Суэцкий канал: история и современность

Суэцкий канал – искусственный морской путь на территории Египта, отделяющий Евразию от Африки. Почти 150 лет он используется для кратчайшей транспортировки грузов из Средиземноморья в Индийский океан.

Суэцкий канал на карте отыскать очень просто. Он соединяет Средиземное море с Красным. С одной стороны Суэцкого канала находится портовый город Порт-Саид (на побережье Средиземного моря), а на другом — Суэц (на побережье Красного моря). Он «разрезает» самую узкую часть Суэцкого перешейка.

С 1956 года Суэцкий канал полностью принадлежит Египту. До этого им владела Всеобщая организация Суэцкого канала, принадлежащая Франции и Англии.

Размеры

В разных источниках можно найти различную информацию о длине, ширине и глубине Суэцкого канала. По последним данным, его длина, включая подходные участки и трассу, равна примерно 193 километрам. На всей протяженности Суэцкий канал имеет неодинаковую ширину и глубину. По официальной информации на глубине 11 метров ширина составляет 205-225 метров. В 2010 году максимальная глубина была 24 метра.


Цена за проход

Правила и цену плавания определяет Египет. Его бюджет во многом зависит от Суэцкого канала, ведь каждый год прибыль от использования этого водного пути составляет порядка пяти миллиардов долларов. Проход через Суэцкий канал является для владельцев судов наиболее предпочтительным, так как при использовании альтернативного пути, огибающего Африку, расстояние увеличивается на 8 тысяч километров, соответственно происходит большая потеря времени. К тому же есть вероятность нарваться на сомалийских пиратов. Стоимость прохода через канал зависит от веса груза, осадки судна, высоты груза на палубе, даты подачи заявки и прочих факторов, и составляет 8-12 долларов за тонну. Общая цена прохождения корабля с большим грузом может достигать миллиона долларов.

Роль канала в жизни Египта

Суэцкий канал имеет огромное значение для мирового рынка транспортировки грузов. Через него транспортируется около 20% всей перевозимой нефти и осуществляется около 10% всех мировых торговых грузоперевозок. Кроме того, на Суэцкий канал приезжают посмотреть и сделать фото туристы со всего мира, что тоже способствует увеличению бюджета Египта.


Модернизация Суэцкого канала

После того, как Суэцкий канал стал принадлежать Египту, правительство стало считать одной из своих основных задач его расширение, ведь его изначальная глубина была равна 8 метрам, а ширина – 21 метру.

Сейчас в планах правительства создание нового русла, которое будет проходит рядом с основным. Его длина составит 72 километра. Это позволит извлекать еще большую прибыль в связи с увеличением проходимость канала. Расширение должно сократить время ожидания прохождения пути до трех часов (сейчас это время составляет 11 часов) и в три раза увеличить количество судов, одновременно проплывающих через канал. Кроме того, появится огромное количество новых рабочих мест. На расширение планируется потратить несколько миллиардов долларов.


Обходные пути

Из-за высокой стоимости прохождения владельцы транспортных судов ищут альтернативные пути транспортировки грузов. Правительство Израиля предложило проложить обходной путь по своей территории. Это так называемое «шунтирование» канала. Однако этот маршрут невозможно сделать полностью водным, поэтому в планах есть строительство железнодорожного пути между городом Эйлат и Средиземноморским побережьем.

Росатомфлот также предложил заменить Суэцкий канал. Предположительно, в качестве замены можно использовать Северный морской путь, который соединяет Европу с Азией. Из-за таяния арктических льдов этот путь открыт более продолжительное время и, возможно, в ближайшем будущем, можно будет транспортировать грузы по территории России.


История строительства

Идея о проложении кратчайшего пути в воды Красного моря посещала жителей Египта еще много веков назад. Первые попытки были предприняты фиванскими фараонами в эпоху Среднего царства. Они хотели соединить Красное море с одним из притоков Нила.

История создания самого канала началась в конце VII – начале VI века до нашей эры. Найдены свидетельства Геродота, в которых говорится, что начал строительство фараон Нехо II, но до конца построил канал Дарий I век спустя. Дальше дела шли не очень хорошо. Реконструкция пути произошла в III веке до нашей эры под руководством Птоломея II Филадельфа. Углубление канала произошло через несколько веков по распоряжению императора Траяна, в период его правления в Африке. В VIII веке (в период завоевания Египта арабами) несмотря на то, что этот транспортный путь активно использовался, его засыпали.

В 1854 году французский бизнесмен Фердинанд де Лессепс решает возобновить историю Суэцкого канала. Так как в тот момент Франция имела большое влияние в Египте, ему было разрешено запустить этот процесс. Работы по строительству стартовали в 1859 году, канал был открыт через 10 лет. Большое количество жителей Египта были задействованы в принудительных работах, многие люди погибли от каторжного труда, обезвоживания и болезней.


В результате строительства экономика страны серьезно пострадала, что заставило Исмаила-пашу продать свою часть акций Всемирной организации Суэцкого канала англичанам. В 1882 году в этом месте расположилась британская военная база.

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

СУЭЦКИЙ КАНАЛ

водный путь международного значения. Протяженность - 161 км от Порт-Саида (Средиземное море) до Суэца (Крас ное море). Включает собственно канал и несколько озер. Построен в 1869 г., ширина 120- 318 м, глубина на фарватере - 18 м, шлюзов нет. Объем перевозок - 80 млн т, преимущественно нефть и нефтепродукты, руды черных и цветных металлов. Считается условной геогр. границей между Африкой и Азией.

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

Суэ́цкий кана́л

(Suez Canal ), судоходный, бесшлюзовой канал в Египте , соединяет Красное море у г. Суэц со Средиземным морем у г. Порт-Саид , пересекая Суэцкий перешеек . Открыт в 1869 г. (стр-во продолжалось 11 лет). Авторы проекта – французские и итальянские инженеры (Линан, Мужель, Негрелли). Национализирован в 1956 г., до этого принадлежал англо-французской "Всеобщей компании Суэцкого канала". В результате арабо-израильских военных конфликтов суд-во по каналу дважды прерывалось – в 1956–57 и 1967–75 гг. Проложен по Суэцкому перешейку и пересекает ряд озёр: Манзала, Тимсах и Бол. Горькое. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт канал Исмаилия. Трасса канала считается условной географической границей между Азией и Африкой. Длина 161 км (173 км вместе с морскими подходами). После реконструкции ширина 120–318 м, глубина 16,2 м. В день пропускает в сред. до 55 судов: два каравана на Ю. и один на С. Сред. время прохождения канала – ок. 14 часов. В 1981 г. завершена первая очередь проекта по реконструкции канала, позволившая проводить по нему танкеры дедвейтом до 150 тыс. т (по завершении второй очереди – до 250 тыс. т) и грузовые суда дедвейтом до 370 тыс. т. Для Египта эксплуатация С. к. – второй по значению источник доходов страны.

Словарь современных географических названий. - Екатеринбург: У-Фактория . Под общей редакцией акад. В. М. Котлякова . 2006 .

Суэ́цкий кана́л

судоходный бесшлюзовой канал в Египте, на границе между Азией и Африкой, соединяет Красное море у города Суэц со Средиземным морем у города Порт-Саид. Кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов. Открыт в 1869 г. (строительство продолжалось 11 лет). Национализирован в 1956 г., до этого принадлежал англо-французской Всеобщей компании Суэцкого канала. Проложен по пустынному Суэцкому перешейку и пересекает ряд озёр, в т. ч. Большое Горькое. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт канал Исмаилия. Дл. Суэцкого канала 161 км (173 км вместе с морскими подходами), шир. (после реконструкции) 120–318 м, глуб. 16,2 м. В день пропускает в ср. до 55 судов – два каравана на Ю., один – на С. Среднее время прохождения канала – ок. 14 часов.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Суэцкий канал

один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.
Трасса канала. Канал пересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.
Первые каналы на Суэцком перешейке. Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му"минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.
В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера – инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Но выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 м ниже, чем в Красном).
Современный канал. В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.
Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.
Роль канала в мировой торговле. Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.
Международное значение канала. Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.
ЛИТЕРАТУРА
Перминов П.В. Улыбка сфинкса . М., 1985

Энциклопедия Кругосвет . 2008 .

Суэцкий канал

Суэцкий канал находится в Египте (см. Египет) , проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Красное море у г. Суэц со Средиземным морем у г. Порт-Саид . В древние времена существовал соединительный путь от Средиземного моря по Нилу и нескольким каналам к Красному морю. Согласно древним хроникам Суэцкий канал построил царь Дарий. Об этом гласят и надписи Дария на камнях, которые стоят в 20 км на север от Суэца. Трасса Дария проходила вдоль западного берега современного канала.
Канал, находящийся в упадке после 2 в. до н. э., восстановил римский император Траян. В течение 2 веков римские корабли плавали по нему к берегам Аравии и Индии. После завоевания Египта Византией канал не действовал с середины 9 и вплоть до середины 19 в. В период новой истории неоднократно высказывалась идея прокопать канал через перешеек, но все попытки заканчивались неудачей, так как слишком большой (9,9 м) была разность уровней воды в двух морях. Только Фердинанду де Лессепсу, инженеру и французскому консулу в Египте, удалось начать строительство канала в 1859 г. Предполагалось идти от Суэца, осмотреть его гавань, а потом отправляться к Пелузе. В окончательном варианте проекта было решено перенести северное устье канала туда, где впоследствии в честь хедива Египта возникла гавань Порт-Саид.
Строительство было успешно завершено к 1869 г., и 4 октября 1869 г. Суэцкий канал был открыт. Ф. де Лессепс организовал небывалую по пышности церемонию для 6 тыс. гостей. Композитору Джузеппе Верди заказали оперу для торжественного открытия канала и нового итальянского театра в Каире. Так была создана бессмертная «Аида». На следующий день 48 украшенных флагами кораблей в заранее назначенном порядке двинулись через канал. Французская императрица Евгения, как почетная гостья, плыла на первом корабле. Участие в тожествах приняли многие коронованные особы Европы и с других континентов. И тут же расторопный агент по путешествиям Томас Кук организовал туристическую поездку по новому каналу. Так, с фейерверками, танцами, музыкой Суэцкий канал был передан в общее пользование.
Благодаря Суэцкому каналу значительно сокращался долгий и опасный путь вокруг Африки для судов, следовавших из Европы на Восток. Важный в экономическом и стратегическом отношении, канал с самого начала попал в сферу интересов великих держав, прежде всего Великобритании и Франции. В 1875 г. правительством английского премьер-министра Б. Дизраэли были приобретены акции «Компании Суэцкий канал» у египетского хедива. С 1880 г. управление Суэцким каналом осуществлялось англо-французской «Всеобщей компанией Суэцкий канал». Проведенная Насером национализация компании, владевшей Суэцким каналом, вызвала в 1956 г. кризис. На оккупацию Израилем Синайского полуострова Насер ответил блокадой канала, которая была снята лишь в 1975 г. Этот путь обслуживает сегодня 14% всех мировых торговых перевозок. Длина канала - 162,5 км, причем его русло несколько раз расширяли и углубляли. Через канал каждые сутки проходит около 50 судов. На это уходит 14-16 часов. В районе Порт-Саида, как и в трех других местах, канал раздваивается, чтобы обеспечить двухсторонее движение судов.

Энциклопедия туризма Кирилла и Мефодия . 2008 .


Смотреть что такое "СУЭЦКИЙ КАНАЛ" в других словарях:

    Суэцкий канал - ‑ судоходный бесшлюзовой морской канал на северо востоке Египта, соединяющий Средиземное и Красное моря. Суэцкий канал ‑ кратчайший водный путь между портами Атлантического и Индийского океанов (на 8 15 тысяч километров меньше пути вокруг Африки) … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Суэцкий канал - Суэцкий канал. СУЭЦКИЙ КАНАЛ, в Египте, проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Красное море у города Суэц со Средиземным морем у города Порт–Саид. Открыт в 1869. Длина 161 км, глубина 16,2 м, ширина 120 318 м, без шлюзов. Суэцкий канал … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Египте, проложен через Суэцкий перешеек, соединяет Красное м. у г. Суэц со Средиземным м. у г. Порт Саид. Открыт в 1869. С 1880 управление Суэцким каналом осуществлялось англо французской Всеобщей компанией Суэцкий канал. Национализирован в… … Большой Энциклопедический словарь

    Суэцкий канал - (Suez Canal), судоходный канал длиной 171 км, связывающий Средиземное море у Порт Саида с Красным морем. Открыт в 1869 г. Куплен Англией в 1875 г.; с 1882 по 1955 г. зона канала имела статус англ. воен. базы. В 1956 г. Египет национализировал… … Всемирная история

    СУЭЦКИЙ КАНАЛ - канал, соединяющий Средиземное море и Индийский океан и имеющий существенное значение для международного судоходства. Правовой режим канала определяется Константинопольской конвенцией 1888 г., предусматривающей, что как в военное, так и в мирное… … Юридическая энциклопедия

    Канал прорыт при Нехо, около 610 до н.э. Должен был соединить Нил (а не Средиземное море) с Красным морем. Уже 40 лет спустя Навуходоносору пришлось бороться с песчаными заносами; около 250 до н.э. эти же проблемы пытались решить Птолемеи, а… … Энциклопедия мифологии

Строительство Суэцкого канала.

Рисунок Суэцкого канала (1881)

Возможно , ещё во времена Двенадцатой Династии фараон Сенусерт III ( до н. э. - до н. э.) проложил с запада на восток канал, прорытый через Wadi Tumilat, соединяющий Нил с Красным морем , для беспрепятственной торговли с Пунтом .

Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II .

Геродот (II. 158) пишет, что Нехо (609-594) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым , персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Его упоминают Диодор (I. 33. 11 −12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нём говорится в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления Птолемея). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублен и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли Вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделенных на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал поведет к освобождению Египта из-под власти Турции и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но должно было уступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша , а потом (с 1863 году) его наследник, Исмаил Паша .

Технические трудности были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила , шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям, долженствовавшим возникнуть по каналу. Этот пресноводный канал идет от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии , а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 - по дну; глубина его в среднем только 2¼ м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоев населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала , затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам - давно высохшим Горьким озёрам , дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года . По случаю открытия канала итальянскому композитору Джузеппе Верди была заказана опера «Аида », первая постановка которой состоялась 24 декабря 1871 года в оперном театре Каира.

Одни из первых путешественников в XIX веке.

Экономическое и стратегическое значение канала

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая Трансконтинентальная Железная Дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу , сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году долю в канале в пользу Великобритании . «Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранен и от управления каналом и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году.

Настоящее время

Египетская Администрация Суэцкого канала (Suez Canal Authority, SCA) сообщила, что по итогам 2009 года через канал прошло 17 155 судов, что на 20 % меньше, чем в (21 170 кораблей). Для бюджета Египта это означало сокращение доходов от эксплуатации канала с 5,38 млрд долларов США в докризисном 2008 году до 4,29 млрд долларов США в 2009.

По словам главы Администрации канала Ахмада Фаделя в 2011 году через Суэцкий канал прошло 17799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. При этом на транзите судов египетские власти заработали 5,22 миллиарда долларов (на 456 миллионов долларов больше, чем в 2010 году) .

В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трех лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов .

Соединение между берегами

С апреля 1980 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель , проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такой сложный инженерный проект, данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение и по праву считается достопримечательностью Египта.

На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши , голландский принц с принцессой, прусский принц . Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков . И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида» , премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала . Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал .

См. также

Примечания

Литература

  • Дементьев И. А. Суэцкий канал / Под ред. акад. Л. Н. Иванова . - Изд. 2-е. - М .: Географгиз, 1954. - 72 с. - (У карты мира). - 50 000 экз. (обл.) (1-е изд. - М.: Географгиз, 1952. 40 с.)

Ссылки

  • В. В. Водовозов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Суэцкому каналу 140 лет: история создания легенды XIX века . РИА НОВОСТИ (17 ноября 2009). Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. Проверено 17 ноября 2009.

17 ноября 1869 года был открыт короткий путь для кораблей, идущих из Европы в Индийский океан, Юго-Восточную Азию и в другие регионы планеты, куда раньше можно было добраться, лишь обогнув Африку. Пятнадцатилетнее строительство проходило драматически, ему препятствовали политические противоречия, нехватка рабочей силы, эпидемические вспышки холеры и многие другие проблемы. Теперь судам достаточно преодолеть всего 101 километр, и они окажутся в Красном море. Через 145 лет после открытия Суэцкого канала настало время осветить некоторые интересные факты, связанные с его историей.

1. Канал был задуман еще в Древнем Египте

Египетский фараон Сенусерт III инициировал строительство кратчайшего пути, связывающего два моря (Средиземное и Красное). Затем, как утверждают историки, попытку осуществить проект предпринимали фараон Нехо II и персидский завоеватель Дарий, но оба затем отказался от дальнейших работ. Некоторые сведения позволяют предполагать, что в III веке до нашей эры в эпоху правления династии Птолемеев этот «Канал фараонов» все же был окончен, и по нему путешествовала сама Клеопатра. Как бы там ни было, он имел извилистое русло и через пустыню связывал с Красным морем реку Нил, по которой суда могли выйти в Средиземноморский бассейн.

2. Наполеон Бонапарт рассматривал проект строительства канала

После завоевания Египта в 1798 г. французский император Наполеон Бонапарт выслал команду геодезистов для изучения возможности рытья канала через Суэцкий перешеек. Разведчики пришли к неправильному выводу о том, что уровень Красного моря на 30 футов выше, чем Средиземного. Они ошибочно утверждали, что любая попытка создать канал может привести к катастрофическим наводнениям в дельте Нила. В результате Наполеон отказался от проекта, а планы строительства не рассматривались до 1847 года, когда группа исследователей, наконец, подтвердила, что разница уровней Средиземного и Красного морей не столь велика.

3. Британское правительство возражало

Планирование Суэцкого канала официально началось в 1854 году, когда французский дипломат Лессепс при поддержке императора Наполеона III договорился с египетским наместником о создании компании «Суэцкий канал». Британия усмотрела в этом строительстве поползновение на свое морское могущество и развернула мощную пропагандистскую компанию против плана. Францию обвиняли в «вопиющем ограблении простых людей» (имелись в виду акционеры), премьер-министр Великобритании лорд Пальмерстон выступал с горячими речами против Лессепса, который даже вызывал на дуэль английского железнодорожного инженера Роберта Стивенсона, рискнувшего усомниться в его правоте.

Все это не помешало британскому правительству в 1875 году купить за бесценок 44 % акций компании, воспользовавшись финансовыми затруднениями Египта.

4. Канал строился вручную и с применением самых современных машин

Выемка столь большой массы грунта (75 миллионов кубических метров песка) требовала огромных трудозатрат, и сначала канал копали принудительно согнанные бедные египетские крестьяне. В конце 1861 года десятки тысяч работников использовали лишь кирки и лопаты, и дело продвигалось медленно. Особенно серьезные трудности возникли после того, как египетский правитель Исмаил Паша запретил использование принудительного труда в 1863 году. Столкнувшись с острой нехваткой рабочих рук, Лессепс и компания Суэцкого канала изменили стратегию и начали использовать несколько сотен паровых машин и земснарядов. Новая технология повысила производительность в последние два года строительства. Около трех четвертей канала вырыто тяжелой техникой.

5. Статуя Свободы первоначально задумывалась для канала

В 1869 году строительство близилось к завершению. Французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди пытался уговорить Лессепса и египетское правительство позволить ему установить его скульптуру «Египет, несущий свет Азии» на берегу Средиземного моря у входа в канал. Он предлагал поставить огромную (90 футов высотой) статую женщины, облеченной в традиционную одежду египетских крестьянок с факелом в руке, служащим одновременно и маяком. Проект остался нереализованным. В 1886 году Бартольди создал новую версию для Нью-Йоркской гавани, известную всему миру как Статуя Свободы.

6. Между Суэцким и Панамским каналами есть связь

Именно Лессепс первым предложил прорыть судоходный путь через Панамский перешеек в Центральной Америке. Работы начались в 1881 году, но, несмотря уверения французского дипломата в том, что новый канал будет строить легче, чем Суэц, все оказалось с точностью до наоборот. Тысячи людей погибли во время строительства в душных джунглях, компания потратила $ 260 млн. (безумные деньги в то время), и так и не завершив проект, лопнула в 1889 году. Только через четверть века Панамский канал был, наконец, построен.

7. Канал сыграл важную роль в Холодной войне

В 1956 году Суэцкий кризис стал причиной короткой войны между Египтом и объединенными вооруженными силами Англии, Франции и Израиля. Конфликт имел свои истоки (оккупация Британией прибрежной зоны, продолжавшаяся даже после того, как Египет получил независимость в 1922 году). Противоречия обострились в июле 1956 года, когда президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал. Уже в октябре объединенные силы Великобритании, Израиля и Франции начали наступление на Египет. Агрессорам почти удалось добиться военной победы, их остановил лишь ультиматум Советского Союза. Премьер-министр Великобритании Энтони Иден ушел в отставку, а Суэцкий канал остался под египетским управлением.

8. Целый флот кораблей простоял в канале более восьми лет

В июне 1967 года после Шестидневной войны Суэцкий канал был закрыт правительством Египта из-за большого количества мин и затопленных кораблей. На этот момент 15 судов из разных стран были пришвартованы в середине канала у Большого Горького озера. Они оставались там восемь лет, получив прозвище «Желтый флот», по цвету заносящих их песков пустыни. В 1975 году кораблям, наконец, разрешили покинуть канал. Только два судна смогли уйти самостоятельно, остальные пришлось буксировать.

9. Суэц будут реконструировать

Через Суэцкий канал проходят ежедневно примерно 50 судов. Сборы обеспечивают Египту ежегодный доход в $ 5 млрд., но транспортная нагрузка растет. И ширина, и глубина стали недостаточными для пропуска всех типов судов и обеспечения двухстороннего движения современных танкеров. В августе 2014 года Египет объявил об амбициозном плане по углублению канала и созданию новой 22-мильной дополнительной полосы. Предварительное проектирование уже началось. Стоимость проекта ориентировочно составляет $ 8,5 млрд. Египетские власти утверждают, что после реконструкции в 2023 году доход от канала удвоится.

(араб. قناة السويس, Qanā al-Suways) - судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря, позволяя торговое сообщение между Европой и Азией коротким путем, вместо обхода Африки или перевозки грузов по суше. Канал был открыт в ноябре 1869 года. Он проходит между Порт-Саидом на севере и Суэц на юге, на расстоянии 162,5 км друг от друга, проходя около города Исмаилия между ними. Наибольшая глубина канала около 20 м. Это наиболее загруженный международной морской судоходный коридор в мире. Канал не имеет шлюзов: морская вода свободно направляется каналом в Большое Горькое озеро из Красного моря, заменяя испарений воду, тогда как на участке между Средиземным морем и Большим Горьким озером течения практически нет. Канал является собственностью Арабской Республики Египет и эксплуатируется государственной компанией Suez Canal Authority. Официально суднопластво каналом открытое всем государствам и регулируется Конвенцией о Суэцкий канал, хотя в действительности в случаях проход судов выборочно или полностью запрещался.

История

Сейчас известно о двух древние каналы в направлении с запада на восток между Красным морем и дельтой Нила, которые упрощали судоходство между ними. Меньший канал был построен при правлении фараона Сенусерта III или Рамсеса II. Больший поздний канал был построен в царствование фараона Нехо II, он был проложен несколько южнее и включал часть первого канала.

2 тысячелетия до н.э.

Во время правления фараона XII династии Сенусерта III (1878 - 1839 до н.э.) Нил был соединен с Красным морем коридором Вади-Тумилат, в направлении с запада на восток, становился полностью судоходным во время наводнений Нила. Это позволило вести прямую торговлю с Пунтом (сейчас Сомалийский полуостров) и, опосредованно, связало Красное и Средиземное моря (в те времена Красное море достигало на севере Большого Горького озера и озера тимсы). Этот канал был открыт в начале 1860 года, во время строительства пресноводного канала Исмаилия, он проходил мимо древние египетские города Аварис, Бубаст и Питом.

Много свидетельств указывают на то, что этот канал использовался минимум в течение нескольких веков. Так, барельеф времен правления фараона Хашепсута, датированный приблизительно 1470 годом до н.э., изображает возвращение морской вийськогои экспедиции из Пунта. Эти данные указывают, в частности, на существование в то время судоходного связи между Нилом и Красным морем. Другие свидетельства также указывают на существование канала и в 13-м веке до н.э., во времена правления Рамсеса II.

Восстановление канала в правление Нехо II, Дария I и Птолемея

Позже этот водный путь пришел в упадок и, согласно «Историей» Геродота, лишь около 600 года до н.э., в правление фараона Нехо II, были осуществлены попытки восстановить канал. Работы шли по старому руслу между городами Бубаст и Питом или между Герополитською заливом и Красным морем. Однако, до своей смерти Нехо так и не увидел завершения этого проекта.

По данным Геродота, во время строительства погибло около 120 тыс. человек, хотя современные исследователи считают эти данные перебильщенимы во много раз. По данным Плиния Старшего, во времена Нехо был проложен около 92 км русла канала, что примерно соответствует расстоянию долиной от Бубаста до Большого Горького озера. По данным Геродота длина канала составляла более 1000 стадий (184 км), вероятно следует рассматривать как полную расстояние от Нила до Красного моря в то время.

После смерти Нехо II работы были прекращены. По данным Геродота это произошло из полученное пророчество оракула о том, что каналом смогут воспользоваться враги страны.

Проект Нехо II был окончательно завершен во время правления персидского царя Дария I, который завоевал Египет. Проведенные работы были даже большими, чем планировалось ранее, поскольку во времена Дария И природный водный проход, который существовал между Герополитською (Суэцким) заливом и Красным морем возле египетского города Шалуф (южнее Большого Горького озера), заилился и требовал расчистке.

Надпись на столбе в Питом рассказывает о том, что в 270 или 269 году до н.э. канал был вновь восстановлен Птолемея II Филадельфа, что указывает на некоторый период неиспользования канала. В Арсинои Птолемей построил судоходный шлюз между Гериполитською заливом и Красным морем, который позволял проход судов, но препятствовал соленой воде из Красного моря смешиваться с пресной водой канала.

Регрессия Красного моря и заиления Нила

Красное море на протяжении веков претерпело заметного регрессии, его береговая линия медленно продвигалась дальше и дальше на юг от озера тимсы и Большого Горького озера, пока не достигла современных берегов. В сочетании с накоплением Нилом ила, техническое обслуживание и ремонт птолемеевой канала становилось все более затратным каждого века.

Через двести лет после строительства птолемеевской канала, при плавления Клеопатры, судоходный канал уже не действовал за заиления Пелузького устья.

Под властью арабов

В течение следующих 1000 Суэцкий канал был вновь заброшен, а затем был вновь реконструцовано, хотя неизвестно, когда - разные источники указывают на то, что это могло произойти во время правления Траяна, Омара ибн Хаттаба или в другие времена. У 750 года канал был закрыт аббасидский халифом Аль-Мансуром чтобы предотвратить проникновение в Аравию гяуров.

Аль-Хаким утверждал, что при нем канал был отремонтирован, и он действовал от Старого Каира в Суэц. Уже с 1000 года канал вновь заилился ежегодными наводнениями Нила и работал только во время наводнений. Считается, что окончательно канал был закрыт в 1811 году по приказу Мухаммада Али.

Исследования древнего канала Наполеоном

Начиная с конца 1798 года, через заинтересованность Наполеона Бонапарта в нахождении останков древнего водного пути, в район канала для проведенных исследований было направлено археологов, других ученых, картографов и инженеров. Их выводы, записанные в работе Description de l"Égypte, включают в себя подробные карты, описывающие открытия трассы древнего канала севернее Красного моря, а затем и в западном направлении к Нилу.

Позже, во второй половине 19 века, французские картографы отчитывались об обнаружении останков еще одного древнего канала направлением север-юг на восточном берегу озера тимсы, который заканчивался у северного берега Большого Горького озера. Второй канал следовал вдоль древней береговой линии Красного моря и далее на север от озера тимсы. Но к тому времени было неизвестно, когда эти два канала были построены и кем.

Наполеон предусмотрел строительство еще одного, современного канала, который должен следовать с севера на юг, между Средиземным и Красным морями. Но его проект запустили на некоторое время из-за того, что после предварительного обследования ошибочно зависили разность уровней Красного и Средиземного морей, оценив ее в 10 м (в действительности Средиземное море лишь на 1,2 м выше Красное), через что прокладка канала потребовало бы весьма сметных в то время шлюзов.

Хотя к тому времени древний канал с Бабасту до Красного моря уже не был судоходным, до 1861 вода еще доходила им до Кассасину.

Новейшее строительство Суэцкого канала

В 1854 - 1856 годах Фердинанд де Лессепс получил концессию от вице-короля Египта Мухаммеда Саид-Паши на создание компании, которая должна построить судоходный канал, открытый для судов всех стран. По условиям концессии, компания имела эксплуатировать канал 99 лет со момента открытия, после чего он должен был перейти египетскому правительству. Для проектирования был нанят австрийского инженера Луиджи Негрелли. Де Лессепс использовал свои дружеские отношения с Саидом, которые он получил, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Следуя концессии, Компания Суэцкого канала (фр. Compagnie universelle du canal maritime de Suez) была Основана 15 декабря 1858 года.

Работы заняли почти 11 лет с использованием принудительного труда египетских рабочих. Некоторые источники указывают, что на строительстве канала работало свыше 30 тыс. человек.

Британия скоро признала канал важным торговым маршрутом и восприняла французский проект как угрозу для своих геополитических и финансовых интересов. Британская империя официально осудила принудительный труд и направила вооруженные бедуинские отряды, чтобы спровоцировать бунт среди рабочих. В результате вице-король прекратил использование рабского труда, временно приостановило строительство.

Сначала международное общественное мнение скептически относилась к проекту. Акции Компании Суэцкого канала не продавались за рубежом, Англия, США, Австрия и Россия видмовлювалися их покупать. Однако, все акции компании были быстро проданы во Франции.

Канал открыт для судоходства 17 ноября 1869 года, несмотря на многочисленные технические, политические и финансовые проблемы, в результате которых окончательная стоимость более чем в два раза превысила первоначальную смету.

Открытие канала немедленно и резко повлияло на мировую торговлю. В сочетании с американской трансконтинентальной железной, которая была завершена за шесть месяцев до канала, канал позволил мировой торговли происходить в рекордно короткие сроки. Открытие канала также сыграло важную роль в расширении европейского влияния и колонизации Африки. Внешние долги вынудили Измаил-Пашу, преемника Саид-Паши, продать долю канала, принадлежавшей его стране, за 4 млрд. фунтов стерлигив Великобритании в 1875 году, но Франция все еще оставалась главным акционером.

Константинопольская Конвенция 1888 года объявила канал нейтральной зоной под защитой Британии; британские войска оккупировали поприще вдоль канала в ходе гражданской войны в Египте 1882 года. В 1915 году эти войска отразили нападение на канал османских войск. Согласно англо-египетского договора 1936 года, Великобритания сохраняли контроль над каналом. В 1951 году Египет отказался от договора, а в 1954 Великобритания решила вывести свои войска, было завершено в июле 1956 года.

История использования канала

История международного использования канала в военное время содержала запрет на его прохождение испанскими военными кораблями во время испано-американской войны 1898 года, разрешение прохода русской эскадре во время Русско-японской войны 1905 года и итальянским судам во время итальянской интервенции в Эфиопии в 1935-1936 годах. Теоретически канал был открыт для всех воюющих сторон во время Первой и Второй мировых войн, однако военно-морское превосходство союзников затрудняло использование канала немецкими кораблями. Начиная со времени вооруженного противостояния между Израилем и арабскими странами 1949 года, Египет отказал в использовании канала израильтянам и всем судам тех стран, торговавших с Израилем.

Суэцкий кризис

После того, как Великобритания и Соединенные Штаты отозвали свои обещания оказать поддержку в строительстве Асуанской плотины в связи с египетским ориентировкой на Советский Союз, в 1956 году (за 13 лет до того, как согласно условиям концессии канал должен полностью отойти в Египет) египетский президент Гамаль Абдель Насер национализировал канал, намереваясь финансировать проект плотины за счет доходов от канала. Одновременно им были закрыты Тиранский пролива для израильськии судов, прекратило израильскую торговлю через порт Эйлат в заливе Акаба. Это спровоцировало Суэцкий кризис - Великобритания, Франция и Израиль нанесли военного удара по Египту. По плану Израиль должен атаковать Египет сушей, Англия и Франция должны были помочь военно-воздушными силами, а позже ввести войска для установления контроля над каналом.

Частично план был осуществлен, однако конфликт получил огромный международный резонанс, а многие другие страны попытались вмешаться дипломатическим путем для припнення больших жертв. Для прекращения войны канадский Государственный секретарь иностранных дел Лестер Боулс Пирсон предложил создать миротворческие силы Организации Объединенных Наций для обеспечения доступа к каналу для всех сторон, а Израиль должен вывести свои войска из Синайского полуострова. 4 ноября 1956 большинством голосов Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за миротворческую резолюцию Пирсона, в которой миротворцам ООН предоставлялся мандат на пребывание на Синайском полуострове, если Египет, так и Израиль согласятся на их введение. США также экономически и финансово нажали на правительство Великобритании, которая также согласилась вывести свои войска. За это план Пирсон позже был награжден Нобелевской премией мира.

В результате преднамеренного затопления судов по приказу Насера с целью сделать невозможным использование канала силами коалиции, канал был закрыт до апреля 1957 года, когда, согласно резолюции Пирсона, он был очищен с помощью сил ООН и открыт для судоходства. 1958 года Египет согласился выплатить компенсацию Англии и Франции за все 12 лет, которые оставались до окончания действия концессии.

Арабо-израильские войны 1967 и 1973 годов

В мае 1967 года президент Насер приказал миротворческим силам ООН освободить Синайский полуостров, включая зону Суэцкого канала. Несмотря на израильский протест в ООН, миротворцы были выведены, а египетская армия заняла позиции на израильской границе, вновь закрыв канал и Тиранский пролива для израильских судов.

Эти действия стали ключевыми факторами в решение Израиля нанести превентивный удар по Египту в июне 1967 года и захватить Синайский полуостров к Суэцкому каналу. После Шестидневной войны 1967 года, канал был закрыт до 5 июня 1975 года, за то, что обе страны контролировали разные берега канала и могли блокировать судоходство. В результате, четырнадцать грузовых судов, известных как «Желтый флот» оставались в ловушке канала в течение восьми лет. В 1973 году во время Войны Судного дня, египетская армия переправилась через канал на оккупированный Израилем Синайский полуостров, хотя и была быстро окружена израильсьмы силами, а ее уничтожению помешало только подписание прекращении огня. Многие из обломков военной техники, уничтоженной в течение этого конфликта, остается вдоль берегов канала и сейчас.

В 1975 году в район канала было вновь введено миротворческие войска ООН, а сам канал был открыт. При окончании срока действия пребывания миротворцев в 1979 году, несмотря на просьбы продлить срок как со стороны Израиля, так и со стороны Египта, этого не было сделано за вето СССР в Совете безопасности. По мирному договору между Израилем и Египтом, однако, было необходимо создать международные силы для обеспечения мира, что было сделано без участия ООН (так называемые «Многонациональные силы и наблюдатели» - англ. Multinational Force and Observers). С тех пор все корабли, включая израильские, проходят Суэцким каналом без помех.

Описание канала

Канал пересекает низменную участок песчаной пустыни и проходит по маршруту, где прокладке русла способствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежала ниже уровня моря, но при строительстве из них пришлось проводить выемку грунта, так как их глубины оказалось недостаточно для потребностей канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантара длиной 38 км трасса проходит озером Манзала, что есть мидководною лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, а благодаря ровному рельефу местности здесь не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила пресноводным каналом Исмаилия, который начинается чуть севернее Каир. С центральными районами страны зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, выходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик. Еще одна железная направляется западным берегом параллельно канала по всей его длине.

Характеристики

Допустимая наибольшая глубина осадка судна 18,90 м. Это относится для судов шириной до 50 м. Глубина допустимого осадка уменьшается для больших судов постепенно к 12,20 м для судов шириной 77,49 м. Максимальная допустимая водоизмещение судов для прохождения через канал - 150 тыс. т. После дноуглубительных работ, который планируется завершить к 2010 году, глубина допустимого осадки будет увеличение до 20,12 м. Сейчас разрабатывается также технико-экономическое обоснование для дальнейшего углубления канала до 21, 95, что позволит проходить через канал супертанкера с полной нагрузкой.

Допустимая наибольшая ширина:

77,49 м, после специального запроса к Suez Canal Authority
74,75 м при скорости ветра менее 10 м / с
64,0 м без всяких ограничений.
Длина судов не ограничена. Допустимая наибольшая высота 68 м (за то, что высота Моста египетско-японской дружбы составляет 70 м).

Канал имеет длину суше 162,25 км (Порт-Саид - Исмаилия: 78,50 км; Исмаилия - Суэц: 83,75 км). Расстояние от рейда до входа в канал с северной стороны составляет 19,5 км и 8,5 км с южного, от выхода из порта Суэц. Таким образом, общая протяженность канала 190,25 км.

Сообщение между берегами

Сообщение с севера на юг:

Мост через Суэцкий канал или Мост египетско-японской дружбы - высокий автомобильный мост возле города Аль-Кантара. Мост имеет высоту 70 м над поверхностью канала и был построен с помощью со стороны японского правительства, выгодней часть работ выполнена строительной фирмой PentaOcean.
Железнодорожный мост Аль Фердан - мост, расположенный в 20 км севернее Исмаилии, его строительство было завершено в 2001 году. Сейчас это самый длинный оборотный городов в мире, с пролетом 340 м. Предварительный городов было разрушено в 1967 году в ходе арабо-израильского конфликта.
Трубопроводы под каналом, подающих питьевую воду на Синае полуостров, пересекают канал в 57 км севернее Суэц, в точке 30 ° 27 "с.ш. 32 ° 21 "в.д..
Тоннель Ахмеда Хамди - тоннель к югу от Большого Горького озера, был построен в 1983 году. За проблем протечек в тоннеле, в период 1992 - 1995 лет рядом со старым был построен новый водонепроницаемый тоннель.
Высоковольтная линия через Суэцкий канал было построено в 1999 году.
Канал не имеет шлюзов через плоский рельеф и незначительные перепады между уровнем моря на его концах. В нем существует один судоходный фарватер. В обычный день через канал проходят три караваны, два с юга и один с севера. Первый караван идет южной частью канала в ранние утренние часы и доходит до Большого Горького озера, где суда останавливаются в ожидании прохода южного каравана. Северный караван проходит второй южный караван близ города Аль-Кантара. Переход занимает от 11 до 16 часов со скоростью около 8 узлов (15 км / ч), столь низкая скорость предназначена для предотвращения эрозии берегов канала волнами от судов.

Через канал сегодня осуществляется около 7,5% морских грузовых перевозок в мире. Поступления от канала с июля 2005 по май 2006 года составило 3,2 млрд. долларов США. В 2007 году через канал прошло 18193 судов. Средняя стоимость прохождения одного судна в 2007 году составляла около 150 тыс. долларов, а в 2008 году была увеличена до 160 тыс. долларов.

Сейчас некоторые супертанкеры слишком велики для прохождения каналом, а некоторые вынуждены разгружать часть своего груза на танкеры, принадлежащие каналу, и перезагружать ее на другом конце канала. Расширение канала, планируется завершить до конца 2009 года, сможет решить эту проблему, позволив проход любых полностью нагруженных супертанкеров.

Воздействие на окружающую среду

Открытие Суэцкого канала в 1869 году создало первый солоноводной проход между Средиземным и Красным морями. Причем уровень Красного моря примерно на 1,2 м выше уровня восточной части Средиземного моря, а высота приливов в Красном море также выше. Таким образом, канал служит проливом, через которую во время приливов порции воды перекатываются из Красного моря до Средиземного. Горькие озера, природные очень соленые озера, стали частью канала, несколько десятилетий сдерживали миграцию красноморском видов на север, однако их соленость постепенно сравнялась с соленостью Красного моря, и барьер миграции был устранен. В результате различные организмы из Красного моря начали колонизировать Восточное Средиземноморье. Красное море соленое и беднее питательными веществами, чем Атлантический океан, поэтому красноморском виды обычно имеют преимущество над атлантическими в соленой и беднейшему питательными веществами Средиземном море. В результате красноморском виды активно колонизируют Средиземное море, вытесняя местную биоту, тогда как в обратном направлении процесс практически не происходит. Это явление называется «Лессепсовою миграцией» (по имени Фердинанда де Лессепса) или «Эритрейская инвазией». Строительство Асуанской плотины через Нил в 1960-х годах уменьшило приток богатой питательными веществами пресной нильской воды до восточного Средиземноморья, еще больше приблизило условия моря до красноморском, ухудшая инвазию инородными видов.

Инвазивные красноморском виды, интродуцированные в Восточного Средиземноморья, уже стали важной частью средиземноморской экосистемы, ставя много эндемичных видов на грань вымирания. Сейчас около 300 красноморском видов уже идентифицированы как постоянные жители Средиземного моря, вероятно некоторое число остается неидентифицированным. Работы по расширению канала, ведутся египетским правительством, вызывают значительное беспокойство природоохранных организаций, потому что они непременно вызывают ухудшение инвазии красноморском видов.

Параллельно с Суэцким каналом за несколько лет до его строительства был построен Пресноводный канал Исмаилия от Модельного Нила, с двумя ветвями для поставки воды до Суэца и Порт-Саиду, с целью подачи воды для строительства и развития поселений вдоль его будущего русла.

Все о строительстве смотрите