Вторая информационная революция связана с изобретением. Информационные технологии: понятия, терминология, классификация

В наши дни довольно часто можно услышать рассуждения относительно информационного общества и так называемой информационной революции. Интерес к этой теме обусловлен значительными изменениями, которые происходят практически ежедневно в жизни каждого человека и мирового сообщества в целом.

Что представляет собой информационная революция?

В процессе развития человеческой цивилизации имело место несколько информационных революций, вследствие которых в обществе происходили качественные преобразования, способствующие повышению уровня жизни и культуры людей. В самом общем смысле информационная революция - это существенное улучшение общественных отношений благодаря кардинальным переменам в области сбора и обработки информации. Общеизвестно, что информация провоцирует перемены и имеет огромное значение для социального развития. Каждый человек по мере своего личностного роста сталкивается с чем-то новым и неизвестным для себя ранее. Это провоцирует возникновение чувства неопределенности и даже страха. Желание избавиться от этого ощущения толкает к действиям, направленным на поиск новых сведений.

Объем информации постоянно увеличивается и в определенный момент перестает соответствовать пропускной способности каналов коммуникации, что влечет за собой информационную революцию. Таким образом, информационная революция - это качественный скачок относительно способов обработки данных. Довольно широкое распространение на сегодняшний день получило также определение, данное А. И. Ракитовым. Согласно мнению ученого, информационная революция - это увеличение объема и изменение инструментария и способов сбора, обработки, хранения и передачи информации, которая доступна населению.

Общая характеристика первой информационной революции

Первая информационная революция началась одновременно со стихийным появлением человеческой членораздельной речи, то есть языка. Возникновение речи - это необходимость, обусловленная коллективной формой организации жизни и совместной трудовой деятельностью, развитие и само существование которых невозможны без адекватного информационного обмена между индивидами. Язык оказал грандиозное влияние на сознание людей и их представление о мире. Знания постепенно накапливались и передавались из поколения к поколению посредством многочисленных легенд, сказаний и мифов. Для первобытнообщинного общества были характерны «живые знания». Их носителями, хранителями и распространителями являлись шаманы, старейшины и жрецы, после смерти которых некоторые знания терялись, а на их повторное формирование порой уходило не одно столетие.

Первая информационная революция исчерпала свои возможности и прекратила соответствовать требованиям времени. Именно поэтому в определенный момент пришло осознание того, что необходимо создать какие-нибудь вспомогательные средства, которые бы сохраняли знания во времени и пространстве. Подобным средством стало в дальнейшем документальное фиксирование данных.

Отличительные черты второй информационной революции

Вторая информационная революция началась примерно 5 тысяч лет назад, когда в Египте и Месопотамии, а затем в Китае и центральной Америке появилась письменность. Изначально люди научились фиксировать свои знания в виде рисунков. «Рисуночное письмо» было названо пиктографией. Пиктограммы (рисунки) наносились на стены пещер или на поверхность скал и изображали моменты охоты, военные сцены, любовные послания и т. д. Благодаря тому, что не требует особой грамотности и владения определенным языком, оно было доступным для понимания каждому человеку и сохранилось до наших дней.

С появлением государств эволюционировала и письменность. Управление страной невозможно представить без упорядоченной письменной документации, которая необходима для закрепления порядка внутри государства, а также для заключения политических, торговых и иных видов договоров с соседями. Для подобных довольно сложных действий рисуночного письма недостаточно. Постепенно пиктограммы начали заменять условными знаками и графическими символами, рисунки исчезли, а письмо постоянно усложнялось. Число грамотных людей росло, в особенности после изобретения алфавитного письма и появления первой книги. Письменное закрепление информации значительно ускорило процесс обмена социальным опытом и развития общества и государственности.

Значение третьей информационной революции

Третья информационная революция относится к эпохе Ренессанса. Большинство ученых связывают ее начало с изобретением печатного станка. Появление этого новшества является заслугой немца Изобретение книгопечатания внесло существенные коррективы в социально-политическую, экономическую и историко-культурную жизнь населения. Повсеместно открывались типографии и книготорговые учреждения, печатались газеты, ноты, журналы, учебники, карты, основывались институты, в которых преподавались не только теология, но и такие светские дисциплины, как математика, право, медицина, философия и т. д. произошедший в XVIII веке, был бы невозможным без предшествующей ему информационной революции.

Четвертая информационная революция

Она началась в XIX веке, в период изобретения и широкого распространения принципиально новых средств информационной коммуникации, таких как телефон, радио, фотография, телевидение, звукозапись. Эти новшества позволили множеству людей, находящихся на расстоянии тысяч километров друг от друга, молниеносно обмениваться речевыми сообщениями. Наступил новый этап развития общества, так как появление технологических инноваций всегда связано с экономическим ростом и повышением уровня жизни и культуры.

Пятая информационная революция

Многие ученые рассматривают четвертую и пятую стадии не по отдельности, а в совокупности. Они полагают, что это последовательные этапы информационной революции, которая продолжается и сегодня. Достижения прошлого не только не были уничтожены, но и продолжают свое развитие, видоизменяясь и соединяясь с новыми технологиями. Начиная с 50-х годов XX века в своей практической деятельности люди стали использовать цифровую вычислительную технику. революции приобретает поистине глобальный характер, затрагивающий каждого человека в отдельности и в целом. Широкое внедрение и использование компьютерной техники спровоцировало настоящий информационный бум. Информационная революция - это шаг в светлое, красивое и успешное будущее.

Альтернативные периодизации информационной революции

Существуют и другие варианты периодизации информационной революции. Наиболее известные концепции принадлежат О. Тоффлеру и Д. Беллу. По мнению первого из них, в процессе развития общества можно выделить три волны: аграрную, индустриальную и информационную, которая основана на знании. Д. Белл также выделяет три, а не пять периодов. Согласно мнению ученого, первая информационная революция произошла около 200 лет назад, когда изобрели паровую машину, вторая - около 100 лет назад, когда были зафиксированы умопомрачительные успехи в области энергетики и химии, а третья относится к современности. Он утверждает, что именно сегодня человечество переживает технологическую революцию, в которой особое место занимают информация и высококачественные информационные технологии.

Значение информационной революции

В наши дни продолжает разворачиваться и совершенствоваться процесс информатизации общества. Современная информационная революция оказывает колоссальное воздействие на жизнедеятельность общества, изменяя стереотипы поведения людей, их образ мышления и культуру. Не прекращают развиваться трансграничные глобальные информационно-коммуникационные сети, которые охватывают все континенты Земли и проникают в дом практически каждого человека. Благодаря информационным революциям, познанным человечеством, сегодня стала возможным интеграция всех существующих в мире программно-технических средств в единое в котором действуют как юридические лица, так и физические, а также местные и центральные органы государственной власти.

Станислав Шульга, для "Хвилі"

Давеча Сергей Карелов опубликовал статью про неизбежность «большой войны» и другие апокалипсисы. В основе статьи лежало рассмотрение двух конкурирующих гипотез о перспективах «большой войны». Автор концепции «долгого мира» Стивен Пинкер утверждал о спаде насилия после 1945 года, а знаменитый своими «черными лебедями» Нассим Талеб утверждал обратное. Разразилась дискуссия с участием критиков и последователей, в которой стороны обменивались залпами из статистических данных и выводов, сделанных на их основе.

Я не буду касаться самого предмета спора, а хочу акцентировать внимание на его характере. Мы имеем ситуацию, когда стороны обосновано и аргументировано отстаивают диаметрально противоположные точки зрения. Причем так, что без глубокого погружения в предмет понять кто из них прав, а кто нет невозможно. В чем причины такой разности тоже можно долго рассуждать, я выделю только одну – несовершенство применяемых теоретических моделей, описывающих реальные процессы.

Этот пример не единичен. Подобных ситуаций есть множество, что свидетельствует о простом факте – наше представление о процессах, происходящих в реальности далеко от совершенства. В чем причина? Опять же, их целый ряд, я упомяну только одну – ограничения, которые накладывают знаковые системы и информационные технологии, которые применяет человек. Для их более полного понимания перечислю основные вехи, которые привязаны к гуманитарно-технологическим скачкам, или – «информационным революциям», которые приводили нас на новый уровень познания окружающего мира.

Итак, первая информационная революция произошла, когда Предмет Был Назван. Один первобытный человек ткнул в булыжник и сказал «ку», другой согласился и тоже назвал его «ку». Тот, кто продолжал обозначать предметы невербальными методами или называл его «цак» был объявлен невежей, еретиком и тем, кому чужд прогресс. Дальше процесс развивался по накатанной. Предметы и действия были с перекодированы в звуки и установлены правила, произнесения этих звуков. Племя, имеющее в своем арсенале такой мощный организующий фактор, стало сильнее племен, члены которых продолжали мычать невпопад. Собственно, тут мы имеем новый уровень коммуникации, который позволил отдельным частям человечества прогрессировать как в познании окружающего мира, так и в усложнении социальной структуры. И какое-то время все было хорошо.

Вторая информационная революция случилась, когда самый популярный настенный живописец вместо мамонта нарисовал Знак, обозначавший его, мамонта. Так, Звуки Стали Знаками и Появилась Письменность. Говорят, что сначала рисовали все, а потом финикийцы придумали алфавит. После этого человечество пошло по двум дорогам. Некоторые, как китайцы и японцы, до сих пор рисуют, а большинство пользует алфавиты. Кроме того, потомки лучших живописцев и резчиков по камню продолжали копировать мир привычными методами. Художники, что с них возьмешь.

Появление такого мощного инструмента, как письменность привело к тому, что знания перестали умирать вместе с их носителями. Их стали накапливать и передавать из поколения в поколение. Несколько тысяч лет человечество экспериментировало с технологиями сохранения и копирования знаний. В ход шло все - камень, шкуры, глина, сухие листья, ткань, бумага. Параллельно люди зачем-то изобретали все новые и новые языки, алфавиты и знаки. Это говорило, что не все идет так хорошо, как надо бы, но что было, то было.

Эксклюзивными правами на создание и копирование информации обладали специально обученные люди. Их было мало и монополию они держали крепко ибо «знание - сила». Жрецы, монахи, ученые, знать, грамотные простолюдины, сподобившиеся выучиться грамоте. Они умели читать, писать, копировать и хранить информацию. И какое-то время все было хорошо, ибо «ученье свет, а неученых — тьма». Управлять безграмотной толпой куда проще, чем людьми, умеющими читать и писать.

А потом появился Гуттенберг и Федоров и через какое-то время десятки тысяч монахов Европы потеряли работу. Кому нужен переписчик книг, если станок может печатать их в несколько раз быстрее? Это была третья информационная революция , когда Книгу Стали Печатать. Параллельно с этим все больше народа училось читать и писать и уже где-то к середине прошлого века с повальной безграмотностью было покончено. Правда, какое-то время все еще было хорошо, потому как средства для производства и передачи информации все еще контролировались власть имущими.

Четвертая информационная революция грянула, когда пришли Компьютер Настольный и Сеть Глобальная. В 80-х это было еще экзотикой, но уже в 90-х этим мало кого можно было удивить. Сейчас каждый, кто хочет, может постить котиков и писать в свою ленту ФБ экспертные оценки по глобальной геополитике. Эта общедоступность средств производства и передачи информации привела к тому, что количество информации стало расти по экспоненте. Парадокс состоит в том, что «информация» это далеко не всегда «смысл», поэтому обратная медаль общедоступности - это увеличение информационного хаоса и деградация человеческих способностей к восприятию и построению связных картин мира.

Таким образом, всеобщая грамотность и доступность средств производства информации пока привела к еще большим проблемам, чем в те годы, когда информации было мало. Честь и хвала ребятам из Кремниевой долины, которые придумали компьютеры и сделали сеть общедоступной. С другой стороны эти ребята пока не нашли способ справиться с растущим информационным хаосом, а изобретаемые ими прибамбасы зачастую имеют весьма комичное применение. Например, повальное увлечение селфи, бесконечная ярмарка тщеславия в инстаграмме, миллион и маленькая тележка экспертов всех мастей в фейсбуке.

Она еще не произошла и не факт, что произойдет. Но тот, кто ее устроит, станет если не вторым Гуттенбергом, то наверняка не меньшим, чем Стив Джобс. В чем должна состоять суть Пятой Информационной Революции? Перечислю несколько пунктов.

Динамическое Знание. Один из главных недостатков нынешних технологий создания и хранения знания это отставание от реальной ситуации. Скажем, ученый провел серию натурных экспериментов, зафиксировав их в массиве данных. Нужно время на первичную обработку, анализ, формирование результатов. За это время реальная ситуация изменилась и полученный массив данных не отвечает полностью тому, что действительно происходит в реальности. Еще более простой пример - Google Earth, который компилируется на основе спутниковых снимков. При этом некоторые снимки уже не отражают реальной ситуации на площадке. Технологические предпосылки к ликвидации этого лага есть. Фиксация, обработка и складирование данных, которые отстают от реальности не на недели и месяцы, а на минуты и секунды.

Компьютеры, Рождающие Смыслы . Пока компьютеры это большие калькуляторы, которые способны обсчитывать значительные объемы данных. Постановка задач и написание алгоритмов целиком зависит от человека. Необходимы качественно новые фильтрационные вычислительные системы, которые смогут из потоков получать смыслы. Возможно, это будут искины, возможно такое ПО по-прежнему будет работать в связке с человеком-оператором. В любом случае, это будут компьютеры, которые из огромных потоков данных смогут не только отфильтровывать информацию, но и осмысливать ее и давать человеку знание и смыслы.

Метаязык. Одна из проблем, которую человечество таки и не решило, запустив информационную революцию — увеличение «пропускной мощности» коммуникативных способностей самого человека. Мы можем хранить, передавать и обрабатывать на компьютерах огромное количество информации. При этом по-прежнему общаемся с помощью речи и создаем линейные тексты, основанные на языках, которым сотни лет. Ситуация аналогична той, если бы на старую материнскую плату компьютера вешали новые процессоры и память. Можно сколько угодно менять на скоростные процессоры и модули памяти, но шина есть шина, больше чем она есть пропустить не может. Скорость обработки не увеличится.

Второй момент. Существуют сотни языков, тысячи знаковых систем, миллионы книг, статей и заметок. Порожденная нами информация о мире дефрагментирована и слабо связана. Специалисты из разных отраслей подчас не имеют единой терминологической базы для общения друг с другом. Есть области знаний, которые практически не связаны друг с другом, хотя описывают одни и те же предметы. Для того, чтобы связать разрозненные массивы данных и создать один знаменатель для знаковых систем, нужен Метаязык. С его помощью, скажем, ученый-геолог сможет без проблем подвязывать к своим выкладкам информацию из материалов этнографических экспедиций. Зачем, спросите вы? А разве маршруты миграции племен не могут указывать на наличие тех или иных природных ископаемых? Подобных примеров можно привести десятки.
Попытки решить проблему с помощью технологий подобных Big Data вряд ли приведет к качественному скачку. Первый раз я услышал о Data Warehouse еще в середине 90-х и что с тех пор что-то сильно поменялось? Способности многочисленных аналитиков и синктанков прогнозировать будущее хорошо показали Brexit и Трамп. Да, в чем-то прогресс есть, но мы все равно не можем толком предсказать даже, казалось бы, вполне обсчитываемые события.

Нужна принципиально новая «база» — новые языки, которые заменят те языки, и знаковые системы, на которых человечество общается сейчас. Символы в этих языках будут намного более смыслоемкими и образовывать большее количество комбинаций, что позволит создавать более компактную информацию. В своих рассказах я описывал таких людей. Ниже приведен отрывок из рассказа «Трафик-трекер» .

«…Трафикер тоже «давит кнопки». На экране его «ладошки» мелькают кубики со странными символами. Они складываются в цепи и кубы, исчезают и появляются вновь. Со стороны это выглядит как игра-головоломка. Отчасти это правда. «Сайскрит» или «кибернетический санскрит» — сам по себе головоломка для тех, кто продолжает пользоваться примитивными линейными алфавитами. Слова и предложения из него содержат на два-три порядка больше информации, чем обычные тексты такой же длины. Это модифицированная версия «джимала», языка, на котором «работает» Кибернетический Глобус. Сейчас он пишет на нем запросы по базам данных Глобуса, а те через полчаса запустят на него нужный поток данных…»

Конечно, это вариант маловероятный. Попытки создания искусственных языков типа эсперанто не были успешными. Да и артикуляционный аппарат тоже дело такое, попробуйте выучить в зрелом возрасте иностранный язык.

Так что скорее вероятен вариант, когда «новые» языки создаст искусственный интеллект. Искины будут способны упаковывать огромные массивы информации с помощью гораздо более сложных знаковых систем, чем те, которыми мы пользуемся сейчас. Подвижки в этом плане уже есть. Относительно недавно по сети прошла новость о том, что нейронная сеть Google, которая обеспечивает сервис переводов Google Translate, изобрела собственный внутренний язык для перевода с одного языка на другой.

Вот тогда и произойдет настоящая информационная революция, которая будет способна изменить сами подходы к постижению вещей и вызвать ряд качественных скачков практически во всех областях человеческой деятельности. А до тех пор пока это не произошло мы будем довольствоваться «революциями» типа выхода очередной игрушки от Apple и процессорами в 100500 ядер.

Современный мир часто называют информационным миром. С самого утра человек получает необходимую ему информацию: из радио, газет, телевидения. Современный мир обладает следующими особенностями:

    за относительно короткий срок информационная нагрузка на каждого человека значительно увеличилась;

    все большее количество людей занято работой с информацией;

    само развитие современного общества, его интеграция в мировое информационное пространство во многом зависит от состояния информационной сферы и частности определяется развитием информационной инфраструктуры.

Информационная инфраструктура – совокупность систем и служб, необходимых для функционирования информационного производства и обеспечения информационных потребностей общества.

Информационная инфраструктура включает в себя:

    информационные ресурсы (ИР);

    средства доступа к ИР;

    создание и функционирование сервисных служб;

    функционирование служб эксплуатации.

В современном информационном мире информационная инфраструктура становится такой же неотъемлемой составляющей инфраструктуры государства как транспорт, связь, энерго-, газо- и водоснабжение. В современном мире индустрия информационных услуг стала одной из динамично развивающихся областей мировой экономики.

3. Информационные революции

В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Информационная революция – преобразование общества из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности и счета. До появления письменности информация, накопленный опыт передавались при непосредственном общении от одного человека к другому. Человек являлся "источником" и "носителем" информации. По-видимому, устное народное творчество, вылившееся в стихи, баллады, песни было необходимо для того, чтобы знания передавались без искажений. С появлением письменности носителем информации стала книга. Это позволило передавать информацию без искажений. Сроки хранения зафиксированной (записанной) информации увеличились в сотни раз. Однако воспользоваться письменным способом хранения и передачи информации могли немногие (книги хранились в монастырях и библиотеках).

Появление счета позволило начать обработку информации. Вначале для ускорения вычислений использовались счеты, затем – механические калькуляторы. С середины ХХ века началась эпоха ЭВМ.

Вторая информационная революция (середина XV века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру и науку.

Книгопечатание – комплекс производственных процессов по изготовлению печатной книги с наборной формы.

Первые опыты книгопечатания относятся к началу второго тысячелетия (Китай, 1041-48гг., Пи Шэн). В Европе книгопечатание возникло в середине XV века. Иоганн Гуттенберг изобрел литеры. Его первая книга вышла в 1438 году. Высшим достижением Гуттенберга стала печать библии – 165 экземпляров. В Москве первая книга " Апостол" была напечатана в 1564 году в типографии Ивана Федорова.

Результатом второй информационной революции стало появление возможности тиражирования знаний, так как книги уже могли приобретать состоятельные люди. В настоящее время некоторые книги издаются миллионными тиражами, т.е. распространение информации стало носить массовый характер. Сейчас подготовить книгу к изданию может любой человек. Однако, в результате этого появилось много книг и статей низкого качества, необходимую (новую, достоверную и др.) информацию стало труднее найти.

Третья информационная революция связана с изобретением электричества, благодаря которому появились:

    телеграф (изобретатель Эдисон Т.А.);

    телефон (изобретатель А.Белл);

    радио (изобретатель А.С.Попов, А.Маркони).

Эти технологии позволяли оперативно передавать информацию на огромные расстояния и, практически, в любом объеме.

Изобретатель телефона А.Белл дожил до преклонных лет. Однажды его спросили, какое из изобретений XIX века он считает самым выдающимся. Немного подумав, Белл назвал телеграф. "Но почему?" – изумился корреспондент. "Телеграф учит нас, что за каждое сказанное слово рано или поздно приходится платить" – невозмутимо ответил изобретатель.

Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ века) связана с изобретением микропроцессора (Эдвард Хофф, 1971) и появлением персональных компьютеров. До изобретения компьютера "носителем" информации была книга. Теперь же основной, постоянно возрастающий объем информации хранится в электронном виде, воспроизводится при помощи компьютеров. Вначале это были перфокарты, затем бумажные и магнитные ленты, дискеты. В последние годы основной объем информации записывается на магнитные диски, CD-ROM и DVD-ROM, электронные карты памяти, флеш-карты. Достоинством электронных носителей информации является то, что они очень компактны. Например, на одном диске CD–ROM, имеющем объем 650 Мб, можно хранить 30 томов книг по 500 страниц. Еще одним достоинством электронных носителей является огромная скорость обработки, передачи и поиска информации. Однако, непосредственно с электронной информацией человек взаимодействовать не может. Чтобы понять, что, например, написано на диске CD-ROM, необходим компьютер с соответствующим аппаратным и программным обеспечением. Иван Грозный, герой фильма "Иван Васильевич меняет профессию" мог бы долго обследовать такой диск, но так и не догадался бы, что это носитель информации.

Последняя информационная революция выдвигает новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства знаний.

Информационная революция

Под информационной революцией подразумевается совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации.

Первой стало изобретение письменности пять-шесть тысяч лет назад в Месопотамии, затем - независимо, но несколько тысяч лет спустя - в Китае, и еще на 1.500 лет позднее - майя в Центральной Америке. Ее ранние примеры такие, как глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона, представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.

До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы, в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.

Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н.э., а затем, независимо и 800 лет спустя, в Греции, когда афинский тиран Песистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся изустно.

О первых двух революциях у нас нет практически никаких документов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся китайская цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге. Хотя известно, что тиражирования письменных материалов путем воспроизведения текста от руки - дорогостоящий и длительный процесс, резко ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить знания. Переписывание сказывалось и на точности передачи знаний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки

Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами, а также изобретением гравировки примерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали его распространению.

На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. Она состояла в основном из тысяч монастырей, во многих из которых жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый такой монах трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1.200-1.300 рукописных страниц. К 1505 г. тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн печатных страниц в год, переплетенных в 125.000 готовых к продаже книг – 2.500.000 страниц на одного работника против 1.200-1.300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.

В середине XV века - на момент изобретения пресса Гутенбергом - книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 году из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1.000 страниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести.

За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, однако, в отличие от ранее существовавших, они не были рассчитаны на священнослужителей и изучение теологии. Они были построены для изучения светских дисциплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как сегодняшняя информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

Конец ХХ века называют новым информационным веком и связывают счетвертой информационной революцией – распространением компьютеров и Интернета. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных и полунаучных определений.

Дж. Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе,

Р. Дарендорф - посткапиталистическом,

А. Этциони - постмодернистском.

К. Боулдинг - постцивилизационном,

Г. Кан- постэкономическом,

С. Алстром - постпротестантском,

Р. Сейденберг - постисторическом,

Р. Барнет – «постнефтяном» обществе.

Большинство этих эпитетов восходят к понятию «постиндустриальное общество », популяризированному десятилетие тому назад гарвардским социологом Д. Беллом . Оно описывает характерные черты информационного века.

В США, например, уже в 1985 г. в сфере информационной индустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. А в материалах, распространявшихся в Конгрессе США при рассмотрении национальной информационной инфраструктуры, говорилось о том, что около 2/3 работающих в стране связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации.

К концу 80-х годов ХХ века обработка, передача информации и операции с нею были основным занятием каждого четвертого работающего в США, или даже каждого третьего, если считать учителей и других работников сферы образования. Аналогичным образом, с началом последнего десятилетия ХХ века более 40% всех новых капиталовложений в производство и оборудование были сделаны в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопировальные и факсимильные аппараты и тому подобное) - это в два раза больше, чем 10 лет назад. Бывший министр финансов США У. Майкл Блюменталь так резюмировал это в 1988 г. в статье, озаглавленной <Мировая экономика и изменения в технологии>: <Информация, - писал он, - стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности - базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила>. Объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества.



Существующая в развитых странах информационная индустрия, по своим объемам производства и номенклатуре выпускаемой продукции сопоставимая с важнейшими отраслями хозяйства, потребовала создания соответствующего рынка. Мировой рынок средств информатизации уже к 1990 г. достиг 660 млрд долларов. Из них около 50% составляли компьютеры. Только за 1995 г. в мире было произведено около 60 млн персональных компьютеров. Информационная деятельность во всем мире стала одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.

Под влиянием И.Р. в современном обществе формируется так называемая информационная экономика , которая прошла следующие три стадии:

а) становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации,

б) расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для правительства,

в) создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне.

Первая стадия воплотилась в том, что М. Порат в 1977 г. назвал <первичным информационным сектором>. В нем доминирует горстка громадных корпораций - производителей и менеджеров техники, составляющей национальную информационную и коммуникационную инфраструктуру. Их размеры и влияние колоссальны. Самая большая из них - <Америкэн телефон энд телеграф> - имела в конце 70-х годов валовой доход, превосходящий валовой национальный продукт 118 стран мира вместе взятых. Другие гиганты этого сектора - <Интернэшнл бизнес мэшинз>, <Интернэшнл телефон энд телеграф>, Радиокорпорация Америки, <Дженерал электрик> и др.

Вторая стадия , начавшаяся в 80-е годы, представлена частными и общественными отраслями и организациями, выступающими в качество основных пользователей новой информационной технологии. Универсальные системы <электронных денег> проникли в банковское дело. Национальная система здравоохранения США сегодня строится на технологии автоматизированных компьютерных баз данных. Индустрия образования с ее 100-миллиардным ежегодным бюджетом все шире осваивает производство и применение электронных учебных программ; обучение с помощью компьютера, которым пользуются десятки миллионов школьников и студентов. По масштабу капиталовложений автоматизация офисов и учреждений превращается в основное направление развития информационного сектора. Американское правительство сейчас - самый большой хранитель и распространитель информации.

Третья и наиболее важная фаза информационного века - массовая консумеризация высокотехнологичных информационных услуг. Она связана с массовым распространением домашних персональных компьютеров. Ее высшей фазой считается создание и расширение всемирной электронной паутины - Интернета. Норман Макрэ, главный редактор журнала <Экономист>, пишет в связи с этим: <В конце концов перед нами открывается перспектива вступления в век, в котором любой тупица, сидя за компьютерным терминалом в лаборатории, офисе, публичной библиотеке, сможет просматривать невообразимо колоссальные залежи информации, находящейся в разных банках данных. Эдисон говорил, что гений-это 99% потения и 1% вдохновения. Так вот, через четыре десятилетия после его смерти мы стали обладателями машин, которые могут сократить часть работы, требующей потения, гораздо больше, чем в 99 раз. Поскольку в результате намного больше, чем прежде, людей смогут с успехом заниматься исследовательской работой, это наверняка увеличит вероятность выявления людей со способностями Эдисона или Эйнштейна. До сих же пор, по моему мнению, лишь единицы потенциальных гениев человечества имели возможность заниматься исследовательской работой.

Широкое распространение домашних компьютерных уже произвела микрореволюцию в системе занятости.

Наиболее яркий пример –

надомная работа , связанная с компьютерной индустрией: написание программ для ЭВМ;

системный анализ;

дизайн с применением сложных методик, заложенных в памяти удаленных компьютеров;

анализ технической документации и т.д.

При наличии соответствующих телекоммуникационных средств практически любая «беловоротничковая» работа может выполняться дома. Секретарши могут печатать тексты и отвечать на телефонные звонки, находясь не в офисе, а дома. То же самое относится к бухгалтерской и другим умственным видам работы.

Контроль над работающими дома может осуществляться по телефону или через компьютерную связь; аналогичным образом им могут отдаваться распоряжения и инструкции.

Некоторые компании отказываются от центрального офиса. Значительно сократили свои издержки фирмы по производству компьютерных программ, переведя большую часть своего персонала на надомную работу. Работа дома чрезвычайно производительна, поскольку здесь нет вечных телефонных разговоров и всего того, что отвлекает людей от работы, когда она выполняется в учреждениях.

Компьютерная техника может использоваться в системах <телемагазина >. Покупатели просматривают каталоги товаров и их цен на домашнем терминале, а затем через него же заказывают товары. Доступ к банкам данных и компьютерам значительно изменяет тот круг знаний, который необходимо иметь инженерам, докторам и другим специалистам. Профессионалу не нужно будет загружать свою память фактами и методиками: все это он может получить у компьютера и со своей стороны может дать машине команду выполнить задания, прежде требовавшие длительной подготовки.

Спутниковая технология открывает перспективу всемирного телевидения и глобальной связи. Спутник выведен далеко в космос, так что в радиусе его действия находится почти половина Земли. Канал спутниковой связи из Лондона в Москву со временем будет очень дешевым и доступным людям с невысокими доходами. Новые информационные средства уже связаны воедино по всему миру. Почтовые и телеграфные сообщения, теле-и радиосигналы передаются на любые расстояния за доли секунды.

Говоря о компьютерах, мы чаще всего имеем в виду их быстродействие. В ХУ11 веке Иоганну Кеплеру понадобилось четыре года, чтобы рассчитать орбиту Марса. Сегодня микропроцессор делает это всего за четыре секунды!!!

Однако основное достоинство компьютера состоит не в том, что он может молниеносно производить вычисления. Какую бы ценность ни представляла собой эта способность, сама по себе она может стать как благословением, так и проклятием, поскольку, расширяя наши знания, она в то же время повергает нас в пучину новых информационных потоков.

Что делает компьютер поистине важным изобретением, так это его способность обрабатывать результаты вычислений под управлением человека, а именно сортировать и сопоставлять данные, связывать разные слои общества сложными коммуникационными сетями, осуществлять передачу информации по этим сетям в любое место на земном шаре, где она необходима

В результате этих свойств широкое внедрение компьютеров не только вызвало информационный бум, но и дало нам средства справиться с этим сокрушительным потоком. Тем не менее, нам по-прежнему лучше удается производить новую информацию, чем оценивать ее и обмениваться ею.

Развитие наукоемких технологий не только решает множество старых проблем, например, накопление и сохранение огромных массивов данных, но и порождает новые. Одна из них связана с информационной перегрузкой людей. В Японии специалисты ожидали, что ежегодный прирост производства информации в стране составит 10%. Реально он даже превысил запланированные цифры. Однако рост же ежегодного потребления информации, как было выяснено в результате исследований, составляет лишь 3%. Оказалось, что более половины производимой информации идет <в корзину>, потому что у людей не хватает времени на ее потребление.

Информационный мир

Современный мир часто называют информационным миром. С самого утра человек получает необходимую ему информацию: из радио, газет, телевидения. Современный мир обладает следующими особенностями:

· за относительно короткий срок информационная нагрузка на каждого человека значительно увеличилась;

· все большее количество людей занято работой с информацией;

· само развитие современного общества, его интеграция в мировое информационное пространство во многом зависит от состояния информационной сферы и частности определяется развитием информационной инфраструктуры.

Информационная инфраструктура – совокупность систем и служб, необходимых для функционирования информационного производства и обеспечения информационных потребностей общества.

Информационная инфраструктура включает в себя:

· информационные ресурсы (ИР);

· средства доступа к ИР;

· создание и функционирование сервисных служб;

· функционирование служб эксплуатации.

В современном информационном мире информационная инфраструктура становится такой же неотъемлемой составляющей инфраструктуры государства как транспорт, связь, энерго-, газо- и водоснабжение. В современном мире индустрия информационных услуг стала одной из динамично развивающихся областей мировой экономики.

В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Информационная революция – преобразование общества из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности и счета. До появления письменности информация, накопленный опыт передавались при непосредственном общении от одного человека к другому. Человек являлся "источником" и "носителем" информации. По-видимому, устное народное творчество, вылившееся в стихи, баллады, песни было необходимо для того, чтобы знания передавались без искажений. С появлением письменности носителем информации стала книга. Это позволило передавать информацию без искажений. Сроки хранения зафиксированной (записанной) информации увеличились в сотни раз. Однако воспользоваться письменным способом хранения и передачи информации могли немногие (книги хранились в монастырях и библиотеках).

Появление счета позволило начать обработку информации. Вначале для ускорения вычислений использовались счеты, затем – механические калькуляторы. С середины ХХ века началась эпоха ЭВМ.

Вторая информационная революция (середина XV века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру и науку.

Книгопечатание – комплекс производственных процессов по изготовлению печатной книги с наборной формы.



Первые опыты книгопечатания относятся к началу второго тысячелетия (Китай, 1041-48гг., Пи Шэн). В Европе книгопечатание возникло в середине XV века. Иоганн Гуттенберг изобрел литеры. Его первая книга вышла в 1438 году. Высшим достижением Гуттенберга стала печать библии – 165 экземпляров. В Москве первая книга " Апостол" была напечатана в 1564 году в типографии Ивана Федорова.

Результатом второй информационной революции стало появление возможности тиражирования знаний, так как книги уже могли приобретать состоятельные люди. В настоящее время некоторые книги издаются миллионными тиражами, т.е. распространение информации стало носить массовый характер. Сейчас подготовить книгу к изданию может любой человек. Однако, в результате этого появилось много книг и статей низкого качества, необходимую (новую, достоверную и др.) информацию стало труднее найти.

Третья информационная революция связана с изобретением электричества, благодаря которому появились:

§ телеграф (изобретатель Эдисон Т.А.);

§ телефон (изобретатель А.Белл);

§ радио (изобретатель А.С.Попов, А.Маркони).

Эти технологии позволяли оперативно передавать информацию на огромные расстояния и, практически, в любом объеме.

Изобретатель телефона А.Белл дожил до преклонных лет. Однажды его спросили, какое из изобретений XIX века он считает самым выдающимся. Немного подумав, Белл назвал телеграф. "Но почему?" – изумился корреспондент. "Телеграф учит нас, что за каждое сказанное слово рано или поздно приходится платить" – невозмутимо ответил изобретатель.

Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ века) связана с изобретением микропроцессора (Эдвард Хофф, 1971) и появлением персональных компьютеров. До изобретения компьютера "носителем" информации была книга. Теперь же основной, постоянно возрастающий объем информации хранится в электронном виде, воспроизводится при помощи компьютеров. Вначале это были перфокарты, затем бумажные и магнитные ленты, дискеты. В последние годы основной объем информации записывается на магнитные диски, CD-ROM и DVD-ROM, электронные карты памяти, флеш-карты. Достоинством электронных носителей информации является то, что они очень компактны. Например, на одном диске CD–ROM, имеющем объем 650 Мб, можно хранить 30 томов книг по 500 страниц. Еще одним достоинством электронных носителей является огромная скорость обработки, передачи и поиска информации. Однако, непосредственно с электронной информацией человек взаимодействовать не может. Чтобы понять, что, например, написано на диске CD-ROM, необходим компьютер с соответствующим аппаратным и программным обеспечением. Иван Грозный, герой фильма "Иван Васильевич меняет профессию" мог бы долго обследовать такой диск, но так и не догадался бы, что это носитель информации.

Последняя информационная революция выдвигает новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства знаний.