Традиционные необрядовые лирические песни. Устное народное творчество. Лирические песни

Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ. Еще от XVIII столетия мы имеем свидетельство о том, как наши песни удивляли иностранных музыкантов своей свежестью и музыкальными красотами. Прач, в предисловии к «Собранию русских народных песен» (1 изд., 1790), говорит, что композитор Паизиэлло, услышав русские песни, не мог поверить, «чтобы они были случайным творением простых людей, но полагал оные произведением искусных музыкальных сочинителей». В наше время Рубинштейн, сильно опасавшийся за будущность европейской музыки, единственный залог возможного ее развития видел в том полном самобытных красот музыкальном фоне, какой представляет собой русская народная песня. Она одинаково нравится людям образованным и необразованным, музыкантам и не музыкантам. Ее обаяние обуславливается не одной только мелодией, но единением последней с текстом, особенностями ритма и многоголосного исполнения, а также присущим ей в известной степени юмором, который выражается в том, что веселое содержание иллюстрируется иногда минорной мелодией и т. п.

I. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПЕСНИ

А. МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПЕСНИ

Мелодические особенности русской песни обуславливаются тем, что мелодии ее, по своему строению, относятся к более ранним эпохам музыкального развития человечества, чем та, какую представляет современная европейская музыка, с ее октавной системой.

Современные европейские мелодии представляют части, видоизменения октавного звукоряда, в котором последовательные тоны непрерывно стремятся вверх от известного основного тона (тоники) к его октаве и заканчиваются седьмым вводным тоном, отстоящим на полутон от октавы. Выработка существенных черт современной музыкальной системы считает не более 200 лет практики; теоретически она впервые была выражена французом Рамо, в начале XVIII века. Основным принципом этой музыкальной системы является требование, чтобы вся масса тонов и гармонических сочетаний могла быть поставлена в тесную, постоянную, явную связь сродства к одному свободно избранному тону (тонике), так, чтобы из него развивалась тональная масса всего произведения и к нему же возвращалась. Этот принцип не вытекает из естественной необходимости; он является свободно избранным и может быть заменен другим, способным создать другую музыкальную систему.

И действительно, в более ранних исторических фазисах развития музыки позднейшие исследователи (Сокальский) устанавливают наличность других музыкальных систем - тетрахордов (четверохзвучий), по которым строилась мелодия. В этих более древних системах мелодия строилась и вращалась не в пределах октавы , а в пределах кварт и квинт ; все напевы основаны были на родстве кварты и квинты, на тетрахордах. Мелодия дальше квинты и, самое большее, дальше сексты от известного тона (тоники) не удалялась и никогда не впадала в седьмой вводный тон нашего октавного звукоряда. Например, если считать ноту си вводным тоном к октавному звукоряду от до , то по правилам нашей современной музыкальной теории вполне допустимы такие движения мелодий

тогда как в более древних музыкальных системах подобные движения, с появлением седьмого, вводного тона, никогда не встречались и видоизменялись приблизительно таким образом:

(т. е. на месте нашего вводного в октаву полутона являлись интервалы в1½ тона). К музыкальным системам тетрахордов принадлежит значительная часть русских народных мелодий. В основе таких древнейших мелодий человечества лежит особая пятизвучная гамма, называемая китайской или шотландской , с пропуском терции и септимы от основного тона

составленная из двух трихордов , т. е. двух кварт с одним промежуточным тоном в каждой. Гамма эта имеет несколько видоизменений. Чем древнее песня, тем скорее можно найти в ней следы древней гаммы, т. е. присутствие, как основы, трихорда (кварты), с пропущенным интервалом. Пример - песня № 1 из сборника песен Балакирева:

Для этих древнейших мелодий характерен скачок мелодии в 1½ тона. Другие песенные мелодии представляют квинтовое устройство, т. е. в основе их строения лежит звукоряд квинты . В то время, как в предыдущей песне звукоряд представлял невыполненную кварту (трихорд), в песнях дальнейшего фазиса развития появляется выполненная кварта (тетрахорд); этот фазис развития Сокальский называет эпохой квинты, потому что в ней уже чувствовалась квинтовая связь тонов. В мелодиях этого периода творчества встречается полутон (благодаря пополнению прежних трихордов) и нет скачков в 1½ тона. Пример песни с квинтовым звукорядом:

В звукоряде две выполненные квинты: a′-e″ и d′-a′. Тональность песни не ясна, и эта неясность характерна для народной музыки: она объясняется тем, что народные мелодии имеют квинтовое строение и в них входят нередко более одной квинты, в каждой из которых есть своя тоника; в силу этого в мелодии появляется несколько тоник , из которых каждая переводит ее в свой строй. Это последнее явление, т. е. перемещение тоники на новый тон, называется мелодической модуляцией.

Тоника, лад песни не всегда могут определяться последней нотой; если не чаще, то во всяком случае очень часто народная песня оканчивается тоном, соответствующим нашей доминанте (пятый тон от тоники). Напев песни, достигнув квинты или кварты от основного тона (центра), большей частью стремится обратно в центр или же, достигнув его, еще удаляется на кварту ниже центра, т. е. переходит в доминанту, от которой особенно удобно, при частых повторениях напева, возвращаться к началу его.

Эту особенность песен - кончаться квартой от главного тона - подметил еще в XVIII столетии Штелин. Крупную особенность русских народных мелодий составляет их диатонизм, т. е. следование в них интервалов главным образом по целым тонам, с отсутствием окрашивающих интервалов (в полутон и в 1½ тона), выражающих большую степень страстности и чувства (что свойственно больше малороссийским мелодиям).

Первым высказал мнение о диатонизме великорусских песен Серов, который утверждает, что напев, которого нельзя сыграть на одних белых клавишах фортепиано (т. е. в чистом диатонизме) - или не русского происхождения, или является «музыкой, сочиненной в кабинете по немецко-итальянским образцам». Но такого абсолютного диатонизма нельзя принимать для великорусских песен: в проходящих нотах и вводных тонах они допускают хроматизмы. Тем не менее диатонизм является характерной особенностью великорусских и более древних малорусских и белорусских песен.

Преобладающее движение русских народных напевов - нисходящее, причем наиболее употребительны ходы:

а) последовательные , гаммообразные, в пределах кварты или квинты,
б) квартами и квинтами , пустыми и заполненными терцией, например:

Наиболее развито последовательное движение по ступеням диатонической гаммы . Употребительны также: терции , большие и малые, с помощью которых определяется мажор или минор отдельных частей мелодии; входя в состав квинты, они образуют трезвучия, но не одновременно звучащие, гармонические, а мелодические, последовательные, т. е.

пустые кварты и квинты , служащие обыкновенно для разграничения отделов напева; сексты вверх и вниз , являющиеся как бы добавочным тоном к квинте, подходом к ней, и употребляемые довольно редко. Ходы на октаву имеют более частое применение, особенно в заключениях напевов.

Ходы на септиму встречаются, но только на малую; большой септимы, как вводного тона в тонику, для эпохи тетрахордов не существовало.

В. ГАРМОНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ПЕСНИ

Гармония в нашем смысле, т. е. последовательность аккордов, чужда русской песне, как результат новой музыкальной системы, вырабатывавшейся постепенно в течение последних четырех веков и характеризуемой введением терцового устройства аккордов и вводного в октаву тона, более точным обозначением тоники и темперированным (уравненным) устройством интервалов, поведшим к преобразованию многочисленных средневековых церковных ладов в два главных: мажор и минор.

О гармонии народных песен можно говорить только в смысле полифонического (многоголосного) или контрапунктического хорового пения, основанного не на аккордах, а на голосоведении. Значительная часть русских песен принадлежит к области одноголосного (гомофонного) пения, другая часть - к области многоголосного (полифонического).

Первый опыт выяснения основ и свойств народного многоголосного пения, до сих пор почти единственный и самый значительный, принадлежит Мельгунову. Он первый высказал, что народ поет полифонически, контрапунктически, с помощью системы так называемых подголосков, сущность которой состоит в том, что все голоса самостоятельны (а не связаны чередованием аккордов), все принимают одинаковое участие в целом и каждая мелодия, отдельно взятая, красива сама по себе

Большинство хоровых народных песен начинаются с запева, к которому присоединяется хор. Запев или бывает один раз для всей песни, или все время чередуется с хором. Существенную особенность хорового пения составляют подголоски. Запевало, начав песню, ведет в хоре обыкновенно главную мелодию, занимающую по высоте среднее место. Остальные певцы уклоняются от главной мелодии вверх или вниз, смотря по роду голоса, видоизменяют ее, украшают, или же поют ее же лишь с небольшими уклонениями - одним словом образуют, говоря обычным музыкальным языком, сопровождение мелодии, но своеобразное.

Народные певцы обнаруживают иногда замечательную способность сочинять сопровождающие мелодии. Эти-то сопровождающие или украшающие главную мелодию голоса и называются подголосками .

Народному пению, народному, так сказать, контрапункту свойственны приблизительно следующие гармонические сочетания: квинты , даже параллельные, которые в пении не производят неприятного впечатления; параллельные терции , которые заканчиваются в кадансе или полукадансе октавой или пустой квинтой , например:

Унисоны или октавы также принадлежат к обычным гармоническим сочетаниям народного пения.

Голоса певцов время от времени (обыкновенно - в начале или конце всей песни или ее отдельных частей) сливаются в унисон или октаву, производя определенное впечатление успокоения или остановки. Октавы народного пения не мирятся с какими-либо добавочными к себе гармоническими тонами, терцией или квинтой: от прибавления таких тонов немедленно теряется ясность и своеобразность впечатления, какое производит октава народного пения. Отсюда можно заключить, что народное пение чуждается аккордового построения или ведения голосов, что ему несвойственны основания обычной западноевропейской гармонии.

Встречаются в народном сочетании голосов также кварты , редко параллельные. В нем можно встретить всякого рода параллелизмы: терций, квинт, кварт, октав и даже унисонов. Собственно аккордов полифоническое пение не знает; они попадаются в нем в виде случайных намеков.

Вопрос о гармонизации народных песен для пользования ими в образованном классе общества до сих пор еще окончательно не разрешен. Первым, кто занялся им с достаточной подготовкой, был Мельгунов; раньше Серов утверждал, что русская народная песня не знает ни мажора, ни минора и никогда не модулирует, что совершенно не согласно с действительностью.

Мельгунов установил, что русские народные песни относятся главным образом к двум диатоническим гаммам:

1) к натуральной мажорной и
2) к натуральной минорной ,
из которых последняя является точным обращением мажорной, а именно:

Он признает, что наши песни модулируют, т. е. меняют строй; модуляции песен Мельгунов предлагает делать с помощью так называемых обращенных аккордов (выведенных им из соотношения вышеприведенных гамм), а не обычно, при посредстве доминантсептаккордов. Под обращенными аккордами Мельгунов разумеет те, которые по построению и месту в минорной натуральной гамме точно соответствуют, но в обратном отношении, аккордам мажорной гаммы. Например, если мы возьмем в натуральной мажорной гамме один из главных аккордов, так называемый доминантаккорд, построенный на пятой ступени от тоники вверх

то соответствующий аккорд натуральной минорной гаммы, по Мельгунову, также должен строиться на пятой ступени от (верхней) тоники, но вниз.

Важнейшее из диссонирующих сочетаний - доминантсептаккорд мажора

соответствует септаккорду в миноре

Его обращение

(разрешенное в тонических аккордах минорной гаммы ля) Мельгунов называет настоящим септаккордом русской народной песни минорного строя. Этот последний септаккорд, по словам Мельгунова, служит, в натуральном миноре, могущественным средством для модуляций и заключений.

Нельзя не заметить, однако, что он не может претендовать на роль единственного, так сказать, «настоящего» септаккорда русской минорной песни. Мельгунов совершенно произвольно приурочивает к русским песенным мелодиям только два октавных звукоряда, от до до до и от ми до ми; с одинаковым основанием можно применять к ним и другие звукоряды, построенные на каждой ноте хотя бы мажорной гаммы до - а таких звукорядов оказывается не менее семи, если не брать во внимание других возможных построений. Зачем же лишать народные песни, при их обработке гармонических эффектов и богатства, какие могут дать эти пренебрегаемые Мельгуновым звукоряды?

С. РИТМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Ритму, как принципу порядка, организации движения по известной системе или плану, подчиняется и сложение русских песен, но живой материал языка не всегда поддается требованиям ритма; возникает борьба, вследствие которой музыкально-вокальный материал песен не распределяется так правильно, на равномерные части, как того требует организация музыкального движения по ритмическому принципу и достигает инструментальная музыка.

Когда, по образцу западноевропейской музыки, в русскую песенную мелодию вносится разделение на такты, это встречает большие затруднения. Они уменьшаются при применении смешанного такта, т. е. тактовых разделений не с одинаковым количеством единиц времени.

Наиболее естественное тактовое разделение народной песенной мелодии - по полустишиям; чем древнее текст песен, тем легче разделяется он на правильные, равномерные полустишия. В составе песенных мелодий четность тактов встречается чаще, чем нечетность. Великорусским песням свойственны иногда такты в 5 / 4 и 7 / 4 , в соединении с другими; в малорусских нередко встречается такт в 6 / 8 ; мелодии с однородными тактами преобладают над мелодиями со смешанными.

Мельгунов находит в ритме русских народных песен отражение древнегреческих законов стихосложения и утверждает, что нет музыки, которая так точно соответствовала бы законам древнегреческой ритмики, как русская народная песня. Это мнение не имеет научных оснований: русскому стихосложению не свойственны долгота и краткость слогов.

Капитальное исследование о ритмическом строении русской народной песни принадлежит П. П. Сокальскому (см. 2 часть его «Русской народной музыки»).

"Своеобразие лирических песен"

Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами».Ещё в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни - обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые.

Лирическая песня позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка.

На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика - более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика- намного позже.

Лирическая песня была тесно связана с обрядами - древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. В связи с этим у песни была своя особенность - преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных. Он невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.

Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция - эстетическая.

Магическое начало утрачивается, разрушается.

Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к 16-17 векам. Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.

Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.

Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня - «это народная история, - писал Гоголь, - живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» . Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам.

Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодии, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.

Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит.

Таким образом, русская лирическая песня - яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.

Лирические песни делятся на:

1. Семейно-бытовая песня . Сюда можно отнести песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества

2. Трудовые песни . К данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.

3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие ; б) чумацкие ; в) ямщицкие . В данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.

4. К удалым песням относим: а) разбойничьи ; б) каторги и ссылки ; в) тюремные .

5. Отдельно выделяют шуточные , сатирические , хороводные .

6. В особую группу относят песни литературного происхождения .

Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно- выразительных средств.

Особенности композиции

Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев.

Наиболее распространенным типом лирической семейно- бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора.

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. Это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.». Нередко песня- монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.

Мысли мои, мысли, мысли дорогие,

Скажите вы, мысли, про мое несчастье:

Долго ли нам жити в печали-напасти?

Печальное сердце беспрестанно тужить,

Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…

Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. Они имеют характерную для лирических песен особенность: всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. Второй тип композиции песни - диалог. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:

Ах ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашена разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:

Нет ли де здесь таковых-то людей,

Кто бы распорол мою белую грудь

И кто бы посмотрел ретивое сердце?

«На что пороть твою белую грудь,

На что смотреть ретивое сердце…»

Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.

В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии.

Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер.

Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.

Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.

Над ней вился млад ясен сокол;

Он ушиб-убил лебедь белую…

По улицам воробушек попархивает,

Красных девушек молодушек засматривает…

Садилася птичка-ласточка

Красной девке на окошечко,

Слушала-выслушивала…

Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог).

Вы не дуйте, ветры буйные,

Над моим над новым сеням,

Над высоким теремочком,

Над косящатым окошком!..

Сосенка, сосенушка зелененькая!

Чего ты, сосенушка, не зеленая?

Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть?..

Из-за лесу, лесу темнаго,

Из-за садику зеленаго

Выходила туча грозная…

«Ты лети-ка, мой соловьюшко,

На родимую сторонушку,

Скажи батюшке низкой поклон…

Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики.

Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда отдельные картины песни связываются между собой цепочно, то есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины - первым образом третьей и т.д.:

Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,

От чего же ты, хмель, зарождаешься?

Зарождалася хмель от сырой земли,

Подымалася хмель по точиночке вверх…

Важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог.

Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.

Основные мотивы сюжета

Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по- разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа.

Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку.. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя.

В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.

В конце 19 века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, дается яркая характеристика социально- экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином.

Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину.

Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.

Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.

Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе.

Основные герои

Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. Лирический герой народной песни - это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец - удалой разбойник. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни.

Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.

В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев: Суворова,Платова и Кутузова.

Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом.

Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. В песнях показан также и образ хозяина фабрики - угнетателя рабочих масс.

Лирическая песня внесла огромный вклад в сокровищницу русской и мировой литературы. Она никогда не утратит своей злободневности, своей прелести, своей значимости.

Поэтическое содержание лирических песен отразилось и в их композиции.

В основе композиции всех лирических песен лежат три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог). Наиболее распространенными композиционными формами являются монолог и повествовательная часть + монолог (или диалог).

Лирические песни имеют так называемую "цепочную композицию" , когда "отдельные картины песни связываются между собой “цепочно”: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины - первым образом третьей и т.д. Так вся песня постепенно от одной картины при помощи ее последнего образа “цепочно” переходит к следующей, пока не дойдет до самой важной картины, выражающей основное содержание песни" 1 . Так построена, например, песня "Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет" :

Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет... Веселая беседушка, где батюшка пьет; Он пить не пьет, родимый мой, за мной, младой, шлет: А я, млада-младешенька, замешкалася За утками, за гусями, за лебедями, За мелкою за пташечкой - за журушкой! Как журушка по бережку похаживает... 2

Но не только цепочной формой композиции отличаются лирические необрядовые песни от лирических обрядовых песен и от баллад. Лирические обрядовые песни и баллады не имеют четко выраженных зачинов и концовок, в лирических же необрядовых песнях и зачины, и концовки есть.

Зачины в лирических песнях называют время или место событий, о которых пойдет рассказ. Они эмоционально настраивают на трагический или оптимистический тон. Нередко именно в зачинах высказывается обобщающее суждение - афоризм. Чаще всего в зачинах используются такие композиционные приемы, как прием ступенчатого сужения образов, обращение, параллелизм .

Прием ступенчатого сужения образов, подробно описанный Б.М. Соколовым, заключается в последовательной смене друг друга (от большего к меньшему) ряда художественных деталей.

На горе, горе высокой, Во избе, избе сосновой, На скамеечке дубовой Молодец в гусли играет, Свою Дуню утешает...

В пяти строках нарисована широкая панорама: сначала возникает представление о высокой горе, затем упоминается сосновая изба, потом перед нами возникает дубовая скамеечка, на которой сидит добрый молодец, играющий на гуслях. Именно о молодце и Дуне, для которой он играет, рассказывает далее песня…

Сложен и разнообразен стиль лирических песен. Пожалуй, трудно назвать какой-либо традиционный художественный прием, который не использовался бы в них. Это и символика, и метафоры, и гиперболы, и сравнения, и эпитеты, и уменьшительно-ласкательные суффиксы. С их помощью (и прежде всего с помощью эпитета) создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированно-обобщенном плане представлена и русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и, конечно же, сами люди - персонажи песен. Главной в лирических песнях является не изобразительная функция художественных средств, а выразительная. Художественные средства способствуют прежде всего передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывают эмоциональное воздействие на певцов и слушателей. Наряду с изобразительными эпитетами (темный лес, зеленый садик), большую роль играют выразительные эпитеты (туча грозная, сильный дождь и др.):

Из-за лесу, лесу темного, Из-за садика зеленого Выплывала туча грозная, Туча грозная - с сильным дождем, С сильным дождем - с крупным градом; Дочь от матери поехала...

При помощи выразительных эпитетов здесь создается тревожная картина природы, которая эмоционально подготавливает трагическую жизненную ситуацию: дочь, выданная замуж, хочет возвратиться в родную семью, но не может. И даже изобразительные эпитеты в словосочетаниях "темный лес", "крупный град" выступают в роли выразительных: они также способствуют созданию мрачного колорита песни...

"Большое значение для передачи лирических переживаний, для создания определенного эмоционального настроя песни имеет символика. Посредством символики передаются разные психологические состояния персонажей. Например, веселье, радость, благополучие изображаются светом солнца, зарей, огнем, цветущим лугом, полем, садом, цветами, а обман, обида, оскорбление символически передаются через изображение непогоды, бури, снега, сломанного дерева, смятой травы.

Стиль лирических песен характеризуется использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Они несут в себе эмоциональный настрой (цветики, травушка, головушка)". 3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

Влияние народной лирической

песни на творчество русских

композиторов

ученик 6 класса «МОУ СОШ№1»


Научный руководитель: Кукулава Лиана Джимшериевна,

учитель музыки, «МОУ СОШ №1»

г. Александровск

2010 г.
Оглавление


Введение………………………………………………………………………….3

Особенности жанра народной лирической песни……………………………... 5

Лирика и народная лирическая песня в творчестве русских

композиторов…………………………………………………………………….8

Уровень заинтересованности учащихся и педагогов творчеством русских композиторов…………………………………………………………………… ..9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Доброй протяжной песней отогреваю душу…

Б. Викторов

Существуют разные предположения о возникновении русских лирических протяжных песен, но сходство в одном: они не оставляют равнодушным никого - ни гения, ни простого человека. «Протяжные песни очень современны. Они захватывают и певца и слушателей потрясающе ясным, органичным и выразительным согласием мелодии и слова» .

Изучая лирические песни лирические песни на уроках музыки, мы замечали, что они нашли отражение в творчестве русских композиторов. «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека» .

Цель нашей работы – выявление жанровых особенностей народных песен, их влияния на творчество русских композиторов. Мы постараемся найти ответ на вопрос, за что так любили русские композиторы народную лирическую песню.

Основные задачи работы - дать определение понятия «музыкальный жанр», «жанровый анализ»;

выявить жанровые особенности народных лирических песен;

раскрыть значимость лирической народной песни для творчества русских композиторов;

определить уровень заинтересованности учащихся и педагогов творчеством русских композиторов;

создать презентацию к уроку «Один день в русском селе» для 4класса.

Выполняя работу, мы слушали произведения русских композиторов: М.И. Глинки (опера «Иван Сусанин»), Н.А. Римского - Корсакого (опера «Садко»), А.П. Бородина (опера «Князь Игорь»), П.И Чайковского (романс «Я ли в поле да не травушка была…»), С.В. Рахманинова (концерт №3для фортепиано с оркестром).

При написании работы мы использовали литературу деятелей культуры, и искусствоведов, затрагивающих вопросы музыкального жанра, народной лирической песни и творчества русских композиторов. Например, в словарях Н.Л. Шестерниной, М. C. Друскина и музыкальной энциклопедии

Дж. Тэтчелл раскрыты значения понятий «жанр» и «музыкальный жанр». Особенностям народной лирической песни посвящены работы Н.П. Колпаковой и Б.В. Асафьева, Г.Я. Левашевой. Некоторые моменты творчества русских композиторов освещены в учебниках Е.Э. Смирновой «Русская музыкальная литература», Е.Д. Критской «Музыка», книге Д.Б. Кабалевского «Про трёх китов и про многое другое».

Наша работа может быть полезна работающим педагогам и учащимся, занимающимся не только в общеобразовательных школах, но и школах с углублённым изучением предметов художественно - эстетического цикла.

Особенности жанра народной лирической песни

Прежде, чем раскрыть особенности жанра лирической народной песни, нужно объяснить, что такое «жанр» и «музыкальный жанр».

В переводе с французского, жанр (genre) означает "род", или "вид". В разнообразных видах искусства жанр отличается особыми свойствами. Например, в литературе мы можем отличить рассказ от поэмы, в живописи – портрет от пейзажа, в музыке – песню от марша и танца. Говоря о музыке, мы коснулись простейших жанров, хотя в мире музыки присутствуют и сложные: опера, симфония, фуга, кантата, ноктюрн и т.д.

Исследователи считают, что музыкальный жанр – это вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики, природе сюжета, обстоятельствам исполнения, особенностям формы (законов построения произведения), составу исполнителей.

Все эти признаки, попутно коснувшись истории возникновения, мы постараемся найти в лирической протяжной песне.

Вопрос о возникновении лирических народных песен до сих пор остаётся закрытым. Исследователи предполагают, что лирические песни складываются в 16веке. История рождения лирических протяжных песен была связана с обрядами, трудовым процессом, душевными переживаниями человека. Поэтому возникают обрядовые и необрядовые лирические песни.

В обрядовой лирической песне обязательно присутствовали невидимые помощники – духи. Многое из того, что происходило у человека на глазах, нельзя было объяснить. Люди верили в силы природы, просили помощи у невидимых духов. И поэтому мелодия обрядовых лирических песен была молящая.

Позже появляются необрядовые лирические песни с разнообразной тематикой. Бывают песни о тяжелой крестьянской доле, о безответной любви и о скромном счастье. «Идёт человек по полю, медленно, не торопясь зачерпывает из лукошка зерно и широким плавным жестом рассеивает его по вспаханной земле. Одна песня…Зима настала – и тут, в долгие зимние вечера, за веретеном или прялкой, не обойтись без песни.…Другая…».

Любовные переживания занимают в лирических песнях особое место. Очень часто девушка или парень поют о несчастной любви:

«…Как напала на меня грусть жестокая,

Изменила видно мне черноокая.

Я другую изберу себе милую,

Сарафан я ей сошью, ала бархата…»

В лирических песнях всегда присутствуют символы. И каждый символ имеет своё значение: «ясный месяц » - молодец, «лебёдушка » - девица, «ясны звёздочки» - дети и т.д.

Нередко девица или молодец сравнивает свою беду с явлениями природы:

«Что ж ты, ноченька,

Притуманилась,

Что ж, осенняя,

Принахмурилась?...
Что ж ты, девица,

Притуманилась,

Что ж ты, красная,

Припечалилась?»

Почти всегда события в песне развиваются следующим образом: главный персонаж обращается к природе, затем природа наделяется человеческими качествами, и завершаются события трагедией, в редких случаях счастливыми моментами:

«Что стоишь, качаясь,

Тонкая рябина

Головой склоняясь

До самого тына?
А через дорогу

За рекой широкой

Также одиноко

Дуб стоит высокий.
Как бы мне, рябине,

К дубу перебраться,

Я б тогда не стала

Гнуться и качаться….
Но нельзя рябине

К дубу перебраться,

Знать, судьба такая, –

Век одной качаться.

Мелодия лирических песен выразительна, широка и протяжна. Вот что писала Е.Э. Линёва об исполнении песни простой крестьянской женщиной: «…несмотря на широкую протяжную мелодию, выразительность была так велика, что она как будто в одно и то же время пела и сказывала песню…».

При широкой развитой мелодии текст бывает протяжнее напева, поэтому певец повторяет мелодию с разными словами.

Часто в русской народной песне участвуют несколько голосов – основную мелодию поёт запевала, другие дополняют этот напев подголосками.

Песни передавались от одного исполнителя к другому, от прошлого века в век настоящий. Конечно, мелодия, содержание песен изменялось, потому что меняются люди. И хотя не каждый человек может сразу назвать характерные признаки лирической песни - широту мелодии, душевность и красивое созвучие голосов - многие из людей современного мира просто скажут, что лирические песни нравятся им. У кого - то народная лирическая песня остаётся любимою.

Лирика и народная лирическая песня

в творчестве русских композиторов

На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную.

Считается, что история русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. «… Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке» . Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем» . Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца …»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря »).

А.П. Бородин продолжает традиции М.И.Глинки. Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы «Князь Игорь» («Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты…») .

А.А.Римский – Корсаков утверждает в классической музыке народные тексты и мелодии. Нередко композитор сочиняет «в жанре народных протяжных напевов» . Пример – песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка » из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.

В жанре народных протяжных напевов создаёт произведения и П.И.Чайковский. Ели кто-то слышит романс Чайковского, на стихи И.Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» впервые, нередко принимает его за народную песню. Народная песня в произведениях П.И. Чайковского – «частая гостья».

Необходимо вспомнить о творчестве С.В. Рахманинова. Очень красив и технически сложен концерт №3 b-moll. Просто и тихо запевает свою мелодию фортепиано, как солист. Оркестр аккуратно подхватывает мелодию, как хор. «Я хотел, - писал Рахманинов, - спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы» .

Творчество указанных композиторов изучалось в 4 - 6классах. Это только некоторые композиторы, чьё творчество было связано лирической музыкой.

Но мы узнаем о них позднее.
Уровень заинтересованности учащихся и педагогов творчеством русских композиторов

Исторические и научные источники свидетельствуют о том, что русские композиторы оставили огромное культурное наследство, но находит ли отклик в душах современных людей творчество композиторов? Чтобы проверить это, мы провели анонимное анкетирование среди учащихся 6-7 классов и педагогов ближайших школ.

Вниманию участников анкеты были предложены следующие вопросы:


  1. Можно ли сказать, что вы знакомы с историей народной и профессиональной русской музыкой?

  2. С жизнью и творчеством каких русских композиторов вы знакомы?

  3. Какие произведения русских композиторов вы знаете?

  4. Считаете ли вы, что в музыке русских композиторов преобладает лиричность, протяжность?

  5. Считаете ли вы, что историю русской музыки достаточно изучать на уроках музыки в общеобразовательной школе?

  6. Хотите ли вы самостоятельно изучать музыку своей Родины (посещать концертный зал, смотреть передачи, связанные с русской музыкой и т.д.)?
Анкетирование показало, что среди опрошенных учеников с историей народной и профессиональной русской музыкой учащиеся, отвечая на первый вопрос, не задумались над его сутью.

Вопрос «какие произведения русских композиторов вы знаете?» не вызвал ни у кого затруднений. Только ученики, в отличие от учителей, называли много произведений Чайковского и Римского-Корсакова. В ответах учителей было огромное количество самых разнообразных произведений Стравинского, Скрябина, Мусоргского и т.д.


Приятно, что большинство участников считает, что историю русской музыки не достаточно изучать на уроках музыки.


Анкетирование показало, что мы чувствуем и слышим певучесть русской музыки, но не все увлечены историей русской музыки. Мы не знаем, как она развивалась, и кто оказывал сильное влияние на её развитие.


Заключение

Почему композиторы так любили народные лирические песни и почему их произведения напоминали народную музыку?

Прежде, чем мы ответили на эти вопросы, нам пришлось раскрыть особенности жанра лирической народной песни, попутно выделяя и объясняя понятия «жанр», «музыкальный жанр».

Мы выяснили, что жанровые черты лирической протяжной песни – широкая распевность, загадки символов, гибкость и красота музыкального языка. Об этом упоминают в своих работах Н.П. Колпакова, Б.В. Асафьев, Г.Я. Левашева.

Те же черты - выразительность, распевность, созвучие голосов и инструментальных мелодий - присутствуют в музыке русских композиторов.

Творчество каждого композитора индивидуально, но мы выяснили, что композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих шедеврах.

Проведение анкетирования учащихся и педагогов показало, что некоторые из опрошенных плохо знакомы с историей русской музыки, имеют небольшие знания о творчестве русских композиторов. Но высокий процент участников чувствует и слышит певучесть русской музыки.

Мы должны учиться слушать и понимать лирическую музыку не только на уроках музыки в школе, но и вне стенах школы – в концертном зале и в звуках природы.

Список литературы


  1. Асафьев Б.В. О народной музыке / сост. и комм. Земцовский И.И. – Л.; Музыка, 1987.

  2. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М; Издательство: Детская литература, 1972.

  3. Колпакова Н.П. Песни и люди. О русской народной песне. Л.; Наука, 1977.

  4. Краткий словарь музыкальных терминов / сост. М. C. Друскин. - М.; 1970.

  5. Критская Е.Д. Музыка: учебник 4 кл. М.; Издательство: Просвещение, 2006.

  6. Левашева Г.Я. Музыкальные вечера. Л.; Издательство: Детская литература, 1963.

  7. Смирнова Э. В. Русская музыкальная литература: учебник для VI - VII класса ДМШ.М.; Музыка, 2002.

  8. Соколова М. В. Мировая культура и искусство. М.; Издательство: Академия, 2007.

  9. Тэтчелл Дж. Детская музыкальная энциклопедия. М; Издательство: АСТ / Астрель, 2002.

  10. Шедевры мировой классической музыки. М.; Мир книги, 2003.

  11. Шестернина Н.Л. Толковый словарь иностранных слов. М.; Издательство: Кучково поле, 1998.

  12. Эпиро де П., Пинкович М.Д. 100000 вопросов и ответов: Что такое семь чудес света / пер. с англ. Е.Я. Мигуновой. – М.; РИПОЛ классик, 2006.

  13. Этносфера. М.; Музыкальное издательство «Изба рекордс», 2008.

40 Основные тематические группы лирических песен. Особенности содержания. Своеобразие субъекта лирического переживания. Художественное богатство образов. Роль символики.

Лирическая песня - это словесно-музыкальное произведение, в котором раскрывается эмоциональное отношение человека к явлениям окружающего мира. В л.п. слово соединяется с музыкой, мелодией

Поэтика: широко используется символика (природа и животные в переносном значении: символ молодца – зеленый дуб, хмель, виноград), гипербол почти нет, эпитеты («зеленый сад», «ясен сокол», «родной батюшка»), метафоры, сравнения, обращения («Ах ты, мать моя, матушка!») В песнях используется параллелизм (символический и не символический) Символический предполагает двучастное строение песни (1 часть – картина из мира природы, 2 часть – картина переносится на мир людей). Ступенчатое сужение образа (как правило в начале песни изображается широкая картина места действия, затем взгляд сосредотачивается на главном герое). В Л.п. используется 2 художественные системы: 1. Описание; 2. Иносказание, построенное на символике. В песнях есть свой условный язык, который состоит из традиционных формул. Без знания трудно понять содержание Л.п. В песнях внутреннее состояние передается через внешнее (сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскрываются в сопоставление с природой. Символы устойчивы, песенная символика восходит к архаическим представлениям. Символичны песенные персонажи, растения, животные. В песнях присутствует богатая цветовая гамма, причем в одном тексте встречается до 10 цветовых сочетаний. Цвет не имеет символический характер, он носит оценочный характрер

В жанре лирических необрядовых песен можно выделить тематические циклы: любовные песни (герои – молодые люди, юноши и девушки; содержание – их переживания, отношения между собой, мысли и чувства), семейно-бытовые (об отношениях невестки или мужа с новой семьей), антикрепостнические песни (против разорения помещиками, против барщины и т.д.), песни о бурлаках и бурлацкие песни (песни о бурлаках идеализировали бурлаков как «вольных людей», а бурлацкие песни, например «Дубинушка», напоминали скорбный стон замученных людей, ритм их соответствовал ритму работы), воинские песни, ямщицкие и чумацкие песни (грустные и веселые: тоска по дому, трудности и опасности на пути, радость возвращения домой), удалые (разбойничьи) песни.

СПЕЦИФИКА ЖАНРА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ Прежде чем приступить к исследованию лирической песни, необходимо сказать несколько слов о классификации этого жанра. В науке этот вопрос долгое время остается нерешенным и до сих пор не выработана единая точка зрения. Большинство ученых в основу песенной классификации положили тематический принцип. Так С.Г. Лазутин, выделяет бытовую крестьянскую песню и историческую. Бытовая песня посвящена первоначально темам любви и семейно-бытовых отношений. Позже в них развиваются и различного рода социальные мотивы, прежде всего – антикрепостническая тема. В бытовых песнях раскрываются социально-общественные отношения людей: крестьяне рассказывают о своей тяжелой жизни в условиях крепостничества, ярко представлена и нелегкая жизнь дворовых людей. К социально-бытовой песне С.Г. Лазутин относит также солдатские и рабочие песни, в которых семейные отношения никаким образом не затрагиваются. Сюда входит и так называемая лакейская песня. К солдатскимпесням тесно примыкают казацкие песни.С.Г. Лазутин указывает и на существование военно-исторических песен, куда также входили солдатские песни, отличающиеся от солдатских песен бытовой тематики. Здесь появляются новые герои, новые мотивы и темы. Помимо песен, рассказывающих о нелегкой жизни солдат и казаков, в солдатской средевозникают также шуточные, юмористические песни. К трудовым песням С.Г. Лазутин относит и рабочие песни, в которыхглавной темой становится тема труда, раскрывающая «взаимоотношения между рабочими и теми, кому они вынуждены были подчиняться (хозяин, предприниматель, администрация, мастера, надсмотрщики и т.п.)» /Лазутин 1965: 103/.Богаты сюжетами и близки к любовно-бытовой тематики отходнические песни, возникшие во второй половине XVIII – начале XIX века. В них девушка просит своего дружка, отправляющегося в Питер, отложить отъезд, но он отвечает, что никак не может. Опечаленная девушка клянется в вечной любви. До к.XVIII-н.XIX вв. в песнях представлен образ робкой, застенчивой девушки, но с указанного периода в песнях появляется и другой образ – девушки смелой, боевой, решительной. Выделяет также С.Г. Лазутин и городские песни, названные мещанским романсом, главной темой которых является несчастная любовь. Тематика фольклорного произведения также лежит в основе классификации, предлагаемой А.И. Соболевским. А.И. Соболевский, издавая «Великорусские народные песни», писал: «Печатая песни, мы расположили их в порядке по содержанию. Само собой разумеется, мы руководствовались нашим собственным пониманием песен <…> Конечно, можно было бы разделить песни по группам: «беседные», «хороводные», «игровые», «плясовые», «протяжные» и т.п. Но что бы тогда получилось? Большинство напечатанных нами песен записано без отметки, которая из них «беседная», которая – «хороводная» и т.д., и нам пришлось бы помещать их в ту или в другую группу по своему благоусмотрению <…> Отметки тех из них, которые у нас помещены в нескольких вариантах, очень часто различны. Так, известнейшая песня «Калинушка с малинушкой лазоревый свет» <…> в одном варианте помечена «хороводною», в другом – «обыденною» и в двух – «протяжною» <…> Сверх того, самое значение отметок «хороводная» и т.п., по нашему мнению, очень невелико. Если песня отмечена «хороводною», это указывает единственно на то, что она поется в хороводе; последнее нисколько не мешает ее употреблению в «беседе», на свадьбе и вообще во всяком собрании молодежи <…> Понятно, при таком положении дела распределение песен по группам невозможно» /Цит. по: Круглов 1982: 7-8/. Существует и другая классификация песенного творчества – по функции. Она представлена К.С. Давлетовым. Традиционная песня «распадалась на четыре основных жанра: песен заклинательных, игровых, величальных и лирических» /Давлетов 1966: 251/. К лир ческим песням он относит, например, любовные, семейные, или солдатские, рабочие, ямщицкие. К.С. Давлетов указывает на то, что именно лирические песни подверглись историческому изменению. Также имвыделены так называемые «эмигрантские» песни, в плане профессиональном –бурлацкие, студенческие песни.Существует также и следующее мнение: к лирическим стихотворным жанрам относятся песни социального содержания, любовные песни, семейные песни, малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.). Мы предлагаем свою классификацию песен , учитывая приведенные выше. 1. Семейно-бытовая песня. Сюда мы включаем песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества 2. Трудовые песни. Мы считаем, что к данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни. 3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие; б) чумацкие; в) ямщицкие. Мы считаем, что в данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье. 4. К удалым песням относим: а) разбойничьи; б) каторги и ссылки; в) тюремные. 5. Отдельно выделяем шуточные, сатирические, хороводные. 6. В особую группу относим песни литературного происхождения. Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно- выразительных средств. Особенности композиции Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев. В семейно-бытовых лирических песнях можно выделить несколько типов композиции, которые явно прослеживаются, несмотря на такую особенность жанра, как вариативность и контаминация. Контаминация обычно возникает в результате сходства песен по содержанию, мелодии, напеву и т.д. Часто контаминированный текст песни носит отпечаток той среды, в которой он бытовал или бытует (песня «Лучинушка»). Песни вступают в контаминацию на основе их идейно-тематической близости, «и такие контаминированные тексты одновременно являются показателем и разрушения, и своеобразного развития этих песен» /Лазутин 1965: 83/. Но нередко вступают в контаминацию и песни, различные по сюжетам, но близкие по своим образами. Это в основном песни, изображающие образы нерадивых, ленивых и легкомысленных жен. В контаминацию могут вступать отдельные картины и мотивы песни. Чаще из песни отделяется зачин. Итак, о композиции. Наиболее распространенным типом лирической семейно-бытовой песни является песня-монолог, «когда повествование передается отлица главного героя песни или певца-автора» /Сидельников 1959: 41-42/. Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. «Песня-монолог – это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.» /Лазутин 1965: 34/. Нередко песня- монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни. Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических,или риторических. «Символические обращения в конечном счете определяют живых адресатов, действительных участников обряда, несимволические же обращения (или риторические), как правило, относятся не к человеку, а к окружающему его миру» /Курглов 1982: 165/. Обращения в песнях имеют характерную для лирических песен особенность: они всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. «Обращения нередко строятся при помощи анафоры» /Круглов 1982: 166/ (единоначалие). Второй тип композиции песни – диалог. Это, на наш взгляд, наиболее архаичная композиционная форма. Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье.Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя. В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии. Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно «нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер. Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.» /Сидельников 1959: 42/. Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания. Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: «монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)» /Аникин, Круглов, 265/. Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики. Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда «отдельные картины песни связываются между собой цепочно» /Аникин, Круглов, 265/. То есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д. Следует отметить, что важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент «всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог» /Лазутин 1965: 38/. Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. В этом состоит сущность лирической повествовательности. «Часто песни начинаются со своеобразного введения- описания» /Круглов 1982: 147/. При изложении содержания песни от первого лица перед нами раскрываются картины жизни того персонажа, от имени которого ведется повествование. Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой. Композиционная форма лирической песни символическая часть плюс реальная «раскрывает» так называемый психологический параллелизм, в котором «общая схема психологической параллели представлена в сопоставлении двух мотивов: «… один подсказывает другой, они выясняют друг друга, причем перевес на стороне того, который наполнен человеческим содержанием». «Основной тип параллели: картина природы, притягивающая свои аналогии к картине человеческой жизни» /Круглов 1982: 153/. Основные мотивы сюжета Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по- разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа. Они «стремятся ответить современным идейно-эстетическим потребностям народа»/Лазутин 1965: 56/. Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку. «Применительно к лирической песне, пожалуй, точнее было бы говорить не о сюжетах, а о сюжетных ситуациях» /Лазутин 1965: 44/. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя. Давлетов говорит о том, что «основных песенных сюжетов протяжной лирической песни мы можем назвать не более пятисот, вокруг которых группируются вновь возникшие песенные варианты» /Давлетов 1966: 279/. В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики. В конце ХIX века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, «дается яркая характеристика социально-экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином» /Лазутин 1965: 58/. Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину. Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них. Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой. Среди рассмотренных нами семейных песен, собранных А.И. Соболевским, наиболее распространенными сюжетными линиями являются следующие: девушка тоскует в чужой семье по родным краям, по батюшке и матушке. Она обращается к соловушке с просьбой полететь на родимую сторонку и передать весточку родным. При этом мы наблюдаем варианты сюжета: девушка просит соловья полететь к милому, а не к родителям; в некоторых песнях девушка просит, чтобы соловушка поведал батюшке и матушке о ее горькой жизни, в других – просит просто повидать родных, но не печалить их рассказами о ее нелегкой судьбе. Кроме того, героиня песен обращается с просьбами не только к соловью, но и к кукушке, ласточке. Не менее популярным является сюжет, где сокол убивает лебедушку. Здесь образы символичны: сокол – молодец, лебедушка – красна девица, убивает – значит берет девушку в жены, лишает девственности. Распространенным является сюжет песни «Калину с малиной вода поняла». Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе. В связи с развитием капитализма в традиционные крестьянские песни все глубже проникают мотивы отходничества. («Калина с малиной, лазоревый цвет»). Песня развивается в период XIX-ХХ вв. При этом она продолжает наполняться новым идейно-тематическим содержанием. Изменяются и сами творческие принципы отражения действительности. На смену символических образов и мотивов все чаще приходят образы и мотивы реалистические. (Ах, по морю, морю синему») В соответствии с новыми историческими условиями человеческие образы получают определенную социальную конкретизацию («Соловей кукушку подговаривал»). «В пореформенное время, в связи с развитием капитализма, расширением рынка, возникают купеческие варианты песни. Девушек в этих вариантах приглашают не солдаты и не матросы, а <…> купцы. Соответственно изменяется и монолог, в котором говорится о приглашении девушки. На первое место в нем теперь выступает не красота города, в который приглашается девушка, а богатство его рынка» /Лазутин 1965: 65/. Меняются эстетические взгляды народа. Некоторые песни настолько изменяются в своем содержании и форме, что по существу превращаются в новые песни. «Язык и стиль традиционных лирических песен сохраняют удивительную устойчивость даже тогда, когда эти песни существенно изменяются в своем содержании, значительно трансформируются в композиционном отношении. И все же язык и стиль традиционных лирических песен на протяжении веков не остаются мертвенно неподвижным» /Лазутин 1965: 69/. Происходят изменения как в самом словаре, так и в стилистике отдельных песен. Изменяются устаревшие слова современными («Ах по морю, морю синему»), появляются и различного рода социально профессиональная терминология. Появляются новые эпитеты. В песнях утрачивается начальная развернутая описательная картина, превращаясь в короткую повествовательную информацию. Происходит упрощение художественной формы и усложнение содержания песни. Солдаты и казачество в XVIII веке представляли собой новую значительную социальную группу со специфическими условиями быта, жизни. В связи с этим и появляются в народном поэтическом творчестве солдатские и казацкие песни. Их тематика разнообразна. Здесь отражены и военно- исторические события, в которых ярко изображены картины сражений, в которых рассказывается о смелости и храбрости русских воинов, создаются образы полководцев. Война рисуется суровыми, правдивыми красками. Солдатские песни военно-исторической тематики представляют совершенно новое явление в русском народном песенном творчестве. В них представлены иные образы, сюжеты, темы и мотивы. В XVIII веке в связи с развитием мануфактурной промышленности и горнорудного производства в России появляются работные люди. Происходит развитие так называемого рабочего фольклора, где главной темой является тема труда. В этих песнях рассказывается и об орудиях производства, и о самом процессе труда. Мотив наказания рабочего является характерным в песнях рабочего фольклора. Содержание песен в конце XIX – начале ХХ веков максимально отражает действительность. Эволюция содержания песен оказало свое влияние и на эволюцию основных песенных образов. Основные герои Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. «Лирический герой народной песни – это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – «удалой разбойник» /Лазутин 1965: 33/. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни. Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны. В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев Суворова, Платова и Кутузова. Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом. Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец . Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. «Особенно показательны в этом отношении песни горнозаводских рабочих Урала и Сибири» /Лазутин 1965: 104/. В песнях показан также и образ хозяина фабрики – угнетателя рабочих масс. Отходнические песни развивают любовную и семейно-бытовую тематику традиционных песен. Героями являются девушки и их любимые . Образ отходника скупо изображен в песнях. Крестьяне уходили на заработки в другие города, возвращаясь в родные места после долгого скитания. Отходники в песнях разделены на две группы: отходники, которые после долгой работы возвращались в деревню, и отходники, которые, поработав в трактире, отвыкли от тяжелой жизни в деревне. Именно о любителях «легкой жизни» слагали сатирические и юмористические песни. Героями песен были также бурлаки, извозчики. Бурлаки в песнях называются «людьми вольными», они сравниваются с вольными птицами гусями- лебедями. Впоследствии изменяется народное мировоззрение по отношению к бурлачеству. Бурлачество становится символом каторжного труда и бедности. «Находясь в тесном творческом взаимодействии, крестьянские, солдатские и рабочие песни представляют собой единый песне-творческий процесс XIX века» /Лазутин 1965: 141/. Однако именно со второй половины XIX века в песнях этих групп развивались яркие специфические черты, своеобразие каждой группы песен, особенно в идейно-тематическом плане. Более отчетливо и ярко показан лирический герой в песнях XIX – начала ХХ века, где в качестве лирического героя выступает коллектив /Лазутин 1965: 166/. Однако мысли и чувства, раскрывающиеся в народной поэзии, не лишены конкретности и выражают идеологии определенного класса. В семейных лирических песнях, рассмотренных нами, главными героями вляются девушка и молодец. Девушка тоскует по родному дому, томится в чужой семье. В песне все это представлено с помощью различных эпитетов и метафор, которые помогают четче представить нелегкую жизнь «в неволе». В одних песнях она находит друга – соловья или подругу – кукушечку (пташечку). Героиня обращается к ним с просьбой повидать родных батюшку и матушку, поведать им о ее нелегкой жизни. Героями народных песен являются и представители из животного или растительного мира . Так мы встречаем сокола, голубя, лебедушку, голубку,дубчик, ивушку и т.п. Эти образы, как правило, символичны. За каждым из них закреплена определенная черта характера. Так, например: дубчик – символ молодости, крепости; лебедушка – символ девушки-невесты; стадо лебединое – символ невесты и ее подруг; лебедь с лебедятками – женщина с детишками; голубь с голубкой – древний символ влюбленных. Но в песнях, рассмотренных нами, голубь с голубкой практически не встречается. «Следует заметить, что символ голубя редко встречается в народной лирике» /Сидельников 1959: 74/. Соловей – пожалуй, самый распространенный персонаж лирических песен. Он посланец любви. Девушка часто просит соловушку спеть. Его песня наполнена грустью и печалью, тоской и болью. Яркая песня соловья как бы раскрывает перед нами картину внутренних переживаний лирической героини. Уважение к этому герою выражается с помощью ласкового обращения: его называют и соловушкой, и соловьюшкой, и соловеюшкой, и соловейкой, и соловейкой вольной пташечкой. Все говорит о любви к пташке вольной. Сокол – это добрый молодец, суженый, выбирающий себе лебедушку –красную девицу. Поэтика Стиль лирических песен сложен и разнообразен. С помощью метафор, гипербол, эпитетов создавался традиционный фольклорный мир, в котором в несколько идеализированном виде представлены и «русская природа с ее темными лесами, широкими реками, глубокими озерами, зелеными полями, и русский быт с его избами, теремами, горницами, лавками, и конечно же сами люди – персонажи песен» /Аникин, Круглов, 259/. Именно используемые в песнях художественные средства и способствуют передаче чувств и настроений героев лирических песен, оказывая эмоциональное воздействие на слушателей. Традиционная лирическая песня разработала цельную символическую систему, в основе которой лежит сопоставление человеческого мира с природным. Так, часто символом молодца является соловей, сокол, селезень и голубь. В качестве символа девицы в рассматриваемых нами песнях – лебедушка, утушка, голубка. В качестве символов в песнях выступают образы и предметы растительного мира. Символом девицы являются калина, верба, береза; молодца – дуб, хмель, встречается виноград. Однако чаще растения в песнях символизируют какое-либо состояние, то или иное чувство или настроение. «Так, например, если калина и малина могут быть символами радости и веселья, то полынь, осина, крушина и рябина, наоборот, всегда являются символом печали, горя и тоски. Как правило, цветение любого растения означает радость, веселье, любовь, и наоборот, его увядание –печаль, горе, разлуку» /Лазутин 1965: 33/. Таким образом, символические образы лирических песен еще более подчеркивают специфику их содержания. Употребление символов в лирической песне позволяет глубже раскрыть чувства и переживания лирического героя, придают песне яркую эмоциональную выразительность. Характерным художественным средством лирических песен является эпитет . В песнях встречаются определительные эпитеты (батюшков, матушкин, женихов и т.п.), выразительные эпитеты (родимый батюшка, миленький братец, добрый молодей, красна девица и т.п.), изобразительные эпитеты (создают условно- символический мир, о котором говорилось выше, они в сочетании с выразительными эпитетами формируют эмоциональный настрой песен) (голубка сизая, блюдо златое и т.п.). В лирических песнях функция эпитета главным образом «выразительная, эмоционально-оценочная» /Лазутин 1965: 48/. Очень редко встречаются в песнях гиперболы, которые прежде всего определяют чувства и настроения героя. «Типичным местом в лирических песнях в гиперболических масштабах созданные картины женского плача» /Лазутин 1965: 49/. Средством эмоционально-психологической выразительности в лирических песнях выступают и метафоры. Но они употребляются довольно редко. Рассмотрим более подробно художественный прием олицетворения как один из видов метафоры. Олицетворение – древнейший художественный прием, тесно связанный с формированием образного мышления человека и свойственный устной народной поэзии. Способы выражения олицетворения многообразны. Среди них выделяются олицетворения в позиции обращения, глагольные олицетворения (особая роль здесь принадлежит антропоморфному сказуемому), именные олицетворения, олицетворения-приложения, олицетворения в прямой речи и диалоге. Следует обратить внимание на способ выражения олицетворения через позицию обращения. Обращение используется в речевом общении с целью привлечения внимания того лица, к которому обращаются с речью. Помимо этого, обращение побуждает слушателя слушать, то есть выполняет побудительную функцию. В лирических песнях встречаются однословные обращения, «не содержащие в своей семантической структуре и в ближайшем окружении дополнительные антропоморфные действия, кроме местоимений второго лица» /Константинова 1997: 34 В песнях выявление олицетворения через прямую речь и диалог встречается реже, чем олицетворения-обращения. Однако прямая речь и диалог являются самыми наглядными способами создания олицетворения, поскольку именно в них неодушевленные предметы, животные и растительные реалии наделяются способностью говорить. Способы создания олицетворения с помощью антропоморфных глаголов, атрибутивных характеристик (определения), приложений также характерны для лирических песен. Степень олицетворения при антропоморфных глаголах усиливает деепричастие, поскольку оно обладает ярко выраженными глагольными признаками: Структура построения олицетворения в песнях связана, прежде всего с композицией лирических песен, в основе которой лежат «три композиционные формы: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог)»/Аникин, Круглов, 265/. В лирических песнях широко употребительны повторы. Особо распространен «синтаксический параллелизм, который является формой выражения так называемого психологического параллелизма, когда две параллельно развивающиеся картины находятся в отношении друг к другу как символ к символизируемому» /Лазутин 1965: 50/. Данный прием усиливает эмоциональное звучание лирической песни. Символическая параллель создает настроение, человеческая параллель конкретизирует данное настроение. Встречаются в песнях и морфологические средства выражения идейно-художественной функции песен. Это прежде всего суффиксы. «Основное назначение слов с уменьшительными суффиксами в лирических песнях – служить средством выражения любви, ласки и нежности» /Лазутин 1965: 51/. «Поэтический стиль традиционных лирических песен отличается ярким жанровым своеобразием. Если в эпических песнях… различные приемы и средства поэтического стиля выполняют в основном функцию изобразительную, то в лирических песнях их роль главным образом – эмоционально-выразительная» /Лазутин 1965: 52/. При помощи образного сопоставления создателям и исполнителям народных песен удавалось ярче выражать свои чувства. «Кроме того, эти сопутствующие образы или образы из мира природы в народной песенной лирике как бы срастались с теми человеческими обликами, которые они символизировали. Они дополняли те стержневые образы, которые несли на себе всю смысловую нагрузку песни» /Сидельников 1959: 49/.