Суэцкий канал соединяет тихий и атлантический океаны. Завершение строительства Панамского канала. Основные параметры канала


Каждый из нас знает о , который соединяет Тихий и Атлантический океаны, что позволяет транспортным компаниям экономить огромное количество времени и денежных средств. Но даже самый простой канал – это не просто выкопанный ров между водоемами, а сложная техническая система шлюзов. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Структура Панамского канала

Панамский канал – это совокупность шлюзов, рукотворное судоходное русло, созданное в самом узком месте Панамского перешейка в Центральной Америке. С момента своего открытия в 1920 году Панамский канал до сих пор остается одним из сложнейших инженерных объектов в мире.

Через этот S-образный перешеек может пройти судно любого типа и размера: от скромной яхты до крупного наливного танкера. В настоящее время пропускной размер канала стал стандартом строения судов. В итоге, благодаря шлюзам Панамского канала в сутки по нему проходят до 48 судов, и миллионы людей в мире пользуются этим комфортом.

Так зачем нужны шлюзы в Панамском канале? Вопрос географический, и ответ на него очевиден: поскольку канал состоит из нескольких озер, углубленных рек и рукотворных каналов, и при этом соединяет два огромных океана, то необходимо постоянно выравнивать перепад воды на протяжении всего пути и регулировать течения. А разница уровня воды между каналом и Мировым океаном велика – 25,9 м. В зависимости от размера и тоннажа судна уровень воды в шлюзе повышается или понижается, тем самым создаются необходимые условия для беспрепятственного следования судна по каналу.

Особенности шлюзов Панамского канала

В русле канала функционируют две группы шлюзов. Каждый шлюз – двухниточный, т.е. может одновременно переправлять суда по встречному движению. Хотя практика показывает, что обычно идет пропуск судов в одном направлении. Каждая шлюзовая камера вмещает максимально 101 тыс. куб. м. воды. Размеры камер: ширина 33,53 м, длина 304,8 м, минимальная глубина – 12,55 м. Крупные суда через шлюзы тянут специальные электрические локомотивы («мулы»). Итак, основные шлюзы Панамского канала – это:

  1. По направлению от Атлантического океана установлен трехкамерный шлюз «Gatun» (Гатун) , соединяющий одноименное с Лимонской бухтой. Здесь шлюзы поднимают суда на 26 м до уровня озера. На шлюзе установлена камера, изображение с которой вы можете смотреть в реальном времени в интернете.
  2. Со стороны Тихого океана работает двухкамерный шлюз «Miraflores» (Мирафлорес) Он соединяет русло основного канала с Панамской бухтой. В его первом шлюзе также установлена видеокамера.
  3. Однокамерный шлюз «Pedro Miguel» (Педро Мигель) функционирует совместно с системой шлюза Мирафлорес.
  4. С 2007 года ведутся работы по расширению канала и установке дополнительных шлюзов для увеличения пропускной способности Панамского канала (третья нитка). Новые параметры третьей нитки: длина 427 м, ширина 55 м, глубина 18,3 метра. Также идут работы по расширению и углублению основного фарватера, чтобы всё-таки выполнять встречное перемещение судов. Предполагается, что с 2017 года канал сможет выполнять двойную нагрузку.

Как посмотреть на шлюзы Панамского канала?

Вдоль всего канала проходит автомагистраль и полотно железной дороги. Вы можете самостоятельно и бесплатно проследовать за любым судном и познакомиться с системой работы канала издалека. Также можно купить туристический тур с той же целью.

Шлюз Мирафлорес считается доступным для туристов. Вы можете доехать до него на такси или купить билет на автобус за 25 центов, и в составе группы проехать максимально близко к шлюзу, чтобы познакомиться с его работой. включает в себя посещение музея ($10) и выход на смотровую площадку, где в реальном времени по громкоговорителю оглашают информацию о работе шлюза.

Идея соединить два океана искусственно вырытым каналом возникла еще в XVI в. у испанских конкистадоров. Однако против этой идеи высказался испанский король Филипп II. И прошло 300 лет, прежде чем о канале заговорили снова. Фердинанд де Лессепс, окрыленный успешным строительством Суэцкого канала, задумал таким лее образом соединить Тихий и Атлантический океаны. В 1881 г. он начал работу, но на этот раз ему было суждено потерпеть неудачу. Амбициозный проект пришлось закрыть всего через семь лет после его начала. Созданный для строительства консорциум потерпел финансовый крах.

В 1902 г. люди, выкупившие то, что осталось от хозяйства консорциума, перепродали его США за 40 млн долларов. В то время Панама все еще оставалась под юрисдикцией Колумбии. Это не позволяло американцам просто явиться и начать копать свой канал. Президент Теодор Рузвельт поддержал панамских борцов за независимость и привел их к победе. К 1903 г. Панама стала независимым суверенным государством, и работы можно было возобновить. Первый корабль прошел через новый Панамский канал 15 августа 1914 г. Согласно договору между Панамой и США Панамский канал должен был «навечно» оставаться собственностью Штатов.

Протяженностью около 80 км, Панамский канал проходит через город Колон на атлантическом берегу и искусственное озеро Гатун на тихоокеанском берегу. Благодаря каналу морской путь от Сан-Франциско до Нью-Йорка вместо 26 000 км стал составлять всего 10 000 км. Уровень воды в Атлантике всего на 24 см ниже, чем в Тихом океане. Однако из-за неровного гористого ландшафта судам приходится миновать на своем пути 3 шлюза, чтобы подняться на 26 м до уровня озера Гатун. Канал достаточно широк, чтобы корабли могли двигаться навстречу друг другу практически без задержек. Размеры шлюзов ограничивают параметры судов, которые могут пройти через канал, и морякам эти цифры известны как «Панамакс». Корабли должны быть не более 294 м в длину и 32 м в ширину, чтобы удовлетворять типу судов «Панамакс». Также они должны иметь осадку не более 12 м.

С тех пор как Панамский канал открылся в 1914 г., зафиксировано более миллиона прошедших через него судов - из них 14 000 только за 2005 г. Хозяева Панамского канала получают плату за все проходящие по нему суда. Когда в 2000 г. США уступили правительству Панамы право контроля над каналом, ответственность за поддержание его в исправном состоянии легла на плечи государства Панамы. Сборы в зависимости от габаритов судна и веса его груза составляют в среднем до 2 млрд долларов в год. Однако уже ни для кого не секрет, что пропускная способность канала не удовлетворяет запросы современного судоходства. Возросло не только число судов, совершающих плавание из Штатов в Азию и обратно: возросли и их размеры. Габариты судов, так называемого постпанамского класса, не позволяют им проходить через канал. Поэтому планируется модернизировать канал к 2014 г.

Даты

  • 1881: французский консорциум начинает строительство канала.
  • 1902: Остатки французских активов перекуплены США за 40 млн долларов.
  • 1903: Панама получает независимость, и работы по строительству возобновляются.
  • 15 августа 1914: По каналу открыто судоходство.
  • 1920-1999: Каналом владеют США.
  • 1 января 2000: США уступают право собственности Панаме. ФАКТЫ
  • Протяженность: Длина канала 80 км, стремя шлюзами.
  • Плотность движения: С 1914г. зафиксировано около миллиона судов, прошедших по каналу. Средняя величина сборов за проход за год - 2 млрд долларов. Ежедневно через канал проходит до 45 судов.

В Центральной Аме-ри-ке.

Пе-ре-се-ка-ет Па-нам-ский пе-ре-ше-ек в са-мой низ-кой его час-ти и свя-зы-ва-ет пор-ты Ка-риб-ско-го моря Ат-лан-ти-че-ско-го океана (Кри-сто-баль, Ко-лон) и Па-нам-ско-го залива Ти-хо-го океана (Па-на-ма, Баль-боа). Дли-на 81,6 км (вклю-чая ак-ва-то-рию ис-кусственного озера Га-тун). Панамский канал со-сто-ит из 2 ис-кусственных озёр, со-еди-нён-ных ка-на-ла-ми и уг-луб-лён-ны-ми рус-ла-ми рек, а так-же из 2 групп шлю-зов (все шлю-зы ка-на-ла 2-ни-точ-ные, что обес-пе-чи-ва-ет воз-мож-ность од-но-временного встреч-но-го дви-же-ния су-дов). Со сто-ро-ны Ат-лан-тиче-ско-го около 3-ка-мер-ный шлюз «Га-тун» (высота подъ-ёма 25,9 м; 6 во-рот на ка-ж-дой нит-ке) со-еди-ня-ет Ли-мон-скую бух-ту с озера Га-тун. Со сто-ро-ны Ти-хо-го океана 2-ка-мер-ный шлюз «Ми-ра-фло-рес» (высота подъ-ё-ма 16,5 м; 5 во-рот на ка-ж-дой нит-ке) и од-но-ка-мер-ный шлюз «Пед-ро Ми-гель» (вы-со-та подъ-ё-ма 9,4 м; 4 во-рот на ка-ж-дой нит-ке) со-еди-ня-ют Па-нам-скую бух-ту с рус-лом ка-на-ла. До-пол-нительное во-до-снаб-же-ние обес-пе-чи-ва-ет-ся озером Алаху-эла. Раз-ме-ры шлю-зо-вых ка-мер: ши-ри-на 33,53 м, дли-на 304,8 м, ми-нимальная глу-би-на 12,55 м. Ка-ж-дая ка-ме-ра вме-ща-ет 101 тысячу м3 во-ды. Про-вод-ка круп-ных су-дов че-рез шлю-зы обес-пе-чи-ва-ет-ся специальными не-боль-ши-ми железно-дорожными ло-ко-мо-ти-ва-ми на элек-трической тя-ге. Ад-ми-ни-ст-ра-ци-ей ка-на-ла ус-та-нов-ле-ны сле-дую-щие про-ход-ные раз-ме-ры для су-дов: дли-на 294,1 м, ширина 32,3 м, осадка 12 м в пре-сной тро-пической во-де, высота 57,91 м (от ва-тер-ли-нии до са-мой вы-со-кой точ-ки суд-на). В ис-клю-чи-тель-ных слу-ча-ях су-дам мо-жет быть пре-дос-тав-ле-но раз-ре-ше-ние для про-хо-ж-де-ния при высоте 62,5 м, при ус-ло-вии, что про-ход бу-дет осу-ще-ст-в-лён при низ-кой во-де. На сво-ём про-тя-же-нии ка-нал пе-ре-се-ка-ет-ся 3 мос-та-ми. Вдоль Панамского канала ме-ж-ду го-ро-да-ми Па-на-ма и Ко-лон про-ло-же-ны ав-то-мо-биль-ная и же-лез-ная до-ро-ги.

Панамский канал из-ба-вил су-да от не-об-хо-ди-мо-сти сле-до-вать по Ма-гел-ла-но-ву проливу или во-круг мы-са Горн и ко-рен-ным об-ра-зом из-ме-нил на-прав-ле-ния ря-да важ-ней-ших морских пу-тей. Наи-боль-шее зна-че-ние он име-ет для свя-зей ме-ж-ду восточным и западным по-бе-режь-я-ми США и Ка-на-ды, рас-стоя-ние ме-ж-ду ко-то-ры-ми со-кра-ти-лось в 2,5-3 раза, ме-ж-ду восточным по-бе-режь-ем США и Даль-ним Вос-то-ком, а так-же ме-ж-ду стра-на-ми Латинской Аме-ри-ки.

Го-су-дар-ст-во-вла-де-лец - Па-на-ма. Ка-нал име-ет ста-тус ме-ж-ду-на-род-но-го, под-па-да-ет под дей-ст-вие со-от-вет-ст-вую-щих ме-ж-ду-народных до-го-во-ров, су-ще-ст-вен-но ог-ра-ни-чи-ваю-щих пра-во-мо-чия го-су-дар-ст-ва-вла-дель-ца.

Впер-вые идея строи-тель-ст-ва ка-на-ла, со-еди-няю-ще-го Ат-лан-ти-че-ский и Ти-хий океа-ны, вы-ска-за-на в XVI веке им-пе-ра-то-ром Свя-щен-ной Римской им-пе-рии Кар-лом V . В XIX веке её ак-тив-но про-па-ган-ди-ро-ва-ли А. Гум-больдт и С. Бо-ли-вар. В 1846 году США на-вя-за-ли Но-вой Гра-на-де (с 1886 года Ко-лум-бия), в со-став ко-то-рой вхо-ди-ла тер-ри-то-рия современной Па-на-мы, со-гла-ше-ние, пре-ду-смат-ри-вав-шее рав-ные пра-ва сто-рон на экс-плуа-та-цию лю-бо-го пу-ти че-рез Па-нам-ский пе-ре-ше-ек. По Клей-то-на - Бул-ве-ра до-го-во-ру 1850 года ме-ж-ду США и Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей пред-по-ла-га-лось, что под-пи-сав-шие его го-су-дар-ст-ва от-ка-зы-ва-ют-ся от при-об-ре-те-ния ис-клю-чительных прав на бу-ду-щий ка-нал и при-ни-ма-ют обя-за-тель-ст-во га-ран-ти-ро-вать его ней-тра-ли-тет.

Попытки построить канал, пред-при-ня-тые Францией (в 1878 году получила кон-цессию от правительства Колумбии), закончились неудачей.

По-бе-да в ис-па-но-аме-ри-кан-ской вой-не 1898 года и ос-лаб-ле-ние по-зи-ций Ве-ли-ко-бри-та-нии в Центральной Аме-ри-ке уси-ли-ли стрем-ле-ние США мо-но-по-ли-зи-ро-вать со-ору-же-ние Панамского канала Хея - Па-унс-фо-та до-го-вор 1901 года ме-ж-ду США и Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей обес-пе-чил американской сто-ро-не ис-клю-чительные пра-ва на по-строй-ку ка-на-ла и по-сле-дую-щий кон-троль над ним. В 1903 году американская и ко-лум-бий-ская сто-ро-ны под-пи-са-ли до-го-вор, со-глас-но ко-то-ро-му США по-лу-чи-ли на 100 лет (с во-зоб-нов-ле-ни-ем по их же-ла-нию на лю-бой срок) пра-ва на со-ору-же-ние, экс-плуа-та-цию, кон-троль и ох-ра-ну ка-на-ла, а так-же на поль-зо-ва-ние зо-ной ко-лум-бий-ской тер-ри-то-рии ши-ри-ной в 5 км по обе сто-ро-ны ка-на-ла. По-сле от-ка-за ко-лум-бий-ско-го пар-ла-мен-та ра-ти-фи-ци-ро-вать до-го-вор США 3.11.1903 года ини-ции-ро-ва-ли вос-ста-ние па-нам-цев под ло-зун-гом от-де-ле-ния от Ко-лум-бии. 6.11.1903 года США при-зна-ли не-за-ви-си-мость Па-на-мы, 18 но-ября под-пи-са-ли до-го-вор, по ко-то-ро-му по-лу-чи-ли пра-во на ок-ку-па-цию час-ти па-нам-ской тер-ри-то-рии ши-ри-ной 16,1 км и на по-сле-дую-щий кон-троль над ней для строи-тель-ст-ва ме-жо-ке-ан-ско-го ка-на-ла. В ка-че-ст-ве ком-пен-са-ции Па-на-ма по-лу-чи-ла в 1904 году еди-но-временную вы-пла-ту в раз-ме-ре 10 миллионов долларов; с 1913 года США вы-пла-чи-ва-ли Па-на-ме по 250 тысяч долларов еже-год-но.

Пер-вое суд-но про-шло че-рез Панамский канал 15.8.1914 года, с 12.6.1920 года на-ча-лась его по-сто-ян-ная экс-плуа-та-ция. США вло-жи-ли в строи-тель-ст-во Панамского канала 380 миллионов долларов. В по-сле-дую-щие го-ды пра-ви-тель-ст-во Па-на-мы по-сто-ян-но под-ни-ма-ло во-прос о на-цио-на-ли-за-ции Панамского канала. В 1936 и 1955 годы под-пи-са-ны до-го-во-ры, уве-ли-чи-вав-шие еже-год-ную американскую аренд-ную пла-ту Па-на-ме за экс-плуа-та-цию ка-на-ла (со-от-вет-ст-вен-но до 430 тысяч долларов и 1,93 миллионов долларов).

В 1977 году по ре-зуль-та-там пе-ре-го-во-ров ли-де-ра Республики Панама О. Тор-ри-хо-са Эр-ре-ры и пре-зи-ден-та США Дж.Э. Кар-те-ра под-пи-са-ны До-го-вор о Па-нам-ском ка-на-ле и До-го-вор о по-сто-ян-ном ней-тра-ли-те-те и функ-цио-ни-ро-ва-нии Па-нам-ско-го ка-на-ла, всту-пив-шие в си-лу 1.10.1979 года. Основные ста-тьи До-го-во-ра о Па-нам-ском ка-на-ле пре-ду-смат-ри-ва-ли де-нон-са-цию всех ра-нее за-клю-чён-ных со-гла-ше-ний о ка-на-ле, ли-к-ви-да-цию зо-ны ка-на-ла и пе-ре-ход в 2000 году Панамского канала под пол-ный кон-троль Па-на-мы. Еже-год-ная пла-та Па-на-ме уве-ли-чи-лась до 10 миллионов долларов. 31.12.1999 года США пе-ре-да-ли Панамский канал Па-на-ме. В 2007 году на-ча-лась его ре-кон-ст-рук-ция (за-вер-ше-ние ра-бот на-ме-че-но на 2014 год) с це-лью уг-луб-ле-ния и со-ору-же-ния ли-нии бо-лее ши-ро-ких шлю-зов, ко-то-рые по-зво-лят уве-ли-чить ко-ли-че-ст-во об-слу-жи-вае-мых су-дов с 14 тысяч (2011) до 18,8 тысяч в год.

Соединяя , Атлантический океан и Панамский залив (исп. Golfo De Panamа) Тихого океана, до сего дня считается одним из величайших сооружений за всю историю человечества. Этот канал является уникальным — одним из крупнейших и непревзойденных по сложности строительных проектов, значение которого в мировой экономике сложно переоценить.

Возведение канала было неимоверно драматичным и длительным процессом. На его строительство были затрачены колоссальные денежные суммы и многие тысячи человеческих жизней. Панамский канал оказал неоценимое влияние на развитие мирового мореходства. Благодаря сооружению этой водной артерии, морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско, например, сократился с 23 тыс. км до 10 тыс. км.

Идея объединения океанов

Мореплавателям не давала покоя особенность географического расположения 2-х гигантских водоемов – Атлантический и Тихий океаны были разделены лишь тонкой полоской суши, ширина которой в наиболее узком месте составляла всего 50 км. Австралийские торговцы, доставлявшие в Англию и Европу свои товары, не только хотели сократить время нахождения в пути, но и беспокоились за целостность своих грузов: зловещий (исп. Cabo de Hornos) славился своими отвратительными погодными условиями. Однако, чтобы попасть из одного океана в другой, кораблям приходилось огибать Южноамериканский континент, совершая обходной путь, составляющий более 20 тыс. км, на который уходили месяцы. По мере расширения торговли, мореплаватели все более нуждались в канале, рассекающем узкий перешеек, который дал бы возможность судам значительно сократить дорогу.

Однако, это было непосильной задачей для человечества в XVI столетии. Но именно тогда люди стали всерьез задумываться о сооружении канала, и даже занялись исследованием территорий перешейка. В историю вошло имя испанского купца, мореплавателя и конкистадора, (исп. Vasco Nuñez de Balboa; ок.1475 — 1517), который первым из европейцев в XVI в. (29 сентября 1513 г.) пересек Панамский перешеек, достиг вод Тихого океана и основал поселение на берегу Дарьенского залива (исп. Golfo del Dariеn; находится в юго-западной части Карибского моря, у берегов и Панамы).

В поисках баснословных богатств, он со своим отрядом искателей счастья прошел через джунгли, дойдя до северо-западного берега Золотой Кастилии (исп. Оro de Сastilla; так испанцы называли Центральную Америку и Панамский перешеек) и, взойдя на гору, увидел бескрайние тихоокеанские воды, которые он назвал Южным морем. Итак, Панамский перешеек был внесен на географические карты благодаря именно тому походу, а идея объединения двух великих океанов с тех пор обрела конкретные черты.

Уже в XVI столетии прогрессивные люди прекрасно понимали, что необходим канал между двумя океанами. Именно в то время Алессандро Маласпина (итал. Alessandro Malaspina; итальянский мореплаватель и географ), обследовав Панамский перешеек, предложил уникальный проект строительства Панамского канала.

Испанский монарх Филипп II, ревностный католик, был в ярости: «То, что создано на Земле Богом, что он посчитал нужным соединить, мы не имеем права разрывать! » Король документально утвердил запрет как на строительство, так и на разработки подобных проектов.

Первое строительство Панамского канала

Дошедшие до наших дней документы позволяют ученым сделать вывод: стартовавшее в 1879 г. строительство Панамского канала обернулось ужасной катастрофой – и для человечества, и для экономики. «Трагическим» строительством в конце XIX в. руководил Фердинанд Лессепс (франц. Ferdinand Marie vicomte de Lesseps; 1805 — 1894 гг.), французский дипломат и юрист, руководитель и автор проекта строительства Суэцкого канала (соединяющего Красное и Средиземное моря).

Известное имя руководителя строительства послужило гарантией успеха затевавшегося предприятия. В столице Франции была официально зарегистрирована «Всеобщая компания межокеанского канала» (фр. «La Compagnie Universelle du canal interocеanique de Panamа»; 1880-1889 гг.), акции которой стоили чрезвычайно дорого, но пользовались необычайно высоким спросом — их приобрели около 1 млн. человек, твердо веривших в успех грандиозного строительства.

По истечении 9 лет с начала стройки, когда были затрачены колоссальные суммы (более 300 млн $), работы не были завершены даже на ¹⁄3. Расчеты проекта Лессепса оказались в корне неверными, что привело к банкротству компании и к многочисленным человеческим жертвам: от эпидемий малярии и желтой лихорадки умерло более 20 тыс. рабочих. Люди убегали со строительства, как от Богом проклятого места. Обвиненный в гигантской финансовой афере, Фердинанд Лессепс был арестован. Хотя гениальный архитектор и допустил массу серьезных ошибок, скорей всего он не планировал таким образом обогатиться. Не выдержав жестокого удара судьбы, Лессепс лишился рассудка.

Этот инцидент навсегда останется темным пятном в истории человечества, с тех пор крупнейшие экономические махинации и финансовые «пирамиды» часто называют «панамой».

Второе строительство канала

Но Панамский канал был необходим человечеству, власти США это прекрасно понимали. Проанализировав все недочеты предыдущего проекта, они всерьез задумались над причиной эпидемий. Кстати, благодаря новому строительству Панамского канала, было сделано научное открытие: носителем возбудителя страшной болезни — желтой лихорадки является комар. Чтобы уничтожить комаров, в зоне строительства выжигались целые леса, выкашивались травы и осушались болота. В результате, популяция комаров, практически сведенная на «нет», больше не угрожала рабочим малярией и желтой лихорадкой.

Далее, в кратчайшие сроки был разработан новый проект Дж. Фрэнком Стивенсом (англ. John Frank Stevens; американский инженер, главный инженер строительства Панамского канала в 1906-1908 гг.), который предложил для регулирования уровня воды в канале использовать искусственные озера и специальные шлюзы.

Новое строительство канала стартовало в 1904 г., оно длилось почти 10 лет и обошлось США почти в 400 млн $. И это грандиозное предприятие стоило жизни почти 6 тыс. рабочих. Однако, на этот раз колоссальный проект был воплощен в жизнь: 13 октября 1913 г. хозяин Белого Дома нажал на специальную кнопку, что привело к мощному взрыву: за 4 тыс. км от резиденции Томаса Уильсона (англ. Thomas Woodrow Wilson; 28 президент США в 1913-1921 гг.) более 20 тн динамита разрушили последнюю перемычку (расположенную у города Гамбоа) – наконец, воды двух титанов, Атлантического и Тихого океанов, были соединены водным путем.

Официальное открытие Панамского канала произошло 15 августа 1914 г. Первым судном, всего за несколько часов прошедшим по каналу из Атлантики в Тихий океан, стал американский пароход «Анкон» (SS Ancon).

Касательно истории сооружения Панамского канала, надо заметить, что США, вложившие колоссальные средства в осуществление проекта века, хорошо подстраховались, приложив все усилия для отделения Панамы от Колумбии. За помощь в обретении независимости, власти страны отдали США в вечное владение совсем «немного»: землю, дно и водное пространство Панамского канала.

Современность

Сегодня Панамский канал принадлежит Панаме и играет важную роль в морских перевозках. Построенное 100 лет назад шлюзовое сооружение отвечает самым современным требованиям.

Средняя плата, взимаемая с судна, проходящего по каналу, составляет около 13 тыс. $.

Длина канала сравнительно невелика — 81,6 км (из них 65,2 км пролегает по суше, а 16,4 км — по дну Панамской и Лимонской бухт), общая ширина составляет 150 м, а глубина – 12 м. Сооружение включает в себя 2 искусственных озера и 2 сложные системы шлюзов. Пересекать канал не так-то просто в связи с тем, что разница между уровнями Мирового Океана и Панамского канала составляет 26 м. Судно проходит через канал в среднем за 9 ч. Над каналом возвышаются 3 моста, а вдоль всего водного пути проходят автотрасса и железная дорога.

Панамский канал - это искусственно созданная артерия, роль которой очень сложно переоценить для современной транспортной системы мира. Когда и при каких обстоятельствах он был построен? Каковы его основные параметры? Ответы на все эти вопросы содержатся в нашей статье.

Панамский канал: общая характеристика

Канал соединяет два океана - Тихий с Атлантическим. Если говорить точнее: Панамский залив с Карибским морем. Он расположен в пределах современного государства Панама, примерно на 9 о северной широты и 79 о западной долготы. Таковы его географические координаты. Панамский канал вошел в историю как один из крупнейших инженерных проектов во всей истории человечества и существенно повлиял на развитие мирового судоходства в целом.

Прежде всего, канал сократил расстояние по морю между двумя крупнейшими центрами США: Нью-Йорком и Сан-Франциско (почти в три раза!). За все время своего существования он пропустил свыше 800 тысяч разных судов. Панамский канал работает уже почти столетие.

Основные параметры канала

Строительство Панамского канала продолжалось более тридцати лет. И это неудивительно, ведь для реализации столь масштабного проекта необходимо было преодолеть, пробурить около 70 километров по суше Панамского перешейка.

Общая длина Панамского канала составляет 81,6 километра. Из них около 65 километров проложено именно по суше. Общая ширина канала - около 150 метров. А вот искусственные шлюзы для прохождения кораблей и суден имеют ширину в 33 метра. Глубина канала, разделившего две Америки, всего 12 метров.

Прохождение судов

Услугами канала пользуются самые разные суда: это и маленькие яхты, и крупные нефтяные танкеры. Любопытно, что самый крупный корабль, который способен пройти через шлюзы Панамского канала, вскоре стал своеобразным "мерилом", эталоном в судостроении. Он и название получил специфическое: "Panamax".

Прохождение судов через канал контролирует специальная служба. В среднем один корабль преодолевает его за девять часов. За сутки Панамский канал способен пропустить до 50 суден. Ежегодно здесь провозится около 200 миллионов тонн различных грузов. Теперь легко можно представить себе, насколько значимым и важным стало открытие Панамского канала 100 лет тому назад.

Сколько же нужно заплатить, чтобы воспользоваться этим водным транспортным коридором? Ставка зависит от длины (если речь идет о малых кораблях или яхтах), или же от загруженности (вместимости) судна. Она исчисляется в стандартных единицах измерения - так называемых TEU (это один контейнер весом в 20 футов). Сумма ставки за один TEU составляет на сегодняшний день 49 долларов США.

Конфигурация и основные технические особенности

Направление Панамского канала: с юго-востока - на северо-запад. Его общая структура представлена двумя искусственными водоёмами и двумя группами шлюзов. Также, во время прокладки канала, осуществлялось углубление русел местных рек. Все шлюзы здесь двусторонние, что позволяет осуществлять безопасное встречное движение суден.

Длина Панамского канала, которая приходится на бухты (Панамская и Лимонская), составляет всего 16 километров. Крупные суда проводят по нему с помощью мощных локомотивов на электротяге (ранее эту роль выполняли обычные мулы).

Берега Панамского канала соединены тремя мостами, а вдоль него проходит железнодорожная ветка и автомагистраль.

Как и когда появился канал?

Почти четверть века понадобилось на то, чтобы реализовать этот грандиозный проект. Идеи связать водным переходом два океана начали появляться давно, задолго до начала его строительства. Однако технические возможности для этого появились лишь в конце XIX века.

Первая попытка создать канал на Панамском перешейке принадлежит французам и датируется 1879 годом. Но она оказалась неудачной и завершилась полным фиаско для Франции и многочисленными скандалами. Почти 800 тысяч акционеров были разорены, а 20 тысяч строителей умерли от малярии. Руководители проекта были уличены в мошенничестве и коррупции. Кстати, тюремный срок получил один из авторов этого проекта - знаменитый Эйфель.

Следующая попытка реализовать Панамский проект принадлежит американцам. И они, в отличие от французов, смогли довести дело до конца. Началом строительства канала можно считать 1902 год.

Канал и панамские "сепаратисты"

Стоит отметить, что со строительством канала удивительным образом совпало и возникновение такого государства, как Панама. Ранее этим перешейком владела Колумбия, и именно с президентом этой страны США заключили договор об аренде большого участка земли для строительных работ. Но не тут-то было! Парламент Колумбии отказался ратифицировать данное соглашение. И после этого начали происходить весьма интересные события.

Как раз в штате Панама, где должно было проходить строительство канала, неожиданно возникла группировка местных сепаратистов - борцов за свободу региона. Колумбия сразу же попыталась придушить эти движения, однако панамских "бунтарей" моментально поддержали ВМС США. Правительство Колумбии вынуждено было отступить: в ноябре 1903 года Панама провозгласила себя независимой республикой. А вскоре после этого новоиспеченное руководство государства подписало с США договор о передаче земель в аренду и бессрочном пользовании каналом. В обмен на это сверхдержава пообещала защитить суверенитет молодой Панамы.

Как строился канал?

Справедливости ради, стоит отметить, что американцы подошли к этому делу гораздо серьезнее, нежели французы. Так, главным врагом прокладки канала была малярия. Американцы очень быстро решили эту проблему: осушили болота, создали систему рвов для отвода воды и обработали территорию химикатами от комаров.

Стоит привести несколько сухих, но впечатляющих цифр для статистики. Работы по прокладке Панамского канала длились 10 лет. В них приняли участие свыше 70 тысяч человек. Общая стоимость проекта составила 400 миллионов долларов.

Открытие Панамского канала происходило торжественно и крайне помпезно. Вудро Вильсон (президент США), находясь в Белом Доме, нажал на кнопку и взорвал последнюю перемычку будущего канала. И воды двух океанов соединились! Кстати, для реализации этого величественного акта от Вашингтона до Панамы специально проложили кабель длиной в 4000 километров.

Считается, что год открытия Панамского канала - 1914. 15 августа этого года через него прошел первый корабль - "Кристобель". Однако той же осенью на канале случился крупный оползень, который на некоторое время прекратил навигацию. Возобновилось движение по Панамскому переходу спустя год - в 1915, когда состоялось еще одно торжественное его открытие.

Мост двух Америк

Следует отметить, что новый грандиозный канал не только соединил два океана, но и разъединил два материка. Эту проблему сразу же ощутили на себе жители двух городов - Колон и Панама, которые оказались отрезанными от остальной части своей республики.

Строительство так называемого моста двух Америк было начато в 1959 году, а завершилось - в 1962. Он стал первым сплошным автомобильным мостом, соединившим два континента. До этого связь между двумя берегами канала обеспечивали разводные мосты.

Современное состояние и перспективы

Несмотря на то что канал был построен ровно 100 лет назад, он и сегодня пользуется огромнейшим спросом. Разумеется, что размеры и тоннаж современных кораблей заметно возросли. Поэтому современный Панамский канал сталкивается сегодня с рядом потенциальных и серьезных проблем.

В 2006 году в Панаме был проведен специальный референдум касательно будущего канала. И 79% жителей страны высказались "за" его расширение и модернизацию. Активные работы начались уже в 2007 году. Планируется, что в самое ближайшее время ширина пропускных шлюзов увеличится с 34 до 55 метров, а глубина - до 15,2 метра. Таким образом, Панамский канал сможет пропускать современные крупнотоннажные танкеры с нефтью.

Общий грузооборот должен вырасти до 600 миллионов PEU. Согласно планам, новый Панамский канал после реконструкции сможет пропускать в год 18,8 тысяч суден. Общая стоимость проекта по модернизации канала составляет огромную сумму: 5,25 миллиардов долларов США.

Альтернатива Панамскому каналу

Очевидно, что объемы мирового судоходства растут. И если в первой половине ХХ века Панамский канал отлично справлялся со своими обязанностями, то сегодня он все чаще сталкивается с новыми проблемами. Так, в последние годы участились морские пробки из суден, которые формируются по обе стороны канала. Иногда длина одного такого затора достигает нескольких десятков крупных суден.

Исходя из этого, многие задумываются о том, что необходимо построить второй Панамский канал. Никарагуа, в этом плане, рассматривается как самый подходящий вариант.

Проектируемый канал в Никарагуа - это отличная альтернатива панамскому каналу, так считают многие эксперты. Да и природные условия способствуют его прокладке. Кстати, первые идеи прорубить проход именно в этой стране возникали еще в XVII столетии.

Никарагуанский канал

Руководители трех государств (России, Китая и Никарагуа) уже договорились о совместном участии в этом проекте. Новый канал сможет не только решить транспортную проблему, но и лишит США экономической монополии в этом регионе.

45 миллиардов долларов - такова ориентировочная стоимость проекта. Основной финансовый груз пообещал взять на себя Китай. Российская Федерация в свою очередь обязуется обеспечить военную поддержку проекта. Так, российским военным кораблям разрешено находится в территориальных водах Никарагуа до середины 2015 года.

Планируется, что ширина Никарагуанского канала будет от 230 до 530 метров, а глубина - до 30 метров. Общая длина канала составит 278 километров, из которых 105 км должно пройти по водам озера Никарагуа.

Заключение

Панамский канал - это величественное сооружение, один из величайших инженерных проектов в истории человечества. На его строительство ушло 10 долгих лет и миллионы долларов. Несмотря на свой солидный возраст, Панамский канал продолжает пользоваться большим спросом. Однако новые времена требуют новых мощностей, вследствие чего канал сталкивается с массой новых проблем. Чтобы решить эту проблему, было принято решение качественно модернизировать сооружение. Кроме того, рассматриваются и альтернативные варианты, в частности, прокладка нового канала в Никарагуа.