int s_value; public: static int getValue() { return s_value; } // статический метод }; int Anything::s_value = 3; // определение статической переменной-члена класса int main() { std::cout << Anything::getValue() << "\n"; }

Поскольку статические методы не привязаны к определенному объекту, то их можно вызывать напрямую через имя класса и оператор разрешения области видимости, их также можно вызвать и через объекты класса (но это не рекомендуется).

Статические методы не имеют указателя this *

У статических методов есть две интересные особенности. Во-первых, поскольку статические методы не привязаны к объекту, то они не имеют ! Здесь есть смысл, так как указатель this всегда указывает на объект, с которым работает метод. Статические методы могут не работать через объект, поэтому и указатель this не нужен.

Во-вторых, статические методы могут напрямую обращаться к другим статическим членам (переменным или функциям), но не могут к нестатическим членам. Это связано с тем, что нестатические члены принадлежат объекту класса, а статические методы — нет!

Еще пример

Статические методы можно определять вне тела класса. Это работает так же, как и с обычными методами. Например:

class IDGenerator { private: static int s_nextID; // объявление статической переменной-члена public: static int getNextID(); // объявление статического метода }; // Определение статической переменной-члена находится вне тела класса. Обратите внимание, мы не используем здесь ключевое слово static // Начинаем генерировать ID с 1 int IDGenerator::s_nextID = 1; // Определение статического метода находится вне тела класса. Обратите внимание, мы не используем здесь ключевое слово static int IDGenerator::getNextID() { return s_nextID++; } int main() { for (int count=0; count < 4; ++count) std::cout << "The next ID is: " << IDGenerator::getNextID() << "\n"; return 0; }

class IDGenerator

private :

static int s_nextID ; // объявление статической переменной-члена

public :

static int getNextID () ; // объявление статического метода

// Начинаем генерировать ID с 1

int IDGenerator :: s_nextID = 1 ;

int IDGenerator :: getNextID () { return s_nextID ++ ; }

int main ()

for (int count = 0 ; count < 4 ; ++ count )

std :: cout << "The next ID is: " << IDGenerator :: getNextID () << "\n" ;

return 0 ;

Результат:

The next ID is: 1
The next ID is: 2
The next ID is: 3
The next ID is: 4

Обратите внимание, поскольку все переменные и функции этого класса являются статическими, то нам не нужно создавать объект этого класса для работы с ним! Статическая переменная-член используется для хранения значения следующего идентификатора, который должен быть ей присвоен, а статический метод — для возврата идентификатора и его увеличения.

Предупреждение о классах со всеми статическими членами

Будьте осторожны при написании классов со всеми статическими членами. Хотя такие «чисто статические классы» могут быть полезны, но они также имеют свои недостатки.

Во-первых, поскольку все статические члены создаются только один раз, то несколько копий «чисто статического класса» быть не может (без клонирования класса и его дальнейшего переименования). Например, если нам нужны два независимых объекта IDGenerator, то это будет невозможно через «чисто статический» класс.

Во-вторых, из урока о мы знаем, что глобальные переменные опасны, поскольку любая часть кода может изменить их значения и в конечном итоге изменит другие фрагменты, казалось бы, не связанного кода (детальнее ). То же самое справедливо и для «чисто статических» классов. Поскольку все члены принадлежат классу (а не его объектам), а классы имеют глобальную область видимости, то в «чисто статическом классе» мы объявляем глобальные функции и переменные со всеми минусами, которые они имеют.

C++ не поддерживает статические конструкторы

Если вы можете инициализировать обычную переменную-член через , то по логике вещей вы должны иметь возможность инициализировать статические переменные-члены через статический конструктор. И хотя некоторые современные языки действительно поддерживают статические конструкторы именно для этой цели, C++, к сожалению, не является одним из них.

Если ваша статическая переменная может быть инициализирована напрямую, то конструктор не нужен: вы можете определить статическую переменную-член, даже если она является private. Мы делаем это в примере выше с s_nextID. Вот еще один пример:

class Something { public: static std::vector s_mychars; }; std::vector Something::s_mychars = { "o", "a", "u", "i", "e" }; // определяем статическую переменную-член

class Something

public :

static std :: vector < char > s_mychars ;

std :: vector < char > Something :: s_mychars = { "o" , "a" , "u" , "i" , "e" } ; // определяем статическую переменную-член

Если для инициализации вашей статической переменной-члена требуется выполнить код (например, цикл), то есть несколько разных способов это сделать. Следующий способ является лучшим из них. Хотя это может быть немного сложно (сейчас), и, вероятно, вам это никогда не понадобится, то вы можете спокойно пропустить оставшуюся часть этого урока, если хотите.

#include #include class Something { private: static std::vector s_mychars; public: class _nested // определяем вложенный класс с именем _nested { public: _nested() // конструктор _nested инициализирует нашу статическую переменную-член { s_mychars.push_back("o"); s_mychars.push_back("a"); s_mychars.push_back("u"); s_mychars.push_back("i"); s_mychars.push_back("e"); } }; // статический метод для вывода s_mychars static void getSomething() { for (auto const &element: s_mychars) std::cout << element << " "; } private: static _nested s_initializer; // используем статический объект класса _nested для гарантии того, что конструктор _nested выполнится }; std::vector Something::s_mychars; // определяем нашу статическую переменную-член Something::_nested Something::s_initializer; // определяем наш статический s_initializer, который вызовет конструктор _nested для инициализации s_mychars int main() { Something::getSomething(); return 0; }

#include

#include

class Something

private :

static std :: vector < char > s_mychars ;

public :

class _nested // определяем вложенный класс с именем _nested

public :

Nested () // конструктор _nested инициализирует нашу статическую переменную-член

s_mychars . push_back ("o" ) ;

s_mychars . push_back ("a" ) ;

s_mychars . push_back ("u" ) ;

s_mychars . push_back ("i" ) ;

s_mychars . push_back ("e" ) ;

Модификатор static в Java напрямую связан с классом, если поле статично, значит оно принадлежит классу, если метод статичный, аналогично - он принадлежит классу. Исходя из этого, можно обращаться к статическому методу или полю используя имя класса. Например, если поле count статично в классе Counter , значит, вы можете обратиться к переменной запросом вида: Counter.count . Конечно, следует учитывать модификаторы доступа. Например, поля private доступны только внутри класса, в котором они объявлены. Поля protected доступны всем классам внутри пакета (package ), а также всем классам-наследникам вне пакета. Для более подробной информации ознакомьтесь со статьей “private vs protected vs public ”. Предположим, существует статический метод increment() в классе Counter , задачей которого является инкрементирование счётчика count . Для вызова данного метода можно использовать обращение вида Counter.increment() . Нет необходимости создавать экземпляр класса Counter для доступа к статическому полю или методу. Это фундаментальное отличие между статическими и НЕ статическими объектами (членами класса). Важное замечание. Не забывайте, что статические члены класса напрямую принадлежат классу, а не его экземпляру. То есть, значение статической переменной count будет одинаковое для всех объектов типа Counter . В этой статье мы рассмотрим основополагающие аспекты применения модификатора static в Java, а также некоторые особенности, которые помогут понять ключевые концепции программирования.

Что должен знать каждый программист о модификаторе Static в Java.

В этом разделе мы рассмотрим основные моменты использования статических методов, полей и классов. Начнём с переменных.

    Вы НЕ можете получить доступ к НЕ статическим членам класса, внутри статического контекста, как вариант, метода или блока. Результатом компиляции приведенного ниже кода будет ошибка:

    public class Counter { private int count; public static void main (String args ) { System. out. println (count) ; //compile time error } }

    Это одна из наиболее распространённых ошибок допускаемых программистами Java, особенно новичками. Так как метод main статичный, а переменная count нет, в этом случае метод println , внутри метода main выбросит “Compile time error”.

    В отличие от локальных переменных, статические поля и методы НЕ потокобезопасны (Thread-safe) в Java. На практике это одна из наиболее частых причин возникновения проблем связанных с безопасностью мультипоточного программирования. Учитывая что каждый экземпляр класса имеет одну и ту же копию статической переменной, то такая переменная нуждается в защите - «залочивании» классом. Поэтому при использовании статических переменных, убедитесь, что они должным образом синхронизированы (synchronized), во избежание проблем, например таких как «состояние гонки» (race condition).

    Статические методы имеют преимущество в применении, т.к. отсутствует необходимость каждый раз создавать новый объект для доступа к таким методам. Статический метод можно вызвать, используя тип класса, в котором эти методы описаны. Именно поэтому, подобные методы как нельзя лучше подходят в качестве методов-фабрик (factory), и методов-утилит (utility). Класс java.lang.Math - замечательный пример, в котором почти все методы статичны, по этой же причине классы-утилиты в Java финализированы (final).

    Другим важным моментом является то, что вы НЕ можете переопределять (Override) статические методы. Если вы объявите такой же метод в классе-наследнике (subclass), т.е. метод с таким же именем и сигнатурой, вы лишь «спрячете» метод суперкласса (superclass) вместо переопределения. Это явление известно как сокрытие методов (hiding methods). Это означает, что при обращении к статическому методу, который объявлен как в родительском, так и в дочернем классе, во время компиляции всегда будет вызван метод исходя из типа переменной. В отличие от переопределения, такие методы не будут выполнены во время работы программы. Рассмотрим пример:

    class Vehicle { public static void kmToMiles (int km) { System. out. println ("Внутри родительского класса/статического метода" ) ; } } class Car extends Vehicle { public static void kmToMiles (int km) { System. out. println ("Внутри дочернего класса/статического метода " ) ; } } public class Demo { public static void main (String args ) { Vehicle v = new Car () ; v. kmToMiles (10 ) ; } }

    Вывод в консоль:

    Внутри родительского класса/статического метода

    Код наглядно демонстрирует: несмотря на то, что объект имеет тип Car , вызван статический метод из класса Vehicle , т.к. произошло обращение к методу во время компиляции. И заметьте, ошибки во время компиляции не возникло!

    Объявить статическим также можно и класс, за исключением классов верхнего уровня. Такие классы известны как «вложенные статические классы» (nested static class). Они бывают полезными для представления улучшенных связей. Яркий пример вложенного статического класса - HashMap.Entry , который предоставляет структуру данных внутри HashMap . Стоит заметить, также как и любой другой внутренний класс, вложенные классы находятся в отдельном файле.class. Таким образом, если вы объявили пять вложенных классов в вашем главном классе, у вас будет 6 файлов с расширением.class. Ещё одним примером использования является объявление собственного компаратора (Comparator), например компаратор по возрасту (AgeComparator) в классе сотрудники (Employee).

    Модификатор static также может быть объявлен в статичном блоке, более известным как «Статический блок инициализации» (Static initializer block), который будет выполнен во время загрузки класса. Если вы не объявите такой блок, то Java соберёт все статические поля в один список и выполнит его во время загрузки класса. Однако, статичный блок НЕ может пробросить перехваченные исключения, но может выбросить не перехваченные. В таком случае возникнет «Exception Initializer Error». На практике, любое исключение возникшее во время выполнения и инициализации статических полей, будет завёрнуто Java в эту ошибку. Это также самая частая причина ошибки «No Class Def Found Error», т.к. класс не находился в памяти во время обращения к нему.

    Полезно знать, что статические методы связываются во время компиляции, в отличие от связывания виртуальных или не статических методов, которые связываются во время исполнения на реальном объекте. Следовательно, статические методы не могут быть переопределены в Java, т.к. полиморфизм во время выполнения не распространяется на них. Это важное ограничение, которое необходимо учитывать, объявляя метод статическим. В этом есть смысл, только тогда, когда нет возможности или необходимости переопределения такого метода классами-наследниками. Методы-фабрики и методы-утилиты хорошие образцы применения модификатора static . Джошуа Блох выделил несколько преимуществ использования статичного метода-фабрики перед конструктором, в книге «Effective Java », которая является обязательной для прочтения каждым программистом данного языка.

    Важным свойством статического блока является инициализация. Статические поля или переменные инициализируются после загрузки класса в память. Порядок инициализации сверху вниз, в том же порядке, в каком они описаны в исходном файле Java класса. Поскольку статические поля инициализируются на потокобезопасный манер, это свойство также используется для реализации паттерна Singleton . Если вы не используется список Enum как Singleton , по тем или иным причинам, то для вас есть хорошая альтернатива. Но в таком случае необходимо учесть, что это не «ленивая» инициализация. Это означает, что статическое поле будет проинициализировано ещё ДО того как кто-нибудь об этом «попросит». Если объект ресурсоёмкий или редко используется, то инициализация его в статическом блоке сыграет не в вашу пользу.

    Во время сериализации, также как и transient переменные, статические поля не сериализуются. Действительно, если сохранить любые данные в статическом поле, то после десериализации новый объект будет содержать его первичное (по-умолчанию) значение, например, если статическим полем была переменная типа int , то её значение после десериализации будет равно нулю, если типа float – 0.0, если типа Object – null . Честно говоря, это один из наиболее часто задаваемых вопросов касательно сериализации на собеседованиях по Java. Не храните наиболее важные данные об объекте в статическом поле!

    И напоследок, поговорим о static import . Данный модификатор имеет много общего со стандартным оператором import , но в отличие от него позволяет импортировать один или все статические члены класса. При импортировании статических методов, к ним можно обращаться как будто они определены в этом же классе, аналогично при импортировании полей, мы можем получить доступ без указания имени класса. Данная возможность появилась в Java версии 1.5, и при должном использовании улучшает читабельность кода. Наиболее часто данная конструкция встречается в тестах JUnit , т.к. почти все разработчики тестов используют static import для assert методов, например assertEquals() и для их перегруженных дубликатов. Если ничего не понятно – добро пожаловать за дополнительной информацией .

    На этом всё. Все вышеперечисленные пункты о модификаторе static в Java обязан знать каждый программист. В данной статье была рассмотрена базовая информация о статических переменных, полях, методах, блоках инициализации и импорте. В том числе некоторые важные свойства, знание которых является критичным при написании и понимании программ на Java. Я надеюсь, что каждый разработчик доведёт свои навыки использования статических концептов до совершенства, т.к. это очень важно для серьёзного программирования."

Последнее обновление: 19.04.2018

Кроме обычных методов и полей класс может иметь статические поля, методы, константы и инициализаторы. Например, главный класс программы имеет метод main, который является статическим:

Public static void main(String args) { }

Для объявления статических переменных, констант, методов и инициализаторов перед их объявлением указывается ключевое слово static .

Статические поля

При создании объектов класса для каждого объекта создается своя копия нестатических обычных полей. А статические поля являются общими для всего класса. Поэому они могут использоваться без создания объектов класса.

Например, создадим статическую переменную:

Public class Program{ public static void main(String args) { Person tom = new Person(); Person bob = new Person(); tom.displayId(); // Id = 1 bob.displayId(); // Id = 2 System.out.println(Person.counter); // 3 // изменяем Person.counter Person.counter = 8; Person sam = new Person(); sam.displayId(); // Id = 8 } } class Person{ private int id; static int counter=1; Person(){ id = counter++; } public void displayId(){ System.out.printf("Id: %d \n", id); } }

Класс Person содержит статическую переменную counter, которая увеличивается в конструкторе и ее значение присваивается переменной id. То есть при создании каждого нового объекта Person эта переменная будет увеличиваться, поэтому у каждого нового объекта Person значение поля id будет на 1 больше чем у предыдущего.

Так как переменная counter статическая, то мы можем обратиться к ней в программе по имени класса:

System.out.println(Person.counter); // получаем значение Person.counter = 8; // изменяем значение

Консольный вывод программы:

Id = 1 Id = 2 3 Id = 8

Статические константы

Также статическими бывают константы, которые являются общими для всего класса.

Public class Program{ public static void main(String args) { double radius = 60; System.out.printf("Radisu: %f \n", radius); // 60 System.out.printf("Area: %f \n", Math.PI * radius); // 188,4 } } class Math{ public static final double PI = 3.14; }

Стоит отметить, что на протяжении всех предыдущих тем уже активно использовались статические константы. В частности, в выражении:

System.out.println("hello");

out как раз представляет статическую константу класса System. Поэтому обращение к ней идет без создания объекта класса System.

Статические инициализаторы

Статические инициализаторы предназначены для инициализации статических переменных, либо для выполнения таких действий, которые выполняются при создании самого первого объекта. Например, определим статический инициализатор:

Public class Program{ public static void main(String args) { Person tom = new Person(); Person bob = new Person(); tom.displayId(); // Id = 105 bob.displayId(); // Id = 106 } } class Person{ private int id; static int counter; static{ counter = 105; System.out.println("Static initializer"); } Person(){ id=counter++; System.out.println("Constructor"); } public void displayId(){ System.out.printf("Id: %d \n", id); } }

Статический инициализатор определяется как обычный, только перед ним ставится ключевое слово static . В данном случае в статическом инициализаторе мы устанавливаем начальное значение статического поля counter и выводим на консоль сообщение.

В самой программе создаются два объекта класса Person. Поэтому консольный вывод будет выглядеть следующим образом:

Static initializer Constructor Constructor Id: 105 Id: 106

Стоит учитывать, что вызов статического инициализатора производится только перед созданием самого первого объекта класса.

Статические методы

Статические методы также относятся ко всему классу в целом. Например, в примере выше статическая переменная counter была доступна извне, и мы могли изменить ее значение вне класса Person. Сделаем ее недоступной для изменения извне, но доступной для чтения. Для этого используем статический метод:

Public class Program{ public static void main(String args) { Person.displayCounter(); // Counter: 1 Person tom = new Person(); Person bob = new Person(); Person.displayCounter(); // Counter: 3 } } class Person{ private int id; private static int counter = 1; Person(){ id = counter++; } // статический метод public static void displayCounter(){ System.out.printf("Counter: %d \n", counter); } public void displayId(){ System.out.printf("Id: %d \n", id); } }

Теперь статическая переменная недоступна извне, она приватная. А ее значение выводится с помощью статического метода displayCounter. Для обращения к статическому методу используется имя класса: Person.displayCounter() .

При использовании статических методов надо учитывать ограничения: в статических методах мы можем вызывать только другие статические методы и использовать только статические переменные.

Вообще методы определяются как статические, когда методы не затрагиют состояние объекта, то есть его нестатические поля и константы, и для вызова метода нет смысла создавать экземпляр класса. Например:

Public class Program{ public static void main(String args) { System.out.println(Operation.sum(45, 23)); // 68 System.out.println(Operation.subtract(45, 23)); // 22 System.out.println(Operation.multiply(4, 23)); // 92 } } class Operation{ static int sum(int x, int y){ return x + y; } static int subtract(int x, int y){ return x - y; } static int multiply(int x, int y){ return x * y; } }

В данном случае для методов sum, subtract, multiply не имеет значения, какой именно экземпляр класса Operation используется. Эти методы работают только с параметрами, не затрагивая состояние класса. Поэтому их можно определить как статические.

1. Какие элементы языка программирования C# можно объявлять статическими?

В языке программирования C# статическими могут быть:

  • классы;
  • методы;
  • переменные.

Чтобы класс (метод, переменная) был статическим, перед его объявлением ставится ключевое слово static .

2. Понятие статического класса. Какие особенности использования статических классов в программах на C#? Ключевое слово static

С точки зрения синтаксиса C# статический класс – это класс, который объявляется с ключевым словом static.

Общая форма объявления статического класса:

static class ClassName { // поля и методы класса // ... }

где ClassName – имя статического класса.

3. Свойства статического класса

Реализация программного кода статического класса ничем не отличается от программного кода обычного класса за исключением двух основных свойств. В сравнении с нестатическим классом, статический класс имеет следующие свойства (отличия):

  • нельзя создавать объекты статического класса;
  • статический класс должен содержать только статические члены.

4. Примеры, которые демонстрируют свойства статического класса

Пример 1. Пусть задан статический класс MyStaticClass . В этом классе объявляется один статический член с именем d .

// статический класс static class MyStaticClass { public static int d = 0; }

Если попробовать создать объект статического класса

// попытка создать объект статического класса MyStaticClass ms; // ошибка - нельзя создавать объект статического класса

то возникнет ошибка компиляции с сообщением:

Cannot declare a variable of static type

что означает:

Невозможно объявить переменную статического типа

Пример 2. Данный пример демонстрирует правило, что статический класс должен содержать только статические члены. Пусть задан статический класс MyStaticClass . Если в статическом классе MyStaticClass попробовать объявить нестатический член d целого типа

// статический класс static class MyStaticClass { // нестатический член, без ключевого слова static public int d = 0; // ошибка - нельзя объявлять нестатический экземпляр в статическом классе }

то во время компиляции компилятор выдаст следующую ошибку:

Cannot declare instance members in a static class

что значит

Нельзя объявлять члены-экземпляры в статическом классе

5. Примеры статических классов

Пример 1 . В данном примере демонстрируется использование статической переменной в статическом классе. Объявляется статический класс с именем Count , в котором помещается одна статическая переменная count . Эта статическая переменная есть счетчиком, который совместно используется в нестатических методах Add1() , Add2() другого класса Methods .

Программный код классов Count и Methods следующий:

// статический класс Count static class Count { public static int count; } // нестатический класс class Methods { // методы нестатического класса имеют доступ // к статической переменной count статического класса Count public void Add1() // нестатический метод { // изменение значения статической переменной Count .count++; } public static void Add2() // статический метод { Count .count = Count .count + 2; } }

В нижеследующем коде продемонстрированы обращения к переменной count класса Count и изменение значения этой переменной из методов Add1() , Add2() .

Methods M = new Methods (); // создать объект класса Methods // проверить значения статического члена int n = Count .count; // n = 0 // вызвать нестатический метод Add1() класса Methods M.Add1(); // увеличение Count.count на 1 n = Count .count; // n = 1

Как видно из примера, статический член данных Count.count есть общим для методов Add1() , Add2() класса Methods . Если бы в программе были реализованы другие классы с некоторыми методами, то к этому члену данных можно было бы обращаться из этих методов.

Если в данном примере класс Count объявить как нестатический (без ключевого слова static )

// класс Count - нестатический class Count { // статическая переменная count в классе Count - общий ресурс public static int count; } ...

то результат работы программы не изменится. Статическую переменную Count.count можно использовать как общий ресурс.

Пример 2 . Пример демонстрирует использование статического метода в нестатическом классе. Статический метод выступает общим ресурсом, который выполняет некоторую общую работу.

В примере объявляется статический метод AbsComplex() , находящий модуль комплексного числа. Метод объявляется в классе ComplexLibrary . Также объявляются 2 класса, которые содержат методы, использующие метод AbsComplex() в своих вычислениях.

// нестатический класс, содержащий статический метод class ComplexLibrary { // статический метод, вычисляет модуль комплексного числа // получает значение действительной (а) и мнимой (b) части комплексного числа public static double AbsComplex(double a, double b) { return Math .Sqrt(a * a + b * b); } } // класс, который содержит нестатический метод, использующий статический метод AbsComplex class CalcComplex1 { // нестатический метод // определяет, равны ли модули 2 комплексных чисел // данный метод использует статический метод ComplexLibrary.AbsComplex() для вычислений public bool EqualComplex(double a1, double b1, double a2, double b2) { double value1, value2; // использование статического метода AbsComplex() value1 = ComplexLibrary .AbsComplex(a1, b1); value2 = ComplexLibrary .AbsComplex(a2, b2); return value1 == value2; } } // еще один класс, который использует метод AbsComplex() из класса ComplexLibrary class CalcComplex2 { // метод, который определяет, равна ли длина комплексного числа значению 0 public bool ZeroComplex(double a, double b) { double value = ComplexLibrary .AbsComplex(a, b); return value == 0.0; } }

Использование методов классов CalcComplex1 , CalcComplex2 может быть следующим:

CalcComplex1 c1 = new CalcComplex1 (); // создать экземпляр (объект) класса CalcComplex2 c2 = new CalcComplex2 (); bool f; f = c1.EqualComplex(3, 4, 2, 5); // f = False f = c1.EqualComplex(1, 2, 2, 1); // f = True f = c1.EqualComplex(-1, 2, -2, 1); // f = True f = c2.ZeroComplex(0, 0); // f = True f = c2.ZeroComplex(1, -5); // f = False

6. Какие преимущества применения статических классов, методов и переменных в программах на C#?

Статические классы, методы и переменные эффективны в следующих случаях:

  • если нужно создать так называемые методы расширения. Методы расширения используются для расширения функций класса. Эти методы являются статическими;
  • если в программе есть некоторый общий ресурс, к которому могут иметь обращение методы разных классов что обрабатывают данный ресурс (читают или изменяют его значение). Этот общий ресурс объявляется как статическая переменная. Например, таким ресурсом может быть некоторый счетчик вызовов, метод что реализует уникальную обработку, уникальная файловая переменная (ресурс) и т.п.;
  • статические классы являются эффективными, когда нужно объединить между собой группы статических методов;
  • если нужно использовать общие скрытые (private ) данные класса и организовывать доступ к этим данным из статических и нестатических методов.

7. Чем отличается вызов статического метода от нестатического?

В любом нестатическом классе могут быть объявлены как статические методы, так и нестатические. Отличие между вызовом статического и нестатического метода класса состоит в следующем:

  • чтобы вызвать нестатический метод класса, нужно создать экземпляр (объект) этого класса. Статический метод вызывается без создания объекта класса – перед именем метода указывается имя класса, в котором этот статический метод объявлен.

Например. Задан нестатический класс Sqr , содержащий следующие два метода, которые возвращают квадрат целочисленного значения:

  • GetSqr() – нестатический метод;
  • GetSqrStatic() – статический метод.
class Sqr { // нестатический метод public int GetSqr(int x) { return x * x; } // статический метод public static int GetSqrStatic(int x) { return x * x; } }

Ниже демонстрируется вызов и использование этих методов:

// Демонстрация вызова статического и нестатического методов класса int t; // 1. Вызов нестатического метода класса Sqr // Нужно создать объект класса Sqr sc = new Sqr(); t = sc.GetSqr(7); // t = 49 // 2. Вызов статического метода класса Sqr t = Sqr .GetSqrStatic(7); // t = 49

Как видно из вышеприведенного кода, чтобы вызвать статический метод некоторого класса, перед его именем нужно указать имя этого класса.

8. Можно ли объявить скрытый (private ) статический член в некотором классе?

Да можно. В этом случае этот статический член класса будет доступным только в границах этого класса, то есть из методов этого класса. Доступ из методов других классов будет невозможен.

9. Можно ли объявлять статический член класса с модификатором доступа protected ?

Да можно. В этом случае, доступ к статического члену класса будут иметь методы класса, которые унаследованы от данного класса.

Например. Задан класс A , содержащий один статический член a , который объявлен как protected . Также задан класс B , который наследует (расширяет) класс A . Из метода SomeMethod() класса B осуществляется доступ к protected -переменной класса A .

// нестатический класс, который содержит нестатический и статический методы class A { protected static int a; } // класс B наследует (расширяет) класс A class B : A { void SomeMethod() { a = 10; // доступ к protected-переменной класса A } }

10. Может ли нестатический класс содержать статические переменные и статические методы?

Да может. Примеры использования статических методов в нестатическом классе приведены в пунктах 5 и 7.

11. Можно ли объединять статические и нестатические методы в одном классе?

Да, можно. Но только в нестатическом классе. Если класс объявлен как статический, то все методы и переменные класса должны быть также статическими (см. п. 4 — Пример 2).

Например. Пример демонстрирует объединение статического и нестатического методов класса для доступа к скрытой статической переменной t в классе. Объявляется нестатический класс CMyClass , содержащий статическую переменную, статический и нестатический методы доступа к ней.

// нестатический класс class CMyClass { // статическая переменная, объявленная как private private static int t; // статический метод, который изменяет значение статической переменной t public static void Set(int _t) { t = _t; } // нестатический метод, который читает значение статической переменной t public int Get() { return t; } }

В нижеследующем коде продемонстрирован доступ к скрытой статической переменной t класса CMyClass

// демонстрация объединения статических и нестатических членов класса int x; // 1. Доступ к скрытой (private) статической переменной через статический метод Set CMyClass .Set(777); // статическая переменная t = 777 // 2. Прочитать значение скрытой (private) статической переменной t // 2.1. Создать объект класса CMyClass mc = new CMyClass (); // 2.2. Вызвать нестатический метод Get() через экземпляр класса x = mc.Get(); // x = 777 - текущее значение статической переменной

Данный пример хорошо демонстрирует, как можно организовать работу с общими, скрытыми данными класса.

12. Можно ли в статическом методе статического класса создать объект нестатического класса?

Да, можно. Классический пример этому, функция Main() для консольных приложений. Эта функция объявлена как static . Однако, создавать экземпляры любых нестатических классов в этой функции можно.

13. Что такое статические конструкторы? Пример

Статические конструкторы позволяют инициализировать статические переменные класса.

Пример. Демонстрируется объявление статического конструктора в классе.

// класс, который содержит статический конструктор class CCount { private static int count; static CCount() { count = 7; // инициализация статической переменной count } // доступ к внутренней статической переменной count public static int Get() { return count; } }

Демонстрация работы класса CCount в некотором методе

int x; x = CCount .Get(); // x = 7

14. Какие правила (особенности) использования статических конструкторов?

При использовании статических конструкторов нужно обратить внимание на следующие правила:

  • перед статическим конструктором может указываться ключевое слово static ;
  • статические конструкторы вызываются автоматически, если класс загружается первый раз;
  • у статических конструкторов не может быть модификаторов доступа (public , private ). То есть, статические конструкторы пользуются доступом по умолчанию. Это связано с тем, что статические конструкторы вызываются в классе первыми – перед созданием первого экземпляра класса в программе;
  • статический конструктор не может иметь параметров. Если попробовать создать параметризированный статический конструктор в классе, то возникнет ошибка компиляции.

15. Можно ли из статических конструкторов инициализировать нестатические переменные класса?

Нет, нельзя. Из статических конструкторов можно инициализировать только статические переменные этого же класса. Если в этом классе также объявляются нестатические переменные, то доступа к ним из статических конструкторов нету.

Например.

class CFileName { private static string fname; // скрытая статическая переменная private string folder; // скрытая нестатическая переменная // статический конструктор static CFileName(string _fname) { fname = _fname; // доступ только к статическим переменным класса // folder = ""; // ошибка, folder - нестатическая переменная } }

Связанные темы

  • Понятие класса. Общая форма объявления класса. Объект Следующая запись Позднее связывание (late binding). Вызов метода. Пример. Класс System.Activator. Метод Invoke()