Стоит ли ставить linux на планшет. Выбираем планшет для Linux. Установка Debian на Windows-планшет

Сегодня многие автопроизводители всерьез задумываются над транспортом будущего. Если раньше все ставили только на электромобили, то сегодня у них появился серьезный конкурент – машины на топливных

элементах. Мы решили выяснить, какие водородные автомобили сегодня можно приобрести и какие у них преимущества.

Главное преимущество топливных элементов – высокий коэффициент полезного действия (более 50%). Также инженеры отмечают компактность и относительно малый вес водородной установки, в сравнении с бензиновыми и дизельными аналогами.

К недостаткам водорода относят слабо развитую инфраструктуру заправочных станций, взрывоопасность смеси водорода и воздуха, дороговизну обслуживания силовой водородной установки, высокая летучесть водорода (наивысшая среди всех распространенных газов). Так, за 9-10 дней улетучивается около половины полного бака в автомобиле на водороде.

5. Toyota FCHV

Официально кроссовер представили в 2002 году в Японии и США. Автомобиль выдавался на несколько месяцев в аренду, и потом изымался для проверки результатов испытаний. Мощность силовой установки автомобиля составляла 90 кВт. Машина все время дорабатывается. Так, изначально пробег на одной заправке составлял 350 км (исключительно на электротяге от заряженной батареи – 50 км). Сейчас эти показатели составляют 830 и 100 км соответственно. В топливный бак машины помещается 156 литров водорода. Максимальная скорость кроссовера составляет около 160 км/ч. В Калифорнии (США) в качестве эксперимента Toyota FCHV испытывались в такси, но «сырость» технологии пока не оправдала использование машин на водороде в сервисе с большими суточными пробегами.

4. Mercedes-Benz F-Cell

Немецкие инженеры создали водородный автомобиль на базе городского хэтчбека B-Class в 2010 году, позже его немного модернизировали. Изначально максимальный пробег на одной зарядке у машины составлял всего 160 км, а максимальная скорость не превышала 132 км/ч. Со временем мощность двигателя возрастала и достигла максимальных 134 л. с., а на одном баке водорода хэтчбек мог преодолеть 402 км. Автомобили Mercedes-Benz F-Cell выдавались рядовым пользователям в лизинг совершенно бесплатно на 3 месяца, или полгода. Всего с 2002 по 2012 год компания произвела 69 машин, которые до сих пор эксплуатируются в основном в США, Германии, Франции и Японии.

3. Honda FCX Clarity

Полноразмерный седан Honda FCX Clarity официально представили в 2006 году. Производство стартовало в июне 2008-го. Продажи начались в том же году исключительно в Японии. Потребителям в Европе и Америке машина была доступна только через лизинг по цене в 600 долларов за месяц эксплуатации. В эту сумму входила сама аренда авто, цена топлива, парковки и налогов на машину. С 2008 по 2014 год компания сдала в лизинг только в США около 45 автомобилей и по 10 в Европе и Японии. Седан оснащается электромотором мощностью 134 л. с. и крутящим моментом в 256 Нм. Полного бака топлива хватает примерно на 380 км пробега. В 2014 году производство седана свернуто, но топ-менеджеры японского автопроизводителя заявили, что в конце года текущего стоит ждать премьеру нового поколения водородного седана.

2. Hyundai ix35 FCEV

Водородный корейский кроссовер Hyundai ix35 FCEV снискал большую популярность в Штатах. Официально автомобиль представили на международном автосалоне в Сеуле в 2013 году. Электрическая силовая установка мощностью 136 л. с. и с максимальным крутящим моментом в 300 Нм разгоняет машину до 180 км/ч. Полного бака, заправленного водородом под давлением 700 атмосфер, хватит на 600 км пробега. Интересно, что вес топлива в полностью заправленном бензобаке составляет меньше 5,5 кг. Производство машины стартовало в конце 2014 года. Купить водородный Hyundai ix35 FCEV можно в Европе, США и некоторых странах Азии. Цена машины в Корее составляет 144 000 долларов, из которых 50 000 компенсирует государство.

1.Toyota Mirai

Первое место мы отдали самой свежей и на наш взгляд самой далеко идущей разработке – седану Toyota Mirai. Впервые машину представили на Токийском автосалоне 2013. Изначально авто называлось аббревиатурой FCV. Производство машины стартовало в марте 2015 года в Японии. Силовая установка мощностью 154 л. с. может разогнать полноразмерное авто до 175 км/ч. Под днищем автомобиля располагаются 2 топливных бака для хранения водорода. Один баллон находится в передней части автомобиля, а второй находится сзади. Максимальная дальность поездки на одной заправке составляет 650 километров. Базовая стоимость машины – около 70 тыс. долларов, благодаря дотациям в Японии авто обойдется покупателям всего в 30 000 долларов, в США – около 50 000.

После исчерпывания природных запасов нефти, людям придется полностью положиться на альтернативные виды получения энергии. Водородный двигатель, как замена ДВС, работающих на черном золоте, является одной из перспектив будущих десятилетий.

Силовые установки такого типа имеют больший КПД и меньшую степень токсичности выхлопных газов. Впрочем, главное преимущество моторов, работающих на водороде, – неограниченный запас сырья для производства топлива. Вода, именно она может стать основой топлива будущего.

Интерес к использованию водорода появился еще во время топливного кризиса 70-х годов, но первый водородный двигатель был изобретен только в начале XIX столетия. Действительное применение технология получила во время блокады Ленинграда, когда водородом заправляли лебедки аэростатов, транспорт.

Несмотря на очевидные преимущества, знания способов получения водорода и его использования для работы двигателя внутреннего сгорания, существует несколько значительных «но», замедляющих внедрение этой прогрессивной технологии.

Особенности водорода, как топлива для ДВС

  • после сгорания остается только водяной пар;
  • реакция происходит намного быстрей, чем в случаи с бензином либо дизелем;
  • детонационная устойчивость позволяет повысить степень сжатия;
  • благодаря своей летучести, водород способен проникать в самые малые полости, зазоры между деталями (лишь особые сплавы повышенной прочности способны переносить разрушительное воздействия водорода на структуру металла);
  • теплоотдача сгорания водорода в 2,5 раза больше, чем у бензиновой смеси;
  • широкий диапазон реакции. Минимальная пропорция водорода, достаточная для реакции с кислородом, составляет всего 4%. Такая особенность позволяет настраивать режимы работы двигателя, дозируя консистенцию смеси;
  • хранение водорода осуществляется в сжатом или жидком агрегатном состоянии. При пробое бака, газ под давлением испаряется.

Ввиду перечисленных выше особенностей, использования водорода, как чистого топлива для ДВС, невозможно без внедрения изменений конструкции силового агрегата, а также навесного оборудования.

Устройство и принцип работы

Главное отличие двигателей на водороде от привычных нам сейчас бензиновых либо дизельных аналогов заключается в способе подачи и воспламенении рабочей смеси. Принцип преобразования возвратно-поступательных движений КШМ в полезную работу остается неизменным. Ввиду того что горение топлива на основе нефтепродуктов происходит медленно, камера сгорания наполняется топливно-воздушной смесью немного раньше момента поднятия поршня в свое крайнее верхнее положение (ВМТ). Молниеносная скорость реакции водорода позволяет сдвинуть время впрыска к моменту, когда поршень начинает свое возвратное движение к НМТ. При этом давление в топливной системе не обязано быть высоким (4 атм. достаточно).

В идеальных условиях водородный двигатель может иметь систему питания закрытого типа. Процесс смесеобразования происходит без участия атмосферного воздуха. После такта сжатия в камере сгорания остается вода в виде пара, который проходя через радиатор, конденсируется и превращается обратно в Н2О. Такой тип аппаратуры возможен в том случаи, если на автомобиле установлен электролизер, который отделит с полученной воды водород для повторной реакции с кислородом.

На практике такой тип системы осуществить пока что сложно. Для исправной работы и уменьшения силы трения в моторах используется масло, испарения которого являются частью отработанных газов. На современном этапе развития технологий устойчивая работа и беспроблемный запуск двигателя, работающего на гремучем газе, без использования атмосферного воздуха неосуществимы.

Гибридные модели и возможные модификации

Благодаря большому интересу к использованию водорода в качестве топлива для ДВС, гидродвигатели внутреннего сгорания имеют различные модификации и типы исполнения.

Схема устройства гибридного водородного двигателя

Мотор, разработанный В.С. Кащеевым, имеет иное устройство. Помимо впускного клапана (6) для подачи воздуха, выпускного для вывода выхлопных газов (7), ГБЦ имеет отдельный клапан для подачи водорода (9) и свечу зажигания (10), которые находятся в предкамере (8). Последняя расположена в ГБЦ выше уровня поршня в положении НМТ.

После преодоления поршнем НМТ в камеру сгорания подается и воспламеняется водород (предварительно поршень затягивает воздух через впускные клапаны). В это же самое время открываются выпускные клапаны. Из-за разницы атмосферного давления, отработанные газы устремляются в выпускной коллектор, создавая за собой вакуум, который перемещает поршень к ВМТ и за счет импульса обратно в крайнее нижнее положение. Как видим, принцип немного отличается, но суть остается неизменной.

Технология гибридных силовых установок – это промежуточная ступень между началом использования водорода в качестве топлива и полным отказом от использования нефтепродуктов. Автомобили с моторами такого типа могут передвигаться как на бензине, так и на водороде.

Еще более широкого распространения получило применение водорода в качестве компонента топливно-воздушной смеси. Для работы ДВС используется обычное топливо и небольшая часть гремучего газа. Это позволяет повысить степень сжатия, и уменьшить токсичность выхлопных газов.

Одним из возможных путей развития двигателей на водороде является применение силовых установок с топливными элементами. Во время химической реакции водорода и кислорода выделяется энергия, которая используется для питания электродвигателей автомобиля.

Трудности эксплуатации водородных ДВС

Главное препятствие на пути внедрения технологии – это стоимость получения водорода (Н2), а также комплектующих для его хранения и транспортировки. К примеру, для сохранения сжиженного состояния нужно поддерживать стабильную температуру -253º С. Наиболее доступный способ получения Н2 – это электролиз воды. Промышленное снабжение водородом требует больших энергетических затрат. Рентабельным этот процесс сможет сделать ядерная энергетика, которой также пытаются найти рациональную альтернативу. Транспортировка и хранение газа требуют использования дорогостоящих материалов и высококачественных механизмов. К другим недостаткам водородного топлива можно отнести:

  • взрывоопасность. В замкнутом пространстве достаточная для реакции концентрация гремучего газа может спровоцировать взрыв. Усугубить ситуацию способна высокая температура воздуха. Из-за высокой степени диффузности водорода существует риск попадания Н2 в выхлопной коллектор, где реакция с горячими выхлопными газами приведет к возгоранию смеси. Роторный двигатель, ввиду особенностей компоновки, является более предпочтительным для водородного автомобиля;
  • для хранения водорода требуется емкость большого объема, а также специальные системы, препятствующие улетучиванию Н2 и обеспечивающие защиту от механических деформаций. Если для автобусов, грузовиков либо водного транспорта такая особенность не играет большой роли, то легковые автомобили теряют ценные кубометры багажного отделения;
  • в режимах высокотемпературных нагрузок водород способен провоцировать разрушительное воздействие на детали цилиндропоршневой группы и моторное масло. Применение соответствующих сплавов и смазочных материалов ведет к удорожанию производства и эксплуатации двигателей, работающих на водороде.

Перспективы развития

Автомобилестроение – далеко не единственная область, где могут применяться водородные двигатели. Водный, железнодорожный транспорт, авиация, а также различная вспомогательная спецтехника могут использовать силовые установки подобного типа.

Интерес к внедрению технологии водородных двигателей проявляют как дочерние предприятия, так и крупные автоконцерны (BMW, Volskwagen, Toyota, GM, Daimler AG и прочие). Уже сейчас на дорогах можно встретить не только опытные образцы, но и полноценные представители модельного ряда, приводимые в движение с помощью водорода. BMW 750i Hydrogen, Honda FSX, Toyota Mirai и многие другие модели отлично зарекомендовали себя во время дорожных испытаний. К сожалению, высокая стоимость водорода, отсутствие инфраструктуры заправочных станций, а также достаточного количества квалифицированных сотрудников, оборудования для ремонта и обслуживания не позволяют запустить такие автомобили в массовое производство. Оптимизация всего цикла использования гремучего газа являются первоначальной задачей области развития водородной энергетики.

Последний энергетический кризис прокатился по миру в далеком 2008 году, и может показаться, что проблем с количеством нефти уже не возникает: нормы выработки становятся больше, а цена – ниже. Но несмотря на это, никто не может отрицать того, что запасы топлива на планете уменьшаются. Автомобильные концерны оплачивают исследования и разработки альтернативных видов топлива. Двигатель Риваза, работающий на воде, появился еще в начале XIX века. Изобретение было представлено в 1806 году и являлось первым двигателем внутреннего сгорания, обогнав бензиновые и газовые двигатели. Разработчики долгое время пытались продолжить разработку в этом направлении, но для того, чтобы провести электролиз и получить необходимое количество энергии требовалось много электричества, что делало такой вид топлива нерентабельным. В конце концов, это в сочетании с взрывоопасностью и поставило точку на исследованиях.

Возврат к водороду произошел в конце 50-х гг. прошлого века: топливный элемент был установлен на тракторы в США. Через три года – в 1962 году – водородный двигатель появился в маленьких автомобилях для гольфа, еще через пять – в мотоциклах. Водород в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) может использоваться в двух вариантах: как гибридный двигатель и как топливный элемент.

Гибридный водородный двигатель

Гибридный водородный двигатель используется в качестве присадки в двигателях внутреннего сгорания к бензину или газу. При использовании водорода улучшается воспламеняемость топлива, но из-за высокой степени летучести газа повышается риск воспламенения. Но несмотря на этот недостаток, уменьшается коррозия металлов и вибрация. Для применения водорода нет необходимости в устройстве дополнительного топливного бака, водород вырабатывается из дистиллированной воды. При использовании водорода расстояние, которое можно проехать, увеличивается на 30 процентов. Безопасное использование газа возможно при низких температурах до -30⁰С и при относительно высоких до +30⁰С.

Топливный элемент

Двигатели с топливным элементом самостоятельно производят электроэнергию путем расщепления водорода на отрицательные электроны и положительные протоны. Использование таких двигателей приносит пользу при больших объемах, поэтому чаще всего применяются в большегрузах. На данный момент в Дании, США и Японии тестируют железнодорожные составы, которые работают на двигателях с топливным элементом. Это перспективный путь развития альтернативного топлива, потому что расход водорода меньше расхода бензина на единицу расстояния.

Еще одним направлением для разработки таких двигателей является авиация. В самолете ТУ-154 как раз таки и использовался такой топливный элемент, конечно же, после распада СССР все разработки в этом направлении были заморожены. Тем не менее над проектом пассажирского самолета, который будет работать на водороде, работают ученые Европейского Союза и Китая. Для того чтобы двигатель мог работать, такой самолет должен развить гиперскорость, что будет возможно сделать только при наличии дополнительного двигателя. Преимущества ДВС на водороде связаны с его воздействием на окружающую среду и высоким КПД.

Высокий уровень экологичности

Конечно, невысокая степень загрязнения присутствует, но из-за наличия в механизме автомобиля масла. Даже при добавлении водорода в обычное топливо производительность повышается на 20%. На 5 кг водородного топлива автомобиль проезжает до 500 км. Ученые считают водород единственным возобновляемым источником энергии.

При его неоспоримых преимуществах на сегодняшний день недостатков намного больше, которые в основном связаны с конструктивом двигателя:

  • Летучесть водорода. Заправить автомобиль с ДВС на водороде возможно только на заправке. Дозаправиться от другого автомобиля или из канистры по дороге не получится.
  • Взрывоопасность и пожароопасность. Всем известна катастрофа дирижабля «Гинденбург», который от одной искры загорелся в полете: из 97 человек, находящихся на борту, погибла треть.
  • Высокая стоимость топливных элементов и водородного двигателя, что, в свою очередь, увеличивает стоимость автомобиля. Аналог с водородным двигателем стоит в два раза дороже. Автомобиль на базе водородного двигателя обслуживать в 100 раз дороже, чем обычный двигатель.
  • Водородный двигатель занимает большой объем. В грузовиках и автобусах это не создает никаких неудобств, но в легковых автомобилях уменьшается объем багажного отделения.

Водородный двигатель – это не фантастика. Например, Honda, Toyota и Hyndai наладили линию по производству автомобилей с двигателями на базе водорода и плотно оккупировали рынок: Toyota Mirai (2015), Honda FCX Clarity (2008), Hyundai ix35 Fuel Cell. В середине декабря прошлого года Audi объявило о своем решении выпустить новый концепт на водороде – Q6 H-Tron.

Несмотря на все недостатки, водород – это единственный возобновляемый и неограниченный ресурс на планете. Для того чтобы автомобили с таким ДВС получили широкое распространение, ученым и разработчикам надо будет решить, как устранить негативные характеристики и уменьшить стоимость механизма, а государствам наладить инфраструктуру, чтобы машины на водороде перестали быть редкостью на дорогах.

И снова перевод, на этот раз статьи: тестирование дистрибутивов Linux для планшета с ресурса techradar .

В наши дни рынок устройств персональных компьютеров стремительно выходят основанные на Windows планшеты. Они имеют сенсорный экран, но в то же время могут быть очень просто превращены в устройство 2 в одном с помощью подключения мыши и клавиатуры. Это позволит использовать планшет в качестве ноутбука с сенсорным экраном.

Большинство современных гибридных планшетов основаны на чипсетах от Интел - Bay Trail Atom. Здесь используется процессор x86, конечно он серьезно отстает от топовых Core i5, i7 и даже i3. Но тем не менее их мощности хватает для нормально работы предустановленной там Windows 10. Поэтому ничего не мешает установить Linux на планшет х86.

Но где же планшеты с операционной системой Linux? Существует огромный дефицит на рынке таких устройств, и пока мы ждем его заполнения, можем взять планшет Bay Trail и установить на него Linux для планшета. В конце-концов, учитывая, что это планшет архитектуры х86, то мы можем установить на него что угодно. Но на самом деле подойдет далеко не любой дистрибутив.

В тестировании принимал участие планшет за $200 Linx 1010 Windows 10, с подключенной клавиатурой. Он работает на четырехъядерном процессоре Atom Z3735F и имеет 2 Гб оперативной памяти и разрешение экрана 1280 х 800 с 10,1 дюймовый WXGA емкостный экран, видеокарту седьмого поколения Intel HD, а также 32 ГБ встроенной памяти.

Устройство поддерживает технологии Bluetooth, Wifi, встроены две камеры, два USB порта и слот MicroSD. Кроме того, есть акселерометр, который позволяет определять повороты устройства.

Цель - найти дистрибутив Linux для планшета, который сможет использовать все основные функции этого планшета: графика, звук, Wifi, управление питанием, сенсорный экран. Но тут же кроется одна загвоздка - это поколение планшетов с 64 битным процессором и 32 битным EFI. Но большинство 32-битных дистрибутивов не поддерживают EFI, 64 битные используют только 64-битные EFI.

Но решение этой проблемы было найдено в виде файла bootia32.efi от Джона Уэллса. Его достаточно скопировать в папку BOOT. На поддерживаемых устройствах вы получите полностью рабочее меню Grub. Для двоих дистрибутивов не понадобился даже этот обходной путь, они отлично установились и работали. Обратите внимание, перед тем, как что-то делать следует сделать полную резервную копию планшета, иначе вы не сможете вернутся к Windows 10. А теперь давайте перейдем к списку.

Ubuntu 14.04.3 LTS

Скачать LTS релиз Ubuntu для планшета в сети не так то просто, но в конце-концов были найдены индивидуальные сборки от Яна Моррисона для настольных компьютеров на базе Z3735F. Был загружен ISO и записан с помощью Unetbootin на USB флешку. Затем была выполнена загрузка в Live режиме.

Сначала пришлось открыть Настройки -> Экран и повернуть Дисплей на 90 градусов по часовой стрелке, чтобы переключить его в ландшафтный режим. В системе не было звука, и поддержки касаний, но работал Wifi.

Устанавливать систему пришлось очень аккуратно, диск разбивался вручную, чтобы оставить оригинальный загрузочный раздел EFI без изменений и выбрать Winidows Boot Loader для установки загрузчика.

После того как установка была завершена, пришлось установить 32-битную версию Grub с помощью скрипта от Моррисона., прежде чем получилось успешно перезагрузиться в установленную Ubuntu. Другие пользователи использовали этот патч также и в других системах, например Linux Mint.

Затем система была обновлена и установлен патч dsdt, но звук и сенсорный экран по прежнему не работали. Ubuntu работала только от батареи, но это проблема всех дистрибутивов в этом тесте, а также не было контроля над яркостью экрана.

При обновлении ядра до 4.4.3 был получен полностью рабочий сенсорный экран, но и ухудшена стабильность работы Wifi, интернет удалось настроить только с помощью внешнего wifi адаптера. Возможно, в следующих версиях ядра проблема будет исправлена в linux для планшета.

Debian 8.3 (Jessie)

В Debian нет поддержки запуска в режиме Live системы, но зато установочные образы отлично работают как с 32-битным, так и 64-битным EFI. Достаточно было скачать образ и записать его на флешку.

В установщике нет поддержки сенсорного ввода, поэтому вам понадобится внешняя клавиатура, а также несвободный файл rt2860.bin, чтобы заставить работать Wifi адаптер.

Но после установки пакета с прошивкой, wifi адаптер был обнаружен автоматически. Остальная часть установки прошла без проблем. Диск был разбит вручную, чтобы сохранить оригинальный загрузочный раздел Windows.

Использовалось окружение рабочего стола Gnome, установка Grub прошла без проблем. Осталось перезагрузиться и использовать полностью готовую к работе систему.

Опять пришлось поворачивать экран на 90 градусов и, к сожалению, поддержка оборудования оказалась минимальной - ни сенсорный экран, ни wifi, ни звук, на работали. Обновление ядра до версии 4.2 ничего не дало.

Оценка: 7 из 10

Fedora

Дистрибутив Fedora тестировался в виде редакции Fedlet. Результаты были аналогичны тем, что и в Debian, базовая функциональность была, но ни поддержки сенсорного ввода ни звука, ни управления питанием и яркостью дисплея не было. Встроенный Wifi адаптер тоже не работал.

Fedlet использует оболочку рабочего стола Gnome, и это заметно сказалось на производительности, система оказалась гораздо менее отзывчивой, чем ubuntu или Debian.

Оценка: 6 из 10

Arch Linux

В эксперименте с Arch Linux участвовала специальная версия, поддерживающая работу с wifi и 32 битный EFI от WatchMySys. Программа работала но поначалу попросту зависала в меню Grub. Работать с клавиатурой приходилось с зажатой клавишей Fn, но после загрузки в консоль клавиша Fn уже работала нормально. Wifi адаптер в системе определился и работал нормально.

Но здесь важно заметить, что ArchLinux система не для новичнов и придется очень много работать в командной строке, а это занятие не очень удобное для планшетов.

Оценка: 6 из 10

Porteus

Перед тем как попробовать этот дистрибутив было предпринято ряд безуспешных попыток установить другие. Это дистрибутив предназначенный для запуска с внешних носителей, таких как USB флешки, что делает его отличным выбором для тех кто хочет попробовать Linux на планшете не влияя на установку Windows.

На странице загрузки можно выбрать версию с поддержкой 64-битного процессора и UEFI. В качестве окружения было выбрано легкое LXqt. Размер образа составил 500 мегабайт. Но пришлось скопировать файл bootia32.efi в папку /EFI/BOOT, собственно как и во многих других дистрибутивах.

Повернуть экран в настройках не получилось, потому что там попросту нет такого пункта, поэтому пришлось использовать команду:

xrandr --output UNKNOWN1 --rotate right

К сожалению опять не работал сенсорный экран, а также, как и раньше, не работал звук и встроенный Wifi.

Оценка: 5 из 10

Выводы

Поддержка дешевых планшетов на Windows 10 все еще очень плохая на данный момент, но ситуация улучшается. Проблема остается, но небольшое количество людей используют эти планшеты, поэтому разработка ведется очень медленно.

Было протестировано большое количество дистрибутивов, с переменным успехом. Некоторые из них не поддерживали 32 битные UEFI, другие не могли загрузить Grub, чтобы продолжить загрузку системы.

Осложняет установку то, что Debian и Ubuntu специально ориентированы для планшетов и были успешно установлены. Но с другими дистрибутивами ситуация обстоит намного иначе.

Тем не менее большие надежды возлагаются на Ubuntu, мы выбрали ее нашим победителем. Здесь по крайней мере работал сенсорный экран, и будем надеяться в будущем другие проблемы тоже будут исправлены.

Планшет - очень удобная вещь. Вы можете легко взять его с собой в дорогу, удобно использовать в различных местах и даже в общественном транспорте. В то же время у планшетов, как правило, экран намного больше чем у смартфонов и характеристики оборудования чуть-чуть лучше, поэтому кроме серфинга в интернете, планшеты уже позволяют делать более серьезные вещи. Например, писать код программ, компилировать и проверять свои программы и многое другое.

Большинство планшетов на данный момент поставляются с операционной системой Android, есть и планшеты с Windows, но планшеты на Linux встречаются очень редко. С появлением Ubuntu Touch положение в этой сфере немного улучшилось, но все еще остается не настолько хорошим как хотелось бы.

В этой статье мы рассмотрим как выбрать планшет для Linux. Вообще говоря, Linux на планшетах не очень хорошая идея. Во-первых потому что если на ноутбуках возникают проблемы с оборудованием, то с планшетами нужно быть еще аккуратнее. Во-вторых Android специально разработана для планшетов, она полностью поддерживает все их функции и с ней удобно работать, Windows тоже имеет свою версию для планшетов. В то же время интерфейс обычного Linux может быть не полностью приспособлен для использования сенсорных экранов, а приложения не смогут правильно обрабатывать касания и жесты без дополнительных танцев с бубном. Разумеется, за исключением Ubuntu Touch. Но если это все вас не останавливает, эта статья для вас. Дальше мы рассмотрим как выбрать планшет для Linux и вообще какие они бывают.

Естественно, лучшим планшет для линукс будет планшет, поставляемый с Ubuntu Phone или тот который официально поддерживается этой системой. Это гарантирует что все оборудование будет совместимо и все будет работать правильно. Но таких планшетов очень немного и стоят они достаточно дорого.

Планшеты с Ubuntu Phone

На данный момент он всего один. Это BQ Aquaris M10. У компании BQ уже есть два смартфона с Ubuntu Touch, а теперь она замахнулась на создание планшета. Он поступил в продажу этой весной и уже доступен по цене $ 400. Давайте пока рассмотрим его характеристики:

  • Экран 10,1 дюйм с поддержкой мультитач
  • Процессор: MediaTek Quad Core MT8163A 1.5GHz
  • Батарея: 7280mAh
  • Full HD (1080p) камера для записи видео в высоком качестве
  • ОЗУ: 2 Гб
  • Встроенная память 16 Гб
  • Поддержка MicroSD до 64 Гб
  • Основная камера 8 мегапикселей с поддержкой автофокуса
  • Фронтальная камера: 5 мегапикселей
  • Фронтальный микрофон
  • Разъем HDMI
  • Габариты: 246х171х8.2 мм
  • Вес: 470 г.

Как заявляют разработчики, Ubuntu Phone позволит запускать обычные программы Linux. Этот планшет будет идеальным решением для тех кто хочет планшет с полноценным Linux и сможет потянуть его цену.

Планшеты официально поддерживаемые Ubuntu Phone

Планшет с предустановленной Ubuntu Phone, это очень хорошо, но он только один и не все могут позволить его себе по цене. Поэтому вернемся к реальности и рассмотрим как какие планшеты без проблем может быть установлена эта операционная система.

Ubuntu Phone официально поддерживает несколько устройства из линейки Google Nexus и еще несколько производителей. Вот они:

  • Nexus 10
  • Google (ASUS) Nexus 7

Возможно в будущем количество планшетов поддерживаемых Ubuntu будет увеличиваться. Список планшетов и смартфонов вы можете найти на официальном сайте .

Планшеты поддерживаемые сообществом

Кроме официально поддерживаемых Canonical планшетов, Ubuntu Phone была портирована на несколько других устройств сообществом. Вот эти устройства:

  • Asus Transformer Infinity
  • Asus Transformer
  • Asus Transformer Pad TF300T
  • Samsung Galaxy Note 10.1
  • Sony Xperia Tablet Z
  • Dell Streak 7
  • HP Touchpad
  • Toshiba Thrive
  • Toshiba AC100
  • Aionol Novo7 Venus
  • Samsung Galaxy Tab2

Возможно со временем будут появляться другие устройства, поддерживающие Ubuntu. Наблюдать за процессом портирования Ubuntu Phone для планшетов и Android устройств, можно в соответствующей ветке форума XDA . Если вы знаете другие планшеты, на которых хорошо работает Ubuntu Phone, напишите в комментариях.

х86 планшеты для Linux

Третий и самый распространенный способ получить планшет с linux - это покупка Windows планшетов для Linux. По сути, Linux можно установить на любой планшет с процессором архитектуры x86. Обычно на таких планшетах установлена операционная система Windows.

Здесь вы вольны в выборе, можете устанавливать любой дистрибутив, не только Ubuntu, также можете поставить две системы сразу Windows и Linux. Но здесь есть пару НО. Во-первых, неизвестно насколько хорошо будет поддерживаться х86 планшет операционной системой. Проблемы с оборудованием никто не отменял. Второе вам может не понравиться внешний вид планшета и его характеристики, поскольку такие планшеты уже старые, а большинство новых уже работают на процессорах ARM. И вы же понимаете что интерфейс обычного Linux, мягко говоря, не очень готов для использования на планшетах.

Перед тем как остановится на той или иной модели пройдитесь по форумах, поищите в Google "модель планшета linux" и что-то в этом роде, чтобы посмотреть не пытался ли кто уже установить Linux на эту модель планшета, и не возникают ли проблемы с установкой и поддержкой драйверов. Скорее всего, что большинство планшетов будут отсеяны из-за проблем с совместимостью оборудования. Это не самый лучший способ получить планшет для линукс.

ARM планшеты для Linux

Это еще один вариант использования Linux на планшете. Оказывается, обычный Linux можно установить и на процессоры ARM. Здесь нет ничего странного и в теории все должно работать, ведь ядро Android это Linux. Таким образом, если правильно портировать драйвера, то можно запустить Linux на любом ARM планшете или смартфоне. Но на практике все не так просто, не все разработчики публикуют исходники своих драйверов и прошивок и это один из главных препятствующих факторов. Второй фактор - это то что не многим людям это нужно и еще меньшее их количество могут это сделать.

Еще одним минусом можно назвать то что вы сможете установить не все дистрибутивы, а только те, что поддерживают ARM и доступен будет только портированый для ARM софт, а это еще сильнее усложняет ситуацию.

В остальном же используйте поиск Google чтобы понять можно ли поставить Linux на выбранный планшет. Таких устройств не так уж много, но в сети есть пару толковых инструкций. Например, вот эта . Но не забывайте что здесь вы поймаете еще больше проблем с поддержкой оборудования, чем на x86 планшетах. Причем не какой-то там периферии вроде камеры или bluetooth, а даже сенсорного экрана. Так что linux arm планшет, это совсем плохая идея.

Выводы

Как видите из этой статьи, планшеты на Linux существуют и ими в принципе можно пользоваться. Но это все еще редкое и сложное явление. Самый простой и надежный способ - это Ubuntu Phone, здесь и интерфейс приспособленный, и аппаратное обеспечение поддерживается. Второй, и более-менее надежный способ - установка Linux на x86 планшет. Ну а ставить Linux на планшет ARM я вообще не рекомендовал бы, дело это сложное, нет гарантий что все будет работать так как нужно. А что вы думаете обо всем этом? Стоит ли использовать LInux на планшете? У вас есть планшет с Linux? Напишите в комментариях!