Таблица социальный лифт и примеры. Каналы социальной мобильности (социальные лифты)

Каналом социальной мобильности следует именовать такую сферу общества или социальный институт, где осуществляется восходящая или нисходящая мобильность, например, собственность, семья, производство, армия, религия, образование. Канаты мобильности также называют социальными лифтами.

Армия функционирует в качестве канала социальной мобильности и в мирное, и в военное время. Крупные потери или выход в отставку среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время младшие офицеры продвигаются благодаря таланту и храбрости, в мирное – благодаря лояльности, послушанию и выслуге лет. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.

Например, известно, что из 92 римских императоров 36 достигли своего высокого положения, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон Бонапарт и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Оливер Кромвель, генерал Улисс Грант, один из отцов-основателей США Джордж Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

В России начиная с XVIII в., когда петровскими указами была введена 25-летняя служба, армия превратилась в канал вертикальной мобильности в том числе и для крепостных крестьян. Рядовой солдат самого низкого происхождения мог выслужить офицерский и даже генеральский чин. Если не в своем полку, то в соседнем он мог видеть офицера, вышедшего из солдат. В прежние времена этот канал монополизировали сначала бояре, составлявшие княжескую дружину, а позже дворянство, официально считавшееся служилым сословием государства. Русский крестьянин знал, что бояре, дворяне, помещики – это служилый государственный люд, который получал свои земли за ратный труд. Так было веками. Но в петровскую эпоху каждый рекрут из крепостных помнил, что вчера он был человек барский, а сегодня – царский. С первых лет советской власти армия пользовалась в обществе огромным авторитетом и воспринималась как эффективное средство социальной мобильности, возможность вырваться из деревенских оков, выйти "в люди". Крестьянский парень видел, как красноармеец из его деревни после увольнения из РККЛ становился председателем сельсовета, а его сосед после службы поступил в вуз, старший брат стал красным командиром. В армии было легче вступить в партию и комсомол, что открывало путь к новой жизни. Статус "человека с ружьем" формировал ощущение исключительности. Поставив себе целью подготовиться в армии для подъема по ступеням социальной лестницы, молодой человек рос прежде всего в собственных глазах. Вне армии он ожидал аналогичного отношения к себе от окружающих, и если такового не следовало, испытывал душевный надлом .

В годы брежневского застоя работа в милиции в течение последних десятилетий представляла один из постоянно действующих каналов социальной мобильности, в частности перемещения из деревни в город, и происходило это в значительной степени из-за дефицита горожан, желающих служить в милиции. В московскую милицию принимали отслуживших в армии молодых людей в возрасте до 35 лет и не имеющих московской прописки. Иного способа попасть в столицу, как только устроиться в милицию, скажем, у выходцев из российской глубинки могло и не существовать. Не только армия и милиция, но и силовые структуры в целом раньше и теперь выступают мощным каналом вертикальной мобильности, позволяющим людям совершить восхождение из периферийных в центральные сегменты общества. Опыт СССР и США свидетельствует: в периоды, когда армия создает хорошие возможности для вертикальной мобильности, профессионального продвижения, в ней (в целом и в офицерском корпусе) преобладают выходцы из сельской местности и небольших городов .

Для военных мобильность – результат добровольной или вынужденной смены профессии, должности, специальности, квалификации и места службы, осуществляемой как офицером, так и членами его семьи. Если сравнивать социальную мобильность различных категорий офицеров (младшие, старшие, высшие), то исследования показывают, что младшие офицеры по сравнению со старшими и высшими более мобильны. По мере продвижения по служебной лестнице скорость и интенсивность социальной мобильности различных категорий офицеров в зависимости от условий и факторов (как субъективных, так и объективных) может как возрастать, так и уменьшаться . Когда армия перестает быть социальным лифтом, становится социально закрытой, тогда практически прекращается перемещение из крестьян и рабочих в офицеры высокого ранга, из высшего и среднего классов – в офицеры. Мобильность становится горизонтальной: из гражданского среднего класса – в военный средний класс.

Данные 1991 – 1992 гг. об отношении студентов вузов к прохождению военной подготовки (после закона 1990 г. о ее добровольности) свидетельствуют, что наблюдается тенденция к горизонтальному социальному перемещению. Это выражается, например, в довольно четкой зависимости: чем менее престижен вуз (или даже специальность в нем, кафедра), тем больше желающих получить военную подготовку, считающих военное образование перспективным .

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. А. Сорокин, изучив историю жизни 144 глав римской католической церкви, установил, что 28 вышли из низов общества, а 27 – из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII (кстати, выходцем из небогатой семьи тосканских землевладельцев), обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому освободившиеся после смерти клириков позиции заполнялись новыми людьми. Но помимо восходящего церковь была каналом нисходящего движения: тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высокого ранга.

Образование в современном обществе является основным лифтом, обеспечивающим продвижение по социальной лестнице. Система обучения складывается из нескольких ступеней, на каждой из которых можно вовремя уйти, не имея возможности учиться дальше: начальное, незаконченное среднее, полное среднее школьное образование, среднее специальное, высшее, поствысшее (аспирантура и докторантура), а также дополнительное, включающее множество курсов повышения квалификации и переобучения, посещать которые можно в течение всей жизни. Школа и система образования в целом – эффективный инструмент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования, тем ниже квалификация, достигнутый статус и зарплата. Высокий уровень образования, напротив, – способ сделать профессиональную карьеру.

В XIX столетии в России установился порядок производства в гражданские чины коллежского асессора и статского советника. Указ от 6 августа 1809 г. запрещал продвигать служащих, не имевших свидетельств об окончании университетского курса или не выдержавших в университете экзамена по установленной программе, которая прилагалась к указу. В частности, для получения чинов коллежского асессора и статского советника требовались знание русского и какого-либо иностранного языков, знание естественного, римского и гражданского права, государственной экономики, уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей, познания в географии, математике и даже физике.

В различные периоды образование выступало фактором, способствующим продвижению по социальной лестнице, условием для занятий торговлей, поступления на службу в государственные учреждения. Именно образование дает аттестаты, дипломы, свидетельства, необходимые для занятий многими видами деятельности. Диплом открывает доступ к высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой работе, т.е. служит средством повышения экономического статуса. А поскольку он свидетельствует о высоком престиже обладателя, то становится символом социального статуса и глубоких знаний. Чем выше уровень образования и полученная квалификация, тем выше достигаемая на службе должность, общественное признание, научное звание, вознаграждение и награды.

В США уже в 1960-е гг. обучение в колледже давало возможность дополнительно заработать 200 тыс. долл, в течение 30 лет после окончания учебного заведения. Окупаемость этих инвестиций была десятикратной, принося в среднем 30% годового дохода на протяжении 30 лет. В 1992 г. в США работник с дипломом колледжа мог заработать на протяжении всей своей карьеры на 600 тыс. долл, больше, чем специалист, получивший среднее образование. Обладатель докторской степени зарабатывал на 1,600 тыс. долл, больше выпускника колледжа и на 2,200 тыс. долл, больше обладателя среднего образования. Инвестиции в получение образования этого уровня, составляющие порядка 110 тыс. долл., 20-кратно окупаются в течение 30 лет, и норма рентабельности продолжает возрастать с небывалой скоростью .

В постиндустриальном обществе лишь образование дает необходимую гарантию, что семья не окажется в нищете. Доля американцев с дипломом колледжа, находящихся по разным причинам ниже черты бедности, не превышает 4%, а лиц с неполным средним образованием – от 30 до 50%.

В советское время существовал еще один лифт к социальной карьере – членство в коммунистической партии, или партийная принадлежность. Сегодня он сохранился лишь в Китае, а в России вместо компартии появились другие политические организации, прежде всего партия "Единая Россия", членство в которых помогает сделать общественную карьеру. Партийная принадлежность – это вхождение в политическую корпорацию, активное участие в ее деятельности, идентификация и солидарность с ней, защита ее интересов во внешних организациях, а также ее представительство в разных сферах общественной жизни.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV–XVIII вв. европейским обществом стали править деньги: высокого положения достигали только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. А. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, 29% случаев –это занятие фабриканта, 21 –банкира и биржевика, 12 –торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Накопление богатств в первом поколении – еще не гарантия сохранения и преумножения достояния в последующем. Гарантией служит институт наследования имущества . Вначале никакого наследования не было. В раннем первобытном обществе имущество, созданное индивидуальным трудом и используемое в индивидуальном порядке (орудия труда и оружие, одежда, украшения), после смерти владельца в качестве его личной собственности уничтожалось или сопровождало его в могилу для использования в "потусторонней жизни". Остальное имущество становилось коллективной собственностью общины. Позже передача наследства от отца к сыновьям принимает две формы: а) майората (общественный статус, титул, имущество переходит полностью к старшему из наследников) и б) минората (недвижимость делится пропорционально между всеми сыновьями либо переходит к младшему, который заботится о престарелых родителях).

Считается, что минорат возник раньше и характеризует первобытное общество, где насаждался принцип социального равенства, имущество делилось поровну, помогали слабым . Сохранился он и в русской поземельной общине вплоть до начала XX столетия. Майорат возник позже, он поощрял социальное неравенство и помог успешно развиваться феодализму. На его основе в раннеклассовых обществах сформировался порядок династического наследования власти с тщательным учетом происхождения от ее законных носителей.

В Китае VII–X вв. практиковался принцип минората , из-за чего даже самое значительное имущество уже в третьем поколении исчислялось лишь сотыми его долями и было практически небольшим. В результате высший класс становился очень мобильным: одни, более удачливые и упорные, вливались в него, другие, получившие в наследство небольшую часть имущества отца или деда и сами не преуспевшие в учении, оказывались за его пределами.

Майорат , или принцип первородства , способствует нераздельности имущества и прав, а тем самым и концентрации богатства в привилегированных слоях общества. В Англии, где он сохранился до сих пор, богатства не делились, а преумножались . За многие века в стране сформировалась могущественная аристократия, которая способна противопоставить свое мнение главе государства и добиваться от него принятия более демократических решений. Как и минорат, майорат способствует социальной мобильности: представителям младших ветвей или младшим сыновьям приходится самостоятельно пробиваться в жизни.

Старое выражение "Британскую империю создали младшие сыновья" применимо и к Испании, которую тоже создали "младшие сыновья". Все кампании колонизации Нового Света, как и крестовые походы Средневековья, осуществлялись благодаря институту майората.

В VIII в. на севере Европы закончился раздел земли. Теперь земельный надел наследовал старший сын (майорат), младшим ничего не оставалось делать, как идти в "вик" – военное поселение, лагерь. Сложилось движение викингов – "детей вика". Они искали удачи на путях войны, разбоя. Им противостояли хевдинги – соотечественники, оставшиеся на земле. В России Петр I пытался ввести институт майората, но у него ничего не вышло.

Семья и брак в качестве лифта социальной мобильности становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе был распространен брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в Античности: по римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. Постепенно в обществе сформировался институт наследования социального статуса родителей: дети, рожденные в семье с высоким социальным рангом, автоматически получали высокий статус. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса.

Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии, тогда как в бедных семьях родители не могли дать детям подобающего образования и воспитания.

В России в XVII–XVIII вв. служилое дворянство, прежде всего провинциальное и подмосковное, укрепляло свое общественное положение браками с родовитым дворянством и боярством. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Кроме каналов существуют также понятия средств, механизмов, барьеров и фильтров социальной мобильности. Термины социальный лифт и социальный механизм используются в одинаковом смысле, так как оба представляют собой созданные человеком (группой, обществом) устройства, способствующие восходящей мобильности. Они позитивны, поскольку продвигают человека вверх по иерархии. Негативные устройства именуются социальными барьерами.

Средством социальной мобильности можно считать такое учреждение, изобретение или иное порождение человеческих рук и разума, которые помогают индивидам или группам людей совершать вертикальную либо горизонтальную мобильность. Примером могут служить социальные революции , в частности Октябрьская революция 1917 г., которые радикально изменяют социальную структуру общества, в результате чего одни страты бывают уничтожены или умалены в правах (депортированы, репрессированы, изгнаны), а другие возвышены (рабочий класс при социализме).

Таким же средством или устройством мобильности является туризм , благодаря которому люди перемещаются из одной страны в другую на время осмотра достопримечательностей. Легальным транзитом туристов из одной страны в другую занимаются туристические бюро и фирмы, имеющие соответствующие права и лицензию.

Другой пример: коррупция – взяточничество и мздоимство. Это тоже средство, но никак не канал мобильности, в частности, продвижения по службе. Фальшивый диплом об окончании вуза, который можно купить в переходе метро, также является средством социальной мобильности – иногда восходящей (если никто не заметит подлога), иногда нисходящей (если вслед за разоблачением наступит тюремное заключение).

Механизмы мобильности – это искусственно сконструированные людьми учреждения, процедуры или мероприятия, призванные регулировать или помогать осуществиться тем действиям, которые считаются общественно полезными. Примером выступают механизмы рынка труда – цепочки или устройства, сконструированные людьми (обычно государством, отвечающим за национальный рынок труда) ради достижения заранее поставленных целей, основанных на системе законодательных актов, общепризнанных социальных практик, норм, традиций, правил и общих договоренностей между участниками рынка. Здесь действуют формальные и неформальные (по знакомству) каналы трудоустройства: с помощью личных связей; самостоятельное трудоустройство; наем по родству и знакомству; трудоустройство с помощью службы занятости; использование возможностей целевого набора выпускников учебных заведений (трудоустройство через распределение). Все эти механизмы характеризуются распространенностью (частота случаев использования того или иного канала) и доступностью (равенство шансов для любого желающего воспользоваться данным каналом).

Трудоустройство с помощь родственников и знакомых опирается на существующие формальные социальные сети и связи. Использование личных связей предполагает различные варианты поведения: прямая помощь при устройстве на работу (протекция); предоставление информации о рабочем месте (рекомендация) и др. Неформальный канал – непосредственное обращение к работодателю – предполагает индивидуальную активность и, аналогично каналу "помощь родственников и знакомых", отсутствие формальных посредников при трудоустройстве. По данным исследований И. М. Козиной, неформальные каналы, такие как знакомство и блат, ныне более предпочтительны для россиян, нежели формальные, через службу занятости .

Барьером социальной мобильности надо полагать такое препятствие, которое не позволяет индивидам или группам осуществить вертикальную (восходящую) или горизонтальную мобильность (рис. 5.3). Переезду из деревни в город может препятствовать нехватка в городе жилья, из страны в страну – денег, избранию в президенты – недостаток поддержки политических партий или возрастной ценз.

Рис. 5.3.

В 1998 г. Россию поразил невиданный кризис, связанный с девальвацией рубля: цены на все услуги, в том числе образовательные, взлетели на космическую высоту. Многим слоям стало не по силам платить за обучение в школе, гимназии, колледже, вузе. Цены стали барьером для вертикальной мобильности

Для ограничения инфильтрации снизу высший класс создает множество самых разнообразных социальных барьеров :

  • первый тип – административно-правовые барьеры . В феодальном обществе каждый человек был юридически записан за определенным сословием, а отношения между сословиями, в том числе брачные, права и обязанности каждого из них регламентировались государственными актами;
  • второй тип – религиозные и профессиональные барьеры . Примером служит кастовая система в Индии, где индивид не может перейти из одной касты в другую при жизни;
  • третий тип – доступность и качество образования как барьер социальной мобильности. Качественное образование доступно зажиточным и богатым, недоступно – бедным. Сельские жители, как правило, имеют более низкий уровень образования, чем горожане. В России свыше 40% молодых семей после рождения ребенка попадают в категорию бедных. Единый государственный экзамен (ЕГЭ), к сдаче которого в большинстве провинциальных школ некому готовить школьников, даже для способных ребят может стать дополнительным барьером на пути к поступлению в вуз. Так было в начале эксперимента, а в 2013 г. ЕГЭ стал препятствием для талантливых и интеллигентных горожан, честно сдававших экзамены. Напротив, на Юге России, где контроль за проведением экзамена оказался ослабленным, за деньги двоечники могли купить себе высокие оценки, а иные нерадивые ученики списывали готовые ответы через Интернет.
  • 50 лет тому назад в институтах оказывалось 40% выпуска, в конце 1990-х гг. – уже две трети, а в 2010 г. благодаря демографическому кризису поступить в вуз мог уже каждый выпускник средней школы. Однако количество бюджетных мест с тех пор существенно уменьшилось, а число платных вакансий резко возросло. Высшее образование превратилось в дорогое удовольствие. Дело даже не в том, что за него надо платить. Просто далеко не каждая семья может содержать студента. И снова, как 50 лет назад, школу заканчивает чуть больше трети первоклашек. 40 лет назад дети из высших слоев составляли третью часть школьного выпуска, а среди первокурсников их было уже в два раза больше. Сегодня среди окончивших школу представителей элиты больше, чем всех остальных. При "застое" отпрыски руководителей составляли двадцать пятую часть выпуска, а в 1990-е гг. – уже более четверти. Доля детей рабочих и крестьян уменьшилась в 2,5 раза

Из некоторых постов у меня сложилось впечатление, что многие комрады не понимают четко выражение «социальный лифт». Основной смысл понятия направлен на того человека, который имеет неординарные способности и талант. Этот человек, а не его дети или внуки, должен иметь возможность самореализоваться, тем самым принеся пользу себе и Отечеству, потому что именно у него есть талант или даже штучная гениальность. Понимаете? Социальный лифт не создает условия для детей или внуков, а позволяет реализоваться именно тому, у кого здесь и сейчас обнаружены недюжинные способности, хотя и родился он в той среде, где его таланты не нужны в полной мере. И в рамках одной, данной этому человеку жизни, наличие у него таланта стремительно возносит человека на верхние этажи любой профессиональной иерархии в стране, не утеряв этот талант для Отечество.

Если в стране до 90% крестьян, совершенно очевидно, что профессиональная ориентация крестьянской жизни не позволит реализовать многим детям крестьян свои склонности к творчеству, к науке или гуманитарным отраслям человеческой деятельности. именно по этому страна не досчитается новых гениев в каждой отрасли человеческой деятельности.

Отсутствие широкого доступа к нормальному образованию любого уровня не позволит даже выявить и оценить уровень талантливости большинства детей страны, которые в большинстве своем являются крестьянскими детьми, которые лишены свободного доступа к высшему и среднему образованию. Ведь, из образования крестьянским детям широко доступна была только начальная школа до 1917 года.

Никто не может сказать, будут ли обладать выдающимися способностями дети или внуки таланта. И потому обществу для своего развития необходимо предоставлять возможности совершенствоваться и реализовываться в спорте борцу Карелину, а не его детям или внукам, о достижениях которых мы совершенно ничего не знаем. Не знаем мы ничего и о достижениях детей Сталина в политике или еще в какой отрасли человеческой деятельности (знатного летчика-генерала все же не будем причислять к числу достигших высот). Слышали ли вы о достижениях детей Вернадского, Королева, Павлова и других великих ученых и организаторов? А ведь есть еще и бездетные великие.Чайковский, Чехов…

Так что, социальный лифт — это возможность в этом же поколении конкретному талантливому человеку самореализоваться.

И не надо путать единичные возможные в царской России неторопливые восхождения из крестьян, которые за несколько поколений выбирались из крестьянской среды и попадали на тот уровень, который с трудом мог обеспечить возможность получения любого высшего образования.

Социальный лифт

Итак… что же такое социальный лифт ?

Начнем с того, что есть социальная лестница — расположение различных слоев общества. Кто-то выше, кто-то ниже. На ней можно стоять (значит, оставаться на месте). Очевидно, по ней можно спускаться или подниматься - ну как бы пешком.

А еще есть социальный лифт . Что-то, что позволяет БЫСТРО перемещаться по социальной лестнице . В идеале - вверх, хотя на лифте можно и вниз спуститься…

Социальный лифт - что это?

Что все-таки такое социальный лифт ? С помощью чего можно быстро подняться вверх по социальной лестнице?

Попробуем посмотреть какие-нибудь наглядные примеры социального лифта .

Пример первый

Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка - молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки - злые и вздорные, как и их мать.

Ты уже, надеюсь, догадался, что девушку звали Золушка. Как известно из сказки, в итоге в нее влюбился принц и она из бедной девушки превратилась в принцессу.

Сказка ложь, да в ней намек - удачный брак это один из самых быстрых социальных лифтов .)))

Примеров этому можно найти тысячи не только в сказках, согласен?))

Пример второй

Напомню, что лифт может ехать не только вверх.

Обычная житейская история - хороший парень из благополучной семьи, которому все прочат прекрасное будущее, по глупости, по дурости, по пьянке совершает преступление и попадает в тюрьму. Там у него появляются новые «прекрасные» друзья - наркоманы, подонки, жулики, появляются новые интересы в жизни. Через три года он выходит на свободу другим человеком - социальный лифт увез его на самое дно.

Теперь его будущее - «украл, выпил, в тюрьму»…

Жизненный пример, как ты думаешь?

Пример третий

Молодой человек оканчивает школу. У него есть выбор - бить баклуши, потом пойти в армию, потом подыскать какую-нибудь работу, не требующую особых знаний. То есть остаться на той ступени социальной лестницы , на которой и был. Есть и другие варианты.

Например, получить высшее образование. А что значит высшее образование? Это возможность получить высококвалифицированную и соответственно высокооплачиваемую работу. Это совсем другой круг общения - образованных, интересных и успешных людей. Это возможность получить еще более высокое образование и еще более интересную и высокооплачиваемую работу.

Теперь ты понимаешь, надеюсь, что самый надежный социальный лифт , который везет тебя только наверх - это образование .

Конечно, удачный брак может помочь не только Золушке, но это вопрос случая, тут никто не в силах ничего предсказать. А вот сесть в тот лифт, который точно повезет тебя вверх, как в примере №3, а не вниз, как в примере №2 - для этого нужно только ум и желание.

Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группы, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно изменение этого места и как оно происходит?

Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например, переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, изменение гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение из одного степени иерархии (ступени) на другой. При этом человек может делать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя к неквалифицированного рабочего).

Примером "закрытого" общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежала к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, "открытые" общества характеризуются высоким социальной мобильностью.

Социальная мобильность может быть разной в рамках того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупных социальных перемещений ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в Российской империи в 1917 г.. И установления большевизма в Украине привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся политическая аристократия была отброшена на низшую ступеньку; потеряла свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политического, экономического, идеологического жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Подобную картину дает революция во Франции 1789, английская революция XVII в.

"СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ"

Обратимся снова к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь, армия, церковь, школа.

Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансии людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.

В Средние века множество простых людей таким же образом ста валы генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.

Значительное влияние на перемещение людей степенями социальной лестницы делала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем, церковь строго наказывала вероотступников. Среди "разжалованных" еретиков немало королей, князей, лордов.

Еще одним "социальным лифтом" выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностей и званий. В современном западном обществе, не закончив университет или колледж, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других сферах.

Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен приказ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможность продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван выполнять и "циркуляр о кухаркиных детей", изданный в Российской империи в 1886 г.., Который предусматривал не допускать в гимназию детей из низших сословий.

Социальный лифт является одним из эффективных способов решения проблем социального неравенства и обновления правящих элит.

Он создает условия подъема по социальной лестнице самых достойных и перспективных представителей общества независимо от их социального происхождения и материального положения.

Лифты социальной мобильности их виды

Понятие социального лифта или попросту карьеры, предполагает изменение человеком или группой людей места, которое они занимают в социальной структуре общества. Социальные лифты могут реализовываться в виде:

  • вертикальной мобильности, когда происходит поднятие или падение социального статуса;
  • горизонтальной мобильности, если уровень социального положения не меняется, как при смене гражданства или веры;
  • мобильности между поколениями, когда сравнивается социальный статус родителей и детей в одном возрасте;
  • внутрипоколенной мобильности, означающей сравнение социального статуса человека в течение жизни одного или нескольких поколений;
  • индивидуальной мобильности, означающей изменение статуса одного человека, не связанного с другими людьми;
  • групповой мобильности, когда происходит коллективное изменение статуса.

Процессы социальной мобильности активизируются в индустриальном и постиндустриальном обществе развитых стран, и замедляться в странах, заметно отстающих в развитии. На такую мобильность оказывают влияние демографические факторы. Мужчины, как и молодежь вообще, более мобильны.

Примеры социальных лифтов

Повседневная жизнь дает множество примеров восходящих и нисходящих социальных лифтов. К ним относятся брак, связи, образование, личные качества, детали биографии, и пр. Одним из самых быстрых социальных лифтов является брак. Выгодная женитьба или замужество может в корне поменять социальный статус и материальное благополучие.

Наличие связей во влиятельных кругах является существенным фактором изменения социального положения человека. Умноженное на его настойчивый труд, работу над собой, нормальное взаимоотношение с окружающими являются важными предпосылками успеха. С другой стороны, связи с людьми, склонными к правонарушениям и духовно убогой жизни является верным путем на социальную обочину.

Получение хорошего образования также открывает возможности для карьерного роста, качественного изменения круга общения. Оно открывает перспективы получения интересной, достойно оплачиваемой работы.

В некоторых странах мощным социальным лифтом является конкурсная система подбора кадров на руководящие должности. Она дает возможность любому гражданину, независимо от должности претендовать на высокий пост. Нужно только соответствовать условиям конкурса и обладать позитивными личными качествами. Порой удача улыбается тем, кто ищет работу через кадровые агентства. Нередко при наборе кандидатов на руководящую должность ставится требование наличия опыта работы в определенной сфере и пр.

Социальные лифты общества

Каждое общество имеет традиционные сферы деятельности, которые выступают социальными лифтами. Наиболее активно они проявляются в нестандартных ситуациях, когда необходимо предельное напряжение сил и умений для достижения цели. Так, в период боевых действий младшие офицеры и солдаты имеют возможность проявить оперативное мастерство, мужество и командирский талант. Они быстро продвигаются в командный состав, создавая хорошую основу для роста военной карьеры.

Доступное для всех слоев населения школьное образование создает условия для начала движения вверх по социальной лестнице. Окончание высшего учебного заведения открывает шанс для выбора рода занятий и занятия ответственных постов. Этому также способствует и научная деятельность. Маломобильные члены общества, у которых нет диплома, подтверждающих квалификацию, как правило, перспективы не имеют.

Политические партии и государственные органы также обеспечивают социальную мобильность людей. Занятие политической деятельностью расширяет их кругозор, открывает возможность государственной службы. Во многих государствах это означает хорошие перспективы карьерного роста независимо от происхождения. Общественные и профессиональные организации, в которые люди объединяются по своим интересам или профессиональной принадлежности, служат каналом мобильности для людей разных профессий и статуса. Членство в них свободно. Главное - обладать способностями в выбранной сфере деятельности.

Определенную роль в изменении социального статуса продолжает играть церковь. Благодаря запрету жениться и иметь детей рядовые католические священники поднимались до самых влиятельных должностей. Схожую с церковью роль играют различные религиозные конфессии, которые иногда помогали расти своим приверженцам не только внутри них, но и в обществе в целом.

Предпринимательство в сфере финансов и банковской деятельности накапливающее богатства, а также инновационная деятельность могут служить социальным лифтом. Люди, показавшие свои организаторские способности, обеспечивающие получение прибыли нередко быстро продвигаются по социальной лестнице и не только по месту своей деятельности. К лифтам социальной мобильности так же принято относить семью и средства массовой информации, которые могут обеспечить как успех, так и социальную деградацию.

Таким образом, основними социальными лифтами в современном обществе являются: вооруженные силы система образования и науки политические организации и государственная служба общественные и профессиональные организации церковь и религиозные конфессии финансово-банковский сектор и бизнес инновационная деятельность средства массовой информации, включая Интернет.

Лифты вертикальной социальной мобильности

Вертикальной социальной мобильностью называют перемещение человека в своем социальном статусе вверх или вниз. Примерами повышения статуса может быть повышение в должности, избрание депутатом, вступление в брак с представителем влиятельной фамилии. Наполеон из артиллерийского офицера стал императором Франции. Католичка, перейдя в православие, стала могущественной императрицей. Крепостная, выйдя замуж за дворянина, приобретала дворянство.

В нисходящем варианте это может быть понижение в должности или увольнение, исключение из творческого союза, потеря работы и пр. Однако вертикальная мобильность требует тщательного отбора кандидатов на повышение во избежание кадровых просчетов и попадание на высокие должности случайных людей. Поэтому тестирование желающих двигаться наверх является актуальной задачей.

Критериями здесь могут быть: личные качества, которые зависят от воспитания в семье уровень образования, его соответствие диплому моральные качества сведения с предыдущих мест работы специфические особенности и пр. Однако чрезмерное фильтрование при отборе кандидатов на выдвижение может затормозить отбор лучших кадров.

Итоги

Социальные лифты необходимы любому обществу, как одно из условий его развития. У них могут быть разные виды и масштабы, но они неизменно поднимают людей на социальные этажи и опускают их. Эти лифты предполагают мобильность индивида, стремящегося поднять свой социальный уровень. Нужны его немалые усилия, чтобы добиться позитивных изменений в жизни. Тот, кто не собирается ими пользоваться, остается в нижних слоях общества.

Существуют специальные механизмы реализации вертикальной мобильности – социальные лифты. Социальный лифт это способ или социальный институт, с помощью которого человек может индивидуально изменить свой социальный статус . К числу таких лифтов относятся образование, армия, государственная служба, политические партии, профсоюзы, бизнес, деловые и коммерческие организации, церковь, брак . Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса.

Характеристики социальной мобильности . Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели дистанции, скорости и интенсивности социальной мобильности. Дистанция мобильности – это количество ступенек социальной иерархии, на которые удалось подняться или пришлось спуститься данному индивиду. Соответственно, под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт (экономических, профессиональных или политических), которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, окончившему институт вместе с ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности , а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность . Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.

Масштаб социальной мобильности – это процентная доля тех, кто сменил (в сравнении с родителями) свой социальный статус в данном обществе.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области деятельности.