Три расхожих заблуждения и шесть жизненных советов. Уроки фотошопа для начинающих — пошаговый курс

Когда вы начинаете фотографировать, кажется, что профессиональный рост наступает очень быстро. Вы будете измерять свое мастерство улучшениями, которые видите в своих работах и сделанных фотографиях. В этой статье я расскажу о вещах, которые понял за четыре года фотосъемки и поделюсь советами начинающим фотографам для профессионального роста.

Вот десять вещей, которые я хотел бы знать перед тем, как начал снимать:

1. Меняется видение

Когда вы начнете серьезно подходить к фотографии, то никогда больше не увидите вещи по-прежнему. Если ваш опыт критичного изучения вещей такой же, как у меня, вы заметите, что начали пристально разглядывать каждую увиденную фотографию и видео. Для меня почти невозможным стало смотреть фильм, не анализируя кинематографию и способ съемки. Кино - уникальная среда, но я все еще черпаю много вдохновения от профессиональных фотографий.

Как только вы начнете гнаться за хорошими снимками, можете рассчитывать, что ваш стиль жизни изменится. Ранее пробуждение или бодрствование до поздней ночи, чтобы получить уникальное освещение станет рутинной частью жизни. Лично я считаю, что пристальное изучение хороших снимков - отличный способ улучшить свои работы. Если с головой окунуться в мир фотосъемки, это заставит правую долю мозга работать активнее.

2. Это дорогое хобби

Фотография - недешевое удовольствие, особенно, если вы планируете активно покупать оборудование. После покупки своей первой зеркалки, вы подписали обязанность покупать «систему» объективов и вспышек, которые работают только с этой маркой. Если после такого вам захочется продать всё и перейти на другой бренд, это может обойтись в немалую сумму (я достаточно раз это делал и знаю, о чем говорю).

Покупка камеры заставит вас покупать дополнения, совместимые только с ней.

Есть два подхода, чтобы избежать затратной стороны фотосъемки: первый - не привязывайте успех к используемому оборудованию. То есть, нельзя убеждать себя, что дополнительный объектив сделает ваши работы идеальными. Когда дело доходит до оборудования, не существует магической палочки; лучший подход - постепенно и вдумчиво докупать все необходимое.

Во-вторых, сократите стоимость при помощи экономии. Покупка подержанной техники поначалу казалась мне пугающей, но со временем стала шансом купить камеры и объективы, которые были за гранью моих возможностей. Умные решения, такие как покупка быстрого фикс-фокуса (больше об этом далее) поможет справиться с синдромом сбора оборудования. Продолжайте чтение и узнаете о том, как делать правильный выбор.

3. Пропускайте стопы

Когда я только начал изучать экспозицию, моя ошибка, о которой я часто говорю - попытки изучить ее математическую шкалу. Измерение стопов света и запоминание шкалы f-числа - это огромная трата времени.

Изучение всех f-чисел и зубрежка шкалы экспозиции - частое занятие новичков, но это не лучшее применение вашего времени.

Важнее понять принцип работы треугольника экспозиции, а также научиться балансировать и креативно подходить к экспозиции. Не волнуйтесь, считая стопы и идеально передавая свет, ведь есть множество других вещей, как, например, правильное позирование моделей и контроль освещения.

4. Переключайтесь на ручной режим

Чем раньше вы начнете по-настоящему контролировать экспозицию, тем раньше перестанете быть человеком, который просто щелкает по кнопкам. Это не всегда легко - вам потребуется узнать многое об измерениях, экспозиции, фокусе и других вещах.

Выход за рамки режима автоматической экспозиции - самый главный шаг для перехода от новичка до мастера. Когда вы начнете контролировать фотографию и научитесь разбираться с нюансами экспозиции, то перевернете работу с ног на голову и сможете предвидеть результат. Вы будете использовать подсветку, создавать креативную экспозицию, а также придумаете множество сценариев, с которыми камера справится самостоятельно.

Непростая ситуация с фоновой подсветкой.

Отличный промежуточный шаг - научиться контролировать один дополнительный фактор за раз. Начните с понимания ISO, его влияния на снимок и свет, который попадает на сенсор. Затем можно перейти к контролю выдержки и апертуры, также изучив визуальные изменения от них. Работа над выдержкой или апертурой - важный тренировочный шаг на пути к полному ручному контролю экспозиции.

5. Съемка требует времени

Это звучит до боли примитивно, но я часто забывал о том, что единственный способ по-настоящему улучшить навыки - каждый день держать в руках камеру, постоянно делая снимки. Единственный способ, которым я мог воспользоваться - выделять время на съемку между школой и работой.

Как можно стать лучше, если вы не уделяете время съемке? Это кажется настолько очевидным, но, как и многие, я стал жертвой такого убеждения. Съемка с друзьями и присутствие соревновательного элемента - два лучших способа занять себя съемкой и улучшать навыки.

Отличный способ продолжать делать фотографии - бросать себе вызов. Если у меня есть задание, пускай даже назначенное мной, шанс того, что я выберусь и сделаю снимки, намного выше. В интернете есть тонны фото испытаний, которые не дадут расслабиться. Если вы выберете такой подход, различные вызовы и задания помогут держать себя в креативном тонусе.

6. Расставляйте приоритеты для объективов

Ключ к избеганию лишних трат на оборудование - делать разумные покупки и сразу же использовать их. Первые два года моей карьеры фотографа прошли в перескакивании от одной тушки к другой. Я гнался за мегапикселями, большим количеством точек фокуса и всем, что, по моему мнению, должно улучшить снимки. В процессе я всегда находил способ избежать покупки того, что было действительно важно: объективов!

Если привязаться к дешевому китовому объективу, который продается вместе с камерой, вы ограничите свои возможности. Хотя со стандартным объективом можно делать отличные снимки, у него есть свои ограничения; обычно это 18-55мм объективы с медленной апертурой, которая заставляет снимать только в хорошо освещенных местах. Если сократить ее до f/8 или около того, снимки будут резкими, но недостаточно.

Может показаться, что этот пункт противоречит одному из предыдущих, постоянно требуя больше оборудования для лучших снимков, но в покупке объективов есть разумное зерно. Намного важнее сделать правильный выбор, купив более быстрый (с широкой апертурой) объектив, который будет выдавать отличные снимки.

7. Не спешите становиться профи

После того, как вы какое-то время занимались съемкой и уже начали выставлять свои работы, будет шанс, что вы получите первые заказы. Не важно, будет ли это выпускной портрет друга, ландшафтные фотографии для печати или свадьба (самое опасное занятие), друзья всегда будут искать кого-то (обычно задешево), чтобы запечатлеть их ценные моменты.

Конечно, шанс быстро монетизировать свое хобби выглядит очень привлекательно. Это поможет купить новое оборудование и свести концы с концами. Однако, появляются некоторые нюансы, которые нельзя предугадать. Работа со сложными клиентами, которые разрывают контракт в последний момент, риски юридической ответственности и множество других вещей - все это неотъемлемые части профессионального процесса. Не важно в каких вы отношениях с клиентом, вы всегда будете в положении получения оплаты за предоставленные услуги. Не торопитесь переходить к профессиональной съемке и действуйте аккуратно.

8. Всегда берите камеру с собой

Вы никогда не получите хорошие снимки, если камера лежит дома. Я сказал себе, что, если хотя бы раз оставлю камеру дома, в этот день я потеряю шанс выиграть награду за фотожурналистику, которую я так ждал. Поэтому меня редко можно увидеть без фотоаппарата. Не важно, носите ли вы с собой зеркалку или iPhone с вашим любимым приложением, инструмент для фотосъемки должен быть всегда под рукой!

Невозможно делать снимки без камеры. Будь это зеркалка, мыльница или камера смартфона, для улучшения навыков фотографии всегда нужно иметь под рукой инструмент для съемки.

Более того, философия «всегда носи с собой» во многом сформировала мои недавние решения касательно оборудования. Я не куплю еще одну огромную тушку, которая будет лежать в сумке, ведь какая разница, насколько она качественная, если она все равно не будет задействована. Этого мне совершенно не надо.

9. Купите быстрый полтинник

Если у вашей текущей камеры взаимозаменяемый тип объективов, я не могу придумать лучший «второй» объектив, чем 50мм. Обычно их апертура f/2, f/1.8, f/1.4, что отлично подходит для съемки в условиях плохой освещенности и позволяет контролировать глубину резкости так, как китовый объектив никогда не сможет. Если вы используете меньший сенсор формата APS-C, 35мм объектив создаст почти такое же поле зрения, как полтинник на полнокадровой камере.

50 mm объектив с апертурой f/1.8 - то, что можно порекомендовать почти всегда и это не просто так. С широкой апертурой вы можете снимать в условиях плохой освещенности и креативно работать с глубиной резкости.

Для меня главная креативная возможность - это контроль глубины резкости. Если вы не знакомы с этим понятием, оно отвечает за то, сколько содержимого кадра находится в фокусе. Объективы с широкой апертурой (как, например, f/1.8 полтинник) позволяют оставить в фокусе только небольшую часть снимка.

10. Детально изучите камеру

Еще один способ улучшить навыки фотосъемки - понять инструменты, с которыми вы работаете. Когда не нужно думать о том, какие кнопки нажимать и какие технические решения принимать, можно подходить к фотографированию с креативной стороны. Вы думаете об освещении, а не цифрах на регуляторе апертуры. Если изучить каждую опцию, каждую настройку, каждый регулятор камеры, она станет расширением глаза.

Это может показаться глупым, но вдумчивое прочтение руководства камеры - отличный способ начать. Еще лучше снимать каждый день, больше и больше погружаясь в настройки.

Выводы

Оглядываясь на четыре года, в течении которых я серьезно занимался съемкой, сложно даже сказать, насколько фотография повлияла на мою жизнь. Начиная с друзей, которых я встретил и заканчивая коммерческим опытом, который пришел со временем, фотография может стать отличным позитивным занятием как для любителей, так и для профессионалов, которые занимаются этим всю жизнь.

Какие вещи вы бы хотели знать, когда только начали снимать? Что вы узнали в течении своей карьеры фотографа?

Фоторедактор PhotoScape может делать с фотографией практически все!

Фоторедактор PhotoScape, который вы можете бесплатно скачать на этом сайте, на русском языке


Для тех, кто любит смотреть видеоуроки по работе с программой, я приготовила 3 видеоурока. Я сама, иногда, ленюсь прочитать какую-нибудь статейку о той или иной программе, а стараюсь найти видеоуроки.

1 видеоурок Продолж-сть: 17 мин.

В этом уроке рассматривается раздел "Редактор". А именно, что можно сделать с изображение в таких подразделах, как:
- Домой;
- Объект;
- Обрезать;
- Инструменты (Tools).

2 видеоурок по работе с фоторедактором PhotoScape. Продолж-сть: 16 мин.

В этом уроке рассматриваются следующие разделы: "Пакетный редактор", "Страница", "Комбинация" и "Gif-Анимация"

3 маленький видеоурок по работе с фоторедактором PhotoScape. Продолж-сть: 7 мин.

В этом уроке рассматриваются следующие разделы: "Захват экрана", "Выбор цвета" и "Шаблоны страниц".

Для тех, кто не хочет тратить свое время на просмотр видеоуроков и чувствует, что может сам освоить эту программу (я её осваивала сама), я создала подробное описание по работе с фоторедактором PhotoScape. Надеюсь, что оно вам пригодиться.

Фоторедактор PhotoScape - замечательная программа. Она многофункциональна и легка в управлении. У неё есть несколько основных разделов (они находятся наверху). Каждый раздел имеет свои функции.


1. Раздел "Редактор" - это самый большой раздел в PhotoScape. Он имеет множество различных функций. Здесь вы можете:
- изменить размеры фотографии (из большой сделать маленькую и наоборот);
- можете вытянуть картинку до нужных вам размеров;
- изменить яркость, цвет, резкость;
- воспользоваться функцией "фильтр", "автоуровень", "автоконтраст";
- подобрать рамку и форму для изображения;
- повернуть изображение;

Вставить текст (редактируется шрифт, размер, цвет, наклон, тень);
- вставить картинку, другое изображение, различные фигуры и предметы;
- рисовать линии и обводить предметы;
- подбирать цвет "цветной пипеткой";
- обрезать изображение;
- обрезать изображение по заданным параметрам;
- убрать "эффект красных глаз";- убрать "эффект родинки".


. 2. Раздел "Пакетный редактор" - многофункциональный раздел. Очень хорош для большого количества фотографий, так как фиксирует и запоминает "накладываемые" картинки и текст. Вы можете ставить нужную картинку и текст (для каждого сохраняется по 4 варианта), не выбирая изображение и не печатая текст каждый раз. Здесь вы можете:
- изменить размер картинки;
- воспользоваться функцией "фильтр", "автоуровень", "автоконтраст";
- добавить изображение и текст;

Выбрать соответствующую рамку.

.. 3. Раздел "Страница" - очень занятный раздел. Здесь вы можете:
- выбирать комбинации фотографий и изображений;
- изменять размер и расположение;
- применять фильтр;
- подбирать рамку;
- выбирать фон.


.. 4. Раздел "Комбинация" - дает возможность для создания комбинаций из различных фотографий: две, три, четыре... горизонтально, вертикально - как вам будет удобно. А так же вы можете:
-
изменять размер изображений;
- подбирать рамку;
- выбирать фон;
- подбирать интервал.

Довольно часто пользователи ПК стремятся изучить новые программы, чтобы уметь оформлять изображения на свой вкус и даже получать доход. Одним из самых сложных и мощных графических инструментов является Adobe Photoshop. Как пользоваться, с чего начать - все это будет рассказано ниже.

Интерфейс, инструменты и меню

Для начала следует запустить установленную программу. Новичку рекомендуется пройтись по меню (горизонталь сверху), изучить инструменты, расположенные слева. Чтобы узнать, что за значок и за что он отвечает, нужно подвести курсор. Должна появиться всплывающая подсказка. Если нажать левой кнопкой мышки на инструмент, например, «Заливка», то он будет активен. В то же время появятся настройки под горизонтальным меню в верхней части экрана. Опытные пользователи практически всегда устанавливают нужные параметры инструмента.

Следует обратить внимание на треугольник в правом нижнем углу некоторых инструментов. Если нажать на мыши правую кнопку, то откроются дополнительные опции.

А теперь следует поговорить о меню в Adobe Photoshop, как пользоваться им при работе с фотографиями и рисунками. Для начала нужно зайти в меню «Файл», чтобы открыть существующее изображение для редактирования, или создать новый документ. В этом же меню находится функция сохранения сделанной работы.

Остальные пункты, расположенные после «Файла» и до «Справки», относятся непосредственно к работе над изображением.

Первые шаги в работе

Стоит начать изучение программы с помощью существующей фотографии. Для этого следует зайти в меню «Файл», нажать «Открыть» и найти нужную картинку. Когда она будет добавлена, можно приступить к работе.

Справа от изображения появится небольшое окно с вкладками. При работе практически всегда нужна именно вкладка «Слои», так как на ней происходят все действия над изображением.

В этот момент каждый новичок задается вопросом о том:

  • как пользоваться "Фотошопом" (Adobe Photoshop);
  • почему не удается работать с картинкой;
  • можно ли исправлять ошибки, если они появились в процессе работы.

Следует сразу ответить на второй вопрос: по умолчанию открытое изображение заблокировано, то есть имеет Чтобы превратить его в слой (то есть разблокировать), нужно дважды щелкнуть кнопкой мышки в окне справа на изображение и надпись «Фон» во вкладке «Слои». Теперь можно работать.

Зачем нужны слои?

Чтобы понять, как пользоваться Adobe Photoshop, стоит разобраться со слоями. Дело в том, что они могут служить как запасным изображением («создать дубликат слоя») в случае неудачных действий с фотографией, так и областью нанесения новых эффектов. Например, нужно сделать надпись к свадебной фотографии и изображение полупрозрачных голубей, сердечек. В таком случае нужно создать новый слой над основным фото и активировать его. Далее можно или вставить новое изображение с голубями, или нарисовать при помощи инструментов «Кисть» и «Карандаш», расположенных слева на панели инструментов.

Слои можно делать прозрачными и полупрозрачными. Чтобы объяснить их смысл, следует представить настоящий фотоснимок, лежащий на столе. Далее на него накладывается полупрозрачная или прозрачная бумага с принтом. Таким образом, основное фото - Слой 1, а прозрачная бумага с рисунком - Слой 2.

Эффекты и цвета

Работу с цветом и эффектами нужно проводить при помощи горизонтального меню или в правом окне (вкладка «Слои» и «Свойства»). Следует отметить, что для новичка нет разницы в том, как пользоваться Adobe Photoshop CS6 или другими версиями. Практически любое поколение "Фотошопа" подойдет для изучения программы. То же касается и режимов цвета, галереи фильтров, действий с изображениями (например, зеркальное отображение, поворот, перемещение).

Сложный ли Adobe Photoshop

Нередко новички спрашивают: сложно ли освоить программу? Ответить однозначно нельзя. Нужно понимать, зачем человеку нужен этот инструмент. Допустим, часто требуется вносить легкие корректировки, например:

  • обрезать,
  • отзеркалить,
  • сделать надпись,
  • обесцветить.

В данном случае достаточно понять, как пользоваться Adobe Photoshop. Но если есть желание стать профессионалом, научиться делать из обычных фотографий сказочные картинки, то потребуется усидчивость, много времени для тренировки вплоть до изучения теории цвета.

Нередко возникают нюансы на форумах, при просмотре обучающих видео, где участники спрашивают, как пользоваться Adobe Photoshop CC, чем он отличается от SC6. Пусть никого не смущают последние два символа, означающие версию "Фотошопа". Для применения простых операций с картинками в обеих версиях есть все необходимые инструменты, расположены они на одних и тех же местах.

«Вам надо найти то, что Вы любите.

И это так же верно для работы, как и для отношений.

Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный

способ быть полностью довольным — деалать то,

что по Вашему является великими делом.

И единственный способ делать великие дела — любить то, что Вы делаете»
Стив Джобс

Что нужно, чтобы стать стоковым фотографом (иллюстратором)?

Если вы не знаете как продать свои фотографии через интернет, что нужно чтобы начать сотрудничать с фотобанками - прочитайте эту статью.

В первую очередь, нужно понимать, что просто так денег не платят нигде, в том числе и в фотобанках.

Сотрудничество с фотобанками - это такая же работа, как и любая другая. Единственное отличие в том, что она позволяет сочетать в себе творческую составляющую, достойный уровень оплаты и независимость от места проживания.

Работать лучше сразу с несколькими банками, т.к. это увеличивает доход, а усилий требует не намного больше если грузить на 1-2 (если атрибутировать фото сразу в фотошопе в свойствах файла и отправлять файлы по FTP на все стоки). Еще положительный момент в работе с несколькими фотобанками - если у вас по странным причинам не взяли хорошее фото в одном, то скорее всего возьмут на продажу в другом.

Вот, что вам потребуется для работы в первую очередь:

Для фотографов: качественный фотоаппарат, подойдет любой зеркальный. Базовая работа в Photoshop. Для иллюстраторов: знание векторных программ и умение рисовать; .

Компьютерная грамотность и компьютер с выходом в Интернет. Причем желательно, чтобы доступ был не по обычному модему (Dial-up соединению), а по ADSL-соединению или выделенной линии. Вам часто нужно будет загружать большие объемы данных в фотобанки, поэтому лучше позаботиться об удобстве этого процесса. Хотя, многие на начальном этапе умудряются обходиться и Dial-up доступом. Наличие ;

Базовое знание английского языка. Оно вам понадобится для того, чтобы составлять краткое описание своих работ, и подбирать для них ключевые слова. Описание работы - это просто одно короткое предложение (около 5 слов). А оптимальное количество ключевых слов - от 30 до 50 штук. На первых порах удобно пользоваться бесплатным он-лайн переводчиком или этим от Google . На Shutterstock существует функция облегченного подбора ключевых слов (подробнее в ).

Достаточно качественные работы с тематикой, подходящей для фотостока (люди в различных ситуациях, изолированные предметы на белом фоне и т.п.)

Эти работы понадобятся для экзамена, который есть при регистрации в ведущих фотобанках. Желательно, чтобы разрешение ваших работ было не менее 4-х мегапикселей (например, 2000x2000 пикселей). В противном случае, вы сможете работать не со всеми фотостоками. Если на ваших фотографиях будут изображены лица или другие узнаваемые части тела людей (татуировки, пирсинг и т.п.), то вам придется подписать с ними . Это одностраничный документ, где должны стоять подписи фотографа, модели и одного свидетеля.

После этого приступайте к регистрации в фотобанках.

Требования к работам

Во-первых, качество. Работа должна быть размером от 4 мегапикселей (разрешение 2000х2000 например), формат jpg максимального качества (минимального качества сжатия), цветовое пространство sRGB.

Если это фотография: фото проверяется на 100% увеличении, на нем не должно быть шумов, должна быть правильная экспозиция и баланс белого, не должно быть ХА (голубая или красная кайма на краях объектов, легко убирается при конвертации RAW), кадр должен быть резким и содержать какую-либо идею (кроме случаев изолированного фото предметов или наподобие), фокус должен находится там, где его хочет видеть покупатель.

Более подробно вопрос требований к качеству изображений на микростоках рассмотрен в статье:

Если это 3d: на 100% увеличении не должно быть видно шумов и полигонов объектов (сглаживание, сглаживание и еще раз сглаживание:)), модель или сюжет не должны быть очень простыми, либо должны содержать идею как в случаях концептуальных работ. Кроме этого фото или 3d не должно содержать артефактов сжатия, которые получаются при переводе например из формата tiff в jpg если установить сжатие, вы должны сохранять работы только с уровнем качества 12 касательно фотошопа.

Требования к видеоклипам:
- продолжительность - не более 60 секунд, NTSC 29.97fps или PAL 25fps
- размер кадра - не менее 480 по высоте, соотношение сторон не менее 4:3
- любой цифровой формат файла, включая DV, Windows Media и QuickTime
- звуковое сопровождение отсутствует или Вы являетесь его правообладателем
- отсутствие в кадре логотипов, узнаваемых лиц и брэндов без разрешительного релиза.

Во-вторых, тематика. Это очень важный пункт, соответствовать которому удается не всем начинающим стокерам.

Востребованы тематики: бизнес, люди, здоровье, спорт, предметная съемка (преимущественно на белом фоне).
Невостребованы: цветы, кошки, собаки, вид из иллюминатора самолета, лес.

В-третьих, ключевые слова и описание фотографий на английском языке. Самое главное тут запомнить, не смотря на то, что писать описания фотографий можно сразу после загрузке файла на сток - это совершенно не удобно, так как при большом количестве фотографий и стоков - это довольно трудоемкая работа.

Но выход из этой ситуации прост. После обработки файла в фотошопе достаточно открыть Файл - Сведения о файле (File - File info), в появившемся окне заполнить три интересующих нас поля:

Название (title);

Описание (discription);

Ключевые слова (keywords).

Воспользуемся системой подбора ключевых слов - Сервис для подбора ключевых слов , введя в "Опорные ключевые слова для поиска:" одно или несколько кейвордов на английском языке ярко описывающих вашу работу (например если вы сфотографировали дерево то можно ввести "nature tree") и из появившихся работ выбрать галочками те, которые наиболее похожи на вашу, далее вы перейдете в составленный на основе вашего выбора список. На Shutterstock существует функция облегченного подбора ключевых слов (подробнее в ).

Далее выберите необходимые (30-50 штук) и заполните их в кейворды в фотошопе. Располагайте ключевые слова в определенном порядке - самые важные слова на первом месте. Это определяет нахождение изображения на страницах поиска. В ключевых словах должно быть то, что есть на фото, а не то, чего там нет. Спам в ключевых словах и описаниях может привести к блокировке аккаунта.

Название (title) можно описать в несколько слов, а в описании (discription) необходимо написать что изображено на картинке, и возможно некоторые ньюансы как то - изолированный на белом (isolated on white).

Если на фотографии изображен памятник архитектуры, здание с особенным дизайном то может потребоваться проперти релиз (), который также можно найти на банках фотографий. Пугаться этого не стоит, потому что как правило многие архитектурные строения занесены в реестр разрешенных для сьемки, а в случае если вы сами например нарисовали картину которую сфотографировали, вы можете заполнить проперти релиз на себя.

В какой последовательности осваивать банки фотографий:

Тут существуют 2 пути, и вам решать какой из них больше подходит для Вас:

1. Самый распространённый путь это начать с

Дата публикации: 31.10.2014

Этой статьей мы открываем новый проект “Я фотограф” , в рамках которого будем делиться с вами опытом фотографирования. Еженедельно будут выходить новые уроки обо всех аспектах фотографии. Уроки будут ориентированы на разный уровень подготовки читателя: от новичка до продвинутого фотографа. Вести этот проект буду я, Константин Воронов , профессиональный фотограф и преподаватель фотографии.

Разумеется, каждый из нас хоть раз снимал на телефон или на простую “мыльницу”. Однако, многим хочется не просто делать кадры на память, но и получать красивые, качественные фотоснимки, получать от процесса фотографирования удовольствие, а при выкладывании фотографий в интернет иметь под ними много “лайков”.

Как стать фотографом? С чего начать? Каждый день этим вопросом задается множество людей. Для начала я дам несколько общих советов, которые помогут на старте не совершить распространенные ошибки, и развею несколько расхожих заблуждений о фотографии.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 100, F4, 1/80 с, 95.0 мм экв.

И начнем мы именно с заблуждений.

Заблуждение №1.

“Хороший фотоаппарат делает хорошие фотографии”

Это не так. Хорошие фотографии делает не фотоаппарат, а фотограф. Многие люди до того, как начать фотографировать самостоятельно, думают, что у профессиональных фотографов получаются хорошие, качественные кадры из-за использования дорогостоящей техники. Однако, фотоаппарат - это только инструмент. Как им воспользоваться, решает его хозяин.

Если неумеющему рисовать человеку дать самые лучшие, самые дорогие кисти и краски, получится абсолютно тот же результат, что и при использовании самых простых и дешевых. Хорошие кисти и краски покажут все свои возможности только в умелых руках. С фотографией то же самое.

За время работы с учениками мне частенько попадались новички, которые имели самые дорогие, самые профессиональные из существующих фотоаппаратов. Делали ли такие ученики кадры лучше остальных? Нет. Даже наоборот: их снимки были хуже, потому что они не могли разобраться в сложной фотоаппаратуре, рассчитанной на опытных профессионалов.

Фотоаппарат лучше всего выбирать не по его принадлежности к профессиональному классу или высшей ценовой категории, а по тому, насколько она подходит вашему уровню подготовки и вашим задачам. К примеру, многие дорогие профессиональные фотокамеры, такие как Nikon D810, вообще не имеют автоматического режима и сюжетных программ (“портрет”, “пейзаж”, “макро” и т.п.), что делает работу с ними невероятно сложной для начинающих фотографов: приходится долго копаться в неизвестных настройках. В то же время, многие камеры начального уровня, например Nikon D5300 или Nikon D3300, умеют делать прекрасные снимки на полном автомате: фотографу остается лишь выбирать наиболее интересные сюжеты, не думая о технической стороне вопроса.

Как выбрать фотоаппарат? Выбирайте не “самый лучший профессиональный фотоаппарат”, а именно ту модель, которая подойдет под Ваши навыки и ваши задачи. Чтобы сделать правильный выбор, достаточно понять насколько серьезно вы хотите заниматься фотографией, собираетесь ли вы учиться фотографировать или же хотите просто делать снимки на память.

Заблуждение №2

“Фотографировать легко!”

Как и многие творческие занятия, фотография кажется очень простым делом ровно до тех пор, пока не займешься ей самостоятельно. К примеру, как игра на музыкальных инструментах, танцы, пение… Глядишь на профессионального танцора и думаешь: “как же у него всё просто и естественно получается! Кажется, в этом нет ничего сложного! Я так же смогу!” Но когда пробуешь самостоятельно сделать хотя бы пару танцевальных движений, выходит, что это не так уж просто: как минимум, нужна специальная подготовка.

То же самое и с фотографией: при кажущейся простоте хорошо фотографировать - довольно сложно. Ведь это требует большого количества знаний и умений. Причем, как технических (как настроить фотоаппарат, например), так и творческих (как скомпоновать кадр, как выбрать подходящее освещение). Речь иногда идет о вопросах, имеющих, казалось бы, косвенное отношение к фотографии. Например, как спланировать туристическую поездку, чтобы получить много хороших кадров ; как заставить ребенка сидеть на месте, пока его фотографируют… Кстати, все эти темы мы будем освещать в рамках данного проекта. Следите за обновлениями!

С другой стороны, когда есть необходимый опыт, фотографировать действительно легко и приятно. Камера не мешает получать хорошие кадры, а композиция выстраивается интуитивно. Но для этого нужно тренироваться, учиться, набираться опыта.

Заблуждение №3

“Чтобы научиться фотографировать, достаточно изучить технику и правильно нажимать кнопочки на камере”

Техника и параметры съемки - это только часть необходимых навыков. И, кстати, часть самая простая. Как настроить экспозицию? Как управлять фокусировкой? Что такое баланс белого? - все эти вопросы технического характера решаются легко и просто, а при регулярной тренировке закрепляются и остаются с фотографом навсегда. Это арифметика фотографии, два плюс два. Но фотография - это прежде всего творчество. А вот творческая составляющая гораздо сложнее и не столь однозначна. Как скомпоновать кадр? Что показать на фото? Какой сюжет стоит фотографировать? Этими и многими другими творческими вопросами постоянно мучаются фотографы и решают их с переменным успехом. Начинать обучение фотографии конечно стоит с азов, с техники. Но заканчивать на этом рано.

NIKON D5200 / 18.0-105.0 mm f/3.5-5.6 УСТАНОВКИ: ISO 1100, F4.5, 1/60 с, 38.0 мм экв.

Основная проблема большинства начинающих фотографов - не отсутствие хорошей фототехники и даже не недостаток каких-то специальных навыков. Главная проблема - отсутствие художественного вкуса. Сформируйте себе хороший художественный вкус! Смотрите фотографии известных фотографов, посещайте выставки. Кстати, а когда вы последний раз были в Эрмитаже и Третьяковской галерее? Анализируйте работы настоящих мастеров: почему художник или фотограф решил показать именно это и именно так? Как выстроена композиция? Как автор поработал со светом?

Посещение выставок, просмотр галерей известных фотографов и художников в интернете - это то, что даст вам хороший багаж для вашего личного творчества. И наоборот: плохие, посредственные вещи лучше не смотреть.

Почему это важно? Представьте, что получится, если человеку, который ни разу не видел ни одной картины, дать в руки кисти и краски? Скорее всего, он не поймет, что с ними делать; в лучшем случае он изобразит что-то в духе наскальной живописи. К примеру, некоторые изолированные африканские племена не умеют не только воспринимать изображение на плоскости, но даже различать цвета, которые не отвечают за их выживание, не встречаются в их окружающей среде. Потому что их этому никто не учил, у них нет для этого необходимого опыта. Человеку свойственно в своей жизни и творчестве использовать увиденный, накопленный опыт. Этот опыт необходимо иметь. Как говорят фотографы, “необходимо быть насмотренным”.

Как мы знаем, лежа на диване дома, хороших фотографий не сделаешь! Выгуливайте свою фотокамеру! Путешествуйте, гуляйте, посещайте интересные места: выставки, фестивали, спортивные события. Таким образом вы станете свидетелем интересных сюжетов для съемки, наберетесь опыта, необходимого для съемки в различных условиях. Если говорить о пейзажной съемке, то она вообще немыслима без путешествий. Кстати, как и портретная: ведь часто для съемки хорошего портрета нужно подобрать красивое место, хороший фон, а лишь потом красиво сфотографировать модель.

Есть и чисто психологический аспект: в путешествии, вне зависимости от его дальности, человек набирается впечатлений, вдохновения, заряжается творческой энергией.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4.5, 1/200 с, 200.0 мм экв.

Чтобы был прогресс в ваших занятиях фотографией, а количество красивых снимков увеличивалось, необходимо относиться к своему творчеству критически. Не стоит почивать на лаврах, умейте видеть в своих работах недостатки, даже если все их хвалят.

К примеру, самый жесткий критик моих работ - я сам. Я лучше любого критика знаю, в чем и где кроются ошибки в моих снимках. Анализируя свои фотографии, я понимаю, что мог бы снять еще лучше. И при следующей съемке я стараюсь это делать. Поверьте, вы получите огромное удовольствие от исправления собственных недочетов, а ваши снимки будут становиться всё красивее!

Любое творчество начинается с технических основ. Фотография - не исключение. Чтобы писать книги, нужно изучить азбуку, грамматику, орфографию языка. Разумеется, современные фотокамеры обладают отличной автоматикой, которая вам позволит получать хорошие кадры нажатием одной-единственной кнопки, не задумываясь ни о каких настройках.

Однако те, кто снимает в авторежиме, знают: автоматика часто ошибается: то яркость снимка не та, то цвета не те, то резкость не там. А ведь так хочется сказать камере, как надо было сделать! Чтобы полностью контролировать процесс съемки и не зависеть от причуд автоматики, стоит изучить довольно простые технические основы фотосъемки. Как формируется изображение в фотокамере? Что такое экспозиция? Что такое баланс белого? Как работает фокусировка? Понимание того, как всё работает, и умение настроить свой аппарат позволит вам делать снимки высокого качества и полностью контролировать процесс съемки “от и до”. Кстати, на следующих уроках мы поговорим именно об этих технических основах.