Возможности использования текстового процессора воспитателем доу. Использование ИКТ в ДОУ: цели и задачи

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны не приводить к замене традиционных методов, а способствовать расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты Правительством Российской Федерации.
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Использование ИКТ в дошкольном учреждении позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
В настоящее время выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр недостаточно адаптированы для реализации программных задач дошкольного образования, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
Второе направление - ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и дает возможность участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти они предназначены для использования на занятиях с детьми. Интерактивные игровые средства созданные в программах PowerPoint, SMART Notebook, iteach Next Generation, elite Panaboard book.

Третье направление - разработка интегрированных образовательных или развлекательных комплексов с включением ИКТ для использования на занятиях или в развлечениях. В основе этого комплекса - какая- либо из образовательных областей: «Музыка», «Познание. ФЭМП», «Познание. Коммуникация», «Художественное творчество Лепка».
Четвертое направление - ИКТ как средство автоматизации системы управления. Она обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов, медиков. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, создает единую методическую систему.
Информационно-коммуникационное пространство позволяет детям на повышенном эмоциональном фоне погрузиться в сказочный мир, увидеть его детскими глазами, испытать восторг, удивление, сделать первые открытия.
Еще до появления ИКТ ученые выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания неко-торое время спустя. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, l/З часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного и 3/4 части материала - если ребенок привлечен к активным действиям в процессе обучения: одновременно задействованы сенсорное восприятие (зрение, слух), мелкая моторика, речевая деятельность, психические процессы (память, мышление, воображение и др.).
Таким образом, интерактивные формы работы с детьми позволяют педагогам формировать основы логического мышления, модернизировать и интенсифицировать процесс образования, что является мощным мотивационным средством.
В настоящее время основная задача развития ИКТ в дошкольном учреждении- это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента образовательной системы ДОУ в соответствии с ФГОС. Преимущества данных образовательных комплексов в том, что они включают в себя средства для образования, воспитания и развития детей.

Первое направление - игровые технологии с использованием компьютера: это различные компьютерные игры - развлекательные, обучающие,
1. игры для музыкального развития, например:
-«Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского»;

2. игры, направленные на развитие основных психических процессов:
«Звериный альбом»;
«Снежная королева»;
«Русалочка»;
«Спасем планету от мусора»;
«От планеты до кометы»;
«Маленький искатель»;
В своей работе с дошкольниками педагоги используют в ОСНОВНОМ развивающие и обучающие, реже - диагностические игры:
3.игры на развитие математических представлений:
«Баба Яга учится считать»;
«Остров Арифметики»;
«Лунтик. Математика для малышей»;
игры на развитие фонематического слуха и обучение чтению:
«Баба Яга учится читать»;
«Букварь»;
4.прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей:
«Мышка Мия. Юный дизайнер»;
«Учимся рисовать»;
«Волшебные превращения»;
- «Форма. Секреты живописи для маленьких художников»;
«Мир информатики».
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе возникает ряд проблем.
Во-первых, при внедрении ИКТ как «игрушки» появились следующие вопросы:
1. Сколько времени ребенок должен находиться за компьютером?
2. Влияют ли игры на состояние психического и физического здоровья?
3. Не возникнет ли у детей ранняя компьютерная зависимость?

Наш опыт показывает , что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное использование педагогом развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к полезным играм, т. е. формирует интеллектуальный вкус, правильную привычку. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Опасно зацикливание ребенка на компьютерной игре. Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
Во-вторых, возникает вопрос о соблюдении требований к организации работы с интерактивным оборудованием - любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка.
Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться у компьютера от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут. Однако многие дети проводят за компьютером гораздо больше времени без каких-либо вредных последствий.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимы проветривание кабинета до и после занятий, а также влажная уборка до и после занятий. Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей за компьютером, познавательную беседу, игру, длится от 20 до 25 минут. При этом дети проводят за экраном не более 7-10 минут.
В- третьих, очень актуально стала проблема профессиональной компетенции педагогов: им необходимо уметь не только пользоваться современной технологии, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети интернет.
Таким образом, при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуального обучения и воспитания. На практике можно убедиться в позитивном эффекте от внедрения ИКТ в образовательный процесс детского сада без организации традиционных форм обучения и развития детей. Информатизация открывает для педагогов новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
Литературные и интернет – источники
1. Давыдова О. В. Инновационная деятельность ДОУ.
2. Кажалова Т. А. Использование ИКТ в условия дошкольного образовательного учреждения.
3. Селезнева И. Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении алгебры и начал анализа,
4. Управление инновационными процессами в ДОУ. М.: Сфера, 2008.
5. Чуканова С. И. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста

«Информационно-коммуникационные технологии

в педагогической деятельности воспитателя детского сада»

Ермакова Людмила Алексеевна, воспитатель МБДОУ д/с «Журавлик

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

    предъявлять информацию на экране телевизора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.

    ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

    привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

    поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности презентации, игрового комплекса, что является стимулом для развития их познавательной активности;

    развивать у дошкольников исследовательское поведение;

    расширять творческие возможности самого педагога.

И вот здесь очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

В своей работе я стараюсь активно привлекать возможности современных информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ). Так как, использование ИКТ позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.

Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях (тетрадь движения), перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки, каталоги.

Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

Кроме того, использование ИКТ позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к ООД, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

В то же время это и обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

Использую компьютер для создания различных баз данных, создания электронной почты, ведения сайта ДОУ, своего персонального сайта.

Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебсеминарах, интернет-конференциях, конкурсах.

Направления работы с педагогами: организация семинаров-практикумов в ДОУ по следующим темам: «Изучаем Microsoft office», «Создание слайдов в программе Power Point», «Изучаем Photoshop», «Использование ИКТ при планировании НОД» и др.; организация работы по поиску и отбору фото и видеоматериала, иллюстраций природоведческого характера в Интернете и т.п.

Для педагогов была проведена серия обучающих занятий и мастер-классов по созданию электронных продуктов. Некоторые овладели некоторым компьютерными программами, такими как Microsoft Office Word, Adobe Photoshop, PowerPoint, Excel, FineReader. Теперь в ДОУ функционирует система сопровождения и поддержки педагогов, которые используют и хотят использовать в работе ИКТ.

Я разработала сайт детского сада, являюсь его администратором. Теперь это позволяет не только мне, но и педагогам детского сада разместить свою информацию для родителей, познакомить их с детсадовскими мероприятиями.

Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, на мой взгляд, значительно сократило время подготовки и проведения родительских собраний, помогло расположить родителей к непринуждённому общению. Родителям предоставляется возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОУ. Эта форма работы стала достойной альтернативой устным докладам, письменным отчётам на собраниях.

При работе с родителями, использую презентации на родительских собраниях (в знакомстве с новой темой - дана подборка рекомендаций по работе с детьми дома, предложен дидактический материал по теме), а также, информацию о том, как проживали данную тему дети в группе, чего достигли и что получилось (сопровождая показ видео и фото материалами). Выпускаю информационные буклеты для родителей (учитываю занятость родителей), где расписана подробная деятельность детей в группе по образовательным областям.

Следующим направлением в моей работе стало использование ИКТ как средства для улучшения освоения изучаемого материала дошкольниками. Для воспитателя важно помнить, что каждый ребёнок это – личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, так как открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, сюжетные картинки по составлению рассказов по развитию речи, готовые раскраски (по образцу), лабиринты для развития мелкой моторики. Такая медиатека занимает очень мало места. Для переноса информации использую флеш-карты.

Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ на НОД. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.

В данном случае даже не нужно иметь мультимедийный проектор в каждой группе и носить компьютер из группы в группу. Однако в каждой группе имеется телевизор и DVD-проигрыватель. Каждая презентация сохраняется в таком виде, чтобы можно было управлять ею с пульта управления от DVD.

Не секрет, что дидактические демонстрационные материалы стоят дорого, детские сады почти не приобретают их, а все покупать самим - нереальная задача. Имеющийся в группах материал разноформатный, какие-то иллюстрации стали уже старенькими и неэстетичными. Вот здесь-то и приходят на помощь сканер, компьютер, принтер и программы Adobe Photoshop, PowerPoint, FineReader, которые позволят обработать этот материал и представить его детям в наилучшем виде.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия, у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес.

Я составила ряд интересных презентаций «День космонавтики», «День Защитника Отечества», «Русский национальный костюм», «Весна в произведениях русских художников» для старших дошкольников, «Домашние животные», «Дикие животные», «Зима пришла», «Весна-краса» и другие для младшего и среднего возраста и др. Они позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.

Часть презентаций подобрана из готовых, однако каждая из них отсмотрена и адаптирована для детей дошкольного возраста, для определенной группы.

Также составлены презентации с использованием элементов игры. Например: «Наша Родина - Россия», «Художественные промыслы России», «Путешествия по сказкам», «Какая фигура следующая», «Путешествие по стране Математике».

Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Теперь у меня имеется банк электронных дидактических и методических материалов, который включает в себя методические разработки, конспекты занятий, досугов и развлечений с детьми, коллекции проектов, презентаций, иллюстрационный материал, консультации для родителей. Этими материалами в любое время пользуется любой воспитатель.

Самой распространенной формой использования деятельности в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.

«Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале.

С помощью ИКТ (Презентация и телевизор) знакомлю воспитанников на занятиях с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал вне занятий.

Фильмы и презентации используются мною во время бесед, путешествий и помогают заинтересовывать детей в ООД.

Для создания наглядных материалов использую возможности электронных таблиц и программ подготовки презентаций.

Преимущества использования компьютерных технологий в ознакомлении дошкольников с изобразительным искусством очевидны:

    ИКТ позволяют оптимально сочетать методы, формы и приёмы работы;

    знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий, слайд-презентаций;

    широко использовать показ репродукций картин художников;

    «посещать» крупнейшие музеи;

    прослушивать записи музыкальных композиций;

    активизировать учебный процесс.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что применение ИКТ мною в воспитательно-образовательном процессе:

    Способствовало повышению моего профессионального уровня, как педагога, активизировало меня на поиск новых нетрадиционных форм и методов обучения, дало стимул к проявлению моих творческих способностей.

    Увеличило интерес детей к обучению, активизировало познавательную деятельность, повысило качество усвоения программного материала детьми.

    Подняло уровень педагогической компетентности родителей, информированности их о жизни группы и результатах каждого конкретного ребёнка, усилило интерес к событиям в детском саду.

Таким образом, использование компьютерных технологий в дошкольном учреждении необходимо для создания познавательной среды, актуализации учебной и воспитательной деятельности, повышения интереса детей к приобретению новых знаний.

В результате применения перечисленных средств информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности, позволило достичь некоторых результатов - появились видеозанятия, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, игровые занятия.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды, повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

В детском саду можно успешно применять ИКТ в воспитательном процессе.

ИКТ в дошкольном образовательном учреждении можно можно классифицировать:

1. ИКТ, с помощью которых решаются педагогические задачи (электронные учебники, электронные системы для обучения и контроля знаний)

2.Электронные системы для практического применения знаний (виртуальный конструктор, программы, для моделирования,тренажер)

3.Интерактивные средства (телекоммуникационная конференция,электронная почта)

4.Поисковые средства и программы (каталоги, поисковые системы)

5.Электронные средства, содержащие текстовую информацию (электронный учебник)

6.Средства визуальной информации (цифровое фото, и т.д.)

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.

В работе с детьми информационно-компьютерные технологии нами используются довольно активно в процессе занятий и других видов деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Мы считаем, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, а так же развивает ребенка всесторонне.

Мультимедиа - это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций в нашем дошкольном учреждении позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации - облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

Осуществление полисенсорного восприятия материала;

Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

Компьютерные презентационные слайд-фильмы мы использоваем для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

Предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре;

Ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

Поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

Развивать у дошкольников исследовательское поведение;

Расширять творческие возможности самого педагога.

Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Ведущие мировые специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:

1. исследовательский характер,

2. легкость для самостоятельных занятий ребенка,

3. развитие широкого спектра навыков и представлений,

4. высокий технический уровень,

5. соответствие возрасту,

6. занимательность.

Кроме того, мы как педагоги-практики должны помнить о санитарных правилах и нормах использования ИКТ. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота установки1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана.

Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 мин.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В форме обучающей игры с детьми дошкольного возраста можно проводить любые занятия: математику, путешествия по стране, городу, развитие речи, обучение грамоте, конст-руирование, рисование и др.

Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, даю- щая возможность воспитателю выстроить объ- яснение на занятиях логично, научно, с исполь- зованием видеофрагментов. При такой ор- ганизации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, мо-торная. Презентация дает возможность рас- смотреть сложный материал поэтапно, об- ратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остано- виться на вопросах, вызывающих затрудне- ния. Использование анима ционных эффектов способствует повыше-нию интереса детей к изучаемому материалу.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов - показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей - наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ - это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.

Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Они всегда с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки, картинки на заданные темы. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию.

Для детей младшего дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фотосъемке. Дело в том, что, включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, запускаются сразу несколько психических процессов. Во-первых, узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для малышей это немаловажно. Во-вторых, способствует развитию операций обобщения (и мой стол - тоже стол).

В-третьих, обратный процесс, когда, встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала, связанного с этим предметом (развивается ассоциативная память).

Хочется заметить, что если педагоги дошкольных учреждений не разовьют у детей любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение школьного образования не сможет исправить наших ошибок.

Литература:

Мириманова М.С., «Психологическая безопасность дошкольной образовательной среды», 2010.

Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007.

Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.

Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления.

Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

Занятие 1. Тема: «Нормативно-правовая база по использованию ИКТ в образовательном пространстве ДОУ. Возможности использования ИКТ в образовательном процессе».

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-компьютерные технологии стали активно применяться в дошкольных образовательных учреждениях.

Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании» в РФ
  • Концепция социального экономического развития 2020, Приложение к письму от 8.05.08 №03-946: «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»
  • Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. №753/23-16 «Об информатизации дошкольного образования в России»
  • Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (вместе со "Сводным перечнем первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской и муниципальными учреждениями»)
  • Федеральный закон от 08.11.2010 № 293 об оптимизации предоставления государственных услуг в сфере образования, о создании сайта ОУ, соответствующего единым требованиям.
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2012 года»
  • Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды»
  • Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года»
  • Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы
  • Постановление Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010 г. № 164» с изменениями
  • Постановление правительства РФ от 18.04.2012г. № 343 «Об утверждении правил размещения в сети Интернет и обновления информации об ОУ»
  • Приказ Минобразования РФ «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20.07.2011г. №2151
  • Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 23.11.2009г. №655».

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Важность и необходимость внедрения таких технологий в процесс образовательной деятельности отмечалась международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации», подготовленном ЮНЕСКО. В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Данное направление развития образовательной отрасли, как подчёркивается в государственных документах, признаётся важнейшим национальным приоритетом. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвящённой приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения». «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования. Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста.

В нашей стране, за последние 5 лет, произошли ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях:

Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
. Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
. Реализация программы «Электронная Россия»;
. Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»;
. Подключение в рамках национального проекта школ и детских садов к интернету;
. Принятие Закона «Об образовании»;
. Формирование социальных сетей и др. потребовали иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология» - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Для успешной реализации образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с требованиями государства, общества, семьи в каждом ДОУ должны активно использоваться информационно-коммуникационные технологии. А для этого необходимо каждому педагогу быть компетентным в вопросе владения компьютерной грамотой, умением использовать ИКТ в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности. Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Так в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151 «ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», предъявляют определенные требования к кадровому обеспечению. Одним из основных требований является - владение педагогом информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому, в нашем ДОУ, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Опыт работы нашего МБДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для администрации стали: цифровые фотоаппараты, видеокамеры, принтеры, сканеры, копиры, ламинаторы, DVD- проигрыватели, телевизоры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. По сравнению с прошлым учебным годом увеличился процент педагогов владеющих ИКТ на 50%, в том числе у педагогов с нулевым опытом работы на компьютере.

Поэтому с целью оказания помощи и поддержки педагогам, на базе нашего детского сада создана стажировочная площадка для воспитателей дошкольных образовательных учреждений города, которая позволит обеспечить повышение профессиональной компетенции и информационной культуры педагогов. При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Возможности использования ИКТ в образовательном процессе

Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения.

Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления. Преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности воспитателя и воспитанников. Следовательно, меняется и роль воспитателя в образовательном процессе. Он перестает быть источником информации, а становится соучастником, помощником.

В п. 3.4 требований к учебно-материальному обеспечению содержатся требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования, включающие общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Условия и результаты внедрения ИКТ

Повышение ИКТ-компетентности педагога

Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования.

Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога.

Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может провести занятие с применением компьютера, подготовить материалы к занятию. Дети положительно воспринимают перемены.

Наличие ЭОР и методик их использования

Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего занятия. Возможность активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей.

Возможность распространения опыта. Педагогические инновации

Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.

Наличие консультанта в учреждении по ИКТ

В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами.

Формирование информационно-образовательной среды в учреждении на основе применения ИКТ

Появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности.

Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ. Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. В свою очередь применение различных методов помогает активно воздействовать на формирование и развитие навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование устной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон, DVD плейер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Электронные доски

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

  • фотографии;
  • видеоролики;
  • видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
  • презентации (электронные книги, электронные выставки);
  • детские развивающие компьютерные игры;
  • возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Остановимся на преимуществах использования интерактивных материалов.

Данные материалы:

  • позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
  • позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок - педагог;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  • при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
  • использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
  • непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  • высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  • подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  • создание дидактических игр.
  • подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  • оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей. Существуют следующие виды презентаций:
    • Для обозначения темы или как сопровождение объяснения педагога;
    • Для сопровождения небольших театрализованных сценок или постановок сказок детьми;
    • Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.
    • Для сопровождения концерта
    • Для проведения родительских собраний.

Именно поэтому ИКТ должна стать «проникающей» технологией. Иными словами, применение компьютера не должно становится самоцелью, а быть эффективным инструментом развития навыков и умений.

Из опыта работы нашего ДОУ

Для подготовки педагогов дошкольного учреждения к непрерывному развитию ИКТ-компетентности нам потребовалось организовать консультативную методическую поддержку. В практике работы зам. зав. по ВиМР ДОУ существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:

  • недели педагогического мастерства;
  • мастер-классы;
  • педагогические мастерские и наставничество;
  • обучающие семинары;
  • работа в паре;
  • тематические семинары.

Представление передового опыта - самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Так, на педагогических советах, мастер-классах, смотрах-конкурсах педагоги нашего ДОУ используют ИКТ как одно из главных условий совершенствование качества образовательного процесса. И ещё один немало важный показатель качества образовательного процесса ДОУ - участие педагогов во Всероссийских Интернет-проектах, марафонах.

Если мы рассмотрим Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника ДОУ , то пункт 1.4. гласит «Компетентность в областииспользования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе: лицензионных; созданных самостоятельно; наличие собственного сайта, страницы на сайте образовательного учреждения, блога и др.).

Это дает возможность при прохождении аттестации набрать как можно наивысший балл. ИКТ дадут возможность любому педагогу, воспитателю напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы (их надо создавать множество), так и с трансляцией своего опыты работы. ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др. Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ - с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Именно это позволит качественно и профессионально выстроить организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ как модернизированной системы в соответствии с федеральными государственными требованиями, повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ области и престиж дошкольного образования.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка - протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Компьютер: За и Против

Достоинства компьютера:

  1. Компьютер может помочь развитию у детей таких важнейших операций мышления как обобщение и классификация.
  2. В процессе занятий на компьютере улучшаются память и внимание детей.
  3. При игре в компьютерные игры у детей раньше развивается знаковая функция сознания, которая лежит в основе абстрактного мышления.
  4. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, для формирования координации зрительной и моторной функций.

Недостатки компьютера:

  1. Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также отрицательно сказаться на его психическом здоровье.
  2. Особенно это опасно для застенчивых детей.
  3. Чрезмерное обращение с компьютером может привести к нарушению осанки ребенка.
  4. И главное, нельзя уповать только на компьютер. Ребенок - маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, и, живя в реальном мире.

Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру . Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ :

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка; компьютер очень терпелив, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ.

Список литературы:

1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994
2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003
5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. - М., 2004
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие
/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006
6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
8. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

9. Сологуб В.А. Методика соддания и использования мультимедийных пособий и программ: Учебное пособие.-2-е изд., до. и перераб.-М.:АПКиППРО, 2008.-92с