UX-дизайн – подробное руководство. Простой и понятный UI -дизайн. Интерфейс: хороший, плохой и ужасный

Несмотря на обилие учебных материалов, начинающих специалистов год за годом заботит один и тот же вопрос: как сделать первые шаги в дизайне.

Получив множество вопросов от молодых дизайнеров, я решил написать материал, который бы мечтал прочитать на старте своей карьеры. Он основан на личном опыте и уроках, полученных в общении с успешными дизайнерами из больших студий и продуктовых команд.

В первой части, я расскажу о базовых навыках хорошего дизайнера, а во второй, о том, как их использовать для построения карьеры.

Фундамент дизайнера

В любой сфере есть ряд базовых навыков, без которых в профессии делать нечего. Лишь обретя эти навыки можно расчитывать на повышение в должности и доходе.

Фокус, цели и задачи

Каждый дизайнер должен знать, для каких целей создается интерфейс и какие задачи он должен решать.
Сайт авиакомпании существует для людей, цель которых переместиться из одного города в другой, а его задача - помочь найти рейс, соотвествующий их потребностям.

Цели и задачи - это не одно и тоже. У вас может быть цель хорошо провести вечер, а задача - выбрать между кино, рестораном и футболом.

Дизайнер должен всегда в голове держать цели пользователей, а на практике решать их задачи. Наверняка, вы сейчас работаете или начинаете работать над каким-либо проектом. Подумайте, какие у него цели и какие задачи он должен решать.

Задач у сервиса может быть много и некоторые будут друг с другом конфликтовать, поэтому вам нужно выбрать одну основную и сделать ее выполнение максимально удобным, при этом не пожертвовав остальными.

Как бы это работало, если бы это было просто?

Я регулярно задаю себе этот вопрос, встречая новую задачу. Он помогает мне отвлечься от существующих шаблонов и придумать решение, соответсвующее текущей задаче.

На старте карьеры я, как и многие, первым делом бежал на дизайнерские ресурсы в поисках “вдохновения” и пытался найти решение, которое можно применить к моей задаче. Хотя на самом деле, я не искал вдохновение, а лишь пытался поменьше напрягать свой мозг.

Скопировать чужое решение заманчиво, но не нужно забывать, что любой паттерн может хорошо работать в одном случае и абсолютно не работать в другом. Да и кем вы станете, лишь подражая чужим работам? Ведь хорошего дизайнера всегда отличает умение мыслить.

Полезно перенимать чужой опыт, просматривая концепты и работающие сервисы, но при столкновении с новой задачей не нужно забывать включать голову.

Эстетика интерфейса

Я люблю Medium за хорошую типографику и удобство написания статей, хотя на других ресурсах мои статьи порой набирают в два-три раза больше просмотров. Но дело ведь не только в красоте.

Хороший визуал облегчает чтение и избавляет от необходимости менять масштаб страницы. Хороший визуал делает акценты на важных элементах, что приятно в социальных сетях и критически важно в сервисах для бизнеса.

Instagram не просто так изменил свой интерфейс с черно-синего на белый. Его целью было сделать акцент на контенте, который генерируют пользователи.

Переодически мы слышим об ошибках, которые совершают люди из-за сложного интерфейса. Конечно, поставить случайно лайк - не проблема, а вот ошибка при управлении самолетом или атомной станцией может привести к трагедии.

Самый простой способ улучшить визуальные навыки - перенимать чужой опыт, копируя интерфейсы и читая толковые материалы. Мне в свое время очень помогли дизайн-гайдлайны Google.

Еще одна очень важная вещь - взгляд со стороны. Я всегда работал в стартапах, где был одним дизайнером, что давало мне большую свободу действий, но лишало обратной связи опытных коллег.

Большинство дизайнеров начинают свою карьеру дома, поэтому единственным способом получить обратную связь для них является завязать отношения с опытным дизайнером и периодически просить у него комментарий по поводу своих работ.

Что ему нужно?

Хороший дизайнер думает сценариями, а не экранами.
Сценарий - это последовательность действий, которые нужно совершить пользователю чтобы выполнить определенную задачу. Например, выбрать оптимальный рейс. Сценарий может решаться в рамках одного экрана, а может содержать их сколько угодно. Задача дизайнера - не сократить количество экранов, а сделать выполнение задачи пользователя более удобным, интуитивным.

Иногда задача требует пошаговой логики, где каждый шаг - это отдельная страница, как при сложной регистрации. Некоторые задачи удобнее решать в рамках одного экрана (пример: создание публикации в соцсетях).

Сценарии лежат в основе проектирования любого интерфейса, поэтому любой дизайн должен начинаться с них.

Системность в дизайне

Все компании, которых хоть немного заботит дизайн, приходят к идее, что перерисовывать одни и те же компоненты и расставлять их новым способом - довольно глупая затея. Поэтому все начали создавать единую систему компонентов, а чуть позже и логику их размещения.

Спустя еще какое-то время, дизайнеры объединились с разработчиками, связав свои элементы в макетах со сверстанными компонентами на фронте. Благодаря этому, дизайнеру все меньше приходится рисовать и все больше использовать свои два главных инструмента: мозг и фронтенд-разработчика.

Разработчиков нужно уважать и хотя бы логически понимать суть их работы. Без этого сложно будет найти общий язык и создать отличный продукт.

Имея готовый набор необходимых элементов и стилей, вы сможете больше думать о решении проблем пользователей и меньше о рисовании.

Даже хорошую идею легко убить

Помню, как в начале карьеры, презентуя дизайн-решение, меня было легко смутить, задав простой вопрос, например, почему какой-то элемент именно такой. Тогда я пытался аргументированно ответить на вопрос из-за чего возникал бессмысленный диалог, который влиял на восприятие всей работы.

Лишь с опытом я понял, что вопросы, не касающиеся основной темы нужно игнорировать. Например, сказав: “Это лишь детали, поэтому давайте обсудим основные вещи, которые влияют на бизнес, а в конце вернемся к вашему вопросу”. Как ни странно, этот ответ избавляет вас от бесполезной беседы и представляет в виде профессионала, который заботится о бизнесе клиента, а не своем эго.

Для того чтобы ваши дизайн-решения принимались, необходимо связывать их с аналитикой, которую вы провели прежде чем придти к этому решению. Показав, что ваше решение стало итогом серьезной аналитической работы, в рамках которой вы изучили конкурентов и протестировали несколько решений, с вами сложно будет не согласиться.

Книги для дизайнеров

Меня периодически спрашивают, какие книги помогли мне стать в дизайне лучше.

Никакие.

Лишь регулярная практика и понимание бизнеса помогли мне приносить компании большую пользу и повысить свою ценность на рынке.

Куда устроиться

Есть три популярных варианта: студия, продукт или стартап.

Студия хорошо подходит для новичков, так как вокруг тебя полно дизайнеров у которых можно чему-либо научиться. Здесь выше темп, так как есть четкие сроки начала и окончания проекта. Из-за того, что стоимость проекта привязана к человеко-часам, в студиях зарабатывают, в основном, меньше, чем в продукте.

В продукте более спокойный ритм, так как прибыль компании напрямую не зависит от работы дизайнера. Зачастую, дизайн-команда занимается функционалом, который появится в будущем, поэтому для них качество чаще всего важнее скорости. Особенно для проектов, которыми пользуются миллионы.

В стартапах вклад каждого сотрудника чрезвычайно важен, так как команды небольшие и зачастую отдел дизайна состоит лишь из одного человека, поэтому идти туда лучше полностью уверенным в своих силах.

Всю свою карьеру, не считая фриланса, я работал в стартапах, где был единственным дизайнером. Минус этой работы в том, что рядом нет наставника, поэтому я много занимался самообразованием и анализом своей работы. Плюс в том, что ты можешь максимально влиять на итоговый продукт, работая вместе основателями.

Генерация удачи

[очень важная часть]

Многие ограничивают свое представление о мире профессиональными навыками, хотя они являются лишь необходимым минимумом. Вы можете быть отличным дизайнером, но какой в этом толк, если о вас никто не знает (ни клиенты, не сообщество)?

Некоторым везет и их карьера выстраивается благоприятным образом, но не потому что они с рождения счастливцы, а лишь потому, что они неосознанно выполняли действия, которые повышают шансы на успех.

Среди этих действий есть активные и пассивные.

Среди пассивных - это наличие резюме, портфолио и аккуратных профилей в соцсетях. Эти вещи повышают вероятность того, что вас могут случайно заметить и предложить интересный проект.

Активные действия - отклики на чужие вакансии, публикации статей и кейсов, общение с профессионалами из разных сфер, прямые письма работодателям и создание своего сообщества. Благодаря этому, вы не ждете пока вас найдут, а своими силами повышаете вероятность перспективного предложения.

Я знаю одного дизайнера из региона, который вел таблицу с ведущими профессионалами из нашей отрасли и по приезду в Москву встречался с ними. Благодаря этому, ему удалось получить хорошее предложение о работе и спустя полтора года сменить одну топовую студию на другую, заняв место партнера.

Популярный ныне вариант - пройти курс от известной компании или поучаствовать в конкурсе.

Павел Шумаков, выиграв Russian Design Cup получил предложение от ВКонтакте, а чуть позже перебрался в лондонский офис Badoo. Некоторые ребята, пройдя курс от Skillbox получили предложение о работе в AIC.

Давно известный вариант - сделать фейковый проект, вложив в него все силы и качественно опубликовать его в портфолио. Самый известный пример - редизайн Google News Георгия Квасникова, который принес ему ряд предложений от крупных компаний.

Ну и последнее.

Важно понимать, что за ширмой любого бренда находятся адекватные люди, которые готовы в любое время рассмотреть амбициозного кандидата. Ваша задача - лишь правильно себя преподнести. Грамотное письмо на общий ящик и аккуратное портфолио - это порой все, что нужно.

Одна из самых главных вещей, которую я понял за свою карьеру - это умение идти вперед, несмотря на неудачи. Ошибок не избежать, поэтому нужно нормально к ним относится.

Это элементарная логика:

Успеха добиваются не те, кто не совершает ошибок, а те, кто несмотря на них идет вперед.
Мой путь, который я описал в большой истории “Становление дизайнера”, содержал ряд неудач, которые могли стоить мне работы, но даже на старте карьеры интуиция подсказывала, что переживания никому не помогут и единственный способ чего-то добиться - просто идти вперед.

Поэтому не переживайте, столкнувшись с проблемами на новой работе. Все через это проходили, включая Стив Джобса, который за первые 15 лет своей карьеры совершил ряд дорогостоящих ошибок, из-за которых в конце 90-х многие его считали неудачником. И лишь высокомерная уверенность в своем предназначении, позволила ему идти вперед и спустя десятилетие стать иконой отрасли.

Будьте открытыми, налаживайте отношения с коллегами, интересуйтесь опытом других и когда вам выпадает шанс, берите на себя инициативу.

Неизбежный исход

Возможно, начинающим специалистам еще рано читать про исход, но один дизайнер написала мне, что не хочет просто “двигать пиксели”, а стремиться учавствовать в создании продукта. Обычно дизайнеры приходят к этим мыслям спустя несколько лет, устав делать однотипные сервисы для заказчиков.

Самым логичным вариантом роста является позиция арт-директора, которая заключается в том, что вы навсегда закрываете графический редактор и выполняете лишь интеллектуальную работу, корректируя направление других дизайнеров.

Другой вариант - перейти в продуктовую компанию, где вместе с коллегами у вас будет возможность работать над улучшением одного продукта.

Неплохой вариант - присоединиться к стартапу и отвечать за дизайн всего проекта. В случае успеха, вы начнете набирать и обучать других дизайнеров, формируя отдел.

Возможно, кто-то из вас захочет перейти на позицию продукт-менеджера и отвечать за коммуникацию между командами и стратегию развития проекта.

Ну и самый амбициозный вариант - основать свой проект. Хороший дизайнер понимает, как работает маркетинг и разработка, что нужно людям и умеет это использовать.

Совершить переход с позиции дизайнера не так сложно. Вместо того, чтобы ждать когда вас повысят, начните брать на себя новые обязанности самостоятельно.
Я применяю этот принцип довольно давно и как показывает опыт, при наличии адекватных коллег ваша инициатива будет отмечена.

Ключ ко всему

Молодой дизайнер задал мне вопрос:

Лучше продолжить самообразование или поскорее устроиться на работу?

Всегда и во всем, практика – лучший способ изучить какую-либо дисциплину, а если она совмещается с адекватной обратной связью, то ничего лучше вы найти не сможете.
Поэтому, если вы хотите чего-то добиться в дизайне, то как можно раньше приступайте к работе и очень хорошо, если рядом с вами будет опытные коллеги. Если таковых нет, то делайте проекты самостоятельно и ищите обратную связь среди дизайнеров в социальных сетях.

На старте карьеры делайте фокус на качество, а не количество проектов. Не нужно искать новую работу в поисках лучшей жизни. Сначала научитесь делать ее хорошо.

И не забывайте, что дизайн-навыки – лишь половина успеха. Помимо них, вам нужно уметь общаться с людьми, понимать принципы работы бизнеса и проявлять активность в поиске интересных предложений.

Работайте упорно каждый день и не забывайте, что любой успех требует времени.

Терпение и упорство – ключ ко всему.

Сделайте эту неделю прорывной.

В итоге всё же решил не выбрасывать проделанную работу, т. к. эта статья служит своего рода чек-листом, по которому стоит пройтись перед тем, как начать разрабатывать новый интерфейс, и поглядывать в него непосредственно по ходу процесса дизайна пользовательских интерфейсов.

«Дизайн — это больше, чем просто компоновка, упорядочивание или даже редактирование. Это привнесение ценности и добавление смысла, просвещение, упрощение, разъяснение , модификация, облагораживание, преувеличение, убеждение или даже развлечение» — Пол Ренд, книга «Дизайн: форма и хаос».

  1. Интерфейсы созданы для обеспечения взаимодействия
    Интерфейсы существуют, чтобы обеспечить взаимодействие между людьми и нашим миром. Они могут помочь прояснить, осветить, включить и показать взаимоотношения, объединяют нас, разделяют, управляют нашими ожиданиями и предоставляют доступ к услугам. Процесс проектирования интерфейса это не искусство, а сами интерфейсы не монументы. Интерфейсы выполняют некоторую работу и их эффективность может быть измерена. И, однако, они не утилитарны. Лучшие интерфейсы могут вдохновлять, пробуждать, мистифицировать и усиливать наше взаимодействие с миром.
  2. Задача № 1 — обеспечить ясность
    Ясность — это и первая и самая важная задача интерфейса. Чтобы быть эффективными, используя интерфейс, который вы создали, люди должны быть способны распознать что он собой представляет, осознать то, зачем они используют его, понять с чем интерфейс помогает взаимодействовать, предсказать, что произойдёт, когда они станут использовать его, и затем успешно взаимодействовать с ним. В то время, как при знакомстве с интерфейсом есть место некоторой загадке и отложенной выгоде от его использования, не должно быть места для путаницы. Ясность внушает доверие и помогает дальнейшему использованию. Сотня простых и понятных экранов предпочтительнее одного запутанного.
  3. Удерживайте внимание любой ценой
    Мы живём в мире, полном отвлекающих факторов. Трудно даже ненадолго погрузиться в чтение без того, чтобы что-то нас не отвлекло и не перетянуло на себя внимание. Внимание же бесценно. Не отвлекайте пользователя мусором в боковой колонке своего приложения, помните, для чего экран нужен в первую очередь. Если кто-то читает, то позвольте ему закончить прежде чем показывать рекламу (конечно, если без этого никак). Цените внимание и тогда не только ваши пользователи станут счастливее, но и вы выгодаете от этого. Когда взаимодействие является основной целью, внимание становится необходимым условием. Удерживайте его любой ценой.
  4. Дайте пользователям контроль в их руки
    Люди ощущают себя комфортно, когда они чувствуют контроль над собой и окружением. Бездумное ПО уводит их в сторону от комфорта, вовлекает в незапланированные взаимодействия, путает навигацией и непредвиденными результатами. Предоставьте пользователям контроль: показывайте системный статус, описывайте причинно-следственную связь (если вы сделаете это, получите то) и давайте им понять, что их ждёт на каждом шаге. Не переживайте, что это будет им очевидно, потому что почти всегда это совсем неочевидно.
  5. Лучшие манипуляции — прямые
    Лучший интерфейс это тот, которого нет. Например, когда мы непосредственно управляем физическим объектом в нашем мире. Но т. к. это не всегда возможно, и многие объекты не физические, а информационные, мы делаем интерфейсы, которые помогают нам взаимодействовать с ними. Легко оступиться и добавить больше, чем необходимо в интерфейс: откарамеленные кнопки, градиенты и блеск, графику, опции, настройки, окна, вложения, и другой хлам. В итоге мы манипулируем элементами интерфейса, а не тем, что на самом деле важно. Вместо этого, стремитесь к идее прямого управления. Интерфейс должен быть незаметным и распознавать самые обычные человеческие жесты. В идеале, интерфейс должен быть настолько незаметным, чтобы у пользователя сложилось впечатление, что он непосредственно управляет объектом, находящимся в его фокусе.
    Добавлено: см. принцип Интерфейс — зло .
  6. Одно основное действие на экран
    Каждый экран, который мы проектируем, должен быть предназначен лишь для одного важного действия пользователя. Это упрощает обучение, использование пользователями, и облегчает доработку и поддержку разработчиками при необходимости. Экраны, в которые заложены два и более целевых действий, быстро приводят к путанице. Как статья, которая должна содержать один чёткий тезис, так и каждый экран должен предлагать одно действие, наполняющее его смыслом.
  7. Оставьте вторичные действия на втором плане
    Экраны с одним основным целевым действие могут иметь множество дополнительных действий, но они должны остаться вторичными! Ваша статья существует не для того, чтобы её можно было расшарить в твитере. Она существует, потому что люди могут прочитать и понять её. Делайте вес вторичных целевых действий визуально легче или показывайте их после того, как основное будет выполнено.
  8. Сделайте следующий шаг естественным
    Лишь немногие действия являются заключительными, так что хорошенько проработайте для каждого действия следующий шаг. Предвидьте, каким будет следующее действие и спроектируйте его заранее. Так же, как и в обычном разговоре, предложите возможность для следующего слова. Не оставляйте человека висеть в небытии только потому, что они сделали то, что вы хотели, чтобы они сделали. Дайте им сделать следующий естественный шаг который поможет дальше достигнуть их цели.
  9. Внешний вид следует из поведения (или «функция определяет форму»)
    Людям больше всего удобно с теми объектами, которые ведут себя так, как они ожидают. Другие люди, животные, вещи, программы. Когда кто-то или что-то ведёт себя в соответствии с нашими ожиданиями мы чувствуем будто у нас с ними хорошие отношения. Именно поэтому спроектированные элементы должны выглядеть соответственно своему поведению. На практике это означает, что кто-то должен быть в состоянии предсказать как элемент интерфейса себя поведёт просто взглянув на него. Если он выглядит как кнопка, то он и должен действовать как кнопка. Не заигрывайте с основами взаимодействия. Оставьте свою креативность для вопросов другого уровня.
  10. Последовательность имеет значение
    Следуя предыдущему принципу, элемент не должен выглядеть подобно другому, если только их поведение не взаимосвязано. Элементы с одинаковым поведением должны выглядеть одинаково. Так же важно для различающихся элементов выглядеть непохожими (и непоследовательными). В стремлении быть последовательными новички дизайнеры часто неявно выделяют важные различия, используя те же самые визуальные трактовки, в то время как визуальные различия являются целесообразными.
  11. Сильная визуальная иерархия работает лучше
    Сильная визуальная иерархия достигается когда на экране наблюдается чёткий порядок последовательности визуальных элементов. То есть, когда пользователи каждый раз просматривают подобные блоки в одинаковом порядке. Слабая визуальная иерархия даёт мало подсказок о том, где взгляду можно отдохнуть и, в итоге, создаёт суматоху и выглядит запутанной. Трудно поддерживать сильную визуальную иерархию, потому что визуальный вес относителен: когда всё выделено, то не выделено ничего. Если требуется добавить один визуально тяжёлый элемент на экран, то может понадобиться снизить акцент со всех элементов для сохранения иерархии. Большинство людей не замечают её, но это один из самых простых путей усилить или ослабить дизайн.
  12. Продуманная организация снижает когнитивную нагрузку
    Как сказал Джон Маеда в своей книге «Простота», продуманная организация элементов на экране может сделать большое малым. Она помогает людям проще и быстрее понять интерфейс, если вы показали взаимосвязи контента в дизайне. Группируя подобные элементы, можно показать связь элементов с помощью взаимного расположения и ориентации. С помощью продуманной организации контента вы уменьшаете когнитивную нагрузку на пользователя, которому не нужно задумываться о том, как элементы соотносятся между собой, потому что вы уже сделали это за них. Не заставляйте пользователя думать. Вместо этого помогите ему и покажите связи на экране с помощью дизайна.
  13. Подсвечивайте, но не указывайте
    Цвет физических предметов изменяется при изменении освещения. В яркий солнечный день мы видим дерево совсем не так, как на закате. Как в физическом мире где цвет относителен, в интерфейсе он так же не должен жёстко определять что-либо. Он может помочь подсветить, использоваться для акцента, но не должен быть единственным отличием элементов. Для длительного чтения используйте светлые или приглушённые цвета, оставляя яркие цвета для акцентирования. Конечно же, можно использовать яркие цвета и для фоновой заливки, только убедитесь, что это подходит вашей аудитории.
  14. Прогрессивное раскрытие
    На каждом экране покажите только то, что необходимо. Если людям необходимо сделать выбор, покажите им достаточно информации, чтобы они могли сделать его, затем погрузите их в детали уже на последующем экране. Избегайте тенденции чересчур разъяснить и вывалить всё разом. Когда возможно, отложите принятие решения на нескольких экранах последовательно раскрывая информацию по мере необходимости. Это обеспечит более ясное взаимодействие с интерфейсом.
  15. Помогайте людям по ходу
    В идеальном интерфейсе не требуется помощь, потому что интерфейс легок в изучении и удобен в использовании. В реальном же, помощь встроена и контекстна. Доступна только в нужных местах, когда необходима, и скрыта от взора всё остальное время. Предлагая идти в раздел помощи, чтобы найти ответ на вопрос, вы возлагаете ответственность на пользователей знать то, что им нужно искать, и как формулировать запрос. Вместо этого встраивайте помощь там, где она может понадобиться. Просто убедитесь, что она не стоит на пути пользователей, которые уже знают как пользоваться интерфейсом.
  16. Решающий момент: нулевое состояние
    Первый опыт использования интерфейса решающий, но при этом дизайнеры часто упускают его из виду. Для того, чтобы образом помочь пользователям освоиться, правильно будет спроектировать нулевое состояние, т. е. состояние, когда ещё ничего не происходило. Это состояние не должно быть пустым экраном. Оно должно обеспечить направление и содержать указание для быстрого начала работы. Большая часть затруднений возникает на самом первом шаге. Но как только люди понимают правила игры, у них повышаются шансы на успех.
  17. Текущие проблемы являются наиболее важными
    Люди обычно ищут решение своих актуальных проблем, а не потенциальных, тех, что возникнут в будущем. Таким образом, нужно противостоять созданию интерфейсов для гипотетических проблем. Нужно изучать текущую ситуацию и проектировать решение существующих проблем. Это может быть не так интересно, как витать в облаках и строить воздушные замки, но если люди действительно будут пользоваться вашим интерфейсом, то это принесёт больше пользы.
  18. Отличный дизайн незаметен
    Любопытное свойство отличного дизайна заключается в том, что он остаётся незаметным пользователям. Одна из причин этого в том, что если дизайн удачен, то пользователи могут сконцентрироваться на их задачах, а не интерфейсе. Когда они завершают свои задачи, они получают удовлетворение, а не рефлексируют над ситуацией. Для дизайнера это может быть жестоким открытием, т. к. мы в этом случае он получает меньше похвалы, когда дизайн оказывается действительно хорош. Но хорошие дизайнеры довольствуются тем, что их дизайном активно пользуются, и знают, что счастливые пользователи обычно молчат.
  19. Развивайте навыки в других дизайнерских дисциплинах
    Визуальный и графический дизайн, типографика, копирайтинг, информационная архитектура и визуализация — все эти дисциплины являются частью дизайна интерфейсов. Они могут быть лишь затронуты вскользь или по ним можно специализироваться. Не участвуйте в дебатах и не смотрите свысока на другие дисциплины: возьмите от всех них те аспекты, что помогут развиваться дальше в вашей работе. Попробуйте взять что-то из, казалось бы, не связанных дисциплин: издательского дела, программирования, переплёта книг, скейтбординга, пожаротушения, каратэ.
  20. Интерфейсы существуют, чтобы их использовали
    Как и в других направлениях дизайна, дизайн интерфейсов успешен тогда, когда люди используют результат вашего труда. Как в случае красивого стула, на котором невозможно комфортно сидеть, дизайн интерфейса терпит неудачу, когда люди предпочитают не пользоваться им. Таким образом, дизайн интерфейсов это и создание продукта и среды его использования. Недостаточно когда интерфейс тешит эго дизайнера — им должны пользоваться!

Сбербанк - Москва

...Обязанности: разработка графических интерфейсов и элементов; разработка пользовательских сценариев создание видео/анимаций оформление презентаций продукта создание быстрых прототипов (без кода) для тестирования на фокус группах участие в фокус ...

25 дней назад

Social Discovery Ventures - метро Динамо, Москва

...будут задавать тренды в ближайшие 10 лет? Тогда вам к нам, в SDV! В роли продуктового дизайнера вы будете выполнять сложные задачи и превращать их в интуитивно понятные интерфейсы, доступные и простые в использовании, для миллионов людей по всему миру. А команда ...

25 дней назад

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОФИСНЫЕ СИСТЕМЫ - метро Сокольники, Москва

...руководителя отдела проектирования. Вместе с дизайнерами и исследователями, вам предстоит работать над веб- интерфейсом системы “ДЕЛО”, сложным продуктом для ... ...задаче; взаимодействовать с исследователем пользовательского опыта, если вы поймете, что для выполнения поставленной ...

26 дней назад

Электронное издательство ЮРАЙТ - метро Шоссе Энтузиастов, Москва

130 000 руб.

...Проект biblio-online.ru в связи с развитием ищет дизайнера- проектировщика интерфейсов. Мы создали и развиваем новаторский сервис для обучения ... ...-online, сайта компании Urait. Развитие, улучшение пользовательского опыта. Дизайн удобных интерфейсов для новых ...

14 дней назад

ПРОКАТТ - Москва

80 000 - 150 000 руб.

...Задачи: Разработка концепций различных автоматизированных систем; В рамках сформированной концепции пользовательского взаимодействия разработка интерфейсов корпоративных систем и приложений; Проектировка и дизайн интерфейсов, разрабатываемых АС. На первом ...

13 дней назад

1С - Москва

...Чем заниматься: Активное участие в развитии направления проектирования пользовательских интерфейсов системы программ «1С:Предприятие 8». Данный комплекс программного обеспечения предназначен для автоматизации управления и учета на предприятиях различных отраслей и ...

Быстрый отклик более 2 месяцев назад

X5 RETAIL GROUP - метро Добрынинская, Москва

2 017 руб./год

...требований к продукту в интуитивно понятные пользовательские рабочие процессы, концепции и дизайн- ... ...персонажей, сценариев, требований к интерфейсам; Разработка информационной ... ...обязанностей и контроль работы группы дизайнеров на аутсорсинге. Требования: Готовы ...

8 дней назад

СИБУР, Группа компаний - метро Профсоюзная, Москва

...Обязанности: Исследование пользовательского опыта и перевод исследовательской информации ... ...в качестве графического/визуального дизайнера с использованием инструментов Adobe, OmniGraffle ... ...SAP UI5 или Open UI5, опыт создания интерфейсов приложений по User Story Map, ...

10 часов назад

Безопасная информационная зона - метро Бауманская, Москва

130 000 руб.

...киберразведке и постоянном мониторинге информационных потоков в публичных и теневых сегментах киберпространства ищет Проектировщика пользовательских интерфейсов. Участие в проекте: ~ Разработка аналитических продуктов и сервисов в области информационной безопасности ...

25 дней назад

Дефенс Групп - Москва

...Обязанности: Сбор информации о проекте и его аудитории Проектирование интерфейсов Разработка пользовательских интерфейсов с нуля Проработка сценариев пользовательских интерфейсов Анализ пользовательских интерфейсов с целью оптимизации и повышения ...

8 дней назад

MANGO OFFICE - метро Калужская, Москва

...Обязанности: Проектирование пользовательских сценариев Создание макетов и прототипов Тестирование прототипов пользовательских интерфейсов на сотрудниках компании и приглашенных клиентах Отрисовка интерфейса в графических редакторах Приемка задач разработки ...

25 дней назад

Арарэль - Москва

...Кого мы ищем? Ищем профессионального и опытного дизайнера пользовательских интерфейсов. Что предстоит делать: Проектирование и прототипирование пользовательского интерфейса; Создание адаптивных web-интерфейсов; Разработка и внедрение UI стандартов ...

16 дней назад

Р-Вижн - Москва

150 000 руб.

...именно вас. Требования: Опыт проектирования интерфейсов информационных бизнес-систем от 2х лет (не сайты) Аналитический ... ...фреймворка Ext JS Обязанности: Анализ пользовательских интерфейсов с целью оптимизации и повышения юзабилити ...

17 дней назад

Гарант - Ломоносовский р-н, Москва

130 000 руб.

...Компании-разработчику ИПО "ГАРАНТ" (28 лет на рынке) требуется дизайнер интерфейсов . Задачи: - Участие в концептуальном и ... ...проектировании веб-сервисов системы ГАРАНТ. - Анализ документации, пользовательских сценариев, бизнес- и функциональных требований. - ...

25 дней назад

Ашманов и партнеры - метро Кунцевская, Москва

70 000 - 100 000 руб.

...наше юзабилити-подразделение приглашаем Проектировщика интерфейсов / UX-дизайнера. Задачи: Создание и описание персонажей ... ...Разработка информационной архитектуры; Проектирование пользовательских интерфейсов в виде вайфреймов и интерактивных прототипов ...

26 дней назад

ГБУ МосТрансПроект - метро Чистые пруды, Москва

90 000 руб.

В этой статье рассказывается, какую роль дизайн интерфейсов играет в условиях современного рынка. А также, что отличает хороший интерфейс от плохого (UI = user interface, то есть, интерфейс пользователя ). Также мы взглянем на парочку новых моделей UI дизайна, включая Google Fuchsia и Fluent Design от Microsoft .

Роль UI дизайна сегодня?

Современные дизайнеры разрабатывают пользовательские интерфейсы для приложений, работающих в определенной операционной системе. Поэтому многие параметры интерфейса неподконтрольны разработчикам. Например, если дизайнер разрабатывает интерфейс для Android-приложения , он не знает о размере и разрешении экрана пользовательского устройства. А также о том, как пользователь настроил уведомления для этого приложения, установлены ли другие программы, влияющие на цветовой профиль экрана.

Творчество разработчиков пользовательских интерфейсов ограничено определенным устройством и операционной системой. Их работа часто должна соответствовать рекомендациям производителя операционной системы (Google для Android, Apple для iOS ). Apple публикует, что можно, а чего нельзя для пользовательского интерфейса, а также подробный список рекомендаций для UI . У Google также есть собственные стандарты материального дизайна .

Из-за этих ограничений внимание современных дизайнеров пользовательского интерфейса сосредоточено на мелких деталях. Например, на том, как расположены окна, удобна ли для пользователя навигация по приложению или сайту. Из-за нехватки времени пользователю некогда разбираться со сложным, громоздким и медленным интерфейсом.

Вот некоторые особенности пользовательских интерфейсов нашего времени

Многие элементы пользовательского интерфейса мы воспринимаем как приглашения к взаимодействию с приложением или устройством:


Поле для ввода текста и курсор предлагают пользователю ввести текст, а кнопка «Подтвердить » - кликнуть или коснуться ее, чтобы продолжить:


Переключатель, представленный здесь в виде ползунка, приглашает пользователя включить или отключить опцию:


Иконка приглашает пользователя кликнуть по ней, чтобы запустить приложение или функцию:


При нажатии по кнопке-гамбургеру…


…появляется меню, которое приглашает пользователя выбрать дополнительные варианты:


Ползунок приглашает пользователя коснуться/кликнуть и перетащить его, чтобы изменить настройки, например, яркость экрана:


Выпадающее меню предлагает пользователю выбрать нужный вариант из списка.

Это лишь некоторые примеры элементов дизайна интерфейсов приложений . Но все они объединены идеей повысить эффективность взаимодействия с пользователем.

Интерфейс: хороший, плохой и ужасный

Хороший дизайн пользовательского интерфейса не заключается лишь в том, чтобы прелестно выглядеть. Дизайн UI может иметь успех, и не будучи очень красивым.

Давайте взглянем на некоторые образцы хорошего и плохого дизайна пользовательского интерфейса. Затем посмотрим на ужасный, что тоже важно.

Хороший пользовательский интерфейс

Разработан с учетом глубокого понимания пользователя, его потребностей и того, как он будет перемещаться по приложению или сайту. Поэтому мы и говорим, что дизайн UI является одним из аспектов UX-дизайна (UX = User eXperience , опыт взаимодействия ).

Хороший интерфейс - максимально простой, и в то же время такой, что у пользователя под рукой есть все необходимое. Навигация недолгая и неглубокая (без под-под-под-разделов и меню ), требует минимального количества шагов для выполнения задачи, а опции, доступные для выбора в каждом окне, понятны:


В этом приложении интерфейс предлагает пользователю три варианта: поиск закусочных, использующий текущее местоположение, поиск «вручную» по почтовому индексу и кнопку-гамбургер для просмотра дополнительных вариантов.

Плохой интерфейс

У такого дизайна интерфейса сайта на первом месте не потребности пользователя, а значимость приложения или разработчика. Признаки плохого UI включают в себя значки, слишком маленькие для того, чтобы попасть в них при нажатии пальцем.

В таком интерфейсе очень много мелкого текста, который трудно читать. Кроме этого, плохому интерфейсу присуще использование жаргона (в том числе профессионального ) вместо понятного языка. Например, написано: «Плохие данные ». А нужно - «Неверные логин и пароль ». К плохому интерфейсу также можно отнести применение назойливых диалоговых окон вместо панели уведомлений:


В приведенном выше примере видно, что диалоговое окно фонового приложения прерывает работу активного приложения и настоятельно требует ответа, не давая пользователю продолжать. Если человек в это время набирает текст и не смотрит на экран, то запросто может потерять несохраненные данные. Видно, что кнопки маленькие, и в них трудно попасть пальцем. А сообщение «Неизвестная ошибка » вообще не имеет смысла, так как не дает пользователю возможность изучить или устранить причину ее возникновения.

Ужасный интерфейс

Некоторые успешные проекты и дизайны интерфейсов , на первый взгляд, разрушают представления дизайнеров о том, что простота должна быть на первом месте. Рассмотрим в качестве примера сайт Amazon , имеющий, слегка напряженный вид:


Но успех компании Amazon , наоборот, доказывает эффективность их UI . Почему? Один из секретов кроется в том, что внешний вид страницы улучшался постепенно, и поэтому не заставлял пользователей приспосабливаться к резким изменениям интерфейса. Посетителям сайта это удобно.

Я, как давний пользователь Amazon , особо и не замечал изменений во внешнем виде или способе взаимодействия. Но вот как выглядел Amazon 10 лет назад:


Что ожидает дизайн пользовательского интерфейса в будущем?

Скорее всего, наиболее кардинальные изменения, будут связаны с разработкой голосовых интерфейсов. Эта функция уже есть во всех основных операционных системах, но пока еще нельзя сказать, что люди регулярно пользуется ей на своих телефонах и компьютерах.

Появляются новые подходы к дизайну интерфейсов , но, похоже, что визуальный интерфейс все же будет основным способом взаимодействия пользователя с устройствами. Но есть большой простор для инноваций, а также оптимизации старых интерфейсов. Неудивительно, что такие крупные игроки как Microsoft и Google инвестируют значительные ресурсы в эксперименты с новой эстетикой пользовательского интерфейса и моделями взаимодействия.

В последние месяцы все чаще слышно о «Fluent Design» от Microsoft . Говорят, он нацелен на интеграцию большей визуальной глубины и движения. То же самое касается экспериментальной операционной системы от Google с кодовым названием «Fuchsia» , в которой разработчики пытаются обойтись без рабочих столов и иконок.

В этом посте я расскажу о своих наблюдениях за тем, как рождается и взрослеет интерфейс продукта в Скетче. Эти идеи можно применять к интерфейсному проекту любого масштаба, будь то лендинг или операционная система.

Мыслить стратегически  - значит, смотреть на дизайн в перспективе. Значит, делать его оптимально, чтобы на длительной дистанции сэкономить рабочее время.

Уровни детализации в дизайне интерфейсов

Продуктовый дизайн интерфейсов никогда не заканчивается и постоянно развивается. Я выделяю четыре уровня:

  • логический
  • уровень проектирования
  • визуально-эмоциональный
  • уровень масштабирования

Правильно заложенный фундамент на логическом уровне помогает построить такой проект, как изначально хотелось. Интерфейсный делает дизайн понятным и удобным. Визуальный уровень радует глаз и даёт правильное ощущение. Затем, удачно написанные правила дизайна помогают масштабировать его до любого размера.

Дизайнеры используют Скетч не в полную силу

Дизайнеры, которых я встречал, пытаются использовать Скетч как Фотошоп или Иллюстратор. Но Скетч - не просто очередной модный векторный редактор. Это первый успешный инструмент, созданный специально для работы с интерфейсами. При помощи символов в умелых руках он позволяет создавать бесконечно масштабируемый дизайн-проект. Фотошоп и Иллюстратор нечестно сравнивать со Скетчем, поскольку они были созданы не для дизайна интерфейсов. Их величия никто не отменяет, однако глупо идти в бой, вооружившись микроскопом, если можно выбрать автомат Калашникова.

Дизайн крупного проекта плавно эволюционирует от серых схематичных блоков до проработанной системы, которая напоминает свёрстанный сайт. Скетч позволяет переходить из одного уровня детализации в другой.

Какой макет лучше организован?

Вот два внешне одинаковых макета:

Левый не использует символы, а правый только из них и состоит. Какой макет лучше организован? Напрашивается ответ, что правый. Но нет. Они заточены под разные цели.

Левый: легко менять, трудно масштабировать

Если этот дизайн станет основой для 100 других экранов, то с каждой новой копией в проекте будут появляться плохо управляемые дубликаты объектов. Они должны быть идентичными от экрана к экрану. Чем их больше, тем сложнее будет следить за порядком. Если поменяется единственная иконка или таббар, устареют все 100 макетов.

Правый: дорого создать, идеально масштабировать

Однако, не торопись всё подряд запихивать в символы. Если стиль только формируется и нужно кардинально переделать этот экран, то после отрисовки экрана заново все символы из правого варианта устареют. Время, потраченное на их создание, не окупится. Такой экран с его символами неудобно переставлять среди других экранов, он не лёгок на подъём.

Символы - клей интерфейса

Я понимаю, какой огромный потенциал скрыт в символах. Они напоминают маленькую цивилизацию, организмы в которой рождаются и умирают. При помощи символов и простых форм я выращиваю структуры. Отмершие ткани уничтожаются. Я создаю и посылаю их на войну, зная, что может быть ситуация, что придётся сделать им детач.

Жизненный цикл символа

После смерти символы превращаются в группы, а следующим же действием их можно разгруппировывать, вытаскивая на поверхность макета их содержимое: простые растровые, векторные и текстовые слои, или другие символы. Так через отдельные атомы меняются уровни детализации.

В зависимости от того, создаю ли я новые символы, или отстреливаю старые, можно понять, в какую сторону я двигаюсь стратегически: детализирую или разрушаю структуру дизайна.

И то и другое направление движения имеет свои плюсы:

Если мы детализируем

структура становится более формальной и сложной. Появляется стройность и логика, она стремится описать свои мельчайшие частицы и следует принципу программирования DRY (don’t repeat yourself). Формализация приводит к порядку и экономит объекты, но неизбежно бюрократизирует систему. Камни фундамента дороже двигать, чем камни на крыше. Формализация дружит с сеткой, заботится о том, чтобы все отступы одинаковы. Так мы цементируем интерфейс, делаем его менее гибким, но стройным.

Интересный пример: я встретил Sketch-проект, который весил 600 мб. В нём практически не использовались символы и было много экранов. Когда я вычистил и переверстал его на символах, вес файла сократился до 150 мб.

Если больше двух объектов в системе выглядят идентично, и в будущем их количество их только увеличится, возможно, пора создать им общий символ.

Если мы упрощаем

Если мы крошим символьную структуру детачем, это ведёт к разжижению дизайна и становится ближе к принципу KISS (keep it short and simple). Свежему цементу легче придать нужную форму. Частицы в нём не имеют сильных связей друг с другом и не сопротивляются.

Дизайн вдребезги

Нет ничего более раздражающего, чем символьные структуры, когда нужно быстро и кардинально изменить дизайн, сделать новую логику взаимодействия. В этом случае о них постоянно спотыкаешься. Если не отстреливать символы, придётся сформировать в голове все взаимосвязи, которые формируют конечный макет. Мы заходим в каждый символ и меняем его, чтобы повлиять на финальный дизайн. Если элементы мелкие и разношёрстные, это делать в рамках одного макета крайне сложно. Попытка играть по правилам формальной системы, когда нужна революция - бесполезный гемор, который замедляет работу. Словно пытаешься рисовать картину не целиком, а по фрагментам, не видя общий холст.

Когда интерфейс полон символов, он фрагментирован. Если нужно создать принципиально новый экран, это мешает.

Теперь поговорим об уровнях подробнее.

1. Логический уровень дизайна

Это высший уровень абстракции, стратосфера. Самый общий уровень интерфейса - это логика действий пользователя, . То, чем занимаются UX-дизайнеры: Какие каналы будут использоваться для взаимодействия с системой? В чём цель пользователя? Как помочь достичь её за минимум кликов? Скетч превращается в программу для создания логических диаграм:

На этом уровне символ только один - серая карточка, обозначающая действие. Вредно символизировать стрелочки и желательно даже не делать уточняющих подписей. Струкура только-только формируется. Некоторые дизайнеры вообще не работают на этом уровне, предпочитая визуализировать пути пользователя в виде экранов, а не логических действий. Этот уровень не содержит никакого визуального дизайна.

2. Уровень проектирования

Когда появляется больше деталей, мы переходим на уровень юзер-флоу. Какие кнопки нажимает пользователь, чтобы достичь своей цели? На этом этапе удобно использовать плагин User Flow , который позволяет показать, какие кнопки куда ведут.

В приложениях и сайтах это уровень взаимодействия с экраном. Рисуем общие формы, широкие мазки. Это тоже логический уровень, без рисования деталей. Где будет кнопка призыва к действию? На какой экран она будет вести? Что будем делать, если пользователь незрячий или имеет другие ограничения?

Мобил Фёрст

Шаги превращаются в экраны с определёнными размерами, для которых мы проектируем. Начинаем всегда с мобильной версии, поскольку в ней легче сконцентрироваться на смысле, а не на визуальном дизайне. Разворачивать мобильную версию на большой экран значительно легче, чем втиснуть десктоп в мобильный. Читайте Mobile First .

Первые символы

Здесь уже можно начинать делать самые общие символы, если мы уверены, что объекты будут типовыми. Могут родиться символы шапки, главного меню и подвала. Они выглядят как серые прямоугольники с текстовыми слоями. Поскольку нас не ограничивает сильная фрагментация, на этом уровне тоже легко можно вносить значительные изменения в дизайн.

Делай прототип максимально рано

Здесь уже полезно создавать первый прототип в Инвижне, который не очень красив, зато работает как придумали. На этом уровне можно тестировать идеи: понятна ли логика, или всё надо переделать с нуля? Обидно выбрасывать любовно прорисованный дизайн. Выбрасывать изрисованную салфетку - не обидно.

3. Уровень эмоций: отрисовка и контент

Когда логическая картина сложилась, можно прорабатывать дизайн в деталях. Эта территория вдохновения и художников. На нём концентрируются любители Дрибла и Биханса, подчас забывая об остальных. Серым квадратам приходят на смену настоящие UI-элементы, хорошая типографика, иконки и иллюстрации. Время тщательно проработать формулировки в текстах. Сюда же можно отнести анимацию. Когда она используется уместно, даже самый простой дизайн оживает.

Вместе контент и визуальный ряд формируют восприятие всего продукта.

4. Уровень масштабирования

Когда стиль продукта сформировался и появился набор правил, по которым формируется дизайн, приходит время взросления дизайн-системы. Также хочется назвать этот этап формализацией.

Те, кто организовал это, знают толк в масштабировании. Символы - идеальный инструмент масштабирования дизайна.

На этом уровне создаётся подавляющее большинство символов. Это время спуститься на землю и перестать устраивать революции. Время начать разглядывать детали и заниматься перфекционизмом. Цель рождения символов на этом этапе - разбить систему на мельчайшие части, чтобы можно было её безболезненно масштабировать.

Зачем масштабировать

Удачно формализованную систему легко поддерживать.

Даже крупный проект может так и остаться на уровне отрисовки. Поскольку рост числа макетов неизбежен, вместе с ним неизбежен рост сопутствующего бардака. Если дизайн меняется, дизайнеру приходится актуализировать все макеты вручную (а это невозможно), либо держать актуальными только последние макеты, игнорируя все остальные. Я бы сошёл с ума, если бы мне приходилось мириться с тем, что 90% моих новых макетов уже устарели.

Пример задачи масштабирования

Если встанет задача перекрасить все красные иконки в другой оттенок, это будет легко сделать, поскольку они сгруппированы в одном UI-ките, из которого транслируются во все макеты. Меняем один символ - меняются все его копии в 600 макетах. Этот дизайн уже пахнет вёрсткой.

Что масштабировать

Символами должны становиться не только иконки, а любые повторяющиеся элементы. Все поля ввода, меню, иллюстрации, кнопки, вкладки, попапы и некоторые текстовые блоки.

Все уровни противоречат друг другу. Чтобы проект развивался, постоянно необходимо лавировать между ними и в этом заключается мастерство дизайнера интерфейсов.

Это пост не о том, что нужно дробить интерфейс на кучу символов, как и не о том, что символы мешают рисовать дизайн как иллюстрацию. Это лишь следствия чего-то глубинного. Посмотри на свой интерфейс на всех четырёх уровнях и реши, что с ним нужно делать в данный момент, чтобы эффективнее всего решить поставленную задачу.