Структура графических интерфейсов. Пример простой программы с графическим интерфейсом Структура простейшей windows программы с графическим интерфейсом

| Системная среда Windows

Урок 17
Системная среда Windows

14.5. Графический интерфейс и его объекты

Изучив эту тему, вы узнаете:

Назначение и особенности системной среды Windows;
- что такое файл, параметры файла и действия над ним;
- что такое папка, параметры папки и действия над ней;
- какова роль программы Проводник;
- особенности графического интерфейса в среде Windows;
- роль приложений и документов в среде Windows;
- что такое буфер обмена и его назначение;
- что такое технология OLE и ее основные понятия.







Понятие графического интерфейса

Термин «интерфейс» широко используется в областях, где человеку приходится иметь дело с обработкой информации на компьютере.

Существуют различные интерфейсы: интерфейс ввода-вывода, интерфейс пользователя, внешний или внутренний интерфейс, интеллектуальный интерфейс, человеко-машинный интерфейс, программный интерфейс и еще несколько десятков всевозможных интерфейсов.

Интерфейс - совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимодействие устройств, программ и человека.

Знакомясь со средой Windows, вы в первую очередь интересуетесь теми средствами и правилами, которые позволят пользователю управлять работой компьютера. Интерфейс, организующий взаимодействие пользователя и компьютера, получил название пользовательского.

Пользовательский интерфейс - комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие пользователя и компьютера.

В среде Windows программы организуют для человека «дружественный», удобный для пользователя интерфейс. Достигается это благодаря широкому применению графических средств: рисунков, специальных значков, цветового оформления, оригинального дизайна экрана и др. Подобный пользовательский интерфейс стал называться графическим интерфейсом. 

Графический интерфейс-пользовательский интерфейс, в котором для взаимодействия человека и компьютера применяются графические средства.

Роль и структура окон

Основу графического интерфейса Windows составляет хорошо организованная система окон. В окнах ведется диалог пользователя с компьютером, раскрываются приложения и документы (см. п. 14.6).

Окно - обрамленная часть экрана, в которой отображается приложение, документ или сообщение.

Окно является активным (текущим), если с ним в данный момент работает пользователь. В противном случае окно будет пассивным.

Окна отличаются друг от друга , но все они имеют общие элементы. Окно можно рассматривать как объект системной среды Windows, который, в свою очередь, состоит из более простых, элементарных объектов. Разные сочетания этих элементов определяют многообразие окон.

В одних окнах присутствует большинство стандартных элементов, в других - лишь ограниченный набор. Над объектом «Окно» можно выполнить ряд действий: открыть, закрыть, свернуть, переместить, изменить размер .

На примере окна, изображенного на рисунке 14.4, рассмотрим стандартный набор элементов, которые могут встретиться в любом окне.

1. Граница окна - линия, которая его обрамляет. При подведении указателя мыши к границе окна он превращается в двухстороннюю стрелку. Это указывает на возможность изменить размеры окна. Надо нажать левую кнопку мыши и переместить границу в сторону.

2. Строка заголовка - строка, в которой выводится имя приложения или документа. Если эта строка выделяется цветом, то данное окно активно, если нет - пассивно. Активное окно можно переместить, установив указатель мыши на строке заголовка, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетащить мышь вместе с окном в другое место.

Рис. 14.4. Стандартный набор элементов окна

3. В правом верхнем углу расположены кнопки управления окном:

4. Кнопка в левом верхнем углу окна вызывает системное меню , которое содержит стандартный набор команд управления окном: восстановить, переместить, свернуть, развернуть, изменить размер, закрыть.

5. В рабочем поле окна размещаются другие окна или результат работы пользователя.

6. Строка основного меню содержит имена меню . Щелчок на имени вызывает появление соответствующего меню с перечнем команд. Работа в большинстве программ основана на выборе команд в этом меню. Например, меню Файл содержит команды для работы с файлами: создать, открыть, закрыть, сохранить.

7. Панель инструментов представляет собой набор командных кнопок для быстрого выбора команд мышью. Кнопки дублируют выполнение часто используемых команд.

8. Строка состояния отображает информацию о режимах работы приложения или о состоянии объектов окна.

Таблица 14.5. Команды для управления вертикальной полосой прокрутки

9. Полосы прокрутки по вертикали и горизонтали используются для просмотра содержимого окна, если вся информация не помещается в видимой части рабочего поля. Полоса прокрутки состоит из трех элементов: кнопок со стрелками на концах полосы, ползунка и полей выше/ниже либо правее/левее ползунка. Действия с полосами прокрутки выполняются при помощи мыши. В таблице 14.5 приведены команды для вертикальной полосы прокрутки. Аналогично будут выполняться команды для горизонтальной полосы.

Среди многообразия окон выделим три основных вида в зависимости от назначения окна: окно диалога, окно приложения и окно документа1. Рассмотрим их.

Окно диалога сообщает пользователю определенную информацию и предлагает ввести параметры, уточняющие выбранное действие (рисунок 14.5).

Рис. 14.5. Окно диалога

Для ввода параметров используются разнообразные элементы управления:

1. Вкладки - окна диалога, расположенные одно под другим, так что видны только их корешки. Выбрать любую вкладку можно щелчком мыши на корешке.

2. Командные кнопки имеют прямоугольную форму и служат для выполнения написанных на них команд. Выполнить команду можно щелчком мыши на кнопке.

3. Кнопки переключателя служат для установки одного значения параметра из нескольких предложенных. Эти кнопки изображаются в виде кружков. Признаком выбора значения параметра служит появление точки внутри кружка после щелчка на нем мышью.

4. Флажки предназначены для включения и выключения режимов. Флажки имеют форму квадратиков и при включении помечаются крестиком или галочкой (на рисунке 14.5 флажки отсутствуют).

5. Раскрывающийся список служит для выбора одной записи из предлагаемого перечня.

6. Текстовое поле служит для ввода текста или числовых данных. Иногда текстовое поле совмещается с другим элементом управления - со счетчиком (как на рисунке 14.5), позволяющим вводить числа непосредственно или изменять значения с определенным шагом как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

7. В окне предварительного просмотра отображается вид объекта, оформленный в соответствии с установленными параметрами.

Рис. 14.6. Окно приложения

Рис. 14.7. Окна документов в окне приложения

Окно приложения (рисунок 14.6) является интерфейсом конкретной программы.

Окно документа предназначено для отображения документа, открытого в приложении. Оно находится внутри окна приложения (рисунок 14.7).

Рабочий стол

Хорошо организованный рабочий стол - залог успеха в любом деле . Писателю, ученому или ученику необходим письменный стол с удобно расположенными письменными принадлежностями. Хозяйке на кухне нужен кухонный стол, где под руками столовые приборы, специи, посуда. Столяру не обойтись без верстака с набором столярных инструментов. На рабочем столе должны лежать предметы, необходимые для работы. Как рубанок или стамеска неуместны на кухонном столе, так и терка - на верстаке у столяра, а отвертка - на столе руководителя в офисе. На рабочем столе очень важен порядок.

Windows может быть настроена как угодно, и ниже будет описана стандартная конфигурация, предложенная разработчиками и задаваемая на компьютере по умолчанию.

В системной среде Windows пользовательский интерфейс реализован с помощью графического объекта Рабочий стол . Он представляет собой изображение на экране монитора, которое появляется после загрузки Windows. Рабочий стол Windows предназначен для работы пользователя на компьютере, поэтому на нем расположены необходимые для этой работы объекты. Среди них обязательными являются Мой компьютер и Корзина (рисунок 14.8).

Мой компьютер позволяет пользователю получить доступ ко всем папкам и файлам, к различным устройствам компьютера и к их настройке.

Корзина предназначена для временного хранения удаленных папок и файлов подобно корзине для бумаг у рабочего стола. В нее можно выбрасывать ненужные бумаги, документы. Пока корзину не очистили, еще есть возможность вернуть то, что было удалено по ошибке. 

Рис. 14.8. Рабочий стол

Вдоль нижней кромки экрана тянется строка - это Панель задач , которая тоже является объектом Рабочего стола . Она похожа на приборную панель в автомобиле - с ее помощью можно управлять программной средой Windows и следить за ее состоянием. Название любой запущенной задачи появляется в этой строке.

Справа на Панели задач расположены часы и календарь . Часы всегда видны на экране, а сообщение о дате и дне недели появляется при подведении указателя мыши к часам.

Рядом с часами находится индикатор клавиатуры , который показывает, в каком состоянии она находится: в режиме ввода русских (Ru) или английских (En) букв. Если выполнить щелчок левой кнопкой мыши на индикаторе, то появится меню, позволяющее установить желаемый режим клавиатуры. 

Практически всегда работа в Windows начинается с кнопки Пуск , расположенной слева на Панели задач. Она предназначена для раскрытия Главного меню, которое позволяет запустить любое приложение. Каждый пункт меню содержит свой значок и имя. Некоторые пункты меню сопровождаются значком стрелки. Это говорит о том, что данный пункт содержит вложенное меню (подменю).

Параметрами Рабочего стола как объекта Windows являются: фон, заставка, оформление и другие . Изменяя параметры Рабочего стола, вы можете выбрать его дизайн по своему вкусу.

Практикум

Освоение системной среды Windows XP

Запуск программ (приложений)

Запускать приложения из меню Пуск ;
- запускать приложения из программы Проводник ;
- запускать приложения из системной папки Мой компьютер .

Задание 1.24

1. Запустите из меню Пуск графический редактор Paint .

2. Запустите из меню Пуск программу Калькулятор .

3. Создайте на диске С: папку Игры и скопируйте в нее несколько программ, например игру Сапер и программу Блокнот .

4. Из программы Проводник запустите игру Сапер и программу Блокнот , находящиеся в папке Игры .

5. Из папки МОЙ компьютер запустите любую программу, находящуюся в папке Игры.

6. Завершите работу в среде Windows и выключите компьютер.

Технология работы

1. Запустите графический редактор Paint из меню Пуск :

Щелкните на кнопке Пуск на панели задач;
выберите щелчком мыши пункт меню Все программы - откроется вложенное меню (подменю) со списком установленных на компьютере программ;
щелчком мыши выберите в подменю пункт Стандартные - откроется вложенное меню со списком стандартных программ Windows ;
щелкните левой кнопкой мыши на строке с названием графического редактора Paint (рис. 1.8);


закройте программу Paint , используя команду Файл Выход .

2. Запустите Калькулятор из меню Пуск:

Щелкните на кнопке Пуск на панели задач;
выберите щелчком мыши пункт меню Все программы;
выберите в подменю пункт Стандартные;
щелкните левой кнопкой мыши на строке с названием программы Калькулятор;
закройте программу Калькулятор с помощью кнопки управления окном Закрыть.

Последовательность команд, выбираемых одна за другой во вложенных меню, принято обозначать стрелками, например: Все программы Стандартные Калькулятор.

3. Создайте на диске С: папку Игры, воспользовавшись технологией, описанной в теме 1.2 (задание 1.8), и скопируйте в нее несколько программ, например игру Сапер (файл winmine.exe) и программу Блокнот (файл notepad.exe) из папки C:\Windows\ System32.

4. С помощью программы Проводник запустите игру Сапер из папки Игры (рис. 1.9):

Щелкните на кнопке Пуск на панели задач;
запустите Проводник , выбрав в меню команду Все программы Стандартные Проводник;
найдите на диске С: папку Игры и откройте ее щелчком мыши;
запустите игру Сапер двойным щелчком на значке исполняемого файла winmine.exe;
закройте программу командой меню Игра Закрыть .

Рис. 1.9. Запуск приложения из программы Проводник

5. Запустите программу Блокнот, находящуюся в папке Игры, используя системную папку Мой компьютер:

Дважды щелкните на значке Мой компьютер на Рабочем столе ;
выберите в списке папок и устройств локальный диск С: ;
найдите и откройте на диске С: папку Игры ;
запустите приложение Блокнот двойным щелчком на значке исполняемого файла notepad.exe;
закройте программу Блокнот , щелкнув на кнопке управления окном Закрыть .

6. Завершите работу в среде Windows и выключите компьютер:

Щелкните на кнопке Пуск на панели задач;
выберите в нижней части меню кнопку Выключение ;
в открывшемся окне выберите команду Выключение .

Задание 1.25.

Скопируйте программу Калькулятор (calc.exe) из папки C:\Windows\System32 в папку Игры и запустите ее разными способами:

Из меню Пуск;
из программы Проводник;
из системной папки Мой компьютер.

Задание 1.26.

Перезагрузите компьютер, используя команду меню Пуск Выключение и .

Задание 1.27.

Завершите работу в среде Windows и выключите компьютер .

Работа в Windows как в многозадачной среде

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

Работать в программе Калькулятор;
- работать в текстовом редакторе Word Pad;
- переключаться между приложениями.

Задание 1.28

Запустите программу Калькулятор и вычислите количество минут в году.

Программа Калькулятор позволяет выполнять как простые арифметические вычисления, так и более сложные инженерные и статистические расчеты. В первом случае используется обычный интерфейс (вид) программы, во втором - инженерный.

Рассмотрите обычный интерфейс программы Калькулятор (рис. 1.10). Работа с программой происходит так же, как и при использовании обычного карманного калькулятора. Ввод чисел, операций и команд осуществляется с помощью мыши или с клавиатуры.


- При вводе чисел и операций с клавиатуры нажимайте соответствующие цифровые клавиши или знаки операций.
- При вводе информации с помощью мыши указывайте цифру или действие щелчком на соответствующей кнопке в окне программы.
- Для получения результата нажмите кнопку со знаком равенства или клавишу Enter .

Технология работы

1. Запустите программу Калькулятор , выбрав в меню Пуск команду Все программы Стандартные Калькулятор . 

2. Выберите команду меню Вид Обычный .

3. Вычислите с помощью Калькулятора количество минут в году, перемножив количество суток в году, количество часов в сутках и количество минут в часе:

Введите с помощью мыши число 365, щелкнув в окне Калькулятора на кнопках с цифрами 3, 6 и 5, - число 365 появится в строке ввода;
- введите с помощью мыши знак умножения, щелкнув на кнопке с символом х;
- введите с клавиатуры число 24;
- введите знак умножения, нажав на клавиатуре сочетание клавиш Shift+8 (сначала клавишу Shift и затем, не отпуская ее, клавишу 8);
- введите число 60 с клавиатуры или при помощи мыши;
- введите знак равенства, щелкнув мышью на кнопке со знаком =, и прочитайте результат вычислений в строке ввода.

4. Закройте программу Калькулятор щелчком на кнопке управления окном Закрыть .

Задание 1.29

Запустите текстовый редактор WordPad, создайте и сохраните документ с именем Haбop.txt.

Программа WordPad предназначена для создания, редактирования и печати текстов. Она не обеспечивает поддержки таких функций, как проверка орфографии, автоматическая расстановка переносов в словах, использование словаря синонимов, вставка таблиц, но ее возможностей достаточно для создания текстового документа с простым форматированием.

Окно текстового редактора WordPad представлено на рис. 1.11, назначение пунктов меню приведено в табл. 1.2.

При подготовке текстового документа выполняются следующие шаги:

♦ ввод текста;
♦ редактирование текста (исправление ошибок);
♦ форматирование текста;
♦ сохранение документа.

Правила ввода текста

♦ Для ввода заглавных (прописных) букв нажмите клавишу с буквой, удерживая нажатой клавишу Shift .
♦ Для создания нового абзаца установите текстовый курсор в конец текущего абзаца и нажмите клавишу Enter .
♦ Для создания пустой строки установите текстовый курсор в конец текущего абзаца и нажмите клавишу Enter два раза .
♦ Чтобы удалить символ слева от курсора (перед курсором), нажмите клавишу Backspace .
♦ Чтобы удалить символ справа от курсора (после курсора), нажмите клавишу Delete .

Технология работы

1. Создайте на диске С: папку WordPad.

2. Запустите программу WordPad, выбрав в меню Пуск команду Все программы Стандартные WordPad.

3. Создайте текстовый документ по образцу на рис. 1.12.

4. Сохраните документ:

Выберите в меню команду Файл Сохранить как ;
в открывшемся окне выберите папку WordPad ;
в поле Имя файла введите Набор ;
в поле Тип файла выберите значение Текстовый документ ;
нажмите кнопку ОК ;
закройте программу WordPad .

Задание 1.30

Выполните переключение между несколькими запущенными приложениями.

Технология работы

1. Запустите программы Калькулятор, WordPad, Paint ; каждая из программ будет запущена в своем окне. 

2. Выполните переключение между задачами , щелкая мышью на любом видимом участке окна программы.

3. Выполните переключение между задачами , щелкая мышью на значке программы на панели задач.

4. Выполните переключение между задачами , используя комбинацию клавиш Alt+Tab:

Нажмите на клавиатуре клавишу Alt и, не отпуская ее, нажмите клавишу Tab - появится окно, в котором значками будут обозначены все запущенные программы, причем один из значков будет выделен рамкой;
нажимайте клавишу Tab , пока значок программы, в которую вам надо переключиться, не окажется обведенным рамкой;
отпустите клавишу Alt .

5. Закройте все запущенные вами программы.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.31.

Запустите программу Калькулятор и вычислите количество часов и минут в одном столетии.

Задание 1.32.

Запустите программу Калькулятор и вычислите площадь вашей квартиры.

Задание 1.33.

Запустите программу WordPad и напишите в ней письмо своему другу; сохраните созданный файл. Задание 1.34. Осуществите переключение между запущенными приложениями всеми известными вам способами.

интерфейс , событийно-ориентирована . Она ждет от интерфейса событий, которые и обрабатывает сообразно своему внутреннему состоянию.

Эти события возникают в элементах графического интерфейса (виджетах) и обрабатываются прикрепленными к этим виджетам обработчиками. Сами виджеты имеют многочисленные свойства (цвет, размер, расположение), выстраиваются в иерархию принадлежности (один виджет может быть хозяином другого), имеют методы для доступа к своему состоянию.

Расположением виджетов (внутри других виджетов) ведают так называемые менеджеры расположения . Виджет устанавливается на место по правилам менеджера расположения. Эти правила могут определять не только координаты виджета, но и его размеры. В Tk имеются три типа менеджеров расположения: простой упаковщик (pack), сетка ( grid ) и произвольное расположение (place).

Но этого для работы графической программы недостаточно. Дело в том, что некоторые виджеты в графической программе должны быть взаимосвязаны определенным образом. Например, полоска прокрутки может быть взаимосвязана с текстовым виджетом: при использовании полоски текст в виджете должен двигаться, и наоборот, при перемещении по тексту полоска должна показывать текущее положение. Для связи между виджетами в Tk используются переменные, через которые виджеты и передают друг другу параметры.

Классы виджетов

Для построения графического интерфейса в библиотеке Tk отобраны следующие классы виджетов (в алфавитном порядке):

  • Button (Кнопка) Простая кнопка для вызова некоторых действий (выполнения определенной команды).
  • Canvas (Рисунок) Основа для вывода графических примитивов.
  • Checkbutton (Флажок) Кнопка, которая умеет переключаться между двумя состояниями при нажатии на нее.
  • Entry (Поле ввода) Горизонтальное поле, в которое можно ввести строку текста.
  • Frame (Рамка) Виджет, который содержит в себе другие визуальные компоненты.
  • Label (Надпись) Виджет может показывать текст или графическое изображение.
  • Listbox (Список) Прямоугольная рамка со списком, из которого пользователь может выделить один или несколько элементов.
  • Menu (Меню) Элемент, с помощью которого можно создавать всплывающие (popup) и ниспадающие (pulldown) меню.
  • Menubutton (Кнопка-меню) Кнопка с ниспадающим меню.
  • Message (Сообщение) Аналогично надписи, но позволяет заворачивать длинные строки и менять размер по требованию менеджера расположения.
  • Radiobutton (Селекторная кнопка) Кнопка для представления одного из альтернативных значений. Такие кнопки, как правило, действует в группе. При нажатии на одну из них кнопка группы, выбранная ранее, "отскакивает".
  • Scale (Шкала) Служит для задания числового значения путем перемещения движка в определенном диапазоне.
  • Scrollbar (Полоса прокрутки) Полоса прокрутки служит для отображения величины прокрутки в других виджетах. Может быть как вертикальной, так и горизонтальной.
  • Text (Форматированный текст) Этот прямоугольный виджет позволяет редактировать и форматировать текст с использованием различных стилей, внедрять в текст рисунки и даже окна.
  • Toplevel (Окно верхнего уровня) Показывается как отдельное окно и содержит внутри другие виджеты.

Все эти классы не имеют отношений наследования друг с другом - они равноправны. Этот набор достаточен для построения интерфейса в большинстве случаев.

События

В системе современного графического интерфейса имеется возможность отслеживать различные события, связанные с клавиатурой и мышью, и происходящие на "территории" того или иного виджета. В Tk события описываются в виде текстовой строки - шаблона события, состоящего из трех элементов (модификаторы, тип события и детализация события).

Тип события Содержание события
Activate Активизация окна
ButtonPress Нажатие кнопки мыши
ButtonRelease Отжатие кнопки мыши
Deactivate Деактивация окна
Destroy Закрытие окна
Enter Вхождение курсора в пределы виджета
FocusIn Получение фокуса окном
FocusOut Потеря фокуса окном
KeyPress Нажатие клавиши на клавиатуре
KeyRelease Отжатие клавиши на клавиатуре
Leave Выход курсора за пределы виджета
Motion Движение мыши в пределах виджета
MouseWheel Прокрутка колесика мыши
Reparent Изменение родителя окна
Visibility Изменение видимости окна

Примеры описаний событий строками и некоторые названия клавиш приведены ниже:

"" или просто "<3>" - щелчок правой кнопки мыши (то есть, третьей, если считать на трехкнопочной мыши слева-направо). "" - двойной щелчок мышью (левой кнопкой) с нажатой кнопкой Shift. В качестве модификаторов могут быть использованы следующие (список неполный):

Control, Shift, Lock, Button1-Button5 или B1-B5, Meta, Alt, Double, Triple.

Просто символ обозначает событие - нажатие клавиши. Например, "k" - тоже, что "< KeyPress -k>" . Для неалфавитно-цифровых клавиш есть специальные названия:

Cancel, BackSpace, Tab, Return, Shift_L, Control_L, Alt_L, Pause, Caps_Lock, Escape, Prior, Next, End, Home, Left, Up, Right, Down, Print, Insert, Delete, F1, F2, F3, F4, F5, F6, F7, F8, F9, F10, F11, F12, Num_Lock, Scroll_Lock, space, less

Здесь обозначает пробел, а - знак меньше. , , , - стрелки. < Prior > , - это PageUp и PageDown. Остальные клавиши более или менее соответствуют надписям на стандартной клавиатуре.

Примечание :

Следует заметить, что Shift_L , в отличие от Shift , нельзя использовать как модификатор.

В конкретной среде комбинации, означающие что-то особенное в системе, могут не дойти до графического приложения. Например, известный всем Ctrl-Alt-Del.

Следующая программа позволяет печатать направляемые виджету события, в частности - keysym, а также анализировать, как различные клавиши можно представить в шаблоне события:

from Tkinter import * tk = Tk() # основное окно приложения txt = Text(tk) # текстовый виджет, принадлежащий окну tk txt.pack() # располагается менеджером pack # функция обработки события def event_info(event): txt.delete("1.0", END) # удаляется с начала до конца текста for k in dir(event): # цикл по атрибутам события if k != "_": # берутся только неслужебные атрибуты # готовится описание атрибута события ev = "%15s: %s\n" % (k, repr(getattr(event, k))) txt.insert(END, ev) # добавляется в конец текста # привязывается виджету txt функция event_info для обработки событий, # соответствующих шаблону txt.bind("", event_info) tk.mainloop() # главный цикл обработки событий

При нажатии клавиши Esc в окне можно увидеть примерно следующее:

char: "\x1b" delta: 9 height: 0 keycode: 9 keysym: "Escape" keysym_num: 65307 num: 9 send_event: False serial: 159 state: 0 time: -1072960858 type: "2" widget: width: 0 x: 83 x_root: 448 y: 44 y_root: 306

x, y Координаты указателя в виджете во время события.

  • x_root, y_root Координаты указателя на экране во время события.
  • В принципе, совсем необязательно, чтобы события обрабатывал тот же виджет, который их первично принял. Например, можно перенаправить все события внутри подчиненных виджетов на данный виджет с помощью метода grab_set() (grab_release() освобождает виджет от этой обязанности). В Tk существуют и другие возможности управления событиями , которые можно изучить по документации.

    Графический интерфейс Windows

    В настоящее время все операционные системы для персональных компьютеров обеспечивают взаимодействие с пользователем с помощью графического интерфейса.

    Это позволяет даже начинающему пользователю компьютера уверенно работать в среде операционной системы (проводить операции с файлами, запускать программы и так далее).

    Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и так далее).

    Работа с мышью. Для работы с графическим интерфейсом используется мышь или другое координатное устройство ввода, при этом пользователь должен уметь производить:

    • левый щелчок - однократное нажатие и отпускание основной (обычно левой) кнопки мыши;
    • правый щелчок - однократное нажатие и отпускание дополнительной (обычно правой) кнопки мыши;
    • двойной щелчок - два нажатия основной кнопки мыши с минимальным интервалом времени между ними;
    • перетаскивание - нажатие левой или правой кнопки мыши и перемещение объекта с нажатой кнопкой.

    Рабочий стол. Основную часть экрана занимает Рабочий стол , на котором располагаются значки и ярлыки (значки с маленькими стрелочками в нижнем левом углу). Значки и ярлыки обеспечивают (с помощью двойного щелчка) быстрый доступ к дискам, папкам, документам, приложениям и устройствам.

    Значки появляются на Рабочем столе после установки Windows. В левой части экрана обычно располагаются значки Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина и Мои документы.

    Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым документам целесообразно создать на рабочем столе ярлыки. Ярлык отличается от значка тем, что обозначает объект, фактически расположенный не на Рабочем столе , а в некоторой другой папке. Стрелочка означает, что мы имеем не сам объект, а ссылку на него. Ярлыки создаются перетаскиванием значков объектов на Рабочий стол .

    Знакомство с графическим интерфейсом Windows

    1. Создать на Рабочем столе ярлыки всех дисков, принтера и сканера.

    Создать ярлыки часто используемых приложений и документов.

    Панель задач. В нижней части экрана располагается Панель задач , на которой находятся кнопка Пуск , кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикаторы и часы.

    Кнопка Пуск позволяет вызывать Главное меню , которое обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам системы и содержит команды запуска приложений, настройки системы, поиска файлов и документов, доступа к справочной системе и др.

    Windows является многозадачной операционной системой, то есть параллельно могут выполняться несколько приложений. Каждое запущенное приложение обозначается кнопкой на Панели задач , при этом переход от работы в одном приложении к работе в другом может производиться с помощью щелчка по кнопке. Работающее (активное) приложение изображается на панели задач в виде нажатой кнопки.

    В крайней правой части Панели задач находятся Часы . Левее часов располагаются индикаторы состояния системы. Например, индикатор Ru обозначает, что в текущий момент используется русская раскладка клавиатуры.

    3. Левым щелчком мыши можно раскрыть индикатор и переключиться на английскую раскладку, а правым - открыть диалоговую панель Свойства и выбрать требуемое сочетание нажатия клавиш на клавиатуре для переключения раскладок.


    Окна. Важнейшим элементом графического интерфейса Windows являются окна, действительно ведь "windows" в переводе означает "окна". Существуют два основных типа окон - окна приложений и окна документов .

    Окна приложений. В окне приложения выполняется любое запущенное на выполнение приложение или отражается содержимое папки. Открыть или закрыть окно приложения - то же, что и запустить программу на выполнение или завершить ее. Окна приложений можно перемещать на любое место Рабочего стола , разворачивать на весь экран или сворачивать в кнопки на панели задач.

    Основными элементами окна приложения являются:

    • рабочая область: внутренняя часть окна, содержит вложенные папки или окна документов;
    • границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, перемещая границу мышью;
    • заголовок: строка непосредственно под верхней границей окна, содержащая название окна;
    • значок системного меню: кнопка слева в строке заголовка открывает меню перемещения и изменения размеров окна;
    • строка горизонтального меню: располагается непосредственно под заголовком, содержит пункты меню, обеспечивает доступ к командам;
    • панель инструментов: располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивает быстрый доступ к некоторым командам;
    • кнопки Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть расположены в верхней правой части окна.

    Окна документов. Окна документов предназначены для работы с документами и "живут" внутри окон приложений. Можно раскрывать, сворачивать, перемещать или изменять размеры этих окон, однако они всегда остаются в пределах окна своего приложения. Окно документа имеет те же кнопки управления, что и окно приложения.

    Окно документа всегда содержит зону заголовка (содержащую имя документа) и часто полосы прокрутки (появляющиеся, когда документ не помещается полностью в окне) и линейки. Открытое окно документа может находиться в активном либо в пассивном состоянии. Если окно находится в пассивном состоянии (зона заголовка не выделена цветом), то, щелкнув по любой его части мышью, можно перевести его в активное состояние.

    4. После запуска приложения Word его окно появится на Рабочем столе . Если открыть в Word два документа, то в окне приложения появятся окна двух документов. Одно окно может быть развернуто и активно, другое - свернуто и пассивно.


    Меню. Меню является одним из основных элементов графического интерфейса и представляет собой перечень команд (как правило, тематически сгруппированных), из которых необходимо сделать выбор (поместив на пункт меню указатель мыши и произведя щелчок). Выбор пункта меню приводит к выполнению определенной команды. Если за командой меню следует многоточие, то ее выбор приведет к появлению диалоговой панели, которая позволяет пользователю получить или ввести дополнительную информацию.

    Диалоговые панели. Диалоговые панели могут включать в себя разнообразные элементы. Рассмотрим возможности диалоговых панелей на примере уточнения параметров поиска файлов.

    Вкладки. Диалоговые панели могут включать в себя несколько "страниц", которые называются вкладками.

    5. После ввода команды [Найти-Файлы и папки...] появится диалоговая панель Найти: Все файлы . Эта панель содержит три вкладки: Имя и местоположение, Дата, Дополнительно . Выбор вкладки осуществляется левым щелчком.

    Командные кнопки. Нажатие на кнопку (щелчок) обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение. Так, щелчок по кнопке с надписью Найти позволяет начать процесс поиска.

    Текстовые поля. Текстовое поле называется иногда полем редактирования и позволяет ввести какую-либо текстовую информацию.

    6. Например, если пользователь хочет найти файлы, содержащие слово "информатика", то его необходимо ввести в текстовом поле Искать текст: вкладки Имя и местоположение диалоговой панели Найти: Все файлы .

    Для этого следует осуществить левый щелчок в поле и ввести текст.


    Списки. Список представляет собой набор предлагаемых на выбор значений. Раскрывающийся список выглядит как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелочкой. Раскрытие списка осуществляется с помощью левого щелчка по кнопке.

    7. Раскрывающийся список Где искать: диалоговой панели Найти: Все файлы позволяет указать диск или папку (например, папку Мои документы ), в которой будет осуществлен поиск.

    Переключатели. Переключатели служат для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форме маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри. Выбор варианта производится с помощью левого щелчка.

    8. Так, на вкладке Дата диалоговой панели Найти: Все файлы имеются два переключателя: основной (на два варианта) и дополнительный (на три варианта). В процессе поиска файлов, установив основной переключатель в положение Найти все файлы , а дополнительный в положение между , можно ограничить область поиска периодом изменения файлов (в данном случае с 14.09.99 по 13.12.99).


    Флажки. Флажок обеспечивает присваивание какому-либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика; когда флажок установлен, в нем присутствует "галочка". Установка флажков производится с помощью левого щелчка.

    9. На вкладке Имя и местоположение диалоговой панели Найти: Все файлы , установив флажок Включая вложенные папки , можно обеспечить необходимую глубину поиска файлов.

    Счетчики. Счетчик представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле. Так, при поиске файла на вкладке Дата диалоговой панели Найти: Все файлы значения полей, задающих период изменения файла, можно менять с помощью счетчиков. Для увеличения соответствующего значения необходимо произвести щелчок по стрелке, направленной вправо, а для уменьшения - по стрелке, направленной влево.

    Ползунки. Ползунок позволяет плавно изменять значение какого-либо параметра. Например, с помощью ползунков можно менять уровень громкости воспроизведения и записи звука, баланс левого и правого канала и т. п.

    10. После двойного щелчка на индикаторе громкости, который находится на Панели задач , появится диалоговая панель Регулятор громкости с ползунками громкости и баланса каналов.


    Контекстные меню. Объектно-ориентированный подход, используемый в операционной системе Windows, позволяет рассматривать диски, папки и файлы как объекты. Все эти объекты имеют определенные свойства, и над ними могут проводиться определенные операции.

    Например, документы (документом называется любой файл, обрабатываемый с помощью приложений) имеют определенный объем и их можно копировать, перемещать и переименовывать; окна имеют размер, который можно изменять и так далее.

    Хотя каждый из этих объектов имеет свои конкретные свойства и над ним возможны определенные операции, технология работы с объектами и интерфейс универсальны. Это позволяет пользователю достичь единообразия при работе с разными объектами.

    Ознакомиться со свойствами объекта, а также выполнить над ним разрешенные операции можно с помощью контекстного меню. Для вызова контекстного меню необходимо осуществить правый щелчок на значке объекта.

    11. Для того чтобы ознакомиться со свойствами диска, надо выбрать в контекстном меню пункт Свойства - появится диалоговая панель Свойства: Диск 3,5 (А) . Панель содержит четыре вкладки: Общие, Сервис, Оборудование, Доступ . На вкладке Общие содержится информация о типе файловой системы, общей, свободной и занятой информационной емкости диска и др.

    Вопросы для размышления

    1. Чем отличается окно документа от окна приложения?

    2. Какие основные элементы могут содержать диалоговые панели?

    Практические задания

    4.9. Проверить правильность установки даты, времени и часового пояса на вашем компьютере.

    4.10. Ознакомиться со свойствами папки и документа.

    Элеме́нт интерфе́йса - примитив графического интерфейса пользователя, имеющий стандартный внешний вид и выполняющий стандартные действия.

    Другие названия: контро́л (control ), элемент управления и ви́джет (англ. widget ).

    Графический интерфейс Windows

    В настоящее время все операционные системы для персональных компьютеров обеспечивают взаимодействие с пользователем с помощью графического интерфейса.

    Это позволяет даже начинающему пользователю компьютера уверенно работать в среде операционной системы (проводить операции с файлами, запускать программы и так далее).

    Графический интерфейс позволяет осуществлять взаимодействие человека с компьютером в форме диалога с использованием окон, меню и элементов управления (диалоговых панелей, кнопок и так далее).

    Работа с мышью. Для работы с графическим интерфейсом используется мышь или другое координатное устройство ввода, при этом пользователь должен уметь производить:

      левый щелчок - однократное нажатие и отпускание основной (обычно левой) кнопки мыши;

      правый щелчок - однократное нажатие и отпускание дополнительной (обычно правой) кнопки мыши;

      двойной щелчок - два нажатия основной кнопки мыши с минимальным интервалом времени между ними;

      перетаскивание - нажатие левой или правой кнопки мыши и перемещение объекта с нажатой кнопкой.

    Рабочий стол. Основную часть экрана занимает Рабочий стол , на котором располагаются значки и ярлыки (значки с маленькими стрелочками в нижнем левом углу). Значки и ярлыки обеспечивают (с помощью двойного щелчка) быстрый доступ к дискам, папкам, документам, приложениям и устройствам.

    Значки появляются на Рабочем столе после установки Windows. В левой части экрана обычно располагаются значки Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина и Мои документы.

    Для быстрого доступа к дискам, принтеру, часто используемым документам целесообразно создать на рабочем столе ярлыки. Ярлык отличается от значка тем, что обозначает объект, фактически расположенный не на Рабочем столе , а в некоторой другой папке. Стрелочка означает, что мы имеем не сам объект, а ссылку на него. Ярлыки создаются перетаскиванием значков объектов на Рабочий стол .

    Знакомство с графическим интерфейсом Windows

    1. Создать на Рабочем столе ярлыки всех дисков, принтера и сканера.

    Создать ярлыки часто используемых приложений и документов.

    Структура Windows-приложения

    Структура Windows-приложения

    Рассмотренная модель выработки и прохождения сообщений поможет вам понять структуру, принятую для всех Windows-приложений. Последние два блока в рассмотренной схеме (рис. 3.1) определяют особенности строения любого Windows-приложения. Простейшее из них должно состоять как минимум из двух функций:

      функции winMain, с которой начинается выполнение программы и которая «закручивает» цикл ожидания сообщений (message pump);

      оконной процедуры, которую вызывает система, направляя ей соответствующие сообщения.

    Каждое приложение в системе, основанной на сообщениях, должно уметь получать и обрабатывать сообщения из своей очереди. Основу такого приложения в системе Windows представляет функция winMain, которая содержит стандартную последовательность действий. Однако обрабатывается большинство сообщений окном - объектом операционной системы Windows.

    Примечание

    C точки зрения пользователя, окно - это прямоугольная область экрана, соответствующая какому-то приложению или его части. Вы знаете, что приложение может управлять несколькими окнами, среди которых обычно выделяют одно главное окно-рамку (Frame Window). С точки зрения операционной системы, окно - это в большинстве случаев конечный пункт, которому направляются сообщения. С точки зрения программиста, окно -это объект, атрибуты которого (тип, размер, положение на экране, вид курсора, меню, зна-чек, заголовок) должны быть сначала сформированы, а затем зарегистрированы системой. Манипуляция окном осуществляется посредством специальной оконной функции, которая имеет вполне определенную, устоявшуюся структуру.

    Функция winMain выполняется первой в любом приложении. Ее имя зарезервировано операционной системой. Она в этом смысле является аналогом функции main, с которой начинается выполнение С-программы для DOS-платформы. Имя оконной процедуры произвольно и выбирается разработчиком. Система Windows регистрирует это имя, связывая его с приложением. Главной целью функции winMain является регистрация оконного класса, создание окна и запуск цикла ожидания сообщений.

    Панель задач. В нижней части экрана располагается Панель задач , на которой находятся кнопка Пуск , кнопки выполняемых задач и открытых папок, индикаторы и часы.

    Кнопка Пуск позволяет вызывать Главное меню , которое обеспечивает доступ практически ко всем ресурсам системы и содержит команды запуска приложений, настройки системы, поиска файлов и документов, доступа к справочной системе и др.

    Windows является многозадачной операционной системой, то есть параллельно могут выполняться несколько приложений. Каждое запущенное приложение обозначается кнопкой наПанели задач , при этом переход от работы в одном приложении к работе в другом может производиться с помощью щелчка по кнопке. Работающее (активное) приложение изображается на панели задач в виде нажатой кнопки.

    В крайней правой части Панели задач находятся Часы . Левее часов располагаются индикаторы состояния системы. Например, индикатор Ru обозначает, что в текущий момент используется русская раскладка клавиатуры.

    3. Левым щелчком мыши можно раскрыть индикатор и переключиться на английскую раскладку, а правым - открыть диалоговую панель Свойства и выбрать требуемое сочетание нажатия клавиш на клавиатуре для переключения раскладок.

    Окна. Важнейшим элементом графического интерфейса Windows являются окна, действительно ведь "windows" в переводе означает "окна". Существуют два основных типа окон - окна приложений и окна документов .

    Окна приложений. В окне приложения выполняется любое запущенное на выполнение приложение или отражается содержимое папки. Открыть или закрыть окно приложения - то же, что и запустить программу на выполнение или завершить ее. Окна приложений можно перемещать на любое место Рабочего стола , разворачивать на весь экран или сворачивать в кнопки на панели задач.

    Основными элементами окна приложения являются:

      рабочая область: внутренняя часть окна, содержит вложенные папки или окна документов;

      границы: рамка, ограничивающая окно с четырех сторон. Размеры окна можно изменять, перемещая границу мышью;

      заголовок: строка непосредственно под верхней границей окна, содержащая название окна;

      значок системного меню: кнопка слева в строке заголовка открывает меню перемещения и изменения размеров окна;

      строка горизонтального меню: располагается непосредственно под заголовком, содержит пункты меню, обеспечивает доступ к командам;

      панель инструментов: располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивает быстрый доступ к некоторым командам;

      кнопки Свернуть, Развернуть/Восстановить, Закрыть расположены в верхней правой части окна.

    Окна документов. Окна документов предназначены для работы с документами и "живут" внутри окон приложений. Можно раскрывать, сворачивать, перемещать или изменять размеры этих окон, однако они всегда остаются в пределах окна своего приложения. Окно документа имеет те же кнопки управления, что и окно приложения.

    Окно документа всегда содержит зону заголовка (содержащую имя документа) и часто полосы прокрутки (появляющиеся, когда документ не помещается полностью в окне) и линейки. Открытое окно документа может находиться в активном либо в пассивном состоянии. Если окно находится в пассивном состоянии (зона заголовка не выделена цветом), то, щелкнув по любой его части мышью, можно перевести его в активное состояние.

    4. После запуска приложения Word его окно появится на Рабочем столе . Если открыть в Word два документа, то в окне приложения появятся окна двух документов. Одно окно может быть развернуто и активно, другое - свернуто и пассивно.

    Меню. Меню является одним из основных элементов графического интерфейса и представляет собой перечень команд (как правило, тематически сгруппированных), из которых необходимо сделать выбор (поместив на пункт меню указатель мыши и произведя щелчок). Выбор пункта меню приводит к выполнению определенной команды. Если за командой меню следует многоточие, то ее выбор приведет к появлению диалоговой панели, которая позволяет пользователю получить или ввести дополнительную информацию.

    Диалоговые панели. Диалоговые панели могут включать в себя разнообразные элементы. Рассмотрим возможности диалоговых панелей на примере уточнения параметров поиска файлов.

    Вкладки. Диалоговые панели могут включать в себя несколько "страниц", которые называются вкладками.

    5. После ввода команды [Найти-Файлы и папки...] появится диалоговая панель Найти: Все файлы . Эта панель содержит три вкладки: Имя и местоположение, Дата, Дополнительно . Выбор вкладки осуществляется левым щелчком.

    Командные кнопки. Нажатие на кнопку (щелчок) обеспечивает выполнение того или иного действия, а надпись на кнопке поясняет ее назначение. Так, щелчок по кнопке с надписьюНайти позволяет начать процесс поиска.

    Текстовые поля. Текстовое поле называется иногда полем редактирования и позволяет ввести какую-либо текстовую информацию.

    6. Например, если пользователь хочет найти файлы, содержащие слово "информатика", то его необходимо ввести в текстовом поле Искать текст: вкладки Имя и местоположение диалоговой панели Найти: Все файлы .

    Для этого следует осуществить левый щелчок в поле и ввести текст.

    Списки. Список представляет собой набор предлагаемых на выбор значений. Раскрывающийся список выглядит как текстовое поле, снабженное кнопкой с направленной вниз стрелочкой. Раскрытие списка осуществляется с помощью левого щелчка по кнопке.

    7. Раскрывающийся список Где искать: диалоговой панели Найти: Все файлы позволяет указать диск или папку (например, папку Мои документы ), в которой будет осуществлен поиск.

    Переключатели. Переключатели служат для выбора одного из взаимоисключающих вариантов, варианты выбора представлены в форме маленьких белых кружков. Выбранный вариант обозначается кружком с точкой внутри. Выбор варианта производится с помощью левого щелчка.

    8. Так, на вкладке Дата диалоговой панели Найти: Все файлы имеются два переключателя: основной (на два варианта) и дополнительный (на три варианта). В процессе поиска файлов, установив основной переключатель в положение Найти все файлы , а дополнительный в положение между , можно ограничить область поиска периодом изменения файлов (в данном случае с 14.09.99 по 13.12.99).

    Флажки. Флажок обеспечивает присваивание какому-либо параметру определенного значения. Флажки могут располагаться как группами, так и поодиночке. Флажок имеет форму квадратика; когда флажок установлен, в нем присутствует "галочка". Установка флажков производится с помощью левого щелчка.

    9. На вкладке Имя и местоположение диалоговой панели Найти: Все файлы , установив флажок Включая вложенные папки , можно обеспечить необходимую глубину поиска файлов.

    Счетчики. Счетчик представляет собой пару стрелок, которые позволяют увеличивать или уменьшать значение в связанном с ними поле. Так, при поиске файла на вкладке Дата диалоговой панели Найти: Все файлы значения полей, задающих период изменения файла, можно менять с помощью счетчиков. Для увеличения соответствующего значения необходимо произвести щелчок по стрелке, направленной вправо, а для уменьшения - по стрелке, направленной влево.

    Ползунки. Ползунок позволяет плавно изменять значение какого-либо параметра. Например, с помощью ползунков можно менять уровень громкости воспроизведения и записи звука, баланс левого и правого канала и т. п.

    10. После двойного щелчка на индикаторе громкости, который находится на Панели задач , появится диалоговая панель Регулятор громкости с ползунками громкости и баланса каналов.

    Контекстные меню. Объектно-ориентированный подход, используемый в операционной системе Windows, позволяет рассматривать диски, папки и файлы как объекты. Все эти объекты имеют определенные свойства, и над ними могут проводиться определенные операции.

    Например, документы (документом называется любой файл, обрабатываемый с помощью приложений) имеют определенный объем и их можно копировать, перемещать и переименовывать; окна имеют размер, который можно изменять и так далее.

    Хотя каждый из этих объектов имеет свои конкретные свойства и над ним возможны определенные операции, технология работы с объектами и интерфейс универсальны. Это позволяет пользователю достичь единообразия при работе с разными объектами.

    Ознакомиться со свойствами объекта, а также выполнить над ним разрешенные операции можно с помощью контекстного меню. Для вызова контекстного меню необходимо осуществить правый щелчок на значке объекта.

    11. Для того чтобы ознакомиться со свойствами диска, надо выбрать в контекстном меню пункт Свойства - появится диалоговая панель Свойства: Диск 3,5 (А) . Панель содержит четыре вкладки: Общие, Сервис, Оборудование, Доступ . На вкладке Общие содержится информация о типе файловой системы, общей, свободной и занятой информационной емкости диска и др.

    Встроенные объектные модели Windows, объектные модели Windows Script Host (WSH), Scripting Runtime, ADO, SQLDMO, CDO, WMI, ADSI, Windows Explorer, Internet Explorer Наборы объектов, которые предназначены для выполнения задач, относящихся к одной области, называются объектными моделями. Например, в объектной модели Excel предусмотрены объекты, представляющие само приложение Excel, рабочую книгу, отдельные листы на этой рабочей книге, наборы ячеек, диаграммы и т.п. В последней части этой книги подробно разобраны объектные модели приложений Microsoft Office: Word, Excel, Access, PowerPoint, Project, Outlook. Однако при программировании на языке VBA и создании своих собственных приложений ограничиваться только объектными моделей приложений Office совсем не обязательно. В операционную систему Windows встроено множество других объектных моделей, применение которых может очень сильно расширить возможности ваших приложений. Ниже приведен список дополнительных объектных моделей, которые встроены в Windows или другие продукты Microsoft (об этом будет говориться отдельно), которыми я пользуюсь очень активно. Справку по большинству этих объектных моделей можно найти в MSDN. Чтобы использовать возможности этих объектных моделей своей программе, необходимо добавить на нее ссылку в ваш проект. Делается это очень просто: в окне редактора Visual Basic выбираете Tools (Сервис) -> References (Ссылки) и выбираете нужную библиотеку.

    Объектная модель Microsoft Word

    Общая структура объектов Word выглядит так, как показано на рис. 10.1.

    Рис. 10.1 Так выглядят главные объекты Word

    Но пугаться совсем не стоит - большая часть из этих сотен объектов никогда вам не понадобится. На практике для решения большинства программных задач достаточно знать всего лишь пять объектов (с сопутствующими коллекциями):

      объект Application ;

      объект Document (с коллекцией Documents );

      объект Selection ;

      объект Range ;

      объект Bookmark (с коллекцией Bookmarks ).

      Поскольку наиболее часто встречающаяся задача программирования в Word - это создание документа (на основе шаблона) и запись в нужное место документа необходимой информации, то акцент будет сделан использовании соответствующих объектов для решении этой задачи.